Домой Виды займов Основы экономической теории - А.С. Баскин, О.И

Основы экономической теории - А.С. Баскин, О.И

В книге рассмотрены основы экономической теории: общие проблемы экономики, микро-, макроэкономика, начала мировой экономики и международных экономических отношений.
Изложение теоретических вопросов сопровождается графическим анализом, что обеспечивает более глубокое понимание закономерностей функционирования экономики.
Некоторые из лекций имеют приложения математического, аналитического, исторического характера. Все они могут быть опущены без ущерба для усвоения материала. Однако они могут быть полезны при углубленном изучении курса.
Издание предназначено студентам высших учебных заведений, изучающим дисциплину в течение двух семестров.

Предмет и задачи экономической науки. Принципы экономики.
История экономической науки показывает, как изменялись представления о предмете экономической науки. Экономисты до Рикардо во главу угла ставили проблемы происхождения богатства и факторы его роста (меркантилисты, физиократы, А. Смит). Д. Рикардо переключил внимание с проблемы роста богатства на проблемы его распределения между классами (распределение созданного продукта на заработную плату, прибыль и ренту). У К. Маркса политэкономия - наука о буржуазном способе производства, о законах движения капитализма. С 1870-х годов экономическая теория стала наукой о человеческом поведении как отношении “между данными целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные возможности применения” (Л. Роббинс). При этом ставилась задача понять, как рынок спонтанно решает эту проблему. С возникновением макроэкономики представления о предмете науки усложняются.

Задача макроэкономики - понять, как индивидуальные решения трансформируются в такие переменные, как, например, совокупный спрос и совокупное предложение. С другой стороны, важно понять, как макроэкономическая динамика (индекс цен, темпы изменения объема выпуска и др.) оказывают влияние на ожидания рыночных агентов и их поведение. Профессор Нью-Йоркского университета М. Тодаро в учебнике “Экономическое развитие” дает такое определение предмета экономической науки: “Экономика-общественная наука, имеющая дело с людьми и социальными системами, в рамках которых люди организуют свою деятельность по удовлетворению материальных (продовольствие, жилище, одежда) и духовных (образование, знания, духовное удовлетворение) потребностей”. Эти потребности безграничны, а ресурсы, необходимые для производства благ, ограничены.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ. ИСТОРИЯ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Лекция 1. Из истории экономического анализа
Лекция 2. История мировой экономики: главные этапы
Лекция 3. Основные проблемы и условия развития экономики
Лекция 4. Капиталистическая идеология. Частный бизнес и государство
Лекция 5. Организация бизнеса
РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКА
Лекция 6. Основы теории спроса, предложения и ценообразования
Лекция 7. Поведение потребителя: теоретические основы анализа
Лекция 8. Производство и издержки
Лекция 9. Конкурентные рынки факторов производства
Лекция 10. Несовершенная конкуренция и рыночная власть
РАЗДЕЛ III. МАКРОЭКОНОМИКА
Лекция 11. Измерение результатов экономической деятельности. Основные макроэкономические переменные
Лекция 12. Макроэкономическая нестабильность: деловые циклы, безработица, инфляция
Лекция 13. Общее макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение
Лекция 14. Экономическая политика государства. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
Лекция 15. Деньги. Денежно-кредитная политика государства
Лекция 16. Государство благоденствия и смешанное государство. Социальная политика государства.
Лекция 17. Экономическая динамика и выбор модели макроэкономической политики
РАЗДЕЛ IV. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Лекция 18. Национальная и мировая экономика. Ресурсный потенциал и глобальные проблемы мировой экономики на рубеже тысячелетий
Лекция 19. Международные экономические отношения и внешнеторговая политика государства
Лекция 20. Международные валютно-финансовые отношения
Валютная политика государства.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы экономической теории, Курс лекций, Баскин А.С., Боткин О.И., Ишманова М.С., 2000 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Методология экономической теории — наука о методах изучения экономических явлений.

При изучении своего предмета экономическая теория широ-ко использует такой метод, как формальная логика. Формальная логика — изучение экономического явления со стороны его структуры и формы. Формальная логика использует обширный набор приемов познания, среди них анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия. Анализ — мысленное расчлене-ние анализируемого объекта на части и изучение каждой его час-ти отдельно. Синтез — соединение уже изученных частей пред-мета в единое целое и получение знаний о предмете в целом. Ин-дукция — выведение теории из фактов, следование от частного к общему. Здесь факты собираются, анализируются и на их основе строятся теории. Дедукция — выдвижение гипотез, которые затем сопоставляются с фактами, т. е. следование от общего к частно-му. Если выдвинутая гипотеза не выдерживает проверки факта-ми, то она отвергается. Сравнение — определение сходства или различий явлений и процессов. Этот прием позволяет соотносить неизвестное с известным, выразить новое через уже познанное и изученное. Аналогия — перенос одного или нескольких свойств с известного явления на неизвестное. В принципе аналогия явля-ется частным случаем индукции.

Экономическая наука широко использует такой метод по-знания, как диалектика. Диалектика — учение о наиболее общих законах развития человеческого общества. Диалектический ме-тод использует обширный набор приемов познания, среди них абстракция, исторический и логический методы и др. Метод на-учной абстракции предполагает, что все другие явления, за ис-ключением того, которое сейчас изучается, являются неизмен-ными. Исследователь отвлекается от второстепенных сторон данного явления, изучает только те, которые постоянно повто-ряются. Исторический метод предполагает, что экономические явления исследуются в той последовательности, в которой они возникали. Экономические явления имеют свою историю от мо-мента появления до современного состояния. Этот метод дает возможность оценить особенности различных экономических систем. Логический метод предусматривает движение от простого к сложному. Но логика научного исследования избегает перипе-тии исторического развития и отражает современную структуру явления.

Еще один метод исследования, широко используемый эконо-мической наукой, — экономико-математическое моделирование. Экономическая модель — упрощенное описание реальности, по-зволяющее определить причины экономических явлений, зако-номерности их изменений и последствия таких изменений. При построении экономических моделей важную роль играет функ-циональный анализ . В окружающем мире повсюду наблюдаются явления, функционально зависимые между собой. Примером та-кой зависимости в экономике являются спрос на товар и цена этого товара: если повышается цена товара, то спрос на него пада-ет, и наоборот. При этом говорят, что цена товара является аргу-ментом, а спрос — функцией. Большинство экономических моде-лей и принципов можно выразить графически.

Множество наук используют в качестве основного метода познания эксперимент, который позволяет на практике оценить верность выдвинутой гипотезы. Экономической теории широкое использование этого метода недоступно. Экономический экспери-мент — искусственное воспроизведение экономического явле-ния в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практи-ческого применения. Экономические эксперименты опасны тем, что нельзя точно спрогнозировать все их вероятные результаты.

Лекция 1. Предмет и метод экономической теории
1. Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире
2. Возникновение и основные этапы развития экономической науки
3. Предмет экономической теории
4. Метод экономической теории
5. Современные направления и школы экономической теории

Лекция 2. Общественное производство: сущность, структура, результаты
1. Общая характеристика хозяйственной деятельности
2. Общественное производство и его роль в жизни общества
3. Центральные проблемы хозяйственной деятельности и способы их разрешения в разных экономических системах
4. Общественный продукт, его состав и стадии движения

Лекция 5. Экономическая теория товара и денег
1. Товар и его свойства
2. Теория предельной полезности и субъективная ценность блага. Основные направления критики трудовой теории стоимости
3. Деньги, их сущность и основные функции
4. Инфляция: сущность, причины, последствия

Лекция 6. Рыночный механизм и элементы его функционирования
1. Сущность и функции рынка
2. Рыночный механизм и его элементы
3. Спрос и факторы, определяющие его величину
4. Предложение товара и его кривая
5. Предложение и спрос: рыночное равновесие

Лекция 7. Экономическая роль и функции современного государства
1. Рынок и государство
2. Экономические функции правительства
3. Предпринимательская деятельность государства
4. Налоги и бюджетное регулирование

Лекция 8. Теория факторов производства и распределения факторных доходов
1. Основные факторы производства
2. Человек - главный фактор и цель общественного производства
3. Факторные доходы и их функциональное распределение
4. Формирование цен на факторы производства

Лекция 9. Теория капитала и прибыли
1. Определение капитала в марксистской и современной экономической литературе
2. Экономическая природа прибыли
3. Кругооборот и оборот капитала
4. Производство прибавочного продукта - основа экономического и социального прогресса общества

Лекция 10.

Лекция 11. Доходы от предпринимательства. Прибыль на промышленный капитал
1. Издержки производства и прибыль
2. Ценообразование на промышленную продукцию и услуги
3. Образование средней нормы прибыли. Цена производства

Лекция 13. Рынок земельных ресурсов и земельная рента
1. Особенности воспроизводства и экономических отношений в сельском хозяйстве
2. Рента и арендная плата
3. Виды земельной ренты
4. Цена земли

Лекция 14. Национальная экономика и механизм ее развития
1. Национальная экономика: цели и результаты
2. Сущность и функции финансов
3. Фискальная политика государства и ее влияние на объем национального производства
4. Влияние потребления и инвестиций на объем национального производства

Лекция 15.

Лекция 16. Социальная политика государства
1. Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства
2. Слагаемые доходов населения
3. Дифференциация доходов населения: богатые и бедные
4. Экономический рост и экономически отсталые страны

Лекция 17. Международные аспекты экономической теории
1. Международное разделение труда и теория сравнительных преимуществ
2. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства и их регулирование
3. Современные проблемы внешнеэкономической политики Украины
4. Глобальные экономические проблемы

Рецензия
Основу настоящего издания составляет курс лекций по экономической теории, прочитанный доцентом Ермишиным П.Г. в Международном Таврическом эколого-политологическом университете и изданный в двух частях в 1993-1994 годах. После этого появилось много учебников и учебных пособий по разным разделам экономики, в том числе по общей экономической теории. Пополнилась и переводная литература. Все это нашло отражение в предлагаемом читателю курсе лекций. Изменилась и сама структура курса. Поэтому можно говорить о совершенно новом издании и рекомендовать его в качестве учебного пособия студентам высших учебных заведений всех профилей.
Много интересного найдут для себя в предлагаемом пособии преподаватели экономической теории и практические работники-экономисты. Привлекает, наряду с высокой научностью, язык лекций: доступность материала, яркие примеры, образные сравнения, использование в ряде случаев художественной литературы.
Интересен сам подход автора к рассмотрению теоретических положений и анализу экономических процессов. В отличие от многих учебных пособий, в которых полностью проигнорирована марксистская экономическая теория или же рассматривается исключительно с критических позиций, в данном курсе лекций она занимает равноправное наряду с другими концепциями, положение.
Рецензент - профессор,
доктор экономических наук
А.П. Кудряшов.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

ТЕОРИЯ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Душенькина Е. А.

Данное учебное пособие содержит курс лекций по дисциплине «Эко номическая теория». Лекции содержат все вопросы, раскрывающие сущ ность экономической теории, сконцентрировано внимание на основных понятиях и определениях.

Структура издания позволяет студентам систематизировать и конкре тизировать свои знания и использовать данное пособие при подготовке к экзаменам и зачетам по дисциплине «Экономическая теория». Пособие рекомендуется студентам высших учебных заведений обучающимся по специальностям: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика управления на предприятии», «Финансы и кредит».

ЛЕКЦИЯ № 1. Общие понятия экономической теории

1. Предмет, структура, функции и методология экономической теории

Слово «экономика» (от греч. oikonomike) означает искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство. Точно сказать, что такое «экономика» в современных условиях, сложно. Эконо% мика - это и совокупность общественных отношений, связан ных с производством. Это та или иная производственная систе ма, хозяйство. Это и научная учебная дисциплина, которая изучает хозяйственную жизнь человека, предприятия, общества в целом.

Наиболее общее определение выглядит следующим образом: экономика - это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.

Общество - это совокупность людей, объединенных на опре деленной ступени исторического развития определенными про изводственными отношениями, которые влияют на все другие от

ношения в обществе.

Современная экономика состоит из двух сфер:

1) сфера материального производства (какие либо товары);

2) непроизводственная сфера (какие либо услуги). Материальное производство состоит из производства мате

риальных благ (промышленность, сельское хозяйство, строитель ство) и производства материальных услуг (транспорт, торговля и т. д.).

Нематериальное производство состоит из производства нема териальных благ (создание духовных ценностей) и производства нематериальных услуг (научное консультирование, здравоохра нение, образование и т. п.).

На предмет экономической науки также нет однозначного от вета. Некоторые считают, что экономическая наука - наука о вы боре в условиях ограниченности ресурсов. Другие считают, что это наука о богатстве и об экономических законах. Третьи эконо мисты предметом экономической теории считают анализ рыноч

ного хозяйства, а четвертые видят ее предмет в экономическом поведении людей.

Экономическая теория служит базой для множества других экономических наук, т. е. она изучает основы и общие принципы экономики. Остальные же науки можно считать конкретными экономическими науками. К таким относятся:

1) отраслевые экономические науки, например экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономи ка строительства, экономика труда и т. д.;

2) функциональные экономические науки, например бухгал терский учет, финансы, статистика и т. д.;

3) экономические науки, связанные с другими науками; эко номическая география, экономическая психология и т. д.

В современной экономической теории принято выделять 3 раз

1) микроэкономика - часть экономической науки, которая рассматривает вопросы одной экономической единицы (фир мы, домашнего хозяйства) или сферы частного бизнеса;

2) макроэкономика - часть экономической теории, которая рассматривает экономические вопросы в масштабах страны, при этом общество рассматривается как совокупность фирм и домашних хозяйств;

3) мировая экономика (интерэкономика) изучает экономиче ские отношения в мировом сообществе.

Существует несколько функций экономической теории:

1) эмпирическая функция - суть ее заключается в том, что все экономические исследования основываются на практиче ском опыте;

2) теоретическая функция состоит в раскрытии сути эконо мических законов, явлений и хозяйственных процессов;

3) методологическая функция предполагает определение эко номической теории как фундамента отраслевых наук;

4) практическая функция заключается в выработке конкрет ных методов и приемов эффективного хозяйствования;

5) критическая функция состоит в раскрытии сильных и сла бых сторон явлений и процессов;

6) прогностическая функция предполагает разработку науч ных прогнозов, определение перспектив развития.

Исследуя общество и хозяйственные процессы в нем, эконо

мическая теория использует ряд следующих методов:

1) наблюдение и сбор информации (целенаправленное отсле живание объекта и получение необходимых фактов);

2) метод научной абстракции (абстрагирование), который позволяет формулировать те или иные отвлеченные понятия (абстракции);

3) метод анализа и синтеза:

а) при анализе исследуемое явление или предмет расчле няются на составные элементы и только потом подверга ются изучению; б) при синтезе, наоборот, происходит соединение расчле

ненных и проанализированных элементов в единое целое и изучается уже их взаимодействие;

4) метод индукции и дедукции:

а) индукция - это движение от частных фактов к обще му выводу; б) дедукция - это движение мысли от общего к част ному;

5) системный комплексный подход - вся экономика состоит из множества больших и малых систем, а также сама является элементом более сложной системы;

6) метод единства исторического и логического подхода - экономическая теория показывает явление в движении, т. е. в историческом развитии; при этом она рассматривает эко номические процессы, освобожденные от случайностей исторического развития, т. е. рассматривает их логически;

7) экономический эксперимент предполагает проведение научного опыта при условии, что объект изучения находится в определенных условиях;

8) моделирование или построение экономической модели; экономическая модель - это упрощенное описание экономи ки, т. е. модель замещает сам объект исследования; наиболее эффективным в современной экономике считается компью терное моделирование;

9) графические (с помощью различных схем, диаграмм, гра фиков и т. д.);

10) расчетно аналитические;

11) статистические и др.

2. Производство и экономика

Для удовлетворения своих потребностей человеку и обществу

в целом необходимо производить товары и прочие блага, т. е. необходим процесс производства. Производство (наиболее обоб щенно) - это сфера непосредственного создания ценностей. Производство предполагает функционирование в каждом об ществе определенных производительных сил, которые включают

в себя ряд элементов и факторов. В период развития человечества главными факторами производства остаются рабочая сила и сред

ства производства. К рабочей силе можно отнести человеческий фактор, а к средствам производства - материальный фактор.

Рабочая сила - это способность человека к труду, совокуп ность его умственных и физических сил, которые применяются в производстве. С развитием общества постоянно меняются, развиваются и совершенствуются производительные силы. К ставшим уже традиционными рабочей силе и средствам произ водства добавляются новые факторы производства, например экология, наука, информация, технология и т. д. Реализация ра бочей силы происходит в процессе труда, поэтому понятия «рабо чая сила» и «труд» отождествляются. Труд - это целенаправленная деятельность людей по созданию жизненных благ. Важнейшим его показателем является производительность труда (результат). Она измеряется:

1) количеством продукции в единицу времени;

2) количеством времени на единицу продукции.

Благодаря повышению производительности труда трудовые ресурсы удешевляют производство, и растет богатство общества.

Существуют факторы, которые влияют на уровень производи тельности труда:

1) уровень квалификации, образованности, профессионализ ма работников, занятых на производстве;

2) степень заинтересованности производителей в результатах своего труда;

3) уровень развития науки и техники и их применение в про изводстве;

4) степень эффективности использования ресурсов произ водства;

5) интенсивность (напряженность или скорость) труда;

6) природные условия (ресурсы, почва, климат); живой труд - непосредственный труд людей, занятых на производстве, вы тесняется работой машин, созданных прошлым человеческим трудом; доля прошлого труда увеличивается, а доля живого труда, наоборот, снижается.

В новых условиях роль работника в производстве принци пиально меняется. Он перестает быть исполнителем и становит ся главным звеном в технологическом процессе. Это обусловли вает потребность в работнике нового типа, которого отличают высокая и всесторонняя образованность, компетентность, само стоятельное и творческое мышление, активность и ответствен ность в действиях.

Основные пути формирования работника нового типа:

1) разносторонняя образовательная и профессиональная ка дровая подготовка - ведется на основе непрерывного широко профильного обучения; новая техника и технологии должны появиться в учебных аудиториях раньше, чем на предприя тиях;

2) интеллектуализация труда - проявляется в том, что труд приобретает умственный, аналитический и творческий харак тер; человек больше работает головой, а не руками;

3) гуманизация труда - это «очеловечивание» производства; его подстройка к запросам работников предприятия, что пред полагает выполнение научных рекомендаций эргономики, на правленных на облегчение, оздоровление и повышение ком форта и условий труда; в результате растут эффективность труда и его привлекательность для человека;

4) демократизация производства - осуществляется через участие работников в акционерном капитале предприятия, в управлении им, распределении полученных доходов.

Свою способность к труду человек может использовать по

двум основным направлениям: либо как предприниматель, ор ганизовавший свой бизнес, либо как наемный работник у пред принимателя. Особым человеческим ресурсом в производстве являются предпринимательские способности. Они заключаются в умении и готовности человека организовать бизнес или новое дело, принимая на себя все связанные с ним затраты и риски. Под линного предпринимателя отличают огромное трудолюбие, ини циативность, новаторство, деловая хватка, умение общаться с людь ми, убеждать и воздействовать на них. Предприниматель - это организатор и движущая сила производства.

Средства производства состоят из средств труда и предметов труда. Средства труда - это предметы, с помощью которых чело век создает необходимые блага (например, машины, инструмен ты, оборудование, здания, сооружения, транспорт).Предметы труда - это предметы, на которые человек воздействует в процес се производства и которые составляют материальную основу бу дущего продукта (например, дерево, металл, сырье и другие мате риалы).

По происхождению средства производства делятся на два вида: 1) природные ресурсы - те, которые созданы самой природой (земля, леса, водные ресурсы);

2) произведенные ресурсы - предметы, созданные или обра ботанные человеком и предназначенные для дальнейшего ис пользования их в производстве (инструменты, машины, обо рудование, здания, сооружения, сырье и т. д.).

Необходимо выделять три уровня производства:

1) труд индивидуального работника;

2) производство на микроуровне (фирме, предприятии);

3) производство на макроуровне (в рамках общества).

Для того чтобы произведенный товар нашел своего покупате ля, производителям необходимо его доставлять - например, в ма газины, оптовые базы, склады и т. д. - т. е. производитель товара и его покупатели разъединены в пространстве и во времени. Можно сделать вывод, что, помимо производства и потребления, существуют и другие фазы: распределение результатов производ ства и обмен ими. Производство, объединяющее в себе все осталь ные фазы, называется воспроизводством.

Производство - это этап непосредственного создания товаров и услуг. Эта фаза играет наиболее важную роль.

Распределение - это этап, на котором распределяются итоги производства (результаты общественного труда), а также распре деляются необходимые ресурсы для возобновления производ ства.

Обмен - это этап, на котором происходит обмен деятельно стью между людьми и обмен продуктами труда.

Потребление - это этап, на котором произведенный продукт используется для удовлетворения потребности человека. Это за ключительная фаза воспроизводства.

Но ни одна из фаз воспроизводства не может существовать от дельно, они тесно связаны между собой.

Воспроизводство бывает двух видов:

1) экстенсивное - в производство вовлекаются дополнитель ные природные и трудовые ресурсы, при этом техническая ос нова производства остается без изменения (изменение коли чества, а не качества);

2) интенсивное - предполагает совершенствование техноло гий производства, оборудования, что приводит к повышению производительности труда (изменение качества, а не количе ства).

Для эффективного развития экономике страны необходимо

перейти на интенсивный тип воспроизводства.

Различают две формы воспроизводства:

1) индивидуальное воспроизводство - в масштабе фирмы или отдельного домашнего хозяйства;

2) общественное воспроизводство - в масштабах страны, на циональной экономики в целом, что предполагает образова ние фондов:

а) фонд возмещения - обеспечивает возобновление средств, потраченных в процессе создания продукта (зара ботная плата работников, средства на покупку сырья, обно вление технологического оборудования и т. п.);

б) фонд накопления - обеспечивает организацию процес са воспроизводства, образование страховых запасов и ре зервов страны; в)фонд потребления - обеспечивает удовлетворение по

требностей всех членов общества. Следует различать 2 типа воспроизводства:

1) простое воспроизводство. Суть данного типа воспроизвод ства состоит в том, что в течение года произведенный продукт (а точнее его размер и качество), остается неизменным. При этом вся полученная выгода (прибавочный продукт) идет на личное потребление;

2) расширенное воспроизводство. Суть этого типа воспроиз водства состоит в том, что в течение отчетного периода про изведенный продукт меняется, т. е. меняется его размер и ка чество. Источником расширенного воспроизводства является прибавочный продукт. При этом прибавочный продукт распа дается на фонд потребления (данный фонд используется для удовлетворения материальных и культурных потребностей че ловека) и на фонд накопления (используется для расширения производства и создания резервов и запасов).

Для современной экономики характерно расширенное

воспроизводство. Это предполагает, что новые инвестиции в про изводство не только возмещают израсходованный капитал (сырье, материалы, оборудование), но и увеличивают его производитель ность дополнительными или более эффективными средствами производства. Так обеспечивается накопление капитала, т. е. укрупнение за счет добавочных капиталовложений в производ ство. В процессе воспроизводства капитал находится в постоян ном движении и совершает кругооборот по схеме: закупка средств производства - процесс производства - реализация произведен

ных товаров. Такие кругообороты повторяются, образуя оборот капитала. При этом различают части производственного капита ла (на стадии производства), который оборачивается и переводит свою стоимость на новый продукт по разному, в зависимости от чего производственный капитал делится на основной и оборот ный.

Основной капитал (основные фонды) - это средства труда, ко торые участвуют в процессе производства, при этом постепенно физически и морально изнашиваются и постепенно переносят свою стоимость на стоимость произведенной продукции. Таким образом, стоимость основного капитала возмещается в стоимость готового продукта постепенно. После реализации товаров она возвращается предпринимателю в денежной форме частями в ви де амортизационных отчислений, которые используются на ре монт и модернизацию средств труда. Основные фонды в денеж ной форме называются основными средствами.

Основные фонды бывают активные и пассивные. Активные ос% новные фонды - это фонды, которые непосредственно участвуют в производственном процессе (машины, станки, оборудование).Пассивные основные фонды - это фонды, которые создают необходимые условия для производства (здания, сооружения). Три главных показателя эффективности использования основ ных фондов:

1) фондоотдача - показатель, отражающий степень продук тивности фондов; определяется стоимостью продукции, при ходящейся на единицу стоимости фондов;

2) фондоемкость - показатель, обратный фондоотдаче, он ха рактеризует затраты основных фондов на выпуск единицы продукции;

3) коэффициент сменности работы оборудования - показатель, который показывает, сколько смен в сутки работала каждая единица оборудования на предприятии в течение определен ного периода.

Оборотный капитал (оборотные фонды) - это предметы труда,

участвующие в производстве однократно. Они полностью потре бляются и сразу переносят всю свою стоимость на стоимость про изведенной продукции. Таким образом, стоимость оборотных фондов возмещает стоимость готового продукта полностью. В каждом кругообороте после реализации товара предпринимате лю полностью возвращается в денежной форме стоимость обо ротных фондов.

Новое на сайте

>

Самое популярное