Домой Виды займов Внебюджетные фонды. Формирование доходов внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды. Формирование доходов внебюджетных фондов

Пенсии по старости назначаются мужчинам по достижению 60 лет и общем трудовом стаже 25 лет, женщинам соответственно – 55 лет и 20 лет. Существуют льготные сроки назначения пенсии в связи с особыми условиями труда (подземные работы, горячие цеха, химическое производство, работа на Севере).

Пенсии устанавливаются в размере 55 % заработка и сверх того 1% за каждый полный год сверх установленного трудового стажа, но не может быть > 75% заработка.

Минимальный размер пенсии устанавливается на уровне минимального размера оплаты труда. Максимальный размер – на уровне 3-х минимальных пенсий, а для льготного списка – 3,5 и также +1% за каждый год сверх нормы, но не больше, чем на 20%.

Пенсия по инвалидности – вследствие трудового увечья и профессионального заболевания. I–II группа инвалидности – 75% заработка. Минимальная пенсия – в размере минимального размера пенсии по старости. III группа – 30% и минимальная на уровне 2/3 минимальной пенсии по старости.

Добавляется 1% за каждый год сверх установленного, но не более чем на 20%.

Максимальный размер:

I–II группы – равен максимальной по старости;

III группы – равен минимальной по инвалидности. Во всех случаях +1% за каждый год сверх нормы стажа.

Пенсии по случаю потери кормильца начисляются нетрудоспособным членам семьи умершего, состоявшим на его иждивении. К ним относятся:

· дети, братья, сестры, внуки, не достигшие 18 лет или старше до окончания очных высших учебных заведений;

· отец, мать, супруг, если они пенсионеры;

· один из родителей или супруг, если он не работает и занят уходом за детьми.

Пенсия установлена в размере 30% заработка кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи, а на каждого ребенка, потерявшего обоих родителей, в размере 1,5 минимальных пенсий по старости.

Максимальный размер установлен на уровне минимального размера пенсии по старости.

Пенсия за выслугу лет (морякам, учителям, врачам, артистам, летчикам гражданской авиации). Пенсия устанавливается в размере от 55% до 75% заработка и повышается по 1% за каждый год сверх требуемого стажа работы.

Социальная пенсия – начисляется лицам, не имеющим права на пенсию по труду.

Устанавливается:

· инвалидам I и II групп, в т.ч. с детства;

· детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей;

· гражданам в возрасте 60 и 55 лет, соответственно мужчинам и женщинам.

· минимальная пенсия по старости;

· инвалидам II группы (кроме детей), детям, потерявшим 1 родителя – 2/3 пенсии по старости;

· инвалидам III группы – половина минимальной пенсии.

Руководство пенсионным фондом осуществляет правление и его постоянно действующий органИсполнительная дирекция . Ей подчиняются отделения в республиках в составе РФ, в национально-государствен ­ных и территориальных образованиях и на местах (городах и регионах).

Кромепенсионного фонда вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ, Министерство связи, сбербанк и.

Бюджет пенсионного фонда утверждается законодательным органом. В законе о бюджете утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам и общая сумма расходов, в том числе по направлениям. Кроме государственных ПФ существуют и негосударственные ПФ. Они действуют на основании Закона “О негосударственных пенсионных фондах”.

Решение задач, связанных с социальным управлением — важнейшая функция государства. В российской модели значимую роль играют специализированные фонды, создаваемые властями с целью оптимизации соответствующего направления государственной политики. Какова специфика их работы?

Специфика деятельности фондов

Государственные внебюджетные фонды — это обособленные от иных структур национальной системы управления финансами организации, которые призваны выполнять специальные задачи в области социального и экономического развития. В российской модели роль подобных структур связана в значительной степени с пенсионным обеспечением, социальным и медицинским страхованием.

Чем отличаются государственные бюджетные и внебюджетные фонды? Основной критерий — автономность управления денежными средствами. Хотя он, как отмечают некоторые эксперты, в достаточной мере условен. В бюджетных фондах предполагается строгая отчетность соответствующих структур перед органами власти. В фондах внебюджетного типа, в свою очередь, возможно более свободное распоряжение денежными средствами, выражаемое, в частности, в аспекте их инвестирования.

Основные фонды РФ

В России есть три основных, функционирующих на федеральном уровне, внебюджетных структуры соответствующего типа. Во-первых, это Пенсионный фонд РФ. Его деятельность связана с важнейшей с точки зрения социально-экономического развития страны задачей — начислением и распределением государственных пенсий. Во-вторых, это Фонд социального страхования. Он, в свою очередь, решает задачи, связанные с начислением и выплатой различного рода пособий. В-третьих, это Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования. Он обеспечивает функционирование государственной системы бесплатного медобслуживания.

ПФР, ФСС и ФОМС — это государственные социальные внебюджетные фонды. Но есть и другая категория структур соответствующего типа. А именно экономические внебюджетные фонды. Их задачи, в свою очередь, связаны с хозяйственным развитием государства. Одна из крупнейших организаций такого типа — Российский фонд технологического развития. Также существуют различные отраслевые структуры, призванные решать экономические задачи.

Статус фондов

Какой правовой статус имеют государственные внебюджетные фонды, ведущие деятельность в РФ? Каждая из отмеченных структур — самостоятельное юридическое лицо. В правовом аспекте, а также в некоторых областях экономического развития, данные субъекты независимы от бюджета России. То есть доходы государственных внебюджетных фондов и их расходы не включаются в соответствующие категории, характерные для финансовых систем на федеральном, региональном или муниципальном уровне.

Вместе с тем собственник фондов, о которых идет речь — государство. Соответственно, в компетенции федеральных органов власти — правовая регламентация функций ПФР, ФСС и ФОМС, а также руководство их деятельностью. В этом смысле государственные внебюджетные фонды зависимы от властей. Так, в частности, компетентные органы госуправления определяют ключевые задачи для ПФР, ФСС и ФОМС, источники доходов, а также направления эффективного использования денежных средств.

Однако фонды наделены также полномочиями, отражающими широкий круг возможностей для самостоятельной деятельности. Так, в частности, ПФР, ФСС и ФОМС могут в достаточной мере независимом порядке решать вопросы, связанные с оперативным руководством, а также управлением финансовыми ресурсами. Фонды утверждают внутренние бюджеты, сметы различных расходов, нанимают в штат компетентных специалистов. При этом в некоторых случаях в структурах управления фондами могут присутствовать представители органов государственной власти.

Источники финансирования фондов

Рассмотрим то, каким образом государственные внебюджетные фонды получают финансирование. Основные источники доходов соответствующих структур представлены в следующем спектре.

Во-первых, это некоторые виды налогов и сборов, которые установлены федеральными, региональными и муниципальными законами. Например, для ПФР, ФСС и ФОМС — это страховые взносы во внебюджетные фонды соответствующих наименований. Во-вторых, это бюджетные ассигнования. В-третьих, это может быть прибыль от коммерческих активностей, которые фонды, как самостоятельные юридические лица, могут осуществлять.

Также в некоторых случаях перечисление в фонды денежных средств осуществляют граждане и другие организации на правах добровольного спонсорства. Возможны варианты с кредитованием деятельности соответствующих структур со стороны ЦБ РФ и коммерческих банков.

Классификация фондов

Система государственных внебюджетных фондов предполагает классификацию структур рассматриваемого типа в рамках широкого спектра критериев. Так, например, есть соответствующего типа организации, статус которых зависит от уровня политического управления. Есть, таким образом, фонды федеральные и региональные.

Другой критерий классификации организаций — специфика задач. Есть государственные социальные внебюджетные фонды, а есть те, которые решают преимущественно экономические задачи. Организации могут различаться также и по правовому статусу. Так, есть полностью или частично самостоятельные фонды и структуры, которые посредством того или иного механизма интегрированы в бюджет.

Целевые бюджетные фонды

Государством могут создаваться также и целевые внебюджетные фонды, создаваемые, как правило, с целью формирования наиболее эффективных механизмов управления деятельностью каких-либо отраслей экономики или сфер политического управления. Вместе с тем, некоторые эксперты относят к категории целевых, собственно, ПФР, ФСС и ФОМС, так как их деятельность предполагает решение специализированных задач.

Вместе с тем в российской практике есть примеры существования также и целевых бюджетных фондов. Так, например, в 90-х годах такие организации были представлены в политической системе РФ в самом широком спектре.

Фонды, относимые к целевым бюджетным, решали задачи в сфере дорожного строительства, экологии, обеспечения правопорядка, развития атомной энергетики и иных направлений социального и экономического развития. Структуры со схожим правовым статусом были сформированы также и в регионах РФ.

Рассмотрим специфику деятельности трех основных российских внебюджетных фондов - ПФР, ФСС и ФОМС - подробнее.

Пенсионный фонд

Пенсионный фонд РФ — это ключевая государственная структура, которая обеспечивает начисление и распределение пенсий граждан РФ. Это один из важнейших социальных институтов. Пенсионный фонд — вертикально интегрированная организация. То есть вышестоящие структуры его управления функционируют на федеральном уровне, и им подчиняются региональные отделения ПФР. Каковы основные функции ПФР?

Во-первых, данная организация собирает страховые взносы, предназначенные для обеспечения функционирования пенсионной системы государства. Во-вторых, ПФР ведет персонифицированный учет граждан на предмет корректного начисления пенсий. В-третьих, Пенсионный фонд занимается капитализацией и инвестированием денежных средств в рамках механизмов, предусмотренных законодательством.

Доходы ПФР

За счет каких финансовых источников функционирует ПФР? С законодательной точки зрения механизмы получения Пенсионным фондом доходов определены в Налоговом кодексе и иных релевантных правовых актах.

Основные источники выручки ПФР, согласно установленным в законах РФ нормам:

Страховые взносы во внебюджетные фонды, перечисляемые работодателями и индивидуальными предпринимателями;

Ассигнования из государственного бюджета, направленные на выплату пенсий, а также с целью их индексации;

Добровольные взносы граждан и организаций.

Рассмотрим теперь структуру расходов ПФР.

Расходы Пенсионного фонда

Специфика распределения расходов ПФР определяется положениями ФЗ «О трудовых пенсиях» и релевантных ему федеральных правовых актов, а также Указами Президента. В числе ключевых направлений финансирования Пенсионного Фонда:

Выплата пенсий, в том числе россиянам, живущим за рубежом;

Выплата декретных пособий по уходу за детьми в возрасте старше полутора лет;

- материальная помощь престарелым, а также нетрудоспособным гражданам;

Решение вопросов, связанных с финансовым обеспечением деятельности внутренних структур организации.

Законом могут быть предусмотрены также и иные направления расходов, осуществляемых ПФР.

Деятельность ФСС

Государственные внебюджетные фонды РФ представлены также такой структурой, как ФСС. Данная организация решает задачи, связанные с предоставлением гражданам социальной помощи. Фонд аккумулирует и распределяет денежные средства, направляемые гражданам и организациям с целью решения соответствующих задач.

Так же, как и в случае с деятельностью ПФР, формирование финансового ресурса ФСС осуществляется на страховой основе, однако распределение средств — по территориальному или отраслевому критерию. В российской модели, таким образом, управление государственными внебюджетными фондами не всегда осуществляется соотносительно структуре политических институтов.

Так, исполнительные структуры ФСС представлены региональными отделениями, а также отраслевыми структурами, заведующими распределением денежных средств, соответственно, на уровне субъектов РФ и в различных сферах экономики. Также есть филиалы отделений обоих типов структур.

Каковы ключевые задачи ФСС? К таковым эксперты относят, прежде всего, выплату больничных, декретных и иных пособий, связанных с материнством. Также Фонд Социального Страхования отвечает за разработку и практическую реализацию программ по охране здоровья трудящихся граждан и за совершенствование системы распределения финансовых ресурсов, используемых при решении задач в своей компетенции.

Доходы и расходы ФСС

Каковы основные источники финансирования деятельности ФСС? Так же, как и в случае с ПФР, денежные средства в Фонд Социального Страхования поступают за счет страховых взносов, ассигнований из бюджета, а также в виде дохода от инвестирования и добровольного спонсорства граждан и организаций. Расходы ФСС отражают специфику задач, решаемых организацией. Таким образом, это выплата больничных, декретных и оказание иных мер социальной поддержки различным категориям граждан РФ.

Работа ФОМС

Другая важнейшая структура в российской системе государственных внебюджетных фондов — ФОМС. Ключевые задачи данной структуры связаны с обеспечением оптимальных условий деятельности, в свою очередь, территориальных организаций, функции которых предполагают решение вопросов в области обязательного медицинского страхования. То есть, так же как и в случае с ФСС, прямая вертикальная субординация в данной области социального управления не настолько сильно выражена, как в ПФР.

ФОМС и регионы

В каждом регионе РФ, таким образом, есть территориальные фонды обязательного медицинского страхования, создаваемые, собственно, органами власти субъектов РФ в соответствии с российским законодательством. Данные структуры аккумулируют посредством закрепленных в различных правовых актов механизмов денежные средства и направляют их с целью эффективного решения задач, связанных с обеспечением бесплатного медобслуживания.

Основные источники финансирования ФОМС и соответствующих территориальных структур — особого рода страховые взносы, ассигнования из бюджета, а также добровольная помощь граждан и организаций. Расходы соотносятся с ключевыми задачами организации.

Роль государства в работе фондов

Таким образом, формирование государственных внебюджетных фондов и поддержание их деятельности — одна из ключевых задач российских властей в аспекте эффективного социального управления, от которого во многом зависит устойчивость всей политической системы. На уровне деятельности каждой из отмеченных структур, таким образом, возникает необходимость в постоянном совершенствовании моделей аккумулирования и распределения денежных средств и разработке эффективных механизмов коммуникации с гражданами по актуальным вопросам пенсионного и социального обеспечения.

Государство предоставляет автономию ПФР, ФСС и ФОМС, но в то же время поддерживает в финансовом плане эти фонды. Денежных средств, которыми они располагают, может быть недостаточно, и в этом случае возникает необходимость в дополнительном финансировании за счет ассигнований из бюджета.

Есть мнение, что государственные и муниципальные учебные заведения прочно сидят на дотациях бюджета. Однако это не так. Очень многие школы и вузы зарабатывают сами. Законами РФ предусмотрено такое явление, как внебюджетная деятельность образовательного учреждения. Что это такое? Какого рода специфику оно в себе несет?

Что такое внебюджетная деятельность?

Что представляет собой внебюджетная деятельность Дело в том, что финансирование работы школ, предусмотренное государственными и муниципальными планами, во многих случаях рассчитывается исходя из минимального покрытия тех расходов, с которыми предстоит иметь дело организации. Поэтому образовательными учреждениями ведется различного рода внебюджетная деятельность по привлечению дополнительных финансовых средств.

Формы внебюджетной деятельности

Рассмотрим, в каких формах школы извлекают Сразу отметим, что закон не накладывает ограничений в отношении выбора образовательным учреждением организацонно-правовой формы контрагента. Партнерами школы могут быть НКО, индивидуальные предприниматели, физлица. С ними учреждение заключает различного рода соглашения с целью приобретения дополнительных финансовых или же материальных ресурсов, делясь взамен своими.

Какого рода образовательные структуры могут вести "бизнес"? С точки зрения закона, допустима внебюджетная деятельность образовательного учреждения СПО (среднего профессионального образования), средней школы, лицея, вуза - в целом, уровень программ обучения принципиальной роли не играет. Самое главное, чтобы исполнялись соответствующие предписания, упомянутые в релевантных законах.

Госучреждение может вести бизнес?

Да, может. В соответствии с ФЗ "Об образовании" внебюджетная деятельность вуза, школы и иного образовательного учреждения может иметь характер коммерческой. Но только если такого рода активности соответствуют уставу организации, то есть обеспечивают достижение основных целей деятельности. В то же время ведомство, учредившее учебное заведение, имеет право установить запрет на предпринимательские активности, если основному профилю работы школы или вуза наносится ущерб. О чем идет речь? Какого рода активности в государственных и муниципальных учебных организациях могут быть? Эксперты чаще всего приводят в пример следующие направления внебюджетной деятельности:

Оказание платных услуг по обучению;

Торговля (перепродажа) товарами и оборудованием;

Предоставление посреднических сервисов;

Совместная деятельность с другими образовательными организациями в коммерческой сфере;

Покупка акций и других ценных бумаг, извлечение дохода по факту их удорожания.

В силу специфики основного профиля школы извлекают дополнительный доход именно посредством оказания платных услуг образовательного характера. Хотя одновременно могут практиковаться также и другие виды внебюджетной деятельности образовательного учреждения.

Предпринимательство ли это?

Выше мы употребили термин "предпринимательские активности". Мы это сделали, подразумевая, скорее, абстрактный смысл. По факту называть деятельность образовательных структур "предпринимательством" не вполне корректно с точки зрения буквы закона, нормы которого актуальны сегодня. Почему?

Дело в том, что в 2010 году на законодательном уровне были приняты существенные поправки в Закон №3266-11 "Об образовании", регулирующий работу государственных и муниципальных учреждений. Да, действительно, до того, как они были утверждены, госучреждения вполне могли заниматься именно "предпринимательской" деятельностью - так было сказано в предыдущей редакции закона. Однако по факту принятия поправок соответствующие активности стали назваться по-другому. А именно появилась формулировка "приносящая доход деятельность". Так что де-юре внебюджетная деятельность образовательного учреждения - это не бизнес, и нам будет полезно усвоить этот факт.

Ограничения

В соответствии с нормами отмеченного нами выше Закона "Об образовании", школа, используя такой канал извлечения доходов, как оказание платных услуг, не вправе заменять ими те, что финансируются бюджетом. То есть недопустимо проводить платные уроки в рамках того расписания, которое установлено для обычных занятий. Если такие действия выявятся контролирующими органами, то весь доход, который принесла подобного рода внебюджетная деятельность, будет изъят соответствующим ведомством, учредившим школу. Также есть нормы, в которых указан перечень видов образовательных услуг, которые учреждения не вправе оказывать на платной основе. К таковым относятся, например, программы обучения повышенного уровня или углубленного изучения различных предметов. Нельзя проводить платные занятия с учениками, которые относятся к категории неуспевающих, а также принимать экзамены в формате экстерната.

Оформление коммерческих отношений

Каким образом оформляется внебюджетная деятельность образовательного учреждения? Если речь идет об оказании платных услуг, то необходимо заключать корректным образом оформленные договора с заказчиками. При этом, прежде чем составлять такие документы, школа обязана заблаговременно предоставить будущим потребителям сведения об оказываемых услугах и одновременно - информацию об учреждении. Какого рода факты необходимо указывать в подобного рода сообщениях (форма подачи которых определяется школой самостоятельно)? В числе основных значатся следующие:

Название учреждения, информация о лицензиях, аккредитациях;

Основные факты об учебных программах, их сложность, направленность, сроки преподавания;

Список услуг, которые включены в оплату в рамках соглашения;

Дополнительные сервисы, предоставляемые по согласию заказчика;

Стоимость услуг, входящих в основной договор, а также тех, что оказываются дополнительно;

Порядок поступления обучающихся;

Сведения о документах, которые выдаются по факту прохождения учебной программы.

Составлять договор как таковой школа, извлекающая доходы от внебюджетной деятельности в виде оказания платных образовательных услуг, должна, соотнося его содержание с нормами релевантных законов. В некоторых случаях полезно знакомиться с теми формулировками в правовых актах, которые прямо указывают на условия договора, признаваемые противоречащими законодательству РФ. К таковым относятся:

Указание права о расторжении соглашения в случае неоплаты услуг или просрочки;

Включение пункта о возможности отчислить ученика по причине невыполнения исходного учебного плана;

Формулировки, указывающие на ограничение права заказчиков отказаться от договора в любой момент и без объяснения причин при условии полного возврата уплаченных за обучение сумм;

Включение пунктов о штрафных санкциях за отказ от обучения.

Подписываются договора на оказание образовательных услуг на коммерческой основе уполномоченными должностными лицами. Их перечень утверждает руководитель заведения. Внебюджетная деятельность образовательного учреждения ведется при условии полной ответственности директора за то, насколько качественными будут оказываемые услуги. Также в компетенции руководства - соблюдение учетной и трудовой дисциплины, контроль над корректным составлением смет и иных документов, имеющих отношение к платным услугам.

Дополнительные сведения для заказчика

Какие еще сведения руководству образовательного учреждения следует предоставлять заказчику в процессе составления договоров на оказание платных услуг? В соответствии с актуальными формулировками закона, школа или вуз обязуются обеспечить доступность ряда документов, имеющих отношение к основной деятельности. Их перечень таков:

Учредительные документы (включая источники, указывающие внесение изменений);

Свидетельство о госрегистрации учреждения;

Решение о создании организации, подписанное учредителем;

Распоряжение учредителя о назначении директора (или иной руководящей должности) организации;

Ряд положений (например, тех, что касаются филиалов и представительств);

Документы, отражающие плановую активность в направлении финансово-хозяйственной деятельности учреждения, который составлен в порядке, определяемом учредителем и в соответствии с требованиями Минфина;

Бумаги, предоставляющие бухгалтерскую отчетность за год;

Информация о проверках и иного рода контрольных мероприятиях, проведенных компетентными ведомствами (а также их результаты);

Сведения о на предоставление определенного рода услуг (или выполнение работ).

Также учреждение обязуется предоставить корректным образом оформленный отчет о своей деятельности, предусматривающий пункты об использовании государственного имущества в порядке, который определяется учредителем и в соответствии с теми требованиями, которые установлены органом власти, имеющим отношение к сфере деятельности организации.

Дополнительные документы

Организация внебюджетной деятельности образовательных учреждений предполагает оформление не только договоров, но также и составления некоторых иных источников. Перечислим основные их виды.

Во-первых, это должным образом оформленное положение о внебюджетной деятельности, где будут отражаться основные принципы оказания платных услуг того или иного рода.

Во-вторых, это соответствующей направленности приказ, в котором будут отражаться сведения следующего характера:

Перечень сотрудников, которые будут заниматься оказанием платных услуг, их часовые ставки, график работы;

На организацию коммерческих сервисов;

В-третьих, со специалистами, которые, как предполагается, будут оказывать услуги по обучению на коммерческой основе, школе необходимо будет заключить трудовые договора (или гражданско-правовые соглашения).

В некоторых случаях учреждение может предоставлять своим сотрудникам дополнительные документы, облегчающие их адаптацию к специфике перехода к работе на коммерческой основе. Это может быть, к примеру, инструкция по внебюджетной деятельности, отражающая принципы работы с учениками определенной возрастной или социальной категории. Руководство школы или вуза может издавать методические пособия для сотрудников, которые позволят лучше ориентироваться в специфике оказания платных услуг.

Нюансы платного образования

В 2013 году Правительство РФ издало постановление, в соответствии с которым были введены новые нормы, касающиеся предоставления учебными заведениями платных образовательных услуг. Полезно будет ознакомиться с ними. Основное новшество здесь в появлении такого понятия, как "недостаток платных услуг". В соответствии с законом, такое свойство может обнаружиться, если услуга не будет соответствовать образовательным стандартам, или же будет явно противоречить условиям договора. Или, что тоже возможно, целям, для которых услуги подобного рода чаще всего используются.

Если "недостаток" будет обнаружен, то заказчик имеет полное право потребовать от руководства образовательного учреждения проведения занятий на бесплатной основе, соразмерно уменьшить стоимость услуг по договору, или же возместить убытки, возникшие как итог прохождения программы в рамках не вполне качественно организованного учебного процесса.

Расчеты

Организация внебюджетной деятельности образовательными учреждениями предполагает соответствующий порядок расчетов с потребителями услуг. Какие нюансы здесь следует учитывать?

Технически расчеты с потребителями могут производиться с применением кассового аппарата (тогда оплата происходит в бухгалтерии школы) или же при использовании расчетного счета в банке. Если нужного оборудования нет, а оплатить через кредитно-финансовую организацию потребитель не может, то школа может выдать ему Прием наличных денежных средств осуществляют ответственные лица, которых назначает директор.

Имеет ли значение форма учреждения?

Как известно, государственные и муниципальные учреждения, включая образовательные, могут относиться к одной из трех групп - казенным, бюджетным или же автономным. Есть ли разница в законодательных подходах к регулированию предпринимательских активностей в зависимости от конкретного типа госучреждений? Каким образом государство регулирует развитие внебюджетной деятельности учреждаемых организаций?

Прежде всего, как отмечают юристы, школы и вузы, относящиеся к любому из трех типов, могут осуществлять предпринимательскую активность. Однако, существуют различия в аспекте последующего распределения полученных учебным заведением доходов.

Для казенных учреждений есть норма, по которой весь доход поступает в соответствующего уровня бюджет. Что касается автономных организаций - ситуация обратная. Всю выручку учреждение может оставить себе (однако при условии, что получена она, как мы уже сказали в начале статьи, при полном соответствии коммерческой активности профильным целям и задачам). Что касается классической "бюджетной" организации, то "бизнес" можно вести по основным видам деятельности, что отражены в учредительных документах.

Кроме того, внебюджетная деятельность образовательного учреждения, относящегося к группе казенных, должна вестись на основании документов, завизированных главным распорядителем государственных (муниципальных) денежных средств. В них указывается, какого рода источники будут использоваться для извлечения дохода, а также статьи расходов.

Для бюджетных и казенных учреждений есть обязательство - предоставлять документы, имеющие отношение к "бизнесу", в территориальные представительства Федерального казначейства. Основной - это смета доходов и расходов. Она же, как отмечают юристы, может быть основным документом для открытия расчетного счета организации.

Если нужна смета

Рассмотрим, согласно каким нормативам составляется та самая внебюджетная смета. Она, подобно аналогичным источникам, характерным для коммерческих предприятий, подразделяется на две части - доходную и расходную.

В первой должен отражаться остаток денежных средств, присутствующий на момент начала финансового года, а также ожидаемые поступления соотносительно с кодами классификации доходов. Кроме того, в смете должны быть указаны доходы не только от оказания услуг на коммерческой основе, но также и факты поступления финансовых средств на безвозмездной основе.

Если речь идет о расходной части сметы, главное здесь - корректное оформление обоснования издержек исходя из их финансово-экономического свойства. Указывается перечень подписанных учреждением договоров и иных документов.

Смета подписывается директором учреждения и главным бухгалтером (либо лицами, которые их замещают). Затем документ заверяется печатью и направляется распорядителю с тем, чтобы тот все утвердил. Вместе с тем, даже если смета подписана, в нее можно в течение года вносить коррективы - также по согласованию с распорядителем.

Деятельность по плану

Выше мы сказали о том, что в числе документов, составляемых государственными и муниципальными организациями, значится положение о внебюджетной деятельности. В соответствии с относительно новыми поправками к законодательству, вступившими в силу с 1 января 2012 года, некоторые группы госучреждений будут составлять еще один важнейший документ - "План финансово-хозяйственной деятельности". Какого рода нюансы включает его оформление? Их достаточно много. Но прежде всего в него должны быть включены плановые показатели соотносительно ожидаемым поступлениям от предоставления услуг, суть которых не противоречит уставу организации. Виды внебюджетной деятельности образовательного учреждения, вместе с тем, могут содержать не только организацию платных сервисов, но также и извлечение выручки за счет благотворительности и иного рода активностей безвозмездного характера.

Что еще необходимо учитывать госучреждениям с точки зрения формальностей? Не менее важный аспект, который включает внебюджетная деятельность школы, вуза или иной образовательной структуры, - учет денежных средств. Он должен осуществляться корректно. Рассмотрим механизмы, имеющие к этому отношение.

Специфика ведения учета

Учет внебюджетной деятельности образовательных организаций, как предписывает закон, должен осуществляться с использованием расчетных банковских аккаунтов. Основанием для ведения финансовых операций выступают соответствующие разрешения, а также смета.

Чтобы оплатить услуги за счет внебюджетных источников, организация обязуется предоставить в Федеральное казначейство заявку по форме 05311801 ("кассовый расход") либо, если требуется обналичивание средств, документ за номером 0531802.

Если речь идет об отражении финансовых операций в рабочем плане, то используется код 2 (собственные доходы). Для фиксации расчетов по доходам используется счет за номером 2 205 00.

Как только денежные средства поступают, то соответствующие финансовые операции фиксируются - по нескольким счетам - за номером 2 201 00, по группам 10, 20 и 30 (первая - средства в казначействе, вторая - на банковском аккаунте организации, третья - в кассе учреждения).

Еще один нюанс, касающийся учетной политики, - налоги. Интересен тот факт, что бюджетные организации, ведущие предпринимательскую деятельность, обязуются самостоятельно разрабатывать алгоритмы, отражающие исчисление сборов на основе извлекаемой прибыли. Руководствоваться при этом можно общими принципами, что изложены в 25-й главе НК РФ. Что касается уплаты соответствующих типов налогов, то в отношении бюджетных организаций закон допускает послабление - вносить авансовые платежи можно только поквартально. Делать это ежемесячно не требуется.

В настоящее время условия хозяйствования как коммерческих, так и бюджетных учреждений претерпевают существенные изменения. Бюджетные организации, в сравнении с коммерческими предприятиями имеют более сложную структуру учета денежных средств. В отличие от коммерческих организаций, бюджетные организации получают субсидии из бюджета. Кроме того, они могут вести предпринимательскую деятельность и получать внебюджетные доходы от внебюджетной деятельности.

В данной статье мы более подробно рассмотрим именно внебюджетные средства от деятельности, приносящей доход казенным, автономным и государственным бюджетным учреждениям образования, здравоохранения, культуры, разберем как они учитываются, какие внебюджетные источники финансирования бюджетных учреждений и что необходимо знать при оказании платных услуг в бюджетном учреждении.

В первую очередь обратимся к понятию «бюджетное учреждение».

Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходов. Бюджетные учреждения - учреждения непроизводственной сферы (социально-культурные, органы государственной власти и государственного управления, обороны, суды, прокуратура), получающие денежные средства на осуществление своей деятельности из государственного бюджета.

Бюджетные средства и средства, полученные за счет внебюджетных источников

Бюджетные средства и средства, полученные за счет внебюджетных источников, учитываются образовательными учреждениями на счетах органа Федерального казначейства или, при не казначейском обслуживании – на счетах кредитных организаций, а также в кассе и прочих денежных документах.

Все денежные средства, полученные учреждениями, учитываются раздельно, по следующим группам:

  • по целевому назначению (субсидии на выполнение государственного муниципального задания, средства, полученные от предпринимательской деятельности, а также целевые субсидии);
  • по источникам финансирования (денежные средства, полученные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и из местных бюджетов);
  • по месту учета (денежные средства могут храниться на казначейских счетах, в банке и в кассе);
  • по способу вложения (безналичные средства, наличные, чековые книжки, денежные документы и т.д).

Средства в иностранной валюте и средства в пути учитываются в отдельном порядке. Учет всех денежных средств учреждения регламентируется Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".

Внебюджетные доходы и внебюджетные источники финансирования бюджетных учреждений

Обратим внимание более подробно на первую группу и поговорим о денежных средствах, полученных от предпринимательской деятельности. При ведении учреждением приносящей доход деятельности важно понимать, как правильно распоряжаться полученными средствами. В первую очередь разберем понятие внебюджетных средств бюджетного учреждения.

Внебюджетные средства бюджетных учреждений – это доходы, получаемые бюджетными учреждениями помимо ассигнований, выделяемых из бюджета. Выделяют три вида внебюджетных средств:

  • специальные (денежные средства, полученные от выполнения организаций работ или услуг),
  • депозитные (суммы для временного хранения),
  • суммы по поручениям (суммы, для выплат по целевому назначению юридическим лицам или гражданам).

Как и любая другая некоммерческая организация, бюджетное учреждение может распоряжаться полученными от предпринимательской деятельности средствами в рамках определенных норм, регулируемых нормативно-правовыми актами, в частности таковыми являются:

  • Гражданский кодекс РФ;
  • Бюджетный кодекс РФ;
  • Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению";
  • Закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (для образовательного учреждения);
  • Устав бюджетного учреждения.

Внебюджетные доходы бюджетных учреждений могут формироваться с помощью различных видов деятельности: с помощью использования рыночных принципов функционирования, посредством привлечения средств юридических и физических лиц, осуществляющих благотворительную деятельность. Также внебюджетными источниками финансирования бюджетных учреждений могут являться: средства, полученные от сдачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду.

В основном, доходы от предпринимательской деятельности формируются за счет оказания платных услуг сверх объема, установленного государственным муниципальным заданием.

Особенности функционирования бюджетных организаций, получающих внебюджетные доходы

Бюджетные учреждения имеют право оказывать платные услуги или вести иную предпринимательскую деятельность, приносящую доход. Учреждения здравоохранения и образования относятся к организациям, кому законодательно разрешено осуществлять предпринимательскую деятельность. Для осуществления некоторых видов деятельности учреждение должно в обязательном порядке получить соответствующую лицензию.

Однако важно отметить, что такая деятельность имеет место быть, только если она способствует достижению целей, ради которых учреждение создано (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Например, детский сад не имеет право оказывать услуги по ремонту зданий или заниматься продажей продуктов. В тоже время детские сады берут плату за содержание ребенка, а школы могут организовывать платные кружки и секции, т.к. это помогает им вести основную деятельность – воспитание или образование. Порядок введения платных услуг установлен в статье 65 Закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которая определяет условия установления платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Бюджетное учреждение может осуществлять предпринимательскую деятельность, только если это отражено в специальных учредительных документах. Следовательно, бюджетное учреждение должно получить разрешение у вышестоящей организации (учредителя, собственника его имущества), после чего данное разрешение закрепляется в учредительных документах и в уставе учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ; п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ).

При наделении законодательством права на ведение предпринимательской деятельности, учреждение обязано открыть лицевой счет. Вместе с возможностью осуществлять предпринимательскую деятельность, законодательство в некоторых случаях может вести прямой запрет на неё. Если предпринимательская деятельность несет вред уставной образовательной деятельности учреждения, то учредитель имеет право запретить оказание платных услуг.

Бюджетное учреждение может распоряжаться доходами от предпринимательской деятельности, только согласно плану финансово-хозяйственной деятельности, где четко прописаны статьи расходов бюджетной организации. Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения является налогооблагаемой деятельностью. Порядок налогообложения бюджетных организаций определен Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.06.2014)).

Расходы по приносящей доход деятельности формируют стоимость оказания платных услуг на основе первичных документов. Вся информация о начисленных расходах должна раскрываться в бухгалтерской отчетности, в зависимости от того, признаются данные расходы финансовым результатом или нет.

Финансовый результат по предпринимательской деятельности – это разница между доходами и расходами, признающимися финансовым результатом. Положительный финансовый результат отражается в бухгалтерской отчетности и подлежит к уплате налога на прибыль. Чаще всего, в бюджетных образовательных учреждениях финансовый результат равен нулю, поэтому налог на прибыль не платиться.

На основе всего вышесказанного, можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность бюджетных учреждений крайне отличается от коммерческих организаций. Основное отличие заключается в целях создания платных услуг, которые в бюджетном учреждении должны соответствовать общему назначению учреждения (образование, здравоохранение и т.д.). Кроме того, и доходы от предпринимательской деятельности, и расходы бюджетного учреждения должны быть согласованы с вышестоящей организацией.

Статья актуальна на март 2015 года.

Елена Шагалова
Специалист отдела по аутсорсингу образовательных учреждений
Интеркомп ЦБУ

Лекция 5.

Внебюджетное финансирование



Бюджет учредителя;

Спонсорские средства;

1. Основная деятельность:

2. Прочая деятельность:

Основные факторы, определяющие эффективность внебюджетной деятельности

1. Научный потенциал

2. Внутренняя нормативная база

3. Общая политика по отношению к внебюджетной деятельности

4. Наличие лицензии и её параметры, аккредитации, сертификаты и т.д.

5. Регион расположения

6. Оборудование

7. Производственные мощности

8. Информационные ресурсы

9. Библиотечный фонд

10. Помещения

11. Кадры

12. Земля

13. Методическая база

14. Имидж и сотрудничество с выпускниками учебного заведения

Наиболее широкие возможности предоставляет осуществление образовательным учреждением различных видов деятельности, в рамках которой можно получать доходы от:

Предоставления платных образовательных услуг;

Предоставления платных дополнительных образовательных услуг, не предусмотренных соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами;

Реализации услуг и продукции, изготовленной учащимися и студентами в период практики, реализации услуг и иной продукции структурных подразделений и территориально обособленных подразделений, наделенных в соответствии с положениями об этих подразделениях правом ведения бухгалтерского учета и собственной сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам;

Торговли покупными товарами, оборудованием;

Оказания посреднических услуг;

Приобретенных ранее акций, облигаций и иных ценных бумаг (дивиденды, проценты);

Медицинской, санаторно-курортной деятельности;

Спортивной, физкультурно-оздоровительной деятельности;

Экскурсионной, туристской деятельности;

Консультационных (консалтинговых) услуг;

Услуг по маркетингу;

Аудиторской деятельности;

Экспертной деятельности;

Деятельности библиотек, архивов;

Юридических услуг;

Транспортных услуг, в том числе перевозок населения и грузов собственным транспортом;

Услуг связи, включая услуг в областях информационно-телекоммуникационных систем, телематических служб, услуг передачи данных, услуг местной телефонной связи;

Производства и реализации продукции (услуг) общественного питания;

Деятельности в области метрологии, стандартизации, сертификации, экологической паспортизации;

Проведения испытаний, обслуживания и ремонта приборов,

оборудования и иной техники;

Организации ярмарок, аукционов, выставок, культурно-массовых и других мероприятий и т.д.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, поскольку конкретные образовательные учреждения могут осуществлять какие-то свои специфические виды внебюджетной деятельности.

Внебюджетное финансирование образовательного учреждения

Доходы от внебюджетной деятельности находятся в самостоятельном распоряжении

образовательного учреждения. Расходовать их, следовательно, образовательное учреждение может самостоятельно. Считается, что эти средства могут использоваться чуть ли не ”как угодно“ и в первую очередь на возмещение недостатка бюджетного финансирования. Особенно много на эту тему было сказано и написано в период бюджетного дефицита. Сейчас острота проблемы бюджетного финансирования существенно снижена, но проблема использования внебюджетных средств осталась.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ (РЕД. ОТ 07.05.2013 С ИЗМЕНЕНИЯМИ, ВСТУПИВШИМИ В СИЛУ С 19.05.2013) «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Глава 13. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 103. Создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности

  1. Образовательные организации высшего образования, являющиеся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами). При этом уведомления о создании хозяйственных обществ или хозяйственных партнерств должны быть направлены указанными в настоящей части образовательными организациями высшего образования в течение семи дней со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества или хозяйственного партнерства.
  2. Указанные в части 1 настоящей статьи образовательные организации высшего образования в качестве вклада в уставные капиталы таких хозяйственных обществ и складочные капиталы таких хозяйственных партнерств вносят право использования результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами). Денежная оценка права, вносимого в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества или складочный капитал хозяйственного партнерства по лицензионному договору, утверждается решением единственного учредителя (общего собрания учредителей) хозяйственного общества или участников хозяйственного партнерства, принимаемым всеми учредителями хозяйственного общества или участниками хозяйственного партнерства единогласно. Если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли либо акций участника хозяйственного общества в уставном капитале хозяйственного общества или доли либо акций, оплачиваемых вкладом в складочный капитал хозяйственного партнерства, составляет более чем пятьсот тысяч рублей, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.
  3. Денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении указанных в части 1 настоящей статьи образовательных организаций высшего образования, могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ и складочные капиталы хозяйственных партнерств в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
  4. Указанные в части 1 настоящей статьи образовательные организации высшего образования вправе привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества или участников хозяйственного партнерства.
  5. Образовательные организации высшего образования, являющиеся бюджетными учреждениями, вправе распоряжаться долями или акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладами в складочных капиталах хозяйственных партнерств, владельцами которых они являются, только с предварительного согласия соответствующих собственников. Такие образовательные организации высшего образования осуществляют управление долями или акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладами в складочных капиталах хозяйственных партнерств в качестве участников в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Права участников хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств от имени указанных образовательных организаций высшего образования осуществляют их руководители.
  6. Доходы от распоряжения долями или акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладами в складочных капиталах хозяйственных партнерств, учредителями (участниками) которых являются указанные в части 1 настоящей статьи образовательные организации высшего образования, поступают в их самостоятельное распоряжение.

Лекция 5.

Внебюджетное финансирование

Классификация внебюджетных доходов

1. Понятие внебюджетного финансирования.

2. Источники внебюджетных средств, порядок внебюджетного финансирования.

3. Совершенствование внебюджетной деятельности в образовании.

Понятие ”внебюджетная деятельность“ применительно к сфере образования сложилось достаточно давно. Его содержание определялось исходя из того обстоятельства, что, наряду с деятельностью, финансируемой из бюджета, образовательное учреждение имеет возможность осуществлять ”дополнительную“ деятельность, что называется ”в свободное от основной работы время“ и с использованием своего кадрового и материального потенциала.

Финансовое обеспечение этой деятельности осуществлялось, как правило, не из бюджета, поэтому и деятельность называлась и часто называется ”внебюджетной“. Средства, поступающие от осуществления такой деятельности, принято называть внебюджетным финансированием, внебюджетными поступлениями, доходами от самостоятельной деятельности образовательного учреждения. Термины эти также сложились давно, используются, в основном, как синонимы, хотя и отражают разные отношения.

Если это будет безвозмездное обеспечение средствами из коммерческой организации-учредителя (из прибыли после уплаты налогов), то это также может считаться бюджетным финансированием.

Можно ли в таком случае сказать, что внебюджетное (или небюджетное) финансирование - это все прочие поступления средств в учебное заведение? Обычно так и говорят. Все средства, поступающие в образовательное учреждение не из бюджета, разумеется, являются внебюджетными. В данном случае применяется так называемое ”негативное определение“, в качестве отличительного признака выбирается их ”непринадлежность“ к определенному источнику поступления - к бюджету, причем неважно, к какому именно бюджету. Может быть, это и не самая удачная классификация, но она прочно вошла в обиход, а термин имеет общепринятый характер.

Таким образом, поступающие в учебное заведение средства делятся на бюджетные и внебюджетные. Было бы логично называть все поступающие в учебное заведение средства доходами, но применительно к бюджетным средствам этот термин обычно не используется, а применяется пока только к внебюджетным поступлениям.

Как было показано раньше, бюджетные средства, поступающие в учебное заведение в режиме финансирования, характеризуются двумя основными признаками:

Направлены на совершенно определенные расходы (в соответствии со сметой);

Поступают безвозмездно, т. е. взамен этих средств собственник не получает от учебного заведения эквивалента в виде товаров и (или) услуг.

Таким образом, финансирование может осуществляться из следующих источников:

Бюджет учредителя;

Спонсорские средства;

Собственные средства, находящиеся в самостоятельном распоряжении учреждения (организации).

Классификация внебюджетных доходов является основой для определения:

● направлений внебюджетной активности учебных заведений.

Базовыми элементами классификации могут быть избраны две основные группы, определяющие характер деятельности, финансовой результат и возможные налоговые последствия. К этим группам относятся:

1. Основная деятельность:

● реализация одной или нескольких образовательных программ;

● проведение научно-исследовательских работ;

● деятельность по обеспечению и обслуживанию образовательного и научно-исследовательского процесса.

2. Прочая деятельность:

Работы (услуги) выполняемые (оказываемые) с использованием ресурсов образовательного учреждения (территории, помещения, оборудования и др.):

Новое на сайте

>

Самое популярное