Домой Полезные советы Электронная отчетность в росприроднадзор. Экологическая отчетность в росприроднадзор

Электронная отчетность в росприроднадзор. Экологическая отчетность в росприроднадзор

Отчет для малого и среднего бизнеса по отходам сдается всеми юрлицами и ИП на территории России, которые производят отходы. Отчетность сдается в уведомительном порядке не позднее 15 января последующего года и не включает статистические или бухгалтерские сведения.

За непредоставление отчета по отходам возможен штраф - до 250 000 рублей (иногда приостановка до 90 суток). Поторопитесь - скоро новый 2016 год!

Данный отчет еще известен как: отчетность об образовании отходов, экологическая отчетность малого бизнеса или отчетность для малого и среднего предпринимательства МСП.

Закон №89-ФЗ «Об отходах производства…» устанавливает, что в принципе нужно сдавать отчет для малого и среднего бизнеса. Реализация же производится в соответствии с «Порядком предоставления отчетности … по отходам» (приказ №30 Минприроды РФ от 16.02.2010).

Разберем подробнее, кому, как и в каком порядке нужно отчитываться.

Субъекты малого и среднего предпринимательства МСП

Отчетность МСП относится к большинству юридических и физлиц на территории России, которые классифицируются как субъекты малого/среднего предпринимательства (ст. 4 №209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии … предпринимательства в РФ»).

  • Коммерческие организации: юрлица, физлица (ПБОЮЛ), КФХ
  • Доля (субъектов, образований) РФ в уставном капитале не более 25%, доля иностранных юрлиц не более 49%
  • Средне-годовой штат: 100-200 сотрудников - средние предприятия, до 100 сотрудников - малые, до 15 человек – микро-предприятия
  • Выручка или балансовая стоимость за отчетный год не более: 2 млрд. рублей – средние предприятия, 800 млн. руб. – малые предприятия, 120 млн. рублей – микро-предприятия.

Отчеты СМБ от некоммерческих организаций не принимаются в связи с изменениями гражданского кодекса (п.3 ст. 50 ГК РФ). Это относится к потребительским кооперативам и общественным организациям (партии, профсоюзы, органы территориального управления).

Что включает отчет для малого бизнеса по отходам?

На предприятии должен вестись первичный учет отходов, который включает операции по образованию, обезвреживанию, передаче отхода другому лицу (как правило, перевозчику), по размещению отходов в местах захоронения (если таковое производилось).

Структурно отчет содержит несколько разделов:

  1. Общие сведения о предприятии
  2. Баланс образования отходов за год
  3. Перечень всех контрагентов, с которыми велось взаимодействие по отходам за год, включая сведения:
    • Конечный пункт передачи отходов (адрес полигона или кому передан отход)
    • Реквизиты договора с перевозчиком/юрлицом по обезвреживанию
    • Номер лицензии полигона или перевозчика отхода
  4. Приложения, обязательные из которых:
    • Копии лицензий на отходы субъекта СМБ (если требуется для данного вида обращения с отходами), а также перевозчика отходов
    • Копии договоров и актов-приемки (с печатью предприятия) на деятельность по обращению с отходами

Здесь можно посмотреть и скачать макет отчета для малого и среднего бизнеса в формате электронных таблиц:

Срок сдачи отчета по отходам - до 15 января последующего года

Даже если вы зарегистрировали ИП или ООО в середине текущего года, но ваша деятельность связана с производством отходов, вам полагается предоставить отчет МСП в период с 1 по 15 января в новом году.

Сдача отчетности по отходам в Росприроднадзор

Отчет для малого и среднего бизнеса по отходам подается в распечатанном виде плюс электронная версия в Росприроднадзор (территориальный орган по месту деятельности). Второй экземпляр отчета хранится на предприятии.

Обязательно нужно пронумеровать весь отчет, печатную версию подшить и заверить печатью за подписью руководителя.

Уведомительный порядок сдачи означает, что вам надо просто зафиксировать факт отправки. Зафиксировать отправку экологической отчетности можно тремя способами:

  1. получить уведомление об отправке на почте
  2. при личном посещении Росприроднадзора запросить номер входящего документа
  3. заполнить отчет малого и среднего бизнеса через веб-портал приема отчетности

Вероятность отказа снижается ближе к 3-му варианту подачи, т.к. когда документы приходят по почте, никто в Росприроднадзоре не читает состав документации (что возможно при личном посещении).

Для подачи через веб-портал нужно предварительно скачать Модуль природопользователя (http://rpn.gov.ru/node/721), в котором формируется весь отчет субъекта МСП.

Если же вы испытываете трудности с таким видом подачи отчетности, специалисты ЭкоПромЦентра всегда помогут вам.

Ответственность за отсутствие отчетности об образовании отходов

Если Росприроднадзор не имеет отчета по отходам, это является основанием для применения статьи 8.2 административного кодекса РФ «Несоблюдение экологических и санэпид требований при обращении с отходами производства и потребления».

Ответственность в форме штрафа составит:

  • 10-30 тыс. рублей – для должностных лиц
  • 30-50 тыс. рублей или приостановка до 90 суток – для предпринимателей ПБОЛЮЛ
  • 100-250 тыс. рублей или приостановка до 90 суток – для юрлиц

Поэтому сдавайте отчетность для малого и среднего бизнеса во время и в корректном виде. А если что-то не получается - !

Пожалуйста, репостьте наш материал:

Sp-force-hide{display:none;} .sp-form{display:block;background:#1b2a4b;padding:20px;width:100%;max-width:100%;border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;-webkit-border-radius:5px;border-color:#000000;border-style:solid;border-width:1px;font-family:Arial, "Helvetica Neue", sans-serif;} .sp-form-fields-wrapper{margin:0 auto;width:690px;} .sp-form .sp-form-control{background:rgba(255, 255, 255, 1);border-color:rgba(0, 0, 0, 1);border-style:solid;border-width:1px;font-size:15px;padding-left:8.75px;padding-right:8.75px;border-radius:4px;-moz-border-radius:4px;-webkit-border-radius:4px;height:35px;width:100%;} .sp-form .sp-field label{color:rgba(255, 255, 255, 1);font-size:13px;font-style:normal;font-weight:bold;} .sp-form .sp-button{border-radius:4px;-moz-border-radius:4px;-webkit-border-radius:4px;background-color:#00cd66;color:#ffffff;width:100%;font-weight:bold;font-style:normal;font-family:Arial, "Helvetica Neue", sans-serif;box-shadow:none;-moz-box-shadow:none;-webkit-box-shadow:none;} .sp-form .sp-button-container{text-align:left;width:100%;}

Кто должен сдавать отчет в Росприроднадзор, кто относится к 4 классу?

В предыдущем выводе эксперта все подробно расписано. Необходимо уточнить, если ответ был не совсем понятен.

Из ответа следует, что плательщиками экологических платежей по НВОС являются организации и ИП:
– осуществляющие виды негативного воздействия на окружающую среду на объектах I – III категории опасности;
– осуществляющие размещение отходов (хранение и захоронение) – это специализированные организации;
– операторы по ТКО (твердо-коммунальные отходы).

Категория опасности присваивается при регистрации объекта в Росприроднадзоре. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029.

Поэтому экспертом в ответе был сделан вывод о том, что если организация или ИП не размещает отходы, не является региональным оператором и не использует объекты негативного воздействия на окружающую среду (I – III категории), плательщиками по НВОС общество и ИП не являются.

Эти оставшиеся лица только в уведомительном порядке (без расчета платы и подачи декларации) предоставляют в Росприроднадзор отчет об образовавшихся отходах.

Олег Долматов, заместитель руководителя Росприроднадзора

Светлана Губанова, главный специалист-эксперт отдела финансирования управления экономики и финансов Росприроднадзора

По общему правилу плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации, которые используют в своей деятельности объекты, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Предприниматели и иностранные организации, занимающиеся бизнесом в России, исключением не являются: они тоже должны перечислять плату за загрязнение окружающей среды.

Организации и предприниматели не перечисляют плату за загрязнение окружающей среды, если ведут деятельность только на объектах IV категории опасности. Это объекты, на которых:
– есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, но количество выбросов не превышает 10 тонн в год;
– отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
– нет сбросов загрязняющих веществ, которые образуются при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и в окружающую среду (в поверхностные и подземные водные объекты, на земную поверхность).

Главбух советует: чтобы не платить за загрязнение окружающей среды, убедитесь, соответствуют ли объекты, которые эксплуатирует ваша организация, IV категории опасности.

Специалисты Росприроднадзора присваивают категории опасности при регистрации объектов в государственном реестре. Новый объект нужно поставить на учет в течение шести месяцев после ввода в эксплуатацию. Чтобы узнать категорию опасности по старым объектам, обратитесь в Росприроднадзор .

Не путайте плату за загрязнение окружающей среды с экологическим сбором – это совершенно разные платежи.

Важно: плата за загрязнение окружающей среды не является налогом. Поэтому на нее не распространяются требования, установленные налоговым законодательством. Это следует из определения Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О . В связи с этим обязанность по перечислению платы распространяется на организации (предпринимателей), применяющих любую из предусмотренных Налоговым кодексом РФ систем налогообложения. Это следует из пункта 3 статьи 346.1, пунктов и статьи 346.11, пункта 4 статьи 346.26, пункта 7 статьи 346.35 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262 .

Обязанность по внесению платы за загрязнение окружающей среды не зависит от права собственности на источник (объект) негативного воздействия. То есть плату должны перечислять те, кто фактически эксплуатирует такой объект. Например, арендаторы, организации, получившие объект в безвозмездное пользование, и т. п.

Правильность расчета платы и своевременность ее перечисления в бюджет контролирует Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 995 .

Организация, которая эксплуатирует объекты негативного воздействия на окружающую среду, обязана зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Для этого она должна подать туда заявку по форме , утвержденной приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 № 554 . Заявку составляйте отдельно по каждому «негативному» объекту (п. 17–19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 июня 2016 № 572). Сформировать заявки можно на бумаге или в электронном виде на сайте Росприроднадзора. Методические рекомендации по заполнению заявок есть в приложении к приказу Росприроднадзора от 24 ноября 2016 № 756 .

Срок подачи заявок – в течение шести месяцев с начала эксплуатации объекта (п. 2 ст. 69.2 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ). За нарушение этого срока Росприроднадзор выпишет штраф по Кодекса РФ об административных правонарушениях. Размер штрафа составит от 30 000 до 100 000 руб. – для организаций, от 5000 до 20 000 руб. – для руководителя.

О старых объектах негативного воздействия, которые вы эксплуатируете давно, сообщите в Росприроднадзор. Заявку подайте до 1 января 2017 года. Сделать это можно через личный кабинет .

В течение 10 рабочих дней на основании заявки отделение Росприроднадзора зарегистрирует объект негативного воздействия (п. 2 ст. 16.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ). Свидетельство о постановке на учет вам вышлют на бумаге или в электронном виде. Форма свидетельства установлена письмом Росприроднадзора от 1 сентября 2016 № АС-03-00-36/17836 . Такой порядок следует из пункта 1.7 уведомления Росприроднадзора от 25 ноября 2016 и писем Минприроды России от 28 октября 2016 № 12-50/8692-ОГ , Росприроднадзора от 31 октября 2016 г. № АС-09-00-36/22354 .

Ситуация: нужно ли вносить плату за загрязнение окружающей среды, если единственный вид отходов, который образуется в организации, – бытовой и офисный мусор

Ответ на этот вопрос зависит от того, есть ли у организации объекты негативного воздействия на окружающую среду, и от категории опасности.

Сама по себе деятельность, в результате которой образуется бытовой и офисный мусор, не основание для постановки на учет в Росприроднадзоре. Если у организации нет объектов негативного воздействия на окружающую среду, регистрироваться в Росприроднадзоре она не обязана. Дело в том, что Росприроднадзор регистрирует не все организации подряд, а только те, у которых есть «негативные» объекты. Ведомство ставит на учет на основании заявок , которые организации должны подавать по каждому объекту. И если, например, офис, магазин, школа, детский сад и т. п. образуют и накапливают отходы, но не эксплуатируют «негативные» объекты, заявку им подавать не нужно. Следовательно, от платы за негативное воздействие они освобождены.

Другое дело, если организация эксплуатирует объекты негативного воздействия. Такие объекты нужно поставить на учет в Росприроднадзоре . А дальше все будет зависеть от того, какую категорию опасности присвоят этим объектам. Если объект отнесут к I–III категории, плату за негативное воздействие придется вносить. Если объекту присвоят IV категорию, платить за него не нужно. Такие разъяснения есть на официальном сайте Росприроднадзора и в письме Росприроднадзора от 22 ноября 2016 № АА-05-04-32/23821 .

Экологический сбор

Экологический сбор – это самостоятельный неналоговый платеж, который установлен Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (письмо Минфина России от 13 апреля 2015 г. № 03-02-07/1/20823). Какого-либо отношения к плате за загрязнение окружающей среды экологический сбор не имеет.

Этот сбор обязаны платить производители, а также импортеры товаров, которые после утраты ими своих потребительских свойств нужно утилизировать. От уплаты сбора освобождены производители и импортеры, которые самостоятельно обеспечивают утилизацию отходов. Это следует из положений пункта 7 статьи 24.2 и пункта 2 статьи 24.5 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Экологическую отчетность сдают хозяйствующие субъекты, которые оказывают на природу какое-либо влияние. Основные ее виды сдаются в первом квартале следующего за отчетным года, также некоторые документы предоставляются в апреле.

Федеральные отчеты по экологии

В следующем году предусмотрена сдача нескольких видов отчетов в зависимости от направления деятельности и профиля хозяйствующего субъекта. Информация может предоставляться как в бумажном виде в департамент Росприроднадзора, так и в электронном виде на сайтах госуслуг или указанной ранее организации.

Отчетность экономических субъектов, относящихся к малому и среднему бизнесу

Она должна быть представлена до 15.01.2018. Экологическая отчетность, предоставляемая данными субъектами, имеет уведомительный характер. Обязаны предоставлять такую отчетность те из них, у которых в процессе осуществления деятельности образуются отходы, или они их обеззараживают, иным образом используют, размещают, передают или получают от других экономических субъектов или утилизируют.

Здесь предоставляются сведения об объеме отходов и их классификации, включающей код, вид и класс опасности. К отчету должны быть приложены подтверждающие документы об их передаче, копии лицензий на транспортировку и утилизацию, даже в том случае, если этой деятельностью занимается не сам хозяйствующий субъект. Данный отчет предоставляется в департамент Росприроднадзора.

Январские формы 2-ТП

Они сдаются до 22.01.2018 в территориальные управления Росприроднадзора. Этих форм отчетов по экологии два. Одна из них сдается в виде об охране атмосферы в случае, если на балансе хозяйствующего субъекта имеются источники выбросов. Другая сдается теми организациями и ИП, которые потребляют в сутки воды не менее 50 кубометров.

Формы экологической отчетности 2-ТП «Отходы» и 4-ОС

Форма 4-ОС предоставляется в ту же организацию в случае, если хозяйствующий субъект имеет на балансе очистные сооружения. Отчет подается о затратах, произведенных по последним, до 25.01.2018.

В 2018 г. будет использоваться новая форма 2-ТП «Отходы», которая должна быть предоставлена уже за 2017 год. Отчетность сдается по информации об образовании производственных и ТКО отходов, которая должна включать их обработку, перевозку, размещение и утилизацию. В данном документе предусмотрено использование единицы измерения — тонны. Этот вид отчета должен быть предоставлен до 01.02.2018.

Отчитываемся за НВОС

Данный отчет предоставляют любые оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), кроме тех из них, которые относятся к 4-й категории опасности, отвечающих одновременно следующим показателям: суммарные выбросы в атмосферный воздух в течение года не должны превышать 10 т, при этом в них не должно находиться радиоактивных веществ, а также поллютантов I и II классов опасности; сбросы загрязнителей не должны осуществляться в окружающую среду и канализацию; тепловая мощность парового оборудования, энерго- и газоустановок, находящихся в хозяйствующем субъекте, не должна превышать 2 Гкал/ч; оборудование должно применяться только в научных целях, то есть в ОКБ, НИИ или организациях опытного производства.

Декларация по плате за НВОС предоставляется до 10.03.2018 в те же органы. В случае если объекты негативного воздействия расположены в разных субъектах РФ, то она предоставляется по каждому объекту в тот департамент, который расположен в данном регионе. В данной экологической отчетности показывают расчет суммы, перечисляемой в бюджет за размещение, сбросы и выбросы отходов.

Декларация о подлежащих в перспективе утилизации товарах, реализуемых на территории нашей страны

Эта отчетность в Росприроднадзор сдается до 01.04.2018 по месту поставки импорта или регистрации изготовителя. Сюда включаются те товары, которые зарегистрированы в первичных учетных или таможенных документах. Здесь, помимо названия товара, необходимо указать его код, количество и массу. Последняя должна представляться в кг.

Иные отчеты, сдающиеся в конце марта

Также до 01.04.2018 должна быть сдана следующая экологическая отчетность:

  • о выполнении нормативов ликвидации отходов от применения продукции;
  • об имеющихся технологических агрегатах по утилизации мусора;
  • о местах для сбора отходов, образующихся при использовании готовой продукции.

Первый отчет при импорте товаров должен представляться в головную организацию Росприроднадзора. Его сдают изготовители товаров и импортеры по отношению к продукции, включенной в федеральный перечень со списком товаров, подлежащих утилизации после использования или эксплуатации. На разных листах подается информация об упаковке продукции и о самом товаре. Этот вид отчетности предполагает предоставление названия товара и его кода, в том числе в ЕАЭС, массу, количество товара и отходов, также необходимо указывать реквизиты документов, которые удостоверяют проведение утилизации.

Второй отчет предоставляется экономическими субъектами, которые обращаются с образующимися отходами от использования или эксплуатации продукции. В данной форме предоставляется следующая информация: название и назначение агрегата, когда он выпущен, изготовитель, тип и мощность оборудования, вид и код отходов, ОКТМО, адрес нахождения агрегата, также приводится информация о хозяйствующем субъекте, осуществляющем его эксплуатацию.

Третий отчет сдается не о местах стихийных свалок, а теми экономическими субъектами, которые имеют лицензии на обращение с отходами, образующимися от эксплуатации или использования продукции. В нем представляется следующая информация: название, юридический адрес или координаты места нахождения, назначение, емкость площадки, время накопления отходов, их вид и код, также приводится информация о хозяйствующем субъекте, осуществляющем его эксплуатацию.

Таким образом, разные виды экологической отчетности по срокам представления различаются.

Виды платежей

Оплата должна производиться любых видов загрязнений, кроме иных, включающих шум, вибрацию и электромагнитное излучение. Здесь экономический субъект должен сам определиться, за что он будет платить — за размещение отходов или выбросы в атмосферный воздух. Экологический платеж зависит от того, к какому классу относятся отходы. должны паспортизоваться. Узнать его можно из Федерального классификационного каталога отходов по 13-й цифре кода. Вносить плату за отходы должен их собственник. Расчет суммы экологических платежей осуществляется в пределах нормативов и лимитов. Помимо этого, на территории различных районов вводятся специальные коэффициенты. Также вводятся повышающие ежегодные коэффициенты на инфляцию.

Платежи также осуществляются за пользование транспортом. Допустимые выбросы устанавливаются при техосмотре. Здесь платеж рассчитывается, исходя из количества топлива, израсходованного за отчетный период, умноженного на норматив и поправочные коэффициенты. Производители и импортеры товаров, которые должны будут утилизированы в будущем, должны уплачивать Расчет его суммы и оплата должны быть произведены до 15.04.2018.

Санкции

При непредставлении отчетности вовремя могут быть наложены штрафы до 20 тыс. руб. на должностных лиц и до 80 тыс. руб. на юридических лиц. Для небольших хозяйствующих субъектов, относящихся к малому и среднему предпринимательству, данные штрафы еще выше: до 50 тыс. руб. для ИП, до 250 тыс. руб. - на юридическое лицо, причем здесь деятельность юрлица может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Государственный экологический контроль

Его проводят для проверки выполнения требований по охране природы и рациональному использованию ее ресурсов. Он имеет надведомственный характер. В ходе проведения данного вида контроля деятельность объектов, наносящих экологический вред, может быть приостановлена или прекращена, могут быть сделаны предупреждения, наложены штрафы, поставлен вопрос о привлечении к разным видам ответственности, возмещении вреда или общественному принуждению.

Государственный экологический контроль может быть предупредительным и текущим. Также он подразделяется на общий и специальный. Первый вид осуществляется президентом и правительством РФ, парламентом, региональными и местными органами самоуправления. Специальный контроль проводят Минприроды, Росприроднадзор, Федеральные агентства водных ресурсов, по недропользованию, лесного хозяйства, некоторые министерства и ведомства в рамках осуществляемых ими функций. Решение данных органов носит обязательный характер, обжалование может быть сделано через суд.

В заключение

Существуют различные формы экологической отчетности, которые применяются разными хозяйствующими субъектами в зависимости от осуществляемой ими деятельности. Предоставление документации сопровождается уплатой соответствующих платежей. За нарушение сроков и непредставление отчетности предусмотрены санкции. Выполнение требований природоохранного законодательства может быть проверено в ходе проведения государственного Необходимо следить за изменениями форм, сроков предоставления отчетности, поскольку они периодически пересматриваются.

Какие изменения произошли по срокам сдачи отчета по экологии в 2017 году? Что, куда и по какой форме нужно представлять? Мы представим подробные ответы на эти вопросы, чтобы руководители предприятий Нижегородской области, экологи точно знали все об отчетности по экологии в 2017 году, не пропустили сроков сдачи и избежали штрафов.

Федеральные отчеты

  • . Срок сдачи – до 15 января 2017 г. в Управление Росприроднадзора по Нижегородской области и с 8 февраля по 8 марта 2017 г. – в Минприроды. Отчетность сдаётся по утвержденной форме об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов. Исключение составляет информация, входящая в статотчетность. Документ обязаны представить представители субъектов малого, а также среднего предпринимательства, как утверждается приказом Минприроды России от 16 февраля 2010 г. № 30. Сдавать отчет можно в электронном виде либо на бумажном носителе.
  • . Срок – до 22 января 2017 г. Сведения об охране атмосферного воздуха предоставляются на основании приказа Росстата 28 июля 2015 г. № 344 юрлицами и предпринимателями, которые обладают стационарными источниками, выбрасывающими загрязняющие воздух вещества (к ним относятся и котельные). При этом не имеет значения, установлено ли в этих источниках пылеулавливающее или иное очистное оборудование.

Примечание : не обязаны представлять сведения юрлица и ИП с объемом разрешенного выброса от 1 до 5 тонн в год, если в выбросах содержатся вещества, которые относятся к первому или второму (или к тому и иному) классам опасности.

  • . Срок – до 22 января 2017 г. Сведения об использовании воды предоставляются на основании приказа Росстата от 4 августа 2016 г. № 387 организациями, сбрасывающими сточные воды, изымающими воду из водоисточников в объеме более 50 куб. м воды в сутки. Для предприятий по производству сельхозпродукции показатель водозабора составляет более 150 куб. м воды в сутки. Также компании, которые снабжаются водой по системам водоснабжения в объеме более 300 куб. м в сутки, обязаны помнить об отчетности. Кроме этого, 2-ТП (водхоз) представляют организации с системой оборотного водоснабжения мощностью свыше пяти тыс. куб. м в сутки. При этом объем забираемой воды не учитывается. Изменения в отчет по экологии в 2017 году внесены вышеуказанным приказом.
  • 4-ОС . Срок – до 25 января 2017 г. Сведения о тратах на охрану окружающей среды и платежах за экологию предоставляются по форме и на основании приказа Росстата от 4 августа 2016 г. № 387 юрлицами и ИП, которые ведут деятельность в сфере охраны природы, а также платят за негативное воздействие на окружающую среду.

Примечание : отчетность по форме 4-ОС должны сдавать организации и ИП, затраты которых на охрану окружающей среды превышают 100 тыс. рублей.

  • . Срок сдачи этой отчетности по экологии в 2017 году – до 1 февраля . Форма бланка отчетности утверждена приказом Росприроднадзора от 28 января 2011 г. № 17. Отчет сдается в электронном либо бумажном варианте и содержит информацию об образовании, использовании, способах обезвреживания, транспортировании и размещении отходов, включая ТКО (ТБО). Отчет обязаны представить юрлица, ИП, ведущие деятельность в области ТКО (ТБО) и отходов производства.
  • 2-ТП (рекультивация). Срок – до 1 февраля 2017 г. Сведения о рекультивации земель, снятии их плодородного слоя и дальнейшего использовании плодородного предоставляют юрлица, предприниматели, занимающиеся разработкой месторождений полезных ископаемых, в том числе ОПИ, выполняющие строительные, мелиоративные работы, лесозаготовку, изыскания, размещающие отходы. Форма отчета определена приказом Росстата от 29 декабря 2012 г. № 676.
  • (негативное воздействие на окружающую среду). Срок сдачи отчетности по экологии – до 10 марта 2017 г., а оплата должна пройти до 1 марта 2017 г. Декларацию представляют лица, которые осуществляют плату в бюджет за негативное воздействие на окружающую среду (регулируется ст.16.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
  • Декларация о готовых товарах (количестве реализованных на территории РФ готовых товаров, включая упаковку). До 1 апреля 2017 г. – это срок сдачи отчета по экологии для малых предприятий и больших, выпускающих товары, импортирующих их, если эти товары нужно сдавать для утилизации после их использования. Положение о декларировании таких товаров утверждено постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2015 г. № 1417. Возможно сдать как в электронном виде, так и в бумажном.
  • Отчетность о выполнении нормативов утилизации . Касается отходов, образованных в результате использования товаров, которые нужно утилизировать после того, как использовали их. Срок сдачи отчета – до 1 апреля 2017 г. Перечень подобных товаров утвержден на федеральном уровне, а именно распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2015 г. № 1886-р. Отчет сдают производители товаров, а также компании, завозящие их из-за рубежа. Не избегут отчетности объединения и союзы, ведущие ту же деятельность. Представить отчет также можно в электронном либо бумажном варианте.

Региональные отчеты

До 1 марта 2017 г. необходимо сдать отчет в . Информация предоставляется в следующие разделы по отходам:

  • классификационный каталог;
  • реестр объектов размещения отходов;
  • банк данных об отходах;
  • банк данных о технологиях, используемых в области обращения с отходами и их обезвреживания.

Порядок, формы представления информации, в том числе сдачи отчетов по экологии в 2017 году, определены постановлением Правительства Нижегородской области от 25 июля 2008 г. № 306.

Санкции за непредставление, неполное представление отчетности, его искажение

В заключение отметим, что нарушение требований по представлению отчетности влечет административную ответственность в отношении должностных или юридических лиц.

  • п. 6 ст. 8.2 КоАП РФ : несоблюдение обязанностей по предоставлению субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы производства и потребления, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении таких отходов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. тыс. рублей ; на предпринимателей от 10 тыс. до 20 тыс. рублей ; на юрлиц - от 20 тыс. до 50 тыс. рублей .
  • ст. 19.7 КоАП РФ : непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей ; на должностных лиц – от 300 до 500 рублей ; на юридических лиц – от 3 тыс. до 5 тыс. рублей .
  • ст. 13.19 КоАП РФ : непредставление первичных статистических данных в Росстат влечет наложение административного штрафа в сумме от 10 тыс. до 20 тыс. рублей для должностных лиц и от 20 тыс. до 70 тыс. рублей для организаций.
  • ст. 5.17 КОАП Нижегородской области : непредставление, представление неполных или недостоверных сведений, необходимых для ведения регионального кадастра отходов производства и потребления области, а равно нарушение сроков представления указанных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей ; на юрлиц – от 50 тыс. до 100 тыс. рублей .

Поэтому важно своевременно подавать экологические отчеты в 2017 году в соответствующие органы и при том грамотно заполнять все разделы. Это можно делать самостоятельно, но процедура потребует времени, изучения нюансов законодательства, которое меняется очень быстро. Есть вариант – заключить договор со специализированной организацией на сдачу отчета по экологии в 2017 году . Специалисты отслеживают все изменения в законодательстве, подготовят от лица вашей компании все необходимые отчеты и представят их по месту требования.

Есть отчет – нет санкций!

Рассмотрим, с какой периодичностью природопользователям нужно отчитываться в Росприроднадзор и в какой срок необходимо представлять отчеты: НВОС, 2-ТП (отходы), 2-ТП (рекультивация) и МСП. А также, что такое всеобщая категоризация.

Рассмотрим, с какой периодичностью природопользователям нужно отчитываться в Росприроднадзор и в какой срок необходимо представлять отчеты: НВОС, 2-ТП (Отходы), МСП и экологический сбор.

НВОС

С 2016 года декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду является годовой формой отчетности, которую необходимо сдавать до 10 марта года, следующего за отчетным. Таким образом, за 2018 год нужно будет отчитаться до 10 марта 2019 года.

Данную декларацию необходимо представлять всем природопользователям, кроме тех, кто осуществляет деятельность исключительно на объектах IV категории. Декларацию сдают в территориальное управление РПН.

Внесение платежа за НВОС в бюджет в 2019 году

С 2016 года хозяйствующие субъекты должны вносить платеж в бюджет до 1 марта года, следующего за отчетным. То есть за 2018 год платеж нужно внести до 1 марта 2019 года.

При этом для субъектов малого и среднего бизнеса не предусмотрены авансовые платежи в течение года. Те, кто не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы, уплаченной за НВОС за предыдущий год. И до 1 марта года, следующего за отчетным, вносят оставшуюся сумму платежа как разницу между начисленной суммой и суммой внесенных авансовых платежей. Если по итогам расчета выявлена переплата, то предусмотрен механизм возврата излишне уплаченной суммы либо зачет в счет будущих платежей.

Таким образом, в 2019 году нужно произвести платежи:

  • за первый квартал 2019 года — до 20.04.2019;
  • за второй квартал 2019 года — до 20.07.2019;
  • за третий квартал 2019 года — до 20.10.2019.

Нормативно-правовые акты:

  1. «Об охране окружающей среды»: определяет, что необходимо вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, и устанавливает виды негативного воздействия.
  2. Приказ Минприроды РФ от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы»: определяет порядок, сроки и форму представления декларации о плате за НВОС.
  3. Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах»: определяет ставки платы по каждому загрязняющему веществу на 2016-2018 годы. В 2019 году применяются ставки, установленные на 2018 год, с использованием дополнительно к иным коэффициентам коэффициента 1,04 (согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 № 758).
  4. Постановление Правительства РФ от 08.11.2012 № 1148 «Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа».

2-ТП (воздух)

С 2019 годовой отчет 2-ТП (воздух) сдают в Росприроднадзор (ранее отчет сдавали в Росстат). Срок сдачи — до 22 января года, следующего за отчетным. Место сдачи — территориальный орган РПН.

2-ТП (воздух) сдают юридические лица и ИП, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет.

Отличие от порядка сдачи предыдущей формы:

  • В отчете разделы заполняются отдельно по каждому объекту негативного воздействия (по каждой производственной площадке);
  • Если у ЮЛ или ИП имеется несколько объектов негативного воздействия и они находятся на территории разных субъектов Российской Федерации, то отчет по форме предоставляется отдельно по каждому субъекту Российской Федерации в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора по месту учета объекта негативного воздействия.

2-ТП (Отходы)

Годовой отчет 2-ТП (Отходы) сдают до 1 февраля года, следующего за отчетным, в территориальный орган РПН все хозяйствующие субъекты, которые ведут деятельность в области обращения с отходами.

Форма 2-ТП (Отходы) утверждена Приказом Росстата от 10.08.2017 № 529 и официально называется «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства».

2-ТП (рекультивация)

Годовой отчет 2-ТП (рекультивация) сдают до 1 февраля года, следующего за отчетным, в территориальный орган РПН юридические лица и ИП, ведущие следующие виды деятельности:

  • разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые);
  • осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы;
  • осуществляющие размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов.

Форма 2-ТП (рекультивация) утверждена Приказом Росстата от 29.12.2012 № 676 и официально называется «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы».

МСП

Годовую форму МСП сдают субъекты малого и среднего предпринимательства. Ее официальное название: «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)».

МСП представляют в разные контролирующие органы в зависимости от уровня поднадзорности объекта. За объекты федерального уровня контроля отчитываются в территориальный орган РПН, за объекты регионального уровня контроля — в органы исполнительной власти субъекта (например, Минприроды Свердловской области).

Для объектов федерального уровня порядок отчетности установлен Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 (ред. от 09.12.2010), форма отчетности утверждена . Установлен срок сдачи — до 15 января года, следующего за отчетным.

Для объектов регионального уровня контроля форма и порядок отчетности могут быть аналогичными тем, что установлены для объектов федерального уровня, а могут утверждаться в отдельных НПА регионального уровня. При этом срок сдачи может быть отличным от 15 января года, следующего за отчетным.

Экологический сбор

Отчетность по экосбору обязаны сдавать производители и импортеры товаров и упаковки, входящих в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-Р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств». Данный перечень включает в себя 45 групп товаров и девять видов упаковки.

Также нужно учесть: если производитель использует для своей продукции упаковку, которая подпадает под отчетность по экосбору, то он и платит экосбор (Постановление Правительства от 08.10.2015 № 1073 в ред. от 23.08.2018). Например, компания выпустила бумажные пакеты и продала их мини-кондитерской, которая складывает в эти пакеты пирожные собственного производства для продажи. В этом случае платить экосбор должна кондитерская.

Еще один момент: если товар ввезли в упаковке, которая подпадает под экосбор, а сам товар — нет, то упаковку придется утилизировать или платить экосбор. Например, компания импортировала тюльпаны в картонных коробках — за коробки нужно отчитаться.

Формы по экосбору являются годовыми. Производители отчитываются в территориальный орган РПН, импортеры — в Центральный аппарат РПН. Организации, являющиеся одновременно производителями и импортерами, — в Центральный аппарат РПН.

В рамках отчетности по экосбору учитывается только количество выпущенных в обращение товаров и упаковки: не общее количество произведенного/импортированного товара, а именно реализованного конечному потребителю.

Порядок взимания экологического сбора утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» (ред. от 23.08.2018). В данном порядке также прописана ответственность за неуплату экологического сбора. Обратите внимание, что с отчетности за 2018 год срок на добровольную уплату экологического сбора после получения требования от РПН сократился с 30 до 15 календарных дней.

Существует четыре вида отчета по экосбору, и для первых трех обязательна строгая последовательность сдачи. Если нарушить ее, РПН может не принять отчеты.

1. Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации.

Представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным, форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 (ред. от 25.07.2018) «Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».

2. Отчет о выполнении нормативов утилизации.

Представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным. Форма отчета утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 «Об утверждении Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров». К отчетности за 2018 год форма будет изменена, на данный момент законопроект находится на стадии обсуждения.

Нормативы утилизации утверждены Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-Р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».

3. Расчет суммы экологического сбора. Форма расчета утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488 «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора». Представляется до 15 апреля года, следующего за отчетным. Ставки платы за 2018 год пока не утверждены, соответствующий законопроект находится на стадии обсуждения.

4. Отчет об объектах (мощностях) основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов от использования товаров.

Важно: данный отчет необходимо представлять только тем организациям, которые имеют на своем балансе указанные мощности!

Срок сдачи: до 1 апреля года, следующего за отчетным. Форма отчета утверждена Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 № 1520 «О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров» (Приложения 10, 11). Отчет делится на две формы:

  • информация об объектах (мощностях) основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов от использования товаров;
  • информация о местах сбора отходов от использования товаров, организованных производителями, импортерами товаров.

Новое на сайте

>

Самое популярное