Домой Виды займов Общая характеристика хозяйства италии. Отрасли специализации и территориальная организация хозяйства италии

Общая характеристика хозяйства италии. Отрасли специализации и территориальная организация хозяйства италии

Характерная особенность размещения хозяйства - резкая территориальная диспропорция между Северной и Южной Италией.

Северная Италия не уступает по уровню экономического развития крупнейшим странам Европы, тогда как Южная Италия близка к таким менее развитым государствам, как Греция и Португалия. Проводимая государством региональная политика не в состоянии ликвидировать эту диспропорцию. На размещение производства все большее влияние оказывает экологический фактор, особенно на Севере.

Промышленность.

Италия плохо обеспечена основными видами полезных ископаемых - углем, нефтью, железной рудой. Более значительны запасы природного газа, бокситов, полиметаллических руд. Очень богаты месторождения ртути, серы, мрамора. Среди других стран Европы Италия выделяется также по ресурсам водной и геотермической энергии. Промышленность Италии сильно зависит от импорта сырья и топлива.

Энергетика страны базируется на импортных нефти, коксе и угле, своем природном газе и гидроресурсах. По мощности нефтеперерабатывающих заводов Италия опережает другие страны Западной Европы. Хотя в производстве электроэнергии первое место занимают ТЭЦ, относительно велика и доля ГЭС, построенных на альпийских реках. В Центральной Италии работают геотермические электростанции. Построены первые АЭС. В связи с развитием электроемких производств выработка электроэнергии значительно возросла.

Исключительно важное значение в производстве и экспорте имеет машиностроение: производство автомобилей, мотороллеров (Италия - родина мотороллера), велосипедов, судов. Большой известностью пользуются бытовое электрооборудование и пишущие машинки. 3/4 машиностроительных заводов расположено в Северной Италии.

В связи с ростом машиностроения увеличилась выплавка черных и цветных металлов. Черная металлургия основывается на импорте лома и чугуна, кокса, железной руды, легирующих металлов. Особенности сырьевой базы сказывается на структуре и размещении предприятий этой отрасли. Выплавка стали намного превышает производство чугуна. Крупнейшие комбинаты расположены в портах Таранто, Генуя, Неаполь. Предприятия передельной металлургии построены при больших машиностроительных заводах (в Милане, Турине). Электрометаллургия - выплавка стали и алюминия - возникла вблизи альпийских ГЭС.

Химическая промышленность базируется на привозных нефти и фосфоритах, ан природном газе, сере и другом местном сырье. Высокими темпами развивается нефтехимия, особенно увеличилось производство пластмасс и синтетических волокон на базе крекинга нефти. Большая часть химических заводов расположена в Северной Италии, но новые комбинаты нефтехимии были построены также в портах Южной Италии.

Текстильная промышленность Италии производит преимущественно хлопчатобумажные ткани и ткани из синтетического волокна. Эта отрасль сконцентрирована главным образом в Милане и его пригородах. Экономические кризисы и спады производства середины 70-х - начала 80-х годов особенно сильно отразились в Италии на судо - и автомобилестроении, текстильной промышленности.

Сельское хозяйство. Природные условия Италии позволяют выращивать все культуры умеренного климата, но особенно они благоприятны для субтропических плодовых растений и винограда. В Северной Италии расположена Паданская низменность с плодородными аллювиальными почвами, удобная для земледелия. По ней течет самая большая река Италии - По, широко используемая для ирригации. Климат здесь мягкий, переходный от умеренного к субтропическому. В Южной Италии рельеф гористый, узкие полоски низменностей тянутся лишь вдоль побережий. Преобладают каменистые, бедные гумусом почвы. Типичный средиземноморский климат с жарким и сухим летом и теплой зимой благоприятен для цитрусовых, оливковых, миндальных деревьев ми других садовых культур, а также винограда.

Для аграрного строя Италии характерны три основных типа хозяйств: капиталистические, помещичьи и хозяйства малоземельных и безземельных крестьян. Капиталистические хозяйства, дающие основную массу товарной продукции, распространены в Северной Италии. Они отличаются более передовыми методами агротехники, высоким уровнем механизации и использованием наемного труда. Преобладает денежная форма аренды земли. Для Южной Италии типично сочетание крупного помещичьего землевладения (латифундии) и мелкого крестьянского землепользования, причем преобладают натуральные формы аренды.

Сельское хозяйство Италии многоотраслевое, как и во Франции, но уступает ему по интенсивности и уровню развития. Важнейшее значение имеет растениеводство. Первое место в мире принадлежит ей по сбору винограда, второе в Европе (после Испании) - по сбору маслин и цитрусовых. Виноградники покрывают склоны предгорий и холмов как на севере, так и по всему Апенинскому полуострову. Побережье Сицилии выделяется выращиванием апельсиновых и лимонных деревьев. Ранние овощи поспевают на юге в зимнее время, поэтому Италия поставляет их на европейский рынок раньше своих конкурентов. Главные зерновые культуры - пшеница, кукуруза и рис, технические - сахарная свекла и конопля.

Животноводство развито сравнительно слабо. Крупный рогатый скот разводят в капиталистических хозяйствах Северной Италии. В бедных кормами горных районах Апеннин, Сицилии и Сардинии крестьяне разводят овец, коз и мулов. В прибрежных районах подспорьем для них служат продукты моря.

Общая характеристика хозяйства. Италия - страна с высокоразвитой промышленностью, составляющей основу ее экономики, и разнообразной сферы, некоторые отрасли которой имеют мировое значение. По ВВП на душу населения Италия несколько опережает Великобританию, но уступает Германии, Франции и богатым малым европейским странам. В значительной мере Италию тянет назад до сих пор не решенная проблема Юга, но есть и другие проблемы крайне неравномерного экономического развития разных частей страны. Несмотря на многочисленные государственные и частные программы подъема его экономики, Юг, как и прежде, намного уступает Северу и Центру по основным экономическим и социальным показателям. Хотя более 60% экономически активного населения занято в сфере услуг, все же ведущее положение в ее хозяйстве занимает промышленность.

Значительная часть итальянской промышленности находится в руках крупнейших монополий, таких, как ФИАТ, «Монтэдисон», «Пирелли» и др. В то же время в стране существует множество средних, мелких и мельчайших фирм, особенно в легкой и пищевой промышленности, в производстве бытовой электротехники, некоторых видов промышленного оборудования и станков. Именно мелкие предприятия своей активностью и производственной гибкостью помогли итальянской экономике выжить после сильнейшего кризиса 1970-х гг.

Италия выделяется большими размерами государственного сектора в экономике и активной экономической ролью государства. Специализированные государственные органы (холдинги ИРИ, ЭНИ и др.) участвуют в акционерных обществах. Многие крупные промышленные предприятия созданы в соответствии с государственными программами. Государство стало крупнейшим в стране предпринимателем.

В отличие от многих других стран, в Италии бросается в глаза диспропорция между добывающей и обрабатывающей промышленностью.

Добывающая промышленность невелика: полезные ископаемые разнообразны, но промышленных запасов осталось мало. Многие месторождения разрабатываются так давно, что уже истощились. Так, железную руду на острове Эльба добывали еще этруски за много веков до нашей эры, но ее разработка прекратилась только в 1982 г. Все же Италия относительно богата свинцово-цинковыми и другими полиметаллическими рудами, которые добывают в Тоскане, на острове Сардиния и в северо-восточных Альпах начиная с эпохи бронзы и по настоящее время. В значительной мере истощились месторождения бокситов: добыча их сократилась с 26 тыс. т в 1982 г. до 11 тыс. т в 1995 г. Богатейшие месторождения ртути в Тоскане перестали разрабатываться 20 лет назад из соображений экологической безопасности. В 1986 г. полностью прекращена добыча серы, которой так славилась прежде Сицилия. До сих пор добывают калийную и каменную соль и асфальт на Сицилии. Практически неистощимы запасы строительных и отделочных материалов - мрамора, гранита, туфа, травертина и сырья для цементной промышленности (честь изобретения цемента принадлежит древним римлянам).

Действительно бедна Италия энергетическим сырьем: лишь 15% потребляемой энергии она получает за счет собственных запасов, остальное - главным образом из импортной нефти. Поэтому так важны для страны небольшие месторождения газа и нефти на Паданской равнине, на прибрежных отмелях Адриатики и вблизи острова Сицилия.

Некоторые виды ресурсов связаны с имеющимися в стране явлениями вулканизма: это не только строительные материалы вулканического происхождения (туф, травертин, пуццолан), но и горячие источники, на которых выросли многие бальнеологические курорты мирового класса, подземные термальные воды, используемые для получения электроэнергии (первые в мире геотермальные электростанции были построены именно в Италии - в Лардерелло, Тоскане - в 1908 г.), а также почвы вулканического происхождения, благоприятные для выращивания прежде всего винограда.

Одним из важных ресурсов для развития экономики Италии можно считать ее климат, благоприятный как в целом для жизнедеятельности человека, так и для развития прежде всего крупной индустрии туризма. Средиземноморский климат позволяет выращивать огромное разнообразие сельскохозяйственных культур.

Почти полностью используется в Италии такой природный ресурс, как энергия бурных горных рек. Именно поэтому свыше 70% гидроэлектроэнергии вырабатывается на Севере Италии - на альпийских реках.

Обрабатывающая промышленность Италии (см. рис.) работает в основном на импортном сырье. Преобладает тяжелая индустрия, в которой выделяется по масштабам и уровню развития машиностроение. Значительны также электроэнергетика, металлургия, химия и нефтехимия.

Рис. Обрабатывающая промышленность Италии

В последние десятилетия существенно изменилась структура итальянской энергетики. Ведущая роль в ней перешла от гидроэнергии и импортного угля к нефти, которая обеспечивает 60% всей потребляемой энергии. На втором месте по значению стоит природный газ (16%), затем каменный уголь и лигниты (8,5%) и гидроэнергия. Италия первая в Европе начала строить атомные электростанции в 1950-х гг. и первая же их закрыла в результате всенародного референдума в 1987 г., напуганная чернобыльской катастрофой.

На ввозимой морским путем нефти здесь выросла самая мощная в Западной Европе нефтеперерабатывающая промышленность. Нефтеперерабатывающие заводы расположены главным образом рядом с портами, куда доставляется танкерами нефть из стран Ближнего Востока, Северной Африки и России. В Северной Италии сооружена разветвленная сеть нефтепроводов, поэтому там нефтеперерабатывающие заводы построены вдали от портов, ближе к потребителю, т.е. к крупным промышленным центрам. Особенно их много в Миланском промышленном районе. К тому же в Северной Италии обнаружены и свои месторождения нефти - Галлиате, Трекате в Пьемонте, Малосса в Ломбардии. Однако в Италии ежегодно добывается всего около 5 млн т нефти, что обеспечивает лишь малую часть потребностей в ней. Каждый год нефтеперерабатывающие заводы Италии могут перерабатывать около 80 млн т нефти (мощности - 99 млн т). Самые крупные из них находятся в северных городах Трекате, Саннадзаро-де-Бургонди, Кремона, Мантуя, Маргера, Буссало (Генуя), Специя, Равенна и др., а также на Юге - в городах Таранто, Милаццо, Аугуста, Джела, Приоло-Гаргалло, Саррох. На Сицилии, на берегу залива Аугуста расположен мощный узел нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, состоящий из нескольких заводов.

Жизненно важна для хозяйства Италии электроэнергетика. Установленная мощность электростанций в сумме составляет 72 млн кВт (1995 г.). Ежегодно в стране вырабатывается около 230 млрд кВт-ч. электроэнергии. Большую часть ее получают на тепловых электростанциях, работающих главным образом на мазуте. Главный производитель и потребитель электроэнергии - Северная Италия.

Зависимость от импорта топлива и сырья очень заметна в черной металлургии. Итальянская металлургия ежегодно дает 24-28 млн т стали и 10-12 млн т чугуна. Из имевшихся ранее четырех металлургических комбинатов полного цикла в настоящее время осталось три - в Таранто (крупнейший), Корнильяно (Генуя) и Пьомбино. Около 60% стали получают в электропечах, остальное - в конверторах.

Большинство сталеплавильных и прокатных заводов сконцентрировано в старых индустриальных центрах Северо-Запада. В предгорьях Альп и альпийских долинах размещаются электрометаллургические предприятия. Итальянская черная металлургия специализирована на мировом рынке на производстве наиболее сложной продукции - тонкой холоднокатаной стали, труб большого диаметра и др.

В черной металлургии выделяются те направления, которые лучше обеспечены местными рудными запасами (выплавка свинца, цинка и ртути) или же традиционные отрасли, перешедшие на импортное сырье в результате выработки местных ресурсов (алюминиевая промышленность).

Алюминиевая промышленность ориентируется в своем размещении на богатые электроэнергией районы Северо-Востока (альпийские центры Больцано, Мори и Фельтре) и на крупный глиноземный завод в пригороде Венеции - Маргере. Сравнительно новый и крупный алюминиевый завод действует в Порто-Весме, на Сардинии. Многочисленные заводы по производству вторичного алюминия разбросаны по всей стране, но главный центр этого производства - Милан с примыкающим к нему городом Падерно-Дуньяно. Производство алюминия снизилось с 208 тыс. т в 1994 г. до 193 тыс. т в 1996 г.

Свинцово-цинковая промышленность перерабатывает привозные полиметаллические руды и местные - из месторождений Сардинии и Альп и дает ежегодно 120-130 тыс. т свинца и 250-270 тыс. т цинка. Энергоемкая выплавка цинка размещается вблизи крупных электростанций (в городах Портовесме, Понтеносса, Кротоне, Порто-Марге-ра). В качестве вторичного продукта там получают кадмий. Свинцо-воплавильные заводы группируются в основном на Сардинии, поблизости от месторождения полиметаллических руд, а также в крупных промышленных центрах Ломбардии. В качестве вторичного продукта на свинцовоплавильных заводах получают серебро (110- 120 т в год).

Крупнейшие медеплавильные заводы, которые производят около 86 тыс. т рафинированной меди и 106 тыс. т медных сплавов (1996 г.), расположены в городах Пьеве-Вергонте, Маргера, Брешия и др.

Ведущая отрасль итальянской промышленности - машиностроение. В нем занято свыше 2,2 млн чел., оно дает 1/4 всей продукции обрабатывающей промышленности и 2/5 итальянского экспорта. По масштабам и уровню развития особенно выделяется автомобилестроение, в котором занято 130 тыс. чел. Италия - один из крупнейших поставщиков автомобилей на мировой рынок. Ежегодно выпускается 1,3-1,5 млн легковых автомобилей и около 200 тыс. грузовых автомашин и автобусов. Большую часть автомобильного производства (свыше 1 млн автомобилей в год) монополизировал концерн ФИАТ - самая мощная из частных фирм в Италии и одна из крупнейших в мире.

ФИАТ называют «империей в республике». Его деятельность очень многообразна. Он владеет несколькими компаниями в области промышленного строительства, автотранспорта и судоходства, ему принадлежит туринская газета «Стампа», гостиницы, крупные магазины, стадионы и многое другое. У этой «империи» есть и своя «столица» - Турин, где расположены важнейший автомобильный завод «Мирафьори», многочисленные вспомогательные и побочные производства. Турин - также мировая столица автомобильного дизайна. Постепенно влияние ФИАТ распространилось далеко за пределы Турина. Его заводы есть в Ломбардии (близ Милана), в Кампании (под Неаполем), на Сицилии (в Термини-Имерезе). Специалисты ФИАТ участвовали в создании автозаводов во многих странах мира, в том числе и в нашей стране. В разных странах ФИАТ имеет свои филиалы.

ФИАТ оставил немного места в автомобильном производстве другим фирмам - «Феррари» и «Мазерати», известным своими дорогими спортивными машинами (в сумме около 4 тыс. автомашин в 1996 г.); «Аутобьянки», «Альфа-Ромео» и «Ланча» (в 1996 г. - 250 тыс. автомобилей) вошли в состав ФИАТ. Он же - главный производитель тракторов, особенно гусеничных, по экспорту которых страна занимает 1-е место в мире. Это связано с преобладанием здесь сельскохозяйственных угодий, расположенных на склонах холмов и гор. На этом производстве специализируется один из важнейших сельскохозяйственных районов - Эмилия-Романья, а также Турин, Милан и другие города Северной Италии. Дочерняя фирма ФИАТ - РИВ почти целиком монополизировала высокоразвитое в Италии производство шарикоподшипников, сосредоточенное в Турине и его пригородах. Специалисты этой фирмы в 1930-е гг. участвовали в создании 1-го ГПЗ в Москве.

Италия была первой страной, начавшей производство мотороллеров. Наиболее известный завод по выпуску мотоциклов и мотороллеров находится в маленьком тосканском городе Понтедера. Почти все другие заводы этой отрасли сосредоточены на севере страны.

В глубине веков теряются истоки итальянского судостроения. Со временем менялась техника судостроения и его продукция. Заметные изменения происходили даже в последние десятилетия: меньше стали выпускать танкеров, больше - контейнеровозов, судов смешанного типа, платформ для подводного бурения и судов для подводных исследований. Самые крупные в стране судоверфи находятся в городе Мон-фальконе, на Адриатическом море, а также в Порто-Маргере и Анконе. Старейший район итальянского судостроения - Лигурийское побережье (Генуя-Сестри, Рива-Тригозо, Специя, Пьетра-Лигуре, Ливорно, Виареджо и др.). На Юге главные судостроительные центры - Кастелламаре-ди-Стабия (близ Неаполя) и Палермо.

Развивается и усложняется станкостроительная промышленность Италии (заводы в Милане, Брешии, Болонье и других северных городах). Производство станков, электротехники, конторского оборудования и другие традиционные отрасли ныне тесно связаны с электронной промышленностью.

Самый мощный в стране узел электротехнической промышленности - Милан с окружающими его провинциями Комо, Варесе и Берга-мо. В последние десятилетия заводы электротехники появились и на Юге - в Неаполе и Бари. Италия стоит на 3-м месте в мире по производству холодильников и стиральных машин («Дзанусси», «Индезит» и др.). Бытовая электротехника производится в Милане, Турине, Специи и Неаполе и более мелких центрах - Порденоне, Конельяно, Форли и др.

Электронная промышленность в Италии бурно развивалась и достигла больших успехов. Здесь производится более 10% всей радиоэлектронной техники Западной Европы. Милан главенствует и в этом производстве, в Центральной Италии выделяется Римская провинция, на Юге - Неаполь и его окружение.

По всему миру расходятся пишущие и счетные машины из небольшого пьемонтского города Ивреа, где, подобно ФИАТ в Турине, царит компания «Оливетти». Ее заводы действуют также в Турине, Милане, близ Неаполя.

Такие города, как Павия, Монца, Милан, Турин, а также Таранто на Юге, т.е. старые центры текстильной и швейной промышленности, известны теперь и как центры производства швейных машин.

До начала энергетического кризиса 1970-х гг. бурно развивалась итальянская химическая промышленность. По темпам роста ее обгоняла лишь японская химия. На привозной нефти появились новые районы химической промышленности - на северо-востоке Италии, на Юге и на островах.

В итальянской химии господствуют один из крупнейших химических концернов мира - «Монтэдисон» и государственное объединение ЭНИ. Химическая промышленность Италии специализируется в основном на производстве пластмасс и химических волокон. Выделяются также лакокрасочная и фармацевтическая промышленность. С каждым годом итальянские химики производят все более сложную продукцию.

Сохранилось в Италии (Лигурия, Сицилия и Калабрия) и одно из ее традиционных производств - получение натуральных эссенций и эфирных масел из цветов и фруктов. Только в Италии и только в Калабрии производят знаменитую эссенцию из плодов бергамота (один из видов цитрусовых), используемую, в частности, в чайной и кондитерской промышленности и парфюмерии.

Химическая индустрия сосредоточена в основном на Севере, особенно в Ломбардии, где расположен старейший район химической промышленности - Милан и окружающие его города - Ро, Новара, Трекате, Чезано-Мадерно и др. В Северной Италии выделяются также нефтехимические комбинаты в Мантуе, Равенне, Ферраре, Пор-то-Maprepe. Химическая промышленность Центральной Италии специализируется на производстве неорганических химикатов из местных пиритов, поваренной соли и т.п. Нефтехимические комбинаты Юга в городах Приоло, Джеле, Неаполе, Кальяри, Порто-Торресе свою продукцию (пластмассы, лаки, краски, синтетический каучук, химическое волокно) отправляют в другие районы страны или на экспорт.

Азотные удобрения выпускают в Новаре, Мерано, Монторо на Севере Италии, а также в Бусси и Кротоне на Юге на базе нефти и газа, а калийные - в Порто-Эмпедокле - на базе сицилийских месторождений калийной соли.

Фармацевтическая промышленность характерна прежде всего для Северной Италии, особенно она развита в Милане, Брешии, Турине. Много фармацевтических фабрик в Риме и окружающих его небольших городах.

Одна из старейших отраслей промышленности страны - текстильная. Еще в старину Италия славилась своим бархатом, шелком, сукном и тканями из конопли. В наши дни численность текстильщиков резко упала, но ткани и теперь составляют 1/10 часть экспорта страны (из хлопка, шерсти, шелка, искусственных и синтетических волокон, джута, льна и смешанных волокон). Хлопчатобумажные фабрики, на которых работают 43 тыс. чел., рассеяны по всей стране, но особенно много их на Севере с его обилием воды и электроэнергии. Более четверти всего хлопка поступает на итальянские фабрики из Узбекистана, а также из Туркменистана, Греции, США и других стран. Шерстяная промышленность, в которой заняты 91 тыс. чел., также работает на импортном сырье (из Австралии, Франции, Новой Зеландии, ЮАР). Она издавна сосредоточена в Пьемонте, Венето и Тоскане. Тосканский город Прато - старейший в мире и крупнейший в Италии центр этого производства. Традиционное для страны шелковое производство размещается в районах разведения тутового шелкопряда - близ городов Комо, Тревизои в области Кампания. Синтетические ткани в большом количестве производят на Юге.

Италия - пионер производства трикотажных изделий и главный в Европе их поставщик. Оно выросло в послевоенное время из паломничества по деревням, особенно в Эмшши-Романье. Теперь здесь действуют крупные трикотажные фабрики, в частности в городах Модена и Карпи, но по масштабам производства Эмилию-Романью обогнали Ломбардия и Пьемонт.

Италия - первый мировой поставщик одежды на мировой рынок. Она также занимает 1 -е место в мире по экспорту обуви. Каждая третья пара кожаной обуви, продающаяся в мире, - итальянская. Италия вместе с Францией считается законодательницей моды в одежде и обуви (главные центры - Милан и Турин). В Милане проводятся международные обувные ярмарки. Италия производит самые знаменитые в мире фетровые шляпы (Алессандрия), шелковые галстуки (Турин), спортивную, в том числе горно-лыжную, обувь.

Из бесчисленных мелких полукустарных предприятий, непосредственно связанных с сельским хозяйством, родилась пищевая промышленность, третья отрасль по стоимости продукции после машиностроения и химии и третья по числу занятых (около 500 тыс. чел.) после машиностроения и текстильной промышленности. Самые крупные, технически современные производства пищевой промышленности - консервное (особенно консервирование томатов и фруктов), сахарное и макаронное. Италия поставляет на мировой рынок виноградное вино (обычно делит первое-второе место в мире с Францией), оливковое масло С/з мирового производства), сыр. Даже пищевая промышленность, распространенная практически повсеместно, подчиняется общеитальянской закономерности: главные ее центры расположены на Севере. На Юге выделяется Неаполь и его окружение.

Благодаря обилию сырья, сложилась мощная промышленность строительных материалов. Производство цемента дает 20% западноевропейской продукции. Самые крупные цементные заводы расположены у подножия Альп, а также вокруг Неаполя, в Таранто и Порто-Торресе. Широко распространено изготовление художественных и технических фарфоровых и фаянсовых изделий. Родина фаянса - город Фаенца в Эмилии-Романье и сейчас остается крупным центром этого производства. Художественным стеклом, как и в эпоху Возрождения и в более поздние века, славится Венеция. По-прежнему его выдувают в тесных стенах старинных фабрик на острове Мурано. Но стекольная промышленность Италии - не музейная отрасль. Более 500 стекольных заводов Северной и Центральной Италии выпускают особо прочное стекло для автомобилей, лабораторную посуду, стекло для оптических приборов, хрусталь, листовое стекло и пр.

Сельское хозяйство Италии, несмотря на благоприятные природные условия и многовековой крестьянский опыт, дает только 6% национального дохода. Сельское хозяйство обеспечивает потребности в продовольствии на 80%. В рамках ЕС Италия с трудом отстояла свою традиционную специализацию на производстве фруктов, овощей и винограда.

Преобладают мелкие крестьянские наделы. Крупные хозяйства более всего типичны для Паданской равнины. Гористость мешает применению современной сельскохозяйственной техники. В полной мере ее могут использовать лишь обширные равнинные хозяйства Севера. Там же в большей степени применяются и удобрения. Многие сельскохозяйственные районы Италии нуждаются в искусственном орошении, но как раз меньше всего оно используется там, где наиболее необходимо-в Центре и на Юге.

Основу итальянского сельского хозяйства составляет растениеводство. Более 1/3 всех сельскохозяйственных земель занимают пашни, а половину пашен - зерновые культуры. Наибольшие урожаи пшеницы собирают в Эмилии-Романье, но самые обширные пшеничные поля - в Апулии и Сицилии, где выращивают ценные твердые сорта, идущие на изготовление макарон. В предгорьях и на плодородных землях Паданской равнины выращивают кукурузу, на орошаемых землях западной части Паданской равнины и в низовьях По - рис. Итальянский рис экспортируется во многие европейские страны и наряду с макаронами входит в состав национальных блюд итальянцев (ризотто и др.).

Большинство традиционных бобовых культур теперь все больше идет на корм скоту, только благородный зеленый горошек сохраняет пищевое и даже экспортное значение. Во многих районах страны, но особенно в Кампании, выращивают картофель.

В крупных хозяйствах и на маленьких семейных огородах, в открытом грунте и в теплицах, на Севере и на Юге выращивают самые разнообразные овощи: помидоры, капусту, салаты разных видов, лук, артишоки, спаржу, бахчевые культуры. Более "/3 всего сбора овощей (4,6 млн т ежегодно) составляют помидоры (2-е место в мире после США). С наибольшим размахом овощеводством занимаются в Эмилии-Романье, Кампании и Алулии.

Более половины всего урожая сахарной свеклы, важнейшей технической культуры Италии, собирают в низовьях По, особенно в провинции Ровиго.

Италию недаром называют «первым садом Европы». Каждый год ее плодородная земля дает 5,5 млн т самых разнообразных фруктов: яблок, груш, персиков, абрикосов, черешни, инжира и др. Около 60% всех фруктов выращивается в специализированных фермерских хозяйствах на Севере, в Тоскане и Кампании. В южных областях распространены миндаль, грецкие орехи, фундук.

Италия - один из крупнейших в мире и второй в Средиземноморье после Испании производитель цитрусовых (около 3,5 млн т ежегодно). Почти весь урожай дают небольшие плантации на Юге, особенно на Сицилии и в Калабрии. Выращивают в Италии не только всем известные апельсины, мандарины, лимоны и грейпфруты, но и менее распространенные виды - бергамот, кинотто, лиметту и др.

С незапамятных времен выращивают в Италии виноград в мелких крестьянских хозяйствах. Здесь огромное разнообразие его сортов - около 250. Нельзя представить себе итальянский пейзаж без виноградников. Часто виноград сочетают с другими культурами, заставляя, например, виться лозу вокруг стволов фруктовых деревьев.

Такая же древняя и типично итальянская культура - олива. Ее не встретишь лишь на крайнем северо-западе да в высокогорье. Подобно винограду, она выращивается и в специализированных хозяйствах, и в сочетании с другими культурами. По сбору винограда (9,5 млн т), производству вина (56 млн гл) и оливок (3,2 млн т) Италия в 1995 г. занимала 1-е место в мире. Самая виноградная и одновременно самая масличная область Италии - Апулия.

Важная экспортная отрасль итальянского сельского хозяйства - цветоводство. За границу вывозят живые цветы, семена, луковицы и сырье для парфюмерной промышленности.

В последние десятилетия повышается значение животноводства, но оно по стоимости продукции уступает растениеводству. В Италии редко увидишь крупное стадо коров. Большинство хозяйств имеют не больше 10 голов крупного рогатого скота. Молочное и мясное животноводство преобладает на Севере, где больше лугов - равнинных и альпийских. Повышение спроса на баранину вызвало рост поголовья овец; главная овцеводческая область, как и раньше, - Сардиния. В Эмилии-Романье и Ломбардии разводят свиней на отходах сахароварения. Вблизи больших городов много крупных птицеферм.

Сравнительно слабо развито в Италии рыболовство, так как окружающие ее моря не очень богаты рыбой. Половина всего улова анчоусов, скумбрии, сардин, тунцов, а также «фрутти ди маре», т.е. разнообразных моллюсков и крабов, добывается в адриатических водах. Переработка всех этих продуктов ведется на небольших прибрежных консервных заводиках.

В последние годы в Италии, как и в других экономически развитых странах, идет так называемый процесс терциаризации, т.е. усиления третичного сектора экономики, или сферы услуг. В ней занято 61 % экономически активного населения. Сюда входят работники транспорта, банков и других финансовых учреждений, торговли, гостиниц, образования, здравоохранения и других непроизводственных профессий. Очень важное место в третичном секторе занимают счетные, информационные, консультативные услуги предприятиям. В последние годы растет значение еще и «четвертичного» сектора - информации, связи и управления.

Для Италии, вытянутой с севера на юг почти на 1300 км, глубоко вдающейся в Средиземное море в самом его центре и расположенной на пересечении многих международных путей сообщения, огромную роль играет транспорт - как внутренний, так и внешний, международный. Более 90% пассажиров и более 80% грузов перевозятся автомобильным транспортом. Особенно хорошо обеспечена автодорогами Северная Италия. В стране сосредоточена 1/4 всех европейских автострад, в том числе и старейшая в мире автострада Милан - Варесе, построенная в 1924 г. Главная транспортная артерия страны - Автострада Солнца, идущая с севера на юг - от Турина через Милан, Флоренцию, Рим, Неаполь в Реджо-ди-Калабрия.

Железные дороги в 1990-е гг. были в значительной мере модернизированы. Построены скоростные линии Турин - Милан - Болонья - Флоренция - Рим - Неаполь и Милан - Генуя, строятся новые скоростные дороги Милан - Венеция - Триест и Неаполь - Салерно.

Из имеющихся 19,5 тыс. км железных дорог электрифицированы более половины.

Морской транспорт Италии играет очень важную роль не только во внешней торговле страны: на каботажных линиях перевозится много пассажиров и грузов. В итальянском торговом флоте более трети судов - нефтеналивные танкеры. Из 144 итальянских портов самый крупный - Генуя, его грузооборот - около 40 млн т в год. Это один из важнейших портов на всем Средиземноморье, аванпорт Швейцарии. Второй по грузообороту - Триест, не только нефтяной, но и кофейный порт: через него идет импорт кофе в Европу.

Роль главного международного пассажирского порта (по объему пассажироперевозок - 850 тыс. чел. в год) перешла от Неаполя к Бриндизи, связанному паромом с Грецией. Неаполь сохраняет традиционное первенство в каботажных связях Апеннинского полуострова с островами и с остальными итальянскими портами (свыше 5 млн пассажиров в год).

Большую роль в вытянутой с севера на юг Италии играют внутренние авиационные перевозки. Через аэропорты Рима и Милана проходят важные международные авиалинии.

Для Италии очень важна внешняя торговля. Многие отрасли промышленности и сельского хозяйства работают на внешний рынок. Около 10% итальянского экспорта составляют автомобили и запасные части к ним. Вывозят также различную аппаратуру, в том числе электронную, пишущие и счетные машины, различное оборудование для промышленности, продукцию металлургической, химической, пластмассовой промышленности, ткани, одежду, обувь, бумагу, мебель, разнообразную сельскохозяйственную продукцию, особенно вина, фрукты и овощи (свежие и консервированные), макаронные и кондитерские изделия.

В то же время Италия нуждается во многих видах топлива и сырья, в некоторых видах продовольствия и промышленной продукции. Поэтому раньше для страны было характерно отрицательное сальдо внешней торговли, покрывавшееся доходами от международного туризма и других услуг. Однако снижение потребления энергии и сырья на единицу продукции, появление новых технологий и материалов обеспечили Италии с 1993 г. положительный и устойчиво увеличивавшийся баланс внешней торговли. В итальянском импорте ныне по стоимости преобладают автомобили, нефть, металл и пластмассы. Больше всего Италия торгует со странами ЕС, особенно с Германией и Францией, а также с США и с нефтедобывающими странами Ближнего Востока и Северной Африки.

Италия - один из пионеров массового международного туризма и ныне занимает по числу иностранных туристов 2-е место в мире после Франции. По числу мест в гостиницах, кемпингах и т.п. Италия стоит на 1-м месте в Европе и на 3-м - в мире. В 1995г. в Италии путешествовали и отдыхали около 68 млн туристов, из них 28 млн - из других стран, главным образом из Германии, Франции и США.

Большая часть туристов стремится отдохнуть на берегу теплого моря, отрешиться от повседневной суеты на каком-нибудь уединенном островке или, напротив, в густой толпе других туристов насладиться красотами острова Капри или подняться на крышу Миланского собора. В последние годы очень многих привлекает отдых в горах. В Альпах построено много горных курортов, горно-лыжных станций или просто «вторых домов» для обеспеченных горожан Северной Италии. Чем выше горы, тем из более дальних мест приезжают сюда на отдых. Многие альпийские курорты (Кортинад"Ампеццо, Сестриере, Мерано и др.) стали международными спортивными центрами. В средневысотных же Апеннинах развит не столько иностранный туризм, сколько местный.

Но даже те туристы, которые приезжают в Италию, для того чтобы позагорать на пляже, не могут упустить возможности хотя бы прикоснуться к огромным богатствам ее культуры и истории. Многие же едут специально, чтобы посмотреть величественные руины античного Рима или возвышающийся над крышами Флоренции купол Брунеллески, медленно прокатиться в гондоле мимо дворцов Канале Гранде в Венеции, побывать в феврале на Венецианском карнавале, или на концертах Флорентийского Мая, или же на спектакле прославленного театра «Ла Скала». Огромное количество церквей Италии привлекает не только религиозных паломников, но и любого человека, интересующегося архитектурой, скульптурой, живописью. По числу памятников истории и культуры Италия занимает 1-е место в мире, далеко опережая все остальные страны.

Региональные различия. Долгое время Италия, которая не отличается ни компактностью территории, ни природным, социальным или экономическим единообразием, традиционно делилась на Северную (области Ломбардия, Пьемонт, Валле-д"Аоста, Лигурия, Тренти-но-Альто-Адидже, Фриули-Венеция-Джулия, Венето и Эмилия-Рома-нья), Центральную (области Тоскана, Лацио, Умбрия и Марке) и Южную (Абруцци, Молизе, Кампания, Калабрия, Апулия, Базиликата и островные области Сицилия и Сардиния). Однако такое экономико-географическое районирование нельзя считать однозначным и тем более - вечным.

Различия в уровне экономического развития наблюдаются не только между Севером и Югом, но и в их пределах. Так, западная и восточная части Северной Италии различаются по характеру экономики, а в прежние годы - и по уровню ее развития, поэтому нередко их выделяют в отдельные районы: индустриальный Северо-Запад и индустриально-аграрный Северо-Восток. Иногда в отдельный район выделяли и островные области Сицилию и Сардинию.

Северо-Запад неизменно остается индустриальным ядром страны и самой развитой ее частью. Каркас этого района - «промышленный треугольник» Милан - Турин - Генуя с крупными частными и государственными предприятиями разнообразной промышленности, мощным и современным третичным сектором. Начиная с эпохи ранней индустриализации, Северо-Запад играл роль гегемона, а в некоторых отношениях даже колонизатора по отношению к полуостровной и островной Италии. Значительная его часть входит в главное ядро наиболее развитых регионов Западной Европы, полумесяцем протянувшееся от Юго-Восточной Англии до Ломбардии (европейский «банан»). Характерной особенностью его развития за последние десятилетия можно считать индустриализацию и урбанизацию обширных сельскохозяйственных территорий, прежде разделявших промышленные центры Миланской и соседней с ней провинций, что привело к созданию почти сплошной урбанизированной зоны в центральной части Ломбардии. Именно на Северо-Западе возникло большинство влиятельных политических движений страны; он отличался наиболее организованным рабочим движением, здесь были особенно сильны профсоюзы. Спектр политических предпочтений избирателей наиболее широк.

Северо-Восток, с которым по характеру хозяйства сходна северная часть Адриатического побережья, особенно север области Марке, неоднороден по уровню хозяйственного развития. Для этого региона всегда была характерна, за отдельными исключениями, мелкая и средняя промышленность. Однако в 1960-1970-е гг. в нем было построено множество крупных предприятий нефтепереработки и нефтехимии, энергетики, алюминиевой промышленности, использовавших в основном привозное топливо и сырье. Население Северо-Востока, за исключением Эмилии-Романьи, отличается более высокой, чем в соседних районах, религиозностью («белая Италия»), и ранее значительная часть избирателей голосовала здесь за христианских демократов.

Центр (области Тоскана, Умбрия, Марке и Л ацио) характеризуется в целом более гористым рельефом, чем Северо-Восток, что долгое время сдерживало развитие крупного производства. Этот район ранее традиционно специализировался главным образом на отраслях легкой промышленности - текстильной, обувной, мебельной, а также пищевой; в них резко преобладали малые и средние предприятия. Тоскана, Умбрия и Марке, наряду с Эмилией-Романьей, составляли «красный пояс» Италии, в котором коммунистическая партия всегда набирала наибольшую в стране долю голосов. Главный город Центральной Италии Рим стал столицей страны в силу исторических традиций, подобно Афинам, и в отличие от Парижа и Лондона никогда не был значительным промышленным узлом. После объединения Италии Рим быстро рос благодаря своим административным и международным функциям и как главный в стране центр туризма, привлекающий многочисленных путешественников своими богатейшими музеями, античными руинами и памятниками эпохи Возрождения. Рим в административных границах (а не в границах агломерации) - самая крупная коммуна страны, насчитывающая 2,6 млн жителей.

Примерно со второй половины 1970-х гг. и на Северо-Востоке, и в Центре развернулись сходные процессы так называемой диффузной индустриализации. Основой для них послужила густая сеть малых и средних городов, давние традиции ремесленного труда и предпринимательства у многочисленных владельцев малых и средних предприятий, в том числе семейных, их гибкость и узкая специализация, обеспечивающие высокое качество продукции и устойчивость производства даже при падении спроса. На новом этапе развития мирового хозяйства эти преимущества повысили конкурентоспособность старых отраслей и стимулировали возникновение новых. Они появились благодаря субподрядам крупных машиностроительных и иных компаний «промышленного треугольника», стремившихся вывести часть производства из крупных городских агломераций с их сложными социальными, транспортными и экологическими проблемами, усилить его гибкость, чаще обновлять номенклатуру товаров. Именно Северо-Восток и Центр, которые иногда называют «третьей Италией», в последние десятилетия за счет малых и средних предприятий отличались самыми высокими темпами роста промышленности и хозяйства в целом. Во многих городах быстро увеличивалось и население.

Крупнейшая общенациональная проблема Италии - пресловутая «проблема Юга», возникшая практически одновременно с созданием единого итальянского государства. Дуализм (противоречие между Севером и Югом) территориальной, экономической, политической и социальной структуры накладывает глубокий отпечаток на любые процессы, происходящие в Италии. В течение многих столетий выгодное географическое положение Севера Италии на путях из Западной Европы на Восток, благоприятный климат, плодородные почвы, густое население и другие факторы способствовали его более быстрому экономическому и культурному развитию по сравнению с центральными и особенно южными районами страны. С начала 1950-х гг. итальянское государство прилагало огромные усилия для подъема Юга: был принят даже специальный закон, обязывавший всех инвесторов направлять не менее 40% своих вложений в южные области. За счет государства или при его активном участии на Юге было построено множество крупнейших в стране предприятий, в основном тяжелой промышленности, коренным образом модернизированы дороги и другая инфраструктура. Однако новые заводы чаще всего оставались «соборами в пустыне», т.е. были связаны главным образом не с местной экономикой, а со своими северными смежниками, и не смогли придать развитию хозяйства Юга импульс, достаточный для преодоления его отставания. Избиратели большей части Юга по-прежнему весьма консервативны. Тем не менее облик многих южных районов, в основном вблизи Неаполя и других крупных городов, где уже сложились предпосылки успехов в экономике, сильно изменился. Но одновременно выросли и контрасты внутри самого Юга.

Италия // Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны / Под ред. д-ра геогр. наук, проф. С.Б. Лаврова, канд. геогр. наук, доц. Н.В. Каледина. - М.: Гардарики, 2002 - С. 505-521.

Италия — республика парламентского типа, расположенная в Центральном Средиземноморье. Государство включает Апеннинский полуостров, часть Балканского полуострова, острова Сицилия, Сардиния и множество мелких островов. Общая площадь страны составляет 301 340 км². Главой страны является президент.

Италия граничит с Австрией, Швейцарией, Словенией и Францией. На территории страны расположены государства Ватикан и Сан-Марино.

Столицей Италии является город Рим. Страна поделена на 20 областей, 5 из которых включают 110 провинций. На территории Италии находится наибольшее число памятников, включенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Население

В Италии проживают 61 млн 800 тысяч человек, включая трудовых и нелегальных мигрантов. Количество городских жителей составляет 68%, мужского населения — 49%. Национальный состав представлен итальянцами — 94%, азиатами — 2,5%, европейцами — 1,5%, выходцами из стран Магриба — 1,5% и южноамериканцами — 0,5%. Официальный язык страны — итальянский, в некоторых провинциях используются языки национальных меньшинств.

Плотность населения Италии составляет 198,6 человек на 1 км². Большая часть населения проживает в Северной Италии. Самыми густонаселенными областями являются Лигурия, Ломбардия и Кампания, что объясняется благоприятными экономическими условиями.

В самом крупном городе Италии — Милане проживает 7,5 млн человек, в Риме, включая окрестности — около 4 млн человек. К крупным городам также относятся Неаполь и Турин. Средняя продолжительность жизни населения составляет 83 года. Женщины выходят на пенсию в 65 лет, мужчины — в 70.

Промышленность Италии

(Завод знаменитой марки в Италии )

Главной отраслью итальянской промышленности является автомобилестроение. Страна является одним из ведущих мировых экспортеров грузовых и легковых автомобилей. Большая часть автомобильных заводов расположена в северной части Италии. Страна также занимает ведущие позиции в мире по производству мопедов и велосипедов.

В стране постоянно развивается станкостроение. Фрезерные, токарные, шлифовальные станки, машины для полиграфической пищевой, обувной, текстильной, резиновой, пластмассово-перерабатывающей отраслей, а также промышленные роботы используются на предприятиях во всем мире.

В стране развито электротехническое производство — изготовление стиральных машин, холодильников, радиоэлектронного оборудования. Химическая промышленность представлена предприятиями по производству искусственных волокон, пластмасс, лаков, красок и фармацевтическими препаратами.

(Торговые бутики в Милане )

Традиционной отраслью итальянской промышленности является текстильное производство — изготовление различных тканей из натуральных и искусственных материалов. Страна является ведущим мировым экспортером обуви и одежды. Металлургическая промышленность представлена несколькими заводами, расположенными в крупных индустриальных городах. В стране развита нефтеперерабатывающая промышленность, основанная на экспортном сырье, а также судостроение.

Третье место после машиностроения и производства текстиля в Италии занимает пищевая промышленность, главные центры которой расположены в северной части страны. Здесь производятся большие объемы сыров, макароны, овощные консервы, оливковое масло, вино и сахар.

Сельское хозяйство Италии

Благоприятный средиземноморский климат создает идеальные условия для развития в Италии сельского хозяйства, основу которого составляет растениеводство. Главной зерновой культурой, выращиваемой на территории всей Италии, является пшеница. На севере страны также успешно произрастают кукуруза, овес, ячмень и рис. Плодородные прибрежные земли заняты фруктовыми, оливковыми садами и виноградниками.

В центре и на юге Италии успешно выращиваются цитрусовые, орехи, черешня, персики, бахчевые, миндаль, горох, фасоль, абрикосы, инжир, картофель, помидоры, спаржа, капуста, лук, салаты, артишоки, а также технические культуры — сахарная свекла, соя, конопля, лен, хлопок и табак. В большинстве своем растениеводством занимаются мелкие крестьянские хозяйства. Важной отраслью сельского хозяйства являются цветоводство.

Италия также является одним их крупных в Европе производителем мяса. Крупный рогатый скот, а также свиней выращивают на севере страны в мелких хозяйствах. Главной овцеводческой областью является остров Сардиния. В окрестностях крупных городов расположено множество птицеферм. Рыболовство в Италия развито слабо. Рыба и морепродукты перерабатываются на прибрежных консервных заводах. Несмотря на развитое сельское хозяйство, население Италии обеспечивается собственными продовольственными продуктами только на 75%.

Промышленность.

Промышленность - ведущая сфера экономики Италии. Она даёт около 2/5 национального дохода, и на неё приходится более 2/5 всех занятых.

Италия весьма недостаточно и неравномерно обеспечена сырьевыми и энергетическими ресурсами. Среди полезных ископаемых страны выделяются по своему промышленному или экспортному значению природный газ, пириты, полиметаллические руды, калийные соли, киноварь (ртутная руда), асбест и некоторые другие. Итальянская обрабатывающая промышленность базируется прежде всего на импортном сырье.

В промышленности Италии преобладает тяжёлая индустрия, ведущая роль в которой принадлежит машиностроению. За последние годы значительно развились также металлургическая, электроэнергетическая, химическая и нефтехимическая промышленность.

Нефтеперерабатывающая промышленность Италии самая мощная в капиталистических странах Европы. Она обеспечивает не только внутренний спрос, но и самый большой среди всех европейских капиталистических стран экспорт нефтепродуктов. Нефть в Италию доставляет танкерами по Средиземному морю главным образом из стран Ближнего Востока, Северной Африки, а также из России.

Самый крупный нефтеперерабатывающий завод построен на острове Сицилия, в городе Милаццо.

Весьма важную роль в энергетическом хозяйстве Италии играет электроэнергетика, одна из самых развитых в техническом отношении отраслей промышленности. Гидроэнергоресурсы Италии используются практически полностью.

Италия одна из первых стран в мире начавшая строительство крупных АЭС, впоследствии заметно отстала от большинства развитых государств. В стране имеется несколько атомных электростанций.

Недостаточность топливной и сырьевой базы объясняет весьма значительную зависимость большинства отраслей итальянской промышленности от внешнеэкономических связей. В частности, в большей мере это относится к чёрной металлургии: коксующийся уголь целиком ввозится из-за границы, в основном из США, импортируется более 30% потребляемой железной руды, 75% - металлолома, 2/3 - марганцевой руды, а также руды легирующих металлов.

Основная продукция, которая идёт на мировой рынок, - это тонкая холоднокатаная листовая сталь и стальные трубы.

В производстве цветных и лёгких металлов наиболее развиты алюминиевая промышленность, выплавка свинца, цинка и ртути, т.е. те отрасли, которые лучше всего обеспечены местными сырьевыми ресурсами.

Ведущая отрасль итальянской индустрии - машиностроение - особенно выделяется автомобилестроением.

Основную продукцию отрасли составляют легковые автомобили.

Ведущее положение в отрасли занимает концерн ФИАТ - самая мощная из частных фирм Италии и одна из крупнейших автомобильных монополий мира.

Географические условия и исторические причины объясняют традиционность для Италии судостроения.

Немалых успехов добилась Италия в традиционной для неё электротехнической промышленности, особенно для её новой отрасли - производстве электронной техники.

Электронная промышленность Италии - сравнительно молодая, но быстро развивающаяся отрасль. Важнейший центр этого производства - Милан.

Итальянская химическая промышленность работает в основном на импортном сырье (главным образом это нефть, природный газ, фосфориты, сера, целлюлоза), но частично использует и собственные запасы химического сырья, прежде всего природного газа, пиритов калийных солей, серы и др.

На втором месте после машиностроения по числу занятых стоит текстильная промышленность, одна из старейших отраслей Италии. Она выпускает ткани и ряжу из хлопка, шерсти, шёлка, конопли, льна, джута и химических волокон, а также разнообразный трикотаж.

Италия производит 28% обуви, выпускаемой в капиталистических странах (320 млн. пар в год).

Немаловажную роль в Итальянском хозяйстве играет пищевая индустрия. По стоимости продукции она занимает третье место среди отраслей обрабатывающей промышленности после машиностроения и химии.

Очень важно для страны мукомольная промышленность, высоко развито консервное производство, мебельная промышленность. Италия находится на одном из первых мест по развитию ювелирной промышленности и по качеству ювелирных изделий. Одна из старейших отраслей в Италии - бумажная промышленность.

Сельское хозяйство.

Италия даёт 10% валового национального дохода страны.

По урожайности сельскохозяйственных культур и особенно по продуктивности скота Италия сильно уступает многим капиталистическим странам Европы.

Главная отрасль итальянского сельского хозяйства - растениеводство.

Италия занимает первое место в Зарубежной Европе по производству риса. Картофель сажают во многих районах страны, но более всего в Кампании. В Италии выращивают помидоры, капусту, салат, лук, артишок, спаржу, бахчевые культуры. Главный общеводческий район страны также Кампания. Особенно большую роль в итальянском овощеводстве играет выращивание помидор. Часть урожая используется в свежем виде, но в основном помидоры перерабатываются в консервы: томатную пасту и очищенные томаты.

Важнейшей технической культурой в Италии является сахарная свёкла.

Италию называют "первым садом Европы". Ежегодно в стране собирают около 55 млн. ц. фруктов - яблок, груш, персиков, черешни и др.

Огромную роль в сельском хозяйстве Италии играет традиционное виноградство.

Другая характерная итальянская культура - олива распространена почти во всей стране.

Из технических культур, дающих волокно для текстильной промышленности, в Италии выращивают в небольших количествах хлопок, лён и коноплю. Урожаем этих культур снижаются в связи с вытеснением натуральных волокон в текстильной промышленности химическими.

С каждым годом всё большее значение приобретает разведение цветов. Значительная часть цветов идёт на экспорт.

На севере Сардинии встречаются целым плантации пробкового дуба. Повсеместно, но особенно в Кампании, ведётся сбор каштанов, традиционного продукта питания итальянцев.

В Италии постепенно повышается роль животноводства. После войны в Италии начало интенсивно развиваться птицеводство.

Сравнительно слабо в Италии развито рыболовство. Окружающие её моря не очень богаты рыбой, так как континентальный шельф невелик по площади, мало отмелей, банок. Половина всего улова (сардин, скумбрии, анчоусов, тунцов, а также моллюсков и ракообразных) добывается в адриатических водах. Пресноводное рыболовство с каждым годом сокращается в результате загрязнения промышленными отходами ручных и озёрных вод.

Транспорт и внешнеэкономическиесвязи

В связи с вытянутостью страны с севера на юг её сеть железных и автомобильных дорог развилась преимущественно в меридиональном направлении. Широтных коммуникаций, за исключением Паданской равнины, недостаточно. Многие автомобильные и железные дороги Италии проложены на крутых склонах гор и поэтому имеют много мостов, тоннелей и пр., что удорожает их эксплуатацию. В международных автомобильных и железнодорожных перевозках особенно большую роль играют дороги, проложенные в Альпах.

В Италии исключительно велика роль автомобильного транспорта: на него приходится 3/4 всех сухопутных перевозок грузов.

В 1924 году в Италии была построена первая в мире автострада (Милан - Варесе). Огромное значение имеет основная транспортная ось страны - автострада Солнца, лучшая из итальянских дорог, соединяющая Турин с Миланом, флоренцией, Римом, Неаполем и идущая далее на крайний Юг, к городу Реджо-ди-Калабрия.

Железные дороги уступают по значению автомобильным.

Очень важную роль как во внутренних, так и во внешних перевозках страны играет морской транспорт. Это объясняется положением Италии на среднеземноморском водном пути, большой протяженностью береговой линии, наличием островов в составе страны.

Морским транспортом перевозится 90% импортируемых в страну товаров и 60 - 65% - экспортируемых. Значительная часть внутренних перевозок также осуществляется морским транспортом.

Более половины всего тоннажа итальянского морского флота приходится на нефтеналивные суда, что связано с мощной нефтеперерабатывающей промышленностью

В грузообороте итальянских портов преобладает нефть и другое минеральное сырьё. Самый крупный итальянский порт Генуя один из важнейших во всём Среднеземноморье. Генуя служит воротами во внешний мир для всего индустриального Северо - Запада Италии, а также для Швейцарии. Это один из ведущих контейнерных портов Средиземного моря. Главный соперник и конкурент Генуи на Андриатике - Триест, второй в Италии по грузообороту и один из важнейших нефтяных портов Европы.

Кроме того, это главный в Европе пункт по перевалке кофе. Через Триест Северо - Восточная Италия связывается с другими сторонами Среднеземноморья, Ближнего и Среднего Востока, Восточной Африки и Восточной Азии. Он выполняет также роль главного порта на Среднеземноморье для дунайских стран, в первую очередь для Австрии. Триест преимущественно транзитным портом в отличие от Венеции, играющей непосредственную роль в экономике Северо-Восточной Италии.

Один из крупнейших пассажирских портов страны - Неаполь является главным центром каботажных связей Апеннинского полуострова с Сицилией, Сардинией и другими островами.

Полуостровную Италию связывают с её островами, а также с некоторыми югославскими и греческими портами морские паромы. Особенно наряжена паромная линия, соединяющая Сицилию с Апеннинским полуостровом.

Речной транспорт в Италии развит слабо из-за отсутствия крупных рек.

Развитие нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности стимулировано в Италии распространение трубопроводного транспорта. Наиболее густая сеть трубопроводов на Севере. Некоторые из них имеют международное значение, например, грузопровод, по которому поставляется природный газ из России на Север Италии.

Довольно быстро развивается гражданская авиация Италии. Авиационные линии поддерживают связь крупнейших городов Италии с многими городами Европы, а также других континентов. Крупнейшие аэропорты страны - Леонардо да Винчи близ Рима, Мальпенса, Линате около Милана и др. служат важными центрами международной сети авиалинии.

Для экономического развития Италии жизненно важны внешнеэкономические связи. Это вызвано активным участием страны в международном разделении труда, избыточными мощностями (с точки зрения внутреннего рынка) во многих отраслях промышленности, в значительной мере работающих на внешнеэкономический рынок, слабой обеспеченностью основными полезными ископаемыми и продовольствием. Почти 15% всего импорта составляет нефть. Италия импортирует также сырье для металлургической, текстильной и других отраслей промышленности, станки, промышленное оборудование, лес, бумагу, различные виды продовольствия. Основные статьи вывоза - продукция машиностроения, главным образом транспортные средства, различная аппаратура, пишущие и счётные машины, сельскохозяйственные и продовольственные товары, особенно фрукты, овощи, консервированные помидоры, сыры, текстиль, готовое платье, обувь, продукция химии и нефтехимии.

Основные партнёры во внешней торговле Италии - страны Европейского экономического сообщества, на которые приходится половина всего её товарооборота. Особенно активно ведётся торговля с ФРГ и Францией.

Всё большую роль в развитии внешней торговли Италии играет её товарообмен с социалистическими странами, из которых она ввозит нефть и продукты нефтепереработки, природный газ, чугун, сталь, прокат, каменный уголь, лес, крупный рогатый скот, мясо, хлопок, некоторые виды продовольствия. В свою очередь Италия поставляет социалистическим странам некоторые виды промышленного оборудования, машины для текстильной и швейной промышленности, прокат, химические продукты, искусственную и синтетическую ряжу и ткани, бумагу, цитрусовые.

Ведущее место в торговле Италии с социалистическими странами занимает Россия. Итало-советсткие торговые отношения, установленные ещё в 1920 году, стали особенно успешно развиваться с середины 60-х годов, когда был заключен и начал проводится в жизни ряд крупнейших советско-итальянских соглашений о техническом сотрудничестве, которые имели важное значение для развития некоторых отраслей промышленности обеих стран.

Необходимость капиталовложений и нехватка собственных средств по-прежнему нередко выпускают Италию прибегать к иностранным займам, в её экономически вложены крупные иностранные капиталы.

Для Италии характерен хронический дефицит торгового баланса. Однако Италии удаётся его в значительной мере покрывать и иногда даже перекрывать с помощью международного туризма, денежных переводов итальянских эмигрантов и доходов от морского фрахта. Италию ежегодно посещает 13 - 14 млн. иностранных туристов, преимущественно из ФРГ, Франции, с США. В Италии давно уже сложилась материальная база для приёма большого количества туристов. По числу мест в гостиницах (2,6 млн.) она стоит на первом месте в капиталистическом мире. Кроме того, в Италии много кемпингов, пансионатов, сдающихся внаём частных вилл и т.д.

Общая характеристика экономики Италии


Италия относится к группе индустриально развитых стран, являясь членом «большой семерки», активно участвует в международной экономической жизни. В состав Италии входят 20 областей и 94 провинции. Площадь страны - 301,2 тыс км 2 .

Объем ВВП Италии в 2002 г. составлял 1410 млр.долл. Среднегодовые темпы прироста ВВП в 2001 г. - 1,8%, в 2002 г. - 0,4%, в 2003 г. - 1,3%. Надушу населения приходится 24,4 тыс долл. ВВП.

В 2002 г. удельный вес отраслей промышленности и строительства составил 28% ВВП страны, сферы услуг - 69%, сельского хозяйства, рыболовства и лесного хозяйства - 3%. Доля занятых в сельском хозяйстве Италии в 2002 г. не превышала 6%, промышленности и строительстве - 29, сфере услуг - 65%.

Страна бедна полезными ископаемыми. В 2002 г. на добывающую промышленность приходилось менее 0,5% ВВП. Более 70% потребляемых в Италии минеральных ресурсов и свыше 84% энергоносителей импортируется. В обрабатывающей промышленности создается примерно 20% ВВП. Лидирующие позиции занимает машиностроение (сельскохозяйственная техника, металлообрабатывающее, деревообрабатывающее, электробытовое, упаковочное оборудование, а также оборудование для пищевой промышленности). Прочные позиции на мировом рынке занимает продукция химического, металлургического, текстильного, автомобильного производств. Производство автомобилей в стране монополизировано концерном «Фиат», предприятия которого выпускают в Италии и за границей 2,7 млн автомобилей в год.

Сельское хозяйство Италии характеризуется наличием большого количества мелких низкодоходных хозяйств. На растениеводство приходится около 60%, а на животноводство - 40% производимой сельхозпродукции. Страна вынуждена закупать на внешнем рынке в значительном объеме продукцию животноводства и корма.

Транспорт и связь обеспечивают 7.3% ВВП Италии. Главную роль в перевозке грузов и пассажиров играет автомобильный транспорт (68.4%). Огромное значение для экономики страны имеет туризм. В среднем в год Италию посещает 36 млн иностранцев, а поступления от туризма составляют около 30 млрд долл. ежегодно.

В области экономической политики Италии акцент делается на обеспечение стабильного экономического роста, сокращение уровня безработицы, усиление экспортной ориентации, а также уменьшение разрыва в уровнях хозяйственного развития Севера, Центра и Юга страны и интеграцию внутри страны.

Банковская сфера Италии до 90-х гг. характеризовалась наличием значительного количества банков с участием государства. С 1990 по 2002 г. усилились процессы концентрации в банковской сфере, что привело к созданию 76 банковских групп, 10 из которых контролируют основную часть кредитного рынка страны.

Бюджет Италии характеризуется хроническим дефицитом (в 2004 г. он превышал 3,5% ВВП), формируется он за счет налоговых поступлений, основными видами которых являются: подоходный налог с физических лиц (18-45%), подоходный налог с юридических лиц (36%), НДС - 4% (облагаются продовольствие, медикаменты, печатная продукция и др.). 20% - стандартная ставка.

В 2001 - 2003 гг. экономика Италии находилась в состоянии стагнации. Экономический рост не превышал 1.8% в год. Безработица остается и по сей день на достаточно высоком уровне (более 9% активного населения). Инфляционные процессы замедлены (табл. 7.1).


Таблица 7.1

Основные экономические показатели Италии

(% к предыдущему году)

Источник: Вопросы статистики. - 2003. - № 4. - С. 87-88; данные агентства «Рейтер» и статистического управления ЕС, МВФ - www.imf.org.

Экономика Италии в 2004-2005 гг. в отличие от других европейских стран практически не улучшила свои макроэкономические показатели (темпы прироста ВВП в 2005 г. находились на нулевой отметке, продолжают снижаться темпы прироста производства промышленной продукции, растут безработица и дефицит государственного бюджета). По прогнозам аналитиков, в 2006 г. ожидается увеличение темпов прироста ВВП до 1,4% и снижение инфляции до 2%.

Экономика Италии характеризуется высоким уровнем развития малого и среднего бизнеса в стране. Около 70% рабочих мест в Италии обеспечивают компании с численностью персонала менее 50 чел. Индивидуальные предприниматели, развивающие семейный бизнес, составляют 30% всех занятых в экономике страны. Итальянские законы наиболее благоприятствуют созданию небольших молодежных фирм. Экспорт продукции итальянских малых и средних фирм в 2 раза превышает показатели по аналогичным предприятиям во Франции.

На базе высокой концентрации небольших компаний, функционирующих в одном сегменте бизнеса, возникают кластеры - специализированные производственные зоны. Например, сотни компаний - производителей чулок и колготок, в том числе «Nerino Grassi», которая известна в России под маркой «Golden Lady», сосредоточены в зоне Castelgofredo et Casglione delle Stivere.

Co второй половины 90-х гг. итальянская экономика переживает ряд глубоких структурных преобразований, которые осуществляются пол влиянием двух диаметрально противоположных тенденции. С одной стороны, страна все глубже вовлекается в процесс европейской интеграции, что предполагает конвергенцию экономических структур и методов хозяйственного управления согласно указаниям ЕС. С другой стороны. Италии приходится адаптироваться к требованиям рынка «XXI века», которые трактуются с позиции поддержки американской стратегии роста. Европейская и американская модели экономического роста различаются методами управления корпоративной собственностью и приоритетами социальной политики.

Европейская модель экономического роста обусловлена следующими факторами:

Наличием мощного кооперативного сектора, обладающего особым хозяйственно-правовым статусом, который играет ведущую роль в продвижении итальянских товаров на мировые рынки. Экономика ряда районов страны построена как кооперативная сеть «индустриальных округов»;

Наличием сильной социальной составляющей в системе мер государственного регулирования экономики, что связано, во-первых, с проблемой безработицы (свыше 9% активного населения), во-вторых, с проблемой отставания в экономическом развитии Юга Италии от северных провинций страны;

Влиянием социальной доктрины и католической церкви на моральные принципы предпринимательской деятельности.

В пользу американской модели развития экономики свидетельствуют следующие факторы:

Глобализация мировой экономики;

Американизация хозяйственного мышления (частная инициатива, предприимчивость, инновационные наработки и др.):

Политика по перестройке национальных систем государственного регулирования (ослабление роли государства в регулировании экономики).

Наличие двух групп факторов экономического роста обусловливает необходимость поиска оптимального пути развития, что прослеживается по всем основным направлениям экономических реформ:

1) реформа хозяйственного управления. Одним из основных направлений реформы является либерализация управления корпоративной собственностью. Италия характеризуется высокой степенью концентрации капитала у семейных групп, имеющих пирамидальную структуру и контролирующих значительную часть национальной экономики через финансовые холдинги. Ведущие позиции занимают семейные группы Аньелли, Пирелли, Пезенти, Танци, контролирующие монополии «Фиат», «Пирелли», «Италчементи» др. В ряде ведущих монополистических групп происходит процесс передачи управления компании профессионалам: на руководящие должности приглашаются высококвалифицированные специалисты, не связанные родственными отношениями с собственниками компании. Другим направлением реформы хозяйственного управления является дерегулирование итальянского рынка (в начале 90-х гг. государственные предприятия производили 1/3 ВВП). Неэффективность системы госуправления, выразившаяся в росте дефицита бюджета и государственного долга, подстегнула процесс приватизации. В настоящее время полной или частичной приватизации подверглись более 30 крупных предприятий госсектора, в том числе «Телеком» (1,5 млн акционеров), энергетические группы ЭНИ и ЭНЭЛ, страховая компания ИНА и др. Акционирована и выведена за рамки госсектора национальная сеть железных дорог;

2) административная реформа регионального управления ставит целью реализацию бюджетного федерализма, что дает больше прав региональным и местным органам власти и усиливает их ответственность за пополнение и расходование бюджета. Это делается с целью сокращения дефицита государственного бюджета до уровня 3% ВВП;

3) финансовая реформа. Изменения в банковской системе опираются на разработанное в соответствии с рекомендациями ЕС новое банковское законодательство, которое создало основу для введения в практику заимствования модели универсального банка и инвестиционной компании, новые финансовые инструменты. Реформа заметно оживила рынок капитала. Этому также способствовала биржевая активность малых и средних предприятий;

4)налоговая реформа направлена на упрощение действующей системы налогообложения и поощрение инвестиционной деятельности;

5) реформирование рынка труда связано с реализацией комплекса структурных преобразований, которые включают дифференциацию ставок заработной платы, использование «местных» контрактов на Юге, введение новой трехлетней системы налоговых льгот, увеличение вложений в человеческий капитал за счет удлинения сроков школьного обучения и др..

Новое на сайте

>

Самое популярное