Домой Виды займов Новые федеральные стандарты основные средства. Подготовлен комментарий к новому федеральному стандарту бухгалтерского учета для организаций госсектора "основные средства"

Новые федеральные стандарты основные средства. Подготовлен комментарий к новому федеральному стандарту бухгалтерского учета для организаций госсектора "основные средства"

С 1 января 2018 г. вступил в силу федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее – Стандарт). Положения Стандарта применяются вместе со стандартом "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (далее – Концептуальные основы). Подробнее о базовом стандарте читайте здесь.

Методические рекомендации по применению Стандарта доведены письмом Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 (далее – Методические рекомендации). Рассмотрим основные изменения в сравнении с прежним порядком учета основных средств.

Критерии признания объектов ОС

Критерии для признания объектов в составе основных средств, которые установлены в пп. 38 , 41 инструкции , утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), остались и в Стандарте:

  • неоднократное или постоянное использование в деятельности учреждения;
  • выполнение самостоятельных функций, определенной работы;
  • нахождение в эксплуатации (запасе, на консервации).

Вместе с тем понятие "основные средства" в Стандарте содержит важное уточнение. В нем сказано, что основные средства – это материальные ценности, которые являются активами. Ранее это подразумевалось на основании ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, где в составе объектов бухгалтерского учета были перечислены активы, однако в Инструкции № 157н закреплено не было. Кроме того, законодательство не содержало определения актива. Теперь оно дано в п. 36 Концептуальных основ и является решающим при принятии объекта к учету в состав основных средств.

Актив – это имущество, которое отвечает следующим признакам:

  • принадлежит учреждению и (или) находится в его пользовании;
  • контролируется учреждением в результате произошедших фактов хозяйственной жизни;
  • содержит полезный потенциал или экономические выгоды.

Основываясь на этом понятии, наряду с объектами, которые закреплены за учреждением на праве оперативного управления, теперь в качестве основных средств должны учитываться объекты, которые получены во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования. Ранее такие объекты учитывались за балансом на счете 01.

В Стандарте четко не сказано, однако в разделе 3 Методических рекомендаций уточняется, что в составе основных средств признаются только материальные ценности, которые находятся в пользовании учреждения в рамках отношений по финансовой аренде (по договору лизинга, договору аренды с правом выкупа), в бессрочном безвозмездном пользовании. Объекты финансовой аренды квалифицируются согласно пп. 13 , 14 федерального стандарта "Аренда" , утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (далее – Стандарт "Аренда").

Из разъяснений можно заключить, что объекты, которые получены в рамках отношений по операционной аренде (пп. 12 , 15 Стандарта "Аренда"), в состав основных средств для целей бухгалтерского учета не включаются.

Для получения дополнительных данных для раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности Минфин России считает целесообразным предусмотреть при формировании учетной политики следующую аналитику по объектам основных средств:

  • получено во временное владение (пользование) (объекты учета финансовой (неоперационной) аренды);
  • передано во временное владение (пользование) (при операционной аренде);
  • получено в безвозмездное пользование (объекты учета финансовой (неоперационной) аренды);
  • передано в безвозмездное пользование (при операционной аренде);
  • в эксплуатации;
  • в запасе;
  • на консервации;
  • иная категория объектов бухгалтерского учета.

Кроме того, в Стандарте в качестве отдельного критерия для признания объекта основных средств выделено требование надежной оценки его первоначальной стоимости.

Итак, чтобы принять объект в состав основных средств, с 01.01.2018 учреждение должно оценить его на соблюдение следующих условий:

  • срок полезного использования – более 12 мес.;
  • возможность неоднократного или постоянного использования в деятельности;
  • способность выполнять самостоятельные функции;
  • наличие права использовать актив (в т.ч. временно) для извлечения полезного потенциала или получения будущих экономических выгод;
  • возможность надежно оценить актив.

Объекты, которые не приносят и не будут приносить учреждению экономические выгоды, не имеют полезного потенциала, должны учитываться за балансом на счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" (разд. 10 Методических рекомендаций).

Обратите внимание: полезный потенциал вещи не обязательно выражается в том, что она должна обеспечивать поступление денег (их эквивалентов) или непосредственно участвовать в оказании услуг. Например, учреждение планирует приобрести в 2018 г. картину для украшения кабинета. Для корректного отражения в учете необходимо оценить, является ли картина основным средством.

Для целей бухгалтерского учета полезный потенциал, заключенный в активе, – это его пригодность:

  • для использования самостоятельно или совместно с другими активами в целях выполнения государственных (муниципальных) функций (полномочий) в соответствии с целями создания учреждения, деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, не обязательно обеспечивая при этом поступление денежных средств (их эквивалентов);
  • обмена на другие активы;
  • погашения обязательств, принятых учреждением.

Из этого определения можно заключить, что картина обладает полезным потенциалом, поскольку она может использоваться для управленческих нужд учреждения (украшение кабинета), может быть обменена на другие активы либо использоваться в счет погашения обязательств. Поэтому ее приобретение следует отразить на соответствующем аналитическом счете балансового счета 101 00 "Основные средства".

Предоставление помещения в пользование на несколько часов (почасовая аренда) на счетах учета основных средств и на забалансовом счете 25 (26) показывать не нужно. В учете формируется лишь дебиторская задолженность и начисляется доход от этой операции.

Единица учета ОС

Как и прежде, единицей учета основных средств является инвентарный объект. Его понятие, а также порядок присвоения инвентарных номеров не изменились. Однако теперь учреждение при признании объекта основных средств должно определить состав инвентарного объекта.


Первоначальная стоимость ОС

Порядок определения первоначальной стоимости объекта, как и ранее, зависит от способа его поступления в учреждение – был он приобретен (создан) или получен безвозмездно. Для характеристики этих способов в Стандарте введены термины "обменные" и "необменные" операции.

В ходе обменных операций учреждение передает (получает) активы на условии получения (передачи) активов, сопоставимых по денежной величине (стоимости). Это могут быть денежные средства (их эквиваленты), иные материальные ценности (работы, услуги), права на пользование имуществом.

В ходе необменных операций учреждение получает (передает) активы без непосредственного предоставления (получения) в обмен активов, сопоставимых по денежной величине (денежным эквивалентам). По сути, это передача (получение) активов безвозмездно (без взимания платы) или по незначимым ценам по отношению к рыночной цене обменной операции с подобными активами.

Как и прежде, первоначальная стоимость основного средства, приобретенного в результате обменных операций или созданного самим учреждением, определяется в сумме капитальных вложений с учетом требований налогового законодательства в части НДС.

Перечень затрат, которые можно включать в первоначальную стоимость объекта, приведен в п. 15 Стандарта . В целом он повторяет перечень из п. 47 Инструкции № 157н, но более детализирован. В пункте 17 Стандарта перечислены затраты, которые в первоначальную стоимость объекта не включаются.

Формирование стоимости объекта основных средств на счете 106 00 прекращается, когда объект пригоден для использования по назначению. Затраты при использовании, обслуживании или последующем перемещении объекта основных средств отражаются в составе расходов текущего периода (п. 19 Стандарта). Вместе с тем до момента ввода в эксплуатацию объект учитывается на счете 106 00 (разд. 5 Методических рекомендаций).

Из положений Стандарта и Методических рекомендаций можно заключить следующее: если учреждение приобретает основные средства в рамках централизованного снабжения, оно формирует их стоимость на счете 106 00, однако к учету на счет 101 00 не принимает, поскольку не вводит в эксплуатацию. Можно говорить об изменении подходов в этой части, поскольку ранее требовалось принимать к учету все основные средства, стоимость которых сформирована вне зависимости от того, будут они использоваться в деятельности учреждения или нет.

Если объект приобретается в обмен на иные активы (кроме денег и их эквивалентов), его первоначальной стоимостью признается справедливая стоимость. Она соответствует цене, по которой право собственности на актив переходит между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить (п. 52 Концептуальных основ).

В Стандарте сделано важное уточнение:

  • если справедливую стоимость ни полученного, ни переданного актива невозможно оценить, первоначальная стоимость полученного актива определяется на основании остаточной стоимости переданного взамен актива;
  • если данные об остаточной стоимости переданного актива недоступны или эта стоимость равна нулю, приобретенный актив отражается в условной оценке 1 руб.

Первоначальной стоимостью объекта основных средств, приобретенного в результате необменной операции, является его справедливая стоимость на дату приобретения. Если справедливую стоимость оценить невозможно, следует использовать данные об остаточной стоимости переданного взамен актива. В противном случае первоначальная стоимость актива признается равной 1 руб. Ранее условная оценка 1 руб. допускалась только для учета объектов за балансом.

Объекты основных средств, которые получены от собственника (учредителя), иной организации госсектора, как и ранее, учитываются в оценке, указанной в передаточных документах.

Изменение первоначальной стоимости ОС

Балансовая стоимость объекта основных средств после его признания в бухгалтерском учете может меняться в случаях:

  • достройки;
  • дооборудования;
  • реконструкции (в т.ч. с элементами реставрации);
  • технического перевооружения;
  • модернизации;
  • частичной ликвидации (разукомплектации);
  • замещения (частичной замены в рамках капитального ремонта в целях реконструкции, технического перевооружения, модернизации) объекта или его составной части;
  • переоценки объектов основных средств.

В этом перечне новым является лишь замещение (частичная замена в рамках капитального ремонта в целях реконструкции, технического перевооружения, модернизации) объекта или его составной части. Остальные случаи изменения первоначальной стоимости были ранее в Инструкции № 157н .

Если порядок эксплуатации объекта основных средств (его составных частей) требует замены отдельных составных частей объекта, то в соответствии с п. 27 Стандарта затраты по такой замене (в т.ч. в ходе капитального ремонта) включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения. Это допускается только при условии, что такие составные части являются активом по критериям признания объектов основных средств, установленным в п. 8 Стандарта .

При этом стоимость объекта основных средств, в отношении которого проведены восстановительные работы (капитальный ремонт), уменьшается на стоимость заменяемых (выбываемых) частей в соответствии с положениями Стандарта о прекращении признания (выбытии с бухгалтерского учета) объектов основных средств. Необходимым условием является наличие документального подтверждения стоимостных оценок по выбывающему объекту.

Учреждение закрепляет в учетной политике применение в бухгалтерском учете положений п. 27 Стандарта в отношении групп основных средств.

Определения реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства даны в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ . Примерные перечни работ, которые могут выполняться при капитальном ремонте зданий и сооружений, приведены:

  • в Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 , утв. постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1;
  • ведомственных строительных нормах "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утв. приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 (далее – ВСН 58-88 (р)).

При капитальном ремонте может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта – улучшение планировки, оснащение недостающими видами инженерного оборудования. Перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте здания, приведен в приложении 9 к ВСН 58-88 (р).

Если при проведении регулярных осмотров объектов основных средств на предмет наличия дефектов, которые являются обязательным условием их эксплуатации, а также при проведении ремонтов, создаются самостоятельные объекты активов, затраты на создание таких активов формируют объем капитальных вложений. В дальнейшем эти вложения признаются в стоимости объекта основных средств (либо увеличивают стоимость учитываемого объекта, либо признаются самостоятельным объектом учета). Это установлено п. 28 Стандарта .

В этом случае любая сумма затрат на создание аналогичного актива при проведении предыдущего ремонта, учтенная ранее в стоимости объекта основных средств, списывается в расходы текущего периода (на уменьшение финансового результата) в сумме остаточной стоимости заменяемого актива.

Учреждение закрепляет в учетной политике применение положений п. 28 Стандарта при ведении учета основных средств, групп основных средств.

По нашему мнению, из положений пп. 27 , 28 Стандарта , а также Методических рекомендаций следует, что первоначальную стоимость объекта по результатам капитального ремонта (ремонта, регулярного осмотра) можно менять только в том случае, если заменяется его часть, которая может быть признана объектом основных средств (активом). Например, если в один инвентарный объект объединена группа объектов (компьютерное оборудование, кабинет в образовательном учреждении, комплект мебели и т.п.), при замене одного из них может быть изменена стоимость объекта. Стоимость заменяемого объекта при этом должна быть надежно оценена.

Применительно к зданиям первоначальная стоимость может меняться в случае установки (замены) котельной, противопожарного оборудования, оборудования охранно-пожарной сигнализации, т.е. тех объектов, которые могут признаваться активами.

Косвенно этот вывод подтверждается примером из Методических рекомендаций: затраты по ремонту помещения в объеме работ по покраске, побелке, замене окон, дверей, иных аналогичных работ относятся в состав расходов текущего финансового года без отнесения на увеличение стоимости ремонтируемого объекта основных средств.

Таким образом, затраты на текущий (капитальный) ремонт объектов основных средств, в результате которых не создаются объекты, признаваемые активами, первоначальную стоимость основного средства не меняют.

Новые положения содержатся также в пп. 29 , 30 Стандарта . Если объект основных средств предназначен для передачи, продажи не в пользу организаций госсектора, он переоценивается до справедливой стоимости, которая определяется методом рыночных цен. Результат такой переоценки отражается в учете и раскрывается в отчетности обособленно. Ранее при продаже объектов их первоначальная стоимость не переоценивалась, цена объекта формировала доход от операции.


Амортизация ОС

Порядок определения срока полезного использования объекта, дат начала и окончания начисления амортизации не изменился.

Начисление амортизации объекта основных средств не приостанавливается в случаях, когда он простаивает или не используется либо удерживается для последующей передачи (списания), кроме случая, когда остаточная стоимость объекта стала равной нулю.

Предусмотрено три метода начисления амортизации:

  • линейный – равномерное начисление постоянной суммы амортизации на протяжении всего срока полезного использования актива;
  • уменьшаемого остатка – годовая сумма амортизации определяется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования и коэффициента не выше 3;
  • пропорционально объему продукции – сумма амортизации основывается на ожидаемом использовании или ожидаемой производительности актива.

Таким образом, при линейном методе годовая сумма амортизационных отчислений рассчитывается по формуле:


А = С / СПИ , где

А – годовая сумма амортизационных отчислений;

С – первоначальная стоимость объекта;

СПИ – срок полезного использования (в годах).

При методе уменьшаемого остатка амортизация рассчитывается по формуле:

А = Сост × На × Куск / 100% , где

Сост – остаточная стоимость объекта на начало отчетного года;

На – норма амортизации для объекта;

Куск – коэффициент ускорения (до 3).

Метод уменьшаемого остатка позволяет переносить стоимость объекта на финансовый результат с учетом их неравномерной отдачи в течение срока службы, когда весь потенциал имущество показывает в первые годы после покупки. Примером может служить цифровая техника, которая морально устаревает в течение двух – трех лет после приобретения. Цена таких объектов через несколько лет существенно уменьшится, хотя эксплуатационные характеристики могут остаться теми же.

Как видно из формулы, большую часть своей стоимости при методе уменьшаемого остатка объект переносит на финансовый результат в первые годы эксплуатации, с каждым годом эта сумма становится все меньше.

Коэффициент ускорения характеризует интенсивность использования основного средства, следовательно, его износа. Величина коэффициента устанавливается учреждением самостоятельно в определенном пределе. Она должна быть обоснованной. В качестве обоснования могут выступать техническая документация на основные средства, рекомендации уполномоченных органов власти, графики выходов на работу, табели учета рабочего времени и др.

Сумма амортизации пропорционально объему продукции рассчитывается по формуле:

А = С × Вп / В , где

Вп – натуральный показатель объема производства продукции за отчетный период;

В – предполагаемый объем производства продукции за весь срок полезного использования объекта.

При этом методе начисления амортизации срок полезного использования актива представляется не в годах, а в виде ожидаемого объема продукции, который может быть произведен в результате эксплуатации основного средства. Этот метод позволяет наиболее точно отразить фактическую интенсивность использования актива. Например, сумма амортизации может быть равна нулю во время остановки производства продукции с применением объекта основных средств. В периоды более интенсивного использования сумма начисленной амортизации будет выше, и наоборот.

Учреждение выбирает метод начисления амортизации, который наиболее точно отражает предполагаемый способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала, заключенных в активе. Этот выбор необходимо закрепить в учетной политике.

Если изменился предполагаемый способ получения экономических выгод или полезный потенциал, заключенный в активе, обоснованность применяемого метода начисления амортизации оценивается на первое января года, следующего за годом такого изменения (п. 38 Стандарта). Метод начисления амортизации, который будет использоваться в течение оставшегося срока полезного использования, можно изменить. Пересчитывать накопленную амортизацию на дату пересмотра метода начисления амортизации при его изменении не требуется.

Учреждение может применять все три метода начисления амортизации для разных групп объектов основных средств. Такой порядок устанавливается в учетной политике.

С 1 января 2018 г. изменились стоимостные критерии для начисления амортизации. Сравнительная характеристика представлена в таблице.

Порядок начисления амортизации Инструкция № 157н Стандарт Примечание
не начисляется до 3000 руб. до 10 000 руб. Кроме объектов библиотечного фонда
100% при выдаче в эксплуатацию от 3000 до 40 000 руб. от 3000 до 40 000 руб. В таком порядке согласно Стандарту начисляется амортизация на объекты библиотечного фонда стоимостью от 0 до 100 000 руб. (ранее – до 40 000 руб.).
До 01.01.2018 такой порядок применялся также для объектов недвижимости стоимостью до 40 000 руб.
С 01.01.2018 амортизация по недвижимости начисляется в общем порядке, специальных норм не установлено.
по нормам амортизации (в т.ч. библиотечный фонд) свыше 40 000 руб. свыше 100 000 руб.

Обратите внимание, в отношении объектов основных средств на консервации изменены правила начисления амортизации. Стандарт не содержит исключений для приостановления начисления амортизации. Ранее они были установлены п. 85 Инструкции № 157н для перевода объекта основных средств на консервацию на срок более трех месяцев, а также восстановления объекта продолжительностью более 12 мес.

Учреждение выявляет признаки обесценения актива (перечислены в пп. 7 – 9 Стандарта "Обесценение активов") в рамках годовой инвентаризации активов и обязательств. В случае наличия таких признаков принимается решение о необходимости определения справедливой стоимости объекта.

Проектами приказов о внесении изменений в инструкции по бухгалтерскому учету для учреждений госсектора предусмотрен счет 0 114 00 000 "Обесценение нефинансовых активов" для отражения сумм накопленных убытков.

Операции по начислению убытков от обесценения основных средств планируется отражать по дебету счета 0 401 20 274, соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 00 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 114 00 000.

Выбытие ОС

Причины, по которым объекты основных средств списываются с баланса, перечислены в п. 45 Стандарта . В качестве новых оснований для списания можно отметить:

  • прекращение использования объекта основных средств для предусмотренных целей, прекращение получения экономических выгод или полезного потенциала от дальнейшего использования объекта;
  • передача по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования в случае возникновения у получателя имущества объекта бухгалтерского учета в составе основных средств.

Эти основания выделены в связи с новым пониманием основного средства как актива, который должен приносить экономические выгоды или иметь полезный потенциал.

Обратите внимание, объект продолжает учитываться в составе основных средств при его передаче в пользование иным правообладателям в рамках отношений по операционной аренде, предусматривающих возврат объектов аренды учреждению для их дальнейшего использования (

Настоящий комментарий подготовлен экспертами фирмы "1С" и призван оказать методическую поддержку бухгалтерам. Однако при использовании необходимо учитывать, что он не является нормативным документом. По ряду вопросов, которые в Стандарте описаны недостаточно четко, изложено профессиональное суждение экспертов, которое основано на совокупном анализе действующих федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора, разъяснений Минфина России, а также практики внедрения международных стандартов финансовой отчетности в коммерческих организациях. Нельзя исключить, что некоторые положения законодательства будут впоследствии разъяснены Минфином России в несколько ином ключе.

До утверждения всех нормативных документов учреждение не может отразить в бухгалтерском учете ряд операций, которые предусмотрены Стандартом, ввиду отсутствия необходимого инструментария. Кроме того, не рекомендуем каким-либо образом отражать в учете операции, по которым есть неопределенность, поскольку вероятность ошибок достаточно высока.

С 2018 года организации госсектора должны перейти на учет объектов основных средств согласно Федеральному стандарту бухучета «Основные средства», утвержденному приказом Минфина от 31 декабря 2016 № 257н и зарегистрированному в Минюсте 27 апреля 2017.

По данному вопросу уже написано множество статей, однако такие масштабные переходы всегда вызывают огромное количество вопросов. Давайте разберем, что же в итоге поменялось и какие действия необходимо было совершить для правильного перехода к Стандарту.

Стандарт предусматривает отражение в составе объектов основных средств материальных ценностей при удовлетворении следующих критериев:

  • сроки полезного использования более 12 месяцев (независимо от стоимости);
  • предназначены для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления, пользования имуществом по договору аренды либо по договору безвозмездного пользования;
  • >используются в целях выполнения государственных полномочий, осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета, являющихся активами (в соответствии с критериями, установленными Стандартом «Концептуальные основы»);

Материальные ценности можно отнести к объектам ОС, если:

Таким образом, мы видим, что изменились критерии отнесения объектов к ОС. Что следует предпринять главному бухгалтеру в связи с этим?

По каждому объекту имущества необходимо решить, относится ли он к активам или нет, а затем отразить данную информацию в инвентаризационных документах. Если вы не успели отразить данные сведения в рамках проведения годовой инвентаризации - переделывать ничего не надо.

Но для перехода на стандарты придется дополнительно провести анализ по всем объектам имущества на предмет их соответствия понятию «актив».

Также с 1 января 2018 года меняется состав аналитических счетов по счету 101 «Основные средства».


Перевод объектов в иную группу надо будет отразить уже после составления отчетности за 2017 год в межотчетный период на основании Бухгалтерской справки с использованием счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных », согласно Письму Минфина России от 30 ноября 2017 г. N 02-07-07/79257.

Еще одно новшество: федеральный стандарт обязывает начислять амортизацию даже на те объекты, которые простаивают, временно не используются или подготовлены для дальнейшего списания. Исключением являются только те объекты, остаточная стоимость которых сравнялась с нулем. Ранее, согласно Инструкции № 157н мы могли приостанавливать начисление амортизационных сумм в такие периоды.

Федеральный стандарт также изменил пороги первоначальной стоимости для малоценных ОС. Объекты стоимостью до 10 000 рублей теперь учитываются на забалансовом счете, амортизация на них не начисляется. Ранее действовал лимит в 3 000 рублей.

Для объектов стоимостью в интервале от 10 000 до 100 000 рублей амортизация равна 100% первоначальной стоимости в момент ввода объекта в эксплуатацию. Отдельное правило для библиотечного фонда - сумма амортизации на объекты библиотечного фонда стоимостью до 100 000 рублей рассчитывается и начисляется в 100% размере в момент ввода в эксплуатацию. Для объектов дороже 100 000 рублей суммы амортизации определяются согласно выбранному учреждением методу. Ранее, данный порог приравнивался к сумме в 40 000 рублей.

В «1С:Бухгалтерии государственного учреждения» данные изменения реализованы, начиная с релизов 1.0.49.4 и 2.0.53.22.

Мы рассмотрели в данной статье малую часть изменений, касающихся учета ОС в 2018, но тот основной минимум, который необходимо принимать во внимание, начиная с 1 января 2018 года.

Выход дополнительных комментариев, пояснений и рекомендаций от Минфина и их реализацию в программе «1С Бухгалтерия государственного учреждения» мы обязательно осветим в последующих статьях.

С 01.01.2019 новые стандарты бухгалтерского учета 2019 обязательны к применению всеми учреждениями бюджетной сферы. Теперь организации госсектора не имеют права вести учет в обход новых норм и правил. Стоит отметить, что большинство положений не содержат кардинальных изменений, а только закрепляют нормативы, действовавшие раньше, но только на уровне рекомендаций.

Итак, федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2019 года для госсектора:

  1. Учетная политика, оценочные значения и ошибки (№ 274н от 30.12.2017).
  2. События после отчетной даты (№ 275н от 30.12.2017).
  3. Доходы (№ 32н от 27.02.2018).
  4. Отчет о движении денежных средств (№ 278н от 30.12.2017).
  5. Влияние изменений курсов иностранных валют (№ 122н от 30.02.2018).

Обозначим основные новшества более подробно: стандарты бухгалтерского учета 2019.

Учетная политика 2019

Теперь бюджетники обязаны составлять учетную политику на основании положений ФСБУ № 274н. Однако обозначенный Приказ Минфина не предусматривает кардинальных изменений. По сути, новые положения об учетной политике — это действующие нормы закона № 402-ФЗ. Отметим, что есть и новшества.

Так, ФСБУ определил следующие аспекты:

  1. Конкретизировано лицо, ответственное за составление учетной политики. Это главбух либо иное лицо, на которого возложены обязанности по ведению бухучета.
  2. Готовый документ должен быть общедоступным. Иными словами, УП подлежит публикации на официальном сайте учреждения.
  3. Подведомственные учреждения должны разрабатывать свою УП на основании положений вышестоящей организации, министерства, ведомства.
  4. Ограничены случаи внесения изменений и дополнений в документ.

Новый порядок составления УП с учетом изменений ФСБУ — в отдельном материале «Составляем учетную политику для бюджетной организации на 2019 год» .

События после отчетной даты

Данный ФСБУ закрепил не только понятия событий после отчетной даты, но и правила их отражения в учете в зависимости от периода их совершения. Стандарт обозначил классификацию событий данного характера. Так, в зависимости от того, к какому виду относится конкретное событие, зависит и способ его отражения в бухгалтерском учете учреждения. Также норматив раскрывает особенности включения данной информации в отчетность организации.

Напомним, что ранее такие положения раскрывались лишь в учетной политике учреждения. Причем каждый экономический субъект мог установить свои исключительные правила. Новые стандарты бухгалтерского учета 2019 данные разногласия устранили. Теперь события после отчетной даты могут быть отражены в учете только согласно обозначенным нормам, и никак иначе.

ФСБУ: Доходы

Первоначальное понятие доходов было представлено еще в ФСБУ 2018 «Концептуальные основы». Это поступление экономической выгоды или повышение полезного потенциала активов, определенное за отчетный период. Причем вложения и вклады от учредителя нельзя причислить к доходам. Также нельзя признать доходом безденежный обмен товарами, работами, услугами между контрагентами без осуществления соответствующих расчетов.

Новые стандарты бухучета 2019 по доходам следует применять далеко не ко всем случаям. Так, к примеру, ФСБУ «Доходы» неприменим при продаже ОС или НМА, при получении арендных платежей, при получении безвозмездных поступлений и в иных ситуациях.

Теперь доходы следует разделять на две группы. Те, что получены от обменных операций, называют обменные доходы. К ним относят поступления от операций с активами и имуществом учреждения. Необменные доходы — те, что получены от необменных операций. К ним относятся поступления от налогов, взносов, штрафов, безвозмездных поступлений из бюджета, возмещение неустоек, ущерба, вреда и прочее.

Влияние изменений курсов иностранных валют

Действующие нормы по ведению бухучета устанавливают, что любая операция хозяйственной жизнедеятельности субъекта должна быть отражена в учете в рублевом эквиваленте. То есть если операцию совершили в иностранной валюте, то сумму необходимо пересчитать. Порядок и правила пересчета закрепляют стандарты бухучета с 2019 года бюджетникам.

Новый ФСБУ устанавливает методы и порядок пересчета стоимости активов и обязательств, предусмотренные для заграничных российских учреждений. Также положения закрепляют правила отражения данных сведений в отчетности организаций бюджетной сферы.

Действующие стандарты бухучета 2018

С января 2018 года действуют пять федеральных стандартов бухгалтерского учета, утвержденные Приказами Министерства финансов РФ еще 31.12.2016:

  1. Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора (№ 256н).
  2. Основные средства (№ 257н).
  3. Аренда (№ 258н).
  4. Обесценение активов (№ 259н).
  5. Предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности (№ 260н).

Программа внедрения нового учета регламентирована Приказом Минфина России от 31.10.2017 № 170н. Будущие нововведения коснутся порядка формирования учетной политики, правил отражения событий после отчетной даты, алгоритма отражения условных обязательств и активов и прочего.

Федеральный стандарт 2018: основные средства

В учете основных средств в учреждениях госсектора изменится группировка объектов ОС: теперь нежилые помещения, здания и сооружения объединят в одну группу, а для многолетних насаждений создали отдельную категорию. Библиотечный фонд учреждения теперь не будет выделяться в отдельную группу.

Федеральный стандарт «основные средства 2018» вводит абсолютно новое понятие «инвестиционная недвижимость» для недвижимых объектов учреждения, которые сдаются в аренду или увеличивают стоимость остального имущества. Однако такая недвижимость не может быть использована учреждением для выполнения основных видов деятельности.

С 2018 года основные средства можно учитывать комплексно. Например, объединить офисную технику в один объект. Аналогичным образом можно объединить офисную мебель (стол, шкаф, кресло) или другие объекты.

Изменены границы стоимости объектов основных средств. Теперь к малоценным будут относиться все объекты стоимостью менее 10 000 рублей. Их следует учитывать на забалансовом счете.

100 % амортизация теперь начисляется на ОС стоимостью до 100 000 рублей, как и в налоговом учете. Библиотечный фонд стоимостью до 100 000 рублей учитывается аналогичным образом.

Для объектов стоимостью свыше 100 000 рублей амортизация будет рассчитываться по-новому. Будут три метода:

  • линейный;
  • уменьшаемого остатка;
  • пропорционально объему произведенной продукции.

Придется пересчитать и доначислить амортизацию. В помощь бухгалтерам бюджетной сферы Минфин выпустил методические рекомендации по переходу и внедрению новых правил. Указания содержатся в Письме от 30.11.2017 № 02-07-07/79257.

Основные изменения стандарта ОС 2018 года

Федеральный стандарт отчетности

Стандарт бухгалтерского учета 2018 по отчетности содержит новую методологию составления и предоставления бухгалтерской отчетности. Некоторые данные отчетности придется раскрывать в обязательном порядке.

Активы и обязательства учреждения будут разделены на краткосрочные и долгосрочные, или оборотные и внеоборотные соответственно.

Также чиновники определили ряд принципов, которым должна отвечать бюджетная отчетность учреждения:

  • уместность (релевантность);
  • достоверное предоставление (полнота, нейтральность, отсутствие существенных ошибок);
  • верификация;
  • своевременность;
  • существенность;
  • сопоставимость;
  • понятность.

Аренда — федеральный стандарт бухучета 2018

Если учреждение арендует имущество или сдает основные средства в аренду, такие операции следует проводить в соответствии с новым федеральным стандартом 2018. Чтобы правильно отразить операции в учете, следует определить, к какой категории относится аренда: к операционной (нефинансовой) или к неоперационной (финансовой).

Имущество, полученное по неоперационной сделке, следует учесть в составе основных средств бюджетного учреждения. Однако к учету следует одновременно принять и денежное обязательство в сумме кредиторской задолженности по арендной плате.

Не применять эти правила учреждение вправе, если государственной организации предоставляют активы во временное владение или пользование. Например, биологические или нематериальные активы во временном пользовании.

В 2018 году вступают в силу изменения законодательства, которые существенно повлияют на работу бухгалтера. Чтобы не было штрафов и разногласий с проверяющими, обратите внимание на главные нововведения и наши советы по переходу на новые нормы.

В последние дни уходящего 2017 года завершите оформление годовой инвентаризации с использованием . В связи с переходом на стандарты по каждому объекту имущества надо решить, относится ли он к или нет, а затем отразить это в инвентаризационных документах. Даже если какие-то документы по годовой инвентаризации вы не успели оформить в декабре, не беда – их можно подписать до сдачи годового отчета в январе. Если вы уже провели инвентаризацию в целях составления отчетности за 2017 год, переделывать ничего не надо. Но для перехода на стандарты придется дополнительно провести анализ по всем объектам имущества на предмет их соответствия понятию "актив". Результаты этого анализа можно оформить с помощью новых форм.

Вторая важная задача первых недель 2018 года – формирование входящих остатков в межотчетный период на основании Бухгалтерской справки (). Порядок их формирования и проводки даны Минфином России в Методических указаниях, доведенных и от 13 декабря 2017 г. № 02-07-07/83463 .

Подробности можно посмотреть в наших материалах:

2. Поправки, которые надо учесть при составлении бюджетной и бухгалтерской отчетности за 2017 год.

Минфин России уже подготовил приказы о внесении изменений в и , а также поправки в , и . Скорректированные нормы надо учесть при составлении отчетности за 2017 год. Напомним, в 2018 году ожидается существенное изменение в части ответственности за представление недостоверной отчетности казенными, бюджетными и автономными учреждениями.

3. Меняются требования к оформлению бухгалтерских документов.

5. Финансовое планирование, расходование бюджетных средств и предоставление субсидий: уже принятые и ожидаемые изменения.

Отметим, что теперь будут применяться три вида перечней: базовые, федеральные и региональные ( , ).

6. Заключать и оплачивать контракты надо будет по обновленным правилам.

Для сотрудников казенных учреждений важно, что согласно действующей с 1 января 2018 г. редакции можно без риска быть оштрафованным по заключать контракты в период отзыва ЛБО, если сумма этих контрактов не превышает объем учтенных на лицевом счете соответствующих принимаемых бюджетных обязательств.

Для бюджетных и автономных учреждений уже с 27 ноября 2017 г. действуют ограничения по перечислению авансов, предусмотренные для получателей бюджетных средств публично-правовым образованием: РФ, регионом, муниципалитетом. Кроме того, согласно обновленным нормам и при расходовании средств субсидии на выполнение задания или средств ОМС казначейский орган сможет потребовать документы, подтверждающие возникновение обязательства, если такой порядок установлен в соответствующем публично-правовом образовании. Указанные изменения внесены .

С 1 января 2018 года вступили в силу ряд федеральных стандартов бухучета, в том числе и ФСБУ «Основные средства». Приказ № 257н о федеральном стандарте Основные средства был утвержден еще в 2016 году, и у нас было достаточно времени на знакомство. К чему готовиться по новому стандарту расскажем ниже.

ФСБУ обязателен не только для государственных и муниципальных учреждений, но и для органов государственной власти и местного самоуправления. До принятия ФСБУ «Основные средства» (приказа №257 МинФина РФ), учет объектов ОС регулировала только Инструкция №157н (приказ МинФина от 01.12.2010).

Важно!

Федеральный стандарт «Основные средства» не отменяет Инструкцию №157н. МинФин РФ уже вносит в Инструкцию необходимые корректировки, поэтому в работе используем оба документа.

Основные средства по ФСБУ с 2018 года:

  • имеют срок полезного использования больше 12 месяцев;
  • предназначены для неоднократного или постоянного использования;
  • принадлежат учреждению на праве оперативного управления, на праве владения или пользования имуществом по договору аренды или безвозмездного пользования;
  • используются для государственных (муниципальных) функций, выполнения работ, оказания услуг или управленческих нужд.

Неосновные средства по ФСБУ:

  • непроизведенные активы;
  • имущество казны, если стандартом не предусмотрено другое;
  • материальные ценности, в том числе объекты недвижимого имущества, предназначенные для продажи или учитываемые в составе запасов;
  • материальные ценности, в том числе объекты незавершенного строительства, которые числятся в составе капитальных вложений; биологические активы.

Что меняется в 2018 по новому ФСБУ Основные средства

1. Основные понятия.

Инвестиционная недвижимость – объекты недвижимости или их части, находящиеся во владении и (или) пользовании с целью получения арендной платы и (или) увеличения стоимости недвижимости, но не предназначенные для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета и (или) продажи.

Появилось понятие Активы культурного наследия. Это материальные ценности, возникшие в результате исторических событий и обладающие ценностью с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты ОС можно перемещать из группы в группу - реклассифицировать. Стоимость объектов при этом не меняется. Бухгалтер должен одновременно отразить в учете факт выбытия из одной группы и факт включения в другую.

Выделились 2 типа операций с активами. Обменные операции – передача или получение сопоставимых по стоимости активов. Необменные операции - совершаются безвозмездно или по незначимым ценам в сравнении с рыночными.

2. Группировка ОС.

Жилые помещения; 101.01.000 «Жилые помещения» 101.02.000 «Нежилые помещения» 101.04.000 «Машины и оборудование» 101.05.000 «Транспортные средства» 101.06.000 «Производственный и хозяйственный инвентарь» 101.07.000 «Библиотечный фонд» 101.08.000 «Мягкий инвентарь» ОС, не включенные в другие группы 101.10.000 «Прочие основные средства»
ФСБУ «Основные средства» Инструкция № 157н
Нежилые помещения (здания и сооружения)
101.03.000 «Сооружения»
Машины и оборудование
Транспортные средства
Инвентарь производственный и хозяйственный
Многолетние насаждения
Инвестиционная недвижимость
101.09.000 «Драгоценности и ювелирные изделия»

3. Оценка стоимости ОС.

По решению учредителя часть объектов можно отражать по первоначальной стоимости, а часть - по справедливой стоимости (соответствующие изменения надо добавить в учетную политику). Справедливая стоимость – по которой делают переход права собственности на актив между независимыми сторонами сделки (например, безвозмездное получение ОС).

4. Амортизация основных средств.

Что касается порядка начисления амортизации, в Стандарте появились отличия от норм действующей Инструкции № 157н. Рассмотрим основные положения Стандарта.

Дается три способа начисления амортизации:

  • Линейный метод (амортизация начисляется равномерно в течении срока полезного использования)
  • Метод уменьшаемого остатка (амортизация определяется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и норм амортизации)
  • Пропорционально объему продукции (амортизация определяется исходя ожидаемого использования или ожидаемой производительности актива)

Организация выбирает тот метод, который наиболее точно отражает предполагаемый способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала актива.

Выбранный метод применяется последовательно от периода к периоду.

Также определены новые положения по начислению амортизации в зависимости от стоимости объекта ОС. Теперь они наиболее приближены к налоговому учету:

  • на объекты стоимостью свыше 100 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами;
  • на объекты стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением библиотечного фонда, амортизация не начисляется. При вводе в эксплуатацию объектов движимого имущества стоимостью до 10 000 руб. их первоначальная стоимость списывается с балансового учета с одновременным отражением объекта на забалансовом счете;
  • на объекты библиотечного фонда стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче их в эксплуатацию;
  • на объекты ОС стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при вводе их в эксплуатацию.

Федеральный стандарт содержит несколько принципиально новых понятий, разница прослеживается и в толковании имеющихся терминов.

Например, понятие «амортизация» давно знакомо бухгалтерам как величина стоимости актива, поэтапно относимая к расходам в течение срока полезного использования объекта учета. В ФСБУ же появляется термин «накопленная амортизация». Он означает общую сумму амортизации, исчисленной за определенный период использования актива (период может быть ограничен датой проведения операции с активом и (или) отчетной датой) с учетом простоев, то есть общую величину начисленной амортизации с момента постановки объекта на учет до момента продажи/списания или какой-то произвольной контрольной даты.

5. Выбытие основных средств.

Признание объекта ОС прекращается в случае выбытия имущества в результате продажи, заключения договора аренды, предусматривающего переход существенных операционных рисков и выгод к пользователю (арендатору), передачи другой организации госсектора, иным организациям на безвозмездной основе, по иным основаниям, предполагающим прекращение права оперативного управления имуществом, а также в случае выбытия имущества в результате списания.

При отражении в учете выбытия ОС необходимо соблюдать следующие критерии:

  1. Субъект учета передал все существенные операционные риски и выгоды, связанные с распоряжением (владением, пользованием) объектом имущества, отраженного в составе ОС.
  2. Субъект учета больше не участвует ни в распоряжении выбывшим объектом ОС, ни в его реальном использовании.
  3. Величина дохода (расхода) от выбытия объекта ОС может быть надежно оценена.
  4. Прогнозируемые к получению экономические выгоды или полезный потенциал, связанные с ОС, а также понесенные или ожидаемые затраты могут быть надежно оценены.

Доходы, причитающиеся к получению при выбытии ОС, подлежат первоначальному признанию по справедливой стоимости.

Финансовый результат, возникающий при выбытии объекта ОС, отражается в составе финансового результата текущего периода. Он определяется как разница между поступлениями от выбытия, если таковые имеются, и остаточной стоимостью объекта ОС.

6. Изменения в отчетности

Теперь бухгалтер должен представлять подробную информацию по каждой группе ОС: сумму балансовой стоимости и накопленной амортизации, выбранные методы расчета амортизации и определения сроков полезного использования и др.

Вдобавок, нужны будут сравнительные данные по остаточной стоимости объекта на начало и конец отчетного периода. Отразить это нужно будет в Пояснительной записке (0503160, 0503760) к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Сейчас сведения о суммах отражаются в отчетности, но не по всем группам, которые перечислены в стандарте. Поэтому предположительно в течение 2018 года появится как дополнительная аналитика в счете 101XX, так и новые строки в формах 0503168, 0503768, а также возможно баланса 0503130, 0503730.

Новое на сайте

>

Самое популярное