Домой Полезные советы Неправильный код октмо в платежке. Проблемы оформления платежных поручений на уплату налогов

Неправильный код октмо в платежке. Проблемы оформления платежных поручений на уплату налогов

Если при перечислении налогов компания допустила ошибки в ОКТМО в платежках, деньги «зависнут» в невыясненных платежах. Но это не повод для начисления Доказать это помогут три аргумента.

Аргумент 1 — налог оплачен при предъявлении платежки в банк

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления платежки в Есть только две ошибки, при которых налог признается неуплаченным. Это неверный номер счета казначейства и неправильное название банка получателя (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). При прочих недочетах налог считается уплаченным. А раз задолженности нет, то нет и оснований начислять пени.

Аргумент 2 — ошибки в ОКТМО в платежках можно исправить

При неверном коде ОКТМО компания вправе подать заявление об уточнении платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ). Устраняя в поручении неточность, компания тем самым исправляет ошибку в уже свершившемся платеже. И заново платить налог от нее не требуется. Значит, ранее уплаченную сумму инспекция обязана отразить по дате платежки, а пени пересчитать.

Аргумент 3 — по ошибкам в ОКАТО есть арбитраж в пользу компаний

Раньше при неточных кодах ОКАТО в платежках судьи подтверждали, что оснований для начисления пеней нет (постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.13 № 784/13). А с мнением судей соглашались в ФНС (письмо от 02.08.13 № БС-4-11/14009). При ошибках в ОКТМО практика еще не сложилась, но наверняка судьи будут придерживаться аналогичных выводов. Ведь от переименования кода его суть не изменилась.

Какие ошибки делают плательщики налогов и сборов при оформлении платежек на их уплату? Как избежать этих ошибок? К чему они могут привести? Каковы перспективы упрощения порядка заполнения платежек на уплату налогов и сборов? Ответы на эти вопросы вы найдете в предложенном материале.

Какие ошибки делают плательщики налогов и сборов при оформлении платежек?

Процесс уплаты налогов и сборов состоит из двух равноценных этапов: исчисление налогов и перечисление их в бюджет. На практике бухгалтеры в основное внимание уделяют первому этапу - исчислению налогов и сборов. При этом не всегда должное внимание уделяется непосредственно перечислению налогов и сборов в бюджет, а зря. Ошибки в платежных документах на уплату налогов и сборов ведут к тому, что налоги остаются неуплаченными со всеми вытекающими из этого последствиями, которые могут быть самыми серьезными, включая применение мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ.

Обратите внимание:

Поручение на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с Правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации , утвержденными .

Какие ошибки наиболее часто делают налогоплательщики и налоговые агенты при перечислении налогов и сборов в бюджет? В 2013 году к ним относились :

  • ошибки при указании кодов бюджетной классификации (КБК). При заполнении этого поля платежного поручения разброс ошибок поражает воображение: вообще не указывают КБК, указывают неверный КБК, часто указывают отмененные КБК, особенно по НДФЛ и налогам, уплачиваемым по спецрежимам;
  • ошибки при перечислении страховых взносов, не администрируемых налоговыми органами, - страховые взносы перечисляют в налоговый орган с указанием КБК налогового органа;
  • ошибки при заполнении реквизитов получателя. Либо совсем не указывают ИНН и КПП получателя, либо указывают неверные реквизиты, а также встречаются случаи указания неверного расчетного счета УФК.
К сведению:

Сравнительная таблица изменений, внесенных Приказом Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н , с положениями Приказа Минфина РФ от 24.11.2004 № 106н «Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» размещена на официальном сайте Межрегионального операционного УФК moufk.roskazna.ru в разделе «Информация для клиентов / Администрирование доходов бюджета» (Письмо Федерального казначейства от 13.12.2013 № 95-09-11/01-1408 «Об изменении правил заполнения платежных документов» ).

В январе 2014 года виды ошибок в платежных поручениях изменились. В основном они связаны с неверным указанием ОКТМО:

  • указан ОКТМО с тремя прочерками в конце;
  • указан ОКТМО, состоящий из различного количества знаков, - 5 или 9;
  • указан неверный код ОКТМО, в том числе другого региона;
  • поле с ОКТМО вообще не заполнено.
Проблема состоит еще и в том, что неверное указание КБК, ОКТМО

и других обязательных реквизитов - это не единичные случаи. Есть налогоплательщики, которые отправляют по неправильным реквизитам платежи в течение длительного срока, пока ошибка не будет выявлена. Например, пока не будет выставлено требование об уплате налога на расчетный счет.

Как избежать ошибок в платежках?

Проанализируем приведенные ошибки.

1. Большое количество платежных документов поступает от налогоплательщиков, которые при перечислении страховых взносов, администрируемых ПФР, указывают в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ в полях «ИНН/КПП получателя» реквизиты налоговых органов. Напомним, что с 1 января 2013 года полномочия главного администратора доходов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, ранее администрируемые налоговыми органами (за расчетные периоды до 1 января 2010 года), переданы ПФР. В связи с этим при заполнении распоряжений о переводе денежных средств на перечисление названных страховых взносов следует указывать код главы администратора доходов бюджета «392», а в реквизитах получателя - ИНН и КПП отделения ПФР по своему региону.

2. В распоряжениях о переводе денежных средств указывают недействующие с 01.01.2012 КБК по НДФЛ. В данном случае необходимо уточнить КБК по НДФЛ, действующий в настоящее время.

3. В распоряжениях о переводе денежных средств указывают неверные ИНН и КПП инспекции налоговой службы получателя. Верные значения необходимо уточнить в налоговом органе по месту регистрации.

4. Налогоплательщики делают ошибки при перечислениях за обособленные подразделения или объекты налогообложения, стоящие на учете в других налоговых инспекциях: вместо КПП инспекции получателя платежа неверно указывают КПП подразделения, за которые производится оплата.

Многие ошибки связаны с неверным указанием КБК. Отметим, что платежное поручение составляется только по одному коду (Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации утверждены Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания )).

Повышенное внимание к КБК обусловлено тем, что учет поступлений ведется органами Федерального казначейства по КБК, указанным в реквизите «104» расчетных документов с учетом соответствия кода главы главного администратора доходов бюджета или главного администратора источников финансирования дефицита бюджетов КБК поступления в бюджет, администрируемому главным администратором поступлений в бюджет согласно законодательству РФ (законодательству субъекта РФ, правовым актам представительных органов местного самоуправления) (Приказ Минфина РФ от 18.12.2013 № 125н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» ).

Конечно, КБК меняются ежегодно, но обновляются далеко не все из них. Минфином были утверждены КБК на 2014 год. Приказами ФНС РФ от 27.12.2013 № ММВ-7-1/652@ , № ММВ-7-1/653@ и № ММВ-7-1/651@ внесены изменения в приказы ФНС РФ от 27.12.2012 № ММВ-7-1/1005@ , № ММВ-7-1/1004@ и № ММВ-7-1/1013@ соответственно. В новой редакции, в частности, приведены приложения, в которых указаны коды бюджетной классификации источников доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.

Обратите внимание:

В случае неправильного указания КБК в расчетном документе платеж относится в разряд невыясненных и требует дальнейшего уточнения.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 16.12.2013 № 121н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н» администрирование задолженности и перерасчетов по отмененным сборам и иным обязательным платежам осуществляется с применением кода подвида доходов бюджета «1000» - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному).

В связи с этим из приложения 11 к Указаниям по отмененным сборам и иным обязательным платежам исключены КБК с подвидами доходов «2000», «3000», «4000» и «5000».

Денежные средства, перечисляемые налогоплательщиками по исключенным КБК в уплату пеней или штрафов, то есть с указанием подвида дохода «2000» или «3000», относятся органами Федерального казначейства к разряду невыясненных поступлений.

В целях урегулирования состояния расчетов с бюджетом налогоплательщиков налоговым органам следует уточнять такие платежи на код подвида дохода «1000».

При этом в карточках «Расчеты с бюджетом» налогоплательщиков исполненные УФК расчетные документы отражаются в соответствии с типом платежа, а не с кодом подвида «доход» (Письмо ФНС РФ от 18.02.2014 № ЗН-4-1/2753 «О невыясненных поступлениях» ).

Процесс изменения КБК непрерывный. Например, на момент подготовки данного материала на регистрации в Минюсте находился Приказ Минфина РФ от 20.02.2014 № 11н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н».

Соответственно, обязательно нужно уточнять КБК на новый календарный год и в течение налогового периода.

С 1 января 2014 года в платежных документах на уплату налогов и налоговых декларациях вместо ОКАТО необходимо указывать ОКТМО.

В реквизите «105» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение кода, присвоенного территории муниципального образования (межселенной территории) или населенного пункта, входящего в состав муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (ОКТМО). При этом указывается код ОКТМО территории, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора и иного платежа. При уплате налогового платежа на основании налоговой декларации (расчета) в реквизите «105» указывается код ОКТМО в соответствии с налоговой декларацией (расчетом).

Максимальное количество символов в поле 105 - 11. ОКТМО максимально может состоять из 11 знаков: 1 - 8-й знаки идентифицируют муниципальные образования, в состав которых входят населенные пункты, 9 - 11-й знаки - населенные пункты. Это означает, что для муниципальных образований коды ОКТМО состоят из 8 знаков, а для населенных пунктов - из 11 знаков.

Если ОКТМО состоит из 8 знаков, никаких добавочных нулей или прочерков ставить не нужно.

Минфин пытался предотвратить поток ошибок в платежных документах на уплату налогов при введении ОКТМО. Для этого было предложено составить таблицу соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО (письма Минфина РФ от 25.04.2013 № 02-04-05/14508, от 14.05.2013 № 21-03-05/16793 ). Данная задача была реализована - сводная таблица соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО Российской Федерации размещена на сайте Минфина по адресу http://www.minfin.ru/ru/ismf/eiasmfrf/.

Кроме того, на официальном сайте ФНС размещен электронный сервис «Узнай ОКТМО». Сервис позволяет определить код ОКТМО по коду ОКАТО, по наименованию муниципального образования, а также посредством справочника «Федеральная информационная адресная система (ФИАС)».

Поисковая система настроена следующим образом.

Если налогоплательщик знает код ОКАТО, который он использовал в 2013 году для заполнения налоговой отчетности, платежных и других документов, то этот код необходимо ввести в строке сервиса «ОКАТО» и нажать кнопку «Найти». В результате система поиска выдаст информацию о соответствующем коде ОКТМО.

Если налогоплательщик не знает код ОКАТО, то он может осуществить поиск по наименованию муниципального образования или населенного пункта. Для этого необходимо выбрать на сервисе нужный субъект в строке «Субъект Российской Федерации», ввести наименование муниципального образования или населенного пункта в строку «Муниципальное образование».

Если налогоплательщику не удалось найти информацию о коде ОКТМО с помощью поиска через код ОКАТО или наименование муниципального образования (населенного пункта), то он может воспользоваться справочником Федеральной информационной адресной системы (ФИАС) и определить код ОКТМО по адресу своего места жительства (местонахождения имущества, земельного участка). Для этого необходимо перейти в справочник по ссылке «Федеральная информационная адресная система», размещенной на сервисе, и в строке быстрого поиска ввести адрес в следующем порядке: улица, населенный пункт, город, регион.

Если и в этом случае информация не найдена, то следует воспользоваться расширенным поиском по справочнику ФИАС. Для этого нужно ввести информацию в предлагаемой последовательности (наименование региона, округа, района, города и т. д.).

Таким образом, необходимо уточнять ОКТМО для конкретного налогоплательщика и указывать его в платежных документах на уплату налогов и в налоговых декларациях.

К чему приводят ошибки в платежках на уплату налогов?

Ошибки в платежных документах на уплату налогов и сборов приводят к тому, что платеж не попадает туда, куда его направлял налогоплательщик.

Как неоднократно заявляли представители Минфина и ФНС, неверное указание, а порой и пропуск обязательных реквизитов получателя при заполнении платежных документов приводят к тому, что органы Федерального казначейства относят поступления по таким документам к разряду невыясненных. Правильное заполнение обеспечивает своевременное отражение поступлений в карточках расчетов с бюджетом по налогам, а также предотвращает необоснованное применение мер принудительного взыскания недоимки (как налога, так и пени). Налогоплательщики при перечислении налогов и сборов должны указывать актуальные, то есть действующие, платежные реквизиты КБК, ОКТМО и ИНН, КПП инспекций получателей платежей.

С 11 марта 2014 года действует Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации , утвержденный Приказом Минфина РФ от 18.12.2013 № 125н (далее - Порядок ). Данный документ применяется при исполнении бюджетов бюджетной системы РФ начиная с 2014 года. В соответствии с Порядком орган Федерального казначейства учитывает следующие виды платежей, перечисленные на счет органа Федерального казначейства, как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет:

Подлежащие в соответствии с бюджетным законодательством РФ зачислению на другие счета органа Федерального казначейства;

Ошибочно перечисленные плательщиками на счет органа Федерального казначейства, предназначенные для уплаты на счет другого органа этого казначейства;

По которым отсутствуют расчетные документы (неполный объем расчетных документов банка, платежных ордеров банка о частичной оплате инкассовых поручений). При поступлении из банка недостающих расчетных документов к выписке по счету органа Федерального казначейства соответствующие поступления отражаются по уточненному КБК на основании справки данного органа.

Поступления по расчетным документам, в которых не указаны значения «ИНН» и (или) «КПП» получателя, и (или) КБК, и (или) код ОКТМО муниципального образования (межселенной территории, населенного пункта) (по поступлениям, полностью или частично зачисляемым в местный бюджет), либо в которых данные значения не соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ и (или) субъектов РФ, и (или) муниципальными правовыми актами, либо отсутствует законодательно установленный норматив отчислений поступившего платежа, относятся органами Федерального казначейства к невыясненным поступлениям в соответствии с положениями п. 15 Порядка .

Согласно п. 15 Порядка суммы невыясненных поступлений учитываются:

а) по КБК невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет :

Если в реквизитах расчетного документа «ИНН» и «КПП» получателя не указаны значения ИНН и КПП или указаны значения ИНН и КПП несуществующего получателя - администратора поступлений в бюджет (абз. 2 пп. «а» );

Если в реквизитах расчетного документа «ИНН» и «КПП» получателя указаны ИНН и КПП администратора поступлений в бюджет - органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, органа местной администрации, ЦБ РФ, казенного учреждения, осуществляющих администрирование доходов федерального бюджета, либо если в реквизите «104» расчетного документа указан администрируемый данными органами вид дохода, либо код главного администратора поступлений в федеральный бюджет (за исключением кодов главных администраторов поступлений в бюджет, являющихся органами управления государственными внебюджетными фондами) (абз. 3 пп. «а »);

Если в реквизитах расчетного документа «ИНН» и «КПП» получателя указано значение ИНН и КПП администратора поступлений в местный бюджет (при отсутствии кода ОКТМО муниципального образования (межселенной территории, населенного пункта), а также при наличии несуществующего кода ОКТМО муниципального образования (межселенной территории, населенного пункта) (абз. 4 пп. «а» );

Если у администратора поступлений в бюджет - органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, органа местной администрации, ЦБ РФ, казенного учреждения, осуществляющих администрирование доходов федерального бюджета, отсутствуют полномочия по администрированию поступившего платежа либо не открыт соответствующий лицевой счет, предназначенный для отражения операций по администрированию доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета (абз. 5 пп. «а» );

Если отсутствует законодательно установленный норматив отчислений поступившего платежа, в том числе по платежам, подлежащим отнесению к невыясненным поступлениям, зачисляемым в бюджет государственного внебюджетного фонда (бюджет субъекта РФ, местный бюджет) (абз. 6 пп. «а» );

б) по КБК невыясненных поступлений, зачисляемых в бюджеты государственных внебюджетных фондов :

Если в реквизитах расчетного документа «ИНН» и «КПП» получателя указано значение ИНН и КПП администратора поступлений в бюджет - органа управления государственным внебюджетным фондом, за исключением случаев, предусмотренных абз. 3 пп. «а» настоящего пункта;

Если у администратора поступлений в бюджет - органа управления государственным внебюджетным фондом, за исключением случаев, предусмотренных абз. 6 пп. «а»

в) по КБК невыясненных поступлений, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ :

Если в реквизитах расчетного документа «ИНН» и «КПП» получателя указано значение ИНН и КПП администратора поступлений в бюджет - органа государственной власти (государственного органа) субъекта РФ или находящегося в его ведении казенного учреждения, за исключением случаев, предусмотренных абз. 3 пп. «а» настоящего пункта;

Если у администратора поступлений в бюджет - органа государственной власти (государственного органа) субъекта РФ или находящегося в его ведении казенного учреждения, за исключением случаев, предусмотренных абз. 5 и 6 пп. «а» настоящего пункта, отсутствуют полномочия по администрированию поступившего платежа либо ему не открыт соответствующий лицевой счет администратора поступлений в бюджет;

г) по КБК невыясненных поступлений, зачисляемых в местные бюджеты :

Если в реквизитах расчетного документа «ИНН» и «КПП» получателя указано значение ИНН и КПП администратора поступлений в бюджет - органа местного самоуправления или находящегося в его ведении казенного учреждения (за исключением случаев, предусмотренных абз. 3 и 4 пп. «а» настоящего пункта) и при наличии кода ОКТМО муниципального образования (межселенной территории, населенного пункта);

Если у администратора поступлений в бюджет - органа местного самоуправления или находящегося в его ведении казенного учреждения (за исключением случаев, предусмотренных абз. 5 и 6 пп. «а» настоящего пункта) отсутствуют полномочия по администрированию поступившего платежа, либо не открыт соответствующий лицевой счет администратора поступлений в бюджет.

В случае невозможности однозначного отнесения невыясненных поступлений к невыясненным поступлениям, зачисляемым в бюджет государственного внебюджетного фонда (бюджет субъекта РФ, местный бюджет), с учетом значения кода вида дохода, указанного в реквизите «104» расчетного документа, поступления учитываются по коду бюджетной классификации невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет.

На сегодняшний день наблюдается рост числа невыясненных платежей, что становится огромной проблемой не только для налогоплательщиков, но и для Федерального казначейства. На данный момент окончательного решения по рассмотренной проблеме нет.

За неверным указанием обязательных реквизитов следует процедура уточнения платежа - потеря времени, заполнение уточняющих документов, создание возможности для начисления пеней и штрафов.

Каковы перспективы упрощения порядка заполнения платежек на уплату налогов и сборов?

Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р утвержденплан мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование налогового администрирования».

В соответствии с п. 8 разд. I «Сокращение времени на подготовку и подачу налоговой отчетности налогоплательщиком» предполагается сокращение количества обязательных для заполнения реквизитов платежного поручения для перечисления налогов и сборов. Для этого планируется провести анализ и инвентаризацию обязательных реквизитов платежного поручения для перечисления налогов и сборов (в том числе вида платежа, типа, периода оплаты, очередности платежа, статуса плательщика) в целях сокращения и исключения избыточной информации и уменьшения количества ошибок при перечислении налоговых отчислений. Затем планируется внедрение предложений и рекомендаций, выработанных по итогам проведенного анализа. Исполнителем по этому пункту является Минфин с участием ЦБ РФ. Срок - сентябрь 2014 года.

Остается надеяться, что по результатам проведенной работы действительно уменьшится количество обязательных для заполнения реквизитов, а не наоборот.

При этом, решив проблемы с заменой ОКАТО на ОКТМО, бухгалтеры сталкиваются с новой проблемой - заполнение кода «УИН». Федеральная налоговая служба дала следующие разъяснения по вопросу применения уникального идентификатора начисления для целей уплаты налогов и сборов .

При заполнении платежного поручения на уплату налогов и сборов необходимо заполнить все реквизиты. Форма и реквизитный состав распоряжения соответствуют платежному поручению, приведенному в приложении 2 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» .

Для плательщиков налоговых платежей, администраторов доходов бюджетов, всех иных составителей распоряжений предусмотрено указание УИН в распоряжении. До 31.03.2014 он указывался в реквизите «Назначение платежа», с 31.03.2014 - в реквизите распоряжения «Код». При невозможности указать конкретное значение УИН в реквизите «Код» проставляется ноль.

В каких случаях указывается значение УИН «0»?

Согласно разъяснениям налоговиков, при перечислении налогов (сборов), исчисленных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями самостоятельно на основании налоговых деклараций (расчетов), идентификатором начислений является КБК, который отражается в поле 104 платежного поручения. УИН при уплате налоговых платежей такими налогоплательщиками не формируется.

Соответственно, в платежном поручении указывается:

До 31.03.2014 в реквизите «Назначение платежа» (поле 24) - «УИН0///». После информации об УИН, который принимает нулевое значение (УИН0), ставится разделительный знак «///». После разделительного знака налогоплательщик может указать дополнительную информацию, необходимую для идентификации назначения платежа;

С 31.03.2014 в реквизите «Код» (поле 22) - «0».

Подведем итоги. Основные ошибки при заполнении платежек на уплату налогов и сборов связаны с неверно указанным КБК, ИНН, КПП получателя и перечислением страховых взносов в налоговые органы вместо ПФР. В 2014 году к этим ошибкам прибавились ошибки в указании ОКТМО. Чтобы избежать ошибок в платежках на уплату налогов необходимо отслеживать изменения в КБК и уточнять ОКТМО для конкретного налогоплательщика.

Изменения и особенности отчетности по заработной плате в 2019 году. Новое в расчете и налогообложении заработной платы и пособий.

ПК «Налогоплательщик ПРО»

ПК "Налогоплательщик" - предназначен для ведения бухгалтерского учета, подготовки бухгалтерской и налоговой отчетности в ФНС, ПФР, ФСС, ФСРАР в электронном виде на магнитных или бумажных носителях в утвержденных формах и форматах, в том числе для передачи по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с электронно-цифровой подписью (ЭЦП).


скачать последнюю версию
2019.3.5

Календарь

28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

Что нового?

Реализован новый функционал "Мониторинг контрагента". Функционал доступен из пункта меню: Настройки и Сервис -> Мониторинг контрагента, а так же по кнопке "Мониторинг контрагента" в справочнике организаций

Для обмена с контрагентами юридически значимыми документами: электронными версиями Счетов-фактур, УПД, Торг-12 и Актов, в рамках существующих систем электронного документооборота, реализована их выгрузка в утвержденных ФНС форматах XML (Приказы ФНС № ММВ-7-15/155 и № ММВ-7-10/552)

Реализовано формирование отчетности по формам СЗВ-СТАЖ и СЗВ-КОРР в форматах утвержденных Постановлением ПФР №507п от 06.12.2018

В программах обновлена ставка НДС (20%) с 01.01.2019 г.

Подключен новый тест 2-НДФЛ в новом формате 5.06. Обновлены справочники

В разделе "Статистика" появился новый документ: "Сведения о финансовых вложениях и обязательствах (Форма № П-6)"

В Налогоплательщике ПРО открыт 2019 год до 01.04.2019 - бесплатно

Для ТСЖ, СНТ и ГСК - реализована печать QR кодов на бланках ПД-4 для упрощения процесса оплаты по квитанциям через платежные терминалы и мобильные приложения банков. Меню: БухУчет -> Документы -> Начисление задолженности физлицам (членам ТСЖ,СНТ,ГСК и пр.)

В режиме "Настройки и сервис -> Контроль" добавлена возможность сравнения данных индивидуальной карточки и регистра доходов

Появилась новая статистическая форма отчетности: "Сведения о об основных показателях деятельности микропредприятия" (Форма № МП(микро))

При формировании счета на покупку программы реализована возможность оплаты со счета физического лица. Оплатить счет можно отсканировав QR код в платежном терминале, мобильном приложении (например: Сбербанк Онлайн) или через сотрудника банка

Какие ошибки в платежках мешают налогам и взносам попасть в бюджет

С 31 марта изменились правила заполнения платежек по налогам и взносам. Это уже четвертое изменение за последних три месяца. В новых правилах несложно запутаться, поэтому мы подготовили подсказки, которые помогут избежать и исправить самые частые ошибки

Порядок заполнения платежек по налогам и взносам в этом году уже менялся несколько раз. С 1 января в них появился новый код ОКТМО вместо ОКАТО, с 1 февраля изменились реквизиты банков получателей в Центральном регионе, с 4 февраля 2014 года приказ Минфина России от 12.11.13 № 107н изменил правила заполнения платежек, а с 31 марта в поле 22 надо писать УИН. Неразбериха с порядком привела к множеству ошибок. На практике встречаются четыре вида неточностей, у которых разные последствия.

Платежное поручение

Ошибки, которые не пропустит банк

В каждом банке свои критерии проверки платежных поручений. Большинство контролируют, чтобы компания заполнила все обязательные реквизиты (п. 2.7 Положения, утв. ЦБ РФ от 19.06.12 № 383-П). Но многие банки проверяют и правильность заполнения полей. Из-за пяти ошибок поручения возвращают на переделку.

Наименование плательщика и ИНН (поля 8, 60). Компания, которая формирует платежку через «Клиент-банк», не может ошибиться в этих реквизитах, так как программа сама подставляет название и ИНН компании. А вот при приеме платежек на бумаге банк сверяет в них сведения и возвращает поручение с ошибками. Например, если в названии компании лишние знаки, а в ИНН не хватает цифр.

Наименование получателя (поле 16). В названии получателя должно быть не больше 160 знаков. Если превысить лимит, банк не пропустит платежку. Тогда длинное название получателя необходимо сократить.

Банк получателя и БИК (поля 13, 14). С нового года многие отделения и управления Банка России изменили свои сокращенные наименования (письмо ЦБ РФ от 22.01.14 № 6-Т). Платежку со старыми данными банк не пропустит. Вернет банк и платежку с ошибкой в БИК хотя бы в одной цифре. Например, если компания вместо номера 044583001 запишет 044563001.

Очередность платежа (поле 21). Если компания сама платит налоги и страховые взносы, в платежке надо писать пятую очередь (письмо Минфина России от 20.01.14 № 02-03-11/1603). Если по ошибке написать шестую очередь, которой сейчас нет, банк платежку не пропустит (письмо Казначейства РФ от 17.03.14 № 42–7.4–05/3.5–161). Вернет банк и поручения с третьей очередью - она предназначена для списания денег по инкассо.

УИН (поле 22). С 31 марта 2014 года универсальный идентификатор начислений (УИН) стал обязательным реквизитом платежек по налогам и взносам. Его надо писать в поле 22. Если компания сама платит деньги, то надо ставить 0. Если по требованию - номер из требования, а если его нет, то также 0. Платежку с пустым полем 22 или с прочерками банк не примет.

Ошибки, из-за которых платеж потеряется в казначействе

Деньги зависнут в казначействе как невыясненные поступления, если из-за ошибки невозможно определить вид платежа и его получателя (п. 14 Положения, утв. приказом Минфина России от 18.12.13 № 125н). Поэтому надо подать заявление о возврате в свою инспекцию или фонд.

Ошибка в наименовании получателя, ИНН и КПП (поля 16, 61 и 103). ИНН/ КПП должны соответствовать друг другу. Например, если компания запишет верно название инспекции, но поставит другой ИНН или КПП, то платеж потеряется.

Неверный счет УФК (поле 17). Если компания верно запишет название казначейства, но поставит номер счета УФК другого региона, то платеж окажется в невыясненных. Эти деньги можно вернуть. Для этого надо подать особое заявление (см. образец).

Недействующие КБК (поле 104). Ставить в это поле надо только действующие сейчас КБК. Если поставить код, который уже отменен, то платеж гарантированно попадет в невыясненные поступления. Чаще всего компании допускают ошибки и платят НДФЛ на КБК, отмененные с 2012 года. Также платеж зависнет, если в первых трех знаках КБК записать код прежнего администратора. Например, 182 (код ФНС) вместо 392 (код ПФР). Платежку с неверными сведениями надо уточнить.

Ошибочный ОКТМО (поле 105). В невыясненные платежи деньги могут попасть по нескольким причинам: компания дописала в 8-значном ОКТМО три нуля или три прочерка в начале или в конце, записала 9 или 10-значный код, поставила ОКТМО другого региона и т. д. В после 105 необходимо писать 8-значный ОКТМО либо 11-значный код, если платеж адресован в бюджет поселения. При этом, если в коде 11 символов, надо дописать в конце три знака, соответствующие населенному пункту. Например, для города - 001, для поселка городского типа - 051. При неверном коде недоимки не возникнет, но потребуется уточнить реквизиты (письмо ФНС России от 02.08.13 № БС-4-11/14009). Образец заявления мы привели здесь.

Платеж дошел до инспекции и фонда, но ошибки надо уточнить

При некоторых ошибках платеж доходит до инспекции и фондов, но они не могут разнести его в карточку расчетов компании с бюджетом.

Неверный статус плательщика (поле 101). Если компания перечисляет деньги как налогоплательщик, то надо ставить статус 01, если как агент (например, НДФЛ или НДС) - статус 02. В платежке по взносам теперь надо ставить единый код 08. Иногда инспекторы и фонды пропускают такие недочеты. Но если платеж потерялся, то стоит уточнить ошибочный статус. Заявление в ПФР можно подать С 31 марта УИН стал обязательным реквизитом платежек по налогам и взносам по образцу из письма ПФР от 06.04.11 № ТМ-30-25/3445. А в инспекцию и в ФСС - в свободной форме.

Ошибочный КПП компании (поле 102). Если компания при перечислении налога записала не тот КПП (например, компании вместо подразделения), то платеж все равно дойдет до адресата. Но могут быть вопросы при вводе платежей в карточку расчетов с бюджетом. Поэтому стоит уточнить платеж.

КБК другого налога или взноса (поле 104). Некоторые компании по ошибке пишут в платежках КБК другого налога. Либо заполняют код накопительной части пенсии, тогда как в 2014 году взносы надо перечислять на КБК страховой (ст. 22.2 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ). Чтобы перебросить платежи на правильный КБК, надо подать в инспекцию или в фонд заявление об уточнении.

Основание и тип платежа (поля 106, 110). Вместо 11 типов осталось всего три. Это ПЕ - уплата пеней, ПЦ - уплата процентов (при рассрочке или отсрочке уплаты налога) и 0 - во всех остальных случаях (при перечислении налога, взносов, штрафов). Если в платежке по пеням записать 0, то стоит уточнить платеж. Хотя, как мы выяснили, в некоторых инспекциях и фондах не требуют заявления на уточнение. Вид платежа все равно можно определить по КБК. Также не требуют инспекторы уточнять основание платежа, если компания не вовремя заплатила налог, но записала в поле 106 значение ТП (текущий платеж) вместо ЗД (задолженность). Правда, по кодексу такой недочет входит в список тех, которые требуют уточнения (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Периодичность платежа (поле 107). Если компания перечисляет налог за конкретный месяц, а в поручении записала год (ГД.00.2014), то платеж стоит уточнить. Обычно такая ошибка не мешает налоговикам отразить платеж в карточке лицевого счета. Проблема возникает, если компания подала уточненку, но у нее есть недоимка за тот же год. Поэтому не ясно, что компания платила - налог по декларации или погашала долг. Из-за этого инспекторы могут оштрафовать компанию по статье 122 НК РФ, так как она не заплатила налог до подачи уточненки (п. 1 ст. 81 НК РФ). Поэтому ошибку необходимо уточнить.

Некритичные ошибки, которые можно не исправлять

- Ошибки этой группы безопасны. Их уточнять не обязательно.

ОКАТО вместо ОКТМО (поле 105). Как мы выяснили, многие банки пропускают такие поручения, а казначейства сейчас сами меняют старый код на новый ОКТМО. Не ясно только, как долго они будут это делать. В некоторых регионах называют срок до 1 апреля 2014 года, хотя Минфин предложил продлить перекодировку до 2015 года (письмо от 17.02.14 № 02-08-12/6562).

Не тот номер и дата документа (поля 108, 109). При перечислении налога до подачи отчетности в поле 109 (дата документа) надо поставить не дату декларации, а значение 0. Но если компания запишет дату, то неточность исправлять не требуется. В текущих платежах и при погашении недоимки надо поставить нулевое значение и в поле 108 (номер документа). Но если компания запишет другую цифру, то это также некритичная ошибка и не приведет к недоимке.

Очередность в проведенных платежах (поле 21). Некоторые банки в начале года пропускали платежки на налоги и взносы с третьей очередью вместо пятой. Уточнять платеж из-за этого не требуется. При таких недочетах налоги и взносы попали в бюджет.

Несколько нулей в УИН (поле 22). В поле 22 надо ставить 20-значный УИН либо значение 0. Но если компания напишет 20 нулей, это некритичная ошибка. Банк перечислит деньги, а инспекции и фонду такой недочет не помешает идентифицировать платеж.

Неполное назначение платежа (поле 24). Неверная или неполная информация в этом поле некритична. Например, если компания не написала, какой налог она перечисляет. Идентифицировать платеж инспекторы могут по КБК.

Несмотря на то что сейчас процесс перечисления налогов в бюджет полностью автоматизирован, бухгалтеры все равно допускают ошибки при оформлении платежных документов на перечисление налогов в бюджет. Ведь прежде чем запус­тить процесс формирования платежки, нужно внести все необходимые реквизиты. Так что и сейчас человеческий фактор играет свою роль. Давайте посмотрим, какие ошибки приведут к негативным налоговым последствиям, а какие можно безболезненно исправить.

С 1 июля 2015 г. налоговые органы начинают поэтапное внедрение в промышленную эксплуатацию автоматизированной информационной системы нового поколения «Налог-3». В ней подъем данных из предыдущих программных комплексов будет производиться не более чем за три года, предшествующих подъему, а именно за 2012, 2013, 2014 гг. В связи с этим ФНС России в письме от 02.04.2015 № ЗН-4-1/5411 настоятельно рекомендовала налогоплательщикам до 1 июля 2015 г. произвести уточнение платежных до­кумен­тов, оформленных до 1 января 2012 г.

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет суммы налогов. При этом на расчетном счете организации должно находиться достаточное количество денежных средств (подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Случаи, когда обязанность по уплате налога не будет признаваться исполненной, перечислены в п. 4 ст. 45 НК РФ. Их всего пять. Среди них неправильное указание налогоплательщиком (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ):

  • номера счета Федерального казначейства;
  • наименования банка получателя.

Исходя из формулировки данной нормы, ошибки или неточности в других реквизитах платежного поручения на перечисление налога вполне допустимы. Речь идет о КБК, ИНН, КПП, кодах ­ОКАТО и др. Разберемся, так ли это. Сразу отметим, чтобы избежать проблем с налоговиками, лучше произвести уточнение платежа.

Казнить, нельзя помиловать

Как мы уже сказали, если платеж ушел не на тот счет Федерального казначейства или налогоплательщик допустил ошибку в наименовании банка получателя, то налог не будет считаться уплаченным. Это, безусловно, приведет к возникновению недоимки, начислению пеней.

Суд выиграть можно, но сложно

Доказывать, что ошибка не повлекла неперечисление денег в бюджет долго и, как показывает практика, нецелесообразно. Решения арбитражных судов в пользу налогоплательщика в этих случаях крайне редки. Тем не менее они есть. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 03.04.2012 № А40-42830/11-99-191 плательщик перепутал счета Федерального казначейства Москвы и Московской области. Инспекция не могла провести межрегиональный зачет налога. Фирма, признав ошибку, уплатила налог по правильным реквизитам. Но, естественно, с опозданием. Налоговый орган по заявлению компании вернул ошибочно перечисленный платеж, при этом начислил ей пени за пропуск срока платежа.

Обратившись в суд с требованием признать начисление пени незаконным, фирма выиграла процесс. Суд решил, что «указание в платежном поручении номера счета одного органа Федерального казначейства вместо другого еще не означает непоступление денежных средств в бюджетную систему, поскольку УФК по г. Москве, так же как и УФК по Московской обл., осуществляют учет поступлений и их распределение между бюджетами по кодам бюджетной классификации».

Отметим, что на беспроблемный пересчет пени при «фатальной ошибке» фирма может не рассчитывать. Такой пересчет может быть проведен только при условии, что обязанность по уплате налога признана исполненной (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Виной всему банк

Бывает, что в неправильных реквизитах виноват не плательщик, а банк. Тогда фирма может требовать возмещения убытков в виде пеней со своей кредитной организации в судебном порядке.

Обосновать свое требование нужно положениями ст. 60 НК РФ. В ней указано, что банки обязаны исполнять поручение на перечисление налога в бюджетную сис­тему на соответствующий счет Федерального казначейства, а также нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. А для налогового органа совершенно не важно, по чьей оплошности деньги не попали в бюджет (письмо ФНС России от 02.09.2013 № ЗН-2-1/595@).

Правила исправления

Для того чтобы исправить «фатальную» ошибку и избежать начисления пеней и обвинений в недоимке, необходимо уплатить налог повторно по правильным реквизитам (письмо ФНС России от 06.09.2013 № ЗН-3-1/3228). Напомним, что при перечислении налогов и сборов в бюджетную систему РФ расчетные до­кумен­ты заполняются в соответствии с приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации».

Возврат ошибочно перечисленных денежных средств проводится по заявлению налогоплательщика, которое нужно представить в налоговый орган по месту учета и приложить к нему копию платежного до­кумен­та, подтверждающего уплату (письмо ФНС России от 31.03.2015 № ЗН-4-1/5201@).

Механизм возврата налога довольно детально прописан в письме Минфина России от 02.11.2011 № 02-04-10/4819 . В нем подробно описаны процедуры взаи­модействия УФК и налогового органа. А основное действие, которое для этого требуется совершить налогоплательщику, — подать заявление

Обратите внимание: при возврате налогов, в том числе ошибочно уплаченных «не туда», заявление подается по новой форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@ . Соответствующее решение принимается налоговым органом в течение десяти дней со дня получения заявления от компании или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных налогов. Сумма налога возвращается в течение одного месяца с даты, указанной в заявлении.

Эти правила установлены ст. 78 НК РФ. При подаче заявления на возврат необходимо придерживаться нескольких прос­тых правил.

Во-первых, заявление на возврат излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня его уплаты. Пропуск трехлетнего срока влечет отказ в возврате.

Во-вторых, о принятом решении налоговый орган обязан уведомить компанию в течение трех дней.

В-третьих, пропуск месячного срока на возврат влечет начисление процентов. В такой ситуации инспекция обязана сразу приплюсовать проценты, рассчитанные со дня, когда налог должен быть возвращен, по день фактического возврата к той сумме, которая перечисляется организации (письмо Минфина России от 29.10.2014 № 03-02-08/54846). Никакого дополнительного заявления для этого подавать не нужно.

Казнить нельзя, помиловать

Как мы уже сказали в начале статьи, при оформлении поручений на уплату налогов плательщики часто путают КБК, коды ­ОКАТО и ­ОКТМО, ИНН налоговых органов и др. Из-за этого возникают споры с инспекциями по признанию обязаннос­ти об уплате налога исполненной.

Плательщики настаивают на том, что требования п. 4 ст. 45 НК РФ выполнены и претензии чиновников необоснованны. Довольно часто эти споры доходят до самой высокой инстанции.

­ОКАТО и ­ОКТМО

Наибольшее количество споров возникает при перечислении ­НДФЛ за работников общества в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения компании. Как показывает практика, компании указывают правильный КБК, но допускают ошибки в ­ОКАТО (с прошлого года — ­ОКТМО).

У судов долго не было единой позиции о том, считается ли в данном случае обязанность налогового агента исполненной или нет, возможен ли межбюджетный зачет и обоснованны ли пени. Яркий пример — постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13. Неправильный ­ОКАТО в платежке привел к начислению пени по ­НДФЛ. Фирма оспорила их в суде, и первая инстанция ее поддержала, а вот апелляция и кассация высказались против. Они указали, что предприятие нарушило требования п. 7 ст. 226 НК РФ, согласно которому «налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога по месту своего нахождения и по мес­ту нахождения каждого обособленного подразделения». А задолженность перед муниципальными бюджетами влечет начисление пеней.

А вот надзор отменил решения нижестоящих судов и достаточно логично сформулировал свою позицию. Среди оснований для признания обязанности по уплате налога неисполненной неправильное указание кода ­ОКАТО не названо. Раз сумма налога поступила в бюджетную систему РФ, значит, она считается уплаченной и задолженность у предприятия отсутствует. Пени могут быть начислены только на неуплаченную сумму налога. Аналогичный подход ранее был продемонстрирован в Определении ВАС РФ от 25.02.2011 № ВАС-16910/10, постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2012 № А56-48850/2011, Западно-Сибирского округа от 12.07.2012 № A45-15055/2011 и др.

Вроде бы постановление надзорной инстанции должно было привести к единообразию в решениях судов. Но не тут-то было. Буквально в следующем после выхода вышеназванного постановления Президиума ВАС РФ году появилось Определение ВАС РФ от 22.05.2014 № ВАС-3838/14, в котором тройка судей в похожем споре поддержала противоположную позицию и отказала в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмот­ра в порядке надзора.

В данном деле фирма настаивала, что переплату ­НДФЛ по обособленному подразделению можно было зачесть в счет недоимки по головной организации, а начисление пени неправомерно. Первые две инстанции встали на сторону компании. Они указали, что бюджетная система РФ представляет собой совокупность бюджетов — федерального, субъектов РФ, местных, а это значит, что система не может страдать, если налог в нее в принципе поступил (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ). Однако, кассационная инстанция, а вслед за ней и надзор приняли другое решение. Они посчитали пени обоснованными. Так как «компенсация соответствующему бюджету непоступивших сумм налогов обес­печена пеней — суммой, которую налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки».

Но на радость плательщикам сейчас позиция о том, что ошибка в ­ОКТМО (ранее — ­ОКАТО) не является основанием считать налог неперечисленным, подтверждена Верховным судом РФ (Определение от 10.03.2015 № 305-КГ15-157). На наш взгляд, эта позиция более обоснованна. Так как платежи зачислены на единый бюджетный счет, соответствующий КБК, то неверное указание кода ­ОКАТО или ­ОКТМО в платежном до­кумен­те не может служить причиной для признания обязанности по уплате налога неисполненной. Кстати, ФНС России, в отличие от налоговых органов на местах, уже как полтора года вполне с этим согласна (письмо ФНС России от 24.12.2013 № СА-4-7/23263).

Неверный КБК

Не секрет, что коды бюджетной классификации для уплаты налогов изменяются чуть ли не ежегодно. Поэтому бухгалтеры следят за ними очень пристально. Тем не менее ошибки происходят.

Бояться проставления в платежном поручении на уплату неправильного КБК не стоит. Минфин России еще в письме от 17.07.2013 № 03-02-07/2/27977 разъяснил, что в случае неправильного указания налогоплательщиком КБК, не повлекшего неперечисления налога в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства, следует руководствоваться п. 7 ст. 45 НК РФ. То есть подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением до­кумен­тов, подтверждающих уплату, с просьбой уточнить принадлежность платежа. Также можно попросить инспекцию о сверке расчетов, после которой налоговики примут решение об уточнении платежа.

Напомним, что порядок сверки расчетов проводится по Регламенту, утвержденному приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@. Срок процедуры не должен превышать десяти дней. Если же выявлены расхождения в данных плательщика и инспекции, он увеличивается до 15 дней. Результаты сверки должны быть оформлены актом и соответствующей справкой, подписанной руководителем инспекции.

Отметим, что уточнение КБК может производиться только в пределах одного и того же налога. На это обратила внимание ФНС России в письме от 22.12.2011 № ЗН-4-1/21889.

Правда, территориальные налоговые органы не всегда готовы так просто решать подобные вопросы, что подтверждается арбитражной практикой. Налогоплательщики вынуждены отстаивать свои платежи в судах и, надо сказать делают это довольно успешно. Приведем примеры.

Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.05.2013 № А33-8935/2012 суд указал, что исполнение обязанности по уплате налога не ставится в зависимость от правильности указания КБК в платежных до­кумен­тах. Ведь этот код необходим лишь для правильного распределения средств между бюджетами. Аналогичное мнение — в постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 13.11.2013 № А32-31731/2012, Восточно-Сибирского округа от 14.05.2013 № А33-8935/2012, Центрального округа от 08.10.2013 № А14-18051/2012 и др.

И несколько слов об указании КБК, которого не существует (код отменен или изменен). Несмотря на мнение ФНС России, суды считают, что такая ошибка также не приводит к фатальным последствиям и налоговый орган вполне в состоянии идентифицировать платеж при прочих правильных реквизитах. В частности, такой вывод содержат постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11.12.2006 № Ф04-8059/2006(29059-А81-33), Северо-Западного округа от 07.10.2008 № А42-1319/2008. Решения, хоть и приняты довольно давно, содержат ссылки на действующие нормы НК РФ, а значит, вполне актуальны и в 2015 г.

Платите налоги сами!

Рассмотрим еще один вопрос, касающийся порядка заполнения поручения на перечисление налогов в бюджет в случае, если плательщиком является третье лицо. Такая ситуация может возникнуть, например, при уплате налогов за компанию директором или учредителем.

Позиция Минфина России достаточно определенна. Во-первых, при перечислении налогов и сборов в бюджетную сис­тему РФ расчетные до­кумен­ты заполняются в соответствии с приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Во-вторых, в платежке должны быть указаны реквизиты налогоплательщика — юридического лица или индивидуального предпринимателя, которые позволяют его идентифицировать. В-третьих, обязанность по уплате налога возложена на налогоплательщика. А это значит, что ее исполнение должно быть подтверждено до­кумен­тами, по которым можно четко установить, что причитающаяся сумма уплачена именно им (письмо Минфина России от 22.12.2014 № ­03-02-08/66327).

Подскажите, пожалуйста, как быть. В платежном поручении на перечисление НДФЛ, указан неверный код ОКАТО? что нужно сделать в данном случае, и какие санкции предусмотрены?

Ответ

В случае ошибки будут действовать те же правила, что и сейчас по ОКАТО. То есть платеж будет считаться уплаченным, но его нужно будет уточнить. Устойчивая арбитражная практика подтверждает, что обязанность по уплате налога считается исполненной независимо от правильности указания КБК (ОКТМО) в платежном поручении. Опираясь на положения статьи 45 Налогового кодекса РФ, суды признают неправомерным взыскание штрафов, недоимок и начисление пеней, если сумма налога с ошибочным КБК (ОКТМО) поступила в бюджетную систему (была зачислена на соответствующий счет казначейства). Даже если организация не обращалась в инспекцию с заявлением об уточнении платежа

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

Ситуация: какие последствия может повлечь за собой неправильное указание КБК или ОКТМО в платежном поручении на перечисление налогов

Неправильное указание КБК или ОКТМО может привести к тому, что перечисленная сумма налога хотя и попадет в бюджетную систему, но будет зачислена:

  • либо в бюджет другого уровня (например, вместо федерального в региональный);
  • либо в бюджет одного уровня, но в другом муниципальном образовании;
  • либо в бюджет одного из внебюджетных фондов;
  • либо на невыясненные поступления.

КБК и ОКТМО входят в группу реквизитов, позволяющих определить принадлежность платежа. Если в этих данных допущена ошибка, ее можно исправить. Для этого в налоговую инспекцию нужно подать об уточнении реквизитов платежного поручения.* На основании заявления и акта совместной сверки уплаченных налогов (если такая сверка проводилась) инспекция примет об уточнении платежа на день фактической уплаты налога. В результате обязанность организации по уплате налога будет признана исполненной, а пени, начисленные организации, должны быть списаны. Уточнить платеж можно и в том случае, если сумма налога была перечислена в бюджет другого уровня или во внебюджетный фонд. Это следует из положений статьи 45 и статьи 78 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России и .

Устойчивая арбитражная практика подтверждает, что обязанность по уплате налога считается исполненной независимо от правильности указания КБК (ОКТМО) в платежном поручении. Опираясь на положения статьи 45 Налогового кодекса РФ, суды признают неправомерным взыскание штрафов, недоимок и начисление пеней, если сумма налога с ошибочным КБК (ОКТМО) поступила в бюджетную систему (была зачислена на соответствующий счет казначейства). Даже если организация не обращалась в инспекцию с заявлением об уточнении платежа.* Такой вывод содержится, в частности, в , определениях ВАС РФ , постановлениях ФАС , Западно-Сибирского округа , Северо-Западного округа , . А в ФАС Центрального округа прямо указал, что только два вида ошибок, допущенных при составлении платежных поручений на перечисление налогов, приводят к возникновению недоимки и, как следствие, являются основанием для начисления пеней. Во-первых, это неправильное указание номера счета Казначейства России, а во-вторых – неправильное указание наименования банка получателя платежа.

Кроме того, на практике суды разграничивают понятия «излишне уплаченные» и «ошибочно перечисленные» налоги. Например, если в платежном поручении на перечисление транспортного налога ошибочно указан КБК по НДС (плательщиком которого организация не является), то ограничения, установленные Налогового кодекса РФ (о невозможности зачета между налогами разных видов (федеральные, региональные, местные)), применяться не должны. В таком случае суммы, перечисленные по неправильно указанному КБК, не являются «излишне уплаченными». Ведь организация намеревалась исполнить обязанность по погашению другого обязательного платежа. Переплата же стала следствием технической ошибки, допущенной при заполнении платежного поручения. В этих условиях организация вправе потребовать зачета ошибочно перечисленной суммы в счет платежа, который она собиралась перечислить первоначально. Суды подтверждают правомерность таких требований (см., например, постановления , ).

Налог может быть зачислен на ошибочный КБК по вине банка. Например, если банк неправильно сформировал электронный платежный документ. В этом случае по заявлению организации налоговая инспекция должна уточнить платеж, запросив в банке бумажную копию оригинала платежного поручения. Уточнение платежа производится на день фактической уплаты налога, то есть без начисления пеней. Подтверждает такой вывод Минфин России в .

С.В. Разгулин

заместитель директора департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Минфина России

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

Новое на сайте

>

Самое популярное