Домой Полезные советы Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ? Налоговый контроль.

Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ? Налоговый контроль.

В настоящее время существуют следующие виды налоговых проверок, которые используются для контроля за своевременной и полной уплаты налогов:

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов и сведений о деятельности . Такая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Длительность проверки — 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и других документов, необходимых для расчета налогов.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Длительность проверки не должна превышать 2-х месяцев, но указанный срок может быть продлен до 4-х месяцев, а в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может продлить срок проверки до 6-х месяцев.

Запрещается проведение выездных налоговых проверок по одним и тем же за один и тот же период. Повторная выездная проверка проводится по решению вышестоящих органов в случаях:

  • реорганизации или ликвидации организации-налогоплательщика;
  • контроля вышестоящего налогового органа за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
  • в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Налоговые проверки можно классифицировать по следующим признакам:

1) по методу проведения:
  • сплошные (проверяются все документы без каких — либо ограничений. Такие проверки, как правило, планируются в организациях с небольшим объемом документации либо в организации, где необходимо восстановить учет);
  • выборочные (проверяется часть документации организации).
2) по объему проверяемых вопросов:
  • комплексные (охватывают финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика, причем происходит проверка по всем вопросам соблюдения налогового законодательства за проверяемый период);
  • выборочные (это также проверка финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, но уже по вопросам исчисления и уплаты отдельных видов налогов);
  • целевые (проверки соблюдения налогового законодательства по отдельным направлениям финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика или определенным финансово-хозяйственным операциям (по проведению взаиморасчетов с поставщиками и потребителями, по внешнеэкономическим операциям и т. п.). Чаще прохо- дат в ходе комплексных или выборочных проверок, но могут проходить и как самостоятельные.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке с указанием предмета и срока ее проведения. Не позднее 2-х месяцев после составления справки уполномоченные лица налоговых органов составляют акт налоговой проверки. В акте указываются: документально подтвержденные факты ; содержание проверки (с ссылкой на соответствующие бухгалтерские документы и проводки); выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ответственность за них (с ссылками на статьи НК РФ). При несогласии с выводами, содержащимися в акте, налогоплательщик представляет в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или свои возражения по акту. Руководитель налогового органа в течение 10 дней рассматривает акт и материалы налогоплательщика и выносит решение. На основании решения налогоплательщик при совершении налоговых правонарушений привлекается к ответственности. Ему направляется требование об уплате недоимки и пени.


Введение

Организация налогового контроля

2 Понятие налогового контроля, его необходимость и основные формы

Налоговая проверка как форма налогового контроля

1 Камеральная и выездная налоговые проверки

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Налоговая проверка - это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

Налоговая проверка является формой проведения налогового контроля за правильностью начисления и своевременностью перечисления налогов и сборов. Налоговые проверки являются основной и, как показывает практика, наиболее эффективной формой налогового контроля.

Значимость налогового контроля заключается в том, что посредством его достигается упорядоченность налоговых правоотношений. При помощи механизма налогового контроля налоговые органы проверяют соблюдение налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, в частности по уплате налогов, выявляют допущенные правонарушения, выставляют требования по уплате налогов, пени и штрафных санкций.

Данная тема актуальна, так как в настоящее время перед государством достаточно серьёзно стоит вопрос о повышении собираемости налогов. Решением может стать грамотное построение налогового контроля.

Целью контрольной работы является изучение налоговой проверки, как формы налогового контроля.

Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть понятие налогового контроля, его необходимость и основные принципы;

Рассмотреть основные формы налогового контроля;

Рассмотреть камеральную и выездную налоговые проверки;

Классифицировать налоговые проверки по видам.


1. Организация налогового контроля


1 Правовое регулирование налогового контроля


Согласно ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном кодексом. Посредством контроля устанавливается достоверность данных о полноте, своевременность и эффективность выполняемого задания, а также законность операций и действий, осуществленных должностными лицами при выполнении задания, выявление внутренних резервов улучшения деятельности и устранения допущенных нарушений и недостатков в работе, включая привлечение к ответственности соответствующих должностных лиц за нарушение законности, допущенную халатность при выполнении установленных заданий.

Одним из основных субъектов налогового контроля являются налоговые органы, действующие в пределах своей компетенции, которая установлена Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации №506 от 30 сентября 2004г. ФСН осуществляет решение задач, указанных в Законе «О налоговых органах.

Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При осуществлении своей работы государственные налоговые инспекции руководствуются определенным перечнем нормативно-правовых актов. Данный перечень изменяется и дополняется в условиях социально-экономических изменений в российском обществе.

Центральным законодательным актом, регулирующим работу Государственных налоговых инспекций по контролю за соблюдением налогового законодательства является Налоговый кодекс РФ. Часть первая вступила в силу с 1 января 1999 г., часть вторая с 1 января 2001 года. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. В настоящее время правовое основание осуществления налогового контроля закреплено в 14 главе Налогового кодекса Российской Федерации.

Также важнейшим документом является Конституция РФ. Содержащиеся в ней нормы, регулирующие налоговые отношения, имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории РФ. Они детализируются в законах и подзаконных актах, регулирующих как организацию работы налоговых инспекций, так и конкретные сферы налогообложения.

Следующим нормативно-правовым источником являются подзаконные акты по вопросам налогообложения и организации работы налоговой инспекции. К таким актам относятся указы президента РФ.

Другими самостоятельными источниками налогового права являются постановления и распоряжения Правительства РФ по налогам и другим обязательным платежам (в них в основном определяются налоговые ставки или налоговые льготы); акты Министерства по налогам и сборам, регулирующие налоговый контроль и содержащие предписания по процедурам взимания различных видов налогов в масштабах всей страны (инструкции, разъяснения, письма и т.д.); местные подзаконные акты по вопросам налогообложения, издаваемые представительными органами краев и областей, а также городов и районов.


1.2 Понятие налогового контроля, его необходимость и основные формы


Налоговый контроль - это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства.

В соответствии со ст. 82 НК РФ под налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

Наблюдение за подконтрольными объектами;

прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере;

принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений;

выявление виновных и привлечение их к ответственности.

Элементами налогового контроля являются:

Законодательство о налогах и сборах;

Субъекты налогового контроля;

Объекты налогового контроля;

Формы и методы налогового контроля;

Порядок (процедура) налогового контроля;

Инструменты организации и обеспечения налогового контроля (государственная регистрация организаций и индивидуальных предпринимателей, учет налогоплательщиков, ведение базы данных, налоговые проверки, ведение лицевых счетов налогоплательщиков, взыскание задолженности в бюджет, применение санкций и др.).

Субъектами налогового контроля являются:

)налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы - Федеральная налоговая служба Российской Федерации);

)таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации - Федеральная таможенная служба Российской Федерации).

Объекты налоговых проверок - денежные документы, бухгалтерские регистры и отчетность, планы, сметы, договоры, приказы, деловая переписка, декларации и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Налоговый контроль осуществляется как государственными органами, так и аудиторскими фирмами, бухгалтерскими и финансовыми службами предприятий. Разумеется, цели и задачи государственного и негосударственного налогового контроля различны.

Статьей 82 Кодекса определены формы проведения государственного налогового контроля. Он проводится должностными лицами налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции посредством:

·налоговых проверок;

·получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

·проверки данных учета и отчетности;

·осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;

·в других формах, предусмотренных Кодексом.

Необходимость налоговых проверок обусловлена рядом причин:

·несогласованностью в ряде случаев нормативных актов по налогообложению и положений по бухгалтерскому учету;

·развитием частного бизнеса без образования юридического лица, предприниматели которого в силу своей мобильности, непостоянства места нахождения и сложности контроля за их деятельностью уходят от налогообложения или указывают заниженный доход и, соответственно, платят меньше налогов;

·недостаточной подготовкой руководителей и главных бухгалтеров организаций, в частности малых предприятий, в области налогообложения;

·невысоким уровнем подготовки работников некоторых налоговых инспекций вследствие отставания организации профессиональной подготовки кадров для налоговой службы от реальной потребности;

·преднамеренным уходом от уплаты налогов или занижением налоговой базы, в первую очередь по налогу на прибыль или имущество юридических лиц;

·несовершенством и нестабильностью налогового законодательства и нормативных документов.

В организационном плане налоговый контроль можно рассматривать по различным основаниям (рис. 1).

Оперативный контроль - проверка налоговыми органами в пределах отчетного периода по окончании контролируемой операции. Информационными источниками являются плановые, оперативно-технические, бухгалтерские и статистические данные.

Периодический контроль - проверка за какой-либо отчетный период с целью установления соблюдения требований налогового законодательства, своевременной и полной уплаты налогов, а также вскрытия нарушений и принятия мер по устранению их. Источниками служат данные планов, смет, первичных документов, учетных регистров и другие сведения.

Документальный контроль - проверка, при которой соответствие проверяемого объекта нормативному значению и его содержание определяются на основании первичных и производных документов.

Рис. 1. Организация налогового контроля


Фактический контроль - проверка, при которой состояние проверяемого объекта выявляется на основании осмотра, обмера, пересчета, контрольной поставки или закупки и т.д.

Внутренний аудит - первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб предприятия. Он предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов, уплаченных в бюджет налоговых платежей, а также качественного составления налоговых расчетов и отчетов.

Внешний аудит - негосударственный налоговый контроль со стороны специализированных фирм, или аудиторов, получивших на это соответствующее разрешение - лицензию Минфина Российской Федерации. Аудиторские фирмы в ряде случаев несут ответственность перед предприятиями за неправильное исчисление налогов, если это будет позже установлено проверкой налоговых инспекций.

Принципы организации налогового контроля можно разделить на общие и специфические.

Общие принципы контрольной деятельности включают:

·правомочность;

·профессионализм;

·определенность предмета контроля;

·координация и взаимодействие органов контроля;

·полнота;

·превентивность.

Принцип правомочности означает осуществление налогового контроля только уполномоченными государственными органами. Они действуют в пределах своих полномочий и в соответствии с уровнем компетенции, установленным федеральным законодательством. Органы налогового контроля не имеют права выходить за рамки своих полномочий и использовать свое положение и доступ к конфиденциальной информации налогоплательщиков и иных обязанных лиц в целях, не связанных с возложенными на эти органы и их должностных лиц задачами.

Принцип профессионализма означает осуществление контроля лицами, обладающими необходимым уровнем подготовки.

Принцип определенности предмета контроля означает, что предметом контроля может быть только проверка обязательных требований, например:

·проверка правильности ведения бухгалтерского налогового учета,

·проверка правильности исчисления сумм налогов и сборов,

·проверка своевременности и полноты уплаты налогов и сборов,

·проверка ведения банковских операций, связанных с уплатой налогов,

·выявление обстоятельств, способствующих возникновению налоговых правонарушений.

Принцип координации и взаимодействия органов контроля в случае проведения совместных действий (например, проведение выездной налоговой проверки с участием органов внутренних дел) требует, чтобы каждый участник выполнял в необходимом объеме только непосредственно возложенные на него задачи, не выходил за пределы своей компетенции. Порядок взаимодействия определяется НК РФ (п. 3 ст. 82), а также совместно изданными нормативными документами.

Принцип полноты налогового контроля означает, что все налогоплательщики должны быть охвачены системой контроля в той или иной форме.

Принцип превентивности налогового контроля обусловливается одной из важнейших задач контроля - предупреждением налоговых правонарушений. Данному принципу уделяется большое внимание в развитых странах.

К специфическим принципам организации налогового контроля относятся следующие:

·никто не может быть привлечен к ответственности иначе, чем по основаниям и в порядке, предусмотренным в НК РФ;

·презумпция невиновности налогоплательщика. Невиновность налогоплательщика признается до тех пор, пока его виновность не будет установлена вступившим в силу решением суда;

·презумпция правоты налогоплательщика. Сомнения, которые являются следствием неустранимых противоречий и неясностей в налоговом законодательстве, толкуются в пользу налогоплательщика;

·ответственность за разглашение налоговой тайны: специальный режим хранения и доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, право налогоплательщика требовать соблюдения налоговой тайны, обязанность налоговых органов соблюдать налоговую тайну.

Под разглашением налоговой тайны понимается использование или передача должностными лицами налоговых органов, привлеченными экспертами и специалистами другому лицу коммерческой или производственной тайны налогоплательщика, ставшей им известной при исполнении их профессиональных обязанностей;

·ответственность налоговых органов за убытки, причиненные налогоплательщику вследствие неправомерных действий (бездействия) их должностных лиц.

Постановка на учет в налоговых органах. Одним из способов, обеспечивающих осуществление государственного налогового контроля, является учет налогоплательщиков. Порядок и условия проведения такого учета определены ст. 83-86 Кодекса. Кратко охарактеризуем их.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Форма заявления о постановке на учет устанавливается Министерством РФ по налогам и сборам. Новые формы заявлений утверждаются до начала года, с которого они начинают применяться.

Заявление о постановке на учет организация или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, подает в налоговый орган в течение 10 дней после своей государственной регистрации. Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов, причем бесплатно.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, а также всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Каждый налогоплательщик обязан указывать свой ИНН во всех документах и отчетах, представляемых в налоговый орган. А последний указывает ИНН во всех направляемых налогоплательщику уведомлениях. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено Кодексом.

Налоговым законодательством установлены связанные с учетом налогоплательщиков обязанности органов, осуществляющих различные виды государственной регистрации. Они должны сообщать в налоговый орган о регистрации или прекращении деятельности налогоплательщика в течение 10 дней после свершившегося факта.

Установлены обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков. Они должны открывать счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Банк обязан сообщать об открытии или закрытии счета в налоговый орган в пятидневный срок после свершившегося факта. Кроме того, банк в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа должен выдать последнему справки по операциям и счетам организаций и граждан.

Введен налоговый контроль за расходами физического лица. Целью такого контроля является установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам.

Установлен определенный порядок налогового контроля за расходами физического лица.

Организации или уполномоченные лица должны извещать налоговый орган о соответствующих сделках и операциях в течение 15 дней после свершившегося факта. Форма извещения о совершенных сделках и приложения к нему утверждаются Министерством РФ по налогам и сборам.

В случае если произведенные расходы превышают доходы, налоговые органы обязаны составить акт об обнаруженном несоответствии и в месячный срок направить физическому лицу требование о даче пояснений. Физические лица при получении письменного требования налогового органа обязаны представить в течение 60 календарных дней специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение имущества.

налоговый контроль камеральный учет


2. Налоговая проверка как форма налогового контроля


1Камеральная и выездная налоговые проверки


Основным инструментом налогового контроля являются налоговые проверки, которые могут быть камеральными и выездными.

Целью их является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков. Камеральная налоговая проверка проводится в помещении самого налогового органа на основании документов о деятельности налогоплательщика, представленных им в налоговый орган. Выездные налоговые проверки проводятся на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по месту нахождения налогоплательщика либо месту занятия им предпринимательской деятельностью.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогового законодательства, выявление и предотвращение налоговых правонарушений и подготовка информации для отбора налогоплательщиков для выездной налоговой проверки.

Правила проведения камеральной налоговой проверки:

Налоговые органы обязаны проводить камеральные проверки в отношении всей представленной налогоплательщиками и налоговыми агентами отчетности.

Проводится только по месту нахождения налогового (таможенного) органа.

Проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без решения о проведении проверки.

Проводится в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, и документов, имеющихся в налоговой инспекции.

Камеральная проверка деклараций по налогам, налоговая база по которым определяется в централизованном порядке головной организацией, проводится налоговым органом по месту постановки на учет головной организации.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, объяснения и документы только в случаях, определенных НК РФ.

В ходе камеральной проверки проводится:

.Формальная проверка декларации (комплектность, правильность заполнения установленных форм и документов).

.Арифметическая проверка (анализируются протоколы ошибок из отдела ввода и данные междокументного контроля).

.Проверка соблюдения сроков уплаты налогов и представления документов.

.Сопоставление различных документов.

.Проверка обоснованности применения налоговых ставок.

.Проверка правильности определения налоговой базы и исчисления суммы налога.

После проверки при отсутствии нарушений проверяющий расписывается на титульном листе декларации с указанием даты или подписывает реестр деклараций.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Если по результатам камеральной налоговой проверки выявлены недоплаты по налогам, то налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пеней.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, должен быть составлен акт <#"justify">Выездная налоговая проверка охватывает период не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении. Общая максимальная продолжительность выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. В настоящее время указанный срок может быть продлен до 6 месяцев и до 4 месяцев без наличия исключительных обстоятельств.

В процессе ВНП должностные лица могут проводить:

-Осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения доходов;

-Истребование документов;

-Проверку денежного оборота и денежных документов;

-Инвентаризацию имущества налогоплательщика;

-Экспертизу; и т.д.

Результаты ВНП оформляются актом не позднее двух месяцев после составления справки и на основании ее данных. Форма и требования к составлению акта устанавливаются налоговыми службами.

В акте налоговой проверки указываются, в частности, документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, если они имели место; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки выносится решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении. Копия его вручается лицу (представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения.

Решение о привлечении к ответственности подлежит исполнению со дня его вступления в силу. На основании решения нарушителю налогового законодательства направляется требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа.

По итогам проделанной контрольной работы можно выделить различия между камеральной и выездной налоговыми проверками:


Таблица 1

Камеральная налоговая проверка (КНП) ст. 87, 88 НК РФВыездная налоговая проверка (ВНП) ст. 89 НК РФ1. Допускается проведение повторных КНП1. Запрещается проведение повторных ВНП (по общему правилу)2. Не может производиться вышестоящим налоговым органом2. Допускается контрольная ВНП со стороны вышестоящего налогового органа3. Допускается встречная КНП3. По общему правилу встречные ВНП не допускаются4. Проводится по месту нахождения налогового органа, в котором состоит на учете налогоплательщик4. Проводится в помещении налогоплательщика5. Проводится без специального решения руководителя налогового органа5. Проводится лишь на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа

2 Классификация налоговых проверок


Проверки, проводимые налоговыми органами, можно классифицировать по различным признакам. Рассмотрим ниже классификацию налоговых проверок.

В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки они делятся на:

·камеральные;

·выездные;

Выездные проверки являются более эффективными, так как позволяют налоговому органу использовать разнообразные методы контрольной деятельности и соответственно получить гораздо больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Преимущество же камерального контроля в том, что он позволяет с наименьшими затратами времени и усилий со стороны налогового органа проверить большое число налогоплательщиков на основе представленных ими налоговых деклараций и других документов.

Также существуют такие налоговые проверки, как встречные.

Встречная проверка - это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Она проводится только в рамках выездной или камеральной проверки. Специалисты инспекции проводят и встречную проверку с целью получения информации о проверяемом налогоплательщике у его контрагентов. Исходя из сущности метода, его можно применять лишь по документам, которые оформляется не в одном, а в нескольких экземплярах. К их числу относятся документы, которыми оформляются поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.). Экземпляры документов находятся либо в различных организациях либо в разных структурных подразделениях предприятия. При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание. В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком не документирования факта хозяйственной деятельности, и как следствие - сокрытия доходов.

Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки (отражаются в вынесенном постановлении о привлечении к налоговой ответственности). На основании этих данных делается основной вывод о проведенной проверке.

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на:

·комплексные;

·выборочные;

·целевые;

Комплексная проверка - это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства. В настоящее время частота проведения комплексных проверок не установлена. При наличии у налогового органа оснований предполагать, что учет и уплата налогов (сборов) ведутся с нарушениями, комплексные проверки проводятся не реже одного раза в три года (срок давности по проверяемому периоду). Налогоплательщики, имеющие положительную репутацию, могут не подвергаться комплексной налоговой проверке вообще.

Практически все выездные налоговые проверки осуществляются в виде комплексных. Сюда можно включить такие вопросы как, правильность исчисления и перечисления налогов (сборов) налогоплательщиком, выполнения функций налогового агента; правильность списания со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций; открытия счетов налогоплательщикам (при проверке банков); применения контрольно - кассовой машины; порядка реализации алкогольной продукции и др. Только выездная налоговая проверка позволяет использовать весь спектр прав, предоставленных налоговым органам.

Выборочная проверка - это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, проверка правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.

Выборочная проверка проводится или как элемент комплексной проверки, или как отдельная проверка по установленным фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения. Соответственно ее результаты оформляются либо отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки. Если возникает необходимость в проведении на ее основе комплексной проверки, должно быть принято дополнительное решение, расширяющее круг проверяемых вопросов.

Целевая проверка - это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации. Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, правильности применения льгот и по любым иным финансово-хозяйственным операциям. Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения. Возможно проведение целевых проверок и как самостоятельных. Однако в этом случае возникает опасность неполной проверки отдельных вопросов соблюдения налогового законодательства.

По способу организации налоговые проверки делятся на:

·плановые;

·внеплановые.

Плановая проверка - проверка с предварительным уведомлением налогоплательщика.

Внеплановая проверка - это разновидность выездной налоговой проверки, проводимой без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки). Её цель - установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок. Налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако преобладающей формой контрольной деятельности налоговых органов следует признать плановый контроль. Внеплановые же, то есть внезапные проверки проводятся лишь в случае необходимости.

В то же время многие неналоговые проверки, допустим, проверки применения контрольно - кассовой машиной, в большинстве случаев проводятся как внезапные.

По объему проверяемых документов проверки делятся на:

·сплошные (проверка всех документов организации за продолжительный период времени, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений);

·выборочные (предусматривают проверку части первичных документов за один или несколько месяцев).

Как правило, если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового законодательства, то после нее проводится сплошная проверка.

Налоговый кодекс РФ предусматривает также возможность проведения:

·контрольных проверок;

·повторных проверок.

Контрольная проверка - это также не основная, а зависимая проверка. Цель контрольной проверки - установить факт некачественного проведения ранее проведенной проверки должностными лицами налоговых органов. Контрольные проверки могут проводиться только вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего органа. Результаты их проведения отражаются как на налогоплательщике, так и на проверяемых работниках налоговых органов. Так, если будут установлены факты нарушения законодательства проверяемым налогоплательщиком, к нему будут применены соответствующие санкции. Если же нарушения были допущены должностными лицами налоговых органов, то такие лица должны быть привлечены к дисциплинарной (уголовной) ответственности.

Повторная проверка - это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка.

Повторная выездная налоговая проверка может проводиться:

·вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

·налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.


Заключение


Налоговый контроль представляют собой важнейшую форму осуществления надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах и включают в себя множество приемов и способов, обеспечивающих выполнение положений и норм, закрепленных соответствующими нормативными актами, указами, распоряжениями.

Налоговые проверки являются основной формой осуществления налогового контроля, поскольку являются наиболее эффективными и значимыми. Налоговая проверка направлена не только на установление фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, в результате которых государством недополучены суммы причитающихся к уплате налогов и сборов, но и на предупреждение нежелательных последствий несоблюдения налогового законодательства.

Цель данной работы - знакомство с понятием налоговой проверки, как основной формы налогового контроля, достигнута. Были решены все поставленные задачи: мы ознакомились с регулированием налогового контроля, изучили формы налогового контроля, выделили форму налоговой проверки, проанализировали классификацию налоговых проверок, подробно изучили виды камеральной и выездной проверки.

На основании всего вышеизложенного можно сделать выводы о важности налогового контроля, о необходимости искать дальнейшие направления улучшения контрольной работы налоговых органов, о необходимости совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля.


Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (в двух частях).
  2. Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ
  3. Постановление Правительства Российской Федерации №506 от 30 сентября 2004г. «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // СЗ РФ 2004. №40.
  4. Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение: учебное пособие / В.Р. Захарьин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2014. - 320 с.: ил. - (Профессиональное образование).
  5. Дадашев А.З. Налоговый контроль в Российской Федерации: учебное пособие / А.З. Дадашев, И.Р. Пайзулаев. - М.: КНОРУС, 2012. - 126 с.

Существуют разные виды налоговых проверок: основные и дополнительные. Предпринимателям важно знать, что они собой представляет. Это поможет как следует к ним подготовиться. В данной статье подробно рассмотрим каждую из них.

Определение понятия

Налоговой проверкой называют действия налогового органа, предпринимаемые с целью отследить законность ведения бизнеса, своевременность налоговых выплат. Этой проверке может подвергнуться абсолютно любая компания вне зависимости от того, как она была организована, какому ведомству подчиняется, есть ли у нее учредители и т.д.

Эти проверки важны, поскольку:

  • бизнесмены идут на риск и осуществляют свою хозяйственную деятельность, пренебрегая официальной регистрацией компании: кроме того, частные предприниматели могут указать неверные данные в своей декларации и заплатить меньше налогов, чем должны на самом деле;
  • налоговые акты не всегда согласовываются с правилами бухгалтерского учета;
  • несовершенство налогового законодательства, постоянные изменения приводят к тому, что руководители организаций и бухгалтеры путаются в формулировках и неверно истолковывают законодательные акты;
  • некоторые бизнесмены стараются всеми правдами и неправдами уйти от уплаты налогов или снизить сумму отчислений.

Процедура начинается с того, что руководитель компании получает официальный документ, подтверждающий законность действий, проводимых «налоговиками». Иными словами, ему вручают разрешение на проведение проверки. Заметим, сотрудники ведомства имеют право проверить лишь деятельность компании за последние 3 года, в том числе, и год текущий. Различают несколько видов проверок. Рассмотрим их подробнее.

Камеральная проверка

Главная цель камеральной проверки – проследить, соблюдает ли предприниматель нормы действующего налогового законодательства. Проводится она сотрудниками местного отделения налоговой службы. Кроме этого, инспекторы:

  • выявляют суммы имеющихся задолженностей;
  • проводят взыскание неуплаченного или частично погашенного долга;
  • привлекают нарушителя к ответственности, административной или уголовной.

Для этого они проверяют всю документацию: декларации, устав компании, все бумаги, в которых зафиксирована хозяйственная деятельность, бухучет, справки об авансовых платежах и прочие документы.

Руководитель компании и главный бухгалтер обязаны предоставить инспекторам всю имеющуюся отчетность, в том числе и бухгалтерские бумаги, которые подтверждают факт правильного расчета и уплаты ЕНВД, НДС и других налогов. Если будут выявлены ошибки в проведении расчетов или заполнении документации, проверяющие обязаны все недочеты указать в своем акте. На его составление отводится 10 дней (со дня проверки). В течение двух недель со дня вручения акта, компания имеет право подать возражение, если будет не согласна с представленными сведениями.

Заметим, компанию заранее никто не предупреждает о том, что будет проводиться камеральная проверка. А она может быть стандартной. В ходе этой проверки инспектор может также изучать налоговые декларации, где указано, какими налоговыми льготами вправе пользоваться проверяемая организация, и декларации НДС, которые подтверждают право пользоваться возможностью на возмещение этого налога.

Выездная проверка

Выездной проверкой называют мероприятия, проводимые с целью выявить, правильно ли вносятся налоговые и все остальные платежи, добросовестно ли организация исполняет свои обязанности налогоплательщика. Она проводится в самой компании с письменного разрешения главы местного отделения налоговой службы и на ее проведение отводится не более двух месяцев. Инспекторы могут предупредить или не предупредить о своем приходе. Второй вариант используется лишь в том случае, если есть подозрения, что до прихода проверяющих важные документы будут уничтожены.

Выездные проверки подразделяются на несколько видов в зависимости от объекта, способа, рассматриваемых налогов и ряда других факторов. Ее проводят после изучения данных камеральной проверки. Насторожить инспекторов могут следующие данные:

  • компания сдает «нулевую» отчетность или не сдает ее вовсе;
  • показатели проверяемой компании отличаются от показателей аналогичных предприятий;
  • объем производства у проверяемой организации не меняется, но в декларации постоянно указываются разные цифры.

В течение двух месяцев после завершения проверки составляется акт и направляется налогоплательщику. Если тот не согласен с выводами инспекторов, свои возражения он обязан оформить в письменном виде и направить в соответствующую инстанцию.

Повторные и встречные

Если налоговая намерена проверить работу своих сотрудников, проводивших проверку, или в дополненной декларации компании указана меньшая сумма, чем в первом варианте документа, ведомство принимает решение провести повторную проверку. Обычно они проводятся в том случае, когда происходит реорганизация компании или ее ликвидация. От повторных проверок следует отличать проверки «встречные», которые собственно налоговыми не являются и проводятся для того, чтобы получить полную картину о финансово-хозяйственной деятельности компании (соответствующие документы запрашиваются у партнеров проверяемой организации).

Смотрите подробное видео про то как избежать налоговой проверки:

Налоговые органы осуществляют налоговый контроль путем проведения налоговых проверок.

Налоговая проверка – это совокупность действий налогового органа по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет.

Выявление нарушений законодательства РФ о налогах и сборах производится на основе сопоставления данных, полученных в результате проведения налоговых проверок, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

Проверки, которые проводятся налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговые проверки делятся на камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка – это проверка налоговых расчетов после принятия их должностными лицами налогового органа. Она проводится по месту нахождения налогового органа.

Выездная налоговая проверка – это более глубокая проверка полноты и правильности расчетов по налогам, в ходе которой проверяется достоверность отчетов, деклараций, расчетов путем сопоставления их данных с данными первичных документов и бухгалтерских записей. Она проводится по месту нахождения налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа. Если налогоплательщик не может предоставить помещение проверяющим, то выездная проверка может проводиться в помещении налогового органа.

В рамках камеральной или выездной налоговой проверки может быть проведена встречная налоговая проверка. Термин «встречная проверка» из НК исключен. Однако по сути она осталась как одно из дополнительных мероприятий налогового контроля.

Встречная проверка представляет собой сопоставление данных проверяемого налогоплательщика с данными, которые имеются о нем у других лиц. Налоговый орган имеет право истребовать у этих лиц документы, которые относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика (ст.93" НК РФ).

Цель встречной проверки – выявить факты совершения определенной сделки, полноты оприходования по ней продукции или выручки от реализации этой продукции.

Встречная проверка проводится в том случае, если есть основания полагать, что у проверяемого налогоплательщика не приходовались товары, полученные по сделкам с иными лицами либо выручка от реализации товаров (работ, услуг) и иные денежные средства. Также может быть проверено, как отражены у контрагента товарообменные, взаимные зачетные и иные не денежные операции с налогоплательщиком.

В рамках встречной проверки могут быть запрошены документы у лиц, связанных с проверяемым налогоплательщиком, если они продали и отгрузили продукцию (работы, услуги) по документам, оформленным с нарушением установленных требований. Речь идет о документах с исправлениями, подчистками, с расплывчатыми или нечеткими подписями, печатями, штампами организаций. Кроме того, проверяется сделка, при заключении которой не был составлен договор в письменной форме и т.д.

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, выборочные и целевые.

Комплексная проверка – это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства.

Выборочная проверка – это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности (например, проверка правильности исчисления налога на прибыль или налога на добавленную стоимость и других налогов).

Целевая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации (например, по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, правильности применения льгот и другим операциям).

По способу организации различают плановые и внезапные налоговые проверки.

Плановые налоговые проверки проводятся в соответствии с планом, принятым налоговым органом.

Внезапная налоговая проверка – это разновидность выездной налоговой проверки, которая проводится без предварительного уведомления налогоплательщика.

По объему проверяемых документов налоговые проверки подразделяются на две группы:

    сплошные, когда проводится проверка всех документов налогоплательщика без пропусков и предположений об отсутствии нарушений;

    выборочные, когда проверяется только часть документации.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает также проведение контрольных и повторных налоговых проверок (ст. 89).

Повторная налоговая проверка – это проверка по тем же налогам и по тем же налоговым периодам, по которым ранее проводилась проверка налоговым органом. Она может проводиться в двух случаях:

1) вышестоящим налоговым органом с целью контроля за деятельностью налогового органа на основании мотивированного постановления;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку на основании решения его руководителя (заместителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. При повторной выездной налоговой проверке проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Налоговый кодекс РФ устанавливает два вида налоговых проверок: камеральная и выездная. Они различаются как по месту и методу проведения, так и по полноте охвата проверкой результатов финансово хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Необходимо отметить тот факт, что после вступления в силу ч. 1 НК РФ очень сильно изменилось содержание данных видов проверок (в первую очередь – камеральных), а также их роль в системе налогового контроля.

Согласно ранее действовавшему Закону РФ Об основах налоговой системы Российской Федерации при проведении камеральных налоговых проверок использовалась только та налоговая и бухгалтерская отчётность, которая была представлена налогоплательщиком. Сущность данной проверки заключалась большей частью в контроле за своевременностью представления и правильностью оформления отчётности, а также проверке её на предмет наличия арифметических ошибок в подсчётах.


Основной формой контроля за соблюдением налогового законода тельства и правильностью исчисления налогов являлись документаль ные проверки, которые должны были проводиться по месту нахождения налогоплательщика регулярно, не реже одного раза в год.

Дальнейший практический опыт показал, что данная система налогового контроля совершенно нерациональна и нереальна. Это связано, в первую очередь, с тем, что невозможно регулярно охватывать выездными налоговыми проверками всех налогоплательщиков без исключения (именно по этой причине налоговые органы, осознав нерациональность данного принципа, внесли в Закон Об основах налоговой системы Российской Федерации поправку, которая допускала более редкие документальные проверки налогоплательщиков, в отношении которых не было оснований полагать наличие существенных нарушений налогового законодательства). Стоит отметить нереальность такой системы с точки зрения ограниченности ресурсов налоговых органов, а также нецелесообразность с экономической точки зрения. Ведь если увеличить численность налоговых органов для обеспечения всеобщих документальных проверок по месту нахождения налогоплательщиков, то это приведёт к падению экономической целесообразности работы контроли рующих органов. Объясню почему. Вопервых, затраты на проведение налоговой проверки в большинстве случаев будут значительно выше суммы, которая будет доначислена в бюджет (так как не у всех налого плательщиков будут найдены серьёзные нарушения налогового законо дательства, а проверка будет организована у всех). И, вовторых, как следствие сказанного выше, величина суммы доначисленных налогов и начисленных налоговых санкций в расчёте на одного работника налого вого органа будет не очень высокой, а иногда даже отрицательной.

Безусловно, целью налоговых проверок является не только (и даже не столько) обеспечение дополнительных доходов бюджета, но и предупреждение возможных налоговых правонарушений и преступлений. Од нако этого можно добиться и более экономичными, а главное, более эффективными методами.

Налоговый кодекс РФ также значительно расширил права налоговых органов в части проведения камеральных налоговых проверок, пре доставив им новую возможность затребовать у налогоплательщика лю бые необходимые для проведения проверки документы, получать объяс нения налогоплательщиков по поводу исчисления налогов, проводить опрос свидетелей, встречные проверки связанных с налогоплательщиком лиц и т.п.

То есть, камеральные проверки стали такими же документальными, как и выездные, только проверяемый период ограничивается последним отчётным периодом. Также при проведении проверки исключаются те мероприятия, которые проводятся только по месту нахождения налогоплательщика (осмотр помещений, выемка документации и т.д.).

Ввиду того, что камеральные проверки стали документальными, появилась и возможность отражения доказательств налоговых правона рушений, обнаруженных в ходе проверки и связанных с исчислением налогов, а также возможность применения к налогоплательщикам санк ций за такие правонарушения без проведения выездной налоговой про верки. Как следствие, камеральные налоговые проверки стали основной формой контроля за соблюдением налогового законодательства и правильностью исчисления налогов и сборов.

Выездные налоговые проверки проводятся выборочно и лишь при наличии достаточных оснований полагать существенные нарушения на логового законодательства со стороны данного налогоплательщика. Причём роль камеральных проверок при проведении отбора налогопла тельщиков для проведения выездных проверок существенна.

То, что камеральные налоговые проверки стали основной формой налогового контроля не только рационально с точки зрения оптимизации работы налоговых органов, но ещё и эффективно с точки зрения профилактики налоговых правонарушений и преступлений. Налогоплательщик прекрасно понимает, то, что вся его налоговая отчётность будет регулярно проверяться налоговыми органами, и как следствие этого на логоплательщик более серьёзно подходит к её составлению. Налогоплательщик также понимает, что налоговый орган может потребовать документального подтверждения любых данных, которые содержатся в представленной им отчётности.

Исходя из всего вышесказанного, МНС России установило требование к налоговым органам: обеспечить регулярный полный охват каме ральными налоговыми проверками всей представляемой налогопла тельщиками налоговой отчётности. Таким образом, периодичность про ведения камеральных проверок каждого налогоплательщика зависит от периодичности представления им налоговой отчётности.

Задачу, поставленную МНС России перед налоговыми органами, можно выполнить в полном объёме только на базе создания унифициро ванных методик компьютерной обработки представляемой бухгалтер ской и налоговой отчётности с целью выявления возможного несоответ ствия отдельных показателей (хотя необходимо заметить, что шаги в данном направлении предпринимались и предпринимаются налоговыми органами). И как следствие – сотрудники налоговых органов будут ос вобождены от рутинной работы по проверке правильности арифметиче ских подсчётов. Разработке таких методик способствуют и сами документы, которые проверяются при осуществлении проверок, поскольку они имеют унифицированную форму. Однако внедрение компьютерных методов проверки налоговой отчётности связано с тем, что отчётная документация будет представляться на носителях, допускающих машинную обработку.

В некоторых работах помимо выездных и камеральных проверок выделяют как самостоятельный вид налоговых проверок, определённых НК РФ, встречные проверки 16 . На мой взгляд, встречная проверка в ст. 87 НК РФ употребляется лишь для обозначения определённого процессуального действия: истребования у третьих лиц документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика. Ведь данное действие не имеет своего самостоятельного значения и является лишь одним из методов налогового контроля, который может использоваться в ходе проведения камеральной или выездной налоговой проверки. Поэтому, я считаю некорректным квалифицировать встречные проверки как отдельный вид налоговой проверки, а считаю необходимым отнести встречные проверки к методам налогового контроля, которые использу ются при проведении налоговых проверок.

Налоговые проверки делятся на камеральные и выездные. Но можно представить и другую классификацию: по месту проведения и объёму проверяемой документации, а также и по другим признакам. Ре зультат можно представить в виде схема 9.


Налоговые проверки по объёму проверяемых вопросов можно ус ловно поделить на комплексные, выборочные и целевые.

Комплексные проверки охватывают финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика. Причём происходит проверка по всем вопросам соблюдения налогового законодательства за проверяемый пе риод.

В ходе данной проверки анализируется вся финансовохозяйственная деятельность организации с позиции правильности исчисления и уплаты всех налогов и сборов, подлежащих уплате проверяемым налогоплательщиком. Общеизвестно, что выездные проверки проводятся выборочно при достаточных основаниях полагать наличие у проверяемого налогоплательщика существенных нарушениях налогового законодательства, а также что многие нарушения порядка ведения бухгалтерского учёта влекут за собой налоговые правонарушения сразу по нескольким налогам (например, неправильное отражение выручки от реализации приводит к неправильному начислению одновременно по налогу на прибыль, по НДС, по налогу на пользователей автомобильных дорог и некоторым другим налогам). Исходя из этого, целесообразно предположить, что необходимо все существенные налоговые проверки осуществлять как комплексные. Комплексной по своей сути является и камеральная налоговая проверка, поскольку проверке подвергается вся представляемая налогоплательщиком отчётность по всем подлежащим уплате налогам.

Выборочные проверки – это также проверка финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, но уже по вопросам исчисления и уплаты отдельных видов налогов (налога на прибыль, НДС, акцизов и т.п.).

Этот вид проверок осуществляется в основном среди организаций – налоговых агентов в порядке контроля за правильностью начисления и удержания ими и своевременностью перечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц (с 1 января 2001 года – налога на доходы фи зических лиц). Проведение выборочной налоговой проверки, которая касается проверки только по данным вопросам, связана с определённой спецификой этих вопросов. Специфика заключается в сомнительности связи данных вопросов с вопросами уплаты других налогов и сборов, а также наличием в налоговых органах специализированных подразделений, занимающихся налогообложением физических лиц. Однако это не означает того, что проверка по подоходному налогу не может быть проведена в ходе комплексной выездной налоговой проверки. Отсюда выте кает мысль о правомерности (так как НК РФ установлен запрет на проведение повторных налоговых проверок и частоту проведения налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же налоговый период) проведения выборочной выездной налоговой проверки данного налогоплательщика. В этой ситуации, на мой взгляд, необходимо обра тить внимание на то, каким образом указана цель этой проверки в реше нии о назначении комплексной выездной налоговой проверки. Если цель определена как по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, то это означает проведение комплексной проверки по всем вопросам соблюдения налогового законодательства и ввиду этого выборочная проверка по подоходному налогу после такой проверки за уже проверенный период невозможна. Если же цель проверки сформулиро вана приблизительно так: по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах (за исключением подоходного налога), то проведение выборочной проверки по подоходному налогу после проведения комплексной проверки налогоплательщика не противоречит НК РФ, так как в ходе выездной проверки не было проверки по подоходному налогу. Ведь при комплексной проверке проверяется исполнение организацией обязанностей налогоплательщика и плательщика сбора, а при выборочной проверке – обязанностей налогового агента.

Целевые проверки – это проверки соблюдения налогового законо дательства по отдельным направлениям финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика или определённым финансово-хозяйственным операциям (по проведению взаиморасчётов с поставщиками и потребителями, по внешнеэкономическим операциям и т.п.). Чаще целевые проверки проходят в ходе комплексных или выборочных проверок, но могут проходить и как самостоятельные.

Налоговые проверки также разделяются по способу их организации. В этом случае они делятся на плановые и внеплановые. Это разде ление относится к выездным налоговым проверкам. После вступления в силу ч. 1 НК РФ цели проведения выездных налоговых проверок изменились. В связи с этим и подобное разделение чуть утратило своё значе ние, так как больше не существует обязательности в проведении выезд ных налоговых проверок (они проводятся выборочно при наличии дос таточных оснований полагать присутствие налоговых правонарушений), то смысла заранее предупреждать налогоплательщика о готовящейся проверке нет. Законодательно подобное предупреждение не предусмат ривается.

Способ классификация по методу проведения относится большей частью к выездным налоговым проверкам.

Эти два вида проверок отличаются по объёму проверяемых документов. При сплошной проверке проверяются все документы организаций без какихлибо ограничений. Такие проверки, как правило, планируются в организациях с небольшим объёмом документации либо в организации, где необходимо восстановить учёт.

При выборочной проверке проверяется часть документации орга низации. Но нужно помнить, что выборочная проверка может (и должна, если в ходе проведения проверки обнаружены нарушения, которые могут быть присущи всей подобной документации) превратиться в сплошную.

Также при проведении выездной проверки одна часть документа ции может проверяться выборочным методом, а другая – сплошным. А при проведении камеральных проверок используется только выборочный метод. Если же возникает необходимость в проведении сплошной проверки документации организации, то налоговым органам следует на значать выездную проверку.

Кроме обычных проверок, проводимых территориальными налоговыми органами в порядке контроля за соблюдением налогового зако нодательства со стороны налогоплательщиков, НК РФ установлена воз можность контрольных проверок налогоплательщиков. Данный вид проверки реализуется в ходе осуществления контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа со стороны вышестоящего. Подобные проверки могут проводиться и без соблюдения установленных НК огра ничений на проведение общих выездных проверок. Отличие подобной проверки от обычной вряд ли будет замечено налогоплательщиком. При проведении такого рода проверки основной целью является оценка каче ства проведения предшествующих проверок нижестоящим налоговым органом. Проверка деятельности налогоплательщика в подобной ситуа ции является побочной целью налоговых органов. Но если в ходе такой проверки выявляются налоговые правонарушения, которые не были за мечены ранее проходившей проверкой, то ответственность помимо про веряемого налогоплательщика несёт и проводивший предшествующую проверку налоговый орган.

Кроме этого, О.А. Ногина проводит классификацию налогового контроля, а не налоговых проверок. В принципе эта классификация сов падает с приведённой выше, но я считаю необходимым отметить тот факт, что понятие налогового контроля гораздо шире и уже включает в себя понятие налоговой проверки. Тем не менее, для полноты описываемой явления хочу привести пример классификации налогового кон троля в зависимости от стадии осуществления мероприятий налогового контроля на предварительный, текущий и последующий налоговый кон троль 17 .

Предварительный налоговый контроль – предполагает профилактику и предупреждение нарушений налогового законодательства, к мероприятиям предварительного налогового контроля следует отнести осуществление учёта организаций и физических лиц, создание налоговых постов и т.п. 18

Текущий налоговый контроль – как правило, носит оперативный характер, проводится в отчётном периоде, в основном в виде дачи пояснений по уплате налогов, истребование документов, учёта налоговых поступлений и т.д.

Последующий налоговый контроль – данный вид проверки представляет собой проверку реального исполнения требований налогового законодательства, решений и предписаний контролирующих органов. Он проводится по окончании отчётных периодов и в основном в виде налоговых проверок и отличается углублённым изучением хозяйственной и финансовой деятельности организации или физического лица за истекший период. Такой вид проверки помогает в выявлении недостатков предварительного и текущего контроля.

Необходимо отметить тот факт, что помимо осуществления налоговых проверок, налоговые органы проводят и неналоговые проверки (в рамках выполнения дополнительных функций, возложенных на них по мимо контроля за соблюдением налогового законодательства). Примером этого служит, проверка налоговыми органами соблюдения Закона РФ от 18 июня 1993 г. № 52151 О применении контрольнокассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением, а также Федерального закона от 7 января 1999 г. N 18ФЗ О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продук ции. При проведении таких проверок требования к порядку проведения налоговых проверок, установленные НК РФ, не учитываются.

Новое на сайте

>

Самое популярное