Домой Виды займов Учетная политика организации услуги пример. Понятие учетной политики предприятия

Учетная политика организации услуги пример. Понятие учетной политики предприятия

    ТИПОВАЯ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    В.В. СЕМЕНИХИН

    Специфика вида осуществляемой деятельности оказывает значительное влияние на порядок ведения бухгалтерского и налогового учета фирмы, ведь себестоимость готового продукта напрямую связана с составом затрат хозяйствующего субъекта.
    Ведение бухгалтерского и налогового учета осуществлять без наличия такого документа, как учетная политика организации, невозможно, так как сегодня нормы бухгалтерского и налогового права по многим аспектам учета не содержат одновариантных правил учетной работы.
    В статье мы рассмотрим пример формирования типовой учетной политики организации, занятой в сфере оптовой торговли.

    Вначале напомним, что с 1 января 2013 г. основным нормативным документом в сфере бухгалтерского учета выступает Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).
    Торговые фирмы, как и любые иные организации, не освобождены от ведения бухгалтерского учета, на что указывают нормы ст. 6 Закона N 402-ФЗ. Причем в условиях действия Закона N 402-ФЗ это в полной мере касается и торговых фирм, применяющих упрощенную систему налогообложения.
    Как известно, в случае применения упрощенной системы налогообложения торговая организация не является налогоплательщиком НДС, в силу чего у нее отсутствует обязанность уплачивать данный налог с операций по реализации товаров (независимо от того, имеется или нет "входной" НДС). Поэтому если основная масса партнеров торговой компании работает с НДС, то в целях "удержания" клиентов торговая организация, как правило, уплачивает налоги в соответствии с общей системой налогообложения.
    В связи с этим в своей статье мы приведем пример типовой учетной политики торговой организации - плательщика налога на прибыль. При этом отметим, что при формировании данной типовой учетной политики автором учтены хозяйственные операции, характерные для основной массы торговых организаций.
    В силу ст. 8 Закона N 402-ФЗ торговая организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь при этом законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
    Как сказано в п. 3 ст. 8 Закона N 402-ФЗ, при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.
    Если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухучета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.
    Так как пока соответствующие федеральные и отраслевые стандарты не приняты, то на основании п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ торговая организация руководствуется правилами ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденными Минфином России до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ.
    При этом указанные правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности применяются в части, не противоречащей Закону N 402-ФЗ. На это обращено внимание и в Информации Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
    Таким образом, при формировании своей учетной политики на 2014 г. торговая организация пока руководствуется действующими ПБУ и другими нормативными документами Минфина России, утвержденными до 1 января 2013 г.

    Обратите внимание! В настоящий момент на сайте Минфина России размещены проекты четырех новых положений по бухгалтерскому учету, посвященных учету аренды, запасов, вознаграждений работников и доходов. Кроме того, Минфином России уже подготовлен проект нового ПБУ по учету основных средств. Если указанные нормативные документы будут приняты финансистами до конца текущего года, то не исключено, что в части перечисленных объектов учета с 2014 г. организациям придется руководствоваться уже новыми правилами учета, а значит, нужно будет и корректировать свою учетную политику, к формированию которой большинство фирм приступает уже сейчас.

    В силу Закона N 402-ФЗ и п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н (далее - ПБУ 1/2008), формированием учетной политики торговой фирмы может заниматься не только главный бухгалтер компании, но и иные лица, ведущие в организации бухгалтерский учет. Причем учетная политика может оформляться либо в виде приказа руководителя, либо в виде отдельного Положения об учетной политике организации, прилагаемого к приказу руководителя об ее утверждении.
    Так как положения учетной политики организации применяются с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, то утвердить свою учетную политику на 2014 г. торговая компания должна не позднее последнего рабочего дня уходящего года, то есть не позднее 31 декабря 2013 г.
    Форма учетной политики не влияет на ее структуру - и в том, и в другом случае учетная политика организации включает в себя три крупных раздела:
    - организационно-технический;
    - методологический раздел в части ведения бухгалтерского учета;
    - методологический раздел в части налогообложения.

    Приказ N ______
    об учетной политике организации ООО "А"

    На основании Закона N 402-ФЗ, Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, ПБУ 1/2008, а также в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе вступающими в действие с 1 января 2014 г., утвердить Положение об учетной политике организации на 2014 г. (Приложение N 1).

    Приложения:
    1. Положение об учетной политике организации на 2014 г.

    Генеральный директор
    ______________ ______________

    Приложение N 1
    к приказу N ______
    от 31.12.2013

    Положение
    об учетной политике организации на 2014 год

    1. Организационно-технический раздел

    1.1. Отчетный период.
    Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) документации является календарный год, под которым понимается период с 1 января по 31 декабря включительно.
    1.2. Организация бухгалтерского учета.
    В соответствии со ст. 7 Закона N 402-ФЗ ответственность за организацию ведения бухгалтерского учета и хранения бухгалтерской документации в компании несет ее руководитель.
    Бухгалтерский учет в организации ведется бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером.
    1.3. Рабочий план счетов.
    Бухгалтерский учет в организации ведется в соответствии с рабочим планом счетов, разработанным на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета, рекомендуемого организациям к использованию Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" (далее - План счетов бухгалтерского учета).
    Рабочий план счетов с необходимым количеством уровней субсчетов и аналитических счетов приведен в Приложении N 1 к настоящему Положению об учетной политике.
    1.4. Формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности.
    Для документального подтверждения фактов хозяйственной жизни организацией применяются унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные:
    - Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве";
    - Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств";
    - Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ";
    - Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации";
    - Постановлением Госкомстата России от 27 марта 2000 г. N 26 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией";
    - Постановлением Росстата от 9 августа 1999 г. N 66 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения";
    - Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций";
    - Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты";
    - Протоколом заседания ГМЭК от 12 сентября 2003 г. N 3/75-2003 "О решениях Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам" (вместе с Альбомом унифицированных форм первичной расчетно-учетной документации по денежным расчетам с населением при оформлении билетов на проезд в пассажирском автомобильном транспорте междугородного сообщения);
    - Постановлением Госкомстата России от 1 августа 2001 г. N 55 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N АО-1 "Авансовый отчет";
    - Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте".
    Кроме того, применяются самостоятельно разработанные формы документов, отвечающие требованиям ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
    Организация использует следующие самостоятельно разработанные формы документов:
    - бухгалтерская справка;
    - акт об установленном расхождении по количеству и качеству товара, выявленном после принятия товара к учету;
    - форма заявления, используемого для проведения взаимозачета;
    - форма претензии, выставляемой поставщику;
    - кредит-нота;
    - накладная N ТОРГ-12 с дополнительной графой о цене товара в у.е. (с указанием даты, на которую определяется рублевый эквивалент стоимости товара);
    - расписка материально ответственного лица, используемая при проведении инвентаризации.
    Самостоятельно разработанные формы первичной учетной документации приведены в Приложении N 2 к настоящему Положению об учетной политике.
    Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов, утвержденный руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером, приведен в Приложении N 3 к настоящему Положению об учетной политике.
    Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистрами бухгалтерского учета организации являются:
    - журналы-ордера и ведомости по счетам;
    - оборотно-сальдовая ведомость;
    - анализ счетов;
    - прочие регистры.
    Регистры бухгалтерского учета ведутся на машинных носителях информации по формам, принятым для журнально-ордерной формы учета, отвечающим требованиям Закона N 402-ФЗ, а также предусмотренным автоматизированной системой ведения бухгалтерского учета "1 С: Бухгалтерия 8.1".
    Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
    Регистры бухгалтерского учета, составленные автоматизированным способом, выводятся на бумажный носитель по окончании отчетного периода, а также по мере необходимости и по требованию проверяющих органов.
    1.5. Правила документооборота и технология обработки учетной информации.
    В целях обеспечения необходимого качества ведения бухгалтерского учета организация ведет документооборот в соответствии с графиком документооборота, утвержденным руководителем. График документооборота, применяемый в организации, приведен в Приложении N 4 к настоящему Положению об учетной политике.
    Обработка учетной информации осуществляется в организации автоматизированным способом с помощью бухгалтерской программы (лицензия N ______) "1 С: Бухгалтерия 8.1".
    1.6. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.
    В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организация проводит инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
    Помимо случаев обязательного проведения, перечисленных в п. 27 Положения N 34н, организация ежеквартально проводит выборочные инвентаризации товаров по местам их хранения и по материально ответственным лицам. Порядок проведения ежеквартальной инвентаризации приведен в Приложении N 5 к настоящему Положению об учетной политике.
    Состав инвентаризационной комиссии, сроки и порядок ее деятельности определяются приказом руководителя.
    1.7. Способы оценки активов и обязательств.
    На основании ст. 12 Закона N 402-ФЗ денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте Российской Федерации.
    В соответствии с п. 25 Положения N 34н организация ведет бухгалтерский учет объектов учета в рублях и копейках.
    1.8. Выдача денежных средств под отчет.
    Денежные средства на хозяйственные нужды организации выдаются на срок 30 календарных дней. Лица, получившие деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении указанного срока предъявить в бухгалтерию организации авансовый отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Перечень лиц, имеющих право получать денежные средства под отчет, приведен в Приложении N 6 к настоящему Положению об учетной политике.
    Лица, получившие деньги под отчет на командировочные расходы, обязаны не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
    1.9. Критерий существенности.
    При формировании показателей бухгалтерского и налогового учета, а также во всех случаях использования в нормативно-правовых актах принципа существенности в организации устанавливается уровень существенности, который служит основным критерием признания фактов существенными.
    Существенными признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность отчетности.
    Существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5% (пяти процентов).

    Методологические аспекты учетной политики в части ведения бухгалтерского учета

    1. Организация учета основных средств (далее - ОС).
    1.1. Критерии отнесения активов в состав основных средств.
    Критериями отнесения имущества в состав основных средств являются условия, перечисленные в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (далее - ПБУ 6/01).
    Активы, удовлетворяющие условиям п. 4 ПБУ 6/01, стоимость которых за единицу не превышает 40 000 руб., учитываются организацией в качестве материально-производственных запасов.
    В целях обеспечения сохранности "малоценных" ОС первичные учетные документы по движению (приему, выдаче, перемещению и списанию) оформляются в порядке, предусмотренном для учета материально-производственных запасов.
    Приобретенные книги, брошюры и аналогичные издания учитываются в составе материально-производственных запасов и списываются в составе расходов на продажу по мере отпуска их в эксплуатацию.
    1.2. Состав инвентарного объекта.
    Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.
    Инвентарным объектом признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями.
    Если сроки полезного использования составных частей объекта ОС существенно различаются, то составные части объекта ОС учитываются как самостоятельные инвентарные объекты.
    Основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности.
    1.3. Срок полезного использования ОС.
    Срок полезного использования основных средств определяется комиссией, назначаемой приказом руководителя при принятии объекта к бухгалтерскому учету с учетом Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".

    Обратите внимание! О том, что применение указанной Классификации для целей бухгалтерского учета является правом организации, говорит и правоприменительная практика. В частности, на это указывает Постановление ФАС Поволжского округа от 1 марта 2012 г. по делу N А55-10933/2011.

    В том случае, если объект невозможно отнести ни к одной амортизационной группе, организация самостоятельно определяет срок его полезного использования на основании приказа руководителя.
    В случае приобретения ОС, бывших в употреблении, организация определяет норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.
    1.4. Критерий формирования однородных групп ОС.
    При формировании однородных групп объектов основных средств организация исходит из их назначения:
    земельные участки;
    здания, строения, помещения;
    автомобили (легковые и грузовые);
    компьютерное и прочее офисное оборудование;
    торговое оборудование.
    1.5. Амортизация объектов ОС.
    Амортизация по всем группам однородных объектов основных средств (кроме земельных участков) начисляется линейным способом по нормам, рассчитанным исходя из срока полезного использования объекта.
    Начисление амортизации приостанавливается в случаях перевода объектов на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев. Приостановление начисления амортизации оформляется приказом руководителя организации.
    1.6. Переоценка объектов ОС.
    Организация не осуществляет переоценку объектов ОС.
    1.7. Восстановление объектов ОС.
    Восстановление ОС осуществляется посредством ремонта, модернизации и реконструкции. В случае реконструкции или модернизации ОС сроки полезного использования ОС пересматриваются только в отношении полностью самортизированных объектов. Начисление амортизации после реконструкции или модернизации объекта ОС производится исходя из остаточной стоимости объекта, увеличенной на затраты на модернизацию и реконструкцию, и оставшегося срока полезного использования (с учетом его увеличения).
    Правомерность такого расчета амортизационных сумм подтверждает и Минфин России в своем Письме от 15 декабря 2009 г. N 03-05-05-01/81.
    1.8. Ремонт основных средств.
    При осуществлении ремонта ОС организация руководствуется понятиями ремонта, приведенными в Письме Госкомстата России от 9 апреля 2001 г. N МС-1-23/1480.
    Фактические затраты на ремонт ОС включаются в расходы (счет 44 "Расходы на продажу") по мере выполнения ремонтных работ в том периоде, в котором они были осуществлены.
    2. Организация учета нематериальных активов (далее - НМА).
    2.1. Критерии отнесения активов в состав НМА.
    При отнесении объектов в состав нематериальных активов организация руководствуется критериями, перечисленными в п. 3 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007), утвержденного Приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. N 153н.
    2.2. Состав инвентарного объекта.
    Единицей бухгалтерского учета НМА является инвентарный объект, под которым понимается совокупность прав, возникающих из одного охранного или иного документа, предназначенных для определенных самостоятельных функций.
    2.3. Определение срока полезного использования НМА.
    Срок полезного использования НМА определяется комиссией, назначаемой приказом руководителя организации при принятии НМА к учету. Определение срока полезного использования производится исходя из:
    - срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;
    - ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды.
    2.4. Амортизация НМА.
    Амортизация нематериальных активов с определенным сроком полезного использования производится линейным методом.
    2.5. Переоценка и обесценение объектов НМА.
    Организация не осуществляет переоценку объектов НМА и не проводит проверку на обесценение НМА.
    3. Организация учета товаров.
    3.1. Единица учета товаров.
    На основании п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н (далее - ПБУ 5/01), учет товаров в организации ведется по наименованиям.
    3.2. Оценка товаров и порядок принятия к учету.
    Товары принимаются к учету по фактической себестоимости, под которой при приобретении за плату понимается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
    При этом к фактическим затратам на приобретение товаров относятся:
    - суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
    - суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товаров;
    - таможенные пошлины, уплачиваемые при импорте товаров;
    - невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением товаров;
    - вознаграждения, уплачиваемые посредникам, через которых приобретены товары;
    - затраты по заготовке и доставке товаров до места их продажи, включая расходы по страхованию. Данные затраты включают, в частности, затраты по заготовке и доставке товаров; затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации; затраты за услуги транспорта по доставке товаров до места их использования, если они не включены в договорную цену товаров;
    - иные затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров.
    Формирование фактической себестоимости товаров осуществляется на счете 41 "Товары" без применения счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей".
    3.3. Состав транспортно-заготовительных расходов (далее - ТЗР).
    В составе транспортно-заготовительных расходов организацией учитываются:
    - оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т.п.);
    - оплата услуг организаций по погрузке товаров в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие услуги;
    - стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств и утепление;
    - плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах и т.п. в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами;
    - плата за обслуживание подъездных путей и складов необщего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам.
    3.4. Учет транспортно-заготовительных расходов.
    На основании п. 13 ПБУ 5/01 транспортно-заготовительные расходы учитываются организацией в составе расходов на продажу.
    3.5. Метод списания товаров при продаже и ином выбытии.
    В соответствии с п. 16 ПБУ 5/01 при продаже товаров и ином выбытии их оценка производится по средней себестоимости. При этом средняя оценка определяется методом взвешенной оценки.
    3.6. Учет отгруженных товаров.
    В соответствии с п. 61 Положения N 34н отгруженные товары, по которым не признана выручка, оцениваются по фактической полной себестоимости, включающей в том числе затраты, связанные с их реализацией.
    3.7. Учет тары.
    Многооборотная тара, подлежащая возврату, учитывается организацией по залоговой цене на счете 41 "Товары", субсчет 41-3 "Тара под товаром и порожняя".
    3.8. Создание резерва под снижение стоимости товаров.
    При снижении стоимости товаров организация создает резерв под снижение стоимости. Основаниями снижения стоимости товаров признаются:
    моральное старение;
    утрата потребительских свойств (полностью или частично);
    снижение рыночной цены на аналогичные товары.
    Для подтверждения рыночной стоимости товаров организацией используются любые доступные официальные источники подобной информации. Резервирование под снижение стоимости товаров производится на конец отчетного периода по отдельным наименованиям товаров.
    4. Организация учета материально-производственных запасов (далее - МПЗ).
    4.1. Критерии отнесения объектов в состав МПЗ.
    В составе материально-производственных запасов организацией учитываются активы:
    - используемые для управленческих нужд организации;
    - используемые в качестве материалов при ведении торговой деятельности.
    4.2. Единица учета МПЗ.
    Учет материально-производственных запасов ведется организацией по номенклатурным номерам.
    4.3. Оценка материально-производственных запасов и порядок принятия их к учету.
    Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, формирование которой осуществляется без применения счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей".
    Расходы по доставке материалов включаются в их стоимость. Транспортно- заготовительные расходы организации принимаются к учету путем непосредственного прямого включения их в фактическую стоимость материалов. При этом транспортно-заготовительные расходы присоединяются к договорной цене материалов пропорционально их стоимости.
    4.4. Метод оценки при списании МПЗ в производство и ином выбытии.
    На основании п. 16 ПБУ 5/01 отпуск МПЗ в производство осуществляется по себестоимости каждой единицы.
    5. Учет специальной одежды.
    В составе специальной одежды организацией учитываются: специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления (комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы, другие виды специальной одежды).
    Документальное оформление хозяйственных операций со спецодеждой осуществляется посредством применения унифицированных форм первичных учетных документов, предусмотренных законодательством для учета движения основных средств.
    Если сроки выдачи специальной одежды не превышают 12 месяцев, то ее стоимость списывается на затраты единовременно. В целях контроля организацией ведется забалансовый учет спецодежды.
    Погашение стоимости специальной одежды производится линейным способом, исходя из сроков полезного использования специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
    6. Учет финансовых вложений.
    6.1. Единица бухгалтерского учета финансовых вложений.
    Единицей учета финансовых вложений является серия, партия, однородная совокупность финансовых вложений.
    Аналитический учет финансовых вложений ведется на счете 58 "Финансовые вложения" по организациям, в которые осуществлены эти вложения. Учет по единице бухгалтерского учета ведется в отдельном журнале.
    6.2. Порядок учета затрат на приобретение ценных бумаг.
    Обращаем ваше внимание на то, что с 1 октября 2013 г. правовое регулирование ценных бумаг существенно меняется, на что указывает Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
    На основании п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утвержденного Приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. N 126н (далее - ПБУ 19/02), несущественные по сравнению с договорной стоимостью ценных бумаг затраты на их приобретение включаются в состав расходов организации в том отчетном периоде, когда ценные бумаги приняты к учету.
    6.3. Периодичность проведения корректировки оценки финансовых вложений, по которым определяется рыночная стоимость.
    В соответствии с п. 20 ПБУ 19/02 указанная корректировка финансовых вложений производится организацией ежеквартально.
    6.4. Возможность равномерного доведения первоначальной стоимости ценных бумаг, по которым не определяется рыночная стоимость, до их номинальной стоимости.
    На основании п. 22 ПБУ 19/02 по долговым ценным бумагам, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, разница между первоначальной стоимостью и номинальной стоимостью в течение срока их обращения относится на финансовые результаты по мере причитающегося по ним в соответствии с условиями выпуска дохода.
    6.5. Способ оценки финансовых вложений при их выбытии.
    В соответствии с п. 26 ПБУ 19/02 при выбытии финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется, организацией оценка финансовых вложений производится по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений.
    6.6. Периодичность проведения проверки наличия устойчивого снижения стоимости финансовых вложений.
    На основании п. 38 ПБУ 19/02 организация проводит указанную проверку один раз в квартал по состоянию на дату составления промежуточной бухгалтерской отчетности.
    7. Организация учета расходов.
    Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов или возникновения обязательств. Расходы организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.
    7.1. Расходы по обычным видам деятельности.
    Обычным видом деятельности для организации является оптовая торговля промышленными товарами.
    Бухгалтерский учет расходов ведется с использованием счета 44 "Расходы на продажу".
    Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежном выражении или иной форме или величине кредиторской задолженности.
    7.2. Организация учета расходов на продажу.
    Информация о расходах, связанных с продажей товаров, отражается по счету 44 "Расходы на продажу". Аналитический учет по счету 44 "Расходы на продажу" ведется по следующим статьям расходов:
    - транспортные расходы;
    - расходы на оплату труда;
    - расходы на аренду;
    - на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря;
    - расходы по хранению и подработке товаров;
    - рекламные расходы;
    - представительские расходы;
    - командировочные расходы;
    - другие аналогичные по назначению расходы.
    Расходы на продажу ежемесячно полностью списываются в дебет счета 90 "Продажи", за исключением расходов на транспортировку товара, которые подлежат распределению между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца. Списание транспортных расходов по приобретенным товарам производится пропорционально учетной стоимости товаров исходя из отношения суммы отклонений на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклонений за месяц (отчетный период) к сумме остатка товаров на начало месяца (отчетного периода) и поступивших товаров в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости.
    7.3. Учет оценочных обязательств.
    7.3.1. Порядок определения величины оценочного обязательства.
    Организация определяет величину оценочного обязательства путем выбора из интервала значений, то есть в качестве оценки оценочного обязательства принимается среднее арифметическое из наибольшего и наименьшего значений интервала.
    Факт возникновения оценочного обязательства, его характеристика и расчет подтверждаются бухгалтерской справкой с приложением необходимых документов.
    7.3.2. Срок исполнения оценочного обязательства, по истечении которого оценочное обязательство оценивается по приведенной стоимости.
    Если срок исполнения оценочного обязательства превышает 12 месяцев, то оно оценивается по приведенной стоимости. При дисконтировании организация исходит из прогнозного уровня инфляции и ставки рефинансирования Банка России.
    7.3.3. Порядок списания признанного оценочного обязательства на затраты.
    Величина признанного оценочного обязательства списывается в составе прочих расходов компании.
    8. Учет расходов по займам и кредитам.
    8.1. Учет процентов, причитающихся к оплате заимодавцу.
    Проценты за пользование заемными средствами включаются в стоимость инвестиционного актива или в состав прочих расходов исходя из условий предоставления займа (кредита).
    8.2. Порядок признания дополнительных затрат по займам.
    В соответствии с п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 107н (далее - ПБУ 15/2008), дополнительные затраты по займам включаются в состав прочих расходов единовременно.
    9. Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.
    На основании п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006), утвержденного Приказом Минфина России от 27 ноября 2006 г. N 154н, организация не производит пересчет стоимости денежных знаков в кассе организации и средств на банковских счетах (банковских вкладах), выраженных в иностранной валюте на дату изменения курса.
    10. Организация учета доходов.
    Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
    Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:
    - доходы от обычных видов деятельности;
    - прочие доходы.
    10.1. Учет доходов от обычных видов деятельности организации.
    Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи покупных промышленных товаров.
    Выручка признается в том отчетном периоде, в котором организация признает задолженность покупателя согласно условиям договора, независимо от фактического поступления средств или иного имущества и (или) имущественных прав в оплату за отгруженные товары.
    Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.
    В целях увеличения объема продаж организация руководствуется маркетинговой политикой, утвержденной руководителем организации, приведенной в Приложении N 7 к настоящему Положению об учетной политике организации.
    10.2. Прочие доходы.
    Доходы, отличные от доходов по обычным видам деятельности, считаются прочими поступлениями организации.
    11. Учет расчетов по налогу на прибыль.
    11.1. Порядок формирования информации о постоянных и временных разницах организации.
    В соответствии с п. 3 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н (далее - ПБУ 18/02), информация о постоянных и временных разницах формируется в бухгалтерском учете организации на основании первичных учетных документов непосредственно на счетах бухгалтерского учета.
    11.2. Способ отражения сумм налоговых активов и налоговых обязательств в бухгалтерском балансе.
    На основании п. 19 ПБУ 18/02 суммы отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств в балансе отражаются в свернутом виде.
    11.3. Способ определения величины текущего налога на прибыль.
    В соответствии с п. 22 ПБУ 18/02 организация использует данные, сформированные в бухгалтерском учете в соответствии с п. 20 и 21 ПБУ 18/02.
    12. Взносы на обязательные виды социального страхования.
    12.1. Понятие выплат, начисляемых в рамках трудовых отношений.
    К выплатам, начисляемым в рамках трудовых отношений, не относятся средства, выплачиваемые работнику в силу закона, а не за исполнение порученной ему работы.
    При этом следует учитывать мнение высших арбитров, изложенное в Определении ВАС РФ от 31 мая 2013 г. N ВАС-6428/13 по делу N А60-26724/2012. По мнению суда, средний заработок, выплачиваемый работнику в силу закона (при сдаче крови, при прохождении военных сборов и тому подобное), приравнивается к заработной плате, а значит, подлежит обложению страховыми взносами в общем порядке.
    12.2. Методика отражения в бухгалтерском учете сумм штрафных санкций за нарушения законодательства о страховых взносах.
    Начисление возможных сумм штрафных санкций в бухгалтерском учете производится организацией с использованием счета 91 "Прочие доходы и расходы".
    12.3. Регистры учета страховых взносов.
    Для учета страховых взносов по каждому физическому лицу организация использует регистр, форма которого приведена в Приложении N 8.
    Указанные регистры учета ведутся в электронном виде, а по окончании расчетного периода выводятся на печать.

    Методологические аспекты учетной политики в части ведения налогового учета

    1. Общие положения.
    Налоговый учет в организации ведется бухгалтерской службой в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации.
    При ведении налогового учета организацией используется принцип максимального сближения налогового учета с существующей в компании системой бухгалтерского учета.
    Налоговый учет ведется в рамках единой учетной системы бухгалтерского учета и налогового учета. План счетов бухгалтерского учета адаптирован для налогового учета на уровне организации аналитического учета доходов и расходов. При формировании рабочего плана счетов расходы, признаваемые для целей бухгалтерского и налогового учета в различном порядке, учитываются на обособленных субсчетах.
    Подтверждением данных налогового учета являются:
    - первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
    - аналитические регистры налогового учета;
    - расчет налоговой базы.
    В качестве налоговых регистров организацией используются все формы отчетов, составленные в единой системе бухгалтерского и налогового учета.
    Аналитическими регистрами налогового учета являются регистры бухгалтерского учета по всем счетам с номером субсчета, снабженные дополнительной информацией. В необходимых случаях ведутся самостоятельные регистры налогового учета.
    Реквизитами регистров налогового учета являются:
    - наименование регистра;
    - период (дата) составления;
    - измерители операции в натуральном (когда это необходимо) и в денежном выражении;
    - наименование хозяйственных операций;
    - подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
    Перечень самостоятельных форм регистров налогового учета приведен в Приложении N 9 к настоящему Положению об учетной политике организации.
    Регистры налогового учета в течение налогового периода ведутся в электронном виде, по окончании налогового периода (года) регистры выводятся на печать.
    2. Налог на прибыль организаций.
    2.1. Порядок признания доходов и расходов для целей налогообложения.
    Доходы и расходы для целей налогообложения признаются организацией методом начисления.
    2.2. Классификация доходов.
    К налогооблагаемым доходам организации относятся:
    - доходы от реализации промышленных товаров (далее - доходы от реализации);
    - внереализационные доходы.
    Доходами от реализации признается выручка от реализации покупных товаров.
    Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, выраженных в денежной и (или) натуральной формах.
    Датой получения доходов от реализации товаров признается дата реализации, определяемая в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ. Доходы фирмы, отличные от доходов от реализации, признаются внереализационными доходами, учитываемыми в соответствии с требованиями ст. 271 НК РФ.
    Информация для налогового учета доходов, относящихся к текущему отчетному (налоговому) периоду, берется из данных бухгалтерского учета, который позволяет выделить доходы в соответствии с классификацией доходов, изложенной в настоящем пункте.
    По доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются организацией самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов на основе приказа руководителя.
    2.3. Порядок признания расходов для целей налогообложения.
    Расходами организации признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
    Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
    Основанием для признания в целях налогового учета некоторых расходов является наличие приказа руководителя организации с указанием цели производимых затрат.
    В случае когда обоснованность расходов требует доказательства, решение о включении указанных расходов в уменьшение налогооблагаемой прибыли принимается на основании специальных расчетов.
    2.4. Порядок определения суммы расходов на реализацию.
    В силу ст. 320 НК РФ расходы торговой организации подразделяются на прямые и косвенные.
    В составе прямых затрат организацией учитываются:
    - стоимость приобретения товаров;
    - суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров.
    Все иные расходы налогоплательщика, осуществленные организацией в течение отчетного (налогового) периода, за исключением внереализационных расходов, признаются косвенными расходами.
    Сумма косвенных расходов в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода и внереализационные расходы.
    Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации товаров, в стоимости которых они учтены.
    Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:
    1) определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;
    2) определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;
    3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов (п. 1) к стоимости товаров (п. 2);
    4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.
    Информация для налогового учета расходов, относящихся к текущему отчетному (налоговому) периоду, берется из данных бухгалтерского учета, который позволяет выделить расходы в соответствии с указанной выше группировкой.
    2.5. Налоговый учет товаров.
    2.5.1. Единица учета товаров.
    Единицей налогового учета товаров признается наименование единицы товара.
    2.5.2. Порядок формирования стоимости покупных товаров.
    Покупная стоимость товаров формируется с учетом всех расходов, связанных с их приобретением (ст. 268 и 320 НК РФ).
    Транспортные расходы, не учтенные в стоимости приобретения покупных товаров, учитываются организацией в составе издержек обращения.
    2.5.3. Метод оценки товаров при списании их стоимости на расходы.
    На основании ст. 268 НК РФ при реализации покупных товаров используется метод оценки по средней стоимости.
    3. Учет спецодежды.
    Если стоимость специальной одежды превышает 40 000 руб. и срок ее выдачи превышает год, то специальная одежда включается в состав амортизируемого имущества. Погашение стоимости такой спецодежды производится посредством начисления амортизации линейным методом.
    4. Налоговый учет амортизируемого имущества.
    4.1. Основные средства.
    Под основными средствами в целях налогообложения понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальная стоимость которого превышает 40 000 руб.
    Имущество первоначальной стоимостью до 40 000 руб. включительно и сроком полезного использования до 12 месяцев не входит в состав амортизируемого имущества. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
    Первоначальная стоимость ОС определяется как сумма расходов организации на его:
    - приобретение (сооружение, изготовление);
    - доставку;
    - доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.
    Сумма возмещаемых налогов (НДС и акцизов) в первоначальную стоимость ОС не включается.
    В целях максимального сближения учетов во всех возможных случаях организация использует "бухгалтерский" порядок формирования первоначальной стоимости ОС, применяя п. 4 ст. 252 НК РФ.
    Срок полезного использования основных средств определяется комиссией, назначаемой приказом руководителя, при вводе ОС в эксплуатацию на основании Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (далее - Классификация ОС).
    Ввод ОС в эксплуатацию оформляется приказом руководителя.
    По ОС, не указанным в Классификации ОС, срок полезного использования устанавливается организацией самостоятельно в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей (п. 5 ст. 258 гл. 25 НК РФ).
    В случае приобретения основных средств, бывших в употреблении, организация определяет норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником (п. 7, 12 ст. 258 НК РФ).
    Амортизация ОС производится линейным методом. Смена метода начисления амортизации производится не чаще одного раза в пять лет с начала очередного налогового периода (в части перехода с линейного метода на нелинейный метод временных ограничений не установлено).
    Организация не использует право амортизационной премии.
    В налоговом учете резерв на ремонт ОС не создается, "ремонтные" расходы включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, по мере выполнения ремонтных работ в том отчетном периоде, к которому они относятся.
    Расходы на модернизацию "малоценных" ОС включаются в состав расходов, учитываемых при налогообложении, единовременно. Аналогичные разъяснения на этот счет содержатся в Письме Минфина России от 4 октября 2010 г. N 03-03-06/1/624.
    4.2. Нематериальные активы.
    В налоговом учете НМА признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
    Признание объекта учета в качестве НМА производится при условии того, что результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности отвечают следующим условиям:
    - объект способен принести организации экономические выгоды (доход);
    - у организации имеются документы, подтверждающие существование самого нематериального актива и (или) исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.
    Определение срока полезного использования объекта НМА производится исходя из срока действия охранных документов и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами.
    В отношении НМА, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизации устанавливаются в расчете на десять лет.
    Начисление амортизации по НМА производится линейным методом.
    4.3. Налоговый учет резервов.
    Организация создает резерв по сомнительным долгам в порядке, установленном ст. 266 НК РФ.
    Напоминаем, что с 1 января 2013 г. долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебных приставов (при выполнении некоторых условий), также признаются безнадежными долгами для целей налогообложения. Это касается ситуаций возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:
    - невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
    - у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
    Организация формирует резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию в порядке, установленном ст. 267 НК РФ.
    4.4. Реализация ценных бумаг.
    При реализации или ином выбытии ценных бумаг списание на расходы стоимости выбывших ценных бумаг определяется по стоимости каждой единицы (п. 9 ст. 280 НК РФ).
    4.5. Метод учета процентов по сопоставимым долговым обязательствам.
    На основании ст. 269 НК РФ в целях определения предельного уровня процентов организацией используется метод расчета, основанный на определении среднего уровня процентов по долговым обязательствам, полученным на сопоставимых условиях.
    Критерии сопоставимости долговых обязательств, используемые организацией, приведены в Приложении N 10 к настоящему Положению об учетной политике.
    4.6. Отчетный период по налогу на прибыль. Уплата авансовых платежей.
    Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Организация уплачивает квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.
    5. Налог на добавленную стоимость.
    Организация на основании ст. 143 НК РФ признается налогоплательщиком НДС. Налоговый учет по НДС осуществляется бухгалтерской службой компании.
    В качестве базы, используемой для получения необходимой информации в целях определения объектов налогообложения, используются данные регистров бухгалтерского учета.
    5.1. Порядок нумерации счетов-фактур.
    Нумерация счетов-фактур производится организацией в порядке возрастания с начала календарного года.
    Нумерация "авансовых" счетов-фактур производится с использованием префикса - буквенной приставки, идущей впереди основного номера документа, например: Ав N 00001.
    Нумерация корректировочных счетов-фактур производится с использованием префикса Кор N 00001.
    Напоминаем, что с 1 апреля 2012 г. счета-фактуры выставляются исключительно по официальным формам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость".
    Методика ведения раздельного учета налогооблагаемых операций и операций, освобожденных от налогообложения, приведена в Приложении N 11 к настоящему Положению об учетной политике компании.

    Список Приложений к настоящему Положению об учетной политике организации

    Приложение N 1 - рабочий план счетов;
    Приложение N 2 - самостоятельные формы первичных документов, применяемые организацией;
    Приложение N 3 - перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов;
    Приложение N 4 - график документооборота;
    Приложение N 5 - Порядок проведения ежеквартальной инвентаризации;
    Приложение N 6 - перечень лиц, имеющих право получать денежные средства под отчет;
    Приложение N 7 - маркетинговая политика организации;
    Приложение N 8 - форма регистра учета, используемого в целях определения налоговой базы по страховым взносам на обязательные виды социального страхования по каждому физическому лицу;
    Приложение N 9 - формы самостоятельных регистров налогового учета;
    Приложение N 10 - критерии сопоставимости долговых обязательств;
    Приложение N 11 - методика ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС, и операций, освобожденных от налогообложения.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Коммерческое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

В каждой организации должна осуществлять своя учетная политика. Под этим понятием подразумевается образец того, как ведется бухгалтерский учет в ООО. Среди всех правил есть те, которые должны быть обязательно упомянуты в любом образце. Например, должно быть упомянуто, каким способом можно осуществлять исправление в бухгалтерском учете и в первичной документации. Что касается «первички», то обязательно пропишите, какие формы должны быть применены. Учетные регистр и налоговый регистр – еще два обязательных пункта для учетной политики организации. Также законодательство требует, чтобы при общей системе налогообложения (ОСНО) было прописано, каким образом проходит начисление амортизации в ООО.

Учетная политика на ОСНО на 2017 год

На 2017 год все правила должны быть документально оформлены до 31 декабря 2016 года. На каждом предприятии правила бухучета устанавливаются соответствующим приказом. Первым делом в образец ставиться утверждение подписью со стороны руководителя. Например, предстоит сделать выбор, каким образом ведется учет – это делает руководитель, бухгалтер из штата или бухгалтер из аудиторской компании.

Централизация бухучета, его организационная структура, список лиц, которые могут подписывать первичные официальные бумаги, крайние даты по документообороту, форму бухгалтерского учета, вид обработки учетной информации – данные пункты тоже присутствуют практически в каждом образце учетной политики для ООО, работающей на ОСНО.

Бланк вы можете скачать бесплатно

Учетная политика для ООО на ОСНО на 2017 год

Большинство правил для такого вида политики указаны в Положении и Федеральном . Рабочий план счетов, различные варианты оценки обязательств и активов, алгоритм инвентаризации обязательств и активов, как осуществляет контроль бухгалтерских операций – это указывается в приказе.

Цель составления учетной политики для ООО – это упоминание перечня всех способов по ведению бухучета. Здесь приведен

Как видите, в него должны быть включены разделы по порядку ведения, учету амортизации, материалов и затрат, а также по порядку расчета платежей авансового типа. Отдельная глава посвящена в представленном примере НДС.

Образец для оптовой торговли и на строительство

Образец для торговли и на строительство может состоять из четырех десятков правил. В начале проставляются подписи генерального директора и главного бухгалтера. Далее записывается, на основе каких нормативных актов составляется данная локальная документация. Для образца приведем пример основных тезисов всей системы:

  • бухучет ведется бухгалтерией;
  • выбран автоматизированный вид бухучета;
  • выбраны виды деятельности, по которым обособленное ведется учет соответствующих активов: инвестирование, монтажные работы, возведение капитального строительства;
  • не предусмотрено выделение обособленных подразделений в компании;
  • отчетный период для внутренней отчетности - месяц.

В отличии от розничных продавцов, оптовики не могут выбирать способ для учета товаров – только по покупной цене.

Пример для компании из отрасли строительства приведен

Особенностью является наличие отдельных пунктов с описанием того, по каким счетам выполняются учетные правила по строительству (08, 20, 25).

Учетная политика для ООО на ОСНО на 2017 год для малого предприятия

На малых предприятиях утверждение правил для бухучета выполняется по той же системе – при помощи тематического приказа. Что касается малых предприятий, то им разрешено применять УСНА, ЕНВД и упрощенную отчетность финансового характера. Еще они могут бухгалтерский учет выполнять по простой системе.

Под простой системой подразумевается отсутствие необходимости применять двойную запись. Для малого предприятия пример приведен

Учетная политика ИП на ОСНО 2017

Для каждого ИП в 2017 году ведение такой политики тоже является обязательством. В зависимости от выбранного режима уплаты налогов делается еще и выбор системы бухучета. Кроме общих правил для образца, есть обособленные. «Упрощенцы» должны указывать объект налогообложения и метод для оценки материалов, а применяющие ЕНВД – распределение физ показателей и расходов между видами бизнеса. Если УСН и ЕНВД совмещаются, то записывается распределение страх взносов (и за себя, и за других работников) и общих расходов.

Образец учетной политики ИП на ОСНО

Любой ИП должен указывать свой режим налогообложения, перечень лиц с правом подписи документации, правила ведения кассовой документации, количество лимита наличных в кассе и порядок расчета, порядок выдачи финансов, а также права на применение льготных ставок по взносам по страхованию.

В качестве исходного образца мы выбрали бухгалтерскую учетную политику организации — образец 2018 для ООО, ведущего деятельность в сфере общепита и применяющего УСН «Доходы минус расходы» (15%). Затем в предлагаемый пример учетной политики внесли изменения, которые вступают в силу с 01.01.2019. Получившийся результат можно скачать по ссылке.

Когда предприятия утверждают учетную политику

Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:

Ситуация

Учетная политика

Создание новой организации

В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

Внесение изменений в учетные политики

По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)

  1. В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
  2. В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА

Внесение дополнений в учетные политики

На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)

В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации .

Нормы, переходящие с 2018 года (по пунктам)

Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:

  • преамбула и пп. 1-3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
  • пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
  • пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
  • пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
  • пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
  • пп. 21-30, 35, 36, т. к. представленные в этих пунктах нюансы учета товаров, выручки, доходов и расходов остаются актуальными для организации и их не требуется изменять в связи с изменениями законодательства или системы налогообложения;
  • пп. 31-34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
  • пп. 37-41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
  • пп. 42-45, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
  • пп. 46-50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота остаются актуальными;
  • п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
  • пп. 52-62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.

Вариант документа, утверждающего учетную политику, смотрите в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики» .

Изменения, которые нужно учесть, если формируется учетка на 2019 год (по пунктам)

В предлагаемом примере учетной политики предприятия на 2019 год изменен (дополнен) единственный момент, касающийся выбора способа бухучета, не закрепленного в существующих нормативных документах. Это сделано путем добавления в приказ п. 63, указывающего на возможность ориентироваться в этом вопросе на требование рациональности, что доступно для организаций, применяющих упрощенные способы бухгалтерского учета.

Вместе с тем юрлицам, не имеющим права на упрощение учета, нужно иметь в виду, что при осуществлении такого выбора им придется следовать иному пункту обновленного с 06.08.2017 (приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н) ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Для них ПБУ 1/2008 в новой редакции предусматривает соблюдение определенной последовательности при рассмотрении образца для подражания (п. 7.1):

  • стандарты МСФО;
  • близкие по смыслу положения федеральных или отраслевых стандартов российского бухучета;
  • существующие рекомендации.

Вышеуказанное нововведение не единственное, внесенное в ПБУ 1/2008 приказом № 69н. Однако их целью является уточнение базовых принципов формирования учетной политики, их увязка с обновившимися положениями закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и сближение с принципами, на которых основаны стандарты МСФО, а не конкретизация способов бухучета. Поэтому подробнее эти изменения мы рассматривать не будем. Достаточно объемные комментарии к ним приведены в информационном сообщении Минфина России от 02.08.2017 № ИС-учет-9.

Положения, не вошедшие в готовый документ

В связи с тем, что данные сферы деятельности и объекты учета никак не задействованы в деятельности конкретного предприятия, в настоящей учетной политике не раскрыты порядки:

  • признания выручки по работам (услугам) с длительным циклом (п. 13 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н);
  • пересчета и представления в отчетности статей, выраженных в иностранной валюте (пп. 6, 7 ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н);
  • учета бюджетного финансирования и прочего целевого финансирования (ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н);
  • учета НИОКР (ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н);
  • учета финансовых вложений (ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).

О том, на какие аспекты следует обратить внимание, если предприятием также формируется политика для ведения управленческого учета, читайте в статье «Учетная политика для целей управленческого учета» .

Итоги

Готовая учетная политика обладает набором аспектов, характерных именно для той организации, для которой она составлялась. Используя в качестве образца для подготовки учетной политики готовый документ другого предприятия, следует сопоставить и скорректировать положения по каждому пункту. А также учесть те положения, которые могут быть не использованы (не раскрыты) в учетной политике одного предприятия, но должны быть включены в аналогичный документ другого.

Учетная политика для целей налогообложения – это документ, который должны составлять все организации, независимо от сферы их деятельности. В нем формулируется план работы на следующий год с учетом всех налоговых законов с внесенными в них изменениями (пункт 1 статьи № 8 Федерального закона № 402-ФЗ от 06 декабря 2011 года). Но есть некоторые особенности, которые отличают работу ОСНО организаций строительной отрасли, торговой сферы, медицинской направленности и так далее. В чем заключаются эти отличия рассмотрим подробнее в данной статье.

Учетная политика на ОСНО на 2017

Согласно российскому налоговому законодательству работа на ОСНО на следующий год должна быть составлена и утверждена до начала нового отчетного периода. То есть, акт на 2017 необходимо оформить до 31 декабря 2016. Самое первое, что должен сделать руководитель компании (организации, фирмы) – это издать распоряжение (приказ) соответствующего образца, утверждающее направленность работы на следующий год.

Скачать бесплатно образец Приказа на 2017 в формате doc доступно

Если фирма была только создана, то данный документ нужно сформулировать в течении девяноста суток, при этом отчет начинается с того дня, когда информация о вновь возникшей организации была зафиксирована в ЕГРЮЛ. Подробнее об этом можно прочесть в статье №313 Налогового Кодекса РФ.

Учетная политика для ООО на ОСНО на 2017

Учетная политика для ООО на ОСНО на 2017 формируется в соответствии с определенным образцом. Скачать образец данного документа в бесплатном режиме можно, если пройти

Если организация не планирует что-либо кардинально менять в своей деятельности, то и формировать ежегодно новую политику нет никакой необходимости. Все, что нужно будет делать руководителю ООО – это каждый год издавать приказ о продлении уже существующих положений.

Образец для оптовой торговли и на строительство

Учетная политика на ОСНО, как уже было сказано выше, имеет некоторые различая для фирм, задействованных в разных отраслях. К примеру образец на оптовую торговлю выглядит

Скачать же акт для целей налогообложения в сфере строительство можно

Учетная политика для ООО на ОСНО на 2017 для малого предприятия

Документ для ООО для малого предприятия представляет собой акт, в котором четко и подробно обозначены все методы ведения бухгалтерского учета малой формой собственности на будущий год. На основании этой бумаги утверждаются:

  • план счетов бухгалтерии;
  • формы первичных актов;
  • регистры бухучета;
  • акты для внутренних отчетностей;
  • правила осуществления инвентаризации;
  • правила работы с документами и так далее.

Для компаний, относящихся к малым формам собственности, могут выбрать упрощенный вид бухгалтерского отчета, о чем подробнее можно узнать из пункта 3 статьи 20 Закона № 402-ФЗ.

Учетная политика ИП на ОСНО 2017

Итак, программа должна быть составлена с учетом таких требований:

  • форма акта может быть произвольной, поскольку закон не дает четких указаний на этот счет;
  • в содержании документа стоит указать все основные положения и моменты учетного процесса индивидуального предприятия;
  • в акт следует также включить все организационно-технические аспекты (аренда помещения, инвентаря и так далее);
  • по своей структуре УП может быть сформирована индивидуально – разделы, части, главы;
  • объем документа не регламентирован и зависит от того, сколько сведений в нем содержится;
  • все методы, которые используются в ведении бухгалтерского учета подробно описывать нет необходимости в том случае, когда предприниматель не ведет бухучет (подпункт 1 пункта 2 статьи 6 закона № 402-ФЗ);
  • методы и способы налогового учета указать следует обязательно.

На любом предприятии независимо от его масштаба и вида деятельности должна быть учетная политика!

Этот документ носит локальный характер, но он определяет порядок всего учетного процесса и документооборота, а также порядок формирования показателей для целей налогообложения. Поэтому подходить к формированию учетной политики следует очень тщательно.

Что представляет собой этот документ?

Учетная политика в общем виде представляет собой свод правил, по которым предприятие будет строить свой учет и рассчитывать налоги.

Формируется документ предприятием самостоятельно, но в рамках действующего законодательства:

  • если в нормативных актах дается сразу несколько вариантов учета, предприятие выбирает один из них, какой наиболее подходит для его целей;
  • если же законодательством не предусмотрен способ ведения бухучета в отношении конкретной его области, то предприятие вправе разработать такой способ самостоятельно, но в пределах компетенции, которая дана хозяйствующему субъекту действующими законами.

Однако учетная политика является не только сводом учетных правил :

  • она утверждает необходимые предприятию документы, разрабатывать которые разрешил закон;
  • устанавливает систему документооборота, которой должны подчиняться все на предприятии;
  • определяет базовые критерии организации учета. Например, учет ведется с применением журнально-ордерной формы или автоматизировано, руководителем или эта обязанность передана бухгалтеру – штатному или внештатному, и т.д.

Утверждается учетная политика приказом, и при необходимости (смена вида деятельности, изменения в нормативных актах, и т.д.) в нее вносятся корректировки. Цель этой политики – создать единую систему учета, которая применяется на предприятии последовательно из года в год. А это означает – достоверность формируемых финансовых и имущественных показателей.

Правила формирования

Политику по учету разрабатывает главный бухгалтер предприятия, а при отсутствии этой должности в :

  • штатный бухгалтер, выполняющий функции главного бухгалтера;
  • руководитель компании (если у него достаточно квалификации);
  • приглашенный специалист.

Учетная политика необходима всем предприятиям, которых обязали вести бухучет в соответствии с законом «О бухучете» №402-ФЗ.

Исключение составляют:

  • предприниматели и частнопрактикующие лица, но только при условии, что указанные субъекты ведут учет показателей, необходимых для исчисления налогов с учетом требований законодательства о налогах. Однако очень часто появляется и у них необходимость издавать локальные нормативные акты, где закрепляется порядок учета того или иного объекта или операции;
  • действующие в России обособленные подразделения организации, созданной по законам иностранного государства. Но тоже при условии, что эта организация ведет учет налоговых показателей, исходя из требований Налогового Кодекса РФ.

Учетная политика на предприятии формируется на основе :

  • федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (по тексту – закон №402-ФЗ);
  • положений по бухгалтерскому учету, которые распространяются на все компании, но действуют до утверждения федеральных стандартов;
  • отраслевых стандартов, которые устанавливают специфические условия ведения учета, отражающие в себе особенности сферы деятельности компании.

Также к этому списку можно добавить методические рекомендации по бухучету, и обязательно – .

О том, что такое учетная политика, рассказано в следующем видеоуроке:

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Порядок разработки

Учетную политику можно сформировать в одном из двух вариантов:

  1. в общеустановленном;
  2. в упрощенном. Этот вариант предназначен для малых предприятий; для организаций, имеющих статус участника Сколково, и для некоммерческих организаций. Причем, указанные лица могут использовать и общие для всех правила ведения учета.

Кроме того, предприниматели, которым дано право не вести бухучет и которые этим правом не воспользовались, также могут выбирать вариант учетной политики. Об этом говорит закон №402-ЗФ, разрешая упрощенную форму учета субъектам малого предпринимательства, к которому относятся не только юридические лица, но и предприниматели.

Учетная политика формируется с момента государственной регистрации субъекта и подлежит применению из года в год. Утверждается она руководителем предприятия отдельным приказом , к которому прикладывается полный текст самой политики. И в случае изменения законодательства в этот документ вносятся коррективы отдельным приказом – с указанием какой пункт в учетной политике признать утратившим силу и по какой причине, и с изложением новой его редакции.

Учетная политика может содержать не только перечень правил учета, но и образцы самостоятельно разработанных предприятием форм, график и порядок документооборота, рабочий план счетов (если он разрабатывается предприятием).

Приказ, утверждающий учетную политику , должен обязательно содержать:

  • название «Об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учетов»;
  • дата издания приказа при утверждении правил учета на следующий год должна быть не позже 31 декабря. Если вносятся изменения из-за перемен в законодательстве, то следует сориентироваться с тем, на какой период эти изменения распространяются. Как правило, на грядущий отчетный либо налоговый период. В этом случае дата приказа должна быть не позже даты наступления данного периода;
  • далее идет уточнение причины издания приказа. Например, при внесении в учетную политику изменений: «В соответствии с изменениями Федерального закона…». А если принимается документ на следующий год, то в таком приказе уточнение причины не делается;
  • после слова «ПРИКАЗЫВАЮ» пишется фраза «утвердить согласно приложению учетную политику на ___год». Приложением является сама учетная политика;
  • если же вносятся изменения в действующий документ, в тексте приказа следует указать какой пункт учетной политики более не имеет силы и изложить ниже его новую редакцию.


Подписывает
приказ руководитель предприятия.

Как правило, она содержит в себе три основных блока :

Кроме этих основных блоков в учетной политике должны присутствовать :

  • образцы разработанных бланков и регистров;
  • система документооборота;
  • состав комиссий для проведения , списания активов и т.д.
  • рабочий (или типовой) план счетов;
  • и иная информация, которая необходима для организации учета.

Очень важный момент: нужно указать, что в налоговом учете используются данные, получаемые из бухгалтерских первичных документов и регистров. Иначе, придется формировать отдельные налоговые регистры.

Ответственность за нарушение или отсутствие документа

Непосредственно за отсутствие самой учетной политики или ее нарушение ничего не будет.

Однако не стоит забывать, что этот документ – свод учетных правил, которые утверждаются для целей учета и расчета налогов, а значит, не соответствие им грозит штрафами, в частности:

  • статья 120, Налоговый Кодекс РФ – за грубое нарушение учетных правил от 10 тысяч руб. до 20 % от неуплаченной суммы налогов (и не меньше 40 тысяч рублей);
  • статья 15.11, КоАП РФ – нарушение бухгалтерского учета чревато потерей должностным лицом от 5 тысяч рублей до дисквалификации на срок до 2- х лет.

Таким образом, прямой ответственности за нарушение именно учетной политики нет, но зато она предусмотрена за последствия такого нарушения.

Нюансы, на которые стоит обратить внимание

На предприятии, работающем в сфере торговли , важным является отражение всех расходов через счет 44 «Расходы на продажу» без распределения на другие счета. В этом случае необходимо правильно организовать аналитический учет.

Для производственных предприятий важным считается:

  • порядок учета готовой продукции – с использованием счета 40 «Выпуск продукции» или с применением сразу 43-го счета «Готовая продукция»;
  • порядок учета незавершенного производства;
  • порядок учета полуфабрикатов и брака.

Для малых предприятий важен выбор варианта учетной политики – упрощенный (снизит объем документооборота и учетных операций) или общий.

Для ООО важна полнота отражения данных для определения , за счет которой происходит начисление дивидендов. Именно поэтому многие предприятия, даже малые, применяют неупрощенный вариант учетной политики, считая его более точным.

Для сельскохозяйственных предприятий важна организация формирования по всем направлениям деятельности. Это может быть и растениеводство, и животноводство, и т.д. И каждое из этих направлений обязывает к более детальному – по видам – учету.

Новое на сайте

>

Самое популярное