Домой Полезные советы Сферы жизни общества но. Сферы общественной жизни и их взаимосвязь

Сферы жизни общества но. Сферы общественной жизни и их взаимосвязь

(обществознание 9 класс ОГЭ)

1. Понятие общества как системы.

2. Подсистемы общества:

а) политическая;

б) экономическая;

в) социальная;

г) духовная.

3. Понятие элементов (подсистем) общественной жизни.

4. Политическая сфера:

а) государство;

б) власть;

в) законотворческая деятельность;

г) выборы, референдум.

5. Экономическая сфера:

а) производство;

в) потребление;

г) распределение материальных благ.

6. Социальная сфера:

а) дружба;

в) любовь;

г) конфликт.

7. Духовная сфера:

а) образование;

б) религия;

г) искусство.

8. Взаимосвязь всех сфер общественной жизни.

Все сферы общественной жизни тесно связаны между собой, так как они являются частью единого механизма под названием общество. Так, политическая сфера влияет на все сферы общества через установленные правила поведения в той или иной отрасли, будь то экономика, где защищается право собственности, будь то социальная сфера, где регулируются поведение граждан, закрепляются их основные права и обязанности. Политика также влияет и на систему образования, искусство, религию и науку, также устанавливая там определенные порядки.

Экономика это создание, обмен, потребление и распределение материальных благ. Без этих материальных благ человек не сможет удовлетворять свои важнейшие жизненные потребности, не говоря уже о духовных. Таким образом экономика обеспечивает общество материальными благами, что положительно сказывается на жизнедеятельности всех остальных сфер общественной жизни.

Духовна я сфера несет собой роль формирования духовного мира личности, его ценностей, идеалов, ориентиров. Образование готовит обществу выдающихся политиков, предпринимателей и руководителей разных направлений.

Социальная сфера помогает людям совершать вместе ту или иную деятельность. Дружить, создавать семьи и так далее. Если в социальной сфере возникает конфликт, то он находит свое отражение также и в других подсистемах общества.

В социальной системе в качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество будет сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности.
Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из кᴏᴛᴏᴩых называют сферами общественной жизни.

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Стоит сказать, что каждая сфера содержит в себе:

  • определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
  • социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
  • сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере)

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование)

Не стоит забывать, что важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении ϲʙᴏих жизненных вопросов. По϶ᴛᴏму сферы жизни общества — ϶ᴛᴏ не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.

Графически сферы общественной жизни представлены на рис. 1.2. Центральное место человека символично — он вписан во все сферы жизни общества.

Рисунок № 1.2. Сферы общественной жизни

Социальная сфера

Социальная сфера — ϶ᴛᴏ отношения, кᴏᴛᴏᴩые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.

Понятие «социальная сфера» имеет различные значения, хотя и связанные между собой. В социальной философии и социологии — ϶ᴛᴏ сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей кᴏᴛᴏᴩых будет повышение уровня жизни населения; при ϶ᴛᴏм к социальной сфере ᴏᴛʜᴏϲᴙт здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д. Социальная сфера во втором значении — ϶ᴛᴏ не самостоятельная сфера жизни общества, а область на стыке экономической и политической сфер, связанная с перераспределением доходов государства в пользу нуждающихся.

Социальная сфера содержит в себе различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д. Наглядно положение индивида в социуме может быть показано в форме анкеты (рис. 1.3)

Рисунок № 1.3. Анкета

На примере ϶ᴛᴏй условной анкеты можно кратко описать социальную структуру общества. Стоит сказать - пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.) Национальность определяет этническую структуру. Место жительства определяет поселенческую структуру (здесь происходит деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Италии и т.д.) Профессия и образование составляют собственно профессиональную и образовательную структуры (врачи и экономисты, люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники) Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословно-классовую структуру; сюда же ᴏᴛʜᴏϲᴙт касты, сословия, классы и т.д.

Экономическая сфера

Экономическая сфера — ϶ᴛᴏ совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ.

Экономическая сфера — область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Стоит сказать, для того ɥᴛᴏбы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. - производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром - производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:

  • производительные силы — люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;
  • производственные отношения - производство, распределение, потребление, обмен.

Стоит сказать - политическая сфера

Стоит сказать - политическая сфера — одна из наиболее важных сфер общественной жизни.

Стоит сказать - политическая сфера — ϶ᴛᴏ отношения людей, связанные прежде всего с властью, кᴏᴛᴏᴩые обеспечивают совместную безопасность.

Греческое слово politike (от polis — государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив ϶ᴛᴏ значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре кᴏᴛᴏᴩой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:

  • политические организации и институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;
  • политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;
  • политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;
  • политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На ϶ᴛᴏй целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание данных отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы.

Духовная сфера жизни общества

Духовная сфера — ϶ᴛᴏ область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

  • религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;
  • мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;
  • искусство — художественное оϲʙᴏение мира;
  • наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира;
  • право — совокупность норм, поддерживаемых государством;
  • образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Духовная сфера — ϶ᴛᴏ сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и оϲʙᴏении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.)

В случае если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.) то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения данных потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Именно такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Стоит заметить, что она пробудет в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При ϶ᴛᴏм духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом ϶ᴛᴏго производства будут идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами.
Стоит отметить, что основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Стоит заметить, что она охватывает различные формы и уровни общественного сознания — нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.

Социальный институты в сферах общества

В каждой из сфер общества формируются ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие социальные институты.

Социальный институт - ϶ᴛᴏ группа людей, отношения между кᴏᴛᴏᴩыми построены по определенным правилам (семья, армия и т. д.), и совокупность правил для определенных социальных субъектов (например, институт президентства)

Для поддержания собственной жизни люди вынуждены производить, распределять, обменивать и потреблять (использовать) пищу, одежду, жилище и т. д. Эти блага могут быть получены при преобразовании окружающей среды с помощью разнообразных средств, кᴏᴛᴏᴩые также крайне важно создавать. Жизненно важные блага создаются людьми в экономической сфере посредством таких социальных институтов, как производственные предприятия (сельскохозяйственные и промышленные), торговые предприятия (магазины, рынки), биржи, банки и т. д.

В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках кᴏᴛᴏᴩого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, будет семья. Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некᴏᴛᴏᴩых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в ϶ᴛᴏм мире. Состояние и характер развития духовности определяю цивилизованность человечества.
Стоит отметить, что основными в духовной сфере выступают институты образования, науки, религии, морали, права. Сюда же ᴏᴛʜᴏϲᴙтся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

В основе политической сферы лежат отношения между людьми, кᴏᴛᴏᴩые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Стоит сказать - политические отношения — ϶ᴛᴏ формы коллективной жизни, кᴏᴛᴏᴩые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных социальных групп.
Стоит отметить, что осуществляются данные отношения посредством ресурсов ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего политического института.

В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает государство. Важно понимать - оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации гражданского общества, в кᴏᴛᴏᴩых люди реализуют ϲʙᴏи политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Стоит сказать - политическими институтами, кᴏᴛᴏᴩые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают политические партии и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

Взаимосвязь сфер общественной жизни

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. К примеру, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, кᴏᴛᴏᴩая очень часто формируется на базе духовной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, изменчивым характером.

Философия характеризует общество как целостную и динамическую саморазвивающуюся систему , то есть как систему, которая способна изменяться и в то же время сохранять свою сущность и качественную определенность. При этом данная система определяется как комплекс взаимодействующих частей или общественных сфер, которые по-другому могут быть названы подсистемами: экономическая, социальная, правовая, политическая и духовная. Взятые по отдельности, они также образуют особые системы. В контексте сказанного сферой общества называется некоторый устойчивый компонент общественной системы, принимающий непосредственное участие в ее создании, функционировании и развитии.

Такое понимание общества строится на системном методе. Это значит, что комплексно изучается общая система общества, внутри которой определяются значащие внутренние структуры, каждая из которых выполняет свои специфические функции по поддержанию системы в целом.

Системообразующими компонентами, например, экономической сферы являются Человек, Естественная природа и Искусственная природа, или артефакты.

в социальной сфере это социальная стратификация, воспитание и социализация личности, социальная структура, этнические общности, социальные конфликты. Представляется, что социализация процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта ― в современных социально-экономических условиях без формирования, в том числе «рыночного» мышления не может быть признана системной, то есть целостной. Кроме того, не следует забывать, что отношения между собственником рабочей силы (наемным работником) и собственником средств производства (работодателем) априори носят не только экономический, но и социально-политический характер;

в политической сфере это политическая система, власть, режим, государство, право, партии, движения. Именно законодательная и исполнительная ветви власти в любом государстве принуждены вырабатывать «правила игры», то есть нормативно-законодательную базу отношений между субъектами экономики. От типа хозяйственной системы и формы правления , господствующей в том или ином государстве, зависят как ответы на «Три вопроса экономики»: «Что, Как и Для кого производить?», так и господствующие формы собственности;



в правовой сфере общества это право, система права, отрасли права, правоотношения, правоспособность, дееспособность, источники права, закон. Именно от этой сферы зависит степень свободы граждан, выражаемая в системе в системе норм, которые исходят от государства, обеспечены им и регулируются общественными отношениями во имя достижения прогресса в социально-экономическом развитии общества;

― в духовной сфере это культура, искусство, образование и воспитание, религия, мораль, наука. В странах с развитой рыночной экономикой уже нормой является этический маркетинг, отражающий принципы «рынка покупателя». Не следует забывать, что первые системные взгляды на экономику были элементами философских трудов великих граждан Древней Греции. А значение роли протестантской этики в становлении и утверждении рыночных (капиталистических) отношений исторически и логически трудно переоценить. Примером «обратной связи» может служить тот факт, что эволюцию институтов денежно-кредитных отношений (ценных бумаг) в России и зарождение финансового и промышленного капитала в США лучше всего изучать по (соответственно) пьесам А. Островского (от «Свои люди ― сочтемся» до «Бесприданницы») и «Трилогии желаний» Т. Драйзера («Финансист», «Титан», «Стоик»).

Суммируя сказанное, можно констатировать, что, учитывая взаимосвязь содержательных линий экономической сферы общества с проблематикой социальной, политической, правовой и духовной сферами общества, любое общество вынуждено решать четыре важные проблемы с помощью функций, выполняемых различными общественными подсистемами:

1) обеспечение процесса получения ресурсов из окружающей среды и их распределение внутри общества. Нетрудно заметить, что это является функцией экономической и политической сфер общества;

2) определение целей развития общества и установление приоритета между ними с последующей мобилизацией ресурсов для их достижения. В этом заключается основная функция политической сферы общества. Именно поэтому командно-административная хозяйственная система, построенная в Советском Союзе, в том числе имеет в политологии название «мобилизационная экономика».



3) координацию и регуляцию внутри общества комплексно выполняют определенные элементы основных сфер общества, в частности, «правила игры» задает правовая сфера, а поведение экономических субъектов есть производное от эффективности деятельности экономических институтов (экономическая сфера ), государственных институтов (политическая сфера ), идеологии, воспитания, религии, господствующей морали (духовная сфера);

4) обеспечение поддержки членами общества его стратегических целей и ценностей также невозможно без согласованной деятельности основных сфер общества. Так, если предлагаемые индивидам ценности (духовная сфера) и цели (политическая сфера) расходятся с результатами деятельности экономической сферы (рост цен, снижение жизненного уровня и т. п.), они могут отказать обществу в поддержке. В этом случае возможен раскол общества и дезинтеграция общественной системы (примером тому в истории России, например, могут служить «соляные» и «медные» бунты).

Сказанное позволяет актуализировать следующие выводы:

1) элементы (подсистемы) общества это сферы общественной жизни, которые взаимодействуют друг с другом;

2) общество есть диалектическое единство социальной, экономической, правовой, политической и духовной сфер общества.

Речь идет о:

экономической сфере общества , «ядром» которой являются производственная деятельность и отношения в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ;

социальной сфере общества : предметом изучения здесь является внутреннее устройство общества и взаимодействие социальных групп, то есть общественные отношения ― разнообразные связи между социальными группами, а также внутри них, в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. На уровне социальных общностей различают классовые, национальные, групповые и семейные общественные отношения. На уровне взаимодействия между людьми в группе актуализируют межличностные отношения;

политической сфере общества , при познании которой акцент делается на деятельность государства, политических и общественных организаций;

правовой сфере общества , предметной областью которой является совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, исходящих от государства и выражающих его волю, определяющих виды и меру возможного и должного поведения участников регулируемых отношений и обеспечиваемых возможностью государственного принуждения;

духовная сфера общества , аккумулирующая в себе проблемы/вопросы развития и взаимодействия общественного сознания, науки, искусства, религии, образования, средств массовой информации (СМИ).

۩Прогресс и регресс

Прогресс и регресс (от лат. progressus ― движение вперед и regressys ― возвращение) ― наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития. Прогресс ― тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от регресса как движения вспять, назад (от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным).

Первоначально понятия прогресс и регресс применялись почти исключительно в рамках философского осмысления проблемы направленности общественного развития и носили сильно выраженный отпечаток человеческих ориентаций и предпочтений (мера реализации в общественной жизни различных исторических эпох идеалов равенства, социальной справедливости, свободы, человеческого достоинства и т.д.).

Начиная с середины XIX в. понятия прогресс и регресс постепенно наполняются объективным научно-теоретическим содержанием и одновременно универсализируются, распространяясь на сферу живой и (в меньшей степени) неживой природы (под воздействием развития комплекса биологических наук, кибернетики, теории систем и др.). Соответственно в качестве важнейшего универсального объективного критерия прогресса рассматривается повышение уровня организации материи. Если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняется число связей и взаимодействий, а также возрастает набор функций, то есть действий и процедур, выполняемых этими элементами и подсистемами , обеспечивая тем самым бо льшую устойчивость, приспособляемость, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс представляет собой прогресс. Если же в результате развития, напротив, уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называют регрессом .

Насчет прогресса и регресса можно говорить, имея в виду характер (направленность) изменения либо системы в целом, либо отдельных элементов (подсистем). При этом прогрессивное развитие системы в целом не означает, что такая же направленность изменений присуща всем ее подсистемам; и наоборот, изменение в прогрессивном направлении какой-либо подсистемы автоматически не влечет за собой прогресса системы в целом (некачественность федеральных правых актов, например, может напрямую тормозить и развитие предпринимательского сектора экономики, и развитие основ гражданского общества…).

Прогресс и регресс ― диалектические противоположности; развитие невозможно понять как только прогресс или только регресс. В эволюции живых организмов и развития общества сочетаются и сложно взаимодействуют прогрессивные и регрессивные тенденции . Причем взаимосвязь этих тенденций в живой материи и в обществе не исчерпывается связями чередования или цикличности (когда процессы развития мыслятся по аналогии с ростом, расцветом и последующим увяданием, старением живых организмов). Будучи диалектически противоположными, прогресс и регресс связаны между собой неразрывно, включены друг в друга.

Диалектитческое соотношение прогресса и регресса проявляется и в объективной многонаправленности процессов развития природных и социальных явлений; они включают в себя не только прогресс, но и регресс, и одноплоскостные, и круговые изменения; прогрессивное развитие ― лишь одно из возможных (и реально осуществляющихся) направлений развития сложных системных объектов.

Понятия прогресс и регресс интегральные характеристики сложных развивающихся систем, и потому нельзя судить о направленности их изменений по отдельным изолированным показателям (!!!). Это особенно важно применительно к анализу особенностей прогресса социальных систем. Здесь необходимо учитывать не какие-то изолированно взятые черты, а весь комплекс показателей экономической, социальной, политической, правовой, духовной жизни общества и такую интегральную характеристику их взаимосвязи, как обеспечиваемая ими степень жизнеспособности, перспективности той или иной социальной структуры.

Понятие прогресса применительно к обществу несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества, всех его гуманистических ценностей. Суть общественного прогресса, его цель ― человек, его освобождение, расширение возможностей разностороннего и гармоничного развития.

Прогресс (лат.progressus ― движение вперед) ― 1) развитие, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному; 2) такой характер развития определенных, прежде всего социальных процессов, когда их параметры подлежат оценке или измерению по принципу перехода от простого к сложному, от однообразной тождественности к дифференцированному единству, от меньшего к большему и т.д.

Эволюция и революция ― понятия, показывающие формы перехода общества от одного качественного состояния к другому. Эволюцияпредполагает постепенные количественные изменения, которые в конце концов приводят к коренным качественным изменениям, к новым общественным отношениям и, следовательно, к новому социальному строю. Революция социальная― это быстрые качественные изменения во всех сферах общественной жизни, это скачок от одного способа производства к другому в результате насильственного свержения старой власти. Экономической причиной такого революционного скачка является нарушение закона соответствия между производительными силами и производственными отношениями. Суть закона КК. Маркс выразил так: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или ― что является только юридическим выражением последних ― с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции». Обостряются все противоречия общества, ухудшается жизненный уровень большинства населения. Кризис общества в конце концов завершается революцией. Прежде всего, свергается старая власть, затем заменяются прежние экономические, социальные, духовные и иные структуры новыми. В конечном итоге совершается переход общества от одного качественного состояния к другому. Основной вопрос революции есть вопрос о власти. Для совершения быстрых качественных изменений прежде всего необходимо отобрать власть у старых социальных классов. Затем постепенно принимаются экономические, политические, правовые и иные акты для изменения всех прежних порядков. Характер революции определяется целями и задачами, которые она ставит перед собой. В этой связи все социальные революции можно разделить на буржуазные, социалистические и национально-освободительные. Целью буржуазной революцииявляется ликвидация феодального способа производства и утверждение новых общественных отношений. Исключительное значение буржуазная революция придает принципу равенства . Все граждане объявляются равными перед законом независимо от их имущественного и служебного положения. На первое место выходят права человека . Принцип частного предпринимательства и личной инициативы объявляется всеобщим принципом буржуазного государства . В сфере политики доминируют демократические формы правления. Происходит разделение власти на три ветви : законодательную, исполнительную и судебную. Как на макро-, так и на микроуровне органы власти избираются путем голосования . Цель социалистической революциизаключается в ликвидации буржуазного способа производства. В экономической сфере частная собственность заменяется государственной или общественной собственностью. Уничтожается эксплуатация человека человеком, то есть присвоение чужого труда. Устанавливается не просто равенство, а социальное равенство : создание всем одинаковых стартовых возможностей для проявления своих физических и духовных потенций, право на труд, бесплатное образование, бесплатное здравоохранение, бесплатные квартиры и другие социальные блага. Формы демократического правления становятся действительно демократическими: не формально, а реально любой гражданин может быть избран в те или иные государственные органы. Исключается : подкуп депутатов, поскольку они защищают интересы всех слоев общества, а не отдельных лиц, имеющих огромные богатства. Таким образом, целью социалистической революции является построение такого общества, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Национально-освободительная революциясовершается в колониальных странах. Ее задачей является освобождение страны от колониальной зависимости, создание национального государства, национальной экономики, национальных политических структур, национальной культуры и др. Хотя основной вопрос революции ― это вопрос о власти, тем не менее всякое взятие власти имеет революционный характер. Поэтому следует различать такие понятия, как «государственный переворот», «дворцовый переворот» «военный переворот». Государственный переворот осуществляется внутри данного способа производства . В него вовлекаются различные влиятельные силы общества. Поэтому состав организаторов государственного переворота гетерогенен, то есть разнороден . Цель такого переворота заключается в преодолении сложившихся в обществе негативных процессов и явлений, в дальнейшем совершенствовании существующих социально-экономических и политических порядков. Дворцовый переворот совершается внутри правящей верхушки . Обычно такие перевороты происходят при династическом режиме. Цель ― замена данной личности другой, более отвечающей интересам организаторов дворцового переворота. Военные перевороты , как правило, совершаются военными в отсталых странах. Цели переворотов могут быть самыми разными: свержение коррумпированной власти, защита национального суверенитета, защита интересов армии и др.

«С. 18. 10 революций, которые потрясли мир

«Огонёк» вспомнил, какие политические изменения в той или иной стране оказались важны для мира

Сфера общества – это определенная область общественной жиз­ни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей.В науке выделяют четыре сферы общества: экономическую, соци­альную, политическую и духовную.

Экономическая сфера общества включает и себя отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ, а также отношения собственности. Экономическая сфера возник­ла одновременно с появлением общества. Для того чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к тяжелым условиям окружающей среды. Первоначально человек брал от природы все, что нужно в готовом виде. Современные ученые назвали этот способ производства присваивающей экономикой . Важным достижением древних людей стало создание первых орудий труда, с помощью которых можно было более эффективно решать проблему пропитания. Шкуры убитых на охоте зверей использовались для изготовления одежды. Из глины и дерева человек стал создавать различные предметы, необходимые в быту. Так производство материальных благ разделилось на производство продуктов питания и производство непродовольственных изделий.

Постепенно люди вместо собирательства и охоты начинают заниматься земледелием и скотоводством. Происходит переход от присваивающей экономики к производящей . Человек приобретает более надежный источник питания и становится менее зависимым от капризов природы. Происходит первое общественное разделение труда (на земледельцев и скотоводов), радикально изменившее характер общественных отношений в первобытном обществе.

Процесс труда усложнялся, орудия труда совершенствовались. Результат труда стал зависеть от отдельной семьи. По мере пере­мещения и взаимодействия родоплеменных объединений родо­вые связи заменялись территориальными, родовая община транс­формировалась в соседскую. Если в родовой общине существо­вали кровнородственные связи между ее членами и общность имущества, то в соседской общине каждая семья обладала обо­собленным имуществом и собственностью на орудия труда и про­изводимую продукцию, что создало основу для появления част­ной собственности.

Специализация производства сопровождалась дальнейшим со­вершенствованием орудий труда. Это привело, с одной стороны, к появлению излишко в, т.е. части продукции, производимой сверх необходимой нормы потребления, а с другой стороны, к выделе­нию ремесла в самостоятельную отрасль производства. Таким об­разом, произошло второе общественное разделение труда.

Представители трех групп людей - земледельцы, скотоводы и ремесленники - при наличии излишков неизбежно обменива­лись между собой результатами своего труда. Такой обмен, став систематическим, превращается в разновидность общественно полезной деятельности. Появляются группы людей (купцы, торговцы), выполняющие роль посредников между тремя группами производителей. Так произошло третье общественное разделение труда .



Обмен между производителями носил сначала натуральный характер. Стоимость вещи определялась в зависимости от ее нужности в данный момент времени. Это не всегда было удобно. Как, например, определить соотношение стоимости быка и топора? Поэтому люди придумали деньги , с помощью которых стали оп­ределять стоимость всех вещей.

С развитием общества усложняются способы производства, создаются новые, более совершенные орудия труда. В XV- XVII вв. на смену ремеслу приходит мануфактурное производство, осно­ванное на разделении труда. А в XVII - XIX вв. во многих странах происходит промышленный переворот - переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Производство стано­вится массовым. Увеличивается и объем потребления производимой продукции. Потребителями в той или иной мере выступают все члены общества, так как все нуждаются в пище, одежде, пред­метах обихода, но не все могут самостоятельно создавать эту про­дукцию.

Распределением материальных благ занимается государство. Оно изымает деньги у населения в виде налогов, а затем использует их для поддержания своей жизнедеятельности, содержания аппарата управления, а также для помощи определенным слоям населения. На протяжении многих веков роль государства в сфере распреде­ления была незначительной. И только в XX в. усилились функции государства, связанные с содействием малоимущим категориям населения.

Социальная сфера включает в себя разнообразные взаимоотно­шения между различными группами общества. Элементами соци­альной сферы выступают как конкретные люди, имеющие опре­деленный статус, т.е. занимающие то или иное положение в об­ществе, так и общности людей, в которые они объединяются по определенному признаку.

Еще в первобытном обществе существовало разделение людей по половозрастному признаку. Мужчины ходили на охоту, жен­щины занимались собирательством и воспитывали детей. Дети и старики принимали меньшее участие в производстве, чем осталь­ные члены общества.

Увеличение объема производства и образование излишков про­изводимой продукции привели со временем к появлению богатых и бедных . Так общество разделилось на группы по имущественно­му признаку. С появлением государства социальная структура об­щества усложняется. Небольшая часть общества сосредоточивает в своих руках материальные богатства и посредством государствен­ной власти диктует остальной части общества свою волю. Обще­ство делится на господствующий класс и зависимое население. Например, рабовладельцы и рабы, феодалы и крепостные кре­стьяне, капиталисты и наемные рабочие. Наряду с основными могут существовать и небольшие специфические группы населения.

В современном мире общество может делиться на множество разнообразных групп, выделяемых на основе определенных при­знаков: уровня доходов, профессии, возраста, политических взгля­дов и т.д. Каждый из нас может быть членом какой-либо одной или даже нескольких общностей. Человек является одновременно членом своей семьи, сотрудником на работе, членом какой-либо общественной организации или политической партии, может вхо­дить в определенную возрастную, этническую или религиозную группу.

Политическая сфера связана с понятием власти. Составляю­щий элемент власти - способность одних групп людей и их пред­ставителей влиять на другие группы. При этом возможность влияния опирается на обычай или закон. Основным элементом поли­тической системы выступает государство. Оно имеет монополию на власть и может признать невозможным проявление любой дру­гой власти.

Но было бы неправильно начинать отсчет развития политиче­ской сферы общества только с появления государства. Власть суще­ствовала и в догосударственный период. В первобытном обществе она исходила от всего рода и носила общественный характер. Наи­более важные вопросы решались на общем собрании, участвовать в котором имели право все взрослые члены рода. Для руководства общими делами избирались вожди и старейшины. Эти должности были не только выборные, но и сменяемые. Они не давали никаких преимуществ. Вожди и старейшины наравне с другими членами рода принимали участие в общественном труде и получали поло­женную им долю производимого продукта. Решающими критери­ями для избрания лидера рода были личные качества.

При передвижении родов неизбежным стадо взаимодействие между ними. В случае установления добрососедских отношений роды объединялись в племена, а те - в союзы племен. Племя управля­лось советом старейшин, который избирал племенного вождя. Во главе союза племен стоял совет племенных вождей и вождь союза. Эти должности на ранних этапах развития первобытного обще­ства также были сменяемыми и не давали никаких привилегий.

Отношения между членами рода регулировались правилами поведения (социальными нормами) , которые обобщенно стали на­зываться обычаями, т.е. обычным, привычным поведением. Обы­чай - это общепринятое, исторически сложившееся правило по­ведения, которое закрепилось в результате многократного повто­рения в течение длительного времени, вошло в привычку и стало необходимой жизненной потребностью людей. Обычаи исполня­лись добровольно. Тем не менее, в целях обеспечения присваиваю­щей экономики и жизнедеятельности рола сформировались такие способы регулирования отношений, как дозволения, обязывания и запреты.

Дозволения с уществовали как рекомендации по определенному поведению в интересах рода. Обязывания имели целью обеспече­ние общественных дел - охоты, собирательства, распределения. Запреты представляли собой табу, подкрепленные страхом рели­гиозного возмездия. В случае нарушения обычаев могло приме­няться и принуждение, исходившее от всего рода и носившее ре­лигиозный характер.

С развитием процесса перехода от родовой общины к сосед­ской, накоплением излишков у отдельных семей и появлением имущественного неравенства изменяется и характер властеотношений. Община в этих условиях пытается сопротивляться имущественной дифференциации своих членов, но безуспешно - в связи с усложнением управленческой деятельности и возрастанием роли публичной власти , все более обосабливающейся от общества.

Должности вождей становятся наследственными. Лица, их за­нимающие, стремятся закрепить наследственный характер власти путем передачи сыновьям знаний и опыта управления. Вожди и старейшины приобретают привилегии, связанные с их положе­нием («львиная доля» добычи, дополнительный надел земли и т.д.). Это усиливает имущественное расслоение, еще более отда­ляя управленческую верхушку от основной массы рядовых общин­ников.

Увеличение объема производства требовало дополнительной рабочей силы, которая пополнялась за счет пленных, захвачен­ных во время конфликтов с соседними племенами. Появление излишков привело к тому, что пленных перестали убивать и ис­пользовали как рабов.

В условиях вражды племен, при необходимости организации обороны или нападения, у многих народов сформировался свое­образный общественный строй, получивший название «военная демократия». Вес мужчины были воинами. Однако выделилась груп­па людей, переставших заниматься производительным трудом, основным занятием которых стало военное дело. Они получали большую часть добычи в случае успешного набега на соседние племена. Свои же соплеменники выдавали воинам вознаграждение в качестве оплаты за охрану территории племени. Эти изначально добровольные подношения трансформировались в обязательную выплату дани на содержание армии и аппарата управления.

Возникавшее в этих условиях государство законодательно за­крепляло неравенство членов общества, отдавая власть экономи­чески и политически господствующей верхушке. На протяжении всей истории своего существования государство не допускало к осуществлению власти другие политические силы. Только в XIX- XX вв., в период становления и развития демократии, у общества появилась возможность влиять на политические решения через участие в формировании государственно-властных структур. В со­временном мире в политическую сферу общества входят не толь­ко государственные, но и общественные организации, в том чис­ле и политические партии, которые, так или иначе, участвуют в политической жизни страны.

Духовная сфера общества включает в себя отношения, возни­кающие в процессе создания, освоения и передачи духовных цен­ностей. Одной из составляющих духовной сферы является культу­ра. В широком смысле культура понимается как совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на всем протяжении своего существования. В узком смысле культу­ра - это совокупность знаний и ценностей, передаваемых после­дующим поколениям. Сюда входят литература, искусство, архитектура, наука, образование, религия, правила и нормы поведе­ния, сложившиеся в обществе.

В результате деятельности людей и их объединений в духовной сфере создаются новые образцы культуры, появляются новые зна­ния, передающиеся следующим поколениям и двигающие вперед общественный прогресс. Еще первобытные люди создавали на­скальные рисунки. Затем человек стал украшать рисунками ору­дия труда и предметы быта. Тогда же появились первые религиоз­ные верования - язычество , представлявшее собой обожествле­ние сил природы.

Долгие столетия религия определяла отношение людей к окру­жающему миру. И только в Новое время на смену религиозному мировоззрению приходит научное. Научные знания обогатили ду­ховный потенциал человечества, позволили объяснить многие явления природы и сделать открытия, продвинувшие вперед раз­витие общества.

Все сферы общественной жизни находятся в тесной взаимо­связи и взаимовлиянии. Нередко в рамках, происходящих в обще­стве явлений, сочетаются элементы различных сфер. Например, уровень доходов определяет место человека в социальной иерар­хии, непосредственно влияет на формирование его политических взглядов и на возможность получения образования и приобщения к культурным ценностям. На определенных этапах исторического развития влияние той или иной сферы общественной жизни мо­жет усиливаться. Так, в период революций определяющей стано­вится политическая сфера, а в период реформ - экономическая и социальная сферы. Но, несмотря на преобладающее влияние ка­кой-либо сферы общественной жизни в данный исторический момент, роль остальных сфер не умаляется. Они лишь временно отступают на второй план, сохраняя свою значимость для суще­ствования и развития общества.

Вопросы и задания

1. Что такое сфера общества? Какие сферы общества вы знаете?

2. Какие составляющие включает экономическая сфера общества? Как они возникли?

3. В каких условиях и почему появилась частная собственность?

4. Охарактеризуйте социальную сферу общества. Как развивались со­циальные отношений на протяжении истории?

5. Что такое власть? В чем отличие власти в первобытном обществе от власти государства?

6. Какое устройство общества называется «военная демократия*? Как
повлияло на становление государства?

7. В чем состоят особенности духовной сферы общества?

8. Охарактеризуйте понятие культуры. Каковы ее составляющие?

9. В чем заключается взаимосвязь сфер общества? Могут ли они суще­ствовать независимо друг от друга? Обоснуйте свой ответ,

10. Проведите исследование на тему «Я и сферы общества». Сделайте вывод о том, какая из сфер общества играет решающую роль в вашей жизни.

Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют как бы свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества. Основные из них – экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.

Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.

Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.

Как видно, функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т. д. Это – обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования его социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства.

Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.

Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов – упрочение существующей политической власти. Других – ее устранение. Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге, все желают в той или иной форме оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах.

Для этого каждый из действующих в политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партия или же отдельная личность, стремится расширить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создает большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли.

Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.

Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т. д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило свой отпечаток в душе народа, его национальном характере. Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.

Большое значение в данном отношении имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания – от начальных школ до университетов, а также атмосфера семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все богатство его духовного общения с другими людьми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное – театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т. д.

Одна из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значение духовной сферы в развитии современного общества, для его настоящего и будущего, трудно переоценить. К исследованию происходящих здесь процессов все чаще и настойчивее обращаются ученые, философы, религиозные деятели, другие представители духовной культуры.

Новое на сайте

>

Самое популярное