Домой Виды займов В россии создаются условия для введения налога с продаж, подумали чиновники. Смотреть что такое "Налог с продаж" в других словарях

В россии создаются условия для введения налога с продаж, подумали чиновники. Смотреть что такое "Налог с продаж" в других словарях

Налог с продаж – это косвенный платеж, налагаемый на покупателя. Обычно он выражается в процентах от стоимости товара, которые продавец обязан отчислять в бюджет, но затраты на его уплату в результате несет конечный потребитель. Налог с продаж – популярный инструмент фискальных служб многих стран мира. Налог с продаж необязательно снимается со всех реализуемых товаров. Зачастую обложению подвергаются отдельные товары, а некоторые их группы – социально значимые, – освобождены от этого налога.

В большинстве стран налог с продаж взимается с покупателя, а не продавца, задача последнего заключается в том, чтобы перевести полученную сумму в бюджет. Во многих странах налогом облагается продажа не только товаров, но и услуг. Так как налог с продаж взимается только с конечного потребителя, промежуточные могут не уплачивать его, для этого они обязаны предоставить сертификат о перепродаже товара или услуги или же доказать, что приобретенные блага вошли в состав вновь созданного продукта, который был реализован.

Налогообложение за добавленную стоимость и продажи

В прошлом сбор с продаж был наиболее популярным видом косвенного налогообложения. Но с течением времени и усовершенствованием фискальных органов большую популярность приобрел налог на добавленную стоимость, который является в определенном роде дополненной и усовершенствованной версией налога с продаж. На данный момент процесс постепенного перехода стран мира к налогообложению добавленной стоимости, а не валовой суммы проданных товаров, продолжается.

Около двадцати процентов всех налоговых поступлений в мире обеспечивается налогом на добавленную стоимость. В то же время некоторые страны продолжают оставаться верны своим традициям в области налогообложения и не стремятся отменять налог с продаж. Наиболее известным и ярким примером является налоговая система США. В этой стране до сих пор сильны позиции традиционалистов, которые противятся многим переменам. Поэтому налоговая система данной страны сохраняет некоторые архаические черты.

Оценка влияния налога с продаж на экономику и его целесообразность

Экономические исследования Организации экономического сотрудничества и развития утверждают, что налогообложение на реализацию товаров и услуг относится к числу налогов наименее вредно отражающихся на экономике и экономическом росте. К такому выводу пришли эксперты организации после изучения множества различных видов налогов и практики их применения.

По мнению многих исследователей, такой вид налогообложения устарел, так как он не предполагает дифференцированного налогообложения лиц с разным уровнем дохода. Шкала налогообложения для всех категорий населения оказывается одинаковой. Однако налогообложение на реализацию – очень эффективный и легкий способ, наносящий экономике минимум вреда, чтобы от него можно было легко отказаться.

Многие страны пытаются компенсировать невозможность подходить дифференцированно к группам населения с разным уровнем дохода при уплате этого процента в казну, отменой его взимания при продажах ряда товаров, относимых наиболее востребованным людьми. Под этим понимается, прежде всего:

  • одежда,
  • лекарства,
  • аренда социального жилья.

Именно на эти товары приходится большая часть потребления низкодоходных групп населения. А вот автомобиль уже не относится к группе социальных товаров.

Не имеет значения, каким образом была произведена уплата за товар – наличными или банковским переводом. Налог с продаж взимается в любом случае. Даже при натуральной оплате товарами или трудом, или когда к оплате привлекается прочая собственность, предполагается уплата сбора с продаж. Однако практически все такие сделки не регистрируются и поэтому остаются в тени для налоговых служб, и, соответственно, налог с продаж с них на практике не уплачивается.

История налога с продаж в России

Впервые налог с продаж начал взиматься в России с 1991 года. Тогда он был введен еще в СССР. Ставка налога равнялась пяти процентам, а порядок его взимания определялся союзным законодательством. Но после введения налога с продаж СССР просуществовал недолго и уже в конце того же года развалился. В независимой России уже с 1 января 1992 года приняли собственную налоговую систему, в которой налог с продаж не предусматривался.

В 1998 году налогообложение такого типа было введено в России вторично. На этот раз его сделали региональным, то есть поступления от него шли в местные и региональные бюджеты. При этом субъектам федерации было позволено самим определять ставку этого налогообложения или вовсе отказаться от его взимания, но ставка не могла превышать пяти процентов. Большинство регионов, испытывая острую нехватку финансов на нужды социального обеспечения и прочие местные потребности, установило максимальную ставку этого налогообложения. Сорок процентов от сбора по этому налогу шло в бюджеты регионов и 60 процентов – в местные.

Был утвержден большой список социально значимых товаров и услуг, не облагаемых этим налогом. Прежде всего, к этой категории товаров были отнесены:

  1. Основные продукты питания.
  2. Одежда.
  3. Лекарства.
  4. Протезы.
  5. Жилищно-коммунальные услуги и сдача в аренду дома, предоставление жилья, проданная квартира, земельные участки и прочие операции, к которым привлекалась недвижимость,
  6. Перевозки пассажиров в общественном городском транспорте и автомобильные, железнодорожные, речные и морские перевозки пассажиров транспортом междугороднего сообщения.

Также не облагались налогообложением услуги, предоставляемые кредитными организациями, страховыми компаниями, негосударственными ПФ, адвокатами и прочими.

Большинство регионов ввело взимание средств за реализацию товаров и услуг в 1998 и 1999 гг. В 2002 году был принят Налоговый кодекс Российской Федерации, 27-ая глава которого впоследствии и регулировала сбор этого процента в казну. Однако уже в момент принятия Налогового кодекса было известно, что данный вид налогообложения будет взиматься лишь два следующих года. С 1 января 2004 года налог с продаж на территории Российской Федерации не взимается.

Возможность возвращения налогообложения за реализацию товаров и услуг

В середине августа 2014 года Министерство финансов разработало проект введения налога с продаж. Проект был вынесен на рассмотрение Правительству Российской Федерации. Согласно этому проекту регионы получили бы право вводить такое налогообложение при ставке до 3%. По заявлению министра финансов Антона Силуанова, введение этого взимания средств позволило бы поднять доходы региональных бюджетов на сумму до 200 миллиардов рублей.

26 ноября 2001 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 148-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Этим законом была утверждена новая глава кодекса - "Налог с продаж". Комментирует положения новой главы, а также юридическую ситуацию, которая может сложиться в январе 2002 года с налогом с продаж в некоторых регионах, Андрей Николаев, канд. юрид. наук, доцент кафедры Предпринимательского права Московской Государственной Юридической Академии.

Предыстория

Напомним, что 30 января 2001 года Конституционный Суд РФ своим постановлением № 2-П признал не соответствующими Конституции РФ ряд положений Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (в части правового регулирования исчисления и уплаты налога с продаж), обязал законодателя привести положения федерального закона, регулирующего налог с продаж, в соответствие с Конституцией РФ и предоставил отсрочку – до 1 января 2002 года, предусмотрев, что в случае иного действующая редакция закона о налоге с продаж теряет силу.

Заметим - для того, чтобы механизм взимания налога с продаж реально заработал, необходимо во исполнение нового федерального закона ввести в действие новые законы субъектов Российской Федерации. А согласно п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода. Следовательно, для того, чтобы субъекты в январе 2002 года получили бы средства от налога с продаж в том объеме, на который они рассчитывают, то им необходимо было принять новые местные законы (или привести старые в соответствие с главой 27 НК РФ), по крайней мере, до конца ноября 2001 года.

Однако подобные юридические коллизии возникали и в прошлом, поэтому очень мало сомнений в том, что налог с продаж будет продолжать взиматься в том числе и в январе 2002 года, несмотря на сложившуюся юридическую ситуацию. Подробный анализ этой ситуации читайте в конце этой статьи.

«Новые» признаки старого налога

Что принципиально нового имеет место в новой редакции налога с продаж?

Во-первых, операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения только в том случае, если такая реализация осуществляется исключительно за наличный расчет. Таким образом, федеральный закон вывел из-под налогообложения безналичные платежи индивидуальных предпринимателей, по расчетным чекам банков и платежи по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц. Тем не менее, законодатель оговорил, что реализация также является налогооблагаемой, если оплата за товар (работы, услуги) осуществляется с использованием расчетных или кредитных банковских карт (несмотря на попытки некоторых депутатов противостоять этому).

Во-вторых, закон совершенно четко определяет, что объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации.

Из этого следует, что выведены из-под налогообложения операции по продаже товаров (работ, услуг) юридическим лицам за наличный расчет.

В-третьих, указав в п. 2 ст. 348 НК РФ, что организации и предприниматели признаются плательщиками налога с продаж при условии, что они реализуют товары (работы, услуг) на территории того субъекта Российской Федерации, в котором установлен указанный налог, законодатель подчеркнул «жестко» территориальный принцип данного налога. Кстати это положение очень значимо, потому что в настоящий момент ряд территориальных налоговых органов по каким-то непонятным причинам исходит из того, что налог с продаж следует платить по месту получения денежных средств, а не по месту реализации товаров (например, письмо Управления МНС России по г. Москве от 24.04.2001 № 06-12/9/18922).

В-четвертых, в действующий в настоящее время на федеральном уровне перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождена от налогообложения налогом с продаж, вносятся некоторые изменения. Так, в перечень продовольственных товаров, освобождаемых от налога, дополнительно включены яйца птицы и мука.

В-пятых, дополнительно освобождаются от налогообложения входные билеты на посещение спортивных мероприятий, проводимых организациями физической культуры и спорта, учебная и научная книжная продукция, а также периодические печатные издания.

В-шестых, из закона исключены неопределенные (оценочные) понятия, которые не имеют юридического содержания и различно трактуются в правоприменительной практике, а именно: «реализация товаров (работ, услуг) оптом», «дорогостоящие товары», «услуги и товары не первой необходимости» и т. п. То есть то, на необходимость исправления чего прямо указал Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 30 января 2001 года № 2-П.

В-седьмых, прямо исключается право законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации дополнять перечень облагаемых налогом с продаж товаров (работ, услуг), но по-прежнему сохраняется право расширения перечня товаров (работ, услуг), реализация которых освобождена от налогообложения налогом с продаж, предусмотренного данным законопроектом.

Закон о налоге с продаж ввел понятие налогового агента

Для определения налоговых последствий посреднических операции по продаже товара специально введено понятие налогового агента.

Напомним, что согласно ст. 24 Налогового кодекса РФ на налогового агента возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

Так, согласно п. 3 ст. 354 НК РФ в случае, если в соответствии с условиями договора комиссии (поручения, агентирования) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом), и денежные средства за реализованный товар поступают в кассу (на расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента), обязанность по уплате налога и перечислению его в бюджет возлагается на комиссионера (поверенного, агента), который признается в этом случае налоговым агентом. При этом сумма налога исчисляется из полной цены товара (работ, услуг), включающей вознаграждение комиссионера (поверенного, агента). Комитент (доверитель, принципал) при получении выручки от комиссионера налог не уплачивает, если этот налог уплачен комиссионером (поверенным, агентом).

В случае, если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товара (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом), а денежные средства за реализованный товар поступают в кассу (на расчетный счет) комитента (доверителя, принципала), налог уплачивается в бюджет комитентом (доверителем, принципалом). При этом сумма налога исчисляется комитентом (доверителем, принципалом) исходя из полной цены товара.

Следует отметить, что и до появления этого правила в законе были попытки ввести аналогичное положение путем оговорок в инструкциях налоговых органов на местах (например, п. 5.3. Инструкции Управления МНС России по г. Москве от 23.06.1999 № 1) и в письмах Минфина России (письма Минфина России от 17.12.1998 № 04-00-11, от 20.04.1999 № 04-03-13, от 31.08.1999 № 04-03-13). Также аналогичное положение прослеживалось в судебных актах арбитражных судов (например, постановление Федерального Арбитражного Суда Северо-западного округа от 27 декабря 1999 года по делу № А56-21096/99). Однако если ранее юридическая сила этих актов вызывала сомнение, то теперь, с учетом новой редакции закона, все стало совершенно ясно.

Что не нашло отражения в новой главе

В новом законе не нашли поддержки предложения о снижении максимально возможной ставки по налогу с продаж с 5 % до 4 % (осталось 5 %), а также установление единой ставки для всех субъектов (как и прежде, субъекты РФ вправе по своему усмотрению определять ставку налога с продаж от 0 % до 5 %).

К большому «удивлению» многих специалистов не нашло поддержки предложение об освобождении из-под налогообложения платежей с расчетных и банковских карт. Многие считают, что массовое распространение банковских карточек – единственное эффективное средство борьбы с неконтролируемыми наличными денежными оборотами и одновременного стимулирования легализации торговли (безналичные платежи по карточкам, в отличии от наличных расчетов, более прозрачны для налогового контроля).

И еще один интересный аспект. Изначально (когда 31 июля 1998 года был принят Федеральный закон № 149-ФЗ, который и ввел в налоговую систему России налог с продаж) предполагалось (и это было прямо указано в законе), что средства, вырученные от налога с продаж, «направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения». Так вот, теперь это положение будет исключено из текста закона. Видимо, проблему с социальными нуждами малообеспеченных слоев населения государство решило.

Регионы вправе установить дополнительные льготы

Глава 27 Налогового кодекса РФ, как и прежде, не устанавливает круг лиц, которые освобождаются от уплаты налога с продаж. Закон ограничивается перечислением в п. 1 ст. 350 НК РФ операций по реализации ряда товаров, работ и услуг, которые освобождаются от обложения налогом с продаж.

При этом статья 347 НК РФ говорит о том, что «устанавливая налог, субъект Российской Федерации определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу». Таким образом, законодатель ничего не говорит о том, вправе ли субъекты Российской Федерации устанавливать дополнительные льготы по налогу с продаж или нет.

Согласно ст. 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» налог с продаж является региональным налогом.

Учитывая вышеизложенное, целесообразно вспомнить постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П, где было отмечено следующее. Установление налога субъектом Российской Федерации означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог. Установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способы исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные) и т.д.

Из статей 5 (части 2 и 3), 72 (пункт "и" части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации вытекает, что регулирование федеральными законами региональных налогов носит рамочный характер и предполагает, что наполнение соответствующих правовых институтов конкретным юридическим содержанием осуществляется законодателем субъекта Российской Федерации.

Следовательно, можно сделать вывод, что региональный законодатель вправе предусмотреть дополнительные льготы по налогу с продаж.

Способы оптимизации налога с продаж

Способов оптимизации налога с продаж осталось немного, но все-таки они есть.

Во-первых, по-прежнему освобождаются от уплаты налога с продаж малые предприятия, находящиеся на упрощенной системе налогообложения.

Во-вторых, плательщики налога на вмененный доход также освобождены от уплаты налога с продаж.

Однако думается, что такое положение вещей будет противоречить принципу равного налогового бремени и, более того, создает угрозу равным условиям конкуренции.

Напомним, что согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П «принцип равного налогового бремени вытекает из статей 8 (часть 2), 19 и 57 Конституции РФ. В сфере налоговых отношений он означает, что не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно - правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований».

Из анализа ст. 349 и 354 НК РФ очевидно, что налог с продаж не просто налог, а инструмент ценообразования. Учитывая эту специфику налога с продаж, условие о том, что кто-то должен платить налог с продаж, а кто-то нет, является дискриминацией. Кроме того, это не соответствует правовым позициям Конституционного Суда РФ (постановление от 21 марта 1997 г. № 5-П) и Высшего Арбитражного Суда РФ (от 9 октября 2001 года № 1321/01), в которых совершенно четко было определено, что «фактическими плательщиками данного налога являются потребители товаров, работ и услуг, уплачивающие налогоплательщику сумму налога с продаж в цене этих товаров (работ, услуг)». Следовательно, налог с продаж должны платить либо все торговцы, либо никто. Иначе это нарушает баланс равных условий конкуренции.

Возможности обжалования

Первое, что приходит на ум – это возможность обжалования процедуры принятия законов субъектов РФ, поскольку многие регионы в своих бюджетах на 2002 год уже запланировали доходы от налога с продаж, начиная с января следующего года.

Более того, некоторые регионы, не дожидаясь принятия федерального закона, уже приняли свои региональные законы (например, в Москве еще за две недели до подписания Федерального закона Президентом РФ - 09 ноября - был принят Закон о налоге с продаж № 57, статья 6 которого говорит, что «настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2002 года»).

На первый взгляд кажется, что это нарушение закона, когда региональный законодатель, не дождавшись издания федерального закона, принимает свой нормативный акт. Но с другой стороны при детальном правовом анализе может оказаться, что никакого нарушения нет.

Статья 5 Протокола к Федеративному договору (Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга), предоставляет субъектам Российской Федерации право до принятия соответствующих федеральных законов осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения.

Что касается Москвы, то в ст. 1 Закона г. Москвы от 14.12.1994 № 22 «О законодательных актах города Москвы», прямо указано, что «до издания федеральных законов по предметам совместного ведения согласно Конституции Российской Федерации, Федеративному Договору и Протоколу к нему могут приниматься законы и иные нормативные правовые акты города Москвы с последующим приведением актов в соответствие с федеральными законами в случае их издания».

Что же является днем принятия? Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания» датой принятия федерального закона считается не день его подписания Президентом РФ, а день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

Федеральный закон от 27.11.2001 года № 148-ФЗ был принят Государственной Думой 01 ноября 2001 года. Закон г. Москвы был принят 09.11.01, т.е. после принятия Федерального закона Государственной Думой РФ 01.11.01 г., но до официального издания последнего. Так что юридически процедура принятия Закона г. Москвы соответствует законодательству.

Однако не исключено, что не все субъекты России поступили таким же образом, как г. Москва, и не успели до 1 декабря 2001 года принять свои собственные законы.

В связи с этим необходимо отметить следующее.

Согласно п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, и не ранее 1 числа очередного налогового периода. В соответствии со ст. 352 НК РФ налоговый период по налогу с продаж устанавливается как календарный месяц. Значит, для того, чтобы субъекты РФ в январе 2002 года получили бы средства от налога с продаж в том объеме, на который они рассчитывают, им необходимо было принять свои местные законы и опубликовать их по крайней мере в период с 27 по 30 ноября 2001 года. Если же они это сделать не успели, но все-таки введут налог с продаж с 1 января 2002 года, то обязательность его взимания, по крайней мере в январе 2002 года, нарушает Конституцию РФ и Налоговый кодекс РФ в части положений, касающихся порядка введения закона в действие.

Кстати, именно за нарушение ст. 57 Конституции РФ в части порядка введения в действие был признан неконституционным постановлением Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. № 2-П Закон Кировской области «О налоге с продаж». Практический результат этого факта – недопустимость применения мер ответственности к налогоплательщикам Кировской области за неуплату налога с продаж.

Кроме того, само по себе предоставление права введения налога с продаж субъектам РФ противоречит принципу единства экономического пространства (п. 1 ст. 8 Конституции РФ).

Факт ограничения сферы наличных расчетов налогом с продаж противоречит п. 1 ст. 8 и п. 1 ст. 74 Конституции РФ в части нарушения, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Допускаемая существующим налоговым законодательством дифференциация на плательщиков и неплательщиков налога с продаж является нарушением гарантии поддержки конкуренции (п. 1 ст. 8 Конституции РФ).

Таким образом, возможности для обжалования новой редакции старого налога с продаж уже есть. И те, кто готов пройти всю процедуру судебного обжалования до конца, могут сделать это. Сомнений же в том, что при отказе от уплаты налога в январе месяце придется доказывать свою правоту в суде, практически нет: налог с продаж запланирован в региональных бюджетах, и налоговые органы будут выполнять бюджетные задания.

Первый раз в наших широтах налог с продаж вводился на моей памяти в 1990-91 годах, в правление незабвенного свиноёжика и будущего гэкачеписта Павлова .
В его арсенале была ещё куча интересных мер по спасению уже обанкротившейся к тому моменту советской экономики: и прямой подъём розничных цен, и обмен всех 50-рублёвых и сторублёвых купюр в трёхдневный срок, и изъятие амортизационных отчислений предприятий… В этой ситуации налог с продаж был уже просто вишенкой на торте, и экономику советскую он, разумеется, не спас. По итогам 1991 г. сборы НСП составили 0,34% ВВП в союзном бюджете и 1,3% ВВП в бюджете РСФСР. А со следующего года перестал существовать СССР, и налог с продаж - вместе с ним.

В следующий раз идея ввести налог с продаж посетила наши власти в 1998 году, на фоне понятно каких событий. Он-таки был введён, с максимальной ставкой в 5% - и, естественно, все регионы, которые его ввели, именно такую ставку и установили.

Собираемость налога во второй раз вышла ещё хуже, чем на закате СССР: сразу после введения, в 1998 г., поступления от налога составили менее 0,01% ВВП. В 2000-2002 гг., доходы составляли не больше 0,5% ВВП. Путём нехитрых расчётов можно выяснить, что по сделкам, подлежащим налогообложению, налог платился в среднем в одном случае из трёх, в двух других случаях розничные продажи оставались в тени.

Дальше выяснилась ещё одна забавная подробность про этот налог: его полнейшая абсурдность, с точки зрения изначально поставленной задачи. Цель НСП - поддержать экономику слабых регионов, у которых проблемы с наполняемостью местных бюджетов стоят наиболее остро. При этом в 2002 году из всех собранных от Калининграда до Владивостока поступлений от НСП 36% получил мэр Лужков, 10% - губернатор Громов, и ещё 8% - питерский губер Яковлев. То есть главы трёх самых небедных субъектов Федерации попилили 54% собранных денег, а восемь десятков других регионов, кряхтя поделили между собой оставшиеся 46%. Так что декларируемая поддержка бедных в очередной раз обернулась лишними десятками миллиардов в год на нужды Рублёвки и Константиновского дворца.

Вряд ли это кого-нибудь смутило б, но тут вдруг в дело вмешался Конституционный суд. Его попросили дать оценку тому обстоятельству, что в розничных сетях закупаются не только физлица. А у юрлиц, которые эти закупки осуществляют для ведения своей хозяйственной деятельности, ставка налогообложения должна быть другая в принципе.

Эта норма противоречит природе налога с продаж как налога на потребление, поскольку позволяет относить к физическим лицам, имеющим статус потребителя, индивидуальных предпринимателей, приобретающих за наличный расчет товары (работы, услуги) в предпринимательских, а не потребительских целях; кроме того, она нарушает конституционные принципы равенства и справедливости, поскольку индивидуальный предприниматель, приобретая товары за наличный расчет, уплачивает налог с продаж, а юридическое лицо - нет, т.е. равные по статусу субъекты находятся в неравном положении в зависимости от организационно-правовой формы их хозяйственной деятельности , - услышал КС, и согласился с этим доводом в своём определении от 14 января 2003 года . На чём вся история с взиманием НСП в постсоветской России благополучно и закончилась.

Но сегодня, когда обострившаяся потребность в Lebensraum требует практически ежедневного введения в России новых налогов - на производство, потребление, сбережения, передвижение и вообще дыхание - о налоге с продаж, разумеется, вспомнили снова. Минэкономразвития, Минфин и Минпромторг высказались против его введения, но мнение экономического блока никого не интересует, когда принято политическое решение. И, похоже, с 2015 года этот налог в России снова введут . Без оглядки на решение Конституционного суда, потому что Конституция у нас давно уже ни в какой своей части не действует, и вообще без учёта тех граблей, на которых так весело плясалось в ходе двух предшествующих экспериментов. То есть могут начать вообще с Москвы и Питера в 2015 году - как с наиболее нуждающихся регионов России. Остальному населению скажут, что это налог на зажравшихся креаклов, москвичей и питерцев. Ожидается, что остальное население так этому возрадуется, что не заметят сборов, которые ему придётся платить при всякой поездке в Москву и Питер за муляжами микояновской колбасы…

Всякий раз, когда мне кажется, что франшиза «Тупой и ещё тупее» себя исчерпала, я открываю газету «Ведомости», чтобы убедиться в ограниченности своей фантазии.

По словам одного из собеседников издания, НСП не может быть больше 2-3 %. В противном случае бизнес будет уходить «в тень». Он отметил, что идея рассматривается только в cвязке с отказом от увеличения НДС при налоговом манёвре: повышение налога на добавленную стоимость усилит налоговую нагрузку на всех, а налог с продаж почувствует только розничная торговля.

Из двух зол

Налог с продаж в России вводился дважды. Сначала он действовал в 1991 году, но уже в 1992 был отменён. Затем налог появился в 1998 году, решение о размере НСП принимали региональные власти. В 2004 году Конституционный суд РФ признал региональный налог неконституционным и отменил его. Максимальная ставка НСП составляла 5 %.

Последний раз вопрос о возвращении НСП поднимался три года назад. Тогда СМИ писали о том, что идею поддержал президент Владимир Путин. Вероятность того, что в России будет введён налог с продаж, источники из президентской администрации оценивали в 90 %. В то время в правительстве также обсуждалось повышение НДС, и от него готовы были отказаться в случае возрождения НСП.

НДС рассматривается как потенциально более доходная статья: Россия занимает 12 место в мире по величине ставки. Поступления от НДС являются ключевым источником пополнения бюджета РФ. Увеличение налога на добавленную стоимость на 2 % принесло бы госказне 0,5 триллиона рублей. За счёт налога с продаж в региональные бюджеты можно было бы привлечь до 200 млрд рублей в год, как подсчитали сентябре 2014 года в Минфине.

Введение налога с продаж обеспечит поступления именно в региональные бюджеты. НДС же поступает в федеральную казну и затем в субъекты в виде дотаций. На сегодняшний день число регионов-получателей превышает число регионов-доноров. Значит, в денежном объёме нуждающиеся субъекты могут получать гораздо меньше, чем отчисляют. Таким образом, введение налога с продаж поможет региональным властям самостоятельно решать местные проблемы. Однако вместе с тем существует высокая вероятность того, что розничные цены увеличатся более чем на 3 %.

Стоит отметить, что повышение налоговых ставок и введение новых налогов не всегда приводит к увеличению бюджетных доходов, а чаще всего провоцирует рост цен и тормозит развитие розничной торговли. Дело в том, что налоговые новшества всегда перекладываются на плечи простых потребителей, а это не стимулирует их больше покупать.

«С нашей точки зрения, подобные инициативы в более-менее равной степени благоприятны для роста налоговых поступлений, но губительны для потребителей и экономики в целом. НДС является самым собираемым налогом, и любое его повышение незамедлительно приведёт к росту цен, причём в реальности это будут не те 1,5-2 %, о которых говорит Минфин, а 5-8 %. Всё просто: компании будут закладывать в цены не только новый налог, но и вероятное угасание потребительского спроса.

Что касается манёвра с налогом с продаж, то тут есть один несомненный плюс: он ударит только по розничному сектору, в то время как НДС повлиял бы на все отрасли сразу. Есть и дополнительные плюсы: он не предусматривает вычетов, контроль за его оплатой осуществлять проще. Ведь в случае с НДС компании, особенно малый бизнес, всегда могут „ забыть “ пробить чек. В случае с налогом с продаж такая ситуация невозможна», — говорит главный аналитик «Международного финансового центра» Станислав Солдатов .

Настоящий Закон в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и частью 1 статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" устанавливает ставку налога с продаж, порядок и сроки уплаты налога, порядок утверждения формы отчетности по данному налогу. Статья 1. Налоговая ставка Налоговая ставка устанавливается в размере 5 процентов. Статья 2. Порядок и сроки уплаты налога, представление отчетности 1. При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик включает сумму налога в цену, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику) этих товаров (работ, услуг). 2. Датой осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), признаваемых объектом налогообложения, считается день поступления средств за реализованные товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков или день поступления выручки в кассу, а в случае передачи товаров (работ, услуг) покупателю в обмен на другие товары (работы, услуги) - день передачи товаров (работ, услуг). 3. Суммы авансовых и иных платежей, полученные в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, налогом с продаж не облагаются. В дальнейшем при реализации ранее оплаченных товаров (работ, услуг) исчисление налога с продаж производится в общеустановленном порядке. 4. При возврате покупателем (заказчиком) товара, приобретенного с налогом с продаж, в рамках предусмотренного Гражданским кодексом Российской Федерации отказа сторон от исполнения договора купли-продажи либо в случае сохранения продавцом права собственности на товар до момента его реализации третьим лицам данные, ранее отраженные на счетах бухгалтерского учета операций по реализации продукции и сумм налога с продаж, должны быть уточнены путем внесения исправительных записей на соответствующие счета бухгалтерского учета. 5. Налог подлежит уплате по месту осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. 6. В случае, если согласно условиям договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом) и денежные средства за реализованные товары (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента), обязанность по уплате налога и перечислению его в бюджет возлагается на комиссионера (поверенного, агента), который признается в этом случае налоговым агентом. При этом сумма налога исчисляется исходя из полной цены товаров (работ, услуг), включающей вознаграждение комиссионера (поверенного, агента). Комитент (доверитель, принципал) при получении выручки от комиссионера (поверенного, агента) налог с продаж не уплачивает, если этот налог уплачен комиссионером (поверенным, агентом). В случае, когда согласно условиям договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом), а денежные средства за реализованные товары (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комитента (доверителя, принципала), налог уплачивается в бюджет комитентом (доверителем, принципалом). При этом сумма налога исчисляется комитентом (доверителем, принципалом) исходя из полной цены товара. 7. Сумма налога определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации и настоящего Закона. 8. Налогоплательщики в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по форме, утвержденной в соответствии с положениями статьи 3 настоящего Закона. 9. Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из стоимости реализованных физическим лицам товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. 10. Сумма налога с продаж зачисляется в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 3. Обязательные реквизиты налоговой декларации и порядок утверждения ее формы 1. Налоговая декларация должна содержать следующие обязательные реквизиты: - налоговый период, за который представляется налоговая декларация; - наименование налогового органа, которому представляется налоговая декларация, и его код; - код причины постановки на учет налогоплательщика; - наименование налогоплательщика, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), его адрес, адрес постоянно действующего исполнительного органа и контактный телефон; - стоимость реализованных физическим лицам товаров (работ, услуг) без налога с продаж, в том числе облагаемых налогом с продаж, не облагаемых налогом с продаж, а также стоимость облагаемых налогом с продаж товаров (работ, услуг), реализованных в других субъектах Российской Федерации; - ставку налога; - сумму налога, подлежащую уплате в соответствующие бюджеты. Налоговая декларация подписывается руководителем и главным бухгалтером организации-налогоплательщика, индивидуальным предпринимателем-налогоплательщиком либо уполномоченным представителем налогоплательщика. 2. Утверждение формы налоговой декларации и порядка ее заполнения возлагается на . , помимо обязательных реквизитов, поименованных в настоящей статье, может устанавливать дополнительные реквизиты налоговой декларации. Статья 4. Ответственность плательщиков и контроль налоговых органов 1. За нарушение настоящего Закона налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Контроль за внесением налога в бюджет осуществляется налоговыми органами в соответствии с их компетенцией. Статья 5. Законодательные акты, утратившие силу Считать утратившими силу: - Закон города Москвы от 17 марта 1999 года № 14 "О налоге с продаж"; - Закон города Москвы от 19 мая 1999 года № 15 "О введении в действие Закона города Москвы от 17 марта 1999 года № 14 "О налоге с продаж"; - "О внесении изменений и дополнений в статью 2 Закона города Москвы от 17 марта 1999 года № 14 "О налоге с продаж"; - "О внесении изменения в статью 3 Закона города Москвы от 17 марта 1999 года № 14 "О налоге с продаж". Статья 6. Вступление настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2002 года. П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 9 ноября 2001 года № 57

Новое на сайте

>

Самое популярное