Домой Полезные советы Изменение учетной политики примеры. Учетная политика компании: когда дополнить, а когда изменить

Изменение учетной политики примеры. Учетная политика компании: когда дополнить, а когда изменить

Учетная политика, принятая фирмой, должна применяться последовательно из года в год. Поэтому организации вовсе не обязательно ежегодно издавать приказ об ее утверждении. Достаточно лишь по мере необходимости вносить в него изменения и дополнения. Дополнение учетной политики возможно в случае изменения законодательства, разработки фирмой новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. Информация, содержащаяся в учетной политике, может быть опубликована в пояснительной записке к годовому отчету организации в случае, если она поможет заинтересованным пользователям принять решение по данным отчетности. О внесении изменений и дополнений в учетную политику рассказывает А.А. Луцкая, бухгалтер-консультант.

Учетная политика является основополагающим документом, на основании которого ведется финансовый учет предприятия. Содержащаяся в нем информация - инструмент ведения бухгалтерского учета внутри организации, внутренний свод законов и правил учетного процесса организации. После вступления в силу главы 25 НК РФ перед предприятиями встала необходимость формирования также учетной политики для целей налогообложения, целью которой является установление порядка формирования баз для исчисления различных видов налогов, а также порядка их исчисления.

В бухгалтерском учете под учетной политикой понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета, включающая первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности. При формировании учетной политики организации в соответствии с ПБУ 1/98 раскрывают в ней способы начисления амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции (работ, услуг), доходов и расходов. При этом также утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В учетной политике для целей налогообложения организации необходимо отразить методику определения величин, формирующих налоговую базу (методологические приемы и способы налогового учета), и общий порядок ведения налогового учета (организационно-технические способы ведения налогового учета). Одновременно приложениями к учетной политике для целей налогообложения утверждаются формы аналитических регистров налогового учета, которые налогоплательщик разрабатывает самостоятельно.

В ряде норм главы 25 НК РФ содержится прямое указание на необходимость отражения в учетной политике для целей налогообложения применяемых налогоплательщиком методологических приемов и способов налогового учета (порядок признания доходов и расходов, специальные коэффициенты, предельные величины расходов и др.) как обязательных элементов учетной политики.

В главе 25 НК РФ также предусмотрены методы, правила и способы, обязательность отражения которых в учетной политике для целей налогообложения при этом не установлена. Налогоплательщик может определить самостоятельно те положения, которые он включит в свою учетную политику для целей налогообложения. Необходимо также иметь в виду, что в соответствии со статьей 313 НК РФ решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода. Так, например, при желании предприятия перейти с метода определения выручки "по отгрузке" на метод "по оплате" для целей исчисления НДС предприятие столкнется с ограничением, вводимым статьей 167 НК РФ, согласно которому "учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации" .

Рассмотрим еще один пример, касающийся изменения учетной политики в целях налогообложения для исчисления налога на прибыль: в середине года произошла реорганизация юридического лица путем присоединения другого юридического лица, которое применяет отличный порядок уплаты налога на прибыль. В соответствии с письмом УМНС по г. Москве от 20.08.2003 № 26-12/45486, при реорганизации юридического лица путем присоединения применяется порядок уплаты налога на прибыль, используемый в организации, к которой произошло присоединение юридических лиц. Этот порядок применяется до конца налогового периода, в котором произошло присоединение.

Учетная политика, принятая фирмой, должна применяться последовательно из года в год. Поэтому организации вовсе не обязательно ежегодно издавать приказ об утверждении учетной политики. Достаточно лишь по мере необходимости вносить в него изменения и дополнения. Дополнение учетной политики возможно в случае невнесения в нее какой-либо информации, которая ранее не считалась существенной, а с определенного момента организация не может не отразить информацию о ней, так как начинает осуществлять операции, связанные с данной информацией. Например, при формировании учетной политики не были предусмотрены виды расходов будущих периодов. Но в какой-то момент организация, приобретя лицензию на определенный вид деятельности, решила, что данные затраты для нее - расходы будущих периодов.

Согласно ПБУ 1/98 вносить изменения в учетную политику можно в трех случаях:

  • изменилось законодательство РФ или поменялись нормативные акты по бухучету;
  • фирма разработала новые способы ведения бухгалтерского учета;
  • существенно изменились условия деятельности фирмы.

В последнем случае изменения в учетной политике могут быть связаны с реорганизацией предприятия - слиянием, разделением, присоединением. Исходя из положений подпунктов 20 и 21 ПБУ 1/98, для сопоставимости информации, данные за предыдущий год, которые переносятся в отчетность текущего года, надо представить так, будто бы новая учетная политика применялась и в прошлом году. Другими словами, необходимо обеспечить сопоставимость данных бухгалтерской отчетности. Для этого необходимо провести количественную оценку изменений в отчетности. При этом в учете никакие записи не делаются, а корректировки отражаются только в бухгалтерской отчетности.

Необходимо отметить также, что, в случае изменения учетной политики эта сопоставимость достигается с помощью ретроспективного способа, предполагающего составление отчетности таким методом, как если бы новая учетная политика применялась организацией с начала учета (возникновения) фактов финансово-хозяйственной деятельности, в учете которых произошли изменения.

Ряд специалистов Минфина России в своих публикациях в специализированной литературе приводят мнение, что изменения в учетной политике регулируются за счет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации, то есть капитала организации, ссылаясь при этом на пункты 20, 21 ПБУ 1/98. Хотя напрямую из этих пунктов такой вывод не следует.

Рассмотрим следующий пример.

Пример

До 2004 года ООО "Омега" распределяло свои косвенные затраты в бухгалтерском учете пропорционально объемам выполненных работ по договорам (заказам) в натуральных показателях (часах). Для сближения бухгалтерского и налогового учета затрат было принято решение внести изменения в учетную политику предприятия и с 1 января 2004 года в бухгалтерском учете использовать вариант списания всех управленческих и коммерческих расходов на себестоимость реализованной продукции текущего периода в соответствии с пунктом 9 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

Таким образом, при составлении годового бухгалтерского отчета за 2004 год организация должна будет сделать корректировки бухгалтерской отчетности (не внося исправления в бухгалтерский учет) и рассчитать, как изменятся финансовые результаты, если бы такой способ использовался в течение предшествующего отчетного периода. Сумма корректировок вносится в бухгалтерскую отчетность и списывается на нераспределенную прибыль (убыток) прошлых лет по состоянию на начало отчетного периода.

Пример (продолжение)

На 31.12.2003 остаток НЗП ООО "Омега" составил 200 000 руб., в т.ч. общехозяйственные расходы - 73 000 руб.

Следовательно, при составлении годовой отчетности за текущий год необходимо скорректировать отчетность на 1 января 2004 года: увеличить сумму себестоимости реализованной продукции 2003 года и уменьшить прибыль прошлых лет на 73 000 руб.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна, как минимум, включать причину изменения учетной политики, оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

Изменения в учетную политику также оформляются приказом или распоряжением руководителя до 31 декабря текущего года и вводятся только с начала нового отчетного года. Кроме этого их нужно отразить и в пояснительной записке.

В пояснительной записке* ООО "Омега" необходимо будет отметить, что в связи с изменением в 2004 году учетной политики при начислении износа основных средств были пересчитаны и скорректированы сумма начисленного износа основных средств и прибыль прошлых лет за 2003 год.

Примечание:
* Подробнее о составлении пояснительной записки читайте

Пересчет, выполненный в пояснительной записке, привел к изменению соответствующих статей отчетности текущего отчетного года.

Таким образом, учетная политика фирмы остается неизменной в течение всего года. Однако в некоторых случаях организация может столкнуться с ситуацией, когда какие-либо нормы отражения операций в бухгалтерском учете первоначально не были установлены в учетной политике, появились новые участки бухгалтерского учета или новые виды деятельности.

Появление новых участков бухгалтерского учета может быть связано с открытием филиала, с появлением новых объектов учета (например, нематериальных активов), с необходимостью ведения раздельного учета по товарам, облагаемым и не облагаемым НДС, и так далее. Во всех перечисленных случаях вносить дополнения в учетную политику можно в любой момент отчетного года.

Дело в том, что утверждение способа ведения бухгалтерского учета операций, которые возникли в деятельности фирмы впервые, не является изменением учетной политики (п. 16 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации").

При этом никаких ограничений на внесение дополнений в учетную политику фирмы нормативными документами по бухгалтерскому учету не установлено.

Отметим, что применять такой порядок можно и при внесении изменений и дополнений в налоговую учетную политику. НК РФ никаких ограничений на этот счет не содержит.

Если же фирма утвердила учетную политику сразу, что называется, на все случаи жизни, то впервые возникшие события, по которым ранее были приняты неверные решения, приведут к изменениям учетной политики. И тогда соответствующие изменения можно будет внести не ранее чем с 1 января следующего года. В связи с этим не стоит заранее выбирать способы ведения учета по тем хозяйственным операциям, которых у вас нет на момент формирования учетной политики.

Еще раз напоминаем, что все изменения, произошедшие в учетной политике, а также оказавшие влияние на финансовый результат деятельности предприятия должны быть отражены в пояснительной записке к финансовой отчетности за соответствующий период.

Особое внимание следует обратить на тот факт, что учетная политика - это внутренний документ организации, не подлежащий обязательному представлению в налоговые органы.

Никаким законом и никакими нормативными актами никогда не было предусмотрено, что организация до начала нового финансового года обязана представлять учетную политику в налоговые или другие органы.

Информация, содержащаяся в учетной политике, может быть опубликована в пояснительной записке к годовому отчету организации, да и то только в том случае, если она поможет заинтересованным пользователям принять решение по данным отчетности.

Каким приказом можно возложить ответственность за ведение бухучета директора, а не главного бухгалтера?

Изменения в учетной политике. Когда нужно утверждать учетную политику? Изменения произошедшие в учетной политике. Как составить учетную политику для целей бухучета.

Вопрос: Какие существенные изменения происходили за период с 2014 г. по 2017 г. Сколько раз необходимо было вносить в учетную политику изменения за этот период? Надо ли каждый год утверждать учетную политику или достаточно при открытии ООО Один раз? Какие могут быть санкции директору или главному бухгалтеру, если не внести эти изменения? Может ли по приказу за разработку учетной политики отвечать только директор? Каким приказом можно возложить ответственность за ведение бухучета директора, а не главного бухгалтера?

Ответ: Основные изменения УП в 2015 году:

С 2015 года компании не могут использовать метод ЛИФО для определения стоимости списанных материалов или товаров. Поэтому вместо этого способа надо выбрать другой и утвердить его в учетной политике. Есть три варианта - ФИФО, по средней стоимости или по стоимости единицы запасов.

С 2015 года списывать инструменты, инвентарь, спецодежду в налоговом учете можно будет не сразу, а постепенно. Способ списания компания вправе выбрать сама. Например, пропорционально объему выпущенной продукции. Но удобнее выбрать в учетной налоговой политике такой же способ, как и в бухучете, чтобы исключить разницы.

Из учетной политики на 2015 год стоит исключить положение о порядке нормирования процентов. Ведь с этого года их можно учитывать в расходах полностью, не нормируя. Но есть исключение - контролируемые сделки.

Основное изменение в 2016 году:

С 2016 года лимит стоимости основных средств и нематериальных активов в налоговом учете составляет 100 000 руб. Если в учетной политике упоминается прежний лимит, замените его на новый.

Основные изменения в 2017 году:

Лимит резерва сомнительных долгов в налоговом учете.

Лимит с 2017 года теперь ограничен 10% от выручки за этот период или 10% от выручки за прошлый год - в зависимости от того, какой из этих показателей больше (п. 4 ст. 266 НК РФ). Раньше квартальный лимит был ограничен 10% от выручки за отчетный период. Выручка за год обычно больше промежуточной, поэтому внутри года теперь можно списать в резерв больше расходов. Проверьте положения учетной политики. Если раньше вы подробно прописывали правила формирования резерва, актуализируйте их. Иначе налоговики могут решить, что компания ограничила резерв старым нормативом.

Если компания экспортирует только несырьевые товары и будет заявлять вычеты сразу, исключите в политике правила о раздельном учете.

Учетную политику ежегодно пересматривать и корректировать не требуется, она применяется последовательно из года в год (п. 9 ПБУ 1/2008 , п. 1 ст. 11 НК РФ). Корректировки вносятся пи изменении способов учета либо при изменении законодательства.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, и утверждается руководителем организации. Об этом сказано в пункте 4 ПБУ 1/2008. Руководитель предприятия назначает того, кто ведет бухучет. Он может возложить такие обязанности на главного бухгалтера, другого сотрудника организации или заключить договор со сторонней организацией. Об этом сказано в части 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Если у организации нет учетной политики, штрафа за это нет. Но, проверяя компанию, налоговый инспектор вправе запросить учетную политику. Если ее вовремя не представить, оштрафуют:

организацию – на 200 руб.;

руководителя – на 300–500 руб.

Что изменить в «учетке». Когда у компании есть подразделения в разных регионах и она претендует на льготные ставки, выгоднее платить большую часть налога в субъектах с льготной ставкой. Для этого выберите оптимальный способ распределения прибыли (см. врезку ниже).

На цифрах

Как распределить прибыль по подразделению

У компании подразделение в регионе с льготной ставкой по налогу на прибыль. Среднесписочная численность сотрудников по компании - 120 человек, в подразделении - 50 человек. Расходы на оплату труда - 44,8 млн. руб., в том числе в подразделении - 14,2 млн. руб. Средняя остаточная стоимость основных средств в компании - 3,5 млн. руб., в подразделении - 1,1 млн. руб. Удельный вес основных средств подразделения - 31,43% (1 100 000 руб. : 3 500 000 руб. х 100%). Компания посчитала долю прибыли исходя из разных показателей.

Численность сотрудников. Удельный вес численности работников подразделения в общей численности - 41,67% (50 чел. : 120 чел. х 100%). Доля прибыли, с которой нужно платить налог в инспекцию подразделения, - 36,55% [(31,43% + 41,67%): 2].

Расходы на оплату труда. Удельный вес расходов на оплату труда в подразделении в общих расходах на оплату труда - 31,7% (14 200 000 руб. : 44 800 000 руб. х 100). Доля прибыли подразделения - 31,56% [(31,43% + 31,7%): 2].

Доля расходов на оплату труда ниже, чем доля численности сотрудников. Значит, компании выгоднее считать долю прибыли из численности сотрудников

Прибыль по подразделению можно распределить пропорционально:

Среднесписочной численности и остаточной стоимости имущества;
-расходам на оплату труда и остаточной стоимости имущества.

Выбранный показатель закрепите в «учетке». Такое право дает пункт 2 статьи 288 НК РФ. Для этого учетную политику можно дополнить одной из следующих формулировок:

«Налогооблагаемая прибыль, которая приходится на обособленное подразделение, определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников подразделения и удельного веса остаточной стоимости его амортизируемого имущества к общим показателям по организации».
«Налогооблагаемая прибыль, которая приходится на обособленное подразделение, определяется как средняя арифметическая величина удельного веса расходов на оплату труда по подразделению и удельного веса остаточной стоимости его амортизируемого имущества к общим показателям по организации».

На практике

Компания вправе составлять сводный документ при продаже «физикам»

При продаже товаров физлицам за наличный расчет компания не выставляет счетов-фактур, а чтобы отразить выручку в книге продаж, может составить документ на общую сумму реализации за период. Например, бухгалтерскую справку-расчет или сводный документ. Его можно составлять за день, месяц или квартал. Минфин России против этого не возражает (письмо от 19.10.15 № 03-07-09/59679).

Главное - зарегистрировать сводный документ в книге продаж за период отгрузки. Порядок стоит прописать в учетной политике для НДС. Например, используйте такую формулировку: «При реализации товаров физическим лицам за наличный расчет по итогам месяца составляется сводный первичный документ, который регистрируется в книге продаж»

Можно списать больше расходов за счет резерва по сомнительным долгам. В 2017 году компания по-прежнему сама решает, создавать в налоговом учете резерв или нет. А вот лимит резерва за отчетный период изменился.

Лимит теперь ограничен 10% от выручки за этот период или 10% от выручки за прошлый год - в зависимости от того, какой из этих показателей больше (п. 4 ст. 266 НК РФ). Раньше квартальный лимит был ограничен 10% от выручки за отчетный период. Выручка за год обычно больше промежуточной, поэтому внутри года теперь можно списать в резерв больше расходов.

Кроме того, теперь четко определено, что в резерв включают разницу между «дебиторкой» и «кредиторкой» по контрагенту (п. 1 ст. 266 НК РФ). Раньше судьи считали, что включить можно всю задолженность покупателя (постановление Президиума ВАС РФ от 19.03.13 № 13598/12).

Что изменить в «учетке». Проверьте положения учетной политики. Если раньше вы подробно прописывали правила формирования резерва, актуализируйте их. Иначе налоговики могут решить, что компания ограничила резерв старым нормативом.

Не пропустите

Новый электронный сервис по «учетке»

ychetka.ru

Но можно поступить проще. Необязательно переписывать правила создания резерва из Кодекса. Достаточно ограничиться формулировкой:

«Компания создает резерв по сомнительным долгам».

Если раньше компания создавала резерв, она вправе в 2017 году отказаться от него. Тогда исключите норму о создании резерва из учетной политики.

Обезопасьте вычеты за счет раздельного учета НДС. С 1 июля 2016 года вычеты по несырьевым товарам, которые компания отгрузила на экспорт, можно заявлять так же, как по поставкам внутри страны (п. 3 ст. 172 НК РФ). То есть сразу после принятия товаров на учет. Главное, чтобы были счета-фактуры и «первичка».

Вести раздельный учет нужно, если компания продает сырьевые товары: минералы, древесину, уголь, продукцию химической промышленности и другое сырье (п. 10 ст. 165 НК РФ). Коды сырьевых товаров должно утвердить Правительство РФ. Пока разработан лишь проект этого постановления.

Сейчас есть два способа определить, сырьевой товар или нет. Первый вариант - по общим названиям товаров из Налогового кодекса (письма Минфина России от 23.11.16 № 03-07-08/69129 и ФНС России от 03.08.16 № 1-4-05/0021). Второй вариант - по кодам из проекта.

Что изменить в «учетке». Когда компания продает только несырьевые товары и будет заявлять вычеты сразу, исключите в политике правила о раздельном учете.

Если компания отгружает сырьевые и несырьевые товары, запишите, что ведете раздельный учет только по сырьевым. Учетную политику можно дополнить следующей формулировкой:

«“Входной” НДС по товарам (работам, услугам), которые используются для операций и на внешнем, и на внутреннем рынке, компания распределяет исходя из стоимости экспортных сырьевых товаров (работ, услуг), отгруженных за отчетный квартал, к общей себестоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за отчетный квартал».

Сразу заявлять вычеты можно только по товарам, которые компания приняла на учет после 1 июля 2016 года. Если на складе есть остатки старых несырьевых товаров, сделайте оговорку, что не распределяете НДС по товарам, которые приняли к учету после 1 июля.

Что поменять в учетной политике по бухучету

Компании стоит проверить в начале года и бухгалтерскую учетную политику. Дополните рабочий план счетов и исключите из политики ненужную информацию.

Определяйте срок использования основных средств из ожидаемого срока. Для целей бухучета срок полезного использования основного средства компания определяет по правилам ПБУ 6/01 . Это ожидаемый срок, в течение которого компания будет пользоваться активом, его ожидаемого физического износа (п. 20 ПБУ 6/01). В налоговом учете срок полезного использования определяют по Классификации основных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1).

Чтобы сблизить учеты, компании используют Классификацию и в бухучете. Такое право было прописано в постановлении № 1 . Но с 1 января 2017 года эту норму отменили (постановление Правительства РФ от 07.07.16 № 640).

Что изменить в «учетке». Проверьте учетную политику. Если в ней есть ссылка на Классификацию основных средств, ее безопаснее исключить. Аудиторы при проверке обратят внимание на это положение.

Компания по-прежнему может ориентироваться на Классификацию, когда определяет срок использования актива в бухучете. Основные средства приведены в Классификации по группам обоснованно, а не произвольно. Но она не должна быть единственным источником информации. Учитывайте также технические особенности объекта.

На заметку

Что стоит упростить в учете «малышам»

Малые предприятия вправе вести учет упрощенным способом. Какие способы выбрать, они решают сами (информация Минфина России от 29.06.16 № ПЗ-3/2016). В частности, такие компании вправе начислять:

Основной минус этих способов - разницы между налоговым и бухгалтерским учетом. Подробнее об этом - в статье «С 20 июня малые компании вправе применять новые правила бухучета » // РНК, 2016, № 13-14

Чтобы не запутаться во взносах, используйте дополнительные счета. С 2017 года компании платят страховые взносы в инспекцию. Это относится как к платежам за текущий год, так и взносам за прошлые годы, которые компании раньше платили в фонды. Для старых и новых страховых взносов действуют разные КБК (приказ Минфина России от 07.12.16 № 230н).

Что изменить в «учетке». Чтобы не запутаться в платежах, удобнее организовать раздельный учет старых и новых взносов. Для взносов, которые начисляете с 2017 года, откройте к счету 69 отдельные субсчета второго порядка «Взносы с 2017 года».

Аналитика поможет не занизить налог на имущество. Компании рассчитывают налог на имущество по остаточной стоимости активов. С 2017 года еще больше регионов перешли на уплату налога на имущество с кадастровой стоимости. В частности, Краснодарский край, Республика Карелия и др.

Что изменить в «учетке». Введите дополнительные субсчета к счетам 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация основных средств». Активы, которые освобождены от налога на имущество как льгота и не облагаются налогом, тоже учитывайте отдельно. В плане счетов предусмотрите субсчета:

-«Основные средства, облагаемые налогом на имущество по остаточной стоимости»;
-«Основные средства, облагаемые налогом по кадастровой стоимости»;
-«Льготные основные средства, принятые к учету после 2013 года»;
-«Необлагаемые основные средства».

Читайте на e.rnk.ru

Как оптимизировать учетную политику

Подписчики могут быстро составить, а также обновить учетную политику на 2017 год в программе «Конструктор учетной политики». Выбрать оптимальный вариант и учесть все нововведения помогут полезные подсказки. Подробности - на ychetka.ru

Отвечает Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

«Состав бухгалтерской отчетности в Росстат такой же, как и в налоговую инспекцию. Единственное отличие – дополнительно сдайте в статистику аудиторское заключение, если обязаны проводить аудит. Напомним, что в Росстат не надо будет сдавать бухотчетность только с 2020 года, а за 2018 год отчеты сдайте не позднее 1 апреля 2019 года. Подробнее, какие формы включить в состав бухотчетности, смотрите в рекомендации.»

В соответствии с п. 9 ПБУ 1/08 способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения учетной политики, приказом (распоряжением) руководителя организации.

Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику (издает приказ об утверждении учетной политики) не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица.

Исходя из принципа непрерывности применения учетной политики, организация ежегодно, не позднее 31 декабря текущего года должна принимать изменения в учетную политику, а не утверждать ежегодно новый приказ об учетной политике.

Однако, в связи со значительными изменениями в учетной политике, которые ежегодно происходят в действующем законодательстве, формирование заново учетной политики лучше, чем существенное обновление многих ее элементов.

При этом решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения и применяться с начала нового налогового периода.

Поскольку налоговым периодом по налогу на прибыль является год, следовательно, все изменения в налоговой политике по налогу на прибыль должны быть внесены до 31 декабря текущего года, чтобы их действие распространялось на следующий год.

В соответствии с п. 10 ПБУ 1/08 изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

    изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

    разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

    существенного изменения условий хозяйствования.

Согласно п. 21 ПБУ 1/08в случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:

    причину изменения учетной политики;

    порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерском учете;

    суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию. – также по данным о базовой и разводненной прибыли 9убытку) на акцию;

    сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - до той степени, до которой это практически возможно.

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации.

Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и других аналогичных обстоятельств изменения деятельности организации.

Не считается изменением учетной политики учреждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Законодательством по налогам и сборам предусмотрено внесение дополнений в учетную политику в целях налогообложения по налогу на прибыль в случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности.

Изменения учетной политики оформляются в том же порядке, как и ее утверждение, то есть приказом (распоряжением) руководителя организации.

Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/08 предусматривает порядок отражения в отчетности последствий изменений в учетной политике.

В соответствии с п.13 ПБУ 1/08 последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении.

Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

В случае, когда изменения в учетную политику вызваны изменением законодательства Российской Федерации или нормативными актами по бухгалтерскому учету, то такие изменения отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом.

При ретроспективном отражения последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) за самый ранний представленный в отчетности период, а также значений связанных статьей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения такого измененного способа (перспективно).

Согласно п. 16 ПБУ 1/08 изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что если в течение отчетного периода у организации появится новый объект бухгалтерского или налогового учета, по которому не определен один из элементов учетной политики, то определение такого элемента не будет являться внесением изменений в учетную политику, а будет являться дополнением к ней.

Такое дополнение применяется организацией, начиная с того отчетного периода, в котором такое дополнение утверждено приказом (распоряжением) руководителя организации.

Ежегодно утверждать новую учетную политику не требуется - она применяется последовательно из года в год. Однако при обновлении норм законодательства, а также при корректировке применяемых методов учета в документ необходимо внести поправки. Рассмотрим, на что обратить внимание…

Состав документа

В конце календарного года бухгалтеру строительной организации предстоит определиться с учетной политикой на следующий год. Как правило, она состоит из двух самостоятельных разделов - для бухгалтерского и для налогового учета. Каждый из разделов имеет свой источник нормативного регулирования - Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Налоговый кодекс РФ соответственно. Но, по мнению автора, бухгалтерский раздел является более ответственным. Его желательно составить так, чтобы налоговую базу по налогу на прибыль можно было формировать на основе данных регистров бухгалтерского учета, как это установлено в пункте 1статьи 54 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, именно бухгалтерская часть учетной политики содержит решения, относящиеся к формам первичных учетных документов, которые применяются и для бухгалтерского, и для налогового учета (ст. 313 Налогового кодекса РФ).

Оформление

Как уже отмечалось, применяется последовательно из года в год, поэтому каждый год утверждать ее заново не требуется. В нее лишь вносят поправки в связи с изменениями тех норм законодательства, которые предполагают выбор одного из нескольких возможных учетных решений, а также при пересмотре отдельных ранее принятых решений.

Если же организация утвердит документ с наименованием «Учетная политика на 2015 год», то в дальнейшем даже при отсутствии изменений она будет вынуждена его ежегодно переутверждать или пролонгировать. А это лишняя работа.

Изменение учетной политики утверждается соответствующим приказом (распоряжением) руководителя компании (п. 11 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н, п. 12 ст. 167, ст. 313 Налогового кодекса РФ).

Какой датой должен быть издан такой приказ?

На этот счет для бухгалтерского раздела учетной политики специальных предписаний не имеется.

Зато в целях налогообложения прибыли статья 313 Налогового кодекса РФ устанавливает: решение о внесении изменений в учетную политику принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства. Из пункта 12 статьи 167 Налогового кодекса РФ следует, что положения учетной политики, определяющие порядок исчисления НДС, надлежит утвердить до наступления нового года.

Избыточные элементы

При составлении учетной политики (или внесении в нее изменений) учтите: не всякое действие необходимо строго регламентировать. Иногда это может затруднить дальнейшую работу. Например, Минфин России в письме от 2 октября 2013 г. № 03-07-09/40889 дает такое разъяснение. Поскольку порядок подтверждения даты получения счетов-фактур Налоговым кодексом РФ не установлен, его нужно самостоятельно определить в учетной политике. Между тем следовать этому предписанию вовсе не обязательно. Если специальный порядок в учетной политике не зафиксирован, то вправе применять любые доказательства даты получения. В частности, не запрещена доставка счета-фактуры курьером. А необоснованно ограничивающий элемент в учетной политике лучше не прописывать.

Кстати, напоминаем, что с 1 января 2015 года журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур необходимо вести только в отношении определенных операций (в основном носящих посреднический характер).

Застройщиков от обязанности ведения журнала с нового года не освободили (п. 3.1 ст. 169Налогового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 238-ФЗ). Зато подрядчикам строительства журналы больше не понадобятся.

Вывод: учетную политику целесообразно «почистить», исключив лишнюю или устаревшую информацию.

Но может и, наоборот, возникнуть необходимость внесения в нее дополнений (например, в случае введения нового направления деятельности). (Об оформлении дополнений рассказано в статье «Внесение дополнений в учетную политику», опубликованной в журнале «Учет в строительстве» № 11, 2011).

Упрощенный порядок ведения бухучета

Проверьте, вправе ли организация в 2015 году применять упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета. Компании, которые могут на это рассчитывать, перечислены в пункте 4 статьи 6 закона № 402-ФЗ. Среди них - субъекты малого предпринимательства. Обратите внимание: их статус изменяется только в случае, если значения соответствующих количественных критериев выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих друг за другом (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ). Значит, придется проконтролировать показатели выручки и численности за 2013 и 2014 годы.

Между тем ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (утверждено приказом Минфина России от 24 октября 2008 г. № 116н) могут не применять лишь такие субъекты малого предпринимательства, которые не являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. Как видим, подзаконный акт сужает круг субъектов, которым закон предоставил право на льготу. Правомерно ли такое ограничение?

Да, правомерно. Дело в том, что упрощенные способы ведения бухгалтерского учета устанавливают федеральные стандарты, а до их принятия - ПБУ (подп. 10 п. 3 ст. 21, п. 1 ст. 30 закона № 402-ФЗ).

Что поправить в бухгалтерском разделе

На протяжении 2014 года в нормативном регулировании бухучета изменений не было. Поэтому в бухгалтерский раздел учетной политики на 2015 год вносятся лишь такие новые способы, разработанные самостоятельно либо выбранные из допустимых, применение которых приводит к повышению качества информации об объектах учета (подп. 2 п. 6 ст. 8 закона № 402-ФЗ).

В условиях ухудшения экономической ситуации целесообразно предусмотреть формирование резервного фонда. Правда, это решение, согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, определяется не учетной политикой, а уставом компании. Бухгалтер может лишь внести и обосновать предложение о внесении в устав соответствующего изменения.

Наконец, регламентировать все нюансы работы бухгалтера невозможно. Поэтому учетную политику рекомендуем дополнить фразой: «Профессиональные суждения о фактах хозяйственной деятельности оформляются справкой бухгалтера с развернутым их обоснованием». Это потребуется, в частности, для оценки размера оценочного обязательства у подрядчика по гарантийному ремонту на объектах строительства (пример 3 приложения 2 к ПБУ 8/2010, утвержденному приказом Минфина России от 13 декабря 2010 г. № 167н).

Кстати, при изменении форм «первички» вносить изменение в учетную политику необязательно. Если первичный документ подписал (утвердил) руководитель, то тем самым он подтвердил и применяемую форму. Правда, лишь на конкретную операцию, в ней задокументированную.

Влияние на бухгалтерскую отчетность

Если компания является малым предприятием, то по умолчанию ей надлежит составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам, предусмотренным в приложении 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Но в учетной политике может быть закреплено решение руководителя о применении общеустановленных форм (в 2015 году при составлении отчетности за 2014 год).

Если в бухгалтерскую учетную политику внесены изменения, то их последствия надлежит ретроспективно отразить в отчетности. От этой обязанности освобождены лишь малые предприятия, кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг (п. 15, п. 15.1 ПБУ 1/2008). (Подробнее об этом рассказано в статье «Учетная политика. Новое ПБУ», опубликованной в журнале «Учет в строительстве» № 1, 2009).

Изменения учетной политики нужно раскрыть в пояснениях к бухгалтерской отчетности.

От составления пояснений малые предприятия не освобождены. А требования к содержанию пояснений установлены в пунктах 21, 22 ПБУ 1/2008. В частности, необходимо привести информацию о причинах изменений.

Новации по налогу на прибыль

В налоговом учете следует учесть два нововведения, позволяющие сблизить с бухгалтерским.

Прежде всего налогоплательщики получили возможность списывать на расходы стоимость инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты постепенно - на протяжении более одного отчетного периода (подп. 3 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 20 апреля 2014 г. № 81ФЗ). Речь о предметах, стоимостью менее 40 тыс. руб. Эта норма повысит текущие платежи в бюджет по налогу на прибыль.

И второе. С 1 января 2015 года при списании сырья, материалов и товаров не подлежит применению метод оценки по стоимости последних по времени приобретения - ЛИФО (п. 8 ст. 254, подп. 3 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 20 апреля 2014 г. № 81-ФЗ). В бухгалтерском учете такой метод давно уже не применяется. (Подробнее об этом рассказано в статье «Метод ЛИФО отменен. Последствия», опубликованной в журнале «Учет в строительстве» № 1, 2008).

В условиях быстрого подорожания материалов он позволял строительным компаниям принимать материальные расходы в повышенном размере (до 1 января 2008 года). Теперь (с 1 января 2015 года) такой возможности у организации не будет и в налоговом учете.

Обязанность автономных учреждений разрабатывать учетную политику установлена ст. 8 Закона о бухгалтерском учете , п. 6 Инструкции № 157н . В статье поговорим о том, какой должна быть учетная политика на 2017 год.

Чем руководствоваться при формировании учетной политики?

Согласно п. 2 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете экономический субъект самостоятельно формирует учетную политику в соответствии с федеральными и отраслевыми стандартами. В настоящее время разработаны только проекты отдельных федеральных стандартов (например, «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»), которые даже в случае их утверждения будут применяться лишь с 2018 года. В связи с этим автономное учреждение при разработке учетной политики на 2017 год должно в первую очередь руководствоваться Законом о бухгалтерском учете, инструкциями № 157н, 183н , в ней необходимо учесть отраслевые особенности структуры учреждения, а также выполняемые им полномочия (Письмо Минфина РФ от 17.08.2016 № 02‑07‑10/48198).

При этом, как отметил Минфин в названном письме, государственное (муниципальное) учреждение может сформировать учетную политику путем издания как одного нормативного акта, так и совокупности отдельных нормативных актов.

Кто должен формировать учетную политику?

В силу п. 6 Инструкции № 157н принятая автономным учреждением учетная политика утверждается приказом или распоряжением руководителя государственного (муниципального) учреждения. При этом действующие нормативные акты не дают ответа на вопрос, кто из специалистов организации должен разрабатывать учетную политику. Между тем, как следует из п. 5 проекта федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», учетная политика должна формироваться главным бухгалтером учреждения или иным физическим (юридическим) лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Напомним, что именно главный бухгалтер несет ответственность за ведение бухгалтерского учета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. В свою очередь, утверждение учетной политики является обязанностью руководителя учреждения.

В случае передачи обязанностей по ведению бухгалтерского учета и подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения в централизованную бухгалтерию орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе определить применяемую учетную политику.

Как внести изменения в учетную политику?

Отметим, что данная процедура строго регламентирована. Согласно п. 5 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Таким образом, учетная политика в целях ведения бухгалтерского учета формируется один раз - при создании учреждения. Однако Закон о бухгалтерском учете допускает ее изменение при возникновении указанных в п. 6 ст. 8 данного закона обстоятельств:
  1. изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  2. разработка или выбор нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  3. существенное изменение условий деятельности экономического субъекта.
В первую очередь необходимо обратить внимание на изменения в законодательстве, регламентирующем бухгалтерский учет. Так, Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н (далее - Приказ № 209н) были внесены существенные корректировки в организацию бухгалтерского учета и в порядок отражения отдельных хозяйственно-финансовых операций, которые подлежат применению при формировании бухгалтерской отчетности за 2016 год, за исключением отдельных положений, которые применяются с 2017 года. Изучив имеющиеся разделы учетной политики, главный бухгалтер выявляет, какой информации не хватает и какая требует замены.

Существенным изменением условий деятельности экономического субъекта может быть его реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование). Напомним, что она осуществляется по решению учредителя либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (ст. 57 ГК РФ). Поэтому обоснованным решением будет внесение изменений в учетную политику при реорганизации учреждения.

В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за несколько лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения (п. 7 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете).

Отметим, что любое изменение учетной политики должно быть оформлено распоряжением или приказом руководителя учреждения.

Какие изменения необходимо внести в учетную политику?

Во-первых, Приказом № 209н вводятся новые счета в План счетов :

0 210 13 000 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным»;

0 401 10 174 «Выпадающие доходы».

Данные изменения влекут за собой внесение поправок в раздел учетной политики, касающийся рабочего плана счетов автономного учреждения.

Во-вторых, поскольку вводятся новые счета, соответственно, добавляется порядок их применения. Это, в свою очередь, влечет внесение изменений в используемую корреспонденцию счетов по отражению типовых операций в автономном учреждении.

Содержание операции Дебет Кредит
Дополнение корреспонденции счетов по НДС
Выделена сумма НДС по перечисленному авансу 0 210 13 000 0 210 12 000
Принят к вычету НДС, предъявленный поставщиком в сумме, выделенной при перечислении поставщику аванса в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг) 0 303 04 000 0 210 13 000
Дополнение корреспонденции счетов по выпадающим доходам
Начислена неустойка, предъявленная в адрес контрагента, согласно условиям государственного контракта 0 209 40 000 0 401 10 140
Отражены выпадающие доходы в виде списания суммы неустойки согласно Приказу Минфина РФ от 12.04.2016 № 44н 0 401 10 174 0 209 40 000

Кроме корреспонденции по новым счетам, Минфин вводит корреспонденцию по другим операциям, которых ранее Инструкция № 183н не содержала. Поэтому стоит обратить внимание на порядок отражения следующих операций:

  1. расчеты по субсидиям, полученным в рамках госзадания;
  2. расчеты по субсидиям, полученным на иные цели;
  3. расчеты по компенсации расходов учреждения;
  4. изменение кадастровой стоимости земельных участков;
  5. отнесение фактической себестоимости оказанных платных услуг на уменьшение финансового результата текущего финансового года.
Далее необходимо обратить внимание на корректировку следующих разделов учетной политики:

1. Порядок отражения в учете событий после отчетной даты. Минфин Приказом № 209н внес в Инструкцию № 157н уточнение следующего характера: если для соблюдения сроков представления бухгалтерской отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов информация о событии после отчетной даты не используется при формировании бухгалтерской отчетности, сведения об указанном событии и его оценке в денежном выражении раскрываются в пояснительной записке при подаче отчетности.

При этом согласно п. 6 Инструкции № 157н субъект учета (государственное (муниципальное) учреждение) в учетной политике раскрывает порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты.

2. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств. В силу изменений, внесенных в п. 20 Инструкции № 157н, с 2016 года проведение инвентаризации обязательно:

  • при установлении фактов хищения или злоупотребления, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или другой чрезвычайной ситуации, вызванной экстремальными условиями;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приема-пе-редачи дел);
  • при передаче имущества организации в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или иными нормативными правовыми актами РФ.
Добавим, что аналогичные нормы в настоящее время содержатся в Приказе Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. Если учетная политика АУ уже содержала данные положения, то корректировку следует произвести только в отношении нормативного акта (указать на основании п. 20 Инструкции № 157н).

3. Первичные документы. Порядок формирования первичного учетного документа изложен в п. 9 Инструкции № 157н. Согласно новым положениям, если ведение бухгалтерского учета осуществляется централизованной бухгалтерией в соответствии с заключенным договором, правила документооборота , технология обработки учетной информации устанавливаются в порядке, предусмотренном договором.

В каких случаях можно дополнить учетную политику?

Отметим, что ответ на этот вопрос не содержится ни в Законе о бухгалтерском учете, ни в Инструкции № 157н. Однако упоминание о том, что не является изменением учетной политики, в настоящее время есть в п. 10 ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н. Приведем данное определение в качестве справочного материала, поскольку государственные (муниципальные) учреждения в своей деятельности не применяют ПБУ. Итак, согласно указаниям Минфина, представленным в названном документе, не считается изменением учетной политики утверждение способа учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличаются по существу от фактов, имевших место ранее, или впервые возникли в деятельности организации. Иными словами, дополнения в учетную политику вносятся в том случае, если в деятельности автономного учреждения появляется что‑то новое (новый вид деятельности, новый вид активов, новые операции и т. п.), для чего правила учета в ней не установлены.

Например, в марте 2017 года в стоматологической поликлинике планируется открыть аптечный пункт по реализации лекарственных препаратов и медицинских изделий. В этом случае главному бухгалтеру организации необходимо дополнить учетную политику способами учета операций, связанных с розничной торговлей (выбрать способ оценки товаров, предназначенных для продажи (по покупным или продажным ценам), установить порядок расчета торговой наценки и др.). Дополнение в данном случае можно внести с того момента, когда учреждение начало заниматься розничной торговлей. Искажения в бухгалтерском учете в таком случае не произойдет, поскольку ранее эти операции не имели места в деятельности учреждения.

Какие положения учетной политики можно подкорректировать?

В данном разделе статьи мы рассмотрим отдельные рекомендации Минфина, которые он давал в течение 2016 года и на которые главному бухгалтеру следует обратить внимание, а в случае необходимости внести в учетную политику организации.

Способ заполнения табеля учета рабочего времени. Формы первичных учетных документов, обязательные для применения организациями государственного сектора, в том числе казенными учреждениями, утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. В приложении 5 к данному приказу определены способы заполнения табеля учета использования рабочего времени (ф. 0504421):

  • при регистрации случаев отклонения от нормального использования рабочего времени;
  • при отражении фактических затрат рабочего времени.
Как отмечает Минфин в Письме от 02.06.2016 № 02‑06‑10/32007, при заполнении табеля учета использования рабочего времени (ф. 0504421) допускается фиксировать только случаи отклонений от нормального использования рабочего времени (выходные и праздничные дни, очередные, дополнительные отпуска и т. п.). При этом в графах 20 и 37 формы 0504421 предусмотрено отражение информации в разрезе только явок или только неявок с закреплением соответствующего выбора способа отражения информации в учетной политике учреждения.

Метод списания материальных запасов. Пунктом 108 Инструкции № 157н определено, что выбытие (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы либо средней фактической стоимости. Как отметили специалисты финансового ведомства в Письме от 25.03.2016 № 02‑07‑10/17036, применение в бухгалтерском учете для разных групп (видов) материальных запасов (например, медикаментов, продуктов питания) различных методов списания (по фактической стоимости каждой единицы либо средней фактической стоимости) не противоречит требованиям Инструкции № 157н. В силу этого указание данных положений в учетной политике является уместным и обоснованным.

Расчеты с подотчетными лицами обычно прописываются в отдельном разделе учетной политики. Кроме того, Минфин рекомендует разработать положение, касающееся направления работников в командировки и регламентирующее порядок расчетов по командировочным расходам. Дело в том, что в последнее время расчеты с подотчетными лицами осуществляются посредством банковских карт. В целях минимизации наличного денежного обращения, а также исходя из нецелесообразности выдачи карт организации каждому сотруднику, направляемому в командировку, Минфин считает возможным перечисление средств, выданных в рамках зарплатных проектов, на банковские счета физических лиц - сотрудников учреждений (см. Письмо от 31.03.2016 № 02‑03‑09/18115). При этом финансовое ведомство отмечает, что в соответствии со ст. 8 Закона о бухгалтерском учете в локальном нормативном акте, определяющем учетную политику учреждения, следует преду­смотреть положения о порядке расчетов с подотчетными лицами.

Расчеты по грантам. Согласно ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127‑ФЗ гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, преду­смотренных грантодателями.

Если в соответствии с договорами о выделении грантов грантополучателями являются учреждения, то средства грантов, полученные автономными учреждениями, необходимо учитывать по коду вида финансового обеспечения 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения). Данные разъяснения приведены в Письме Минфина РФ от 22.12.2016 № 02‑07‑10/77351.

В случаях если на основании договоров о выделении грантов, заключаемых РФФИ с грантополучателями - физическими лицами, средства грантов по соглашению между грантополучателем и учреждением зачисляются на лицевой счет учреждения, указанные средства следует отражать как средства во временном распоряжении в связи с тем, что средства грантов, полученных физическими лицами, средствами учреждения не являются.

При этом учреждение при формировании своей учетной политики вправе предусмотреть ведение учета поступления и расходования средств грантов (в том числе по видам выплат), предоставленных физическим лицам, в аналитических регистрах учета (см. Письмо Минфина РФ от 01.07.2016 № 02‑06‑10/38856).

Маркировка мягкого инвентаря. В соответствии с п. 118 Инструкции № 157н предметы мягкого инвентаря маркируются материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета, с указанием наименования учреждения. При выдаче предметов в эксплуатацию производится дополнительная маркировка с отражением года и месяца выдачи их со склада.

Как отмечается в Письме Минфина РФ от 27.07.2016 № 02‑07‑10/43970, в рамках формирования учетной политики учреждение вправе с учетом требований законодательства РФ разработать и утвердить в своих структурных подразделениях правила учета мягкого инвентаря, включая правила осуществления маркировки. Например, форму маркировочного штампа, условное кодирование подразделения, в которое выдается мягкий инвентарь.

Процедура проведения инвентаризации. В соответствии с п. 20 Инструкции № 157н инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится субъектом учета в определенном им в рамках формирования учетной политики порядке, с учетом положений законодательства РФ. При установлении порядка инвентаризации в учетной политике необходимо руководствоваться Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. По мнению Минфина, проведение инвентаризации имущества путем видео-, фотофиксации фактического наличия или отсутствия имущества в режиме реального времени с присутствием отдельных членов комиссии по месту нахождения упомянутого имущества не препятствует достижению установленных в Методических указаниях целей инвентаризации.

Кроме того, соблюдаются условия проведения инвентаризации имущества по его местонахождению (п. 1.3 Методических указаний) с возможностью визуального осмотра объекта всеми членами комиссии, предусмотренного п. 2.3 Методических указаний.

Таким образом, по мнению финансового ведомства, предлагаемая процедура инвентаризации с видеофиксацией в режиме реального времени не противоречит положениям Методических указаний и может быть установлена в учетной политике субъекта учета (см. Письмо Минфина РФ от 23.12.2016 № 02‑07‑10/77499).

Резерв на оплату отпусков. Согласно п. 302.1 Инструкции № 157н организации государственного сектора отражают информацию о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения. Так, предстоящая оплата отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (работника) автономного учреждения, отражается на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов». При этом порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках учетной политики (см. письма Минфина РФ от 01.07.2016 № 02‑07‑05/38558, от 20.06.2016 № 02‑07‑10/36122).

В завершение статьи еще раз отметим, что учетная политика - это документ, отражающий особенности функционирования конкретного учреждения. Законодательство допускает изменение учетной политики строго в установленных случаях:

  • при изменении требований, предусмотренных законодательством РФ о бухгалтерском учете;
  • при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  • при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.
В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной этого изменения.

В конце 2016 года учреждению следовало издать приказ о внесении поправок в учетную политику для целей ведения бухгалтерского учета и перечислить в нем только те моменты, которые будут изменены либо дополнены.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

В том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов на основании утвержденного графика документооборота для отражения в бухгалтерском учете.

Новое на сайте

>

Самое популярное