Домой Полезные советы Развития сферы услуг в экономике китая. Общая характеристика экономики Китая: отраслевая и региональная структура

Развития сферы услуг в экономике китая. Общая характеристика экономики Китая: отраслевая и региональная структура

«Программа XXI в.» Китая состоит из 4 частей и 20 глав, в которых рассматривается 78 проектов.

Основные проблемы экономического развития Китая следующие:

Есть еще сферы экономики, где реформирование осуществляется медленными темпами. Это относится к государственным предприятиям. С другой стороны, современное производство сталкивается с многочисленными трудностями, так как коммерческие предприятия еще недостаточно окрепли и недостаточно многочисленны.

Высокие темпы роста при низкой экономической эффективности и низком качестве производимой продукции. ВВП на душу населения остается сравнительно невысоким. Структура производства характеризуется отсталостью. Структура распределения -- недостаточно рациональна, а научно-технический прогресс оказывает сравнительно небольшое воздействие на экономический рост.

Внутренний рынок динамично расширяется. Но при этом существует жестокая конкуренция со стороны иностранных производителей. Китайские товары по своему качеству часто уступают иностранным. Некоторым национальным отраслям грозит опасность быть уничтоженными иностранным капиталом. В подобной ситуации вступление в мировую экономику очень непросто. При стремительном развитии экспорта и низкой эффективности отечественного производства китайская продукция остается недостаточно конкурентоспособной.

Разрыв между восточными и западными регионами страны возрастает.

Несмотря на увеличение масштабов экономики, безработица увеличивается, сокращается количество рабочих мест на государственных предприятиях, ускоряется миграция сельского населения в города, что порождает множество социальных проблем. Это обостряет проблему нестабильности общества. Увеличивается разрыв в доходах населения. Медленно растут доходы крестьян, что пагубно влияет на развитие сельского хозяйства и стабильности в деревне.

Сохраняется относительно низкая покупательная способность населения, что тормозит темпы экономического роста. Не решены многие старые экологические проблемы, к которым постоянно добавляются все новые.

Рынок китайской рабочей силы велик, но его качественные характеристики все еще оставляют желать лучшего. Неразвитыми остаются рынки: валютно-финансовый, недвижимости и квалифицированных кадров. Уровень образования весьма далек от идеала.

Особенности экономической стратегии характеризуются следующими чертами:

1)Всеобъемлющий характер. Необходимо учесть все особенности конкретной ситуации, в которой стратегия будет осуществляться. Всеобъемлющий характер проявляется на различных уровнях экономики и в различных сферах и масштабах: начиная с масштабов страны и заканчивая отдельным регионом, отраслью и отдельным предприятием.

2)Долгосрочность. Любая стратегия долгосрочного развития не должна исходить из сиюминутных интересов. Экономическая стратегия должна осуществляться на основе плана на 10-15,30-50 и даже большее количество лет.

3)Поэтапность. В процессе осуществления любой стратегии экономического развития необходимо намечать этапы, которые бы позволили вычленить наиболее актуальные текущие задачи и методы их достижения.

Китай заимствовал экономическую стратегию развития у СССР. Особенностями этой стратегии было: 1) возникновение централизованной плановой экономики и государственного регулирования; 2) слишком большое внимание уделялось темпам экономического роста при игнорировании повышения эффективности; 3) людские, материальные и финансовые ресурсы использовались для осуществления крупномасштабных и амбициозных проектов при игнорировании потребностей гармоничного экономического, технологического и социального развития. Данная стратегия характеризовалась высокими темпами роста, низкой эффективностью, высокой нормой накоплений, но с низким уровнем потребления. Благодаря этой стратегии Китай сумел поддерживать высокие темпы роста, сформировать независимую национальную индустрию, сохранить политическую и экономическую независимость.

Китай в начале XXI века является космической и ядерной державой. Построение рыночной экономики осуществляется в Китае под руководством Коммунистической партии на основе пятилетних планов. Экономика сохраняет свою многоукладность. При высокой доле иностранных инвестиций почти 80% всех иностранных инвесторов в экономику КНР - это этнические китайцы (хуацяо), проживающие за рубежом. К 2020 году Китай должен по планам КПК догнать США по совокупному доходу ВВП.

Чтобы способствовать структурным изменениям, Китай развивает собственную систему образования, обучение студентов за рубежом (особенно в США и Японии), поощряет импорт технологий, позволяющих развивать такие прогрессивные секторы экономики как производство программного обеспечения, новых материалов, телекоммуникационную индустрию, биотехнологии, здравоохранение. В КНР свыше 384 млн пользователей Интернета, страна также лидирует в мире по числу пользователей мобильной телефонной связи (487,3 млн пользователей на апрель 2007 года). В районе Хайдянь севернее Пекина создана китайская «Силиконовая долина». Интенсификация производства приносит и побочные результаты: уровень скрытой безработицы в сельской местности примерно вдвое превышает официальные показатели (4,6 %). Китай негласно поощряет эмиграцию.

Несмотря на мировой кризис, который привел к спаду в экономиках стран всего мира, в экономике Китая виден лишь спад роста экономики, по прогнозам до 6-8% в год. Почему же получается, что Китай конкурирует и опережает по темпам роста развитые страны?

Прежде всего, такие успехи обеспечены реформами в верном направлении. Еще в 1978 году Дэн Сяопин провозгласил «новый курс», который длится до сих пор. Благодаря последовательным и постепенным реформам экономика Китая продолжает свой рост, а в планах – к 2050 году догнать развитые страны и обогнать самую сильную экономику мира – экономику США.

Большую роль в экономическом росте играет продуманная стратегия развития. Как, наверное, многие помнят, Китай начинал с производства копеечного ширпотреба, но, постепенно развивая производство, в Китае начали производить электронику и, даже, автомобили, которые, несмотря на множество попыток скомпрометировать их, уверенно завоевывают мировой рынок. Китайские товары имеют хороший конкурентный потенциал за счет их цены. А небольшая себестоимость китайских товаров формируется за счет наличия большого количества дешевой рабочей силы.

Заключение

Благодаря той же дешевой рабочей силе и продуманной политике, в Китай привлекаются иностранные инвесторы, которым выгодно открывать здесь производства. Поэтому, многие товары известных брендов производятся именно в Китае. Наряду с этим сюда же импортируются и новейшие технологии. Тем не менее, в современном Китае огромные денежные средства выделяются на развитие науки и создание собственных разработок.

Конечно, до сих пор в Китае процветает копирование (часто практически один-в-один) товаров других производителей, но это делает товар еще более дешевым, так как не требуется затрат на его разработку. Власти Китая иногда делают попытки борьбы с таким пиратством, но особого успеха эта борьба не имеет, так как за счет закрытия копирующих производств потеряется множество рабочих мест и денежных поступлений в государство.

Огромным плюсом экономики Китая является продуманная финансовая политика: управление курсом юаня, инфляцией и пр. Китай с радостью вкладывает деньги во всё – начиная от ценных бумаг и заканчивая металлами, нефтью и другими ресурсами, которые могут принести доход.

Оставаться во время кризиса с растущей экономикой Китаю помогла заранее подготовленная и пошагово реализуемая программа борьбы с кризисом.

Благодаря совокупности всех факторов Китай, на данный момент, является динамично растущей страной. И хотя, без проблем тоже не обходится (это и экология, и перенаселенность, и нехватка природных ресурсов и многие другие), вполне возможно, что в скором времени Китай станет первым в мире не только по количеству населения, но и по мощности экономики.

Конечно, до сих пор в Китае процветает копирование (часто практически один-в-один) товаров других производителей, но это делает товар еще более дешевым, так как не требуется затрат на его разработку. Власти Китая иногда делают попытки борьбы с таким пиратством, но особого успеха эта борьба не имеет, так как за счет закрытия копирующих производств потеряется множество рабочих мест и денежных поступлений в государство.

Огромным плюсом экономики Китая является продуманная финансовая политика: управление курсом юаня, инфляцией и пр. Китай с радостью вкладывает деньги во всё – начиная от ценных бумаг и заканчивая металлами, нефтью и другими ресурсами, которые могут принести доход.

Оставаться во время кризиса с растущей экономикой Китаю помогла заранее подготовленная и пошагово реализуемая программа борьбы с кризисом.

Благодаря совокупности всех факторов Китай, на данный момент, является динамично растущей страной. И хотя, без проблем тоже не обходится (это и экология, и перенаселенность, и нехватка природных ресурсов и многие другие), вполне возможно, что в скором времени Китай станет первым в мире не только по количеству населения, но и по мощности экономики.

Список литературы:

1) БУЯРОВ, Д /СОВРЕМЕННЫЙ КИТАЙ. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ЭТНОПСИХОЛОГИЯ

2) Мировая экономика /Экономика стран мира/Китай

Китай - крупнейшая в мире аграрно-индустриальная держава, поэтому главной стратегической целью КНР стал выход на первые позиции в мире по уровню промышленного производства. Для ликвидации отсталости, для повышения уровня ВВП, как совокупного, так и в расчете на душу населения, Китаю необходимо поддерживать достаточно высокие темпы своего развития. «Мотором» экономического роста страны служит внутренне потребление, внутренний спрос, быстрое увеличение колоссального роста страны. Основными источниками роста являются: трудовые ресурсы и природные ресурсы.

Формирование устойчивого накопительно-инвестиционного механизма в основе которого лежат высокие нормы накопления и инвестирования (в структуре ВВП страны инвестиции составляют около трети, что вдвое превышает аналогичный показатель США). На экономический рост оказывает существенное влияние политика открытости национальной экономики КНР. Китай в очень высокой степени интегрирован в мировую систему мирохозяйственных связей. Он занимает девятое место как ведущий экспортер товаров и 11 место как импортер товаров.

На долю Китая приходится почти 10% глобальных прямых зарубежных инвестиций, а также 40% всех прямых зарубежных инвестиций, сделанных в иностранные страны. Столь высокая доля Китая на мировом рынке инвестиций объясняется довольно своеобразно. Почти 80% всех иностранных инвесторов в экономику КНР - это этнические китайцы (хуацяо), проживающие за рубежом. Хуацяо контролируют больше половины всей экономической деятельности в странах Юго-Восточной Азии. В тоже время прямые зарубежные инвестиции в Китай никогда не превышали 10% совокупных американских зарубежных инвестиций и только 5% зарубежных инвестиций стран ЕС.

Сегодня Китай стал одной из экономических держав, обладающих самым крупным в мире потенциалом развития. Жизнь населения в целом достигла среднезажиточного уровня. Благодаря неустанным работам китайского правительства по усилению и совершенствованию макроконтроля, в последние годы национальная экономика страны сохраняет тенденцию уверенного и динамичного роста. В 2006 г. ВВП Китая составил 21,087 трлн юаней (около 2,7 трлн долл США), прирост достиг 10,7 процентов по сравнению с предыдущим годом.

О РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ В ХХI ВЕКЕ

Рассматривая возможные сценарии развития российско-китайских отношений на рубеже XXI века и в более отдаленной перспективе, многие эксперты-международники видят не только вероятность укрепления стратегического партнерства России и Китая, но даже, в некоторых вариантах, неизбежность его перерастания в союзнические отношения. В то же время есть и другие политологи, которые говорят о "китайской угрозе" и очень высокой вероятности столкновения двух держав в грядущем столетии. Нельзя исключить развитие ни одного из двух упомянутых крайних вариантов.

Новые факторы и проблемы, определяющие перспективы российско-китайских отношений

Смена правительств в КНР и РФ в 1998 г., напряженная социально-политическая и экономическая обстановка в России, нестабильное положение на Северном Кавказе и в Таджикистане, перманентные забастовки и антиправительственные выступления шахтеров Кузбасса и Дальнего Востока, стихийные бедствия в ряде районов России - все это не может не отразиться на поступательном развитии российско-китайских отношений.

Есть основания предполагать что в связи с затянувшимся кризисом в России в политике КНР могут произойти определенные коррективы в сторону ее прохладного и даже жесткого отношения к нашей стране, во всяком случае перевода этих отношений на сдержанно-официальную и прагматическую основу.

Сегодня очевидно, что медовый месяц российско-китайских отношений закончился.

В этих условиях особую значимость приобретают такие факторы как твердое соблюдение достигнутых договоренностей на различных уровнях

Главной и первоочередной задачей для российской стороны в отношениях с Китаем является наполнение конкретным содержанием и практическими делами принятого правительствами обеих стран курса на равноправное доверительное партнерство, направленное на стратегическое взаимодействие в XXI веке. Для этого необходимо проявлять не только желание, но и твердую волю, последовательно и настойчиво добиваться выполнения принимаемых решений.

В плане двусторонних отношений российская сторона придает первостепенное и исключительно важное значение установившейся системе регулярных ежегодных встреч Президента РФ и Председателя КНР, а также глав правительств двух стран. В ходе этих встреч принимаются основополагающие решения, определяющие основные направления развития двусторонних отношений. Необходимо укреплять и совершенствовать эту полезную для обеих стран систему регулярных встреч на высшем уровне, наполняя каждую из них конкретным содержанием и не допуская, чтобы они со временем обесценивались и приобретали формальный характер. В этом залог добрососедских и деловых отношений их дальнейшего укрепления и развития.

В деле согласования позиций сторон по конкретным политическим и международным проблемам весьма эффективной является существующая система консультаций по линии МИД двух стран. Для согласования неотложных срочных вопросов получена хорошая возможность использовать установленную "горячую линию" правительственной связи между Москвой и Пекином.

С учетом накопленного опыта и достигнутых успехов в урегулировании пограничных вопросов соответствующим пограничным комиссиям и группам двух стран следовало бы продолжить эту работу и на базе соглашений 1991 и 1994 гг. подготовить и подписать новый Договор о границе между РФ и КНР, решив тем самым окончательно пограничные проблемы. Нерешенность вопроса о принадлежности островов у Хабаровска и на реке Аргунь - мина замедленного действия и ее надо устранять. Лучше это делать в спокойной, мирной обстановке. Основой для действий сторон должна стать совместная Декларация Б.Ельцина и Цзян Цзэминя от 10 ноября 997 г. о завершении демаркации Восточного участка российско-китайской границы.

Экономические и торговые отношения двух стран на практике заметно отстают от достигнутой в верхах высокой степени политического согласия и взаимопонимания. Здесь сделаны лишь первые, хотя и очень важные шаги. Россия и Китай в основном завершили формирование каркаса договорно-правовой базы сотрудничества в различных областях. В декабре 1996 г. был создан механизм регулярных встреч глав правительств РФ и КНР. Работает российско-китайская комиссия по торговому, экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В ноябре 1997 г. подписан Меморандум о взаимопонимании по основным направлениям экономического и научно-технического сотрудничества, в котором в общей форме отражены пожелания и намерения сторон.

По мнению сторон, на современном этапе важными, если не главными составляющими российско-китайского экономического сотрудничества, становятся электроэнергетика, газовая и нефтяная промышленность. Подписаны соглашения о реализации долгосрочных планов строительства газо- и нефтепроводов из Иркутской области и Западной Сибири в Китай, контракт на строительство Ляньюньганской АЭС. Разрабатываются планы строительства ЛЭП для переброски электроэнергии из Иркутской области в Китай, проекты освоения газовых месторождений на территории Китая, строительства угле-проводов в КНР на основе российской технологии, программа сотрудничества в области транспорта, гражданской авиации, создания совместных предприятий.

Подписано межправительственное торговое соглашение на 1997-2000 гг. Создан российско-китайский комитет по приграничному и межрегиональному торгово-экономическому сотрудничеству, достигнуто соглашение о создании на границе Читинской области зоны беспошлинной торговли; готовится соглашение о временной трудовой деятельности граждан двух стран, т.е. контролируемой трудовой миграции.

В рамках совместной Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств образуются межправительственные подкомиссии по торгово-экономическому, научно-техническому сотрудничеству в областях энергетики, ядерной энергетики, транспорта во главе с руководителями соответствующих министерств и ведомств. Обсуждаются вопросы о создании в России совместно с КНР зоны технико-экономического развития, о создании ассоциации машиностроительных предприятий, в том числе по сборке большегрузных автомобилей "Урал", производству в Китае российских комбайнов и т.п. Словом, проведена большая организационная работа по созданию системы взаимодействия и подготовке соглашений по.широкому спектру торгово-экономического сотрудничества.

Однако, к сожалению, на практике большинство из этих соглашений, планов и договоренностей выполняются с большим напряжением или не выполняются вовсе. Так, торжественные заверения сторон о намерении довести товарооборот между двумя государствами в 2000 году до 20 млрд. долларов оказались явно невыполнимыми. Более того, в 1997 г. двусторонняя торговля составила 6 млрд. долларов т.е. по сравнению с 1996 г. снизилась на 1 млрд. долларов, а в первом квартале 1998 г. она уменьшилась еще на 5% по сравнению с тем же периодом 1997 г. Китай из-за отрицательного сальдо в торговле с РФ ввел ограничение на ввоз черных металлов и удобрений из России, а РФ, в свою очередь сократила закупки товаров ширпотреба из Китая. Россия проиграла тендер на поставку энергооборудования для ГЭС “Санься”, а предполагаемые доходы от поставки оборудования для АЭС в Цзянсу в сумме 2 млрд. долларов в течение шести лет не компенсируют утраченных шансов. Из-за финансовых трудностей сократился объем взаимных инвестиций двух стран, без чего нельзя ожидать расширения торгово-экономического сотрудничества.

Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество переживает сложный переходный период своего развития. В то же время именно сейчас закладывается фундамент экономических отношений между двумя странами на следующее столетие, от прочности которого во многом будет зависеть и будущее российско-китайских отношений в целом. От обеих сторон зависит, сумеют ли они справиться с этой задачей.

В целом Россия пока еще не готова выступить в качестве равноправного, экономически сильного партнера Китая. Для выхода из этого положения российской стороне необходимо четко определить основные приоритеты в торгово-экономических и на научно-технических связях с Китаем и сосредоточить усилия и средства на развитии таких перспективных направлений как энергооборудование, машиностроение, авиационная, космическая, атомная промышленность, развитие конверсионных производств, наукоемких отраслей, представляющих интерес для Китая. Но для стартового момента было бы желательно получить крупные инвестиции извне.

Проблемы взаимной безопасности сейчас находятся под постоянным контролем руководства обеих стран, которое сознает необходимость и впредь укреплять взаимное доверие, развивать дружественные отношения между российской и китайской армиями, военное сотрудничество в обоюдных интересах. Поддерживать деловые корректные отношения тесного сотрудничества и взаимодействия между пограничными заставами, не допуская неправомерных нарушений границы и установленного порядка гражданами обеих стран, вести совместную борьбу с контрабандой и провозом наркотиков. Масштабы двух государств таковы, что их партнерство в этой области оказывает благоприятное, стабилизирующее воздействие на АТР в целом.

Проблемы экологии являются общими, особенно для таких больших стран-соседей как Россия и Китай. Таежные леса Дальнего Востока и Восточной Сибири - это легкие не только России, но и большой части Китая. Ежегодные массовые пожары в тайге - бедствие для обеих стран. Следовало бы ~ более серьезно изучить вопрос о сотрудничестве двух стран в тушении этих пожаров и их предупреждении (помощь людьми, техникой и т.п.).

С учетом геополитических факторов Россия и Китай могут осуществлять стратегическое партнерство в отношениях со странами Центральной Азии - бывшими республиками СССР. Яркой демонстрацией этого было подписание 5-ю странами в Шанхае в 1996 г. Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы и еще более масштабного Соглашения той же пятерки о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы в Москве в 1996 г. Эти соглашения также внесли существенный вклад в укрепление безопасности в АТР в целом.

Весьма перспективным может быть взаимодействие России и Китая как в политической области в плане поддержания стабильности и сдерживания агрессивного напора исламских экстремистов и террористов в Центральной Азии, так и в торгово-экономическом сотрудничестве (нефть, газ, хлопок, "шелковый путь", и т.п.). Разумеется, такое взаимодействие должно осуществляться с учетом интересов всех сторон.

рынок сырье российский китай

Тема 13. Особенности экономического развития Китая

13.1 Общая характеристика экономики Китая

13.2 Экономические реформы в Китае

13.3 Китайская экономическая модель

Общая характеристика экономики Китая

Китай (кит.”Чжунго”, буквально “срединное государство”) – одно из старейших государств мира, занимает пятую часть Азии, его площадь превышает 9,6 млн. кв. км., это третье по размерам государство мира, после России и Канады. Официальное название страны - Китайская Народная Республика (КНР), столица – Пекин. Китай делится на 26 провинций, 5 автономных районов и города центрального подчинения - Пекин, Шанхай, Чунцин и Тяньцзинь.

Китайская Народная Республика – огромное, но компактное государство, расположенное в Центральной и Восточной Азии, занимает центральное положение (недаром государство называлось Срединной империей), по отношению к огромному региону. Страна имеет выход к Тихому океану, восточную границу омывают Желтое, Восточно-Китайское, и Южно-Китайское моря, где расположены свыше пяти тысяч островов, самый большой – Тайвань. Большие размеры страны и приморское положение территории всегда являлось основой сильный геополитической позицией страны, а неслыханный взлет страны в последние десятилетия сделало ее ведущим мировым игроком на политической и экономической арене.

Рельеф страны многообразен, но 2/3 территории расположено в горных районах, равнины занимают лишь 12% территории. Сложное и многообразное геологическое строение территории определяет большие запасы природных ископаемых, которых у Китая почти 150 видов, по запасам многих из них страна занимает лидирующие место в мире. Это руды цветных и редких металлов: по запасам вольфрама, олова, титана первое место, меди - второе место в мире, сурьмы -75% мировых запасов. Страна имеет крупнейшие в мире запасы урана, угля (второе место в мире, после США), который является основой энергетики, а также значительные запасы нефти и газа на континенте и морском шельфе.

Население Китая составляет пятую часть населения мира и превышает 1343 млн. человек (2011), страна этнически однородна, китайцы (хань) составляют 94% населения, кроме того, там проживает свыше 50 национальностей – монголы, тибетцы, корейцы, казахи. В настоящее время уровень урбанизации страны составляет 43,5%, большая часть населения страны - 56,5% проживает в сельской местности, хотя еще в 2000 году эта доля составляла 70%.

В 1997 году Гонконг (сейчас Сянган) - бывшая колония Великобритании, был присоединен к Китаю, В 1999 году под юрисдикцию Китая перешел Аомынь, бывшая португальская колония Макао. Сянган и Аомынь являются специальными административными районами, имеющие собственные органы законодательной власти, эта автономия будет сохраняться в течение 50 лет.

Остров Тайвань до 1949 года был провинцией Китая, после социалистической революции туда бежало свергнутое правительство Чан Кайши, установив гоминдановский режим и оставив себе название ”Китайская Республика”, которое было провозглашено в 1927 году. Тайваньское правительство поддерживали США и ряд других стран. Многие страны, в том числе и Россия, не признают суверенитет Тайваня, и поддерживает политику КНР по присоединению Тайваньской республики к собственной территории. КНР, Сянган и Аомынь, все вместе называются “Большим Китаем”.

КНР – унитарное государство парламентского типа, Конституция 1982 года определяет страну как социалистическое государство демократической диктатуры народа. Высший орган государственной власти – однопалатное всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), состоящее из 2979 депутатов. Несмотря на то, что в стране существует восемь партий, КНР фактически является однопартийным государством, правящей является Коммунистическая партия Китая.

В Конституции страны в качестве экономического курса закреплен “социализм с китайской спецификой”. В настоящее время в стране создана система социалистической рыночной экономики, опирающаяся на государственную собственность и государственный контроль, укреплены рыночные институты, особенно в распределении ресурсов.

Китай, хозяйство которого во многом опирается на общественную собственность и развивается по плану, является крупнейшим в мире индустриальным государством. По общему объему промышленного производства он вышел на 2-е место в мире после США, обогнав Японию в 2001 году, хотя по величине душевого дохода страна находится на 120 месте.

После Второй мировой войны, коммунисты под руководством Мао Цзэдуна создали социалистическое государство, практически автаркию, жестко контролируя не только экономику, но и повседневную жизнь населения. Волюнтаристкие решения стоили жизни десяткам миллионов людей. Ключевой точкой отсчета в экономическом развитии КНР принято считать 1979 год, когда начались экономические преобразования излишне бюрократизированной и замкнутой хозяйственной системы нерыночного типа, сложившейся в 1950-60 годах. С утверждением рыночного сектора экономика Китая в течении трех десятилетий развивается самыми высокими и устойчивыми темпами (7-10% в год), установив своеобразный экономический рекорд. Стране удалось избежать трансформационного спада, характерного для первого этапа структурных реформ практически всех стран, реформирующих административно-командную экономику, и одновременно значительно улучшить показатели уровня жизни населения.

За 20 лет реформ, связанных с переходом к рыночной экономике (с 1978 по 2000 год), Китай увеличил свой ВВП в 5,6 раза, душевой ВВП в 4.4 раза, объем производства вырос в 7 раз. Темпы развития в начале ХХI века ускорились, с 2002 по 2009 год ВВП вырос в 1.5 раза (табл.36), душевой ВВП вырос в шесть раз и в 2011 году составил 8400 долл.США, в специальных административных районах Китая душевой доход значительно выше (в Аомыне – более 30000, в Гонконге (Сянгане) – более 42700 долл.США). З пять последних лет с 2007 по 2011 год доля страны в мировом ВВП увеличилась с 10.8 до 14.3%.

По размеру валютных резервов страна последние годы занимает первое место в мире, на 31 декабря 2011 года они составили 2.206 трлн.дол.США. Быстрый рост валютных резервов определяется быстрым ростом экспорта страны и формированием значительного торгового сальдо, на которое почти не оказал влияние мировой финансовый кризис (табл.37).

Таблица 37

Основные социально-экономические показатели развития экономики КНР на современном этапе

Кризис не оказал значительного влияния на рост социально-экономических показателей, таких как ВВП и душевой ВВП, выразился только в замедлении темпов роста экономических показателей. В 2009 году произошло сокращение объемов внешней торговли, упор был сделан на внутренний рынок, характеризующийся не только большой численностью населения, но и ростом его доходов. Ожидается, что экономический спад в Европе приведет к дальнейшему сдерживанию роста экономики Китая в 2012 году. В 12-том пятилетнем плане правительства, принятом в марте 2011 года, намечается продолжение экономических реформ, увеличение внутреннего потребления, для уменьшения зависимости экономики от экспорта в будущем.

Большую роль в экономике Китая играет сельское хозяйство. Глав­ные земледельческие районы расположены на востоке страны, где производят рис, пшеницу, кукурузу, чай, по объему производства этих культур КНР занимает первое место в мире.

За годы экономических реформ Китай уверенно перешел от аграрно-индустриального к индустриальному обществу, что иллюстрирует соотношение секторов народного хозяйства (табл.38).

Таблица 38

Динамика структуры ВВП КНР за 1978-2010 годы, %

Составлено по: .

За три десятилетия в Китае произошли большие изменения в структуре занятости. С началом экономических реформ в промышленности создается почти половина ВВП. К 2000 году доля сельского хозяйства в ВВП сократилась почти в два раза, но в этом секторе занято 70% активного населения и экономика носит скорее аграрно-индустриальный характер. За 30 лет доля промышленности в структуре ВВП за эти годы мало изменилась, наблюдается рост доли сферы услуг за счет сокращения доли сельского хозяйства, в котором сейчас создается лишь 10% ВВП, а занято 36.7% трудовых ресурсов. Формируется более современная система народного хозяйства, для обслуживания которой, необходимо развитие транспортной, финансовой системы, системы образования и других направлений сферы услуг.

В мировом хозяйстве КНР лидирует по добыче и переработке руды; выплавке стали, чугуна, алюминия и других металлов; в машиностроение, включая производство вооружения, транспортного оборудования, автомобилей, железнодорожных вагонов и локомотивов, кораблей, самолетов, телекоммуникационного оборудования, ракетоносителей и спутников; производству потребительских товаров - производству текстиля, готовой одежды и обуви, игрушек и электроники, пищевой промышленности, по производству электроэнергии (4604 млрд. кВтч в 2011г.), опередив США.

Основу топливно-энергетического комплекса Китая составляет угольная промышленность (крупный угольный бассейн - Датунский расположен в северной части Китая). На нефтяное месторождение Дацин приходится 1/2 добычи нефти в стране, производство электроэнергии базируется на ТЭС, а главные каскады ГЭС расположены на реках Янцзы и Хуанхе. С 1980-х годов большое развитие получила химическая промышленность: производство минеральных удобрений (азотных), бытовой химии и фармацевтики.

В промышленности Китая происходят структурные сдвиги. В машиностроение тяжелые виды уступают свои позиции электротехнике и другим, наукоемким и социально ориентированным производствам. Большое развитие получила легкая промышленность, главной отраслью которой является текстильная промышленность, доля которой в структуре хозяйства постоянно снижается. Если в начале 90-х годов доля новейших отраслей в общем объеме промышленного производства составляла 10%, то к настоящему времени составляет 30%, и имеет тенденцию к постоянному увеличению.

В Китае выделяются три экономические зоны.

1. Восточная (приморская) зона в экономическом отношении наи­более развита. Здесь находится большинство промышленных цент­ров и свободных экономических зон (СЭЗ), морские порты, офисы крупных международных ТНК. Здесь развито наиболее наукоемкое производство – производство электроника, электротехника, а также потребительских товаров, выпуск которых ориентирован на внешние рынки. Сельское хозяйство основано на растениеводстве. Численность населения этой зоны составляет 21.8% от общей численности. Эта часть населения, по классификации Всемирного банка, имеет средне-высокий доход, причем в Шанхае, Пекине, Шеньчжене, где проживает 2.2% населения страны, доходы по мировым стандартам – высокие.

2. В Центральной и Северо-_Восточной зоне преобладает горно-добывающая и тяжелая промышленность, многие предприятия которой были построены в 1950-60 годы при помощи Советского Союза. Здесь проживает 26% от всего населения страны, которое имеет средне-низкие доходы.

3. В Западной зоне живет больше половины населенияКитая, уровень доходов которого является низким. Здесь расположены месторождения нефти, газа, угля, обеспечивая страну углеводородным сырьем, и развивается добывающая промышленность и переработка минерального сырья. Основой сельского хозяйства является животновод­ство.

КНР - страна, в которой сохраняются и переплетаются все известные в истории технологические способы производства. В сельском хозяйстве преобладает ручной труд, несельскохозяйственное производство в сельской местности представлено мануфактурой. В городах преобладает машинное производство.

Несмотря на высокие темпы экономического роста, повышение доли КНР в мировом промышленном производстве и мировом валовом продукте, душевое ВВП и производительность труда остаются значительно ниже показателей развитых стран. Однако КНР располагает необходимым потенциалом для сохранения высоких темпов экономического развития, дальнейшей интеграции в региональную и мировую экономику.


Похожая информация.


Несмотря на размеры Китая, богатство ресурсов, а так же тот факт, что около одной пятой населения мира живет в пределах его границ, роль страны в мировой экономике была относительно небольшой до конца 20-го века. Однако с 70-х годов прошлого века Китай значительно расширил свое взаимодействие с международной экономикой и стал доминирующей фигурой в мировой торговле.

Внешняя торговля и валовый национальный продукт (ВНП) страны показывают устойчивый и быстрый рост, особенно с тех пор, как иностранные фирмы начали использовать Китай в качестве платформы для экспорта товаров, производимых там.

По сути, китайская экономика находится в переходном состоянии с конца 1970-х годов, когда страна отошла от экономической системы советского типа. Китайцы отказались от коллективной модели в сельском хозяйстве (коммун), частный несельскохозяйственный сектор стремительно вырос, а приоритеты правительства сместились в сторону легкой и высокотехнологичной, а не тяжелой промышленности.

Основные проблемы

Тем не менее некоторые моменты долгое время продолжали сдерживать рост экономики. Доступной энергии было недостаточно для запуска всех промышленных мощностей страны, транспортная система не справлялась с требуемыми объемами перемещения таких критически важных товаров, как уголь, а система связи и логистики была не в состоянии удовлетворить потребности централизованно планируемой экономики масштаба и сложности Китая.

Неразвитая транспортная система Китая — в сочетании с существенными различиями в доступности природных и людских ресурсов в промышленной инфраструктуре — привела к значительной разнице в региональной экономике. Три самых богатых региона расположены вдоль юго-восточного побережья, в центре которого находится дельта реки Чжуцзян, вдоль восточного побережья с центром в нижнем течении реки Янцзы, и возле внутреннего моря Бо Хай. Последний район включает в себя Пекин, Тяньцзинь, провинцию Ляонин и др.

Именно стремительное развитие этих областей оказывает наиболее значительное влияние на азиатскую региональную экономику в целом, и политика правительства Китая направлена на максимальное устранение препятствий для ускорения роста в этих и так богатых регионах. В то же время, основным приоритетом правительства является экономическое развитие внутренних районов страны, чтобы помочь им догнать более процветающие прибрежные регионы.

Китай является крупнейшим в мире производителем риса и входит в число основных поставщиков пшеницы, кукурузы, табака, соевых бобов, арахиса и хлопка. Страна стала одним из крупнейших в мире производителей ряда промышленных и минеральных продуктов, в том числе хлопчатобумажной ткани, вольфрама, сурьмы. Помимо этого в Китае производятся значительные объемы хлопчатобумажной пряжи, угля, сырой нефти и других товаров.

Страна обладает величайшими запасами полезных ископаемых, занимая по этому показателю первые строчки мирового рейтинга, но разработаны природные богатства лишь частично. В течение последних десятилетий Китай приобрел некоторые высокотехнологичные производственные мощности благодаря иностранным инвестициям и совместным предприятиям с иностранными партнерами. Технологический уровень и стандарты качества во многих отраслях промышленности быстро и резко улучшились.

Рабочая сила и система ценообразования все еще вызывают озабоченность правительства. Неполная занятость распространена как в городских, так и в сельских районах, и существует серьезный страх перед разрушительными последствиями, которые может вызвать широко распространенная безработица.

Цены на некоторые ключевые позиции, особенно промышленное сырье и основные промышленные товары, все еще определяются государством. Тем не менее доля товаров находящихся под его контролем, продолжает снижаться. Основным исключением является производство энергии – сфера, которую правительство продолжает контролировать полностью.

Роль правительства

В 1949 году, после серии затяжных военных конфликтов, Китай объявил себя социалистическим государством. Практически весь последующий период правительство играло доминирующую роль в экономике. Например, в промышленном секторе государство долгое время владело практически всеми предприятиями. Доля общих производственных мощностей, контролируемых правительством, постепенно снижается, хотя тяжелая промышленность остается в основном государственной.

В городах правительство устанавливало цены на основные товары, определяло уровень и общее распределение инвестиционных фондов, устанавливало целевые показатели для крупных предприятий и отраслей, распределяло энергоресурсы, устанавливало уровни заработной платы и целевые показатели занятости, запускало оптовую и розничную сеть, контролировало финансовую политику и банковскую систему. В сельской местности с середины 1950-х годов правительство предписывало структуру посева, устанавливало уровень цен и целевые показатели по всем основным культурам.

К началу 21-го века большая часть вышеуказанной системы находилась в процессе изменения, поскольку роль центрального правительства в управлении экономикой уменьшилась, а роль частной инициативы и рыночных сил возросла. Тем не менее правительство продолжает играть доминирующую роль в городской экономике, и его политика по таким вопросам, как закупки сельскохозяйственной продукции, по-прежнему оказывает значительное влияние на показатели в сельском секторе.

Эффективное осуществление контроля над экономикой требует целой армии бюрократов и сложной структурной иерархии, простирающейся сверху вниз до уровня отдельного предприятия. Коммунистическая партия Китая оставляет за собой право на решения по экономическим приоритетам и политике. Аппарат правительства во главе с Государственным советом несет основное бремя управления экономикой. Госплан и Министерство финансов также занимаются вопросами функционирования практически всей экономики.

Процесс планирования включает в себя масштабные консультации и переговоры. Основным преимуществом включения проекта в годовой план является то, что сырье, трудовые и финансовые ресурсы, а так же рынки сбыта гарантированы директивами, имеющими силу закона. В действительности, однако, значительная часть экономической деятельности выходит за рамки подробного плана, и существует тенденция к его сужению, а не расширению.

Классификация экономической деятельности

Всю экономическую деятельность в Китае можно разделить на три группы:

  • с обязательным планированием;
  • с индикативным планированием (в котором централизованное планирование экономических результатов осуществляется косвенно);
  • с регулированием рыночными силами.

Вторая и третья категории постепенно выросли из первой, но товары общегосударственного значения и почти все крупномасштабное строительство остались под системой обязательного планирования. Рыночная экономика, как правило, регулирует мелкие или скоропортящиеся товары в пределах местных рынков.

Оперативный надзор за экономическими проектами возложен в основном на провинциальные, муниципальные и окружные правительства. Кроме того, сами предприятия приобретают все большую самостоятельность в сфере деятельности. Таким образом, в целом китайская промышленная система представляет сложную структуру взаимосвязей. В целом, Государственный совет осуществляет относительно жесткий контроль над ресурсами, которые имеют решающее значение для работы всей экономики. Менее важные аспекты системы передаются на более низкие уровни для принятия детальных решений и управления.

Хотя в 1950-х-60-х годах сельское хозяйство контролировалось государством, в конце 1970-х годов в систему были внесены изменения. Народные коммуны и подчиненные им команды и бригады были либо упразднены, либо значительно ослаблены. У крестьянства появились материальные стимулы, как за счет повышения цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую государством, так и за счет разрешения продажи излишков на свободном рынке.

Дается определенная свобода выбора в принятии решения, какие именно культуры выращивать. Система квот на закупки (фиксированная в форме контрактов) постепенно сокращается, хотя государство все еще может закупать сельскохозяйственную продукцию и контролировать излишки, чтобы влиять на рыночные условия.

Экономическая политика

Первая пятилетка (1953–57 гг.) сделала акцент на быстрое промышленное развитие, частично за счет других секторов экономики. Основная часть инвестиций государства направлялась в промышленный сектор, в то время как сельское хозяйство, в котором было занято более 4/5 экономически активного населения, вынужденно полагалось на собственные скудные ресурсы для обеспечения своих потребностей в средствах.

В промышленности первостепенная роль была отведена металлургии, электроэнергетике, тяжелому машиностроению и т.п. В соответствии с советской практикой основной стратегической целью определялось строительство крупных сложных и дорогостоящих заводов. Огромное количество таких заводов было построено с технической и финансовой помощью СССР, и доля тяжелой промышленности быстро росла.

«Большой скачок» — влияние на экономику

В 1958 году началась вторая пятилетка, вошедшая в историю как «Большой скачок». В сельском хозяйстве были сформированы коммуны и упразднены индивидуальные участки. Предполагалось увеличение объемов производства за счет более тесного сотрудничества и больших физических усилий жителей таких коммун. Крестьяне должны были не только заниматься сельским хозяйством, но и развивать промышленное производство, самостоятельно изготавливая для нужд коммуны различный сельскохозяйственный инвентарь и транспортные средства.

В промышленности продолжалось строительство крупных заводов, но помимо этого был объявлен курс на кустарную металлургию — повсеместно при коммунах строились небольшие печи для выплавки стали. Однако в результате отсутствия элементарных знаний и должного оборудования на выходе получался лишь низкокачественный чугун.

Разнообразные эксперименты, порой не имеющие под собой разумного научного обоснования (как, например, кампания по уничтожению воробьев) привели к впечатляющему падению сельскохозяйственного производства и появлению большого количества дорогостоящих некачественных товаров. Трудности еще больше усугубились после прекращения технической и материальной помощи со стороны СССР вследствие разрыва отношений между странами в 1959 году. К концу 1960 года страна столкнулась с крупнейшим экономическим кризисом.

В результате голода, причиной которого помимо неурожая стала недальновидная агропромышленная политика, в течение нескольких лет погибли по разным оценкам более 36 млн. человек.

Неудачи заставили правительство приостановить начатые реформы и частично вернуться к индивидуальному хозяйству. Крестьянам были возвращены частные участки, размер коммун уменьшился, а производство получило большую независимость. Произошел также массовый перевод безработных промышленных рабочих в сельскую местность, а инвестиции в промышленность временно сократились, чтобы освободить ресурсы для сельскохозяйственного сектора, что практически мгновенно улучшило ситуацию.

Культурная революция и экономика

В 1966 году началась Великая пролетарская культурная революция, в отличие от Большого скачка, не имевшая явной экономической философии. Однако последующее десятилетие растерянности и раздоров среди правящей верхушки сильно повлияло на промышленное производство, что привело к трудным последствиям для китайской экономики.

В промышленности произошла заморозка заработной платы и отмена премий. В сочетании с политикой раздутости штатов для устранения безработицы это действие по существу лишило рабочих стимула трудиться. В сельском же хозяйстве объем производства на душу населения в 1977 году был не выше, чем в 1957 году.

Политика реформ и открытости

После смерти Мао Цзэдуна, долгие годы возглавлявшего правительство КНР, коммунистическая партия объявила о новой «политике реформ и открытости». Сельская экономическая реформа 1979 года началась со значительного повышения цен на сельскохозяйственную продукцию. К 1981 году акцент сместился на дробление пахотных полей на участки, арендовавшиеся частниками. К тому времени размер индивидуальных участков (земли, фактически принадлежащей частным лицам) был увеличен, и большинство ограничений на продажу сельскохозяйственной продукции на свободных рынках снято.

В 1984 году стали поощряться все более долгосрочные контракты на землю (как правило, 15 лет и более), и концентрация земли путем субаренды участков была признана законной. В 1985 году правительство объявило о ликвидации системы плановых закупок с выделенными государством квотами производства в сельском хозяйстве. Крестьянам, которые перестали обрабатывать землю, предлагалось искать работу у частников в сельской местности или в небольших городах.

Основные направления городской экономической реформы заключались в более полной интеграции Китая в мировую экономику, возложении на предприятия ответственности за свои прибыли и убытки, снижении роли государства в управлении и распределении ресурсов. Из металлургической и машиностроительной отраслей инвестиции были перенесены в легкую и высокотехнологичную промышленность, но при этом сохранялся акцент на устранение узких мест в энергетике, транспорте и связи.

Одновременно государство разрешило развиваться частному сектору и позволило ему конкурировать с государственными фирмами в ряде областей обслуживания и, все чаще, в таких масштабных проектах, как строительство.

Был разработан ряд связанных с этим мер, направленных на усиление стимулов для руководителей предприятий в целях повышения эффективности их фирм. Замена системы освобождения от уплаты налогов системами налогообложения и заключения контрактов, разработанными для поощрения менеджеров, позволила предприятиям значительно нарастить производство. Премиальная система была восстановлена, а управленческий авторитет менеджеров внутри фирм вырос. Менеджеры также получили расширенные полномочия нанимать, увольнять и продвигать работников.

Сокращение планирования центрального правительства сопровождалось разрешением предприятиям покупать и продавать излишки товаров по существу на основе свободного рынка, и полученные таким образом цены часто были намного выше, чем на товары, произведенные для удовлетворения плановых квот. Часть ресурсов была перенаправлена в сектор легкой промышленности. Государство, например, отдает приоритет в энергопотреблении некоторым предприятиям легкой промышленности, которые производят товары высокого качества.

Сокращение объема обязательного планирования основалось на предположении, что рыночные силы могут более эффективно распределять большинство ресурсов. Это предположение, в свою очередь, потребовало рациональной системы ценообразования, учитывающей существующие технологии и недостатки. Однако, поскольку в экономическую систему были встроены значительные субсидии, реформа ценообразования стала чрезвычайно деликатным вопросом.

Страх инфляции также послужил сдерживающим фактором. Тем не менее тот факт, что продукты, произведенные сверх плана, могут продаваться в большинстве случаев по ценам свободного рынка, создал двухуровневую систему цен, предназначенную для того, чтобы отучить экономику от административно фиксированных цен более ранней эпохи.

Усилия по созданию более свободного рынка труда также явились частью общего курса на достижение большей эффективности. Как и в случае с ценовой реформой, вмешательство в систему, которая позволяет многим гражданам жить более комфортно и безопасно, чем экономически более рациональная система, могли привести к напряженности в отношениях с общественностью.

Политика открытых дверей

В 1978 году было принято решение разрешить прямые иностранные инвестиции в нескольких небольших «особых экономических зонах» вдоль побережья. Позднее эти зоны были увеличены до 14 прибрежных городов и трех районов. В этих местах обеспечили благоприятный налоговый режим и другие преимущества для иностранного инвестора.

Были также приняты законы о контрактах, патентах и ​​других вопросах, представляющих интерес для иностранных предприятий, с целью привлечения международного капитала для содействия развитию Китая. В значительной степени бюрократический характер экономики поставил трудноразрешимые проблемы для иностранных фирм, желающих работать на китайской территории, и правительству постепенно пришлось вводить все больше стимулов для привлечения иностранного капитала.

В результате Китай получил кредиты от Всемирного банка, по ряду программ ООН, а также от некоторых стран (в частности, Японии) и коммерческих банков. Гонконг и Тайвань основными источниками инвестиций. Фондовые биржи работают в Шанхае и Шеньчжэне с 1990 года, а в 2003 году правительство дало разрешение первым иностранным фирмам торговать на рынке.

Изменения в экономическом мышлении и стратегии Китая с 1978 года были настолько значительными, с потенциальными последствиями для важных корпоративных интересов, и настолько сильными, что фактическая практика неизбежно значительно отставала от декларативной политики. В течение этого периода были заметны колебания в экономической политике между упором на рыночные реформы и возвращением хотя бы частичной зависимости от централизованного планирования.

В 2015 году экономика Китая вступила в кризисный период. Обвал фондового рынка вследствие «перегрева» экономики привел к панике, отразившейся, в том числе, и на мировых фондовых биржах. До сегодняшнего дня относительные периоды затишья и стабилизации чередуются с очередными обвалами фондового рынка страны.

Всего лишь четыре десятка лет назад такая страна, как Китай, имела довольно слабую, отстающую экономику. Произошедшие за эти годы экономические реформы, сделавшие экономику страны более либеральной, принято считать китайским экономическим чудом. Темпы роста экономики за последние 30 лет невероятны и поразительны: в среднем на 10% в год повышался ВВП страны, и на 9% рос ВВП на душу населения. Сегодня Китай занимает лидирующие позиции среди мировых экономик. Рассмотрим, как удалось этой стране достичь таких показателей, как происходило экономическое чудо, каковы его причины и какая обстановка предшествовала ему.

КНР в середине ХХ века

После окончания Второй мировой войны Китай стоял на распутье и не знал, что выбрать: либеральный капиталистический или, по примеру великой державы СССР, социалистический путь развития. Сотрясавшая страну до 1949 года гражданская война привела к отделению острова Тайвань и созданию Китайской Народной Республики во главе с Мао Цзедуном.

С приходом коммунистической партии начинается болезненная стройка социализма: национализация собственности и проведение аграрной реформы, осуществление пятилетних планов развития хозяйства... Принимая помощь от СССР и ориентируясь на политический и экономический строй своего социалистического соседа, Китай проводит индустриализацию экономики. Порой приходилось прибегать к жестким и бескомпромиссным методам.

«Большой скачок» в никуда

Однако после 1957 года отношения Китая и СССР остыли, и не разделявший взглядов тогдашнего советского руководства Мао Цзедун принимает решение о реализации новой программы, получившей название «Большого скачка». Целью амбициозной программы было резкое развитие экономики, но новое направление оказалось неудачным и имело трагические последствия как для народа, так и для экономики Китая в целом.

В 60-е страна переживает сильный голод, культурную революцию и массовые репрессии. Многие государственные инструменты перестали действовать, разваливалась коммунистическая партийная система. Но в начале 70-х правительство берет курс на восстановление партийных организаций и улучшение отношений с США. После кончины «Великого кормчего» Мао Цзедуна в 1976 году страна оказалась в тяжелом экономическом положении, возросла безработица, была введена карточная система.

С конца 1976 года во главе Китая становится Хуа Гофэн. Но фактические бразды правления берет на себя Дэн Сяопин - политический деятель, попавший в жернова культурной революции и восстановившийся в должности вице-премьера Китая в 1977 году.

Решающий пленум

Считая во многом ошибочной программу «Большого скачка», Дэн Сяопин, опираясь на поддержку коммунистической партии, начинает осуществление программы по модернизации экономики. В 1978 году на очередном пленуме компартии официально провозглашается курс на социалистическую рыночную экономику, в которой будут сочетаться две экономические системы: планово-распределительная и рыночная.

Новый правительственный путь называют курсом реформ и открытости. Либеральные реформы Сяопина основываются на постепенном переходе экономических структур на рыночные рельсы и сохранении коммунистического строя. заверил что все преобразования будут проходить под руководством компартии, а диктатура пролетариата будет укрепляться.

Основные моменты преобразований и реформ

Если говорить о новых реформах кратко, то экономика Китая должна быть ориентирована на экспортное производство и массовое привлечение инвестиций. С этого момента Поднебесная провозглашает себя страной, открытой для расширения связей с другими государствами, что привлекло иностранных инвесторов. А либерализация внешней торговли и создание территорий особых экономических зон для иностранных предпринимателей привели к невиданному росту экспортных показателей.

Первым делом Сяопин снижает государственный контроль над многими секторами экономики и расширяет управленческие функции руководителей предприятий. Всячески поощрялось развитие частного сектора, появляются фондовые рынки. Серьезные преобразования коснулись аграрного сектора и промышленности.

Четыре этапа

В ходе всего реформирования экономики Китая можно выделить четыре временных этапа, проводившихся под определенным лозунгом. Первый (с 1978 по 1984) этап, подразумевающий преобразования в сельской местности, создание специальных экономических зон, имел такой лозунг: «Основа - плановая экономика. Дополнение - рыночное регулирование».

Второй (с 1984 по 1991) этап - это перемещение внимания с аграрного сектора на городские предприятия, расширение их поля деятельности и самостоятельности. Вводится рыночное ценообразование, реформам подвергаются социальная сфера, наука, образование. Этот этап носит название «Плановая товарная экономика».

Третий (с 1992 по 2002) этап проходил под лозунгом «Социалистическая рыночная экономика». В это время формируется новая экономическая система, подразумевающая дальнейшее развитие рынка и определяющая инструменты макрорегулирования государственного контроля на новой основе.

Четвертый (с 2003 года и по сей день) обозначен как «Этап совершенствования социалистической рыночной экономики».

Преобразования в аграрной сфере

Китайское экономическое чудо началось с преобразования Сутью аграрной реформы было упразднение существовавших тогда народных коммун и переход к семейному подряду с единой коллективной собственностью. Это означало передачу земли китайским крестьянам в собственность на срок до пятидесяти лет, часть полученной продукции с этой земли отдавалась государству. Также было введено свободное ценообразование на крестьянскую продукцию, разрешалась рыночная торговля сельхозтоварами.

В результате таких преобразований сельское хозяйство получило толчок к развитию и вышло из застоя. Новая сложившаяся система коллективной собственности и семейного подряда качественно повысила уровень жизни крестьян и помогла решить продовольственную проблему.

Преобразования в промышленности

Хозяйственная система промышленных предприятий была почти освобождена от директивного планирования, их предполагалось превратить в самоокупаемые предприятия с возможностью самостоятельного сбыта продукции. Крупные предприятия стратегического назначения остаются под контролем государства, а средним и мелким дается право не только на управление хозяйствованием, но и на смену формы собственности. Все это способствовало тому, что государство сосредоточилось на улучшении положения дел в крупных госпредприятиях и не мешало развитию частного сектора.

Постепенно происходит уменьшение дисбаланса в производстве тяжелой промышленности и товаров народного потребления. Начинается поворот экономики в сторону роста производства товаров для внутреннего потребления, тем более что большая численность населения Китая этому способствует.

Особые экономические зоны, налоговая и банковская системы

К 1982 году в качестве эксперимента некоторые приморские регионы Китая объявили себя особыми экономическими зонами, а после пленума 1984 года в качестве специальных экономических зон утверждены 14 городов в общей сложности. Целью формирования этих зон стало привлечение иностранных инвестиций в промышленность Китая и освоение новых технологий, ускорение экономического развития этих регионов, выход экономики страны на международную арену.

Реформы коснулись и налоговой, банковской и валютной системы. Вводятся налоги на добавленную стоимость, единый подоходный налог для организаций. В центральные бюджеты стала поступать большая часть доходов благодаря новой системе распределения между местными администрациями и центральным правительством.

Банковская система страны разделилась на государственные банки, проводящие экономическую политику правительства, и остальные кредитно-финансовые организации на коммерческой основе. Курсы иностранных валют теперь пустились в «свободное плавание», которое регулировалось лишь рынком.

Плоды реформ

Китайское экономическое чудо начинает проявляться уже в конце 80-х. Результаты преобразований качественно отразились на жизни обычных граждан. Снижаются показатели безработицы в 3 раза, удваивается розничный товарооборот. Объемы внешней торговли к 1987 году увеличились в 4 раза по сравнению с 1978 годом. Были привлечены миллиарды долларов иностранных инвестиций, и к 1989 году насчитывалось 19 000 совместных предприятий.

Если говорить Китая проявилось в уменьшение доли тяжелой промышленности и увеличении производства предметов народного потребления и легкой промышленности. Значительно расширяется сфера услуг.

Поражал небывалыми темпами роста: 12-14% в начале 90-х. Многие эксперты в эти годы говорили о феномене китайского экономического чуда и предрекали Китаю роль экономической сверхдержавы 21 века.

Отрицательные последствия реформ

Как и у всякой медали, у китайских реформ было две стороны - положительная и отрицательная. Одним из таких отрицательных моментов стала угроза инфляции, последовавшей как побочный эффект роста производительности труда после реформ в аграрном секторе. Также в результате ценовой реформы усугубилось положение в индустриальном секторе. Начались волнения, вылившиеся в студенческие демонстрации, в результате которых в отставку отправляется генсек Ху Яобан.

Только в начале 90-х предложенный Дэн Сяопином курс ускорения и оздоровления экономической среды помог преодолеть перегрев экономики, создать системы контроля за инфляцией и развитием страны.

Китайское экономическое чудо и его причины

Итак, теперь о причинах. Изучая феномен экономического чуда Китая, многие экспертами выдвигаются следующие причины экономического подъема:

  1. Эффективная роль государства в экономических преобразованиях. На всех этапах проведения реформ управленческий аппарат страны адекватно отвечал задачам экономической модернизации.
  2. Значительные трудовые ресурсы. Спрос на рынке труда Китая всегда больше предложения. Это позволяет сохранять низкие зарплаты при высокой производительности.
  3. Привлечение иностранных инвестиций в промышленность Китая, а также в высокотехнологичные отрасли.
  4. Экспортоориентированная модель развития, позволявшая за счет валютной выручки повысить наукоемкость экономики и освоение новейших технологий.

Однако главный экономический прогресс Китая состоял в отказе от «шоковой терапии» и в постепенном формировании рыночного механизма, который оздоровил экономику благодаря эффективному рыночному регулированию.

Китай сегодня

К чему привели четыре десятилетия мудрых реформ Китая? Рассмотрим основные показатели экономики далее. Сегодняшний Китай - это мощная ядерная и космическая держава, имеющая современную промышленность и развитую инфраструктуру.

Немного цифр

За три квартала 2017 ВВП Китая достиг около 60 триллионов юаней. Это составляет 6,9% в годовом выражении. Увеличение ВВП Китая в 2017 году составляет 0,2% к периоду прошлого года. Увеличивается доля в ВВП аграрного, промышленного секторов, сферы услуг в среднем на 5-7 %. В 2017 году сохраняется тенденция роста инновационных и высокотехнологичных секторов экономики.

В целом, несмотря на небольшое замедление темпов роста, экономика Китая (кратко рассказать об этом феномене довольно сложно) сегодня сохраняет потенциал длительного роста и продолжает структурные реформы.

Прогнозы развития китайской экономики

Создав рыночный механизм в экономике, правительство Китая планирует и дальше ее совершенствовать, показывая при этом преимущества социализма. Однако специалисты делают как оптимистичные, так и пессимистичные прогнозы развития китайской экономики. Одни уверены, что сложно будет противостоять нарастающим экономическим, политическим и социальным проблемам, сохраняя коммунистическую власть. Растущая эмиграция в развитые страны, пропасть между бедными и богатыми может снизить эффективность государственной власти и роль партии. Им в противовес другие эксперты утверждают, что все-таки гибрид социализма и капиталистического рынка возможен в силу самобытности китайской нации и менталитета, только ей свойственного. Остается только сказать, что время расставит все на свои места.

Новое на сайте

>

Самое популярное