Домой Полезные советы Экономические функции и методы социальной работы. Экономические основы социальной работы - Заяц О.В

Экономические функции и методы социальной работы. Экономические основы социальной работы - Заяц О.В

Год выпуска: 2012

Жанр: Экономика

Издательство: Академия

Формат: PDF

Качество: OCR

Количество страниц: 192

Описание: Развитие рыночной экономики привело к обострению социальных отношений и обусловило необходимость совершенствования политики государства и усиление ее социальной направленности.
В статье 7 Конституции Российской Федерации записано, что Российская Федерация есть «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Этим определено, что в России, как в любом цивилизованном государстве, экономика должна быть нацелена на удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей индивида. Основными критериями социально ориентированной экономики должна стать стабильность экономического роста государства, повышение уровня жизни населения, гарантированная защищенность людей, не занятых в сфере материального производства товаров и услуг. Это требует создания специального института социальной защиты населения, становления и развития профессиональной социальной работы как его важнейшего инструмента.
Формирование этой системы невозможно без прочной экономической основы, в создании которой должно участвовать не только государство, но и общество в целом. Вместе с тем возрастает роль семьи и каждого конкретного индивида в самообеспечении, укреплении экономической базы для нормальной жизнедеятельности и развития творческого потенциала личности.
В экономических теориях изложены важнейшие предпосылки о том, что человек является одновременно и производителем, и потребителем экономических благ.
Важное значение приобретает переход от декларирования прав и свобод человека к их гарантированной реализации через систему социальной защиты населения. Это возможно лишь на базе нормального воспроизводства и использования экономического, демографического, научного, кадрового потенциала. Создание такого потенциала в системе социальной защиты возможно лишь при условии целенаправленной профессиональной подготовки кадров. Это одна из актуальных проблем современной науки и практики.
В условиях рыночной экономики особенно важно получение экономических знаний социальными работниками. Необходимый объем этих знаний определен Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки «Социальная работа» как по циклу общих гуманитарных и социально-экономических, так и по циклу общепрофессиональных дисциплин.
В учебнике рассматриваются предмет и задачи курса «Экономические основы социальной работы»; сущность и структура экономических основ социальной работы; понятие и сущность экономического пространства социальной работы; вопросы социального развития и социальной ориентации экономической политики государства; система социальной защиты населения и ее экономические.
Рассказывается о динамике и проблемах в обеспечении материального благосостояния населения, об экономической стратификации общества и ее социально-экономических последствиях. Дается представление о государственных гарантиях и социально-экономических стандартах поддержки населения.
Раскрываются проблемы, связанные с финансированием, налогообложением, предпринимательской деятельностью учреждений социального обслуживания; организационно-экономические основы социального обеспечения и социального страхования населения.
Рассматриваются вопросы организации экономической деятельности, кадрового обеспечения, оплаты труда социальных работников и обеспечения эффективности социальной работы.
Учебник «Экономические основы социальной работы» предназначен для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть полезен преподавателям, специалистам по социальной работе. Содержание учебника
«Экономические основы социальной работы»

Предмет изучения и особенности курса «Экономические основы социальной работы»

  • Предмет и задачи курса
  • Особенности экономической деятельности в сфере социальной работы
  • Экономическое пространство социальной работы
Экономико-методологические и правовые основы социальной работы
  • Сущность и структура экономических основ социальной работы
  • Основные экономические категории и понятия социальной работы
  • Принципы и методы экономической деятельности в сфере социальной работы
  • Организационно-правовые основы экономической деятельности в сфере социальной работы
Социально ориентированная экономика как материальная основа социальной работы
  • Экономическая политика государства и ее социальная направленность
  • Экономические основы системы социальной защиты населения
  • Система государственных экономических гарантий и льгот как элемент социальной защиты населения
Материальное благосостояние населения. Показатели и динамика
  • Сущность, показатели и динамика материального благосостояния населения
  • Социально-экономический потенциал семьи как показатель благосостояния
  • Социально-экономический статус - критерий адресного подхода в социальной работе
Финансовые основы социальной работы
  • Источники и способы финансирования социальной работы
  • Финансовые основы социального обеспечения на современном этапе
  • Налоги как инструмент формирования бюджетных средств и финансирования системы социальной работы
  • Благотворительность в системе материально-финансового обеспечения социальной работы
Экономические основы деятельности социальных служб
  • Производство социальных услуг - задача экономической деятельности социальных служб
  • Предпринимательская деятельность как источник дополнительного финансирования социальных служб
  • Организация и оплата труда работников социальных служб
  • Особенности бухгалтерского учета и налогообложения социальных служб
Проблемы эффективности социальной работы
  • Сущность эффективности социальной работы и исторический подход к ее определению
  • Критерии эффективности
  • Методика определения эффективности социальной работы
Нормативные документы
Рекомендуемая литература

Введение

Экономическая сущность и функция социальной работы

Принципы и методы экономики социальной работы

Экономическое пространство социальной работы

Заключение

Введение

Конец 80-х годов в Российской Федерации характеризуется переходом к рыночной экономике, в условиях которой появилась необходимость усиления политики государства в области социальной работы и реорганизация системы социальной защиты населения.

Статья 7 Конституции РФ определяет направленность экономики государства на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения и обеспечения необходимого уровня жизнедеятельности общества.

Социально ориентированная экономика должна основываться на стабильности экономического роста, увеличения жизненного уровня населения, предоставление гарантий социальной защиты граждан, не занятых в сфере материального производства. Все это требует создания эффективной системы социальной защиты населения, формирование которой невозможно без соответствующей экономической платформы. Также возрастает важность каждого человека и семьи в само обеспечении, укреплении экономической основы для нормальной жизнедеятельности общества.

В данных условиях возникает необходимость владения социальными работниками специфическими экономическими знаниями.

Целью данной работы является рассмотрение социальной работы с экономической точки зрения.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

объяснить экономическую сущность и значение социальной работы;

рассмотреть основные экономические методы социальной работы;

описать принципы экономики социальной работы;

определить экономическое пространство социальной работы и оценить перспективы ее развития.

.Экономическая сущность и функция социальной работы

Экономическая функция социальной работы выражается в деятельности органов социальной защиты населения, которая направлена на создание комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития индивида, семьи, общества. Составляющими элементами экономической функции являются формирование и распределение экономических ресурсов в рамках социальной работы, контроль за их целевым использованием и другие.

Участниками реализации экономической функции являются общество, государство и индивид. Нагрузка между ними в зависимости от отдельно взятой ситуации может распределяться по-разному. Как правило, первостепенная роль в реализации экономической функции социальной работы отводится государству.

Экономика социальной работы - это экономическая деятельности всей системы социальной защиты населения, связанная с производством нематериальных услуг. Сфера производства нематериальных услуг характеризуется тем, что продуктом в ней выступает определенная деятельность, а процесс ее производства практически всегда совпадает с процессом потребления.

В сферу нематериальных услуг входят услуги жилищно-коммунального характера, бытовое обслуживание, образование, здравоохранения, пассажирские перевозки, культура, социальное обеспечение и страхование и другие. Их объединяет то, что труд работников, занятых в данных видах деятельности не является материальным, и направлен на человека и социальные аспекты его существования.

Однако, социальная работа это не только деятельность по предоставлению социальной поддержки и услуг, но и в общем виде это совокупность усилий государственных и негосударственных объединений с целью внесения преобразований в общество в интересах его членов, в особенности тех, кто по определенным причинам не может самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье.

В условиях рыночной экономики растет число людей, которым нужна поддержка государства. Множественность форм собственности и разгосударствление неизбежно привели к тому, что ресурсные возможности государства по удовлетворению социальных потребностей данных слоев населения значительно сократились.

Социальная работа рассматривает экономику как материальную основу общества. Это особенно важно в период кризиса производства, инфляции, роста безработицы, роста цен на товары и услуги, которые приводят к снижению уровня жизни населения и увеличение числа социально незащищенных слоев населения.

Общественные экономические отношения напрямую воздействуют на социальную жизнь членов общества. Отчуждение наемных работников от средств производства приводит к росту безработицы, стратификации общества, экономическим и социальным проблемам.

Основной задачей социальной работы в таких условиях является реализация политики социальной защищенности населения. Возрастает важность социального страхования, предоставления социальных гарантий, здравоохранения, образования и т.п.

Экономика социальной работы определяется категориями экономической теории: производство, распределение, обмен и потребление.

Производство является основой жизни общества в целом и человека в частности.

Распределение - это не только распределение результатов производства, но и распределение ресурсов. Общественное распределение зависит от форм собственности. Принцип распределения по накопленному имуществу возрастает вследствие становления рыночной формы хозяйствования. Формирование личных доходов населения приводит к росту дифференциации доходов и расслоению общества, что требует государственного вмешательства для снижения социальной напряженности, формирования единой системы социально-экономической поддержки уязвимых слоев населения.

Основной функцией перераспределения внутреннего валового продукта становится нивелирование экономических различий для обеспечения благоприятных условий жизни большинства населения. Данная цель реализуется путем распределения продуктов и услуг, а также путем внедрения программ по стабилизации доходов.

Государственные программы в рамках социально-экономической помощи населению обеспечивают выполнение конституционных прав граждан на бесплатное образование, медицинское обслуживание, поддержку материнства и детства, содержание престарелых и нетрудоспособных и других. Уровень экономического развития общества определяет степень удовлетворенности данными программами.

Государственная деятельность по регулированию распределительных процессов ведется по следующим направлениям:

часть получаемых населением доходов находится в прямой зависимости от результатов труда каждого, но с учетом удовлетворения потребностей для жизнеобеспечения;

на первый план выходит размер потребностей, на удовлетворение которых направляются выплаты детских пособий, доплат на лечение и прочих;

предоставление льгот законодательно закрепленным категориям населения с помощью соответствующих учреждений непроизводственной сферы.

Государственные программы социально-экономической поддержки необходимы для уменьшения различий в уровнях доходов по причинам, независящим от процесса труда.

Экономика социальной работы изучает ее влияние на жизнеобеспечение людей, определяет стандарты социальной поддержки, зависящие от экономических, политических, национальных, исторических и других норм жизни общества.

Под жизнеобеспечением населения понимается совокупность количественных и качественных характеристик, соответствующих производительным силам общества, социально-экономическим отношениям в условиях рыночной экономики. Введение данной категории в научный оборот оправдано тем, что она позволяет государству более компетентно обеспечивать формирование в стране социально справедливого общества.

Таким образом, экономическая функция социальной работы выражается в определении закономерностей движения в данной сфере материальных, трудовых и финансовых ресурсов для достижения целей ее функционирования и развития. Она основывается на экономическую теорию и включает в себя процессы планирования, функционирования и обеспечения социальной сферы и уровня социальной защиты населения, изучает экономические связи между государством и социальными группами на основе знаний общих закономерностей исторических процессов и законов.

2. Принципы и методы экономики социальной работы

В состав социальной системы входят люди и отношения между ними. Система социальной защиты является самым развитым видом социальной работы. Для нее характерны такие качества как цель, управление, иерархия, синергия. Являясь гетерогенной системой, в систему социальной защиты населения, наряду с индивидом, включены социотехнические (учреждения, благотворительные фонды) и экосоциальные элементы (территориальные районы, муниципалитеты). Данная система достаточно сложно организована, так как ее основной элемент - человек - наделен собственной субъективностью. В связи с этим возникают определённые сложности, сопряженные с практическим применением закономерностей в социальной работе.

Каждая отдельная социальная система, несмотря на свою связь с социальной системой в глобальном ее понимании, сохраняет относительную самостоятельность. Так, система социальной защиты населения существует в определенной степени автономно и наделена собственными закономерностями, принципами и методами.

Принципы экономики социальной работы - это научно обоснованные положения о методах и формах экономической деятельности предприятий, входящий в состав системы социальной защиты населения. К основным принципам, на которых строится система, можно отнести следующие:

принцип гуманизма. Он предполагает признание человека и его жизни высшей ценностью, защиту его прав и достоинств, создание благоприятных условий для его существования. Основной целью социальной работы в современных условиях является социально-экономическое благополучие человека;

принцип социальной справедливости. Социально-экономическая справедливость - это справедливая цена труда, минимизация различий между минимальной и средней заработных платах, недопущение серьезных неравенств в оплатах служащих государственных органов, введение и контроль определенного соотношения между бюджетной сферой и народным хозяйством. Существует две формы данного принципа: справедливость обмена и справедливость распределения. Социальная справедливость подразумевает участие всего общества в экономической и политической жизни страны. Другими словами, этот принцип означает одновременное создание как правовых условий защиты предпринимательской деятельности и собственности, так и социально-экономическую поддержку незащищенных слоев населения;

принцип общественной целесообразности. Данный принцип предполагает, что круг людей, подлежащих социальной защите, должен быть строго ограничен теми, кто полностью или частично лишен способности к самообеспечению. При нарушении принципа общественной целесообразности в обществе снижается мотивация к труду и растет количество иждивенцев. На практике данный принцип воплощен в систему адресной социально-экономической помощи;

принцип экономической эффективности. Он отражает оптимальное соотношение социальных расходов и величиной отчислений на их финансирование. Отчисления в социальную сферу должны быть пропорциональны основным макроэкономическим показателям, таким как валовый внутренний продукт, фонды оплаты труда, совокупные доходы население и прочие. При дисбалансе данных показателей происходит снижение эффективности общественного производства. Величина социальных пособий не должна быть выше минимального уровня заработной платы. Данный принцип основывается на социальном благополучии населения и расчете экономической эффективности;

принцип приоритета государственных начал в системе социальной защиты. Данный принцип подразумевает, что государство является главным гарантом экономического обеспечения необходимого уровня жизни незащищенных слоев населения. Как правило, средства социальной защиты представлены двумя категориями: ограничителями, не позволяющими определенным показателям (заработной плате, ставкам налогообложения) достичь социально опасного уровня, и системой социальных компенсаций (льготы, рассрочки, субсидии);

принцип экономической самостоятельности. Данный принцип предполагает разграничение полномочий в сфере экономики субъектов федерального и местного уровней. Социальные выплаты в минимальном размере должны гарантироваться на федеральном уровне, а выплаты сверх этих показателей - на уровне местных органов власти;

принцип трудовой мотивации оплаты труда;

принцип повышение качества жизни;

принцип возрастания потребностей и другие.

Система социальной защиты населения строится на перечисленных принципах, которые направлены на сохранении оптимального соотношения между производством и потреблением. Механизм социальной защиты населения, основываясь на них, проявляется в форме социально-экономических методов в технологии социальной поддержки.

Следует отметить, что в Российской Федерации зачастую объединены институт власти и собственности, в связи с чем экономическая деятельность учреждений социальной защиты регулируется воздействие сверху вниз. Элементы системы социальной защиты основываются на принципах планирования, демократического централизма и хозяйственного расчета.

Направленность социальной работы на конкретного человека заставляет социальных работников искать эффективные методы, приемы и технологии, направленные на восстановление связей между индивидом и обществом. Социально-экономические методы социальной поддержки - это способы достижения целей социальной работы на основе экономических принципов. От эффективности их применения зависит величина социального эффекта для общества при оптимальных затратах.

В механизме социальной работы экономические методы занимают одно из важнейших мест в связи с тем, что они влияют на главные аспекты концепции социальной защиты: побуждают индивида к само обеспечению и самореализации и, одновременно с этим, оказывают социально-экономическую поддержку в кризисных ситуациях.

На уровне государства социально-экономические методы решают данные проблемы, основываясь на социальной и правовой политике, организации правовых и экономических условий для само обеспечения общества.

Основной экономический метод социальной поддержки населения - это внедрение системы социально-экономических гарантий. Согласно ему, государством устанавливаются минимальные размеры оплаты труда и прожиточного минимума.

В определенные кризисные периоды жизни государство применяет метод компенсации расходов. Компенсация расходов - это возмещение расходов определенному кругу населения в связи с различными катастрофами природного или антропогенного характера, рождением ребенка, уходом за инвалидами и в других ситуациях.

Для социальной защиты населения также используются система льгот, компенсаций и государственных пособий.

Экономика социальной работы также применяет методы экономико-математического моделирования, позитивного и нормативного анализа, экономического эксперимента и другие.

Метод нормативного анализа предполагает изучение и определение научно обоснованных социальных стандартов и нормативов, таких как уровня безработицы и бедности, оптимального размера социальных пособий и пенсий и другие.

Метод позитивного и нормативного анализа определяет взаимосвязи различных экономических явлений (снижение уровня жизни, рост цен).

Экономико-математическое моделирование дает возможность определить причины и выявить закономерности динамики экономических процессов и их последствий для общества, а также позволяет осуществлять их прогнозирование.

При помощи экономических экспериментов рассчитывается эффективность моделей социальной поддержки.

Предпочтение определенного экономического метода зависит от конкретной ситуации, наличия времени и ресурсов, профессионализма специалистов системы социальной защиты населения.

3. Экономическое пространство социальной работы

Социальная работа осуществляется в определенном экономическом пространстве, входящее в социальное пространство в целом.

Экономическое пространство социальной работы - это социальная система институтов социальной защиты населения, которые обеспечивают условия жизнедеятельности общества, качественного удовлетворения их потребностей и самореализации личности.

Взаимоотношения в экономическом пространстве социальной работы должны основываться на справедливом распределении благ, что является гарантией оптимального обеспечения жизнедеятельности его субъектов. Социальная политика не может быть направлена только на нуждающихся в социальной поддержке, а должна учитывать интересы всего общества в целом.

Социальное обслуживание населения ведется по месту жительства и работы, а также в специализированных учреждениях, где находятся социально незащищенные слои населения: инвалиды, престарелые, беженцы, сироты и другие.

Основной функцией социальной сферы является анализ экономических потребностей субъектов, определение экономического потенциала общества на данном этапе развития.

Реализация экономических механизмов социального пространства осуществляется в двух направлениях: государственном и негосударственном. Экономическое пространство социальной работы охватывает экономику системы социальной защиты, экономику здравоохранения, образования, сферы культуры, быта и другие. Каждой из этих сфер присущи свои характерные особенности.

Внутри предприятий формируется собственная материальная база социальной защиты населения путем отчислений в различные социальные фонды; создаются рабочие места; предоставляется жилье; осуществляется материальная поддержка работников и прочее.

Важную роль в социально-экономических отношениях на предприятиях играют профессиональные союзы, значение которых в условиях рыночных отношений возрастает с каждым годом.

Роль органов территориального общественного самоуправления в финансировании социальных программ, строительстве жилищного фонда, поддержке предпринимательства, создании благоприятных условий для само обеспечения людей также возрастает.

Важной сферой экономического пространства социальной работы является социальное попечительство, в которое входят дома престарелых и инвалидов, детские дома и другие. Данная сфера требует совершенствования механизма материального обеспечения путем привлечения дополнительных средств.

Здравоохранение является важным элементом экономического пространства социальной работы. Согласно статье 41 Конституции РФ каждый человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Государственные и муниципальные учреждения должны оказывать бесплатную медицинскую помощь нуждающимся в ней гражданам за счет средств бюджета и других поступлений. Здоровье населения зависит от общего характера общественного развития и общественно-экономических отношений в нем. На сегодняшний день необходимы новые формы взаимодействия различных структур, участвующих в формировании здоровья. Это требует иной организации работы всей системы здравоохранения. Необходимо перестать рассматривать медицинскую помощь как механизма реализации государственной политики в области социальной защиты и выделить ее в отдельную экономическую категорию. Здоровье нации - это один из важных макроэкономических показателей, который оказывает влияние на воспроизводство рабочей силы, и, значит, на процесс материального производства в целом.

Реформирование системы здравоохранения должно основываться на следующих принципах:

увеличение профилактических мероприятий;

плотное взаимодействие медицинской научной работы и практики;

участие населения в принятии решений по вопросам здравоохранения;

множественность путей финансирования отрасли здравоохранения.

Наиболее остро сейчас стоит вопрос о поисках путей дополнительного финансирования медицинских учреждений. Для этого была введена система обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации, которая обеспечивает получение необходимого минимума бесплатных услуг медицинской помощи. Помимо этого государством осуществляется финансирование программ охраны и укрепления здоровья граждан, принимаются меры по развитию системы здравоохранения.

Улучшение системы финансирования прежде всего предполагает рациональное использование финансовых ресурсов в соответствии с предоставляемой бесплатной медицинской помощью населения. При этом финансовые ресурсы должны рассматриваться как инструменты повышения уровня социальной и медицинской помощи. На сегодняшний день в Российской Федерации возможны два варианта финансирования медицинских организаций:

финансирование через страховые медицинские организации;

финансирование напрямую через филиалы территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В целях контроля за целевым расходованием средств, выделяемых на здравоохранение, необходимо введение дополнительных законодательных мер.

Для финансового обеспечения программы обязательного медицинского страхования должен быть закреплен источник финансирования в федеральном бюджете как доля от налога на добавленную стоимость и ее последующее перечисление в Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС). Важным элементом государственной политики в области здравоохранения является планирование, обеспечивающее целесообразное построение системы здравоохранения в условиях рыночной экономики. Широкое применение методов планирования в социальной сфере поможет увеличить эффективность использования ресурсов и более качественно обеспечить потребности граждан в медицинской помощи.

Система образования выступает одним из субъектов экономического пространства социальной работы. Статья 43 Конституции РФ гласит, что каждый человек имеет право на получение бесплатного образования. Образование осуществляет две важные функции:

способствует саморазвитию личности;

помогает осуществлять качественное воспроизводство рабочей силы.

Переход к рыночной экономике долгое время в Российской Федерации сопровождался сохранением монополии государства в сфере образования на фоне значительного сокращения финансовых инвестиций в нее. В связи с тем, что развитие образования, как и любой другой сферы, требует непрерывности, она требует значительно больших финансовых ресурсов. В настоящее время наряду с государственным постепенно развивается и рыночный сектор образовательных услуг, действующий на основе закона РФ «Об образовании». Негосударственные образовательные учреждения должны осуществлять свою деятельность согласно принятым федеральным образовательным стандартам. Развитие частного сектора образования позволит государству увеличить финансирование приоритетных направлений в сфере образования.

Улучшение экономического пространства в сфере образования происходит путем экономического обеспечения учреждений образования за счет средств государственного бюджета и привлечения дополнительных источников финансирования. Государством принимаются меры по сохранению гарантий получения бесплатного образования на фоне расширения рынка платных образовательных услуг.

Важными элементами экономического пространства социальной работы являются также культура и искусство. В условиях рыночной экономики наблюдается значительное снижение финансирования данных сфер, в связи с чем важное значение принимает пересмотр принципов их финансирования из федерального и местного бюджета. Развитие культуры и искусства в настоящий момент значительно сдерживается в связи с несовершенством законодательной и нормативной базы, налоговой системы.

Важность значение сферы труда и быта определяется тем, что более 50% населения страны занято в народном хозяйстве. Действующее трудовое законодательство уже не способно качественно регулировать трудовые отношения, а государство не справляется со своей ролью социального защитника права граждан на нормальные условия труда и доходы от этой деятельности. Наиболее остро в настоящий момент стоит проблема предоставления социальных гарантий работникам негосударственных предприятий, повсеместно происходят нарушения трудовых прав.

Важнейшим условием высокого уровня жизни граждан является решение вопроса о стабильной занятости населения. Решение проблемы снижения уровня безработицы; поддержки и переквалификации лиц, потерявших работу, предусматривает:

предотвращение массовой безработицы;

осуществление социально-экономической помощи безработным;

контроль за соблюдением законодательства в сфере труда;

принятие нового трудового законодательства;

ратифицирование конвенции Международной организации труда, устанавливающей стандарты прав работников наемного труда.

Основной функцией государства в сфере социально-трудовых отношений является регулирование взаимоотношений между работодателями и трудящимися.

Немаловажным аспектом регулирования экономического пространства сфере труда является социальное страхование. На сегодняшний день имеется острая необходимость повышения ставок страховых отчислений в фонды оплаты труда.

Статья 40 Конституции РФ отмечено, что каждый гражданин имеет право на жилище. В условиях постоянного роста цен на недвижимость все более возрастает роль государства в выделении бесплатного жилья, либо предоставлении определенных льгот нуждающимся слоям населения. Помимо федеральных органы местного самоуправления также должны принимать активное участие в выполнении жилищных программ.

Система социального обслуживания, в которую входят разнообразные целевые услуги различным слоям населения, также занимает определенное место в экономическом пространстве социальной работы. В условиях рыночной экономики и кризиса данная сфера находится в ведении государства и оказывает свои услуги только категориям населения, находящимися в зоне риска. Данная сфера предоставляет необходимые минимальные гарантии в форме пенсий, льгот и других законодательно установленных выплат.

Таким образом, экономическое пространство социальной работы требует дальнейшего изучения и совершенствования посредством укрепления взаимосвязей между государством и обществом, а также их координации на основе законодательного регулирования в условиях рыночной экономики.

экономика социальный работа

Заключение

Экономика социальной работы - это экономическая деятельность системы социальной защиты населения, связанная с производством нематериальных услуг.

Экономическая функция социальной работы заключается в деятельности специализированных органов социальной защиты, направленная на создание условий, обеспечивающих средства существования общества. Основными элементами экономической функции являются формирование и распределение экономических ресурсов в рамках социальной работы и контроль за их целевым использованием.

Принципы экономики социальной работы - это обоснованные научно положения о методах экономической деятельности предприятий, входящих в состав системы социальной защиты населения. К основным принципам относятся принцип гуманизма, социальной справедливости, общественной целесообразности, экономической эффективности и самостоятельности.

Основные принципы, на которых базируется социальная работа закреплены в Конституции РФ, а также в других законодательных и нормативны актах.

В экономическое пространство социальной работы входят различные институты социальной защиты населения, обеспечивающие условия нормальной жизнедеятельности общества, качественного удовлетворения их потребностей и самореализации личности.

В ходе выполнения работы были решены следующие задачи:

описана экономическая сущность и функции социальной работы;

приведены основные экономические приемы социальной работы;

определены экономические принципы социальной работы и их содержание;

охарактеризовано экономическое пространство социальной работы и описаны основные тенденции и пути ее развития.

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Бюджетные учреждения: Учебное пособие / под общ.ред. В.В. Семенихина. - М.,2005. - 165с.

Григорьянц Т.Н., Замараева З.П. Социальная защита населения в России: становление и развитие. - М., 2004. - 264с.

Каменецкий В.А., Патрикеев В.В. Основы социальной экономики. - М., 2010. - 325с.

Комаров Е.И., Войтенко А.И. Организация управления и администрирование в социальной работе. - М., 2010 - 278с.

Косьмин А.Д., Понятовская А.Г. Экономические основы социальной работы. - М., 2010 - 369с.

Лященко А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие / А.И. Лященко. - М.: Аспект-Пресс, 1997. - 233 с.

Пантелеева, Т.С. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие / Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова. - М.: «ВЛАДОС», 2001. - 157 с.

Технологии социальной работы: Учебник для студ. вузов, обуч. по направлению и спец. «Социал. работа» / Т.В. Шеляг, П.Д. Павленок, В.Ц. Худовердян и др.; под. общ. ред. Е.И. Холостовой - М.: ИНФРА-М, 2003. - 400 с.

Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным стандартом по направлению подготовки «Социальная работа» квалификация «бакалавр».
В учебнике дается целостное представление об экономических основах социальной работы, рассматриваются теоретико-методологические и практические вопросы организации, ресурсного обеспечения и эффективного хозяйствования в сфере социальной работы. Указаны основные нормативные документы, касающиеся этих проблем.
Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть полезен преподавателям, специалистам по социальной работе.

Предмет и задачи курса.
Многоплановость и многовариантность социальной работы обусловливает необходимость экономической подготовки специалистов в этой области.

Главная цель социальной работы - забота о благосостоянии и использование возможностей личности, семьи, общества для их нормального функционирования. Материальная мотивация и поддержка жизнедеятельности как отдельной личности, так и социальных групп, испытывающих в этом потребность, играют ведущую роль в системе социальной работы. Экономика была и остается определяющей материальной основой для решения всех социальных задач.

Именно этим была обусловлена необходимость введения в Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования, в цикл общепрофессиональных дисциплин по направлению подготовки «Социальная работа» специального курса «Экономические основы социальной работы».

Экономические основы социальной работы - учебная дисциплина, изучающая совокупность производственных отношений субъектов и объектов социальной работы на определенном этапе развития производительных сил, а также экономических условий и элементов производства социальных услуг для населения, особенно его социально неблагополучных категорий.

Содержание
Предисловие
Глава 1. Предмет изучения и особенности курса «Экономические основы социальной работы»
1.1. Предмет и задачи курса
1.2. Особенности экономической деятельности в сфере социальной работы
1.3. Экономическое пространство социальной работы
Глава 2. Экономико-методологические и правовые основы социальной работы
2.1. Сущность и структура экономических основ социальной работы
2.2. Основные экономические категории и понятия социальной работы
2.3. Принципы и методы экономической деятельности в сфере социальной работы
2.4. Организационно-правовые основы экономической деятельности в сфере социальной работы
Глава 3. Социально ориентированная экономика как материальная основа социальной работы
3.1. Экономическая политика государства и ее социальная направленность
3.2. Экономические основы системы социальной защиты населения
3.3. Система государственных экономических гарантий и льгот как элемент социальной защиты населения
Глава 4. Материальное благосостояние населения. Показатели и динамика
4.1. Сущность, показатели и динамика материального благосостояния населения
4.2. Социально-экономический потенциал семьи как показатель благосостояния
4.3. Социально-экономический статус - критерий адресною подхода в социальной работе
Глава 5. Финансовые основы социальной работы
5.1. Источники и способы финансирования социальной работы
5.2. Финансовые основы социального обеспечения на современном этапе
5.3. Налоги как инструмент формирования бюджетных средств и финансирования системы социальной работы
5.4. Благотворительность в системе материально-финансового обеспечения социальной работы
Глава 6. Экономические основы деятельности социальных служб
6.1. Производство социальных услуг - задача экономической деятельности социальных служб
6.2. Предпринимательская деятельность как источник дополнительного финансирования социальных служб
6.3. Организация и оплата труда работников социальных служб
6.4. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения социальных служб
Глава 7. Проблемы эффективности социальной работы
7.1. Сущность эффективности социальной работы и исторический подход к ее определению
7.2. Критерии эффективности
7.3. Методика определения эффективности социальной работы
Нормативные документы
Рекомендуемая литература.

социальная работа в настоящее время занимает важное место в жизни общества. Это требует изучения экономических основ деятельности элементов и учреждений социальной защиты населения. Это проблема охватывает теоретикометодологические основы экономики социальной работы, основы экономики здравоохранения и образования (отрасли социальной сферы, где чаще всего выполняют свои функции специалисты по социальной работе), динамику благосостояния населения, организацию экономической деятельности социальной защиты населения. Целью изучения экономических основ социальной работы является: формирование у специалистов экономической грамотности и экономической культуры в области социальной работы; содействие формированию экономического мышления, что означает знание современных экономических законов, категорий, на основе которых вырабатывается конкретное экономическое поведение на практике, определенный уровень инициативы, деловитости. Социальный работник должен знать: экономические основы формирования доходов населения, критерии обеспеченности и бедности, минимальные государственные гарантии социально-экономической поддержки населения; знать особенности организационных и экономических основ социального обеспечения и социального страхования населения; основы экономики здравоохранения, образования; виды социально-экономических льгот, методы определения эффективности деятельности, вопросы кадрового обеспечения социальных служб; уметь оценивать влияние экономической стратификации в обществе на изменение статуса различных групп и семей, значение бюджетного и других видов финансирования системы социальной защиты; Экономика социальной работы – это экономическая деятельность всей структуры социальной защиты населения по производству нематериальных услуг. Экономическая деятельность проявляется в экономической функции социальной работы. В свою очередь, под экономической функцией понимается деятельность субъектов системы социальной защиты населения, направленная на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общества в целом. Субъектами реализации экономической функции являются государство, общество, человек. Деятельность субъектов состоит из формирования и рационального распределения экономических ресурсов, контроля их эффективного использования. Как экономическая категория социальная защита представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан. В этом смысле социальное обеспечение включает соответствующее обеспечение всех членов общества независимо от источника образования фондов и организации обеспечения. Таким образом, социальное обеспечение – это забота государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться. Социальная защита как социальный институт это, в широком смысле, деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе и на достойный уровень жизни. В узком же смысле, социальная защита – это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового, организационного характера для поддержания населения и сохранения источника средств существования при наступлении социальных рисков. Социальное обеспечение можно определить как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных внебюджетных фондов, создаваемых на страховой основе, и ассигнований государством.

Темы контрольных работ по курсу «Экономические основы социальной работы»

  1. Сущность, принципы и особенности экономической деятельности в сфере социальной работы.

  2. Экономическая функция: сущность и содержание.

  3. Экономическая политика: понятие, принципы, направления.

  4. Основные функции государства в условиях рыночной экономики.

  5. Экономическая политика государства как фактор формирования ресурсной базы социальной защиты населения.

  6. Система социальной защиты населения: понятие, принципы, функции.

  7. Понятие, структура и специфика экономического преобразования в сфере социальной работы.

  8. Основные структурные элементы нормативно-правовой базы экономической деятельности в системе социальной защиты населения.

  9. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения» и его значение.

  10. Сущность и содержание понятий «материальное благосостояние», «уровень и качество жизни», динамика благосостояния населения.

  11. Понятие «малообеспеченность»; значение в практике социальной работы.

  12. Сущность и содержание понятий «прожиточный минимум», «продовольственная корзина».

  13. Экономическая дифференциация и экономический статус: сущность и факторы влияния.

  14. Минимальные государственные социальные гарантии как основа социальной защиты населения.

  15. Льготы и выплаты в системе социальных гарантий: понятие, нормативная база.

  16. Экономическая функция семьи: понятие и особенности ее реализации в условиях рынка.

  17. Социально-экономический потенциал семьи, его сущность и значение.

  18. Экономические основы социального обеспечения на современном этапе.

  19. Экономический механизм реформирования пенсионной системы.

  20. Особенности формирования негосударственных фондов пенсионного обеспечения.

  21. Организационно-экономические основы социального страхования.

  22. Сущность, принципы, основные источники финансирования системы социальной защиты населения.

  23. Виды финансирования в сфере социальной работы.

  24. Негосударственные источники финансирования системы социальной защиты.

  25. Основные функции, виды и формы экономической деятельности организаций, учреждений и предприятий сферы социальной защиты населения.

  26. Планирование экономической деятельности социальных служб.

  27. Оплата труда работников социальных служб.

  28. Предпринимательская деятельность социальных служб: понятие, виды, проблемы.

  29. Бухгалтерский учет в социальных учреждениях и службах: понятие и особенности.

  30. Понятие, критерии и методы определения эффективности социальной работы.

  31. Субъекты экономики социальной сферы и их роль в системе социальной защиты населения.

  32. Сфера нематериального производства благ и услуг и ее особенности.

  33. Рынок и экономика социальной сферы.

  34. Направления деятельности государства по регулированию распределительных отношений в социальной сфере.

  35. Система социальной защиты населения и ее особенности.

  36. Элементы системы социальной зашиты населения.

  37. Метод нормативного анализа в экономике социальной сферы.

  38. Экономико-математическое моделирование.

  39. Система государственных пособий.

  40. Государственный и негосударственный компоненты социальной сферы.

  41. Причины становления и развития системы социальной защиты населения.

  42. Социальная защита в современной России: рыночные отношения, разгосударствление, либерализация цен.

  43. Практика и теория социальной защиты населения в России.

  44. Бюджет прожиточного минимума, его расчет.

  45. Потребительская корзина.

  46. Понятие уровень жизни населения. Качество жизни населения.

  47. Виды пенсий: трудовые, социальные, за выслугу лет.

  48. Внебюджетные фонды.

  49. Принципы социального страхования.

  50. Реальные доходы населения.

  51. Экономическая стратификация общества и ее показатели.

  52. Семья как экономическая ячейка общества.

  53. Бюджетные доходы и расходы.

  54. Налоги и налоговая система.

  55. Бизнес-планирование предпринимательской деятельности.

  56. Экономические функции социальных служб.

  57. Специализация социальных работников.

  58. Должностные обязанности социальных работников.

  59. Эффективность и ее значение для социальной работы.

  60. Методы определения эффективности. Социальные программы и проекты и оценка их эффективности.

  61. Экономика социального обслуживания: сущность, принципы, задачи.

  62. Основные принципы экономики социального обслуживания.

  63. Закономерности экономического развития и функционирования социальной работы.

  64. Регулирование экономических отношений в сфере социальной защиты населения.

  65. Экономические процессы в обществе и их влияние на социум.

  66. Субъекты и объекты социально-экономического пространства социальной работы.

  67. Отличительные особенности экономики социальной работы в переходный период к обществу рыночных отношений.

  68. Экономика как материальная основа социальной работы.

  69. Обусловленность социальной защиты развитием рыночных отношений.

  70. Взаимосвязь и взаимозависимость экономической и социальной политики.

  71. Экономическое пространство социальной работы, его сущность и значение.

  72. Социальная сфера как экономическое пространство социальной работы.

  73. Минимальные государственные гарантии социально-экономической поддержки малообеспеченных групп населения.

  74. Материальное благосостояние населения, его динамика.

  75. Возрастание роли экономической функции семьи.

  76. Финансирование социальной сферы: сущность и проблемы.

  77. Программно-целевое финансирование социальной работы, его преимущества и проблемы.

  78. Экономические основы систем социальной защиты и нормы рыночной справедливости.

  79. Организационно-экономический механизм социального обеспечения и страхования.

  80. Экономический статус социального работника: состояния и проблемы.

  81. Экономическая деятельность учреждений и предприятий социальной сферы (на конкретном примере).

  82. Планирование, финансирование, организация и оплата труда социальных работников как необходимые элементы экономики социальной работы сферы.

  83. Унитарное предприятие в системе социальной защиты населения.

  84. Понятие и сущность объектно-субъектных и субъектно-объектных экономических отношений в социальной сфере.

  85. Экономическое взаимодействие государственных и негосударственных учреждений, предприятий и организаций социальной сферы.

  86. Перспективы реформирования пенсионной системы.

  87. Предпринимательская деятельность в сфере социального обслуживания

  88. Экономическая эффективность социального обслуживания.

  89. Бухгалтерский учет в деятельности социальных служб.

Основная литература.


  1. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие. – М., 1999. –160 с.

  2. Рубин И.И., Котляров И.В. Материальный достаток, как его понимать. – Минск, 1990.

  3. Социальная экономика: Учебник/ Г.Э.Слезингер. – М.: Дело и сервис, 2001. – 268 с.

  4. Экономика социальной сферы: Учебное пособие/ Игнатов В.Г., Батурин Л.А., Бутов В.И. и др. – Ростов-на-Дону, 2001. – 268 с.

Дополнительная литература.


  1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М., 1996.

  2. Асеев В.Г. Нормативное управление социальным развитием. – М., 1989.

  3. Аминов Н.А. Организация кадровой службы центров по социальной работе и её основные задачи. Социальная работа. Выпуск № 8. – М., 1993.

  4. Антология социальной работы. Т.3. – М., 1995.

  5. Бабич А.М., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. Курс лекций. - М.: Теис. 1998.

  6. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б.Поляка. - М.: Юнити, 2001. –168 с.

  7. Васильева Н. Экономические аспекты реализации региональной программы «Семейная политика». Материалы международной научно-практической конференции 1-3 июня 1993 г. – М., 1994.

  8. Воронин Ю. Как рассчитать свою пенсию. – М., 1997.

  9. Ветров Н.С. Финансирование социальных программ в странах Запада. –М., 1993. – 240 с.

  10. Галенкова З.Т. Динамика социоструктурной трансформации в России // Социологические исследования. – 1998, № 10.

  11. Горбей Г. Социальная защита населения в период формирования рыночных отношений // Вестник статистики. - 1993. - № 2.

  12. Грейсон Дж. младший, О Делл К. Американский менеджмент на пороге ХХΙ века. – М.: Экономика, 1991.

  13. Де Джон Н., Иденбург Ф. Работа общинных центров в Голландии. В сб. Теория и практика социальной работы. Отечественный и зарубежный опыт. Т.1. – М., - Тула 1993. Доп.

  14. Денисов Н. Социальное расслоение общества: причины, последствия, меры по ограничению // Экономист. –1997. - №1.

  15. Еськов Г.С. Так это начиналось. // Вестник социальной работы, 1994, № 1.

  16. Жижина Л.Н., Петин Б.Ф., Щербич Л.И. К проблеме моделирования социальных служб малого города // Социальная работа, Выпуск № 8. – М., 1993.

  17. Жуков В.И. Россия: состояние, перспективы, противоречия развития. – М.: Союз, 1996.

  18. Жуков В.И. Потенциал человека: индекс социального развития россиян. – М.: Союз, 1995.

  19. Зайнышев И.Г. Социальная политика государства как основа организации социальной работы. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. – М.: РГСИ, 1992.

  20. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественная наука и современность. – 1997. - № 2.

  21. Измерения в социальной работе. Энциклопедия социальной работы в 3-х тт. Т.1. Пер. с англ. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.

  22. Итоги деятельности Минтруда в 1999 г. Задания на 2000 г. – М., 1999.

  23. Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Л. Сущность и метод культурно-досуговой деятельности в социальной практике государства. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. – М., 1993.

  24. Ковригин М.А. Экономические основы социальной защиты населения в условиях перехода к рынку. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. – М.: РГСИ, 1992.

  25. Кочубей Л.Т. Методологические основы социального анализа. – М., Краснодар, 1998.

  26. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. – М.: Юридическая литература. 1993.

  27. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Проект // Ваше право, 1997, № 21

  28. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1991.

  29. Курс экономической теории. – Киров: «АСА», 1995.

  30. Лавриненко В.С. С учётом интересов личности и общества. // Вестник социальной работы. – 1994. - № 1.

  31. Ланцев М., Социально-экономические основы дифференциации обеспечения нетрудоспособных. Т.3. – М, 1991.

  32. Левин В.К., Петрович М.В. Экономическая функция семьи. 1984. Лепехин В.А. Стратификация в современной России и новый средний класс // Общественные науки и современность. – 1998.

  33. Ли Якокка. Карьера менеджера. Пер с англ. – М.: Прогресс, 1991.

  34. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России. – М.: Наука, 1995 (Лекция 5).

  35. Малахова Н., Галкин Е. Исцелит ли нас страховая медицина. // Вестник социальной работы. -1994. - №1.

  36. Муниципальный менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 1997.

  37. Найбороденко Н.М. О прогнозировании социальных последствий перехода России к рыночной экономике в развитии семей разного типа. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. – М: РГСИ, 1992. Доп.

  38. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации. Закон Российской Федерации, 1995.

  39. О ветеранах. Закон Российской Федерации от 16 декабря 1994.

  40. О государственных пенсиях в РСФСР. Закон РСФСР. Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 18.

  41. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей. Закон Российской Федерации.

  42. О занятости населения в РСФСР. Закон РСФСР. Ведомости съезда народных депутатов и Верховного совета РСФСР, 1991, № 8.

  43. О медицинском (обязательном и добровольном) страховании граждан. Закон Российской Федерации, 1991.

  44. О состоянии пенсионного обеспечения в Российской Федерации. // Пенсия. - № 3. - 1997.

  45. Организация технологий и методы управления социальной защитой населения (опыт, проблемы и перспективы). – Электросталь, 1998.

  46. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. Закон Российской Федерации // Российская газета. - 4 августа.

  47. Организационно-правовой механизм социального обеспечения населения. Теория и методика социальной работы. Часть 11, глава ХХV. МГСУ, 1994.

  48. Организация социального обслуживания. Сборник нормативных актов (1993 – 1994). Мин. Соц. защиты населения Российской Федерации. – М., 1994.

  49. Отдельные положения концепции реформы социального обеспечения в Российской Федерации. // Социальное обеспечение. – 1994. - № 6.

  50. Павлов В.С. Социальное страхование и социальное обеспечение в России. - М., 1994.

  51. Пантелеева Т.С. Инновационные формы финансирования социальных проектов. В сб. Социальная работа: инновационные и компаративные исследования. – М.: Союз, 1998.

  52. Пантелеева Т.С. Экономика социальной работы как учебная дисциплина в системе подготовки социальных работников. // Российский журнал социальной работы. – М., 1997. - № 1.

  53. Поиск новых управленческих решений // Пенсия. – 1997. - № 3.

  54. Послание Президента Федеральному Собранию. – М., 2000.

  55. Политика доходов и заработной платы: Учебник/ Под ред. П.В.Савченко, Ю.П. Кокин. – М.: Юрист, 2000. – 456 с.

  56. Постановление Правительства Российской Федерации «О повышении тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы № 823 от 24 августа 1995 // Финансовая газета – 1995. - № 36.

  57. Пенсионное страхование: как его улучшить? // Социальное обеспечение. 1994.

  58. Плышевский Б. К итогам 1996 г. Экономический обзор // Экономист. – 1997. - №2.

  59. Проблемно-ориентированный подход ЭСР. Т 2. ЦОЧЦ. – М., 1994.

  60. Ратников В. Социальная защита и рыночные отношения // Вестник социальной работы. – 1993. - № 1.

  61. Разуваева Н.Н. Современная Россия. Обострение проблем социальной трансформации. – М – Уфа 1998.

  62. Ратников В. Социальная справедливость и рыночные отношения.// Вестник социальной работы. – 1994. - № 1.

  63. Региональные программы // Вестник социальной работы. – 1994. - № 1.

  64. Римашевская Н.М. Социальные последствия экономических трансформаций в России // Социологические исследования. – 1997. - № 6.

  65. Российская энциклопедия социальной работы. Т 1, 2. 1994 № 1.

  66. Россия в цифрах. Госкомстат России. 1999. – М., 1999.

  67. Рыночная экономика. Учебник. - М.: 1993.

  68. С коллегии министерства // Социальное обеспечение, 1994, № 9-10.

  69. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. – М.: Молодая Гвардия, 1996.

  70. Семейная политика: практика и проблемы. Опыт Самарской области. – М.: СТИ, 1997.

  71. Сборник нормативных актов по вопросам пенсионного обеспечения. – М.: АГАР, 1998.

  72. Социальные гарантии пенсионерам в 1997 г.: новые тенденции и старые проблемы // Пенсия. - 1996. - № 3.

  73. Теория и методика социальной работы. Вып. 1, 2. – М.: ГАСБУ, 1993.

  74. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т. 1 – 2. – М. – Тула, 1992.

  75. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. – М., 1992. Федеральный бюджет и регионы. Опыт анализа финансовых потоков. – М.: ДИАЛОГ МГУ, 1998.

  76. Федеральный Закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» (№ 27 – ФЗ от 01.04.1996)

  77. Федеральный Закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» № 113 – ФЗ от 21.07.97.

  78. Финансовая система пенсионного обеспечения; проблемы плательщиков и пенсионеров // Пенсия. - 1997. - № 3.

  79. Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. – М.: Союз, 1996.

  80. Фонд набирает силу // Социальное обеспечение, 1995. - № 5.

  81. Основные гарантии, предоставляемые государством населению Российской Федерации // Человек и труд. - 1995. - № 4:

  82. Человек в мире экономики. Курс экономической теории, г. 1. Изд-во «АСА», Киров, 1995.

  83. Червякова Г.А. Финансирование социальной работы // Материалы международной научно-практической конференции «Личность, семья, общество». – М., 1993.

  84. Червякова Г.А Экономическая функция социальной работы и проблемы её реализации // Российский журнал социальной работы. – М., 1997 № 2/6.

  85. Чобринский С.И. Социальная работа и социальные программы в США. -М., 1992.

  86. Черник Д. И др. Налоги – М.: Финансы и статистика, 1995.

  87. Эволюция теории и практики «государства благосостояния» в 80 – е годы Отв. ред. О.В. Сальковский. – М.: ИНИОН АН СССР, 1991.

  88. Эклунд К. Эффективная экономика. Шведская модель. – М.: Экономика, 1991.

  89. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Ведянина и акад. Г.П. Журавлёвой. – М, 1997.

  90. Экономические реформы в России: Итоги первых лет. (1991 – 1996). – М.: Наука, 1997.

  91. Эрхард Л. Благосостояние для всех. – М., 1991.

  92. Эффективность социальной работы: Методологический семинар / составитель – редактор В.В. Комсов. – М.: ИСР, 1998.

  93. Янкова З.А. Некоммерческий маркетинг и социальная работа сегодня // Российский журнал социальной работы. – 1995. - №1.

  94. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлёвой. – М, 1997.

Новое на сайте

>

Самое популярное