Домой Виды займов Заявление об отсрочке платежей в налоговую. Отсрочка по уплате налога - это что? Порядок и виды отсрочек

Заявление об отсрочке платежей в налоговую. Отсрочка по уплате налога - это что? Порядок и виды отсрочек

09.02.2012

Пора платить налоги, а денег у организации нет. Есть несколько способов перенести дату перечисления средств в бюджет.

Подошел срок уплаты налогов, а «карман» организации пуст. Что делать? Можно, конечно, просто не заплатить и столкнуться с санкциями инспекции. Не слишком заманчивая перспектива. Поэтому лучше на законных основаниях перенести дату перечисления средств в бюджет.

Практически любая компания при определенных обстоятельствах может претендовать на налоговую отсрочку или рассрочку. Чем они отличаются? Первая позволяет перенести дату уплаты средств в бюджет на определенный срок. В этом случае, организация погасит свой долг целиком, но через несколько месяцев. Рассрочка - это погашение суммы, подлежащей отчислению в бюджет частями.

Сроки, на которые фирма может получить отсрочку и рассрочку, установлены в Налоговом кодексе. Стандартная продолжительность этих льгот – не более года. Но в особых обстоятельствах, по решению Правительства Российской Федерации, разрешается увеличить перенос уплаты налогов, но не более, чем на три года. Если и этого не достаточно, льгота сроком до пяти лет устанавливается Министерством финансов. Но и тут есть нюансы. Некоторые регионы в местных нормативных актах прописывают свои условия предоставления таких преференций, которые существенно отличаются от тех, что регламентированы федеральным законодательством.

Причины, по которым организация может просить отсрочки или рассрочки, приведены в статье 64 НК. Для получения льготы необходимо наличие особых обстоятельств, которые перечислены в пункте 2 статьи 64 Налогового кодекса. К ним относятся:

  • ущерб, который понесла организация в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы и иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • несвоевременное перечисление средств из бюджета в счет оплаты за выполнение госзаказа;
  • наличие оснований для предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов, возникших в связи с перемещением товаров (работ, услуг) через таможенную границу;
  • сезонный характер производства товаров (работ, услуг) или их реализации;
  • наличие угрозы банкротства в случае единовременного отчисления средств в бюджет.

Предоставление льгот по последним трем основаниям является платным. В этих случаях на сумму задолженности по налогам начисляются проценты в размере одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Приведенный перечень обстоятельств для получения отсрочки или рассрочки вполне исчерпывающий, но власти субъектов РФ и муниципальных образований могут установить дополнительные причины, по которым срок уплаты региональных или местных налогов и сборов может быть перенесен. К примеру, в Москве действует документ, который регулирует сроки предоставления льгот и процентные ставки. Закон 2000 года «О дополнительных основаниях и условиях изменения сроков уплаты налогов и сборов» также устанавливает дополнительные основания, при которых могут предоставляться отсрочки или рассрочки. Стоит обратить особое внимание на тот факт, что налоговые органы столицы имеют право снижать размер процентов, подлежащих начислению, а также продолжительность пользования привилегией по своему усмотрению.

Готовьте документы

Порядок получения отсрочки и рассрочки носит заявительный характер, то есть организации необходимо известить налоговые органы о необходимости применения этой меры. Самостоятельно инспекторы не вправе перенести платежи фирмы на будущее. Подавать документы нужно в ФНС, если речь идет об изменении срока уплаты федеральных налогов, или в УФНС по субъекту РФ, если требуется «отложить» перечисление региональных или местных налогов. Копию заявления необходимо также направить в ИФНС по месту учета организации в течение пяти дней со дня его подачи в уполномоченный орган. Инспекторы вправе потребовать сведения об имуществе, которое может выступать залогом, либо поручительство.

Полный перечень бумаг, которые требуется предоставить, приведен в пунктах 5 и 5.1 статьи 64 Налогового кодекса:

1) справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

2) перечень всех открытых счетов в банках;

3) сведения кредитной организации о ежемесячных оборотах денежных средств за предшествующие подаче заявления шесть месяцев, а также о наличии бумаг, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов;

4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах налогоплательщика;

5) перечень контрагентов – дебиторов компании с указанием цен договоров, и сроков их исполнения, а также копии этих документов;

6) обязательство фирмы, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;

7) документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога.

Также есть дополнительные документы, которые необходимо подавать в зависимости от того, какая причина привела к необходимости получить отсрочку или рассрочку. Если основанием для предоставления льготы стал ущерб, который компания понесла в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, необходимо приложить к пакету документов заключение с подтверждением факта событий, которые привели к потерям фирмы, а также акт оценки причиненного вреда.

Предприятия, не получившие деньги по госзаказу, представляют документ финансового органа или главного распорядителя бюджетных средств, содержащий сведения о суммах, которые не были перечислены исполнителю в срок. Если компании угрожает банкротство, этот факт должен быть подтвержден результатами анализа финансового состояния компании, проведенного федеральным органом исполнительной власти. Документ, выданный по результатам исследования, необходимо представить в ФНС, чтобы подтвердить право на получение льготы. Компаниям, чей бизнес работает неравномерно в течение года, необходимо приложить бумаги, демонстрирующие, что не менее 50 процентов дохода организации приходится на определенный сезон, в остальное время обороты фирмы минимальны, и потому уплата налогов негативно скажется на функционировании предприятия.

Налоговики рассматривают подготовленные компанией документы в течение 30 дней. Со дня подписания решения оно вступает в силу. Если отсрочка или рассрочка предоставляются под залог имущества – то льгота начинает действовать с даты заключения соответствующего договора.

Причина отказа

Даже при наличии всех оснований на получение отсрочки или рассрочки, компании может быть отказано в льготе. Есть определенные причины для отрицательного решения налоговиков. Отказ в льготе может быть получен, если.

Изменение срока уплаты налога - это договоренность с фискальным органом об отсрочке или рассрочке платежей. Чиновники предусмотрели несколько ситуаций, при которых последняя дата платежа, по закону обязательная для всех, может быть изменена. В статье расскажем, что такое изменение срока уплаты налога и как обратиться в ФНС за изменением дат оплаты фискальных платежей.

О чем речь

Буквально все экономические субъекты являются налогоплательщиками, а это значит, что практически каждый гражданин, предприниматель или компания обязаны начислить и заплатить налог в бюджет государства. Если хозяйствующий субъект просрочит даты оплаты либо перечислит не полную сумму денег, то налоговики выпишут штраф. Помимо штрафа, на недоплаченную сумму начислят пени и выставят требование погасить недоимку.

Такие методы финансового регулирования применимы только к рентабельным компаниям и предпринимателям. Субъекты, находящиеся в сложной финансовой ситуации, могут претендовать на определенные уступки от государства. Например, таким налогоплательщикам предоставляется отсрочка и рассрочка уплаты налогов.

Понятия довольно схожи. Каждый термин имеет свои характерные особенности в части совершения платежей. Итак, отсрочка по уплате налога — это увеличение срока, в течение которого налогоплательщик обязан рассчитаться с ФНС, причем расчет должен быть совершен единовременно и в полном объеме. А рассрочка по уплате налогов — это аналогичная процедура продления сроков уплаты фискальных платежей. Налогоплательщик осуществляет расчеты частями, на основании утвержденного графика рассрочки.

Кто может претендовать

Действующее фискальное законодательство предусматривает четыре обстоятельства, при которых плательщик имеет право продлить срок расплаты. Они перечислены в п. 2, 13 ст. 64 НК РФ :

  1. Хозяйствующий субъект понес существенный ущерб в результате техногенной катастрофы, стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.
  2. Бюджетное финансирование было задержано либо оплата по выполненному государственному или муниципальному контракту не поступила вовремя.
  3. При единовременной уплате налогов и сборов в ФНС субъект близок к полному банкротству.
  4. Деятельность налогоплательщика является сезонной, в соответствии с утвержденным правительством перечнем (Постановление Правительства РФ от 06.04.1999 № 382 (ред. от 25.02.2014)).

Отметим, что Президент России в ежегодном Бюджетном послании на 2019 год и плановый период предложил расширить этот перечень. Для предотвращения случаев банкротства Путин предложил упростить процедуру предоставления отсрочки или рассрочки налоговых платежей для следующих категорий организаций:

  • оказывающие особо важные услуги для российского населения;
  • выполняющие особо важные задачи и госзаказы по социально-экономическому развитию регионов;
  • стратегические компании и предприятия, включенные в регламентированный государственный перечень о банкротстве.

Условия получения

Отсрочить можно практически любой платеж, если в деятельности компании настали вышеперечисленные обстоятельства. Но законным изменением срока по уплате налога является продление периодов оплаты только по основным фискальным платежам, которые исчисляются из собственных средств налогоплательщика.

Претендовать на рассрочку или отсрочку по налогам, которые компания уплачивает как налоговый агент, нельзя (п. 6 ст. 61, п. 1 ст. 64 НК РФ, Письмо Минфина от 15.02.2016 № 03-02-07/1/8000). Например, нельзя получить отсрочку по НДФЛ.

Отсрочить платежи по федеральным налогам, сборам и взносам можно на три года. По региональным и местным обязательствам отсрочка по уплате налога предоставляется на срок до одного года.

Для получения рассрочки или отсрочки налогоплательщику следует обратиться в региональное представительство ФНС с соответствующим заявлением. Отметим, что копию данного заявления придется направить и в местную ИФНС, по месту нахождения компании. К заявлению приложите следующие документы:

  1. Справку из банковской организации о текущем состоянии расчетных счетов (об остатках), о ежемесячных оборотах за последние полгода.
  2. Картотеку неоплаченных и неисполненных платежных документов (при наличии).
  3. Полный список должников налогоплательщика с указанием сумм задолженностей, сроков погашения. Придется подтвердить информацию копиями договоров.
  4. Предполагаемый график рассрочки налоговых платежей и взносов.
  5. Письменное обязательство субъекта погасить задолженность (бланк утвержден в Приложении № 2 к Приказу ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@).

Помимо этого перечня в ФНС придется предоставить документальное подтверждение права на получение отсрочки (рассрочки) налогового платежа. Налоговики могут отказать в изменении сроков выплаты, но это решение можно обжаловать в судебном порядке.

С 9 апреля решение о предоставлении отсрочки и рассрочки по уплате федеральных налогов на срок от одного года до трех лет будет принимать Федеральная налоговая служба. Соответствующие изменения в Налоговый кодекс внесены Федеральным законом .

Кто предоставляет отсрочку

Как известно, порядок предоставления отсрочки прописан в и Налогового кодекса. Если отсрочка требуется на срок не более года, то решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов принимает либо ФНС России (по федеральным налогам за некоторыми исключениями), либо местная инспекция (по региональным и местным налогам).

Если же отсрочка требуется на более длительный период — на срок от года до трех лет — налогоплательщик должен был обращаться с соответствующим запросом в Правительство РФ (п. 1 НК РФ). Напомним, что отсрочить уплату можно только в отношении той части федеральных налогов и сборов, которая зачисляется непосредственно в федеральный бюджет.

Согласно комментируемому закону, с 9 апреля решения о предоставлении «длительной» отсрочки (на срок от года до трех лет) будет принимать Федеральная налоговая служба, а не Правительство. Законодатели рассчитывают, что такой порядок упростит процедуру рассмотрения материалов и принятия решений по отсрочке.

Добавим, что этим же законом признана утратившей силу НК РФ. Данная норма наделяла министра финансов правом предоставлять отсрочку или рассрочку по уплате федеральных налогов организациям на срок до пяти лет, если сумма задолженности превышает 10 миллиардов рублей.

Кому полагается отсрочка

Перечень оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов приведен в пункте 2 НК РФ. Отсрочку или рассрочку можно получить в случае:

  • причинения ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • задержки финансирования из бюджета либо задержка оплаты выполненного государственного заказа;
  • угрозы банкротства лица в случае единовременной выплаты им налога;
  • ситуации, когда имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной выплаты им налога;
  • в случае если производство или реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер;
  • наличия иных оснований, предусмотренных Таможенным кодексом (в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ).

НК РФ регламентирует порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных главой 9:

    • на срок, не превышающий 1 год , соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности;
    • на срок от 1 до 3 лет - по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, по решению Правительства РФ;
    • на срок, не превышающий 5 лет - по уплате одного или нескольких федеральных налогов, а также пеней и штрафов по федеральным налогам, по решению министра финансов РФ.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу:

    1. финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок;
    2. имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
      • причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
      • непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога;
      • угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;
      • имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
      • производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;
      • при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Подробнее

При наличии оснований, указанных в подпунктах 1, 3 - 6 пункта 2 настоящей статьи, отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов, физическому лицу - на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.

Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в 5-дневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета.

Документы, прилагаемые к заявлению

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:

  1. справка налогового органа по месту учета этого лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
  2. справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;
  3. справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
  4. справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;
  5. перечень - дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);
  6. обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;
  7. документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 настоящей статьи.

В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом , либо поручительство.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

Законами субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов.

Инвестиционный налоговый кредит. Порядок и условия его предоставления

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

    • по налогу на прибыль организации;
    • по региональным налогам;
    • по местным налогам.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен:

    1. на срок от 1 года до 5 лет - по общему правилу;
    2. на срок до 10 лет по основанию, указанному в подп. 6 п. 1 ст. 67 НК РФ (включение организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом "О зонах территориального развития в РФ).

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

Подробнее

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, установленные настоящим пунктом, для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

    1. проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
    2. осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности , в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
    3. выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;
    4. выполнение организацией государственного оборонного заказа ;
    5. осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности , в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ;
    6. включение этой организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом "О зонах территориального развития в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

    • по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 5 - на сумму кредита, составляющую 100 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;
    • по основаниям, указанным в подпунктах 2 – 4, - на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией;
    • по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, - на сумму кредита, составляющую не более чем 100 процентов суммы расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон территориального развития инвестиционных проектов в соответствии с Федеральным законом "О зонах территориального развития в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".

Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. В указанном заявлении организация принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

Подробнее

Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Организация вправе подать в соответствующий уполномоченный орган заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита либо заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога.

Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами в соответствии со статьей 63 НК РФ в течение 30 дней со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом , либо поручительство, ответственность сторон. Если инвестиционный налоговый кредит предоставляется под залог имущества, заключается договор о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 НК РФ.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее 1/2 и превышающей 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Законами субъектов РФ по налогу на прибыль организаций (в части суммы такого налога, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ) и по региональным налогам, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по местным налогам могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита

Действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях:

    • уплаты всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока;
    • при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки или рассрочки по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки в случае, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи, заинтересованное лицо должно в течение одного месяца после получения ими соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.

При этом оставшаяся неуплаченной сумма задолженности определяется как разница между суммой задолженности, определенной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с решением об отсрочке (рассрочке) за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными суммами и процентами.

Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке направляется принявшим это решение уполномоченным органом заинтересованному лицу по почте заказным письмом в течение пяти дней со дня принятия решения. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Копия такого решения в те же сроки направляется в налоговый орган по месту учета заинтересованного лица.

1. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, может быть предоставлена на срок более одного года, но не превышающий трех лет.

Абзац утратил силу.

2. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;

3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;

4) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;

6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.2.1. При наличии оснований, указанных в подпунктах 1, 3 - 6 пункта 2 настоящей статьи, отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов.

3. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.

4. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.

5. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:

1) - 2) утратили силу.

3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;

5) перечень контрагентов - дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);

6) обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;

7) документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 настоящей статьи.

5.1. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, прилагаются заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением, а также акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованному лицу - получателю бюджетных средств по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, прилагается документ финансового органа и (или) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) указанному лицу, и (или) о сумме предельных объемов финансирования расходов, которые не доведены (несвоевременно доведены) до этого лица в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, заинтересованному лицу, которому не перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в том числе в счет оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, прилагается документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в счет оплаты оказанных таким лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.

Наличие основания, указанного в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 4 пункта 2 настоящей статьи, прилагаются сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание).

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, прилагается составленный заинтересованным лицом документ, подтверждающий, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) такого лица доля его дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, составляет не менее 50 процентов.

5.2. В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

5.3. По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, поручительство либо банковская гарантия.

5.4. При обращении в уполномоченный орган физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога представление документов, указанных в подпункте 5 пункта 5 настоящей статьи, не требуется.

6. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога принимается уполномоченным органом в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, по согласованию с финансовыми органами в соответствии со настоящего Кодекса.

7. Утратил силу.

8. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, поручительство либо банковскую гарантию.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном настоящего Кодекса.

Абзац утратил силу.

9. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным.

Абзац утратил силу.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10. Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.

11. Утратил силу.

12. Законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов.

13. Правила настоящей статьи применяются также в отношении порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

НК РФ Статья 64 Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора

Новое на сайте

>

Самое популярное