3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2005.
Содержание учебника соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по учебной дисциплине «Экономика».
Книга обстоятельно знакомит с историей экономических учений и дает полное представление об основных направлениях и школах экономической теории. Рассмотрены экономические проблемы XXI века: новая экономика, предпринимательство в информационном деле, мезоэкономика как сектор национального хозяйства, экономическая политика государства.
Особое внимание уделено вопросам практической организации экономических связей, механизмам получения прибыли в современных условиях, способам организации маркетинга, менеджмента и методам управления фирмой. Значительное место в учебнике отведено темам, посвященным отечественной экономике.
Для студентов высших учебных заведений.
Хозяйственная деятельность: ее назначение и роль в обществе.
Потребности общества и экономическая деятельность.
Литература.
Предмет и методы экономической теории.
Из истории экономических учений.
Что изучает экономическая теория.
Методы экономических исследований.
Литература.
Система экономических отношений.
Сущность и формы собственности.
Собственность в экономическом и юридическом смысле.
Классификация собственности.
Эволюция собственности при капитализме.
Россия: преобразование отношений собственности.
Полное огосударствление собственности при социализме.
Преобразование государственной собственности.
Литература.
Кооперация, разделение труда и управление.
Кооперация труда: ее экономическая роль и эффективность.
ение труда и его значение.
Управление: сущность и место в экономической системе.
Литература.
Типы организации хозяйства.
Натуральное и товарное производство.
Социально-экономические формы продуктов.
Теории стоимости (ценности).
Литература.
Деньги и современные денежные средства.
Деньги: сущность и функции.
Современные денежные средства.
Инфляция.
Литература.
Рынок и механизм его функционирования.
Рынок: функции и структура.
Формы и типы рыночных связей.
Закономерные взаимосвязи: предложение - цена - спрос.
Литература.
Конкуренция и монополия.
Конкуренция: ее виды и экономическая роль.
Монополия: место и роль на рынке.
Новое в развитии конкуренции и монополии на рубеже ХХ-XXI столетий.
Россия: путь к развитому рынку.
Литература.
Микроэкономика.
Капитал и образование новой стоимости.
Фирма: организация и управление.
Производство новой стоимости: его условия и результаты.
Теории новой стоимости.
Литература.
Простое воспроизводство.
Накопление капитала: сущность и виды.
Роль научно-технического прогресса в повышении эффективности накопления.
Литература.
Заработная плата.
Рынок труда: его современная структура и цена товара.
Роль форм заработной платы в стимулировании труда.
Заработная плата в номинальном и реальном измерениях.
Литература.
Прибыль.
Образование и распределение прибыли.
Норма прибыли и ее экономическая роль.
Выгодность торгового бизнеса.
Литература.
Доходы от собственности.
Кредит и его современные формы.
Прибыльность банковского бизнеса.
Акционерное общество и рынок ценных бумаг.
Рента и цена земли.
Литература.
Мезоэкономика.
Сущности и особенности мезоэкономики.
Формы мезоэкономических объединений.
Мезосистемы.
Мезоэкономическая интеграция.
Литература.
Макроэкономика.
Сущность, особенности и показатели макроэкономики.
Специфика национального хозяйства.
Новые показатели макроэкономики и национальные счета.
Литература.
Экономический рост национальногохозяйства.
Воспроизводство народонаселения: современные тенденции.
Современная теория макроэкономического роста.
Типы экономического роста.
Противоречия макроэкономического роста.
Литература.
Макроэкономика: неустойчивость и равновесие.
Экономический цикл: от падения к подъему производства.
Безработица и занятость.
Инфляция и устойчивость денежного обращения.
Литература.
Регуляторы национального хозяйства.
Рыночный механизм регулирования.
Модель государственного регулирования рыночной экономики.
Роль рынка и государства в распределении национального дохода.
Смешанная система управления национальным хозяйством.
Преобразование системы управления в Российской Федерации.
Литература.
Государственный бюджет и фискальная политика.
Финансовое регулирование.
Государственный бюджет.
Литература.
Мировая экономика.
Мировой хозяйство на современном этапе развития.
На пути к мировой экономике.
Интернациональные экономические отношения.
Современные международные торговые и валютные отношения.
бализация мирового хозяйства: тенденции и противоречия.
Литература.
Скачать файл
- 777.42 КБ
- добавлен 06.10.2009
Сост. Е. Ф. Борисов. - М.: Юристъ,
2000. - 536 с
Приводятся фрагменты из произведений видных экономистов прошлого и настоящего, представляющих различные экономические школы: меркантилизм, классическую экономическую теорию, неоклассические направления, кейнсианство и т. д. Кроме того, даны сведения о лауреатах Нобелевской...
- 82 КБ
- добавлен 16.05.2010
Кочетов В. В. Какой должна быть экономическая теория?
Современная экономическая теория уже неоднократно подвергалась убийственной критике. Следовательно, ее надо заменить. Но чем ее заменить? И, вообще, возможно ли это сделать? И какой должна быть новая экономическая теория? На чем она должна базироваться? Эти вопросы исслед...
- 805.62 КБ
- добавлен 20.08.2011
Лекции включают в себя.
Потребности общества и экономика.
Производство и его современная структура.
Экономика как система.
Теории стоимости.
Деньги: Сущность и функции.
Рынок: Функции и системная структура.
Конкуренция: Ее виды и экономическая роль.
Воспроизводство капитала фирмы.
Рынок труда:...
- 741.93 КБ
- добавлен 13.12.2011
Метод. указания по самостоятельной работе / сост. : Л. Н. Абрамовских, И. И. Зырянова, Т. П. Малинова, А. В. Бабенко. – Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – 61с.
Настоящее издание является частью электронного учебно-методического комплекса по
дисциплине «Экономическая теория для неэкономических специальностей (экономика)...
- 713.5 КБ
- добавлен 17.12.2011
Пособие. Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей», Санкт-Петербург, 2009. - 53 с.
Содержание
Экономическая теория: предмет и метод, функции экономики
Производство и экономика
Рынок, его механизм и условия формирования
Теория спроса и предложения
Теория потребительского по...
- 2.18 МБ
- добавлен 13.12.2011
рефераты
Наглядное пособие / Т. М. Шибитова, Л. Н. Абрамовских, И. И. Зырянова и др. – Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – 139 слайдов
Настоящее издание является частью электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Экономическая теория для неэкономических специальностей (экономика)», включающего учебную программу, конспект ле...
- 2.22 МБ
- добавлен 13.12.2011
Учебник написан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству подготовки специалистов со средним профессиональным образованием (базовый уровень). Такие требования определены Государственным образовательным стандартом и новой программой курса «Основы экономики», которые утверждены Министерством образования Российской Федерации в 2002 г.
В книге получили отражение социально-экономические процессы, которые характеризуют новый уровень развития экономики в России и других странах мира в конце XX – начале XXI столетия.
В XX в. произошли глубокие изменения в мировой экономике. Экономический рост ускорился настолько, что за 1900–2000 гг. суммарный выпуск продукции во всем мире превысил объем производства за весь предшествующий период истории человечества. Главным двигателем мирового хозяйства стал научно-технический прогресс. В большинстве стран мира изменилось социально-экономическое устройство. Усилилась роль государства в индустриально развитых и развивающихся странах. Вместе с тем расширилось мировое рыночное пространство. Много места стали занимать проблемы глобализации мирового хозяйства.
Учебник состоит из 15 глав, в которых последовательно рассматриваются современные экономические процессы:
Изменение структуры отношений собственности на рубеже XX–XXI столетий;
Развитие кооперации и разделения труда, а также связанное с этим формирование современного профиля подготовки специалистов;
Возникновение новых взаимоотношений участников рынка в XX–XXI вв.;
Образование и распределение новой стоимости;
Появление в XXI столетии новых видов денег;
Применение информационных технологий в бизнесе;
Современные тенденции воспроизводства населения в разных странах;
Глобализация мирового хозяйства.
Особое внимание уделено анализу современного состояния и перспективам развития российской экономики. В специальных разделах речь идет о коренных преобразованиях собственности; о переходе от государственного монополизма к современному конкурентному рынку; об особенностях кризиса экономики России в 1990-х гг. и путях выхода из него; переустройстве системы управления экономикой.
Отличительной чертой учебника является развитие у студентов экономического мышления. Это означает освоение положений экономической теории на основе изучения типичных фактов, статистических данных и хозяйственного опыта. Учебный материал излагается логически последовательно – от одной познавательной задачи к другой. Прививается умение обобщать материал и делать надлежащие выводы. В конце каждой главы даются тесты, задачи и вопросы на сообразительность. Все это помогает студентам творчески осваивать экономическую науку в единстве с современной хозяйственной практикой.
Книга снабжена словарем основных экономических понятий и иностранных слов.
I Экономика и ее роль в жизни общества
НАЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ
Слово «экономика» впервые стали употреблять в Древней Греции в IV в. до н. э. Тогда оно обозначало учение о домашнем хозяйстве. Таким хозяйством было поместье рабовладельца, где подневольные люди создавали для своих господ необходимые им блага.
За прошедшие с того времени 24 столетия экономическое пространство качественно изменилось и настолько расширилось, что стало охватывать каждую страну.
Сейчас экономикой мы называем прежде всего хозяйственную деятельность семьи, предприятий, населения страны и всего мира.
В то же время слово «экономика» обозначает науку, которая изучает такую деятельность.
Учебный курс «Основы экономики» излагает экономическую теорию в единстве и соответствии с практической хозяйственной деятельностью.
§ 1 Главная роль хозяйственной деятельности
Почему люди ведут хозяйство
Изучать экономику мы начнем с вопроса: всегда ли человек вел хозяйство? Если не всегда, то когда и как оно возникло?
Историческая наука установила, что весьма отдаленные предки людей не вели никакого хозяйства. Для того чтобы прокормить себя, они занимались собирательством, охотой и рыболовством. Но такой способ существования не давал нужного количества жизненных средств, обрекая первобытного человека на голод и низкую продолжительность жизни (до 40 лет).
Выход из этого тупикового положения был найден 10 тысяч лет назад. Если животные довольствуются тем, что находят в природе, то люди научились сами производить все нужные им полезные вещи. Занимаясь хозяйственной деятельностью, они создали высокую материальную и духовную культуру.
100 веков назад люди начали вести хозяйство, чтобы обеспечить себя необходимыми жизненными благами.
Чтобы лучше понять, что такое экономика, важно уяснить: почему человек занимается хозяйственной деятельностью?
В чем человек экономически заинтересован
Экономика вызывает неподдельный интерес у людей. От нее каждый ждет решения задач, от которых зависит его жизнь и благополучие.
Главное назначение экономики – обеспечение жизнедеятельности и повышение благосостояния людей.
Несомненно, что такая цель экономического развития затрагивает жизненные интересы всех студентов. Вряд ли кого из молодых людей оставят равнодушными такие, например, вопросы: будет ли заканчивающий среднее специальное учебное заведение иметь достаточные материальные условия для продолжения учебы в высшем учебном заведении? Куда пойти работать после окончания колледжа, техникума? Какую заработную плату он будет получать?
В условиях рынка у людей возникает масса вопросов: изменятся ли государственные денежные выплаты студентам, пенсионерам и малообеспеченным людям? Почему растут цены на продовольствие и другие товары и будут ли возмещаться потери населения от повышения цен? Если человек окажется безработным, то кто ему поможет?
Изучение экономики дает ответы и на важнейшие вопросы, встающие перед обществом в целом: как можно успешно развивать
В Книге рекордов Гиннеса сообщается, что в 1971 г. на острове Миндао (Филиппины) было «открыто» племя пещерных людей. Они не занимались сельским хозяйством, не имели домашних животных, не пользовались колесом и гончарным кругом.
отечественное производство товаров для народа? Что нужно сделать, чтобы обезопасить людей от загрязнения воздуха, воды, земли? Является ли острой в нашей стране проблема роста населения?
Экономический интерес – жизненно важная причина, которая побуждает людей заниматься хозяйственной деятельностью и получать средства для всестороннего развития.
Многие люди интересуются международными хозяйственными связями, в частности такими вопросами: каковы уровень и качество жизни в различных странах и чем такое различие объясняется? Какая организация хозяйства предпочтительнее и лучше служит человеку? Как развиваются валютные отношения между странами? Для чего объединяются экономически западноевропейские и другие страны?
Даже этот неполный перечень волнующих людей вопросов позволяет придти к следующему выводу. Каждому человеку важно хорошо осознать свои экономические интересы, ясно видеть пути и средства их осуществления. В этом читателю поможет настоящий учебник. Начнем с того, что ближе познакомимся с результатами хозяйственной деятельности.
Какие виды продуктов создает экономика
Материальное богатство общества состоит из:
естественных благ, создаваемых природой (лес, полезные ископаемые, дикорастущие ягоды, грибы и др.);
экономических благ, творцом которых является человек.
Данный учебник написан в первую очередь согласно государственным образовательным стандартам для профессионального высшего образования. Такой стандарт утвержден в 2000 году Министерством образования РФ. Такой стандарт определяет требования к качеству и содержанию экономической подготовки специалистов, которые в новом столетии получают высшее образование. Согласно свидетельствам большого числа ученых-экономистов, мир экономической науки, как и экономический мир в конце двадцатого века развивались невиданными темпами.
В своей книге Борисов Экономическая теория говорит о том, что наряду с прошлыми достижениями возникло большое количество инноваций в экономической теории и хозяйственной деятельности. Это инновации в компьютерной технологии, электронике, в экономике образования экологии и так далее. В данном учебнике автор постарался пересмотреть или устранить взгляды, которые уже устарели или просто больше не соответствуют современному периоду экономической истории. Прочитав эту книгу, вы сможете уточнить собственные представления по некоторым спорным вопросам.
Издание для всех – Е. Борисов "Экономическая теория"
Если вы человек заинтересованный, то вам не нужно быть профессионалом, чтобы получить пользу от прочтения этой книги. Из нее вы сможете узнать каким образом, можно сделать больше выпуск продукции без увеличенного использования ограниченных ресурсов производства. Поймете, возможно ли соизмерить количественно личные потребности людей или существовал ли когда-нибудь «чистый капитализм», который был бы основан на частной собственности и невозможности вмешательства государства в хозяйственную жизнь.
Издание, над которым работал Е. Борисов Экономическая теория буквально насыщено новыми фактическими, теоритическими и статистическими материалами. Такие материалы способны отразить изменения в актуальной реальной хозяйственной жизни. В эту книгу автор включил совершенно новые разделы, которые могут наиболее полно отразить развитие экономических отношений. Также существенное место отвели анализу преобразования экономики России об отношениях собственности. Еще здесь стоит упомянуть формы организации хозяйства, управление хозяйством, структуру национальной экономики, бюджетную политику и остальные области экономической жизни.
Автор учебника Е. Борисов "Экономическая теория"
Эта работа действительно является учебником. В ней обозначены перспективы совершенствования экономики государства в двадцать первом столетии. Также этот учебник, под авторством Борисова включает в себя изложение правовой экономики. А вместе с тем и хозяйственной деятельности, которая организуется в полном соответствии с юридическими законами. Но, кроме того, здесь отвели место и характеристике криминальной экономики. Благодаря чему можно выявить многостороннюю взаимосвязь правовых и экономических отношений.
В своем учебнике Борисов Экономическая теория скачать который можно у нас, затрагивает вопросы правового регулирования хозяйственной деятельности, а также говорит о путях воздвижения цивилизованных отношений в экономике. Внимание большинства читателей может быть привлечено практической стороне организации хозяйственных связей. По этой причине в работе Борисова рассмотрены функции предпринимателей, принципы коммерческого расчета, механизм извлечения прибыли в торговых или промышленных фирмах или в банковском деле. А также формы организации заработной платы, методы управления предприятиями, менеджмент и многое другое.
ТЕМА З. СОБСТВЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ТЕМА 4. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ
ТЕМА 5. ДЕНЬГИ И СОВРЕМЕННЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА
ТЕМА 6. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА И ЗАКОНЫ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ТЕМА 7. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ
РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКА
ТЕМА 8. БИЗНЕС: СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА НОВОЙ СТОИМОСТИ
ТЕМА 9. ВОСПРОИЗВОДСТВО КАПИТАЛА ФИРМЫ
СИСТЕМА ДОХОДОВ
ТЕМА 10. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
ТЕМА 11. ПРИБЫЛЬ
ТЕМА 12. ДОХОДЫ ОТ СОБСТВЕННОСТИ
Раздел III. МАКРОЭКОНОМИКА
ТЕМА 13. МАКРОЭКОНОМИКА:
ЕЕ ОСОБЕННОСТИ И СТРУКТУРА
ТЕМА 14. НЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЕГО ПРОТИВОРЕЧИЯ
ТЕМА 15. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ:
БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ
ТЕМА 16. РЕГУЛЯТОРЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
ТЕМА 17. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
РАЗДЕЛ IV. ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
ТЕМА 18. СОВРЕМЕННОЕ ВСЕМИРНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Введение
В предлагаемом курсе лекций излагается современная экономическая теория, которая раскрывает состояние и тенденции развития всех типов хозяйственных систем. Вторая половина XX столетия отмечена грандиозными переменами во всей системе экономических отношений внутри отдельных стран и в мировом масштабе. Развитие такого мощного фактора хозяйственного обновления, как научно-техническая революция, обусловило переход к информационному обществу и небывалый рост эффективности производства. Во всем мире быстро развиваются транснациональные и международные интеграционные связи. Экономические отношения принимают все более цивилизованный и социально ориентированный характер. В странах Запада утвердилась смешанная экономика и новая система управления национальным хозяйством, при которой государство выполняет множество социально-экономических функций. Россия, бывшие социалистические страны вступили в переходный период, ведущий к новой структуре экономики.
Учебное пособие соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, который утвержден 12 августа 1994 г. постановлением Правительства Российской Федерации. Этот стандарт включает государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра (второго уровня высшего профессионального образования). Такие требования впервые определены по учебной дисциплине "Экономика", которая изучается студентами всех вузов.
Курс лекций освобожден от односторонности и грубых ошибок в трактовке проблем экономической теории, которые были присущи советской политической экономии и сейчас свойственны некоторым западным течениям экономической мысли. В нем последовательно развит новый взгляд на предмет экономической теории, позволяющий обобщить все достижения предшествующего и современного развития экономической мысли. Настоящая книга обстоятельно знакомит с историей экономических
учений. На основе непредвзятого, объективного подхода в ней рассмотрены главные направления и школы экономической теории с их достижениями и нерешенными проблемами. В частности, дан сравнительный анализ важных концепций - трудовой теории стоимости и теории предельной полезности, а также теории прибавочной стоимости и теории трех факторов производства и их предельной производительности.
В учебном пособии содержатся совершенно новые теоретические разработки большого комплекса проблем, охватывающих все стороны экономической жизни. К ним, в частности, относятся разделы о трех стадиях развития производства и потребностей (доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной), типах собственности в ее экономической смысле, посткапиталистической и постсоциалистической экономике, процессе производства новой (добавленной) стоимости, распределении доходов в либеральной рыночной и социально ориентированной экономике. Особое внимание уделено вопросам о современном рыночном хозяйстве - характеристике системы и типов современных рынков, определению рынка как социального института, правилам конкурентного поведения на рынке и правилам поведения фирм-монополистов, анализу опыта государственного регулирования деятельности монополий и конкуренции, состоянию рынка труда на Западе и в России.
Значительное место в курсе лекций отведено современному состоянию российской экономики. Здесь раскрываются объективная необходимость, содержание и ход экономических реформ, направленных на преобразование отношений собственности, формирование рыночного хозяйства, коренного изменения структуры народного хозяйства и совершенствования управления всей экономикой. Освещаются также злободневные проблемы, касающиеся уровня и динамики заработной платы, инфляции, безработицы, экономического кризиса, бюджета и других сторон социально-экономической жизни России.
В книге большое место отведено практической организации экономических связей. Автором рассмотрены принципы коммерческого расчета; функции предпринимателей; механизм получения прибыли в промышленных и торговых фирмах, в банковском деле; формы организации заработной платы, менеджмент и методы управления фирмой; способы организации маркетинга;
Деятельность торговых и фондовых бирж. Все это настоятельно необходимо для работы будущих специалистов в новых и довольно-таки сложных экономических условиях.
2-е издание, переработанное и дополненное
Российской Федерации в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по экономическим специальностям.
Москва, 1999
Борисов Е. Ф.
Б 82 Экономическая теория: Учеб. пособие- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 1999. - 384 с.
ISBN 5-85294-086-0
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, содержание которого полностью соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по учебной дисциплине “Экономика”.
Учебное пособие обстоятельно знакомит с историей экономических учений и дает полное представление об основных направлениях и школах экономической теории, кроме того автор предлагает сравнительный анализ трудовой теории стоимости и теории предельной полезности, а также теории прибавочной стоимости и теории трех факторов производства и их предельной производительности.
При подготовке второго издания существенно переработаны все темы и разделы лекций, привлечен свежий фактический и статистический материал. Значительное место в курсе отведено темам, посвященным отечественной экономике.
Рассмотрены новые проблемы: предпринимательство в информационном деле, мезоэкономика как сектор национального хозяйства, экономическая политика государства. Особое внимание уделено вопросам практической организации экономических связей в современных условиях, подробно рассмотрены принципы коммерческого расчета, механизмы получения прибыли, способы организации маркетинга, менеджмента и методы управления фирмой.
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, но может быть полезно и тем, кто самостоятельно изучает экономическую теорию.
УДК 33
ББК 65.01
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
В основу настоящего лекционного курса положено изложение современной экономической теории, которая раскрывает нынешнее состояние и тенденции развития всех типов хозяйственных систем. Вторая половина XX столетия ознаменована большими переменами во всей структуре экономических отношений внутри отдельных стран и в мировом масштабе. Развитие такого мощного фактора хозяйственного обновления, как научно-техническая революция, обусловило переход к. информационному обществу и небывалый рост эффективности производства. Во всем мире быстро развиваются транснациональные и международные интеграционные связи. Экономические отношения принимают все более цивилизованный и социально ориентированный характер. В странах Запада утвердились смешанная экономика и новая система управления национальным хозяйством, при которой государство выполняет множество социально-экономических функций. Россия, бывшие социалистические страны вступили в переходный период, ведущий к новой структуре экономики.
В курсе лекций последовательно развит новый взгляд на предмет экономической теории, позволяющий обобщить все лучшие достижения предшествующего и современного развития экономической мысли. Настоящая книга знакомит с историей экономических учений. В ней рассмотрены главные направления экономической теории с их достижениями и нерешенными проблемами. В частности, дан сравнительный анализ важных концепций - трудовой теории стоимости и теории предельной полезности, а также теории прибавочной стоимости и теории трех факторов производства и их предельной производительности.
В учебном пособии содержатся новые теоретические разработки большого комплекса проблем, охватывающих все стороны экономической жизни. К ним, в частности, относятся разделы о трех стадиях развития производства и потребностей (доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной), типах собственности в ее экономическом смысле, постсоциалистической экономике, процессе производства новой (добавленной) стоимости, распределении доходов в либеральной рыночной и социально ориентированной экономике. Особое внимание уделено вопросам о современном рыночном хозяйстве - характеристике системы и типов рынков, определению рынка как социального института, правилам конкурентного поведения и поведения фирм-монополистов, анализу опыта государственного регулирования деятельности монополий и конкуренции.
Значительное место в курсе лекций отведено современному состоянию российской экономики. Здесь раскрываются объективная необходимость, содержание и ход экономических реформ, призванных преобразовать отношения собственности, сформировать рыночное хозяйство, изменить структуру хозяйства и усовершенствовать управление всей экономикой. , касающиеся уровня и динамики заработной платы, инфляции, безработицы, экономического кризиса, бюджета и других сторон социально-экономической жизни России.
В книге большое место отведено практической организации экономических связей. Рассмотрены принципы коммерческого расчета; функции предпринимателей; механизмы получения прибыли в промышленных и торговых фирмах, в банковском деле; формы организации заработной платы; менеджмент и методы управления фирмой; способы организации маркетинга; деятельность торговых и фондовых бирж. Все это настоятельно необходимо для работы будущих специалистов в новых и довольно-таки сложных экономических условиях.
При подготовке второго издания книги существенно переработаны все темы и разделы лекций. В них привлечен свежий фактический и статистический материал. Широко использованы труды многих лауреатов Нобелевской премии по экономике.
Во втором издании рассмотрены такие новые теоретические и практические проблемы, как, например, предпринимательство в информационном деле, мезоэкономика как сектор национального хозяйства, экономическая политика государства, воспроизводственная структура макроэкономики.
Главное внимание уделено освещению новейших явлений: макроэкономической структуре собственности в конце XX в., новым процессам в развитии конкуренции и монополий на рубеже XX-XXI столетий, новым чертам экономического роста национальных экономик в 1990-х годах, глобализации мировой экономики в последнее десятилетие, финансово-бюджетному кризису в Российской Федерации и другим новейшим процессам.
РАЗДЕЛ I. ПРОПЕДЕВТИКА
Пропедевтика (от греч. propaideuo - обучаю предварительно) - введение в науку. В этом разделе состоится наше первое знакомство с экономикой и экономической теорией. Здесь же рассмотрим общие основы хозяйственной деятельности: собственность, типы организации производства, деньги, рыночную систему и экономическую роль государства.
ТЕМА 1 ЭКОНОМИКА: ЕЕ ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ И СТРУКТУРА
§ 1. ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА И ЭКОНОМИКА
Главная функция экономики
Экономика - область деятельности людей, в которой создаются нужные им блага. Под благом подразумевается все то, что удовлетворяет потребности людей, отвечает их целям и устремлениям. Блага вообще подразделяются на два рода:
1) естественные - земля, леса, полезные ископаемые и все другое, созданное первозданной природой;
2) экономические - продукты, образно говоря, “второй природы”, творцом которой является человек.
Значит, главная функция (назначение) экономики заключается в создании продуктов, необходимых для жизнедеятельности общества. При этом изготавливаются два вида экономических благ:
а) предметы потребления и б) средства производства (условия созидательной деятельности).
О степени экономического развития страны в первую очередь судят по объему, разнообразию и качеству предметов потребления и по степени обеспеченности ими жителей. Иллюстрацией этого положения служат статистические данные, приведенные, например, в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Выпуск ежедневных газет, а также число телевизоров и радиоприемных устройств
Страны | Газеты (разовый тираж), экз. на 1 тыс. человек | Телевизоры, шт. на 1 тыс. человек. | Радиоприемные устройства, шт. на 1 тыс.человек |
Россия | 105 | 382 | 337 |
Китай | 23 | 189 | 184 |
Турция | 44 | 181 | 162 |
Бразилия | 45 | 209 | 393 |
Германия | 317 | 560 | 935 |
Япония | 576 | 681 | 912 |
США | 228 | 817 | 2122 |
Примечание. Россия- 1996г., остальные страны - 1994г.
Из табл. 1.1 наглядно видно, что наиболее развитые промышленные страны очень заметно опережают задержавшиеся в своем прогрессе государства по степени развития ряда важных средств современной материальной культуры.
Чтобы выполнять главную функцию экономики, нужно создавать блага второго вида - средства производства (хлопок, нефть, металл, древесину, станки и т. п.). Без этих средств нельзя изготовить предметы потребления. Стало быть, для каждой страны важен и другой показатель хозяйственного развития - объем выпуска разных средств производства на душу населения.
Теперь давайте посмотрим в статистическом сборнике данные о развитии какой-либо процветающей экономики за длительный период. Мы увидим последовательный ряд возрастающих по своей величине цифр. Может показаться, что национальное хозяйство поднимается вверх по прямой линии. Но если внимательно проследить действительное движение продукции в ее натуральном виде, то мы столкнемся с парадоксом, неожиданностью.
Дело в том, что экономике свойственны воспроизводственные процессы. Все создаваемые материальные блага рано или поздно исчезают при их использовании, потреблении. Из-за этого необходимо воспроизводить - непрерывно возобновлять процесс создания новых предметов потребления и средств производства взамен выбывающих.
В ходе воспроизводства экономических благ люди получают из окружающей природной среды вещества и энергоносители и, в конце концов, возвращают обратно ненужные отходы производства и потребления. Это в какой-то мере напоминает круговорот веществ в природе. Однако в экономике происходит иное круговое движение.
Экономический кругооборот
Экономические блага совершают движение по такому кругу: производство- распределение-обмен - потребление. Эта последовательность наглядно представлена на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Движение продуктов труда
Началом здесь является непосредственное производство - созидание полезных продуктов. В это время работники приспосабливают вещество и силы природы к удовлетворению человеческих потребностей (скажем, из древесины изготавливают мебель).
Производство является основой для всей экономики. Если не создан продукт, то, естественно, нечего распределять , обменивать и потреблять.
Распределение - такой отрезок кругооборота, который начинается в производстве. Чтобы создавать все многообразие полезных вещей, требуется разместить работников и орудия труда по разным видам хозяйственной деятельности. Такое разделение труда со временем все более углубляется и расширяется.
Когда распределяется доход, полученный от хозяйственной деятельности, то определяется доля каждого человека в созданном богатстве. Она зависит от количества изготовленных благ.
Обмен прежде всего глубоко вторгается в производство. Ведь разделение труда вынуждает работников совершенствовать свои способности в разных направлениях. Из-за этого возникает необходимость обмениваться знаниями и деятельностью в целях получения общего хозяйственного результата. Такое сотрудничество можно наблюдать, положим, на автомобильном заводе, продукция которого - плод совместного труда конструкторов, инженеров, технологов, рабочих разных профессий и многих других людей, включая управленческий персонал. Доставшиеся от распределения блага зачастую не нужны людям для личного потребления. Но в то же время они нуждаются в совершенно других вещах. Тогда происходит обмен продуктами труда.
Потребление также непосредственно связано с производством. На предприятиях расходуются жизненные силы и способности работников. Используется также сырье, топливо, машины и другие вещественные условия выпуска продукции, то есть совершается производительное потребление.
Вместе с тем потребление составляет особый - заключительный этап движения продукта, когда он идет на удовлетворение личных нужд людей. В это время полезные вещи известным образом исчезают в процессе непроизводительного потребления, после чего их требуется заново создавать.
Эту непреложную истину особенно остро ощущает население стран с низким уровнем национального хозяйства. Здесь невозможно решительно поднять благосостояние народа. Убедительной иллюстрацией служат данные о производстве валового внутреннего продукта (сумму -стоимости товаров и услуг, созданных в стране) в расчете на душу населения. Если валовой внутренний продукт в расчете на душу населения, произведенный в США в 1993 г., принять за 100%, то этот показатель составил в Германии 76, Японии - 83,5, Канаде - 80, России - 20,4%, а в то же время в таких африканских странах, как Танзания, Мозамбик и Эфиопия, - около 2%.
Чтобы лучше разобраться во всех взаимосвязях этапов движения продукта труда, еще раз взглянем на рис. 1.1. Можно ли сказать, что движение изготавливаемого и потребляемого продукта идет по замкнутому кругу, словно топчется на месте?
Экономическая статистика говорит об обратном: в большинстве стран и в мировой экономике в целом наблюдается тенденция к росту выпуска материальных благ. Например, в 1981-1990гг. производство увеличивалось в среднем за год в промышленно развитых странах на 2,9%, а в развивающихся государствах- на 2,4%. Рост производства здесь продолжился и в 90-х годах. Стало быть, в рассмотренной нами схеме кругооборота явно недостает очень важного звена. Оно не только соединяет потребление с производством, но и как бы переводит последнее на более высокую орбиту. Что же это за звено? Речь сейчас пойдет о потребностях.
Роль потребностей
Потребность
вообще - это особое психологическое состояние человека, ощущаемое или осознаваемое им как “неудовлетворенность”, несоответствие между внутренними и внешними условиями жизнедеятельности. Поэтому потребность становится побудителем активности, направленной на устранение возникшего несоответствия.
Человеческие потребности весьма многообразны. В частности, по субъектам (носителям потребностей) различаются индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) запросы людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяются потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности) и экономические.
Рассмотрим подробнее последний вид потребностей. Экономические потребности - это часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. Именно они участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлетворенными запросами людей. Каково же это взаимодействие?
Производство прямо влияет на потребности по нескольким направлениям.
Во-первых, оно создает конкретные блага и тем самым способствует удовлетворению определенных человеческих запросов. Удовлетворение этих нужд и уже потребляемая полезная вещь, в свою очередь, ведут к появлению новых запросов. Вот простая иллюстрация. Допустим, человек стремился приобрести автомобиль. После его покупки у владельца возникает масса новых нужд. Машину надо застраховать, найти для нее подходящую стоянку или гараж, приобрести горючее, запасные части и многое другое.
Во-вторых, ускорение научно-технического прогресса коренным образом обновляет предметный мир и уклад жизни, порождает качественно новые потребности. Скажем, выпуск и поступление в продажу видеомагнитофонов вызывают желание их приобрести.
В-третьих, производство во многом влияет на способы применения полезных вещей, а тем самым формирует определенную бытовую культуру. Например, первобытный человек вполне довольствовался куском мяса, обугленном на костре. Нашему современнику для приготовления того же куска мяса требуется газовая плита или гриль.
В свою очередь, экономические потребности оказывают обратное воздействие на производство.
Во-первых, потребности являются внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.
Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. В силу этого экономические потребности часто обгоняют производство.
В-третьих, ведущая роль потребностей ярко проявляется в том , что они вызывают движение хозяйственной деятельности - от низшей ступени ко все более высоким.
Если вновь обратиться к рис. 1.1, то теперь станет ясно, что недостающим звеном в схеме кругооборота экономических благ является фаза “потребности”, соединяющая “потребление” и “производство”.
Всю историю экономики мы можем в определенном смысле рассматривать как историю формирования все более высокого уровня потребностей. Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной и духовной культуры общества) знает несколько уровней потребностей:
физиологические нужды (в пище, воде, одежде, жилье, воспроизводстве рода); потребности в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты);
необходимость в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви);
потребности в уважении (признании со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения);
потребность в саморазвитии (в совершенствовании всех возможностей и способностей человека).
Перечисленные формы человеческих нужд можно наглядно изобразить в виде пирамиды (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Пирамида потребностей современного человека
Прогресс общества ярко проявляется в действии закона возвышения потребностей. Этот закон выражает объективную (независимую от воли и желания людей) необходимость роста и совершенствования человеческих нужд с развитием производства и культуры.
Некоторые ученые утверждают без всяких оговорок, что потребности людей все время растут безгранично. Однако на деле повышение потребностей не состоит в простом пропорциональном росте всех их видов. Быстрее всего насыщаются и имеют определенный предел увеличения нужды низшего порядка. Напротив, по существу безграничны запросы высшего порядка - социальные и интеллектуальные.
Вполне очевидно, что для правильной ориентации в практической хозяйственной деятельности важно знать, какие сдвиги происходят в структуре покупок населения каждой страны за определенный период. Зная это, руководители предприятий смогут определить, когда наступает предел насыщения потребностей населения в отношении определенных благ. Тогда можно своевременно переключиться на выпуск новых и более высококачественных продуктов, искать пути их продвижения на внутреннем и международном рынках.
И с теоретической, и с практической точек зрения несомненный интерес представляет вопрос, каковы варианты соотношения между потребностями, потреблением и производством в сегодняшней мировой экономике.
Современные тенденции
В масштабе всей современной мировой экономики складываются три основные тенденции в изменении количественных пропорции (соотношений) между производством, с одной стороны, и потребностями и потреблением населения - с другой.
Первая тенденция возникает в тех странах и регионах, где длительный упадок хозяйства ведет к уменьшению как потребления, так и потребностей. Тогда происходит попятное движение к низшему уровню человеческих нужд. Этот процесс можно уподобить спиралевидному движению с уменьшающимися кругами, какие мы наблюдаем, скажем, в воронке водоворота. Такое бедственное положение сейчас можно видеть, в частности, в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки. Так, примерно в 2/3 развивающихся стран за 80-е годы и первую половину 90-х годов произошло сокращение дохода общества в расчете на душу населения.
Вторая тенденция выражается в том, что выпуск сравнительно ограниченного набора продуктов растет крайне медленно. В таком случае потребности являются устойчиво традиционными и лишь понемногу расширяются.
Движение по колее “производство - распределение - обмен - потребление - потребности” напоминает замкнутый круг. Отсюда вытекает длительность общего застоя в экономике, который к тому же зачастую закрепляется сложившимися в народе примитивными обычаями, традициями. В наши дни подобное положение можно наблюдать в отдельных странах и регионах Азии и Африки.
Первая и вторая тенденции выражают ненормальные соотношения в динамике производства и потребления.
Чем объяснить неблагоприятное развитие в данных двух случаях?
Они показывают, что во многих странах возвышению потребностей сильно противодействует рад факторов, сдерживающих социально-экономический прогресс. К ним, в частности, относятся такие обстоятельства:
низкий уровень материальной и духовной культуры общества ограничивает круг человеческих нужд их видами низшего порядка, который изменяется медленнее всего;
очень слабо развито разделение труда, что не позволяет увеличить разнообразие материальных благ и повысить уровень потребления и потребностей;
мизерные денежные доходы массы людей и высокий уровень цен препятствуют удовлетворению их даже самых элементарных запросов;
во многих случаях численность населения стран увеличивается более высокими темпами, чем расширяются материальные условия его существования.
Третья тенденция - нормальная. В данном случае производство количественно растет и качественно совершенствуется, повышается уровень потребления и потребностей. Все это можно уподобить движению вверх по спирали с расширяющимися оборотами.
Примечательно, что в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входят 24 страны - США, Япония, Великобритания, Германия, Франция и другие западные страны - среднегодовые темпы роста валового национального продукта (стоимости конечных результатов деятельности материального и нематериального производства) составили в 1971-1980гг. 3,3%, в 1981-1990 гг. - 2,9%. Личное потребление населения в среднем повышалось за год примерно на 3%. Такая же тенденция сохранилась и в 1990-х годах.
Сегодня в богатых странах проживает 1 млрд человек - так называемый “золотой миллиард”. Здесь поступательный рост производства и потребления опирается в первую очередь на самую передовую технику и технологию, высокую культуру производства.
Между тем в успехах самых развитых стран есть свой “секрет”. Большинство из них по основным видам минерального сырья на 70% зависит от его поставок из слаборазвитых стран. По оценке специалистов , каждый человек из “золотого миллиарда” потребляет за свою жизнь в 20-30 раз больше ресурсов планеты, чем в более бедной стране.
Все рассмотренные нами тенденции в той или иной мере выражают противоречие между потребностями и производством:
несоответствие между тем, что люди хотели бы иметь, и тем, что в действительности может дать им хозяйственная деятельность. Чтобы понять суть этого противоречия, выясним факторы и возможности, которыми располагает созидательная деятельность общества.
§ 2. ПРОИЗВОДСТВО И ЕГО СОВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА
Факторы и возможности производства
Производство включает три разнородных фактора (лат. factor - делающий, производящий). Рассмотрим их в натурально-вещественном виде, который свойствен всякому обществу.
Первый фактор - человеческий. Для производства всегда нужны люди, имеющие необходимые знания и трудовые навыки.
Труд в материальном производстве - это целесообразная деятельность, в которой люди с помощью созданных ими средств изменяют предметы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей.
Второй фактор - вещественный - средства труда. К ним относятся те материальные вещи, с помощью которых люди создают полезные блага.
В состав средств труда входят естественные условия производственного процесса (например, вода, используемая, скажем, на гидроэлектростанциях или в мелиоративных сооружениях для хозяйственных целей) и техника - искусственные, созданные человеком средства труда. В свою очередь, они включают орудия труда (инструменты, машины, оборудование, аппараты химического производства и т. п.), благодаря которым исходное природное вещество преобразуется в полезные блага, а также общие материальные условия труда (производственные здания, каналы, дороги и т. д.).
Третий фактор - тоже вещественный - предмет труда. Это вещь или совокупность вещей, которые человек приспосабливает для своих нужд. Предметы труда также подразделяются на вещество природы, которое не подверглось обработке (например, угольный пласт в шахте, руда в руднике), и на сырье (сырые материалы), которое претерпело воздействие труда человека (отбитые из пласта уголь и руда, направляемые для дальнейшем переработки).
Все три фактора связываются воедино с помощью технологии. Технология - совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов.
Внутреннюю структуру производства можно наглядно представить на рис. 1.3.
Все указанные факторы (или ресурсы производства) в каждый данный момент времени ограничены
по отношению к потребностям. Эта ограниченность может быть: абсолютной
(ресурсы вообще невозможно увеличить) и относительной
(факторы можно умножить, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей).
Рис. 1.3. Факторы производства
Первый фактор - число работников - нельзя или почти нельзя быстро увеличить. Пределами здесь являются общая численность населения каждой страны и особенно доля его в составе трудоспособных людей.
Второй фактор - средства труда - можно наращивать до необходимых размеров. Однако это можно сделать не сразу, поскольку несколько лет уходит на создание новых машин и зданий.
Третий фактор - прежде всего земля и полезные ископаемые - абсолютно ограничены. При этом различают разведанные запасы природных богатств и потенциальные ресурсы (которые еще недостаточно учтены). Обследования, проведенные во многих странах, показали, что разведанных запасов нефти, газа и угля может хватить только до середины XXI столетия.
В связи с этим практически важно определить производственные возможности (применительно как к стране, так и к отдельному предприятию). Под производственными возможностями подразумевается наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов.
При нехватке хозяйственных средств можно прибегать к следующему выбору. Из всех допустимых вариантов применения производственных факторов выбирается более предпочтительный, самый насущный.
Допустим, на машиностроительных заводах выпускается продукция: а) для гражданских нужд (легковые автомобили, холодильники, пылесосы и т. п.) и б) для армии (танки, ракеты и др.). Правительство и владельцы машиностроительных предприятий, учитывая изменившийся спрос, должны решить, как полнее использовать производственные ресурсы. По варианту, рассчитанному на случай войны, все факторы производства будут применены для изготовления средств вооружения в количестве 170 тыс. штук. Другой вариант (при мирных условиях) предусматривает выпуск гражданской продукции - 300 тыс. изделий. Возможный выбор иных вариантов наглядно отражает шкала производственных возможностей
(табл. 1.2). Она показывает, сколько разных благ можно создать при полном использовании ресурсов.
Таблица 1.2 Шкала производственных возможностей
Вариант | Гражданская продукция, тыс. штук | Средства вооружения, тыс. изделий |
1 | 300 | 0 |
2 | 220 | 80 |
3 | 140 | 120 |
4 | 0 | 170 |
Данные табл. 1.2 позволяют построить график производственных возможностей - кривую, которая очерчивает границу полного использования хозяйственных ресурсов (рис. 1.4).
Рис. 1.4. График производственных возможностей
Глядя на график, можно представить себе множество вариантов выбора между выпуском жизненных средств и военных изделий. Предположим, принято решение провести значительную конверсию оборонных предприятий (переключить их работу на выпуск гражданской продукции) и увеличить производство изделий для населения со 140 до 220 тыс. штук. Однако при отсутствии резервов сделать это можно лишь путем сокращения выпуска средств вооружения со 120 до 80 тыс. штук, то есть на 40 тыс. изделий.
Последняя цифра точно определяет экономические последствия, своего рода “цену” принятого решения - “альтернативную стоимость”. Под альтернативной стоимостью подразумевается количество благ, которое нужно отдать (или, как говорится, принести в жертву) в обмен на продукты, пользующиеся значительно большим предпочтением. В рассмотренном случае повышение благосостояния населения (увеличение выпуска предметов потребления со 140 до 220 тыс. изделий) имеет альтернативную стоимость, равную 40 тыс. штук военных средств.
Разумеется, в реальной жизни приходится определять производственные возможности в отношении множества благ. Сейчас в экономически развитых странах принимаются в расчет миллионы видов продуктов. Способы решения возникающих сложных задач будут рассмотрены позже.
Важно заметить, что выбор подходящих производственных возможностей осуществляется неоднозначно в разные периоды экономического развития.
Ступени прогресса производства
Как установлено исторической наукой, отдаленные предки человека по образу жизнедеятельности мало чем отличались от животных. Средства существования они добывали преимущественно путем собирательства готовых продуктов природы. Тогда, естественно, не было регулярно налаженного производства. Вследствие этого уделом предков человека было частое голодание.
Примерно 10 тыс. лет назад собирательство плодов природы привело к двум великим открытиям, вызвавшим аграрную революцию, - земледелию (вначале в виде примитивной обработки почвы и посевов зерна) и скотоводству (приручение диких животных и разведение их как домашнего скота). Так впервые появилась постоянно производящая экономика, благодаря которой люди стали в определенной степени независимыми от природы. Производство с самого начала опиралось на достижения неолитической революции. В эпоху нового каменного века появились кремневые, костяные и каменные орудия труда. Позже продукты питания создавались с помощью более совершенных металлических технических средств (были изобретены плуг и колесо).
Так началась доиндустриальная стадия производства, которая предшествовала возникновению промышленности. На этой стадии преобладает первичная сфера экономики (сельское хозяйство). Подавляющая часть трудоспособного населения занята земледелием и животноводством. В хозяйственной деятельности господствуют ручной труд и простейшие формы его организации. С переходом к оседлому образу жизни люди стали заниматься строительством, сооружая жилища и хозяйственные постройки.
Значительные качественные перемены в материальной культуре благоприятствовали резкому увеличению численности населения - произошел так называемый первый демографический взрыв. В эпоху неолита темпы роста населения Земли повысились почти втрое.
Рост населения Земли и повышение уровня его потребностей пришли в противоречие с теми ограниченными возможностями, которые свойственны производству с применением ручного труда. Такое противоречие было преодолено лишь в результате промышленного переворота, который начался в Англии в 60-е годы XVIII в. и завершился в Западной Европе и США в 50-60-е годы XIX в. Существо промышленной революции состоит в широкомасштабной замене ручного труда машинами.
На индустриальной стадии производства главной является вторичная сфера экономики - машинизированное промышленное производство. С помощью машинной техники промышленность преобразует сельское хозяйство, строительство, транспорт и другие важнейшие отрасли производства. Основная масса трудящихся является работниками индустриальных отраслей хозяйства (например, в Великобритании уже в середине 40-х годов XIX в. 3/4 населения составили фабрично-заводские рабочие). Происходит быстрая урбанизация (лат. urbanus - городской) населения: в городах проживает до 2/3 всех жителей. Мощный рост производственных возможностей и многоотраслевая структура хозяйства позволяют удовлетворять достаточно широкий спектр материальных и культурных потребностей людей.
С индустриальной стадией экономики связан второй демографический взрыв. Численность населения мира за три с четвертью столетия (1650-1974 гг.) возросла в 7 раз (в 1650г. население составляло 650 млн человек).
Однако достижения индустриальной экономики явно недостаточны для современного этапа динамики потребностей и потребления. Ведь при механизированном труде работник зачастую управляет одной машиной и не в состоянии стабильно обеспечивать высокое качество изделий, без чего нельзя создавать новейшую технику. Промышленно развитые страны все более остро стали испытывать нужду в природном сырье и энергоносителях. В итоге сложилось глубокое противоречие между сравнительно ограниченными производственными возможностями и совершенно новым - в количественном и качественном отношениях - уровнем потребностей. Это противоречие разрешается в ходе начавшейся в 40-50-х годах грандиозной научно-технической революции. Эта революция открыла движение человечества к постиндустриальной (лат. post - после) стадии производства, означающей переход к информационному обществу.
На этой высшей стадии наибольшее развитие получает третичная сфера экономики - сфера услуг, где занято 50-70% всех работников. Во всех отраслях хозяйства и в быту широко внедряются достижения информатики и современной вычислительной техники, что позволяет резко повысить значение информации в жизни общества, а также автоматизировать физический и умственный труд. На предприятиях быстро повышается роль научных работников и квалифицированных специалистов. Теперь высокоэффективная экономика способна обеспечить для всех граждан достаточно полное удовлетворение элементарных потребностей и расширить реализацию запросов более высокого порядка.
Означает ли сказанное, что все человечество уже перешло на такую вершину экономического благополучия? Отнюдь нет. Сегодня на экономико-географической карте нашей планеты можно обнаружить страны, находящиеся на разных ступенях прогресса производства.
Во-первых, в Африке, Латинской Америке и Азии до сих пор сохранилась доиндустриальная экономика. Около 2/3 трудоспособного населения занято в сельском хозяйстве. Используя примитивные орудия ручного труда, работник может прокормить не более двух человек.
Во-вторых, индустриальный тип хозяйства мы обнаруживаем в ряде государств Европы (например, Греция), Азии, на территории бывшего СССР.
В-третьих, постиндустриальная стадия производства утверждается в наиболее развитых странах, таких, скажем, как США и Япония. Здесь работник сельского хозяйства способен произвести в 15 раз больше продукции, чем в странах с доиндустриальной экономикой. В то же время главным становится труд, связанный с получением, преобразованием и использованием информации.
Вместе с тем большинство народов, отставших в технико-экономическом отношении, с разной скоростью продвигаются к информационному обществу. Поэтому можно с достаточной достоверностью предположить: в XXI столетии во всем мире еще более широко распространится новейшая структура экономики. При этом отдельные страны смогут находить лучшие для них способы решения противоречия между ростом потребностей и ограниченностью ресурсов.
Структура производства в конце XX – начале XXI в.
Человек, проживший в условиях доиндустриндустриальной экономики, обычно отождествляет производство с такой сферой деятельности, которая создает материальные блага. Характерен для XVIII в., например, такой факт, Известный английский экономист Адам Смит считал, что богатство общества созидает только производительный труд - работа по созданию материальных благ. К непроизводительным занятиям он отнес услуги таких профессий, как “священники, юристы, врачи, писатели... актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр.” 1
1 Смит А.
Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 1. М., 1935. С. 279.
Но современная экономическая теория отражает новую хозяйственную действительность. Для конца XX в. и начала XXI в. характерна новейшая структура постиндустриального производства. Она имеет ряд отличительных черт.
1. Новейшее производство способно обеспечить массовое удовлетворение всего круга действительных и перспективных потребностей.
2. Нынешняя экономика включает две дополняющие друг друга сферы производства: материальное (создает вещественное богатство) и нематериальное (создает духовные, нравственные и иные ценности - произведения духовной культуры, искусства, науки и т. п.).
3. В современное производство органически входит особая сфера услуг. Услуга - такой вид целесообразной деятельности , полезный результат которой проявляется во время труда и связан с удовлетворением какой-либо потребности.
Услуги подразделяются на два вида, которые соответствуют сферам производственной деятельности. Различают материальные услуги (их осуществляют грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, торговля, жилищно-бытовое обслуживание и др.) и нематериальные услуги (их оказывают просвещение, здравоохранение, научное обслуживание, искусство, социальное обслуживание, кредитование, страхование и т.п.).
Структура высокоразвитого производства схематически изображена на рис. 1.5.
Рис. 1.5. Новейшая структура производства
4. Сейчас в структуре производства особо выделяется инфраструктура- совокупность видов хозяйств, обеспечивающих общие условия производства и жизнедеятельности людей. Она делится на две группы:
производственная инфраструктура, непосредственно обслуживающая материальное производство (строительство и эксплуатация шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов; энергетическое хозяйство; железнодорожное хозяйство; водоснабжение, канализация и т. п.);
Непроизводственная (или социальная) инфраструктура, которая опосредованно связана с процессом производства (подготовка кадров, школьное и высшее образование, здравоохранение и др.).
Инфраструктура прямо свидетельствует о том, что современное производство и его подразделения внутренне связаны между собой обширными и прочными взаимосвязями. Последние в какой-то мере объединяют хозяйственную деятельность в целостное единство, а тем самым придают ей системный характер. Рассмотрим подробнее такой характер экономики.
§ 3. ЭКОНОМИКА КАК СИСТЕМА
Элементы системы
Всякая система является единой совокупностью каких-то элементов, которые определенным образом связаны между собой. Знакомиться с экономической системой мы начнем с исходного вопроса: что является элементом, простейшей составной частью данной системы?
Как известно, хозяйственная деятельность всегда связана с материальными благами - с их производством, распределением, обменом и потреблением. Отсюда можно предположить, что простейшей частью экономики является связь между полезными предметами типа “вещь - вещь”. Скажем, многим людям торговля представляется в виде обмена одной вещи (товара) на другую вещь (деньги) и наоборот.
Однако возможен и иной вариант ответа, если обратить внимание на другую сторону экономического явления. Этой стороной являются субъекты, выступающие как инициаторы самого явления. К хозяйственным субъектам относятся отдельные лица, их объединения, предприятия, государство. Все они устанавливают связи между собой типа “человек - человек”. Ту же торговлю можно представить как отношение между двумя субъектами - продавцом и покупателем.
Как же разрешить возникшую дилемму (то есть выбрать одну из двух возможностей): что является элементом экономики - отношение между вещами или связь между хозяйственными субъектами?
Но вряд ли каждое из этих суждений является истинным. Ибо процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ не осуществляются без людей. В равной мере отношения между субъектами лишены всякого содержания, если они не связаны с вещественной стороной экономики. Поэтому элемент системы строится по типу связи “субъект - вещь - вещь - субъект”. Иллюстрацией может служить та же торговля, где устанавливается отношение: субъект (продавец) - товар - деньги - субъект (покупатель).
Теперь рассмотрим, как сравнительно простые экономические отношения создают определенные системные образования.
Системные связи
Независимо от того, в какой мере люди осознают этот факт, они находятся в очень большой сети связей с субъектами экономики. Такие связи составляют часть всей экономической системы, которая обеспечивает жизнедеятельность общества.
Давайте рассмотрим круг системных связей типичного домашнего хозяйства с субъектами экономической деятельности. В этот круг входят, например, предприятия торговли, учреждения медицины, предприятия жилищно-коммунального хозяйства и бытовых услуг, разные виды транспорта, банки и страховые учреждения, учебные заведения, учреждения культуры, искусства и многое другое.
Чем полнее мы представим себе все многообразие экономических связей, свойственных домашним хозяйствам , тем более убедительными станут следующие обобщения и выводы.
Во-первых, подобно кровеносным сосудам указанная совокупность связей обеспечивает все домашние хозяйства необходимыми экономическими благами. Разумеется, любой человек не сможет существовать и достичь намеченных целей, если не будет эффективно участвовать в хозяйственных отношениях общества.
Во-вторых, разные этапы жизни индивида связаны с последовательным переходом из одного системного образования в другое. Так, начальное образование и воспитание человек получает в семье и детском саду, затем в общеобразовательной школе, в профессиональном среднем или высшем учебном заведении.
В-третьих, по разным каналам, словно по: сообщающимся сосудам, домашнее хозяйство связывается с другими территориальными хозяйственными образованиями - местными, национальными и международными. В итоге люди лучше познают качественные признаки всей экономической системы общества.
Свойства системы
Экономическая система
(греч. sistema - целое, составленное из частей) - единая совокупность множества хозяйственных отношений. Она обладает рядом характерных свойств.
1. Экономическая система имеет внутреннее единство и целостность всех ее составных частей. Это означает, что каждое свойство и элемент системы зависят от их мест и функций внутри целого. Мы убедились в данном положении при изучении целостного кругооборота благ: “производство - распределение - обмен - потребление - потребности”. Аналогичное единство было обнаружено при рассмотрении системы (“пирамиды”) потребностей человека. В последующих темах будет показано, что целостными хозяйственными организациями являются совокупности отношений собственности, рыночные связи и многое другое.
2. Хозяйственные системы имеют разные взаимосвязи с окружающей их средой. Поэтому различаются закрытые и открытые системы. Например, в теме 4 мы рассмотрим как замкнутую общность людей - натуральное производство, так и товарное производство, открыто работающее на других потребителей продуктов. В теме 18 описываются закрытая национальная экономика (не связанная с мировым рынком) и открытая, активно торгующая товарами с другими странами.
3. Обычно экономические системы имеют сложную структуру, в которой отдельные ее звенья соподчиняются целому (в качестве подсистем). Нам известно, что современное производство имеет две подсистемы: сферы материального и нематериального производства. В теме 3 мы увидим, что качественно разные системы отношений собственности подразделяются на соответствующие подсистемы.
4. Из-за сложности каждой системы ее всестороннее изучение требует построения разных моделей (схем, изображений). Каждая из них описывает лишь одно из многих возможных состояний системы. Так, при изучении производственных возможностей нам пришлось разбирать разные варианты использования имеющихся ресурсов, В теме 6 дается различное графическое изображение динамики спроса покупателей и предложения товаров со стороны продавцов.
5. В экономике функционируют неодинаковые в качественном отношении и многообразные по своему назначению системы. Так, в ряде дальнейших тем мы рассмотрим разнообразные технические и технологические системы, порожденные научно-технической революцией (комплексная автоматизация, роботокомплексы, биотехнология и др.). Будут изучены другие системы в области организации труда и его оплаты. Экономическая теория призвана выявить взаимосвязи указанных систем.
После того как в теме 1 мы достаточно основательно выяснили существо экономики, можно перейти к ознакомлению с предметом экономической теории.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Гэлбрейт Дж.
Новое индустриальное общество / Пер. с англ. М., 1969. Макконнелл К. Р., Брю С.
Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика: В. 2т./ Пер. с англ. М., 1992. Т. 1. Гл. 2.
Милль Дж. С. Основы политической экономии / Пер. с англ. М., 1980. Т. 1. Гл. 1, 11.
Российский статистический ежегодник. Стат. сб. / Госкомстат России. М., 1997.
Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика / Пер. с англ. М., 1997. Гл. 1.
Смит А . Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. Кн.1.
Стэнлейк Дж. Ф . Экономикс для начинающих / Пер. с англ. М., 1994. Гл. 1, 2, 3.
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. М., 1993. Гл.1.
Хайлбронер Р., Тарроу Л. Экономика для всех / Пер. с англ. Тверь, 1994.