Домой Полезные советы Преимущества и недостатки прямого и косвенного налогообложения. Что такое прогрессивная шкала налогообложения в России и в чем ее опасность? Виды косвенных налогов

Преимущества и недостатки прямого и косвенного налогообложения. Что такое прогрессивная шкала налогообложения в России и в чем ее опасность? Виды косвенных налогов

Министерство образования и науки Российской Федерации

Филиал Санкт-Петербургского государственного

инженерно-экономического университета в г. Вологде

Кафедра экономики

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: Налоги и налогообложение

Тема: Преимущества и недостатки прямых налогов

в общей системе налогов

Выполнил студент:

Шпагина Наталья Александровна

Группа: ФтГ-8

Проверил преподаватель:

к.э.н. Кренделев К.К

Введение

Цель работы состоит в изучении преимущества и недостатках прямых налогов в общей системе налогов. Налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
От того, насколько правильно построены взаимоотношения между субъектами хозяйствования и государством по взиманию части дохода через налоги, а в особенности через механизм налога на прибыль, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Как и в большинстве, развитых странах мира в налоговой системе Российской Федерации огромная роль отводится прямым налогам.
В настоящее время эта тема наиболее актуальна, так как происходит снижение в доходах бюджета удельного веса прямых налогов. Этот процесс закономерен, поскольку отражает происходящие в экономике процессы.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определение приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим, необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразование налоговой системы.
Налоговая политика в нашей стране направлена исключительно на поддержание бюджета, а не производителя. А принятые изменения в Налоговом кодексе, по моему мнению, не снимают налогового бремени с предприятий, зато облегчили жизнь состоятельных граждан. Все это, несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям, как отечественным, так и иностранным. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Прямые налоги зависят от личной работоспособности граждан и ориентируются на нее. Так же они имеют большое значение в экономически развитых странах с зажиточным населением, имеющим сравнительно высокий образовательный ценз.

1.Прямые налоги: классификация и роль в бюджете

Прямые налоги - налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (подоходный налог, налог на прибыль корпораций, налог с наследств и дарений, налог на имущество и т.д.)

Налог на прибыль предприятий и организаций является основным прямым налогом. Плательщики налога: предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами; филиалы и подразделения; филиалы Сберегательного банка РФ; компании, фирмы которые осуществляют предпринимательскую деятельность. Объектом обложения служит валовая прибыль, которая представляет собой сумму прибыли (или убытков) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализованных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции. В состав доходов от внереализационных операций включаются средства, полученные безвозмездно от др. предприятий при отсутствии совместной деятельности: основных фондов, товаров и др. имущество, налогооблагаемая прибыль увеличивается на стоимость этих фондов и имущества, но не ниже их балансовой стоимости.

Прямые налоги обнимают собой налоги на доходы частных хозяйств и налоги на источники, из которых эти доходы получаются. Такими источниками являются труд, земля, капитал и индивидуальные особенности в обстановке отдельных частных хозяйств.

Самым идеальным налогом представляется налог, взимаемый непосредственно с доходов плательщиков. Но, к сожалению, это далеко не всегда возможно.

В тех случаях, когда доходы, получаемые частными хозяйствами, очевидны и поддаются точному измерению, как, напр., жалованья чиновникам, проценты по ценным бумагам и т. п. - налоги могут быть взимаемы с этих действительных, называемых Штейном также хозяйственными, доходов. Но такие случаи сравнительно редки, а большинство налогов соразмеряется с вероятными, так называемыми финансовыми, доходами частных хозяйств. Все эти прямые налоги, при которых масштабом обложения служат истинные или предполагаемые доходы, составляют группу налогов подоходных, в узком значении этого слова, тогда как в широком смысле все налоги подоходные.

Часто же стараются обойти затруднения, встречающиеся при определении облагаемых доходов, тем, что устанавливают налоги не на доходы, а на источники таковых.

Прямые налоги распадаются также на налоги личные и налоги вещные или имущественные.

Каждый из этих видов налогов, в свою очередь, распадается на несколько отдельных налогов, именно личные налоги могут простираться на способность человека к физическому труду, на его специальные познания, т. е. способность к труду профессиональному и т. д., - имущественные налоги могут простираться: 1) на недвижимые имущества, т. е. на земли и дома, 2) на движимые имущества.

При устройстве прямых налогов самым существенным моментом является оценка объектов обложения. Эта операция называется податным кадастром, который всегда должен предшествовать распределению и взиманию прямых налогов.

Для оценки объектов прямых налогов можно прибегать к трем различным приемам: 1) к самопоказаниям плательщиков, 2) к оценке по определенным признакам, 3) к оценке в каждом отдельном случае административными органами или смешанными комиссиями из членов от правительства и от самих плательщиков.

Ни один из перечисленных способов не гарантирует абсолютной точности и равномерности обложения; но наиболее обеспечивает таковую оценка в смешанных комиссиях.

При самопоказаниях неизбежны обманы и сообщения неверных данных, так что более добросовестные плательщики будут обложены тяжелее, чем менее честные. Вследствие этого, система самопоказаний вредно отзывается на народной нравственности.

Всякая оценка имуществ и доходов по каким-либо внешним признакам может быть верна только приблизительно, так как в каждом отдельном случае обложения на тяжесть последнего влияет целый ряд индивидуальных обстоятельств места и времени. В обложении же по известным признакам нельзя принимать во внимание всех этих особенностей. К тому же принятие тех или иных признаков за масштаб обложения - дело вполне произвольное.

При оценке облагаемых объектов в каждом отдельном случае административными органами, эти последние, по малому знакомству с местными условиями, часто не будут в состоянии прийти к верным заключениям.

Очень полезным оказывается здесь участие оценщиков из среды местных жителей - плательщиков распределяемых налогов. Конечно, члены от плательщиков часто при своих показаниях руководствуются не столько стремлением к истине, сколько личными симпатиями. Но поправкой этому служат члены от правительства и оценочные податные комиссии высших инстанций.

По способу взимания различаются раскладочные и окладные прямые налоги.

Первые назначаются в определенной сумме с целой группы плательщиков, а эти последние распределяют их между собой. Иногда для всего государства назначается сумма, какая должна быть собрана налогом, затем эта сумма распределяется между отдельными провинциями или губерниями, потом между более мелкими административными делениями и, наконец, между отдельными плательщиками.

Раскладочный способ взимания налогов часто бывает соединен с круговой ответственностью плательщиков за их поступление.

Этот способ взимания налогов обеспечивает казне верный доход, но он нарушает определенность обложения по отношению к отдельным плательщикам.

В настоящее время раскладочный способ взимания прямых налогов преобладает во Франции.

Окладные или долевые налоги взимаются с каждого плательщика в отдельности.

Окладной способ взимания налогов требует более сложной организации, но зато он дает возможность достигнуть большей равномерности в обложении.

Взимание прямых налогов может производиться либо правительственными органами, либо органами местного самоуправления, либо, наконец, чрез отдачу их сбора на откуп.

В настоящее время откупная система взимания прямых налогов не применяется ни в одном цивилизованном государстве, в старину же она была известна, хотя при взимании прямых налогов она не была так распространена, как при косвенных.

Прямые налоги делятся на следующие виды:

1 Реальные:

На землю;

На недвижимость;

На ценные бумаги;

На фонды предприятий;

На денежный капитал.

На доходы;

На имущество;

На юридические действия граждан;

На наследство;

На дарение.

Виды прямых налогов:

1. Личный подоходный налог. Взимается по ставкам личного подоходного налога и является, как правило, прогрессивным или пропорциональным.

Доброго времени суток, дорогие друзья! С вами снова Влад Новиков, и сегодня мы поговорим про налоги прямые и косвенные. Думаю, эта информация будет весьма полезна тем, кто занимается коммерческой деятельностью или только планирует начать свой собственный бизнес.

С данной статьи вы узнаете:

— базовые понятия, касающиеся налогообложения;
— принципы классификации налогов;
— какая разница между прямыми и косвенными налогами (плюсы и минусы);
— также вы узнаете про идеальную систему налогообложения !

Но вначале давайте вкратце разберем, что же такое прямые и косвенные налоги, дабы иметь некий базис, от которого можно отталкиваться в дальнейших суждениях.

Если говорить простыми словами то прямые налоги – это отчисление в пользу государства, которые налогоплательщик платит из своего кармана.

Следовательно, косвенные налоги – это платежи, финансовая ноша от которых перекладывается с налогоплательщика на его клиентов посредством включения таких налогов в стоимость услуг и/или товаров. Простой пример – это акциз на табачные изделия. Деньги берутся с кармана покупателя, но платеж в государственный бюджет делает продавец.

Методику, по которой мы будем изучать налоги прямые и косвенные, позаимствована у первого из рода философов – великого Сократа.

Сократ – это ионийский (древнегреческий) мудрец, живший в Афинах с 469 года до н. е., по 399 год до н. е., который заложил фундамент для всей современной научной системы познания. Заменив мистический подход изучения всего и вся рационализмом.

Согласно концепции познания величайшего из мудрецов, процесс изучения и передачи информации делится на несколько этапов:

Во-первых, — нужно определиться говорят ли участники процесса на одном языке. Имеется в виду, тождественны ли определения и понятия, которыми оперируют люди, говоря об одном и том же.

Во-вторых, — нужно разделить изучаемый объект(ы) на составляющие и рассмотреть его достоинства и недостатки, чтобы понять что он из себя представляет.

В-третьих, — необходимо систематизировать изученное знание и сделать выводы, дабы понять степень полезности объекта, если такова имеется.

Как-как вы говорите это называется? (базовые понятия).

Приступим к первому этапу – дадим определения основным понятиям, которые используются при рассуждениях о налогах, чтобы убедится, что мы говорим об одном и том же.

Налог (пошлина) – это безвозмездный платеж, взимаемый в обязательном порядке государством с частного или юридического лица. В идеале, это отчисление в общую «кассу», из которой деньги распределяться на создание и развитие общих благ.

Налоговая система (НС) – законодательно урегулированная система взаимодействия государства и налогоплательщика, включающая в себя: правила изымания налогов; правила их распределения; а также выгоды и санкции, касающиеся данного процесса.

Объект налогообложения (ОН) – это некий объект, имеющий физическую, количественную или ценовую характеристики, которые обуславливают необходимость уплаты налога частным или юридическим лицом, если они обладают (используют) данный объект.

Налогоплательщик или субъект налогообложения – это частное или юридическое лицо, которое в рамках действующей НС обязано уплачивать налоги.

Классификация – разделение объекта или объектов на составные части и/или объединение их в рамках одной категории. Например: дерево – яблоня или дуб, деньги – наличные и электронные, налоги — прямые и косвенные.

Налоговая ставка – размер или величина отчислений в бюджет.

Чтобы закрепить материал, давайте применим изученное на практике.

Относительно инвестиционного налога, то имеется в виду торговля ценными бумагами или материальными ресурсами (нефть, золото, бананы) на фондовых биржах. Об одном из таких видов торговля писалось в статье . Прочтите ее на досуге, если вас интересует данный вопрос.


Группа №2. Это доходы с будущего (предполагаемого) дохода. К таким относят все платежи, где налогооблагаемым объектом выступает потенциально возможный доход, который тот или иной налогоплательщик может получить посредством использования неких активов. Иными словами — это налог на имущество, которое может приносить прибыль. Следует отметить, взимание налога обязательно, даже в тех случаях, когда налогоплательщик не получил никакого дохода (прибыли).

К таким налогам относят:
— земельный налог;
— плата за использование полезных (ископаемых) ресурсов;
— налог на транспорт (дорожный или экологический сбор);
— налог с недвижимости.

Если еще несколько нюансов, но мы их разберем когда будем рассматривать вопрос относительно того, чем отличаются прямые налоги от косвенных.

Косвенные налоги – это обязательные платежи, которые уплачивает налогоплательщик, но в данном случае финансовое бремя этих платежей перекладывается на третье лицо (покупателя, клиента), которое уплачивает эти платежи налогоплательщику, а он, в свою очередь, отдает их государству.

К примеру, продавец (субъект налогообложения) продает своему клиенту литр молока (объект налогообложения), в цене которой уже заложен НДС (налог на дополнительную стоимость). Таким образом, покупатель оплачивает НДС, но платеж в государственный бюджет по этому налогу делает продавец.

Косвенные налоги, как и прямые, можно сгруппировать по некоторым признакам:

Группа №1. Универсальные – это обязательная прибавка к стоимости для всех услуг и товаров (возможны исключения). Самым ярким и известным примером такого налога выступает ранее рассмотренный НДС. Он же самый спорный и неоднозначный.

Группа №2. Индивидуальные – это косвенные налоги, применяющиеся лишь для некоторых услуг и товаров. Пример таких пошлин:
— налог с купли-продажи недвижимости;
— акцизы;
— налог взымаемый при приобретении ювелирных изделий (налог на роскошь).

Группа №3 . Фискальные – это платежи, взимаемые государством при выдаче определенных государственных разрешительных документов. Например:
— платежи за оформление некой документации (государством);
— лицензирование;
— оплата за получения разрешений (строительство, добыча/использование полезных ископаемых).

Группа №4 . Таможенные пошлины – это, по сути, плата за пересечение государственной (иногда административной) границы объектом налогообложения. Также такой налог еще называют «растаможкой». Примеры таможенного налога — это обязательные платежи при покупке заграницей и последующего ввоза на территорию РФ авто, бытовой техники, электроники, мяса и т.п.

Как денежку делить будем? Соотношение прямых и косвенных налогов в бюджете РФ.

Не буду долго томить и скажу сразу — в России соотношение прямых и косвенных налогов где-то 30% к 70% в пользу косвенных платежей. Схожая ситуация в латиноамериканских странах и в западной части ЕС. Хорошо это или плохо… давайте подумаем.

Но вначале рассмотрим, как распределяют налоги прямые и косвенные в мире. По данному критерию все государства можно разделить на 4 условные группы:

Первая группа – это так званые «англо-саксы» : США, Австралия, Великобритания, Канада и прочее. Их модель подразумевает доминирование прямых налогов над косвенными (≃ 70% к 30%). При этом, как правило, в этих странах платежей от физических лиц больше, нежели налоговых поступлений от юридических лиц.

Вторая группа – это евроконтинентальная модель НС: Германия, Австрия, Бельгия и Франция. В этих странах платежи от косвенных налогов в несколько раз больше чем платежи от прямых налогов. Что во многом объясняется сильной социальной направленностью данных государств, вследствие которой многие платежи перекладываться на третье лицо. Как при том же медицинском или социальном страховании.

Третья группа – латиноамериканская модель : Боли, Чили, Перу и прочее. В рамках данной НС государства обкладывают налогоплательщиков традиционными косвенными налогами. Поскольку считается, что они способны компенсировать высокую инфляцию национальных валют.

Четвертая группа – смешанная модель.
Откровенно говоря – это даже не модель, а простое и скорее всего случайное сочетание признаков трех предыдущих моделей. Что характерно для развивающихся или нестабильных (новых) государств. Так как в них нет стратегии развития экономики, и часто меняются лидеры. Потому там попросту некому балансировать разные виды налогов, прямые и косвенные, в рамках какой-либо эффективной модели развития налоговой системы.

Относительно России, то так говорилось ранее, соотношение прямых и косвенных налогов здесь — это сочетание двух моделей. Из одной (евроконтинентальная модель) взято излишнее социальное бремя — в РФ огромное число госслужащих (40 млн.) и большое количество пенсионеров. И одновременно с этим, бремя налоговой нагрузки перекладывается на конечных потребителей товаров и услуг посредством косвенных платежей (латиноамериканская модель).

Как следствие, экономика РФ стремится к простой формуле:

большие цены + маленькие зарплаты=экономический кризис и социальная напряженность .

Что с этого выходит — описано в книгах Сорокина П.А. Однако все не так плохо, так как в последние несколько лет заметна тенденция на увеличение доли прямых налогов.

Вердикт по России: хотите зарабатывать – становитесь предпринимателем, а не конечным потребителем. Дабы переложить налоги на третье лицо.

Правда, тут может возникнуть два вопроса:
1. Каким именно бизнесом заняться?
2. Откуда взять деньги на стартовой капитал?

По первому вопросу – это дело индивидуальное. Выбирайте то, в чем хорошо разбираетесь и то, что приносит удовольствие.

По второму вопросу я уже давал ответ в статье

Да это сложно и требует предпринимательской жилки, но, тем не менее — это лучше, нежели среднестатистическая зарплата. С который вы платите прямые налоги за себя и косвенные за предпринимателей!

Виды налогов: прямые и косвенные. Какой лучше и почему?

Пришло время сравнить прямые и косвенные налоги, дабы понять какой лучше.

Для начала рассмотрим главные плюсы прямых налогов:

— простота подсчета;
— простота сбора (процессуальная);
— легко определить их влияние на экономику.

Теперь минусы:

— их очень часто не платят как в рамках действующего законодательства, так и обходя его;
— трудности с привязкой к прибыли (спорно);
— неэффективны при кризисе или стагнации экономики.

Относительно спорного момента. Двоякость в том, что прямы доходы платятся вне зависимости от того есть прибыль в налогоплательщика или нет, что вроде бы несправедливо. Но с другой стороны – это стимулирует экономическую активность. А это очень хорошо!

Перейдем к косвенным налогам. Их достоинства таковы:

— помогают покрывать колоссальные государственные издержки;
— стимулируют/спасают бизнес;
— малое число неплательщиков (по косвенным налогам).

Ну и соответственно рассмотрим минусы этого вида налоговых отчислений:

— процессуальная сложность сбора (если много контрагентов в цепочке между потребителем государством);
— налоговое бремя распределяется неравномерно (бедные платят почти все, богатые почти ничего);
— сильно зависят от покупательского спроса.

С моей точки зрения, налоги прямые и косвенные во многом обратно пропорциональны друг другу. Где один хорош — там второй плохой и наоборот. Например, прямые пошлины более или менее равномерно распределены между бедными и богатыми, та как платится процент от доходов и/или имущества. Но в то же время они становятся бременем, если нет экономического развития.

В это же время косвенные налоги стимулируют развитие экономики в плохое или кризисное время. Вот только это делается не за счет большого капитала, а за счет простого и, как правило, бедного населения.

Что из этого лучше, затрудняюсь сказать. Да и не хочу выбирать, поскольку знаю иную модель налоговой системы, которая вобрала в себя все плюсы обеих видов, избавившись от их недостатков.

Идеальная налоговая система!

О том, что я собой представляю, писалось ранее в статье о моей . Поэтому повторяться не буду. Скажу лишь, что моя точка зрения – это точка зрения действующего предпринимателя с успешной практикой открытия и ведения собственного бизнеса.

Следовательно, я знаю, о чем говорю, в отличие от «экспертов-теоретиков».

А говорю я о «Инфляционном налоге ». Его концепция чрезвычайно проста — вместо того, чтобы печать деньги, давать их людям, а потом собирать в государственный бюджет, можно просто печать деньги напрямую для финансирования госбюджета — без посредников в виде налогоплательщика, налоговой системы и других фискальных служб.

Что из этого выйдет? То, что налогом, грубо говоря, станет инфляция рубля, которая будет «съедать» в равной мере часть финансовых ресурсов у всех держателей рублевых денег и у тех, кто имеет некие ресурсы (имущество), чья стоимость номинируется в рублях.

При этом данный налог полностью уравнивает перед налоговой системой бедных и богатых, так как он отнимает у всех некий процент от их богатства. Например, если у вас 100 миллионов рублей, а инфляционный налог 10%, то вы потеряете именно эти 10% — 10 млн. рублей. И в то же время, если у вас 100 рублей, то вы потеряете те же 10% — 10 рублей. Идеальный уравнитель!

Плюсы инфляционного налога:

1. Простота сбора . Налоговая служба и все что с ней связано, становится ненужным. Поскольку налоги собирать не нужно!

2. Исчезновение налоговых правонарушений ! Как нарушать то, чего нет?

3. Инфляционный сбор вберет в себя налоги прямые и косвенные в том, что касается их достоинств. А значит, он будет стимулировать экономическое развитие и одновременно с этим уровняет бедных и богатых .

Разумеется, у этого налога есть и недостатки, точнее два недостатка:

  1. Его можно обойти, переведя деньги в другую валюту. Но это компенсируется введением комиссии на транзакции в иностранных валютах.
  2. Рефлексия богачей. Им этот налог невыгоден, потому они всеми возможными способами будут противодействовать его введению. Собственно поэтому его все еще не используют ни в одной стране, хотя данную концепцию разработали достаточно давно.

Апология (не Сократа)

Итак, следуя завету Сократу, мы изучили налоги прямые и косвенные, дав определения основным терминам, относящимся к системе налогообложения, и сгруппировав ее составляющие в отдельные группы. Все это дало возможность понять, как обстоит дело с данным вопросом в России, и куда ей нужно двигаться дальше. Следовательно, мы в полной мере разобрались в данном вопросе.

Налоги — это способ пополнения государственного бюджета и платить их должен каждый человек. В преобладающем количестве государств в мировой практике налогообложения существуют как прямые налоги, так и косвенные.

Что такое прямые налоги

Примеры прямых налогов можно рассмотреть, взяв за основу любое государство в мире. Но прежде чем приступить к тщательному обзору конкретных видов и разновидностей прямых и косвенных налоговых сборов для начала необходимо установить сущность этого термина. Эксперты налоговой сферы отмечают прямые налоги как разновидность сборов изымаемых с населения в пользу бюджета страны. Прямому налогообложению подлежат прибыль и имущество данного населения – юридических и физических лиц. Подробнее остановимся на теоретических концепциях рассматриваемых налогов.

Основной признак прямого налога – заключается в том, что некоторую оплату сборов и выплат может осуществлять как само физическое или юридическое лицо либо предприятие, так и уполномоченный ими орган, так называемый налоговый агент, поэтому субъектом взыскания прямых налогов является плательщик и юридически и фактически.

Классификация прямых бюджетных обязательств осуществляется по тому же принципу что и другие виды налогов, существующие в ином государстве, например в законодательстве России система налогообложения подразумевает разделение всех поступлений в бюджет на региональные, федеральные и местные. В каждой отмеченной категории сборов теоретически реально встретить и прямые налоги и косвенные. Иначе возможно классифицировать прямые налоговые взыскания в бюджет государства согласно субъекту их взыскания. В этом случае таким субъектом может быть гражданин, предприниматель, юридическое лицо, а также иностранный гражданин либо организация. Еще одно возможное основание для классифицирования прямых бюджетных обязательств — это субъект исчисления поступлений. По этому критерию прямые налоги может вносить как налогоплательщик, так и иное ведомство, которое выступает администратором выплачиваемого налога.

Прямые налоги — это самый первоначальный и ранний тип налогообложения. Прямое налогообложение обязательно для уплаты гражданами любого государства и взимаются они с их доходов и собственности.

В законодательных документах многих стран предусмотрены оба эти вида налогообложения. Например, в российском законодательстве они представлены в широкой разновидности. Рассмотрим, в чем заключается сущность прямых налогов, и чем они принципиально отличаются от налогов косвенных.

Прямые налоги делят на две основные группы:

Сборы, которые взимаются с доходов лица;

Сборы, которые взимаются за существующую у лица собственность;

Налоги на прибыль и доходы личности характеризуется совпадением источника уплаты сбора и объекта налогообложения, а именно, налог на прибыль взимается из прибыли лица, а подоходный — из его зарплаты. Имущественные сборы такими характеристиками не обладают, потому что объект налогообложения иногда может и не приносить никаких ему доходов, а платить его все равно нужно.

Промежуточная группа прямых налогов – это платежи, взимаемые не из доходов, а из других экономических операций, например, к этому виду можно отнести промысел полезных ископаемых.

Сумма прямого налога сразу же поступает в бюджет государства. Система налогообложения подразумевает разделение прямых налогов на такие их виды: реальные и личные.

Реальные налоги, примеры :

    сборы за недвижимость;

    сборы за земельные участки;

    сборы за имеющиеся в собственности ценные бумаги — векселя, акции и так далее;

    налог на денежный капитал;

    на фонды организаций и предприятий;

Личные налоги, примеры :

    налог на собственность;

    налог на доходы;

    налог на дарение или наследство;

    налог на юридические действия граждан;

Реальным налогом облагаются лица вне зависимости от того сможет ли субъект его заплатить, а личный рассчитывается на основе величины доходов этого субъекта, то есть в этом случае рассматривается платежеспособность плательщика этих сборов. Простыми словами если человек не получает зарплату, то он не платит налог на прибыль, а вот если у него есть собственность — имущество – он все равно должен оплачивать налог за него.

Как отличить реальные налоги от личных, рассмотрим ниже:

    Реальный налог не учитывает уровень денежных поступлений в семейный бюджет личности, а личный налог этот фактор учитывает — уровень дохода личности, состав ее семьи и их суммарный достаток;

    Реальное налогообложение изымается пропорционально, личное прогрессивно;

    Реальный налог поступает в бюджет с валового дохода, приносимого от собственности, а личный налог – с чистого дохода плательщика налогов;

    Реальный налог взыскивается по внешнему признаку доходов, личный – по фактическому;

Основной признак всех налогов подразумевает их принудительное взыскание, отсутствие встречного стоимостного движения и неравноценность.

Прямые налоги, их перечень :

    налог на прибыль физических лиц;

    налог на прибыль организаций и предприятий;

    налог на промысел полезных добываемых ресурсов – разновидность прямого сбора, который изымают из результата объемов промысла угля, газа, нефти и прочих ископаемых, в ценовом выражении;

    налог на водные ресурсы – прямой налог за пользование водой и водных объектов;

    налог на собственность юридических лиц — в нем учитывается среднее годовое значение стоимости недвижимой и движимой собственности (имущества) организаций и предприятий;

    налог на транспорт – прямой вид имущественного регионального налога, который взимают с собственников различного транспорта физических и юридических лиц, а также объектов индивидуального предпринимательства;

    налог на игровой бизнес – уплачивают владельцы заведений игровой направленности – казино, игровые установки, букмекерские конторы, тотализаторные заведения, пункты ставок и так далее;

    налог на земельные наделы – имущественный прямой налог, взимаемый с собственников земельных наделов;

    имущественный сбор — местный прямой вид сборов, взимается с физических лиц, владеющие недвижимостью;

Налоги косвенные имеют совершенно иное определение. Формально этот вид налогов уплачивает субъект — компания, которая например, занимается продажами, а фактически косвенный налог уплачивают клиенты этой компании, пользующиеся ее услугами либо покупающие предлагаемую ею продукцию. Каким образом эти лица платят косвенный налог? Просто налог заложен в стоимость товара либо услуги. Далее компания перечисляет этот вид налога в государственный бюджет.

Косвенному налогообложению подвергаются товары и услуги, а также различные виды деятельности и ресурсы. Косвенный налог уже внесен в стоимость некоторых товаров или услуг, но облагаются им не все граждане, предприятия и организации, а только те, кто покупает такие специфические облагаемые услуги и потребительские товары. Косвенные налоги представлены таможенными пошлинами, акцизами и фискальными монопольными сборами. Самыми важными косвенными налоговыми сборами являются акцизы. Акциз — это прибавка к цене товара или услуги массового употребления, например алкоголь, табачные изделия. Следовательно, купив бутылку вина, покупатель уже оплачивает косвенный налог. Таможенные налоги — это такие сборы, которые взимаются с товаров, идущих на экспорт или импорт, или же следуя через государство транзитом.

Отличным примером косвенного налогообложения можно считать налог на добавленную стоимость — это такая форма изъятия организованной стоимости, включенная в состав стоимости услуг или товаров. Косвенные налоги разделяются на индивидуальные и универсальные. Обложению индивидуальным косвенным налогом подвергаются некоторые товары и услуги, примером являются акцизы. А вот универсальному косвенному налогообложению подвергаются практически все товары и услуги, за исключением социально-значимой сферы.

Чем отличаются прямые налоги от косвенных? А тем, что они принципиально разные. Прямые налоги представляют собой ориентированность на работоспособность каждой личности, доходы и прибыль которой и есть источником такого налога, а вот косвенные – нейтральные, ориентированные на товар, а не на личность.

Заработная плата, рентная плата, доходы, а также стоимость собственности – земли, акций, облигаций, векселей, дома, квартиры налогоплательщика и являются объектами прямого налогообложения. Налогоплательщик является как сборщиком, так и плательщиком таких сборов.

Проще управлять косвенными налогами, поэтому в малоразвитых странах они очень популярны. В странах, где довольно хорошо развита экономика, высокий уровень жизни и образования прямые налоги более распространены, нежели косвенные налоги.

Преимущества и недостатки прямого и косвенного налогообложения

Весомым преимуществом прямых налогов является то, что они стабильно и непрерывно обеспечивают пополнение государственного бюджета. Эти налоги являются эффективным средством целенаправленного влияния на фактор распределения прибыли и гарантией стабильности. А весомым недостатком прямых налогов является их открытость, плательщик видит, какую сумму он платит. Поэтому возникает такое частое распространенное явление как уклонение от уплаты налога методом скрытия своих доходов.

Итак, преимущества прямых налогов:

    заранее известны, гарантированно пополняют бюджет государства;

    для взимания требуются значительные административные расходы;

    справедливые, потому что взимаются исходя из платежеспособности плательщика;

Недостатки прямых налогов :

    прямой налог платить нужно в обязательном порядке, поэтому у налогоплательщика нет выбора, платить или нет;

    для плательщика прямые налоги психологически более заметны, потому что взимаются крупные суммы;

Достоинства прямого налогообложения :

1. Социальные – распределение прямых налогов происходит таким образом, что более крупную сумму налога платят более обеспеченные слои населения;

2. Экономические – прямой налог обеспечивает тесную связь доходов населения с его платежами в государственный бюджет;

3. Регулирующие – в странах, в которых хорошо развита рыночная экономика, прямые налоги существенно регулируют большинство экономических процессов, например накопление капитала, инвестиции, деловая активность и так далее.

Недостатки прямого налогообложения :

1. Бюджетные – стабильное пополнение государственного бюджета возможно только при оптимально развитых рыночных отношениях, потому что только при таких условиях формируется реальная рыночная цена и реальные доходы населения. Однако в этой ситуации возможны как прибыль, так и убытки и это является минусом системы прямых налогов;

2. Контрольные – чтобы контролировать поступление налогов в государственную казну необходимо создавать расширенные аппараты управления системой налогообложения с использованием новейших способов контроля над налогоплательщиками;

3. Организационные – для такого вида налогов необходима сложная система механизма изымания налогов из-за сложной методики бухгалтерской учетности и отчетности;

4. Полицейские – возможны уклонения от уплаты налогов, вследствие коммерческой тайны, а также из-за несовершенной системы контроля над налогообложением;

Преимущества косвенных налогов следующие:

Имеет скрытый характер взимания;

Гарантирует фискальный эффект для государственной казны;

Есть возможность выбрать платить или не платить этот вид налога, покупая или отказываясь от приобретения соответственных товаров и услуг, которые подлежат обложению этим налогом;

Самый главный положительный момент в косвенных налогах его скрытость, потенциальные налогоплательщики могут и не догадываться о том, что они платят этот вид сбора. С помощью скрытых косвенных налогов возможно хорошо поднять и поддерживать цену товаров имеющих малую себестоимость рационально и экономически.

Косвенные налоги также имеют несколько минусов, а именно:

Непостоянные для пополнения бюджета государства;

На взимание их требуется гораздо больше административных затрат;

Пагубно влияют на малый бизнес, дестимулируют рост экономики;

Подводя итоги прямой и косвенной системы налогообложения допустимо сделать определенные выводы.

Человечество придумало систему налогообложения, а также различные виды налоговых сборов. Каждому такому виду налоговых сборов присущи конкретные особенности и функции, а также они занимают каждый свое место в системе налоговой политики. Все налоговые сборы подразделяются на прямые и косвенные.

Анализируя указанные выше недостатки и преимущества прямых и косвенных бюджетных обязательств можно сказать, что они способны как улучшать существование населения, так и ухудшать его. Критерием отличия между ними является статус налогоплательщика, который должен уплачивать такие платежи в государственный бюджет, как того требует законодательство. Чтобы наглядно понять систему прямого и косвенного налогообложения рассмотрим примеры, приведенные в таблице:

Прямое налогообложение

Косвенное налогообложение

Плательщик де-юре

Плательщик налогов юридическое и физическое

Плательщик налогов

Плательщик де-факто

Плательщик налогов

Клиент плательщика налогов, покупатель - физическое либо юридическое лицо

Примеры сборов

налог на прибыль юридических лиц, собственнические налоги

таможенные сборы, акцизы

Иногда четко разграничить между собой прямые и косвенные платежные обязательства сложно. Для пополнения государственного бюджета серьезными и значительными являются и прямые налоги и косвенные, именно в этих целях государство старается совершенствовать методы эффективного сбора налогов. Но часто имеет место уклонение граждан налогоплательщиков от отчислений налогов путем утаивания своих доходов, поэтому сбор прямых налогов иногда сопровождается принудительными методами их сборов.

Косвенные налоги – это одна из разновидностей налогов, взимаемых государственным бюджетом. Это сборы, включаемые в стоимость услуг и товаров, реализовываемых организациями. Владелец продукции получает суммы налога на момент ее реализации, а затем перечисляет государству. Связь между государством и плательщиком, таким образом, происходит через объект обложения.

Виды косвенных налогов

Все косвенные налоги можно подразделить по объектам взимания следующим образом:

Таможенные пошлины;
фискальную монополию;
акцизы.

Таможенные пошлины взимаются с некоторых видов продукции, импортируемых через государственную границу. Можно выделить некоторые виды пошлин: импортные, транзитные или экспортные. Они могут устанавливаться в определенном размере, или процентном отношении к стоимости товара.

Фискальная монополия, акцизы

В большинстве стран валовую часть косвенных сборов занимают акцизы – сборы, облагающие услуги, товары, которые производятся частными предприятиями. Часть акцизов устанавливаются на результаты внутреннего производства, а другая часть на импортируемые товары.

Акцизные сборы можно также разделить по способам взимания на универсальные и индивидуальные. Универсальные взимаются со стоимости всего оборота и намного выгоднее для государства. Ими облагаются практически все товары, реализовываемые на территории страны. К универсальным акцизам относится НДС. Он взимается только с определенной части стоимости продукции, именуемой добавленной стоимостью. В нее включается амортизация оборудования, заработная плата, часть производственных расходов, проценты по кредитам.

Фискальная монополия – это закрепленное за государством право реализовывать и производить некоторые товары. В этом случае государство выступает монополистом, продажа осуществляется по определенной цене, в которую включен сам сбор. Монополия может быть полной либо частичной, например, производство алкогольной продукции.

Плюсы и минусы косвенных налогов

Преимуществом косвенных сборов можно считать их скрытый характер. В большей части покупатель даже не подозревает, что уплачивает государству определенный сбор. Именно благодаря косвенным налогам государство может на рациональном уровне поддерживать стоимость товаров с очень низкой себестоимостью.

К недостаткам можно отнести усиление неравномерности при распределении налогового обременения. Для возможности взыскания контролирующие органы ограничивают производителей, вводя некоторые правила реализации и производства продукции.

Приветствую! Все чаще в российских СМИ намекают на грядущие изменения в налоговом кодексе. Бюджеты регионов пусты — их нужно срочно наполнять. На этот раз правительство решило всерьез взяться за «богатых». И через пару лет мы, возможно, вернемся к прогрессивной шкале подоходного налога.

Сегодня поговорим о том, что такое единая и прогрессивная шкала налогообложения доходов. И попытаемся разобраться, какая система лучше для России и почему?

В современной России подоходный налог был впервые введен в апреле 1916 года по указу Николая II – в разгар Первой мировой войны. К слову, предок современного НДФЛ имел прогрессивную шкалу: от 7% до 12%.

За 100 лет, прошедших с того момента, система расчета налога не раз пересматривалась. И в худшую, и в лучшую для плательщиков сторону.

С 1998 года в России действовала прогрессивная шкала налогообложения. Чем отличается плоская (прямая, единая) шкала от прогрессивной? Тем, что во втором варианте ставка подоходного налога зависит от размера дохода физлица. В конце 90-х она составляла 12%, 20% и 30%.

В 2001 году была принята глава 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц». У подоходного налога появилось новое название «НДФЛ». А плательщиков поделили на две категории: резиденты и нерезиденты.

Ну, и самое главное: ставка налогообложения доходов стала единой для всех — 13%. С 2001-го россияне отдают государству чуть больше одной седьмой заработной платы и премий, доходов от продажи недвижимости и авто, сдачи имущества в аренду и дивидендов по акциям. В общем, 13% почти всех поступлений в семейный бюджет.

Отдельные виды доходов стали облагаться повышенной ставкой в 35% (например, выигрыши в лотерею). И появился длинный перечень доходов, полностью освобожденных от НДФЛ (пенсии, стипендии, алименты, пособия).

В первые два года после отмены прогрессивной шкалы поступления НДФЛ в бюджет выросли на треть! В 2000-х плоская система стала визитной карточкой российской экономики и одним из немногих конкурентных преимуществ налоговой системы России.

Неужели плоская шкала оказалась настолько эффективной? Ведь в других странах она почти не используется. Не все так очевидно.

Взрывной рост налоговых поступлений спровоцировало несколько факторов:

  1. Общая ставка НДФЛ выросла на 1% для большинства физлиц (до этого минимум составлял 12%, а не 13%)
  2. Отменили льготы для военных, судей, сотрудников прокуратуры, таможенников, милиции и даже налоговиков. В результате число налогоплательщиков выросло почти на миллион человек
  3. В 2001 году было в целом ослаблено налоговое бремя в экономике (урезали ставки по налогу на прибыль и НДС). Это позволило бизнесу перенаправить часть сэкономленных на налогах денег на выплату ЗП наемным работникам
  4. Доходы населения росли с каждым годом. Россия вступила в период «сытых нефтяных лет»

Другими словами, эффективность перехода с прогрессивной шкалы на единую была сильно преувеличена.

В каких странах сегодня действует единая шкала НДФЛ?

Среди стран бывшего СССР плоскую шкалу используют в России, Грузии, Украине, Латвии, Литве, Эстонии, Казахстане и Киргизии. За рубежом она действует в Венгрии, Болгарии, Албании, Македонии, Румынии, Чехии, Монголии, Гонконге и на Нормандских островах (Гернси и Джерси).

Единая шкала налогообложения также актуальна для отдельных федеральных субъектов крупных стран. Например, для канадской провинции Альберта и некоторых штатов США: Массачусетс, Пенсильвания, Мичиган, Индиана и Иллинойс.

Интересный факт. В развитых странах с сильной экономикой плоская шкала налогообложения не используется!

Скажем, во Франции ставка подоходного налога варьируется от 5,5% до 75%. Доходы французов делят на восемь категорий. И рассчитываются доходы не на человека, а на семью. А необлагаемый минимум составляет 6 011 евро в год.

Примеры других стран с прогрессивной шкалой: США, Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Канада, Германия, Китай и Израиль.

Россия со своим 13% НДФЛ входит в десятку европейских государств с минимальной ставкой подоходного налога. Вместе с Казахстаном, Беларусью, Литвой и Болгарией.

Россия возвращается к прогрессивной шкале?

По факту прямую шкалу налогообложения доходов используют лишь в бедных европейских государствах. И почти во всех странах бывшего СССР. Может, поэтому, в последние два года вопрос о переходе на прогрессивную шкалу НДФЛ в России поднимается все чаще?

В августе 2016-го депутаты ЛДПР внесли в Госдуму нашумевший законопроект.

В нем предлагают освободить от подоходного налога россиян с зарплатой меньше 180 000 рублей в год. Ставку в 13% рекомендуют оставить для людей с годовым доходом до 2,4 млн. рублей. А для «богатых» придумали фиксированный налог в 289 тыс. рублей плюс 30% от суммы дохода свыше 2,4 млн. рублей.

Когда введут новую шкалу? Пока обещают, что этот и подобные проекты будут рассмотрены не раньше окончания выборов 2018 года.

Доводы против введения прогрессивной шкалы налогообложения

Будет ли в России прогрессивная шкала НДФЛ? У системы есть и плюсы и минусы. И минусы пока перевешивают.

  • Население и бизнес начнут массово «уходить в тень» и прятать свои доходы

Справедливость аргумента косвенно подтверждают результаты налоговой реформы 2000-х годов. После введения плоской шкалы поступления от НДФЛ выросли на 0,7-0,8% ВВП. И многие российские бизнесмены и физлица, действительно, перестали уклоняться от налогообложения.

Введение же прогрессивной шкалы может спровоцировать обратный процесс. Богатые снова «спрячут» свои доходы (), и объем поступлений в бюджеты уменьшится. А основная финансовая нагрузка снова ляжет на средний класс.

  • Вырастут судебные и административные издержки

Почему? Потому что населению придется самостоятельно декларировать свои доходы.

Сегодня почти со всех доходов физлиц удерживается единая ставка в 13%. И налоговые агенты (банки, брокеры, ) полностью берут на себя «общение» с налоговиками.

А вот прогрессивная шкала заставит россиян самостоятельно учитывать доходы из различных источников, суммировать их, заполнять налоговую декларацию и сдавать ее в соответствующие органы.

В 2017 году ни население, ни налоговики не готовы к такой активности.

  • Разница между богатыми и бедными регионами станет глубже

НДФЛ поступает не в федеральный, а в региональные и местные бюджеты. Другими словами, Москва и Питер будут получать еще больше по сравнению с нищей Рязанской и Ярославской областями. Такая «дискриминация» наверняка обострит межрегиональную напряженность.

  • Усилится недоверие бизнеса к власти

С 2001-го президент и правительство РФ кучу раз обещали не менять ставку подоходного налога. Нарушение обещаний вызовет очередной всплеск недоверия бизнеса к власти и отток частного капитала за рубеж.

Уменьшится поток инвестиций – сократится производство – подскочит уровень безработицы. В результате проиграют и богатые, и бедные.

Напомню, что повышение страховых взносов в 2011 году было встречено, мягко говоря, без восторга. И введение прогрессивной шкалы НДФЛ лишь подольет масла в огонь.

Если не прогрессивная шкала, то что?

Никто не спорит с тем, что систему расчета НДФЛ в России нужно совершенствовать. Но совсем необязательно менять плоскую шкалу на прогрессивную!

Эксперты предлагают другие более мягкие варианты. Один из них: увеличить долю налоговых вычетов в налогооблагаемых доходах физлиц.

Суть налоговых вычетов справедлива и очевидна. У каждого из нас есть повседневные потребности, которые нужно удовлетворять – иначе мы не выживем. И государство не должно «налогооблагать» ту часть дохода, которая идет на поддержание нормального уровня жизни.

Все, что остается «сверху» – экономическая выгода налогоплательщика. Которую можно и нужно облагать налогом. Без налоговых вычетов подоходный налог превращается в «налог для бедных».

Рассмотрим условный пример. Миша зарабатывает 10 000 рублей в месяц, а Олег – 100 000 рублей. Гипотетически, на 10 000 рублей можно поесть, одеться в секонд-хэнд, купить бюджетную бытовую химию для дома и заплатить за крошечную квартиру и Интернет.

То есть 10 000 рублей – минимальная сумма для поддержания жизни и для Миши, и для Олега. Но первый тратит на текущие потребности весь свой доход, а у второго остается еще 90 000 , накоплений и .

«По-честному» Миша вообще не должен платить НДФЛ. О каком доходе идет речь, если он тратит на товары первой необходимости все, что зарабатывает? А вот «лишние» 90 000 рублей Олега справедливо обложить налогом – это чистая экономическая выгода.

В России же налоговые вычеты, по сути, приравнены к льготам. Право на НВ имеют ликвидаторы последствий Чернобыльской катастрофы, участники ВОВ, герои СССР и РФ. Кстати, размеры налоговых вычетов ужасают: от 500 до 3000 рублей!

Почему бы не увеличить размер налогового вычета до адекватного значения? Тогда можно было бы отнимать НВ из дохода физлица и облагать разницу по повышенной ставке. Такой подход гораздо справедливей и единой, и прогрессивной шкалы подоходного налога.

А как Вы относитесь к возможному пересмотру шкалы НДФЛ в России?

Новое на сайте

>

Самое популярное