Домой Полезные советы Когда ожидается девальвация рубля. Ручная девальвация начнется с февраля

Когда ожидается девальвация рубля. Ручная девальвация начнется с февраля

1. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, а также страховых взносов может быть предоставлена на срок более одного года, но не превышающий трех лет.

Абзац третий утратил силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 49-ФЗ.

2. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица — получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;

3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;

4) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;

6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

7) невозможность единовременной уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации по результатам налоговой проверки, до истечения срока исполнения направленного в соответствии со статьей 69 настоящего Кодекса требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, определяемая в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 настоящей статьи.

2.1. При наличии оснований, указанных в подпунктах 1, 3 — 6 пункта 2 настоящей статьи, отсрочка или рассрочка по уплате налога, а при наличии основания, указанного в подпункте 7 пункта 2 настоящей статьи, рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов.

3. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.

4. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, а также если рассрочка по уплате налога предоставлена по основанию, указанному в подпункте 7 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.

5. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:

1) утратил силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 240-ФЗ;

2) утратил силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 240-ФЗ;

3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств (драгоценных металлов) за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

4) справки банков об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на всех счетах этого лица в банках;

5) перечень контрагентов — дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами — дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);

6) обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;

7) документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 настоящей статьи.

5.1. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, прилагаются заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением, а также акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованному лицу — получателю бюджетных средств по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, прилагается документ финансового органа и (или) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) указанному лицу, и (или) о сумме предельных объемов финансирования расходов, которые не доведены (несвоевременно доведены) до этого лица в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, заинтересованному лицу, которому не перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в том числе в счет оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, прилагается документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в счет оплаты оказанных таким лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.

Наличие основания, указанного в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 4 пункта 2 настоящей статьи, прилагаются сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание).

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, прилагается составленный заинтересованным лицом документ, подтверждающий, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) такого лица доля его дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, составляет не менее 50 процентов.

Наличие указанного в подпункте 7 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления рассрочки по уплате налога устанавливается уполномоченным органом в случае, если сумма поступлений денежных средств на счета заинтересованного лица в банках за трехмесячный период, предшествующий подаче заявления о предоставлении рассрочки, меньше суммы краткосрочных обязательств заинтересованного лица (с учетом подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации по результатам налоговой проверки сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов), уменьшенной на величину доходов будущих периодов, по сведениям представленной в установленном порядке в налоговый орган бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, при соблюдении предусмотренных настоящим пунктом условий.

Рассрочка по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 7 пункта 2 настоящей статьи, может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в срок, указанный в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, направленном заинтересованному лицу в соответствии со статьей 69 настоящего Кодекса, если имеется возможность уплаты заинтересованным лицом этого налога в течение срока, на который предоставляется рассрочка, и если заинтересованное лицо одновременно удовлетворяет следующим условиям:

сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, установленная в результате проведения налоговым органом налоговой проверки, составляет не более 70 процентов и не менее 30 процентов по отношению к выручке от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за год, предшествующий году вступления в силу решения по результатам соответствующей налоговой проверки;

со дня создания организации, регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя до дня подачи в уполномоченный орган заявления о предоставлении рассрочки по уплате налога прошло не менее одного года;

в отношении организации, физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);

организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации;

решение налогового органа по результатам налоговой проверки, в соответствии с которым подлежит уплате в бюджетную систему Российской Федерации сумма налога, указанная в заявлении заинтересованного лица о предоставлении рассрочки по уплате налога, не обжалуется в соответствии с главой 19 настоящего Кодекса на момент подачи такого заявления. При этом решение о предоставлении рассрочки по уплате налога подлежит отмене в случае, если после его вынесения заинтересованное лицо обжаловало решение налогового органа по результатам налоговой проверки, в соответствии с которым подлежит уплате сумма налога, указанная в решении о предоставлении рассрочки по уплате налога.

5.2. В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

5.3. По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, поручительство либо банковская гарантия, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

При обращении заинтересованного лица с заявлением о предоставлении рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 7 пункта 2 настоящей статьи, в качестве способа обеспечения исполнения обязательств по уплате налога указанным лицом представляется банковская гарантия, отвечающая требованиям, установленным статьей 74.1 настоящего Кодекса.

Не позднее трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства об уплате налогоплательщиком, представившим банковскую гарантию, суммы налога, указанной в решении о предоставлении рассрочки по уплате налога, налоговый орган обязан уведомить банк, выдавший банковскую гарантию, об освобождении (частичном освобождении) банка от обязательств по этой банковской гарантии.

5.4. При обращении в уполномоченный орган физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога представление документов, указанных в подпункте 5 пункта 5 настоящей статьи, не требуется.

6. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога принимается уполномоченным органом в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, по согласованию с финансовыми органами в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса.

7. Утратил силу.

8. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, поручительство либо банковскую гарантию.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего Кодекса.

Абзац четвертый утратил силу.

9. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным.

Абзац второй утратил силу.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10. Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.

12. Законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов.

13. Правила настоящей статьи применяются также в отношении порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов, страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Комментарий к Ст. 64 НК РФ

В ст. 64 НК РФ установлены порядок и условия предоставления налоговой отсрочки (рассрочки). В п. 1 ст. 64 НК РФ установлено, что отсрочка или рассрочка может предоставляться на срок до 1 года.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена налогоплательщику, если:

1) причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы. Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по данному основанию прилагаются заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением, а также акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица — получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд. Иными словами, задержано финансирование из бюджета или оплата выполненного государственного заказа.

В данном случае при оформлении к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованному лицу, которому не перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в том числе в счет оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, прилагается документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в счет оплаты оказанных таким лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд (п. 5.1 ст. 64 НК РФ);

3) существует угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога. Напомним, что признаками банкротства являются:

неспособность гражданина удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества;

неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Наличие основания для предоставления отсрочки, рассрочки устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления (п. 5.1 ст. 64 НК РФ);

4) имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога необходимо приложить сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание);

5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утвержден Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. N 382. Скажем, в сельском хозяйстве это растениеводство, в рыбном хозяйстве — выращивание прудовой товарной рыбы и рыбопосадочного материала. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога в данном случае необходимо приложить составленный заинтересованным лицом документ, подтверждающий, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) такого лица доля его дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, составляет не менее 50%;

6) при уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в случаях, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

При наличии вышеперечисленных оснований отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов, физическому лицу — на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным выше в пп. 3, 4 и 5 п. 2 ст. 64, то на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Банка России, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. Конечно, если иное не предусмотрено законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным выше в п. п. 1 и 2 ст. 64 НК РФ, на сумму задолженности проценты не начисляются.

Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в п. 2 комментируемой статьи. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в пятидневный срок в налоговый орган по месту его учета.

Порядок рассмотрения налоговыми органами заявления о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налога и сбора, а также пени и штрафа утвержден Приказом ФНС России от 30 ноября 2010 г. N ММВ-7-8/666@. Помимо заявления также понадобятся:

справка налогового органа по месту учета этого лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;

справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления 6 месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;

перечень контрагентов — дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами — дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);

обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;

документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога.

Напомним, что к заявлению в соответствии с п. 5.1 ст. 64 НК РФ необходимо приложить документы, подтверждающие то или иное обстоятельство, на основании которого налогоплательщик обращается за предоставлением отсрочки или рассрочки по уплате налога, а также штрафа или пени.

В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога принимается уполномоченным органом в срок, установленный абз. 1 настоящего пункта, по согласованию с финансовыми органами в соответствии со ст. 63 НК РФ.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном ст. 73 НК РФ.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным (п. 8 ст. 64 НК РФ). При этом заинтересованное лицо вправе обжаловать решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.

09.02.2012

Пора платить налоги, а денег у организации нет. Есть несколько способов перенести дату перечисления средств в бюджет.

Подошел срок уплаты налогов, а «карман» организации пуст. Что делать? Можно, конечно, просто не заплатить и столкнуться с санкциями инспекции. Не слишком заманчивая перспектива. Поэтому лучше на законных основаниях перенести дату перечисления средств в бюджет.

Практически любая компания при определенных обстоятельствах может претендовать на налоговую отсрочку или рассрочку. Чем они отличаются? Первая позволяет перенести дату уплаты средств в бюджет на определенный срок. В этом случае, организация погасит свой долг целиком, но через несколько месяцев. Рассрочка - это погашение суммы, подлежащей отчислению в бюджет частями.

Сроки, на которые фирма может получить отсрочку и рассрочку, установлены в Налоговом кодексе. Стандартная продолжительность этих льгот – не более года. Но в особых обстоятельствах, по решению Правительства Российской Федерации, разрешается увеличить перенос уплаты налогов, но не более, чем на три года. Если и этого не достаточно, льгота сроком до пяти лет устанавливается Министерством финансов. Но и тут есть нюансы. Некоторые регионы в местных нормативных актах прописывают свои условия предоставления таких преференций, которые существенно отличаются от тех, что регламентированы федеральным законодательством.

Причины, по которым организация может просить отсрочки или рассрочки, приведены в статье 64 НК. Для получения льготы необходимо наличие особых обстоятельств, которые перечислены в пункте 2 статьи 64 Налогового кодекса. К ним относятся:

  • ущерб, который понесла организация в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы и иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • несвоевременное перечисление средств из бюджета в счет оплаты за выполнение госзаказа;
  • наличие оснований для предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов, возникших в связи с перемещением товаров (работ, услуг) через таможенную границу;
  • сезонный характер производства товаров (работ, услуг) или их реализации;
  • наличие угрозы банкротства в случае единовременного отчисления средств в бюджет.

Предоставление льгот по последним трем основаниям является платным. В этих случаях на сумму задолженности по налогам начисляются проценты в размере одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Приведенный перечень обстоятельств для получения отсрочки или рассрочки вполне исчерпывающий, но власти субъектов РФ и муниципальных образований могут установить дополнительные причины, по которым срок уплаты региональных или местных налогов и сборов может быть перенесен. К примеру, в Москве действует документ, который регулирует сроки предоставления льгот и процентные ставки. Закон 2000 года «О дополнительных основаниях и условиях изменения сроков уплаты налогов и сборов» также устанавливает дополнительные основания, при которых могут предоставляться отсрочки или рассрочки. Стоит обратить особое внимание на тот факт, что налоговые органы столицы имеют право снижать размер процентов, подлежащих начислению, а также продолжительность пользования привилегией по своему усмотрению.

Готовьте документы

Порядок получения отсрочки и рассрочки носит заявительный характер, то есть организации необходимо известить налоговые органы о необходимости применения этой меры. Самостоятельно инспекторы не вправе перенести платежи фирмы на будущее. Подавать документы нужно в ФНС, если речь идет об изменении срока уплаты федеральных налогов, или в УФНС по субъекту РФ, если требуется «отложить» перечисление региональных или местных налогов. Копию заявления необходимо также направить в ИФНС по месту учета организации в течение пяти дней со дня его подачи в уполномоченный орган. Инспекторы вправе потребовать сведения об имуществе, которое может выступать залогом, либо поручительство.

Полный перечень бумаг, которые требуется предоставить, приведен в пунктах 5 и 5.1 статьи 64 Налогового кодекса:

1) справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

2) перечень всех открытых счетов в банках;

3) сведения кредитной организации о ежемесячных оборотах денежных средств за предшествующие подаче заявления шесть месяцев, а также о наличии бумаг, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов;

4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах налогоплательщика;

5) перечень контрагентов – дебиторов компании с указанием цен договоров, и сроков их исполнения, а также копии этих документов;

6) обязательство фирмы, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;

7) документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога.

Также есть дополнительные документы, которые необходимо подавать в зависимости от того, какая причина привела к необходимости получить отсрочку или рассрочку. Если основанием для предоставления льготы стал ущерб, который компания понесла в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, необходимо приложить к пакету документов заключение с подтверждением факта событий, которые привели к потерям фирмы, а также акт оценки причиненного вреда.

Предприятия, не получившие деньги по госзаказу, представляют документ финансового органа или главного распорядителя бюджетных средств, содержащий сведения о суммах, которые не были перечислены исполнителю в срок. Если компании угрожает банкротство, этот факт должен быть подтвержден результатами анализа финансового состояния компании, проведенного федеральным органом исполнительной власти. Документ, выданный по результатам исследования, необходимо представить в ФНС, чтобы подтвердить право на получение льготы. Компаниям, чей бизнес работает неравномерно в течение года, необходимо приложить бумаги, демонстрирующие, что не менее 50 процентов дохода организации приходится на определенный сезон, в остальное время обороты фирмы минимальны, и потому уплата налогов негативно скажется на функционировании предприятия.

Налоговики рассматривают подготовленные компанией документы в течение 30 дней. Со дня подписания решения оно вступает в силу. Если отсрочка или рассрочка предоставляются под залог имущества – то льгота начинает действовать с даты заключения соответствующего договора.

Причина отказа

Даже при наличии всех оснований на получение отсрочки или рассрочки, компании может быть отказано в льготе. Есть определенные причины для отрицательного решения налоговиков. Отказ в льготе может быть получен, если.

В феврале в России начинает действовать «временное бюджетное правило», которое рассматривается Минфином как решение проблемы дефицита бюджета. Новая денежно-кредитная политика финансовых властей предполагает, что Центробанк по поручению министерства будет регулярно покупать валюту на российском рынке, чтобы направить нефтяные доходы на пополнение резервных фондов. Объем интервенций будет равен сумме, полученной от превышения фактических цен на нефть над заложенными в бюджете $40 за баррель. За год ЦБ может купить около $20–25 млрд.

Вмешательство регулятора в операции на валютном рынке поможет сбалансировать бюджет, но за это придется заплатить свою цену: граждане столкнутся с искусственным ослаблением рубля и ускорением темпов инфляции.

Дополнительные нефтегазовые доходы бюджета в 2017 году составят 1,4 трлн рублей при цене в $50 за баррель и 2 трлн рублей при $55 за баррель. На покрытие дефицита бюджета заложено 1,8 трлн рублей из Резервного фонда, так что при благоприятном сценарии и активации нового бюджетного правила резервы могут пополниться более чем на 200 млрд рублей.

«Бесконечно финансировать дефицит за счет проедания резервов, которые изрядно похудели с 2014 года, неразумно. Лучший способ в такой ситуации — несколько ослабить рубль», — считает советник брокера «Открытие» Сергей Хестанов. От девальвации прежде всего выигрывает федеральный бюджет, доходы которого увеличиваются в рублевом выражении.

Аналитик Металлинвестбанка Сергей Романчук считает, что действия Минфина преследуют сразу несколько целей. Главный мотив — формирование новой бюджетной дисциплины, которая обезопасит правительство от траты нефтегазовых сверхдоходов. Вторая цель — уменьшение волатильности рубля: покупка валюты в условиях высоких цен на нефть должна снизить зависимость курса от колебаний котировок. Наконец, для покрытия дефицита бюджета властям нужен дешевый рубль.

По расчетам Минфина, для достижения нужных параметров бюджета рубль нужно девальвировать примерно на 10%. Курс доллара, который заложен в бюджет на этот год, составляет 67,5 рубля, а текущая стоимость американской валюты — около 60 рублей. «Думаю, отсюда и берется цифра в 10%, хотя Минфин ее и не обосновывал», — говорит директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Покупка валюты нужна для того, чтобы сохранить Резервный фонд, который иначе был бы исчерпан уже в этом году. «С учетом президентских выборов это важная задача. В 2018 году придется тратить больше денег, а сейчас, пока есть удачный расклад с ценами на нефть, получается прикупать валюту», — считает экономист.

Не исключено, что при падении цен на нефть купленную валюту вскоре придется продавать обратно, но такая операция будет происходить уже не на открытом рынке, а как внутренняя сделка между ЦБ и Минфином. Как и в случае расходования средств Резервного фонда, валюта будет перечислена в золотовалютные резервы ЦБ, а Минфин получит эмиссионные рубли на соответствующую сумму. Правительство заработает на курсовой разнице, но такой механизм финансирования дефицита бюджета будет стимулировать рост инфляции.

Рынок неоднозначно воспринял новость о возобновлении интервенций ЦБ: многие посчитали это нарушением режима «свободного плавания», в котором рубль находится с конца 2014 года.

Основной недостаток планов правительства состоит в том, что они исходят из сохранения высоких цен на нефть. «По нашей оценке, в ближайшем будущем цены опустятся значительно ниже $50 за баррель. Прежде всего за счет того, что США начнут реализовывать свою стратегию по энергетической безопасности и сократят импорт нефти, а также и из-за повышения ставок ФРС», — говорит Николаев. Эти риски в правительстве осознают, полагает эксперт, отсюда стремление начать пополнение резервов как можно скорее.

Петр Саруханов / «Новая»

Населению в связи с ожидаемой девальвацией рубля надо морально готовиться к росту розничных цен.

«Импортные товары, которые в больших городах занимают 40-45% потребительской корзины россиян, подорожают пропорционально ослаблению рубля. Отечественные товары подорожают несколько меньше, но и в них часть стоимости складывается из импортных составляющих», — объясняет Сергей Хестанов.

20-25 млрд долларов, которые может выкупить Минфин в течение года, — достаточно чувствительная сумма для российского рынка. Чтобы избежать панических настроений среди инвесторов, нужно растянуть график интервенций и проводить операции максимально прозрачно.

Но правительство не может застраховаться от всех рисков: если на девальвацию наложатся внешние шоки, то ситуация выйдет из-под контроля. «Если против рубля сыграют другие факторы, такие как падение цен на нефть и повышение ставки ФРС, мы можем столкнуться с ситуацией, похожей на конец 2014 года, когда рубль девальвировался практически в два раза. И тогда его ослабление на 10% покажется цветочками», — предупреждает Николаев.

Действительно ли ожидается девальвация рубля в 2019 году в России, что из себя представляет это понятие, если объяснить простыми словами, и какие могут быть последствия такого процесса, расскажет наша статья.

Грустно осознавать, но девальвация российской национальной валюты входит в число наиболее реальных угроз экономического характера. Квалифицированные эксперты совершают попытки оценки реальности такого итога событий в текущем году, причем делалось подобное не единожды. Исходя из их прогнозов, Россию ожидает постепенное обесценивание рубля, подобное ощутить на себе мы сможем уже в конце 2018 года.

По мнению экспертов, невозможно полностью исключить возможную девальвацию по той простой причине, что на сегодняшний день сложилась весьма удручающая картина. Дело в том, что большинство западных инвесторов отказались от вложения своих средств в российскую экономику, что повлекло за собой тяжелые последствия. По сути, перестало быть рентабельным вложение в сельское хозяйство, хай-тек и строительный бизнес, вложения в эти сферы сократились примерно на 30%.

Руководство страны периодически подчеркивает, что санкции, введенные Америкой и некоторыми европейскими государствами, в первую очередь, вредят тем, кто их вводит. На самом деле дело обстоит несколько иначе. Все эти меры серьезным образом ударили по российскому бизнесу, и еще неизвестно, когда эти санкции будут сняты и произойдет ли это вообще в обозримом будущем.

После введения против России санкций, начался рост цен на все товары, что необратимо привело к началу инфляции. Кроме того, что западные инвесторы не желают вкладывать средства, сами россияне усугубляют и без того сложную ситуацию, выводя свои капиталы в страхе их обесценивания. Это в большой степени отразилось на ситуации с российскими банками, некоторые из них не могут самостоятельно преодолеть возникшие проблемы и тогда в дело вмешивается Центробанк, назначая процедуру санации.

Состояние российского рубля

Если взять прогнозы по курсу доллара, то к началу 2019 году он достигнет своего максимума, составив 70 рублей за 1 доллар. Конечно, такой исход возможен только в самом худшем случае.

Но не все прогнозы столь оптимистичны, есть мнение, что в будущем году доллар взлетит до 100 рублей, и тогда уже будет идти речь не о девальвации, а о деноминации российской валюты. Уже обозначены факторы, влияющие на состояние курса валюты:

  • цена нефти на международном рынке;
  • санкции, вводимые против РФ;
  • ситуация в спорных зонах (Украина, Сирия);
  • политический курс Центробанка;
  • факт обесценивания больших компаний и предприятий.

Россия предусмотрительно совершила покупку золота, увеличив свой запас драгоценного металла на 26, 1 тонну. Это было сделано из расчета на то, что на такое вложение нереально наложение санкций, в отличие от долларового эквивалента.

В последнее время стала четко просматриваться одна тенденция, не взирая на то, что курс рубля буквально летит вниз, но цена на нефть не только не стоит на месте, но даже увеличивается. Это смахивает на заговор.

Несмотря на то, что за экономической обстановкой в стране следит не каждый гражданин, один вопрос волнует многих. И этот вопрос: будет ли девальвация рубля в 2019 году в России. И это не случайно: обесценение национальной валюты серьезно влияет на многие сферы жизни. Повышаются цены на продукты и технику, замораживаются пенсионные и иные выплаты, снижается общий уровень жизни.

Кратко о девальвации

Девальвация как термин используется для установления официального спада национальной валюты по отношению к «твердым валютам». Т.е. к валютам, на которые нет ограничений на продажу или покупку.

Девальвация может быть открытой и скрытой или рыночной. Первой сопутствует изъятие из оборота обесцененных банкнот и их обмен на твердую валюту. При второй обесцененная валюта продолжает оставаться в обращении, а приводит к девальвации давление со стороны экономических факторов.

Девальвация также может быть плавной и галопирующей. В первом случае курс национальной валюты снижается постепенно и в общем-то не так заметно. Люди, зная о таком поведении рубля, могут всегда подготовиться и «подстелить соломки». Во втором случае обесценение происходит резко и значительно. Обычно после второго сценария восстановить прежний курс практически невозможно.

Виды девальвации для наглядности объединены в таблице :

Признак Вид девальвации Характеристика
тип открытая изъятие обесцененных денег из оборота
скрытая обесцененная валюта остается в обращении
характер проявления плавная постепенное обесценивание
галопирующая резкое падение национальной валюты

В следующем видео можно узнать, что нужно делать при девальвации рубля:

Чего ждать России: факторы риска и мнения экспертов

Не только простых граждан, но и экономистов волнует столь актуальный вопрос. Тем более предпосылки к пессимистичным прогнозам имеются, среди которых нестабильная нефтяная ценовая политика и введение санкций против России.

Несколько противоречив. Рассматриваются факторы, оказывающие влияние как на обесценение российского рубля, так и на его стабилизацию. Поэтому говорить о точных прогнозах можно только после детального изучения состояния экономики в совокупности с возможными факторами риска.

К основным факторам риска, которые могут показать на сколько реально возможно обесценение денег относятся:

  • отток иностранной валюты;
  • инфляция;
  • дефицит платежных балансов;
  • снижение стоимости экспорта;
  • нестабильность экономического положения.

При этом главными факторами по мнению экспертов за 2018-2019 года, которые могут способствовать девальвации рубля, являются:

  1. Снижение золотовалютного резерва.
  2. Ограниченный доступ к иностранным капиталам за счет антироссийских санкций и других экономических ограничений.
  3. Повышение спроса на иностранную валюту в связи с возрастающим интересом вложения капитала за рубежом.
  4. Снижение уровня за счет .
  5. Паническое настроение общества, что приводит к снятию депозитов со счетов и досрочному расторжению срочных вкладов.

Новое на сайте

>

Самое популярное