Домой Виды займов Налоговая система РФ Функции налогов. Виды, сущность и функции налогов

Налоговая система РФ Функции налогов. Виды, сущность и функции налогов

Если рассматривать функции налогообложения как проявления его сущности и свойств, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства". В то же время необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции образуют систему.

Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, распределительную (социальную), регулирующую, контрольную, поощрительную.

1. Фискальная функция налогообложения

Фиском (от латинского fiscus, букв. - корзина) в Древнем Риме называлась военная касса, где хранились деньги, предназначенные к выдаче. С конца 1 в. до н.э. фиском стала называться частная казна императора, находившаяся в ведении чиновников и пополнявшаяся доходами с императорских провинций. С IV в. н.э. фиск - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т. д. (отсюда обозначение термином «фиск» государственной казны).

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

2. Распределительная (социальная) функция налогообложения

Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Как отмечает профессор Л. Ходов, через налогообложение достигается «поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними»

Иными словами, происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения.

По словам шведского экономиста К. Эклунда: «Большая часть государственного производства и услуг финансируется от собранных налогов и затем распределяется более или менее бесплатно среди граждан. Это касается образования, медицинского обслуживания, воспитания детей и ряда других направлений. Цель ~ сделать распределение жизненно важных средств более равномерным.

В итоге происходит изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Ярким примером реализации фискально-распределительной функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров и в первую очередь на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально-ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность.

3. Регулирующая функция налогообложения

По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса (1883-1946 гг.), налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений

Регулирующая функция направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. При анализе этого аспекта налоговых отношений представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирутощая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например, через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов (например, для казино установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установление налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

По мнению И. Горского, фискальная и регулирующая функции противоречивы не только сами по себе - они также противоречат друг другу. В частности, фискальная компонента приобретает большое стабилизирующее значение, когда влечет за собой снижение общего налогового бремени. Это осуществимо только пугем перераспределения налоговой тяжести между плательщиками, что непосредственно требует учета регулирующих механизмов налогообложения. Однако в любом случае налог не имеет целью подрыв собственной основы: налог существу" ет для получения средств и не должен ограничивать, угнетать источник этих средств. Он не предназначен для ограничения, запрещения, конфискации, наказания. Так, увеличение таможенных импортных пошлин вызывается в основном протекционистско-политическими соображениями, а повышенное налогообложение игорного и алкогольного бизнеса обусловлено платежеспособностью, а не чапретительными мерами".

Представляется очевидным, что значение налоговых механизмов в регулировании и управлении экономикой государства все-таки преувеличено. По мнению некоторых общественных деятелей, налоги являются чуть ли не единственным регулятором всех финансово-экономических процессов в обществе. Однако развитие тех или иных экономических процессов в обществе подчиняется своим закономерностям, в которых налогам отведено довольно скромное место.

В этой связи можно согласиться с С. Пепеляевым, по мнению которого налог в современных условиях устанавливается для получения бюджетного дохода, поэтому воздействие, оказываемое на налогоплательщика для достижения какого-либо результата, не может быть основной целью налога. Но если какие-либо налоговые платежи начинают выполнять регулирующие функции, не преследуя финансовой цели, то они перестают выступать налогами в строгом смысле слова.

Так, стимулирующая функция налогов влияет на экономическое поведение субъектов более чем опосредованно, косвенно, через некоторые аспекты мотивации. Налог отнюдь не стимулирует зарабатывание денег и сам по себе не побуждает зарабатывать, он лишь претендует на часть заработанного. Если какой-либо вид бизнеса изначально неприбылен и неэффективен, его развитию не помогу никакие налоговые льготы.

Например, российское сельское хозяйство всегда пользовалось колоссальными льготами практически по всем налогам, однако этот «суперльготный» режим не стал основой для прогресса и процветания отечественного аграрного сектора. Налоговое стимулирование инвестиций в отрыве от других экономических факторов также не приносит результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса. В этой связи представляется справедливым утверждение В. Потапова о том, что налоговые стимуляторы вторичный

Тем не менее в ряде случаев наличие налоговых льгот может послужить дополнительным (но все-таки не основным) аргументом в пользу той или иной деятельности или деловой активности.

В то же время регулирующая функция налогов действует сразу и непосредственно при дестимулирующем налоговом подходе. Истинность крылатого выражения «все, что облагается налогом, убывает» не подлежит сомнению. Создание непомерного налогового бремени практически всегда влечет спад производства из-за потери его эффективности. Так, непомерный налоговый гнет российского крестьянства в 30-х годах привел к его ликвидации всего за несколько лет. А уже в наше время, после введения 70%-ного налога на прибыль от деятельности, связанной с видеопоказом, эпоха видеосалонов канула в лету. Кроме того, дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин (политика протекционизма) также влечет резкое сокращение ввоза тех или иных товаров.

Поль Годме в своей книге «Финансовое право» в качестве примера регулирующей функции налогообложения приводит случай, когда введение нового налога имело целью уменьшить избыточную покупательную способность и бороться с инфляцией. Так, в 1948 году во Франции был установлен «исключительный налог для борьбы с инфляцией». Его экономическая цель отражена в самом названии

С помощью налогов государство, действительно, способно создать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для определенных деловых сфер. Но нельзя забывать, что при этом происходит налоговое подавление других сфер. В связи с этим недооценка, как и переоценка, государством социального значения некоторых производств недопустима, так как в противном случае неизбежно нарушаюется свобода конкуренции и принцип справедливости.

4. Контрольная функция налогообложения

Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятагьностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми псугоками. По словам А. Дадашева, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

5. Поощрительная функция налогообложения

Как отмечает Е. Покачалова, порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза, Героям России и др.). Однако данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов для реализации социальной политики государства.

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, которые идут на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом - безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется.

Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других, освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опыт-но-конструкторские работы. Делается это по-разному.

Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь - включать эти расходы в затраты на производство.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом (1725-1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения . Назовем важнейшие из них.

Принцип справедливости. Налоги - законная форма изъятия части собственности налогоплательщика для ее использования в общих интересах (интересах общества, государства). Любое изъятие собственности всегда было справедливо для того, кто отнимает, и наоборот - не справедливо для того, у кого отнимают.

Известно, что справедливость - категория чрезвычайно тонкая, сложная для определения. Недаром это распространенное в повседневной риторике (риторика-ораторское искусство) понятие юридически не определено. С точки зрения права «справедливость» - чистая абстракция, ей нет мерила, определения, эталона. Справедливо то, что справедливо в каждом конкретном случае. Поэтому понимание справедливости зависит от исторического этапа развития, экономического устройства общества, социального и правового статуса лица, его политических взглядов и пристрастий.

Смит выступал за всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами «…соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства». Таким образом, по Смиту, справедливость налогообложения - это равная обязанность всех платить налоги, но исходя из реальной платежеспособности фискально обязанных лиц.

При этом проблема справедливости налогообложения напрямую увязывалась с вопросами равенства налогового бремени (равенства при изъятии части доходов) и переложения налоговых тягот. Ведь на практике абсолютное равенство невозможно в первую очередь в силу различий в доходах и в имущественном положении налогоплательщиков.

Вместе с тем справедливость налогообложения на практике обретает одну из двух крайностей. В налоговых системах со слабо развитыми механизмами налогового администрирования (например, в России) налоги платят в основном экономически слабые хозяйствующие субъекты. В государствах с сильным налоговым администрированием налогообложение «наказывает» экономически эффективные предприятия.

2. Принцип определенности налогообложения. Смит так формулирует содержание этого принципа: «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица», ибо неопределенность налогообложения - большее зло, чем неравномерность налогообложения.

3. Принцип удобства налогообложения. Смысл этого принципа заключается в том, налогообложение должно осуществляться тогда и так (тем способом), когда и как плательщику удобнее всего платить его.

4. Принцип экономии. Сегодня данный принцип рассматривается как чисто технический принцип построения налога. Трактуется он обычно следующим образом: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог.

Управление это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

Управление финансами это деятельность по обеспечению развития финансовой системы государства или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.

Система управления финансами имеет определяющее значение для функционирования и развития современной экономики. Сложившаяся к настоящему времени российская система управления финансами получила развитие в процессе экономических реформ перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. В планово-централизованной экономике управление финансами осуществлялось директивно-административными методами. Проблемы финансового рынка не возникало, поскольку как такового его вообще не было. Хотя некоторые элементы этого рынка все же существовали - выпускались государственные займы, функционировали сберегательные кассы для населения и т.д.. Но они не оказывали существенного воздействия на деятельность финансовой сферы и самой экономики.

Между тем цивилизованная рыночная экономика не может успешно и стабильно функционировать и развиваться без хорошо отлаженной, управляемой финансовой системы и регулируемого финансового рынка. Финансовый рынок и финансовая система функционируют на базе реальной экономики, производящей материальные и духовные блага. Они в то же время обслуживают и определяют условия деятельности самой реальной экономики. Поэтому в рыночной экономике управление финансами приобретает исключительно важное значение, финансовые пропорции определяют материально-вещественные пропорции, распределение реальных, т.е. материальных и нематериальных, ресурсов, воздействуют на структурную перестройку, ставят благосостояние населения в зависимости от результатов экономического роста.

Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимых для социально-экономического развития общества.

Цель управления финансами достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Финансовая политика - государственная экономическая политика, проявляющаяся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты.

Финансовая политика в зависимости от времени проведения и характера решаемых задач подразделяется:

Финансовая стратегия

Финансовая тактика

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач.

Финансовая тактика направлена на решение задач текущего периода времени путем своевременного изменения способов организации финансовых связей и перегруппировки финансовых ресурсов.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества.

Важная составная часть финансовой политики - установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм - система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Элементы финансового механизма :

Формы финансовых ресурсов;

Методы их формирования;

Система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;

Организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм :

Директивный

Регулирующий

Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. В ряде случаев распространяется и на другие виды финансовых отношений, имеющих большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений - агент государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные "правила игры" в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов.
Финансовый контроль

Финансовый контроль - совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования с применением специфических форм и методов.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.


Экономическая сущность налогов проявляется в их функциях.

Функция налога это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция позволяет охарактеризовать налоги, их особенности, как экономического инструмента. Функции налогов, определяющие их сущность, являются производными от функций финансов и выполняют те же задачи, но в более узких рамках.

Первой функцией налогов является фискальная . Посредством фискальной функции формируются финансовые ресурсы государства. Суть фискальной функции заключается в мобилизации финансовых ресурсов с целью материального обеспечения государственной деятельности . Именно так определяли основную задачу налогообложения «старые» конституции.

Американская конституция, регулируя объем полномочий конгресса, закрепляет за ним право «устанавливать и взимать налоги, пошлины, подати и акцизные сборы для того, чтобы уплачивать долги и обеспечивать совместную оборону и общее благосостояние Соединенных Штатов...» (ст. 1, раздел 8).

Еще в конце прошлого столетия известный немецкий экономист А. Вагнер определил в качестве важнейшей финансовой закономерности общественного развития постоянное увеличение государственных расходов. В качестве объяснения выявленного закона возрастания потребности в финансах назывались несколько обстоятельств:

· значительное расширение социальной функции государства;

· увеличение государственных ассигнований на научно-иссле­довательские, инвестиционные программы, на стимулирование деловой активности;

· рост размеров государственного долга и расходов на его обслуживание.

Количественный рост публичных расходов требовал больших государственных доходов, что достигалось, прежде всего, за счет усиления налогообложения. К этому следует добавить еще одну причину субъективного характера. Если в период цензовой демократии парламентарии неохотно шли на повышение прямых налогов, т.к. это непосредственно затрагивало интересыих избирателей, людей, как правило, состоятельных, то впоследствии с отменой имущественного ценза «неудобства» подобного рода исчезли.

Обсуждая расходную часть бюджета, депутаты стали значительно «щедрее»: рост государственных расходов стал финансироваться за счет усиления налогообложения.

Налоговое бремя – это доля суммарных налоговых поступлений в валовом национальном продукте. Налоговое бремя под воздействием целого ряда национальных особенностей может значительно различаться в зависимости от страны. Участвующие в общественном производстве хозяйствующие субъекты, наемные работники и государство создают в стране валовой внутренний продукт (далее - ВВП).

Первичные доходы наемных работников образуются в основном из оплаты труда. Первичные доходы хозяйствующих субъектов составляют их доход, составной частью которого является прибыль. Все первичные доходы облагаются налогами, которые аккумулируются в бюджетной системе. Кроме того, в доходы государства зачисляются средства от использования природных ресурсов.

В результате дальнейшего перераспределения - через налогообложение первичных доходов - формируются вторичные доходы хозяйствующих субъектов: чистая заработная плата наемных работников, чистая прибыль хозяйствующих субъектов, бюджет государства.

В итоге в пользу государства изымается от 30% (США) до 56% (Бельгия) объема ВВП. Такой большой разброс аккумулируемой государством доли ВВП по странам зависит от количества и объема выполняемых государством функций.

Так, незначительная величина ее в США объясняется тем, что государство там не финансирует здравоохранение, образование, сельское хозяйство, а напротив, Бельгия, Германия, Швеция, Дания проводят широкомасштабную социальную политику (рис. 1).

В Российской Федерации доходы федерального бюджета составляют 6,95 триллиона рублей. Всего, с учетом бюджетов другого уровня и внебюджетных фондов, государством изымается 13,329 триллионов руб., что составляет 33,48 % ВВП. В целом модель развития России больше соответствует американскому образцу, чем европейскому. Необходимо отметить, что тенденция к уменьшению соотношения средств бюджетной системы и ВВП благотворно влияет на развитие экономики.

Несмотря на тенденцию повышения налоговых ставок в рамках осуществления фискальной функции, обложение имеет свои пределы. Под «налоговым пределом» обычно понимают достижение такой доли ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет, при которой ее дальнейшее увеличение влечет за собой резкое обострение экономических и социальных противоречий. Оно может проявляться в открытых политических конфликтах и волнениях, вызванных налоговой реформой, неподчинении налоговым властям, в бегстве от уплаты налоговых обязательств, переливе капитала из национальной экономики за границу, переселении населения в другие районы по налоговым соображениям и т.п.

Рис. 1. Перераспределение валового внутреннего продукта с помощью налогообложения


Следует отметить, что уровень налогового предела в условиях чрезвычайных обстоятельств значительно повышается, и это, как правило, находит понимание налогоплательщиков. Так, во время 2-й мировой войны ставка обложения отдельных доходов в США и Великобритании составляла 80-90%, а в Британии действовал даже чрезвычайный налог, предусматривавший 100%-е изъятие сверхприбыли на условиях ее возврата после окончания войны.

Современные налоговые системы Запада обычно не рискуют преступать предельную черту. В случае «перегрева» социально-экономической ситуации используются различные методы фискальной политики, направленные на перенесение налогового бремени с одной социальной группы налогоплательщиков на другую. Ранее следствием этой практики было, как правило, ужесточение налогового бремени наименее обеспеченных слоев населения и предоставление многочисленных льгот частному предпринимательству. Сейчас «перенесение налогов» стало использоваться и в обратном направлении для поддержания социального равновесия в обществе.

Итак, с одной стороны, увеличение налоговых изъятий обусловлено постоянным ростом публичных расходов, ставшим тенденцией развития современных государственных финансов. С другой стороны, размеры налогообложения имеют свой верхний предел, определяемый в каждой конкретной стране воздействием целого набора различных факторов социального, культурного, политического и другого характера. Разрешение этого одного из важнейших противоречий налоговых систем зарубежных стран достигается путем совершенствования как формы, так и содержания налогового законодательства. В первом случае государство активно использует различные формы квази-налогов. Многочисленные же попытки разрешить противоречие по существу, через кардинальное реформирование налоговых систем фокусируется вокруг проблемы согласования интересов государства и гражданина в вопросах налогообложения. Законодательство развитых стран исходит из того, что взыскиваемые с налогоплательщиков платежи тем легче переносятся и тем совершеннее в хозяйственном отношении, чем меньше они мешают экономической деятельности граждан, поскольку экономическое благополучие граждан определяет уровень государственного благосостояния. Этот принцип должен лежать в основании налоговой политики любого демократического государства.

Налоги платят все основные участники производства валового внутреннего продукта. Основную часть налогов в нашей стране платят организации, которые осуществляют производство, добычу полезных ископаемых и их переработку, торговую деятельность и т.д. Меньшую, но тоже значительную часть налогового бремени несут физические лица, проживающие на территории нашей страны. В современных условиях налогообложение имеет значительные отличительные особенности. В отличие от командно-административной экономики, при рыночной экономике у государства недостаточно собственных финансовых ресурсов для выполнения своих функций. Если в командно-административной экономике все предприятия принадлежат государству, оно управляет производством и распоряжается полученными прибылями, то в рыночной экономике производство находится в частных руках. Таким образом, государство вынуждено изымать часть валового национального продукта для осуществления своих целей. Поэтому финансирование правительственных расходов в условиях свободной рыночной системы осуществляется почти целиком за счет налогообложения физических лиц и организаций.

Вторая функция налогов – контрольная. Она позволяет количественно оценить налоговые поступления и сопоставить их с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогов является составной частью контрольной функции финансов. Налоговый контроль можно рассматривать, как самостоятельный вид контроля как один из подвидов финансового контроля государства в целом.

Третья функция налогов – регулирующая. Она призвана способствовать решению задач налоговой политики государства посредством налоговых механизмов и состоит из подфункций. Регулирующая функция налогов позволяет государству создавать благоприятные (или неблагоприятные) условия для приоритетных (нежелательных) отраслей экономики.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др. Государство стимулирует отечественного производителя высокотехнологичной продукции, малый бизнес, сельское хозяйство и т.д. Так, например, Федеральным законом от 28.09.10 № 243-ФЗ были внесены поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие специальный порядок уплаты налогов лицами, которые будут заниматься исследованиями в инновационном центре «Сколково»: они получают право на освобождение от обязанностей исчислять и уплачивать НДС в течение 10 лет (за исключением ввоза товаров). Аналогичное освобождение предусмотрено и для налога на прибыль. В отношении полученной после того, как прекращено использование соответствующего права, применяется нулевая ставка. Предоставлены льготы по налогу на имущество организаций: от него освобождаются участники проекта и управляющие компании. Управляющие компании также не должны уплачивать земельный налог в отношении участков, предоставленных для непосредственного выполнения их функций. Для организаций, получивших статус участников проекта, в течение 10 лет применяются пониженные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд - 14%, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 0%.

Дестимулирующая подфункция налогов направлена, наоборот, на торможение развития каких-либо экономических процессов, например, путем реализации государством протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных налоговых ставок и пошлин, установление повышенного налога на имущество и т.д. Государство противодействует различным негативным социальным и экономическим явлениям. Например, введены повышенные таможенные пошлины на ввоз подержанных импортных автомобилей, ежегодно повышаются акцизы на алкоголь и табак и т.д.

Налоги традиционно играют роль одного из важнейших регуляторов экономической жизни. Государственное вмешательство в экономику через налоговую политику становится необходимым прежде всего по причине усложнения воспроизводственного механизма и появления различных противоречий, мешающих его нормальному функционированию. Условно можно выделить два основных метода налогового регулирования экономики: прямые и косвенные.

Первый метод касается налогового регулирования предпринимательского дохода. В его рамках, в свою очередь, также можно выделить различные приемы. Остановимся на двух наиболее распространенных - полном и частичном налоговом освобождении.

Полное налоговое освобождение предполагает, как правило, временное (сроком от 3 до 5-10 лет) выведение из-под налогообложения всего объема предпринимательского дохода. Этот метод особое распространение получил в развивающихся странах, где подобные льготы предоставляются «предприятиям-пионерам» во вновь создаваемых отраслях, а также инвестициям, направляемым в мало освоенные или неблагоприятные (опасные) регионы. Обычно получение полного налогового освобождения в «третьем мире» обусловливается необходимостью участия в активах предприятия определенного процента национального капитала (законодательство Сальвадора, например, устанавливает требуемую в этом случае квоту национального капитала в 50%). Полное налоговое освобождение применяется и в практике индустриальных стран. Чаще всего оно используется в области жилищного строительства, чем достигаются не только экономические, но и социально-политические цели.

В промышленно развитых странах широко используется практика частичного налогового освобождения, предусматривающая налоговые льготы для какой-то части предпринимательского дохода. От полного освобождения этот метод отличается более высокой эффективностью, избирательностью и гибкостью форм. Налоговые законодательства развитых стран предоставляют льготы при условии рационализации производственного процесса, модернизации технологий,ввода нового оборудования, подключения к выполнению национальных программ и проектов и т.п. В этих целях используется ускоренная амортизация, создание свободных от обложения резервных, инвестиционных и прочих фондов, отсрочка уплаты налогов и т.д. Нередко подобные льготы носят адресный характер. Индивидуализация налогового воздействия особо оговаривается в законах, проявляется в практике заключения «налоговых договоров» (о них подробнее см. ниже). Среди развивающихся стран частичное налоговое освобождение чаще всего встречается в законодательной практике небольшого числа государств. Так, индийское законодательство предусматривает налоговые льготы для предприятий, осуществляющих техническую реконструкцию, но только в случае снижения по этой причине дохода не менее чем на 6% по сравнению с ранее получаемой прибылью.

Косвенное налоговое регулирование экономики осуществляется, прежде всего, через косвенные налоги на инвестиционные товары (оборудование, технологию и т.д.). Если прямое налоговое регулирование воздействует непосредственно на размер предпринимательского дохода, то косвенный метод влияет на инвестиционную и экспортную динамику. Пример эффективного использования косвенного налогового регулирования дает таможенная политика. Расширение функций государства и, как следствие, закрепившаяся практика государственного регулирования социальной, культурной, демографической, экологической и других сторон общественной жизни поставили новые задачи перед налогообложением. Налоговыми нормами все чаще стали регулироваться неэкономические аспекты государственной политики.

Необходимо отметить, что применение регулирующей функции зачастую невозможно только в рамках налогового регулирования. Поскольку вся финансовая система является взаимосвязанным механизмом, то эффективное регулирование экономики и социальных проблем возможно только при комплексном применении всех финансовых инструментов. Так, с 2005 года таможенные пошлины не входят в налоговую систему России, однако являются необходимым механизмом финансового регулирования экономики. Можно также упомянуть государственный кредит, государственные корпорации, целевое бюджетное финансирование приоритетных областей в качестве других финансовых регулирующих экономических механизмов, не входящих в механизм налогового регулирования.

Четвертая функция налогов – социальная (поощрительная). Она проявляется в поддержании социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Кроме того, она имеет поощрительный характер, что выражается в признании государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом и в предоставлении им определенных налоговых льгот (например, участникам ВОВ и боевых действий, фермерам, инвалидам, пострадавшим от радиации и т.д.).

Одну из центральных позиций среди целей налогового обложения на современном этапе развития зарубежного налогового права стали занимать социальные аспекты. Во многих странах наблюдается повышение необлагаемого минимума дохода, появляются многочисленные льготы социальной направленности (скидки с подоходного налога для компенсации расходов на обучение детей в Японии, разнообразные льготы инвалидам, неполным семьям и т.д.). Повышается роль, которую играют в современном налоговом механизме индустриальных стран разнообразные взносы по социальному страхованию (этому вопросу в дальнейшем будет посвящен специальный параграф). Франция обладает большим опытом финансирования части социальных расходов за счет разнообразных целевых налогов. Французское законодательство исходит из того, что решение социальных проблем дело всего общества, а не только нанимателей и наемных работников, которые платят взносы на социальное обеспечение. Таким образом, расходы граждан на эти цели были поставлены в зависимость от размера их доходов, а не от участия в отношениях найма.

Налоговый регулятор широко применяется для поощрения развития культуры, искусства, благотворительности. Конституция штата Нью-Йорк (США) предусматривает (ст. 16, п.1) полное освобождение от поимущественного налога для объектов собственности религиозного, образовательного, благотворительного характера. В дальнейшем в законодательство вносились дополнения относительно полного освобождения от налогов земель, используемых различными общественными организациями в целях «морального и интеллектуального усовершенствования». Кодекс о внутренних доходах США предусматривает предоставление 25%-ного налогового кредита для проведения реставрационных работ и охраны культурных ценностей, внесенных в Национальный реестр исторических мест или признанных специальным муниципальным ордонансом местной достопримечательностью.

Активно начали использоваться налоги и в экологических целях. В Финляндии правительство, введя новый налог на промышленные предприятия, деятельность или производимые продукты которых могут отрицательно влиять на окружающую среду, преследовало преимущественно природоохранные цели. Экологическую ориентацию чаще всего имеют надбавки к поземельному налогу (Франция, ФРГ). В Италии с 1989 г. введен налог на производство пластиковых пакетов. Цель этого налога, предложенного министерством по охране окружающей среды, состоит не столько в пополнении казны, сколько в сокращении производства и потребления этих пакетов (т.к. естественным путем они не разлагаются, а при сжигании выделяют вредные газы). Финансовыми льготами поощряются предприятия, переходящие на экологически чистую, безотходную технологию. С 1977 г. в США, например, введены налоговые льготы за установку системы отопления на солнечной энергии. Во многих штатах США действуют законы об охране земельных ресурсов, предусматривающие льготное обложение земельных участков, используемых в сельскохозяйственных целях. Помимо охраны земельных ресурсов, налоговые нормы, содержащиеся в этих законах, регулируют и темпы урбанизации, задерживая разрастание городских площадей.

Контрольные вопросы:

1. Что составляет экономическую сущность налогообложения?

2. Дайте определение налога.

3. Что такое сбор? Чем сбор отличается от налога?

4. Перечислите признаки налогов.

5. Перечислите функции налогов. Какие из функций вы считаете наиболее важными?

6. Что подразумевается под индивидуальной безвозмездностью налога?

7. Раскройте содержание социальной функции налогов.

8. Назовите основные методы налогового регулирования экономики.

9. Что понимается под «налоговым пределом»?

Функции налогов, определяющие их сущность, являются производными от функций финансов и выполняют те же задачи, но в сравнительно более узких рамках.

Исходя из этого функции налогов можно сгруппировать в два блока: основные и дополнительные.

Группа основных функций включает сущностную функцию налога (фискальную) и две общефинансовых (регулирующую и контрольную). Именно на базе этих функций строится налоговый механизм, и, действуя совместно, они составляют цельный комплекс.

Дополнительные функции детализируют главные цели, реализуемые через подсистему основных функций. Кроме того, если основные функции обязательны для всех видов налогов, то дополнительные имеют оттенок факультативности и не обязательно представлены во всех налогах.

Основные функции налога:

1. Важнейшей функцией налогов является фискальная (лат. fiscus - государственная казна). В соответствии с этой функцией налоги выполняют свое основное назначение - насыщение доходной части бюджета, доходов государства для удовлетворения потребностей общества.

2. Регулирующая функция служит своеобразным дополнением предыдущей и затрагивает как регулирование производства, так и регулирование потребления (например, косвенные налоги). При этом регулирующий механизм существует объективно и влияние на плательщиков осуществляется независимо от воли государства.

3. Контрольная функция реализуется в ходе налогообложения при регламентации государством финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, получении доходов гражданами, использовании ими имущества. С помощью этой функции оценивается рациональность, сбалансированность налоговой системы, каждого рычага в отдельности, проверяется, насколько налоги соответствуют реализации цели в сложившихся условиях.

Дополнительные функции налога образуют подсистему, которая охватывает следующие виды функций:

1. Распределительная функция представляет собой своеобразное отражение фискальной: наполнить казну, чтобы потом распределить полученные средства. Но на стадии распределения эта функция очень тесно переплетается с регулирующей, и в одном действии могут проявляться обе функции.

2. Стимулирующая (дестимулирующая) функция создает ориентиры для развития или свертывания производства, деятельности. Как и регулирующая, она может быть связана с применением механизма льгот, изменением объекта налогообложения, уменьшением налогооблагаемой базы. Иногда эту функцию рассматривают как подвид регулирующей.

3. Накопительная функция представляет собой своеобразное обобщение всех предыдущих функций и главную - с позиций реализации целей государства в налоговой системе. Наиболее обобщающей функцией налогов, с которой связано их возникновение и развитие, является фискальная. Но это только на первый взгляд. Она носит временный характер, выступает этапной, реализующей насыщение бюджета на определенный период.

Соотношение налога, сбора, пошлины

Законодательства многих государств не делают разграничения между этими категориями, и налоговая система характеризуется как совокупность налогов и сборов. Естественно, у налога, пошлины, сбора существует ряд общих черт.

К ним относятся:

1. Обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты и фонды.

2. Четкое поступление их в бюджеты и фонды, за которыми они закреплены.

3. Изъятие их на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления.

4. Принудительный характер изъятия.

5. Осуществление контроля едиными органами Государственной налоговой службы.

6. Безэквивалентный характер платежей.

Однако, несмотря на схожесть этих механизмов, они имеют четкие различия.

Пошлина и сбор отличаются от налогов:

А. По значению. Налоговые платежи обеспечивают до 80% поступлений в доходную часть бюджета, остальные виды отчислений, соответственно, меньше.

Б. По цели. Цель налогов - удовлетворение потребностей государства, цель пошлин, сборов - удовлетворение определенных потребностей или затрат учреждений.

В. По обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные платежи; пошлина, сбор выплачиваются в связи с услугой, предоставляемой плательщику государственным учреждением, которое реализует государственно-властные полномочия.

Г. По характеру обязанности. Уплата налога связана с четко выраженной обязанностью плательщика; пошлина, сбор характеризуются определенной добровольностью действий его и не регулируются иногда отношениями императивного характера.

Д. По периодичности. Сборы, платежи, пошлина часто носят разовый характер и их уплата осуществляется без определенной системы; налоги характеризуются определенной периодичностью.

Отличия по периодичности включают два подхода:

Периодичность уплаты (сборы, пошлина - одноразовая уплата, налоги - определенная периодическая уплата);

Периодичность действий (сборы, пошлина прямо зависят от количества действий, порождающих обязательство по уплате, налоги - четко не увязываются с периодичностью действий, например, периодичность уплаты налога с владельцев транспортных средств не связывается с характером использования транспортного средства).

Е. Отношения возмездности характерны для пошлин, сборов (в отличие от налогов).

Законодательного разграничения пошлины и сбора в Украине нет. Раньше основным критерием было поступление средств: если в бюджет - пошлина, если в пользу организации - сбор. В современных условиях акценты несколько сместились:

сбор - платеж за обладание особым правом;

пошлина - плата за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий.

Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание.

Фискальная функция – основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства.

Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры: библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития: фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. Именно эта функция дает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Контрольная функция налога как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря такой функции оценивается эффективность каждого налогового канала, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Распределительную функцию можно подразделить на регулирующую, стимулирующую и т.д.

Изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну для содержания армии, управленческого аппарата, социальной сферы. Но с тех пор как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании доходов населения появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации, имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция.

Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Стимулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

В конце XIX ст. финансовая наука сформировала идею стимулирующей функции налогов. Был поставлен вопрос относительно дифференциации налоговых ставок и преодоления понимания чисто фискального характера налогов. Принципы налогообложения стали представлять собой систему, которая учитывала интересы и налогоплательщиков, и государства.

Основные принципы налогообложения, сформулированные мировой экономической наукой, носят общий характер, хоть и имеют в разных странах отличительные черты, связанные с разной трактовкой некоторых понятий и положений. Да, в Германии со времен Л. Ерхарда укорінились такие важнейшие принципы построения системы налогообложения:» 1) налоги по возможности минимальны, направлены на снижение налогового груза; 2) налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять шансы кого-либо; 3) налоги отвечают структурной политике; 4) налоги нацелены на более справедливое деление доходов; 5) налоговая система должна строиться на уважении к частной жизни человека. В связи с налогообложением человеку необходимо по минимуму открывать государству свою частную жизнь. Налоговый работник не имеет права никому давать любые сведения относительно налогоплательщика. Соблюдение коммерческой тайны гарантировано; 6) налоговая система исключает двойное налогообложение; 7) величина налогов отвечает размеру государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства.

В связи с многоаспектностью содержания налогов, их комплексным характером и неоднозначной природой, каждой сфере налоговых отношений должна отвечать своя система организационных, экономических и юридических принципов.

Через систему организационных принципов на практике должно осуществляться построение и структурное взаимодействие, реально функционирование национальной налоговой системы. Кроме того, организационные принципы налоговой системы обусловливают основные направления ее развития и управления. Именно от их содержания берут свои истоки базовые положения финансов вообще и налогообложение в частности. Потому их недооценка или недостаточная проробка на теоретическом уровне неминуемо вызывает проблемы во всей системе в целом. Среди организационных принципов, которыми следует руководствоваться при усовершенствовании налоговой системы и формировании налоговой политики Украины, целесообразно было бы выделить следующие: принцип множественного числа налогов; системность и внутренняя целостность налогообложения; платежеспособность (налогоспособность); рівнонапруженість; умная достаточность; стабильность; гибкость; эффективность.

Стимулирующая функция налогов

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, которые идут на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом - безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется.

Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других, освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опыт-но-конструкторские работы. Делается это по-разному.

Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь - включать эти расходы в затраты на производство.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Функции налогового учета

Информационная функция налогового учета несколько перекликается с фискальной функцией, и состоит в количественном измерении и качественной характеристике за конкретный период финансового положения налогоплательщиков. В связи с выполнением этой функции главное требование к налоговому учету — правильный и реальный учет налогооблагаемых показателей; обеспечение необходимой информацией в разрезе каждого вида налога и сборов о своевременности платежей и сроках ликвидации задолженностей по налогам и другим платежам в бюджет.

Контрольная функция. Современное налогообложение представляет собой достаточно сложный процесс расчета соответствующих налоговых платежей, таких как объект налогообложения, налогооблагаемая база, льготы и др. В то же время большинство учетных документов и форм сложились тогда, когда проблемы налогообложения не стояли так остро. В настоящее время через разработку специальных форм и расчетов (декларации и их положения, счета-фактуры и др.) налоговые органы осуществляют контроль и надзор за исполнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств.

Согласно действующему законодательству основными задачами бухгалтерского учета, а значит и налогового учета являются формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении; обеспечение информацией необходимой внутренним и внешним пользователям и т.д. (Закон «О бухгалтерском учете»).

Наряду с этим налоговый учет выполняет следующие фискальные задачи:

— вести документацию и хранить на бумажных, электронных или магнитных носителях информации в течение 5 лет;
— регистрация, постановка на учет и снятие с учета по РНН;
— регистрировать и выдавать лицензии и патенты на отдельные виды предпринимательской деятельности;
— в установленные сроки осуществлять платежи налогов, представлять декларации по налогам;
— представлять в соответствующие органы информацию о платежах, продлении срока или возврате платежей и т.п.

Надлежащее выполнение функций и задач налогового учета обеспечивается общепринятыми принципами учета.

Они тесно связаны с такими принципами налогообложения:

— обязательности;
— определенности;
— справедливости;
— единства;
— гласности;

УСН
ЕНВД
Налог на доход от продажи квартиры
Налоговый вычет при покупке участка
Возврат подоходного налога, обзор

Назад | | Вверх

Функции налогов

Внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

  1. обеспечение финансирования государственных расходов - фискальная функция;
  2. государственное регулирование экономики - регулирующая функция;
  3. поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп в целях сглаживания неравенства между ними - социальная функция;
  4. стимулирующая функция.

Фискальная функция

Во всех государствах при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию - изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи, многие учебные заведения и т. п.).

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но главное не это. Государственный бюджет можно сформировать и без них.

Регулирующая функция

Важную роль играет регулирующая функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами: путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная (перераспределительная) функция

Социальная, или перераспределительная, функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем (как производственных, так и социальных), финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.).

В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярковыраженный социальный характер.

Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части средств бюджета на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Стимулирующая функция налогов

Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других, освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опыт-но-конструкторские работы. Делается это по-разному.

Стимулирующая функции налога

Стимулирующая функция налоговой политики

Это фактически главный принцип макроэкономической политики, направленной на достижение равновесия между государственным и частным секторами экономики. Частный сектор подпитывает государственный в пределах, не мешающих действию рыночного механизма. Если в интересах фиска увеличивать ставки налога, то в конечном счете может быть уничтожен тот источник, из которого берутся доходы. Определяющая роль частного сектора в экономическом прогрессе требовала его защиты, в частности, от чрезмерных налогов, сдерживающих его развитие. Защита промышленности от тягот налогообложения нашла свое выражение и в том, что уже в конце XIX в. был поставлен вопрос о дифференциации налоговых ставок и о преодолении понимания чисто фискального характера налогов. Финансовая наука не только сформулировала идею стимулирующей функции налогов, но и сделала попытки реализации этой идеи на практике.

Налогообложение добавленной стоимости - одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Часто НДС называют европейским налогом, отдавая должное его роли в становлении и развитии западноевропейского интеграционного процесса. В странах - членах Европейского Союза НДС является важнейшим источником доходной базы бюджета ЕЭС. В 1979 г. ими были согласованы размеры налоговой базы по НДС, создан совместный фонд средств, пополняемый за счет ежегодных отчислений в пределах 1% от НДС. Ставки налога в этих государствах колеблются от 5 до 33,3%. Введенный в 1954 г. во Франции НДС на основе преобразования налога с оборота НДС стал применяться в других странах как налог на производство. Несмотря на то, что НДС активно используется при осуществлении фискальной политики, ему присущи и определенные стимулирующие функции. Так, в европейских странах от налога освобождаются средства, инвестируемые в основной капитал, не платят налог банки, финансовые учреждения, учебные заведения, врачи и адвокаты, лица, сдающие в наем жилье. За ним укрепилась характеристика наиболее нейтрального налога. Правительства многих зарубежных стран стараются покрывать бюджетный дефицит прежде всего за счет увеличения поступлений от НДС, поскольку практиковавшееся в прошлом в подобных случаях усиление прогрессивного характера обложения доходов негативно влияло на процесс накопления и деловую активность в целом.

Для выполнения вышеперечисленных функций государство не должно, как правило, воздействовать на рыночные механизмы непосредственно (хотя в отдельных случаях требуется и это) и прибегать к использованию косвенных инструментов, либо стимулирующих, либо сдерживающих развитие экономики. К таким методам можно отнести инвестиционную, амортизационную, кредитную, налоговую политику. Так, например, для стимулирования расширения спектра выпускаемых товаров, совершенствования их потребительских свойств на основе конкурентной борьбы на товарном рынке государство осуществляет программу по поддержке малого бизнеса, применяя инструментарий льготного налогообложения, государственного кредитования, безвозмездных ссуд и т.д. Основным документом, отражающим принципы государственного регулирования экономики России, следует считать Гражданский кодекс РФ. На его основе формируются все остальные нормативные документы, определяющие характер взаимосвязей участников рыночных отношений.

Экономическая функция налогов состоите воздействии на экономические процессы с помощью продуманной налоговой политики. Налоги в этой функции могут играть стимулирующую, ограничительную и контролирующую роль. Так, предоставление льгот малым предприятиям и фермерским хозяйствам в первые годы их существования позволяет им стать на ноги, накопить определенный капитал для совершенствования производства, создания новых рабочих мест, ускорить становление национального произвол-

Налоговая политика. В условиях товарно-денежных отношений механизмы налоговой политики являются важнейшим инструментом политики бюджетной, реализуя как распределительную, так и стимулирующую стратегию государства. Между этими двумя функциями налоговой системы существуют серьезные противоречия. На разных фазах развития государство отдает предпочтение той или иной функции, в зависимости от решаемых задач.

Налог является одним из основных источников пополнения государственной казны. Регулирование экономики и перераспределение денежных средств - его главные функции. Государство воздействует на состояние хозяйственной конъюнктуры, стимулирует экономический рост, используя рычаги налоговой политики.

Налоговая политика. В условиях товарно-денежных отношений механизмы налоговой политики являются важнейшим инструментом бюджетной политики, реализуя как распределительную, так и стимулирующую стратегию государства. Между этими двумя функциями налоговой системы существуют серьезные противоречия. На разных фазах развития государство отдает предпочтение той или иной функции в зависимости от решаемых задач. Например, в настоящее время основной акцент сделан на распределительную функцию, что во многом определяется условиями протекания кризиса.

Стимулирующая, или регулирующая, функция налогов означает, что государство посредством финансовой политики влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платежеспособного спроса. Чрезмерно высокие налоги подавляют предпринимательскую активность и приводят к стагнации производства, что негативно влияет на социальные процессы в обществе. В таких условиях предприниматель отказывается выполнять налоговые обязательства, поэтому государство должно поддерживать баланс между фискальной и регулирующей функциями, создавая для налогоплательщиков благоприятный налоговый климат и тем самым стимулируя инвестиционную активность.

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления крыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.

Функции государства должны переместиться с прямого управления инновационными процессами на создание условий для оптимизации прежде всего процесса функционирования научно-технической сферы. Для этого нужно разработать и проводить в жизнь меры косвенного воздействия для зарождения рынка НИС через налоговую, промышленную, экспортную, патентно-лицензионную политику, а также банковский кредит, рынок капиталовложений, общественное мнение. Государство должно стимулировать рисковые вложения частным лицам и организациям с любой формой собственности устранить ограничения на ввоз капитала в целях инновационной деятельности создать организационно-экономический механизм для осуществления структурных сдвигов в экономике развить механизм по распределению НИС среди потенциальных потребителей путем формирования сети консалтинговых, внедренческих центров и т.д. создать специальные фонды финансового и материально-технического обеспечения венчурных фирм. Государство должно выделять часть бюджетных средств в виде субвенций, контрактов или субсидий на внедрение научно-технических достижений. Все эти меры должны быть сведены в срочную приоритетную программу, являющуюся в свою очередь, лишь частью программы по реформированию научно-технической сферы.

Налоги в экономике выполняют фискальную, регулирующую и социальную функции. Фискальная функция обеспечивает получение средств в государственный бюджет, внебюджетные фонды. При этом очень важно правильно определить величину взимаемого налога. Слишком высокий уровень налогообложения может снизить стимулы к труду, сократить производство. Низкий - не позволит аккумулировать в бюджете средства, необходимые для выполнения государством своих функций. Экономисты считают, что налоги преимущественно следует взимать с производительных элементов богатства, а не с пассивных с доходов, а не ресурсов устанавливать ставки налога в относительных величинах (процентах), а не в абсолютных суммах. Регулирующая функция заключается в том, что через систему дифференцированных налоговых ставок и льгот можно влиять на процесс общественного воспроизводства стимулировать развитие отдельных отраслей и видов производств, изменять структуру народного хозяйства и т.д. Изменение налогов позволяет влиять на совокупный спрос и проводить антициклическую, антиинфляционную политику, обеспечивать высокий уровень занятости. Социальная функция позволяет государству сглаживать дифференциацию доходов в обществе путем введения прогрессивного налогообложения.

Налогово-бюджетная, или фискальная политика представляет собой одну из основных экономических функций государства. Сущность фискальной политики заключается в мероприятиях правительства по изменению государственных расходов и налогообложения с целью достижения устойчивых темпов нового качества экономического роста в условиях полной занятости и стабильности уровня цен. Понятно, что инструментами налогово-бюджетной политики выступают государственные расходы (правительственные закупки и трансфертные платежи) и налоги. Различают экспансионистскую (стимулирующую) и рестриктивную (сдерживающую) фискальную политику.

Регулирующая функция состоит в том, что налоги выступают главным инструментом экономической политики государства. Она заключается в том, что маневрируя налоговыми ставками, льготными и санкциями государство стимулирует развитие технического прогресса, инвестиций.

Приоритетом налоговой политики в 2003-2005 гг. являлась разработка законодательных норм, направленных на повышение инвестиционной и инновационной активности, снижение налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли и сферу услуг, стимулирование экспорта несырьевых товаров, оптимизацию фискальной нагрузки на сырьевой сектор, повышение стимулирующей функции налогов, снижение базовой ставки налога на добавленную стоимость и ставки единого социального налога, а также

Третья функция налогов - регулирующая, именно эта функция определяет задачи налоговой политики государства. С помощью налоговых методов можно стимулировать или дестимулировать развитие отдельных отраслей и регионов, добиваться желаемых изменений в структуре производства, его размещении. Можно проводить протекционистскую экономическую политику или, наоборот, обеспечить свободу товарному рынку, регулировать направление инвестиций. Подчеркнем, что речь идет о регулировании деятельности частных компаний, которым нельзя приказать.

Рассмотрим подробнее ситуацию с инвестиционными субсидиями, которая представленая в нижней строчке таблицы 1. Инвестиционные субсидии представляют собой определенные налоговые льготы связанные с осуществленными инвестиционными расходами, в силу этого эта политика носит название субсидии инвестиционного налогового кредита. Например, в соответствии с Российским законодательством, при покупке недвижимости физическое лицо может уменьшить налогооблагаемую базу на величину, равную стоимости приобретенной недвижимости (если она не превосходит некоего порога). Подобные инвестиционные субсидии стимулируют инвестиции, вызывая рост инвестиций при данной ставке процента. Мы будем моделировать эту политику как увеличение автономных инвестиций. Как и любой другой вариант фискальной экспансии, инвестиционные субсидии ведут к росту выпуска и падению ставки процента, однако, в данном случае, не совсем понятно как же изменится равновесная величина инвестиций. С одной стороны, рост автономных инвестиций ведет к сдвигу функции инвестиций и увеличению инвестиций при данной ставке процента, но, с другой стороны, ставка процента растет, что негативно отражается на инвестициях, то есть, вызывет сдвиг влево вдоль новой инвестиционной кривой (см. Рис.5). Чтобы определить, как в результате изменятся инвестиции, нужно понять, может ли ставка процента вырасти так сильно (например, до уровня г Д чтобы полностью перекрыть положительный эффект от инвестиционных субсидий или же мы все таки будем иметь рост

Алименты на второго, третьего ребенка во втором браке Часто бывает так, что после расторжения брака один из бывших супругов вступает в новый брак. Во втором браке, как и в первом, тоже рождаются дети, которых нужно обеспечивать. Это не значит, что после рождения второго […]

  • Нравственное и патриотическое воспитание может стать элементом образовательного процесса Разработаны меры по обеспечению патриотического и нравственного воспитания детей и молодежи. Соответствующий законопроект 1 внесен в Госдуму членом Совета Федерации Сергеем […]
  • Рыбалка в Карелии Заядлый Вы рыболов или любитель, мы предлагаем испытать свою удачу! Незабываемая рыбалка в Карелии принесет лишь самые светлые эмоции! Рыбалка в Карелии завоюет сердца как новичков, так и спортсменов. Наши опытные егеря с удовольствием покажут самые […]
  • Как заморозить ОСАГО ЛДПР возмущена принятым решением о росте тарифов на ОСАГО и предлагает Госдуме заморозить старые тарифы до 2017 года. С апреля базовые тарифы ОСАГО повысятся на 40%, а страховые компании имеют право увеличить тарифы еще на 20%, постановил Банк […]
  • Золотое правило нравственности Учение Иисуса Христа содержит в себе много важнейших истин, ставших основой для нравственных законов общества. К примеру, в Евангелии записаны широко известные слова Иисуса: «Не судите, да не судимы будете». «Не осуждайте, и не будете […]
  • Имеет ли право ГИБДД проверять и задерживать за неоплаченные штрафы? Добрый день. Законно ли то, что сотрудники ГИБДД останавливают для проверки автомобиль и затем смотрят по базам данных, числятся ли за этим водителем какие-либо неоплаченные штрафы? И когда выясняют, что […]
  • Новое на сайте

    >

    Самое популярное