Домой Виды займов Президенты сша на долларах. Неожиданно: портреты на купюрах

Президенты сша на долларах. Неожиданно: портреты на купюрах

Пока российские города сражаются за право быть изображённым на купюрах номиналом 200 и 2000 рублей (говорят, что шансы Сочи призрачны), мы решили познакомить наших читателей с подборкой портала archdaily.com архитекторов, увековеченных на купюрах разных стран.

С точки зрения увековечивания, честь представлять страну на денежных банкнотах является одной из самых высоких наград, которые можно достичь. Даже несмотря на то, что электронные деньги всё больше входят в оборот, наличные останутся надёжным стандартом для обмена товаров и услуг.

В некоторых странах, имена лиц, изображённые на банкнотах становятся сленговыми названиями самих купюр. И хотя фраза «подсчёт Ле Корбюзье» не совсем привычно слетает с языка, до недавнего времени выбор нескольких архитекторов на банкноты был достаточно частым явлением. Читайте далее, чтобы узнать какие 15 архитекторов увековечены в валюте каких стран и сколько они стоят.

Ле Корбюзье (Швейцария)

Архитектор, который не нуждается в представлении. Ле Корбюзье был выдающимся пионером модернистского движения. В список работ в его родной Швейцарии включён Heidi Weber Museum, также известный как центр Ле Корбюзье. Портрет Ле Корбюзье с его отличительными очками показан на банкноте номиналом 10 швейцарских франков.

Александр Таманян (Армения)

Работавший в начале XX века в неоклассическом стиле архитектор известен благодаря его проекту Армянского Оперного театра и других построек в столице страны — Ереване. Он изображён на банкноте номиналом 500 драм.

Мимар Кямаледдин Бей (Турция)

Кямаледдин был ведущим архитектором Турции в конце Османской империи. В своих работах смешивал традиционные османские стили с европейской чувствительностью. На обратной сторона банкноты номиналом 20 лир изображён Кямаледдин вместе с одной из его главных работ — Университет Гази в Анкаре.

Чарльз Ренни Макинтош (Шотландия)

Лидер движения стиля модерн (Art Nouveau) в Великобритании, Макинтош известен благодаря такому зданию, как школа искусств в Глазго. Один из корпусов, построенных по проекту Макинтоша теперь носит его имя. Он может быть замечен на шотландских купюрах номиналом £100, вышедших в обращение с 2009 года.

Мимар Синан (Турция)

Главным архитектором Османской империи под властью султанов Сулеймана Великолепного, Селима II и Мурада III в 16-м веке Синаном разработаны проекты многих из известных мечетей и бань Турции. Портрет Синана был изображен на обратной стороне турецкой банкноты номиналом 10000 лир с 1982 по 1995 год.

Отто Вагнер (Австрия)

Вагнер был членом движения Венский Сецессион. Важной его работой является здание австрийского Почтового сберегательного банка в Вене. Его портрет был изображён на 500-шиллинговой банкноте с 1986 по 1997 год.

Виктор Орта (Бельгия)

с 1994 по 2001 год на бельгийской банкноте номиналом 2000 франков можно было увидеть архитектора Виктора Орта, наиболее известного благодаря своим биоморфным деталям здания Hotel Tassel, которое он закончил в 1894 году. Часто это здание признается в качестве первым образцом стиля модерн (Art Nouveau) в архитектуре.

Алвар Аалто (Финляндия)


Пожалуй, самый влиятельный скандинавский архитектор, основоположник северного модернизма Алвар Аалто был размещён на финской купюре номиналом 50 марок с 1986 по 2002 год. Наиболее известные его работы: здание библиотеки в Выборге и Säynätsalo Town Hall.

Гюстав Эйфель (Франция)

Автором наиболее широко известной башни, которая носит его имя, Eiffel был известный архитектор и инженер, запроектировавший много мостов и зданий в конце 1800-х и начале 1900-х. Его портрет украшал банкноту номиналом 200 Franc с 1996 по 2002 год.

Бальтазар Нойман (Германия)

Архитектор 18-го века, работавший в стиле барокко, Нейман был показан на купюре номиналом 50 немецких марок с 1991 по 2002 вместе с одним из его величайших достижений — Würzburg Residence.

Джан Лоренцо Бернини (Италия)

Возможно, самый великий из всех барочных художников. Скульптуры и здания Бернини до сих пор можно увидеть по всей Италии, в том числе и колоннады площади Святого Петра в Риме. Портрет Бернини украшал банкноту номиналом 50000 лир выпуска 1985-2002 гг.

Франческо Борромини (Швейцария)

Конкурент Бернини, Борромини разработал проекты одних из самых драматичных церквей Рима: Сан-Карло алле Куатро Фонтане и Сант-Иво алла Сапиенца. Он был изображён на банкноте 100 швейцарских франков с 1976 по 2000 г., хотя и не без противоречий, так как его родной город Тичино в настоящее время находится на территории Швейцарии, в то время как при жизни Борромини считалась частью Италии.

Жозе Плечник (Словения)

С 1992 по 2007 год портрет архитектора-последователя движения Венский Сецессион Жозе Плечника можно было увидеть на банкноте номиналом 500 толаров, что является признанием его вклада в архитектуру Любляны, в том числе такого знакового сооружения как Тройной мост.

Кристофер Рен (Великобритания)

Одного из самых известных в истории английских архитекторов Кристофера Рена помнят благодаря его дизайну собора Святого Павла в Лондоне. Портрет архитектора и главное его произведение можно увидеть на банкнотах номиналом 50 фунтов стерлингов выпуска 1981-1996 годов.

Томас Джефферсон (США)

Очевидно, что Томаса Джефферсона больше помнят как отца-основателя Соединенных Штатов Америки, хотя он также был известным архитектором, использующим нео-палладианские идеалы в проектировании кампуса Университета Вирджинии и его усадьбы Монтичелло. Портрет Джефферсона и сегодня можно найти на передней части редко используемых купюр номиналом 2 доллара.

Портреты архитекторов на денежных купюрах

5 3 чел.

Президенты на долларовых банкнотах: в статье представлены долларовые купюры на которыех передставлены портреты выдающихся людей страны. Какой президент находится на однодолларовой банкноте? Конечно, это - Джордж Вашингтон.

Эта статья была бы неполной без обзора портретов на Американских монетах , который мы опубликовали совсем недавно. Здесь же речь пойдет о бумажных купюрах. Деньги постоянно теряют ценность! Что Вы могли купить на 1$ 10 лет назад? Теперь Вам понадобится 8$, чтобы купить то же самое!

Что нужно сделать чтобы попасть на долларовую банкноту?


Итак, рассмотрим американские бумажные деньги и портреты изображенные на них (заметьте, что некоторые личности изображенные на банкнотах никогда не занимали пост президента!).

Президент Джордж Вашингтон на однодолларовой банкноте:


Президент Томас Джефферсон на двухдолларовой банкноте


Президент Авраам Линкольн на пятидолларовой банкноте


Портрет Александра Гамильтона на десятидолларовой банкноте (Он не был президентом)


Президент Эндрю Джексон на двадцатидолларовой банкноте


Президент Улисс Симпсон Грантна пятидесятидолларовой банкноте


Президент Уильям Маккинли на 500$ банкноте

Президент Гровер Клевелэнд на 1 000$ банкноте


Президент Джеймс Мэдисон на 5 000$ банкноте


Портрет Сэлмон П. Чейза на 10 000$ банкноте. (Он не был президентом)

Деньги – это красиво. Мы обращаем внимание на их номинал, забывая о том, что это еще и произведения искусства.

Представляем вниманию посетителей сайта виртуальную выставку посвященную искусству портрета на купюрах России первой половины 20 века.

На деньгах издавна изображали портреты исторических деятелей, проявивших себя в различных сферах (политика, военное дело, искусство, наука).

В состав виртуальной экспозиции вошли бумажные денежные знаки из нумизматического фонда Козьмодемьянского музейного комплекса представляющие собой настоящие графические шедевры – знаменитые «катеньки» и «петеньки» со сложнейшими гравированными портретами российских самодержцев. Так же не остался в стороне символ советского времени – портрет Ленина на банкнотах СССР.

500 рублей или внешность Петра I «выказывала ум, размышление и величие и не лишена была прелести»

Остановимся более подробно на 500-рублевой банкноте, самой крупной по достоинству за всю историю царских денег. Отличалась она и своими большими размерами – 275х126 мм. На широком белом купоне банкноты размещался локальный водяной знак в виде портрета Петра I, а по всему полю кредитного билета – изображение его номинала. На лицевой стороне в верхней части слева находился малый государственный герб образца 1883 года. Правее по центру стояла надпись: «Государственный кредитный билет» и номинал прописью «Пятьсот рублей», а ниже – гарантия золотого обеспечения: «Государственный Банк разменивает кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы (1р.= 1/15 империала, содержит 17,424 долей чистого золота)», подписанная банковским управляющим и кассиром. Каждая банкнота имела свой шестизначный номер с двухбуквенной литерой. Здесь же можно было прочитать выдержку из закона от 14 ноября 1897 года:

1. Размен Государственных кредитных билетов на золотую монету обеспечивается всем достоянием Государства.

2. Государственные кредитные билеты имеют хождение по всей Империи наравне с золотою монетою.

3. За подделку кредитных билетов виновные подвергаются лишению всех прав состояния и ссылке на каторжные работы.


Характер оформления оборотной стороны купюры можно описать как смесь стиля модерн с «русским» стилем, проявляющимся в пристрастии к тяжеловесным архитектурным деталям, знакам монархической власти. С правой стороны банкноты художники поместили фигуру молодой девушки – аллегории России, в одежде которой причудливо сплелись готические и русские народные черты, а слева – портрет Петра I в овальной раме, увенчанной короной. Из-за него в народе 500-рублёвые купюры любовно называли «петеньки» или «петруши».

Образцом для изображения на банкноте послужила гравюра «Петр I» Якоба Хоубракена, нидерландского художника и графика. Сама гравюра, в свою очередь, делалась с работы голландского художника-портретиста Карла Моора. Портрет Петра он написал в Гааге в марте 1717 года, куда последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский приехал из Парижа на лечение.

В то время Петру I было 45 лет, и о том, какое впечатление он производил на окружающих, можно узнать из свидетельства герцога Сен-Симона, встречавшегося с Петром в Париже: «Он был очень высок ростом, хорошо сложен, довольно худощав, с кругловатым лицом, высоким лбом, прекрасными бровями; нос у него довольно короток, но не слишком, и к концу несколько толст; губы довольно крупные, цвет лица красноватый и смуглый, прекрасные черные глаза, большие, живые, проницательные, красивой формы; взгляд величественный и приветливый, когда он наблюдает за собой и сдерживается, в противном случае суровый и дикий, с судорогами на лице, которые повторяются не часто, но искажают и глаза и всё лицо, пугая всех присутствующих. Судорога длилась обыкновенно одно мгновение, и тогда взгляд его делался странным, как бы растерянным, потом всё сейчас же принимало обычный вид. Вся наружность его выказывала ум, размышление и величие и не лишена была прелести».

Над оформлением банкноты 1912 года трудились талантливейшие художники и граверы Экспедиции заготовления государственных бумаг. Устроиться туда было непросто, приглашались только очень способные и одаренные специалисты из Германии, Франции, Австрии, Швейцарии. Долгое время никто не знал, кто именно работал над оформлением банкноты.

Причин тому несколько: 500 рублей вышли в обращение незадолго до революционных событий, а после 1917 года историей создания купюр с царскими портретами никто не интересовался. Кроме того, под страхом строжайшего взыскания работникам предприятия предписывалось «состав и приготовление всяких государственных бумаг содержать в глубокой тайне от всех не принадлежащих Экспедиции лиц и даже от своего семейства». Секретность работы не позволяла разглашать имена тех, кто разрабатывал государственные бумаги.

В настоящее время сотрудниками спецфонда ФГУП «Гознак» установлено, что над проектом лицевой стороны работал художник Р. Зарин, а над проектом оборотной стороны – художник Р. Ресслер, клише для кредитного билета выполнил гравер И. Лундин.

100 рублей или «Катеньке» уже больше ста лет.

Не все знают, что именно Екатерина II ввела в России бумажные деньги, хотя сама мысль о том, чтобы – по примеру передовых европейских стран – пустить в денежное обращение бумажные купюры, зародилась в правительственных кругах России еще в середине XVIII века.

29 декабря 1768 года Екатерина II подписала указ о появлении в России бумажных денег, и с тех пор она сама не единожды попадала на банкноты.

Самым известным стал ее банкнотный портрет, помещённый на государственный кредитный билет 100 рублевого достоинства образца 1910 года. В народе эту банкноту ласково называли «Катенькой» или «Катеринкой».



Кредитный билет печатался на бумаге с локальным водяным знаком (портретом Екатерины II) на белом купоне. Цвет купюры – традиционный для купюр достоинством 100 рублей – желто-бежевый, ее размер – 258х120 мм.

При работе над изображением императрицы художники и граверы предположительно взяли за основу картину художника И. Б. Лампи (старшего) – портрет Екатерины II с аллегорическими фигурами Крепости и Истины, созданный в 1790 годы. Иоганн Баптист Лампи (старший), австрийский художник итальянского происхождения, приехал в Петербург в 1792 году. Лампи был великолепным мастером живописи, его композиция уверенно свободна, колорит красив, мазок легок и смел. Он написал несколько схожих портретов императрицы, один из которых и был использован при работе над сторублёвой купюрой.

Сто рублей – это было много или мало для того времени? Согласно данным за 1911–1915 годы, мужчина, занятый в сельском хозяйстве в период весеннего сева, получал 71 копейку в день в черноземной полосе и 95 копеек в нечерноземной полосе. При сенокосе оплата повышалась до 100 и 119 копеек соответственно. Если взять оплату в день 100 копеек, то в месяц его заработок составлял около 30 рублей, за весенне-летний сезон с выходными и праздниками он мог заработать около 100 рублей и купить на них себе 5 коров и 5 лошадей (стоимость каждой примерно 10 рублей).

Царские купюры достоинством 100 и 500 рублей, выпущенные в 1910-1912 гг., стали последними банкнотами, которые можно было обменять в банке на золото. Известны они также как «романовские» или «николаевские». Созданные в Экспедиции заготовления государственных бумаг (ныне Санкт-Петербургская бумажная фабрика – филиал АО «Гознак»), они оказались настоящим шедевром, и их художественное совершенство не поблекло и по сей день. Высочайшее мастерство художников и гравёров, которые трудились над купюрами, прекрасно защищало их от подделки – точно воспроизвести индивидуальную манеру авторов портретов Екатерины II и Петра I на банкнотах не смог бы даже самый виртуозный фальшивомонетчик.

Банкноты Ильича или символ целой эпохи.

Портрет Ленина на банкнотах СССР стал одним их символов советского времени. Но все же вождь мирового пролетариата не сразу попал на банкноты, хотя потом лик Ильича на них сохранялся с завидным постоянством, сохраняясь десятилетиями в неизменном виде.

Минуло ровно 80 лет с момента, когда на купюрах СССР в 1937 году впервые появился портрет В.И. Ленина.

Вообще, на изображения Ленина в Союзе не скупились, и, раз появившись на денежных знаках, он уже с них не исчезал, однако сейчас речь пойдет именно о самых первых купюрах, которыми расплачивались наши прадедушки и прабабушки.

История ленинского портрета, появившегося на купюрах 1937 года, довольно интересна. Через месяц после смерти вождя мирового пролетариата в 1924 году Управление фабриками Заготовления Государственных Знаков (так назывался Гознак первые два года после революции) разослало примерно двадцати известным художникам того времени письма с предложением создать портрет Ленина. В письмах говорилось, что портрет должен быть таким, чтобы с него можно было сделать классическую гравюру на металле для изделий Гознака. По условиям конкурса, портрет следовало исполнить «в академическом характере, желательно итальянским карандашом».

Среди художников были действительно выдающиеся фигуры, достаточно упомянуть Кустодиева, Анненкова, Малютина, Лансере, Петрова-Водкина, Кордовского, Эберлинга.

Однако на изделия Гознака попала работа А.Р. Эберлинга, который писал Ленина маслом. Выпускник Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в Петербурге, Альфред Рудольфович Эберлинг приобрёл известность еще в царское время, занимая должность официального придворного портретиста вплоть до отречения Николая II.

Кроме множества официальных портретов, Эберлинг известен портретами знаменитых балерин – Анны Павловой, Матильды Кшесинской, Тамары Карсавиной.

При работе над портретом Ленина главной сложностью было отсутствие натуры – «натура» в то время уже лежала на Красной площади во временном деревянном мавзолее. Хотя Эберлингу повезло увидеть Ленина на одном из публичных выступлений, для портрета он все же воспользовался фотографией.







В 1937 году Гознаку было поручено изготовление новых билетов Государственного банка СССР достоинством 1, 3, 5 и 10 червонцев. Именно они и стали первыми купюрами с Лениным.

Портрет Ленина, выполненный Эберлингом, гравировал художник А.Г. Блюм. Основную работу по созданию оригиналов новых червонцев взял на себя главный художник Гознака – Иван Иванович Дубасов: он оформил эскизы трех номиналов (в три, пять и десять червонцев), эскиз одного червонца сделал художник С.А. Поманский.

Что можно было приобрести в те годы на 10 червонцев? В магазине на них можно было купить 1 кг пшеничной муки (4 червонца 60 коп.), 1 кг лущеного гороха (3 червонца 60 коп.) и 1 кг гречневой муки (1 червонец 82 коп.).

Малеванная Т.С.
старший научный сотрудник отдела хранения МУ КМК
23.08.2017

Список литературы

  1. Наука и жизнь. Внешность Петра I «не лишена была прелести» // https://www.nkj.ru/open/28855/
  2. Наука и жизнь. Банкноты Ильича // https://www.nkj.ru/open/31149/
  3. Наука и жизнь. «Катеньке» больше ста лет! // https://www.nkj.ru/open/28944/
  4. Иллюстрированный энциклопедический справочник «Символ власти» 2006 г.

Американские денежные купюры — доллары — это не просто средство оплаты и измерения стоимости. Банкноты таят в себе множество исторических и просто интересных фактов. Мало кто знает, что на купюрах изображены не только главы государств, но и просто выдающиеся люди, внесшие свой вклад в развитие страны. президенты США

Купюры всех достоинств имеют однотипный дизайн: центр лицевой стороны украшают президентские портреты или портреты каких-либо государственных деятелей. С двух сторон лика помещены следующие элементы государственной важности: подписи должностных лиц, печать казначейства, индексы эмиссионных банков, название страны, название типа банкноты. Обратная сторона оформлена разнообразнее: там изображены различные сюжеты.

Какие президенты представлены на купюрах? Один доллар США знаменит изображением первого президента и основателя Соединенных Штатов — Джорджа Вашингтона. Ежегодно в Америке печатают порядка 10 миллиардов банкнот разного достоинства, однодолларовая купюра составляет 50% из них. В США 1 доллар, будучи самым распространенным номиналом, стал наиболее популярным предметом коллекционирования.


На банкнотах в 5 долларов изображен Авраам Линкольн — 16-й по счету президент США, положивший конец рабству. В 1964 году дизайн этих банкнот был дополнен девизом «In God we trust».


Портрет Александра Гамильтона нарисован на купюре 10 долларов, хотя президентом он никогда не был. Александр Гамильтон являлся министром финансов Америки. Первая десятидолларовая банкнота вышла в 1861 году, и на ней был изображен Линкольн.


Двадцатидолларовая банкнота украшена портретом седьмого президента США Эндрю Джексона. К слову сказать, двадцатка является самой подделываемой купюрой.


Улисс Грант — лицо 50-долларовой банкноты. Восемнадцатый президент и генерал гражданской войны украсил впервые своим ликом купюру в 1913 году. Портрет Гранта в 2005 и в 2010 годах хотели заменить портретом Рейгана, но конгрессмены проголосовали против.


Американский президент Бенджамин Франклин появился на 100 долларах в 1914. Про него говорят так «единственный президент США, который никогда им не был».


2 доллара — отдельная история

На банкноте достоинством в 2 доллара нарисован президент Томас Джефферсон — соавтор Декларации о Независимости Америки. Эта купюра встречается в обороте довольно редко. Существует даже поверье, что она приносит счастье. Объяснить редкость купюры можно необычным отношением потребителей к выпуску 1976 года, который при осуществлении денежных операций оказался невостребованным.


На протяжении всей истории Соединенных Штатов двухдолларовая купюра входит в классический набор банкнот. В действительности же её практически не встретишь в свободном обороте денежных средств. Как только выпадает такая возможность, данная купюра, попадая в кошельки граждан, вывозится за пределы страны, затем перепродаётся коллекционерам старинных монет либо выставляется на аукционах. За этой купюрой охотятся многие бонисты, которые готовы купить ее за большие деньги.

Кто украшал банкноты крупных номиналов?

В настоящее время в наличном обороте имеются банкноты достоинством от 1 до 100 американских долларов. Раньше были бумажные купюры и большего номинала: в 500, 1 000, 5 000 и даже 10 000 долларов. Использовались они чаще всего при расчетах, осуществляемых представителями преступных группировок или в межбанковских операциях.

Первые три купюры украшали портреты таких президентов страны, как Уильям Мак-Кинли, Гровер Кливленд и Джеймс Медисон. На банкноте в 10 000 $ - портрет главы Верховного Суда Америки Сэлмона Чейза. Существовала также купюра в 100 000 $, на ней был изображен 28-ой президент США — Вудро Вильсон.


Интересен тот факт, что на долларах США не всегда были те лица, которые мы видим сегодня. Так, например, на однодолларовой купюре портрет не Джорджа Вашингтона был не с самого начала. Изначально на ней красовался Сэлмон Чейз, занимавший в то время должность Секретаря Казначейства.

Президенты на монетах

Портреты президентов и известных лиц страны нанесены не только на купюры, но даже на монеты США. Вот список монет всех номиналов и лиц, изображенных на них:


  • 1 цент (пенни) — Авраам Линкольн;
  • 5 центов (никель) — Томас Джефферсон;
  • 10 центов (дайм) — Франклин Д. Рузвельт;
  • 25 центов (квотер) — Джордж Вашингтон;
  • 1 доллар — Сьюзан Энтони — американская активистка и борец за гражданские права женщин.

Золотой доллар украшен изображением Сакагавеи — молодой женщины из индейского племени северных шошонов, которое проживало на территории нынешнего штата Айдахо.

Самой известной монетой считается монета достоинством в 2,5 доллара, выпущенная в 1911 году. Раньше она регулярно чеканилась, но в 21 веке встретить её практически невозможно ввиду низкого тиража.

Мечта коллекционера

За рубежом многие бонисты (люди, коллекционирующие бумажные денежные знаки) охотятся за так называемыми «счастливыми» номерами. Различные газеты и журналы периодически публикуют объявления, в которых коллекционеры сообщают, что готовы купить или продать банкноты того или иного достоинства с определенным номером.

Как показывают наблюдения, «счастливым» может являться любой номер. Так, в газетах встречаются объявления бонистов, пребывающих в поисках банкнот с номером, совпадающим с годом их рождения: 1 923. Бывают объявления и такого типа: «покупаю купюры с номером 1». Кого-то интересуют номера типа 10 000 000 и тому подобное. Известен случай, когда один канадский коллекционер сумел осуществить свою мечту, подобрав банкноты долларового достоинства с номерами 11 111 111, 22 222 222, и так до 99 999 999.

Было бы странно, если бы в Италии, которая первой ассоциируется у нас с художественным Ренессансом и барокко, не захотели бы увековечить великих итальянских художников того времени ещё и на банкнотах. О трёх «титанах Возрождения», которые вместе со своими шедеврами попали на денежные купюры, и пойдёт речь ниже.

Художники появлялись на банкнотах разных стран, но только итальянцы удостоили такой чести сразу пятерых: Рафаэля, Караваджо, Тициана, Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. До того, как Италия 1 января 2002 года вошла в Евросоюз, основной денежной единицей в ней (а также в республике Сан-Марино и в Ватикане) были лиры, от латинского libra - фунт.

Банкнота 500000 лир (лицевая и оборотная сторона).

Банкнота 100000 лир (лицевая и оборотная сторона).

Банкнота 20000 лир (лицевая сторона).

В 90-е годы номинальный ряд национальной валюты состоял из банкнот в 1000, 2000, 5000, 10000, 50000 и 100000 итальянских лир. Их украшали портреты выдающихся деятелей Италии, среди которых было и двое художников - на купюрах достоинством в 100000 и 500000 лир. При работе над ними было решено не ограничиваться одними лишь портретами, но также добавить известные произведения тех творцов, что попали на банкноты. 500-тысячную лиру «отдали» Рафаэлю (1483-1520): на ней изображён его портрет, фреска «Триумф Галатеи» и фрагмент знаменитейшей «Афинской школы».

Уже при жизни живописцу, графику и архитектору Рафаэлю Санти сопутствовала не просто слава, но всеобщее поклонение - к его имени добавляли эпитет «божественный». Как он выглядел, мы знаем по автопортрету из галереи Уффици во Флоренции, Рафаэль написал его в 1506 году, в возрасте 23 лет. Этот портрет и был взят за основу при создании 500-тысячной банкноты. «Триумф Галатеи», расположенный на купюре слева от портрета, создан художником в 1512 году для виллы Фарнезина в Риме, принадлежащей банкиру Агостино Киджи.

Галатея, одна из морских божеств в античных мифах, изображена в соответствии с традиционными представлениями в колеснице-раковине, запряженной дельфинами. Вся композиция насыщена персонажами и проникнута настроением всеобщего ликования и радости. Вот так писал художник о ней своему покровителю и другу графу Бальдассаре Кастильоне, дипломату, философу и поэту: «Что до Галатеи, то я почел бы себя великим мастером, если бы в ней была хотя бы половина тех великих вещей, о которых Ваше сиятельство мне пишет. Но в словах Ваших я узнаю любовь, которую Вы ко мне питаете. И я скажу Вам, что для того, чтобы написать красавицу, мне надо видеть много красавиц; при условии, что Ваше сиятельство будет находиться со мной, чтобы сделать выбор наилучший. Но ввиду недостатка как в хороших судьях, так и красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на мысль. Имеет ли она в себе какое-либо совершенство искусства, я не знаю, но очень стараюсь его достигнуть».

На оборотной стороне банкноты изображён фрагмент фрески «Афинская школа». Она по праву признается одной из лучших работ не только самого Рафаэля, но и ренессансного искусства в целом. Кроме неё, ещё три фрески - «Диспут», «Мудрость, умеренность и сила» и «Парнас» - были выполнены художником для Ватиканского дворца по поручению папы Юлия II. В центре фрески - Платон, указывающий на небо (философ считал, что оно определяет человеческую жизнь), и Аристотель, простёрший руку над землей. На лестнице справа в непринужденной позе расположился Диоген, а слева на ступенях замер с пером в руке Гераклит Эфесский (Рафаэль придал ему портретное сходство с Микеланджело). В «Афинской школе» можно найти и много других портретов древних философов и ученых, все они отмечены печатью духовного благородства и мудрости.

Художником, чей портрет украсил 100 тысяч лир 1994 года, стал Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) - гений, бунтарь и реформатор, основатель реализма в живописи. Своё прозвище, Караваджо, он получил, будучи рождён в местечке Караваджио близ Милана. На лицевой стороне банкноты мы видим его таким, как его изобразил в 1621 году живописец и рисовальщик Оттавио Леони. Биографы описывали Караваджо как человека бурного, неуживчивого характера, неистового темперамента, независимого и упорного в достижении поставленной цели. Его упрекали, что в живописи он «следует своему собственному гению, не питая никакого уважения к превосходнейшим античным мраморам».

Прекрасно зная жизнь простого народа, Караваджо сделал его героем своих произведений. Один из первых биографов художника писал: «Когда ему показывали знаменитейшие статуи Фидия и Гликона, чтобы он воспользовался ими для изучения, он, протянув руку и указав на толпу, ответил только, что для мастеров достаточно натуры. И, чтобы придать убедительность своим словам, он позвал цыганку, которая случайно проходила по дороге, привел ее в мастерскую и изобразил предсказывающей судьбу…». Эту цыганку мы можем видеть на картине «Гадалка» (1596 г.), которую на банкноте поместили слева от портрета автора. В настоящее время «Гадалка» хранится в Лувре, а её дубликат в Музее Капитолия в Риме. Украшением оборотной стороны купюры стало другое творение Караваджо: «Корзина с фруктами» (1597 г.), первый настоящий натюрморт среди его шедевров, хранящийся ныне в Пинакотеке Амброзиана в Милане.

Банкноты с портретами художников Рафаэля и Караваджо были не первыми в стране. До них в ходу были купюры в 20000 лир с портретом Тициана Вечеллио (1488/1490 - 1576), вошедшие в обращение в 1975 году. Как и при работе над «рафаэлевской» банкнотой, здесь дизайнеры взяли за основу автопортрет художника, выполненный около 1567 года. Тициану не было и тридцати, когда его признали лучшим живописцем Венеции, он выполнял заказы королей, кардиналов, римских пап, представителей знати. Его кисти принадлежит более ста полотен. Среди его творческого наследия особое место занимает картина «Любовь небесная и Любовь земная» (около 1514 г.). Именно её репродукцию можно было увидеть на оборотной стороне банкноты 20000 итальянских лир. Современное название картины принадлежит не самому Тициану, так ее стали называть почти два века спустя после создания.

Есть основания полагать, что заказ на «Любовь небесную...» сделал Никколо Аурелио, секретарь Совета десяти Венецианской республики, который собирался жениться на молодой вдове Лауре Багаротто, так что картина, скорее всего, стала свадебным подарком невесте. Свадьба состоялась 17 мая 1514 года в Венеции. Сюжет картины до настоящего времени вызывает бурные дискуссии. Останавливаться на её интерпретациях мы не будем - каким бы ни был изначальный сюжет, он не имеет особого значения в сравнении с художественной силой полотна. В 1608 году «Любовь земную и любовь небесную» купил меценат Шипионе Боргезе. В настоящее время она находится в коллекции Галереи Боргезе в Риме. Интересно отметить, что в 1899 году картину хотел приобрести финансовый магнат Ротшильд за 4 миллиона лир, но его предложение отклонили.

К сожалению, теперь эти красивые и познавательные итальянские банкноты можно увидеть лишь в музеях и в собраниях коллекционеров-бонистов.

Новое на сайте

>

Самое популярное