Домой Полезные советы Необходимость регулирования рыноч­ной экономики. Необходимость государственного регулирования

Необходимость регулирования рыноч­ной экономики. Необходимость государственного регулирования

Государство в рыночной экономике - это система управления государством рыночной экономикой страны, построенная на необходимости вмешательства государственного регулирования в процесс функционирования рыночной экономики.

Роль государства в рыночной экономике

Основным управляющим институтом всех жизнедеятельных сфер общества есть государство. Именно государственными законами регламентируется деятельность всех функционирующих нынешних систем хозяйствования. Государство является как одним из субъектов осуществления рыночной экономики, так и управляющим институтом.

Институт государственного управления предполагает специфику, позволяющую занимать государству особое положение в системе субъектов рыночных отношений. Это положение можно определить исходя из наличия таких признаков:

1) Суверенность. Государственная власть является независимой в среде международных отношений и никому не подчиняется в пределах отдельно взятого государства. Она сосредотачивает в своих руках абсолютно все сферы управления.

2) Государство в условиях рыночной экономики имеет положение монополии в сфере принятия законов, которые есть обязательными для всех, кто находится под юрисдикцией данного государства. Если рассматривать это относительно рыночных отношений, то все субъекты хозяйствования подчиняются нормам, которые приняты и утверждены аппаратом государственного управления.

3) Существование системы налогообложения. Никто из субъектов рыночных отношений, кроме государства, не имеет права устанавливать законы, регламентирующие круг налогоплательщиков, размеры и сроки выплат различных видов налогов и взносов. При чем налоги обязаны выплачивать не только субъекты коммерческих рыночных отношений, но и граждане, не задействованные в системе продажи товаров и оказания услуг, хоть они и являются в некоторой степени регуляторами рынка.

4) Государство есть субъектом, который регулирует все сферы жизнедеятельности физических и юридических лиц.

Значение государства в рыночных экономических отношениях

Тенденции частого изменения условий рынка порождают массу дискуссий, исходя из которых, роль государства в экономике страны понимается по-разному. При любом изменении рыночных условий государство должно оперативно вмешаться в положение вещей и ввести новые правила, налоги, нормативно - правовые акты.

Но не всегда такое вмешательство приветствуется субъектами рыночной экономике в лице частных предпринимателей различных масштабов. Чтобы как-то сгладить это вмешательство и сделает его менее болезненным для жизнедеятельности фирм, компаний, организаций, делаются попытки подобрать наиболее приемлемые инструменты вмешательства. Речь идет об оптимизации изданных законов (в частности налоговых), внесении поправок и адаптации действующей законодательной базы под новые рыночные условия.

Функции государства в рыночной экономике

Государство имеет некоторые функции, которые как раз и определяют его роль в экономической системе и определяют сферы деятельности государственных структур.

  • Функция правового регулирования - выражается в регулировании государственным аппаратом всех сфер жизнедеятельности субъектов государственных отношений.
  • Защитная - обеспечивает условия гарантий для функционирования коммерческих структур от недобросовестной конкуренции. Такая функция реализуется антимонопольным комитетом.
  • Функция поощрения развития технологий о расширения производства.
  • Прогностическая. Заключается в планировании, прогнозировании и предусмотрении появления некоторых тенденций в сфере коммерческих отношений, которые могут быть нежелательными для отечественного производства и потянуть за собой убытки и снижение рыночной статистики.
  • Функция стабилизации. Государство принимает меры для того, чтобы уравновесить баланс финансовых потоков, организовать новые рабочие места, надежные условия для функционирования предприятий и т. д.
  • Функция регулирования. Регулирует при помощи задействования определенных механизмов и инструментов общественные отношения.

Правовая функция

Данная функция является основополагающей, так как из неё истекают условия деятельности и регулирования всех остальных функций и сфер жизни. Эта функция является своеобразным правовым институтом, который уравновешивает правовые конфликты между субъектами управления.

Производственная функция

Наличие такой функции обеспечивает гарантии безопасного функционирования производственного процесса в материально - техническом аспекте. Она необходима для создания удовлетворительных условий для производства с целью получения в итоговом варианте продукции высокого качества. В понятие обеспечения нормального функционирования жизнедеятельности всех сфер входит поставка соответствующего сырья для производства, обеспечение фирм необходимыми ресурсами: сырьем, рабочей силой, технологической составляющей, образовательными аспектами и т. д.;

Особенностью данной функции есть то, что она имеет в себе две составляющие:

  • перераспределение доходов;
  • перераспределение ресурсов.

Такие операции необходимы для качественного функционирования всей экономической системы страны. Ресурсы и доходы распределяются с целью избежания распространения монопольных тенденций на отечественном рынке (антимонопольная политика государства).

Функция обеспечения добросовестной конкуренции

Для обеспечения добросовестной конкуренции государством предпринимается ряд мер, направленных на урегулирование коммерческих запросов субъектов рыночной экономики, создание равных условий для нормального функционирования каждого из них. Это определяет атмосферу качественной конкуренции с целью повышения уровня обслуживания и производимых для рынка товаров.

Функция стабилизации

Заключается в принятии таких законов, которые обеспечивали бы равные условия деятельности всех участников рыночных отношений с целью стабилизации. Само понятие стабилизации подразумевает создание новых рабочих мест для не трудоустроенного населения, вследствие чего платежеспособность населения повысится, что позитивно отобразится на условиях функционирования рынка. Но это направление имеет риск, который заключается в непредвиденности развития событий. Что бы расширить масштабы производства необходимо быть готовыми к тому, что так же возрастут и сопутствующие расходы, которые потянут за собой безработицу и обесценивание денег.

Функция прогнозирования

Существует для определения приоритетных направлений функционирования отечественного рынка.

Функция регулирования

Является объемной за структурой и предусматривает множество аспектов. Эта функция преследует такие цели:

  • свести к минимуму все негативные последствия, которые возникают в процессе осуществления рыночной деятельности;
  • регулирование основ правового поля, в котором функционирует рыночная система;
  • обеспечить социальную защиту объектов управления.

Регулирование рыночной экономики государством осуществляется путем задействования различных государственных механизмов.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш


Проблема взаимоотношений государства и рынка - одна из центральных в обществе, так как государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе и одновременно само является субъектом экономических отношений. Современная экономическая роль государства является итогом длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись. Если в эпоху свободной конкуренции вмешательство государства в экономику было ограниченным (его сравнивали с ролью футбольного арбитра на поле или ночного сторожа), то в современной рыночной экономике роль государственного регулирования довольно значительна: государство, образно говоря, можно представить как тренера, играющего на поле.
Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования в целях стимулирования торговли, прежде всего внешней.
В процессе вызревания рыночных отношений набиравший силу класс предпринимателей стал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Не удивительно, что пришедшие в конце XVIII в. на смену меркантилизму идеи экономического либерализма, приверженцы которого негативно оценивали вторжение государства в экономику, сразу нашли огромное число горячих поклонников.
Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма впервые наиболее полно обосновал А. Смит в «Исследовании о природе и причинах богатства народов». Согласно его трактовке рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» - личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Этот интерес выступает в качестве главной побудительной силы экономического развития.
Одной из центральных мыслей учения А. Смита было утверждение о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. Лучший вариант для государства - придерживаться политики невмешательства в хозяйственную жизнь страны. Поскольку главным координатором, по А. Смиту, выступает рынок, то ему должна быть предоставлена полная свобода.
Однако экономическая практика выявила в XIX в. и подтвердила в XX в., что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Иначе говоря, ответы на вопросы: что? как? и для кого производить?, которые дает саморегулирующаяся рыночная система, отнюдь не всегда отвечают действительным потребностям общества. Важнейшей причиной, обусловливающей фиаско рынка, явилась свойственная рынку тенденция к монополизации, которая подрывает свободную конкуренцию как условие наиболее полного выявления регулирующих функций рынка.
Кроме того, рыночный выбор «слеп» к проблемам справедливости и равенства. Ничем не ограниченное рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к резкой дифференциации доходов и социальной незащищенности граждан. Когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами. Корректировать распределение, которое обеспечивает рынок, должно государство. Вмешательства государства требует и другая рыночная проблема - безработица. Необходимы государственные усилия по ее сокращению либо по смягчению последствий безработицы, если она все же неизбежна.
Особенно наглядно роль государства в экономике проявляется в переломные периоды истории (например, в эпоху Петра I, во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.), когда возникает необходимость концентрации ресурсов под контролем государства. Большую роль во взглядах на роль государства в экономике сыграл мировой экономический кризис 1929-1933 гг., который показал, что рыночная система самостоятельно, путем самонастройки не может выйти из кризиса. Под влиянием этих событий знаменитым английским экономистом Дж. М. Кейнсом был детально разработан механизм государственного вмешательства в экономику.
Необходимость государственного регулирования экономики (ГРЭ) возникает с усложнением производственных связей, увеличением значимости человеческого фактора, растущей нагрузкой на окружающую среду по мере развития производства.
Однако объективная возможность ГРЭ появляется далеко не сразу, а только в начале XX в. Этому способствовали следующие факторы: достижение определенного, достаточно высокого уровня экономического развития государств; концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства (подобное стало возможным с появлением подоходного налогообложения населения, введением налога на прибыль предприятий, возникновением центральных банков); рост научно-технических возможностей (системы транспорта, связи и обработки информации).
Государственное регулирование экономики - это система мер законодательного, административного и экономического характера, осуществляемых государством в лице его институтов различных уровней в целях поддержания экономической и социальной стабильности общества, приспособления его к изменяющимся условиям.
В настоящее время существуют различные взгляды на роль государства в рыночной экономике, на взаимодействие государства и рынка, основанные на достижениях исторического опыта и специфике современного национального развития различных экономических систем. Экономический либерализм.
Суть данной концепции заключается в том, что рыночная экономика развивается как саморегулирующаяся система, а вмешательство государства нарушает механизм самонастройки, порождает сбои в его функционировании. Основная задача государства - быть гарантом и защитником прав собственности, законности и национального суверенитета. В своей деятельности государство должно исходить, во-первых, из принципа создания равных экономических возможностей для всех, а во-вторых, - из признания конкуренции, рыночного механизма наиболее эффективным способом распределения ресурсов.
Сторонники экономического либерализма считают, что даже свои социальные обязательства государство должно реализовывать через рыночные механизмы. К примеру, в области образования американский экономист М. Фридмен впервые предложил ввести так называемый образовательный ваучер, предоставляемый государством родителям учеников и дающий право на оплату гарантированного минимального уровня образования. Этатизм (от франц. etat - государство).
Данная идеология предполагает активное использование различных рычагов государственного воздействия на национальное хозяйство. Сторонники этатизма говорят о желательности существования в той или иной степени централизованного управления производством и распределением материальных благ. По их мнению, это ускоряет развитие экономики, обеспечивает быстрые и крупномасштабные сдвиги в производственной, военной и научно-технической сферах, уменьшает социальное неравенство. Большая роль в развитии экономики отводится государственному сектору. Примерами идеологии этатизма могут служить кейнсианство (в наиболее полном виде данная концепция реализовывалась в США и Великобритании в 1930-1970-е годы), французский «дирижизм», социал-демократические модели «третьего пути» в Скандинавии. В 1950-1970-е годы многие развивающиеся страны в своей экономической политике опирались на идеологию этатизма в целях преодоления отсталости и зависимости.
Доминирующей тенденцией вплоть до 1980-х годов было усиление роли государства в экономике, рост перераспределяемой государством части национального продукта. Однако переход к постиндустриальной экономике, основанной на информатизации производства, усилении интеграционных процессов, быстром развитии сферы услуг, изменении характера производственной деятельности работника, привел к пониманию того, что экономическая роль государства в рыночной экономике имеет свои пределы, свою нишу, где она дает максимальный эффект.
В условиях постиндустриальной экономики происходят усложнение и уточнение экономических функций государства по следующим направлениям. Переход от прямых форм регулирования к косвенным. Это проявляется в том, что государство воздействует не непосредственно на производство и потребление, а на экономические интересы производителей и потребителей. Государство все больше выступает в качестве организатора экономического и правового пространства для эффективного функционирования рыночной экономики. Главными задачами государства становятся обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках, защита национальных интересов в международных экономических отношениях, обеспечение экономической безопасности. Обострение конкурентной борьбы приводит к усилению социальных функций государства (защита прав потребителей и вкладчиков банков, стимулирование развития ипотечного кредита, регламентация продолжительности рабочего времени и времени отдыха). Возрастает значение природоохранной деятельности государства.
Таким образом, государство в условиях постиндустриальной экономики все больше играет роль макрорегулятора экономических процессов.
Характер, применяемые методы и инструменты ГРЭ зависят от типа государства. Можно выделить два основных типа государства. «Контрактное» государство.
Это такое государство, которое использует монополию на насилие только в рамках делегированных ему гражданами полномочий и в их интересах, а граждане рассматривают уплату налогов не как повинность, а как свою обязанность. Роль государства ограничивается ролью гаранта по тем сделкам, в которых защиту прав собственности выгоднее поручить государству. Основными предпосылками существования контрактного государства являются:
а) наличие четких конституционных рамок деятельности государства (четкая формулировка норм, на основе которых функционирует государственный аппарат, прав, которые делегируются гражданами государству);
б) существование механизмов участия граждан в деятельности государства;
в) широкое развитие негосударственных форм регулирования экономической деятельности (третейские суды, саморегулирующиеся организации производителей и потребителей). «Эксплуататорское» государство.
Признаком этого типа государства служит использование монополии на насилие для максимизации собственного дохода (налоговых поступлений) и объема ресурсов, проходящих через государственный бюджет. Государственный аппарат стремится максимально контролировать все сферы деятельности людей. Признаками «эксплуататорского» государства можно считать:
а) высокую долю неналоговых доходов в общих доходах бюджета. Чем выше доля неналоговых доходов, тем активнее вмешательство государства в экономику;
б) преобладание «нерыночных» налогов (рентные налоги, таможенные пошлины) среди налоговых доходов;
в) низкая собираемость налогов (соотношение фактических налоговых поступлений и их потенциальной величины, рассчитанной исходя из реальных размеров налоговой базы). Чем выше собираемость налогов, тем ближе государство к модели контрактного;
г) недофинансирование социальных статей бюджета. Для «эксплуататорского» государства приоритетным является финансирование «силовых» министерств и государственного аппарата.
Для административно-командной системы был характерен второй тип государства, в условиях рыночной экономики - первый.
В переходной экономике, когда формируются новые экономические связи, присутствуют высокая неопределенность и риск хозяйственной деятельности, потребность в государственном вмешательстве возрастает. Однако возможности государства влиять на хозяйственные процессы так, как было в административно-командной системе, уменьшаются. Причинами этого являются приватизация и либерализация экономики, падение налоговых доходов бюджета в связи с ростом частного сектора. Поэтому государство должно сосредоточиться на приоритетных направлениях регулирования переходной экономики.
В переходной экономике можно выделить две основные функции государства. Системоформирующая функция:
а) формирование рыночной инфраструктуры (наличие стандартного набора рыночных институтов, конкурентных товарных и финансовых рынков).
По оценкам экспертов МВФ, для поддержания необходимого уровня конкуренции и эффективного функционирования рыночной экономики странам следует стремиться к следующим параметрам: одно банковское учреждение (банк или его филиал) должно приходиться на 10-12 тыс. человек населения; численность специалистов, работающих в специализированных кредитно-финансовых институтах (негосударственные пенсионные фонды, страховые и инвестиционные компании, ломбарды, лизинговые и факторинговые фирмы, паевые инвестиционные фонды и т.п.), должна быть не менее 30-40 человек на 10 тыс. человек населения; численность работников налоговых органов должна быть не менее 10-15 человек на 10 тыс. человек населения.
б) разгосударствление и приватизация.
Разгосударствление - это процесс преодоления монополии государства во всех сферах жизнедеятельности. По некоторым оценкам, критическая масса негосударственного сектора, позволяющая «включить» рыночный механизм, должна составлять не менее 30- 35% производственных фондов;
в) формирование правовой базы функционирования рыночной экономики, своего рода «правил игры»;
г) создание рынков там, где они не существовали (рынки земли, информации, ценных бумаг, государственного долга, образовательных, медицинских услуг и т.п.). Системоутверждающая функция:
а) приведение отраслевой структуры национального хозяйства в соответствие с требованиями рыночной экономики (ликвидация производств, выпускающих не востребованную рынком продукцию, и налаживание выпуска товаров и услуг, пользующихся спросом);
б) поддержка предпринимательства, малого бизнеса;
в) организационное оформление экономических интересов производителей и потребителей (стимулирование создания саморегулирующихся организаций производителей и потребителей).
Как показывает мировой опыт, в период крупномасштабных изменений в экономике государство должно брать на себя четыре основные группы функций, связанных с выработкой стратегии: защитные, ориентационные, инициативные, координационные.

Необходимость государственного регулирования экономики

Государство это политическая форма организации жизни общества, основной инструмент политической власти.

Многие глобальные проблемы нашего общества не могут быть решены без государственного участия. Государство продолжает сохранять за собой ведущую роль в области национальной безопасности, охраны окружающей среды, здравоохранения, защиты прав потребителей.

Государственное регулирование экономики это воздействие государственных органов на экономические объекты и процессы. Оно осуществляется для придания экономическим процессам организованный характер, соблюдения законов, государственных и общественных интересов.

Необходимость государственного вмешательства в экономику происходит в случаях сбоев в работе рыночного механизма, невозможности рыночного хозяйства разрешать задачи развития экономики, при наличии поиска вариантов для удовлетворения потребностей общества в общественных благах.

История государственного регулирования восходит к концу средневековья. Первой школой экономической науки является меркантилизм.

Приверженцы этого учения доказывали вмешательство государства в развитие экономики просто необходимо. роль государства в регулировании внешней торговли была достаточно высокой.

Развитие меркантилизма происходило в два этапа. Первый этап - ранний меркантилизм, был связан с утверждением монетарной системы. Второй этап - развитой меркантилизм, называемый мануфактурной системой.

Но в период развития капитализма и свободной конкуренции появилось мнение, что рыночная экономика способна саморегулироваться, без вмешательства государства. Так появилась классическая школа экономики.

В основе классической школы лежат три принципа: неприкосновенность частной собственности, свобода хозяйственной деятельности и свободная конкуренция.

По мнению Адама Смита, государство должно выполнять три обязанности:

  • - Ограждение общества от насилия и вторжений;
  • - Ограждение каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, установление правосудия;
  • - Создание и содержание определённых общественных сооружений в интересах отдельных лиц или небольших групп.

Повторяющиеся кризисы, инфляция, безработица конца ХIX - начала XX века, повлекшие за собой развитие массового производства, увеличение товарных сделок и обострение конкуренции, показали неспособность рыночной системы обеспечить нормальный процесс общественного воспроизводства и заставили усилить контролирующие меры государства.

Главной задачей государства стало обеспечение правовых норм, общественных благ и устойчивости национальной валюты.

Первая и вторая мировые войны потребовали более активной роли государства в решении экономических проблем. Но, главной причиной вмешательства государства в регулирование экономикой стал экономический кризис 30-х годов прошлого века.

Новая система взглядов на регулирование экономика оформилась с учения Дж. М. Кейнса.

Английский экономистом Дж. М. Кейнсом была обоснована необходимость государственного регулирования экономики.

Кейнсианская модель государственного регулирования показала свою эффективность не только в 30-е годы и во время второй мировой войны, но и в послевоенный период.

Кризис показал, что рыночная экономика, основанная на крупном промышленном производстве, утрачивает способность к саморегулированию.

Потому что индустриальное производство порождает монополизм, а монополизм - это отрицание основ рыночной экономики.

Кейнсианство показало, что рыночная экономика нуждается в регулировании, и что это регулирование может осуществить только государство. Суть теории Кейнса сводится к государственно-регулируемой рыночной экономике. Но данное регулирование имело цель сохранить конкуренцию и свободное ценообразование при государственном регулировании.

Со второй половины 70-х годов из-за дефицита государственного бюджета, высокого уровня инфляции и нефтяного кризиса, начались нападки на кейнсианство представителей либеральной мысли, таких как М. Фридман и Ф. Хайек.

Фридмен считал, что на экономику влияет совокупность наличных денег и банковских резервов.

На этот раз причиной кризиса было чрезмерное государственное вмешательство в экономику. Теперь потребовалась новая концепция, которая сводила бы вмешательство государства к минимуму, то есть только к регулированию денежной сферы. Монетаристы стали сворачивать государственные социальные программы и увеличивать долю частной собственности.

Теоретической основой неоклассической модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Сторонники экономики предложения считают нужным воссоздать классический механизм скопления и возродить полную свободу частного предпринимательства. Поэтому в согласовании с данной теорией правительство обязано обеспечить условия для процесса скопления капитала и повышения производительности производства.

Главные препятствия на этом пути -- высокие налоги на прибыль и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет внедрение заемных средств для скопления.

Таким образом, на протяжении ХХ века в экономике постоянно сменялись приоритеты между государственным и рыночным регулированием.

Это означает, что при внешнем противоречии неоклассической, кейнсианской и монетаристской теориями все эти теории имеют одно родство, все они исходили из приоритета общерыночных ценностей, таких как индивидуальность, конкуренция, цена. И все они опираются на одни и те же положения, такие как ограниченность, рациональность, предельность и равновесие.

Из этого следует, что главными составляющими всех трёх теорий являются:

  • - Конкуренция и ценообразование;
  • - Форма монополизма;
  • - Экономический потенциал государства.

Активная роль государства в экономических процессах обусловлено, как минимум, тремя причинами.

Во-первых, этого требует основная движущая сила рыночного механизма -- конкуренция. Прямым следствием развития данной рыночной категории является монополизация экономики. В свою очередь, развитие монополий подрывает конкуренцию, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности производства.

Во-вторых, всегда существовали такие виды производства, развитие которых нереально в рамках рыночного механизма.

В-третьих, существуют предпосылки, вытекающие из ограниченных возможностей рыночных саморегуляторов:

  • - обеспечение равновесия в экономике;
  • - поддержание должного уровня занятости населения;
  • - правовое обеспечение функционирования рыночного механизма;
  • - разработка теории и принципов оптимального экономического поведения.

В системе свободного рынка не может быть монополий, исключается инфляция, безработица, перепроизводство. Но в действительности всё значительно сложнее. И особую роль здесь играет государственное регулирование рыночных отношений.

Свободный рынок не в состоянии гарантировать решение всех социально-экономических проблем современного общества. Поэтому, там, где свободный рынок не может дать хороший результат, необходимо экономическое вмешательство государства.

Даже в самой идеальной экономике свободного предпринимательства всегда будут существовать три проблемы, не подвластные рыночному механизму.

1. Государственное регулирование внешних эффектов. Рынок не может охватить все социально-экономические отношения участников. В ходе деятельности как производителей, так и потребителей появляются внешние эффекты, непосредственно не имеющие денежной меры. Например, загрязнение окружающей среды, социальная защита незащищённых слоёв населения. В этих случаях без вмешательства государства не обойтись.

Учёт внешних эффектов даёт основание разделить частные и социальные расходы и результаты производства. Равенство частных расходов и результатов образуют рыночное равновесие. А равенство социальных затрат и результатов образуют псевдорыночное равновесие. Псевдорыночное равновесие устанавливается совместными усилиями государства и механизма спроса и предложения.

  • 2. Предоставление населению общественных товаров является одной из функций государства в экономике свободной конкуренции.
  • 3. Именно государство обеспечивает экономические процессы нужным количеством денег. Рынок самостоятельно не способен решить такую проблему.

В итоге выделяются два ведущих звена механизма свободного предпринимательства - свободный рынок и государство. При этом смысл экономической деятельности государства заключается в том, чтобы решать те проблемы, которые рынок решить не в состоянии. Если посмотреть на реальную деятельность рынка, то можно заметить, что механизм рынка не даёт должного эффекта обществу.

Чисто рыночное распределение не может гарантировать обществу достойное существование и благосостояние. Но государство не может называться демократическим, если в нём не соблюдаются права всех его граждан. Так кто же будет защищать интересы нетрудоспособных - пенсионеров, детей и инвалидов в условиях рыночной экономики? Именно для этого государство разрабатывает соответствующие социальные программы.

Рынок не может гарантировать соблюдения права на труд даже для тех, кто хочет работать. И поэтому в рыночной экономике безработица неизбежна. Этот факт ставит перед государством много проблем. Поэтому государство также берёт на себя регулировать рынок рабочей силы для поддержания полной занятости и сокращения безработицы.

Также рынок не может обеспечить развитие науки и высоких технологий, преобразование производства. Только государство заинтересовано в капитальных вложениях в фундаментальную науку, разработки высоких технологий, прибыль от которых может быть пока не определена.

Для решения региональных программ также требуется вмешательство государства. Без регулирования на национальном и межгосударственном уровнях невозможно эффективное развитие мировой экономики.

Любая экономика подвержена инфляции и монополии, и поэтому рынок нуждается в антиинфляционной и антимонопольной политике, проводимых государством.

Экономика в переводе с греческого означает «искусство ведения домашнего хозяйства». В настоящее время понятие «экономика» стало намного шире и означает:

  • 1. Комплекс производственных отношений, экономическая основа общества;
  • 2. Народное хозяйство страны;
  • 3. Наука, изучающая экономические отношения.

Основу экономики образуют отношения собственности на средства производства. Определяющим фактором развития экономики считают производительные силы.

Экономический базис - это основа для всех общественных отношений, он играет решающую роль в развитии общества.

Народное хозяйство представляет собой систему отраслей, видов производств и территориальных комплексов.

Экономика взаимосвязана с политикой и характер их взаимоотношений выражается в следующих формулировках:

  • - Политика - самое концентрированное выражение экономики;
  • - Политика всегда главенствует над экономикой.

Различаются внешняя и внутренняя политики, но это различие условно, так как внешнеполитический курс государства определяется характером его внутренней политики.

Важнейшей частью политики является экономическая политика, система экономических мероприятий, осуществляемых государством в интересах господствующего класса.

Государственная экономическая политика складывается из бюджетной, структурной, инвестиционной, ценовой, финансово-кредитной, внешнеэкономической, социальной, политики труда и занятости.

В настоящее время вмешательство государства в экономику сводится к следующим действиям:

  • - Разработка экономической политики;
  • - Управление предприятиями и организациями, находящимися в собственности государства. К таким предприятиям относятся объекты ядерной энергетики, космические, транспорт, связь, энергетические системы;
  • - Установление правовых основ рынка и ценовой политики - стимулирование предпринимательства, защита прав всех форм собственности, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции, охрана прав потребителя;
  • - Регулирование внешнеэкономических отношений. Вмешательство государства в экономику усиливается в периоды экономических кризисов, на переходных этапах развития экономики. Как показывает опыт, экономическая реформа, реализуемая в нашей стране в данный момент, не может быть результативной без активного вмешательства государства в экономические процессы.

В настоящее время выделяются экономические функции государства, связанные с его общими функциями.

  • 1. Социальная функция - многообразна по содержанию. Главное предназначение - обеспечение общественного благополучия, создание равных возможностей для всех граждан. Государство гарантирует занятость трудоспособного населения, справедливое распределение благ, осуществление социальной защиты инвалидов, пожилых, беженцев, многодетных семей и детей-сирот, учащихся, безработных, национальных меньшинств.
  • 2. Экологическая функция - обязывает государство обеспечить экологическое благополучие граждан. Государство устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь пострадавшим от экологических катастроф, предоставляет компенсации. В России действует Закон об охране окружающей среды.
  • 3. Налогообложение и взимание налогов - одна из самых важных функций государства, обусловленная тем, что бюджет Российской Федерации практически полностью состоит из налогов.
  • 4. Руководство и регулирование хозяйственной деятельностью всех звеньев экономики;
  • 5. Защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. Согласно декларации прав человека от 22 ноября 1991 года и Конституции РФ, государство гарантирует каждому гражданину судебную помощь и защиту его прав, свобод и законных интересов. Выполнение этой функции обеспечивается системой правоохранительных органов. Надзор за исполнением законов возлагается на органы прокуратуры;
  • 6. Вхождение России в мировое сообщество значительно изменило её внешнюю политику и побудила признать гуманистические и общедемократические нормы в межгосударственном общении. Установлен приоритет международного договора перед внутригосударственным законом.
  • 7. Функция интеграции в мировую экономику основана на признании экономической взаимозависимости государств.
  • 8. Функция обороны одна из самых важных функций государства. В настоящее время эта функция основывается на принципе поддержания уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности.

Основные направления государственного регулирования экономики включают в себя:

  • 1. Управление государственной собственностью;
  • 2. Стимулирование роста промышленности по приоритетным направлениям;
  • 3. Региональное регулирование экономики;
  • 4. Политика занятости;
  • 5. Антиинфляционное регулирование.

Все эти направления иногда противоречат друг другу. Правительство в зависимости от ситуации выбирает приоритеты.

1. Управление государственной собственностью направлено на организацию воспроизводства, использования, трансформации и присвоения ее объектов посредством экономических функций, форм и методов.

Приватизация является одним из инструментов данной системы. Она отражает отношения по поводу преобразования государственной собственности в частную для рационализации их общей структуры и обеспечения эффективности воспроизводства консолидированного общественного капитала.

Управление государственной собственностью требует четкого определения объектов и субъектов государственной собственности и учета их особенностей. К объектам, относятся участки земли сельскохозяйственного назначения, большая часть природных ресурсов, средства производства государственных предприятий, финансы, ценные бумаги и многое другое. Субъекты - федеральное государство, субъекты федерации, субъекты муниципальной собственности.

2. Достижение сглаженности экономического развития необходимо для получения внутренней сбалансированности экономики.

Комплекс методов регулирования можно разделить на две группы:

  • - Косвенные меры - налоги, налоговые льготы, льготные кредиты, субсидии;
  • - Прямые меры - государственные заказы на продукцию, госуслуги, бюджетные инвестиции, определённые запреты правительства на выпуск ряда товаров и услуг.
  • 3. Одно из направлений экономической политики связано с решением региональных проблем.

Региональная политика представляет собой комплекс мер государства по достижению определённого пространственно-производственного равновесия в экономике.

Применительно к регионам государство реализует следующие меры:

  • - Определение границ региона, нуждающегося в поддержке;
  • - Выработка концепции специализации региона4
  • - Координация деятельности субъектов экономики, реализующих региональную политику.
  • 4. Разрабатывая политику занятости и социальной защиты безработных, государство старается не допустить дальнейшего нарастания напряжённости в обществе и предотвратить социальный взрыв.

В мировой практике существует два типа воздействия на уровень занятости: активная и пассивная государственная политика.

Активная политика на рынке труда предусматривает комплекс правовых, организационных и экономических мер, которые проводит государство в целях снижения уровня безработицы.

  • - Создание новых рабочих мест;
  • - Обучение, переподготовка и повышение квалификации;
  • - Активный поиск и подбор для безработных подходящих должностей;
  • - Субсидирование создания новых рабочих мест;
  • - Организация рабочих мест через систему общественных работ;
  • - Проведение мер по предупреждению увольнений работников.

Пассивная политика государства направлена на сглаживание негативных последствий безработицы и предполагает следующие действия:

  • - Выплата пособий по безработице;
  • - Оказание материальной помощи безработным;
  • - Осуществление доплат на иждивенцев;
  • - Выдача малоимущим гражданам недорогих товаров первой необходимости;
  • - Организация питания в специальных столовых.

В настоящее время центр тяжести смещается в сторону усиления активных мер.

5. Антиинфляционная политика является составной частью экономической политики. Антиинфляционная политика направлена на регулирование её темпа в безопасных для экономики государства пределах.

По мировому опыту, набор основных антиинфляционных мер типичен практически для всех государств. Важное значение для сдерживания инфляции имеют общеэкономические меры, которые направляются на поддержание относительно устойчивых темпов экономического роста. Типичные меры по сдерживанию инфляции:

  • - Преодоление бюджетного дефицита;
  • - Регулирование государственного долга;
  • - Кредитно-денежная политика;
  • - Регулирование цен;
  • - Политика доходов;
  • - Планы стабилизации;
  • - Внешние факторы.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от опасности со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в публичных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных граждан, решает вопросы государственной обороны.

Подводя итоги по всему вышесказанному, хочу отметить, что наиглавнейшей задачей всего государственного механизма является достижение баланса в процессе регулирования экономики.

государственное регулирование экономический социальный

Список литературы

  • 1. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь.-- М.:ИНФА -- М,2006. - 345 c.
  • 2. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия.-- М.:ИНФА -- М,2006. - 704с.
  • 3. Чепурин М. Н. Курс экономической теории. -- Киров: АСА,2007-.515 c
  • 4. Серёгина С.Ф., Агапова Т.А., Макроэкономика. М., 2006.
  • 5. Экономика, учебник, под ред. А.Г. Грязновой, И.П. Николаевой, В.М. Кадыкова, М. 2007.
  • 6. А.Ф. Шишкин, Н.В. Шишкина, Макроэкономика. М., 2007.

Определение государственного регулирования экономики и его принципы

Государственное регулирование развития экономических процессов - это воздействия государственных властей, которые направлены на деятельность субъектов хозяйствования и конъюнктуру рынка, главной целью которых является обеспечение оптимальных условий для функционирования рыночного механизма.

Результатом появления негативных сторон рыночной экономики является повышения роли государственных органов в ее развитии. Так как основной задачей государства в экономической сфере считают предотвращение и смягчение негативных последствий.

Полагаясь на все вышесказанное, можно выделить основные функции государства в сфере экономического регулирования:

  • предоставление правовой базы для функционирования частного предпринимательства;
  • защита конкуренции - государство дает некую поддержку для развития конкуренции, так как монопольная деятельность наносит немалый вред обществу;
  • с помощью эффективного налогообложения и выдачи платежей (пенсий, пособий, компенсаций) государство осуществляет перераспределение полученных доходов;
  • осуществляет финансовую поддержку в сфере фундаментальной науки и охраны окружающей среды;
  • проводит мониторинг уровня занятости, цен и динамики развития экономических процессов;
  • осуществление финансовой поддержки в сфере непосредственного производства товаров и услуг общественного характера.

Существует два основных направления государственного влияния на экономику страны:

  • с помощью государственного сектора;
  • воздействие на деятельность частного предпринимательства с использованием различных экономических инструментов.

Учитывая условия рыночного хозяйствования, государственное регулирование экономики представлено как система определенных мер, имеющих законодательный, исполнительный и контролирующий характер, который осуществляется компетентными государственными органами и общественными организациями. Целью таких учреждений является стабилизация и приспособление экономической системы к изменяющимся условиям.

В зависимости от объектов государственного регулирования выделяют три взаимосвязанных части:

  • ресурсное регулирование;
  • производственное регулирование;
  • финансовое регулирование.

В зависимости от иерархии государственного регулирования на уровне регионов выделяют федеральное и региональное направления.

Также, существуют определенные принципы государственного регулирования, на основе которых осуществляется его общая стратегия:

  • организация экономики должна быть построена на основе рыночных форм, то есть государство выдает финансовую поддержку только тем отраслям, которые не связанны с частным бизнесом (причиной этого является малая прибыльность);
  • государственные формы предпринимательства не должны создавать конкуренцию частному бизнесу, так как его основная задача состоит в том, чтобы помогать развитию частного предпринимательства;
  • экономическому возрастанию и социальной стабильности способствует рациональная организация финансовой, кредитной и налоговой политики государства;
  • контроль за общехозяйственными кризисами и международными экономическими отношениями осуществляется с помощью усиления государственного регулирования.

Методы и цели проведения государственного регулирования экономики

Основные цели проведения государственного регулирования экономики изображены на рис. 1.

Рассмотри более детально главные цели государственного регулирования экономики страны:

  • избежание или сведение к минимуму негативных последствий процессов рыночного характера;
  • для эффективного функционирования рыночной экономики должны создаваться финансовая, правовая и социальная поддержка;
  • те группы рыночного общества, которые стали более уязвимы в конкретной экономической ситуации должны быть обеспечены социальной защитой.

Также, существую методы, с помощью которых достигаются основные цели проведения государственного регулирования экономики (рис.2): прямые (дирижистские) и косвенные (экономические).

Прямые методы - это методы проведения государственного регулирования, которые используют административно-правовые способы влияния на предпринимательскую деятельность различных хозяйственных субъектов

Косвенные методы - характерной особенностью этих методов, является то, что они не ограничиваю свободу выбора, а создают дополнительные мотивы к принятию рыночного решения. Вся экономическая среда является областью применения этого метода.

Вышеперечисленные методы взаимосвязаны и имеют общие инструменты регулирования со стороны государства:

  • инструменты административно-правового характера;
  • налоговая и финансовая системы;
  • кредитно-денежная система;
  • собственность государства;
  • государственный заказ.

С государственным использованием этих инструментов, при организации регулирования экономики, также существует немалое количество инструментов связанных с внешнеэкономическим регулированием.

Все методы регулирования экономики со стороны государства являются абсолютно пригодными и эффективными. Главная задача состоит в том, чтобы определить причастность каждого из методов к той или иной ситуации. Основной причиной хозяйственных потерь является чрезмерное использование либо прямых, либо косвенных методов.

Причины государственного вмешательства в развитие экономики

Экономисты считают, что основными причинами регулирования экономики со стороны государства являются:

  • неопределенность территориального пространства экономики, так как оно несколько замедляет успешность ее развития. Основной составляющей экономических взаимосвязей между предпринимателями, домохозяйствами и любыми экономическими субъектами является потребление. А оно, соответственно, связано с определенной социальной средой, которая имеет четкие территориальные границы. Эти границы обеспечиваются государственными властями. Главными условиями для успешного развития экономики и функционирования экономических рынков является: надежная исполнительная и законодательная власть; единое экономическое, информационное и правовое пространство. Еще одной главной составляющей этого принципа считают функционирование государства в сфере народного хозяйства и ее международных отношений;
  • формирование и поддержка моральной, психологической, этической среды, которые, в свою очередь, являются носителями главных целей в развитии нации и удовлетворении потребностей населения. Их государственное определение осуществляется под влиянием менталитета общества и его духовные характеристики. Эти составляющие должны быть организованны так, чтоб обеспечивалось их уважение со стороны частного бизнеса. В противном случае, может создаться негативная ситуация, которая приведет к социальным протестам большинства населения страны;
  • сбалансированные экономические интересы в стране. Государство не допускает свое подчинение каким-либо узким экономическим и политическим интересам отдельной социальной группе или группе населения. Как показывает практика, при возникновении таких ситуаций возникает, так называемая, "взрывоопасная" обстановка. Учитывая ее особенности (когда в "элите" начинается война кланов) государство лишено какой-либо деятельности в сфере экономического регулирования;
  • динамичное развитие инфраструктуры государства должно приносить пользу как частному бизнесу, так и различным домохозяйствам;
  • должна сохранятся как стабильность, так и динамичность развития институциональной сферы государства, таких как нормативная база, институты права, информационные системы, консалтинг, высокообразованный аппарат управления и контроля и др.

Результатом проявления причин государственного вмешательства в экономику является возникновение его главных целей и задач (текущие и стратегические).

Основные цели государственного регулирования могут зависеть от большинства обстоятельств, в частности от уровня развития экономики, ее основной структуры, ее роли в международных связях, от политической и социальной ситуации в государстве. Большим количеством целей для экономики характеризуются страны с переходной экономикой.

Государственное регулирование экономики Российской Федерации

Уровень регулирования экономики со стороны государства является главной проблемой всех стран мира. Вмешательство государства в экономику рассматривают со двух сторон. Одна, по мнению А. Смита, состоит в том, что рынок, как и вся экономика, - это система которая довольствуется саморегулированием и не требует дополнительного вмешательства. Вторая свидетельствует о том, что рынок имеет множество слабых и негативных сторон, которые государство должно изъять или минимизировать.

Многие специалисты этой сферы считают, что неконкурентные отечественные предприятия - это главная проблема, которой необходимо уделить должное внимание. Примером послужил тот факт, что эксперты по машиностроению в аграрной сфере проводили эксперимент. Он заключался в том, что определенное производство тракторных машин в Канаде, которое имело высокие показатели за 2012 год перенесли на территорию России. Это предприятие имело самые современные технологии по энергосбережению, высокий уровень контроля качества, высокий уровень производительности труда и т.д. Когда предприятие было перенесено, то цены на газ и заработная плата российских работников оказались значительно ниже, однако, предприятие сразу же стало нести убытки. Результатом эксперимента стало то, что в первый же год своего существования завод объявил себя банкротом. Основной причиной стала высокая процентная ставка на кредиты, так как в Российской Федерации она составляла 11,75%, а в Канаде - 2,3%. Избежать кредитования предприятие не могло, так как процесс производства тесно связан с понятием займа.

Следующими, не менее важными, причинами гибели канадского завода в России стали:

  • стоимость электроэнергии. В Канаде 1 киловатт-час стоит 1,7 руб., а в России - 3,7 руб. То есть предприятие переплатило 2,18 миллиона долларов за год;
  • стоимость перевозки продукции. Цены на бензин в Канаде значительно ниже, поэтому 1 км перевозки стоит 60 руб., в то время как в Канаде всего лишь 39,4 руб. Дополнительные затраты составили 4,18 млн. долл.;
  • высокие налоги. Налог на добавленную стоимость в Канаде составляет 12%, а в России - 18%. Дополнительные затраты составили 24,5 млн. долл., так как в Канаде предприятие заплатило бы 49 млн.долл., а в России - 73,5 млн. долл.
  • Исключением является налог на прибыль, поскольку в РФ он составляет 20%, а в Канаде - 35%. Но не смотря на это, сумма к оплате такого налога в Канаде значительно меньше, так как существуют различные виды льгот. Учитывая все привилегии, которые мог бы получить канадский завод в своей стране, налог на прибыль составил бы 16,7%. В итоге, находясь в России канадский завод заплатил налогов на сумму 74,04 млн. долл., в то время как в Канаде эта сумма составляла бы 47,94 млн. долл. (с учетом всех полученных льгот).

Исходя из этого, необходимо отметить, что основной целью государственных органов является удержание, так называемой, "золотой середины" в экономическом спектре. Поскольку, большая активность со стороны государства может привести к необратимым последствиям, так же как и ее пассивные действия.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Учебник Камаева В.Д., 2010г.©

Необходимость государственного регулирования

Государственное регулирование экономики – система мер государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, «провалами» рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.

Причины, вызывающие необходимость вмешательства государства в рыночную экономику:

    Необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательных внешних эффектов рынка. Роль государства сводится к следующему: введение налога на выбросы вредных веществ в окружающую среду, введение стандартов на выбросы, использование рыночных лицензий на сброс отходов, государственная экспертиза инвестиционных проектов на их экологическую безопасность, запрещение коммерческой эксплуатации части невоспроизводимых национальных ресурсов, запрещение применения вредных технологий, производства товаров и услуг, вредных для здоровья человека, правовые и административные рычаги, которые заставляют предпринимателей вкладывать деньги в восстановление природной среды.

    Существуют потребности в благах коллективного и общественного пользования. Речь идет об обороне страны, обеспечении национальной безопасности, охране общественного порядка. Эти блага называются общественными товарами и услугами . Из-за существования проблемы «фрирайдера» рынок не может обеспечить производство этих товаров в достаточном количестве. Поэтому предоставление общественных благ населению является функцией государства, а их финансирование осуществляется из бюджета.

    Каждая страна имеет свои высшие национально-государственные интересы, гарантом и защитником которых выступает государство, то есть существует комплекс проблем, решить которые может только государство и никто другой.

    Необходимость государственного регулирования определяется и задачами решения социальных проблем, влияющих на развитие экономики. Так, государство устанавливает минимальные размеры зарплаты, продолжительность рабочего времени, гарантированного отпуска, величину прожиточного минимума. Оно регулирует отношения между трудом и капиталом, определяет направления социальных расходов, устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий.

    Обеспечить экономику необходимым количеством денег может только государство.

    Государство должно играть огромную роль и в выборе дальнейшего развития экономической системы в точках бифуркации , то есть в точках разветвления экономической системы. Вмешательство здесь государства считается необходимым, так как стихийные начала рынка нацеливают экономическое развитие прежде всего на получение прибыли конкретным предприятием или отраслью, а не на развитие экономики в целом.

Таким образом, участие государства в решении проблем, порождаемых рынком («провалов» рынка), совершенно необходимо. При этом государство не должно подменять рынок и может действовать только в определенной системе координат. Эффективность рыночной экономики как системы является границей государственного регулирования.

Новое на сайте

>

Самое популярное