Домой Полезные советы Рыночные институты и рынок факторов производства. Основные институты рыночной экономики

Рыночные институты и рынок факторов производства. Основные институты рыночной экономики

Институты Сфера действия
1. Преобладание частной собственности Собственность, её субъекты и объекты, способы перехода собственности
2. Взаимодействие субъектов экономики через систему рынков
3. Свобода предпринимательства и свобода потребительского рынка Механизмы
4. Приоритет личного (корыстного) интереса, индивидуализм саморегуляции
5. Конкуренция рынка
6. Рынок и цены как механизм саморегуляции
7. Денежное хозяйство Механизмы обмена
8. Социальное неравенство Социальные проблемы,
9. Социально-рыночная направленность деятельности государства регулирование стихийных рыночных процессов

12. Институт собственности и основные типы собственников

В рыночной экономике безусловно преобладает частная собственность. При всей значимости прочих институтов все они в большей или меньшей степени являются производными от частной собственности.

Понятие собственности. В наиболее обобщённой форме собственность можно определить как отношения людей по поводу присвоения материальных благ.

Другими словами, в ней присутствуют два слоя отношений:

1) субъект-объектные отношения человека с вещью (что оно с ней может сделать, а что нет);

2) субъект-субъектные отношения, возникающие между собственником и другими людьми (какие права и обязанности собственник имеет по отношению к окружающим).

Пучок прав собственности. Наиболее принятым в настоящее время и наиболее плодотворным для экономического анализа направлением является теория прав собственности Рональда Коуза, удостоенного за свои работы Нобелевской премии. Коуз предложил рассматривать не собственность как таковую, а отдельные элементы прав собственности.

С этой точки зрения собственность является не монолитом, а представляет собой некий набор, или пучок, прав.

Чаще всего пучок прав собственности включают 11 элементов:

1) право владения;

2) право использования;

3) право управления;

4) право на доход;

5) право на продажу, изменение, уничтожение;

6) право на безопасность собственности (защиту от экспроприации);

7) право на завещание и наследование;

8) право на бессрочное обладание благом;

9) право на запрещение использования, наносящего вред окружающим;

10) право на взыскание (в уплату долга);

11) право на возврат полномочий собственности (по истечении срока договора об их передаче или при восстановлении нарушенных полномочий.

Составные части пучка прав собственности раскрывают конкретное содержание понятие собственности, определяя характер отношений между людьми по поводу материальных благ.

Формы собственности. В зависимости от принадлежности тому или иному кругу лиц собственность бывает:

· общей – в этом случае она доступна всем без исключения (право «открытого доступа»), как это бывает, например, с правом на ловлю рыбы в океане;

· государственной – тогда она в принципе принадлежит всем гражданам страны, но реально используется так, как это считают правильным государственные органы. Муниципальная собственность по своему содержанию однотипна с государственной, но существует не в масштабах всей страны, а в отдельном муниципальном образовании.

· частной – в этом случае пучок прав (или его часть) собственности принадлежит конкретному лицу или группе лиц.

Частная собственность. В любой экономической системе сосуществуют все три формы собственности, но их значение в разных системах неодинаково. Так, большая часть потребительских благ всегда находится в частной (точнее, её разновидности – личной) собственности.

Рыночная же экономика отличается тем, что в ней преобладает частная собственность на экономические ресурсы , необходимые для осуществления производства.

Именно бесспорное преобладание частной собственности на ресурсы отличает рыночную экономику от других экономических систем.

Спецификация прав собственности. Для реализации права собственности необходимо:

1) определение права каждого собственника;

2) разграничение элементов пучка между владельцами;

3) их законодательное закрепления и защита.

Подобная конкретизация прав собственности, их чёткое разделение между собственниками получили в экономической теории название спецификации .

Это понятие может быть определено и от противного. Спецификация означает исключение свободного доступа к экономическим ресурсам для всех, кроме собственника. Если есть свободный доступ для всех, то ресурсы общие. Только при наличии спецификации начинают работать рыночные отношения

13. Типы рынков.

Рынок как институт. Типы рынков. Хозяйственная деятельность субъектов экономики протекает на рынке. Рынок – это общественный институт, сводящий вместе покупателей и продавцов для совершения ими сделки купли-продажи определённого товара и/или услуги.

При этом рынок неверно представлять себе как некий монолит. В реальности он имеет сложную структуру, и рыночные отношения происходят на рынках различного типа, которые представлены на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Основные типы рынков

Ранее уже говорилось почти обо всех элементах данной схемы. Однако необходимы некоторые дополнения, когда речь идёт не о самих факторах или товарах как таковых, а о соответствующих рынках.

На рынке потребительских товаров выступают товары повседневного спроса (продукты питания, одежда и т.п.), предметы длительного пользования (автомобили и т.д.), предметы роскоши. Покупателями здесь являются домохозяйства, а продавцами – фирмы.

На рынке труда продавцы предлагают свою рабочую силу, а покупатели – рабочие места.

На рынке земли происходит торговля земельными участками (свободными или застроенными), жилыми и офисными зданиями, реже – месторождениями полезных ископаемых. По сути дела это есть рынок земельных участков и недвижимости.

Как уже отмечалось, капитал существует одновременно в различных формах: денежной и вещественной (так называемый реальный капитал, или инвестиционные товары).

Когда мы говорим о рынке капитала , то имеем ввиду спрос на инвестиционные средства в денежной форме, которые впоследствии будут использованы для покупки инвестиционных товаров.

Спрос на капитал и его предложение проявляются и на рынке инвестиционных товаров, и на финансово – кредитных рынках, и на рынке земли.

По экономическому назначению объектов рыночных сделок выделяют пять видов рынка.

Рынок потребительских товаров и услуг:

рынок продовольственных товаров;

рынок непродовольственных товаров;

рынок услуг.

Рынок факторов производства:

рынок рабочей силы;

рынок средств производства;

рынок сырья.

Финансовый рынок:

фондовый рынок (ценных бумаг);

денежный рынок (депозитов, валюты);

Рынок недвижимости:

рынок земли;

рынок недвижимости;

Информационный рынок:

рынок духовно-интеллектуального продукта.

По пространственному признаку различают:

локальный или местный рынок;

региональный рынок;

межрегиональный рынок;

национальный рынок;

международный рынок;

мировой рынок.

По степени ограничения конкуренции выделяют следующие виды рынка: чистая конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Рынок выполняет важнейшие функции, которые упорядочивают экономическую жизнь общества.

Во-первых, рынок является связующим звеном между продавцами и покупателями, средством перемещения экономических благ между людьми, территориями и даже государствами; причем, общение между людьми осуществляется независимо от деления людей по классам, национальностям, расам, полу, религиозным убеждениям - на рынке действуют только продавцы и покупатели.

Во-вторых, рынок осуществляет общественное признание предложенных к продаже товаров, а значит и труда, вложенного в них; рынок может отвергнуть ненужные людям товары или товары, не удовлетворяющие потребности людей; то есть, рынок регулирует спрос и предложение товаров, а также установление цены.

В-третьих, рынок является независимым распределителем экономических благ только на эквивалентной и возмездной основе.

В-четвертых, рынок представляет собой механизм вознаграждения успехов и неудач, он является объективным оценщиком способностей каждого человека как потребителя, производителя, предпринимателя (Казаков. А. Школьнику о рыночной экономике. - М.: "Менеджер", 1993г.).

В пятых, рынок выполняет санирующую функцию, «отбраковывая» тех производителей, которые не могут предложить наилучшее качество по наименьшей цене.

В шестых, рынок выполняет функцию распределения ресурсов, направляя ресурсы в те производства, результаты которых пользуются спросом.

И, наконец, объясняя сущность рынка, необходимо остановиться на инфраструктуре рынка. Инфраструктура рынка это организации, обслуживающие рыночные сделки по купле-продаже товаров и услуг. К рыночной инфраструктуре относятся: биржи, банки, консультационные, юридические и информационные фирмы, рекламные агентства, риэлторские конторы. Развитая рыночная инфраструктура значительно облегчает совершение операций обмена, и, наоборот, неудовлетворительное состояние рыночной инфраструктуры делает рыночную систему не гибкой, сложной и неэффективной.

14.Механизм рыночной саморегуляции. Спрос и предложение

Рыночные отношения предполагают саморегулирование рынка труда. Элементами механизма саморегулирования являются спрос и предложение на рынке труда, конкуренция среди работников и работодателей, заработная плата. В результате действия этого механизма устанавливается уровень и пропорции занятости, величина заработной платы, размеры и структура безработицы.

Спрос на рынке труда представляет собой совокупность спроса на ресурсы труда страны при любой цене на них.

Предложение на рынке труда это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд.

Спрос на рынке труда зависит от:

Деловой конъюнктуры и фазы экономического цикла;

Технического уровня производства;

Ситуации в инвестиционной сфере;

Сложившегося уровня заработной платы;

Налоговой политики.

Предложение на рынке труда зависит от:

Демографической ситуации (численности и половозрастного состава населения);

Внутренней и внешней миграции трудоспособного населения;

Уровня заработной платы;

Альтернативной стоимости труда, возможности получения дохода из иных источников, кроме работы по найму.

К основным рычагам саморегулирования рынка труда относятся цена труда, соотношение платежеспособного спроса на него и его предложение и конкуренция.

На рынке труда ценой труда является заработная плата. Она привлекает на рынок труда ту часть населения, которая не имеет других источников к существованию.

Повышение общего уровня труда реальной заработной платы повышает общий уровень жизни работоспособных наёмных работников.

Увеличиваются налоговые поступления от заработной платы, страховые взносы и отчисления в различные фонды, что расширяет возможности социальной защищённости населения.

Колебания цены труда в сторону её снижения приводят к обратным результатам: ограничивается приток рабочей силы на рынок труда, уменьшается его предложение, снижаются налоговые поступления и т.д.

В процессе саморегулирования рынка труда не менее важна роль прибыли предпринимателя, который является покупателем на рынке труда. Вполне естественно его стремление извлечь из наёмного труда максимальную выгоду при минимальных затратах. Эта выгода воплощается в размерах нормы прибыли, которая показывает размеры дохода по отношению к затратам предпринимателей.

Предприниматель будет стремиться туда, где норма прибыли выше, и покидать сферы, где она ниже.

Доход фирмы является экономической основой её инвестиционной активности. Падение доходности фирмы (если не приняты экстренные меры) заканчивается её банкротством и выбрасыванием персонала фирмы на улицу. Практика рыночной экономики даёт немало тому примеров. Колебания нормы прибыли в зависимости от цикла деловой конъюнктуры то сжимают, то расширяют рынок труда, регулирую его количественно-качественный состав.

Цена труда также колеблется в зависимости от спроса и предложения труда на рынке. Но здесь нужно учитывать и то, что спрос на труд предприниматель предъявляет, когда найм работников даёт ему прирост доходов после продажи произведённой продукции на рынке. Если данный прирост сокращается с насыщением рынка, то предприниматель ощущает это через снижение прироста прибыли и ослабление конкурентоспособности фирмы. Поэтому он должен сокращать производство и персонал. Глубинные причины движения спроса и предложения труда на рынке труда – в стремлении предпринимателя выжить, увольняя часть работников и увеличивая тем самым предложение труда и резервирую одновременно некоторое число вакантных рабочих мест. В этом случае предложение рабочих рук на рынке труда возрастает пари сохранении потенциального спроса на них со стороны зарезервированных рабочих мест.

Таким образом механизм саморегулирования рынка труда приводит его к такому состоянию, когда рост общего уровня безработицы сочетается с ростом удельного веса резерва производственных мощностей. При экономическом подъёме резервные рабочие места поглощают значительную часть безработных, но это порождает инфляцию, съедает рост доходов наёмных работников за счёт быстрой потери деньгами покупательной способности. Все меры по сдерживанию инфляции в конечно итоге ведут к росту безработицы.

Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция – все эти факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и распределяют общественное богатство. Крупнейшие экономисты запада признают неравенство в распределении доходов и богатства. Причём под богатством они понимают имеющееся движимое и недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги, а под доходом – общую сумму денег, заработанную или полученную другим путём в течение какого либо периода.

15. Роль государства в рыночной экономике.

Государство является основным институтом экономической и политической системы общества, оно направляет и контролирует совместную деятельность людей и их отношения между собой. По отношению к иным субъектам государство обладает определенным статусом, который и позволяет ему занимать особое место среди хозяйственных агентов. В данном случае имеются в виду следующие отличительные признаки:

во-первых, это суверенитет, то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Говоря точнее, государство обладает высшей и неограниченной властью на своей территории, поэтому оно выступает единственным субъектом рыночной экономики, требования которого обязательны для всех иных агентов

во-вторых, это - монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения. В данном случае речь идет о разработке норм, обеспечивающих стабильное функционирование рыночных структур

в-третьих, это - монопольное право на взимание налогов и сборов с населения и предпринимательского сектора. Этот признак позволяет сделать вывод о “нерыночном” происхождении государственного дохода. Как известно, доход будет являться рыночным, если он создается и приумножается за счет участия субъекта в производстве, ведения хозяйства, дохода от средств, вложенных в банки и иные кредитно-финансовые учреждения, акции, другие ценные бумаги и т.п. Если же исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий - как перераспределение части доходов домохозяйств и фирм в пользу государства

в-четвертых, государство является регулирующим субъектом

Роль государства в рыночной экономике - основная проблема экономической теории, которая порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования. Задача здесь состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему.

Место и роль государства во многом определяются его функциями. Последние отражают основные направления деятельности. Можно выделить следующие функции:

правовая

воспроизводственно-технологическая

защита конкуренции

стабилизационная

прогностическая

регулирующая

Правовая функция представляет собой своеобразный институт общественной жизни, призванный регулировать наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Речь идет об оформлении статуса экономического агента, установлении норм и правил хозяйствования, формировании организационной структуры управления, регламентации отношений собственности, конкретизации правил создания и ликвидации предприятий и т.п.

Воспроизводственно-технологическая функция обусловливает нормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей материальными и духовными благами, а также условиями для образования, обучения и жизни. В качестве самостоятельных здесь заслуживают рассмотрения две подфункции: перераспределения доходов и ресурсов. Особая значимость этих вопросов обусловливается тем, что сам по себе рыночный механизм не в состоянии их разрешить и в виду этого возникает потребность в их государственном регулировании.

Функция защиты конкуренции. В Законе Республики Беларусь “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции” она определяется как соревнование хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров. Полной противоположностью является монополия, под которой понимается ситуация, когда число продавцов становится бесконечно малым и это позволяет им оказать влияние на объем производства, а следовательно, - и на цену. В соответствии с кривой спроса на свою продукцию монополист может манипулировать объемом производства и ценой, что чаще всего приводит к понижению первого и росту второй. В результате ресурсы распределяются таким образом, что это отвечает интересам монополистов-производителей, а не целям общества, что вызывает нерациональное распределение ресурсов. Для предотвращения последствий монополизации государство вмешивается в экономику. Для этого предпринимаются следующие шаги. Прежде всего необходимо тщательное изучение рынков, расчет для них коэффициентов концентрации, и на этой основе выявление конкурентных и монополизированных отраслей. Необходимо отметить, что государство должно придерживаться дифференцированного подхода по отношению к монополиям. Дело в том, что в данном случае преследуется цель сохранения в экономике зоны естественной монополии, по отношению же к другим фирмам должна проводиться жесткая антимонопольная политика.

Стабилизационная функция представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Основная проблема здесь заключается в том, что для увеличения объема производства необходим рост совокупных расходов, обеспечить который рыночная экономика не в состоянии. В результате возможны две неблагоприятные ситуации: безработица и инфляция. Для достижения полной занятости государству следует увеличить совокупные расходы. Это возможно путем роста собственных совокупных расходов и расходов частного сектора. Для их стимулирования необходимо снижение ставок налогообложения. В случае же инфляционной экономики у правительства возникает диаметрально противоположная цель - уменьшение расходов. Достигается это путем сокращения государственных закупок и увеличения налогов на частный сектор.

Прогностическая функция. Она определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики; выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. В ходе реализации указанной функции государство выполняет координирующую роль, что предполагает налаживание гибкой системы взаимодействия Центра с экономическими и административно-хозяйственными структурами общества.

Регулирующая функция представляет самую обширную и разностороннюю деятельность государства. При этом правительство преследует такие цели:

минимизацию негативных последствий функционирования рыночной экономики

создание правовых, финансовых, социальных основ функционирования рынка

обеспечение социальной защиты населения

Для достижения указанных целей правительство использует прямые и косвенные методы, способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики, для чего использует кредитно-денежные, ценовые, налоговые инструменты.

16. Происхождение и сущность денег.

Деньги – это особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров. Деньги представляют собой уникальный товар, выполняющий функции средства обмена, платежа, измерения стоимости, накопления богатства.

Важным открытием в исследовании природы денег стало доказательство их природного происхождения. Деньги возникли при определенных условиях осуществления производства и уровне развития экономических отношений в обществе. Непосредственными предпосылками появления денег являются:

– переход от натурального хозяйства к производству товаров и товарному обмену;

– имущественное обособление производителей товаров, которые становятся собственниками изготовляемой ими продукции.

Развитие обмена происходило путем смены следующих форм стоимости:

1) простой и случайной формы стоимости, соответствующей ранней ступени развития обмена. Обмен носил случайный характер: один товар выражал свою стоимость в другом, противостоящем ему, товаре;

2) полной или развернутой формы стоимости, связанной с развитием обмена, что вызвано первым крупным разделением труда, в связи с чем в процесс обмена включается множество предметов общественного труда;

3) всеобщей формы стоимости, связанной с тем фактом, что дальнейшее развитие обмена привело к выделению из множества товаров отдельных товаров, играющих на местных рынках роль главных предметов обмена;

4) денежной формы стоимости, связанной с выделением в результате дальнейшего обмена одного товара на роль всеобщего эквивалента. Такая роль с развитием обмена закрепилась за благородными металлами (золотом и серебром). Это связано с тем, что данные металлы в наибольшей степени соответствовали тем требованиям, которые рынок предъявлял к товару – деньгам. Таким образом, драгоценные металлы обладают рядом естественных свойств, которые делают их наиболее пригодными для выполнения общественных функций всеобщего эквивалента. К этим свойствам относятся:

– однородность;

– делимость;

– безотходность;

– портативность;

– удобство транспортировки;

– сохраняемость (износостойкость);

– универсальное средство накопления. Как экономическая категория деньги выражают определенную форму экономических отношений между людьми в процессе товарного обмена. В отличие от всех прочих товаров деньги обладают:

а) всеобщей потребительской стоимостью;

б) всеобщим эквивалентом стоимости. Сущность денег как всеобщего эквивалента стоимости проявляется в единстве трех их свойств.

1. Свойство всеобщей непосредственной обмениваемости, что означает обмениваемость денег на любые товары: и товар непосредственно обменивается на деньги, и деньги обмениваются на товар.

2. Деньги выступают внешней мерой труда.

3. Деньги являются самостоятельной формой меновой стоимости (движение денег может отрываться от движения товаров, и тогда происходит одностороннее движение денег).

Таким образом, сущность денег заключается в том, что это историческая категория, разрешающая противоречия товарного производства между потребительской стоимостью и стоимостью в связи с тем, что они являются специфическим товаром, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента.

17. Функции денег

Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют такие функции денег как:

  • Мера стоимости . Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег). Цена товара выполняет такую же измерительную роль, как в геометрии длина у отрезков, в физике вес у тел. Для измерений не требуется досконально знать, что такое пространство или масса, достаточно уметь сравнивать искомую величину с эталоном. Денежная единица является эталоном для товаров.
  • Средство обращения . Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показатель ликвидность ). При использовании денег товаропроизводитель получает возможность, например, продать свой товар сегодня, а купить сырьё лишь через день, неделю, месяц и т. д. При этом он может продавать свой товар в одном месте, а покупать нужный ему совсем в другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолевают временны́е и пространственные ограничения при обмене.
  • Средство платежа . Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары. Например, был куплен в долг товар. Сумму долга выражают в деньгах, а не в количестве купленного товара. Последующие изменения цены на товар уже не влияют на сумму долга, которую нужно оплатить деньгами. Данную функцию деньги выполняют также при денежных отношениях с финансовыми органами. Сходную по смыслу роль играют деньги, когда в них выражают какие-либо экономические показатели.
  • Средство накопления . Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции.
  • Мировые деньги . Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнеру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства.

Деньги- это средство, выражающее ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, универсальное воплощение ценности в формах, соответствующих данному уровню товарных отношений. Такое определение построено на понятии ценности, которое больше соответствует принятому в мировой науке подходу к деньгам.

В другом определении деньги - это абсолютно ликвидное средство обмена, которое обладает двумя свойствами:

  • обменивается на любой другой товар;
  • измеряет стоимость любого другого товара (эта функция выражается в цене и в масштабах этих цен).

Сущность денег раскрывается в пяти функциях:

  • Меры стоимости
  • Средства обращения
  • Средства платежа
  • Средства сбережения и накопления
  • Мировые деньги

18. Денежное обращение, его основные типы. Закон денежного обращения.

Денежное обращение – процесс непрерывного движения денежных средств в наличной и безналичной форме между хозяйствующими субъектами.

Денежное обращение- это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах, обслу­живающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве.

Денежный оборот страны, отражая движение денег, пред­ставляет собой сумму всех платежей, совершенных предпри­ятиями, организациями и населением в наличной и безналич­ной формах за определенный период времени.

Правовые основы денежного обращения в стране закреплены в Конституции Укр и в ЗУ»О НБУ» и ЗУ «О платежных системах и переводе ДС вУкр».

Основными задачами правового регулирования денежного обращения являются :

Обеспечение четкого разграничения полномочий и ответственности м/д органами гос-ва в сфере денежного обращения.

Обеспечение органам гос власти помощи по средствам норм регулирования денежного обращения.

Поддержка необходимых темпов роста денежной массы в обращении; поддержание правильного соотношения м/д наличным и безналичным ДС

Денежное обращение подразделяется на наличное и безналичное обращение.

Наличное денежное обращение - это движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими (на сегодняшний день) двух основных функций: средства обращения и средства платежа. Наличные деньги используются для кругооборота товаров и услуг.

Рынок денег характеризуется спросом на деньги и предложением денег. Спрос на деньги предъявляется в том случае если отдается предпочтение наличным деньгам по сравнению с другими видами активов (ценными бумагами, недвижимостью и т.п.). Когда хозяйствующие субъекты выбирают, куда вложить денежные средства, они руководствуются доходностью, ликвидностью, степенью риска, нормой ссудного процента. Деньги обладают универсальной ликвидностью, но степень ликвидности высока и у ценных бумаг, к тому же ценные бумаги приносят доход. Но у ценных бумаг велик риск. Хозяйствующие субъекты руководствуются нормой ссудного процента: если процент высок, то выгодно отдавать деньги в кредит, менее выгодно покупать ценные бумаги или недвижимость. Если ссудный процент низок, то нет смысла отдавать деньги в кредит, лучше купить ценные бумаги или другие активы.

Спрос на деньги подвержен влиянию многих факторов. Представители классической количественной теории денег считали, что такими факторами являются уровень цен, объем производства, скорость обращения денег (М = PQ /V).

Безналичное денежное обращение - это движение стоимости без участия наличных денег, т.е. - это перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Развитие кредитной системы и проявление денежных средств клиентов на счетах в банках и привели к возникновению безналичного обращения.

Принципы организации расчетов - основополагающие начала их проведения:

1) Правовой режим осуществления расчетов и платежей - обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления единообразия посредством регулирования. Базой последнего служит комплекс законов и подзаконных актов (указов президента, постановлений правительства), а также нормативных актов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования расчетов.

2)Осуществление их преимущественно по счетам кредитных организаций . Наличие последних как у получателя, так и плательщика - необходимая предпосылка таких расчетов. Безналичные расчеты проводятся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета - самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор.

3) Наличие двойной записи . Если у одного контрагента произошло списание средства – то у другого наоборот начисление. Полученные средства записываются в кредит одних счётов, потраченные - в дебет других. Таким образом, при ведении учёта методом двойной записи действует закон сохранения (баланс): сумма дебетов всех счетов (актив) всегда равна сумме кредитов всех счетов (пассив).

4) Наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж ; реализуется применением соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, или специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежного требования, переводного векселя).

Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам; на основе исполнительных листов, выданных судами; некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания: за тепло- и электроэнергию, коммунальные и другие услуги.

Главный регулирующий орган платежной системы - Банк России.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

Тест 4.6
Какой из этих признаков свидетельствует об отсутствии конкуренции в отрасли:
а) уровень прибыли ниже нормального для данной экономики;
б) неспособность фирмы данной отрасли к расширению производства;
в) невозможность другим фирмам “войти” в данную отрасль;
г) более низкий отраслевой уровень оплаты труда, чем в целом по стране.
*** Правильные ответы: в).
Одним из основных признаков конкуренции является отсутствие барьеров как для вхождения в отрасль, так и для выхода из нее. Чем сильнее такие барьеры, тем менее конкурентной является данная отрасль. Все остальные характеристики не нарушают принципа конкурентного поведения.
Тест 4.7
Решение проблемы “что производить” в рыночной экономике связано с:
а) определением уровня специализации экономики;
б) выбором между производством средств производства и производством предметов потребления;
в) формированием такой системы, развитие которой находится в компетенции правительства;
г) развитием совершенной конкуренции.
*** Правильные ответы: г).
Поскольку речь идет о рыночной экономики, то при решении всех задач экономического развития используется рыночный механизм. А этот механизм основан на конкуренции. В частности, задача “что производить” решается на основе ценовых сигналов со стороны рынка. Цены на рынке, с одной стороны, являются результатом конкуренции, а, с другой стороны, являются важным критерием потребительского выбора.
Тест 4.8
Рыночная экономика ориентирована на:
а) удовлетворение общественной потребности в конкретном благе;
б) удовлетворение социальных потребностей;
в) удовлетворение стратегических политических потребностей развития нации;
г) удовлетворение платежеспособного спроса;
д) выполнение указаний властных структур
*** Правильные ответы: г).
Функцией рыночного механизма является обеспечение равновесия между спросом и предложением. Таким образом, рыночная экономика ориентирована на удовлетворение платежеспособного спроса. Решение всех остальных задач призвано решить государство.
Тест 4.9
В рыночнойэкономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, в конечном итоге решают потребители. Верно ли это утверждение?
а) да;
б) нет.
*** Правильные ответы: а).
Данную задачу решают потребители, так как именно они формируют спрос в определенном количестве товаров и услуг. В соответствии с потребительскими предпочтениями осуществляется производство тех или иных товаров и услуг.
Тест 4.11
Товаропроизводитель, расширение или сохранение деятельности которого ведет к уменьшению рыночной доли другого товаропроизводителя, являющегося субъектом рынка этого или же другого товара является по отношению к нему … (указать одним словом).
*** Правильные ответы: конкурентом. Свобода предпринимательства, свобода выбора и личный интерес формируют отношения состязательности – конкуренции междуучастниками рыночного обмена. Одним из главных объектов конкуренции является объем рыночных продаж.
Тест 4.13
Совокупность институтов, систем, служб, обслуживающих рынок и позволяющих рынку выполнять свои функции наиболее эффективно, представляют собой рыночную … (указать одним словом).
*** Правильные ответы: инфраструктуру.
Инфраструктура – это обязательный компонент любой экономической системы. С одной стороны, это совокупность организационно-правовых форм, а с другой – совокупность определенных институтов, которые обеспечивают нормальное функционирование системы. Применительно к рынку, это такие институты как биржи, аукционы и ярмарки, банковская система, таможенная система и др.

5. нет верного ответа

10. По уровням функционирования и управления национальная экономика подразделяется на:

1) мега-. макро-, микроуровень

Макро-, мезо-, микроуровень

3) макро-, микроуровень

4) макро-, мезоуровень

5) все варианты верны;

11. Воспроизводственная структура национальной экономки характеризует:

Соотношение между стадиями воспроизводства валового внутреннего продукта (производством и потреблением, потреблением и накоплением, производством товаров и сферой услуг и др.).

2. соотношения между экономическими агентами, субъектами хозяйствования, объединенными по определенным признакам (например, нанимателями, наемными работниками, индивидуальными предпринимателями, занятыми на предприятиях различных форм собственности и др.).

3. соотношение различных отраслей национальной экономики – качественно однородных групп хозяйственных единиц, выполняющих в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции.

4. соотношения между традиционными и новейшими технологиями, объемы внедрения наукоемких и высоких технологий.

5. пропорции в размещении и развитии производства и социальной инфраструктуры в границах определенных территорий.

12. Социальная структура национальной экономки характеризует:

13. Отраслевая структура национальной экономки характеризует:

1. соотношения между экономическими агентами, субъектами хозяйствования, объединенными по определенным признакам (например, нанимателями, наемными работниками, индивидуальными предпринимателями, занятыми на предприятиях различных форм собственности и др.).

Соотношение различных отраслей национальной экономики – качественно однородных групп хозяйственных единиц, выполняющих в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции.

3. соотношения между традиционными и новейшими технологиями, объемы внедрения наукоемких и высоких технологий.

4. пропорции в размещении и развитии производства и социальной инфраструктуры в границах определенных территорий.

5. формы организации и управления производством, закрепляющие их правовое пространство, а также систему культурно-ценностных норм и стереотипы поведения субъектов хозяйствования.

14. Технологическая структура национальной экономки характеризует:

1. соотношения между экономическими агентами, субъектами хозяйствования, объединенными по определенным признакам (например, нанимателями, наемными работниками, индивидуальными предпринимателями, занятыми на предприятиях различных форм собственности и др.).

2. соотношение различных отраслей национальной экономики – качественно однородных групп хозяйственных единиц, выполняющих в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции.

Соотношения между традиционными и новейшими технологиями, объемы внедрения наукоемких и высоких технологий.

4. пропорции в размещении и развитии производства и социальной инфраструктуры в границах определенных территорий.

5. формы организации и управления производством, закрепляющие их правовое пространство, а также систему культурно-ценностных норм и стереотипы поведения субъектов хозяйствования.

15. Региональная структура национальной экономки характеризует:

1. соотношения между экономическими агентами, субъектами хозяйствования, объединенными по определенным признакам (например, нанимателями, наемными работниками, индивидуальными предпринимателями, занятыми на предприятиях различных форм собственности и др.).

2. соотношение различных отраслей национальной экономики – качественно однородных групп хозяйственных единиц, выполняющих в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции.

3. соотношения между традиционными и новейшими технологиями, объемы внедрения наукоемких и высоких технологий.

Пропорции в размещении и развитии производства и социальной инфраструктуры в границах определенных территорий.

5. формы организации и управления производством, закрепляющие их правовое пространство, а также систему культурно-ценностных норм и стереотипы поведения субъектов хозяйствования.

16. Институциональная структура национальной экономки характеризует:

1. соотношения между экономическими агентами, субъектами хозяйствования, объединенными по определенным признакам (например, нанимателями, наемными работниками, индивидуальными предпринимателями, занятыми на предприятиях различных форм собственности и др.).

2. соотношение различных отраслей национальной экономики – качественно однородных групп хозяйственных единиц, выполняющих в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции.

3. соотношения между традиционными и новейшими технологиями, объемы внедрения наукоемких и высоких технологий.

4. пропорции в размещении и развитии производства и социальной инфраструктуры в границах определенных территорий.

Формы организации и управления производством, закрепляющие их правовое пространство, а также систему культурно-ценностных норм и стереотипы поведения субъектов хозяйствования.

17. Под институтами в современной теории понимаются:

1. государственные учреждения;

2. «правила игры» в обществе или «созданные человеком» ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, а также система мер, обеспечивающая их выполнение;

3. система этических норм поведения;

4. меры государственного регулирования;

5. нет верного ответа.

18. Институты делятся на:

1. государственные и частные;

2. внутренние и внешние;

3. формальные и неформальные;

4. все варианты верны;

5. нет верного ответа.

19. Для становления и развития национальной экономики существуют следующие виды предпосылок:

1. общесистемные, системные и внутрисистемные;

2. внутренние и внешние;

3. внутриполитические и внешнеполитические;

4. все варианты верны;

5. нет верного ответа.

20. Общесистемные предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики Республики Беларусь включают:

Определение правовых, идеологических, политических условий, характеризующих фундаментальные устои общества и тип создаваемого государства

2) единство экономического и институционально-правового пространства

3) обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики

4) наличие политических факторов, определяющих модель развития страны

5) все варианты верны

21. Системные предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики Республики Беларусь включают:

1) определение правовых, идеологических, политических условий, характеризующих фундаментальные устои общества и тип создаваемого государства

Институты и рынок теснейшим образом взаимосвязаны. Институты обеспечивают правовые, психологические и морально-этические предпосылки рыночного хозяйства, стимулируют развитие рыночных структур (или, наоборот, тормозят из развитие), осуществляют надзор и регулирование в сфере рынка, в том числе через саморегулирующие негосударственные организации.

Рынки требуют наличия норм и правил, которые гарантируют осуществление контрактов и исполнение имущественных прав, судебную защиту по этим вопросам, четкое определение прав собственности, трансакционных издержек, рыночное решение проблемы внешних эффектов, проведение процедур банкротства, конкуренцию.

Эффективность рынков зависит от силы поддерживающих институтов, помогающих определить ожидания рыночных агентов в отношении регулирующих их операции процедур. Институты влияют на методы участия и переговоры между участниками рынка, через систему стимулов формируют характер реакции и действий агентов.

В институциональном анализе рынка выделяют «конституцию рынка – совокупность норм поведения экономических агентов, делающих возможным совершение сделок на рынке и достижения равновесия на нем». Нормы такой конституции включают:

а) сложный утилитаризм – максимизацию индивидом своей полезности (благосостояния) на основе продуктивной деятельности во взаимодействии с другими индивидами;

б) целерациональное действие , которое конкретизирует поведение индивида так, чтобы используя окружающих, максимизировать свою полезность. Это предполагает также возможность нанесения ущерба другим в результате оппортунизма, т.е. преследование личного интереса с использованием коварства, обмана, служебных преступлений. Однако устранение неполноты информации, использование специальных процедур при заключении контрактов, в том числе при найме на работу, направлены против превращения целерациональго действия в оппортунизм;

в) доверие , т.е. ожидание от других участников сделки выполнения своих обязательств, платежей, своевременных поставок, погашение долгов и т.д.;

г) эмпатия , т.е. принятие решений индивидом путем постановки себя на место контрагента, что позволяет лучше учесть возможные последствия не только с позиций эффективности, но и справедливости, морально-этического аспекта;

д) свобода – и как независимая от других деятельность, и как самостоятельность в этой деятельности (бизнес, созданный своими руками и с нуля);

е) законопослушность , уважение к законам и нормам-институтам. Кстати еще И. Кант говорил, что человек является тогда свободным, когда он подчиняется, но не другим людям, а только законам.

4. Рыночное решение проблемы внешних эффектов: теорема Коуза

Потенциал рыночного механизма очень велик, и он может быть эффективно применен в тех случаях, где традиционно используются нерыночные методы. Это, прежде всего, касается проблем внешних эффектов (экстерналий), которые существуют, если фирмы или люди за пределами рынка, заключенной сделки, навязывают другим, не участвующим в сделке, издержки или выгоды, не включаемые в цены. Рыночные отношения – добровольны , а внешние эффекты (отрицательные) – загрязнения окружающей среды, шумы аэропортов – навязываются, например, населению, без его согласия, без всяких компенсаций. Традиционное решение этой проблемы связано с государственным воздействием (контроль, запреты, штрафы), которое не является эффективным. Рыночное же решение оказывается более действенным. Например, введение налога на загрязнения (налоги А. Пигу). Они гораздо эффективнее, чем запреты сверх какого-то предела. Они стимулируют сокращение загрязнений фирмами.

Правда, недостаток в том, что этот налог может быть включен в цену продукции. Рыночное решение – на основе права собственности на ресурсы, денежной оценки ресурсов и внешних эффектов для третьих лиц, количественной определенности трансакционных издержек (затраты на осуществление сделки – юридическое оформление, страховка, переговоры) еще более эффективно. Известна теорема Р. Коуза о равенстве частных и социальных издержек (частные издержки плюс внешние эффекты) при четких правах собственности и не слишком больших трансакционных издержках и размерах сделки. В результате переговоров внешние эффекты могут быть устранены (компенсированы, куплены).

Формулировка теоремы Р. Коуза (1960 г.), в интерпретации Д. Стиглера: если права собственности всех сторон (участников сделки и третьих лиц) четко определены, трансакционные издержки равны нулю, то конечный результат и структура производства не зависят от изменений в распределении прав собственности. Рассмотрим три примера: 1) фермер, пастух и стадо; 2) озеро, лем, курорт; 3) супермакет «Вестер» и жильцы.

1. Прогоняя стадо на пастбище, пастух вынужден вести его около фермерского поля. Если стадо увеличится на одну корову, это приведет к убыткам фермера из-за дополнительной потравы посевов на 1 ц зерна или 80 долл (20 долл прямые затраты + 60 долл недополученной прибыли). Если издержки увеличения стада на 1 корову равны для пастуха 50 долл, то социальные издержки составят (частные+ внешний отрицательный эффект) 130 долл (80+50), а социальная выгода 100 долл (цена продажи коровы). Существует «обоюдный интерес» пастуха и фермера сохранить этот статус-кво, причем избегание ущерба для фермера перекладывает ущерб на пастуха.

В нашем случае увеличение поголовья стада – отрицательный внешний эффект, т.к. социальные издержки превышают социальную выгоду: 100-130=-30 долл.

Есть два варианта распределения права на запрещение вредного использования: а) оно принадлежит фермеру; б) оно принадлежит пастуху. По варианту «а» фермер запретит пастуху проход стада, увеличенного на одну корову. Пастух готов предложить за разрешение 50 долл (цена коровы за вычетом издержек на ее выращивание), тогда как фермер потребует минимум 60 долл (недополученная прибыль из-за потравы или из-за отказа выращивания зерна около дороги). В этом случае, согласие на увеличение стада не будет получено и структура производства останется прежней в соответствии с теоремой Коуза.

По варианту «б» право прохода принадлежит пастуху и он согласится отказаться от выращивания дополнительной коровы за любую сумму, превышающую его прибыль от выращивания, т.е. 50 долл (100-50). Фермер же готов заплатить сумму до 60 долл (прибыль от продажи 1 ц зерна, находящегося под угрозой потравы скотом). Торг между ними определит сумму сделки между 50 и 60 долл, в результате которой фермер сохранит свое производство, а пастух не увеличит стадо.

Но в этом случае будет перераспределение дохода в пользу пастуха. В этом заключается эффект дохода в теореме Коуза: первоначальное распределение прав собственности влияет не на структуру производства, а на относительное благосостояние сторон.

2. Некто «А» является собственником большого участка спелого леса и заключает сделку на его вырубку с лесопромышленником «В». Но эта сделка выступает как отрицательная экстерналия для хозяина небольшого местного курорта «С», расположенного на берегу озера, окруженного лесным участком, принадлежащим «А». В этой ситуации налицо обоюдный интерес: «С» готов выкупить часть леса вокруг озера, чтобы сохранить свой курорт, а «А» может продать эту часть своего участка «С». В этом случае структура производства не изменится, а доход перераспределится в пользу «А». Негативный внешний эффект превратится во внутренние издержки, будет устранен.

3. На первом этаже жилого дома по центральной улице размещен круглосуточно работающий супермаркет «Вестер», который выкупил у города в собственность это помещение. Система вентиляции, парковка, круглосуточная работа магазина, разгрузка машин с продуктами оказывают негативные внешние эффекты жильцам. Для устранения этих экстерналий, согласно теореме Коуза, неэффективнм окажется обращение к властям или в суд для устранения шума, запаха и т.п. Гораздо перспективнее образовать кондоминимум на базе ТСЖ, зафиксировать его права на придомовую территорию, общие коммуникации и начать переговоры с «Вестером» о компенсации ущерба жильцам, которые бы устранили (в экономическом отношении) внешний эффект. Теорема Коуза «работает» в условиях небольшого числа субъектов прав собственности. Поэтому бессмысленно пытаться договориться с «Вестером» отдельным жильцам – собственникам приватизированных квартир. Необходим «консолидированный жилец» с четко обозначенной правовой базой коллективного собственника. Необходимо учитывать обоюдную заинтересованность «Вестера» в работе именно в этом месте города и в жильцах этого дома, которые по известному закону Парето входят в число 20% постоянных покупателей, обеспечивающих ему 80% доходов. А жильцов – в «Вестере», удобно расположенным, с расширенным ассортиментом и приемлемыми ценами. В качестве компенсации могут быть предложены льготные карты покупателя, периодический ремонт подъездов, крыши, оборудование придомовой парковки и т.д.

Рыночное решение проблемы отрицательных экстерналий связано также с созданием государством рынка прав или разрешений на них (например, на загрязнение). Тогда фирма-загрязнитель может покупать больше таких разрешений или начнет устанавливать очистные сооружения. Рынок прав на загрязнение устанавливает цену загрязнения и тем самым стимулирует фирмы к их уменьшению или ликвидации.

Интересно, что в механизме Киотского протокола по сокращению выбросов углекислого газа странами, предусматривалась возможность продажи части национальной квоты на загрязнение другим странам. Это было актуально для России, т.к. квоты были установлены по показателям 1990 г., когда полностью была загружена наша промышленность, а в 2000-е годы значительная часть квот была не использована из-за существенного падения производства и сокращения мощностей. Правда, не удалось продать нашу невостребованную квоту (стоимость в десятки миллиардов долларов) США, которые отказались подписывать Киотский протокол.

5. Трансакционные издержки: сущность, виды, значение

В институциональной теории и экономике важное место занимают трансакционные издержки , под которыми понимаются затраты взаимодействия субъектов экономики, экономических агентов (фирм, домохозяйтсв, государственных организаций и т.д.), издержки, связанные с обменом, поиском информации, заключением сделок (трансакция – от латинского «transactio» - совершение, договор, сделка), защитой правомочий. Этот вид экономических затрат ресурсов отличен от производственных (трансформационных) издержек, связанных с изготовлением товаров и применением соответствующей техники и технологии. Трансакционные издержки непосредственно не связаны с производством, но исключительно важны для обеспечения производства, нормального его функционирования.

В теоретическом анализе трансакционные издержки сравниваются с затратами энергии на преодоление трения в механических системах, а их происхождение связывают, во-первых, с затратами на получение, поиск, обновление и отбор информации о ценах, товарах и услугах, потребительском спросе, поведении конкурентов и т.д. во-вторых, трансакционные издержки объясняются эгоизмом и оппортунистическим поведением экономических агентов, которые обладают специфическими активами (особые умения, эксклюзивная информация, ноу-хау) и используют их в корыстных целях путем мошенничества, неисполнения распоряжений, искажения отчетности, передачи инсайдерской (внутрифирменной) информации конкурентам. В-третьих, люди и фирмы ограниченно рациональны в своей деятельности и принятии решений, т.к. в реальных условиях быстрых изменений рыночных характеристики, неполной информации, неопределенности и риска приходится выбирать только кажущееся лучшее решение, а оно объективно может быть вовсе не оптимальным и не обойдется без издержек.

Очень важно, что в достаточно простой доиндустриальной и индустриальной экономике трансакционные издержки были невелики, а классическая и неоклассическая теория их игнорировала. Преобладали производственные издержки. А в современной экономике с глубокой специализацией и разделением труда, многозвенной цепочкой посредников-агентов, обеспечивающих движение товара и услуг от их создания до конечного потребителя в другом конце Земного шара, трансакционные издержки «имеют значение», их измеряют, ими управляют, их пытаются минимизировать. Так, Д.Уоллис и Д. Норт (1986 г.) проследили динамику трансакционных издержек за период 1870-1970 гг. по доле трансакционного сектора (торговля, финансы, затраты на аппарата управления в сфере экономики, затраты государства на судебную и правоохранительную деятельность). В 1870 г. эти затраты в США составляли 26% ВВП, а через 100 лет уже 55% (в том числе треть их приходилась на государственный трансакционный сектор). Сейчас доля трансакционных затрат оценивается в развитых странах примерно в 60% ВВП. Считается, что и российский показатель близок к этой цифре. Хотя в России доля государственных затрат на судебную и правоохранительную деятельность составляет около 3% ВВП, против 13% в США, но зато у нас заметно бόльшая доля издержек коррупционного и оппортунистического поведения, велики издержки оформления бизнеса и защиты его от рейдерства, недобросовестных конкурентов, административных органов, требующих обязательных обременений, спонсорства, финансирования местных футболистов и хоккеистов и т.д.

Следуя О. Уильямсону в классификации трансакционных издержек, выделим издержки, возникающие до сделки (ex ante) и после заключения сделки (ex post):

Хотя понятие «трансакционные издержки» широко используется в современной экономической теории и ее «мэйнстриме» начала ХХI века – неонституционализме, но в бизнес-практике, в микроэкономике фирме, в ее бухгалтерском и управленческом учете оно не используется. Наиболее близки к трансакционным издержкам на уровне предприятия накладные расходы – дополнительные к основным расходы фирмы для обеспечения процессов производства и обращения: управление и обслуживание, аренда помещений, затраты на исследования и разработки (R&D). Причем, если 20-30 лет назад соотношение прямых производственных затрат и трансакционных издержек фирмы были 1:1 или 1:2, то сейчас это соотношение может достигать 1:100 и более в пользу трансакционных затрат, обеспечивающих производство. Поэтому так важна для фирм, ее менеджмента оптимизация и минимизация последних. Мероприятия по экономии на трансакционных издержках связаны с оптимизацией: логистики – перемещение материалов и комплектующих, заказы; снабжения – обеспечение для бесперебойной работы сырьем, материалами, оборудование, рабочей силой, оптимальными запасами на складах; контроля качества ; уменьшения числа трансакций – например, поставки материалов по японской технологии с нулевыми запасами точно в срок – «just in time»; стабильной работы предприятия – избежание авралов, наличие резервов, внутрифирменное планирование и бюджетирование.

Вопросы для контроля и задания

1. Верны ли следующие утверждения («Да» или «Нет»):

А) Трансакционные издержки уменьшаются по мере развития общества.

Б) Чем сильнее в стране взяточничество, тем ниже трансакционные издержки бизнеса.

В) Можно ли истолковать протестанскую Реформацию XVI-XVII вв. в Западной Европе как минимизацию трансакционных издержек верующих в их взаимоотношениях с Богом?

2. Положительные экстерналии равны разнице между социальными и частными выгодами?

3. Почему компании-конкуренты в области IT-технологий или киноиндустрии стараются разместить свои предприятия в ограниченной зоне: Сколково и Зеленоград в Москве; Силиконовая долина, Дорога-128 в США (Бостон) и «Кембриджское болото» в Великобритании; Голливуд и Болливуд – в США и Индии (Бомбей).

4. Кто обладает бόльшим специфическим активом: выпускник экономического университета, только что получивший диплом с отличием по специальности (направлению) «менеджмент» или филолог по образованию, но уже три года работающий менеджером по продажам? Если бы Вы были руководителем, то с кем из них Вы заключили бы контракт?

5. Известны на всю страну конфликтные ситуации по строительству олимпийских объектов на месте проживания собственников сотен домов в Имеретинской долине в Сочи и по прокладке скоростной железнодорожной линии Москва-Санкт-Петербург через Химкинский лес. Используя положения институциональной экономики о внешних эффектах предложите свое решение этих проблем и сопоставьте их с реальным решением 2010 года.

6. Объясните с позиции теории трансакционных издержек, почему в Париже, Нью-Йорке или в Бордо очень многие жители обедают и завтракают в кафе и ресторанчиках, а жители Москвы, Санкт-Петербурга и Калининграда предпочитают питать дома или брать бутерброды с сбой и «перекусывать» на работе?

  • II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы
  • II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
  • II. Основные этапы развития физики Становление физики (до 17 в.).
  • III.2.1) Понятие преступления, его основные характеристики.
  • Основные институты (субъекты) рыночной экономики : домохозяйство, фирмы и государство.

    Домохозяйство – представляет собой хозяйственную единицу, некую совокупность лиц, живущих под одной крышей и принимающих общие финансовые решения. Домохозяйства характеризуются следующими чертами:

    1. Каждое хозяйство принимает единое решение, как будто оно состоит

    из одного человека.

    2. Домохозяйства являются полновластными собственниками экономических

    ресурсов и самостоятельно принимают решения об их продаже

    производителям. Они предоставляют принадлежащие им ресурсы для

    осуществления процесса производства, а на полученные в результате этого

    доходы покупают товары и услуги для личного потребления.

    3. Любое домохозяйство, принимая решения, стремится получить

    максимальное удовлетворение своих потребностей.

    Фирма может быть определена как экономический субъект, занимающийся производственной деятельностью и обладающий хозяйственной самостоятельностью в принятии основных производственных решений. На деньги, вырученные от продажи выпущенных товаров (услуг), фирмы закупают новые ресурсы у домашних хозяйств. Таким образом, домохозяйства формируют спрос на товары (услуги) и предложение ресурсов. Фирмы, напротив, определяют спрос на ресурсы и предложение готовых

    потребительских товаров.

    Государство – собирает налоги с домохозяйств и фирм, а затем использует средства государственного бюджета для закупки товаров (например, военной техники), на содержание государственного сектора экономики, социальные выплаты (пенсии, стипендии, пособия) и т.д.

    Собственность, как институт рынка .

    Собственность - это отношения между людьми, выражающие определенную форму присвоения материальных благ. Таким образом, собственность как экономическая категория может быть понята и раскрыта лишь через всю систему производственных отношений между людьми.

    Согласно марксистскому учению собственность как экономическая категория выражает отношение между людьми по поводу присвоения (отчуждения) средств производства и создаваемых с их помощью материальных благ в процессе их производства распределения, обмена и потребления.Как юридическая категория собственность есть субъективное толкование объективно сложившихся отношений присвоения, результат общественной потребности в закреплении того, что уже сложилось на практике специфической регулятивной форме общественного сознания.



    Собственность

    Присвоение есть отчуждение объекта собственности субъектом от других субъектов, осуществляемое наряду с экономическими а также насильственными юридическими свойствами.Ассоциации Классификация форм собственности:

    б) по форме права собственности :

    в) по субъектам и объектам:

    Государственная собственность включает различные уровни управления.

    Государственная форма собственности возникает и при необходимости государственной собственности для санации терпящих банкротство негосударственных предприятий. Происходит это на основе национализации фактически убыточных предприятий, их санации с помощью государственных средств и последующей реприватизацией.

    Под частной собственностью понимается всякая негосударственная форма собственности.

    Коллективная собственность России представлена прежде всего в виде кооперативной собственности колхозов, потребительской и других форм кооперации, а также акционерной собственности и собственности совместных, смешанных предприятий.



    Акционерная собственность – наиболее совершенная, гибкая и соответствующая крупному общественному производству.

    Интеллектуальная форма собственности представляет собой присвоение знаний, обмен научной информацией, культурой, искусством, изобретением, на основе которой становится возможной так называемая «утечка мозгов».

    Смешанная собственность включает имущество резидентов и нерезидентов. Развитие форм собственности на современном этапе характеризуется процессом интернационализации отношений собственности, в результате чего появляются совместные, смешанные предприятия, а также транснациональные корпорации.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное