Домой Полезные советы Останкинская телебашня: смотровая площадка, экскурсия, фото. Строительство башни и ее высота

Останкинская телебашня: смотровая площадка, экскурсия, фото. Строительство башни и ее высота

Ровно 46 лет назад, 30-го апреля 1967-го года, в эксплуатацию была сдана Останкинская телебашня. В своё время она являлась самым высоким в мире сооружением; сейчас её 540 метров занимают уже 5-ое место в мире. Мы приглашаем вас в небольшое путешествие в прошлое - в то время, когда Останкинская телебашня только строилась:

Диаметр монолитного кольцевого железобетонного фундамента, на котором возводили башню весом 32.000 тонн, равняется 74 метрам. Ширина фундамента - 9,5 м, а высота - 3 м. Благодаря системе кольцевой напряжённой арматуры (состоящей из 104-ёх пучков с 24-мя 5-тимиллиметровыми проволоками в диаметре в каждом) в 10-тиугольной ленте фундамента было создано предварительное напряжение: с помощью гидравлических домкратов каждый пучок был натянут с силой почти 60 тонн.


Грунт, в который был заложен фундамент, был вырыт глубиной 4,65 м. Специалисты предположили, что он осядет приблизительно на 3-3,5 см. Останкинская телебашня имеет 6-кратный запас прочности (устойчивость к опрокидыванию).


Железобетонной опорой всего сооружения является тонкостенная оболочка конической формы, которая опирается 10-тью "ногами" из железобетона на "банкетки" фундамента. Нижнее основание этой оболочки имеет диаметр 60,6 м, а на уровне 63-ёх метров - 18 м. Верхняя часть ствола телебашни, начиная с высоты 321 м, сделана в форме цилиндра, наружный диаметр которого составляет 8,1 м. Стены у основания телебашни - толщиной 500 мм.


В самом центре конического основания возведён самостоятельный фундамент в виде круглой железобетонной плиты толщиной 1 метр; её диаметр составляет 12 м. На фундаменте сооружён железобетонный стакан диаметром 7,5 м и высотой 63 м, который предназначен для скоростных лифтов, силовых кабелей и кабелей связи, шахт с канализационными и водопроводными стояками, а также для аварийной стальной лестницы. Пятнадцать перекрытий между этажами опираются концами балок на этот стакан, а между ним и конусным основанием сооружена лестничная клетка.


Ветровая нагрузка может спровоцировать колебание верхней части башни, а при сильном ветре её вершина может отклоняться до 10-ти метров. Учитывая привычные для Москвы ветра, колебания на смотровых площадках и в ресторане башни ощущаются почти так же, как во время качки корабля с амплитудой 8 см и периодом колебаний каждые 10 секунд.


Солнце также является "врагом" башни: в результате одностороннего нагрева ствол башни от искривления перемещается на 2,25 м у вершины и на 0,72 м на высоте смотровых площадок. 150 стальных тросов, которые натянуты от внутренней поверхности ствола на расстоянии 50 мм, уменьшают деформацию от одностороннего нагрева и ветровых нагрузок.


Общая высота металлических антенн в виде стальных труб с жёсткими диафрагмами внутри, установленных на железобетонной части башни, составляет 148 метров. Чтобы обслуживать антенны до 470-метровой высоты, используется специальный лифт. Для осмотра и демонтажа вибраторов, а также для периодического окрашивания конструкции антенн подвешиваются люльки и устанавливаются шесть площадок с перилами.


Во время строительства Останкинской телебашни были использованы самые передовые достижения строительного машиностроения. Металлоконструкции собирали и монтировали с помощью уникального башенного крана БК-1000, грузоподъёмность которого составляла 16 тонн (вылет стрелы - 45 м). Для сооружения ствола башни использовался единственный в мире самоподъёмный агрегат, вес которого составлял 300 тонн. Бетон на него доставлялся с помощью лифтов.


Секции металлических антенн собирали на отдельной площадке с помощью гусеничного крана СКГ-100, грузоподъёмность которого равнялась 100 тоннам. Эта сборка была контрольной. Одновременно с этим на антеннах монтировали оборудование и устанавливали вибраторы. Затем секции антенн разобрали, их отдельные части ("царги") с помощью крана, установленного на стволе башни, подняли на её вершину и смонтировали таким образом, что они вошли внутрь ствола на 10 м. Затем монтаж вёлся с помощью ползучего крана.


Проект башни был разработан авторским коллективом ЦНИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений, а именно: инженером-конструктором Н. Никитиным, архитекторами д. Бурдиным, Л. Баталовым и В. Милашевским, инженером-конструктором Б. Злобиным и инженером-сантехником Т. Мелик-Аракеляном. Некоторые части проекта были разработаны "Моспроектом-1" и 19-тью другими проектными организациями. Генеральной проектной организацией являлся Государственный Союзный Проектный Институт Министерства связи СССР. Технологическая часть проекта была осуществлена авторским коллективом под руководством инженера И. Островского.


Вслед за контрольной сборкой и настройкой антенн на стенде, с помощью гусеничного крана в зону действия кольцевого крана были перенесены отдельные монтажные элементы весом до 25-ти тонн. Кольцевой кран поднимает "царгу" на перегрузочную площадку, находящуюся на высоте 63 метров. На высоте 385 метров находится мостовой кран, который поднимает "царги" на следующую перегрузочную площадку, находящуюся на высоте 370 метров. Затем передвигающийся по смонтированным "царгам" самоподъёмный кран водружает отдельные монтажные элементы один на другой.


Самое верхнее звено (последнее) поднимается краном за середину. Чтобы сохранить вертикальное положение звена, его нижний конец искусственно утяжелили.


На высоте 385 метров виднеются кольцевые пути наземных кранов. На переднем плане можно увидеть брезентовую "юбку" с верёвочным каркасом, за которой размещены подвесные подмости, необходимые для ведения работ по закреплению наружной опалубки, а также для осмотра наружной поверхности бетона.







Останкинская башня в Москве - это телевизионная и радиовещательная башня, имеющая высоту 540 метров. Среди высотных сооружений мира она занимает четвёртое место после небоскрёба Бурдж Халифа в Дубае, телебашен в Гуанчжоу и в Торонто (в Канаде). Останкинская башня в Москве остается самой высокой в Европе и Азии.

Останкинская башня в Москве – история

В 1957 году было принято решение о сооружении телебашни для того, чтобы разместить на ней антенну телевидения. Для качественного приема радиосигнала разместить ее нужно было на высоте не менее 380 метров. Главным конструктором являлся Н. Никитин. Проект телебашни был придуман им за одну ночь. Перевёрнутая лилия, цветок с крепкими лепестками и стержнем, стала образом задуманного сооружения. Устойчивость телебашни определяется тем же принципом, что и в Ваньке-Встаньке. Главный архитектор - Л. И. Баталов. Также в строительстве принимали участие архитекторы Д. И. Бурдин, М.А. Шкуд и Л. И. Щипакин. Телебашню строили с 1963 по 1967 годы. 5 ноября 1967 года началась трансляция четырех телевизионных и трех радиовещательных программ. Мощные передатчики обеспечили прием программ на расстоянии 120 км от башни. Заработал и новый телецентр на улице Академика Королева, 12. Тогда телебашня стала самым высоким сооружением в мире.

Останкинская башня в Москве – характеристики

Конструкция телебашни представляет собой полую железобетонную трубу, сжатую стальными тросами. Телебашня состоит из двух частей - тяжелого основания и более легкой мачты. Такое решение сделали ее конструкцию простой и прочной. Также прогрессивной идеей было использование неглубокого фундамента. Его глубина – около 4,6 метров. Идея Н. Никитина состояла в том, что телебашня должна была практически стоять на земле. Устойчивость обеспечивается за счёт многократного превышения массы основания над массой мачтовой части. Сначала планировалось построить телебашню с 4 опорами, затем для повышения устойчивости их число увеличили до 10. Смотровая площадка находится на высоте 337 метров. Ее диаметр – 21 метр. Основное оборудование передающих станций со всеми техническими службами расположено на 16 этажах нижней конической части сооружения. Над смотровой площадкой находятся еще четыре уровня, на которых размещаются трансформаторы, насосы для подачи воды и прочее оборудование. Масса телебашни с фундаментом – около 55 тысяч тонн. Полезная площадь помещений составляет 15 000 кв.м. Максимальное отклонение вершины телебашни при 14-ти бальном ветре – урагане составляет 12 метров. В настоящее время на телебашне работают 5 из 7 лифтов. 4 скоростных немецких лифта развивают скорость до 7 м/сек. Два пассажирских лифта имеют 13 остановок, грузовой – 47, ресторанный – 9. Служебный лифт построен на Щербинском лифтостроительном заводе. В хорошую погоду радиус просмотра со смотровой площадки составляет около 60 км. Можно увидеть столицу и ближнее Подмосковье. На смотровой площадке устроен стеклянный пол.

Пожар на Останкинской башне в Москве

27 августа 2000 года на высоте 460 метров из-за возгорания трансляционного оборудования начался пожар. В огне погибло 3 человека - полковник внутренней службы Владимир Арсюков, лифтер Светлана Лосева и технический работник Александр Шипилин, спасавшие посетителей и персонал телебашни. От высокой температуры оборвался трос лифта, и кабина, в которой они находились, рухнула вниз с высоты 250 метров. Из помещений телебашни во время пожара было эвакуировано более 350 человек.

Ресторан «Седьмое небо» на Останкинской башне в Москве

После экскурсии на смотровую площадку посетители телецентра могли хорошо пообедать в ресторане. На высоте 328 - 334 метров под смотровой площадкой телебашни находится ресторан «Седьмое небо». Он занимает три этажа и находится приблизительно на уровне 112 этажа обычных домов. Залы ресторана имеют диаметр 18 метров. Кольцеобразные помещения ресторана совершали круговые вращения вокруг своей оси со скоростью 1-3 оборота в час. За время работы телебашни ресторан посетили более 10 миллионов человек. В настоящее время ресторан не работает. Для его ремонта и восстановления необходим инвестор.

Останкинская башня в Москве – информация для туристов

Если Вы приобрели билет на экскурсию на телебашню, Вы посетите здание телецентра. Узнаете об истории создания, архитектуре и технических возможностях телебашни. Также осуществите подъем за 58 секунд на скоростном лифте к смотровой площадке, находящейся на высоте 337 метров. В лифте два индикатора. Один показывает уровень высоты, а другой - метры. На телебашне семь уровней. Смотровая площадка находится на седьмом уровне. На площадке можно воспользоваться биноклями и подзорными трубами.

Останкинская башня в Москве является одним из символов столицы и России.

30 апреля 1967 года в эксплуатацию была сдана московская Останкинская телебашня. Сейчас кажется, что это некогда самое высокое здание в мире, пережившее пожар в 2000 году, было всегда. А ведь когда-то оно только начинало строиться!
Представляем вам очень интересный, на наш взгляд, репортаж о строительстве телебашни – с техническими подробностями, основанный на исторических снимках

Башня, вес которой более 32 тысяч тонн, возведена на монолитном кольцевом железобетонном фундаменте шириной 9,5 метра, высотой 3 метра и диаметром (описанной окружности) 74 метра. В десятиугольной железобетонной ленте фундамента с помощью системы кольцевой напряженной арматуры (она состоит из 104 пучков, в каждом пучке по 24 проволоки диаметром 5 миллиметров каждая) создано предварительное напряжение - каждый пучок натянут гидравлическими домкратами с силой около 60 тонн.

Фундамент заложен в грунт на глубину 4,65 метра. Предполагается, что он осядет на 3-3,5 сантиметра. Устойчивость башни на опрокидывание имеет шестикратный запас.

Железобетонная опора всего сооружения-это тонкостенная коническая оболочка, опирающаяся десятью железобетонными “ногами” на банкетки фундамента. Диаметр нижнего основания этой оболочки - 60,6 метра, а на высоте 63 метров он равен 18 метрам. Верхняя часть железобетонного ствола, начиная с высоты 321 метр, выполнена в виде цилиндра с наружным диаметром 8,1 метра. Толщина стен у основания башни - 500 миллиметров.

В центре конического основания на самостоятельном фундаменте (круглая железобетонная плита диаметром 12 метров и толщиной 1 метр) возведен железобетонный стакан высотой 63 метра и диаметром 7,5 метра. В этом стакане проходят скоростные лифты, силовые кабели, кабели связи, шахта с водопроводными и канализационными стояками и аварийная стальная лестница. На стакан опираются концы балок пятнадцати междуэтажных перекрытии, в между стаканом и конусным основанием проходит лестничная клетка. Сооружение раздельных фундаментов для двух независимых конструкций - башни и стакана - позволяет передать на грунт различное давление при их неравномерной осадке.

Под действием ветровой нагрузки верхняя часть башни может колебаться, и отклонение ее вершины при сильном ветре может достигнуть 10 метров. При ветрах, которые бывают в Москве довольно часто, в среднем раз в неделю, посетители смотровых площадок и ресторана будут ощущать колебания башни приблизительно так же, как качку корабля с амплитудой 8 сантиметров при периоде колебаний в 10 секунд.

Есть у башни еще один “враг”. Это... солнце. Из-за одностороннего нагрева ствол перемещается (от искривления) у вершины на 2,25 метра, в на уровне смотровых площадок - на 0,72 метра. Для уменьшения деформаций от ветровых нагрузок и от одностороннего нагрева на расстоянии 50 миллиметров от внутренней поверхности ствола натянуто 150 стальных тросов. Общее усилие их натяжения равно 10400 тоннам-это вес океанского парохода. Тросы примут на себя растягивающие усилия и предохранят бетон от трещин, а, следовательно, арматуру - от коррозии.

На железобетонной части башни установлено несколько металлических антенн общей высотой в 148 метров. Антенны выполнены в виде стальных труб. Внутри труб имеются жесткие диафрагмы. Для обслуживания антенн до высоты 470 метров используется специальный лифт. Чтобы осматривать и демонтировать вибраторы, а также периодически красить стальные конструкции антенн, устанавливаются 6 площадок с перилами и подвешиваются люльки.

При строительстве башни широко использовались самые последние достижения строительной техники. Уникальным башенным краном БК-1000 грузоподъемностью 16 тонн (при вылете стрелы 45 метров) собирались и монтировались металлоконструкции. Ствол башни сооружался с помощью единственного в мире самоподъемного агрегата весом около 300 тонн. Бетон этому агрегату доставляли лифты.

На отдельной площадке гусеничным краном СКГ-100 (грузоподъемностью 100 тонн) собирались секции металлических антенн. Это была контрольная сборка. Одновременно на антеннах монтировалось оборудование и устанавливались вибраторы. Потом секции антенны вновь разобрали, и отдельные их части - царги - подавались краном на перегрузочную площадку на высоту 63 метра. Затем специальным краном, установленным на стволе башни, первые царги поднимались на вершину башни и монтировались так, что они вошли внутрь ее ствола на 10 метров. А после этого монтаж вели с помощью ползучего крана.

Проект архитектурно-строительной части телевизионной башни разработан ЦНИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений. Авторский коллектив: инженер-конструктор Н. Никитин, архитекторы Д. Бурдин, Л. Баталов, В. Милашевский, инженер-конструктор Б. Злобин, инженер-сантехник Т. Мелик-Аракелян. Отдельные части проекта разрабатывал “Моспроект-1” и 19 других проектных организаций. Генеральная проектная организация - ГСПИ Министерства связи СССР. Технологическую часть проекта осуществляет авторский коллектив под руководством инженера И. Островского.

После контрольной сборки и настройки антенн на стенде отдельные монтажные элементы (царги) весом до 25 тонн гусеничным краном переносятся в зону действия кольцевого крана. Он поднимает царгу на перегрузочную площадку на высоту 63 м. Мостовой кран, находящийся на высоте 385 и, поднимает царги на другую перегрузочную площадку, расположенную на 370-метровой высоте. Затем самоподъемный кран, передвигаясь по смонтированным царгам, устанавливает вновь поступающие царги друг на друга.

Останкинская телебашня (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Останкинская телебашня - не просто визитная карточка столицы, это памятник грандиозности советской эпохи и одновременно взгляд в будущее российского телевидения. С самой своей постройки телебашня в Останкино стала одним из символов Москвы. На ней располагаются две смотровые площадки: открытая и закрытая, куда с мая по октябрь организуются экскурсии для жителей и гостей столицы.

Панорама дневной и вечерней Москвы с высоты птичьего полета - поистине впечатляющее зрелище, и оно снова станет доступным после окончания ремонтных работ. Реконструкция также позволит расширить разнообразие экскурсий.

Создан «Технический маршрут» с осмотром башни изнутри, канатов, придающих прочность конструкции, инженерных залов и т. д.

История

Днем рождения советского телевидения считается 31 декабря 1938 года, а Останкинская телевизионная и радиовещательная башня насчитывает почти полувековую историю. Она была построена в 1967 году коллективом советских инженеров и архитекторов: Н. В. Никитиным, Б. А. Злобиным, Л. И. Баталовым и др.

Для того времени это было самое высокое сооружение в мире (540 метров). Даже сейчас башня занимает шестое место по высоте среди свободно стоящих сооружений планеты.

Простота и прочность конструкции достигается использованием железобетона, сдавленного стальными тросами. Не менее прогрессивная идея связана с фундаментом башни. Его практически нет! По замыслу главного конструктора Никитина устойчивость башни, стоящей почти без фундамента на земле, реализуется за счет сильного превосходства массы конусообразного основания над массой мачтовой конструкции. Основание построено с 10 опорами. Прообразом башни стала перевернутая лилия.

Останкинская телебашня

Здание строилось с целью расширить российскую телерадиовещательную сеть (первая телебашня была на Шаболовке), а также для знакомства людей со столицей - как смотровая площадка на высоте 337 метров.

Более 10 миллионов человек посетили смотровую площадку за время ее существования.

Ранее в концертном зале Останкино транслировались фильмы о строительстве телебашни, а сейчас там проходят театральные постановки, семинары и различные конференции. Также в советское время у москвичей и гостей города была возможность в буквальном смысле побывать на седьмом небе.

Одна из главных достопримечательностей Останкинской телебашни – ресторан «Седьмое небо».

Он находится на высоте 334 метра (примерно уровень 112-го этажа жилого дома) непосредственно под смотровой площадкой и занимает три этажа, каждый из которых совершает круговые движения вокруг своей оси со скоростью один-два оборота за 40 минут.

Экскурсия на Останкинскую башню

Маршрут № 1

Маршрут включает в себя посещение зрелищной смотровой площадки, где вы увидите панораму Москвы 360 градусов на высоте 337 м.

Маршрут № 2

30 апреля 1967 года в эксплуатацию была сдана Останкинская телебашня. Сейчас кажется, что это некогда самое высокое здание в мире, пережившее пожар в 2000 году, было всегда. А ведь когда-то оно только начинало строиться! Итак, репортаж о строительстве телебашни – с некоторыми техническими подробностями, и историческими снимками.

Башня, вес которой более 32 тысяч тонн, возведена на монолитном кольцевом железобетонном фундаменте шириной 9,5 метра, высотой 3 метра и диаметром (описанной окружности) 74 метра. В десятиугольной железобетонной ленте фундамента с помощью системы кольцевой напряженной арматуры (она состоит из 104 пучков, в каждом пучке по 24 проволоки диаметром 5 миллиметров каждая) создано предварительное напряжение - каждый пучок натянут гидравлическими домкратами с силой около 60 тонн.

Фундамент заложен в грунт на глубину 4,65 метра. Предполагается, что он осядет на 3-3,5 сантиметра. Устойчивость башни на опрокидывание имеет шестикратный запас.

Железобетонная опора всего сооружения-это тонкостенная коническая оболочка, опирающаяся десятью железобетонными “ногами” на банкетки фундамента. Диаметр нижнего основания этой оболочки - 60,6 метра, а на высоте 63 метров он равен 18 метрам. Верхняя часть железобетонного ствола, начиная с высоты 321 метр, выполнена в виде цилиндра с наружным диаметром 8,1 метра. Толщина стен у основания башни - 500 миллиметров.

В центре конического основания на самостоятельном фундаменте (круглая железобетонная плита диаметром 12 метров и толщиной 1 метр) возведен железобетонный стакан высотой 63 метра и диаметром 7,5 метра. В этом стакане проходят скоростные лифты, силовые кабели, кабели связи, шахта с водопроводными и канализационными стояками и аварийная стальная лестница. На стакан опираются концы балок пятнадцати междуэтажных перекрытии, в между стаканом и конусным основанием проходит лестничная клетка. Сооружение раздельных фундаментов для двух независимых конструкций - башни и стакана - позволяет передать на грунт различное давление при их неравномерной осадке.

Под действием ветровой нагрузки верхняя часть башни может колебаться, и отклонение ее вершины при сильном ветре может достигнуть 10 метров. При ветрах, которые бывают в Москве довольно часто, в среднем раз в неделю, посетители смотровых площадок и ресторана будут ощущать колебания башни приблизительно так же, как качку корабля с амплитудой 8 сантиметров при периоде колебаний в 10 секунд.

Из-за одностороннего нагрева ствол перемещается (от искривления) у вершины на 2,25 метра, в на уровне смотровых площадок - на 0,72 метра. Для уменьшения деформаций от ветровых нагрузок и от одностороннего нагрева на расстоянии 50 миллиметров от внутренней поверхности ствола натянуто 150 стальных тросов. Общее усилие их натяжения равно 10400 тоннам-это вес океанского парохода. Тросы примут на себя растягивающие усилия и предохранят бетон от трещин, а, следовательно, арматуру - от коррозии.

На железобетонной части башни установлено несколько металлических антенн общей высотой в 148 метров. Антенны выполнены в виде стальных труб. Внутри труб имеются жесткие диафрагмы. Для обслуживания антенн до высоты 470 метров используется специальный лифт. Чтобы осматривать и демонтировать вибраторы, а также периодически красить стальные конструкции антенн, устанавливаются 6 площадок с перилами и подвешиваются люльки.

При строительстве башни широко использовались самые последние достижения строительной техники. Уникальным башенным краном БК-1000 грузоподъемностью 16 тонн (при вылете стрелы 45 метров) собирались и монтировались металлоконструкции. Ствол башни сооружался с помощью единственного в мире самоподъемного агрегата весом около 300 тонн. Бетон этому агрегату доставляли лифты.

Рис. 7.9. Схема возведения телевизионной башни в Останкино с помощью механизированного опалубочного агрегата: 1 - опорная часть башни; 8 - ствол башни; 3 - опалубочный агрегат; 4 - легкий кран; 5 - приемная площадка; 6 - перегрузочная площадка; 7 - башенный кран

На отдельной площадке гусеничным краном СКГ-100 (грузоподъемностью 100 тонн) собирались секции металлических антенн. Это была контрольная сборка. Одновременно на антеннах монтировалось оборудование и устанавливались вибраторы. Потом секции антенны вновь разобрали, и отдельные их части - царги - подавались краном на перегрузочную площадку на высоту 63 метра. Затем специальным краном, установленным на стволе башни, первые царги поднимались на вершину башни и монтировались так, что они вошли внутрь ее ствола на 10 метров. А после этого монтаж вели с помощью ползучего крана.

Проект архитектурно-строительной части телевизионной башни разработан ЦНИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений. Авторский коллектив: инженер-конструктор Н. Никитин, архитекторы Д. Бурдин, Л. Баталов, В. Милашевский, инженер-конструктор Б. Злобин, инженер-сантехник Т. Мелик-Аракелян. Отдельные части проекта разрабатывал “Моспроект-1” и 19 других проектных организаций. Генеральная проектная организация - ГСПИ Министерства связи СССР. Технологическую часть проекта осуществляет авторский коллектив под руководством инженера И. Островского.

После контрольной сборки и настройки антенн на стенде отдельные монтажные элементы (царги) весом до 25 тонн гусеничным краном переносятся в зону действия кольцевого крана. Он поднимает царгу на перегрузочную площадку на высоту 63 м. Мостовой кран, находящийся на высоте 385 и, поднимает царги на другую перегрузочную площадку, расположенную на 370-метровой высоте. Затем самоподъемный кран, передвигаясь по смонтированным царгам, устанавливает вновь поступающие царги друг на друга.

Новое на сайте

>

Самое популярное