Домой Полезные советы Что входит в систему ставок центрального банка. Центральный банк России: основные задачи и функции

Что входит в систему ставок центрального банка. Центральный банк России: основные задачи и функции

Московский Государственный заочный институт пищевой промышленности

Кафедра бухучета и финансов


Контрольная работа

по финансам, денежному обращению и кредиту

студентки 4 курса факультета

"Экономика и предпринимательство",

специальность "Коммерция", шифр 359-ЭК-95,

Панкратьевой Екатерины Олеговны



Тема:

Функции Центрального банка РФ


1. Понятие кредитной системы.

2. Роль и задачи ЦБ РФ.


Центральный банк РФ (Банк России) является юридическим лицом и имеет свой устав, утверждаемый Государственной Думой. Банк России - самостоятель­ное учреждение, осуществляющее свои расходы за счет собственных доходов. Он единственный банк в России, наделенный правом выпуска (эмиссии) наличных денег. Выполняет роль главного координирующего и регулиру­ющего органа денежно-кредитной системы страны. На­ходится в собственности Российской Федерации.


Функции ЦБ РФ

Центральный банк РФ выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы России. Одной из основных целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы всей банковской системы. В связи с этим на ЦБ РФ возложен ряд функций:

Разработка и проведение кредитно-денежной поли­тики;

Регулирование денежного обращения;

Регулирование деятельности кредитных организа­ций и осуществление контроля за ними;

Осуществление безналичных расчетов в общенаци­ональном масштабе;

Организация валютного регулирования;

Хранение золотовалютных резервов страны.

Для их выполнения ЦБ РФ использует следующие инструменты и методы:

Установление правил, регламентирующих деятель­ность кредитных организаций;

Осуществление надзора за деятельностью кредит­ных организаций;

Установление и осуществление контроля за соблю­дением обязательных экономических нормативов кредитными организациями;

Установление резервных требований;

Рефинансирование кредитных организаций;

Проведение дисконтной политики;

Проведение операций на открытом рынке;

Осуществление валютных интервенций. Для поддержания надежности банковской системы Центральным банком активно используются все пере­численные выше инструменты.

Постоянно проводится работа по совершенствованию правил бухгалтерского учета и отчетности, основной це­лью этого шага являются: приближение российской от­четности к международным стандартам, повышение ин­формативности, однозначность трактовки отдельных бухгалтерских операций и, как следствие, адекватность реально проводимых банком операций их отражению в отчетности. К сожалению, большие различия в функци­онировании экономического механизма России и разви­тых индустриальных стран Запада не позволяет в пол­ной мере использовать зарубежный опыт в составлении отчетности, так как это в значительной степени снижа­ет качество анализа и контроля за финансовым состоя­нием российских банков.

Большое внимание уделяется вновь создаваемым бан­кам. Постоянно ужесточаются условия их лицензирова­ния, требования к величине уставного фонда, порядку работы на финансовом рынке, правам и обязанностям вновь созданной кредитной организации.

В целях обеспечения экономических условий для ус­тойчивого функционирования банковской системы и за­щиты интересов вкладчиков и кредиторов ЦБ РФ уста­новлены обязательные экономические нормативы дея­тельности кредитных организаций. К ним относятся: нормативы достаточности капитала, нормативы ликвид­ности кредитной организации, максимальные размеры рисков и ряд других нормативов. Невыполнение кредит­ной организацией отдельных нормативов влечет нало­жение штрафных санкций вплоть до отзыва лицензии.

В целях совершенствования надзора и ориентации его, в первую очередь, на то, чтобы выявить проблемы, способные в будущем осложнить финансовое положение банков, ЦБ РФ разработал рекомендации по определе­нию критериев степени проблемности банков. Эти кри­терии используются подразделениями ЦБ РФ при про­ведении надзорных проверок и разработке мер воздейст­вия, применяемых к банкам в зависимости от степени их проблемности, при принятии решений о санации бан­ков либо их ликвидации.

Установление резервных требований преследует две цели: регулирование уровня денежной массы и частич­ное страхование привлекаемых банками средств. Для вкладчиков такое страхование служит дополнительной гарантией надежности вложения. Однако, во-первых, оно приводит к существенному снижению доходности по вкладам (так как по обязательным резервам проценты не начисляются, банки снижают ставку процента по привлекаемым ресурсам). Во-вторых, механизм обяза­тельного резервирования до конца не отработан, как следствие, использование банками своих резервов в кри­тических ситуациях для их исправления практически невозможно.

Под рефинансированием банков понимается кредито­вание банков Центральным банком. Предоставление кредитных ресурсов осуществляется в виде прямых и ломбардных кредитов, переучета векселей и проведения кредитных аукционов. Рефинансирование проводится в случаях, когда кредитные организации испытывают трудности и не могут в короткое время привлечь необ­ходимое количество кредитных ресурсов из других ис­точников. То есть Центральный банк выступает в роли кредитора последней инстанции. Кредиты выдаются, как правило, на короткие сроки и под высокие процен­ты и полностью обеспечиваются залогом.

Ставка рефинансирования в последнее время носит более формальный характер. Во все меньшей степени она определяет процентную политику ЦБ РФ и все бо­лее величину штрафных санкций к банкам.

В связи с продолжающимся кризисом на валютном рынке и рынке МБК, неразвитостью фондового рынка, особое значение для поддержания ликвидности банков­ской системы и отдельных банков получает проведение операций на открытом рынке посредством купли-прода­жи государственных ценных бумаг. Из всех обяза­тельств, обращающихся на рынке, государственные цен­ные бумаги являются наиболее ликвидными (с учетом объема обязательств, которыми может владеть отдель­ный участник финансового рынка). Именно оперативная работа ЦБ на открытом рынке смягчила воздействие кризиса на ряд банков в августе 1995 г, когда в течение нескольких дней коммерческие банки продали на вто­ричных торгах государственные ценные бумаги на 1,6 трлн. рублей.

А в связи с уменьшением объема сделок на валютном рынке воздействие отдельных валютных интервенций на состояние банковской системы не оказывает значи­тельного влияния. В целом же проводимая ЦБ РФ и Правительством жесткая валютная политика на протя­жении последних лет привела к значительному сокра­щению доли спекулятивных валютных операций от об­щего объема проводимых банками.

Роль Центрального банка РФ

Как извест­но, центральные банки возникают тогда, когда в них возникает экономическая необходимость, и их создание явилось выдающимся историческим открытием, потому что они позволяют решить по крайней мере одну, но сложнейшую экономическую задачу. Дело в том, что рыночные отношения по природе своей являются стихийными. Это приводит к тому, что чем развитее становятся капиталистически-рыночные отношения, тем сильнее и, следовательно, разрушительнее оказывается их стихий­ный характер. На определенном этапе развития цивили­зации общество начинает понимать необходимость огра­ничения указанного стихийного начала рынка, миними­зации связанных с ним экономических потерь, которые несут все участники рынка - и производители, и потре­бители, и посредники.

Задача эта поистине сложная: с одной стороны, надо сохранить свободу предпринимательства и распоряжения частными средствами; с другой - ограничить по возмож­ности стихийно-разрушительное начало, внутренне при­сущее рынку, избавить общество и конкретных его членов от неоправданных потерь (можно даже сказать, что задача состоит в том, чтобы сохранить в рынке его «хорошие» качества и по возможности нейтрализовать «плохие» - задача, долгое время служившая предметом насмешек, но вполне корректная для условий XX в). Вторая часть данной задачи решается с помощью общественного кон­троля основных параметров рынка и целенаправленного на них воздействия, т. е. общественно организованного регулирования. В банковской сфере функции такого регу­лятора рыночных отношений поручаются такому госуда­рственному институту, как центральный банк.

В условиях рыночной экономики или перехода к ней государственное регулирование хозяйственной деятель­ности должно преследовать три главные цели:

создание (поддержание) общих условий цивилизован­ного функционирования рынка, всего народного хозяйства;

стратегическое планирование науки и научно-техни­ческого прогресса;

решение макроэкономических проблем. Как орган государственный центральный банк приме­нительно к своей сфере должен участвовать в достиже­нии всех трех целей, для чего, в частности, он обязан:

поддерживать правопорядок в финансовой сфере, за­ставлять участников денежно-кредитных отношений вы­полнять заключенные ими договоры, предупреждать споры или разрешать их, если они возникают;

осуществлять эмиссию денег, обеспечивать правиль­ное денежное обращение в стране, определять стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;

выполнять или организовывать выполнение общезна­чимых для денежно-кредитной сферы работ (создание инфраструктуры, обеспечение надежности и безопасно­сти банковской системы и т.д.);

добиваться стабильности денежной единицы и цен с учетом других макроэкономических задач (обеспечение оптимальных объемов национального производства, те­мпов и качества экономического роста, уровня занятости и т. д.).

Реализация перечисленных и некоторых других целей и задач представляет собой необходимое условие нор­мального функционирования и развития каждого банка (кредитного учреждения) и их сообщества. И никто, кроме центрального банка, действующего совместно с другими государственными органами, достичь этих це­лей и решить задачи не способен. Поэтому коммерческие банки (кредитные учреждения) правы, когда именно от правительства и Центрального банка РФ ожидают обес­печения приемлемых общих условий для своей деятель­ности.

Отсутствие таких общих условий может иметь неско­лько объяснений.

Во-первых, их могли еще не успеть создать. Примени­тельно к нашему случаю такая причина частично имеет место. Вместе с тем здесь важна динамика, тенденция. Она же такова, что по ряду направлений, зависящих прежде всего от правительства, а потом от ЦБ РФ, прогресса в создании таких условий не наблюдается уже в течение 4-5 лет. Это касается в первую очередь состо­яния национальной экономики в целом и базирующегося на нем состояния национальной денежной единицы, а также состояния правопорядка в стране.

Во-вторых, ситуация может объясняться неумением властей взяться за дело и создавать указанные условия по крайней мере в тех объемах, в каких это объективно возможно в данный момент. Нет сомнений, что и эта причина частично действует.

В-третьих, здесь может сказываться влияние ориен­тации властей и части самих предпринимателей на созда­ние дикого, нерегулируемого цивилизованными средствами рынка, такого, который стихийно развивался во всем мире в течение тясячелетий вплоть до начала XX в. С сожалением следует констатировать, что подобная ориентация достаточно сильна в современном российс­ком обществе. К тому же данная установка определенно и последовательно проводится в жизнь правительством.

Следует только заметить, что в рамках такого подхо­да уже неочевидна сама необходимость иметь и совер­шенствовать Центральный банк РФ как таковой. Перво­бытно-дикий рынок не приемлет и не нуждается ни в общественно организованном регулировании вообще, ни в центральном банке в частности. Поэтому надо ясно понимать: если в России культивируется именно такой рынок, и, исходя из такого сознательно выбранного кур­са, государство в лице правительства добровольно уда­лилось от регулирования экономики, то очередным, по-своему логичным шагом в данном направлении должна была бы стать ликвидация ЦБ РФ. Если же нет, тогда к делам регулирования экономики наряду с ЦБ РФ долж­ны быть снова призваны и другие органы государствен­ной власти и управления.

В-четвертых, следует иметь в виду и такую причину, как неадекватное понимание Центральным банком РФ целей своей деятельности, связанной с ними огромной его ответственности не только перед банковским сообще­ством, но и перед всей экономикой, всем обществом, необходимости более активно отстаивать право на со­бственную позицию, защищать интересы даже не банков как таковых, а банковского дела, интересы здоровья денежно-кредитной системы страны. Например, практические шаги Банка России в последнее время не дают оснований однозначно утверждать, что он в полной мере осознает свою ответственность за действительное укрепление рубля и за устойчивое развитие националь­ной банковской системы.

Наконец, в-пятых, необходимо принять во внимание еще одну возможную причину - дефицит независимости У Центрального банка РФ. В наших условиях это до­статочно реальная причина, к тому же традиционная для России. При этом для современного Банка России характерна меньшая, чем закреплено за ним в Законе, степень независимости.

Это означает, что система Центрального банка РФ, которая должна являть собой финансовую ветвь власти наряду с законодательной, исполнительной и судебной ее ветвями, на деле поставлена под власть правительства и президентского аппарата, причем негласно, поскольку такое соотношение между ними законодательством не предусмотрено (власть правительства над центральным банком может считаться даже нормальным явлением, если таков закон).

Это означает также, что ЦБ РФ в сегодняшних обсто­ятельствах стеснен, с одной стороны, в смысле собст­венной защиты в отношениях с исполнительной властью; с другой - в плане выражения и отстаивания законных и долговременных интересов «подведомственной» ему сферы в целом и составляющих ее отдельных орга­низаций.

В уже упоминавшемся исследовании группы авторов «Стратегия развития банковской системы России» от­мечается: «Независимый статус ЦБР в системе государ­ственного управления остается до сих пор декларацией, не воплощенной в действия ЦБР... Скорее ЦБР демо­нстрирует независимость по отношению к нижнему уров­ню системы... Слабо проявляется консолидирующая роль Банка России...

Естественная разобщенность и зачастую противоре­чивость интересов КБ, вытекающая из конкурентных принципов их деятельности, не устраняет их общей заин­тересованности в устойчивости банковской системы в целом. Однако современная денежно-кредитная полити­ка ЦБР не отвечает требованиям обеспечения подобной устойчивости...

Имея мощную... структуру, ЦБР реализует далеко не полный круг своих функций. В основном сложившийся организационный потенциал ЦБР используется им для реализации собственных и правительственных директив, которые практически игнорируют состояние и условия деятельности КБ. Функции регулирования деятельности КБ сужены до макроустановок по резервным требование ям и ставкам рефинансирования, которые... не направлены на регулирование собственно банковской деятель­ности.

Принятое в Законе о Центральном банке положение о снятии с него ответственности по долгам КБ определя­ет позиции ЦБР относительно всего спектра его обяза­тельств перед вторым уровнем банковской системы. Та­кие задачи, как укрепление основ банковской системы, создание условий для активизации деятельности КБ, для предсказуемости курса кредитно-денежной политики отошли... на второй план».

Можно отметить, что легальный статус ЦБ РФ в соответствии с новым Законом достаточно высокий. На­до только этот статус наполнить реальным содержанием (и в этом пункте ЦБ РФ вполне мог бы опираться на поддержку коммерческих банков, их ассоциаций и со­юзов). Последнее же зависит не только от законов, но и от множества других факторов, среди которых:

качество и направленность подзаконных актов, пре­жде всего нормативных актов самого Банка России;

желание и готовность ЦБ РФ четко и последователь­но отстаивать свое видение проблем и свою политику, держать известную дистанцию между ним и исполни­тельной властью, которая, как и власть законодательная, менее склонна смотреть далеко вперед;

качество работы ЦБ РФ, прежде всего работы анали­тической;

персоналии на ключевых постах в ЦБ РФ и других властных структурах.

Центральный банк РФ должен быть независимым. Иначе он не способен быть центральным в действитель­ном смысле этого слова (большую или меньшую часть его функций фактически будут выполнять какие-то иные органы).

В то же время независимость ЦБ РФ может и должна быть относительной. Другими словами, в определенных моментах он не может не быть зависимым. Вопрос лишь в том, от чего он должен быть зависим. Представляется, что это должна быть зависимость прежде всего и больше всего от потребностей экономики страны (и от курса законодательной и исполнительной властей, если он пра­вильно отражает эти потребности).

«Опыт многих зарубежных государств показывает, что для обеспечения независимости ЦБ руководство страны должно ответить на два главных вопроса. Во-первых, какая степень формальной независимости может рассматриваться... как желательная и реальная. Во-вто­рых, что требуется для обеспечения такой степени неза­висимости ЦБ... В наших условиях свои ответы на данные вопросы в первую очередь должен дать, видимо, сам ЦБ РФ (поскольку, как уже отмечено, легальный его статус вполне высок) и убедить общественность в их обоснованности.

Банки, кредиты, депозиты

Центральный банк – это государственное кредитное учреждение, которое наделено функциями эмиссии денежных ресурсов и регулирования кредитно-банковской системы в целом. Центральный банк является основным звеном национальной кредитно-банковской системы.

В российской банковской системе Центральный банк определяется как кредитор последней инстанции и главный банк страны. На него возложены функции регулирования деятельности каждой коммерческой банковской организации в рамках общей денежно-кредитной системы государства. Далее в статье будут рассмотрены роль и функции Центрального банка России.

Роль и цели деятельности Банка России: укрепление и развитие банковской системы России, обеспечение устойчивости и защита рубля, обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования платежной системы.

Центральный банк в абсолютном большинстве стран государству не принадлежит. Государство, фактически, является формальным собственником оборудования, которое используется ЦБ, однако права на его использование принадлежит частным лицам – акционерам ЦБ. Зачастую государство даже формально не имеет прав владения капиталом ЦБ или владеем им частично.

В кредитной системе: хранение обязательных резервов различных учреждений, в т.ч. коммерческих банков, а также предоставление им кредитов. ЦБ выступает как кредитор последней инстанции, организует систему взаиморасчетов денежных обязательств через специальные расчетные платы или непосредственно через свои отделения.

Основные инструменты процентной политики ЦБ – ставки по банковским операциям на финансовом рынке и базовая ставка рефинансирования. Регулируя стоимость денежных средств через ставку процента, ЦБ может влиять на важные макроэкономические данные – инфляцию, уровень инвестиций в экономику, уровень сбережений, движение капиталов, спрос на материальные активы и др.

Особенности и функции центрального банка:

  • Монополия на эмиссию наличных денег, а также организация их обращения. Для кредитных организаций Центральный банк является кредитором последних инстанций. Он также организует систему рефинансирования.
  • В тесном взаимодействии с Правительством РФ формирует и проводит единую кредитно-денежную политику;
  • Устанавливает правила проведения расчетов в РФ;
  • Осуществляет государственную регистрацию кредитных учреждений, отзывает и выдает лицензии организаций, занимающихся аудитов, и кредитных организаций;
  • Устанавливает правила проведения бухгалтерского отчета, банковских операций, отчетности для банковской системы;
  • Регистрирует эмиссию акций и других ценных бумаг кредитными учреждениями в соответствии с федеральными законами;
  • Контролирует деятельность кредитных организаций;
  • Осуществляет все виды банковских операций, которые необходимы для выполнения своих главных задач – по поручению Правительства РФ или самостоятельно;
  • Определяет порядок проведения расчетов с иностранными государствами;
  • также предполагают анализ и последующее прогнозирование состояния российской экономики по регионам и в целом – прежде всего валютно-финансовых, кредитно-денежных и ценовых отношений. ЦБ публикует статистические данные и соответствующие материалы.
  • Организует и производит валютный контроль как через уполномоченные банки, так и самостоятельно – в соответствии с текущим законодательством;
  • Осуществляет регулирование валютных потоков, включая операции по продаже и покупке иностранной валюты;
  • Принимает участие в прогнозировании и составлении платежного баланса РФ.

Функции центральных банков
По значимости все функции центрального банка разделяют на основные и дополнительные .
Основные функции осуществляются всеми без исключения центральными банками и разделяются на регулирующие, контрольные и обслуживающие.
К регулирующим функциям относятся:

  1. Разработка и проведение денежно-кредитной политики. ее характер зависит от степени независимости центрального банка от правительства. Например, целевые ориентиры изменения агрегатов денежной массы обычно определяются непосредственно центральными банками. В то же время ни один центральный банк не может самостоятельно, без участия государства, установить тот или иной валютный режим.

Разработка денежно-кредитной политики включает в себя:

  • определение направлений развития денежно-кредитной политики; выбор основных инструментов денежно-кредитной политики;
  • создание и ведение статистической базы данных по денежной массе, кредитам и сбережениям;
  • проведение исследований по проблемам экономики и денежно-кредитной сферы данной страны и других государств;
  • упорядочения денежных программ и контроль за их выполнением. 2. Регулирование спроса и предложения на кредит и иностранную валюту осуществляется посредством проведения интервенционных операций на денежном и валютном рынках. В целях сдерживания кредитной экспансии центральные банки принимают меры по снижению уровня ликвидности кредитно - банковских институтов, а для расширения кредитной экспансии осуществляют противоположные меры. Аналогичный характер имеют интервенционные операции на валютном рынке.

Контрольные функции включают в себя:

  • Осуществление контроля за функционированием кредитно - банковской системы - обусловлена необходимостью поддержания ее стабильности для доверия к национальной денежной единице. Возможны следующие формы реализации этой функции:
  1. надзор осуществляют непосредственно центральные банки,
  2. органы надзора отделены от центрального банка, но он связан с ними, принимая участие в их деятельности или делая консультационные услуги (Бельгии, Германии, Швейцарии и Японии);
  3. центральный банк контролирует деятельность кредитно - банковских учреждений совместно с другими институтами (ФРС сена осуществляет надзорную деятельность совместно с Федеральной корпорацией страхования депозитов, Службой контролера денежного обращения, уполномоченными органами штатов).
  • Проведение валютного контроля. Степень жесткости зависит прежде всего от общего валютно-экономического положения страны. Так, в развивающихся странах, контроля обычно подлежит весьма широкий круг операций по внешним платежам и расчетам, больше развиты идут по пути либерализации валютного контроля.

Обслуживающие функции :

  1. Организация платежных-расчетных отношений коммерческих банков: выпуск в обращение бумажно-денежных знаков, организация безналичных расчетов. Центральные банки могут быть непосредственными участниками платежных систем или ограничиться контролем за их деятельностью.
  2. Кредитование кредитно - банковских институтов и правительства. Как кредитор последней инстанции, центральные банки предоставляют ссуды кредитно - банковским учреждением, испытывающих временные недостатки в финансовых ресурсах. Посредством кредитования правительства центральные банки осуществляют финансирование государственного долга и дефицита государственного бюджета. Это особенно широко используется в развивающихся странах, в которых ссуды центрального банка правительству составляют значительную часть их активов. Напротив, развитые государства избегают подобную практику. В связи с этим данная функция в настоящее время относится не к основным, а к дополнительным.
  3. Выполнение центральным банком роли финансового агента правительства - ведение правительственных счетов и управление активами различных правительственных ведомств. В некоторых странах, например в СЕЛА, центральные банки выполняют эту функцию совместно с коммерческими банками. В других государствах, например в Италии, центральные банки являются практически бухгалтерами государственных учреждений.

Дополнительные функции центрального банка не связаны непосредственно с его главной задачей (хранение стабильности национальной денежной единицы), но способствуют ее реализации.
К числу этих функций относятся:

  1. Управление государственным долгом,
  2. Проведение аналитических исследований и ведение статистической базы данных. Эта функция может быть очень неодинакова и равнозначна в центральных банках различных стран:
  • A) делегирование центральному банку функции сбора и анализа данных платежных балансов (Бельгия, Германия, Франция, Нидерланды, Япония)
  • Б) исследование экономической конъюнктуры в реальном секторе экономики, публикация их подробных результатов (Федеральные резервные банки США, Банк Японии, Национальный банк Бельгии, Немецкий федеральный банк, Банк Франции, Бань Англии и другие).
  • B) изучение финансового положения предприятий и создание централизованных служб по банковским рискам (Национальный банк Бельгии, Немецкий федеральный банк, Банк Франции, Банк Италии; Банк Испании). Кроме того, в центральных банках Германии, Бельгии, Испании, Италии существуют централизованные базы данных балансов предприятий.
  • Выпуск в обращение банкнот и обеспечение их циркулирования на территории страны.
  • Осуществление связи с небанковской клиентурой и предоставления общественных услуг. Центральные банки поддерживают корреспондентские отношения с финансовыми учреждениями своей страны, другими центральными банками и международными финансовыми организациями. Однако коммерческие отношения с небанковской клиентурой всегда являются второстепенными.
  • Центральные банки могут предоставлять определенный набор услуг коллективного пользования - это создание централизованных служб по банковским рискам, контроль неоплаченных векселей и т.l

    Центральный банк - прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке и реже по традиции. Инструментарий денежно-кредитной политики развитых капиталистических государств необычайно широк.

    Основными функциями центрального банка являются:
    - эмиссия банкнот;
    - проведение денежно-кредитной политики;
    - рефинансирование кредитно-банковских институтов;
    - реализация валютной политики;
    - регулирование деятельности кредитных институтов;
    - функция финансового агента правительства;
    - организация платежно-расчетных отношений. Рассмотрим перечисленные функции более подробно.

    Эмиссия банкнот - эта функция является старейшей и одной из наиболее важных функций любого центрального банка. С развитием капитализма она претерпела существенные изменения: если на ранних этапах становления кредитных систем коммерческие банки наряду с центральными банками проводили эмиссию банкнот, то в процессе сосредоточения эмиссии в ряде крупнейших коммерческих банков и трансформации этих кредитных учреждений в центральные банки монополия на выпуск бумаг закрепилась за одним банком - центральным.

    В настоящее время ЦБ обладает исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег, который реализуется в процессе кредитования коммерческих банков, государственного бюджета, покупки ценных бумаг в иностранной валюте.

    В условиях золотого монометаллизма банкноты центрального банка имели двойное обеспечение: золотом и коммерческими векселями. После отказа от системы золотого стандарта эмиссия банкнот осуществляется преимущественно под правительственные облигации. В связи с этим непосредственная связь банкнот с товарным обращением значительно ослабла.

    Денежно-кредитная политика центрального банка как составная часть государственно-монополистического регулирования экономики представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита (совокупного денежного оборота)

    Совокупный денежный оборот включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги на счетах в банках. Во всех странах каналы обращения наличной и безналичной денежной массы связаны между собой и образуют единое целое.

    Структура совокупного денежного оборота по мере развития форм товарного обмена и платежей расчетных отношений постоянно претерпевала изменения. До середины XIX в. наибольший удельный вес в совокупном объеме денежного оборота составляли наличные деньги, причем до 2/3 - золотые и серебряные монеты. В результате внедрения кредитных форм обращения и, прежде всего, системы безналичных расчетов доля налично-денежного компонента к 1913 г. едва достигала 15%, (удельный вес золотых монет был еще меньше), а в настоящее время не превышает 5-10%.

    Регулирование совокупного денежного оборота осуществляется посредством различных мер, одной из которых является применение целевых ориентиров трансформации денежной массы в обращении.

    Целевые ориентиры - установление верхних и нижних пределов динамики денежной массы - по своей сути, означают введение прямых ограничений на изменение объема денежной массы.

    Важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров, является порядок их установления в виде контрольных цифр (во Франции), либо диапазона (в США), либо прогноза (в Японии).

    Прослеживается прямая связь между установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, применяемых центральным банком.

    Выбор показателей, используемых для установления целевых ориентиров, зависит от тенденций развития денежной сферы, задач, стоящих перед регулирующими органами, методов регулирования, которые обеспечивают выполнение намеченных ориентиров или минимизацию отклонения от них.

    Как свидетельствует опыт, использование центральными банками различных стран целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.

    Денежно-кредитная политика центрального банка направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии - кредитная экспансия, т.е. оживление конъюнктуры в условиях падения производства, либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов, сопровождаемых «перегревами» конъюнктуры, - кредитная рестрикция.

    Центральный банк использует при проведении денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются по форме и объектам воздействия.

    Все эти методы используются в единой системе. Главными инструментами денежно-кредитной политики центрального банка являются:
    - установление минимальных резервных требований;
    - регулирование официальной учетной ставки;
    - операции на открытом рынке.

    Основные инструменты денежно-кредитного регулирования, осуществляемого путем воздействия центрального банка на работу коммерческих банков, представлены на схеме 2.2.

    Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики всецело зависит от тех целей, которые решает центральный банк на том или ином этапе развития страны. Так, в современных условиях наибольшее значение в государствах Западной Европы и США приобретают дисконтная политика и операции на открытом рынке, а установление минимальных резервных требований постепенно отступает на второй план. В странах же, где рыночные отношения расширяются, установлению минимальных резервных требований отводится ключевое место, а операции на открытом рынке только начинают развиваться.

    Установление минимальных резервных требований. Исходя из необходимости поддержания объема денежной массы в заданных параметрах, регулирования ликвидности банков и снижения уровня инфляции, центральные банки используют такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как изменение норм обязательных резервов коммерческих банков, находящихся на счетах в ЦБ в качестве обеспечения их обязательств по депозитам.

    Варьирование норм резервных требований, представляющее собой один из старейших и наиболее распространенных методов регулирования, следует отнести к косвенным методам регулирования денежного обращения, основанным на действии рыночных механизмов.

    Политика минимальных резервов впервые была опробована в США в 1930-е гг., и сразу после Второй мировой войны ее внедрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран. Минимальные резервы - это вклады коммерческих банков в ЦБ, размер которых устанавливается законодательством в определенном процентном отношении к банковским обязательствам. Первоначально практика резервирования средств упрощала страхование коммерческих банков. Ведь может сложиться ситуация, когда средства вкладчиков практически полностью направлены банком на кредитование. При этом, в силу каких-либо обстоятельств, вкладчики могут затребовать свои депозиты. В таком случае банк окажется неплатежеспособным. Чтобы этого не случилось, ЦБ берет на себя функцию аккумулирования минимального резерва, который не подлежит кредитованию.

    Другая и сегодня основная функция подобного резервирования заключается в том, что, изменяя процент резерва, ЦБ влияет на сумму свободных денежных средств коммерческих банков, которые те могут направить в кредитные операции. В период бума для его «охлаждения» ЦБ повышает норму резерва, а в период кризиса - наоборот. Повышение нормы резерва на 1 -2 процентных пункта - эффективное средство ограничения кредитной экспансии. Существует еще одна функция резервирования - регулирование коэффициента мультипликации банковских денег. Как правило, норма минимальных резервов дифференцируется. Например, в США в 1972-1976 гг. она варьировалась в зависимости от конъюнктуры, вида и величины вкладов от 1 до 17,5%. В ФРГ максимальная высшая граница резервного обязательства достигала 30%, для бессрочных вкладов, по которым сумма минимальных резервов уточняется практически ежедневно. Средняя же резервная ставка всех кредитных институтов ФРГ в августе 1984 г. равнялась 6%.

    Итак, норма минимальных резервов может зависеть от вида вкладов (срочный, до востребования), их величины, географического положения банка (в крупном или небольшом городе), институциональных различий (вида кредитного учреждения). В настоящее время географические и институциональные различия стираются.

    Следует четко уяснить, что регулирование минимальных резервных требований имеет двоякое значение: с одной стороны, оно гарантирует минимальный уровень ликвидности коммерческих банков, с другой стороны, используется как важный инструмент денежно-кредитной политики центрального банка.

    Обязательные резервы размещаются на счетах в ЦБ и других кредитно-банковских учреждениях. В результате повышения норм обязательных резервных требований центральный банк сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и использующихся для расширения активных операций; снижение нормы резервов, напротив, увеличивает возможности кредитования.

    Способы установления базы резервных требований в разных странах неодинаковы не только в количественном, но и в качественном выражении. Как правило, данные требования предъявляются по отношению к пассивам банков, либо к объему прироста пассивов за определенный период, либо к отдельным статьям пассива. Использование последнего варианта дает возможность удалять из базы исчисления объема резервных требований отдельные статьи - например, в ФРГ в базу исчисления резервных требований не включены депозитные сертификаты. Во многих странах нормы обязательных резервов дифференцируются по видам депозитов. Как правило, по срочным и сберегательным депозитам устанавливается относительно более высокая норма резервов.

    Расчет минимальных резервных требований осуществляется на основании месячной и квартальной базы, поскольку величина совокупных вкладов постоянно меняется и лишь в конце конкретного периода можно точно определить среднюю их величину.

    Как правило, расчетный период выполнения резервных требований составляет 1 мес, хотя возможны и исключения.

    При длительном применении резервных требований в качестве инструмента кредитно-денежной политики возникают и негативные для банковской системы последствия:
    - повышение конкурентоспособности кредитных учреждений, на которые не распространяются обязательные резервные требования;
    - широкое использование операций, которые не включаются в базу исчисления суммы резервных требований.

    Регулирование официальной учетной ставки центрального банка Учетная ставка используется центральным банком в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг, отвечающих требованиям ЦБ. Таким образом, официальная учетная ставка центрального банка - это плата, взимаемая им при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним.

    Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая уровень официальной учетной ставки, центральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческих банков. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования ЦБ, и наоборот.

    Изменение учетной ставки относится к косвенным инструментам денежно-кредитного регулирования. Его частое использование обусловлено простотой применения. Если центральный банк стремится уменьшить кредитные возможности коммерческих банков, то он повышает официальную учетную ставку, что вызывает удорожание кредитов рефинансирования; если же цель ЦБ - расширить доступ к кредитам коммерческих банков, то он снижает уровень ставки.

    Поскольку практически все банки в той или иной степени прибегают к кредитам центрального банка, влияние устанавливаемых им ставок распространяется на всю экономику.

    Использование процентной ставки центрального банка особенно активно практикуется в условиях, когда нарушено равновесие платежного баланса и обостряется валютный кризис. Страна, испытывающая трудности при сбалансировании внешних расчетов, стремится привлечь иностранный капитал посредством повышения процентных ставок. Наглядным примером в этом отношении является процентная политика Банка Англии, которая проводится им в периоды валютных кризисов, падения курса фунта стерлингов и усиления инфляционных процессов.

    Учетная ставка центрального банка может колебаться в довольно широких пределах, отражая как общие тенденции экономического развития, так и циклические колебания конъюнктуры.

    Манипулирование процентными ставками во многих государствах является важнейшим инструментом контроля над денежной массой. Рост процентных ставок, удорожание кредита, например, побуждают сокращать кассовые остатки, снижают объем заимствований; соответственно сокращается потребность в платежных средствах и в то же время создается дополнительный стимул ускорения оборота денег. Центральный банк, исходя из нужд денежной политики, предпринимает соответствующие шаги в области процентных ставок, прежде всего по краткосрочным заимствованиям. Политика высоких процентных ставок, применяемая в течение длительного времени, может создать определенные затруднения в развитии торговли, не оказав при этом стабилизирующего воздействия на инфляционные процессы.

    Другой инструмент кредитного регулирования - политика открытого рынка. Впервые она начала проводиться в США в 1920-х гг.

    Операции на открытом рынке, т.е. купля-продажа центральным банком ценных бумаг (преимущественно обязательств казначейства и государственных корпораций, а также облигаций промышленных компаний и банков, коммерческих векселей, учитываемых ЦБ), получили широкое распространение в послевоенный период, что соответствовало общей тенденции перехода центральных банков к косвенным формам регулирования.

    В период избыточной конъюнктуры ЦБ предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги по выгодным для них ставкам, чтобы сократить их кредитные возможности. В период кризиса, наоборот, центральный банк создает возможности рефинансирования для коммерческих банков и ставит их в такие условия, когда им выгодно продавать ЦБ свои ценные бумаги. Таким образом, варьируя объем купли-продажи ценных бумаг и уровень цен, по которым они продаются или покупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кредитную активность коммерческих банков.

    В результате проведения ЦБ операций на открытом рынке увеличивается (при продаже ценных бумаг) или уменьшается (при покупке ценных бумаг) объем собственных ресурсов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги.

    Среди операций на открытом рынке, осуществляемых центральным банком, доминируют операции с наиболее краткосрочными обязательствами казначейства. Например, в США преобладают операции с казначейскими векселями с трехмесячным сроком погашения, хотя в отдельных странах (Японии и Франции) проводятся операции также с негосударственными ценными бумагами.

    Наиболее широко операции на открытом рынке как инструмент денежно-кредитного регулирования используются в США, где рынок ценных бумаг достаточно развит (прежде всего, в связи с частым применением краткосрочных обязательств федерального правительства и долгосрочных государственных облигаций). Возможность осуществления операций на открытом рынке непосредственно после принятия решения центральным банком и в произвольных объемах делает этот метод регулирования удобным для изъятия избыточной денежной массы из обращения. В этих целях операции на открытом рынке активно проводятся в Германии. В Великобритании же они используются преимущественно для стабилизации рынка долгосрочных государственных обязательств, что обусловлено весомой ролью Банка Англии в качестве банка банков.

    Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:
    - условий сделки (купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - так называемые обратные операции - операции РЕПО);
    - объектов сделок (операции с государственными или частными бумагами);
    - срочности сделки - краткосрочные (до 3 мес), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;
    - сферы проведения операций (только на банковском секторе рынка ценных бумаг или/и на небанковском секторе рынка);
    - способа установления ставок (определяются ли они центральным банком или рынком).

    В зависимости от условий сделок с ценными бумагами на открытом рынке различают прямые и обратные операции. Исторически первой формой операций на открытом рынке были прямые операции - операции центрального банка по покупке или продаже государственных облигаций и других обязательств, казначейских векселей, а в отдельных странах - частных векселей и векселей ЦБ.

    Прямые операции проводятся на налично-денежной «кассовой» основе, предполагающей полный расчет в течение дня совершения сделки. Операции, выполняемые на основе так называемые регулярной доставки, предусматривают проведение полного расчета и доставку ценных бумаг их покупателю на следующий рабочий день.

    Прямые операции с краткосрочными ценными бумагами широко используются как инструмент денежного обращения в промышленно развитых странах. Так, в Японии и Великобритании весьма популярны прямые форвардные операции с краткосрочными ценными бумагами, а в ФРГ объектами операций на открытом рынке являются разновидности обязательств казначейства, именуемые мобилизационными свидетельствами.

    Обратные операции на открытом рынке - операции по купле-продаже центральным банком ценных бумаг с обязательством обратной продажи- выкупа по заранее установленному курсу. Обратные операции, характеризующиеся достаточно мягким воздействием на денежный рынок, являются более гибким методом регулирования, что повышает их привлекательность и масштабы использования. Они широко применяются в США, Японии, Канаде, Великобритании, Франции, а также в Германии, где в настоящее время составляют свыше 95%. Операции проводятся с интервалом от 1 до 15 дней.

    Существующие различия в проведении операций на открытом рынке
    зависят от двух важнейших факторов:
    - институционального (т.е. от структуры кредитной системы);
    - законодательного (который стимулирует или сдерживает реализацию
    операций с ценными бумагами).

    В тех государствах, где центральные банки ориентируются на использование
    данного инструмента регулирования (Япония, Франция,

    Италия), правительство стимулирует развитие рынка краткосрочных ценных бумаг, что является важной предпосылкой увеличения масштабов и эффективности операций ЦБ на открытом рынке.

    При незначительных объемах операций на открытом рынке они оказывают скорее качественное, чем количественное воздействие на ликвидность банковской системы и денежное обращение. Однако по мере развития и совершенствования данного инструмента регулирования его влияние на количественные параметры денежного рынка становится все более ощутимым. Чрезвычайно важной особенностью операций центрального банка на открытом рынке является быстрая реакция на краткосрочные тенденции его развития, позволяющая ЦБ оказывать стабилизирующее воздействие на состояние денежного обращения и экономики в целом.

    Меры административного воздействия - важные инструменты прямого регулирования центральным банком денежно-кредитной сферы, имеющие форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от ЦБ и направленных на ограничение сферы деятельности кредитно-банковских институтов. Наиболее широко распространены в зарубежных странах такие меры административного воздействия, как регулирование уровня процентных ставок коммерческих банков, объемов кредитов, направления портфельных инвестиций.

    Жесткое административное регулирование процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих банков характерно, прежде всего, для развивающихся государств, хотя в отдельные годы оно использовалось и развитыми странами.

    В последнее время наблюдается отход от лимитирования верхнего уровня процентных ставок по кредитам и депозитам банковских институтов - в связи с тем, что выгоды от данного метода регулирования отмечаются лишь в течение непродолжительного периода времени, а отрицательные последствия весьма значительны. Невысокие ставки по депозитам коммерческих банков были причиной размещения свободных финансовых средств не на банковских депозитах, а в других формах - например, недвижимости, покупки иностранной валюты, товаров, драгоценных металлов, что не позволяло использовать их для финансирования производственных инвестиций. Кроме того, повышенный спрос на многие виды товаров национального производства и иностранную валюту ускорял рост цен и, ослабляя позиции национальной денежной единицы, нарушал макроэкономическую стабильность.

    Административное регулирование процентных ставок, как правило, предусматривает ограничение правительством объема кредитов, предоставляемых банковскими институтами. Чтобы сдержать чрезмерную кредитную экспансию, центральные банки прибегают к установлению так называемых кредитных потолков, т.е. предельной суммы кредитования, и осуществляют контроль над соблюдением введенных нормативов.

    Как правило, для сдерживания чрезмерной кредитной экспансии кредитные потолки вводятся персонально для каждого кредитного института и по каждому виду кредитов.

    В результате установления центральным банком ограничений объемов банковских кредитов или темпов их прироста коммерческие банки вынуждены сохранять определенную часть депозитов в виде неработающих резервов, что для них крайне невыгодно.

    При введении кредитных ограничений на организованных финансовых рынках или их ужесточении наблюдается тенденция переориентации заемщиков на неформальные рынки, где им легче удовлетворять их потребности в ссудах. В связи с этим использование лимитов банковского кредитования обычно сопровождается повышением уровня процентных ставок на неорганизованных денежных рынках. Другое негативное последствие применения данного метода регулирования - необходимость установления жестких ограничений в области движения капиталов. При отсутствии таких ограничений по мере приближения к лимиту банки во все больших масштабах экспортируют привлекаемые ресурсы за рубеж, размещая депозиты в иностранных банках или предоставляя кредиты зарубежным заемщикам.

    Важное место в административном регулировании направления кредитов занимает селективная кредитная политика, активно используемая в развивающихся странах (в некоторых из них от 20 до 80% банковских кредитов направляется на финансирование определенных отраслей экономики).

    К основным механизмам селективной кредитной политики относятся:
    - установление количественных параметров на кредиты, которые направляются в приоритетные отрасли;
    - создание специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам и пользующихся льготами при переучете векселей в центральном банке;
    - распространение различного рода льгот на банковские институты, предоставляющие кредиты преимущественно приоритетным сферам экономики.

    Портфельные ограничения, в рамках которых коммерческие банки обязательно должны инвестировать часть своих ресурсов в государственные ценные бумаги, являются еще одной мерой административного воздействия в денежно-кредитной сфере.

    Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что административные меры денежно-кредитного регулирования сыграли определенную положительную роль в условиях отсутствия высокоразвитых финансовых рынков, однако не привели к существенному снижению уровня инфляции. С другой стороны, развитие финансовых рынков, создание новых финансовых инструментов значительно ослабили действенность средств административного регулирования. В связи с этим центральные банки стали постепенно отказываться от них и в 1980-е гг. переключились на использование преимущественно рыночных инструментов.

    Рефинансирование центральным банком коммерческих банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности, - важное направление деятельности ЦБ. Цель рефинансирования заключается в том, чтобы влиять на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции или банка банков.

    Первоначально политика рефинансирования использовалась исключительно для оказания воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений наряду с первичным предназначением рефинансирование все чаще стало использоваться как инструмент финансовой помощи коммерческим банкам. Ссуды центрального банка - источник временных ресурсов, необходимых для пополнения истощенных резервов. Однако доступ к кредитам рефинансирования не является свободным, а рассматривается как привилегия. Возможность получения кредитов и их размер зависят от ряда факторов и, прежде всего, от состояния денежно-кредитной сферы страны и финансового положения кредитополучателя.

    Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от:
    - формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);
    - методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, выдаваемые на основе проведенных аукционов);
    - сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 месяца п краткосрочные - на 1 день или несколько дней);
    - целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

    Учетные (дисконтные) кредиты - ссуды, предоставляемые центральным банком кредитно-банковским институтам под учет векселей, т.е. выдаваемые ЦБ посредством покупки у кредитно-банковских учреждений векселей до истечения их срока.

    Центральные банки предъявляют к векселям, представляемым к учету, определенные требования, касающиеся их видов, сроков действия, наличия и характера поручительства и т.д. В законах о центральном банке каждой страны приводится перечень этих требований.

    Общая сумма ссуд любого из ЦБ, выделяемая под учет векселей, лимитируется. Использование количественных ограничений объема учетных кредитов, имеющихся в распоряжении банков, посредством установления лимитов общей суммы переучитываемых заимствований - важный инструмент воздействия центрального банка на состояние денежно-кредитного обращения.

    Ломбардные кредиты, предоставляемые ЦБ коммерческим банкам, - процентные ссуды под залог ценных бумаг.

    Как и учетные кредиты, ломбардные кредиты применяются центральным банком в целях регулирования банковской ликвидности и воздействия на денежно-кредитную сферу.

    В качестве залога ломбардных кредитов обычно используются коммерческие и казначейские векселя, отвечающие соответствующим требованиям, беспроцентные казначейские обязательства и другие обязательства центральных и местных органов власти, т.е. практически те виды ценных бумаг, которые допускаются к учету в центральном банке.

    Залог является обеспечением возвратности ссуд ЦБ. Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардных кредитов. Кредитополучатель сохраняет право собственности на депонированные в центральном банке ценные бумаги. Если кредит не погашается в срок, право собственности переходит к ЦБ. После реализации ценных бумаг из выручки удерживается сумма основного долга в совокупности с начисленными процентами.

    Сроки предоставления ломбардных кредитов могут колебаться от 1 дня до 4 мес. (по договоренности этот срок может быть продлен).

    Наибольший удельный вес в совокупных кредитах рефинансирования составляют краткосрочные (корректирующие) кредиты, предоставляемые центральным банком банковским институтам при отсутствии у них возможностей изыскать финансовые средства из других источников.

    Если некрупные кредитные учреждения, не имеющие прямого выхода на национальный денежный рынок, испытывают сезонные потребности в финансовых средствах, то центральные банки могут предоставлять им кредиты более длительного срока пользования.

    К числу учреждений, активно использующих кредиты ЦБ, относятся банки, специализирующиеся на кредитовании, прежде всего, сельского хозяйства.

    Кредитные аукционы - широко практикуемая центральным банком форма предоставления кредитных ресурсов. Сложился следующий порядок проведения центральными банками кредитных аукционов: потенциальные заемщики направляют в ЦБ, организующий торги, заявки с указанием объема кредитов, который они хотели бы получить, и уровня процентной ставки; на основе полученных заявок центральный банк устанавливает общую сумму аукционных кредитов, сроки их предоставления и минимальную сумму запрашиваемого кредита.

    При определении исходной процентной ставки по выдаваемым кредитам используются два способа - голландский и американский. В обоих случаях выявление исходного уровня процентных ставок предваряется установлением объема заявок, допущенных до аукциона. Для этого заявки на участие в кредитном аукционе распределяются с учетом уровня указанных в них процентных ставок по мере их уменьшения.

    Право на участие в аукционе получают те претенденты, в заявках которых предусмотрены максимальные процентные ставки. При этом общая сумма заявленных кредитов должна соответствовать объему ссуд, выделяемых центральным банком на аукцион и его проведение.

    Такой способ аукциона называется американским. Исходной ставкой кредитного аукциона для каждого участника здесь считается ставка, предлагаемая в заявке; минимальной ставкой - наименьшая ставка, указанная в «выигравших заявках».

    Второй способ проведения кредитных аукционов - голландский - предполагает установление в качестве исходной процентной ставки наименьшей процентной ставки, вошедшей в число выигрышных ставок.

    Процентные платежи по аукционным кредитам осуществляются в соответствии с порядком, определенным центральным банком.

    Другим способом предоставления ЦБ кредитов рефинансирования являются прямые кредиты, которые выдаются кредитно-банковским институтам по мере получения от них заявок на кредитные ресурсы.

    Проведение валютной политики

    Центральный банк осуществляет валютную политику, включающую в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны. Направления валютной политики обусловливаются и политической ситуацией в государстве, состоянием его платежного баланса и денежного обращения, а также внешними обязательствами, возникающими в результате участия этой страны в международных валютно-кредитных организациях.

    В самом общем виде валютная политика включает в себя:
    - регулирование валютного курса;
    - проведение валютного регулирования и валютного контроля;
    - формирование официальных валютных резервов и управление ими;
    - осуществление международного валютного сотрудничества и участие в международных валютно-кредитных организациях.

    Инструментами валютной политики являются валютные интервенции и (в той или иной степени) многие инструменты денежно-кредитного регулирования (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.).

    Регулирование валютного курса - важнейшее направление деятельности центрального банка в валютной сфере.

    Валютный курс - это соотношение между денежными единицами различных стран. При золотом стандарте в основе валютного курса лежал валютный паритет - отношение количества чистого золота, содержащегося в денежной единице одной страны, к количеству чистого золота в денежной единице другого государства; валютные курсы характеризовались относительной устойчивостью, что обеспечивалось разменом банкнот на золото и возможностью перевоза золота из страны в страну. При бумажно-денежных системах границы колебаний валютного курса фактически отсутствуют.

    Основные режимы валютных курсов, при выборе которых центральный банк исходит из сравнительных преимуществ (применительно к конкретным экономическим условиям данного государства):
    - фиксированный (определяется на базе одной валюты или валютной корзины);
    - «свободно плавающий» (стихийно складывающийся под воздействием спроса и предложения на иностранные валюты);
    - «ползучий» (складывающийся в результате мелких и частых корректировок обменной стоимости национальной валюты);
    - система множественности валютных курсов (использование неодинаковых курсов национальной валюты при осуществлении различных видов внешнеэкономических операций);
    - двойная система (двойная корректировка курса национальной валюты - раздельно по коммерческим и финансовым операциям).

    Важнейший механизм регулирования валютных курсов - валютные интервенции, т.е. прямое вмешательство центрального банка в функционирование валютного рынка посредством купли-продажи валюты.

    Другой часто практикуемый способ регулирования валютного курса - дисконтная политика, реализуемая путем понижения или повышения официальной учетной ставки центрального банка.

    Валютное регулирование и валютной контроль - совокупность мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном или административном порядке и направленных на уравновешивание платежных балансов, поддержание курса национальной валюты и достижение прочих целей во внешнеэкономической сфере.

    Одна из форм валютного регулирования - валютные ограничения, которые используются в случаях недостаточности или неэффективности практики валютных интервенций. Жесткость валютных ограничений зависит от конкретной ситуации во внешнеэкономической области той или иной страны.

    Еще одной составной частью валютной политики являются формирование официальных валютных резервов и управление ими.

    Валютные резервы центрального банка - это официальные запасы иностранной валюты, находящиеся на его счетах, а также в банках за рубежом, либо вложенные в иностранные ценные бумаги. Они используются для проведения международных расчетов и служат обеспечением стабильности национальной валюты.

    Официальные валютные (или золотовалютные) резервы состоят из золота, иностранных валют, специальных прав заимствований (СДР), нетто-позиций в МВФ.

    В случае если центральный банк наделяется функцией полного или частичного распределителя официальных валютных резервов, он самостоятельно вырабатывает формы и методы управления ими, т.е. определяет такие параметры, как допустимый уровень надежности и ликвидности официальных валютных резервов, пределы их использования для регулирования валютного курса и др.

    В целях поддержания объема валютных резервов на приемлемом уровне центральные банки управляют ими, т.е. формируют их оптимальную структуру и осуществляют их рациональное размещение.

    Центральные банки периодически пересматривают структуру валютных резервов, увеличивая удельный вес валют, которые в данный момент являются наиболее устойчивыми.

    В настоящее время главной резервной валютой, в которой центральные банки держат свои золотые запасы, продолжает оставаться доллар США. Вместе с тем в качестве резервных валют все чаще используются японская йена, фунт стерлингов, а также евро-валютная единица стран - членов ЕС.

    Центральный банк практикует следующие формы размещения валютных резервов: государственные ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, и депозиты, размещаемые в банках за границей. Наиболее привлекательными и широко используемыми являются государственные ценные бумаги США, преимущественно казначейские обязательства.

    В отличие от государственных ценных бумаг срочные депозиты представляют собой необеспеченный вид размещения валютных резервов. Поэтому ЦБ устанавливают лимиты по странам, в банках которых они открывают депозиты, а также по каждому банку-контрагенту.

    Центральный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков (которое предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе), контролируя их деятельность.

    Необходимость банковского надзора и контроля со стороны центрального банка за деятельностью кредитных институтов обусловлена выполнением им важной роли посредника в рыночной экономике. Существует взаимосвязь между хорошо функционирующей экономикой и отлаженной банковской системой: если экономика испытывает трудности вследствие циклического спада, то банки становятся своего рода амортизаторами - источниками финансовых ресурсов для стабилизации ситуации.

    Регулирование деятельности банков

    Контроль над работой банков проводится для того, чтобы обеспечить устойчивость некоторых из них, и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением каждым банком его функций в соответствии с действующим законодательством и инструкциями.

    Банковский надзор преследует две цели:
    - защиту вкладчика от возможных потерь;
    - поддержание стабильности на финансовом рынке посредством предотвращения системных рисков.

    При реализации центральным банком функции надзора и контроля над деятельностью коммерческих банков в его задачу входят:
    - выдача лицензий на банковскую деятельность;
    - проверка отчетности, предоставляемой банками;
    - ревизии на местах;
    - контроль соблюдения норм банковских операций.

    Выдача лицензий на банковскую деятельность. Центральный банк выдает банковскую лицензию юридическим лицам на осуществление банковских операций. Лицензирование является средством, с помощью которого ЦБ определяет возможности создаваемых кредитных институтов, позволяющие им осуществлять банковскую деятельность.

    Главный вопрос процесса лицензирования - анализ информации относительно особенностей создаваемого кредитного учреждения, в число которых включаются:
    - состав основных акционеров банка;
    - источники первоначально инвестируемого капитала;
    - компетентность руководства;
    - круг предполагаемых операций и стратегия банка;
    - правильность оценки банковских активов по их рыночной стоимости;
    - политика по созданию резервов на случай возникновения сомнительной задолженности и др.

    При решении вопроса о выдаче лицензии надзорные органы могут учитывать и другие факторы. В лицензии указываются сроки ее действия, условия их продления, возможность внесения в нее поправок или ее аннулирования. Отдельно могут быть оговорены порядок утверждения центральным банком кандидатур на высшие руководящие посты, механизм слияний, а также изменения названия, возможности уменьшения оплаченного капитала.

    Важный этап надзорной деятельности - дистанционный (документарный) надзор, т.е. проверка отчетности, которую представляют банки. Постоянный контроль отчетности позволяет органам надзора заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.

    Для оценки финансового положения банка обычно используют периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты, включающие в себя годовой баланс, счет прибылей и убытков, пояснительную записку. Как правило, банки ежемесячно или ежеквартально должны составлять отчеты о соблюдении установленных нормативов и представлять их в течение месяца, который следует за отчетным периодом. Примерно раз в год ежемесячные и ежегодные финансовые отчеты должен проверять внешний аудитор.

    Важнейшими показателями финансового состояния банка, зависящими от внутрибанковской системы управления, являются:
    - достаточность капитала (отношение собственных средств к ликвидным активам);
    - качество его активов с точки зрения риска ликвидности;
    - доходность, или прибыльность (уровень прибыли на одну акцию или на одного занятого);
    - ликвидность (способность банка своевременно оплачивать свои обязательства) - соотношение ликвидных и прочих активов.

    Финансовое состояние банка во многом обусловливается качеством его активов, глубокий анализ которых и выявление их элементов, которые не возвращаются или же имеют завышенную стоимость, могут быть осуществлены лишь во время инспектирования на месте. Однако предоставляемую банком отчетную документацию следует рассматривать как информацию о состоянии его активов и на ее основе в некоторой степени можно оценить кредитные риски банка.

    От качества активов в существенной степени зависит доход банка, поэтому сомнительные или безнадежные кредиты означают для него прямые потери. В связи с этим банки должны иметь резервы на покрытие подобных ссуд. При занижении суммы резервных отчислений оказывается завышенной стоимость активов банка, что искажает показатель достаточности капитала.

    При оценке величины созданных банком резервов центральный банк проверяет резервную и кредитную политику банка, систему наблюдения за кредитным риском и взысканием долгов, структуру задолженности, а также практику получения залога.

    Величина капитала банка, качество его активов непосредственно связаны с его доходностью (прибыльностью). На базе отчетной документации может быть определена доходность как отношение чистой прибыли после налогообложения до выплаты дивидендов к общей сумме активов.

    Во многих странах органы надзора устанавливают показатели ликвидности, которые отражают требования по поддержанию банками определенного соотношения между ликвидными активами и величиной депозитов с разбивкой их по типам.

    Такими показателями следует считать соотношения между:
    - предоставленными кредитами и депозитами;
    - ликвидными активами и депозитами (или суммой депозитов и кредитов, полученных в центральном банке или в других банках);
    - основными депозитами (которые, вероятнее всего, останутся в банке) и общей их суммой.

    На основе оценок различных аспектов, определяющих финансовые позиции банка, формулируется общее заключение о его финансовом положении, даются рекомендации о необходимости принятия соответствующих мер.

    Ревизии на местах позволяют центральному банку осуществлять независимую проверку отдельных операций банка и его финансового положения в целом. Основное внимание уделяется прежде всего анализу банковских активов, в первую очередь кредитов и ценных бумаг, что объясняется необходимостью определить устойчивость и ликвидность банка. Активы, не отвечающие принятым стандартам, рассматриваются отдельно.

    Основные цели проведения ревизии:
    - обеспечение объективной оценки финансового положения банка;
    - анализ качества управления банка и оценка работы его директора;
    - определение комплекса мер, необходимых для исправления или улучшения финансового положения банка и совершенствования его операций;
    - обеспечение соответствия деятельности банка существующим законам и нормативным инструкциям.

    Процедуры, используемые для выполнения данных задач, включают в себя оценку обоснованности принимаемых решений, исполнения законов и инструкций.

    Надзор за соблюдением норм банковских операций осуществляется по следующим позициям:
    - соотношение капитала с активами;
    - установление лимитов кредитования одного заемщика;
    - соблюдение нормативных коэффициентов ликвидности;
    - изменение доходности в результате колебаний процентных ставок;
    - выполнение правил регулирования банковских слияний.

    Функция финансового агента правительства

    Являясь по своему статусу финансовым агентом правительства, центральный банк осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.

    Важная роль центрального банка в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его роли кредитора своей страны.

    В зависимости от места размещения государственные займы подразделяются на внутренние (размещаемые внутри страны) и внешние (реализуемые на иностранных денежных рынках в валюте либо страны-кредитора, либо государства-заемщика, либо в валюте третьей страны).

    По способу размещения внутренние государственные займы бывают свободно обращаемые, реализуемые по подписке и принудительные; по видам доходности - процентные (по которым ежегодно выплачивается равными долями твердый доход), выигрышные и лотерейные (доход по которым может быть получен в случае выхода облигации в тираж погашения или тираж выигрышей).

    Развитие государственного кредита сопровождалось созданием довольно сложной структуры управления государственным долгом. К числу важнейших мероприятий в этой области относится выявление источников новых займов и кредитов, их размеров и условий привлечения, способов размещения.

    Распределение функций в сфере управления государственным долгом между центральным банком, казначейством или министерством финансов зависит от особенностей исторического развития страны, ее традиций и положения центрального банка.

    Основными методами финансирования внутреннего государственного долга являются:
    - денежная эмиссия;
    - прямые кредиты центрального банка;
    - выпуск государственных займов.

    Наиболее простой способ финансирования государственного долга и государственного бюджета - денежная эмиссия, в результате которой увеличивается объем доходов за счет разницы между номинальной и реальной стоимостью денег. Самым серьезным отрицательным последствием широкого использования денежной эмиссии становится переполнение каналов денежного обращения платежными средствами, не обеспеченными реальными активами, которое ведет к обесценению денег и усилению инфляции.

    Длительное время весьма распространенным способом покрытия дефицита государственного бюджета были прямые кредиты центрального банка правительству, но в последние годы их использование в ряде стран с рыночной экономикой весьма ограничено.

    Государственные займы применяются для покрытия бюджетных дефицитов страны путем аккумуляции временно свободных средств физических и юридических лиц (населения, банков, страховых, промышленных и прочих компаний), предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.

    Существуют рыночные, нерыночные и специальные выпуски облигационных займов. Рыночные ценные бумаги свободно покупаются и продаются на денежном рынке и не могут быть предъявлены к погашению до установленных при выпуске государственного займа сроков. Нерыночные ценные бумаги нельзя продавать или покупать, но они могут быть досрочно предъявлены к погашению. Специальные выпуски государственных займов распределяются среди конкретных учреждений и фондов - их ценные бумаги не подлежат купле-продаже на денежном рынке.

    Держателями государственных займов являются коммерческие банки, небанковские кредитно-финансовые институты, промышленные корпорации и юридические лица.

    Выполняя функцию финансового агента правительства, центральный банк реализует кассовое исполнение бюджета - прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности.

    Согласно международной практике существуют казначейская, банковская и смешанная системы кассового исполнения бюджета. При казначейской системе кассовое исполнение бюджета возложено на особые органы министерства финансов - приписные кассы, при банковской - на центральный банк, при смешанной - на казначейство и центральный банк. На ранних этапах развития кредитно-финансовой системы кассовое исполнение бюджета являлось функцией казначейства; по мере развития банковской системы эта обязанность постепенно перешла к банкам, в основном, к центральному банку.

    В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в центральном банке, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов. Центральный банк, таким образом, выступает кассиром правительства.

    Единство кассы предоставляет министерству финансов возможность постоянно контролировать поступление средств на его счет и отслеживать движение кассовой наличности, своевременно предотвращать кассовые разрывы; обеспечивать централизацию государственных бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов, образующих в совокупности бюджетную систему страны.

    В процессе кассового исполнения бюджета центральные банки аккумулируют бюджетные поступления, выдают финансовые средства, зачисленные на счета федерального и местных бюджетов, ведут учет поступлений и платежей федерального и местного бюджетов, предоставляют финансовым органам отчеты о кассовом исполнении этих бюджетов.

    Организация платежно-расчетных отношений

    Центральные банки начали участвовать в организации платежей между коммерческими банками в период фундаментальных изменений в технологии платежей - перехода к бумажно-денежному обращению. Внедрение в повседневную жизнь не имеющих стоимости бумажных денег потребовало создания расчетных систем, пользующихся доверием. Ответственность за осуществление платежей взял на себя центральный банк, имеющий безупречное финансовое положение и большой авторитет.

    Задачами центрального банка в организации платежной системы страны являются:
    - поддержание стабильности финансовой структуры;
    - обеспечение эффективного функционирования платежной системы;
    - проведение денежно-кредитной политики.

    Стабильность финансовой системы непосредственно связана со стабильностью внутренней платежной системы, т.е. обусловлена наличием надежного механизма платежей, который позволяет бесперебойно осуществлять межбанковские операции по взаимозачетам и платежам и дает возможность устранять возникающие проблемы (например, неплатежеспособность одного из ее участников, вызывающую цепную реакцию неплатежей и создающую угрозу для устойчивости всей финансовой системы в целом).

    Именно этот риск, называемый системным, отчасти предупреждается центральным банком, который организует систему зачета взаимных платежей, т.е. клирингов, или контролирует деятельность частных клиринговых палат.

    Для нормального функционирования экономики представляется чрезвычайно важным обеспечить эффективную работу платежных систем. Задержки в оплате коммерческих сделок незамедлительно отражаются на состоянии экономики страны. Чтобы избежать этого, создаются специальные клиринговые палаты, осуществляющие безналичные расчеты путем зачета взаимных требований. Такая централизация системы расчетов способствует их ускорению и удешевлению. Совершенствование системы клиринговых расчетов предполагает расширение сферы ее действия с помощью электронно-вычислительной техники. Важнейшая задача в области повышения надежности платежных систем - снижение рисков, и она решается посредством:
    - усовершенствования системы нетто-расчетов, т.е. расчетов, при которых чистое сальдо определяется для каждого участника платежной системы при осуществлении клиринговых операций;
    - внедрения системы брутто-расчетов в режиме реального времени, когда платежи производятся сразу и окончательно.

    Минимизация рисков при системе нетто-расчетов достигается путем установления за ними контроля с целью своевременного принятия мер по устранению возможных потерь. Среди вышеупомянутых мер следует выделить:
    - допуск к участию в платежных системах лишь платежеспособных банков, обладающих техническими и операционными возможностями по управлению рисками;
    - фиксирование для каждого участника пределов по взаимному нет-то-кредиту и общего предела кредитования в течение дня;
    - быстрое устранение возникающих перебоев в расчетах, связанных с неплатежеспособностью одного из участников;
    - предоставление обеспечения под кредиты.

    Система брутто-расчетов в режиме реального времени (ее надежность обусловлена платежеспособностью расчетного агента - центрального банка), минимизирует риски, возникающие вследствие отсутствия достаточных денежных средств на счетах одного из участников клиринга.

    Платежная система используется центральным банком для реализации денежно-кредитной политики.

    В случае неустойчивости и ненадежности платежной системы центральный банк испытывает серьезные трудности при осуществлении эффективной денежно-кредитной политики, а кризис платежной системы целиком лишает его возможности проведения регулирующих мероприятий в этой сфере.

    Средства коммерческих банков, поступающие на счета центрального банка в соответствии с выполнением банками минимальных резервных требований, не только используются в целях денежно-кредитной политики, но и обеспечивают надежное функционирование платежной системы, поскольку могут применяться в случае необходимости для устранения перебоев в платежах. Кроме того, совершенные, эффективно функционирующие платежные системы способствуют ускорению обращения денег.

    Степень участия центрального банка в организации платежей зависит от исторических традиций, сложившихся в стране. Например, в Германии, Великобритании, Бельгии, Швеции, США центральные банки являются активными участниками осуществления платежей в клиринговых палатах, а в Греции и Португалии инициатива в этой области принадлежит частному сектору.

    В зависимости от степени участия в функционировании клиринговых систем при решении трех вышеперечисленных основных задач центральные банки используют два главных инструмента: содействие в проведении клиринговых операций (внутренний контроль) и надзор за работой частных клиринговых систем (внешний контроль), посредством которого центральный банк обеспечивает определенный уровень их надежности.

    Возможность контролировать деятельность частных клиринговых палат предоставляется в зависимости от того, как ЦБ выполняет функции кредитора последней инстанции. Центральные банки оказывают помощь лишь в том случае, если частные клиринговые палаты не в состоянии решить определенные проблемы (например, управление риском), возникшие в результате их неэффективной деятельности.

    Таким образом, центральный банк играет ключевую роль в платежной системе страны, непосредственно участвуя в работе частных клиринговых палат или осуществляя контроль за их деятельностью.

    Центральный Банк Российской Федерации является главным банком государства, который наделен особенными полномочиями, включая эмиссию национальных денег и регулирование коммерческих банковских организаций.

    Центральный банк в любой стране является государственным учреждением, которое наделяется монопольным правом выпуска банкнот. Основные функции Центрального банка заключается в эмиссии денег, осуществлении национальной денежно-кредитной политики. Этот банк является банкиром правительства и банком банков.

    Основные функции заключаются в хранении валютного и золотого запаса государства. Этот банк не работает с физическими лицами и предприятиями, звеном между ним и экономикой выступают коммерческие банки и специальные кредитные финансовые институты. Центральный банк руководит и контролирует всей кредитно-финансовой системой, устанавливая обязательные нормы резервов для коммерческих банков и выступая для них кредитором в последней инстанции.

    Функция ЦБ — эмиссионный центр

    Центральный банк является эмиссионным центром, то есть занимается выпуском денег. Центральный банк вправе выпускать банкноты. Банк регулирует объем эмиссии наличных денег, при учете общих затрат на денежную политику.

    Осуществление выпуска наличных денег проводится через продажу банкнот и монет коммерческим банкам, обменивая их резервы в Центральном банке. В настоящее время значение функции эмиссии немного снижено, поскольку банкноты стали составлять малую часть денежной массы у промышленно развитых государств. При этом банкнотная эмиссия по настоящее время используется для платежей в розничной сфере. Чем выше доля обращения в государстве, тем больше значение банковской эмиссии.

    Банк банков

    В кредитной сфере роль Центрального банка заключается в функции «банка банков». Основными клиентами ЦБ являются не торговые и промышленные предприятия и граждане, а кредитные банки, в основном коммерческого характера.

    Коммерческие банки могут выступать в качестве посредника между экономикой и Центральным банком. Коммерческие банки обслуживаются Центральным банком по пассивным операциям. Банки хранят в Центральном банке часть своих денежных средств в качестве кассового резерва.

    Большинство государств налагает на коммерческие банки обязанность хранить долю своих кассовых резервов в Центральном банке. Эти резервы именуются обязательными банковскими резервами. Центробанк можно представить в виде кредитора последней инстанции для коммерческих банков. Он проводит кредитование в виде переучета векселей, ценных бумаг коммерческих банков.

    Банк правительства

    Центральный банк, вне зависимости от принадлежности капитала, имеет тесную связь с государством. Он выступает основным банкиром государства и советников правительства в сфере финансовых и монетарных проблем. Свободные средства казначейство хранит именно на текущих счетах Центрального банка, используя их из своих расходов.

    Казначейство может расплачиваться с поставщиками чеками в Центральном банке. Центральный банк при этом пользуется беспроцентно и свободно денежными средствами казначейства, выполняя бесплатно операции по пополнению бюджета. По поручению казначейства Центральный банк может принять налоговые платежи на его текущий счет.

    Когда происходит дефицит государственного бюджета, может усилиться функция кредитования государства и управления государственным долгом, которые осуществляются с помощью операций Центрального банка.

    Другие функции Центрального банка

    Банк выполняет функцию денежно-кредитного регулирования, является основным проводником денежного регулирования экономики. Основные цели этой политики заключаются в достижении стабильного роста экономики, уменьшении инфляции и безработицы, выравнивании платежного баланса.

    Центральный банк играет в функцию валютного центра, регулируя резервы зарубежной валюты и золота. Традиционно Центральный Банк является хранителем золотовалютных резервов. Также банк выполняет функцию выпуска государственных ценных бумаг. Операции с ценными бумагами государства дают возможность обеспечивать рыночное финансирование бюджетного дефицита, составляя фундамент развития элементов рынка капитала, способствуя проведению эффективной денежной политики.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное