Домой Полезные советы Государственный банк российской империи был создан. Центральный банк российской федерации

Государственный банк российской империи был создан. Центральный банк российской федерации

Вкусы публики сегодня переменчивы, особенно в том, что касается политики и экономики.

Еще не так давно было хорошим тоном обещать «доллар по сто» при любых нелепых движениях российской власти, лолялисты из не к ночи упомянутого НОДа требовали «ввести ОМОН в ЦБ», одним словом, каждый извращался в меру своей фантазии.

Сегодня кумирами стали биткойны. Началась погоня за священной электронной валютой, люди обсуждают, когда, где и сколько купить, и стоит ли хранить, и где…

Стоп! Пока все торопятся в «постиндустриальный мир», (ехидная улыбка), давайте оглядимся вокруг, и вспомним, что мы еще живем в обычном мире. Где в магазинах, супермаркетах, и иных местах принимают как карточки, так и обычные бумажные рубли (те самые, деревянные).

И стоит оглянуться назад, дабы увидеть, как управлялись с финансами и денежной системой наши предки.

Речь пойдет о Государственном Банке Российской Империи, одном из крупнейших кредитно-банковых учреждений Старой Европы, надежном и популярном в своё время. Его история - это история взлетов и падений экономики Российской Империи, развития русской промышленности, торговли и науки.

Государственный Банк РИ был учрежден в 1860 году, по высочайшему указу Александра Второго (Освободителя), в ходе подготовки к Великим Реформам и ликвидации крепостного права. Базой для создания ГосБанка стал Государственный Коммерческий Банк, а основной капитал, первоначально выделенный из казны, составлял 15 млн. руб., резервный - 3 млн. рублей. Государственный банк был важнейшим звеном государственной системы, органом проведения экономической политики правительства. Являясь в соответствии с Уставом банком краткосрочного коммерческого кредита, он стал крупнейшим кредитным учреждением страны. Кредитование торговли и промышленности Государственный банк осуществлял через сеть своих контор и отделений, а также через коммерческие банки. При создании Государственного банка к нему от Государственного коммерческого банка перешли 7 контор. В начале 1917 г. в состав Государственного банка входили: 11 контор, 133 постоянных и 5 временных отделений, 42 агентства при зернохранилищах. Кроме того, в это время Государственный банк руководил банковскими операциями, которые осуществлялись в 793 казначействах.

Стоит отметить, что по тем временам это был весьма прогрессивный шаг. Например, Банк Франции был подчинен государственным интересам лишь в период с 1934 по 1936 годы (правительством Народного Фронта), а США весь конец девятнадцатого - начало двадцатого века провели под знаком «свободных банков», что закончилось весьма и весьма плачевно.

Согласно Уставу от 1860 года, Государственный банк был создан для «оживления торговых оборотов» и «упрочения денежной кредитной системы». Но основную часть ресурсов банка на первом этапе его развития поглощало прямое и косвенное финансирование казны, а также операции по ликвидации дореформенных государственных банков. Помимо этого Государственный банк выполнял функции, относившиеся к аппарату Министерства финансов, - проводил выкупную операцию и вел делопроизводство по ней, а также поддерживал Государственный дворянский земельный и Крестьянский поземельный банки. В качестве органа экономической политики правительства Государственный банк принимал активное участие в создании банковской системы России. При его поддержке создавались акционерные банки и общества взаимного кредита.

Операции Государственного банка как банка краткосрочного коммерческого кредита должны были заключаться в учете векселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг и иностранных тратт, покупке и продаже золота и серебра, получении платежей по векселям и другим срочным денежным документам в счет доверителей, приеме вкладов, производстве ссуд (кроме ипотечных), покупке государственных бумаг за свой счет.

Срок выдаваемых Государственным банком коммерческих ссуд был не более девяти месяцев. По ссудам под залог он не должен был быть менее одного и более шести месяцев. Залогами могли служить правительственные процентные бумаги и оплаченные акции обществ, компаний и товариществ, принимавшихся в залог по казенным подрядам и откупам, а также золото и серебро в слитках и иностранной монете и товары, сложенные в амбарах за печатью Государственного банка. Ссуды по этим залогам не должны были превышать 75-85% цены их по последнему биржевому курсу.

Учет векселей согласно уставу допускался только в случае, если они были основаны на торговых сделках. При этом в отличие от Государственного коммерческого банка, которому во избежани и потерь запрещалось выдавать мелкие ссуды, Государственному банку разрешалось учитывать векселя на незначительные суммы при условии их надежности.

По Уставу Государственный банк был подведомственным Министерству финансов и находился под наблюдением Совета государственных кредитных установлений. Принципиальные вопросы по Государственному банку решались и оформлялись через Особенную канцелярию по кредитной части. «Непосредственным главным начальником» Государственного банка являлся Министр финансов.

Управление всеми операциями и делами банка и наблюдение за их производством возлагалось на Правление банка, которое состояло из Управляющего (председатель), его товарища (заместитель), шести директоров и трех депутатов от Совета государственных кредитных установлений.

Александр Людвигович Штиглиц, первый директор ГосБанка Российской Империи

Но надо понимать, что Государственный Банк тогдашней Империи - это не только госдотации или строгие правила. Это еще талант руководителей, талант, воистину, гениальный.

Возьмем, к примеру, Александра Штиглица, чей портрет помещён выше. Начав как частный банкир, занимавший в течении тринадцати лет должность председателя Биржевого Комитета, имевший свой банкирский дом и ряд мануфактур, Штиглиц, тем не менее, отказался от своей финансовой практики, и по просьбе Александра Николаевича возглавил Государственный Банк.

Именно Штиглиц ввел практику использования государственных кредитно-денежных резервов в строго национальном интересе - строительстве железных дорог, предприятий, мануфактур. Было обеспечен максимально широкий кредит освобождаемому в ходе реформ от 1861 года крестьянству - в виде ссуд на покупку зернового материала, инвентаря, иные нужды.

В 1861 г. Государственный банк был привлечен к участию в выкупной операции. Ему был поручен выпуск выкупных свидетельств и 5-ти процентных банковских билетов. С 1865 г. на Государственный банк был возложен контроль за поступлением выкупных платежей в казначейства, а также составление годовых отчетов по выкупной операции. На 1 января 1885 г. Государственным банком было выдано 85 333 выкупные ссуды на 892,1 млн. рублей. К середине 80-х годов выдачи выкупных ссуд значительно сократились. В среднем они не превышали 3,5 млн. руб. в год.
Выдачу ссуд Государственному казначейству «на текущие нужды» Государственный банк прекратил после назначения на пост Министра финансов Н.Х.Бунге, который ввел в практику заключение государственных займов для покрытия бюджетных дефицитов. Свой долг Государственному банку Казначейство начало погашать с 1881 г. Указ от 1 января 1881 г. объявлял о прекращении выпусков кредитных билетов и о сокращении их количества в обращении. Но в 1882 г. разразился экономический кризис, который продолжался почти пять лет. В результате за 1881-1886 гг. вместо 300 млн. руб. с баланса Государственного банка было списано всего 87 млн. рублей. Затраты Банка за счет Казны впервые сравнялись с суммами Казны, вложенными в него, только в 1896 году. Полностью долг Казны Государственному банку был погашен в 1901 г., в соответствии с Указом Николая II от 28 апреля 1900 г., предписывавшим Государственному казначейству погасить остаток его долга Государственному банку в размере 50 млн. руб. за кредитные билеты.

Со второй половины 70-х гг. XIX в. в России для борьбы с биржевой спекуляцией, а также с целью регулирования курса рубля и ценных бумаг начали использоваться государственные средства. Одним из направлений экономической политики стала поддержка «солидных» предприятий и банков, в том числе за счет выдачи неуставных ссуд из средств Государственного банка.

В рамках этой политики Государственный банк с середины 70-х годов в порядке «борьбы» правительства с кризисами и хозяйственными затруднениями отраслевого и местного значения начал проводить операции по спасанию пошатнувшихся и обанкротившихся банков и некоторых предприятий. В результате действий Государственного банка банковские кризисы середины 70-х и начала 80-х годов XIX в. не нанесли ощутимого удара по банковской системе России. Основные столичные и провинциальные коммерческие банки были спасены. В середине 80-х гг. Госбанк занимался поддержкой и спасением обществ взаимного кредита. Их долг Банку в 1887 г. достиг 6,2 млн. рублей. Были спасены также и городские общественные банки в крупных городах.

С 1886 г. после завершения ликвидации дореформенных кредитных учреждений Государственный банк стал интенсивно субсидировать два государственных банка - Крестьянский поземельный и Дворянский. Средства для своих операций эти банки получали в результате выпуска закладных листов. Убытки, которые возникали при их реализации, оплачивал за счет казны Государственный банк.

С приходом на пост министра финансов Сергея Юльевича Витте меняется и характер деятельности Государственного Банка. В планах Витте - широкая индустриализация Российской Империи, развитие железных дорог, усиление сельского хозяйства.

Шестого июня 1894 года ГосБанк получает новый Устав. Основным направлением деятельности Государственного банка после его принятия должно было стать интенсивное кредитование торговли и промышленности, в особенности сельскохозяйственной. Основной капитал банка был увеличен до 50 млн. руб., резервный - до 5 млн. рублей.

Все изменения в Уставе были направлены на создание условий для широкого развития промышленных предприятий на основе общей покровительственной политики и специального финансирования их средствами Казны и Государственного банка.

Задачей Государственного банка вместо «оживления торговых оборотов» стало «облегчение денежных оборотов и содействие посредством краткосрочного кредита отечественной торговле, промышленности и сельскому хозяйству». Кроме того, он как и раньше должен был содействовать «упрочению денежной и кредитной системы».

Уставом 1894 г. учетная операция была распространена на векселя, выданные на торгово-промышленные цели, при этом до 12 месяцев увеличивался их срок. Ссуда одному промышленному предприятию могла достигать 500 тыс. руб. и выдаваться на срок до двух лет.

Во второй половине 90-х годов все внимание Министерства финансов и Государственного банка было сосредоточено на укреплении металлической валюты за счет сжатия активных операций банка. Если на 1 января 1896 г. учет векселей и выдача кредитов по специальным текущим счетам под векселя составляли 215,3 млн. руб., выдача подтоварных ссуд 48,6 млн. руб., а прочие ссуды - на 54,5 млн. руб., то на 1 января 1899 г. эти операции составили соответственно 169,8 млн. руб., 22,2 млн. руб. и 30,6 млн. рублей.

Значительное развитие в это время получили операции с государственными ценными бумагами. Их объем в несколько раз превышал собственный капитал банка. Министерство финансов и Государственный банк активно воздействовали на фондовую биржу для поддержания курса государственных ценных бумаг и кредитного рубля. С конца 1890-х гг. биржевая интервенция и значительные инвестиции в ценные бумаги стали использоваться также для противодействия падению курсов промышленных и банковских акций.

На рубеже XIX - XX вв. Государственный банк вместе с рядом акционерных коммерческих банков начал создавать биржевые синдикаты и банковские консорциумы для поддержки курсов российских ценных бумаг во время экономических кризисов. Один из таких биржевых синдикатов был создан во время промышленного и финансового кризиса 1899 - 1903 годов. В 1906 г., во время кризиса, начал работу банковский консорциум для оказания финансовой помощи отечественным банкам и предприятиям. В 1912 г. в связи с падением курсов акций был создан банковский синдикат, который на протяжении двух лет скупал акции крупнейших предприятий и коммерческих банков.

В 1899 г. в результате изменения мировой экономической конъюнктуры в России произошел спад деловой активности. В 1900 г. разразился кризис в металлургической промышленности, в тяжелом машиностроении, в нефтедобывающей, угледобывающей отраслях и в электроиндустрии. Несколько банкирских домов потерпели крах. В 1899-1901 гг. Государственный банк вынужден был увеличить учет векселей и выдачу ссуд. Если на 1 января 1899 г. операции по учету векселей и выдачи кредитов по специальным текущим счетам составляли 169,8 млн. руб., подтоварные ссуды были выданы на сумму 22,2 млн. руб., а прочие ссуды - на 30,6 млн. руб., то на 1 января 1902 г. они составляли соответственно 329,3 млн. руб., 46,8 млн. руб. и 57,6 млн. рублей. В большинстве случаев ссуды были «исключительными», т.е. имели неуставной характер. Золотой запас Государственного банка с 1899 г. по 1902 г. уменьшился с 1 008,0 до 709,5 млн. рублей.

Юлий Галактионович Жуковский, управляющий ГосБанка в 1889- 1894 годах

В 1906 г. система золотого монометаллизма стояла на пороге краха. Массовые политические митинги и забастовки конца 1905 г., в которых принимали участие и служащие Государственного банка, стали причиной отъезда из Санкт-Петербурга французских банкиров, прибывших туда для переговоров об очередном займе.

Происходило усиленное востребование вкладов золотом и предъявление кредитных билетов к размену на золото. Несмотря на повышение официальной учетной ставки до 8%, значительно вырос спрос на кредит со стороны торгово-промышленных предприятий. Невозможность акционерных коммерческих банков удовлетворить этот спрос из-за сильного отлива из них вкладов, заставила Государственный банк во избежании массовых банкротств увеличить свои учетно-ссудные операции.

Начался отлив золота за границу. С 16 октября по 1 декабря 1905 г. золотой фонд Государственного банка уменьшился с 1 318,8 до 1 126,1 млн. рублей. К 19 декабря 1905 г. золотое покрытие кредитных рублей опустилось ниже предела, предусмотренного законом 1897 года. Кризис был ликвидирован благодаря заключению в январе 1906 г. во Франции займа на 100 млн. руб., погашенный выручкой от займа, заключенного в апреле того же года.

Усиленный переучет Государственным банком векселей частных банков, являвшийся в 1905-1906 гг. мерой борьбы с кризисом, в последующие годы стал одним из основных направлений деятельности Банка. Государственный банк начал превращаться из банка краткосрочного коммерческого кредита в «банк банков». Общая задолженность частных банков Государственному банку с 37,3 млн. руб. на начало 1910 г. выросла за два года до 342,3 млн. рублей.

В это время Государственный банк был одним из самых крупных и влиятельных европейских кредитных учреждений. Его баланс с 1905 по 1914 г. увеличился почти в два раза. Источником средств для его операций были выпуски кредитных билетов и средства казны. Вклады и текущие счета частных лиц и учреждений оставались на уровне 1903 г. и составляли в среднем 250 млн. рублей. Эмиссия кредитных билетов в течение этих лет дала Банку 810,9 млн. руб., средства казны - 600 млн. рублей. На покупку золота и иностранной валюты у Государственного банка уходило 7/8 эмиссии. Оставшуюся часть эмиссии и средства казны он через посредство коммерческих банков направлял на кредитование промышленности и торговли.

Несмотря на интенсивное развитие промышленности, в России доминирующей частью экономики оставалось сельское хозяйство. Важнейшей активной статьей торгового и платежного балансов страны по-прежнему был экспорт хлеба. Поэтому с 90-х гг. Банк развернул кредитование хлебной торговли в форме подтоварных кредитов. С 1910 г. Государственный банк в рамках государственного регулирования хлебной кампании начал строительство элеваторов и зернохранилищ. Создание государственной системы элеваторов должно было способствовать минимизации потерь зерна при перевозках. В начале 1917 г. сеть элеваторов Государственного банка состояла из 42 элеваторов общим объемом 26 000 тыс. пудов, и строилось еще 28 зернохранилищ.

При участии Государственного банка в стране была создана система учреждений мелкого кредита по кредитованию кооперации, кустарей и крестьян. В 1904 г. в Банке было создано Управление по делам мелкого кредита, которое должно было контролировать деятельность учреждений этого типа и оказывать им в случае необходимости финансовую помощь.

Вплоть до Первой мировой войны финансовая политика России чрезвычайно дорожила сохранением золотой валюты как основы внешнего государственного кредита. Золотое покрытие рубля постоянно поддерживалось на очень высоком уровне. После кризисного 1906 г. оно не опускалось ниже 93%, а в 1909-1911 гг. было выше 100%. В условиях России конца XIX - начала XX вв. это обеспечивало приток иностранного капитала, необходимого для индустриального развития страны.

К началу Первой Мировой (Второй Отечественной), Государственный Банк смог с честью выйти из сложных испытаний. Зато с началом войны закончилась честь - и начались тяжелейшие испытания.

В 1914 году, еще накануне войны, был отменен размен банкнот на золотую монету, и в пять раз увеличен лимит на эмиссию необеспеченных золотом банкнот - с 300 млн. рублей до 1,5 миллиарда. До Февральской революции лимит эмиссии необеспеченных золотом банкнот был доведен до 8, 4 миллиардов рублей.

Продолжавшаяся война поглощала все больше средств. Дефицит госбюджета в 1917 г. достиг 22 568 млн. рублей. Способы его покрытия были традиционными: увеличение налогообложения, внутренние и внешние займы, эмиссия бумажных денег. За период с марта по ноябрь 1917 г. Временному правительству за счет налогов удалось получить 1 158,3 млн. рублей. Выпущенный им «Займ свободы» дал 3 700 млн. рублей. Эти средства пошли на выполнение обычных расходных статей госбюджета. Военные же расходы, составившие за 1917 г. 22 561 млн. руб., были покрыты за счет эмиссии бумажных денег. Лимит банкнотной эмиссии Временное правительство увеличило в пять раз, доведя его до 16,5 млрд. рублей.

Впрочем, политика ГосБанка в денежно-кредитном плане вызывала критику со стороны славянофилов.

Сергей Шарпов

Экономист Шарпов в своё время жесточайше раскритиковал политику Витте и его предшественников в плане «золотого рубля» и кредитов. Он писал:»Накануне освобождения крестьян, когда надо было оживить и расширить кредит, удвоить или утроить количество денежных знаков, пришла группа «молодых финансистов» в качестве дельфийских оракулов и главных инициаторов реформ во главе, захватила руководство российскими финансами, в несколько лет изломала и исковеркала всё и, после тридцатилетнего владычества сдала Россию в том ужасном виде, в котором она теперь находится».

После Февральской революции роль Государственного Банка стала ничтожной. Во многих уездах и губерниях начали печатать свои самодельные «рубли», инфляция била рекорды, а рубль из благородной и твёрдой валюты превратился в ничем не обеспеченный фантик.

Подводя итоги, стоит отметить. что политика Государственного Банка не всегда была эффективной. Но именно благодаря нему в Российской Империи была создана единая система железных дорог, развита промышленность, ремесленники и торговцы получили доступный кредит. Во многом, экономический рост последних десятилетий девятнадцатого века в России начался (и, увы, закончился) благодаря Государственному Банку и его руководителям.

Сегодня же вопрос о Государственном Банке (вместо Центрального Банка) -это вопрос, который волей-неволей объединяет самые разные политические силы в России. За создание Государственного Банка выступают и национальные либералы, и консерваторы, монархисты, левые и правые. «Национализация» ЦБ и превращение его в Государственный Банк стали прекрасным козырем в руках сверхлоялистского «Народно-освободительного движения», а сегодня постоянно обсуждается банкирами и государственными деятелями.

Ситуация, когда Сбербанк отказывается работать в новых российских регионах, но зато сотрудничает с государствами, ведущими русофобскую политику, уже никому не нравится. Как не по душе и дорогой кредит на предпринимательскую и иную деятельность.

Но, как видим, создание Государственного Банка требует политической воли, наличия грамотных управленцев, взвешенного подхода и постоянного реформирования.

У Александра Николаевича такая воля была.

У сегодняшней власти - боюсь, нет.

ГОСУДА́ РСТВЕННЫЙ БАНК РОС­С И́ Й­СКОЙ ИМП Е́РИИ (Гос­банк), цен­траль­ный и круп­ней­ший в стра­не банк, в нач. 20 в. один из наи­бо­лее круп­ных и влия­тель­ных ев­роп. кре­дит­ных уч­реж­де­ний. Соз­дан в 1860. Осн. ка­пи­тал 15 млн. руб. в 1860, 50 млн. руб. в 1917. Под­чи­нял­ся ми­ни­ст­ру фи­нан­сов. Над­зор за дея­тель­но­стью Г. б. Р. и. осу­ще­ст­в­лял Со­вет гос. кре­дит­ных ус­та­нов­ле­ний, с 1894 – Го­су­дар­ст­вен­ный кон­троль . Дея­тель­но­стью Гос­бан­ка пер­во­на­чаль­но ру­ко­во­ди­ло на­хо­див­шее­ся в С.-Пе­тер­бур­ге прав­ле­ние (управ­ляю­щий, его то­ва­ри­щи, 6 ди­рек­то­ров, по од­но­му де­пу­та­ту от дво­рян­ст­ва, ку­пе­че­ст­ва и Гос. кон­тро­ля), а с 1894 – со­вет (управ­ляю­щий, чле­ны от Мин-ва фи­нан­сов и Гос. кон­тро­ля, ди­рек­тор Кре­дит­ной кан­це­ля­рии, 3 выс­ших чи­на из слу­жа­щих бан­ка, де­пу­та­ты от дво­рян­ст­ва и ку­пе­че­ст­ва). Со­вет Гос­бан­ка был так­же со­ве­щат. ор­га­ном при мин. фи­нан­сов в об­лас­ти фи­нан­со­вой по­ли­ти­ки.

Г. б. Р. и. яв­лял­ся важ­ней­шим ин­ст­ру­мен­том осу­ще­ст­в­ле­ния гос. эко­но­мич. по­ли­ти­ки. Пер­во­на­чаль­но осн. часть ре­сур­сов бан­ка по­гло­ща­ли пря­мое и кос­вен­ное фи­нан­си­ро­ва­ние каз­ны, а так­же опе­ра­ции по ли­к­ви­да­ции до­ре­фор­мен­ных гос. бан­ков и про­ве­де­нию вы­куп­ной опе­ра­ции (с 1865 банк на­блю­дал за по­сту­п­ле­ни­ем вы­куп­ных пла­те­жей; к 1885 вы­дал вы­куп­ных ссуд на 892,1 млн. руб.). Б. ч. средств Г. б. Р. и. до сер. 1890-х гг. ис­поль­зо­ва­лась для нужд ка­зна­чей­ст­ва, под­держ­ки гос. кре­ди­та и гос. Дво­рян­ско­го зе­мель­но­го бан­ка и Кре­сть­ян­ско­го по­зе­мель­но­го бан­ка .

В нач. 1890-х гг. Гос­банк ре­фор­ми­рован по ини­циа­ти­ве мин. фи­нан­сов С. Ю. Вит­те: в его ус­тав вклю­че­ны опе­ра­ции по кре­ди­то­ва­нию с. х-ва (ссу­ды под то­ва­ры, гл. обр. зер­но, сро­ком до 9–15 мес) и фаб­рич­но-за­во­дской пром-сти (ссу­ды под с.-х. име­ния и фаб­рич­но-за­во­дскую не­дви­жи­мость сро­ком до 2 лет), а так­же ре­мес­лен­ни­ков и кус­та­рей. Опе­ра­ции Г. б. Р. и. как бан­ка крат­ко­сроч­но­го ком­мерч. кре­ди­та за­клю­ча­лись в учёте век­се­лей, по­куп­ке и про­да­же зо­ло­та и се­реб­ра, приё­ме вкла­дов, вы­да­че ссуд (кро­ме ипо­теч­ных), по­купке гос. бу­маг за свой счёт. На кре­дитова­ние тор­го­во-пром. обо­ро­та с сер. 1890-х гг. банк стал на­прав­лять 50–60% сво­их ком­мерч. ре­сур­сов.

В 1897 в хо­де де­неж­ной ре­фор­мы, ус­та­но­вив­шей зо­ло­той стан­дарт, Г. б. Р. и. стал центр. эмис­си­он­ным бан­ком (со­хра­нив, в от­ли­чие от центр. эмис­си­он­ных бан­ков др. стран, по­ло­же­ние ве­ду­ще­го в им­пе­рии ком­мерч. бан­ка). Для обес­пе­че­ния на­хо­див­ших­ся в об­ра­ще­нии кре­дит­ных би­ле­тов банк рас­по­ла­гал круп­ным за­па­сом зо­ло­та, имел пра­во вы­пус­кать не обес­пе­чен­ные зо­ло­том кре­дит­ные би­ле­ты на сум­му не бо­лее 300 млн. руб.

В пе­ри­од эко­но­мич. кри­зи­са нач. 1900-х гг. Г. б. Р. и. ис­поль­зо­вал­ся для про­ве­де­ния ан­ти­кри­зис­ной по­ли­ти­ки (в 1901 при нём соз­дан ин­тер­вен­ци­он­ный син­ди­кат для про­ти­во­дей­ст­вия по­ни­же­нию бир­же­вых кур­сов, на ре­ше­ние этой за­да­чи за­тра­че­но 100 млн. руб.).

В пе­ри­од Ок­тябрь­ской все­об­щей по­ли­ти­че­ской стач­ки 1905 из-за за­бас­тов­ки слу­жа­щих Г. б. Р. и. его дея­тель­ность бы­ла при­ос­та­нов­ле­на. В ре­зуль­та­те фи­нан­со­во­го кри­зи­са кон. 1905 банк ут­ра­тил зна­чит. часть сво­его зо­лото­го за­па­са (в дек. 1905 со­ста­вил 1076 млн. руб. – не­сколь­ко бо­лее той сум­мы, ко­то­рая по­зво­ля­ла бан­ку вы­пус­кать обес­пе­чен­ные зо­ло­том банк­но­ты), вос­ста­но­вил его с по­мо­щью за­клю­чён­но­го Рос­си­ей внеш­не­го зай­ма в апр. 1906 (843 млн. руб.); на 1(14).1.1914–1695,4 млн. руб.

В нач. 20 в., кон­цен­три­руя де­неж­ные ре­сур­сы че­рез ши­ро­кую сеть фи­лиа­лов (191 к 1917; 14,4 тыс. слу­жа­щих) и поль­зу­ясь сред­ст­ва­ми ка­зна­чей­ст­ва, банк про­дол­жал фи­нан­си­ро­вать нар. хо­зяй­ст­во, но про­явил тен­ден­цию к пре­вра­ще­нию в центр. банк ев­роп. ти­па, при­бе­гая к опо­сре­до­ван­ным фор­мам кре­ди­та че­рез ак­цио­нер­ные ком­мерч. бан­ки. В 1914 их за­дол­жен­ность Г. б. Р. и. со­ста­ви­ла 388 млн. руб. (в 1910 – 37,3 млн. руб.). С 1910 банк ак­ти­ви­зи­ро­вал дея­тель­ность в хлеб­ной тор­гов­ле – ве­ду­щей от­рас­ли рос. экс­пор­та; осу­ще­ст­в­лял строи­тель­ст­во эле­ва­то­ров и зер­но­хра­ни­лищ (к 1917 К-т по эле­ва­тор­но­му де­лу при Гос­бан­ке ввёл в экс­плуа­та­цию 47 эле­ва­то­ров ём­ко­стью ок. 480 млн. кг). В зна­чит. раз­ме­рах банк кре­ди­то­вал тор­го­во-пром. обо­рот на пе­ри­фе­рии, суб­си­ди­ро­вал кре­дит­ную коо­пе­ра­цию (к 1911 – 13,7 млн. руб., к 1914 – 68,3 млн. руб.), сель­ских хо­зя­ев (20,2 млн. руб.), в мень­шем объ­ё­ме – пром. пред­при­ятия (4,7 млн. руб.).

Учёт­ная став­ка в 1905–13 со­став­ля­ла 6–8%. Под управ­ле­ни­ем Г. б. Р. и. на­хо­ди­лась сеть гос. сбе­ре­гат. касс с пра­ви­тельств. га­ран­ти­ей вкла­дов (к 1913 – св. 8 тыс. касс, 1,6 млрд. руб. де­неж­ных вкла­дов).

В 1-ю ми­ро­вую вой­ну Г. б. Р. и. вы­пус­кал не­раз­мен­ные на зо­ло­то кре­дит­ные би­ле­ты [ука­зом имп. Ни­ко­лая II от 27.7(9.8).1914 раз­мен банк­нот на зо­ло­то от­ме­нён] для фи­нан­си­ро­ва­ния во­ен. рас­хо­дов, од­но­вре­мен­но пол­но­стью свер­нул опе­ра­ции на рын­ке ком­мерч. кре­ди­та. Из долж­ни­ка ка­зна­чей­ст­ва банк стал круп­ней­шим кре­ди­то­ром пра­ви­тель­ст­ва, «сче­та каз­ны» ста­ли осн. стать­ёй ак­ти­вов бан­ка, уве­ли­чив­шись в 1914–16 бо­лее чем в 150 раз (с 54,3 до 7792 млн. руб.), а в пас­си­ве пре­об­ла­да­ла ста­тья «кре­дит­ные би­ле­ты в об­ра­ще­нии». Г. б. Р. и. раз­мес­тил по­ло­ви­ну (4 млрд. руб.) всех вы­пу­щен­ных пра­ви­тель­ст­вом до февр. 1917 во­ен. зай­мов.

По­сле Февр. ре­во­лю­ции 1917 Гос­банк вы­пус­тил кре­дит­ных би­ле­тов на сум­му 7,3 млрд. руб. (в авг. 1914 – февр. 1917 на сум­му 8,3 млрд. руб.). Уч­тён­ные бан­ком крат­ко­сроч­ные обя­за­тель­ст­ва каз­ны за март – сент. 1917 вы­рос­ли с 7882 до 14098 млн. руб. Осе­нью 1917 кре­ди­ты, свя­зан­ные с вой­ной, за­ни­ма­ли св. 90% ба­лан­са Гос­бан­ка. Ба­ланс бан­ка на 23.10(5.11).1917 со­ста­вил 24,2 млрд. руб.

По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 Гос­банк объ­е­ди­нён с на­цио­на­ли­зи­ро­ван­ны­ми ак­цио­нер­ны­ми ком­мерч. бан­ка­ми в На­род­ный банк РСФСР [дек­рет СНК от 14(27).12.1917].

Управ­ляю­щие: А. Л. Штиг­лиц (1860–1866), Е. И. Ла­ман­ский (1867–81), А. В. Цим­сен (1881–89), Ю. Г. Жу­ков­ский (1889–94), Э. Д. Пле­ске (1894–1903), С. И. Ти­ма­шев (1903–09), А. В. Кон­шин (1910–14), И. П. Ши­пов (1914–17).

Государственный банк Российской империи был основан по Указу императора Александра II от 31 мая 1860 года. Формально он был преобразован из Государственного Коммерческого банка, созданного в 1817 году. Можно сказать, что свою родословную Государственный банк ведет от первых государственных банков в России (1754 г.). При многочисленных преобразованиях банки сохраняли правопреемственность и традиции. Даже “Клятвенное обещание” служащих Государственного банка по тексту практически не отличалось от присяги на верность, которую давали сотрудники государственных банков времен Екатерины II.

Одновременно с подписанием Указа об основании Государственного банка император Александр II утвердил его Устав. Согласно Уставу новое учреждение являлось банком краткосрочного коммерческого кредита, призванным содействовать “упрочению кредитной системы” и “оживлению торговых оборотов” в стране. Главным идеологом нового Государственного банка был известный экономист и географ Е.И. Ламанский (ПРИЛОЖЕНИЕ 3), сын директора Кредитной канцелярии, автор работ по истории российского денежного обращения. Е.И. Ламанский предполагал организацию Государственного банка Российской империи по образцу Банка Франции, предусматривая его относительную независимость от правительства и предоставление эмиссионного права. Однако высшее бюрократическое чиновничество России скептически отнеслось к его идее “государственно-акционерной компании”, в результате чего права Государственного банка были значительно урезаны. Вплоть до 1897 г. он не имел эмиссионного права, обладая лишь разрешением о “временных выпусках” небольших объемов кредитных билетов.

Государственный банк оставался в ведении Министерства финансов, и в его задачи входили обслуживание государственного долга и другие функции, связанные с обслуживанием казны.

Основной капитал Государственного банка составлял 15 млн. руб., а запасный -- 3 млн. рублей. С резким увеличением объемов банковских операций и принятием нового Устава Государственного банка в 1894 г. размер основного капитала Государственного банка возрос до 50 млн. руб., а запасный капитал -- до 5 млн. рублей.

Структура Государственного банка отличалась централизацией. Правление Государственного банка было высшим органом непосредственного управления банком. Правление и отделы Центрального управления образовывали центральный аппарат Государственного банка, которому подчинялись конторы и отделения. Наиболее крупными по объемам проводимых банковских операций оставались Московская контора, преобразованная в 1860 г. из конторы Коммерческого банка, а также учрежденная в 1894 г. Санкт-Петербургская контора (с 1914 г. -- Петроградская контора).

Как известно, Государственный банк осуществлял как коммерческие операции, так и операции, возложенные на него Министерством финансов (“за счет Государственного казначейства”). Коммерческие операции проводились и Коммерческим банком, однако в Государственном банке их виды и объемы были значительно расширены. Банк учитывал векселя и срочные обязательства, выдавал ссуды и открывал кредиты, покупал и продавал ценные бумаги, драгоценные металлы и иностранную валюту. Он также переводил суммы, принимал вклады и открывал текущие счета. К числу операций, возложенных на банк Министерством финансов, относились размещение государственных ценных бумаг, обслуживание государственного долга, выдача по распоряжению министра финансов неуставных ссуд стратегически важным отраслям промышленности, снабжение денежными средствами ссудных касс, кредитование Дворянского и Крестьянского банков, обслуживание выкупных платежей и прием казенных сборов, ликвидация упраздненных казенных банков. До 1887 г. Государственный банк осуществлял ликвидацию счетов дореформенных кредитных учреждений.

До конца XIX в. Государственный банк Российской империи оставался банком, кредитовавшим в основном крупную промышленность и торговлю. Особое значение среди активных операций банка приобрели учет векселей и выдача ссуд под государственные ценные бумаги. При этом кредитование землевладельцев, крестьян, ремесленников, мелкой промышленности и учреждений мелкого кредита не получило должного развития.

Поворот в политике Государственного банка был связан с министром финансов С.Ю. Витте, сторонником идеи “народного кредита” -- широкого кредитования отечественных производителей. Почти сразу после своего назначения в 1892 г. на пост министра финансов С.Ю. Витте начал подготовку к изданию нового Устава банка. Его соратником стал ученик известного экономиста и государственного деятеля Н.Х. Бунге А.Я. Антонович, настоявший на включении в Устав банка пунктов о кредитовании мелких и средних производителей, прежде всего крестьян и кустарей.

Новый Устав Государственного банка 1894 г. закрепил его право выдавать “промышленные ссуды”, значительная часть которых представляла собой ссуды мелкой и средней промышленности и торговле, крестьянам и ремесленникам. С другой стороны, возросли объемы кредитования отдельных промышленных предприятий, преимущественно тяжелой промышленности. Были расширены также объемы выдач подтоварных ссуд, в основном ссуд под зерно. В конце XIX -- начале XX в. размер ссуды промышленному предприятию не мог превышать 500 тыс. руб., а мелкому торговцу -- 600 рублей.

Успешная индустриализация в России “по Витте”, повлекшая промышленный подъем и приток в страну иностранных инвестиций, не могла за столь короткое время изменить преимущественно аграрный характер экономики страны. Хлеб оставался основным продуктом русского экспорта. От его реализации зависело состояние экономической конъюнктуры. При успешной реализации зерна в Европу уменьшался дефицит свободного ссудного капитала, оживлялись торговые обороты и кредит.

В связи с этим Государственный банк обращает свое внимание на создание государственной системы элеваторов. Эта система должна была способствовать минимизации потерь зерна при перевозках, которые в России были особенно ощутимыми. В рамках государственного регулирования хлебной кампании Государственный банк с 1910 г. стал возводить сеть зернохранилищ и элеваторов.

Государственный банк способствовал также созданию в стране системы учреждений мелкого кредита по кредитованию кооперации, крестьян и кустарей. При его финансовой поддержке и помощи по всей стране создавались кредитные товарищества. С 1904 г. учреждения мелкого кредита были поставлены под полный контроль Государственного банка. Специально созданное Управление по делам мелкого кредита занималось оказанием им финансовой, консультационной, ревизионной и иной помощи.

Кооперация получала кредиты как через ссудо-сберегательные и кредитные товарищества, так и через кредитование Государственным банком созданного в 1912 г. Московского народного банка.

В результате проведения денежной реформы 1895--1897 гг. Государственный банк получил эмиссионное право. С этого времени денежное обращение империи базировалось на золотом монометаллизме; металлические деньги свободно разменивались на банкноты, которые по традиции сохраняли название кредитных билетов. В советское время сохранились традиционные цвета царских денег: фоном однорублевой купюры был желтый цвет, трехрублевой -- зеленый, пятирублевой -- синий, десятирублевой -- красный, сторублевой -- снова желтый. В таких же цветах были выдержаны государственные казначейские билеты СССР и билеты Государственного банка СССР образцов 1961 г. и 1991 г.

Денежно-кредитная политика Государственного банка Российской империи была направлена на поддержание стабильности курса национальной валюты и поступательное развитие народного хозяйства. Для решения этих задач Государственный банк использовал различные инструменты, в том числе создание биржевых синдикатов для поддержки курсов российских ценных бумаг (с 1899 г.) и банковских консорциумов для оказания финансовой помощи отечественным фирмам в годы кризиса (с 1906 г.).

В начале XX в. в Российской империи окончательно сложилась двухуровневая банковская система во главе с Государственным банком, который в больших объемах кредитовал акционерные коммерческие банки. С 1905 г. Государственный банк все чаще отказывался от роли прямого кредитора народного хозяйства, осуществляя кредитование через коммерческие банки, которым выдавал с этой целью крупные кредиты (порядка 80% общего объема учетно-ссудной операции). Нередко крупнейшие акционерные коммерческие банки империи выступали в роли агентов Государственного банка по реализации и конверсии внешних займов или в роли его компаньонов в синдикатах и консорциумах. С 1903 г. через организованные при конторах Государственного банка расчетные отделы проводились операции по взаимозачетам акционерных коммерческих банков и фирм.

На протяжении всего своего существования Государственный банк Российской империи проводил операции в значительных объемах, что видно по цифрам балансов. Так, на 1 января 1914 г. баланс Государственного банка составлял 3 040 503 тыс. рублей. Золото в России и за границей оценивалось в 1 695 234 тыс. рублей; объемы главной активной операции -- учетно-ссудной -- достигали 1 071 987 тыс. рублей. Кредитные билеты, находившиеся в обращении, составляли в сумме 1 664 652 тыс. рублей. Другими важнейшими счетами пассива были “средства казны” -- 951 216 тыс. руб., а также “Вклады и текущие счета” -- 263 110 тыс. рублей.

Накануне первой мировой войны Россия была вынуждена отказаться от свободного размена на золото (по закону от 27 июля 1914 г.) и сосредоточить деятельность Государственного банка на финансировании военных действий. Банк в больших объемах кредитовал секторы экономики, связанные с обороной, финансировал полевые учреждения, занимался распространением облигаций внутренних “военных” займов. Большая часть активов Государственного банка состояла из обязательств Государственного казначейства и ссуд под процентные бумаги, которые получали преимущественно акционерные коммерческие банки, обслуживавшие стратегически важные отрасли промышленности.

Крылатая фраза “история хочет видеть людей” на примере Государственного банка Российской империи зримо отражается именами выдающихся российских банкиров. Управляющими Государственным банком Российской империи в разные годы были барон Александр Людвигович Штиглиц (1860--1866) (ПРИЛОЖЕНИЕ 4); Евгений Иванович Ламанский (1866--1881); Алексей Васильевич Цимсен (1881--1889); Юлий Галактионович Жуковский (1889--1894); Эдуард Дмитриевич Плеске (1894--1903); Сергей Иванович Тимашев (1903--1909); Алексей Владимирович Коншин (1910--1914); Иван Павлович Шипов (1914--1917). Среди них, конечно, выделяется фигура Евгения Ивановича Ламанского, автора первого Устава Государственного банка, инициатора создания системы акционерных коммерческих банков.

После октябрьских событий 1917 г. согласно подписанному В.И. Лениным декрету “О национализации банков” от 27 декабря 1917 г. Государственный банк был преобразован в кредитное учреждение новой власти. В стране была введена государственная монополия банковского дела. Акционерные коммерческие банки подлежали национализации и были слиты с Государственным банком, который месяц спустя стал называться Народным банком Российской Республики. Электронный ресурс http://bg-znanie.ru/

Таким образом, к особенностям формирования и функционирования Государственного банка в России с 1861 г. вплоть до октябрьской революции 1917 г. можно отнести следующие:

а) Государственный банк находился в полной зависимости от Министерства финансов, что придавало его деятельности весьма своеобразный характер;

б) Государственный банк являлся крупнейшим коммерческим банком страны. В рассматриваемый период в Государственном банке сосредоточилось более 48% денежных капиталов, привлеченных всей системой коммерческих банков;

в) Государственный банк в течение всего периода своего существования не только усиливал свою политику в области централизации кредитов, но и выступал самым крупным кредитором всей банковской системы России вплоть до своего упразднения;

г) Государственный банк, несмотря на его специфическую деятельность в области денежного регулирования, в то же время являлся центральным эмиссионным банком и одновременно учреждением, осуществляющим аккумуляцию золотовалютного запаса России.

С учреждением 31 мая 1860 г. Государственного банка Российской империи начинается новый этап в регулировании денежного обращения. Основной капитал Государственного банка был установлен в размере 15 млн. руб. Данному банку передавались средства Государственного коммерческого банка. В соответствии с уставом он учреждался «для оживления торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы». Государственный банк был важнейшим звеном государственной системы, органом проведения экономической политики правительства. Являясь в соответствии с Уставом банком краткосрочного коммерческого кредита, он был крупнейшим кредитным учреждением страны. Кредитование торговли и промышленности Государственный банк осуществлял через сеть своих контор и отделений, а также через коммерческие банки. При создании Государственного банка к нему от Государственного коммерческого банка перешли 7 контор.

Согласно Уставу 1860 г. Государственный банк был создан для "оживления торговых оборотов" и "упрочения денежной кредитной системы". Но основную часть ресурсов банка на первом этапе его развития поглощало прямое и косвенное финансирование казны, а также операции по ликвидации дореформенных государственных банков. Помимо этого Государственный банк выполнял функции, относившиеся к аппарату Министерства финансов, проводил выкупную операцию и вел делопроизводство по ней, а также поддерживал Государственный дворянский земельный и Крестьянский поземельный банки. В качестве органа экономической политики правительства Государственный банк принимал активное участие в создании банковской системы России. При его поддержке создавались акционерные банки и общества взаимного кредита. Операции Государственного банка, как банка краткосрочного коммерческого кредита должны были заключаться в учете векселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг и иностранных тратт, покупке и продаже золота и серебра, получении платежей по векселям и другим срочным денежным документам в счет доверителей, приеме вкладов, производстве ссуд (кроме ипотечных), покупке государственных бумаг за свой счет.

Срок выдаваемых Государственным банком коммерческих ссуд был не более девяти месяцев. По ссудам под залог он не должен был быть менее одного и более шести месяцев. Залогами могли служить правительственные процентные бумаги и оплаченные акции обществ, компаний и товариществ, принимавшихся в залог по казенным подрядам и откупам, а также золото и серебро в слитках и иностранной монете и товары, сложенные в амбарах за печатью Государственного банка. Ссуды по этим залогам не должны были превышать 75-85% их цены по последнему биржевому курсу.

По Уставу Государственный банк был подведомственным Министерству финансов и находился под наблюдением Совета государственных кредитных установлений. Принципиальные вопросы по Государственному банку решались и оформлялись через Особенную канцелярию по кредитной части. "Непосредственным главным начальником" Государственного банка являлся Министр финансов. Управление всеми операциями и делами банка и наблюдение за их производством возлагалось на Правление банка, которое состояло из Управляющего (председатель), его товарища (заместитель), шести директоров и трех депутатов от Совета государственных кредитных установлений. При Правлении Госбанка функционировал Учетный и ссудный комитет, который состоял из Управляющего банком, его товарища, двух директоров банка и четырех членов от купечества. Председателем комитета являлся Управляющий банком. Члены Учетного и ссудного комитета от купечества избирались на два года из купцов первой и второй гильдий, торговавших в Санкт-Петербурге. В их обязанности входила оценка поступавших для учета векселей, оценка товаров для предоставления подтоварных ссуд и выяснение кредитоспособности клиентов. Большую часть своих ресурсов в 1860-70-х гг. Государственный банк вкладывал в государственные и гарантированные ценные бумаги. Кроме того, он выдавал краткосрочные и долгосрочные ссуды Государственному казначейству. К 1879 г. долг Казначейства Государственному банку составил 478,9 млн. рублей. Погашение долга, начавшееся в 1881 году, закончилось в 1901 г.

Из коммерческих операций наибольшее развитие в течение 1860-80-х гг. получили учет векселей, покупка и продажа процентных бумаг и ссуды под процентные бумаги. Кредитование торгово-промышленного оборота происходило в основном посредством учета векселей и выдачи ссуд, под векселя. Большая часть ссуд, выданных под процентные бумаги, так же как и суммы, вложенные в собственные процентные бумаги, по сути, представляли собой финансирование казны.

В целях "упрочения денежной кредитной системы" Государственный банк осуществлял покупку и продажу тратт. Кроме того, в 1862-1863 гг. проводил размен кредитных билетов на звонкую монету. План проведения разменной операции был подготовлен Товарищем управляющего Государственным банком Е.И.Ламанским. Операция, начавшаяся 1 мая 1862 г., предполагала размен кредитных билетов по курсу 570 коп. за золотой полуимпериал или 110,5 коп. за 1 руб. серебром. В последующем предполагалось установить обмен по курсу 100 коп. кредитными билетами за 1 руб. звонкой монетой. Как позднее выяснилось, момент для проведения этой операции был выбран неудачно. В январе 1863 г. в Польше вспыхнуло восстание. Резко увеличился спрос на золото. В мае 1863 г. выдача звонкой монеты превысила поступления на 10,4 млн. руб., в августе же только за три дня монеты было выдано на 4,4 млн. руб. Курс российских ценных бумаг упал, стал снижаться вексельный курс кредитного рубля. 29 октября на Петербургской бирже началась паника. Размен кредитных билетов на звонкую монету был прекращен 1 января 1863 г., поскольку продолжение размена грозило полным истощением разменного фонда.

С 1867 г. Министерство финансов начало интенсивное накопление золотого запаса. Указом Александра II от 2 июня 1867 г. Государственному банку и его конторам было предоставлено право принимать звонкую монету в платежи. Разрешалось брать российскую и иностранную монету, а также золото и серебро в слитках. Цены устанавливал Государственный банк. Монета направлялась в его разменный фонд. В результате в течение 1867-1876 гг. разменный фонд увеличился с 78,3 млн. руб. до 310,1 млн. рублей.

До 1887 г. Государственный банк проводил операцию по ликвидации счетов дореформенных банков, которая была возложена на него по Уставу. Все ликвидационные операции должны были производиться за счет Государственного казначейства, которое в случае необходимости должно было выдавать банку дополнительно к выше указанным средствам наличные деньги или свои процентные обязательства с правом продажи их на бирже. Но из-за постоянных бюджетных дефицитов у Государственного казначейства не было возможности предоставлять дополнительные средства Государственному банку, и Банк вынужден был ежегодно направлять на эти операции часть своей коммерческой прибыли. Обороты по ликвидации стали давать излишек поступлений только с 1872 года. В январе 1887 г. особый счет ликвидации бывших государственных банков был упразднен. Поступления по ссудам и прибыли Государственного банка по этой операции стали обращаться на текущие нужды Казны. Выдачу ссуд Государственному казначейству "на текущие нужды" Государственный банк прекратил после назначения на пост Министра финансов Н.Х. Бунге, который ввел в практику заключение государственных займов для покрытия бюджетных дефицитов. Свой долг Государственному банку Казначейство начало погашать с 1881 г. Указ от 1 января 1881 г. объявлял о прекращении выпусков кредитных билетов и о сокращении их количества в обращении. Но в 1882 г. разразился экономический кризис, который продолжался почти пять лет. В результате за 1881-1886 гг. вместо 300 млн. руб. с баланса Государственного банка было списано всего 87 млн. рублей. Затраты Банка за счет Казны впервые сравнялись с суммами Казны, вложенными в него, только в 1896 году. Полностью долг Казны Государственному банку был погашен в 1901 г., в соответствии с Указом Николая II от 28 апреля 1900 г., предписывавшим Государственному казначейству погасить остаток его долга Государственному банку в размере 50 млн. руб. за кредитные билеты.

С 1886 г. после завершения ликвидации дореформенных кредитных учреждений Государственный банк стал интенсивно субсидировать два государственных банка - Крестьянский поземельный и Дворянский. Средства для своих операций эти банки получали в результате выпуска закладных листов. Убытки, которые возникали при их реализации, оплачивал за счет казны Государственный банк.

Россия вступила на путь капиталистического развития значительно позднее многих западных стран и проходила его в более сжатые сроки. Процесс утверждения капитализма как господствующей социально-экономической системы проходил в конце XIX - начале XX века. В это время Министром финансов был крупнейший государственный деятель России рубежа XIX-XX вв. С.Ю.Витте. Главное внимание С.Ю.Витте уделял укреплению финансов, развитию промышленности и железнодорожного транспорта. Свою деятельность на министерском посту он начал с реформы Государственного банка: 6 июня 1894 г. был принят новый Устав. Основным направлением деятельности Государственного банка после его принятия должно было стать интенсивное кредитование торговли и промышленности, в особенности сельскохозяйственной. Основной капитал банка был увеличен до 50 млн. руб., резервный - до 5 млн. рублей.

Задачей Государственного банка вместо "оживления торговых оборотов" стало "облегчение денежных оборотов и содействие посредством краткосрочного кредита отечественной торговле, промышленности и сельскому хозяйству". Кроме того, он как и раньше должен был содействовать "упрочению денежной и кредитной системы".

Государственному банку было предоставлено право выдавать ссуды под соло-векселя, обеспеченные залогом недвижимого имущества, закладом сельскохозяйственного и фабрично-заводского инвентаря, поручительством, а также обеспечением, определенным Министром финансов. Был введен новый вид ссуд - ссуды через посредников (земства, частные банки, общества и товарищества на началах взаимности, артели, транспортные учреждения, частных лиц). Операция эта была связана, с одной стороны, с новой железнодорожной политикой, а с другой - предназначалась для выдачи ссуд мелким землевладельцам и арендаторам, крестьянам, кустарям и ремесленникам на оборотные средства и на приобретение инвентаря.

Новый Устав внес изменения в организацию управления Банком. Государственный банк был выведен из-под надзора Совета государственных кредитных установлений и поставлен под надзор Государственного контроля. Общее управление Государственным банком возлагалось на Совет, который заменил Правление, и Управляющего банком. В состав Совета входили: директор Особенной канцелярии по кредитной части, член от Государственного Контроля, товарищи управляющего Банком, Управляющий Санкт-Петербургской конторой Банка, члены от Министерства финансов (их число не ограничивалось), один член от дворянства и один - от купечества. Председателем Совета Государственного банка был его Управляющий.

Спустя год после Высочайшего утверждения нового Устава в России началась денежная реформа, завершившаяся в 1898 году. В ходе этой реформы - денежной реформы Витте - Государственный банк стал эмиссионным центром страны. И в дальнейшем главной его задачей стало регулирование денежного обращения.

В 1899 г. в результате изменения мировой экономической конъюнктуры в России произошел спад деловой активности. В 1900 г. разразился кризис в металлургической промышленности, в тяжелом машиностроении, в нефтедобывающей, угледобывающей отраслях и в электроиндустрии. Несколько банкирских домов потерпели крах. В 1899-1901 гг. Государственный банк вынужден был увеличить учет векселей и выдачу ссуд. В большинстве случаев ссуды были "исключительными", т.е. имели неуставной характер. Золотой запас Государственного банка с 1899 г. по 1902 г. уменьшился с 1 008,0 до 709,5 млн. рублей.

Через год после окончания экономического кризиса и последовавшей за ним депрессии началась Русско-японская война, а затем революция 1905-1907 годов. Это было тяжелейшее испытание для созданной менее 10 лет назад денежной системы. Выдержав общеэкономический кризис и войну, финансовая система оказалась слишком подорванной, чтобы выдержать еще и революцию. В 1906 г. система золотого монометаллизма стояла на пороге краха. Начался отлив золота за границу. С 16 октября по 1 декабря 1905 г. золотой фонд Государственного банка уменьшился с 1 318,8 до 1 126,1 млн. рублей. К 19 декабря 1905 г. золотое покрытие кредитных рублей опустилось ниже предела, предусмотренного законом 1897 года. Кризис был ликвидирован благодаря заключению в январе 1906 г. во Франции займа на 100 млн. руб., погашенный выручкой от займа, заключенного в апреле того же года. Накануне первой мировой войны, 27 июля 1914 г., был отменен размен банкнот на золото и в пять раз - с 300 млн. руб. до 1,5 млрд. руб. - увеличен лимит на эмиссию необеспеченных золотом банкнот. До Февральской революции эмиссионное право Государственного банка расширялось еще четыре раза. Его лимит был доведен до 8,4 млрд. рублей. Финансирование войны Государственный банк осуществлял путем выдачи кредитов коммерческим банкам, предприятиям и учреждениям под облигации долгосрочных займов и краткосрочные обязательства казначейства. Военные расходы России с начала первой мировой войны до Февральской революции составили 28 035 млн. рублей. Дефицит государственного бюджета в 1916 г. достиг 13 767 млн. руб., а его покрытие на 29% происходило за счет эмиссии бумажных денег. Интенсивная работа печатного станка и одновременное сокращение производства и переориентация его на выполнение военных расходов вызвали быстрый рост цен. В результате за 8 месяцев нахождения у власти Временное правительство выпустило в обращение примерно такое же количество денежных знаков, какое было эмитировано за 2,5 предшествовавших года войны. Несмотря на крупную эмиссию, денег в обращении все время не хватало. В августе и сентябре "денежный голод" приобрел характер кризиса в связи с сезонным расширением товарооборота. С целью ликвидации этого кризиса Временное правительство допустило в обращение в качестве законного платежного средства ряд ценных бумаг и начало выпуск денежных знаков упрощенного типа - марок-денег. Недостаток в обращении денежных знаков особенно мелких и средних купюр привел к тому, что кроме общегосударственных денежных знаков в некоторых городах и губерниях появились свои средства обращения. Подобные эмиссии означали, что при Временном правительстве начался процесс распада единой денежной системы страны, усиливавший общую дезорганизацию и способствовавший дальнейшему усилению инфляции.

В сумме кредиты, связанные с войной, занимали накануне Октябрьской революции свыше 90% баланса Государственного банка, который составлял на 23 октября 1917 г. 24 242 млн. рублей.

7 ноября 1917 г. история Государственного банка закончилась. Начиналась история Народного банка РСФСР.

Первые казенные банки (с коммерческими функциями) в России стали создаваться с 1754 г. Они сложились в 1817 г. в определенную систему, которая оставалась неизменной до 1860 г. Эта своеобразная и неизвестная в истории других стран система казенных банков, чья деятельность была направлена на поддержку крепостнических отношений, состояла на важнейшем этапе своего развития (1817-1859 гг.) из четырех крупных банков - Государственного заемного и Государственного коммерческого банков, Санкт-Петербургской и Московской сохранной казны - и многих так называемых губернских приказов общественного призрения.
Возникновение Государственного банка России было связано, прежде всего, с упразднением прежних казенных кредитных установлений. Царским Указом от 31 мая 1860 г. на базе Государственного коммерческого банка был учрежден Государственный банк России, Устав которого писался по образцу Устава Банка Франции. По этому же Указу Государственный заемный банк был ликвидирован, а его дела переданы в Санкт-Петербургскую сохранную казну. Деятельность Сохранной казны и приказов ограничивалась лишь проведением расчетов с прежними заемщиками и передачей полученных от них сумм в Государственный банк.
Государственный банк на момент учреждения имел основной капитал в размере 15 млн. руб. и запасной (резервный) капитал в размере 1 млн. руб. и находился в ведении Министерства финансов.
Одна из главных особенностей Государственного банка состояла в том, что Министр финансов являлся "непосредственным главным начальником Банка" с широкими распорядительными правами и возможностями направлять деятельность Государственного банка. Это было существенным отклонением от статуса и основ деятельности центральных банков западноевропейских стран, поскольку они организационно были отдельны от своих министерств финансов, действовали как частные акционерные общества и находились в той или иной степени подчинения надзору со стороны правительств. При Правлении Государственного банка были созданы Учетный и Ссудный комитеты, которые проводили мероприятия, связанные с оценкой предъявляемых к учету векселей и оценкой закладываемого имущества.
Первый период деятельности Государственного банка (до начала 1890 г.) отличался особенно большой централизацией его управления, что нашло свое отражение в уставе контор Государственного банка.
Эти конторы учреждались по особым указам императора, а отделения открывались в соответствии с распоряжениями по Министерству финансов. При конторах и отделениях учреждались учетные конторы, в которые Правлением Государственного банка вводились представители от купечества. Кроме постоянно действующих отделений Государственный банк практиковал опыт открытия временных отделений, которые осуществляли свою деятельность в период проведения каких-либо мероприятий.
По первоначально утвержденному Уставу 1860 г. на Государственный банк наряду с принятием на себя обязательств платежа по купонам государственных займов, размена кредитных билетов и исполнения платежей за счет средств Государственного казначейства возлагались учет векселей, покупка и продажа золота и серебра, операции с ценными бумагами, прием вкладов и выдача промышленных товарных ссуд. Кроме того, Государственный банк был учрежден "для оживления торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы", т. е. для развития капиталистического банковского кредита (краткосрочного или по сложившейся в России терминологии "коммерческого"), а также для упорядочения и регулирования денежного обращения.
В период 1861-1881 гг. коммерческие операции Государственного банка не отличались особой активностью. Это было вызвано тем, что с самого возникновения Государственного банка перед ним была поставлена задача, ликвидации долгов упраздненных кредитных учреждений.
Учетная политика Государственного банка была обусловлена необходимостью привлечь возможно большее количество вкладов и вместе с тем сократить активные операции, направленные на кредитование товарооборота и промышленности. Эта политика, искусственно повышавшая цену ссудного капитала в России, была выгодная только банкирам, отрицательно сказывалась на развитии капиталистического хозяйства страны. В течение первых 20 лет своего существования Государственный банк был гораздо больше занят уплатой казенных долгов, чем кредитованием промышленности и торговли.
С постепенным сокращением счетов ликвидируемых кредитных установлений Государственный банк стал получать в свое распоряжение все больше средств для развития своих операций. Начало такой деятельности Государственного банка связывается с периодом правления Министра финансов Бунге Н.Х. (1881-1886 гг.). В это время значительно возросли кассовая наличность Государственного банка и принадлежащий ему пакет ценных (процентных) бумаг. Это, в свою очередь, способствовало качественному увеличению коммерческих операций главного банка страны.
К особенностям формирования и функционирования Государственного банка в России с 1861 г. вплоть до октябрьской революции 1917 г. можно отнести следующие:
а) Государственный банк находился в полной зависимости от Министерства финансов, что придавало его деятельности весьма своеобразный характер;
б) Государственный банк являлся крупнейшим коммерческим банком страны. В рассматриваемый период в Государственном банке сосредоточилось более 48% денежных капиталов, привлеченных всей системой коммерческих банков;
в) Государственный банк в течение всего периода своего существования не только усиливал свою политику в области централизации кредитов, но и выступал самым крупным кредитором всей банковской системы России вплоть до своего упразднения;
г) Государственный банк, несмотря на его специфическую деятельность в области денежного регулирования, в то же время являлся центральным эмиссионным банком и одновременно учреждением, осуществляющим аккумуляцию золотовалютного запаса России

Новое на сайте

>

Самое популярное