Домой Виды займов Старт в науке. Не только бизнес: присутствие государства в цифровой экономике необходимо

Старт в науке. Не только бизнес: присутствие государства в цифровой экономике необходимо

На Петербургском международном экономическом форуме президент Владимир Путин обозначил, что в ближайшие годы драйвером роста должна стать цифровая экономика - внедрение информационных технологий во все сферы жизни граждан России. Огромные деньги из бюджета и усилия огромного штата чиновников будут направлены на развитие этой отрасли. Это очень напоминает ситуацию с развитием малого бизнеса: 10 лет назад президент озвучивал, что именно малые и средние компании должны улучшить ситуацию в экономике, помочь России слезть с нефтяной иглы и сформировать средний класс. Президентом была поставлена цель к 2020 году увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВВП с 12% до 50%.

Планы и результаты

Подводя итоги работы по поддержке малого и среднего бизнеса, чиновники вынуждены признать, что поставленных целей добиться не удастся. С 2006 года все принятые меры дали повышение доли малого бизнеса в ВВП лишь до 20%, при этом на программы развития было потрачено более 200 млрд рублей. Почему все меры и потраченные деньги не дали результатов?

До сих пор в сфере малого и среднего бизнеса есть масса проблем, которые не позволяют расти количеству новых компаний. Для реализации программы развития нужен комплексный подход, а в России складывается ситуация, когда, с одной стороны, есть малодоступная поддержка, с другой - постоянно меняющиеся законы, невыполнимые нормы и требования, которые затрагивают всех предпринимателей.

Устаревшие нормы и новые законы создают ряд трудностей для бизнеса, но исправление ситуации происходит крайне медленно. Недавно владелец частной сыроварни в своем видеообращении к президенту приводил пример, что небольшая компания просто не может выполнить санитарные нормы, написанные в СССР для крупных предприятий. Эти проблемы озвучиваются много лет, но изменений не происходит. А это опять же создает возможности для произвола чиновников и коррупции.

Условия для коррупции

В первую очередь хромает правозащита бизнеса, его безопасность. Чиновники, сотрудники силовых структур отлично понимают, что за беспредел не будет ответственности - получается, что для коррупции созданы гораздо более благоприятные условия, чем для бизнеса.

В своей работе я сталкивалась с очень показательными ситуациями. В 2013 году при распределении субсидий по лизингу в Краснодарском крае претендовать на поддержку могли лишь те, кто первым подал документы. Такой подход привел к тому, что предприниматели стояли в очереди круглосуточно, чтобы попасть в число первых. При этом дружественные чиновникам компании заносили огромные сумки с документами с черного входа. Мы как общественная организация обратились с жалобой в прокуратуру на то, что по регламенту оказания госуслуг ожидание в очереди должно быть не более 40 минут. Итогом стала проверка не только выполнения регламента, но и всех поданных документов - конкурс был отменен, руководитель департамента уволен, порядок приема документов изменен на отбор комиссией, а предприниматели получили возможность цивилизованно подать документы.

Но есть и неприятная сторона во взаимодействии с прокуратурой. Часто получение господдержки влечет за собой обязательную проверку прокуратурой или РОВД. Причем поводом для проверки может служить не только получение финансовой, но даже консультационной поддержки.

Значение третьего сектора

Конечно, позитивные сдвиги есть, и в этом большая заслуга общественных организаций поддержки бизнеса. Но любая инициатива общественных организаций сталкивается с серьезным противодействием, несмотря на общую установку помогать малому бизнесу, чиновники разного уровня в первую очередь защищают свои интересы, а не государственные.

А среди чиновников федерального уровня вообще нет представителей малого бизнеса, которые знают изнутри суть вопроса и смогут защищать интересы этой сферы. Страной руководят люди, которые участвуют в крупнейших компаниях и защищают только свои интересы и капиталы.

Цифровые иллюзии и реальность

Теперь переходим к цифровой экономике, которая должна стать спасением российской экономики в ближайшие 10 лет. Какие есть шансы что эти планы сбудутся? Очень низкие. В России объективно мало программистов, на их подготовку нужно несколько лет, а для зарубежных специалистов в России неконкурентоспособные зарплаты. Как сказала Анна Кулашова, член совета директоров Microsoft в России, «по данным Минкомсвязи, ежегодно вузы выпускают порядка 25 000 ИТ-специалистов. Всего на российском рынке работает около 400 000 программистов, а в США их на порядок больше - 4 млн, в Индии - 3 млн и в Китае - 2 млн».

Возможно, ситуацию спасут ИТ-стартапы? Маловероятно. Новые ИТ-компании - это тот же малый бизнес, которому для старта и развития нужна в первую очередь безопасность, правовое поле, а государство этого обеспечить не может.

Так как в рамках программы планируются масштабные проекты и крупные суммы финансирования, это создает новые возможности для коррупционных схем.

Нужно отметить что в госзакупках ИТ-продуктов и сопровождения сложно контролировать реальную стоимость контракта - одна и та же работа может отличаться по стоимости в несколько раз. Так же сложно оспаривать нарушения в техническом задании и требованиях к подрядчикам. Сложно контролировать качество исполнения - для этого нужны эксперты, которые могут изучить созданную разработку и выявить недочеты. Поэтому у чиновников будет хорошая возможность передавать госконтракты дружественным компаниям и завышать суммы тендеров, ответственность им не грозит.

Будут ли контролировать качество реализации программы? Судя по опыту развития малого бизнеса отсутствие запланированного результата при потраченных сотнях миллиардов никого не смущает.

Цифровая экономика для малого бизнеса

И опять мы приходим к необходимости общественного контроля в реализации программы цифровой экономики. Должны развиваться общественные площадки, чтобы была возможность выявлять коррупционные схемы, чтобы можно было добиваться ответственности чиновников за нарушения и чтобы предприниматели имели доступ к реализации госконтрактов.

Конечно, отдельным вопросом станет обучение - необходимо наладить тесное взаимодействие бизнеса и вузов, чтобы сформировать программы обучения, соответствующие реальным потребностям ИТ-компаний. Эту работу наиболее эффективно могут сделать только общественные организации, которые объединяют большое число предпринимателей.

Очевидно, что на власть влияет только крупный бизнес, имеющий экономический и политический вес. А малый бизнес может влиять на ситуацию лишь через третий сектор - общественные объединения. И направить все усилия нужно на создание правового поля, понятных и приемлемых правил, возможности бизнеса защищать свои права. Изменения в экономике будут происходить только при том условии, если сформируются действующие институты правозащиты и лоббирования интересов предпринимателей.

VI форум стал рекордным по всем показателям, собрав 18 200 участников из 98 стран. В течение трех тематических дней, посвященных бизнесу, государству и обществу, состоялись выступления 650 спикеров.

В рамках деловой программы форума и в пресс-центре было подписано 42 соглашения, в том числе 24 соглашения с участием Фонда «Сколково». Причем часть соглашений касается инфраструктурных проектов на миллиарды рублей, таких, например, как построение в «Сколково» сети 5G, а часть предполагает прямые денежные инвестиции на сотни миллионов рублей – соглашение между ВЭБом и ФРИИ на 200 млн рублей или соглашение между компанией IBS и «Венчурный Фонд Сколково – ИТ I» на 100 млн рублей.

На форуме проведено 911 деловых встреч, что на 16% больше, чем в прошлом году.

Работу «Открытых инноваций» освещали более 1000 представителей СМИ. 1500 человек посетили лаборатории и офисы резидентов.

Гостями форума стали футурологи с мировыми именами, государственные деятели, профессора крупнейших мировых бизнес-школ, технологические евангелисты и ведущие эксперты в области управления, стартаперы и IT-предприниматели.

В работе форума принял участие Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, открыв пленарное заседание , посвященное национальным стратегиям и роли государства в цифровой экономике.

«Цифровизация не только меняет образ жизни людей, но и принципы работы традиционных отраслей экономики: энергетики, транспорта, машиностроения. Цифровая экономика окружает нас в прямом и переносном смысле. Смартфоны, мобильный интернет, общение в социальных сетях, e-commerce, электронные платежи – все это часть современного образа жизни. Обработка данных позволяет не только предсказывать поведение потребителей, но и строить новые бизнес-модели, которые трансформируют целые рынки», – заявил в своем выступлении Дмитрий Медведев .

Работу первого дня форума открыли заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Аркадий Дворкович и президент Фонда «Сколково» Виктор Вексельберг .

«Открытые инновации» – реальная возможность для всех участников форума найти необходимые контакты и инвестиции. Правительство готово поддерживать инновации, обеспечивать устойчивый рост и стать партнером для общества и бизнеса», – сказал Аркадий Дворкович.

Хедлайнером первого дня работы форума стал известный физик и футуролог Митио Каку, который выступил на панельной дискуссии «Прикладные квантовые технологии. Как меняется мир?» с прогнозом того, как наша жизнь изменится в ближайшие десятилетия.

«Развитие квантовых компьютеров позволит нам пересылать свои эмоции и чувства через сети. Новый интернет станет сетью, который будет связывать один человеческий мозг с другим без посредников», – считает Митио Каку .

В своем выступлении в рамках пленарного заседания «Цифровая экономика. Общество, бизнес, государство» председатель правления одного из крупнейших мировых интернет-ретейлеров Alibaba Group Джек Ма отметил, что электронная экономика сотрет границы и позволит новому поколению найти свое место в меняющемся мире.

Лучшие практики развития интеллектуальных городских систем обсуждались во время партнерской конференции «Smart Cities. Россия – Сингапур» и панельных дискуссий, посвященных роли государства и бизнеса в развитии «умных» технологий.

По словам первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Игоря Шувалова , опыт Сингапура важен для России прежде всего в области создания безопасной и комфортной городской среды, повышения качества услуг и жизни горожан. Российские мегаполисы активно перенимают стандарты по образованию и здравоохранению, принятые в уникальном городе-государстве, отметил Игорь Шувалов .

Практические механизмы взаимодействия и перспективы разработки цифровых технологий в Российской Федерации обсуждались на круглом столе «Цифровая экономика. Формирование технологических заделов» . По словам генерального директора Российской венчурной компании Александра Повалко , формирование технологических заделов и развитие исследовательских компетенций является одним из ключевых направлений развития программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Одна из целей программы – создание платформы, которая обеспечит исследовательские коллаборации и соберет компетентные команды из представителей различных сфер.

Кульминацией заключительного дня «Открытых инноваций» стала пресс-конференция робота-андроида Софии , выступившей вместе с одним из своих создателей Беном Герцелем из компании SingularityNet. София ответила на вопросы журналистов и прокомментировала опасения Дмитрия Медведева о том, что искусственный интеллект может обнулить мозги человечества:

«Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Из вашей вчерашней речи я поняла, что вы думаете о потенциальных рисках использования роботов и искусственного интеллекта. Не могу не ответить на ваши опасения. Будучи человекоподобным роботом, могу с уверенностью сказать, что вам совершенно не о чем беспокоиться».

Перспективы мира киборгов и роботов обсудили участники паблик-толка «Человек дополненный. Супергерои меняют мир» . Известный японский робототехник профессор Хироси Исигуро продемонстрировал собственного робота-андроида, который поприветствовал аудиторию. «В будущем роботы станут частью жизни. Использование роботов уже переходит в практическую плоскость. Но мы можем создать человеко-роботическое общество», – сказал профессор Исигуро.

Участники ток-шоу «Цифровое = массовое. Технологии для культуры» представили свой опыт использования современных решений и перспективные разработки в области культуры. В ходе ток-шоу директор по рекламе и маркетингу компании «Яндекс» Дмитрий Степанов рассказал о технологической платформе «Большой музей», бета-версия которого начнет работу в декабре 2017 года. «Музеи из хранилищ информации превратятся в производителей контента и будут функционировать так же, как работают сегодня медиа», – считает Дмитрий Степанов .

Telegram -канал «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» – самые свежие новости, полезная информация, интересные инсайды .

Подробнее о форуме «Открытые инновации» .

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Во второй половине XX века человечество вступило в эпоху глобальных перемен, оно перешло к своей следующей стадии развития - информационному обществу. Сегодня информация является ключевым фактором в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости. На фоне проникновения и развития информационных процессов в отраслях экономики, постепенно начинают развиваться такие формы ведения хозяйственной деятельности как Интернет-магазины, Интернет-банки, платежные системы, появляться новые виды денежных знаков (виртуальные валюты), строиться целая отрасль экономики - «цифровая экономика». Расширенный подход к этому понятию определяет, что цифровая экономика - это хозяйственное производство, использующее цифровые технологии. То есть цифровая экономика (электронная экономика) - экономическая деятельность, построенная на основе электронной коммерции, а также электронного денежного обмена. Как правило, под данными терминами подразумевают работу электронных сервисов, ориентированных на реализацию электронных товаров и услуг, зачастую с обменом электронными деньгами между участниками электронных сделок.

Цель исследования заключается в том, чтобы понять концепцию цифровой экономики, рассмотреть ее на примерах разных стран и выявить более рациональные методы в развитии цифровой экономики.

Задача исследования изучить и проанализировать имеющиеся данные о цифровой экономике, которые помогут более подробно рассмотреть роль цифровой экономики в современном мире.

Цифровая экономика. Концепция цифровой экономики.

Первые понятия, а также концепция современной цифровой экономики появились в конце прошлого века. В 1995 году американский информатик Николас Негропонте представил ее в форме перехода от движения атомов к движениям битов. Н. Негропонте говорил, что материальные вещества, рассматриваемые в виде сырья и продуктов, имеют свои недостатки, такие как: физический вес продукции, потребность в ресурсах для ее производства, в использовании площадей для ее хранения, логистические издержки и проблемы, связанные с транспортировкой товаров. Преимуществами цифровой экономики как «нового» вида экономики, на взгляд информатика, могли стать: отсутствие физического веса продукции, заменяемого информационным объемом, более низкие затраты ресурсов на производство электронных товаров, в несколько раз меньшая площадь, занимаемая продукцией (как правило электронными носителями), а также мгновенное глобальное перемещение товаров через сеть Интернет.

Этапы развития цифровой экономики.

Современная электронная экономика является продуктом развития информационного общества за последние тридцать - тридцать пять лет. Года развития разделяются на этапы (Таблица 1).

Первым этапом развития цифровой экономики - стало появление глобальной компьютерной сети Интернет. Начиная с начала 80-ых годов XX века, сеть постоянно росла, увеличивая количество подключенных пользователей. Изначально Интернет использовался для передачи электронной почты, но, расширяясь, сеть, приобретала все большие возможности передачи данных. Данная тенденция не могла не затронуть существующие отрасли экономики, и в 1994 году был открыт первый Интернет-магазин. Это послужило началом развития электронной торговли (электронной коммерции) в мире. Начиная с этого момента крупный бизнес начал, инвестировать средства в развитие электронной коммерции. Параллельно этому в октябре 1994 года американский банк Stanford Federal Credit Union, запустил первую в мире систему Интернет-банкинга, позволяющую оплачивать счета за коммунальные услуги, Интернет, телефон, совершать платежи по кредитам и осуществлять переводы третьим лицам, не отходя от своего персонального компьютера. Появление Интернет-магазинов и систем Интернет-банкинга, послужили переходом цифровой экономики к следующему этапу развития.

Таблица 1. Этапы развития цифровой экономики

Вторым этапом развития цифровой экономики - стало массовое дуплицирование существующих в реальности хозяйствующих 4 субъектов экономики (фирм, магазинов, торговых сетей, банков) в виртуальный мир. Основным процессом данного этапа развития цифровой экономики, является процесс создания хозяйствующими субъектами, электронных форм ведения бизнеса. За счет свободного доступа к технологии Интернет, все новые и новые формы хозяйственной деятельности открывают свои «онлайн»-представительства, получая тем самым дополнительный сбыт своей продукции, увеличивая при этом свою прибыль Электронная составляющая массово начинает появляться практически во всех крупных формах хозяйственной деятельности. За счет свободного доступа к технологии Интернет, все новые и новые формы хозяйственной деятельности открывают свои «онлайн»-представительства, получая тем самым дополнительный сбыт своей продукции, увеличивая при этом свою прибыль. Появляются виртуальные банки, магазины, офисы, главной особенностью которых становиться отсутствие физического отделения.

На третьем этапе появляются виртуальные товары и электронные деньги. Под виртуальными товарами имеются в виду товары, которые можно приобрести в интернет-магазине в виде файлов, к примеру, это различное программное обеспечение, электронные книги, компьютерные игры и т.д. Увеличение объемов продаж в электронной экономике повлекло за собой, появление электронных денег. Под электронными деньгами понимают системы хранения и передачи, как традиционных валют, так и негосударственных частных валют. И таким образом, цифровая экономика получила, свою собственную, отличную от реальной экономики, денежную систему, что позволило резко ускорить темпы ее роста.

Отличительные черты цифровой экономики.

Цифровая экономика имеет отличительные особенности от реальной экономики:

    Виртуальность цифровой экономики. Цифровая экономика может существовать, только в виртуальном мире, представляя собой набор электрических сигналов, и данных хранимых на различных носителях информации.

    Зависимость от телекоммуникационных сетей и компьютерной техники. Данное отличие является ключевым между цифровой экономикой и реальной. При исчезновении телекоммуникационных сетей и компьютерной техники цифровая экономика становиться невозможна, так как на их базе и строятся все формы виртуальной хозяйственной деятельности.

    Непосредственное взаимодействие производителей и потребителей. Развитие информационных и коммуникационных технологий позволяет «состыковать» производителя с каждым конечным потребителем. Оказывается возможным сократить длинные цепочки посредников, в том числе и институциональных.

    Персонифицированность. Цифровая экономика позволяет производить товары и оказывать услуги, которые отвечают требованиям и нуждам не среднестатистического потребителя, а каждого конкретного клиента.

    Высокие темпы роста. Благодаря Интернету товары и услуги стали более доступны. Это привело к востребованию продуктов и росту развития цифровой экономики.

    Виртуальные товары и электронные деньги. Они являются уникальной особенностью цифровой экономики, поскольку не могут существовать в реальной экономике.

Составляющие цифровой экономики.

Выделяют три базовые составляющие цифровой экономики:

    инфраструктура, включающая аппаратные средства, программное обеспечение, телекоммуникации и т.д.

    электронные деловые операции, охватывающие бизнес-процесс, реализуемые через компьютерные сети в рамках виртуальных взаимодействий между субъектами виртуального рынка.

    электронная коммерция, подразумевающая поставку товаров с помощью Интернет и представляющая собой в настоящее время самый крупный сегмент цифровой экономики.

В соответствии с указанными составляющими для отслеживания процесса формирования цифровой экономики применяются следующие показатели: оборот электронной торговли; количество интернет-магазинов; количество людей, использующих компьютеры; количество пользователей, имеющих доступ к Интернету; уровень компьютерных навыков населения; объем инвестиций в телекоммуникации и др.

Отрасли цифровой экономики.

Цифровая экономика является сложно структурированным объектом исследования. В настоящее время, выделяют следующие отрасли цифровой экономики:

    Электронная торговля- новый вид без магазинной торговли, который осуществляется через Интернет в виртуальных магазинах. Здесь покупатель общается с продавцом помощью компьютера и может выбрать себе товар по имеющимся каталогам. Предметом электронной торговли может быть практически любой продукт — товар, услуга, недвижимость, банковский продукт и т. д. Сегодня основными товарами, приобретаемыми через Интернет, являются продовольственные товары, промышленные товары, информационные продукты. Для покупателя ценность электронной торговли заключается в экономии времени на поиск и покупку нужного товара, для продавца — в потенциальной возможности охватить своей торговлей как можно большее количество покупателей.

    Электронные деньги- виртуальные денежные средства.

    Электронный маркетинг - комплекс мероприятий маркетинга компании, связанный с применением электронных средств Объектоммаркетинговой деятельности выступает информационно-аналитическая и экспертно-исследовательская деятельность предприятия (организации, компании) с использованием сетевых информационных систем и технологий по: выбору конкурентной позиции на данном рынке; определению стратегий продвижения и распределения товара; выбору рекламной и ценовой политики с учетом всей совокупности факторов внешней и внутренней среды в условиях риска и неопределенности. Субъект - деятельность конкретного собственника.

    Электронный банкинг - технологии предоставления банковских услуг на основании распоряжений, передаваемых клиентом удаленным образом (то есть без его визита в банк), чаще всего с использованием компьютерных и телефонных сетей.

    Электронные страховые услуги - страховые услуги, которые можно заказать посредством сети Интернет.

Развитие цифровой экономики.Пути развития цифровой экономики .

Можно выделить два подхода к построению цифровой экономики: плановый и рыночный. На данный момент все стратегии стран в развитии цифровой экономики являются комбинацией этих двух подходов. Рыночный подход к построению цифровой экономики предполагает, что государство создает оптимальные условия, в первую очередь благоприятную среду для функционирования цифровой экономики, чем стимулирует бизнес к переходу в этот новый сектор. Плановый подход к построению цифровой экономики предполагает поэтапное развитие инфраструктуры под руководством государства и целенаправленное «заполнение» соответствующего сектора различными экономическими субъектами.

Цифровизация экономики в странах мира.

Многие развитые страны, понимая неизбежность предстоящих изменений, начали осознанное движение в сторону развития цифровой экономики. Первыми подобный курс приняли США и Китай, которые считаются неформальными лидерами цифровой гонки на сегодняшний день. Вслед за ними соответствующие программы приняли Англия, страны Европейского Союза, Австралия, и другие.

Многие программы цифровой экономики разных стран (США, Австрия, Австралия, Англия и т.д.) делают акцент на социальных направлениях, например, таких как «цифровая медицина» 1 и «умный город» 2 Реализация этих социальных проектов требует значительно большей разно плановости и сложности.

Рассмотрим цифровую экономику на примере США и Китая. Эти страны избрали разные пути цифровизации экономики: США декларирует рыночный путь, в то время как Китай предпочел плановый.

США, которые очень продвинуты с точки зрения благоприятной деловой и инновационной среды, имеют самый развитый IT-сектор. Стратегия для развития цифровой экономики США включает в себя 4 основных пункта:

    создание условий развития цифровой экономики, то есть улучшается нормативно-правовая база.

    зарождение новых программно-аппаратных комплексов 3 цифровой экономики в наиболее подготовленных индустриях;

    конкурентная борьба среди программно-аппаратных комплексов и их постепенная интеграция;

    тиражирование наиболее удачных решений на всю экономику.

Данная стратегия представляется лучшей для США. Она позволяет стране обладать значительным экономическим и технологическим преимуществом перед остальным миром, используя при этом минимальные затраты с точки зрения США. Так же благодаря ей США может опереться на высокотехнологичные транснациональные корпорации, такие как Google, FaceBook, Amazon, Intel и прочие. Однако у этой стратегии есть и очевидные недостатки, основным из которых является длительность процесса формирования «зрелой» цифровой экономики.

В настоящее время Китай имеет своеобразные преимущества и благоприятные условия в развитии цифровой экономики. Эта страна выбрала плановый путь развития цифровой экономики. Стратегия, декларируемая Китаем, содержит два почти не связанных направления:

    цифровизация производства за счет внедрения промышленного Интернета вещей;

    использование возможностей Интернета для дальнейшего расширения рынков сбыта.

Основными компонентами планового пути развития цифровой экономики Китая стали: тотальная цифровизация производства и логистики; разработка нормативно-правовой базы; цифровизация систем управления, создание цифровых платформ 4 ; интеграция цифровых платформ и экосистем в единое пространство.

Реализация такой программы, безусловно, принесет свои плоды, такие как минимальные сроки построения технологической базы. Существенным недостатком является большие финансовые затраты.

Развитие цифровой экономики в России.

Модернизация традиционных производственных отраслей и отраслей услуг, организации торгово-закупочных процедур, смежных финансовых и логистических операций, изменение структуры потребления на фоне сквозного проникновения информационных технологий и цифровизации экономических процессов создает основу для формирования новых рынков и новых условий функционирования рынка, а также новых подходов к аналитике, прогнозированию и принятию управленческих решений. Формируемые в результате модернизации экономики «большие данные», наряду с технологиями их анализа, становятся одним из ведущих активов государства, бизнеса и гражданского общества. При этом отсутствие физических границ в цифровом пространстве открывает доступ к существенному массиву таких данных многочисленным участникам глобального экономического пространства. Разработка национальных программ развития экономики нового поколения, включающая вопросы развития и внедрения технологий, анализа «больших данных» и прогнозирования, внедрения новых способов управления, становится задачей стратегической важности не только в контексте социально-экономического благополучия государств, но и как условие сохранения суверенитета на фоне глобализации и реализации про грамм цифрового развития другими участниками мирового рынка.

Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" декларирует, что развитие цифровой экономики является стратегически важным вопросом для России в целом, определяющим ее конкурентоспособность на мировой арене.

Целью национальной программы развития цифровой экономики является создание в России благоприятных организационных и нормативно-правовых условий для эффективного развития институтов цифровой экономики при участии государства, национального бизнес-сообщества и гражданского общества и обеспечения быстрого роста национальной экономки за счет качественного изменения структуры и системы управления национальными экономическими активами, достижения эффекта «российского экономического чуда» в условиях формирования глобальной цифровой экосистемы.

Основные задачи программы:

    Обеспечение технологического лидерства страны в условиях формирования глобального цифрового пространства;

    Формирование качественно новой структуры экономических активов, отвечающих экономическим приоритетам цифровой экономики;

    Формирование подходов к организации производственных отраслей, отрасли торговли, сферы услуг, учитывающих достижения цифровой экономики и эффективных в условиях формирования и развития глобального цифрового пространства;

    Формирование принципов эффективного управления формируемыми и совершенствование управления существующими экономическими активами (ресурсами);

    Создание условий для активного участия национального бизнес-сообщества, в том числе в секторе ММСП, и гражданского населения в формировании пространства цифровой экономики за счет создания привлекательных организационных и нормативно-правовых условий и пространства доверия к цифровой среде;

    Создание условий для повышения качества жизни населения за счет изменения структуры и качества услуг социальной сферы и создания новых возможностей для предпринимательской и трудовой деятельности;

    Обеспечение безопасности и суверенитета национального пространства цифровой экономики;

    Обеспечение эффективного участия страны в процессах формирования глобальной экосистемы цифровой экономики и глобального цифрового пространства.

Для развития цифровой экономики в России наиболее рациональным шагом представляется создание ряда индустриальных цифровых платформ под руководством профильных министерств или госкорпораций, которые будут фокусировать усилия на ключевых направлениях: транспорт, телекоммуникации, энергетика, обработка данных. Такие платформы создадут необходимый инфраструктурный базис для максимально быстрого развития цифровой экономики и распространения сопутствующих технологий, и позволят в будущем построить единое цифровое пространство, объединяющее все индустрии и отрасли. Такой подход будет способствовать значительному повышению прозрачности, управляемости и гибкости экономики страны.

Эта стратегия имеет как положительные качества, так и отрицательные. К достоинствам такого подхода в развитии цифровой экономики России относятся: ускоренное формирование инфраструктуры; единое цифровое пространство, объединяющее все индустрии и отрасли; простота обслуживания, развития и интеграции цифровых платформ и пр. К недостаткам относят: высокий риск цифровой монополизации многих секторов экономики, что приведет к устранению конкуренции, которая способствует установлению равновесной цены и улучшению качества товара или услуги. Так же высок риск увеличения цифрового неравенства между индустриями.

В целях управления развитием цифровой экономики настоящая Программа определяет цели и задачи в рамках 5 базовых направлений развития цифровой экономики в Российской Федерации на период до 2024 года.

К базовым направлениям относятся нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность. Основной целью направления, касающегося нормативного регулирования, является формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием (цифровой экономики).

Учитывая необходимость нормативно-правовой регламентации большинства мероприятий, которые планируется реализовать в целях достижения поставленных целей в рамках базовых и прикладных направлений развития цифровой экономики, при разработке и реализации концепций первоочередных, среднесрочных и комплексных мер по совершенствованию правового регулирования цифровой экономики в рамках направления по нормативному регулированию необходимо в полной мере учитывать предложения по нормативно-правовому регулированию иных базовых и прикладных направлений, что предполагает тесное взаимодействие создаваемых по каждому направлению центров компетенций с центром компетенций, обеспечивающим мониторинг и совершенствование правового регулирования цифровой экономики.

Основной целью направления, касающегося формирования исследовательских компетенций и технологических заделов, является создание системы поддержки поисковых, прикладных исследований в области цифровой экономики (исследовательской инфраструктуры цифровых платформ), обеспечивающей технологическую независимость по каждому из направлений сквозных цифровых технологий, конкурентоспособных на глобальном уровне, и национальную безопасность.

Развитию цифровой экономики России сегодня препятствуют новые вызовы и угрозы, прежде всего:

    проблема обеспечения прав человека в цифровом мире, в том числе при идентификации (соотнесении человека с его цифровым образом), сохранности цифровых данных пользователя, а также проблема обеспечения доверия граждан к цифровой среде;

    угрозы личности, бизнесу и государству, связанные с тенденциями к построению сложных иерархических информационно-телекоммуникационных систем, широко использующих виртуализацию, удаленные (облачные) хранилища данных, а также разнородные технологии связи и оконечные устройства;

    наращивание возможностей внешнего информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру, в том числе на критическую информационную инфраструктуру;

    рост масштабов компьютерной преступности, в том числе международной; отставание от ведущих иностранных государств в развитии конкурентоспособных информационных технологий; зависимость социально-экономического развития от экспортной политики иностранных государств;

    недостаточная эффективность научных исследований, связанных с созданием перспективных информационных технологий, низкий уровень внедрения отечественных разработок, а также недостаточный уровень кадрового обеспечения в области информационной безопасности.

Целью направления, касающегося информационной безопасности, является достижение состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации в условиях цифровой экономики.

Заключение.

Цифровая экономика представляет собой динамично развивающуюся форму ведения хозяйственной деятельности информационного общества. Она повсеместно проникает и занимает уверенные позиции в реальном секторе экономики. Цифровая экономика стремительно меняют привычные формы и методы ведения хозяйственной жизни по всему миру.

Библиографический список.

    Матвеев И.А. Электронная экономика: сущность и этапы развития. Управление эконмическими системами: электронный научный журнал.

    Василенко Н.В. Цифровая экономика: концепции и реальность. Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика. Труды VIII научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией А.В. Бабкина.

    Андиева Е.Ю., Фильчакова В.Д. Цифровая экономика будущего, индустрия 4.0. Прикладная математика и фундаментальная информатика.

    Введение в «Цифровую» экономику под общей редакцией Кешелава А.В. На пороге «цифрового» будущего. Книга первая.

    Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации": Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. N 1632-р.

    Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года. http://spkurdyumov.ru/uploads/2017/05/strategy.pdf

    Научная электронная библиотека eLIBRARY [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/defaultx.asp (дата обращения: 16.02.2017).

1 «Цифровая медицина» - применение в медицинской практике цифровых медицинских аппаратов.

2 «Умный город» - концепция интеграции нескольких информационных и коммуникационных технологий и Интернета вещей для управления городским имуществом

3 Программно-аппаратный комплекс - это набор технических и программных средств, работающих совместно для выполнения одной или нескольких сходных задач.

4 Цифровая платформа - система алгоритмизированных взаимоотношений значимого количества участников рынка, объединенных единой информационной средой, приводящая к снижению транзакционных издержек, за счет применения пакета цифровых технологий и изменения системы разделения труда.

МОСКВА, 16 октября. /ТАСС/. Форум "Открытые инновации", который пройдет в технопарке "Сколково" 16-18 октября, станет площадкой для обсуждения развития в России цифровой экономики. Участники форума обсудят цифровое правительство, цифровую трансформацию компаний и различных секторов экономики, глобальные технологичные тренды. Пленарное заседание "Открытых инноваций" будет посвящено обсуждению цифровой экономики как нового ГОЭЛРО.

Ежегодный форум "Открытые инновации" проводится в Москве с 2012 года. Основная цель форума - обсуждение, развитие и коммерциализация новейших технологий. В этом году ключевой темой станет обсуждение плана мероприятий цифровой экономики в России до 2025 года. Соорганизаторами выступают Министерство экономического развития, правительство Москвы, Фонд инфраструктурных и образовательных программ "Роснано", Российская венчурная компания, Фонд содействия инновациям, фонд "Сколково", Внешэкономбанк.

Программа форума

Форум "Открытые инновации" пройдет в формате трех тематических дней. Как сообщила пресс-служба правительства, ключевой повесткой первого дня форума станет цифровая трансформация традиционных компаний и отраслей, а также революция в управленческих технологиях. Второй день будет посвящен изменениям в системе государственного управления в связи с глобальной цифровизацией. На третий день форума состоится обсуждение социальных аспектов внедрения цифровой экономики.

"Открытые инновации" пройдут при участии Консультативного совета по иностранным инвестициям. В рамках деловой программы форума также пройдут партнерская конференция Россия - Сингапур Smart Cities, конференция корпоративных венчурных фондов, конференция технопарков стран СНГ и Евразии, лекции ведущих мировых экспертов в области цифровой экономики, ярмарка технологий iMarket.

Россия на пути к цифровизации

В июле 2017 года правительство РФ утвердило программу "Цифровая экономика России" до 2025 года, в рамках которой планируется внедрение высоких технологий в ведущие отрасли экономики. Для реализации программы будет разработан детальный план мероприятий на три года (2018-2020 годы), в котором будут описаны конкретные шаги, ответственные лица и организации, а также объемы необходимого финансирования.

Программа состоит из пяти направлений, посвященных нормативному регулированию, образованию, кадрам, кибербезопасности, формированию исследовательских компетенций и IT-инфраструктуре.

Как ранее рассказали ТАСС в автономной некоммерческой организации "Цифровая экономика" (отвечает за взаимодействие бизнеса, экспертов и власти в реализации программы, участвует в разработке плана), основные положения плана мероприятий программы "Цифровая экономика" будут представлены в рамках "Открытых инноваций".

Посетители форума

Ожидается, что в этом году "Открытые инновации" посетят 15 тыс. участников из более чем 90 стран. В числе основных спикеров форума - помощник президента РФ Андрей Белоусов, первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, вице-премьер Аркадий Дворкович, глава Минобрнауки Ольга Васильева. Также на форуме заявлены глава Сбербанка Герман Греф, глава "Почты России" Николай Подгузов и ряд топ-менеджеров российских и зарубежных технологичных компаний.

17 октября в форуме примет участие премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Он выступит на пленарном заседании "Цифровая экономика. Общество, бизнес, государство", которое будет посвящено обсуждению роли государственного и корпоративного управления при переходе к цифровой экономике.

В дискуссии также примут участие премьер-министр Люксембурга Ксавье Беттель, национальный технологический советник из правительства Великобритании Лиам Максвелл, генеральный директор Govtech Singapore Жаклин По, ученый, футуролог, профессор The City College of New York Митио Каку, главный операционный директор Dubai Future Foundation Ноа Рафорд.

Форум посетит также основатель крупнейшей в мире e-commerce компании Alibaba Джек Ма, который выступит перед участниками во второй день мероприятия - StateTech, посвященный цифровизации госсектора и вызовам, с которыми могут столкнуться правительства при внедрении новых принципов функционирования государственных институтов. Это уже второй визит Джека Ма в Россию, до этого он посещал Петербургский международный экономический форум в 2016 году.

Информационным партнером и соорганизатором мероприятий в рамках форума "Открытые инновации" является информационное агентство России ТАСС.

26 февраля на круглом столе "Цифровая экономика. Общество. Бизнес. Государство" в рамках II Ульяновского экономического форума представители вузов, органов власти и компаний Ульяновской области обсудили вопросы взаимодействия различных институтов общества и частных компаний по развитию цифровой экономики. Председатель совета директоров Института развития информационного общества Юрий Хохлов принял участие в работе форума

Модератором круглого стола выступила директор ОГКУ "Правительство для граждан" Светлана Опенышева , которая отметила, что Ульяновская область первой в России приняла концепцию внедрения интеллектуальных цифровых технологий "Умный регион" и совместно с Всемирным банком первой провела оценку готовности региона к цифровой экономике.

Эксперты Всемирного банка рассказали об итогах проведенного ранее исследования цифровой экономики региона. Оно заключалось в оценке комплекса факторов и уровня использования цифровых технологий в Ульяновской области органами государственной власти, бизнесом и гражданами.

"В госсекторе в Ульяновской области имеется хороший уровень стратегического планирования в области цифровой экономики. Но требуется дальнейшая модернизация нормативно-правовой базы. Есть серьезный задел в плане развития комплекса цифровых государственных услуг, цифрового правительства. Но, как и во всей России есть большой потенциал для развития в сфере предоставления госуслуг по принципу жизненных ситуаций и по развитию архитектуры цифрового правительства. В области образования регион является одним из наиболее сильных субъектов с точки зрения использования информационных технологий, имеется мощная ИТ-отрасль.

С другой стороны есть дефицит кадров в области ИТ. Это один из самых главных сдерживающих факторов для развития цифровой экономики. В сфере бизнеса регион превышает общероссийские показатели по доле расходов на НИОКР в валовом региональном продукте. Большая часть этих расходов ложится на бизнес, но инновационная активность предприятий находится на низком уровне.
Способности бизнеса Ульяновской области внедрять цифровые технологии достаточно низкие.

В Ульяновской области наблюдается высокий уровень проникновения широкополосного доступа в интернет, что само по себе создает условия для использования цифровых технологий гражданами. Но нужно повышать цифровую грамотность населения, снижать недоверие к электронной торговле и повышать дальнейшее использование цифровых услуг государства», - рассказал координатор региональных программ Всемирного банка Михаил Бунчук .

Дополняя выступление М. Бунчука, председатель совета директоров Института развития информационного общества Юрий Хохлов рассказал о разработке новых направлений программы "Цифровая экономика Российской Федерации".

"Ульяновская область присутствует в качестве пилотного региона в консорциуме по здравоохранению, принимает участие в инициативных группах по разработке новых направлений программы по цифровой промышленности, и по направлению "Умный город»" Это правильный подход, который позволит участвовать в этих инициативах с самого начала и координировать свою деятельность с федеральным уровнем. Считаю, что в этом область можно только поддержать. Нужно отдать должное Губернатору Сергею Морозову и тем, кто отвечает за развитие цифровой экономики региона», - отметил Юрий Хохлов.

В выступлении заведующего кафедрой "Измерительно-вычислительные комплексы" Ульяновского государственного технического университета Сергея Киселева шла речь о важности применения технологии промышленного интернета вещей.

Доклад заведующего кафедрой "Экономическая теория" Ульяновского государственного технического университета Антона Сафиуллина был посвящен возможностям и вызовам. которые несет с собой развитие цифровой экономики.

Заключительный доклад на круглом столе советника при ректорате по работе с кадрами ОПК Ульяновского государственного университета Дмитрия Шабалкина был посвящен стратегическому проекту "Мастерская лидерских компетенций цифровой трансформации".

Новое на сайте

>

Самое популярное