Домой Виды займов Удержание налоговым агентом ндфл. Порядок исчисления ндфл

Удержание налоговым агентом ндфл. Порядок исчисления ндфл

При перечислении НДФЛ в бюджет налоговые агенты должны соблюдать сроки, установленные статьей 226 Налогового кодекса РФ. Положения статей 227 и 228 Налогового кодекса РФ, согласно которым НДФЛ можно платить по окончании года, на налоговых агентов не распространяются. Такой порядок подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 5 июля 2011 г. № 1051/11.

Налоговая инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 20 процентов от суммы НДФЛ, подлежащей удержанию и (или) перечислению в бюджет:

  • если в установленный срок налоговый агент не удержал (не полностью удержал) налог из денежных средств, выплаченных контрагенту;
  • если в установленный срок налоговый агент не перечислил (не полностью перечислил) в бюджет удержанную сумму налога.

Это следует из положений статьи 123 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 19 марта 2013 г. № 03-02-07/1/8500.

Применение штрафных санкций не освобождает налогового агента от обязанности перечислить в бюджет удержанную сумму налога (п. 5 ст. 108 НК РФ). Более того, налоговая инспекция может взыскать эти суммы в бесспорном порядке (п. 1 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

Если НДФЛ перечислен в бюджет позже установленных сроков, то помимо штрафных санкций инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ). Пени начислят в целом по организации с учетом даты получения дохода каждым сотрудником и фактических сроков удержания НДФЛ налоговым агентом (п. 2 письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690).

Штрафа по статье 123 Налогового кодекса РФ можно избежать, если организация докажет, что у нее не было возможности удержать НДФЛ у сотрудника (п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57). При этом перечислять в бюджет сумму неудержанного НДФЛ за счет собственных средств налоговый агент не обязан (п. 9 ст. 226 НК РФ). Если удержать НДФЛ невозможно, то организация обязана в течение месяца уведомить налоговую инспекцию о неудержанной сумме налога (подп. 2 п. 3 ст. 24 и п. 5 ст. 226 НК РФ).

Важно : если при выплате доходов организация не удержала налог, взыскивать с нее пени за несвоевременное перечисление НДФЛ в бюджет нельзя. Об этом сказано в письме ФНС России от 4 августа 2015 г. № ЕД-4-2/13600. Позиция налоговой службы основана на том, что налоговый агент не должен платить налог за счет собственных средств. И если НДФЛ не удержан, должником бюджета является сотрудник, получивший доход, а не налоговый агент. Для объективности отметим, что в пункте 2 постановления от 30 июля 2013 г. № 57 Пленум ВАС РФ допускал возможность взыскания пени в тех случаях, когда налоговый агент должен был удержать налог, но фактически этого не сделал. По мнению ВАС РФ, в таких ситуациях пени могут быть начислены с того момента, когда налог нужно было удержать, и до наступления срока, когда обязанность по уплате должен исполнить сам налогоплательщик.

Если неудержание (неполное удержание) и (или) неперечисление (неполное перечисление) налога в бюджет выявлены в результате проверки, организация (ее сотрудники) может быть не только к налоговой, но и к административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст. 123 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 199.1 УК РФ).

Оштрафовать налогового агента по статье 122 Налогового кодекса РФ налоговая инспекция не может. К ответственности, которая предусмотрена этой статьей, могут быть привлечены только налогоплательщики. Именно на них возложена обязанность по уплате законно установленных налогов (подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Обязанности налоговых агентов заключаются в том, чтобы правильно и своевременно рассчитать сумму налога, удержать ее из доходов контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 24 НК РФ). За неисполнение этих обязанностей они могут быть привлечены к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ. Иная квалификация нарушений, допущенных налоговым агентом, неправомерна (ст. 106 НК РФ).

Куда перечислять НДФЛ

Удержанный НДФЛ перечислите по реквизитам той налоговой инспекции, в которой организация состоит на учете (абз. 1 п. 7 ст. 226 НК РФ). При этом для организаций, у которых есть обособленные подразделения , действует .

Предприниматели перечисляют налог в инспекцию по месту своего жительства. Предприниматели, которые ведут деятельность на ЕНВД или патентной системе налогообложения, перечисляют налог в инспекцию по месту учета в связи с ведением такой деятельности. Об этом сказано в абзацах и пункта 7 статьи 226 Налогового кодекса РФ.

Пример расчетов с бюджетом по НДФЛ в организации

ООО «Торговая фирма "Гермес"» начислило зарплату за февраль в размере 300 000 руб. Других налогооблагаемых выплат в марте не было. Сумма рассчитанного НДФЛ составила 39 000 руб.

Срок выплаты зарплаты, установленный в организации, - 5-е число следующего месяца. 5 марта кассир получил в банке 261 000 руб. (300 000 руб. - 39 000 руб.) на выплату зарплаты. 6 марта организация представила в банк платежное поручение на перечисление НДФЛ в бюджет.

Указанные операции бухгалтер «Гермеса» отразил в учете так.

Дебет 44 Кредит 70
- 300 000 руб. - начислена зарплата сотрудникам;

Дебет 70 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ»
- 39 000 руб. - удержан НДФЛ с зарплаты сотрудников.

Дебет 50 Кредит 51
- 261 000 руб. - получены деньги из банка на выплату зарплаты;

Дебет 70 Кредит 50
- 261 000 руб. - выплачена зарплата сотрудникам;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ» Кредит 51
- 39 000 руб. - перечислен в бюджет НДФЛ за февраль.

Ситуация: как предпринимателю перечислить НДФЛ из доходов сотрудников, занятых в деятельности на ЕНВД? В течение месяца его наемные сотрудники поочередно работают в разных муниципальных образованиях .

Перечисляйте налог в бюджеты каждого муниципального образования.

Предприниматель, который ведет деятельность на ЕНВД, должен перечислять НДФЛ в инспекцию по месту учета в связи с ведением такой деятельности (абз. 4 п. 7 ст. 226 НК РФ). На практике возможны ситуации, когда в качестве плательщика ЕНВД предприниматель зарегистрирован в разных муниципальных образованиях и в течение месяца его наемные сотрудники поочередно работают в каждом из них. В этих случаях НДФЛ, удержанный из доходов таких сотрудников, предприниматель должен перечислять в бюджеты каждого муниципального образования. Сумму налога следует распределять с учетом времени, которое каждый из сотрудников фактически отработал в том или ином муниципальном образовании. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 15 августа 2011 г. № 03-11-06/3/92. Чтобы распределить суммы НДФЛ, предпринимателю потребуется организовать раздельный учет доходов и рабочего времени по каждому сотруднику. Например, это можно сделать с помощью раздельных табелей учета рабочего времени или раздельных ведомостей на выдачу зарплаты.

Уплата НДФЛ обособленными подразделениями

Для организаций, у которых есть обособленные подразделения, действует особый порядок уплаты НДФЛ.

С доходов, которые были получены сотрудниками обособленного подразделения, НДФЛ нужно перечислить по реквизитам налоговой инспекции, в которой это подразделение зарегистрировано (абз. 3 п. 7 ст. 226 НК РФ). Этот порядок применяется как в отношении сотрудников, работающих по трудовым договорам, так и в отношении сотрудников, которые работают по гражданско-правовым договорам (письмо Минфина России от 22 ноября 2012 г. № 03-04-06/3-327).

Если сотрудник работает в головном отделении организации, а по совместительству - в ее обособленном подразделении, сумму НДФЛ перечисляйте по отдельности:

  • с доходов, полученных в головном отделении, в налоговую инспекцию по местонахождению организации;
  • с доходов, полученных в обособленном подразделении, в налоговую инспекцию по местонахождению этого подразделения.

Если в течение месяца сотрудник работает в нескольких обособленных подразделениях, то НДФЛ с его доходов следует перечислять по местонахождению каждого из них. Причем делать это нужно с учетом зарплаты, начисленной сотруднику за фактически отработанное время в каждом из подразделений. Об этом сказано в письме Минфина России от 19 сентября 2013 г. № 03-04-06/38889. Если же сотрудник был направлен в обособленное подразделение организации в командировку, то НДФЛ с его доходов следует перечислять по местонахождению организации. Такой вывод следует из письма ФНС России от 15 мая 2014 г. № СА-4-14/9323.

Пример расчета и перечисления НДФЛ с зарплаты сотрудника, работавшего в разных обособленных подразделениях организации

В сентябре кладовщик Беспалов работал в трех подразделениях ООО «Альфа»:
- со 2 по 10 сентября - в головном отделении организации;
- с 11 по 20 сентября - в обособленном подразделении, расположенном в г. Балашиха Московской области;
- с 23 по 30 сентября - в обособленном подразделении, расположенном в г. Покров Владимирской области (предприятие «Альфа-1»).

Должностной оклад Беспалова - 45 000 руб. Права на стандартные налоговые вычеты сотрудник не имеет. Зарплату начисляет бухгалтерия головного отделения «Альфы». Сумма НДФЛ с зарплаты Беспалова за сентябрь составила 5850 руб. (45 000 руб. × 13%). Чтобы правильно перечислить налог по местонахождению каждого подразделения организации, бухгалтер «Альфы» распределил сумму НДФЛ пропорционально зарплате, начисленной Беспалову за фактически отработанное время в каждом подразделении.

В сентябре 21 рабочий день. Суммы НДФЛ, которые «Альфа» должна перечислить в бюджеты по местонахождению своих подразделений, составляют:
- головное отделение (Москва) - 1950 руб. (5850 руб. : 21 дн. × 7 дн.);
- подразделение в г. Балашихе - 2229 руб. (5850 руб. : 21 дн. × 8 дн.);
- подразделение в г. Покрове (предприятие «Альфа-1») - 1671 руб. (5850 руб. : 21 дн. × 6 дн.).

Головное отделение «Альфы» зарегистрировано в ИФНС России № 43 по г. Москве. ИНН организации - 7743123456, КПП - 774301001. ОКТМО для уплаты налогов - 45338000.

В Покрове подразделение (предприятие «Альфа-1») зарегистрировано в Межрайонной ИФНС России № 11 по Владимирской области. По месту регистрации подразделения «Альфе» присвоен КПП 332101001. ОКТМО для уплаты налогов - 17646120. Подразделение выделено на отдельный баланс, имеет свой расчетный счет и полномочия на перечисление налогов от головного отделения.

В Балашихе по месту регистрации подразделения «Альфе» присвоен КПП 500101108. ОКТМО для уплаты налогов - 46704000. У подразделения нет отдельного расчетного счета и полномочий на уплату налогов от головного отделения. Следовательно, НДФЛ за сотрудников, работающих в этом подразделении, перечисляет головное отделение, указывая в качестве получателя ИФНС России по г. Балашихе.

В платежных поручениях на перечисление НДФЛ указываются следующие реквизиты плательщиков и получателей:

Плательщик

Реквизиты плательщика

Реквизиты получателя

Головное отделение (г. Москва)

ООО «Альфа», ИНН 7743123456, КПП 774301001, р/с 40702810400000001111 в отделении № 1 АКБ «Надежный», к/с 30101810400000000222, БИК 04483222

УФК по г. Москве (ИФНС России № 43 по г. Москве), ИНН 7743777777, КПП 774301001, номер счета получателя: 40101810800000010041 в Отделении 1 Москва, БИК 044583001, ОКТМО 45338000

Головное отделение (г. Москва) по местонахождению обособленного подразделения в г. Балашихе, Московская область

ООО «Альфа», ИНН 7743123456, КПП 500101108, р/с 40702810400000001111 в отделении № 1 АКБ «Надежный», к/с 30101810400000000222, БИК 04483222

УФК по Московской области (ИФНС России по г. Балашихе Московской области), ИНН 5001000789, КПП 500101001, номер счета получателя 40101810600000010102 в
Отделении 1 Москва, БИК 044583001, ОКТМО 46704000

Обособленное подразделение (г. Покров, Владимирская область)

Предприятие «Альфа-1», ИНН 7743123456, КПП 332101001, р/с 40702810400000003333 в отделении № 2 АКБ «Надежный», к/с 30101810100000000602, БИК 041708603

УФК по Владимирской области (Межрайонная ИФНС России № 11 по Владимирской области), ИНН 3316300599, КПП 331601001, номер счета получателя 40101810800000010002 в Отделении Владимир, БИК 041708001, ОКТМО 17646120

НДФЛ с доходов сотрудника-надомника нужно перечислять по местонахождению либо головного отделения организации, либо обособленного подразделения, которым может быть признано рабочее место надомника. Следует ли вставать на налоговый учет по местонахождению рабочего места надомника, определяет налоговая инспекция, исходя из условий трудового договора, заключенного между организацией и надомником. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-02-07/1/18299 и от 18 марта 2013 г. № 03-02-07/1/8192, ФНС России от 18 января 2011 г. № ПА-4-6/449.

А вот НДФЛ с доходов дистанционных сотрудников нужно перечислять по местонахождению головного отделения организации. В отличие от надомников по месту работы дистанционных сотрудников обособленные подразделения возникнуть не могут. Это следует из положений статьи 312.1 Трудового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 1 декабря 2014 г. № 03-04-06/61300.

Организация, у которой несколько обособленных подразделений открыты в одном муниципальном образовании, но на территориях разных налоговых инспекций, может встать на налоговый учет по местонахождению одного из них (абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ). В эту налоговую инспекцию можно перечислять НДФЛ по всем обособленным подразделениям, которые расположены на территории муниципального образования. Если организация встала на учет по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, НДФЛ нужно перечислять по месту учета каждого из них.

Некоторые особенности имеет порядок перечисления НДФЛ в городах Москве и Санкт-Петербурге, имеющих в своем составе внутригородские муниципальные образования, в которых могут быть самостоятельные местные бюджеты. Организации, зарегистрированные в этих городах, тоже могут воспользоваться положениями абзаца 3 пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ и встать на учет по местонахождению одного из своих обособленных подразделений. Однако перечислять НДФЛ такие организации должны в местные бюджеты по местонахождению каждого конкретного обособленного подразделения, даже если они расположены на территориях, неподведомственных налоговой инспекции, в которой организация состоит на учете. То есть в платежных документах нужно указывать ОКТМО внутригородского муниципального образования по фактическому местонахождению обособленного подразделения.

Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 21 февраля 2011 г. № 03-04-06/3-37, от 1 июля 2010 г. № 03-04-06/8-138, от 15 марта 2010 г. № 03-04-06/3-33 и ФНС России от 29 августа 2012 г. № ЗН-4-1/14304 и от 3 августа 2011 г. № АС-4-3/12547.

Ситуация: может ли обособленное подразделение организации самостоятельно перечислять в бюджет НДФЛ, удержанный с работающих в нем сотрудников?

Да, может.

Для этого головное отделение организации должно возложить на обособленное подразделение обязанности налогового агента по НДФЛ. Оформить передачу таких полномочий можно доверенностью, которую обычно выдают руководителю обособленного подразделения (п. 3 ст. 55 ГК РФ). На основании этой доверенности обособленное подразделение будет рассчитывать, удерживать и перечислять в бюджет (по своему местонахождению) НДФЛ, удержанный с работающих в нем сотрудников. Кроме того, подразделение должно будет вести учет выплаченных доходов. Это следует из положений пунктов 4 и 7 статьи 226 и статьи 230 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 3 декабря 2008 г. № 03-04-07-01/244.

Для организаций, у которых несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании (для Москвы и Санкт-Петербурга - на территории одного города) и подведомственны разным налоговым инспекциям, действует особый порядок уплаты НДФЛ.

Пример перечисления в бюджет НДФЛ, удержанного из доходов сотрудников обособленного подразделения организации

Головное отделение ООО «Альфа» расположено в г. Москве. Организация имеет обособленное подразделение в г. Астрахани. Оно зарегистрировано в ИФНС России по Кировскому району Астрахани. Руководителю подразделения выдана доверенность на исполнение обязанностей налогового агента по НДФЛ.

В марте сотрудникам обособленного подразделения была начислена зарплата в сумме 200 000 руб. Сумма удержанного НДФЛ составила 26 000 руб. Зарплата выплачена 5 апреля. В этот же день НДФЛ был перечислен в бюджет Астрахани со счета обособленного подразделения организации. По итогам года справки по форме 2-НДФЛ бухгалтер подразделения представил в налоговую инспекцию по Кировскому району г. Астрахани.

Ситуация: имеет ли право налоговая инспекция оштрафовать организацию по статье 123 Налогового кодекса РФ, если вся сумма НДФЛ (в т. ч. и по обособленным подразделениям) перечислена в бюджет по местонахождению головного отделения организации?

Нет, не имеет.

Пунктом 7 статьи 226 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что организация - налоговый агент, имеющая обособленные подразделения, должна перечислять суммы удержанного НДФЛ как по местонахождению головного отделения организации, так и по местонахождению каждого из ее обособленных подразделений. Однако ответственность за несоблюдение этого порядка налоговым законодательством не установлена. Поэтому если НДФЛ удержан правильно и перечислен в бюджет своевременно, то оснований для привлечения налогового агента к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ у налоговой инспекции нет. Даже если вся сумма НДФЛ была перечислена в бюджет по местонахождению головного отделения организации.

Правомерность такого подхода подтверждается письмом ФНС России от 2 августа 2013 г. № БС-4-11/14009 и устойчивой арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 24 марта 2009 г. № 14519/08, ФАС Московского округа от 17 января 2011 г. № КА-А40/17435-10, от 13 октября 2009 г. № КА-А40/10725-09, Центрального округа от 13 февраля 2009 г. № А64-2317/08-26, Северо-Западного округа от 4 февраля 2008 г. № А56-29822/2006).

Ситуация: вправе ли налоговая инспекция начислить пени, если вся сумма НДФЛ перечислена организацией в бюджет по местонахождению ее головного отделения? Головное отделение и обособленные подразделения находятся в разных субъектах РФ .

Нет, не вправе.

Российские организации, которые имеют обособленные подразделения, обязаны перечислять удержанные суммы НДФЛ как по своему местонахождению, так и по местонахождению каждого обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ). То есть налог, удержанный из доходов сотрудника обособленного подразделения, должен быть уплачен в бюджет в том регионе, где находится это подразделение.

Однако пени - это санкция, которая взимается за то, что налог уплачен с опозданием (ст. 75 НК РФ). Других оснований для применений этой санкции законодательство не предусматривает. Поэтому если налоговый агент перечислил НДФЛ в установленный срок, начислять пени неправомерно. Даже если при перечислении был нарушен порядок распределения налога между бюджетами разных регионов.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 7 апреля 2015 г. № БС-4-11/5717. Свою позицию представители налоговой службы подкрепляют сложившейся арбитражной практикой. А большинство судов считают, что начисление пеней возможно только в том случае, если у налогового агента имеется фактическая задолженность перед бюджетом.

Если вся сумма удержанного НДФЛ (в т. ч. по обособленным подразделениям) перечислена по местонахождению головного отделения организации, то у организации как у налогового агента недоимки не возникает. А следовательно, основания для начисления пеней отсутствуют. Такие выводы отражены, например, в постановлениях ФАС Московского округа от 17 января 2011 г. № КА-А40/17435-10, от 8 октября 2008 г. № КА-А40/8752-08, Северо-Западного округа от 31 марта 2011 г. № А56-94715/2009, от 2 августа 2007 г. № А56-12516/2006.

Уплата НДФЛ при ликвидации организации

Если организация ликвидируется, НДФЛ перечисляйте в бюджет по мере расчетов с кредиторами второй очереди (выплаты зарплаты сотрудникам) (п. 1 ст. 64 ГК РФ). Это связано с тем, что НДФЛ фактически платят сотрудники, а не организация (ст. 207 НК РФ). Организация только перечисляет налог в бюджет в качестве налогового агента (п. 1 ст. 226 НК РФ). Однако если задолженность по НДФЛ возникла до начала ликвидации в связи с тем, что организация не перечислила в бюджет фактически удержанный налог, она погашается в платежах третьей очереди (п. 1 ст. 64 ГК РФ).

Организация, выплачивающая доход своим работникам, выступает в роли налогового агента по НДФЛ.

Что делают налоговые агенты по НДФЛ

Согласно статье 24 НК РФ налоговые агенты обязаны:

  • правильно и своевременно исчислять налоги,
  • удерживать налоги из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам,
  • перечислять налоги в бюджет.

С позиции НДФЛ это возможно, если правильно будет определен налоговый статус физического лица.

Налоговый кодекс не обязывает физических лиц подтверждать свой статус, однако, налоговый агент обязан в соответствующих регистрах налогового учета по НДФЛ указывать налоговый статус физических лиц, в отношении которых они являются источником дохода. Проблема заключается в том, что на законодательном уровне не определен перечень документов, которые служат основанием для подтверждения налогового статуса.

Вебинары для бухгалтеров

Ответ могут дать разъяснения контролирующих органов, например, Письмо МФ РФ от 26.04.2012 № 03-04-05/6-557.

Кроме того, на сайте ФНС РФ размещено Информационное сообщение ФНС РФ «О процедуре подтверждения статуса налогового резидента РФ», в котором приводится примерный перечень документов для подтверждения статуса и рассмотрена возможность письменного обращения в налоговый орган за подтверждением налогового статуса.

В РФ действует только один тест для определения налогового статуса физического лица — тест физического присутствия на территории РФ. Именно факт нахождения на территории РФ необходимо подтвердить или опровергнуть физическим лицам. С позиции контролирующих органов, время нахождения на территории РФ может быть определено:

  • по отметкам пропускного контроля в паспорте,
  • трудовым договором,
  • справкой с места работы, учебы,
  • справкой из медицинского учреждения,
  • свидетельством о регистрации по месту временного пребывания и др.

При этом согласно позиции МФ РФ, отметка пограничного контроля в миграционной карте не подтверждает налоговый статус лица (Письмо МФ РФ от 29.12.2010 № 03-04-06/6-324).

Объектом налогообложения НДФЛ является доход, который имеет денежную, натуральную форму, или получен в виде материальной выгоды. На вебинаре был подробно рассмотрен порядок формирования налоговой базы по доходам в виде материальной выгоды.

Расчет НДФЛ налоговым агентом

В общем виде формула исчисления дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование кредитными средствами выглядит так:

МВ = (2/3 СтР (или 9 %) - Пд) х С х Кд/365 (366),

МВ — материальная выгода;

2/3СтР — размер 2/3 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ по средствам в рублях или 9%, если средства в иностранной валюте;

Пд — процент согласно условиям договора кредита или займа;

С - сумма заемных или кредитных средств;

Кд — количество дней пользования средствами;

365 (366) - число календарных дней в году.

В ряде случаев, оговоренных в ст. 212 НК РФ, материальная выгода от экономии на процентах за пользование кредитными, заемными средствами не определяется.

Например, в случае приобретения налогоплательщиком за счет таких кредитных, заемных средств квартиры или комнаты.

Доход в виде материальной выгоды не определяется в случае одновременного выполнения условий:

  • целевое использование средств на приобретение жилья,
  • наличие у налогоплательщика неиспользованного права на имущественный налоговый вычет,
  • представление налогоплательщиком уведомления из налогового органа.

Следует отметить, что материальная выгода в этом случае не определяется с месяца представления налогоплательщиком налогового уведомления из налоговой инспекции (Письмо МФ РФ от 13.04.11 № 03-04-06/6-87).

За пересчетом налога по материальной выгоде налогоплательщику необходимо обратиться в налоговый орган и представить налоговую декларацию.

Налоговый агент может предоставить налогоплательщику ряд налоговых вычетов:

  • стандартные налоговые вычеты;
  • социальный налоговый вычет по взносам на негосударственное пенсионное страхование, добровольное пенсионное страхование, добровольное страхование жизни, а также на уплату дополнительных страховых взносов;
  • имущественный налоговый вычет по расходам на приобретение или строительство жилья.

С 2016 года добавляется социальный вычет на обучение налогоплательщика и ребенка налогоплательщика, медицинские услуги и лекарственные препараты, включая дорогостоящие.

Основной вычет, который предоставляет налогоплательщику налоговый агент — стандартный налоговый вычет. Практика применения данного вычета в ряде случаев применения норм налогового законодательства вызывает вопросы. Например, можно ли накапливать сумму вычета в течение налогового периода, если в отдельные периоды у налогоплательщика отсутствуют доходы? При решении этого вопроса можно обратиться к разъяснениям, представленным ФНС РФ. Так, в Письме ФНС от 29.05.2015 № БС-19-11/112 “О рассмотрении обращения” указано, что налогоплательщик имеет право на налоговый вычет за каждый месяц налогового периода, а при предоставлении вычета на детей — при соблюдении ограничений по доходу 280 000 руб., включая месяцы, когда у налогоплательщика отсутствовали доходы. Аналогичная позиция по данному вопросу выражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.07.2009 № 4431/09. При этом обращено внимание, что неиспользованная сумма вычета на следующий налоговый период не переносится.

Социальные налоговые вычеты могут быть предоставлены налогоплательщику налоговым агентом только при условии, что по заявлению налогоплательщика и из его доходов организация перечисляет страховые взносы. Перечень документов для предоставления вычета налоговым законодательством не оговорен. В своих письмах МФ РФ указывает, что основными документами являются:

  • заявление налогоплательщика;
  • договор о пенсионном обеспечении;
  • копии лицензии страховой организации;
  • выписка из лицевого счета;
  • копии документов, подтверждающие родство налогоплательщика с лицами, в пользу которых перечислены взносы.

В части предоставления имущественного налогового вычета на приобретение или строительства жилья, необходимо отметить, что налоговый агент вправе предоставить вычет только в том случае, если налогоплательщик предоставит в бухгалтерию организации заявление и налоговое уведомление. При этом вычет начинает предоставляться с месяца представления этих документов. Перерасчет за прошлые месяцы налогового периода налоговый агент не производит. Для полного возврата налога, уплаченного в налоговом периоде, налогоплательщику следует обратиться в налоговый орган по окончании налогового периода и представить налоговую декларацию.

Более подробно о документах, которые налогоплательщик представляет в налоговый орган вместе с налоговой декларацией, можно прочитать в Письме ФНС РФ от 22 ноября 2012 года № ЕД-4-3/19630@.

А теперь поговорим об ответственности налоговых агентов (ст. 123 НК РФ):

  • не удержание или не перечисление НДФЛ в бюджет наказывается штрафом 20% от суммы, подлежащей удержанию (перечислению)
  • несообщение налоговому органу о невозможности удержать налог — штраф 200 руб. за каждый непредставленный документ
  • непредставление справки по ф. 2-НДФЛ — штраф 200 руб. за каждый непредставленный документ

Отдельно на вебинаре был рассмотрен вопрос, важный и актуальный для налоговых агентов. Это вопрос о взыскании и возврате сумм НДФЛ. Так, если налоговый агент не удержал или не полностью удержал НДФЛ, то он должен выполнить следующие действия:

  • налоговый агент удерживает недостающую сумму из других выплачиваемых такому физ. лицу сумм дохода (п.п. 1, 4 ст. 226 НК РФ);
  • при невозможности удержать — письменно сообщает о сумме задолженности физическому лицу и в налоговый орган. При этом считается, что обязанность налогового агента выполнена.

Налоговый агент излишне удержал НДФЛ

Если налоговый агент излишне удержал НДФЛ, то он обязан такие суммы вернуть. При этом:

  • налоговый агент письменно сообщает физическому лицу о факте и размере излишне удержанного налога в течение 10 дней с момента обнаружения факта (абз.2 п.1 ст. 231 НК РФ);
  • физическое лицо пишет заявление налоговому агенту (п.1 ст. 231 НК РФ);
  • налоговый агент возвращает излишне удержанный налог в 3-х месячный срок (абз.1 п.1 ст.231 НК РФ). Это можно сделать за счет НДФЛ этого работника или налога, удержанного с доходов других физических лиц. Если такое невозможно, то налоговый агент в 10-дневный срок с момента получения заявления от физического лица обращается с заявлением в налоговый орган о возврате переплаты и представляет выписку из реестра налогового учета за период излишнего удержания (абз. 6,8 п.1 ст. 231 НК РФ).

Налоговый агент вправе вернуть НДФЛ за счет собственных средств, не дожидаясь возврата из бюджета (абз.9 п.1 ст.231 НК РФ).

Существует возможность зачесть переплату по НДФЛ в счет предстоящих платежей. Для этого необходимо получить заявление налогоплательщика. В свою очередь, налоговый агент представляет заявление в налоговую инспекцию и налоговая инспекция в течение 5 дней после принятия решения сообщает о возможности зачета налоговому агенту (п.9 ст. 78 НК РФ).

В случае, если налогоплательщик в течение налогового периода поменял налоговый статус с налогового нерезидента на статус налогового резидента, перерасчет НДФЛ возможен только по итогам года, при представлении налогоплательщиком налоговой декларации и документов, подтверждающих налоговый статус резидента РФ (п. 1.1 ст. 231 НК РФ).

В Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Налоговый агент по НДФЛ - лицо, являющееся источником выплаты доходов налогоплательщику (п. 1 ст. 226 НК РФ). Налоговые агенты по НДФЛ обязаны исчислять и удерживать налог с физических лиц - получателей доходов (п. 1 ст. 24 НК РФ). Кто является агентом, какие обязанности он выполняет, меры его ответственности и КБК для перечисления сумм НДФЛ - об этом в нашей статье.

Кто является налоговым агентом по НДФЛ?

Налоговыми агентами по НДФЛ признаются следующие лица (п. 1 ст. 226 НК РФ):

  • российские организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • нотариусы и адвокаты, занимающиеся частной практикой или имеющие адвокатские кабинеты;
  • обособленные подразделения иностранных компаний.

Налоговой базой по НДФЛ признаются выплаты налогоплательщикам за счет средств налогового агента (п. 9 ст. 226 НК РФ, письма ФНС РФ от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@, Минфина от 15.12.2017 № 03-04-06/84250).

Если компания нанимает персонал по договору предоставления сотрудников, то функции налогового агента по НДФЛ остаются за организацией-исполнителем, поскольку непосредственные выплаты физическим лицам по трудовым договорам производит именно она (письмо Минфина России от 06.11.2008 № 03-03-06/8/618).

Не признаются налоговыми агентами физические лица, не зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, совершающие выплаты в пользу физических лиц — наемных работников. В данном случае получатели денежных средств должны самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ (письмо Минфина России от 13.07.2010 № 03-04-05/3-390).

Перечень доходов, подлежащих налогообложению НДФЛ, представлен в ст. 208 НК РФ.

Обязанности налогового агента - 230-я статья НК РФ

Налоговое законодательство устанавливает, что должен делать налоговый агент по НДФЛ. Статья НК РФ под номером 230 содержит небольшой, но исчерпывающий список, из которого видны обязанности налогового агента по НДФЛ:

  • исчислить налог с выплат физическим лицам;
  • удержать налог;
  • перечислить суммы налога в бюджет;
  • в установленный срок отчитаться по исчисленному, удержанному и перечисленному в бюджет подоходному налогу по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ .

Для реализации своих обязанностей налоговый агент должен иметь возможность удержать налог. Уплата сумм налога должна производиться исключительно с выплат физическим лицам. Уплачивать налоги из собственных средств налоговый агент не вправе. Также запрещено включать оговорки об оплате сумм налога за счет налогового агента по НДФЛ в условия трудового или гражданско-правового договора (п. 9 ст. 226 НК РФ, письма Минфина России от 11.07.2017 № 03-04-06/43981 , от 30.08.2012 № 03-04-06/9-263). Также нельзя переложить уплату НДФЛ с агента на самого налогоплательщика.

Ответственность налогового агента - пени и штраф за неуплату

Обязанности налогового агента по НДФЛ в отношении перечисления сумм налога могут быть не выполнены или выполнены частично. Такие ситуации часто возникают, если доход выплачивается в натуральной форме или представляет собой материальную выгоду, полученную физическим лицом.

Об обязанностях налогового агента при выплате работнику дохода в натуральной форме читайте в материале «Физлицо получило натуральный доход? Исполните обязанности налогового агента» .

Здесь необходимо проводить удержание с денежных выплат, причитающихся самому лицу либо третьему лицу по поручению получателя доходов. Размер удержания соответствует сумме задолженности по платежу и вновь начисленного налога, если он есть (абз. 2 п. 4 ст. 226 НК РФ).

Если выплаты должнику по НДФЛ не будут более производиться либо размера выплат недостаточно, чтобы покрыть задолженность, налоговому агенту по НДФЛ вменено в обязанность уведомить об этом налоговые органы и налогоплательщика. Сделать это следует в срок до 1 марта после окончания налогового периода (подп. 2 п. 3 ст. 24, п. 5 ст. 226 НК РФ). Отправка сообщения снимает с агента обязанность по удержанию сумм НДФЛ с данного лица. Обязанность по уплате налога возникнет у самого налогоплательщика по получении налогового уведомления от ИФНС.

Отмечается также, что если налоговый агент не сообщил о невозможности удержать НДФЛ ни налоговой службе, ни налогоплательщику или не утратил такую возможность, то на размер недоимки налоговому агенту по НДФЛ могут быть начислены пени по результатам выездной налоговой проверки (письмо ФНС России от 22.11.2013 № БС-4-11/20951 и от 22.08.2014 № СА-4-7/16692). Сообщение о невозможности удержания налога необходимо отправить даже в случае пропуска срока его представления (письмо ФНС России от 16.07.2012 № ЕД-4-3/11637@). Для представления сообщения используется форма 2-НДФЛ с признаком 2 .

Лайфхак от специалистов нашего сайта см. в материале «[ЛАЙФХАК] Проверяем, надо ли сдавать 2-НДФЛ с признаком 2» .

Налоговики помимо пеней вправе назначить штраф за неуплату НДФЛ налоговым агентом.

Но штрафа удастся избежать, если:

1. 6-НДФЛ сдан в ФНС без опозданий;

2. В формуляре верно указана сумма НДФЛ (без занижения);

3. Налог и пени уплачены до того, как налоговики узнают о неуплате.

Такие правила действуют с 28.01.2019 года и распространяются на правоотношения, возникшие до этой даты. Подробности мы рассказывали .

КБК для перечисления сумм налога

В 2019 году действуют следующие КБК НДФЛ (приказ Минфина России от 08.06.2018 № 132н):

  1. 182 1 01 02010 01 1000 110 — код для перечисления НДФЛ с доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику. Исключением являются доходы, полученные в соответствии со ст. 227, 227.1, 228 НК РФ.
  2. 182 1 01 02020 01 1000 110 — код для перечисления НДФЛ, полученного физическим лицом — индивидуальным предпринимателем, нотариусом либо адвокатом или лицом, осуществляющим иную предпринимательскую деятельность по ст. 227 НК РФ.
  3. 182 1 01 02030 01 1000 110 — перечисление налога с доходов физических лиц, полученных по ст. 228 НК РФ .
  4. 182 1 01 02040 01 1000 110 — код для перечисления налога с доходов иностранных граждан, осуществляющих деятельность в соответствии с патентом. Платеж НДФЛ представляет собой в данном случае фиксированный авансовый платеж и совершается на основании ст. 227.1 НК РФ.

С нюансами при уплате НДФЛ можно ознакомиться в рубрике «Сроки и порядок уплаты НДФЛ в 2018-2019 годах» .

Как сделать возврат излишне уплаченного НДФЛ налоговым агентом?

Если налоговый агент переплатил НДФЛ, то он, по сути, снизил таким действием доход физического лица. Пострадавший работник вправе обратиться к работодателю с заявлением о возврате переплаченной суммы налога. Налоговое законодательство в п. 7 ст. 78 НК РФ определяет, что срок давности по таким делам - 3 года, в течение которых и можно писать заявление.

После получения письменного обращения сотрудника уже налоговый агент пишет заявление в свою ИФНС и прикладывает документы, способные подтвердить факт переплаты. Налоговики в течение 10 дней примут решение и сообщат о нем работодателю. Налоговому агенту предоставляется право выбрать один из двух путей погашения возникшей задолженности:

  • Зачесть переплату в счет будущих платежей по НДФЛ.
  • Перевести выявленную сумму переплаты на счет налогоплательщика.

Если вернуть налог через работодателя не представляется возможным, налогоплательщик вправе обратиться с заявлением на возврат налога напрямую в ФНС. Как составить заявление на возврат НДФЛ в таком случае, смотрите в нашей статье .

Итоги

У работодателя существуют обязанности налогового агента в отношении подоходного налога с выплат в пользу работников. Работодатель должен своевременно исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ, а также отчитаться перед бюджетом по суммам подоходного налога. Невыполнение налоговым агентом своих обязанностей — повод для штрафа со стороны контролирующих органов.

Порядок исчисления НДФЛ

Порядок исчисления НДФЛ всегда вызывает массу вопросов, как у начинающих бухгалтеров, так и у работников бухгалтерии "со стажем". Оно и понятно, НДФЛ уплачиваемый с большинства доходов физических лиц, является далеко не таким "простым" налогом, как кажется на первый взгляд.

О том, как исчисляется налог на доходы физических лиц, мы и поговорим в данной статье.

Порядок исчисления налога на доходы физических лиц регламентирован главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в соответствии с которой плательщиками НДФЛ признаются физические лица – резиденты и не резиденты Российской Федерации.

Чтобы определить размер своего налогового обязательства налогоплательщик должен знать налоговую базу и ставку налога, по которой облагается доход.

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 210 НК РФ в налоговую базу налогоплательщика включаются все налогооблагаемые доходы, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

При этом налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Налоговая база по доходам от долевого участия определяется отдельно от иных доходов, в отношении которых применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 НК РФ, то есть ставка 13%, с учетом особенностей, установленных статьей 275 НК РФ (пункт 2 статьи 210 НК РФ).

Отметим, что сегодня в зависимости от статуса физического лица и вида получаемого им дохода налог может исчисляться по следующим ставкам – 9%,13%,15%,30% и 35%. Причем ставка 13% считается общей ставкой налога, все иные являются специальными.

В соответствии с положениями главы 23 НК РФ рассчитывать налоговую базу по НДФЛ могут как сами налогоплательщики, так и налоговые агенты – лица, от которых и в результате отношений с которыми физические лица получают доход.

Заметим, что самостоятельно исчисляют и платят НДФЛ лишь индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой (статья 227 НК РФ), а также физические лица при получении доходов (статья 228 НК РФ):

– от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению;

– от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, в том числе при получении доходов по договорам найма или договорам аренды любого имущества;

– при выплате которых налоговый агент не удержал налог;

– в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;

– в денежной и натуральной формах от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению;

– от выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей и организаторами азартных игр, за исключением выигрышей, выплачиваемых в букмекерской конторе и тотализаторе;

– в виде денежного эквивалента недвижимого имущества и (или) ценных бумаг, переданных на пополнение целевого капитала некоммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций", за исключением случаев, предусмотренных абзацем 3 пункта 52 статьи 217 НК РФ;

– от источников за пределами Российской Федерации (данное положение касается физических лиц – налоговых резидентов Российской Федерации, за исключением российских военнослужащих, указанных в пункте 3 статьи 207 НК РФ).

Кроме того, самостоятельно исчисляют и платят НДФЛ в бюджет иностранцы, осуществляющие трудовую деятельность по найму у физических лиц для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании патента (пункт 5 статьи 227.1 НК РФ).

Во всех иных случаях исчисление и уплата НДФЛ производится источником выплаты дохода – налоговым агентом. Аналогичные разъяснения на этот счет содержатся в многочисленных письмах контролирующих органов, например, в письме Минфина России от 2 июня 2015 года № 03-04-06/31829, ФНС России от 12 января 2015 года № БС-3-11/14 и так далее. Напомним, что в силу статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 226 НК РФ, российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 НК РФ, признаются налоговыми агентами по НДФЛ.

Причем в соответствии с пунктом 2 статьи 226 НК РФ при выплате большинства видов доходов налогоплательщику, исчисление и уплата налога в бюджет производится налоговым агентом в соответствии с правилами статьи 226 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога, а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 НК РФ, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

Исключение составляют лишь доходы, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ.

Напоминаем, что в соответствии со статьей 209 НК РФ налогоплательщики – резиденты уплачивают НДФЛ как с доходов полученных ими от источников в Российской Федерации, так и за ее пределами, а нерезиденты платят налог исключительно с сумм доходов, полученных ими от источников в Российской Федерации. Открытый перечень обоих видов доходов приведен в статье 208 НК РФ.

Общий порядок исчисления налога на доходы физических лиц установлен статьей 225 НК РФ.

Согласно указанной статье общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Чтобы определить общую сумму налога налогоплательщику нужно проанализировать полученные им доходы и определить налоговую базу. Если имеет место получение доходов, облагаемых как по общей, так и по специальным ставкам, то налоговые базы определяются отдельно по каждой ставке налога. Если же имеет место получение дохода от долевого участия, то налоговая база по этому доходу определяется отдельно от иных доходов, в отношении которых применяется общая ставка.

В отношении доходов, облагаемых по общей ставке налога, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 – 221 НК РФ.

В отношении доходов от долевого участия в организации, а также в отношении доходов, облагаемых налогом по специальным ставкам, указанные вычеты не применяются.

Затем по каждой налоговой базе исчисляется сумма налога, как соответствующая налоговой ставке, процентная доля соответствующей налоговой базы.

Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм НДФЛ, исчисленных с каждой налоговой базы.

Этот же принцип исчисления налога продублирован и в статье 226 НК РФ, устанавливающей особенности исчисления налога налоговыми агентами.

Рассмотрим порядок исчисления НДФЛ на конкретном примере.

Пример

С начала 2015 года работнику организации ежемесячно начисляется заработная плата в размере 25 000 рублей.

В январе работник получил подарок от фирмы стоимостью 6 000 рублей.

По итогам 1 квартала в апреле 2015 года работнику выплачены дивиденды в размере 10 000 рублей.

Работник имеет ребенка в возрасте 5 лет.

Рассчитаем сумму НДФЛ за апрель 2015 года.

В части доходов, облагаемых по ставке 13%, в налоговую базу налоговым агентом включаются следующие доходы:

100 000 рублей – заработная плата работника нарастающим итогом за период январь – апрель.

2 000 рублей – стоимость подарка, превышающего 4 000 рублей (пункт 28 статьи 217 НК РФ).

На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ работнику положен стандартный вычет на одного ребенка в размере 1 400 рублей. Указанный вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 рублей.

Следовательно, за январь – апрель 2015 года работнику предоставляется стандартный вычет на ребенка в размере 5 600 рублей.

Налоговая база по ставке 13% с января по апрель 2015 года составляет 96 400 рублей (100 000 рублей + 2 000 рублей – 5 600 рублей).

Сумма налога по ставке 13% – 12 532 рубля (96 400 рублей х 13%).

Как следует из статьи 224 НК РФ доход, полученный физическим лицом, в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций облагается налогом по ставке 13%. Налоговым агентом налоговая база по указанному доходу определяется отдельно от иных доходов, в отношении которых применяется ставка 13% (пункт 2 статьи 210 НК РФ).

Значит, налоговая база, в отношении указанного дохода, составляет 10 000 рублей.

Сумма НДФЛ составляет 1 300 рублей (10 000 рублей х 13%).

Общая сумма налога составит 13 832 рубля (12 532 рублей + 1300 рублей).

Так как сумма налога удержанного из дохода работника в январе-марте составила 9 464 рубля ((75 000 рублей + 2 000 рублей – 4 200 рублей) х 13%).

Следовательно, сумма налога за апрель составит 4 368 рублей (13 832 рубля – 9 464 рубля).

Обратите внимание, что статья 225 НК РФ с 1 января 2015 года дополнена положением, согласно которому налогоплательщик, осуществляющий в субъекте Российской Федерации по месту своего учета вид предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 НК РФ установлен торговый сбор, имеет право уменьшить сумму налога, исчисленного по итогам налогового периода по общей ставке, на сумму торгового сбора, уплаченного в этом налоговом периоде. Заметим, что указанное положение не применяются в случае непредставления налогоплательщиком в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора. Такое новшество введено Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".

1. Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.

Указанные в абзаце первом настоящего пункта лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами.

2. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со настоящего Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

Особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются статьями , и настоящего Кодекса.

3. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации, а также доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со настоящего Кодекса), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, а также к доходам от долевого участия в организации исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

4. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

При выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.

Положения настоящего пункта не распространяются на налоговых агентов, являющихся кредитными организациями, в отношении удержания и уплаты сумм налога с доходов, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 настоящего Кодекса.

5. При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, сообщают о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 2 настоящего Кодекса.

6. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

7. Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, если иной порядок не установлен настоящим пунктом.

Налоговые агенты - российские организации, указанные в пункте настоящей статьи, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации.

Налоговые агенты - индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, с доходов наемных работников обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности.

7.1. Налоговыми агентами для целей настоящей главы признаются также российские организации, которые производят перечисление сумм денежного довольствия, денежного содержания, заработной платы, иного вознаграждения (иных выплат) военнослужащим и лицам гражданского персонала (федеральным государственным гражданским служащим и работникам) Вооруженных Сил Российской Федерации.

Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом с указанных сумм, перечисляется в бюджет по месту учета налогового агента в налоговых органах.

8. Удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц, в отношении которых он признается источником дохода, совокупная сумма налога, превышающая 100 рублей, перечисляется в бюджет в установленном настоящей статьей порядке. Если совокупная сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 рублей, она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года.

9. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

Положения статьи 226 НК РФ используются в следующих статьях:
  • Учет организаций и физических лиц
    4.8. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе российской организации в качестве налогового агента, указанного в пункте 7.1 статьи 226 НК РФ, осуществляется налоговыми органами на основании заявления, представляемого этой организацией в налоговый орган по месту своего нахождения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика, в течение пяти дней со дня получения такого заявления, и в тот же срок организации направляется уведомление о постановке на учет (снятии с учета) в соответствующем налоговом органе в качестве налогового агента.
  • Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
    72) доходы, полученные налогоплательщиками с 1 января 2015 года до 1 декабря 2017 года, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом, сведения о которых представлены налоговым агентом в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 НК РФ, за исключением доходов:
  • Особенности исчисления налога в отношении отдельных видов доходов. Порядок уплаты налога
    4) физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 НК РФ, - исходя из сумм таких доходов;

Новое на сайте

>

Самое популярное