Домой Полезные советы Причины возникновения и формы государственного долга. Причины государственного долга

Причины возникновения и формы государственного долга. Причины государственного долга

Здравствуйте дорогие друзья и гости моего блога.

Меня зовут Руслан Мифтахов. И сегодняшняя тема будет посвящена тому, что представляет собой задолженность государства перед партнерами извне, каковы причины ее возникновения и какие страны мира лидируют по объему таких обязательств на сегодняшний день.

Предполагаю, что обозначенный предмет нашей беседы будет интересен не только для тех, чья профессиональная деятельность имеет отношение к миру экономики и финансов, но и для простых обывателей.

Реалии настоящего времени таковы, что в кредит привыкли жить не только граждане страны и корпорации, но и целая держава. И у такого положения дел есть, как свои положительные, так и отрицательные последствия.

Но давайте не будем забегать наперед.

Сущность и понятие внешней задолженности государства

Если руководствоваться определением Международного валютного фонда (МВФ), то внешний долг это объем непогашенных текущих обязательств в виде суммы основного долга и процентов, которые приняты резидентами государства по отношению к нерезидентам, а также обязательства, которые необходимо погасить в определенный момент времени в будущем.

Таким образом, госдолг речь о котором идет сегодня, представляет собой часть задолженности по внешним займам и прочим обязательствам перед кредиторами – нерезидентами.

Этот указанный объем непогашенных текущих и будущих обязательств включает в себя, как государственный, так и частный или выражаясь иными словами, корпоративный долг и обязательства банков.

На сегодняшний день существует не одна классификация государственной задолженности. В данном случае все зависит от признака, который будет положен в основу такой классификации.

Например, согласно Бюджетному кодексу РФ предусматривается разделение долга государства на внутренний и госдолг по привлекаемым извне ресурсам. Первый является частью госдолга по внутренним займам и остальным долговым обязательствам перед резидентами, которые стали для своего государства кредиторами.

Ярким примером внутреннего госдолга является ситуация, когда министерство финансов выпускает и предлагает их купить своим гражданам, а также компаниям. В данном случае покупатели, приобретая эти ценные бумаги, становятся его кредиторами.


В соответствии с данными, приводимыми на сайте Министерства финансов России, по состоянию на 01 июня текущего года общий объем государственного российского внутреннего долга составил 8 480 425,9 млн. рублей.

И структура госдолга такова, что в государственных ценных бумагах выражена часть внутренней задолженности на сумму 6 645 169,263 млн. рублей. Кстати, управление госдолгом, а также его обслуживание, предусматривающее погашение, как правило осуществляется министерством финансов.

Причины возникновения госдолга

В большинстве случаев львиная доля рынка заимствований стран извне представлена долгосрочными обязательствами, за счет которых правительство финансирует стратегически важные инвестиционные проекты, включая реализацию инфраструктурных программ и развитие частного сектора.

По этой причине разумный объем задолженности помогает правительству ускорить экономический рост, к чему собственно говоря стремятся, как развитые, так и развивающиеся республики. Это конечно же, положительный пример того, как эффективно использовались внешние заимствования и своевременно погашались.


Вместе с тем, объем задолженности государства перед кредиторами извне оказывает влияние на репутацию и рейтинг страны на международном рынке кредитных ресурсов. Чем ниже рейтинг государства, тем более жесткими будут условия предоставления новых займов и кредитов.

Для тех, кому доступа на международные рынки кредитных ресурсов нет, единственным выходом из сложившейся ситуации становятся кредиты МВФ (Международный Валютный Фонд) и международных финансовых институтов, которые являются частью Всемирного банка.

Если образуется объем просроченных обязательств, то это вынуждает власти вести переговоры с международными кредиторами по вопросу урегулирования внешнего госдолга. Подобную ситуацию можно на сегодняшний день наблюдать на примере Украины.

А если задуматься о причинах возникновения внешнего долга в принципе, то как Вы считаете, что могло бы привести к необходимости брать в долг у кредиторов извне?

Возникновению внешнего долга может способствовать такая причина, как прямое заимствование ресурсов у зарубежных стран, частных фирм, а также продажа государственных ценных бумаг иностранным партнерам в лице предприятий и населения, а также государства.

Последствия, возникающие при таких заимствованиях, гораздо более тяжелые, нежели в случае внутреннего госдолга.

Чтобы погасить внешние обязательство правительство вынуждено отдавать кредиторам ценные товары и услуги, что приводит к снижению уровня жизни населения.

Иногда размер обязательств перед кредиторами извне достигает катастрофических величин по следующим причинам:

  • высокий дефицит государственного бюджета;
  • высокая ставка процента по выданному внешнему займу;
  • увеличение курса иностранной валюты;
  • существующие сложности на внутреннем рынке заимствований.

Чтобы суметь дать оценку объему внешних обязательств какого-либо государства необходимо рассматривать отношение суммы его внешней задолженности к ВВП страны – заемщика.

В данном случае является макроэкономическим показателем, отражающим общую сумму всего того, что государству удалось заработать в течение года на произведенных ею товарах и услугах.

Если же рассматривать вопрос о том, какой стране следует отдать пальму первенства по объему задолженности перед иностранными партнерами, то лидером в данной ситуации является США. Серебро в этом «соревновании» принадлежит Великобритании, а бронза Германии.


Очень надеюсь, что сегодняшняя тема была интересной и актуальной для каждого из вас дорогие читатели.

А на этом я заканчиваю тему. С вами был Руслан Мифтахов, до новых встреч и подписывайтесь на мои обновления.

Введение

1. Причины возникновения государственного долга и его виды

2. Последствия государственного долга и методы управления им

3. Влияние государственного долга на развитие экономики России

4. Практикум

Заключение

Литература

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Введение

Вопрос о том, означает ли финансирование государственных расходов с помощью займов большее бремя для будущих поколений по сравнению с налогами, вызывает жаркие споры среди профессионалов. Одно из недоразумений связано с тем, что государственный долг зачастую рассматривают по аналогии с частным долгом. Это действительно справедливо для внешнего государственного долга, но совсем не для внутренней задолженности государства своим гражданам. Вот как выразился по этому поводу американский экономист А. Лернер (1948):

«Нация, которая должна другим нациям. нищает или обременяет себя точно так же, как человек, задолжавший другим людям. Но это не распространяется на национальный долг, когда нация находится в долгу у граждан того же самого государства. В этом случае мы оказываемся должны сами себе».

Почему в таком случае столь устрашающе звучит выражение «бремя государственного долга» и в чем смысл перекладывания этого бремени на будущее? Ответ зависит от того, как наличие задолженности воздействует на поведение национальной экономики.

Для экономистов 40-50-х гг., исповедовавших в большинстве своем кейнсианские воззрения, бремя задолженности означало сокращение совокупного потребления. Как выразился П. Самуэльсон, «чтобы вести войну сегодня, мы должны кинуть на врага наше сегодняшнее вооружение, а не долларовые бумажки и не будущие товары и услуги». Отдавая предпочтение не налогам, а займам, мы обязываем будущих налогоплательщиков выплатить как сам долг, так и проценты по нему.Политика правительства в области госдолга является одним из инструментов желательного межвременного распределения, и выбор финансирования с помощью налогов или займов, в конечном счете.

1. Причины возникновения государственного долга и его виды

Государственный долг – неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, с ростом предельных издержек, необъяснимой эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д.

Бюджетный дефицит и государственный долг взаимосвязаны. При оценке размера бюджетного дефицита возникает целый ряд проблем:

1. Первая проблема возникает при оценке реального дефицита госбюджета.

Реальный дефицит бюджета - это:

Номинальный дефицит бюджета - Величина госдолга на начало года х Темп инфляции.

2. При расчете бюджета необходимо проводить процедуру бюджетирования капитала, т. е. учитывать какактивы, так и обязательства.

3. Бюджет должен включать неучтенные обязательства: т. е. будущие пенсии и пособия на социальное страхование, отчисления, которые делаются в текущем году.

При образовании дефицита государственного бюджета возникают проблемы его покрытия с наименьшими потерями для экономики. Существует несколько путей:

1. Сокращение расходов госбюджета. Данный путь не всегда выполним, т.к. уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что снижает стимулы производства.

2. Увеличение налогов. Данный путь ведет к уменьшению инвестиций и потребления, снижет возможность роста ВВП.

3. Превращение дефицита бюджета в государственный долг. Это происходит из-за обращения государства за кредитом к национальным банкам; превращения кредита во внешний долг при получении его от иностранных государств; выпуска облигаций.

4. Выплата государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии. Данный путь погашения бюджетного дефицита – самый опасный, он ведет к лавинообразному течению инфляции. К этому способу государства прибегают в случае невозможности или неумения использовать иные источники. Это способ отказа от части долга, т.к. его выплата происходит обесцененными деньгами.

Обслуживание государственного долга приводит к вытеснению частного капитала, так как рыночная ставка процента растет; рост налогов для оплаты долга снижает экономическую активность - происходит перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Соотношение долг/ВВП характеризует бремя долга, его величина зависит от размера реальной ставки процента, темпов роста реального ВВП и величины первичного дефицита.

Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга проявляется и в выпуске займов для его покрытия и последующим нарастанием долговых последствий. Увеличивается государственный долг и необходимость выплаты его с процентами. Со временем текущие займы превращаются в последующие налоги.

Поэтому государства, имеющие большие долги, вынуждены постоянно к ним прибегать для погашения процентов по долгу. Покрывая старые долги, государство прибегает к еще большим займам. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний . Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств.

Внешний долг - задолженность гражданам и организациям иностранных государств. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано рядом целевых обязательств, с одной стороны, а с другой - в его уплату приходится рассчитываться ценными товарами и платить большие проценты. В некоторых развивающихся странах ежегодные обязательства выплат по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.

Внешний долг более опасен для экономики, так как нужно расплачиваться ресурсами страны.

2. Последствия государственного долга и методы управления им

Последствия государственного долга.

Последствия государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов.

При наличии значительного долга происходит перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж.

Рост государственного долга вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики. Во-первых, поиски источников его погашения приводят к необходимости повышения налогов, что является антистимулом хозяйственной активности (сокращение спроса, сбережений). Во-вторых, отвлечение денежных ресурсов ограничивает возможности частного предпринимательства и роста экономики. В-третьих, возникает проблема ухудшения материального благополучия населения в результате необходимости обслуживания внешнего долга. В-четвертых, происходит перераспределение доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг. В-пятых, в конечном счете, происходит подрыв финансово-кредитной системы, что чревато негативными последствиями для экономики в целом.

В зависимости от того, кто выступает в роли кредитора, государственный долг делится на два вида:
  1. Внутренний — это задолженность государства перед его жителями: бизнес-субъектами и гражданами, номинированная в рублях. Она образуется двумя путями: через получение займов и выдачу казначейских ссуд. Государственные займы — это долговые отношения между государством и населением или бизнесом, позволяющие власти привлечь нужные суммы на условиях платности и возвратности. Они складываются через выпуск облигаций (ГКО, ОГСЗ, ОФЗ) и других ценных бумаг, осуществляемый Министерством финансов. Казначейские ссуды — это оказание финансовой помощи отдельным предприятиям, учреждениям, в работе которых заинтересовано государство, нижестоящим уровням власти (региональному и местному). Денежные средства выдаются на условиях возвратности под заранее определенные проценты.
  2. Внешний — это задолженность государства перед нерезидентами: национальными правительствами и международными организациями. Она номинирована в иностранной валюте. Это инструмент, который помогает властям преодолеть бюджетный дефицит, но повышает риски развития кризисных явлений в экономике. Внешний долг России делится на заимствования государственного и частного сектора. Госдолг представлен двумя элементами: новые обязательства РФ и прежние, доставшиеся «в наследство» от бывшего СССР.
По признаку сроков предоставления заимствований государственный долг делится на краткосрочный (до 12-ти месяцев), среднесрочный (до 5-ти лет) и длительный (до 30-ти лет).

Государственный долг России

По состоянию на середину 2018 года объем госдолга РФ составлял:
  • внешнего — 47 331,5 млн долл. США;
  • внутреннего — 9 043 770 млн руб.
По расчетам аналитиков, совокупный объем госдолга составлял 14,9% от ВВП страны. Этот показатель признается безопасным с точки зрения мировых стандартов.

За период с 2013 по 2018 гг. российские власти проводили политику, направленную на замещение внешних заимствований внутренними. В результате доля задолженности нерезидентам в совокупном объеме долга снизилась с 4.5 до 3,6%, резидентам — повысилась с 9 до 11,3%. Такое изменение структуры позволило оптимизировать расходы, связанные с обслуживанием финансовых обязательств.

По данным за 2018 год, в структуре госдолга РФ преобладают ценные бумаги: они составляют около 75%. Основная часть (более 70%) номинирована в рублях. Большинство обязательств являются среднесрочными: период их погашения составляет менее 10 лет.

Около половины портфеля государственных ценных бумаг сформировано облигациями федерального займа (ОФЗ-ПК) с купонным доходом и погашением стоимости долговой бумаги по окончанию срока ее действия. Их размещением занимается Минфин, который проводит аукционы между крупными участниками рынка за право покупки облигаций. Далее банки реализуют их миноритарным владельцам: гражданам и коммерческим организациям.

Управление государственным долгом в РФ осуществляет Правительство. Максимальный объем внутренних и внешних заимствований прописывается в бюджете, принимаемом в конце года на следующие двенадцать месяцев. Согласно ст. 106 БК РФ, сумма новых кредитов не может превышать совокупный размер платежей, направляемых на погашение уже имеющихся.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Международный институт финансов, управления и бизнеса

Направление «Экономика»

Курсовая работа

На тему: «Государственный долг: причины образования и методы управления»

По предмету: «Макроэкономика»

Выполнила: студентка 2 курса

группы 25э802

Дыкова А.О

Проверила: ст. преподаватель

Погодаева Т.В.

Тюмень 2010

Введение 3

1.раскрыть теоретические основы государственного долга 3

2.проанализировать современное состояние внутреннего и внешнего государственного долга 3

3.изучить методы управления государственным долгом в РФ 3

Глава 1. Теоретические основы государственного долга 4

1.2. Государственный долг в экономической теории 4

1.2. Причины образования государственного долга 8

1.3. принципы и задачи по управлению государственным долгом 12

Основные задачи по управлению долгом: 13

Глава 2. Современное состояние государственного долга в РФ 14

2.1. Анализ внутреннего долга РФ 17

2.3. Анализ внешнего государственного долга РФ 24

Глава 3. Управление государственным долгом 28

3.1 Методы управления государственным долгом 29

Введение

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.

Структура курсовой работы включает в себя 3 главы, введение и заключение. В 1 главе рассматриваются теоретические вопросы госдолга, причины его возникновения, принципы и задачи по управлению государственным долгом. Во 2 главе приводится анализ внутреннего и внешнего госдолга РФ. В 3 главе рассматриваются методы управления госдолгом в РФ.

Цель курсовой работы – проанализировать сущность и понятие госдолга, причины его возникновения, методы управления государственным долгом. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. раскрыть теоретические основы государственного долга

  2. проанализировать современное состояние внутреннего и внешнего государственного долга

  3. изучить методы управления государственным долгом в РФ

Глава 1. Теоретические основы государственного долга

1.2. Государственный долг в экономической теории

Согласно Бюджетному кодексу РФ к государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса.

внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);
внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

Экономико-теоретические вопросы государственного долга рассматривали многие ученые-экономисты. К их числу, например, можно отнести А. Смита, Д. Рикардо, Дж. Ст. Милля, К. Маркса, А. Маршала, Дж. Кейнса и др. Государственный долг как предмет исследования для них был обусловлен наличием у государств больших долгов и необходимости выработки и реализации эффективной политики в данной области.
Макроэкономические и социально-экономические последствия государственного долга и бюджетного дефицита всесторонне исследованы в рамках разных научных школ экономической теории. Предметами исследования являлось влияние государственного долга на рост экономики, темпы инфляции, номинальную и реальную процентные ставки, на финансовые рынки и т.д.

Если классическая школа политической экономии рассматривала государственный долг как временное явление, который должен быть непременно погашен, то со времен Дж. Кейнса государственный долг стал рассматриваться как необходимый элемент эффективной экономической политики, направленной на поддержание достаточного уровня совокупного спроса, обусловливающего уровни производства и занятости. Государственный долг перестал восприниматься как зло, его стали рассматривать как элемент здравой экономической политики.
Необходимость поддержания бюджетного дефицита и соответственно оправдание роста государственного долга объяснялось необходимостью достижения эффективного спроса, сокращение которого приводит к сокращению объема производства и занятости.

Теория Дж. Кейнса укрепила в сознании экономистов и политиков идею благостности дефицита государственного бюджета. Государство в целях увеличения совокупного спроса должно увеличивать бюджетные расходы, пусть даже сталкиваясь при этом с превышением общих расходов над доходами и получая дефицит бюджета. Теория Дж. Кейнса оказалась политически выгодной национальным правительствам для оправдания наличия дефицита государственного бюджета.

К настоящему времени в экономической науке разработано значительное число теоретических моделей, посвященных бюджетному дефициту и государственному долгу. К числу основных можно отнести равенство и гипотезу Барро-Рикардо, модель Бруно-Фишера для эмиссионного и смешанного финансирования государственного бюджета, модель Саржента-Уоллеса и др.

В соответствии с гипотезой Барро-Рикардо финансирование государственных расходов за счет долга эквивалентно финансированию их за счет налогов, но получаемых в будущем. Данная идея впервые была высказана Д. Риккардо, а в последствие развита Р. Барро и поэтому получила название равенства Барро-Рикардо (или просто равенства Рикардо). Суть равенства состоит в том, что покрытие бюджетного дефицита с помощью увеличения государственных заимствований должно в будущем привести к необходимости их погашения, источником которых опять-таки должны выступить налоги. В современной интерпретации равенство предполагает необходимость достижения равенства между приведенной текущей стоимостью государственных расходов и приведенной стоимостью налоговых поступлений.

В модели Бруно-Фишера рассмотрено влияние эмиссионного и смешанного финансирования дефицита государственного бюджета на уровень инфляции в зависимости от характера поведения экономических агентов. Бруно и Фишер показали, что при определенных допущениях, в случае, если доля бюджетного дефицита и прироста денежной массы в доходе существенно превышают темпы роста экономики, то денежный рынок не придет в состояние равновесия и единственным средством покрытия или избавления от бюджетного дефицита является проведение ограничительной бюджетно-налоговой политики. Ими также показано, что в случае незначительного превышения доли бюджетного дефицита в доходе по отношению к темпу роста ВВП могут существовать два вида равновесия: с низкими темпами инфляции и с высокими темпами инфляции.
В условиях смешанного финансирования бюджетного дефицита (использования денежной эмиссии и государственных облигаций) возможно получение многообразия последствий в денежном секторе экономики, а именно, значений реальной и номинальной ставок процента, а также уровня инфляции.

Модель Саржента-Уоллеса предполагает возможность финансирования бюджетного дефицита либо при помощи денежной эмиссии, либо за счет роста заемного финансирования и роста, приводящего к росту государственного долга. В модели правительство планирует бюджетные дефициты, а их финансовое покрытие ограничено спросом на государственные облигации. Так как ставка процента превышает темп роста выпуска, то в определенный момент финансовое покрытие бюджетного дефицита будет возможным только за счет сеньоража. Это приведет к повышению темпа роста денежной массы и в итоге к росту темпов инфляции.

Согласно традиционному подходу, в современной экономической науке положительным следствием бюджетного дефицита считается наличие его стимулирующего эффекта в условиях закрытой и большой открытой экономики, а государственного долга соответственно - наличие ликвидных инструментов вложения сбережений. Отрицательными последствиями бюджетного дефицита и государственного долга являются: вытеснение инвестиций и чистого экспорта в кейнсианских представлениях; уменьшение экономического потенциала в классических моделях вследствие снижения капиталовооруженности и выпуска продукции. При этом положительный эффект проявляется в краткосрочном периоде, а отрицательный - в долгосрочном. Таким образом, можно отметить, что положительный эффект представляет собой силу «короткого» действия, а отрицательный - «длинного действия». Следовательно, политика государственного долга оборачивается принесением в жертву будущего ради настоящего.
Кроме того, к отрицательным эффектам бюджетного дефицита и тесно связанным с ним ростом государственного долга можно отнести то, что он оказывает искажающее влияние на функционирование экономической системы, что снижает эффективность распределения в ней ресурсов. По данному поводу Д. Тарр отмечает, что «следует не допускать бюджетного дефицита; частично потому, что дефицит вытесняет иностранные инвестиции, и потому, что они стимулируют инфляцию, из-за чего ценовые сигналы становятся менее прозрачными».

1.2. Причины образования государственного долга

Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост налогообложения приводит в подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно, большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению. Другой источник государственного долга - это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.

Еще один источник государственного долга - упомянутые выше политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

Государственный долг увеличивается всякий раз, когда бюджет Федерального правительства находится в дефиците. Если бюджет сведен с дефицитом, то правительство будет вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда существует избыток бюджета, то превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, т.е. погасить свой долг.

В зависимости от рынка размещения, валюты и других характеристик государственный долг делится на внешний и внутренний. К первому относятся кредиты иностранных государств; международных финансовых организаций; государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и размещенные на зарубежных рынках. Ко второму относятся кредиты от национальных банков; государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные на национальном рынке. Он состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности.

Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имелаактуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости. Первое основание возникновения государственного долга – это государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета. Вторым основанием формирования государственного долга Российской Федерации, субъектов РФ и муниципалитетов являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов. Третьим основанием выступает предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков. Четвертым основанием являются факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц. Пятым основанием возникновения долговых обязательств государственного и муниципального долга в Бюджетном кодексе названы соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет.

Для государства на федеральном и региональном уровнях возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. Для муниципалитетов называется возможность применения только одного вида – внутреннего долга.

Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет. Для сравнения в Великобритании доля внутренних займов в общей сумме государственных займов составляет 97%, во Франции – 96%, в Италии – 90%, в Японии – 87 %.

Предоставляя для Российской Федерации право приобретения обязательств в режиме внутреннего и внешнего долга, Бюджетный кодекс устанавливает при этом порядок определения количественных пределов таких обязательств и порядок их выполнения.

Для федерального уровня долговых обязательств государства Бюджетный кодекс устанавливает верхний предел государственного внутреннего долга, верхний предел государственного внешнего долга и отдельно предел государственных внешних заимствований на очередной финансовый год. Указанные предельные показатели долговых обязательств устанавливаются для всех уровней бюджетной системы. На федеральном уровне конкретные цифры предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, а также отдельно предельные показатели внешних заимствований устанавливаются федеральным законом о бюджете на очередной год, в котором показатели долговых обязательств подлежат конкретизации по формам обеспечения.

Источниками погашения государственных займов могут выступать:

Доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;

Дополнительные поступления от налогов;

Экономия средств от сокращения расходов;

Эмиссия денег;

Привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).

Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.

При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и коэффициент его обслуживания.

Механизм самовоспроизводства госдолга, следовательно, имеет вид: рост первичного государственного долга > рост государственных займов > рост общей величины государственного долга > рост выплат по обслуживанию государственного долга > рост общей величины государственного долга > рост новых государственных займов > рост общей величины государственного долга > рост выплат по обслуживанию государственного долга > и т.д.

Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2009 года установлен в законопроекте в размере 1 824,7 млрд. рублей, или 5,2 % ВВП, что выше на 461,4 млрд. рублей, или на 33,8 % показателя на 1 января 2008 года (1 363,3 млрд. рублей, или 4,4 % ВВП).

Верхний предел внешнего государственного долга России на 1 января 2010 г. повысился до $42,8 млрд. (31,2 млрд. евро) с $41,4 млрд. (29,8 млрд. евро). Таким образом, верхний предел долга увеличивается на $1,4 млрд.

Максимальный размер государственного внутреннего долга России в 2010 году увеличен на 51,3 млрд рублей из-за изменения объема предоставления ряда госгарантий. Соответственно, верхний предел государственного внутреннего долга России на 1 января 2011 года достигнет 3 трлн 353,101 млрд рублей.

Делая выводы, можно сказать, что государственный долг представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.

1.3. принципы и задачи по управлению государственным долгом

В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:

Безусловность - обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

Единство учета - учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;

Единство долговой политики - обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;

Согласованность - обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

Снижение рисков - выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

Оптимальность - создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

Гласность - предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Политика в отношении государственного долга и его верхний предел определяются законодательными органами власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.

Управление государственным долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг. Еще более узкая трактовка управления государственным долгом предполагает регулирование состава и структуры совокупного государственного долга при его неизменной величине. В зарубежной экономической литературе она получила название «debt management». Объекты регулирования в рамках debt management:

Структура сроков обращения различных долговых обязательств;

Структура кредиторов (путем выпуска нерыночных, предназначенных для определенных групп кредиторов займов).

Основные задачи по управлению долгом:

· сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;

· оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;

· оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;

· рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;

· повышение эффективности использования заемных средств.

Глава 2. Современное состояние государственного долга в РФ

Государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации в 2002-2006 годах он снизился с 42,2 процента от ВВП до 9,0 процента от ВВП. В соответствии с "Политикой в области государственного долга" государственный внутренний и внешний долг РФ к концу 2009 года составил 7,6 процента от ВВП. В абсолютных цифрах внешний государственный долг снизился в 1998-2006 годах более чем в 3 раза. На конец 2006 года он составил 50,5 миллиарда долларов. В то же время внутренний государственный долг растет в связи с эмиссией новых долговых обязательств в целях привлечения средств для погашения внешнего государственного долга. В результате внутренний госдолг в 2002-2006 годах увеличился с 545 миллиардов рублей до 1091,6 миллиарда рублей.

В целом внешний и внутренний госдолг в 2006 году был существенно ниже пороговых значений, установленных Маастрихтскими соглашениями по внешнему госдолгу (30 процентов к ВВП) и внутреннему госдолгу (30 процентов к ВВП) и в 2009 году продолжил снижаться. В начале 2010 года он не превышал 8% к ВВП. Объем государственного долга к концу 2010г. составит 3 трлн 873 млрд руб., при этом по отношению к ВВП объем госдолга составит 8,71%

Доля внешнего долга сокращается, а внутреннего - растет. Так, в 2008г. соотношение внешнего и внутреннего долга составило 37,5% к 62,5%, в 2009г. - 32,1% к 67,9%, в 2010г. - 27,2% к 72,8%. При этом объем внешнего долга в ВВП в 2008г. составил 3,13%, в 2009г. - 2,71%, в 2010г. - 2,37%. Объем внутреннего долга к ВВП, напротив, увеличивается и в 2008г. составил 5,2%, в 2009г. - 5,7% и в 2010г. - 6,3%. Объем внутреннего долга на начало 2008г. Был запланирован в размере 1 трлн 207 млрд руб., на начало 2009г. - 1 трлн 092 млрд руб., на начало 2010г. - 1 трлн 068 млрд руб. и на начало 2011г. - 1 трлн 054 млрд руб. Объем внешнего долга в эти годы составил соответственно 1 трлн 409 млрд руб., 1 трлн 819 млрд руб., 2 трлн 257 млрд руб. и 2 трлн 819 млрд руб.

Государственными внешними заимствования­ми Российской Федерации являются привлекае­мые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международ­ных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обяза­тельства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта погашения та­ких кредитов (займов) другими заемщиками. Го­сударственные внешние заимствования Россий­ской Федерации формируют государственный внешний долг РФ.

В соответствии с Бюджетным кодексом в объ­ем государственного внутреннего долга России включается основной долг, то есть номинальные суммы долга по государственным ценным бума­гам РФ, по кредитам, ссудам и кредитам, получен­ным от бюджетов других уровней, по государст­венным гарантиям, предоставленным Россией. Аналогично во внешний долг включаются обяза­тельства по госгарантиям, предо­ставленным РФ, и сумма основного долга по кре­дитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций. Если возникает задержка с выплатой процентов по ос­новной сумме госдолга, то долг го­сударства не увеличивается на сумму невыпла­ченных процентов.

По структуре государственный долг РФ состоит из нескольких групп долговых обязательств:

    задолженности владельцам ГКО 1 - ОФЗ 2 (около 160 млрд. рублей);

    задолженности Минфина перед ЦБ 3 по кредитам на финансирование дефицита бюджета (около 60 млрд. рублей);

    задолженности, появившейся вследствие взятого на себя государством обязательства по восстановлению сбережений граждан (государственный внутренний долг СССР в части, приходящейся на Российскую Федерацию, составляет сумму 191,4 млн. рублей);

    внешней задолженности бывшего СССР, принятой на себя РФ (около 100 млрд. долларов США);

    вновь возникшая задолженность РФ перед иностранными государствами, международными организациями и фирмами (более 50 млрд. долл.).

Обслуживание госдолга связа­но с перераспределением доходов в стране. Для погашения долга можно использовать имеющие­ся у государства активы, приватизируя государст­венную собственность. Другой подход связан с увеличением доходов бюджета путем расшире­ния налогооблагаемой базы. Бремя обслуживания перекладывается на налого­плательщиков. Еще одним источником погаше­ния долга могут стать кредиты ЦБ. Однако в условиях независимого от прави­тельства главного банка страны использовать эмиссию для сокращения долга весьма сложно. Обслуживание внешнего долга фактически оз­начает легальный вывоз капитала, что отража­ется отдельной строкой в платежном балансе, то есть приводит к перераспределению части наци­онального дохода через бюджетно-налоговую и денежно-кредитную систему в интересах нерези­дентов.

Финансирование дефицита бюджета за счет внутренних источников также не всегда способ­ствует развитию национальной экономики. Уве­личение внутреннего долга означает рост доли государственных заимствований на финансовом рынке. Это может привести к конкуренции за ресурсы на внутреннем финансовом рынке, росту процентных ставок и снижению капитализации рынка частных ценных бумаг. Кроме того, сокра­щаются инвестиции, поскольку останутся не реа­лизованными инвестиционные проекты с рента­бельностью, не превосходящей процента, выпла­чиваемого по государственным ценным бумагам вместе с премией за риск.

2.1. Анализ внутреннего долга РФ

Согласно определению, данному в статье 6 Бюджетного Кодекса РФ внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

Внутренний государственный долг РФ включает в себя задолженность по ГКО (государственным краткосрочным обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), реструктурированную задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам.

В объем внутреннего государственного долга включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;

4) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;

5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.

Резкое сокращение внешнего государственного долга стимулировало рост внутренних заимствований, используемых для рефинансирования накопленного за последние годы государственного внутреннего долга. Это стало фактором снижения относительной нагрузки на бюджет расходов по обслуживанию долга и увеличения доли непроцентных расходов бюджета. При профиците федерального бюджета используются внутренние источники покрытия дефицита, которые приравниваются к обычным доходам.

Рост объема заимствований на внутреннем рынке приводит к абсолютному увеличению процентных расходов бюджета - со 156,8 млрд. руб. в 2007 г. до 247,1 млрд. руб. в 2010 г. Совокупное сальдо по источникам финансирования дефицита федерального бюджета увеличится по сравнению с 2007 г. на 119,95 млрд. руб. и составит в 2008 г. 172,8 млрд. руб., в 2009 г. - 233,5 млрд. руб., в 2010 г.-333,31 млрд. руб

В 2008 г. за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке привлечено 463,3 млрд. руб., что больше по сравнению с 2007 г. на 169,67 млрд. руб. В 2009-2010 гг. привлечение составит 496,7-673,3 млрд. руб. соответственно. Погашение государственных ценных бумаг в валюте Российской Федерации увеличится по сравнению с 2007 г. на 14,15 млрд. руб. и в 2008 г. составит 94,25 млрд. руб., в 2009 г. - 100,44 млрд. руб. в 2010 г. - 148,4 млрд. руб. Таким образом, чистое сальдо по привлечению государственных ценных бумаг в 2008-2010 гт. возрастет с 369,04 млрд. руб. до 524,8 млрд. руб. - превысит полутриллионный рубеж.

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации

По состоянию на

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб.

в т.ч. государственные гарантии в валюте Росийской Федерации

С 1993 по 2010 год объем внутреннего долга в 523 раза, составив на 1 января 2010 года 2094 млрд рублей. С 1993 по 1998 наблюдалось стремительное увеличение объема долга (в 2-4 раза по сравнению с предыдущим годом). В 2001-2002 годах наблюдалось уменьшение как объема долга, так и государственных гарантий в валюте РФ на 45 млрд и на 0,8 млдр соответственно. Затем снова значительное увеличение в 2003 году в 1,3 раза. Значительный рост также наблюдался в 2010 году по сравнению с 2009 на 595 млрд или на 28,4%

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации

по состоянию на (млрд. рублей)

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации - всего,

2 094,731

2 107,529

2 118,250

в том числе:

государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации

Таким образом можно проследить положительную динамику, рост объема государственного долга РФ за первые месяцы 2010 года. За два месяца объем государственного долга увеличился на 24 млрд рублей.

Если рассматривать структуру государственного долга на апрель 2010, то можно заметить, что основную часть составляют ОФЗ-ПД и ОФЗ-АД, то есть 738 и 848 млрд рублей (или 39,5% и 45,4%) соответственно. ГСО-ППС составляют 150,4 млрд рублей, ГСО–ФПС 132 млрд рублей. Всего государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, составил 1869 млрд рублей.

С декабря 2009 по апрель 2010 государственный долг находится примерно на одном уровне, динамика незначительная, в то время как до декабря наблюдался его рост. С июня 2009 года по декабрь рост составил 444 млрд или 20%.

Таким образом, можно отметить динамику увеличения госдолга с одновременным уменьшением внешнего долга РФ.

2.3. Анализ внешнего государственного долга РФ

С 1992 г. Россия начала активно привлекать западные кредиты, увеличивая свой внешний долг, что активно поддерживалось за рубежом. Взамен финансовой поддержки от России требовалось держать курс на проведение реформ, направленных на минимизацию государственного вмешательства в экономику.

В настоящее время проблема внешней задолженности в России не стоит так остро, как даже пять лет назад. В последние годы доля государственного внешнего долга в общем объеме государственного долга Российской Федерации неуклонно сокращалась. Это происходило вследствие осуществления в 2003 -- 2005 гг. мер по замещению внешних заимствований внутренними, и его досрочного погашения в 2005 -- 2007 гг. за счет средств Стабилизационного фонда РФ

Государственный внешний долг РФ

Сумма, млрд долл. США

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд, или 2,5% ВВП. В то же время в этом месяце Россия после двенадцатилетнего перерыва снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд.

Для сравнения - после кризиса 1998 года внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП. По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008-2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит планируется покрывать за счёт новых кредитов. В наихудшем случае в ближайшие три года внешний долг России может вырасти на $60 млрд.

Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2010 года

Наименование

Сумма, млрд долларов США

Сумма, млрд ЕВРО

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией)

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

Задолженность бывшим странам СЭВ

Коммерческая задолженность бывшего СССР

Задолженность перед международными финансовыми организациями

Задолженность по еврооблигационным займам

Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте

В структуре внешнего долга уменьшается доля государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО, увеличивается доля государственных гарантий.

На 1 января 2010 года основную часть государственного внешнего долга составляет задолженность по еврооблигационным займам – 26,2 млрд долларов или 69,7% от внешнего госдолга. Задолженность перед международными финансовыми организациями составляет 3,8 млрд долларов или 10%. От 2% до 2,7% в структуре внешнего госдолга составляют коммерческая задолженность бывшего СССР, задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте и задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба. Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба – 1,8 млрд долларов или 4,8% от объема внешнего государственного долга.

К началу 2008 г. внешний государственный долг был снижен до 46,7 млрд. долл. Сегодня эта величина и того меньше, и составляет 37,6 млрд долларов, то есть сократилась почти на 20%. При нынешней инфляции внутренние займы размещаются под невысокий процент. Однако в целом и государственный внутренний долг, и совокупный внешний (государственный и корпоративный) быстро растут. Внутренний государственный долг еще на 1 января 2005 г. составлял 757 млрд. руб., на начало 2006 г. - 851 млрд. руб., на начало 2007 г. - 1028 млрд. руб. В 2007 г. он превысил 1 трлн. руб. и к 2010 г. будет не менее 1,5 трлн. руб. Совокупный внешний российский долг на 1 января 2008 г. составлял 459,6 млрд. долл. и неконтролируемо растет.

Следовательно, необходима более взвешенная долговая политика.

В настоящее время действует немало факторов, определяющих содержание этой политики, а следовательно, и соотношение как государственных внутренних и внешних заимствований, так и накопленных объемов внутреннего и внешнего долга.

Благоприятная конъюнктура на мировом рынке энергоносителей (цены на нефть еженедельно перекрывают исторический максимум и с начала 2008 г. по июль выросли от 100 до 130 долл. за баррель) стала фактором роста с начала текущего десятилетия нефтегазовых доходов намного более быстрыми темпами по сравнению с темпами роста расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. В этих условиях федеральный бюджет перестал быть дефицитным, в связи с чем отпала необходимость в крупномасштабных государственных внешних заимствованиях - в отличие от всего периода 1990-х гг. Бюджет с 2000 г. профицитный.

Глава 3. Управление государственным долгом

Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации

Процесс управления госдолгом - это совокупность действий, связанных с подготов­кой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государс­твенного долга, предоставление ссуд и гарантий.

Управление государственной задолженностью охватывает методы как прямого (институциональ­ный, технический, собственно экономический), так и косвенного регулирования (воздействия на макро- или микроэкономические рычаги управ­ления народным хозяйством).

Понятие и содержание управления государс­твенной задолженностью может быть определено достаточно многомерно. Управление ею можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Этот процесс включает:

Формирование государственной долговой по­литики;

Определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

Установление возможности и целесообразнос­ти финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ и другие вопросы, связанные со стратегическим управ­лением государственным долгом;

Установление границ задолженности.

Под управлением долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных дол­говых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг.

Процесс управления госдолгом как в широком, так и в узком смысле требует от государства системного подхода и определяет мно­гоплановый характер регулирования существующей задолженности. В свою очередь системное управле­ние долгом невозможно без четкой классификации задолженности.

В процессе управления госдолгом государство определяет соотношение меж­ду различными видами долговой деятельности, структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных госзаймов, кредитов и гарантий, по­рядок предоставления и возврата государственных кредитов и гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок выпуска и обращения госзаймов. Также устанавливаются все другие необходимые практические аспекты функ­ционирования госдолга.

В понятие управления госдолгом включают три взаимосвязанных направления деятельности. Первое - это бюджетная политика в части планирования объема и структуры госдолга. Второе - это осущест­вление заимствований, проведение операций с госдолгом, которые направлены на оптимизацию его структуры и сокращение расхо­дов на его обслуживание. Третье - это организация учета долговых обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы исполнения долговых обязательств.

3.1 Методы управления государственным долгом

Существование государственного долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по управлению им. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Цель управления государственным долгом - нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Существуют два основных пути решения: - усиление административного контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства и осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.

Первый путь - это осуществление административных мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала - занижения экспортных цен, невозврата валютной выручки, фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами, коррупции на таможне, расчетов через оффшоры.

Второй путь для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя: улучшение налоговой системы и налогового администрирования; сбалансированность бюджета; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; борьба с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны региональных и местных властей.

Присоединение России к Парижскому клубу кредиторов обусловило также списание большей части задолженности с беднейших стран, с государств - дебиторов Российской Федерации, завершивших до 31 декабря 2006 г. свое участие в расширенной Инициативе по облегчению задолженности беднейших стран. Инициатива включает условие своевременного погашения части долга перед Россией. Выполнение его поощряется списанием оставшейся задолженности, что рассматривается в качестве предпосылки облегчения трудного экономического положения государств-должников. В 2007 г. Россия планировала списать 558,5 млн. долл. долга африканских стран, что и было сделано.

Для повышения эффективности управления государственным долгом следует проработать координацию управления долгом с денежно-кредитной и налогово-бюджетной политикой.

К основным методам управления государственным долгом относятся следующие.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств, но в условиях постоянного роста государственной задолженности государство может прибегнуть к рефинансированию, то есть к погашению старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Рефинансирование неоднократно использовалось в нашей стране, в частности при погашении задолженности по государственному трехпроцентному внутреннему выигрышному займу 1966 г., а также при выпуске казначейских обязательств государства в середине 1950-х гг. Рефинансирование используется при выплате процентов и погашении по внешней части государственного долга.

До введения в действие Бюджетного кодекса РФ использовались такие методы управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, унификация, отсрочка, аннулирование.

Конверсия - изменение размера доходности займа, например снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам. Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки.

Увеличение срока действия уже выпущенных займов называется консолидацией государственного долга.

Совместно с консолидацией может проводиться и унификация займов, то есть объединение нескольких займов в один.

Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства.

Под аннулированием государственного долга понимается отказ государства от долговых обязательств.

В настоящее время законодательством предусмотрена реструктуризация долга (ст. 105 БК РФ), под которой понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долга может носить и частичный характер, то есть относиться не ко всему объему долгового обязательства, а только к его части.

Долговая политика в условиях кризиса.

Долговая политика Минфина в целом обеспечивает минимизацию кризисных явления на российском финансовом рынке, но стратегия заимствований должна быть скорректирована с учетом глобального кризиса.

Действия Минфина направлены на стабилизацию внутреннего рынка гособлигаций, повышение ликвидности организаций - держателей государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в российской валюте, минимизацию убытков держателей ценных бумаг в результате падения цен на финансовом рынке, пополнение их оборотных средств и улучшение качества активов.

Государственный

Экономическая стабильность многих государств на данный момент находится под большим вопросом. Многие из них, в том числе и достаточно влиятельные и могущественные, такие как США или Великобритания имеют значительный внешний долг, который легко может привести к дефолту. Подобные ситуации не так давно произошли в Греции и на Кипре, где ситуация из плохой быстро стала критической. И главным образом это отразилось на рядовых гражданах, для которых были сокращены различные социальные выплаты, уменьшилась зарплата, а некоторые предприятия, вообще, были вынуждены закрыться, вследствие чего десятки тысяч людей остались и вовсе без работы. Граждане были вынуждены выходить на митинги, акции протеста, но все эти мероприятия никоим образом не повлияли на ситуацию, так как всему виной был государственный долг.

Как возникает государственный долг

Государственный долг, по сути, обычный заем . Только в этом случае речь идет о внушительных суммах. Ситуация возникает не на пустом месте. Вначале в стране возникает дефицит бюджета. Причин для этого может быть несколько, от стихийного бедствия, на ликвидацию последствий которого требуются значительные суммы, до завышения расходов на различные социальные программы. Когда возникают финансовые сложности. Государство вынуждено обратиться за помощью к тем, кто на данный момент находиться в более стабильном положении. Займ чаще всего представляется в долларах США, хотя бывают и исключения, когда используется национальная валюта.

Узнать о том, какой долг имеет любая из стран совсем не сложно. Эти данные есть на официальном сайте МВФ. Лидером, как это ни парадоксально, является США. Долг этой страны к началу 2014 года составлял почти 18 трлн.долларов. Почти в два раза меньший долг у Японии – 10 трлн.долларов. Она находится на втором месте. Замыкает тройку Китай с долгом в 4 трлн.долларов. В основной десятке должников оказались такие европейские страны, как Франция, Германия и Великобритания. Общемировой государственный долг в 2014 году составил 60 триллионов дол.США.

Япония долгое время считалась довольно стабильным государством, до событий 2001 года, когда на территории страны произошло цунами. Правительство было вынуждено брать займ, чтобы справиться с последствиями наводнения. Как следствие, Япония стала лидером среди должников, имеющих самый большой процент государственного долга по отношению к ВВП – 242%. Вторую позицию в этом списке занимает Греция – 174%, а у Италии, находящейся на 3-м месте – 133%.

Внешний государственный долг также можно рассматривать с позиции долга на душу населения. В этом случае вся сумма займа делится на всех граждан страны. В этом списке Япония также является лидером, так как на каждого японца приходится по 100 тыс.долларов. Вторая в списке Ирландия, замыкает тройку США. Конечно, подобная ситуация в стране не устраивает ни политиков, ни граждан, но справиться с возникшими проблемами не так-то просто. Внешние долги становятся серьезным препятствием для экономического роста. Доходы государства уменьшаются и правительству все чаще приходится обращаться за помощью к другим странам.

Как возникает дефицит бюджета?

Учитывая стабильность и высокие показатели ВВП в некоторых странах, сложно представить, что они будут обращаться к кредиторам. Но если вникнуть в суть проблемы, причины таких действий вполне понятны и в большинстве случаев оправданы. Основными причинами возникновения долга становятся:

  • увеличение расходов на военные программы;
  • финансирование социальных обязательств;
  • инвестиции в экономику государства.

И каждый из этих пунктов в той или иной ситуации может привести к займу. Конечно, это является крайней мерой, именно поэтому правительство каждой страны старается не доводить ситуацию до такой ситуации. Но, несмотря на это, долги США, Японии, Португалии и многих других стран все продолжают расти.

Иногда правительству удается сдержать рост внешнего долга, а в некоторых случаях и полностью остановить его. Для этого могут применяться следующие шаги:

  • Пересматривается сама структура госкредитования. Финансовые проблемы не должны влиять на безопасность всего государства.
  • Предпринимаются все меры, чтобы долг не увеличивался. Если нет возможности его уменьшить, постараться хотя бы сохранить сумму займа на прежнем уровне.
  • По возможности, уменьшить период займа, что приведет к уменьшению процентов и как следствие, избавит от дополнительных трат.
  • Правильное использование кредитных средств, в первую очередь, на развитие экономики.
  • Своевременное погашение долга, что избавит от штрафных санкций. К тому же, кредитная история, в этом случае, позволит снизить процентную ставку при следующих займах.
  • Экономический, финансовый и политический отделы государства должны работать сообща. Это позволит не только правильно распределять всю сумму займа, но и в полной мере осуществлять контроль над этими тратами.
  • Участие в саммитах, где обговариваются различные способы уменьшения внешнего долга страны.

Наиболее серьезный урон финансовой стабильности может нанести любой финансовый кризис и каждая страна всячески старается этого не допустить. Один из самых надежных способов – максимальное развитие экономики внутри государства. Не менее ощутимый эффект приносит и экономия средств по различным направлениям. Эти методы достаточно результативны, хотя следует понимать, что все проблемы не решаются в один миг. Для того, чтобы можно было говорить об эффективности выбранного курса, должно пройти довольно много времени в условиях жесткой экономии. В противном случае стране не уберечься от дефолта.

Внешний долг Беларуси

По сравнению со многими странами Европы, Беларусь находится в достаточно выгодном положении. Конечно, внешний долг является не таким уж и маленьким, в 2014 году он составил около 13 млрд.долларов. При этом долговые обязательства погашаются в полном объеме, так как большинство таких займов являются краткосрочными, их удается гасить на протяжении года. И, хотя, зачастую сумма выплат иногда очень внушительная для небольшого государства, на данном этапе такие действия являются оправданными, так как позволяют поддерживать хорошую кредитную историю. А, значит, Беларусь может рассчитывать на меньший процент по займу и существенную экономию собственных средств. При этом многие западные эксперты не столь оптимистичны в отношении Беларуси, ведь с каждым годом рассчитываться по долгам становиться все труднее – сумма займа постоянно увеличиваться, чего нельзя сказать об производственных показателях.

На сдерживание суммы внешнего долга Беларуси влияет еще одно обстоятельство, которое, впрочем, нельзя назвать особо приятным. МВФ отказал Минску в последней заявке на очередной кредит. Валютный фонд требует от правительства Беларуси структурных реформ, только после этого заявка может быть рассмотрена комиссией. Насколько серьезно это обстоятельство повлияет на экономику страны в целом и на общие показатели внешнего государственного долга – покажет время.

Материал подготовлены сотрудниками компании «Деньги в долг инвест», сайт http://dengy.by/ - самые выгодные займы в Минске и Беларуси.

Новое на сайте

>

Самое популярное