Домой Полезные советы Составление отчетов по результатам аудита. Представление результатов аудиторской проверки

Составление отчетов по результатам аудита. Представление результатов аудиторской проверки

Завершающий этап аудита (обобщение и оформление результатов проверки) не менее важен, чем предыдущие этапы, рассмотренные нами (планирование аудита и осуществление аудита). На завершающем этапе аудитор должен обобщить всю полученную в ходе проверки и сосредоточенную в его рабочей документации информацию, обработать ее определенным образом и сформировать на этой базе свое профессиональное мнение.

При этом порядок, форма и состав информации, предоставляемой клиенту, зависят от вида аудиторской работы. Если проводится обязательный аудит, то аудитор должен сообщать информацию руководству и представителям собственника аудируемого лица в соответствии с требованиями Федерального правила (стандарта) № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника».

В данном случае информация – это сведения, ставшие известными в ходе аудита финансовой отчетности, которые, по мнению аудитора, являются одновременно важными для руководства и представителей собственника аудируемого лица при осуществлении ими контроля за подготовкой финансовой отчетности аудируемого лица и раскрытии информации в ней. Информация включает в себя только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора. Он не обязан в ходе аудита разрабатывать процедуры, специально направленные на поиск информации, которая имеет значение для управления аудируемого лица.

Аудитор устанавливает, кто является надлежащим получателем информации по результатам аудита из числа руководства и представителей собственника аудируемого лица. Для определения лиц, которым необходимо сообщить информацию, аудитор основывается на собственном профессиональном суждении, принимая во внимание управленческую структуру аудируемого лица, обстоятельства аудиторского задания и особенности законодательства Российской Федерации, а также учитывая права и обязанности соответствующих лиц. Если, исходя из особенностей аудируемого лица, аудитор не может определить, кто является надлежащим получателем информации, то ему необходимо согласовать с клиентом, кому должна сообщаться информация.

Аудитор должен рассмотреть информацию и сообщить сведения, представляющие интерес для управления аудируемым лицом, ее надлежащим получателям. Такая информация включает в себя:

1) общий подход аудитора к проведению аудита и его объему, информирование по поводу любых ограничений объема аудита, а также комментарии по поводу уместности любых дополнительных требований руководства аудируемого лица;

2) выбор или изменение руководством аудируемого лица принципов и методов учетной политики, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на его финансовую отчетность;

3) возможное влияние на финансовую отчетность аудируемого лица каких-либо значимых рисков и внешних факторов, которые должны быть раскрыты в финансовой отчетности;

4) предлагаемые аудитором существенные корректировки финансовой отчетности, как осуществленные, так и не осуществленные аудируемым лицом;

5) существенные неопределенности, касающиеся событий или условий, которые могут в значительной мере поставить под сомнение способность аудируемого лица продолжать непрерывно вести свою деятельность;

6) разногласия аудитора с руководством аудируемого лица по вопросам, которые по отдельности или в совокупности могут являться значимыми для финансовой отчетности аудируемого лица или аудиторского заключения, и сведения о разрешении разногласий;

7) предполагаемые модификации аудиторского заключения;

8) другие вопросы, заслуживающие внимания представителей собственника;

9) вопросы, освещение которых согласовано аудитором с аудируемым лицом в договоре на проведение аудита.

Информация должна поступать от аудитора своевременно, что позволяет соответствующим лицам аудируемого лица оперативно принимать надлежащие меры. Для этого необходимо обсудить с представителями аудируемого лица порядок, сроки и принципы сообщения информации.

Сообщать информацию можно в устной или письменной форме. На решение, в какой форме представить информацию, влияют:

– размер, структура, организационно-правовая форма и техническое обеспечение аудируемого лица;

– характер, важность и особенности информации, полученной по результатам аудита, представляющей интерес для управления аудируемым лицом;

– существующие договоренности между аудитором и аудируемым лицом в отношении регулярных встреч или докладов;

– принятые аудитором формы взаимодействия с представителями собственника и руководства аудируемого лица.

Если информация сообщается в устной форме, то аудитору необходимо документально отразить в рабочих документах эту информацию и реакцию на нее получателей информации.

Аудитор имеет право предварительно обсудить с руководством клиента вопросы, представляющие интерес для управления аудируемым лицом. Если руководство аудируемого лица намерено самостоятельно передать информацию, представляющую интерес для управления организацией, представителям собственника, то аудитору не обязательно повторно сообщать такую информацию.

При повторяющемся (согласованном) аудите аудитор должен проанализировать, имеет ли значение для достоверности финансовой отчетности текущего года какая-либо информация, полученная по результатам предыдущего аудита, и принять решение повторно сообщить информацию, представляющую интерес для управления аудируемым лицом.

Аудиторская организация может определить во внутрифирменных стандартах перечень документов, состав, содержание и порядок их предоставления клиенту по результатам выполненной работы. Как правило, по результатам аудиторской проверки бухгалтерской отчетности, аудитор предоставляет два основных документа – это аудиторское заключение и письменный отчет.

Аудиторское заключение - это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности проверяемого субъекта. Аудиторское заключение содержит выраженное установленным образом мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта и о соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Письменная информация (отчет) - это документ, составляемый аудитором и предназначенный для заказчика аудиторской проверки. Целью этого документа является доведение до заказчика проверки сведений о методах, использованных при проведении проверки, обо всех отмеченных аудитором ошибках, нарушениях, неточностях, о том, какие меры должны быть приняты для устранения отмеченных недостатков, об основных результатах аудиторской проверки (содержатся или нет существенные ошибки в бухгалтерской отчетности, осуществлялись финансово-хозяйственные операции в соответствии с установленным порядком или же с существенным отклонением от него). Составляется отчет на основе информации, собранной аудитором в ходе планирования аудита и осуществления аудиторской проверки в своей рабочей документации.

На заключительном этапе аудиторской проверки аудитор на основе полученных доказательств, сведений и данных об аудируемом лице составляет письменную информацию (отчет аудитора) и выдает аудиторское заключение в случаях, когда аудит носит обязательный характер.

Письменная информация составляется в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника». При этом структура и форма отчета утверждаются во внутрифирменных стандартах аудиторской организации. Цель подготовки письменной информации аудитора - доведение до руководства проверяемого экономического субъекта сведений о недостатках в учетных записях, системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности.

Подготовка письменной информации обязательна в следующих случаях:

  • 1) при обязательном аудите;
  • 2) при проведении инициативного аудита, по итогам которого предполагается подготовка аудиторского заключения;
  • 3) если подготовка письменной информации аудитора предусмотрена договором между аудиторской организацией и руководством экономического субъекта.

На практике всегда осуществляются подготовка и представление письменной информации руководству экономического субъекта вне зависимости от вида аудита.

Письменная информация аудитора - это не исчерпывающий отчет обо всех существующих недостатках и нарушениях аудируемого лица, а лишь о тех, которые выявлены в ходе аудиторской проверки. В задачу аудитора входит разъяснение руководству экономического субъекта, что письменная информация аудитора не может трактоваться никаким иным образом (тем более как гарантия отсутствия других недостатков), кроме как информация о выявленных и описанных аудитором нарушениях.

Текст письменной информации должен быть хорошо структурирован, изложен четко и логично. Данные должны быть ранжированы по степени важности, значимости последствий. В определенных случаях аудитором должны быть обоснованы расчеты и оценки, ссылки на действующие законодательные и нормативные акты.

Как и в других документах аудитора, в письменной информации должны содержаться обязательные реквизиты, позволяющие идентифицировать стороны: аудиторскую организацию и экономический субъект.

Указываются следующие реквизиты экономического субъекта:

  • официальное наименование экономического субъекта (полное и сокращенное);
  • юридический и почтовый адреса;
  • реквизиты свидетельства о государственной регистрации;
  • должности, фамилии, имена лиц, ответственных за составление финансовой (бухгалтерской) отчетности (генеральный директор, президент, главный бухгалтер и др.);
  • изменения в составе лиц, ответственных за составление отчетности.

В разделе обязательных сведений указываются также период, к которому относится документация экономического субъекта, проверенная в ходе аудита (рекомендуется коротко перечислить документацию, которая была проверена аудитором), дата подписания письменной информации.

Затем аудитор приводит обязательную содержательную информацию, к которой относятся выявленные в ходе аудита нарушения установленного законодательством РФ порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, фактически или потенциально влияющие на ее достоверность и результаты проверки экономического субъекта. Содержательная часть может быть расширена за счет дополнительной информации. Ее состав и объем зависят от деятельности экономического субъекта, масштабов и специфики аудиторской проверки.

  • особенности проверки, которые были предусмотрены договором (условия проверки филиалов, представительств и др.);
  • данные о численности, составе и структуре бухгалтерии;
  • данные об особенностях применяемой системы бухгалтерского учета;
  • перечень основных разделов бухгалтерского учета, которые подлежали проверке;
  • сведения о применяемой методике аудита (какие сегменты проверены сплошным образом, какие выборочно, описание основных принципов выборочных исследований);
  • подтверждение соблюдения в ходе проверки правил (стандартов) аудиторской деятельности (отмечается каждый факт отклонений от требований правил и причины, обусловившие данное отклонение);
  • перечень замечаний, указания на недостатки и рекомендации по их устранению;
  • оценку (при наличии такой возможности) количественного расхождения показателей бухгалтерской отчетности и (или) налоговых деклараций по данным экономического субъекта и прогнозируемых по результатам проверки аудиторской организацией;
  • сведения о проверке филиалов, подразделений, дочерних обществ (как правило, для крупных организаций).

При повторных (последующих) проверках проводится оценка данных анализа выполнения и исправления экономическим субъектом замечаний и рекомендаций, содержащихся в предыдущих документах (отчетах аудитора).

Обязательно нужно отмечать, какие из сделанных замечаний существенны, а какие нет и какое влияние отмеченные замечания и недостатки оказывают на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении.

Письменная информация аудитора предназначена в первую очередь для руководителей экономического субъекта и его собственников.

По итогам аудиторской проверки по согласованию с руководством экономического субъекта может быть подготовлен предварительный вариант письменной информации аудитора. Этим документом до руководства экономического субъекта доводятся требования о внесении (по установленным правилам) исправлений в данные бухгалтерского учета и подготовке переченя уточнений к уже сформированной бухгалтерской отчетности. Оценка и данные анализа внесенных экономическим субъектом исправлений должны содержаться в окончательном варианте письменной информации аудитора.

В силу того что информация, содержащаяся в письменной информации аудитора, строго конфиденциальна, ее можно передавать только определенному кругу уполномоченных лиц экономического субъекта. В такой круг входят:

  • лицо, подписавшее договор на проведение аудита (как правило, первое лицо экономического субъекта - генеральный директор, президент);
  • лицо, прямо указанное в договоре на оказание аудиторских услуг в качестве получателя письменной информации аудитора;
  • любое другое лицо в случае письменного указания, направленного лицом, подписавшим договор на оказание аудиторских услуг, в адрес аудиторской организации.

Первый экземпляр письменной информации аудитора передается экономическому субъекту под роспись уполномоченного им лица, второй экземпляр отправляется в архив аудиторской организации. На этом экземпляре должны быть отметка, подтверждающая факт передачи документа уполномоченному лицу экономического субъекта, дата передачи и подпись уполномоченного лица. Примерная структура письменной информации (отчета) аудитора представлена в Приложении 17.

Результатом проведенной аудиторской проверки является представление руководству аудируемой компании письменной информации (отчета) и аудиторского заключения.

Завершающим этапом аудиторской проверки является подготовка письменной информации (отчета) клиенту и формирование аудиторского заключения по итогам аудита.

Важно!

Для избежания в последующем недоразумений, в договоре оказания аудиторских услуг необходимо прописать, что аудитор будет представлять клиенту ту информацию, которая представляет интерес для принятия управленческих решений.

C этой целью в договоре оказания аудиторских услуг определяется:

    форма, в которой будет сообщаться информация;

    надлежащие получатели информации;

    конкретные вопросы аудита, представляющие интерес для клиента (п.8 стандарта №22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника»).

Письменная информация (отчет), как правило, содержит:

    общий подход аудитора к проведению аудита и его объему;

    выбор или изменение руководством клиента принципов и методов учетной политики, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на его финансовую (бухгалтерскую) отчетность;

    возможное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность клиента каких-либо значимых рисков и внешних факторов, которые должны быть раскрыты в финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, судебных разбирательств);

    предлагаемые аудитором существенные корректировки финансовой (бухгалтерской) отчетности, как осуществленные, так и не осуществленные клиентом;

    предполагаемые модификации аудиторского заключения;

    иные вопросы, заслуживающие внимания представителей собственника (например, существенные недочеты в области внутреннего контроля, случаи недобросовестных действий руководства).

Письменная информация (отчет) по итогам аудиторской проверки, представляемая аудируемой компании, будучи конфиденциальным документом, передается лицу, подписавшему договор на проведение аудита либо лицо, указанному в самом договоре.

Важно!

Структура отчета формируется по соответствующим разделам утвержденной программы аудиторской проверки. Как правило, данные разделы представляют собой оценку достоверности показателей статей баланса и отчета о финансовых результатах.

К отчету прикладываются копии финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента за соответствующий год проверки и аудиторского заключения.

В каждом из разделов отчета рассчитывается влияние выявленных искажений на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности. В отчете обобщаются выявленные аудитором нарушения, а также приводятся рекомендации по их исправлению.

Образец таких сводов представлен ниже.

Сводная ведомость исправления выявленных нарушений

пункта

Отчета

Вид нарушения

Причина нарушения

Сумма, тыс. руб.

Исправи­тельная запись

Обществом инвентаризация основных средств перед составлением годовой бухгалтерской отчет­ности не проводилась. Не подтверждена достоверность данных бухгалтерского учета по счету 01 «Основные средства» и бухгалтерской отчетности формы «Бухгалтерский баланс» по строке 1150 «Основные средства» на 01.01.2016 г. в сумме 2 840 тыс. руб.

Не выполнены требо­вания «Методических указаний по инвен­тари­зации имущес­тва», утвержденные Приказом Минфина от 13.06.1995 г. №49

По основным средствам, относящимся к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно, установлен 5 лет (60 месяцев), завышены суммы амортизационных отчислений как для целей бухгалтерского, так и налогового учета, занижен налог на прибыль.

Не выполнены требования Постановления Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1.

Определять сроки полезного использования вводимых в эксплуатацию основных средств в соответствии с требованиями «Классификации основных средств, включаемых в », утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1. Представить уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль.

Получение финансовой помощи включено в налоговую базу для начисления НДС.

Нарушены требования статей 154-162 НК РФ.

Д76АВ К68/2 – Сторно!

пункта

Отчета

Ожидаемый результат

Проводить инвентаризацию имущества перед составлением годовой бухгалтерской отчетности в сроки, определенные Учетной политикой предприятия, не ранее 1 октября отчетного года и оформлять результаты инвентаризации в соответствии с требованиями Методических указаний.

Подтверждение достоверности показателей формы «Бухгалтерский баланс».

Определять сроки полезного использования вводимых в эксплуатацию основных средств в соответствии с требованиями «Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1. Представить уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль и налогу на имущество.

Позволит избежать штрафных санкций за и объектов налогообложения (п.3 ст.120 НК РФ). Искажение (занижение) налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тыс. рублей.

Представить уточненную декларацию по НДС.

Избежание штрафных санкций за нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (п.3 ст.120 НК РФ).

"Аудиторские ведомости", 2006, N 10

При проведении внешнего аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности весьма важной задачей являются подготовка и оформление результатов проверки. В статье показаны особенности представления информации, полученной в ходе аудита.

Результаты аудиторской проверки должны быть представлены в двух документах: аудиторском заключении и информации, полученной по результатам аудита.

Вопросы подготовки и представления аудиторского заключения рассмотрены в Федеральном законе от 07.08.2001 N 119-ФЗ (в ред. от 02.02.2006) "Об аудиторской деятельности" (п. 11 ст. 10) и Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности" (далее - Правило N 6).

В соответствии с этими нормативно-законодательными актами определено следующее.

  1. Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности.
  2. Этот документ составляется по определенной форме.
  3. Аудиторское заключение содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
  4. Аудиторское заключение может быть безоговорочно положительным и модифицированным. Последнее включает несколько разновидностей (с привлекающей внимание частью, с оговоркой, отрицательное, отказ от выражения мнения).
  5. Аудиторское заключение носит публичный (открытый) характер.

Информация, полученная по результатам аудита, представляется руководству аудируемого лица и его собственнику. Эта информация недостаточно четко регламентирована, и поэтому необходимо привести общие рекомендации в части подготовки этой информации.

Безусловно, содержание такой информации в соответствии с федеральным правилом (стандартом) является более развернутым по сравнению с требованиями российского правила (стандарта) "Письменная информация руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита". Теперь информация может быть представлена в устной и письменной форме, упрощены требования к составу информации и др.

Рассмотрим требования к информации, которая должна быть представлена аудируемому лицу, содержащиеся в Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности N 22. Это Правило разработано с учетом международных стандартов аудита и устанавливает единые требования в отношении сообщения информации, полученной по результатам аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, руководству (руководящим работникам) аудируемого лица и представителям собственника этого лица.

Информация представляет собой сведения, ставшие известными аудитору в ходе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. Такие сведения, по мнению аудитора, являются важными для руководства и представителей собственника аудируемого лица при осуществлении ими контроля за подготовкой достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности и раскрытием информации в ней. Информация включает только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора в результате аудита. Аудитор не обязан в ходе аудита разрабатывать процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления аудируемым лицом.

Как правило, аудитор должен сообщать информацию руководству и представителям собственника аудируемого лица. Руководством аудируемого лица являются лица, отвечающие за повседневное руководство аудируемым лицом, а также осуществление финансово-хозяйственных операций, ведение бухгалтерского учета и подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, генеральный директор, финансовый директор, главный бухгалтер). Представителями собственника аудируемого лица являются лица или коллегиальные органы, которые осуществляют общий надзор и стратегическое руководство деятельностью аудируемого лица, а также в соответствии с учредительными документами могут контролировать текущую деятельность его руководства.

Организационная структура и принципы корпоративного управления могут быть различными для разных аудируемых лиц. Это усложняет определение круга лиц, которым аудитор сообщает информацию, представляющую интерес для управления аудируемым лицом. Аудитор основывается на собственном профессиональном суждении для определения тех лиц, которым должна сообщаться информация, принимая во внимание управленческую структуру аудируемого лица, обстоятельства аудиторского задания и особенности законодательства Российской Федерации.

В тех случаях, когда управленческая структура экономического субъекта четко не определяется или представители собственника не могут быть строго выделены в соответствии с условиями задания либо законодательством Российской Федерации, аудитор согласовывает с аудируемым лицом, кому должна сообщаться информация.

В договоре об оказании аудиторских услуг (письме о согласии на проведение аудита) может быть разъяснено, что аудитор будет сообщать только ту информацию, представляющую интерес для управления, на которую он обратит внимание в результате аудита, и что аудитор не обязан разрабатывать процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления аудируемым лицом. В договоре могут также указываться форма, в которой будет сообщаться информация; надлежащие получатели информации; конкретные вопросы аудита, представляющие интерес для управления аудируемым лицом.

Сообщение информации будет более эффективно при налаживании конструктивных рабочих взаимоотношений между аудитором и руководством или представителями собственника аудируемого лица. Такие взаимоотношения должны развиваться с учетом соблюдения требований профессиональной этики, независимости и объективности.

Аудитор должен обобщить в информации сведения, представляющие интерес для управления аудируемым лицом, и сообщить их надлежащим получателям такой информации.

Как правило, такая информация отражает:

  • общий подход аудитора к проведению аудита, обеспокоенность аудитора по поводу любых ограничений объема аудита, а также комментарии по поводу уместности дополнительных требований руководства аудируемого лица;
  • выбор или изменение руководством аудируемого лица принципов и методов учетной политики, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица;
  • возможное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица каких-либо значимых рисков и внешних факторов, которые должны быть раскрыты в финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, судебных разбирательств);
  • предлагаемые аудитором существенные корректировки финансовой (бухгалтерской) отчетности - как осуществленные, так и не осуществленные аудируемым лицом;
  • существенные неопределенности, касающиеся событий или условий, которые могут в значительной мере поставить под сомнение способность аудируемого лица продолжать непрерывно вести свою деятельность;
  • разногласия аудитора с руководством аудируемого лица по вопросам, которые по отдельности или в совокупности могут являться значимыми для финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица или аудиторского заключения. Сообщаемая в этой связи информация должна включать пояснения важности этого вопроса и сведения о том, был ли данный вопрос разрешен или нет;
  • предполагаемые модификации аудиторского заключения;
  • другие вопросы, заслуживающие внимания представителей собственника (например, существенные недочеты в области внутреннего контроля, вопросы, касающиеся недобросовестных действий руководства);
  • вопросы, освещение которых согласовано аудитором с аудируемым лицом в договоре об оказании аудиторских услуг (письме о согласии на проведение аудита).

Если аудиторская проверка проводится в течение отчетного года, то аудитор должен своевременно сообщать информацию представителям собственника и руководству аудируемого лица для оперативного принятия соответствующих мер.

В целях своевременного сообщения информации аудитор должен обсудить с представителями собственника и руководства аудируемого лица порядок, принципы и сроки сообщения такой информации. В определенных случаях в связи с необходимостью решения срочного вопроса аудитор может сообщить о нем раньше, чем это было согласовано предварительно.

Если аудит проводится единовременно, например после окончания отчетного года, то информация сообщается в процессе или после окончания проверки.

Формы сообщения информации надлежащим получателям могут быть представлены в устной или письменной форме. На решение аудитора о том, в какой форме сообщать информацию, влияют:

  • размер, структура, организационно-правовая форма и техническое обеспечение аудируемого лица;
  • характер, важность и особенности информации, полученной по результатам аудита, представляющей интерес для управления аудируемым лицом;
  • существующие договоренности между аудитором и аудируемым лицом в отношении регулярных встреч или докладов;
  • принятые аудитором формы взаимодействия с представителями собственника и руководства аудируемого лица.

Если информация, представляющая интерес для управления аудируемым лицом, сообщается в устной форме, то аудитору следует документально отразить в рабочих документах эту информацию и реакцию на нее получателей информации. Такими документами могут быть, например, копии протоколов обсуждений, проводимых аудитором с представителями собственника и руководства аудируемого лица. В некоторых случаях в зависимости от характера, важности и особенностей информации целесообразно, чтобы аудитор получал от представителей собственника и руководства аудируемого лица письменные подтверждения в отношении любых устных сообщений по вопросам аудита, представляющим интерес для управления аудируемым лицом.

Обычно аудитор предварительно обсуждает с руководством экономического субъекта вопросы аудита, представляющие интерес для управления аудируемым лицом, за исключением тех вопросов, которые ставят под сомнение компетентность или порядочность самого руководства. Предварительные обсуждения с руководством аудируемого лица играют важную роль для прояснения фактов и вопросов, а также для того, чтобы дать возможность руководству предоставить дополнительную информацию. Если руководство экономического субъекта соглашается самостоятельно (без участия аудитора) сообщить информацию, представляющую интерес для управления аудируемым лицом, представителям собственника, то аудитору может не потребоваться повторное сообщение данной информации при условии, что аудитор удовлетворен эффективностью и надлежащим характером сообщения такой информации.

Если аудитор считает, что необходимо модифицировать аудиторское заключение в соответствии с требованиями Правила N 6, то любая иная письменная информация, направляемая аудитором руководству или представителям собственника аудируемого лица, не может рассматриваться в качестве надлежащей замены модифицированного аудиторского заключения.

Аудитор должен проанализировать, может ли какая-либо информация, полученная по результатам предыдущей проверки, иметь значение для достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности текущего года. Если аудитор приходит к выводу, что такая информация представляет интерес для управления аудируемым лицом, то он может принять решение повторно сообщить ее представителям собственника аудируемого лица.

Важно, что сведения, содержащиеся в информации, носят, как правило, конфиденциальный характер. В этой связи аудитор обязан выполнять требования законодательства Российской Федерации и Кодекса этики аудиторов России в отношении конфиденциальности информации, полученной по результатам аудита. В некоторых случаях, когда возможны потенциальные конфликты между этическими и правовыми обязательствами аудитора в отношении конфиденциальности и требованиями по предоставлению информации, аудитору целесообразно получить юридическую консультацию.

Нормативными правовыми актами Российской Федерации могут устанавливаться обязательства аудитора в отношении сообщения информации, представляющей интерес для управления аудируемым лицом. Эти дополнительные обязательства о сообщении информации не изменяются в Правиле N 6, но могут влиять на содержание, форму и сроки представления аудитором информации надлежащим получателям.

В заключение отметим следующее.

Письменную информацию целесообразно составлять не менее чем в двух экземплярах. Один экземпляр такой информации передается представителю аудируемого лица, указанному в договоре, второй экземпляр остается в аудиторской организации и включается в общую рабочую документацию аудитора. Несогласие получателя письменной информации аудитора с содержанием ее окончательного варианта не может служить основанием для отказа в получении этого документа.

Для передачи устной информации целесообразно разработать специальную форму рабочего документа "Протокол - согласование информации по результатам аудита". В этом документе информация должна быть систематизирована и прокомментирована аудитором. В документе должны быть предусмотрены реквизиты, которые свидетельствуют о том, что руководство аудируемого лица ознакомлено с представляемыми сведениями.

Таким образом, и письменная, и устная информация представляется экономическому субъекту регулярно при проведении аудиторской проверки. При этом информация может содержать как новые сведения, так и информацию, полученную по результатам предыдущей проверки. Это необходимо, если аудитор считает, что данная информация может иметь значение для достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности текущего года. Если информация представляет интерес для управления экономическим субъектом, то она может быть повторно представлена представителям собственника аудируемого лица. Письменная информация обычно храниться в архивном файле, созданном по аудируемой организации, и по мере необходимости может быть использована при дальнейших проверках.

В.И.Подольский

профессор,

заведующий кафедрой "Аудит" ВЗФЭИ

Порядок, форма и состав информации, предоставляемой клиенту, зависит от вида аудиторской работы. Если проводится обязательный аудит, то аудитор должен сообщать информацию руководству и представителям собственника аудируемого лица в соответствии с требованиями Федерального правила (стандарта) № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника».

Информация — это сведения, ставшие известными в ходе аудита финансовой отчетности, которые, по мнению аудитора, являются одновременно важными для руководства и представителей собственника аудируемого лица при осуществлении ими контроля за подготовкой финансовой отчетности аудируемого лица и раскрытии информации в ней. Информация включает в себя только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора. Он не обязан в ходе аудита разрабатывать процедуры, специально направленные на поиск информации, которая имеет значение для управления аудируемого лица.

Аудитор устанавливает, кто является надлежащим получателем информации по результатам аудита из числа руководства и представителей собственника аудируемого лица. К руководству аудируемого лица относятся лица, отвечающие за повседневное руководство аудируемым лицом, а также осуществление финансово-хозяйственных операций, ведение бухгалтерского учета и подготовку финансовой отчетности. Представителями собственника аудируемого лица являются лица или коллегиальные органы, которые выполняют общий надзор и стратегическое руководство деятельностью аудируемого лица, а также в соответствии с учредительными документами могут контролировать текущую деятельность его руководства, в том числе назначать или освобождать от должности представителей высшего руководства.

Для определения лиц, которым необходимо сообщить информацию, аудитор основывается на собственном профессиональном суждении, принимая во внимание управленческую структуру аудируемого лица, обстоятельства аудиторского задания и особенности законодательства Российской Федерации, а также учитывая права и обязанности соответствующих лиц. Если, исходя из особенностей аудируемого лица, аудитор не может определить, кто является надлежащим получателем информации, то ему необходимо согласовать с клиентом, кому должна сообщаться информация.

Аудитор должен рассмотреть информацию и сообщить сведения, представляющие интерес для управления аудируемым лицом, ее надлежащим получателям. Такая информация включает в себя:
  • общий подход аудитора к проведению аудита и его объему, информирование по поводу любых ограничений объема аудита, а также комментарии по поводу уместности любых дополнительных требований руководства аудируемого лица;
  • выбор или изменение руководством аудируемого лица принципов и методов учетной политики, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на его финансовую отчетность;
  • возможное влияние на финансовую отчетность аудируемого лица каких-либо значимых рисков и внешних факторов, которые должны быть раскрыты в финансовой отчетности;
  • предлагаемые аудитором существенные корректировки финансовой отчетности, как осуществленные, так и не осуществленные аудируемым лицом;
  • существенные неопределенности, касающиеся событий или условий, которые могут в значительной мере поставить под сомнение способность аудируемого лица продолжать непрерывно вести свою деятельность;
  • разногласия аудитора с руководством аудируемого лица по вопросам, которые по отдельности или в совокупности могут являться значимыми для финансовой отчетности аудируемого лица или аудиторского заключения, и сведения о разрешении разногласий;
  • предполагаемые модификации аудиторского заключения;
  • другие вопросы, заслуживающие внимания представителей собственника;
  • вопросы, освещение которых согласовано аудитором с аудируемым лицом в договоре на проведение аудита.
Надлежащие получатели информации должны быть проинформированы аудитором о том, что:
  • сообщаются сведения только по тем вопросам, которые привлекли внимание аудитора;
  • аудит финансовой отчетности не направлен на поиск информации, которая представляет интерес для управления аудируемого лица.

Информация должна поступать от аудитора своевременно, что позволяет соответствующим лицам аудируемого лица оперативно принимать надлежащие меры. Для этого необходимо обсудить с представителями аудируемого лица порядок, сроки и принципы сообщения информации.

Сообщать информацию можно в устной или письменной форме. На решение, в какой форме представить информацию, влияют:
  • размер, структура, организационно-правовая форма и техническое обеспечение аудируемого лица;
  • характер, важность и особенности информации, полученной по результатам аудита, представляющей интерес для управления аудируемым лицом;
  • существующие договоренности между аудитором и аудируемым лицом в отношении регулярных встреч или докладов;
  • принятые аудитором формы взаимодействия с представителями собственника и руководства аудируемого лица.

Если информация сообщается в устной форме, то аудитору необходимо документально отразить в рабочих документах эту информацию и реакцию на нее получателей информации.

Аудитор имеет право предварительно обсудить с руководством клиента вопросы, представляющие интерес для управления аудируемым лицом. Если руководство аудируемого лица намерено самостоятельно передать информацию, представляющую интерес для управления организацией, представителям собственника, то аудитору не обязательно повторно сообщать такую информацию.

Любая письменная информация не является заменой модифицированного аудиторского заключения.

При повторяющемся (согласованном) аудите аудитор должен проанализировать, имеет ли значение для достоверности финансовой отчетности текущего года какая-либо информация, полученная по результатам предыдущего аудита, и принять решение повторно сообщить информацию, представляющую интерес для управления аудируемым лицом.

В отношении информации, полученной по результатам аудита, аудитор обязан соблюдать требование конфиденциальности.

При оказании сопутствующих аудиту услуг, проведении инициативного аудита, согласованных процедур аудитор предоставляет клиенту отчет по согласованию сторон. Аудиторская организация может определить во внутрифирменных стандартах перечень документов, состав, содержание и порядок их предоставления клиенту по результатам выполненной работы.

Новое на сайте

>

Самое популярное