Домой Полезные советы Муниципальные ценные бумаги выпускает. Муниципальные ценные бумаги: сущность и виды

Муниципальные ценные бумаги выпускает. Муниципальные ценные бумаги: сущность и виды

Государственные и муниципальные ценные бумаги, как отмечалось во второй теме, традиционно были основой становления и развития рынка ценных бумаг во всех странах, включая и Россию.

Правовое регулирование отношений, связанных с государственными и муниципальными ценными бумагами, осуществляется на основе Федерального закона от 29.07.1998 N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

В п. 1 ст. 2 этого закона государственными и муниципальными ценными бумаги признаются:

1. Государственными ценными бумагами - государственные ценные бумаги Российской Федерации и государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, в том числе:

Государственными ценными бумагами Российской Федерации признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации;

Государственными ценными бумагами субъекта Российской Федерации признаются ценные бумаги, выпущенные от имени субъекта Российской Федерации.

2. Муниципальными ценными бумагами - ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования.

Эмитентами государственных и муниципальных ценных бумаг являются соответственно исполнительные органы государственной власти и местные администрации, которые выпускают от имени публично-правового образования ценные бумаги и несут обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами.

Эмитентом государственных ценных бумаг Российской Федерации выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченное Постановлением Правительства РФ от 31.01.2013 N 72 Министерство финансов Российской Федерации.

Эмитентом государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации выступает высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовый орган субъекта Российской Федерации, наделенные законом субъекта Российской Федерации правом на осуществление государственных заимствований субъекта Российской Федерации.

Эмитентом муниципальных ценных бумаг выступает местная администрация, наделенная уставом муниципального образования правом на осуществление муниципальных заимствований.

Государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам, удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

Государственные и муниципальные ценные бумаги размещаются выпусками. В рамках выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг могут устанавливаться серии, разряды, номера ценных бумаг.

Решением о выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг может быть установлено деление выпуска на транши. Транш – это часть ценных бумаг данного выпуска, размещаемая в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода обращения ценных бумаг данного выпуска, не совпадающую с датой первого размещения.

Обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования, возникшие в результате эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, составляющие внутренний долг и удостоверяющие право на получение доходов в денежной форме или погашение в денежной форме, должны быть выражены и подлежат оплате в валюте Российской Федерации.

Обязательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, возникшие в результате эмиссии соответствующих государственных ценных бумаг, составляющие внешний долг и удостоверяющие право на получение доходов в денежной форме или погашение в денежной форме, должны быть выражены и подлежат оплате в иностранной валюте.

Основные формы государственных ценных бумаг Российской Федерации:

1. Государственные краткосрочные облигации (ГКО). Эмитентом выступает министерство финансов, которое принимает решения об осуществлении отдельных выпусков ГКО и определяет их параметры. Генеральный агент эмитента - Банк России. Он выполняет функции платёжного агентства Минфина, проводит размещение, обслуживание и гарантирует своевременное погашение облигаций.

Сделки с облигациями могут проводиться только на Московской межбанковской валютной бирже. Цель выпуска - финансирование бюджетного дефицита. Номинал облигации - 1000 руб. Срок обращения может быть 3, 6 месяцев и год. Облигации дисконтные, т.е. доходом по ним является разница между ценой покупки и погашения. Облигации именные - форма выпуска безбумажная.

2. Облигации федерального займа (ОФЗ). Эмитент, цель выпуска и место торговли то же, что и по ГКО. Облигации могут быть с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) - это облигации, выпущенные в результате реструктуризации государственного долга в 1999г. Номинал - 10 руб., размещались по номиналу. Существовало 12 выпусков со сроком погашения до 2004 года. Крупный доход выплачивается 1 раз в квартал.

Облигации с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) - облигации, не попавшие под реструктуризацию, для каждого выпуска устанавливался свой размер купонного дохода, дата погашения и дата выплаты купона. Номинал - 1000руб., срок обращения от 1 года до 30 лет. Выплаты купона 1 раз в год. Величина купонного дохода постоянна.

3. Облигации внутреннего валютного облигационного займа (ОВВЗ). Выпущены в 1992 году. Цель выпуска - погашение задолженности перед российскими предприятиями и организациями вследствие банкротства внешнеэкономического банка. Валюта займа - доллары США. Ежегодные купонные выплаты - 3%. Выпущены 5 траншей (выпусков) со сроком обращения 1, 3, 6, 10, 15 лет. Номинал от 1000 до 100 000 долларов. Форма выпуска - предъявительские документарные облигации с купонами.

ОВВЗ могут продаваться или покупаться с расчётом на рубли или за конвертируемую валюту. Вывоз ОВВЗ за границу запрещён. Облигации торгуются на внебиржевом рынке и на Московской межбанковской валютной бирже. Размещение ОВВЗ проводилось по номиналу, однако на вторичном рынке облигации продаются с дисконтом от 90% до 10%.

4. Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Выпускаются Правительством РФ в лице Минфина. Форма выпуска бумажная. Номинальная стоимость - 100 и 500 рублей. Облигации могут свободно покупаться и продаваться на рынке ценных бумаг. Купон выплачивается ежеквартально. Выпуск был рассчитан преимущественно на мелких инвесторов. Основным отличие от ГКО и ОФЗ - это документарная форма, относительно низкий номинал и предъявительский характер ценных бумаг.

Муниципальные ценные бумаги (МЦБ)

По своему назначению муниципальные облигации схожи с государственными, с той только разницей, что в первом случае заемщиком выступает государство в лице Министерства Финансов Российской Федерации, а во втором - субъекты Федерации в лице администраций. Именно поэтому подобные займы зачастую называют субфедеральными.

Впервые субфедеральные займы появились в 1992 году, с того момента, когда появилась потребность в региональных заимствованиях. Однако по своим объемам они были незначительными и обращались исключительно на внебиржевом рынке.

Свою рыночную историю муниципальные облигации отсчитывают с марта 1995 года, когда на рынок заимствований впервые вышел Санкт-Петербург. С самого своего рождения облигации Санкт-Петербурга имели присущую рыночным займам инфраструктуру: торги по облигациям проводились на бирже, с соблюдением принципа «поставка против платежа».

Облигационный займ субъекта Федерации по сути своей - то же самое, что и облигационный займ любого коммерческого предприятия. Инвесторы кредитуют заемщика на условиях срочности, платности и возвратности, а заемщик в свою очередь направляет полученные ресурсы на те инвестиционные проекты, программы, мероприятия, на которые он сочтет нужным.

Вместе с тем, основными целями выпуска муниципальных облигаций являются:

· финансирование бюджетного дефицита;

· оптимизация денежных потоков бюджета;

· повышение эффективности управления долгом.

Причем в отличие от банковских кредитов рыночная форма долга позволяет как повысить оперативность и эффективность управления, так и снизить стоимость заимствования за счет привлечения большого числа инвесторов.

На сегодняшний день (2003 г.), рынок субфедеральных облигаций знает и положительные и отрицательные примеры. Ярким положительным примером выступает рынок облигаций Санкт-Петербурга, продолживший свое функционирование в полном объеме даже во время дефолта по государственным ценным бумагам. Среди успешно функционирующих займов следует также отметить бурно развивающиеся облигации городского (внутреннего) займа Москвы (ОГВЗ).

Из отрицательных примеров можно назвать фактический дефолт по облигациям Омской и Оренбургской областей.

Надо отметить, что понятие банкротства и соответствующие ему процедуры касательно субъектов Федерации не предусмотрены законодательством. Под дефолтом здесь подразумевается прекращение процентных выплат и выплат номинальной стоимости облигаций в установленные сроки.

До недавнего времени самыми крупными эмитентами МЦБ являлись Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Волгоград, Иркутск и Дальний Восток. Они очередные эмиссии сделали повторно.

В настоящее время готовятся к выходу на рынок облигации Ленинградской, Калининградской и Томской областей, Ставропольского края, Ханты-Мансийского автономного округа, республик Карелия, Чувашия и Башкортостан.

Как видно из рис. 2.1, география субфедеральных займов достаточно велика, однако при этом ведущее место занимают государственные именные облигации Санкт-Петербурга (ГИО).

Муниципальные ценные бумаги не являются государственными. Их выпускают местные органы самоуправления в случае дефицита местного бюджета или финансирования некоммерческих объектов, требующих единовременных капитальных вложений.

В настоящее время существуют две формы муниципальных займов:

· выпуск муниципальных ценных бумаг;

Чаще всего МЦБ выпускают в виде муниципальных облигаций, реже - векселей.

Основными покупателями МЦБ являются население, коммерческие банки, инвестиционные фонды.

Обеспечение займов может происходить за счет:

· местных налогов;

· доходов, получаемых в результате реализации какого-либо инвестиционного проекта;

· местных налогов и реализации коммерческих мероприятий.

Выпускаются МЦБ и под заклад конкретного имущества, и под гарантию Федерального правительства.

В зависимости от целей выпуска и объема эмиссии различают:

· процентные и беспроцентные облигации;

· купонные и бескупонные облигации;

· облигации с премией и по номиналу;

· целевые или специальные займы;

· социальные, связанные с социальной защищенностью населения (погашение задолженностей по заработной плате работников социально-культурной сферы; дотации по содержанию объектов ЖКХ и т.д.);

Для покрытия дефицита местного бюджета выпускаются муниципальные ценные бумаги, которые могут продаваться с дисконтом, с премией но номиналу. Они могут погашаться рублями, валютой или иметь товарный характер погашения. Размещают МЦБ на специальных аукционах в свободной продаже. Как показал опыт размещения любых выпусков МЦБ, их первичное размещение зачастую весьма растянуто во времени и его порой не удается осуществить полностью.

Вместе с тем, несмотря на невысокую доходность МЦБ по сравнению с государственными бумагами, они привлекают инвесторов своей надежностью.

Устроители выпусков МЦБ предлагают инвесторам возможность погасить займы недвижимостью, землей, выигрышами по лотереям. При этом предельный объем заемных средств, направляемых субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием в течение текущего финансового года на указанные цели, не должен превышать:

· для субъекта Российской Федерации - 30% объема собственных доходов бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и привлеченных в текущем финансовом году заемных средств;

· для муниципального образования - 15% объема доходов местного бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, а также без учета привлеченных в текущем финансовом году заемных средств;

· расходов на обслуживание (за исключением расходов на погашение) соответствующего государственного долга и муниципального долга в текущем финансовом году. При этом предельный объем расходов на обслуживание государственного долга в текущем финансовом году не должен превышать 15% объемов расходов бюджета соответствующего уровня.

В составе предельного объема заемных средств не учитываются средства, привлекаемые и полностью используемые в текущем финансовом году на погашение (реструктуризацию) имеющегося долга.

Особое место занимают жилищные сертификаты, являющиеся именными ценными бумагами, которые могут выпускаться в документарной и бездокументарной формах.

Жилищные сертификаты - это любые ценные бумаги или обязательства, номинированные в единицах общей площади жилья и имеющие индексируемую номинальную стоимость в денежном выражении, размещаемые среди граждан и юридических лиц. Это дает право их владельцам при соблюдении определяемых в проспекте эмиссии условий требовать от эмитента их погашения путем предоставления в собственность жилых помещений, строительство которых финансировалось от размещения указанных ценных бумаг. При этом номинал этих ценных бумаг определяется в единицах общей площади жилья, а также в денежном эквиваленте. Минимальная величина номинала не может быть меньше 0,1 кв. м. Денежный эквивалент жилищного сертификата устанавливается эмитентом, который ориентируется на стоимость 1 кв. м жилья. Стоимостное выражение номинала жилищного сертификата остается постоянной величиной на весь срок его действия, который не может превышать нормативного срока строительства жилого дома более чем в два раза.

Дальнейшее развитие рынка МЦБ связано с совершенствованием реформ и их продуктивностью, а следовательно, с увеличением объемов финансирования производственных, социальных и экологических проектов.

Надо отметить, что до Октябрьской революции также существовали муниципальные ценные бумаги. Так, в начале XX века в ходу были облигационные займы городов.

В международной практике широко используется выпуск муниципальных ценных бумаг под гарантии со стороны правительства. Так, в США они даже в суммарной капитализации превышают долю корпоративных ценных бумаг. Эмитентами выступают специализированные финансово-кредитные учреждения, которые находятся в собственности федерального правительства или получают у него поддержку. Они выпускают долговые ценные бумаги для финансирования сельского хозяйства, жилищного строительства и других секторов экономики, которые не выдерживают коммерческих условий заимствования у частных банков.

В Японии выпускаемые облигации в основном служат для кредитования жилищного и дорожного строительства, энергетики и др.

Краткие выводы

Акция - это свидетельство о внесении определенной доли в уставной капитал общества.

Акция - это особая, корпоративная долевая фондовая, рыночная, биржевая, инвестиционная стоимость, несущая в себе регулирующие функции в системе развития экономики. Регулирующие свойства акций связаны прежде всего с такими характеристиками, как ликвидность и доходность.

Обыкновенные и привилегированные акции имеют свои особенности, определяющие спрос и предложение, доходность и рискованность инвестиций.

Эмитент обыкновенных и привилегированных акций для снижения риска может использовать различные подходы.

Существуют акции, подлежащие в первую очередь погашению и тем самым способствующие снижению риска инвестирования.

Облигация - это долговая ценная бумага, долговое обязательство, сочетающая заемные и эмиссионные свойства.

Облигации делятся на облигации с указанной датой погашения, облигации без фиксированного срока погашения, облигации, обеспеченные залогом.

Все облигации имеют номинальную стоимость, которая указывает на сумму займа и подлежит возврату по истечении определенного срока.

По эмитентам облигации делятся на государственные, муниципальные, корпоративные, иностранных компаний.

Проценты по облигациям определяются условиями выпуска.

4.8. муниципальные ценные бумаги

Муниципальные ценные бумаги - это способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.

Цели. Местные органы власти могут привлекать дополнительные финансовые средства в принципе на любые цели, которые группируются следующим образом:

Покрытие временного дефицита местного бюджета;

Финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных крупных средств, которыми не располагает ежегодный бюджет: строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения (школ, больниц, музеев, библиотек и т.п.); строительство, реконструкция и ремонт объектов местной инфраструктуры (дорог, мостов, водосетей и т.п.);

Финансирование прибыльных проектов, вложение в которые окупает-ечение нескольких лет за счет получаемой ими прибыли;

Финансирование проектов строительства, ремонта и реконструкции как правило, на основе их самоокупаемости, т.е. затраты компенсируются выручкой от продажи всего или части построенного жилого фондв.

Формы муниципальных займов. Существуют две главные формы муниципальных займов:

Выпуск муниципальных ценных бумаг;

Муниципальные ценные бумаги обычно выпускаются в виде муниципальных облигаций, реже - векселей.

Ссуды могут предоставляться либо по бюджетной линии - бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов, либо коммерческими банками. В последнем случае ссуда местным органам власти обычно не отличается от аналогичных ссуд другим предприятиям и организациям.

При выборе формы займа решающее значение имеет, с одной стороны, его стоимость, т.е. та плата, которую местный орган власти должен заплатить за привлекаемые ресурсы, а с другой - наличие в нужных размерах финансовых ресурсов на соответствующем рынке капиталов.

В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, поскольку это обходится дешевле, чем брать ссуду в коммерческих банках, за счет предоставляемых по этим ценным бумагам налоговых льгот.

Муниципальные ценные бумаги имеют статус государственных ценных бумаг с точки зрения вопросов налогообложения для юридических и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения.

Инвесторы. Основными покупателями муниципальных ценных бумаг выступают: местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия.

Доходность и надежность. Приобретение указанных ценных бумаг оказывается привлекательным для инвесторов по двум основным причинам.

Более высокая конечная их доходность по сравнению с банковскими депозитами за счет налоговых льгот;

Более высокая надежность этих ценных бумаг по сравнению с размещением свободных денежных средств в ценные бумаги акционерных обществ или в банки.

Еще большей надежностью, чем муниципальные ценные бумаги, обладают только ценные бумаги федерального правительства.

Обеспечением муниципальных ценных бумаг обычно являются доходы соответствующего бюджета в целом или их определенные виды, муниципальное имущество либо доходы от реализации инвестиционных проектов, "од которые выпущены муниципальные облигации.

Механизм выпуска и обращения. Решение о муниципальном займе и форме его выпуска, обычно в виде муниципальных облигаций, принимает Руководящий орган местного самоуправления. Размещение муниципаль-ого облигационного займа осуществляется через посредство одного или ескольких уполномоченных на это коммерческих банков или других ком-ерческих структур. Выбор таких посредников для размещения муници-льных займов должен осуществляться на конкурсной основе с учетом инимизации расходов местного органа власти на выпуск и обращение лигаций. Уполномоченный банк (или банки) через свои отделения, отделения других банков или другие финансовые компании, с которым он в свою очередь заключает договоры на размещение муниципального займа, реализует муниципальные облигации их конечным держателям, в первую очередь населению, различного рода финансовым фондам и др. Обычно муниципальные облигации являются свободно обращаемыми, т.е. их держатели могут свободно продавать и покупать облигации на биржевом или внебиржевом рынках ценных бумаг в течение всего срока, на который выпущен облигационный займ. По окончании срока облигации выкупаются (погашаются) эмитентом по их нарицательной стоимости (с выплатой соответствующего дохода, если это предусмотрено условиями займа).

В целом на муниципальные облигации распространяются теоретические положения, касающиеся облигаций вообще как одного из главных видов ценных бумаг. Размещение их осуществляется в соответствии с действующим законодательством (закрытая или открытая подписка), и эти облигации наравне с другими ценными бумагами могут продаваться и покупаться на соответствующем биржевом или внебиржевом рынке.

Российская практика. В настоящее время общее количество зарегистрированных муниципальных займов приближается к ста, а их номинальная стоимость перевалила за 6 трлн руб. Однако с учетом того, что часть этих займов выпускалась в предшествующие годы (начиная с 1992 г.) и уже погашена, в обращении имеются муниципальные облигации на меньшую сумму.

Муниципальные облигации обычно обеспечивают уровень доходности, сравнимый с государственными облигациями, и на них в настоящее время распространяются те же налоговые льготы, что и на гособлигации, в связи с распространением на них статуса государственных ценных бумаг.

Важной разновидностью российских муниципальных облигаций являются жилищные облигации, целью которых является финансирование строительства жилья. Указанные облигации в зависимости от условий предоставления жилья могут быть либо низкодоходными, либо бездоходными, ибо для их владельцев главная цель - не получение дохода на вложенный капитал, а получение требуемой квартиры, что очень актуально для многих жителей городов и поселков России.

Самым крупным эмитентом муниципальных облигаций в 1994-1995 гг. являлись Санкт-Петербург, Татария, Тюменская область и некоторые другие.

Основные отличия российских муниципальных облигаций от ценных бумаг, эмитируемых федеральным правительством в 1995 г., состояли в следующем.

Во-первых, за 1995 г. было зарегистрировано 60 различного рода муниципальных займов на общую сумму около 3000 млрд руб. Это больше, чем в 1994 г., - соответственно 28 займов на сумму 2700 млрд руб., однако если по количеству зарегистрированных займов имеется двухкратный рост, то по объему эмиссий рост составил всего 11\%.

Если исключить из данных за 1994 г. займ муниципальных краткосрочных облигаций в Санкт-Петербурге, который резко выделился по своим размерам (2100 млрд руб.), то на 27 займов придется общий размер эмиссии в 600 млрд руб., и тогда двухкратному увеличению числа эмиссий муниципальных займов будет соответствовать почти пятикратное увеличение их объема, а значит, в 1995 г. произошло увеличение среднего размера муниципального займа по сравнению с 1994 г. почти в 2,5 раза.

Но в целом рынок муниципальных ценных бумаг составляет менее 10\% от объемов рынка государственных ценных бумаг, и перспективы его роста носят двоякий характер. Несомненно, что в абсолютном выражении этот рынок будет увеличиваться и в 1996 г., однако в относительном выражении, т.е. в части увеличения его доли по сравнению с рынками государственных облигаций он вряд ли вырастет. С одной стороны, этому мешает сверхконцентрация финансовых ресурсов в Москве, а с другой - расширение рынка ГКО и ОФЗ в направлении все большего охвата регионов. Так, к концу 1995 г. торговля ГКО уже осуществлялась в Новосибирске и Санкт-Петербурге, а в 1996 г. она охватит Ростов, Екатеринбург, Владивосток, Нижний Новгород и Самару.

Во-вторых, в 1995 г. существенно расширилась география выпуска муниципальных займов. Теперь уже большинство регионов страны зарегистрировали те или иные выпуски.

Разрастающийся выпуск муниципальных займов по своим качественным параметрам существенно и, можно сказать, выгодно отличается от государственных займов. Прежде всего если последние носят преимущественно краткосрочный характер (3-6 месяцев), то муниципальные займы в основной своей массе сразу выпускаются на среднесрочный (1-5 лет) и долгосрочный период (от 5 лет и выше).

Если государственные облигации обычно выпускаются в бездокументарной именной форме (исключение - облигации государственного сберегательного займа, которые будут выпущены на сумму 10000 млрд руб. при объеме эмиссии ГКО около 300000 млрд руб.), то свыше одной трети муниципальных облигаций выпущено на предъявителя. Предъявительская форма ценной бумаги особенно удобна, когда, с одной стороны, сам рынок (продавцов и покупателей) еще только складывается, а с другой - его инфраструктура почти отсутствует.

Следующее отличие состоит в том, что если современные российские займы преследуют, как правило, только одну цель - финансирование дефицита федерального бюджета, то спектр целей у муниципальных займов намного шире. Это не только непосредственно финансирование дефицита местного бюджета, но и финансирование производственных, социальных и экологических проектов региона, борьба с неплатежами.

Рост показателей рынка муниципальных облигаций в последующие годы, в том числе и в 1996 г., будет связан с рядом причин. Во-первых, с необходимостью выполнения обязательств по займам 1995 г. и поддержанием уровня бюджетного финансирования в регионах в размерах, не меньших, чем прежде. Например, если в 1995 г. за счет муниципальных займов сроком на один год были профинансированы какие-то мероприятия или расходы на сумму 50 млрд. руб., то в 1996 г. необходимо погасить облигации 1995 г., выплатить по ним обусловленные в проекте эмиссии проценты (а последние могут достигать 100 и более процентов годовых в современных условиях), кроме того, желательно снова профинансировать аналогичные расходы, хотя бы на уровне предыдущего года. Следователь-0, общая сумма муниципальных облигаций может быть удвоенной, а то и У роенной по сравнению с предшествующим годом.

Во-вторых, увеличение масштабов муниципальных займов обусловливается дальнейшим ростом цен в 1996 г., который может составить величину, в 1,5 раза превышающую 1995 г.

В-третьих, необходимость в использовании инструментария рынка муниципальных ценных бумаг может проистекать из усиления социальной направленности политики государства, а значит, местных администраций в преддверии различного рода выборов, включая и выборы местных органов управления, и других политических событий.

В-четвертых, масштабы рассматриваемого рынка будут возрастать по мере того, как все больше муниципальных органов власти будут овладевать рыночными механизмами при проведении бюджетной политики.

В разных странах мира муниципальные ценные бумаги занимают неодинаковое место на рынке. В США, где рынок ценных бумаг развит в наибольшей степени, доля муниципальных облигаций, по оценкам, составляет более половины рынка ценных бумаг и превышает долю корпоративных акций и облигаций.

Муниципальная облигация

С юридической точки зрения государственная облигация и муниципальная облигация, или облигация, выпущенная муниципальным органом власти, ничем не отличается.

Выпуск государственных облигаций осуществляется на основе ФЗ от29.07.1998г. №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Эмиссия государственных облигаций обычно осуществляется Министерством финансов РФ или государственными органами, уполномоченными на это субъектами РФ и муниципальными органами управления.

Основными покупателями муниципальных облигаций в зависимости от их вида являются: банки, пенсионные и страховые компании, инвестиционные фонды, население.

Муниципальные облигации обращаются на биржевом или внебиржевом рынках, наряду с ценными бумагами корпоративных эмитентов. Российский биржевой рынок государственных облигаций организован на базе Московской межбанковской валютной биржи. Государственные облигации часто занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля в разных странах доходит до 50%.

В отличие корпоративных облигаций, принесенные которыми денежные средства используются для извлечения прибыли (чистого дохода), выпуск государственных облигаций преследует совершенно иные цели, в частности:

Покрытие дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т.е. без дополнительного выпуска денег в обращение;

Привлечение внебюджетных средств для финансирования тех или иных целевых государственных программ в области строительства жилья, дорог;

Государственное регулирование количества денег в обращении, снижение инфляции и другие направления воздействия на экономику страны.

Особенности и недостатки муниципальных ценных бумаг

Особенности муниципальных ценных бумаг

1) рынок муниципальных ценных бумаг до последнего времени бурно развивается - при нынешних темпах роста объем его займов будет сопоставим с суммой федеральных займов;

2) облигациям субъектов федерации придан статус государственных ценных бумаг - льготы по налогам, в некоторых случаях - льготы по местным налогам;

3) могут быть неденежные формы погашения - землей, жильем, акциями - это более привлекательно;

4) довольны надёжны - обеспечиваются активами местных администраций и акциями приватизированных предприятий и объектами недвижимости.

Недостатки муниципальных ценных бумаг:

1. Менее надежны, чем федеральные - федеральные обязательства могут быть покрыты за счет денежной эмиссии, муниципальные - нет. Рост дефицита местного бюджета может ввести власти в соблазн построить «облигационную пирамиду» со всеми вытекающими последствиями, поэтому в БК введены ограничения.

2. Политический риск выше - при изменениях нормативной базы федеральные власти учтут интересы федеральных эмитентов, но спокойно игнорируют муниципальные.

3. Из-за непроработанности законодательства ответственность местных администраций по эмитируемым ими облигациям никак не регламентирована.

Портфель ценных бумаг

На состояние финансового рынка непосредственно влияют перспективы государственного бюджета. Выпуск государственных ценных бумаг для покрытия дефицита бюджета автоматически ведет к вытеснению с финансового рынка частных заемщиков и ухудшает условия размещения и торговли их ценными бумагами.

При покупке ценных бумаг во внимание принимаются прежде всего два вида критерия:

1) доходность ценной бумаги;

2) степень риска, т.е. безопасность, надежность и стабильность получения дохода.

Наиболее доходны акции (обычные) быстро растущих компаний из передовых отраслей. Наиболее безопасны (т.е. степень риска минимальна) - государственные облигации.

На фондовом рынке действует общий принцип: чем более высокий потенциальный риск несет ценная бумага, тем более высокий потенциальный доход она должна иметь, и, наоборот, чем вернее доход, тем ниже ставка дохода.

Так как ни одна ценная бумага не обладает одновременно и максимальной доходностью и максимальной безопасностью, то компромисс достигается путем диверсификации портфеля ценных бумаг, т.е. путем приобретения определенного числа ценных бумаг.

Портфель инвестора (портфель ценных бумаг) - набор ценных бумаг инвестора. Диверсификация портфеля ценных бумаг - включение в портфель инвестора разных видов ценных бумаг широкого круга отраслей, не связанных между собой, чтобы избежать синхронности циклических колебаний их деловой активности. Диверсификация уменьшает риск за счет того, что возможные невысокие доходы по одним ценным бумагам будут компенсироваться высокими доходами по другим ценным бумагам. Минимизация риска достигается за счет включения в портфель ценных бумаг широкого круга отраслей, не связанных тесно между собой, чтобы избежать синхронность циклических колебаний их деловой активности.

Лауреат Нобелевской премии за пионерные работы в области теории финансовой экономики 1990 г. среди экономистов - американец Гарри Маркович доказал, что оптимальный уровень диверсификации - 8-20 ценных бумаг различных отраслей.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Экономика муниципального хозяйства»

Муниципальные ценные бумаги


Введение

1. Определение, классификация и виды ценных бумаг

2. Основные характеристики и формы заимствования

3. Муниципальные ценные бумаги

4. Участники рынка ценных бумаг

Заключение

Список литературы


Введение

Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. К ним, прежде всего, следует отнести ценные бумаги, приобретающие массовый и стандартизированный характер, которые обуславливают определенные финансовые права и обязанности.

Ценные бумаги существуют как особый товар, который должен иметь свой рынок с присущей ему организацией и правилами работы на нем. Однако товары, продаваемые на рынке ценных бумаг, являются товаром особого рода, поскольку ценные бумаги - это лишь титул собственности, документы, дающие право на доход, но не реальный капитал. Обособление рынка ценных бумаг определяется именно этим их качеством, и рынок характеризуется по большей части свободной и легко доступной передачей ценных бумаг одним владельцем другому.

Накопление денежного капитала играет важную роль в рыночной экономике. Непосредственно самому процессу накопления денежного капитала предшествует этап его производства. После того как денежный капитал создан или произведен, его необходимо разделить на части, которые вновь направляются в производство, и ту часть, которая временно высвобождается. Последняя, как правило, и представляет собой сводные денежные средства предприятий и корпораций, аккумулируемые на рынке ссудных капиталов кредитно-финансовыми институтами и рынком ценных бумаг.

Возникновение и обращение капитала, представленного в ценных бумагах, тесно связанно с функционированием рынка реальных активов, т.е. рынка, на котором происходит купля-продажа материальных ресурсов. С появлением ценных бумаг (фондовых активов) происходит как бы раздвоение капитала. С одной стороны, существует реальный капитал, представленный производственными фондами, с другой - его отражение в ценных бумагах.

Появление этой разновидности капитала связано с развитием потребности в привлечении все большего объема кредитных ресурсов вследствие усложнения и расширения коммерческой и производственной деятельности. Таким образом, фондовый рынок исторически начинает развиваться на основе ссудного капитала, т.к. покупка ценных бумаг означает не что иное, как передачу части денежного капитала в ссуду.

Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг является, прежде всего, обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими кредитами капиталу.

Данная работа является актуальной потому, что ценные бумаги играют огромную роль в инвестиционном процессе. С их помощью денежные сбережения физических и юридических лиц превращаются в реальные материальные объекты, оборудование и технологию.

При написании своей курсовой работы я использовал действующее законодательство: Конституция (Основной Закон) РФ, Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с изменениями на 18 июля 2005 года), законы и постановления органов законодательной власти, а также другие подзаконные акты и правовые нормы, связанные с рынком ценных бумаг.

Задачами данной курсовой работы является рассмотрение современного рынка ценных бумаг, дача чётких определений касающихся этой темы и рассмотрению тенденций на современном рынке ценных бумаг.


1. Определение, классификация и виды ценных бумаг

В Гражданском кодексе Российской Федерации дается следующее определение ценных бумаг: ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги удостоверяемые ею права переходят в совокупности. Утрата ценной бумаги лишает возможности реализовать выраженное в ней право.

К ценным бумагам ГК РФ относит: государственные облигации, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг. Действующее законодательство не дает закрытого перечня ценных бумаг, обращающихся на российском рынке.

В число ценных бумаг входят разнотипные документы, соответствующие ресурсам, права на которые они выражают. Для раскрытия экономической сущности ценных бумаг необходимо рассмотреть дополнительные качества, без которых документ не может претендовать на статус ценной бумаги.

Во-первых, ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие имущественное право в форме титула собственности или имущественное право как отношение займа владельца документа к лицу, его выпустившему.

Во-вторых, ценные бумаги выступают в качестве документов, свидетельствующих об инвестировании средств. Они играют главную роль как высшая форма инвестиций, даже при отсутствии денежного дохода он все-таки существует в виде каких-либо преимуществ, льгот или иной материальной выгоды.

В-третьих, ценные бумаги – это документы, в которых отражаются требования к реальным активам (акциям, чекам и др.) и к самим ценным бумагам.

В-четвертых, важным моментом для понимания экономической сущности ценных бумаг является то обстоятельство, что они приносят доход. Это делает их капиталом для их владельца. Однако такой капитал существенно отличается от действительного капитала: он не функционирует в процессе производства.

Ценные бумаги муниципальные – в РФ облигации, жилищные сертификаты и другие ценные бумаги, выпускаемые органами местного самоуправления. Муниципальные облигации выпускаются исключительно в целях реализации программ проектов развития муниципального образования, утвержденных в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Эмитентом ценных бумаг муниципального образования выступает исполнительный орган местного самоуправления, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Выпуск облигаций обеспечивается имуществом и средствами местного самоуправления. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местной бюджете на текущий финансовый год. Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% суммы расходной части местного бюджета.

Существуют десятки разновидностей ценных бумаг. Они отличаются закрепленными в них правами и обязательствами инвестора (покупателя ЦБ) и эмитента (того, кто выпускает ЦБ).

Классификация ценных бумаг

Ценные бумаги можно классифицировать по следующим признакам:

· срок существования: срочные (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и отзывные) и бессрочные;

· форма существования: бумажная (документарная) или безбумажная (бездокументарная);

· порядок фиксации владельца: именные или предъявительские;

· форма обращения (порядок передачи): передаваемые

· по соглашению сторон (путем вручения, путем цессии) или ордерные (передаваемые путем приказа владельца - индоссамента);

· форма выпуска: эмиссионные или неэмиссионные;

· регистрируемость: регистрируемые (государственная регистрация или регистрация ЦБ РФ) и нерегистрируемые;

· национальная принадлежность: российские или иностранные;

· вид эмитента: государственный (федеральный или муниципальный) и негосударственный (корпоративный или частный);

· обращаемость: рыночные или нерыночные;

· цели использования: инвестиционные (цель - получение дохода) или неинвестиционные (обслуживают оборот на товарных рынках);

· уровень риска: безрисковые или рисковые (низкорисковые, среднерисковые или высокорисковые);

· наличие начисляемого дохода: бездоходные или доходные (процентные, дивидендные, дисконтные);

· номинал: постоянный или переменный

Виды ценных бумаг в российском законодательстве

К ценным бумагам статья 143 Гражданского Кодекса РФ относит:

Государственные облигации

Облигации

Векселя

Депозитные и сберегательные сертификаты

Банковские сберегательные книжки на предъявителя

Коносаменты

Приватизационные ценные бумаги

Другие документы, которые законодательством о ценных бумагах или в установленном им порядке отнесены к числу ценных бумаг.

В статье 912 второй части ГК РФ вводятся еще четыре вида ценных бумаг:

Двойное складское свидетельство;

Складское свидетельство как часть двойного свидетельства;

Залоговое свидетельство (варрант) как часть двойного свидетельства;

Простое складское свидетельство.

Пятнадцатый вид российской ценной бумаги дается в Федеральном законе «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 г. № 102-03 - закладная.

2. Основные характеристики и формы заимствования

Гражданский кодекс РФ в ст. 142 определяет, что ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении.

Облигация (лат. obligatio - обязательство) - ценная эмиссионная долговая бумага, закрепляющая право её владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок её номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право её владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт.

Облигации служат дополнительным источником средства для эмитента. Часто их выпуск носит целевой характер - для финансирования конкретных программ или объектов, доход от которых в дальнейшем служит источником для выплаты дохода по облигациям.

Экономическая суть облигаций очень похожа на кредитование, но не требует оформления залога и упрощает процедуру перехода права требования к новому кредитору.

Обычно доход по облигациям выше, чем доход при размещении аналогичных средств в форме банковского депозита.

Вексель (от нем. Wechsel) - строго установленная форма, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель), либо предложение иному указанному в векселе плательщику (переводный вексель) уплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную денежную сумму. Вексель может быть ордерным (на предъявителя) или именным. В обоих случаях передача прав по векселю происходит путём совершения специальной надписи - индоссамента, хотя для передачи ордерного векселя индоссамент не обязателен. Это существенно отличает вексель от передачи прав требования по цессии. Индоссамент может быть бланковым (без указания лица, которому передан вексель) или именным (с указанием лица, которому должно быть произведено исполнение). Лицо, передавшее вексель посредством индоссамента, несёт ответственность перед последующими векселедержателями наравне с векселедателем.

Чек (фр. chиque, англ. cheque) - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для предъявления его к оплате.

Коносаме́нт (англ. bill of lading, B/L, BOL)- документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу. Удостоверяет право собственности на отгруженный товар.

Коносамент выполняет одновременно несколько функций:

расписка перевозчика в получении груза для перевозки, с одновременным описанием видимого состояния груза; товарно-транспортная накладная; подтверждение договора перевозки груза; товарораспорядительный документ

Может служить обеспечением кредита под отгруженные товары.

Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта.

Депозитные и сберегательные сертификаты.

Депозитный сертификат - это именная ценная бумага, удостоверяющая сумму депозита, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы депозита и обусловленных в сертификате процентов.

Сберегательный сертификат - ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада, внесенного в банк физическим лицом, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в банке, выдавшем сертификат, или в любом филиале банка.

Сберегательные сертификаты выпускаются в валюте Российской Федерации. Сертификаты могут быть именными или на предъявителя. Выплата процентов по сертификатам осуществляется одновременно с погашением ценной бумаги.

Закладная - это именная ценная бумага, которая удостоверяет право ее законного владельца на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой, а также право залога на имущество, обремененное ипотекой. Кроме того, наличие закладной, выданной в установленном законом порядке, подтверждает права ее законного владельца без предоставления других доказательств существования этого обязательства.

Закладная - это новое правовое явление для ипотечных правоотношений и для института обеспечения исполнения обязательств. В настоящее время существует незначительное количество нормативных правовых актов, регулирующих данное правовое явление. Основные нормы, посвященные закладной, содержатся в главе III Закона об ипотеке.

А́кция (нем. Aktie, от лат. actio - действие, претензия) - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Официальное юридическое определение акции дается в ФЗ «о рынке ценных бумаг»: акция – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

В Юридическом определении акции упор делается только на то, что она есть частица уставного капитала АО. Но в качестве ценной бумаги акция – это самостоятельная рыночная форма, в которой капитал АО обращается на рынке.

Основные характеристики акции . Акция есть самостоятельный юридический вид ценной бумаги, которому свойственны следующие конкретные характеристики: бессрочность, эмиссионность, бездокументарность, именная принадлежность.

Права акции или права акционера. Владелец акции располагает комплексом неотъемлемых прав, которые установлены законом:

Право на дивиденд, право на управление, право на часть имущества, право свободного распоряжения, право на преимущественное приобретение новых эмиссий, право на информацию, видовые (категорийные) права, обусловленные права.

Распределение российских видов ценных бумаг по основным характеристикам представлено в следующей таблице:

Характеристики российских ценных бумаг.

Вид эмитента Корпорация Любой Любой Любой Корпорация(банк) Корпорация Любой Корпорация Корпорация Корпорация
Наличие номинала Номинированная Номинированная Номинированная Номинированная Номинированная Номинированная Номинированная Неноминированная Номинированная Неноминированная
Наличие дохода Доходная Доходная Доходная/ бездоходная Бездоходная Доходная Бездоходная Доходная Доходная Бездоходная Доходная
Форма выпуска Эмиссионная Эмиссионная Неэмиссионная Неэмиссионная Неэмиссионная Неэмиссионная Неэмиссионная Неэмиссионная Эмиссионная Неэмиссионная
Форма вложения Долевая Долговая Долговая Долговая Долговая Долговая Долговая Доверительная Долговая Доверительная
Форма владения Именная Любая Любая Любая Любая Любая Именная Именная Именная Именная
Форма существова-ния Бездокументарная Любая Документарная Документарная Документарная Документарная Документарная Бездокументарная Бездокументарная Бездокументарная
Срок существова-ния Бессрочная Срочная Срочная Срочная Срочная Срочная Срочная Срочная Срочная/ бессрочная Срочная
Вид ценной бумаги Акция Облигация Вексель Чек Банковский сертификат Коносамент Закладная Инвестиционный пай Опцион эмитента Ипотечный сертификат участия

3. Муниципальные ценные бумаги

Муниципальная облигация

С юридической точки зрения государственная облигация и муниципальная облигация, или облигация, выпущенная муниципальным органом власти, ничем не отличается.

Выпуск государственных облигаций осуществляется на основе ФЗ от29.07.1998г. №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Эмиссия государственных облигаций обычно осуществляется Министерством финансов РФ или государственными органами, уполномоченными на это субъектами РФ и муниципальными органами управления.

Основными покупателями муниципальных облигаций в зависимости от их вида являются: банки, пенсионные и страховые компании, инвестиционные фонды, население.

Муниципальные облигации обращаются на биржевом или внебиржевом рынках, наряду с ценными бумагами корпоративных эмитентов. Российский биржевой рынок государственных облигаций организован на базе Московской межбанковской валютной биржи. Государственные облигации часто занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля в разных странах доходит до 50%.

В отличие корпоративных облигаций, принесенные которыми денежные средства используются для извлечения прибыли (чистого дохода), выпуск государственных облигаций преследует совершенно иные цели, в частности:

Покрытие дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т.е. без дополнительного выпуска денег в обращение;

Привлечение внебюджетных средств для финансирования тех или иных целевых государственных программ в области строительства жилья, дорог;

Государственное регулирование количества денег в обращении, снижение инфляции и другие направления воздействия на экономику страны.

Особенности и недостатки муниципальных ценных бумаг

Особенности муниципальных ценных бумаг

1) рынок муниципальных ценных бумаг до последнего времени бурно развивается - при нынешних темпах роста объем его займов будет сопоставим с суммой федеральных займов;

2) облигациям субъектов федерации придан статус государственных ценных бумаг - льготы по налогам, в некоторых случаях - льготы по местным налогам;

3) могут быть неденежные формы погашения - землей, жильем, акциями - это более привлекательно;

4) довольны надёжны - обеспечиваются активами местных администраций и акциями приватизированных предприятий и объектами недвижимости.

Недостатки муниципальных ценных бумаг:

1. Менее надежны, чем федеральные - федеральные обязательства могут быть покрыты за счет денежной эмиссии, муниципальные - нет. Рост дефицита местного бюджета может ввести власти в соблазн построить «облигационную пирамиду» со всеми вытекающими последствиями, поэтому в БК введены ограничения.

2. Политический риск выше - при изменениях нормативной базы федеральные власти учтут интересы федеральных эмитентов, но спокойно игнорируют муниципальные.

3. Из-за непроработанности законодательства ответственность местных администраций по эмитируемым ими облигациям никак не регламентирована.

Портфель ценных бумаг

На состояние финансового рынка непосредственно влияют перспективы государственного бюджета. Выпуск государственных ценных бумаг для покрытия дефицита бюджета автоматически ведет к вытеснению с финансового рынка частных заемщиков и ухудшает условия размещения и торговли их ценными бумагами.

При покупке ценных бумаг во внимание принимаются прежде всего два вида критерия:

1) доходность ценной бумаги;

2) степень риска, т.е. безопасность, надежность и стабильность получения дохода.

Наиболее доходны акции (обычные) быстро растущих компаний из передовых отраслей. Наиболее безопасны (т.е. степень риска минимальна) - государственные облигации.

На фондовом рынке действует общий принцип: чем более высокий потенциальный риск несет ценная бумага, тем более высокий потенциальный доход она должна иметь, и, наоборот, чем вернее доход, тем ниже ставка дохода.

Так как ни одна ценная бумага не обладает одновременно и максимальной доходностью и максимальной безопасностью, то компромисс достигается путем диверсификации портфеля ценных бумаг, т.е. путем приобретения определенного числа ценных бумаг.

Портфель инвестора (портфель ценных бумаг) - набор ценных бумаг инвестора. Диверсификация портфеля ценных бумаг - включение в портфель инвестора разных видов ценных бумаг широкого круга отраслей, не связанных между собой, чтобы избежать синхронности циклических колебаний их деловой активности. Диверсификация уменьшает риск за счет того, что возможные невысокие доходы по одним ценным бумагам будут компенсироваться высокими доходами по другим ценным бумагам. Минимизация риска достигается за счет включения в портфель ценных бумаг широкого круга отраслей, не связанных тесно между собой, чтобы избежать синхронность циклических колебаний их деловой активности.

Лауреат Нобелевской премии за пионерные работы в области теории финансовой экономики 1990 г. среди экономистов - американец Гарри Маркович доказал, что оптимальный уровень диверсификации - 8-20 ценных бумаг различных отраслей.

4. Участники рынка ценных бумаг

В широком понимании к участникам рынка ценных бумаг относятся его непосредственные участники, а также государственные и общественные органы его регулирования и контроля. Непосредственные участники рынка ценных бумаг подразделяются на: межрыночные и внутрирыночные.

Межрыночные участники – это лица, которые принимают участие в работе и обслуживают работу сразу нескольких рынков, включая и рынок ценных бумаг. К таким лицам обычно относятся различные группы инвесторов, которые одновременно вкладывают свои средства не только в ценные бумаги, но и в другие капитальные (доходные) активы, например валюта, недвижимость и т.п. К межрыночным участникам также относятся информационные, консультационные, рейтинговые агенства и другие профессионалы, оказывающие необходимые услуги участникам сразу многих рынков.

Внутрирыночные участники – это лица, которые работают в основном или исключительно на рынке ценных бумаг. Их принято делить на профессиональных и непрофессиональных участников рынка.

Непрофессиональные участники рынка – это эмитенты и любые инвесторы, работающие на рынке ценных бумаг. К ним относятся те, которые разместили большую часть своих капиталов среди ценных бумаг, так и те, которые вложили лишь небольшую долю своих средств в ценные бумаги.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг – это лица, которые осуществляют профессиональные виды деятельности на данном рынке. Профессиональные участники имеют право работать на данном рынке только при наличии специальной лицензии на осуществление определенного вида профессиональных услуг. Профессиональные учасники условно подразделяются на профессиональных торговцев и организации инфраструктуры.

Профессиональные торговцы оказывают услуги по заключении. Сделок купли-продажи на рынке ценных бумаг. Это брокеры, дилеры и управляющие компании.

Организации инфраструктуры – это те участники, которые обслуживают процесс заключения и исполнения рыночных сделок с ценными бумагами или вообще обслуживают любые процессы смены собственности на ценные бумаги. К ним относятся фондовые биржи, регистраторы, депозитарии и клиринговые (расчетные) центры.

Предварительное краткое понимание существа деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг состоит в следующем:

· Брокеры – это организации, которые заключают сделки по купле-продаже ценных бумаг для своих клиентов за счет самих клиентов.

· Дилеры – это организации, которые продают и покупают ценные бумаги от своего имени и за свой счет на основе объявленных ими цен.

· Управляющие компании – это организации, осуществляющие доверительное управление ценными бумагами и вкладываемых в них денежных средств клиентов.

· Регистраторы – это организации, задачей которых является ведение списков (реестров) владельцев ценных бумаг.

· Депозитарии – это организации, которые должны осуществлять хранение и/или учет ценных бумаг участников рынка.

· Клиринговые организации – это организации, осуществляющие расчетное обслуживание участников рынка ценных бумаг.

· Организаторы рынка, в том числе фондовая биржа, - это организации, которые способствуют заключению сделок на рынке ценных бумаг.

Таким образом, всего на российском рынке ценных бумаг имеется семь видов профессиональной деятельности, но число самих профессиональных участников рынка измеряется сотнями организаций. Профессиональные участники рынка обеспечивают его бесперебойное функционирование и процесс его дальнейшего совершенствования и развития.

муниципальная ценная бумагаоблигация

Заключение

Несмотря на большие трудности - законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг, далеко от совершенства, сам рынок есть, он функционирует и развивается; он оказывает влияние на положение дел в государстве и способствует развитию предпринимательства в России. По мнению экспертов, российский рынок ценных бумаг должен развиваться в следующих направлениях:

Развитой рынок ценных бумаг обычно имеет доступ к фондам, формируемым различными типами институциональных инвесторов. Рынок ценных бумаг может расти, если такие институты будут созданы.

Консультационные и управленческие услуги, способствующие государственным капиталовложениям в инвестиционные фонды, страхование вкладов и других видов сбережений требуют соответствующей законодательной, регламентационной, образовательной и технической поддержки.

Законодательство о фирмах должно гарантировать, что правление акционерных предприятий защищает интересы широкого круга инвесторов. Это предполагает определение обязанностей руководителей и установление контроля для предотвращения разного рода махинаций.

Особой проблемой для государства остается защита интересов вкладчиков негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний. Для ее решения органы, регулирующие деятельность этих финансовых институтов, должны разработать нормативы обязательных инвестиций и наиболее ликвидные и надежные ценные бумаги.

С помощью вышеперечисленных пунктов и разумных действий правительства российский рынок ценных бумаг сможет вплотную приблизиться к мировым стандартам.

Из рассмотренного материала можно сделать вывод, что российский рынок ценных бумаг развивается более или менее динамично. Искушенные западные профессионалы высоко оценивают потенциал российского рынка, и я надеюсь, что политическая и экономическая стабильность позволит России в ближайшем будущем стать одним из крупнейших финансовых центров мира.

Ценные бумаги играют огромную роль в инвестиционном процессе. С их помощью денежные сбережения физических лиц превращаются в реальные материальные объекты, оборудование и технологию. Каждый вид ценных бумаг занимает определенное место, выполняет свою специфическую функцию.

В ходе проведения экономических реформ за последние полтора десятилетия в России был создан рынок ценных бумаг, который является неотъемлемым элементом рыночной экономики. За короткое время на российском рынке появилось значительное количество различных видов ценных бумаг: акции приватизированных государственных предприятий и вновь возникших акционерных обществ, государственные и корпоративные облигации, векселя, фьючерсные и опционные контракты. Принят целый ряд нормативных актов, регулирующих выпуск и обращение ценных бумаг, а также «правила поведения» участников фондового рынка. Однако, несмотря на это, многие вопросы функционирования рынка ценных бумаг остаются еще не отрегулированными, что создает благоприятную почву для спекуляции на рынке ценных бумаг.


Список литературы

1.Белой А.Г., Рынок ценных бумаг учебник для вузов.– М.: Изд-во Проспект, 2006. – с. 251

2.Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг: - М.: Изд-во Инфра-М, 2004. –с. 215

3.Боровкова В.Л. Рынок ценных бумаг: – М.: Изд-во Питер, 2006. – 365 с.

4.Галанов А.И. «Рынок ценных бумаг». М, Финансы и статистика, 2006г.

5.Галанова В.А, Басова A.Г., Рынок ценных бумаг: - М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – с. 243

6.Галыгин А.Г. Ценные бумаги и фондовая биржа: / Под ред.– М.: Филинъ, 2007. – 210 с.

7.Ильин А.Е., Соловьева Т.Н. Практикум по рынку ценных бумаг: – М.: Изд-во Дрофа, 2005. – с. 361

8.Конституция РФ 1993. – М.: Изд-во «ПРИОР», 2007

9.Лялин В.А., Воробьев П.В. Ценные бумаги: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2006. –с. 421

10.Лялин В.А., Воробьев П.В. «Рынок ценных бумаг». М, «Проспект», 2008г.

Новое на сайте

>

Самое популярное