Домой Полезные советы Сколько разделов включает план счетов бюджетной организации. Учет в бюджетных организациях

Сколько разделов включает план счетов бюджетной организации. Учет в бюджетных организациях

Бухгалтеры бюджетных учреждений должны руководствоваться Планом счетов и Инструкцией по его применению , которые утверждены Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015).

В составе бюджетного плана счетов примерно 2000 счетов. Но, в сущности, большая их часть - это субсчета. Конечно же, бухгалтеры не пользуются всеми счетами, а, равно как и в коммерческих структурах, разрабатывают рабочий план счетов.

Собственно, те счета, которые наиболее активно используются в деятельности бюджетников, входят в следующие разделы, их всего пять:


1. Нефинансовые активы.

Сюда включаются основные средства и нематериальные активы, а также все связанные с ними операции, например амортизация. Также в этот раздел входят материальные запасы, готовая продукция и капвложения.

2. Финансовые активы.

Название говорит само за себя и охватывает денежные средства и финансовые вложения учреждения, такие как ценные бумаги, депозиты, акции. Помимо этого к финансовым активам относят также все виды дебиторской задолженности, включая расчеты с дебиторами по доходам, расчеты с подотчетными лицами и т.п.

3. Обязательства.

Раздел схож с понятием обязательств в коммерческой сфере и подразумевает любые формы кредиторской задолженности, такие как расчеты с поставщиками и подрядчиками, расчеты по налогам и сборам, расчеты по долговым обязательствам…

4. Финансовый результат.

В разделе помещается информация о финансовых итогах не только за текущий год, но и за предшествующие годы деятельности учреждений. Также в нем указываются сведения о кассовом исполнении бюджета и о доходах будущих периодов.

5. Санкционирование расходов бюджетов.

Пожалуй, самый кардинально отличающийся от коммерции раздел. На входящих в него счетах идет учет бюджетных ассигнований и лимитов по бюджетным обязательствам.

Аналогично общему плану счетов, бюджетный содержит забалансовые счета, отражающие ценности, временно находящихся в учреждении и не принадлежащие ему.

С х ема работы бюджетных счетов

Не могу ни обратить внимание на один нюанс, касающийся изменений активов и обязательств учреждений бюджетной сферы. Дело в том, что при движении одного и того же вида активов или обязательств в бухгалтерском учете бюджетников используются разные счета, т.е. при увеличении субъекта бухучета запись делается по Де бету одного счета, а при его уменьшении, соответственно, по Кредиту другого .

Например, если увеличивается стоимость материалов, то бухгалтер формирует проводку:

Если стоимость материалов уменьшается , проводка будет иной:


Структура номера счета

Структура счета складывается из 26 разрядов, каждый из которых несет информацию об организации. Для простоты запоминания оформим структуру счета в таблицу.


А теперь на примере попробуем расшифровать кодировку бюджетного счета.


Очевидно, бухгалтерский учет в бюджете только с первого взгляда кажется особенно трудным. Достаточно небольшой теории и практики, чтобы самостоятельно вести бюджетный учет. А для этого нужно записаться на уникальный курс , который построен на одновременном изучении теории и углубленной практики с использованием документов реальной организации. По окончании курса Вы сможете смело работать бухгалтером в государственных и муниципальных учреждениях.

Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. N 174н
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению"

С изменениями и дополнениями от:

Информация об изменениях:

2. Утвердить Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

Положения Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений в части первичных учетных документов применяются в соответствии с учетной политикой субъекта учета и положениями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июня 2015 г., регистрационный номер 37519; официальный интернет - портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 8 июня 2015 г.).

3. Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики бюджетного учреждения, начиная с 2011 года.

Регистрационный N 19669

Утверждены План счетов бухучета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению.

Инструкция устанавливает единый порядок отражения активов, обязательств и фактов хоздеятельности на счетах плана. Она касается государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, которым органы госвласти (госорганы), местного самоуправления предоставили субсидии, госакадемий наук и созданных ими учреждений.

При бухучете активов, обязательств, результатов финансовой деятельности, а также изменяющих их хозопераций следует использовать правила и способы его организации и ведения. Перечисленные факты отражаются на счетах плана в зависимости от экономического содержания.

Разрешается вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающие формирование в бухучете необходимой информации, а также определять недостающую корреспонденцию счетов.

Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.

Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению"


Регистрационный N 19669


Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики бюджетного учреждения, начиная с 2011 г.



Планом счетов называют систематизированный по установленным принципам перечень синтетических счетов бухгалтерского учета.
В бюджетных учреждениях для бухгалтерского учета операций по исполнению смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, а также операций по централизованному снабжению материальными ценностями применяется План счетов, утвержденный Минфином России в составе Инструкции по бюджетному учету.
Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из 26 разрядов. При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:
1-17-й разряд - код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов;
18-й разряд - код вида деятельности:
бюджетная деятельность - 1;
приносящая доход деятельность - 2;
деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, - 3;
19-21-й разряд - код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;
22-23-й разряд - код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;
24-26-й разряд - код классификации операций сектора государственного управления (приложение N 5).
Разряды 18-23 образуют Код счета бюджетного учета.
Органам государственной власти, органам управления государственных внебюджетных фондов, органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.
Кроме того, при отсутствии в корреспонденции счетов бюджетного учета (приложение N 1) операций, отражающих деятельность учреждений, главные распорядители средств бюджета имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции.
При завершении отчетного финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бюджетного учета следующего финансового года не переходят.
В новый План счетов включено около 2000 счетов. Столь значительное количество счетов обусловлено структурой нового бюджетного учета.
Следует отметить, что, в сущности, большинство счетов нового Плана счетов являются субсчетами первого, второго и третьего порядка. Например, если не принимать во внимание первые 17 символов, которые отводятся для КБК, то номер счета по учету основных средств бюджетной деятельности составит 110100000.
Первый знак "1" указывает вид деятельности (бюджетная). Следующие три знака (101), по существу, указывают номер счета "Основные средства". Последующие два знака показывают наименование объекта основных средств (жилые помещения - 10101, нежилые помещения - 10102, сооружения - 10103, машины и оборудование - 10104 и т.д.). Седьмой и восьмой знаки указывают характер движения объекта основных средств - увеличение машин и оборудования отражают на счете 10104310, а уменьшение - на счете 10104410. Многие счета нового Плана счетов предназначены для распорядителей бюджета и казначейств. Ниже приведены наиболее применяемые счета в бюджетных организациях, сгруппированные в пять разделов.
Раздел 1 "Нефинансовые активы" включает в себя сведения об основных средствах, о непроизведенных и нематериальных активах, начислении амортизации, материалах, готовой продукции и о капитальных вложениях. В данный раздел включены счета:
010100000 "Основные средства";
010200000 "Нематериальные активы";
010300000 "Непроизведенные активы";
010400000 "Амортизация";
010500000 "Материальные запасы";
010600000 "Вложения в нефинансовые активы";
010700000 "Нефинансовые активы в пути".
Раздел 2 "Финансовые активы" объединяет информацию обо всех денежных средствах и документах учреждения, о его финансовых вложениях (депозиты, акции других предприятий, ценные бумаги), а также обо всех видах дебиторской задолженности, включая бюджетную. Для учета данной информации предназначены счета:
020100000 "Денежные средства учреждения";
020400000 "Финансовые вложения";
020500000 "Расчеты с дебиторами по доходам";
020600000 "Расчеты по выданным авансам";
020700000 "Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам";
020800000 "Расчеты с подотчетными лицами";
020900000 "Расчеты по недостачам";
021000000 "Расчеты с прочими дебиторами".
В разделе 3 "Обязательства" учитываются все виды кредиторской задолженности учреждения. Для учета данной задолженности используют счета:
030100000 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам";
030200000 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";
030300000 "Расчеты по платежам в бюджеты";
030400000 "Прочие расчеты с кредиторами".
Раздел 4 "Финансовый результат" предназначен для отражения разницы между доходами и расходами учреждения за текущий год. В этом разделе показываются также финансовые итоги предыдущих лет, доходы будущих периодов и сведения по кассовому исполнению бюджета.
Основными счетами этого раздела являются:
040100000 "Финансовый результат учреждения";
040101000 "Финансовый результат текущей деятельности";
040102000 "Финансовый результат по резервному фонду";
040103000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов";
040104100 "Доходы будущих периодов".
В разделе 5 "Санкционирование расходов бюджетов" отражается информация о лимитах полученных и переданных бюджетных обязательств, а также о бюджетных ассигнованиях. Вести учет на счетах этого раздела будут главным образом распорядители бюджетных средств и казначейства. В бюджетных учреждениях по данному разделу используется счет 050100000 "Лимиты бюджетных обязательств".
Учет ценностей, временно находящихся в учреждении и не принадлежащих ему, осуществляется на забалансовых счетах. В этом разделе появилось несколько новых позиций (предусмотрены счета для учета обеспечений исполнения обязательств, государственных и муниципальных гарантий, расчетных документов, ожидающих исполнения, и т.д.).
Следует отметить, что новой Инструкцией существенно изменен порядок отражения операций на синтетических счетах. Если раньше хозяйственные операции по увеличению и уменьшению соответствующих активов и обязательств отражались на разных сторонах одного и того же счета, то в новой Инструкции для учета операций по движению каждого вида активов и обязательств предусмотрено использование разных счетов. Например, операции по увеличению запасов продуктов питания отражаются по дебету счета 010502340 "Увеличение стоимости продуктов питания", а операции по уменьшению запасов продуктов питания - по кредиту другого счета - 010502440 "Уменьшение стоимости продуктов питания".
Вместе с тем по некоторым счетам бюджетного учета применяется обычный порядок отражения операций на счетах. Например, на счете 040100000 "Финансовый результат учреждения" доходы учреждения отражаются по кредиту счета, а расходы - по дебету. Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по данному счету определяют конечный финансовый результат деятельности учреждения.
Порядок ведения аналитического учета бюджетные организации устанавливают сами исходя из Плана счетов и нормативных актов по объектам учета.
План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений приведен в приложении.

В 2019 году Инструкции 157н и 162н применяются в новых редакциях. Мы рассказываем, какие поправки внесены в соответствующие приказы Минфина, изменилась ли структура плана счетов и где можно посмотреть корректные бухгалтерские проводки.

Скачайте образец рабочего плана счетов в нашей статье, составленного с учетом последних изменений в законодательстве.

Последние изменения в Плане счетов бюджетного учета в 2019 году

Внесли изменения в Инструкцию 157н с Единым планом счетов, смотрите Далее Минфин приказом от 28.12.2018 года 297н внес поправки в Инструкцию 162н для казенных учреждений.

В плане счетов бюджетного учета для казенных учреждений добавлены новые счета по расчетам:

  • 205 12 – с плательщиками государственных пошлин, сборов;
  • 205 13 – с плательщиками таможенных платежей;
  • 205 14 – с плательщиками по обязательным страховым взносам;
  • 205 2к – по доходам от концессионной платы;
  • 206 80 – по безвозмездным авансовым перечислениям организациям капитального характера;
  • 208 33 – с подотчетными лицами по приобретению непроизведенных активов.

Введен счет расчета по доходам бюджета от возврата выделенных на выполнение госзаданий субсидий: 205 36. Увеличение и уменьшение дебиторской задолженности по этому счету отражается по КОСГУ 562 и 662, потому что возврат возможен только от бюджетных и автономных учреждений.

В связи с детализацией КОСГУ изменены все счета расчетов с подотчетными лицами. Увеличение задолженности отражается по статье 567, уменьшение – по статье 667, потому что расчеты производятся с физлицами.

В новой редакции 162н добавлены три счета для учета прочих несоциальных выплат персоналу в натуральной форме:

  • 206 14 – расчеты по авансам;
  • 208 14 – расчеты с подотчетными лицами;
  • 302 14 – расчеты по выплатам.

Аналогично в план включены счета для учета социальных компенсаций в натуральном виде:

  • 206 67;
  • 302 67.

В названиях счетов 206 12, 208 12, 302 12 и 206 66, 302 66 в обновленной Инструкции указано, что они применяются только для расчетов в денежной форме. В названиях счетов 206 24 и 302 24 отмечено, что они не используются при расчетах за аренду земельных участков и других природных объектов. Это связано с тем, что для указанных расчетов ранее введены счета 206 29 и 302 29.

В новой редакции указаны счета:

  • 401 10 100 – доходы экономического субъекта;
  • 401 20 200 – расходы экономического субъекта.

Исключены ранее действующие 401 10 120, 401 10 130 и так далее, а также 401 20 211, 401 20 212, 401 20 213 и прочие. В рабочих планах детализацию учреждениям следует выполнить самостоятельно в соответствии с 209н . В 162н счета, являющиеся групповыми, для которых возможно добавление статьи и подстатьи КОСГУ, помечены сноской <1>.

Скачайте шпаргалку с последними изменениями в КОСГУ:

Обратите внимание! Важно использовать правильные коды КОСГУ во избежание ошибок в учете и отчетности.

Образец плана счетов бюджетного учета казенного учреждения 2019

Рабочий план счетов бюджетного учета обязательно включают в состав учетной политики учреждения. В нем указывают счета, которые применяет в учете учреждения, в том числе которые ввели самостоятельно.

Рабочий план счетов составляйте на основе Плана счетов и Инструкции по его применению, утвержденных Минфином России для конкретного типа учреждения. Одновременно рабочий план должен учитывать специфику деятельности учреждения.

Структура Плана счетов бюджетного учета

План счетов бюджетного учета на 2019 год с пояснениями состоит из шести разделов. Первые пять содержат счета учета:

  1. Нефинансовых активов – ОС, МЗ, НМА, НПА, вложений в НФА, амортизации, затрат на изготовление, обесценения и прав пользования.
  2. Финансовых активов – денежных средств в кассе и в банках, финансовых вложений, всех видов ценных бумаг, доходов от различных источников, авансов выданных, расчетов с подотчетными лицами, по ущербу и недостачам, с прочими дебиторами.
  3. Обязательств – расчетов по выплатам персоналу, начислениям на оплату труда, пособиям ФСС, налогам, взносам, долгам, кредитам, с контрагентами за товары, работы и услуги, внутриведомственным передачам, по выплатам из бюджета.
  4. Финансового результата – доходов и расходов текущего, прошлых и будущих периодов.
  5. Санкционирования расходов – сметных назначений, принятых бюджетных обязательств и денежных обязательств, полученных ЛБО и бюджетных ассигнований.

Шестой раздел посвящен порядку учета операций по централизованному снабжению.

Проводки бюджетного учета

До мая 2018 года план счетов бюджетного учета публиковался с пояснениями и проводками. В Инструкцию 162н было включено приложение «Корреспонденция счетов бюджетного учета», содержащее корректные бухгалтерские записи по операциям с бюджетными средствами. В редакции от 08.05.2018 года приложение было упразднено.

В настоящее время для формирования и проверки проводок следует руководствоваться инструкцией по применению плана счетов. В ней указано, какие счета используются в дебете и в кредите при отражении в учете фактов хозяйственной жизни.

Также вы можете использовать примеры проводок в Системе Госфинансы. Они актуализируются под изменения в законах и инструкциях по учету.

Бухучет в бюджетных организациях имеет много особенностей, начиная с отдельных НПА, регулирующих его, и заканчивая сложной системой кодировки счетов. В этой статье разберемся с понятиями, применимыми к бюджетным структурам, а также коснемся основных правил ведения учета.

Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета

Для того чтобы разобраться в понятиях, обозначающих различные организации, финансируемые из бюджета, обратимся к закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. В основном под бюджетными организациями подразумеваются те, что созданы государством. Таким образом, наиболее обобщенным понятием является термин «государственные (муниципальные) учреждения» (далее — госучреждения). Они учреждаются Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом. В соответствии с п. 2 ст. 9.1 закона № 7-ФЗ госучреждения классифицируются как:

  • автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

В следующей таблице представлено сравнение трех видов госучреждений.

Автономные (АУ)

Бюджетные (БУ)

Казенные (КУ)

Основной регулирующий НПА

Закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ

Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ

Бюджетный кодекс РФ

Вид деятельности

Обслуживание в следующих областях: наука, образование, медицина, культура, соцзащита, занятость населения, физкультура и спорт и др. (п. 1 ст. 2 закона № 174-ФЗ, п. 1 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Выполнение гос. функций, а также оказание госуслуг (ст. 6 БК РФ).

Использование доходов от коммерческой деятельности

На свое усмотрение (пп. 2-3 ст. 298 ГК РФ).

Перечисляются в бюджет (п. 3 ст. 161 БК РФ)

Расчетные счета

В Федеральном казначействе и коммерческих банках (п. 3 ст. 2 закона № 174-ФЗ)

Только в Федеральном казначействе (п. 9 ст. 9.2 7-ФЗ, п. 4 ст.161 и ст. 220.1 БК РФ)

Владение имуществом

На праве оперативного управления. Собственником является РФ, субъект РФ, муниципалитет (п. 1 ст. 3 закона № 174-ФЗ, п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ, п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Распоряжение имуществом

  • для недвижимости, переданной собственником или купленной на средства, выданные им;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного на средства, выданные им.

Должно быть получено согласие собственника:

  • для любой недвижимости;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного за средства, полученные от собственника.

Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

Необходимо согласие собственника для действий с любым имуществом (п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Крупные сделки (п. 1 ст. 15 закона № 174-ФЗ), которые совершаются только с одобрения наблюдательного совета АУ (п. 2 ст. 3 закона № 174-ФЗ) или учредителя БУ (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) независимо от вида имущества

Ответственность
по
обязательствам

Отвечает по своим обязательствам своими активами (за исключением тех, на распоряжение которыми нужно согласие учредителя). Если обязательства образованы по причине причинения вреда гражданам, при нехватке активов, которыми можно распоряжаться, ответственность несет учредитель (п. 5 ст. 2 закона № 174-ФЗ, пп. 5-6 ст. 123.22 ГК РФ)

Отвечает по обязательствам денежными средствами, при нехватке таковых отвечает учредитель (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ)

Источник финансирования

Субсидии (п. 1 ст. 78.1 БК РФ)

Бюджетная смета (п. 2 ст. 161 БК РФ)

Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету

Прежде чем разобрать планы счетов, применимые к госучреждениям, отметим, что главным нормативным актом по бухучету является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, который обязаны применять не только коммерческие организации, но и некоммерческие, в том числе и государственные. Этот закон содержит базовые требования к бухучету и правила его ведения в РФ. Перечислим основные из них:

  1. Ведение бухучета обязательно для всех субъектов экономики, за исключением ИП и подразделений иностранных организаций, если они соблюдают правила налогового законодательства.
  2. Глава экономического субъекта ответственен за функционирование бухгалтерской службы.
  3. Организация должна составлять учетную политику самостоятельно.
  4. Необходимо регистрировать все экономические события организации в первичных документах, данные из которых переходят в регистры бухучета.
  5. Активы и обязательства подлежат периодическому пересчету.
  6. Все данные в бухучете регистрируются в рублях.
  7. Организация должна обеспечивать достоверность содержащейся в отчетности информации.
  8. В организации должны быть налажены процедуры внутреннего контроля.

На базе принципов бухучета для госорганизаций разработаны единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Они действуют как для всех госучреждений, так и для госорганов. Кроме того, в соответствии с п. 21 единого плана счетов для каждого вида госучреждения есть свой частный план счетов, утвержденный:

  • приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н для АУ;
  • приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н для БУ;
  • приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н для КУ.

Отметим еще один нюанс в терминологии. Часто словосочетание «бюджетный учет» употребляют применительно ко всем видам госучреждений. Однако исходя из формулировок, используемых в перечисленных выше НПА, АУ и БУ ведут бухгалтерский учет, а вот государственные органы, внебюджетные фонды и прочие учреждения, указанные в п. 1 инструкции (приказ № 162н), ведут бюджетный учет.

Также важно уделить внимание другим основным законодательным актам, которые необходимы для ведения учета в госучреждении. Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, объясняют использование бюджетных кодов. Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н и инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, содержат формы отчетности и правила их заполнения. Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетников. Помимо того, имеется ряд правовых актов для определенных отраслей и прочих специфических НПА.

План счетов госучреждения содержит 5 разделов. В первый раздел «Нефинансовые активы» входят:

  • основные средства в разрезе различных групп и видов;
  • нематериальные активы;
  • непроизведенные активы;
  • производственные запасы, товары, готовая продукция;
  • амортизация;
  • вложения в нефинансовые активы;
  • расходы.

Необычным подразделом для знакомых только с классическим бухучетом могут быть непроизведенные активы, которыми являются земля, ресурсы недр и прочие активы, не созданные человеком на производстве. Они отражаются в бухучете по первоначальной стоимости, только когда начали участвовать в экономическом обороте (кроме земли). А получение прав на пользование такими объектами показывается за балансом на счете 01. Земельные участки числятся по кадастровой стоимости. Еще одной особенностью является применение счета для вложений в материальные запасы. Он используется для аккумулирования затрат на производство или покупку материалов.

Более детально о первом разделе плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…» .

Второй раздел «Финансовые активы» охватывает:

  • денежные средства с указанием мест их хранения;
  • финансовые вложения, а именно все виды ценных бумаг и участие в других компаниях;
  • дебиторскую задолженность, относящуюся к контрагентам, плательщикам страховых социальных взносов, налоговым поступлениям, выданным кредитам и т. д.;
  • авансы работникам, контрагентам, иностранным организациям и т. д.;
  • вложения в финансовые активы.

Кредиторская задолженность по кредитам, заработной плате, долги контрагентам за товары, работы услуги, обязательства по перечислениям другим госструктурам, социальным выплатам, оплате налогов и т. д. содержатся в третьем разделе «Обязательства».

В четвертом разделе «Финансовый результат» сгруппированы счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В основном состав активов и обязательств сравним с соответствующими статьями в небюджетных организациях, но также есть и отличия, как в перечне возможных счетов, так и в их бухучете. В инструкции к единому плану счетов можно найти информацию по учету и по использованию счетов.

Особенностью учета в госучреждениях, помимо прочего, является наличие раздела 5 «Санкционирование расходов» в плане счетов. Он необходим для записи получения и использования денежных средств, выделенных из бюджета, лимитов обязательств, полученных от распорядителей бюджетов, использования этих лимитов, планируемых доходов и расходов. То есть при поступлении уведомления от вышестоящих органов на текущий период о лимитах на приобретение, например, материально-производственных запасов учреждение отражает это на счетах учета. Проводки со счетами данного раздела содержатся в пп. 190-209 (приказ № 183н), пп. 161-180 (приказ № 174н), пп. 131-150 (приказ № 162н) инструкций к планам счетов. Бухгалтерские записи по санкционированию расходов делаются между счетами этого раздела.

Для госучреждений предусмотрено 30 забалансовых счетов. Подход для записи на них такой же, как в учете коммерческих организаций, с помощью односторонней записи, то есть только по дебету для поступлений и только по кредиту — для выбытий. За балансом числится имущество, которое не находится в оперативном управлении, гарантии, награды, бланки строгой отчетности, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, и пр. Организация также имеет право самостоятельно открыть дополнительные забалансовые счета для осуществления контроля сохранности имущества и других задач управления.

Счета учета в государственных организациях

Номер счета бухучета для госучреждений состоит из 26 разрядов, о чем сказано в п. 21 единого плана счетов. В следующей таблице описано значение каждого разряда:

Увидеть расшифровку номера счета на примере можно .

С разрядами 18-26 все однозначно, значения для разрядов 19-26 указаны в самих таблицах частных планов счетов, разряд 18 выбирается из значений 1-9 в соответствии с классификацией, обозначенной в п. 21 единого плана счетов. Причем при ведении бюджетного учета для разряда 18 используются только значения 1 — обеспечение за счет средств соответствующего бюджета, 3 — обеспечение за счет средств во временном распоряжении.

Для заполнения разрядов 1-17 необходимо познакомиться с бюджетной классификацией. Она нужна для того, чтобы соотнести показатели из разных бюджетов, которые составляют бюджетную систему страны. Она является базой для разработки нумерации счетов бухучета госучреждений. Система кодировки описана в указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н. КБК состоят из 20 знаков и делятся на коды, обозначающие доходы (гл. II, табл. 1 указаний), расходы (гл. III, табл. 2 указаний), источники (гл. IV, табл. 5 указаний). В таблице ниже приведен состав кода бюджетных расходов.

Номер разряда КБК (кода расходов)

Код главного распорядителя бюджетных средств

Код раздела

Код подраздела

Код целевой статьи

Код вида расходов

Программная (непрограммная) статья

Направление расходов

подгруппа

Прил. 9 к указаниям № 65н

Прил. 2 к указаниям № 65н

Прил. 10.1 к указаниям № 65н

Прил. 3 к указаниям № 65н

Чтобы определить знаки 1-17 для счета АУ и БУ, необходимо следовать следующей схеме:

Номер разряда счета АУ или БУ

Соответствующий номер разряда КБК

На месте разрядов 5-14 ставятся нули (п. 3 приказа № 183н, п. 2.1 приказа № 174н), если иного не прописано в учетной политике.

Для счетов бюджетного учета (КУ и прочие организации, указанные в приказе № 162н) на место разрядов 1-17 переносятся разряды 4-20 КБК (либо разряды 1-17 КБК переносятся на место разрядов 1-17 счета для финансовых органов). Приложение 2 к инструкции № 162н содержит информацию о виде КБК, который нужно применять для каждого счета.

Итоги

Для определения правил ведения бухучета необходимо понять, какой вид государственных учреждений нам интересен, поскольку существует 4 плана счетов для бюджетников. В едином плане счетов содержатся общие правила, а в остальных 3 частных планах счетов можно найти детальные примеры использования счетов, перечни типовых проводок и разъяснения по структуре счета.

Новое на сайте

>

Самое популярное