Домой Полезные советы Обязательное пенсионное страхование. Передача контрольной функции

Обязательное пенсионное страхование. Передача контрольной функции

Главное изменение в сфере страховых взносов 2017 - это передача полномочий внебюджетных фондов по контролю за уплатой взносов, взысканию задолженности и приему отчетности по взносам Федеральной налоговой службе. Соответствующие изменения в законодательные акты уже внесены (пп. 2 п. 1 , п. 2.1 ст. 32 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Закон № 212-ФЗ с 2017 года перестает действовать, а правоотношения в части страховых взносов будет регулировать гл. 34 НК РФ . В соответствии с ней отчетными периодами будут, как и ранее, I квартал, полугодие и 9 месяцев, расчетным периодом - календарный год (ст. 423 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Все те же лица будут относиться к плательщикам страховых взносов - организации, ИП, адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой (ст. 419 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Все те же выплаты будут подпадать под объект обложения взносами (ст. 420 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) и в целом по тем же правилам будет определяться база для начисления взносов (ст. 421 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Тарифы страховых взносов на 2017 год

Как видно, основные тарифы взносов в 2017 году останутся прежними. При этом для расчета взносов на ОПС и на ВНиМ снова будут установлены предельные величины базы, при достижении которых будет меняться ставка для начисления взносов.

Пониженные тарифы взносов законодатели не отменили. Но воспользоваться ими, как и раньше, смогут не все страхователи.

Пониженные тарифы взносов - 2017

Ставки пониженных тарифов, по сравнению с 2016 годом, не претерпели изменений. Однако теперь условия, которым должен соответствовать плательщик взносов, чтобы иметь право на пониженные тарифы, в НК РФ прописаны более четко и подробно (п. 4-10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Для некоторых льготников установили новые (дополнительные) требования.

Кроме того, в отношении многих категорий плательщиков в НК прямо указано, что при несоблюдении указанных условий организация или ИП утрачивает право на применение пониженных тарифов с начала расчетного периода, т. е. календарного года.

Категория страхователя Коды ОКВЭД видов деятельности* Тариф для расчета взносов
в ПФР в ФСС на ВНиМ в ФФОМС
Организации и ИП на УСН, ведущие льготируемый вид деятельности, доход от которого составляет не менее 70% в общем объеме доходов упрощенца. При этом годовой доход упрощенца не должен превышать 79 млн. руб. При превышении данного лимита право на пониженные тарифы плательщик взносов теряет с начала расчетного периода (пп. 5 п. 1 , пп. 3 п. 2 , п. 6 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 13, 14, 15, 16 и др. 20 0 0
Аптечные организации, а также ИП, имеющие лицензию на ведение фармацевтической деятельности, на ЕНВД. Пониженные тарифы взносов применяются только в отношении работников, занятых в фармацевтической деятельности (пп. 6 п. 1 , ) 46.18.1, 46.46.1, 47.73 20 0 0
ИП, применяющие патентную систему налогообложения, - в отношении выплат и вознаграждений работников, которые заняты в патентном виде деятельности. При некоторых видах деятельности данная «льгота» не применяется (пп. 9 п. 1 , пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 31.0, 74.20, 75.0, 96.01, 96.02 и др. 20 0 0
Некоммерческие организации на УСН, кроме государственных и муниципальных учреждений, ведущие деятельность в сфере социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры, искусства и массового спорта (пп. 7 п. 1 , пп. 3 п. 2 , п. 7 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 37, 86, 87, 88, 93 и др. 20 0 0
Благотворительные организации на УСН (пп. 8 п. 1 , пп. 3 п. 2 , п. 8 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 64.9, 88.10 20 0 0
Организации, ведущие деятельность в области информационных технологий (пп. 3 п. 1 , пп. 1 п. 2 , п. 5 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). 62, 63 8 2 4
Хозяйственные общества и партнерства на УСН, которые занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности (изобретений, полезных моделей и т.д.), права на которые принадлежат бюджетным и автономным (в том числе научным) учреждениям (пп. 1 п. 1 , пп. 1 п. 2 , п. 4 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). 72 8 2 4
Организации и ИП, заключившие соглашения с органами управления особыми экономическими зонами об осуществлении технико-внедренческой деятельности, а также туристско-рекреационной деятельности (пп. 2 п. 1 , пп. 1 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). 65.20, 79.1, 94.99, 62.0, 63.1, 63.11.1 и др. 8 2 4
Плательщики взносов, делающие выплаты и вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (за некоторым исключением), в отношении этих выплат (пп. 4 п. 1 , пп. 2 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 50 0 0 0
Организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов «Сколково» (пп. 10 п. 1 , пп. 4 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 72.1 (ч. 8 ст. 10 Закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ) 14 0 0
Плательщики взносов, получившие статус участника свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя (пп. 11 п. 1 , пп. 5 п. 2 , п. 10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) Любые коды ОКВЭД, кроме 05, 06, 07, 08, 09.1, 71.12.3 (ч. 2 ст. 12 Закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ) 6 1,5 0,1
Плательщики взносов, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (пп. 12 п. 1 ,). К примеру, запрещена деятельность по добыче нефти и природного газа, код ОКВЭД 06.1 6 1,5 0,1

* Коды приведены в соответствии с ОКВЭД2 ("ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" , утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст)

Страховые взносы, уплачиваемые ИП «за себя», в 2017 году

Порядок расчета «предпринимательских» взносов не изменился. Взносы в фиксированном размере в ПФР и ФФОМС определяются исходя из МРОТ, установленного на начало 2017 года. А если доходы ИП за год превысят 300 тыс. руб., то кроме фиксированных взносов, предприниматель должен будет уплатить в ПФР дополнительную сумму в размере 1% от суммы превышения над указанным лимитом (п. 1 ст. 430 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

С 1 января 2017 года пенсионные и медицинские взносы, взносы по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством будет администрировать ФНС РФ.

Но это не отменит взаимодействие страхователей с ПФР и ФСС. Состав отчетности при этом изменится, появится новый штраф, нововведения в определении облагаемой базы по взносам.

В нашем сегодняшнем материале читатель найдет изменения в страховых взносах с 2017 года.

Законодательные акты о страховых взносах

Перечисленные изменения введены в действие на основании Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ и Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ. Они предусматривают следующие изменения:

  • в январе 2017 года в Налоговый кодекс РФ добавлена глава 34 под названием «Страховые взносы». Она содержит статьи с 419 по 432, в которых изложены правила начисления и уплаты взносов;
  • внесены изменения в первую часть Налогового кодекса РФ. Согласно нововведениям, все основные принципы, ранее распространявшиеся только на налоги, теперь распространяются и на страховые взносы;
  • утрачивает силу Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ о страховых взносах;
  • начинает действовать новая редакция Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном учете…»;
  • начинает действовать новая редакция Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании…»;
  • начинает действовать новая редакция Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев…».

Сроки уплаты страховых взносов в 2017 году

Срок уплаты страховых взносов в 2017 году остается прежним. По-прежнему, согласно п. 3 ст. 431 НК РФ, крайней датой уплаты остается 15-е число месяца, следующего за отчетным. Учет и уплата страховых взносов в 2017 году, как и раньше, должны выполняться в рублях и копейках.

Изменения налогооблагаемой базы

Правила расчета сумм взносов в ФСС, пенсионных и медицинских взносов остаются практически неизменными. Остаются в силе все льготы и действовавшие тарифы. Как и ранее, облагаемым объектом остаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, начисленные согласно трудовым и гражданско-правовым договорам.

Облагаемая база, как и раньше, начисляется отдельно по каждому физическому лицу нарастающим итогом с начала года. Сохраняется и предельная величина базы для взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Сохранится и пониженная ставка для пенсионных взносов в отношении выплат, начисленных сверх лимита.

В этой сфере единственное изменение коснется суточных. В данный момент суточные, зафиксированные в локальном нормативном акте или коллективном договоре, полностью освобождаются от страховых взносов. С 1 января, согласно п. 2 ст. 422 НК РФ, от взносов будут освобождены только суммы до 700 рублей для командировок внутри страны и суммы до 2 500 рублей для заграничных командировок.

При этом изменятся правила определения облагаемой базы для доходов в натуральной форме. До 1 января в базу включались цены товаров, работ и услуг, указанные в договоре. Теперь, согласно ст. 105.3 НК РФ цена будет определяться из расчета рыночных цен. А в соответствии с п. 7 ст. 421 НК РФ, НДС из облагаемой базы не исключается.

Перечисленные изменения не распространяются на страховые взносы в 2017 году «на травматизм». Суточные полностью освобождаются от них, а доходы в натуральной форме учитываются в облагаемой базе по договорной стоимости.

Отчетность по страховым взносам в ИФНС в 2017 году

Пожалуй, главным нововведением законодательства о страховых взносах стала необходимость отчитываться не только перед фондами, но и перед ИФНС. В этих целях вводится единый ежеквартальный отчет. Он заменяет сразу четыре формы, действовавших ранее: 4-ФСС, РСВ-1 , РСВ-2 , РВ-3 .

В соответствии с п.7 ст. 431 НК РФ, сдача единого расчета в ИФНС должна выполняться не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Если среднесписочная численность сотрудников составляет менее 25 человек, то отчет можно сдавать в бумажной форме. Юридические лица и индивидуальные предприниматели со среднесписочной численностью сотрудников более 25 человек должны представлять данный отчет в электронной форме.

Общая сумма пенсионных взносов в расчете должна совпадать с суммой взносов по каждому застрахованному лицу. Иначе отчет будет считаться несданным.

Отчитываться перед ИФНС по страховым взносам за 2016 год не нужно.

Отчетность по страховым взносам в фонды в 2017 году

Как сказано выше, отменены формы 4-ФСС, РСВ-1 , РСВ-2 , РВ-3 . Приняты и другие изменения.

Меняется срок сдачи ежемесячной отчетности СЗВ-М. Ранее ее необходимо было сдавать в ПФР до 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Теперь срок сдачи продлен. Начиная с 2017 года, СЗВ-М необходимо сдавать в ПФР не позже 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

С 2017 года вводится новая ежегодная отчетность, форма которой еще не утверждена. Отчет необходимо сдавать в срок до 1 марта года, следующего за отчетным. Для ИП и организаций со среднесписочной численностью сотрудников до 25 человек отчет можно сдавать в бумажной форме. При численности 25 и более человек допускается сдача отчета только в электронной форме.

В ФСС с 2017 года необходимо сдавать отчеты только по взносам «на травматизм». Как и ранее, ИП и организации со среднесписочной численностью сотрудников менее 25 человек могут сдавать отчеты в бумажном виде, остальные — только в электронном виде. Для этих отчетов предусмотрены те же сроки сдачи, что и для формы 4-ФСС: отчеты в бумажном виде необходимо сдавать не позже 20-го числа месяца, следующего за отчетным, отчеты в электронной форме сдаются не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

Напоминаем, что все эти нововведения не распространяются на отчетность за 2016 год.

Возмещение расходов на социальное страхование в 2017 году

За работодателями сохраняется право возмещения сумм больничных выплат из средств Фонда социального страхования. Как и прежде, первые три дня оплачивает работодатель. Взносы можно перечислять за вычетом выплаченных пособий. В случае превышения суммы пособий суммы взносов, разница может быть зачтена в счет уплаты взносы в следующих периодах, либо можно запросить у ФСС недостающие средства.

Расходы будут проверяться следующим образом. ИФНС после получения от работодателя ежеквартального расчета передают сведения территориальному органу ФСС. Инспекторы ФСС проверяют правильность заявленных расходов посредством выездной или камеральной проверки, о результатах которой сообщают ИФНС. В случае отрицательного результата ИФНС направит страхователю требование об уплате недостающих средств. В случае положительного результата расходы будут приняты, ИФНС при необходимости вернет разницу между взносами и расходами или зачтет ее.

Эта схема будет действовать до 31.12.2018 в регионах, которые пока не присоединились к пилотному проекту по выплате пособий непосредственно из ФСС.

Проверки ФНС уплат страховых взносов

Федеральная налоговая служба, начиная с января 2017 года, начнет проводить выездные и камеральные ревизии по страховым взносам. Исключением станут только взносы «на травматизм». Отметим, что проверять правильность начисления, а также уплаты страховых взносов в 2017 году работники ИФНС будут с учетом правил, которые действуют для проверки начисления и уплаты налогов.

Как это было и ранее, проверкой расходов на обязательное социальное страхование будет заниматься ФСС. То есть, один и тот же период могут проверить два раза — налоговая служба и Фонд социального страхования.

ПФР будет контролировать только персонифицированную отчетность: форму СЗВ-М, а также новые ежегодные данные о стаже работы. Таким образом, правила переходного периода выглядят так: проверки по страховым взносам (исключение — взносы «на травматизм»), которые назначены на 2017 год (и на дальнейшие периоды), при этом относящиеся к 2016 году и предшествующим периодам, будут проводиться фондами.

В случае обнаружения в ходе проверки каких-либо нарушений (недоимок), работники фондов сообщают об этом сотрудникам налоговой инспекции, а те, в свою очередь, принимают необходимые меры.

Контроль взносов «на травматизм» будет осуществляться ФСС (за все периоды).

Штрафы за нарушения

С 2017 года, нарушения, которые связаны со страховыми взносами (кроме «травматизма»), будут чреваты наложением штрафов ФНС. Следует иметь в виду, что все санкции, предусмотренные для нарушений налогового законодательства, будут использованы и по отношению к взносам. К примеру, за то, что страхователь не предоставил расчет по взносам, его оштрафуют на основании статьи 119 НК РФ, а за нарушение правил учета базы по взносам будут применяться санкции статьи 120 НК РФ.

За нарушения, которые связаны со страховыми взносами «на травматизм», будут, как и ранее, наказывать сотрудники Фонда социального страхования. В новой редакции Закона об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве содержатся все виды санкций ФСС. Например, за отказ от предоставления документов на проверку, на основании статьи 26.31 вышеуказанного закона страхователю грозит штраф в размере двухсот рублей (за каждый не предоставленный документ).

Пенсионный фонд вправе применять два вида санкций:

1. За непредставление ежегодных сведений о стаже — 500 рублей (в отношении каждого застрахованного лица).

2. За нарушение порядка сдачи отчетности в форме электронных документов — 1 000 рублей.

Возврат излишне уплаченных взносов в 2017 году

С января 2017 года страхователи будут, как и раньше, иметь право вернуть переплату по страховым взносам. Разница в том, что возврат будет теперь осуществляться не фондами, а налоговой инспекцией. Что касается процедуры возврата, то она будет такой же, как и в предыдущие периоды, как для налогов.

При этом появится новое условие. В случае если излишне уплаченные страховые взносы в 2017 году в ПФР были внесены в персонифицированную отчетность, а Пенсионный фонд распределил их по лицевым счетам, то работники налоговой переплату не вернут. Это правило есть во вновь созданном пункте 6.1 статьи 78 НК РФ.

ФСС будет возвращать излишне уплаченные взносы «на травматизм». В статье 26.12 новой редакции Закона об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве содержится алгоритм зачета и возврата переплаты по страховым взносам.

Блокировка счетов налоговиками

Все еще неизвестно, будут ли работники налоговой инспекции иметь право заблокировать расчетный счет страхователя, если он не сдаст расчет по страховым взносам. В новой редакции пункта 11 статьи 76 НК РФ говорится о том, что правила блокировки должны распространяться на плательщиков страховых взносов. При этом в пункте 3 статьи 76 НК не содержится упоминания о несданном во время расчета по взносам.

Вполне возможно, что в ближайшее время законодатели ликвидируют это противоречие в Налоговом кодексе. Если этого не случиться, то страхователи и налоговики будут решать споры в судебном порядке.

Изменения для обособленных подразделений

Нужно отметить, что значительные нововведения предусмотрены как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей. Ранее оплачивать взносы и сдавать отчетность по месту нахождения подразделения организации необходимо, только если у него есть отдельный баланс или собственный расчетный счет.

Начиная с 2017 года, условие о наличии расчетного счета перестает действовать. Следовательно, в этом году и в последующие периоды, обособленные подразделения, которые расположены в РФ, начисляющие вознаграждение (или другие выплаты) в пользу физлиц, перестанут перечислять страховые платежи (кроме взноса «на травматизм»), а также сдавать расчеты по месту их учета (на основании пункта 11 статьи 431 НК РФ).

Кроме того, с 2017 года страхователи получат новую обязанность сообщать ИФНС по месту нахождения головного офиса о том, что российское подразделение организации имеет полномочия начислять вознаграждения (или другие выплаты) в пользу физлиц.

Это необходимо сделать в течение одного месяца с момента наделения полномочиями. Нужно учитывать, что новая обязанность распространяется на подразделения, которые начали делать выплаты физическим лицам в 2017 году и в последующие периоды. Если вознаграждения начислялись физлицам до 2017 года, то никаких сообщений делать не надо.

По взносам «на травматизм» изменения не предусмотрены. Таким образом, в 2017 году обособленные подразделения будут продолжать платить страховые взносы и сдавать по ним отчетность только при наличии счета и баланса.

Страховые взносы в 2017 году для ИП

В 2017 году самозанятые граждане будут платить фиксированные платежи на медицинское страхование, как это было ранее. Добровольными останутся и взносы по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Самозанятым гражданам не нужно платить страховые взносы.

Изменение предусмотрено для пенсионных взносов. Это касается ИП, которые получили доход более 300 000 рублей. Как и ранее, к фиксированной величине взносов нужно прибавлять 1% от суммы доходов, которые превышают 300 000 рублей.

Налоговые инспекторы, по-прежнему будут получать данные о доходах из деклараций. При этом правило, по которому за не предоставление декларации начисляется штраф в максимальном размере, отменяется.

Отчетность по взносам для индивидуальных предпринимателей не изменилась — они снова будут сдавать расчеты по фиксированным взносам. А главы крестьянских (фермерских) хозяйств будут сдавать отчетность в новые сроки. Так, сдать расчеты им нужно будет не позднее 30 января года, который следует за расчетным периодом. Ранее крайним днем сдачи отчетов был последний день февраля.

Новые КБК по страховым взносам в 2017 году

Традиционно в новом году поменялись КБК. Новые КБК для уплаты страховых взносов в 2017 году размещены на этой странице .

Тоже может быть полезно:

Информация полезна? Расскажите друзьям и коллегам

Уважаемые читатели! Материалы сайта сайт посвящены типовым способам решения налоговых и юридических вопросов, но каждый случай уникален.

Если вы хотите узнать, как решить именно ваш вопрос - обращайтесь . Это быстро и бесплатно! Также вы можете проконсультироваться по телефонам: МСК - 74999385226. СПБ - 78124673429. Регионы - 78003502369 доб. 257

С 2017 года уплата страховых взносов переходит под контроль ФНС. Изменения в администрировании связаны с тем, что Пенсионный фонд плохо справляется с полнотой сбора этих платежей. В остальном для работодателей мало что изменится, за исключением того, что предельная величина базы для начисления страховых взносов в 2017 году в очередной раз повышена.

Что такое предельная база

Предельный, установленный государством, размер базы для начисления страховых взносов - это та сумма выплат в пользу работника, свыше которой выплаты начисляются по пониженном тарифу. В общем случае страховые выплаты, которые работодатель платит за свой счет, составляют:

  • на пенсионное страхование - 22%;
  • на медицинское страхование - 5,1%;
  • на социальное страхование - 2,9%.

Предельная база по взносам в 2017 году

Предельная база для начисления страховых взносов в 2017 году выросла, таблица ниже содержит в себе новые установленные тарифы взносов по разным видам страхования работников.

Пределы установлены только для двух видов страхования:

  • на пенсионное страхование - 876 000 рублей (в 2016 году - 796 000);
  • на обязательное социальное страхование - 755 000 рублей (в 2016 году - 718 000).

В отношении сумм на обязательное медицинское страхование и по взносам в ФСС на травматизм закон не предусматривает предельного размера базы, поэтому эта категория взносов начисляется по единой ставке, независимо от того, сколько выплачено работнику.

Пример расчёта: старшему юристу компании «Форест» в течение 2017 года выплатили в общей сложности 913 000 рублей. Как начислить сумму к уплате за страхование этого работника?

  • взносы в ПФР в пределах лимита: 876 000 * 22% = 192 720 р.;
  • взносы в ПФР сверх лимита: (913 000 - 876 000) * 10% = 3 700 р.;
  • взносы в ФФОМС (лимита нет, потому облагается вся сумма по одной ставке): 913 000 * 5,1% = 46 563 р.;
  • взносы в ФСС в пределах лимита: 755 000 * 2,9% = 21 895 р.;
  • взносы в ФСС сверх лимита не начисляются.

Итого, в 2017 году работодатель уплачивает в виде взносов 264 878 рублей, что составляет 29% от выплат этому работнику. Экономия незначительная (против 30%), но все-таки она есть.

Пониженные тарифы

Мы рассмотрели ставки платежей за работников, которые действуют в общем случае, однако есть немало категорий плательщиков, которые вносят эти платежи по пониженным ставкам. Этот льготный перечень плательщиков установлен Налоговым кодексом Российской Федерации.

Показатель тарифов

Коды ОКВЭД

ФОМС

Организации и индивидуальные предприниматели, на УСН, осуществляющие определённые виды деятельности (доход от таких видов деятельности должен превышать 70% от общего дохода упрощенца)

Начинающиеся с 13, 14, 15, 16

Аптеки (организации и ИП), работающие на ЕНВД, в отношении работников, занятых в фармацевтической деятельности

46.18.1, 46.46.1, 47.73

ИП, работающие на ПСН, в отношении работников, занятых в патентных видах деятельности, за исключением розничной торговли, общепита, аренды недвижимости

31.0, 74.20, 75.0, 96.01, 96.02 и др.

Некоммерческие организации, работающие на УСН, кроме государственных и муниципальных учреждений в сфере научных исследований, образования, здравоохранения, культуры, искусства, спорта, соцобслуживания

Начинающиеся с 37, 86, 87, 88, 93 и др.

Благотворительные организации на УСН

Аккредитованные IT-организации (область информационных технологий)

Начинающиеся с 62, 63

Хозяйственные общества и партнёрств на упрощённой системе налогообложения, занимающиеся внедрением изобретений, патентов, промышленных образцов, права на которые принадлежат бюд-жет-ным и ав-то-ном-ным учре-жде-ни-ям

Начинающиеся с 72

Ор-га-ни-за-ции и индивидуальные предприниматели, ведущие тех-ни-ко-внед-рен-че-скую и ту-рист-ско-ре-кре-а-ци-он-ную де-я-тель-но-сть по соглашению с ор-га-на-ми управ-ле-ния осо-бы-х эко-но-ми-че-ских зо-н

65.20, 63.1, 63.11.1, 79.1, 94.99, 62.0 и др.

Плательщики взносов, производящие выплаты членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов

Начинающиеся с 50

Участ-ни-ки про-ек-та «Скол-ко-во» в России

Участники свободной экономической зоны на территории Республики Крым и Севастополя

Любые, кроме начинающихся с 05, 06, 07, 08, 09.1, а также 71.12.3

Резиденты территории опережающего социально-экономического развития

Коды уста-нав-ли-ва-ют-ся от-дель-но для каж-дой тер-ри-то-рии

Резиденты свободного порта «Владивосток»

Любые коды, кроме запрещенных Наблюдательным советом порта Владивосток

Чтобы плательщик взносов имел право на пониженные тарифы, должны соблюдаться обязательные условия, указанные в ст. 427 НК РФ. Если эти условия нарушаются, то работодатель теряет право на льготу с начала календарного года, а не с момента нарушения.

Взносы по пониженным ставкам для пенсионного страхования и страхования на случай нетрудоспособности и материнства начисляются только в пределах установленного лимита на 2017 год:

  • на пенсионное страхование - 876 000 рублей;
  • на обязательное социальное страхование - 755 000 рублей.

С выплат сверх этих пределов взносы не начисляются, кроме платежей в ФОМС, для них выплаты осуществляются в обязательном порядке. В качестве примера рассмотрим, как рассчитывается размер страховых взносов в городе Севастополь (для юридических лиц-участников СЭЗ).

Пример расчёта: ООО «Флагман» является участником СЭЗ Севастополь и выплачивает взносы по пониженным ставкам. Коммерческому директору ООО «Флагман» в 2017 году была выплачена сумма в 985 000 рублей. Исчисление взносов производится по тарифам, указанным в таблице выше:

  • взносы в ПФР в пределах лимита: 876 000 * 10% = 87 600 р.;
  • взносы в ПФР сверх лимита не начисляются;
  • взносы в ФСС в пределах лимита: 755 000 * 1,5% = 11 325 р.;
  • взносы в ФСС сверх лимита не начисляются;
  • взносы в ФФОМС (лимита нет, потому облагается вся сумма по одному тарифу): 985 000 * 0,1% = 985 р.

Итого, на выплаты коммерческому директору его работодатель должен перечислить за 2017 год 99 910 рублей. Это составляет всего лишь около 10% против 30% для обычных плательщиков. Право пользоваться пониженными ставками длится, пока страхователь выполняет условия, установленные НК РФ.

Заканчивается 2016 год, а это значит, что подходит последний срок оплаты пенсионных взносов для ИП в 2016 году. Важно отметить, что взносы в ПФ ИП с 2017 года будут значительно видоизменены и для того, чтобы разобраться во всех нюансах предстоящих нововведений в ПФР для ИП, необходимо понять, что есть в 2016 году в системе Пенсионного фонда для ИП и что будет в 2017 году.

Каждый индивидуальный предприниматель с момента своей регистрации в едином реестре, получает обязанность осуществлять налоговые отчисления и страховые взносы в бюджетную систему России.

ИП: взносы в ПФР – 2017

Пенсионные взносы для ИП в 2017 году должны осуществляться в органы налоговой службы, а не в ПФР, как это происходит на текущий момент времени. Это одно из важнейших изменений в системе социального страхования, которое связано с передачей административных полномочий по сборам страховых взносов и их учета в ФНС . Все взносы, которые ранее осуществлялись в ПФР для ИП и в ФСС (кроме взноса «на травматизм») должны с 1 января 2017 года уплачиваться в ФНС по месту регистрации ИП. Правоотношения плательщиков страховых взносов и административного органа будут регулироваться гл. 34 НК РФ .

Если годовой доход у предпринимателя составил 600 000 рублей, он должен внести в ПФР взнос за 2016 год в размере: 23 153,33 + 3000=26 153,33 рублей.

Срок уплаты в Пенсионный фонд для ИП суммы платежа сверх предельной нормы дохода – до 1 апреля 2017 года. До конца 2016 года необходимо произвести для ИП выплаты в ПФР фиксированного платежа, а уже в начале следующего года рассчитать и внести дополнительный процент от сверхдохода.

Как рассчитать налог в Пенсионный фонд для ИП?

Расчет суммы платежей в ПФР ИП за себя 2017 будет также происходить, исходя из показателя МРОТ. На сегодняшний день МРОТ составляет 7500 рублей (такой же показатель будет на 1 января 2017 года, новый МРОТ в 7800 рублей начнет действовать лишь с 1 июля 2017 года).

Платежи в ПФР ИП в 2017 году составят в ПФР: 7500 х 12 х 26% = 23 400 рублей, в ФФОМС: 7500 х 12 х 5,1% = 4590 рублей.

Так что пенсионный и «медицинский» взносы ИП подрастет, по сравнению с нынешним годом: размер фиксированных страховых взносов ИП в 2017 году составит 27 990 рублей, если доход за 2017 год не превысит 300 000 рублей.

Сумма дополнительного взноса от сверхприбыли будет также рассчитываться в размере 1%, но при этом она не должна быть более 163 800 рублей.

В 2017 году КБК в платежке будут изменены в соответствии с данными нового администратора – первые цифры КБК должны быть 182 (ФНС).

Отчет в ПФР ИП за себя в 2017 году

ИП за себя по страхвзносам не должны отчитываться в Пенсионный фонд. Отчет положен лишь в том случае, если ИП имеет сотрудников и платит им зарплату или деньги по ГПХ. В таком случае отчетность составляется по форме РСВ-1 ПФР . Для ИП с численностью работников менее 25 человек отчет сдается в бумажном виде, за год – в привычные сроки – не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием квартального месяца. Предприниматели с большой численностью людей обязаны сдавать отчетность в электронном виде позднее 20 числа того же периода.

Форма отчетности по взносам ИП в 2017 году за своих работников изменится. С нового года все плательщики и в том числе ИП должны будут сдавать единый расчет по страховым взносам в налоговый орган, который фактически объединит РСВ-1, 4-ФСС , РСВ-2 , РВ-3. Условия предоставления бумажного или цифрового отчета не изменились, в отличии от срока его предоставления. За первый квартал 2017 года ИП-работодатели должны будут предоставить единый расчет по страховым взносам не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

В ПФР ИП с 2017 года должны продолжать предоставлять информацию по персонифицированному учету: СЗВ-М (ежемесячно, не позднее 15-го числа после окончания отчетного месяца) и персучет за год, уже в 2018 году.

Фото Бориса Мальцева, Кублог

С 1 января 2017 г. вступает в силу новая глава 34 «Страховые взносы» НК РФ (введена ), одновременно утрачивает силу «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ). В данной статье рассмотрены отличия в правовом регулировании исчисления и уплаты страховых взносов до и после 1 января 2017 г.

Плательщики страховых взносов

Круг плательщиков страховых взносов определен в ст. 419 НК РФ. В ней, как и ранее в Законе № 212-ФЗ предусмотрены две большие категории — плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и плательщики, не производящие такие выплаты.

При этом для последних изменился порядок постановки на учет. Как разъяснено в , до 1 января 2017 г. постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к ИП, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, представляемой органами, поименованными в пп. 1-6 ст. 85 НК РФ, либо на основании заявления физического лица (представляемого в налоговый орган по месту жительства физического лица).

С 1 января 2017 г. заявление физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) может быть подано в любой налоговый орган.

В целом данные положения повторяют указанные ранее в ст. 5 Закона № 212-ФЗ нормы, которые определяли плательщиков страховых взносов.

Сохранено и положение о том, что если лицо относится к нескольким категориям плательщиков страховых взносов (т. е. одновременно и производит выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и самостоятельно получает доход), исчисление и уплату страховых взносов такое лицо обязано производить самостоятельно по каждому основанию.

Имеется, однако, одно существенное изменение, заключающееся в том, что теперь среди плательщиков страховых взносов указаны арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы и патентные поверенные.

При этом оценщики, медиаторы и патентные поверенные с 1 января 2017 г. станут плательщиками страховых взносов впервые, в то время как в отношении арбитражных управляющих относительно положений ст. 5 Закона № 212-ФЗ существовала позиция, поддерживаемая судами, согласно которой они в целях обязательного пенсионного страхования как лица, занимающиеся частной практикой, приравнивались к индивидуальным предпринимателям и являлись страхователями (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4.04.16 г. № Ф07-1264/2016 по делу № А56-33700/2015).

Объект обложения страховыми взносами

Как и ранее в Законе № 212-ФЗ, для организаций и ИП, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, объектом обложения страховыми взносами будут являться (ст. 420 НК РФ) выплаты в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений, а также по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Для физических лиц, не являющихся ИП и производящих выплаты и иные вознаграждения другим физическим лицам, объектом являются выплаты по трудовым договорам (контрактам) и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в пользу физических лиц.

Для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения другим физическим лицам, объектом признается фиксированный размер; при этом НК РФ связывает его с минимальным размером оплаты труда. Алгоритм расчета соответствующего размера приведен в ст. 430 НК РФ.

Перечень выплат, которые в любом случае не признаются объектом обложения страховыми взносами, не изменился.

Как разъяснялось в письме Минздрав­соцразвития России от 23.03.10 г. № 647-19, выплаты сотрудникам, которые в трудовых договорах с ними прямо не прописаны, тем не менее подлежат обложению страховыми взносами как производимые в рамках трудовых правоотношений работников с работодателем и значит связанные с ним трудовыми договорами (за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Данные выводы по аналогии применимы и в отношении определения объекта обложения страховыми взносами после 1 января 2017 г.

В связи с этим к объекту обложения страховыми взносами относятся все виды выплат и иных вознаграждений, начисленных (выплачиваемых) плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, работающих по трудовым договорам, независимо от наличия или отсутствия указания на данные выплаты непосредственно в трудовом договоре.

Минздравсоцразвития России указывало, что в ряде случаев застрахованные физические лица могут выполнять в организации трудовую функцию и получать плату за работу без заключения с ними трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг (например, государственные гражданские служащие, муниципальные служащие, лица, замещающие государственные должности РФ, субъекта РФ, муниципальные должности на постоянной основе, члены производственных кооперативов).

Выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организацией в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, с которыми в соответствии с законодательством ни трудовые, ни гражданско-правовые договоры не заключаются, за выполнение ими трудовой функции, работ, услуг, подлежат обложению страховыми взносами.

Уплата страховых взносов за указанных застрахованных лиц осуществляется теми организациями, которые по отношению к ним являются страхователями: например, за государственных гражданских служащих — органами государственной власти, в которых они проходят государственную службу, за членов производственных кооперативов -производственными кооперативами, за священнослужителей — религиозными организациями.

Выплаты, которые производятся таким физическим лицам другими организациями, не состоящими с ними в соответствующих правоотношениях, к объекту обложения страховыми взносами не относятся.

Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведенный в ст. 422 НК РФ, несколько отличается от того перечня, что был закреплен в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Так, в новом перечне не указаны взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ о дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников, которые до 1 января 2017 г. не облагаются страховыми взносами.

Теперь в НК РФ содержится положение о том, что при оплате плательщиками расходов на командировки работников не будут облагаться страховыми взносами суточные, только предусмотренные п. 3 ст. 217 НК РФ.

Ранее при оплате расходов на командировки работников суточные не облагались страховыми взносами независимо от размера.

С 1 января 2017 г. при оплате работодателем работнику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий обложению страховыми взносами, не включаются суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, но не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и не более 2500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке.

Плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам

Исчисление базы и тарифы

Как и ранее Закон № 212-ФЗ, ст. 421 НК РФ предусматривает определение базы для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом.

Также сохраняется понятие предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в 12 раз, и следующих применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий календарный год (в 2017 г. — 1,9, 2018 г. — 2,0, 2019 г. — 2,1, 2020 г. — 2,2, 2021 г. — 2,3).

Напомним, что на 2016 г. постановлением Правительства РФ от 26.11.15 г. № 1265 предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для плательщиков страховых взносов в отношении каждого физического лица установлена в размере 718 000 руб. нарастающим итогом, предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, в отношении каждого физического лица установлена в размере 796 000 руб. нарастающим итогом.

В 2017—2018 гг. для плательщиков страховых взносов установлены следующие тарифы страховых взносов, применяемые по общему правилу (ст. 426 НК РФ):

1) на обязательное пенсионное страхование:

в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 22%; свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 10%;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9%;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.02 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 1,8%;

3) на обязательное медицинское страхование — 5,1%.

Плательщики страховых взносов, применяющие пониженные тарифы страховых взносов в соответствии со ст. 427 НК РФ, с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную предельную величину базы для начисления страховых взносов, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не уплачивают.

Ранее аналогичные разъяснения были приведены в применительно к Закону № 212-ФЗ.

С 1 января 2017 г. не будут иметь право на пониженные тарифы страховых взносов следующие категории плательщиков страховых взносов:

  1. сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ;
  2. организации народных художественных промыслов и семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
  3. организации и ИП, применяющие ЕСХН;
  4. плательщики страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы;
  5. плательщики страховых взносов — российские организации и ИП, осуществляющие производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации;
  6. организации, оказывающие инжиниринговые услуги.
Еще одно изменение, касающееся пониженных тарифов страховых взносов, затрагивает организации и ИП, применяющих УСН и осуществляющих один из «льготных» видов деятельности. Сам перечень таких видов деятельности не изменился. С 1 января 2017 г. соответствующие организации и ИП будут иметь право на пониженные тарифы страховых взносов, только если их доходы за налоговый период не превышают 79 млн руб. (ранее какая-либо предельная величина в данном контексте не была закреплена).

В течение 2017—2018 гг. тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сохраняются в размере 20%, тарифы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и тарифы на обязательное медицинское страхование — в размере 0 процентов, если выполняются следующие условия:

  1. соблюдение критерия о применении организацией УСН;
  2. доля доходов организации от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов;
  3. доходы за налоговый период не превышают 79 млн руб.
В отмечалось, что не установлено зависимости определения плательщиком страховых взносов критерия для применения пониженных тарифов страховых взносов в части доходов от реализации при осуществлении основного вида деятельности от определения этой организацией объекта налогообложения для целей уплаты налога в связи с применением УСН на основании НК РФ.

Не установлено такой зависимости и главой 34 НК РФ.

Также продолжает оставаться актуальным разъяснение Минтруда России в письме от 2.07.14 г. № 17-4/В-295, согласно которому если у организации по итогам деятельности за отчетный период отсутствуют доходы, то она не подтверждает соответствие условию о необходимой доле доходов от осуществления указанного вида деятельности, а значит, организация должна применять общеустановленный тариф страховых взносов.

В случае, если организация по итогам деятельности за последующий отчетный период подтвердит соответствие упомянутому условию о доле доходов от осуществления основного вида экономической деятельности, она будет вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода и произвести перерасчет ранее уплаченных платежей по страховым взносам, рассчитанным исходя из максимального тарифа, путем их возврата или зачета.

Необходимо отметить, что положения о предельной величине базы для начисления страховых взносов по-прежнему будут необходимы для расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

При определении базы необходимо учитывать одно изменение, касающееся определения цен в случае совершения сделок взаимозависимыми лицами. Ранее Закон № 212-ФЗ положений об этом не содержал.

Минздравсоцразвития России в письме от 5.08.10 г. № 2519-19 разъясняло, что если организация-работодатель приобретает в пользу работников товары (работы, услуги), цены (тарифы) на которые не регулируются государством, то указанные стороны договора при начислении страховых взносов на сумму этих товаров (работ, услуг) должны учитывать, чью стоимость следует рассчитывать исходя из цен приобретения таких товаров (работ, услуг) (включая налог на добавленную стоимость и акцизы).

Теперь положения НК РФ о налоговом контроле сделок между взаимозависимыми лицами будут в полной мере применяться в отношении страховых взносов.

Напомним, что критерии взаимозависимости лиц установлены ст. 105.1 НК РФ.

Особенную сложность в исчислении страховых взносов на практике будут вызывать случаи реорганизации юридического лица.

С включением страховых взносов в НК РФ правовое регулирование данного вопроса изменилось, поскольку данный Кодекс в отличие от Закона № 212-ФЗ содержит специальную ст. 50, разъясняющую порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица.

Исполнение обязанностей по уплате страховых взносов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.

Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате страховых взносов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.

Сумма страховых взносов (пеней, штрафов), излишне уплаченная юридическим лицом или излишне взысканная до его реорганизации, подлежит зачету налоговым органом. Зачет производится не позднее одного месяца со дня завершения реорганизации в порядке, установленном НК РФ.

При этом п. 1.1 ст. 78 НК РФ устанавливает, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., принимается соответствующими органами ПФР, ФСС РФ в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

В случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, 10-дневный срок исчисляется со дня завершения камеральной проверки указанного расчета.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., принимается при отсутствии у плательщика задолженности, возникшей за данные периоды.

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов органы ПФР, ФСС РФ направляют его в соответствующий налоговый орган (ст. 21 Федерального закона от 3.07.16 г. № 250-ФЗ, далее — Закон № 250-ФЗ).

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов

В ст. 431 НК РФ сохранены перешедшие из Закона № 212-ФЗ положения о том, что в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (теперь они называются суммами страховых взносов, исчисленными для уплаты за календарный месяц). Такие платежи, как и прежде, подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за соответствующим календарным месяцем.

Также сохранены положения о том, что сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, определяется в рублях и копейках.

Уплата страховых взносов по-прежнему будет осуществляться отдельными расчетными документами, но направляться они будут все в налоговый орган.

Как и ранее Закон № 212-ФЗ, НК РФ предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты. При этом специальная форма ведения такого учета НК РФ не установлена.

Ранее в целях оказания практической помощи плательщикам в организации и унификации ведения индивидуального учета совместным письмом ПФР от 26.01.10 г. № АД-30-24/691 и ФСС РФ от 14.01.10 г. № 02-03-08/08-56П рекомендована для использования форма карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов.

За неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов ранее ответственность была предусмотрена ст. 47 Закона № 212-ФЗ. При этом данная статья предусматривала ответственность уже за факт неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, а не за факт неправильного ведения учета (повлекшего занижение базы).

Таким образом, исключительно за факт неправильного ведения плательщиком страховых взносов учета объектов обложения страховыми взносами к ответственности он привлекаться не мог.

По-прежнему в НК РФ прямо ответственность за неправильное ведение учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов не установлена.

Между тем в отличие от Закона № 212-ФЗ НК РФ содержит ст. 120.

Пункт 1 данной статьи предусматривает ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода.

Пункт 3 данной статьи устанавливает повышенную ответственность за те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов).

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Официальным органам и судам предстоит выработать подходы относительно того, может ли ст. 120 НК РФ применяться за факт неправильного ведения плательщиком страховых взносов учета объектов обложения страховыми взносами.

Как разъясняется в Информации ФСС РФ, размещенной на официальном сайте 24.08.16 г., ст. 431 НК РФ предусмотрена возможность плательщиками страховых взносов зачета произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ в счет уплаты страховых взносов. При этом действие нормы, в соответствии с которым плательщики страховых взносов вправе сумму страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшить на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования ограничено до 31.12.18 г. включительно.

Таким образом, в регионах РФ, не перешедших на «прямые выплаты» страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, принцип зачетного механизма уплаты страховых взносов сохраняется до 31.12.18 г. включительно.

Сроки представления отчетности плательщиками, производящими выплаты и вознаграждения физическим лицам с 1 января 2017 г. будут установлены иные.

Теперь расчеты по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, должны будут представляться не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

При этом порядок представления отчетности регламентируется общими правилами НК РФ.

На основании п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету) в электронной форме.

Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок предоставления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ, следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек; вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек; налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), не указанными выше, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй НК РФ применительно к конкретному налогу (страховым взносам).

При этом добавлено уточнение, согласно которому если в представляемом расчете сведения о совокупной сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных плательщиком за расчетный (отчетный) период, не соответствуют указанной в данном расчете сумме исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по каждому застрахованному физическому лицу, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем представления расчета, направляется соответствующее уведомление. В пятидневный срок со дня получения указанного уведомления плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления указанного расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально непредставленным.

Еще одно изменение, касающееся обязанности по уплате страховых взносов и представлении отчетности в отношении обособленных подразделений. Ранее в Законе № 212-ФЗ содержалось указание на то, что таким подразделениям должны быть открыты счета в банках, и они должны иметь отдельный баланс.

С 1 января 2017 г. обязанность по уплате страховых взносов и представлению расчетов по страховым взносам возложена на организации по месту нахождения любых расположенных на территории РФ обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Понятие обособленного подразделения закреплено ст. 11 НК РФ — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, а также от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

В связи с этим в письме Управления ФНС России по г. Москве от 2.02.16 г. № 12-18/008798 указано, что согласно ст. 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Учитывая изложенное, если деятельность организации осуществляется вне места ее нахождения в течение срока, превышающего один месяц, то указанная деятельность приводит к созданию обособленного подразделения и, следовательно, организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения.

Отсутствие какого-либо признака обособленного подразделения из перечисленных в п. 2 ст. 11 НК РФ не ведет к созданию организацией обособленного подразделения.

Необходимо учитывать, что представление отчетности за 2016 г. будет производиться в том же порядке, что и раньше (т. е. сроки и органы — получатели отчетности будут прежние). Новые правила действуют начиная с отчетности за I квартал 2017 г.

При этом старый порядок будет действовать и в отношении представления уточненных расчетов по страховым взносам по любым отчетным (расчетным) периодам до 1 января 2017 г. (ст. 20, 23 Закона № 250-ФЗ).

Страховые взносы для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам

Такие элементы обложения страховыми взносами, как порядок исчисления страховых взносов, а также порядок и сроки их уплаты, в отношении плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определены ст. 432 НК РФ.

Сохранены перешедшие из Закона № 212-ФЗ положения о том, что страховые взносы такими плательщиками уплачиваются по общему правилу не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом.

НК РФ, как и ранее Закон № 212-ФЗ, не предусматривает обязанности плательщиков страховых взносов, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивать страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей в течение расчетного периода.

Также по-прежнему необходимо будет исчислять сумму страховых взносов отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Уплачивать страховые взносы нужно будет отдельными расчетными документами, как и ранее, однако направлять их нужно будет в налоговый орган.

Необходимо отметить, что срок представления отчетности главами крестьянских (фермерских) хозяйств изменится: сейчас действует правило о представлении отчетности в соответствующий территориальный орган ПФР до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, а начиная с отчетности за 2017 г. срок будет другой — до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Отметим, что НК РФ, так же как и Закон № 212-ФЗ, не указывает на представление отчетности иными плательщиками, не осуществляющими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, кроме глав крестьянских (фермерских) хозяйств.

Новое на сайте

>

Самое популярное