Домой Виды займов Проблемы экономики. Актуальные проблемы современной экономики в россии

Проблемы экономики. Актуальные проблемы современной экономики в россии

Проблемы экономики России

Как мировая экономика и экономика любого государства, экономика России имеет множество проблем, которые мешают дальнейшему развитию народного хозяйства России. Прежде чем подробно остановиться на каждой из этих проблем и поговорить о возможных путях их решения, охарактеризуем общее состояние экономики России и наметим главные ее проблемы.

Почему хромает экономическое развитие России? Почему благосостояние россиян крайне слабо возрастает, за исключением небольшой ее кучки, открытых, полуоткрытых и скрытых «предпринимателей».

Что представляет сегодня из себя российская экономика – это:

1. крайне излишняя сырьевая направленность, которая с одной стороны подавляет развитие всех других отраслей народного хозяйства, а с другой, весьма мало дает пользы большей части граждан России от массовой продажи ресурсов за кордон;

2. достаточно сильная монополизация, способствующая необоснованному росту цен во всех сферах экономики, диктату условий оказания услуг и поставки товаров и, конечно же, инфляции;

3. крайне излишняя централизация экономики, при которой деньги зарабатывают одни, а распределяют и пользуются ими другие, что, разумеется, не способствует заинтересованности в ее развитии в регионах (кроме некоторых);

4. льготное отношение в сравнении с реальным производством к кредитно-банковской сфере в части контроля и налогов;

5. слабое развитие и защищенность расчетно-денежной системы, особенно в бюджетной сфере и сфере обслуживания физических лиц, и на международной арене (лучше создавать топливно-сырьевые запасы, нежели запасы держать в чужих бумажках);

6. постепенный уход государства от необходимых контрольных функций в экономике (качество продукции, единые правила для всех, антимонопольная деятельность и т.п.);

7. не стабильное законодательство в области экономики и смежных с ней сферах;

8. перекладывание финансовых проблем государства на плечи граждан (кап. ремонт, например, вычитать у тех, где кап. ремонт недавно прошел);

9. крайне излишний вывоз денежных средств из России под различными видами;

10. непонятное и разнобокое финансирование рабочих и служащих в государственной сфере, заработные платы, компенсации, премиальные и другие выплаты;

11. слабое развитие и влияние государственного сектора экономики на развитие страны;

12. сильная коррупция, казнокрадство и другие системные истемные правонарушений в области экономики;

13. недопустимое смешивание государственной и коммерческой экономики (это один из путей к развития коррупции);

14. плохая заинтересованность предпринимателей использовать труд молодых специалистов и людей в возрасте, особенно после 50 лет.

15. вымывание денежных средств из реального производства в банковскую, не создающую ни чего (ни продукта, ни реальных услуг, работ) – большой тормоз еще и в повышении уровня производительности труда, кроме всего прочего;

16. необоснованное использование бюджетных средств коммерческими банками и предпринимателями;

17. ограниченная и слабая общая и профессиональная подготовка специалистов, как рабочих профессий, так и специалистов с высшим образованием, необходим глобальный пересмотр системы общего и специального образования;

18. слабая деятельность государства в улучшении здоровья своих граждан (страховая медицина, детский спорт в школах и секциях, проведение постоянных массовых соревнований по основным видам спорта в рабочих коллективах и т.д.)

19. плохая поддержка государства своих граждан в решении их постоянных проблем, плохое оказании государственных услуг, слабая законодательная и физическая защита граждан;

20. весьма плохой самоконтроль государства над деятельностью (бездеятельностью) своих чиновников даже в части исполнения ими своих прямых обязанностей (руководители различного уровня, суды, прокурорский, санитарный, технический надзор, полиция и т.д.);

21. навязывание правительством и законодателями своим гражданам непонятных (как правило не обдуманных) и не обязательных проблем, например, как изменение времени, платежи за будущий воздух (кап. ремонт в ЖКХ) и другие.

Это перечень лишь основных проблем, мешающих развитию нашей экономики и росту благосостояния наших граждан, которые в дальнейшим будут рассмотрены более подробно с возможными путями решения этих проблем.

Рассмотрение проблем, правда, будет не в той последовательности, как это изложено в данном перечне, а, скорее, по мере их срочности решения с точки зрения автора.

В современной глобальной экономике сильные позиции какой-либо страны или группы стран на товарно- сырьевых рынках или отдельных рынках готовой продукции, в том числе машиностроения, металлообработки или авиационно-космической техники, не дает автоматического контроля над мировыми финансовыми рынками, а именно эти рынки в последние годы формировали инвестиционный климат в большинстве стран, предопределяя во многом характер развития страны. При таких обстоятельствах необходимо еще раз внимательно проанализировать структуру экономического потенциала России и возможности его рыночной реализации в современных условиях, и именно поэтому автор считает тему выбранной работы актуальной на сегодняшний день. Также, актуальность выбранной темы состоит в том, что интеграция своеобразной формирующейся рыночной российской экономики, наравне с экономиками Бразилии, Китая и Индии (BRIC), в мировой рынок в ближайшие десятилетия является важнейшим вопросом будущего характера мирового развития.

Несмотря на некоторые успехи российской экономики в новом веке, в ней присутствует целый ряд проблем.

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день для экономики России является высокий темп роста инфляции. Среднегодовой темп роста инфляции в России.

Основными причинами инфляции в России является монополизм российской экономики, повышение мировых цен на товары, а также увеличение бюджетных расходов, считают эксперты12.

Откровенно удручающими оказались цифры по инфляции в России - вместо обещанного затухания темпов роста потребительских цен Росстат отчитался об ускорении инфляции с 6,4% по итогам 2013г. до 6,7% в январе 2014г. Да, это меньше 7,1%, имевших место в первом месяце 2013г. Однако всплеск инфляции в начале 2013г. был обусловлен статистическим эффектом низкой базы - в первом квартале 2012г. в силу политической необходимости накануне президентских выборов Правительством были заморожены тарифы естественных монополий и ЖКХ, а также цены на бензин. Именно по этой причине индекс потребительских цен рос на 4,2- 4,5%. Радоваться росту цен на 6,7% в январе 2014г. поводов меньше - к концу года такими темпами инфляция и вовсе ускорится до 7,5-8%.

Во-первых, этому поспособствует веерное удорожание импортных товаров и услуг в связи с девальвацией рубля.

12 Бельчук А.И. Статус России как страны с рыночной экономикой / А.И. Бельчук // Внешнеэкономический бюллетень. – 2013. – №5. с. 32-33


Во-вторых, произойдет удорожание продукции формально отечественного производства, собираемой на "отверточных производствах" - они состоят из компонентов, узлов, агрегатов, полуфабрикатов иностранного производства, которые автоматически вырастут в цене в связи с падением курса рубля.

В-третьих, в силу высокой степени монополизированности оптово-розничной торговли и ценового произвола перекупщиков высока вероятность злоупотреблений монопольным положением - торговые сети постараются нажиться на девальвация и, как это было в 2008-2009гг., прикрываясь лозунгами о падении курса рубля и росте закупочных цен, станут завышать цены на реализуемые товары, независимо от места производства.

В-четвертых, будет исчерпан статистический эффект высокой базы сопоставлений второй половины 2013г., когда рост цен сжался до 5,5-6% с 7-7,2% в начале года.

Таким образом практически все факторы играют не только против курса рубля, но и против содержимого карманов рядовых россиян – подсадив экономику страны на углеводородную сырьевую иглу, иглу импортных товаров и услуг, а также иглу иностранных кредитов, государство не удосужилось остановить разрушение отечественной наукоёмкой промышленности и возродить производство отечественной продукции инвестиционного и потребительского назначения.

Больше всего вопросов вызывает структура роста цен. Темпы роста цен на товары несколько снизились с 6,9% в январе 2013г. до 5,4% в первом месяце 2014г., на продукты питания - с 8,6 до 6,5%, на непродовольственные товары - с 5,1 до 4,3%. Однако совершенно не понятно, почему ускоренными темпами продолжают дорожать услуги - на 7,8% как в январе 2014г., как и в аналогичном периоде 2013г.

И это при всем при том, что Правительство широким жестом формально заморозило тарифы регулируемых отраслей для промышленных предприятий и ограничило темпы их роста для населения общим темпом роста потребительских цен. По факту мы видим раскручивание маховика инфляции, который позволяет смело говорить о том, что прогноз Минэкономики по инфляции на 2014г. в размере 4,5% будет успешно провален. Даже пересмотренный в сторону повышения прогноз чиновников в размере 4,8% видится недостижимой маниловщиной и благим лозунгом, позволяющий занижать масштабы индексации пенсий и зарплат бюджетникам, а также расходов на науку, образование, экономику, ЖКХ и т.д.

Хуже того, бездумный переход Центробанка России к политике таргетирования инфляции в условиях сжатия профицита счѐта текущих операций (в 2012-2013гг. профицит упал в 2 раза – с $72 до $33 млрд., что стало худшим значением с 2002г.), интенсификации бегства капитала (порядка $63 млрд. в 2013г. и свыше $17 млрд. в одном лишь январе 2014г.), кризисного спада в экономике (прирост ВВП упал в 2,5 раза – с 3,4% в 2012г. до 1,3% в 2014г.), разрушенной отечественной обрабатывающей промышленности высоких переделов (мало того, что фиксируется спад, так ещѐ и объѐмы выпуска в 2-5 раз ниже отметок 1991г.) и критической зависимости от импорта (в целом на 50%, тогда как по медикаментам на все 80%, а по электронике и бытовой технике без малого на 90%) будет провоцировать лишь обесценение рубля и, как следствие, рост цен на импортные товары, а вместе с ними и всплеск инфляции.

С учётом низкой степени насыщенности экономики деньгами (уровень монетизации менее 43%, что в 2 раза ниже, чем во времена СССР и в странах европейской периферии и в 2,5-3 раза ниже, чем в экономически развитых странах) борьба с немонетарной инфляцией со стороны ЦБ РФ монетарными методами (через повышение процентных ставок, сокращение объѐмов краткосрочного рефинансирования банков, а также сдерживание темпов роста денежной базы и денежной массы) лишь усугубит денежный голод, спровоцирует удорожание кредитных ресурсов и усугубит инвестиционный кризис и спад экономики. Таким образом Центральный Банк России лишь вобьѐт последний гвоздь в крышку гроба отечественной сырьевой экономики полуторных переделов.13

Россия в 2008 году стала первой по коррумпированности бизнеса среди стран- мировых экономических лидеров. Такой вывод делают авторы отчета крупнейшей международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International .

Если говорить о конкретных цифрах сегодня, то назвать точные данные ежегодных коррупционных схем, того, что находится в тени, сегодня вам не сможет никто. Однако даже если брать самые примерные данные, величина получается поистине глобальной и весьма красноречиво отвечает на вопрос, почему Россия, обладая газом, нефтью, лесом и прочими природными ресурсами, продолжает оставаться непростительно бедной и отсталой. Итак, если брать очень среднюю цифру, то мы получаем около трехсот миллиардов долларов. То есть, у каждого гражданина, хоть новорожденного, хоть пенсионера, украдено более двух тысяч долларов. А это не просто зарплаты, пенсии или стипендии. Это – дороги, лекарства в больницах, гнилые трубы, из-за которых мы сидим без воды.

Другой же вопрос, почему, невзирая на очевидность глобальности проблемы коррупции, которая стоит во главе пирамиды под условным названием актуальные проблемы современной экономики, власть, в широком понимании этого слова, ведет борьбу с ней настолько вяло, что результат не виден даже при ближайшем рассмотрении, даже если ты очень хочешь увидеть хоть какую-то надежду на то, что нынешняя ситуация рано или поздно изменится.

При сравнительной дешевизне труда в России уровень квалификации занятых и их трудовая дисциплина оценивается большинством зарубежных и отечественных экспертов как средние. Мобильность отечественных трудовых ресурсов невелика. Часть экономически активного населения лишена возможности найти себе работу, либо поменять ее в связи с отсутствием средств на переезд в другие районы, приобретение там жилья, сложностью с получением прописки. Это ограничивает перелив рабочей силы в регионы и отрасли, испытывающее в них потребности.

В настоящее время овеществленная, материализованная часть отечественного капитала- основные фонды- заметно изношена, недостаточно эффективна и производительна, в большинстве случаев не дает возможность выпускать конкурентоспособную готовую продукцию. К примеру, износ основных фондов в обрабатывающей промышленности составляет 47,8%, а коэффициент их обновления- всего 2,6%. По оценкам Всемирного экономического форума по уровню развития технологических ресурсов как совокупности применяемых технологий Россия находится на последних местах в рейтингах.14

Для обновления устаревшего основного капитала требуется гигантский объем инвестиций. Значительную их часть можно мобилизовать внутри страны. Но в нашей стране значительная часть валового сбережения уходит за рубеж, в том числе в погашение внешнего долга, и оседает в золотовалютных резервах государства. Одна из основных причин ухода капитала- недостаточно благоприятный инвестиционный климат. Это подтверждают и иностранные инвесторы. Также, они отмечают, что вложения в российские проекты сопряжены с более высокими, чем на других рынках, издержками и рисками, которые возникают вследствие наличия бюрократических барьеров, противоречивого законодательства и коррупции.15

Малый бизнес является важным звеном в рыночной экономике. На сегодняшний день в России проводится активная политика стимулирования развития малого бизнеса, однако в этой области у нас есть еще очень много проблем. По официальной статистике, в России общее число занятых в малом бизнесе составляет почти 12 млн. чел. - только 18,3% от экономически активного населения, что в 2-3 раза ниже уровня западноевропейских стран. Отличительной особенностью малого российского предпринимательства продолжает оставаться высокая доля "теневого" сектора, - по экспертным оценкам, от 30 до 50% реального оборота малого предпринимательства.

Еще одной проблемой в экономике является развитие такого важного сектора как сельское хозяйство. В результате перехода к рыночной экономике макроэкономические сдвиги (высокий уровень инфляции, падение платежеспособного спроса населения на продукцию сельского хозяйства, особенно на продукцию животноводства, снижение доли расходов на сельское хозяйство в бюджете государства, преобразование структуры народного хозяйства в ходе либерализации экономики, вызвавшее диспаритет цен, снижение инвестиционной активности) оказали отрицательное влияние на финансовую систему сельского хозяйства России. Хотя объем продукции сельского хозяйства всех производителей (сельхозорганизации, крестьянские, фермерские хозяйства, население) в январе-марте 2014. в действующих ценах, по предварительной оценке, вырос на 4% по сравнению с показателем за аналогичный период 2013г. и составил 350,1 млрд. руб., а в марте этот показатель составил 151,7 млрд. руб. (+4,9%). Этого недостаточно для уверенного и успешного развития сельского хозяйства.

Для России до сих пор остается характерным огромная роль государства в рыночных отношениях и государственного регулирования. На 2013 год доля госсектора в ВВП составляла около 47-50%. Крупнейшие государственные компании можно разделить на несколько групп предприятий, монопольно контролирующих определенные виды деятельности. Различные инфраструктуры, добыча и экспорт сырья и ресурсов, финансовый и информационный комплексы практически полностью контролируются государственными предприятиями – монополистами, такими как «Роснефть», «РЖД», «Газпром» и другие.

Таким образом, за последние годы параллельно с созданием так называемой суверенной демократии в России в экономике создается государственный сектор, занимающий особое, можно сказать, суверенное положение. Он позволяет контролировать развитие российской экономики в целом за счет «практической монополии внешнеэкономической деятельности и занятия командных высот в экономике», управлять финансовыми потоками, перераспределяя прибыль организаций и предприятий. Таким образом, можно сделать вывод, что для стабильности развития экономики необходимо увеличивать долю малого бизнеса в России. Сегодня большие корпорации распространили свое влияние практически повсеместно и для малого предпринимательства практически не остается свободных "ниш". Соответственно, необходимо уменьшать долю государственного сектора в экономике. Для сравнения: в США доля госсектора составляет примерно 14%, а в России около 50%.16

Таким образом, Россия является открытой экономикой и одновременно слабо интегрирована в мировой рынок. Переориентация торговли России произошла скорее географически, нежели структурно. В российском экспорте по-прежнему доминируют энергетические ресурсы, что делает российскую экономику зависимой от мировых цен на данные товары. Благоприятная конъюнктура на мировых рынках создает условия для экономического роста в краткосрочном периоде, но в долгосрочном периоде этого явно недостаточно. Экономике необходимо наличие полноценно функционирующих рыночных институтов. Это дает возможность для развития отраслей с высокой добавленной стоимостью, обеспечения долгосрочного экономического роста, привлечения инвестиций, а также развития торговли.

При действующей модели экономического развития не только сохраняется высокая уязвимость России к изменению цен на энергоносители, но и, по всей вероятности, ограничивается экономический рост ниже ее потенциала. Страны с высокой зависимостью от сырьевых ресурсов (которая характеризуется высокой долей экспорта сырьевых ресурсов в ВВП или в общем объеме экспорта), как правило, демонстрируют относительно неудовлетворительные результаты в области экономического роста, стабильности, коррупции, развития человеческого капитала и других индикаторов.

Поэтому очевидно, что приоритетная цель экономической политики - стимулировать диверсификацию, развивать конкурентные отрасли, не связанные с сырьевыми секторами, и поощрять «инновационную» экономику.

Эта стратегия, по мнению ведущих экономистов, должна включать государственные интервенции для стимулирования отдельных секторов экономики или отдельных географических территорий, в том числе особых экономических зон, научно-технологических парков, государственных венчурных фондов, государственного банка развития, налоговые льготы, программы обучения, стимулирования экспорта и прямого государственного участия в некоторых секторах экономики. Необходимо смещение акцента с классической либеральной экономической задачи, направленной на создания равных условий для частных инициатив и предпринимательства, в сторону «промышленной» или «региональной» политики, задачей которой, напротив, является создание особых условий для приоритетного развития определенных секторов, регионов или предприятий. Рыночные силы толкают Россию на путь зависимости от сырьевых отраслей, и снижают ее конкурентоспособность на международных рынках, и что для решения этой проблемы требуется государственное вмешательство.

Можно сделать вывод о противоречивости как сегодняшнего экономического курса российского Правительства, так и его внешнеполитической стратегии. Сегодняшнее видение российской «национальной экономической модели» может быть совместимо со стратегией развития экономики, ориентированной на сырьевые отрасли, однако такая модель вряд ли способна обеспечить заметный успех в развитии высоко конкурентной или инновационной экономики в России.

Анализ всего комплекса внутриэкономических и внешнеэкономических условий и перспектив участия России в международном разделении труда свидетельствует о том, что сегодня принципиально важным для нашей страны становится не изменение традиционной топливно-сырьевой специализации и формирование какой- либо новой, наукоемкой специализации. Важна последовательная диверсификация экспорта, сохраняющая достигнутое, но одновременно способствующая преодолению чрезмерной зависимости от вывоза узкой группы сырьевых товаров и материалов и в целом повышению устойчивости и предсказуемости внешнеэкономической деятельности.17

15 А.Петров Актуальные проблемы современной экономики России. Журнал "Новая Империя" / Общество /27.03.2013
16 Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат). Оперативный доклад. – http://www.gks.ru/
17 Оболенский В.П. Оценка конкурентоспособности российской экономики / В.П. Оболенский // Внешнеэкономический бюллетень. – 2013. –№4. с. 3-4

Список литературы

1. Бельчук А.И. Статус России как страны с рыночной экономикой / А.И. Бельчук // Внешнеэкономический бюллетень. – 2013. – №5. с. 32-33

2. Краткосрочные экономические показатели Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://zlobnoe.info/problemy-ekonomiki-rossii-2014 , Февраль 2014

3. Перспективы развития экономики России в 2014 году [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.webeconomy.ru/

4. Петров А. Актуальные проблемы современной экономики России. Журнал "Новая Империя" / Общество/27.03.2013

5. Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат). Оперативный доклад [Электронный ресурс] – Режим доступа: – http://www.gks.ru/

6. Оболенский В.П. Оценка конкурентоспособности российской экономики / В.П. Оболенский // Внешнеэкономический бюллетень. – 2013. – №4. с. 3-4

Проблемы экономики - это глобальные нарушения в развитии и ведении хозяйственной деятельности отдельных стран или всего мира. Как правило, к глобальным проблемам экономики относится разделение сообщества на полюса развития, глубокое истощение ресурсов планеты (в том числе и водных), проблемы с продовольствием, бедность, слабый научно-технический прогресс и так далее.

Глобальные проблемы экономики в мире

К глобальным можно отнести целую совокупность проблем, которые ставят под вопрос не только развитие планеты и каждого отдельно взятого государства в экономическом смысле, но существование человечества в целом. Здесь затрагиваются наиболее важные вопросы, которые требует срочного решения и полноценных мер со стороны мирового сообщества. Так, к наиболее важным проблемам экономики стоит отнести:

1. Проблема разных «полюсов» экономического развития, появление «Севера» и «Юга». Суть - глубокое разделение (в первую очередь в экономическом плане) между теми странами, которые уже развиты и теми, которые относятся к категории развивающихся. Последние нуждаются в помощи более «сильных коллег», снисхождения, более гибких условий. К примеру, развитые страны могут открыть доступ товарам из развивающихся стран без каких-либо серьезных условий, обеспечить стабильный приток инвестиционного капитала, реструктуризировать большую часть долгов и так далее.

Отсталость большинства стран опасна не только на внутреннем уровне, но и для экономики планеты в целом. Более отсталый «ЮГ» - это составная часть экономического пространства, поэтому его проблемы неизбежно становятся общими. К примеру, каждый год наблюдается все более активное перемещение людей из менее развитых стран в государства с высоким уровнем развития. В итоге возможен перенос ряда заболеваний, увеличение нагрузки на экономику, появление проблем с социальным обеспечением и так далее.

С 60-х годов в мире работает новая концепция, суть которой - активная помощь развивающимся странам с нестабильной экономикой. Основные идеи такой концепции следующие:

Создание льготного режима для стран, которые только идут по пути развития. Особенно это важно при формировании международных отношений;
- оказание реальное помощи на стабильной основе для решения, как социальных, так и экономических проблем. Все это позволяет снизить долговое бремя и помочь разобраться с текущими проблемами.

Уже к середине 80-х годов можно было видеть реальные результаты труда, которые позволили развивающимся странам продвинуться в своем развитии - укрепить суверенитет, добиться мирового признания, открыть международный рынок для своих товаров, увеличить объемы финансовой помощи и так далее. Но уже к завершению 80-х годов что-то произошло. Экономическая поддержка перестала быть эффективной. По сути, развитые страны вынуждены были признать поражение. Причины были две:

Снижение уровня единства развивающихся стран, которое было вызвано сильной разницей в развитии. На фоне других государств все больше стали выделяться мощные страны-экспортеры природных ресурсов (в первую очередь нефти), а также вновь образованные индустриальные страны;
- уровень диалога между странами развитыми и развивающимися заметно снизился, что привело к приостановке положительного процесса.

2. Проблема бедности - это, по сути, уже следствие явных «пробелов» в экономике и неспособности (или нежелании) правительства обеспечить свой народ. В такой ситуации появляется огромная пропасть между людьми, которые имеют неплохие средства для существования, и другой категорией жителей, находящихся за чертой бедности.

На сегодня выделяется два основных критерия этой проблемы - национальный и международный. В первом случае речь идет о населении, которое относится к наиболее бедному. Такие группы есть во многих странах мира и Россия не является исключением. Формулировка «за чертой бедности» подразумевает доход ниже прожиточного минимума. То есть человек не способен себе купить минимальный набор продуктов для полноценного питания. В развитых странах к бедным людям относят тех, кто имеет около 40-50% от средней зарплаты в стране.

При этом существуют международные критерии бедности, которые составляют около двух долларов на день (по ВВП ППС). Наиболее низкий уровень бедности (чрезвычайный) признается в том случае, когда доход опускается ниже отметки одного доллара в день.

В 80-х годах за чертой бедности проживало более двухсот миллионов людей. С начала 90-х годов прошлого века люди стали беднеть в странах постсоциалистического пространства. К примеру, только Молдавии было больше 60% бедных людей, а в Монголии эта цифра достигала 75%. Что касается России, то здесь процент населения с заработком менее доллара в сутки составляет около двух процентов.

3. Проблемы экономики и продовольственный кризис также плотно взаимосвязаны. Развивающиеся страны не способны обеспечить население жизненно важными продуктами питания. Это парадоксально, ведь природные ресурсы развивающихся государств весьма богаты, а сама экономика имеет большие перспективы.

Но проблема нехватки продовольствия все-таки существует и требует оперативного решения. В последние 50 лет удалось существенно снизить количество голодающих людей (почти на 50%). Но, несмотря на это, почти 800 миллионов человек все еще недоедает, а 4-5 миллионов детей умирают каждый год по причине последствий голодания.

Проблема голода перестала быть актуальной только для развитых стран, которым удалось полностью покрыть потребности своего населения. Но в целом на земном шаре наблюдается существенный разбег в продуктовом обеспечении. При этом планету можно разбить на четыре основные зоны по продовольственным проблемам:

1) Индустриальные государства, такие как Северная и Западная Европа, Австралия и Северная Америка. Такие регионы сегодня почти не знаю слова голод - продовольствия у них хватает.

2) Районы Средней Азии и южная часть Европы, страны Магриба и Латинской Америки, АСЕАН и прочие. Здесь уровень продовольствия находится на должном уровне и приближается к минимальным нормам ВОЗ ООН.

3) Страны СНГ, Восточная часть Европы, Индонезия, Египет, Индия и прочие. Здесь уровень продовольствия находится на минимальном уровне, но еще входит в норму отклонения по ВОЗ ООН.

4) Развивающиеся страны - это большая часть населения планеты (почти 80%). Вот здесь как раз и присутствуют наибольшие проблемы с продовольствием.

В 2007 году проблема с продовольствием выглядела следующим образом, но на сегодня она не сильно изменилась.

4. Энергетические проблемы неизбежно сказываются на экономическом развитии стран со слабой экономикой. При этом глобальная проблема с энергоресурсами проявилась наиболее остро в 70-х годах прошлого века, когда в мире разразился мощный энергетический кризис. В тот период стоимость нефти возросла почти в 15 раз. Все это создало огромные проблемы для экономик многих стран мира. Некоторым государствам удалось выйти из энергетической зависимости, но мировая экономика все равно испытывает острый дефицит ресурсов.

Основная причина энергетической проблемы - резкое увеличение потребления ресурсов. Особенно это актуально с начала 20-го века. С одной стороны открывались крупные месторождения на Аляске, в Западной Сибири, на шельфе Северного моря и так далее. С другой - с каждым годом увеличивался автомобильный парк, увеличивались потребности в экономической сфере.

Одновременно с этим человечество занялось разработкой новых месторождений. К примеру, в начале 80-х годов прошлого века запасы нефти исчислялись 1,2 триллионами тонн, а к началу 2000 годов они возросли почти до 1,8 триллионов тонн. Еще 30 лет назад казалось, что нефти хватит только на 20-30 лет, но с нынешним уровнем природных ресурсов эти опасения оказались напрасными.

Кроме перечисленных выше проблем экономики можно выделить проблему освоения Мирового океана, демографическую проблему, ухудшение экологии, острое истощение животного и растительного мира, глобальное потепление, угроза ядерной катастрофы на фоне гонки вооружений и так далее.

Решение глобальных проблем экономики

У каждой проблемы существуют свои пути решения. Вопрос лишь в том, насколько правительства развивающихся и развитых стран заинтересованы в сотрудничестве и восстановлении паритета. Проблемы, в свою очередь, могут быть решены следующим образом:

1. Проблема «Севера и Юга» имеет три основных пути решения:

- либеральный. Здесь бытует мнение, что основная проблема развивающихся стран - невозможность перейти на рыночный механизм экономики. Это значит, что для достижения цели основная задача развивающихся стран - четко придерживаться имеющегося курса и переходить на рыночную экономическую структуру, то есть делать упор на приватизацию государственных владений, либерализацию экономической отрасли и так далее;

- антиглобальный. В данной теории упор делается на том, что экономические отношения в большей степени неравноправны. При этом мировая экономика находится под контролем ряда монополий. Итогом становится эксплуатация Юга Севером. Есть мнение, что развитым странам много выгоднее загонять развивающиеся государства в «ловушку» или оставлять их на низком уровне развития с целью снижения цен на сырьевую продукцию. Следовательно, решением может быть только пересмотр системы мирового порядка и изменения сути взаимоотношений между Севером и Югом;

- структуральный. Последователи этой теории сходятся во мнении на том, что международные отношения в принципе не способствуют экономическому подъему развивающихся стран. Они также убеждены, что для достижения результатов подходы в экономики нужно менять в сторону рыночных отношений. С другой стороны должна быть реформирована и система международных отношений. Сторонники такой теории решения проблем настаивают, что торговые послабления со стороны развитых стран должны быть более серьезными.

2. Главное решение проблемы бедности - это экономический рост страны, повышение ВВП и, как следствие, рост фонда потребления. Но известны случаи, когда рост ВВП не способствовал снижению уровня бедности. К примеру, в Нигерии за 13 лет с 1990 по 2003 году удалось ежегодно увеличивать ВВП на 2-3%, но это не способствовало повышению занятости населения.

Второе решение проблемы - это международная и государственная помощь людям, которые находятся за гранью бедности. Подобный подход может помочь справиться с бедой, преодолеть ее общими усилиями. Хуже всего, когда со временем проявляется застойная бедность. Ее суть в том, что трудоспособное население привыкает жить на «шее» у государства и уже отказывается работать.

Сегодня проблеме бедности уделяется много внимания со стороны международного сообщества. Создается ряд организаций, готовых работать на общее благо и снижение общего уровня бедности и роста экономики развивающихся стран. Все это дает свои плоды, но только комплексное решение может помочь в решении проблемы.

3. Лучшее решение для борьбы с голодом - повышение урожайности в развивающихся странах, увеличение обрабатываемых наделов, поголовья скота и так далее. При этом особое внимание нужно уделить повышению уровня развития сельского хозяйства, усовершенствованию технологий, улучшению обработки почвы, засеву площадей высокоурожайными сортами растений и так далее. При этом большинство проблем сложно решить внутри страны - с ними нужно бороться коллегиально.

Большие надежды возлагаются на так называемую зеленую революцию, которая позволяет активно внедрять новую технику в сельскохозяйственной отрасли, использовать только высококачественные и высокоурожайные зерновые культуры, лучшие удобрения и так далее. Главное - участие страны в развитии данной отрасли, дополнительные вложения, как внутри страны, так и привлечение инвестиций извне. С помощью «зеленой революции» с проблемой голода было покончено во многих странах мира, в частности, в Филиппинах, Индии, Мексики и прочих.

4. Нехватка энергоресурсов. Главный путь в решении проблемы - это увеличение объемов разработки и добычи полезных ресурсов. Работа не должна останавливать даже в тот период, когда запасов кажется более чем достаточно. Мировое потребление нефти и газа с каждым годом растет. Только с 1995 по 2005 году уровень энергопотребления вырос на четыре миллиарда тонн условного топлива. В последнее время достиг своего предела добычи Китай, постепенно сокращает производство и Великобритания. В такой ситуации важно экономней расходовать энергоресурсы.

Второй важный вопрос - это перестройка экономики и снижение доли энергоемкого производства. К примеру, машиностроение требует почти в 10 раз меньше энергоресурсов, чем металлургия или топливно-энергетический комплекс. При этом качественная перестройка позволяет сэкономить до 20-25% энергии на долю ВВП.

Но большинство стран, к сожалению, не берет на вооружение упомянутые выше рекомендации. К примеру, в том же Китае, Индии, России и Украине доля цветной и черной металлургии, а также химической промышленности только растет. Хуже всего, что в процессе производства используется уже устаревшая техника. Таким образом, общее решение проблемы нехватки энергоресурсов еще долго будет

зависеть от траты энергии на единицу ВВП.

К прочим путям выхода из сложной ситуации можно отнести:

Отказ от гонки вооружений и от оружия, способного уничтожить планету. В первую очередь должно быть ликвидировано ядерное оружие;
- преодоление кризиса, связанного с неравноправным взаимодействием человека и природы. Особое внимание должно быть уделено вопросам защиты окружающей среды, осознанию факта истощения природных ресурсов и их защиты. При этом главная задача мирового сообщества - экономия мировых ресурсов, а также борьба с загрязнениями воды, почвы и воздуха;
- борьба с перенаселением в различных странах планеты, а также решение вопроса с демографическим кризисом в развитых странах;
- защита от негативных последствий НТР;
- решение проблем с алкоголизмом, онкологическим заболеваниями, наркоманией, СПИДом и так далее.

Проблемы экономики России и пути их решения

Мировая экономика складывается из множества экономик различных стран мира. При этом у каждой страны есть свои проблемы, которые требуют срочных решений от своего правительства. Не исключением является и Россия, в экономике которой можно выделить целый «ворох» проблем:

Чрезмерный упор на продажу сырьевой продукции. Это с одной стороны подавляет развитие других отраслей хозяйства, а другой не обеспечивает доступными энергоресурсами своих граждан, ведь большая часть топлива уходит за границу;

Монополизированный рынок, который приводит к повышению цен во всех отраслях экономики. Жизнь под «диктовку» монополий неизбежно приводит к снижению качества услуги и высокому уровню инфляции;
- централизация экономики РФ. В этом случае одни зарабатывают капитал, а другие его перераспределяют. Таким образом, предприниматели не заинтересованы в повышении качества продукции и росте производства;
- недостаточные темпы развития и слабая защита денежно-расчетной системы страны. Особенно страдает бюджетная сфера, касающаяся облуживания физических лиц;
- отсутствие стабильности в законодательной сфере, возможность двоякой трактовки многих законов;
- чрезмерный отток капитала за границу, который производится под самыми различными предлогами;

Недостаточное влияние экономического сектора на развитие страны;
- высокий уровень коррумпированности чиновников, а также регулярные правонарушения во всех отраслях деятельности (в том числе и на высшем уровне);
- смешивание коммерческой и государственной экономики;
- проблемы с трудоустройством молодых специалистов и людей после 50 лет;
- нерациональное использование средств бизнесменами и коммерческими структурами;
- низкий уровень подготовки специалистов, как рабочих профессий, так и специалистов;
- недостаточный уровень развития здравоохранения в стране;
- низкий контроль со стороны государства за работой или бездеятельностью государственных служащих (в том числе крупных чиновников).

Решение проблем экономики России лежит исключительно в реформах, которые должны проходить в трех направлениях:

- экономическом. Особое внимание должно уделяться выравниванию условий конкуренции, определению порядка лицензирования, упрощению проверок и так далее;
- административном. Налаживание работы «верхушки» в управленческой сфере, борьба с коррупцией;

- социальном. Реформы в сфере здравоохранения, образования.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

В случае если потребности безграничны, то основная характеристика ресурсов – их ограниченность . Индивид, как и общество в целом, живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены физические и интеллектуальные способности человека, имеющиеся в его распоряжении средства производства, информация и даже время, которым он располагает для удовлетворения своих потребностей. С проблемой ограниченности ресурсов сталкиваются также фирмы и общество в целом. Наличных ресурсов, которые мы хотим использовать всœегда меньше, чем крайне важно для удовлетворения наших потребностей при данном уровне общественного развития. Конечно, ограниченность ресурсов относительная . С развитием общества, как правило, она преодолевается. При этом на каждый данный момент времени ограниченность ресурсов имеет место. Это означает, что одновременное и полное удовлетворение всœех потребностей принципиально невозможно. Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию. Это приводит нас к важному понятию эффективности. Эффективность означает отсутствие потерь, или настолько эффективное использование ресурсов экономики, насколько это возможно для удовлетворения нужд и желаний людей.

Значение экономики как раз и состоит в осознании реальности и понимании того, как направить общество по пути наиболее эффективного использования ресурсов.

Основная проблема экономики – обеспечить использование имеющихся ресурсов таким образом, чтобы добиться наиболее полного удовлетворения потребностей общества.

Из несоответствия между безграничными потребностями и относительной ограниченностью ресурсов возникает потребность хозяйствовать. Хозяйственная деятельность людей представляет собой процесс, в котором экономическая теория выделяет 4 стадии: производство, распределœение, обмен и потребление. В хозяйственной деятельности люди, независимо от их воли и сознания вступают в отношения между собой. Эти отношения между людьми в процессе производства, распределœения, обмена и потребления называются производственными или экономическими отношениями .

В процессе хозяйствования перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают проблемы: какие товары производить, как их производить и для кого (как распределить), ᴛ.ᴇ. как определить условия и направления использования ограниченных ресурсов. Экономическая наука при этом пытается не только зафиксировать то, что есть, но и разрабатывает наилучшие варианты решения возникших проблем. В связи с этим встает проблема рационального ведения хозяйства.

Все единицы экономики, принимающие экономические решения, называются хозяйствующими субъектами (экономическими агентами). Экономические агенты – субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределœении, обмене и потреблении экономических блаᴦ. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства ), фирмы (бизнес ), государство . Современная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении агентов . Это означает, что целью их деятельности является максимизация результатов, а средством – минимизация затрат. Индивиды стремятся к максимальному удовлетворению потребностей, фирмы – к максимизации прибыли, государство – к наивысшему уровню общественного благосостояния.

Множественность экономических целœей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора – выбора наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при минимуме затрат.

Выбирая один из вариантов мы фактически отказываемся от другого альтернативного варианта.

Альтернативные издержки - ϶ᴛᴏ оценка наиболее ценной из отвергнутых в результате выбора возможности использования данного ресурса.

Иллюстрацией применения принципа альтернативности и связанных с этим издержек является модель производственных возможностей.

Производственные возможности – возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всœех имеющихся ресурсов и при условии данного уровня развития технологии. Поясним это на условном примере. Допустим, что в обществе производится две группы благ: товары производственного назначения и потребительские товары. В случае если общество использует свои ресурсы для производства только потребительских товаров, то оно произведет их 5 трлн шт., в случае если же только для производства товаров производственного назначения, то 6 млн шт. При одновременном производстве обоих групп благ возможны следующие сочетания (см. табл. 1).

Таблица 1

Таблица производственных возможностей

Ограниченность редких ресурсов означает крайне важно сть выбора между потребительскими и инвестиционными товарами. Таблица показывает, что всякое увеличение производства инвестиционных товаров (с 0 до 6 млн шт.) снижает производство потребительских товаров (с 5 трлн шт. до 0), и наоборот. В случае если мы заполним промежуточные позиции и построим по этим точкам кривую, представляющую всœе возможные комбинации потребительских и инвестиционных товаров, мы получим модель (график) производственных возможностей (см. рис. 1).

Рис. 1. Граница производственных возможностей

Линия АБВГД, которую называют кривой производственных возможностей , отражает альтернативные варианты производства при полном использовании ресурсов. В точке Б, к примеру, экономика страны работает в основном на потребление. Доля сбережений низкая, инвестируется мало. В результате производственные мощности не растут. Жители в будущем будут жить не намного лучше, чем сегодня. В точке Е, напротив - страна много инвестирует, что означает рост объёма производства средств производства (здание, оборудование, складские запасы). Тем самым увеличиваются производственные мощности, достигается быстрый рост экономики. Страна отказывается от сегодняшнего потребления в пользу будущего. Линия производственных возможностей страны, в случае если она находится в точке Е в будущем продвинœется дальше вправо, так как мощности увеличиваются в большей степени, чем если бы страна находилась в точке Б.

Кривая производственных возможностей обычно имеет выпуклую форму. Это означает, что, изменяя структуру производства, к примеру, в пользу товаров производственного назначения, мы будем в большей мере использовать в их производстве сравнительно малоэффективные для этого ресурсы. По этой причине каждая новая единица инвестиционного товара требует всœе большего сокращения производства потребительских товаров и наоборот. Так производство первой тысячи штук инвестиционных товаров потребовало сокращение производства потребительских товаров на 0,2 млн, второй – на 0,3 третьей – на 0,6 и т.д. Этот пример наглядно иллюстрирует закон убывающей производительности (отдачи) ..

В условиях ограниченности ресурсов проблема экономического выбора неустранима, однако в различных экономических системах она решается по-разному.

Введение

Россия уже более 20 лет - если учесть и период "перестройки" в рамках СССР - находится в фазе радикальных преобразований экономической системы. Сама протяженность периода реформ и противоречивые их результаты беспокоят общество, поскольку нет ясности, куда движется страна, в чем заключается генеральная стратегия.

Данная тема весьма актуальна в настоящее время в Российской Федерации. Во многом это объясняется тем, что рост и развитие экономики в стране очень важен во многих аспектах. Необходимо знать с какими итогами наша страна вошла в новое тысячелетие, в состоянии ли мы реализовать свои сравнительные конкурентные преимущества в мире, что вообще представляет наша страна на мировой арене.

Научная новизна данной работы заключается в том, что автор, опираясь на теорию и практику развития экономики, провел всесторонний анализ развития и проблем развития, привел различные примеры.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается:

данная работа может использоваться в учебном процессе при преподавании дисциплин "экономики", при подготовке учебно-методических материалов и электронного учебника по вышеуказанным дисциплинам.

Россия с ее огромными пространствами и ключевым геополитическим положением, потенциально мощным и во многом самодостаточным производственным аппаратом, с великой культурой "не вписывается" в новый мировой порядок и требует новых идей, взглядов и мнений по дальнейшему развитию.

В данной работе будут представлены взгляды некоторых ученых о моделях развития России и необходимых реформах для их осуществления.

Причины и актуальность проблемы экономического развития страны, а так же этапы развития

Сегодня нужен стратегический взгляд на трансформационные процессы в стране, причем с оценкой не только будущего, но и пройденных этапов. Россия уже почти 15 лет реализует программы радикальных трансформаций экономической системы, вопрос о стратегической обоснованности реформационных решений и степени их соответствия надежному будущему страны, не перестает быть предметом острых дискуссий.

В статье "Стратегия развития и ее цели" В. Кушлиин, пишет о том, что исследователи и специалисты практически едины в том, что у России нет сколько-нибудь внятной экономической стратегии. Государство проводит политику реагирования на конъюнктурный ход событий, не думая о том, как развивать экономику страны. Но условия меняются и диктуют смену подходов. Поэтому проблема соотношения стратегии и текущей экономической политики выходит на новый уровень обсуждения и практических действий. И считает, что нельзя такой вопрос, как формирование стратегии России доверять правящей элите.

На его взгляд, противоречия неясности в вопросе об экономической стратегии в России в значительной степени вытекают из больших различий в экономических интересах ключевых фигур реальной экономической политики в стране и из их отрыва от интересов и потребностей большинства трудового населения страны. Отстраненность основной массы населения от участия в формировании экономической политики и контроле за ней обеспечивало до сих пор значительный простор "элите" для лавирования между публичными целевыми установками при выдвижении программных документов. Цели основных хозяйствующих субъектов внутри страны сосредоточены исключительно на их текущих экономических интересах к выгоде ограниченного числа их носителей, а стратегия негласно формируется под сильным влиянием внешних сил, зачастую противоречащих национальным интересам России В Кушлин «Стратегия развития и ее основные цели»/ Экономист 2006г.№1.

В журнале "Экономист" другой автор пишет о том, что экономическая политика должна реализовать переход к долгосрочной стратегии развития. Разработка и реализация стратегии, на его взгляд, - это обязанность государства, особенно правительства, как ответственного за решение наиважнейших задач В Архангельский « Об условиях экономического развития в 2004-2007гг.» / Экономист 2004г., №7..

Порой исследователи в своих статьях негативно высказываться о самой необходимости стратегии: " При разработке концепции ускоренного постиндустриального роста нередко возникают предложения о разработке долгосрочной программы (или стратегического плана) социально-экономического развития страны. В принципе внимание к долгосрочным перспективам совершенно естественно, особенно после длительного периода глубокой трансформации общества и экономико-политической нестабильности. Однако преувеличение роли такого рода документа чревато существенными негативными последствиями. Превращение его в официальный государственный план может дезориентировать деятельность экономических агентов, подталкивая их к ориентации не на реальные вызовы времени (производительных сил, научно-технического прогресса), а на устанавливаемые властью приоритеты. А это сделает решение задач догоняющего развития в принципе невозможным. " С. Дзарасов «Российские реформы и экономическая теория» / Вопросы экономики 2002г., №7..

Однако необходимость стратегии очевидна, как пишет В. Мау, в настоящее время Россия перешла к третьему этапу экономических реформ и экономической политики. На данном этапе речь должна идти о выработке стратегии социально-экономического прорыва в условиях современного постиндустриального общества. Доктор экономических наук, академик РАСХН Е. Строев, пишет о том, что политическая воля и четкая стратегия - это то, что требуется российской экономике на современном этапе. Даже робкие меры по упорядочению процесса принятия экономических решений на среднем уровне стоят многих прежних поспешных решений. Скажем, топливно-энергетический кризис в Сибири и в Приморье не произошел бы, если бы в свое время не поторопились ликвидировать признанными убыточными угольные шахты и повысить железнодорожные тарифы. О необходимости стратегии пишет доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист России В. Иванченко: "Пора от разговоров переходить к конкретной деятельности, создавая здоровую, целостную систему экономического прогресса России 21 в. … Нужна добрая воля власти и народа, а также четко сформулированная стратегическая цель и система приоритетов для ее реализации" В Иванченко « К системному развитию России» / Экономист 2005г., №11..

Стратегии развития.

Конкретная реалистичная программа социально - экономического развития страны предлагается в статье "Реализовать последний шанс", осуществление которой позволит максимально полно реализовать наши национальные конкурентные преимущества, провести структурную перестройку и модернизацию экономики на современной технологической основе, обеспечить быстрый и устойчивый экономический рост, повышение оплаты труда, кардинальное улучшение уровня и качества жизни. Эта программа предусматривает увеличение производства и реальных доходов населения темпом не менее 7% в год.

В начале 21 века остается последний шанс радикально изменить ситуацию, т.е. добиться востребования и претворения в жизнь имеющейся альтернативной концептуально программной разработки социально - экономической стратегии России С Глазьев «Реализовать последний шанс»/ Российский экономический журнал 2002г., №1..

Интеллектуальная революция диктует поворот всего общества и государственной политики в сторону образования, культуры и науки. Качественно меняется структура экономики, происходит ее переориентация на современные наукоемкие отрасли. Автоматизация производства предопределяет повышение роли творческого высококвалифицированного труда, современных знаний. Получают признания экологические приоритеты. Информационные технологии пронизывают общественные и производственные отношения. Экономические, общественные, научно-технические связи приобретают глобальный характер. Происходит синтез технологии и культуры. Энергично задействовав новые технологические возможности, Россия в состоянии предложить человечеству новые жизненные ориентиры, вытекающие из гуманистической природы нашей культуры, наших духовных традиций и исторического опыта.

В современных условиях российская экономика имеет достаточно открытый характер и ее развитие в существенной мере зависит от внешнеэкономических факторов. В статье " О выборе перспектив развития до 2010 года" Ф. Клоцвог, Л. Чернова и А. Сухотин предлагают альтернативную внешнеэкономическую стратегию. Ее суть заключается вовсе не в том, чтобы изолироваться от мирового рынка, как полагают некоторые. Ни одна страна, какой бы самодостаточной она ни была, сегодня не может нормально развиваться без активного участия в системе мирохозяйственных связей. Это в полной мере относится к России. Однако, такое участие должно осуществляться в интересах страны и ее народа, что возможно только при активной роли государства в проведении национальной ориентированной внешнеэкономической политики.

Национально-ориентированная внешнеэкономическая политика в современных российских условиях означает:

1) всемерное расширение взаимно выгодных экономических связей России со странами постсоветского пространства в целях создания достаточно емкого общего рынка продукции обрабатывающих отраслей промышленности и агропромышленного комплекса;

2) ограничение экспорта российских топливно-энергетических и сырьевых ресурсов в дальнее зарубежье масштабами, необходимыми для обеспечения экономически эффективного импорта;

3) расширение экономически эффективного импорта товаров из стран дальнего зарубежья в масштабах и структуре, обеспечивающих ускорение роста российской экономики.

Таким образом, принципиально возможны два варианта внешнеэкономической стратегии России:

1) пассивное следование требованиям мирового рынка и интересам крупного экспортно-ориентированного капитала, означающее сохранение преимущественной ориентации внешних связей России на рынок дальнего зарубежья.

2) активная внешнеэкономическая политика, нацеленная на экономическую интеграцию России со странами СНГ при дальнейшем развитии взаимовыгодных внешнеэкономических связей со странами дальнего зарубежья.

В. Мау подробно анализирует стратегическую программу социально - экономического развития России.

О действующей на сегодняшний день социально-экономической программе Грефа пишет В. Мау. Непосредственным поводом к разработке Стратегической программы развития и реформирования России стало формирование новой администрации во главе с В. Путиным. Однако более глубокие причины связаны с реальным завершением второго этапа посткоммунистических реформ и появлением объективных и субъективных обстоятельств, свидетельствующих о начале новой фазы развития страны.

Политическая стабилизация, постепенное преодоление кризиса власти и ее консолидация, сближение позиций элитных групп по фундаментальным

вопросам сделали возможным начало дискуссии по долгосрочным проблемам развития страны, что и нашло отражение в разработке Стратегической программы, получившей также название "программы Грефа". Она должна была задать принципиальные ориентиры социально-экономического развития России, определить базовые механизмы, которые обеспечивали бы рост российской экономики темпом, позволяющим сокращать разрыв с наиболее развитыми странами мира. Иначе говоря, программа должна быть ориентирована на обеспечение устойчиво высоких темпов экономического роста с учетом вызовов постиндустриального общества.

Три принципиальных подхода к решению выше названных задач.

Характерная для левых сил этатистская модель, в соответствии с которой государство является основным хозяйственным субъектом, только оно может взять на себя ответственность за инвестиционные процессы. Здесь предполагается максимальная концентрация финансовых ресурсов в руках государства (прежде всего ренты и экспортной выручки) и перераспределения их с учетом национальных приоритетов. Не менее важен протекционизм как способ защиты отечественного производителя от конкуренции более сильных иностранных фирм.

Модель роста, основанная на стимулировании предпринимательской деятельности, активной политике государства по создании благоприятных условий для инвесторов - как отечественных, так и иностранных. Для этого необходимо формирование адекватной системы институтов, включая соответствующее законодательство и эффективную правоприменительную систему.

Модель, предполагающая резкое сокращение бюджетной нагрузки на экономику, приведение ее в соответствие с параметрами, характерными для стран аналогичного уровня экономического развития (снижение бюджетной нагрузки с 35-36 до 20-22% ВВП в рамках бюджета расширенного правительства).

В процессе работы над новой Стратегической программой обсуждались все возможные варианты концепции. Однако после непродолжительных дискуссий этатический подход был отвергнут.

Основная дискуссия развернулась между сторонниками второго и третьего подходов. Оба этих подхода тесно взаимосвязаны и по своей сути являются либеральными. И лишь в 2000 году размежевание в рамках либеральной модели стало для всех очевидным и вышло из области чисто экономической полемики в политическую сферу.

"Программа Грефа" была разработана в первой половине 2000гг. Принципиальной особенностью этого документа является политическая и идеологическая последовательность - впервые после программы 1992г. В основу экономической политики здесь положено формирование институциональных условий, стимулирующих предпринимательскую активность как фундамент устойчивого экономического роста. Одобрение базовых подходов Стратегической программы В. Путиным в апреле 2000г. означало принципиальный выбор в пользу предлагаемой данным документом экономико-политической модели. Полный текст программы не получил тогда официального оформления, однако она стала базой для подготовки более технологических документов - программы мер на 18 месяцев, на 2002-2004 гг. и проектов разрабатываемых правительством нормативных актов. В центре внимания Стратегической программы находится комплекс институциональных и структурных реформ, включая политические, при поддержании общей макроэкономической стабильности. Главная особенность Стратегической программы состоит в отсутствии в ней отраслевых приоритетов, что является важнейшей характеристикой документа, нацеленного на решение задач постиндустриальной эпохи. Фактически здесь признается два обстоятельства: во-первых, пока не пришло время говорить о сравнительных преимуществах российской экономики в отраслевом разрезе - только практика покажет, в каких отраслях страна сможет на равных конкурировать с наиболее передовыми мировыми производителями.

И во-вторых, наиболее перспективными и конкурентоспособными могут оказаться не отрасли, а конкретные предприятия. Последнее вообще характерно для стран, решающих задачи догоняющего развития. Наконец, Стратегическая программа предполагает решение ряда принципиальных задач, выходящих за рамки собственно социально-экономической политики. Здесь особенно актуальными являются административная и судебная реформы. От них зависит достижение практически всех экономических целей, поскольку предпринимательская активность будет "скована" в условиях коррупции государственного аппарата и несправедливости судебных решений. Признание этого факта означает также, что в современной российской ситуации проблема исполнения законов выходит на передний план и оказывается даже более важной задачей, чем принятие новых нормативных актов В. Мау «Стратегическая программа социально - экономического развития России» / Вопросы экономики 2001г., №3..

Новое на сайте

>

Самое популярное