Домой Полезные советы Чем увенчать Главное здание МГУ? Главное здание мгу на воробьевых горах.

Чем увенчать Главное здание МГУ? Главное здание мгу на воробьевых горах.

Нынешнюю градостроительную политику московских властей (а можно и шире брать) можно кратко охарактеризовать в трех словах – торжество бездарности и некомпетентности.

На окраинах Москвы стихийно вырастают «каменные джунгли» - безликие, лишённые транспортной связности и социальной инфраструктуры, что уж говорить об эстетической привлекательности, кварталы многоквартирных домов. Специалисты-градостроители могут лишь бессильно разводить руками или переквалифицироваться в дизайнеров интерьеров дач успешных девелоперов.

Осознав свои неудачи на ниве проектирования новых кварталов, городские власти вкупе с застройщиками бурно эксплуатируют чужие работы. Существующие районы, построенные с соблюдением градостроительных норм, постоянно подвергаются варварским «улучшениям» - уплотнительной застройке и псевдоисторической реконструкции.

Москвичи практически лишились исторического центра города, мы привыкли регулярно читать сводки «снесено за год», мы стараемся «не замечать» загораживающие почти каждую привычную висту гнилые зубы стеклобетонных новостроек. Теперь беда пришла и на Юго-Запад. «Эти» собрались улучшать ансамбль Московского Государственного Университета на Воробьевых горах - знаковую архитектурную доминанту столицы и духовный символ всей страны. На смотровой площадке Воробьевых гор, спиной к МГУ, собрались водрузить памятник в 24 метра высотой, который будет загораживать как вид на Главное здание МГУ, так и вид из него.

Такому проекту есть два объяснения – бессилие карликов-имитаторов – не будучи в состоянии создать ничего своего, они при этом возжелали прославиться – «улучшить» признанный шедевр. Пририсовать усы Моне Лизе, пристроить минареты к собору Святой Софии, отломать причинное место у Аполлона на Большом театре и так далее. Зачем надрываться, пытаясь создать что-то свое, которое скорей всего никому не понравится, когда есть что «подновить»?

Второе объяснение состоит в том, что установка памятника – это просто подготовка к «освоению» и застройке Воробьевых гор и берегов Москвы-реки. Как известно, одна из причин существования заказника в тех местах - геологическое строение берегов и высотный регламент. Работы по проектированию свай под памятник позволят по-новому взглянуть на ограничения по строительству. Инвесторам можно будет говорить, что раз памятник поставили – то и дом удержится. А появление новой высотной доминанты на линии смотровой площадки позволит пересмотреть высотные ограничения на строительство вдоль всей улицы Косыгина.

Так или иначе, впору бить тревогу - архитектурный комплекс Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, созданный после победы во Второй Мировой войне, и построенный, как нам казалось, навсегда - доживает свои последние месяцы. Заметим, что территория МГУ уменьшается как шагреневая кожа – защитные лесополосы отдают под застройку, партер – передают ЦПКиО под строительство пивных, митбольных и других развлекательных заведений для гуляющей публики, аллеи планируют к вырубке при строительстве транспортно-пересадочных узлов, совмещенных с торгово-развлекательным центрами.

А между тем, МГУ имени М.В.Ломоносова отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации (Указ Президента РФ от 30.11.1992 N 1487 в ред. от 17.05.2007), а территория МГУ на Воробьевых горах отнесена к охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения согласно Генплану г. Москвы.

Д.С.Лихачев отмечал: «Любой памятник – архитектуры, живописи, литературы, прикладного искусства, садово-паркового и т.д. – есть памятник культуры, прежде всего» (Восстановление памятников культуры (проблемы реставрации)/Под ред. Д.С.Лихачева. – М., 1981. – С.13.)

Сохранение ансамбля МГУ имени М.В.Ломоносова – одного из символов великой эпохи победителей, символа отечественной науки и первого полета в космос, - это не только дань уважения к прошлому, сохранение источника исторической информации и эстетического воздействия, но и путь к достойному будущему.

Пожалуйста, подпишите петицию в защиту уникального комплекса зданий московского университета и Воробьевых гор! Это можно сделать .

Ниже представлено краткое описание и история создания архитектурного комплекса МГУ на Воробьевых горах.

Архитектурный комплекс МГУ на Воробьевых горах

Архитектурный комплекс Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 1949–1953 гг., архитекторы Иофан Б.М. (отстранен), Руднев Л.В., Чернышев С.Е., Абросимов П.В. , Хряков А.Ф., инженер Насонов В.Н., включает несколько десятков зданий и сооружений учебно-научного и вспомогательного назначения, спортплощадки, ботанический сад и парк, располагающиеся в геометрически четкой системе улиц и проездов.

Комплекс расположен в самой высокой части Москвы, на краю Юго-Западного плато. Его планировка продиктована идеей создания сложного, растянутого по горизонтали силуэта, вторящего очертаниям Ленинских гор. Все мастерство архитекторов было устремлено к решению образа дворца науки. При этом внутренние функции – организация учебного процесса и проживание студентов – были подчинены его внешней градостроительной и образной стороне. Комплекс МГУ отличается большой целостью и вместе с окружающим его ландшафтом образует единый архитектурно-парковый ансамбль.

Являясь частью Москвы, университетский городок на Воробьевых горах, благодаря высокой плотности различных научно-исследовательских институтов и организаций, сложившейся специфике использования территории и расположенных на ней зданий и сооружений, представляет собой уникальный и самобытный участок города.

Стержнем ансамбля, образованного зданиями высотою в 2, 3, 5, 6, 9, 12 и 18 этажей, является главное здание университета, центр которого, а также всей территории университетского городка – 32-этажная часть высотой в 240 м с 57-метровым шпилем. Она придает величественный характер всему сооружению. Благодаря ей Московский университет стал одним из архитектурных ансамблей города, формирующих его облик. На момент строительства и на протяжении 37 лет, до 1990 года, главное здание МГУ являлось самым высоким зданием в Европе. Торжественная церемония закладки первого камня высотного здания МГУ состоялась 12 апреля 1949 года, 1 сентября 1953 г. там начались занятия.

Комплекс зданий Московского государственного университета на Ленинских горах. Фотография из книги «Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, центральные площади» 1982 года,

Высотное здание Московского университета сильно отличается от остальных московских высоток. Оно абсолютно симметрично относительно своей центральной части. От нее отходят 18-этажные крылья, к которым примыкают корпуса в 12 этажей. На крыльях с башнями установлены часы, термометр и барометр. В главном здании (сектор «А») 36 этажей и шпиль. В здании находятся три факультета: геологический, механико-математический, географический и ректорат. На 29 этаже расположен музей землеведения, из которого можно подняться на лифте до 32 этажа, на котором находится зал заседаний.

Проект главного здания МГУ разработан группой архитекторов под руководством Льва Владимировича Руднева. Главное здание поистине является шедевром творчества Руднева, основной целью которого при проектировании здания было гармоничное сочетание будущего строения с окружающей его природной средой.

Памятники Московского государственного университета на Воробьевых горах

В 1949-1953 гг., в художественном оформлении ансамбля МГУ совместно с архитекторами и художниками участвовали 70 скульпторов, среди которых такие известные имена, как М.К.Аникушин, Е.В.Вучетич, С.Т.Коненков, М.Г.Манизер, В.И.Мухина и многие другие. На Воробьевых горах был создан скульптурный ансамбль, образованный 17 монументальными памятниками великим русским ученым - представителям различных областей знания.

В 1998 году ансамбль был дополнен памятником выдающемуся юристу, почетному профессору Московского университета, А.Ф.Кони (1844-1927), установленным на бульваре вдоль Ломоносовского проспекта (скульптор А.Семынин, архитектор А.Великанов). На постаменте памятника слова: "Напутствовать юное/ Хочется мне поколение./От мрака и грязи умы/ И сердца уберечь".

Памятники МГУ на Воробьевых горах. Иллюстрации с . 1- Сквер между химическим и физическим факультетами, 2- Аллея учёных, 3- Скульптурная группа "Первые комсомольцы", 4 -Вечный огонь, 5 - Памятник А.Ф.Кони

В центре большого сквера между главным зданием университета и его физическим и химическим корпусами на цилиндрическом колоннообразном пьедестале стоит бронзовая фигура первого российского академика. На постаменте бронзовая доска-картуш с надписью: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765. Авторы памятника: скульптор Н.В.Томский и архитектор Л.В.Руднев.

Перед зданиями физического и химического факультетов установлены памятники выдающимся русским ученым А.М.Бутлерову (1828-1886, скульптор З.И.Азгур), П.Н.Лебедеву (1866-1912, скульптор А.К.Глебов), Д.И.Менделееву (1834-1907, скульптор А.О.Бембель) и А.Г.Столетову (1839-1896, скульптор С.И.Селиханов).

Памятники сквера между химическим и физическим факультетами МГУ. Аэроснимок с сайта Межуниверситетского аэрокосмического центра , фотографии с сайта

От главного здания к склону Воробьевых гор ведет просторная аллея с кустами роз и бассейном с фонтанами, вдоль которой установлены гранитные бюсты выдающихся деятелей отечественной науки и культуры.

Аллея ученых в МГУ на Воробьевых горах. 1 - Н.И.Лобачевский (1792-1856, скульптор Н. В. Дыдыкин), 2 - Н.Г.Чернышевский (1828-1889, скульптор Г. В. Нерода), 3 - В.В.Докучаев (1846-1903, скульптор И. В. Крестовский), 4 - А.С.Попов (1859-1905/6, скульптор М. Т. Литовченко), 5 - И.В.Мичурин (1855-1935, скульптор М. Г. Манизер), 6 - И.П.Павлов (1849-1936, скульптор М. Г. Манизер), 7 - Н.Е.Жуковский (1847-1921, скульптор М. Г. Манизер), 8 - К.А.Тимирязев (1843-1920, скульптор С. Д. Меркуров), 9 - Д.И.Менделеев (1834-1907, скульптор М. Г. Манизер), 10 - П.Л.Чебышев (1821-1894, скульптор И. А. Рабинович), 11 - А.И.Герцен (1812-1870, скульптор С.Т.Коненков), 12 - М.В.Ломоносов (1711-1765, скульптор И. И. Козловский). Аэроснимок с сайта Межуниверситетского аэрокосмического центра , фотографии с сайта Летопись Московского университета

Внутри главного здания университета, в фойе актового зала установлены бронзовые скульптуры Н.Е.Жуковского, Д.И.Менделеева, И.В.Мичурина, И.П.Павлова. Здесь же, над колоннами фойе размещена галерея из 60 мозаичных портретов крупнейших ученых мира (автор А.А. Дейнека, посмотреть все 60 портретов - можно ).

Памятники МГУ на Воробьевых горах. Фотографии с сайта Летопись Московского университета

В фойе Дома культуры МГУ установлены скульптуры А.С.Пушкина и А.М.Горького, а также мраморные бюсты писателей и общественных деятелей - Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского, Т.Г. Шевченко, Ш. Руставели и Низами.

Памятники МГУ на Воробьевых горах. Скульптуры в ДК МГУ. Фотографии с сайта Летопись Московского университета

Помимо памятников ученым и деятелям культуры комплекс зданий МГУ украшен множеством аллегорических скульптур. Так у главного входа в ДК МГУ стоят скульптуры юноши и девушки с книгами, символизирующие «Вечную молодость науки» (автор В. Мухина). У входа с южной стороны – еще две скульптурные группы: «Молодежь в науке» и «Молодежь в труде» (автор С.М. Орлов). Скульптурный аттик над главным входом украшен барельефом «Народ-созидатель» работы скульптора Г.И. Мотовилова. На портике главного входа установлены бронзовые фигуры «Физкультурников» (автор С.М. Орлов). На ризалитах высотной части главного корпуса находятся четыре восьмиметровые скульптуры двух молодых рабочих с молотами и двух колхозниц с серпами и снопами (автор М. Бабурин).

Аллегорические статуи в МГУ на Воробьевых горах. Фотографии с сайта Летопись Московского университета

Парки Московского государственного университета на Воробьевых горах

Роль зеленых насаждений в формировании общего ансамбля университета очень высока. Университетский комплекс занял площадь в 167 гектаров, то есть территорию, на которой мог бы разместиться небольшой город. Гармоничное сочетание нарастающей к центру архитектурной композиции с широкими зелеными массивами было одним из важнейших принципов генерального плана застройки, которое не только предопределило особый строй архитектуры университетского комплекса, но и привели зодчих к мысли об архитектурной организации всего юго-западного района на тех же принципах свободного и гармонического расположения зданий среди массы зелени в свободной живописной композиции.

Исключительно сложной задачей было разместить в ансамбле университетского городка до тридцати небольших зданий, высота которых, в силу их назначения, не превышала одного - двух этажей. Естественно было невозможно достигнуть композиционного единства между столь разномасштабными сооружениями и поэтому авторы решили расположить их за зеленой стеной большой аллеи, попросту «утопить» в лесу. (Руднев Л.В. Архитектурный ансамбль на Ленинских горах // Советское искусство. 1951. 22 сентября).

Посадки зеленых насаждений начались в 1951 году, в этот год высадили 13 тыс. деревьев и 170 тыс. кустарников. В 1952 году «зеленых новоселов» доставляли грузовиками из Тульской, Рязанской, Брянской и Ивановской областей: к осени было высажено 28 тыс. деревьев и 230 тыс. кустарников. В 1953 году количество высаженных растений превысило и эти цифры. Общее количество посадочного материала для университетского городка – свыше 50 тыс. деревьев и 400 тыс. кустарников. При этом деревья отбирались главным образом крупномерные, в возрасте 18-20 лет. Ими оформили проезды университетского городка. Перед главным зданием были посажены 30-летние дубы.

Посадка аллей МГУ на Воробьевых горах,1951 г.

Более 60 лет назад - 1 сентября 1953 года - свои двери для студентов впервые открыл новый корпус Московского государственного университета (МГУ) им. М.В. Ломоносова - легендарная высотка на Воробьевых горах. Это здание стало символом одного из старейших университетов страны и родным домом для многих поколений студентов. Построена была знаменитая высотка МГУ в рекордные для XX века сроки - всего за пять лет.

История Главного здания МГУ

По предложению генерального секретаря ЦК ВКП(б) Иосифа Сталина в январе 1947 года Совет министров СССР принял решение о строительстве в Москве восьми высотных зданий, одним из которых стал главный корпус МГУ на Ленинских (ныне Воробьевых. - Ред.) горах.

Проектирование высотки Московского государственного университета было возложено на архитектора Бориса Иофана (1891 - 1976), который до этого выполнил ряд крупных правительственных заказов. Он предложил композицию здания в виде пяти строений с высотной центральной частью и четырьмя симметрично расположенными более низкими боковыми объемами, увенчанными башенками - пинаклями.

Наверху высотной части здания Б. Иофан сначала предполагал установить скульптуру М.В. Ломоносова, но впоследствии предусмотрел завершение здания шпилем с пятиконечной звездой, как на остальных сталинских высотках.

Архитектор хотел запроектировать высотку на бровке Ленинских гор, однако геологи высказали опасение, что при таком расположении огромного сооружения не удастся обеспечить устойчивость его основания. Это могло привести к катастрофе, так как данный район опасен с точки зрения возникновения оползней. Б. Иофан был не согласен с мнением геологов, что привело к задержке проектирования и строительства здания. В результате эти разногласия послужили причиной отставки Б. Иофана.

В дальнейшем работы по проектированию высотки вела группа архитекторов во главе с архитектором Львом Рудневым (1885 - 1956). Он перенес здание на 800 метров вглубь территории, а на месте, выбранном Б. Иофаном, создал смотровую площадку.

Фундамент и каркас Главного здания МГУ разрабатывал создатель Останкинской телебашни инженер Николай Никитин (1907 - 1973). Предложенные им принципиально новые технические решения позволили построить в сложных грунтовых условиях здание переменной высоты.

Скульптурным оформлением фасадов занималась мастерская Веры Мухиной. Шпиль, звезда и колосья облицованы пластинами из желтого стекла и алюминия, что создает эффект позолоты.

Мало кто знает, что Вера Мухина обращалась к наркому внутренних дел СССР Лаврентию Берии с предложением установить ее скульптуру «Рабочий и колхозница» перед зданием университета, однако получила отказ.

Планировка здания

В главном секторе «А» были размещены геологический, механико-математический и географический факультеты, ректорат, администрация, научная библиотека, Музей землеведения, актовый зал на 1500 человек и Дворец культуры МГУ с большим залом (на 640 мест).

В боковых секторах запроектировали жилую зону - квартиры профессорско-преподавательского состава, общежития для студентов и аспирантов. Как и в других высотках, в здании должны были разместиться кинотеатр, почтовое отделение, телеграф, столовые, магазины, парикмахерская, предприятия бытового обслуживания, поликлиника и спортивный центр с 25-метровым бассейном.

19-этажное здание секторов «Б» и «В» главного корпуса МГУ согласно проекту имеет подвал, цокольный и технический этажи. Жилые комнаты студентов и аспирантов занимают этажи со 2-го по 18-й, общее количество проживающих - до 2000 человек. На каждом этаже были размещены кухонные помещения с газовыми плитами.

Эта планировка здания сохранилась до сих пор.

Строительство

6 марта 1951 года Иосиф Сталин лично визирует архитектурно-планировочное задание на строительство дорог и озеленение территорий, прилегающих к будущему зданию МГУ. Технический проект, генеральную смету на строительство комплекса МГУ, этажность и высоту шпиля утверждает также сам генералиссимус.

На момент начала стройки Главное здание МГУ было самим высоким зданием в Европе.

На протяжении 37 лет, до постройки в 1990 году Мессетурма во Франкфурте, Главное здание МГУ являлось самым высоким зданием в Европе. До строительства «Триумф-Паласа» здание являлось самым высоким административно-жилым зданием в Москве.

Курировал возведение высотки нарком внутренних дел Лаврентий Берия.

Земляные работы начались в 1948 году, а церемония заложения первого камня состоялась 12 апреля 1949 года. На строительство были переброшены военно-строительные части с объектов атомной промышленности. Три крупнейших здания факультетов - физфак, химфак и биофак - строятся силами нескольких тысяч заключенных.

После четырех лет ударного строительства, 1 сентября 1953 года, Главное здание МГУ им. М.В. Ломоносова было открыто.

С момента строительства здание неоднократно ремонтировалось. Восстановительные работы на отдельных объектах комплекса проводятся и сейчас. Например, в 2014 году будут отреставрированы памятники ученым на Воробьевых горах.

Все скульптуры отнесены к объектам культурного наследия регионального значения. В частности, это монументы основателю теории химического строения А.М. Бутлерову, создателю таблицы химических элементов Д.И. Менделееву, основателю Московского университета М.В. Ломоносову, создателю первой в России научной физической школы П.Н. Лебедеву и организатору первой русской учебно-исследовательской физической лаборатории А.Г. Столетову.

Памятники были установлены на территории университета 60 лет назад: скульптура Ломоносова - перед главным зданием университета, монументы Бутлерова и Менделеева - возле здания химического факультета, Лебедева и Столетова - возле помещений физического факультета. Скульптуры Менделеева и Ломоносова отлиты из бронзы, а фигуры Бутлерова, Лебедева и Столетова - из чугуна.

Развитие Московского университета

Сегодня МГУ включает в себя 15 научно-исследовательских институтов, 40 факультетов, более 300 кафедр и шесть филиалов (в том числе пять зарубежных). В университете обучается около 35 тысяч студентов, пять тысяч аспирантов, докторантов, соискателей и десять тысяч слушателей подготовительных отделений, в общей сложности около 50 тысяч человек.

На факультетах и в научно-исследовательских центрах работают четыре тысячи профессоров и преподавателей, около пяти тысяч научных сотрудников.

Вспомогательный и обслуживающий персонал насчитывает примерно 15 тысяч человек.

Безусловно, для динамично растущего университета нужна новая современная база. В связи с этим прорабатывается возможность создания научно-технологической долины «Воробьевы горы» на площади около 100 га. Планируется, что строительство будет завершено к 2018 году.

Курировать разработку концепции будет главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В настоящее время в МГУ уже создана группа из 80 человек, которая занимается разработкой идеи.

Основная цель создания долины - возможность научных фундаментальных исследований лабораториями МГУ и приглашение к сотрудничеству высокотехнологичных корпораций - в первую очередь нефтяной, газовой отраслей, а также разработчиков социальных, информационных и медико-биологических технологий. Это будет современный городок, где вместе должны сойтись фундаментальная наука и высокие технологии.

Вместе с тем в начале 2014 года инвестор уже приступил к строительству школы-интерната для одаренных детей на пересечении Ломоносовского проспекта и проспекта Вернадского. Ввод в эксплуатацию объекта планируется к 30 июня 2016 года. Там же в ближайшее время начнется возведение двух корпусов общежития.

Главное здание Московского государственного университета имени Ломоносова – это не только один из символов сталинской эпохи. Это один из символов российской столицы и здание, которое долгое время удерживало рекорд как самая высокая постройка не только в России, но и во всей Европе.

Главное здание МГУ входит в список семи сталинских высоток и возглавляет его как самая высокая постройка. Изначально проектировкой здания занимался архитектор Борис Иофан, однако позднее был отстранен от работы и заменен Л.Рудневым. Именно его группа продолжила работу над созданием высотки. Все дело в том, что по проекту Иофана здание должно было располагаться прямо над обрывом Ленинских (ныне – ) гор, и в случае оползня катастрофа была бы неизбежной. Специалисты убедили Сталина в необходимости возвести сооружение подальше от обрыва, а это никак не вязалось с проектом Иофана. Неуступчивость архитектора стоила ему работы.

О строительстве главного корпуса МГУ бытует немало легенд. Одна из них – привлечение к работе заключенных. Одни источники утверждают, что это были советские заключенные, другие же склоняются к мнению, что Сталин опасался доверять такую работу «зэкам – предателям Родины», поэтому использовал в качестве рабочей силы немецких военнопленных.

Немного числовых данных. Главное зданием МГУ, постройка которого заняла пять лет (1949 – 1953 гг.), насчитывает 34 этажа плюс балкончик под шпилем и как минимум три подвальных помещения. Ходит легенда, что в одном из подвалов хранится пятиметровая бронзовая статуя Сталина, которую планировали установить перед входом в здание, но так и не установили. Высота сооружения – 183,2 м, со шпилем – 240 м, высота над уровнем моря – 194 м.

В центральном секторе (он же сектор «А») расположены географический, геологический и механико-математический факультеты, актовый зал и ДК МГУ, Музей землеведения, научная библиотека, зал заседаний и администрация. На балкончике под шпилем располагалась смотровая площадка, на которую раньше мог попасть любой желающий. Однако, ее пришлось закрыть из-за большого количества несчастных случаев и самоубийств. Ныне попасть сюда могут студенты и профессора, имеющие специальный пропуск – здесь оборудовали лабораторию тропосферных исследований. Таким образом, закрытый для посторонних 35-й этаж МГУ получил неофициальное «звание» высшей точки отечественной науки. Те, кому повезет попасть сюда без специального разрешения, обойдя кодовый замок, могут насладиться потрясающим видом на Москву.

Боковые сектора состоят из жилой зоны (квартиры для профессоров, общежития для студентов и аспирантов), поликлиники, спортивного центра. При проектировке здание предусматривалось как комплекс с замкнутой инфраструктурой, в котором имелось все необходимое для учебы, досуга, быта. То есть, теоретически студент мог вести здесь полноценную жизнь все годы обучения, не покидая пределы университета.

На сегодняшний день главный корпус МГУ является памятником истории и архитектуры, одной из главных достопримечательностей Москвы и фактически символом российской науки. Кроме того, стены здания нередко используют для лазерных и световых представлений. Так, в 1997 году французский композитор, аранжировщик и шоумен Жан-Мишель Жар порадовал москвичей и гостей столицы необычным лазерным шоу, а в 2011 году состоялось 4D-шоу «Альфа», в рамках которого французский скалолаз Алан Робер по прозвищу «Человек-паук» совершил восхождение на главный корпус МГУ.

На Воробьевых горах бывал каждый, кто хоть раз посещал Москву. Так же, как все дороги ведут в Рим, - туристические тропы приводят посетителей столицы прямиком к главному зданию МГУ.

Образ высотки МГУ знаком каждому россиянину: недаром именно она изображена на знамени Москвы среди остальных ее символов – Кремля, Собора Василия Блаженного и Храма Христа Спасителя.



Сложно поверить, но всего 60 лет назад на Воробьевых горах было пустынно: никакой высотки там не было и в помине. Главное здание МГУ было построено всего через 8 лет после окончания страшной, кровопролитной войны, - и стало символом нового, просвещенного времени.

Как и все высотки, главное здание МГУ планировалось как строение с замкнутой бытовой инфраструктурой: в нем должно было быть все необходимое для осуществления жизнедеятельности без отрыва от учебного (и преподавательского) процесса. Сама идея высотки имела и своеобразный социально-философский смысл – посредством проживания в одном пространстве студентов, докторов наук и ректора она представляла собой «вертикаль знаний» и символизировала все те высоты, которые можно достичь.
Все известные московские высотки того времени в числе семи были заложены в один и тот же день – 7 сентября 1947 года, когда Москва праздновала свой восьмисотый юбилей. "Отец народов" счел символичным то, что столица пересекает рубеж девятого столетия, устремляясь в небеса. Но это, так сказать, «романтическая» часть истории, а факты же говорят о том, что в 1948 году московский горком партии посмел вступить в полемику с самим Сталиным: по мнению представителей ЦК, возведение высотки требовало большого количества лифтов, а это, дескать, нерационально, дорого и неэффективно. Сотрудники ЦК настаивали на здании не выше четырех этажей, архитекторы стояли на том, что высотка на возвышении Воробьевых гор будет смотреться выигрышнее, нежели приземистое, растянутое вширь здание. Спор рассудил Сталин, который объявил, что здание на Воробьевых горах должно быть в высоту не менее двадцати этажей – «издалека чтоб его видели». Спорить с отцом народов было опасно, - и вскоре появился первый проект здания под авторством Бориса Иофана.

Иофан предложил построить высотку над самым обрывом Ленинских гор, - а это было весьма опасно по причине возможных оползней. Архитектор был отстранен и на его место заступил Руднев, который просто перенес проект вглубь территории. Кстати, то место, на котором настаивал Иофан – это широко известная сегодня смотровая площадка.

В одном из первых эскизов здание МГУ предлагалось увенчать статуей человека с поднятыми в небо руками: по мнению архитекторов, это должно было символизировать тягу к знаниям. Но Сталин распорядился, чтобы вместо статуи был сооружен высокий шпиль: это должно было связать здание МГУ с оставшимися шестью высотками, строительство которых велось примерно в то же время.

Первый камень высотки был заложен ровно за 12 лет до первого полета в космос – 12 апреля 1949 года. Найдено интереснейшее архивное видео о строительстве МГУ. Если у вас есть полчаса, выделите время:

Над строительством здания МГУ трудились заключенные: для этого был выпущен специальный приказ о досрочном освобождении зэков, которые сидели по бытовым статьям. Главным требованием освобождения было наличие строительной специальности. «Счастливчики», кстати, освобождались условно: они отбывали все тот же размер срока заключения, но в иной форме.

Для проживания заключенных в районе Раменок был построен трудовой лагерь со сторожевыми вышками; уже позднее, в конце строительства, для минимизации транспортных затрат, заключенных поселили на 24 и 25 этажах высотки. Естественно, многие пытались сбежать: так, в народе ходит байка о зэке, который соорудил дельтаплан из фанеры, забрался с ним на вершину недостроя и улетел в направлении Лужников.

Здание МГУ вплоть до 1990 года держало пальму первенства по высоте: оно являлось самым высоким строением Европы, с учетом шпиля имея высоту в 240 метров. После 90-го года его сменил знаменитый франкфуртский небоскреб «Мессетурм». В Москве здание выше МГУ было построено только в 2006 году: им стал высотный жилой дом «Триумф-палас», высота которого равнялась 264,1 метра.

Сегодня именно на главном здании МГУ находятся самые большие в столице часы: они располагаются на боковой башне. Диаметр циферблата составляет почти девять метров, а длина минутной стрелки превышает четыре метра: это в два раза больше, чем стрелка кремлевских курантов. Кстати, уже в 1957 году все часы на высотке МГУ были переведены на работу от электрического двигателя.

Может казаться, что шпиль с звездой и колосьями имеют позолоченное покрытие; однако это не так. От осадков и ветра позолота бы очень быстро пришла в негодность. На самом деле навершие главного здания МГУ покрыто пластинами желтого стекла, внутренняя сторона которых облицована алюминием.

Есть история, гласящая, что на одном из многочисленных подземных этажей высотки лежит пятиметровая статуя Сталина, отлитая из бронзы: она должна была стоять перед входом в Главное здание. Но ввиду событий 1953 года монумент так и остался лежать в закромах строения.

Еще одна байка рассказывает о том, что изначально на месте МГУ в царское время планировалось строительство Храма Христа Спасителя, - но проект не был реализован, так как слабые грунты не могли удержать столь крупное здание.

Решение якобы нашли сталинские архитекторы: они вырыли яму под фундамент, залили ее жидким азотом и смонтировали в подвалах здания холодильные установки. Этот слух нашел множество опровержений в первую очередь из-за нецелесообразности подобных действий.

Кстати, у Храма Христа Спасителя есть еще кое-что общее с высоткой МГУ: снятые при разрушении собора колонны из малахита были подарены Берией Московскому университету. Сейчас они находятся в кабинете ректора; впрочем, говорят, что малахитовые колонны – это не единственное, что МГУ унаследовало от Храма Христа Спасителя.

Есть множество интересных историй, связанных с высоткой МГУ, некоторые из них основаны на реальных событиях, другие – не более чем плод воображения. К примеру, совсем недавно был рассекречена существующая линия метрополитена, ведущая в аэропорт Внуково. Наверняка МГУ таит в себе еще много загадок, - и удивит нас еще не раз.

Главное здание Московского Государственного Университета на карте

Монументальное Главное здание МГУ стало венцом в семействе сталинских высоток. Огромное здание до сих пор, даже в наше время небоскребов, поражает воображение. Самое удивительное, что по плану комплекс должен был быть еще больше, но звезды распорядились иначе.

Проект и стройка века

В 1947-м году по личному предложению Сталина Совет министров принимает решение о строительстве в только что пережившей войну Москве восьми зданий-гигантов, призванных подчеркнуть величие Страны Советов. Здание главного советского университета в итоге стало самым крупным из семи построенных. Рассказывают, что вождь желал расположить его на самом берегу Москвы-реки, чтобы колосс отражался в ее водах, но в итоге его удалось отговорить от бесперспективной затеи, и МГУ отнесли на место побезопасней. Впрочем, и оно не слишком подходило для строительства столь тяжелого здания - из-за не самых лучших грунтовых условий проектировщикам пришлось приложить титанические усилия и разработать уникальную, ранее не использовавшуюся систему несущего каркаса и фундамента, способного выдержать такой вес.

По первоначальному проекту архитектора Бориса Иофана здание должно было стать огромным постаментов для гигантской статуи Ломоносова, но затем от «архитектурного излишества» решено было отказаться, и на месте ученого оказалась обычная звезда.

Архитектура и особенности здания

Главное здание МГУ, как и другие высотки, было построено в стиле, получившим впоследствии название «сталинский ампир», или «монументальный классицизм». Перед его входом располагается несколько скульптур, в основном, принадлежащих Вере Мухиной. Говорят, что знаменитый скульптор предлагала установить здесь и свой шедевр «Рабочий и колхозница», но получила отказ. Множество легенд связано и с происхождением материалов для строительства. Кто-то утверждает, что здешние колонны привезли из разрушенного Храма Христа Спасителя, кто-то сообщает, что для отделки использовался мрамор немецкого Рейхстага. Ни одна из этих легенд ничего под собой не имеет, но они, как и положено городским мифам, все же очень живучи.

По обеим сторонам здания расстилается парк, а в сторону Москвы-реки реки уходит комплекс Воробьевы горы - желающие могут посетить здешнюю смотровую площадку и прокатиться на канатной дороге.

В последние годы свободный доступ в здание МГУ закрыт и возможности посмотреть, как выглядит Москва с небоскреба над Воробьевыми горами, нет. Впрочем, руководство университета недавно заявило о планах по открытию площадки на 28-м этаже здания. Планируется, что пускать туда будут по предварительной записи.

Новое на сайте

>

Самое популярное