Домой Полезные советы Страхование предмета лизинга - риски. Расходы лизингополучателя на страхование имущества Если страхование за счет лизингодателя

Страхование предмета лизинга - риски. Расходы лизингополучателя на страхование имущества Если страхование за счет лизингодателя

Евгений Маляр

# Нюансы бизнеса

Страховка при лизинге

В зависимости от договора, выплату по страховому случаю может получить: лизингодатель, лизингополучатель, банк лизингодателя.

Навигация по статье

  • Нюансы страхования лизингового имущества
  • Кто выгодоприобретатель при лизинговом страховании
  • ОСАГО и КАСКО для машины в лизинге
  • Действия в случае повреждения или гибели лизингового имущества
  • Бухгалтерский учет затрат на страхование лизингового имущества

Заключая соглашение финансовой аренды, стороны стремятся минимизировать риски. Универсальным инструментом решения этой задачи служит страхование имущества. При лизинге оно имеет ряд особенностей, о которых будет рассказано в предлагаемой вниманию статье.

Нюансы страхования лизингового имущества

Страховка при лизинге оформляется заключением отдельного сопутствующего договора. Срок его действия начинается в момент приобретения имущества у продавца, а заканчивается тогда же, когда и соглашение о финансовой аренде (если в нем не указаны иные условия).

Согласно Федеральному закону 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» страхование не является обязательным. В нем, однако, заинтересованы обе стороны:

  • лизингодатель, так как он собственник имущества на протяжении действия соглашения аренды;
  • лизингополучатель – по причине своей ответственности за полученный предмет в тот же период.

Страхование предмета лизинга лизингодателем – ситуация, справедливо считающаяся самой частой. Она логична, так как наиболее заинтересованной в сохранности имущества стороной является его собственник. Однако бывает и иначе – пользователь предмета (арендатор) также может выступать страхователем, если так решили участники договора лизинга и прописали это условие в документе.

Кто выгодоприобретатель при лизинговом страховании

Вопрос нелишний, так как обычно компенсационную выплату в случае наступления страхового случая получает владелец полиса. Для правильного ответа следует вникнуть в саму суть процесса финансовой аренды.

При лизинге источником страховых взносов служат выплаты, осуществляемые лизингополучателем. Конечно, если они по каким-то причинам прекращаются, арендодатель вынужден как собственник предмета погашать их из собственных средств. Однако такая ситуация нетипична и, как правило, приводит к досрочному расторжению договора финансовой аренды.

Другой вариант – расходы по страхованию полностью берет на себя лизингополучатель, и они не входят в сумму лизинговых платежей. Но и в этом случае выгодоприобретателем будет собственник имущества, так как отдавая его арендатору, он подвергается риску.

Из этих положений иногда делается ошибочный вывод о том, что страхователем при лизинге может быть арендатор или арендодатель, а получать страховку будет в любом случае только собственник предмета (лизингодатель). На самом деле возможен и третий вариант: если имущество приобретено лизингодателем в кредит, то договор страхования, как правило, заключается в пользу банка.

ОСАГО и КАСКО для машины в лизинге

Почти всегда оформление страховки КАСКО – обязательное условие лизинга автомобиля . Для арендодателя это выгодно по причине уверенности в получении материальной компенсации, если с машиной что-то случится в процессе эксплуатации.

Лизингополучатель в данном случае вынужден платить больше, но он получает и некоторые преимущества. Главным образом они состоят в том, что возмещение расходов по КАСКО производится постепенно. Общая сумма страхового взноса за весь срок договора финансовой аренды включается в состав регулярных лизинговых платежей. Всю и сразу ее вносит лизингодатель, а арендатор получает рассрочку.

Также следует учитывать расходы на страхование гражданской ответственности ОСАГО, которое, в отличие от «добровольного» (при лизинге это не совсем так) КАСКО, является обязательным для всех владельцев транспортных средств. Выгодоприобретателем также является лизингодатель. Страховая премия по ОСАГО может не покрыть всей восстановительной стоимости автомобиля.

Действия в случае повреждения или гибели лизингового имущества

Арендованный предмет в период действия договора финансовой аренды может быть поврежден или безнадежно уничтожен. Если страховой случай наступил и его последствия юридически корректно оформлены, лизингодатель вправе рассчитывать на компенсацию ремонта (при повреждении) или убытков в сумме недополученных лизинговых платежей.

Если суммы страховой премии недостаточно для полного погашения убытков, собственник имущества имеет право на взыскание с лизингополучателя разницы.

ЛИЗИНГ: теория и практика финансирования

Хочешь знать всё о лизинге? В этой книге приведен практический опыт применения лизинга в российских организациях. Предложены рекомендации по расчету лизинговых платежей, их отражению в бухгалтерском учете, составлению и заключению договоров.

Подробнее

Бухгалтерский учет затрат на страхование лизингового имущества

Учет лизингового имущества производится у балансодержателя предмета. Таковым может быть лизингодатель или лизингополучатель. Основные проводки, касающиеся оплаты услуги страхования, представляют собой корреспонденцию счета 76 (субсчета «Расчеты по имущественному и личному страхованию») и сч. 51.

Операции перечисления страховых взносов отражаются абсолютно идентично у лизингодателя и лизингополучателя (в зависимости от того, кто берет предмет на баланс).

У лизингодателя, в случае если имущество состоит на его балансе, убытки от уничтожения имущества и их страховая компенсация отражаются следующими проводками:

  1. Списание основного средства в аренде со сч. 001 (забалансового).
  2. Дт91 – Кт76 на сумму дебиторской задолженности за выбывшее (уничтоженное) имущество по остаточной стоимости.
  3. Дт76 – Кт60 на сумму страхового возмещения.
  4. Дт51 – Кт76 получение суммы страхового возмещения на расчетный счет.

При недостаточности компенсации для покрытия ущерба, разница списывается на убытки: Дт91 – Кт76. При избыточности компенсации разница зачисляется на «Прочие доходы»: Дт76 – Кт91.

Если предмет лизинга числится на балансе у лизингополучателя, уплачивающего страховые взносы, страхование арендованного имущества отражается следующим образом:

  1. Дт76 – Кт51 – перечислен страховой взнос.
  2. Дт97 – Кт76 – отражение страхового взноса в расходах будущих периодов.
  3. Дт25 – Кт97 – включение ежемесячных расходов на страхование в состав общепроизводственных расходов.

Вопрос

Здравствуйте. 15 июля оплатили полис КАСКО по автомобилю, приобретенному в лизинг. Как отразить эти расходы в налоговом и бухгалтерском учете. Спасибо.

Ответ

Для целей налога на прибыль собственник, арендатор, лизингополучатель автомобиля может учесть в прочих расходах затраты (Письмо Минфина от 20.02.2008 N 03-03-06/1/119):

— на обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) (п. п. 1, 2 ст. 263 НК РФ, п. 1 ст. 4 Закона 40-ФЗ);

— на добровольное страхование автомобиля от различных рисков (в т.ч. угона и ущерба) (каско) (пп. 1 п. 1 ст. 263 НК РФ).

По договорам, заключенным на срок не более одного отчетного периода (квартала или месяца), расходы учитываются в момент их оплаты (п. 6 ст. 272 НК РФ).

По договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода , порядок учета расходов на автострахование зависит от того, как уплачивается страховая премия (п. 6 ст. 272 НК РФ).

Ситуация 1. Страховая премия уплачивается единовременно. В этом случае ее сумма учитывается в расходах равномерно — пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном (налоговом) периоде.

Ситуация 2. Страховая премия уплачивается в рассрочку (частями), то есть вносятся страховые взносы. Если в договоре указаны периоды, за которые уплачиваются страховые взносы, то расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (например, полугодию, кварталу).

Если в договоре не указаны периоды, за которые уплачиваются взносы, то каждый платеж распределяется на весь срок договора (Письмо Минфина от 14.05.2012 N 03-03-06/1/245).

Если при досрочном расторжении договора страховщик возвращает вам часть страховой премии, то (ст. 958 ГК РФ, п. 1.16 Правил ОСАГО, Письмо Минфина от 18.03.2010 N 03-03-06/3/6):

— возвращаемая сумма не учитывается ни в доходах, ни в расходах;

— сумма, не подлежащая возврату, учитывается в расходах на дату расторжения договора.

Услуги по страхованию, оказываемые страховщиками на территории РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС (пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ). Следовательно, налог со стоимости услуг по страхованию к уплате лизингополучателю (сублизингополучателю) не предъявляется.

При УСН с объектом «доходы минус расходы» затраты на ОСАГО включаются в расходы в момент уплаты страховой премии (Письмо Минфина от 05.02.2016 N 03-11-06/2/5872).

Расходы на каско упрощенцы не учитывают (Письмо Минфина от 10.05.2007 N 03-11-04/2/119).

В бухгалтерском учете расходы на ОСАГО и каско списываются на расходы в том же порядке, что и в налоговом учете (равномерно в течение срока, за который уплачена страховая премия) (п. п. 5, 9, 16 ПБУ 10/99). Проводки будут такими:

  • Д 76 — К 51 — Перечислена страховая премия
  • Д 20 (23, 26, 44) — К 76 — Учтена часть расходов на ОСАГО (каско)

Смежные вопросы:


  1. Добрый день! Организация на ОСНО. В соответствии с договор аренды транспортного средства (далее ТС) с последующим выкупом организация оформила (и оплатила) в апреле страхование ОСАГО ТС. В мае мы…...

  2. Можно ли частично списать убыток от угона авто и как все это показать в декларации?
    ✒ Для целей бухгалтерского учета хищение (угон) автомобиля признается выбытием объекта основных средств. В…...

  3. Продаем ОС. в 2014г. перешли на УСН (доход-расход)с ОСНО ОС внесли по ост.стоимости. (срок полез. использ. до 15лет) в 2014г. списали в расход 50% стоимости в 2015г.…...

  4. Как правильно отразить в бух учете проектные работы (150000 руб.) и монтаж пожарной сигнализации (844800 руб.) в офисе фирмы
    ✒ Проектные работы Затраты на разработку проектной документации по строительству…...

За последние десять лет российский кредитный рынок заметно вырос, а сам факт получения автокредита стал для обывателей обычным делом (также как и страхование КАСКО). Большое количество нового и подержанного транспорта приобретается в кредит. Однако кредитование – не единственный механизм покупки транспорта с привлечением финансовой помощи. Приобретение автомобиля или любого другого транспортного средства в лизинг зачастую оказывается гораздо выгоднее кредита.

Отличия лизинга от кредита

По своей сути лизинг очень сильно отличается от классического автокредита, хотя данную услугу все же можно назвать особой формой кредитования. При покупке автомобиля в кредит собственником транспорта становится заемщик, а у банка остается право на отчуждение объекта кредитования в случае нарушения условий договора или просрочки очередного платежа.

Отличие лизинга заключается в том, что транспортное средство находится в собственности лизинговой компании до момента его выкупа лизингополучателем.

Другими словами, лизингополучатель берет транспорт в долгосрочную аренду, а затем, спустя определенный промежуток времени, получает право выкупить транспортное средство по остаточной стоимости. Такой подход может оказаться очень выгодным для малого бизнеса и частных предпринимателей. Кроме того, достаточно часто владельцы небольших компаний приобретают в лизинг личный транспорт, естественно, до момента выкупа авто у лизинговой компании машина числится за лизинговой организацией.

Стоит отметить, что с 2011 года в России использование лизингового транспорта в предпринимательских целях не является обязательным условием оформления договора лизинга. Это значит, что приобрести автомобиль в лизинг может даже физическое лицо. Однако пока подобная услуга не пользуется спросом у рядовых автолюбителей.

Страхование лизингового транспорта

Как было сказано выше, при оформлении договора лизинга право собственности на автомобиль остается у лизинговой компании. Указанный договор подразумевает полную материальную ответственность лизингополучателя за повреждение или уничтожение транспортного средства. То есть у лизингополучателя есть основанный на законе интерес в сохранении переданного ему автомобиля, и теоретически он может быть страхователем.

Однако чаще всего сотрудники лизинговой компании предпочитают самостоятельно выбирать страховщика. Расходы на страхование, как правило, закладываются в стоимость лизинга.

С одной стороны это очень выгодно для лизингополучателя, ведь не нужно думать над выбором надежной страховой компании, рассчитывать стоимость КАСКО , переживать о возможных сложностях при получении выплаты.

Но с другой стороны клиент лизинговой компании будет лишен возможности выбора страховщика, что не позволит подыскать страховую компанию с конкурентными ценами. Учитывая, что в отличие от КАСКО, оформляемого при получении автокредита, договор добровольного автострахования объекта лизинга заключается на весь срок действия лизингового договора, клиент рискует очень существенно переплатить за страховку.

В любом случае лизингополучателю как арендатору автомобиля стоит настоять на предоставлении хотя бы копии договора добровольного автострахования и правила страхования. Изучение указанных документов позволит узнать, какие действия необходимо предпринять при наступлении страхового события. Отсутствие таких знаний может привести к ошибкам при оформлении происшествия и, как следствие, к отказу в выплате страхового возмещения.

Особенности оформления выплаты

Основная особенность оформления страхового события с участием лизингового автомобиля заключается в том, что собственником транспорта является лизингодатель. Конечно, договором лизинга может быть предусмотрено право арендатора автомашины самостоятельно получить все необходимые справки и документы, а затем передать их страховщику. Однако урегулирование страхового события возможно только одним из следующих способов.

  • Перечисление денежной выплаты на счет лизингодателя.
  • Ремонт поврежденного автомобиля на сервисной станции.

В последнем случае страховщик непременно потребует от лизингополучателя официальное письмо, составленное сотрудниками лизинговой компании, с разрешением проведения ремонтных работ. Поэтому клиенту еще на этапе сбора документов стоит озадачиться данным вопросом, ведь своевременно предоставление указанного письма поможет ускорить процесс оформления убытка.

Кстати, оформляя выплату при повреждении лизингового транспорта, клиент получает небольшое преимущество. Как правило, лизинговая компания страхует у конкретного страховщика не один десяток транспортных средств и прочих объектов лизинга. То есть, по сути, является корпоративным клиентом, а, значит, сотрудники страховой компании будут крайне щепетильно и ответственно подходить к рассмотрению страховых событий.

Другими словами, клиент лизинговой компании получает в ее лице мощного союзника, обладающего квалифицированными сотрудниками, которые всегда смогут помочь клиенту в случае возникновения трудностей с выплатой.

Помните, что лизинговая компания как корпоративный клиент всегда имеет возможность повлиять на страховщика.

Заключение

Приобретение транспорта в лизинг в нашей стране все еще находится в зачаточном состоянии. Однако в последние годы все большее число клиентов предпочитает эту услугу привычным программам автокредитования. Страхование лизингового транспорта – это скорее не вмененная обязанность, а реальной необходимостью. Дело в том, что автомобили, особенно используемые в предпринимательской деятельности, всегда подвержены риску повреждения. Договор КАСКО надежно защитит бюджет лизингополучателя от непредвиденных расходов, связанных с необходимостью ремонта транспортного средства.

Хорошим способом снижения рисков является страховая защита, позволяющая часто (но нее всегда!) компенсировать возможные потери участников лизинговой сделки.

Согласно п. 2 ст. 21 ФЗ о лизинге страхование предпринимательских (финансовых) рисков осуществляется по соглашению сторон договора лизинга. Прямого указания, что такое страхование обязательно в законодательстве РФ нет.

Однако лизингодатели всегда страхуют их имущество , передаваемое по договору лизинга, от стандартных имущественных рисков, либо требуют внести в обязанности лизингополучателя выполнение страхования за его счёт.

Необходимость страхования имущества, передаваемого в лизинг, предусматривает Оттавская конвенция 25 мая 1988 г., регулирующая правовые взаимоотношения партнёров по международному финансовому лизингу. РФ присоединилась к конвенции и приняла такие обязательства в ФЗ от 08.02.98 № 16-ФЗ О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге.

В первую очередь важно страхование от пожара, стихийных бедствий, краж и иных противоправных действий третьих лиц и т.п. рисков.

Кроме того проводят страхование от рисков связанных с эксплуатацией или местом эксплуатации. Например, риск камнепада и оползня для техники, работающей в горной местности, риск залива водой для электрооборудования (в том числе при штатном срабатывании спринклерной системы пожаротушения), повышенный риск вандализма и хищения для банкоматов и т.п.

Вместе со страхованием гражданской ответственности (которое, так и так, оформит лизингополучатель, что эксплуатировать транспортное средство) , аналогично банкам кредитующим покупку автомобиля, просят страхование каско.

Лизингополучателю не обязательно искать страховщика. Это может сделать лизингодатель, зачастую, имеющий скидки у страховых компаний, как организация, которая страхует много и на крупные суммы. Страховые компании часто имеют в своем штате подразделения по работе с лизинговыми компаниями и заинтересованы в лизингодателях.

Страховка требуется на весь срок действия договора лизинга. Однако мы не рекомендуем заключать договор страхования на весь срок лизинга сразу. Лучше страховать предмет лизинга ежегодно, получая дополнительные скидки за повторное страхование и по факту отсутствия страховых случаев (так называемое безубыточное страхование по терминологии страховщиков). Кроме того при ежегодном страховании можно поискать другого страховщика с более выгодными условиями.

В среднем тарифы при страховании оборудования и другого имущества составляют 0,2-1,5 % в год от страховой суммы. Авто-каско колеблется от 4,8 до 7,9 % в год для разных классов машин и может сопровождаться условиями (ремонт в конкретных автосервисах и др.) не всегда удобными страхователю.

Есть предложения каско и за 9 и за 15 % в год - при предложении страхования, к примеру, офисных легковых автомобилей с неограниченным числом водителей. Однако, такие тарифы, а равно и ситуация когда все работники пользуются «разгонным» автомобилем нетипичны. При каско 15 % скорее подумаешь о нежелании страховщика вводить страховой продукт и о запретительном тарифе и... обратишься в другую компанию.

Определённые трудности могут возникать при страховании колесной спецтехники и лизингового оборудования на автомобильных шасси. Бывает, что страховая компания предлагает каско как за коммерческий автомобиль, а страхователь хочет страховку спецтехники (которая мало перемещается по дорогам, реже попадает в ДТП и угон, а если и перемещается, то часто не сама, а на трале или другом прицепе) и тариф на страхование которой дешевле.

В зависимости от условий эксплуатации и хранения предметов лизинга (например, при наличии забора и КПП, систем пожаротушения, тревожной кнопки и охраны) тарифы тоже могут сильно отличаться. Различаются котировки и у разных компаний, причем на треть и даже больше.

При выборе страховщика и условий страхования надо сравнить котировки нескольких страховщиков и внимательно отнестись к заполнению анкеты про объект страхования и связанные с ним обстоятельства.

Кроме скидок за многократное и безубыточное страхование, страховые компании могут предложить выплату страховой премии в рассрочку и франшизу.

Рассрочка, по крайней мере для нас, не интересна. Выгода от разделения годового платежа на 2 или даже 3-4 взноса не очень велика, а риск, что платёж не перечислят вовремя, а страховой случай наступит, как никак, существует.

А франшиза, напротив, очень уместна при лизинге. Как известно, франшиза это невозмещаемая страховщиком часть ущерба. Франшизу выражают в %% страховой суммы (например, 0,5 %) или с уточнением (0,5 %, но не менее 17 тыс. руб.).

Описывать различия условной и безусловной франшиз и другие термины страхового дела и общих условий страхования (агрегатная, неагрегатная страховая сумма, первый риск и др.) не входит в задачу нашего сайта. Для этого есть специализированные Интернет-ресурсы.

Отметим только, что франшиза может удешевить страховой взнос и одновременно избавить лизингодателя, лизингополучателя, а также страховую компанию, её сюрвееров и других участников процесса урегулирования убытков от трудозатрат и издержек по возмещению малых сумм ущерба.

Важной особенностью страхования при лизинге является то, что выгодоприобретателем практически всегда является лизингодатель . Это всем понятно, когда предмет лизинга страхует его владелец, т.е. лизинговая компаниея. Однако если страховать решит лизингополучатель, ему тоже придётся страховать в пользу лизингодателя - владельца предмета лизинга, финансировавшего лизинговую сделку.

В отличие от поиска страховой компании и переговоров об условиях страхования само заключение договора страхования не сложно. Следует лишь затребовать и внимательно изучить Правила страхования и др. документы, которые должен предоставить страховщик. Как известно, «дьявол кроется в мелочах», а также в мелком шрифте документов которые предлагают на подпись.

Сложности могут начаться при наступлении страхового случая. Наряду с необходимостью правильно документировать страховое событие, официально подтвердить введение режима «чрезвычайная ситуация» при её наступлении в месте нахождения предмета лизинга и т.п., стороны договора лизинга сталкиваются с необходимостью совместных координированных контактов со страховой компанией, точнее с подразделением урегулирования страховых убытков.

При подаче заявления на возмещение ущерба требуются учредительные документы лизинговой компании, документы подтверждающие право её собственности на предмет лизинга и, одновременно, документы лизингополучателя, подтверждающие страховое событие.

Главную нагрузку при сборе документов несёт лизингополучатель, как пользователь предмета лизинга и участник событий, имеющих признаки страхового случая. Однако издержки лизинговой компании тоже велики. При ДТП лизингодателю, разве что, не надо звать ГИБДД, да и то потому, что регистрацию а/машин в лизинге оформляют в режиме временной регистрации и в ПТС указаны владелец ТС (лизинговая компания) и лизингополучатель, фактически эксплуатирующий машину.

На разбор и к страховщику лучше готовить фотографии местности с привязкой к объектам, разметке, светофорам, знакам. Фотографировать в присутствии двух-трёх человек, составить Акт о фотографировании, пронумеровать фотографии, описать в акте точку съемки и указать дату/время съемки. Фотографирование и иное документирование повреждений предмета лизинга часто выполняют аварийные комиссары (сюрвееры), но лучше делать это и самим.

Вне зависимости от того оплатил страховку, страховое возмещение причитается выгодоприобретателю, т.е. лизинговой компании. Тут могут быть особенности оттого, что ремонт предмета лизинга после страхового случая делает лизингополучатель. По письму лизинговой компании страховщики иногда соглашаются перечислить деньги лизингополучателю. Другие же страховщики перечисляют возмещение только выгодоприобретателю, что может повлечь ситуацию когда у лизингодателя возникает внереализационная выручка, а у лизингополучателя, наоборот, трудность покрытия расходов на ремонт пострадавшего предмета лизинга. Выход есть. Можно предусмотреть в договоре, что по ущербу на малые суммы выгодоприобретателем будет лизингополучатель, можно провести взаиморасчёт сторон по получении лизингодателем страхового возмещения, можно пересмотреть график лизинговых платежей по факту ухудшения свойств предмета лизинга после страхового случая и т.д.

Главное, чтобы вопросы страхования и взаимодействия сторон договора лизинга в части страхования были обдуманы до начала договорных отношений, и тем более, до наступления события, имеющего признаки страхового случая !

Всегда есть и вероятность неисполнения обязательств страховщиком, поэтому со дня страхового случая следует быть готовым к тяжбам и формировать доказательную базу. Желательно изучать законодательство, новости страхового рынка, информацию о банкротствах страховых организаций и т.п.

Возникает при передаче в финансовую аренду любого имущества, но в наибольшей степени это актуально при лизинге автомобилей в связи с высоким риском аварий и угона транспортных средств. Кроме того, требования по обязательному страхованию гражданской ответственности автотранспортных средств накладывают на стороны дополнительные обязательства.

Как уже отмечалось, страхование имущества может осуществляться лизингодателем или лизингополучателем. Но лизинговые компании, как правило, имеют достаточно существенные скидки у страховщиков. При этом договором может быть предусмотрено, что стоимость страхования включается в сумму лизинговых платежей и уплачивается в течение всего срока действия договора, что позволяет лизингополучателю избежать единовременных затрат на уплату страховых премий. Сравнивая различные предложения лизинговых компаний, лизингополучателям следует запросить информацию о периоде страхования, включенном в сумму лизинговых платежей. Одни лизинговые компании включают в эту сумму только стоимость страхования за один год, другие — за весь срок лизинга. В таких условиях, очевидно, сравнивать цену договора невозможно. Кроме того, включение в сумму лизинговых платежей стоимости страхования только за один год дает лизингополучателю основания для проверки корректности иных расчетов.

При страховании риска гражданской ответственности необходимо обращать внимание на размер страхового покрытия.

Многие лизинговые компании не ограничиваются страхованием риска обязательной гражданской ответственности, но и страхуют гражданскую ответственность добровольно (с лимитом от 50 до 100 тысяч долларов). Естественно, что в последнем случае совокупная стоимость страхования будет выше. Конечно, лизингополучатель вправе отказаться от дополнительного страхования гражданской ответственности, за исключением случая, когда соответствующее условие будет названо лизингодателем существенным. Но при этом лизингополучателю следует учитывать, что, согласно статье 1079 ГК РФ, ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (к которым относятся и транспортные средства в соответствии с указанной статьей), несет лицо, владеющее источником повышенной опасности на праве аренды, на основании доверенности. То есть в нашем случае лизингополучатель отвечает за любой вред, причиненный полученным в лизинг транспортным средством. Кроме того, в соответствии со статьей 1068 ГК РФ юридическое лицо отвечает за вред, причиненный его работником. Таким образом, лизингополучатель заинтересован в страховании с максимальным размером лимита ответственности по рассматриваемому риску

И, пожалуй, наиболее существенный момент, на который необходимо обращать внимание при сравнении условий страхования, — надежность страховой компании. Дело в том, что для лизингодателя уровень надежности страховой компании имеет меньшее значение, чем для лизингополучателя, поскольку именно последний несет риск случайной гибели имущества. Следовательно, даже если страховая компания в силу, каких либо причин откажет в выплате страхового возмещения, лизингодатель имеет возможность взыскать сумму убытков с лизингополучателя.

Кроме того, лизингополучателю целесообразно убедиться, что по условиям договора страхования страховщик не вправе обратиться к нему в порядке регресса с требованием о компенсации убытков, вызванных выплатой страхового возмещения. Как правило, указанное условие оформляется путем исключения лизингополучателя из перечня третьих лиц, действия которых могут служить основанием для предъявления страховщиком соответствующих требований. Кроме того, лизингополучатель вправе потребовать включения в текст договора страхования условия, в соответствии с которым ограничивается право страховщика на суброгацию. Это право предусмотрено статьей 965 ГК РФ, в соответствии с которой, «если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования». Таким образом, включение соответствующего условия (о недопустимости суброгации) тоже позволит лизингополучателю избежать последующего предъявления к нему претензий со стороны страховщика.

Принимая решение о том, какая сторона будет осуществлять страхование, также необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 947 ГК РФ страховая стоимость имущества не должна превышать его действительной стоимости, т. е. стоимости имущества в месте его нахождения на день заключения договора страхования, т. е. первоначальной стоимости имущества, определяемой статьей 276 НК РФ. Учитывая определение, данное в статье 947 ГК РФ, действительная стоимость должна быть одинаковой как для лизингодателя, так и для лизингополучателя. В случае же когда лизингополучатель страхует имущество на общую сумму лизинговых платежей, а такое предложение существует на рынке услуг по страхованию, возникает риск того, что договор страхования будет признан ничтожным в части, превышающей страховую (действительную) стоимость (ст. 951 ГК РФ).

Устанавливая алгоритм определения страховой суммы, сторонам, как на стадии заключения договора, так и при его пролонгации, следует исключать такие варианты, как «по остаточной », на основании договора лизинга и т п., в силу того, что подобные варианты дают основание страховым компаниям сократить выплаты страхового возмещения. Например, в случае с остаточной балансовой стоимостью, применение коэффициента 3 делает остаточную стоимость несоизмеримой действительной, равно как и остаток невыплаченных лизинговых платежей на любой стадии реализации договора лизинга будет меньше . С учетом изложенного, определение страховой суммы должно осуществляться с учетом ее максимальной приближенности крыночной стоимости имущества.

Возвращаясь к сложившейся практике, можно отметить, что процентное соотношение страхование имущества лизингодателями и лизингополучателями примерно одинаковое. При этом выгодоприобретателем во всех случаях является лизингодатель. В отдельных случаях условия договора страхования могут предусматривать, что лизингодатель является выгодоприобретателем в части суммы не погашенных лизинговых платежей. В оставшейся же сумме выгодоприобретателем является лизингополучатель.

Как правило, лизинговое имущество страхуется от трех групп рисков. Первая группа — риски, связанные с или уничтожением имущества, т. е. риски, в результате которых имущество выбывает из владения и пользования лизингополучателя. Вторая группа — риски, связанные с повреждением имущества, т. е. риски, с наступлением которых требуется ремонт (восстановление) имущества, после чего лизингополучатель продолжает его эксплуатацию. И третья группа — риски, связанные со страхованием гражданской ответственности (например, при лизинге транспортных средств).

Остановимся на некоторых деталях страхования, которые могут иметь существенное значение для участников лизинговой сделки.

Хищение или уничтожение имущества

Имущество может быть утрачено в результате:

Хищения, под которым понимается кража (тайное хищение), грабеж (открытое ненасильственное хищение) или (открытое насильственное хищение имущества);

Уничтожения, в первую очередь — гибели имущества в результате аварии, а также под влиянием природных явлений или действий человека. Как правило, под гибелью имущества понимается наступление такого случая, при котором на восстановление имущества превышают 75 % от его действительной стоимости. Как показывает арбитражная практика, не существует однозначной позиции в отношении того, является ли утрата имущества основанием прекращения договора лизинга, хотя указанное последствие и кажется очевидным. Для того чтобы стороны не оказались в ситуации, когда имущество утрачено, а договор лизинга декоре продолжает действовать, в нем целесообразно прописать факт утраты имущества как самостоятельное основание для прекращения договора. Единственное, о чем можно говорить с большой долей уверенности, так это о том, что гибель и хищение имущества прекращают обязательство по уплате лизинговых платежей. Причем апеллировать здесь к статье 28 Закона о лизинге (согласно которой обязательства по уплате лизинговых платежей могут возникнуть до фактической передачи, если это предусмотрено договором) вряд ли уместно, так как в рассматриваемой ситуации имущество физически прекращает существовать или, в случае хищения, вероятность его возврата лизингополучателю незначительна. Но возникает вопрос, с какого момента следует считать имущество уничтоженным. До момента получения официального заключения страховой компании или независимого эксперта, стороны не могут признать факт уничтожения имущества. В то же время заключение содержит указание на дату наступления страхового случая — дату гибели имущества, которая не совпадает с датой заключения. Ответы на эти вопросы в первую очередь важны с точки зрения налогообложения. Все же до момента получения заключения факт гибели имущества признать нельзя, а, следовательно, до момента получения заключения обязательства по уплате лизинговых платежей должны сохраняться в полном объеме и их налогообложение должно осуществляться именно как лизинговых платежей, а не сумм в счет погашения убытков.

Признание факта гибели имущества не означает, что гибель имущества будет признана страховым случаем, соответственно между моментом признания факта гибели и моментом выплаты страхового возмещения может пройти продолжительный период (естественно, если гибель имущества будет признана страховым случаем), и в течение всего этого периода на лизингодателе лежат обязательства по погашению кредита. Минимизировать расходы лизингодателя может включение в текст договора условия, предусматривающего обязанность лизингополучателя уплачивать в счет погашения убытков лизингодателя суммы, эквивалентные лизинговым платежам. Как указано выше, предельный размер сумм, полученных лизингополучателем в качестве страхового возмещения и лизинговых платежей, не должен превышать общую сумму платежей по договору Денежные средства, полученные сверх такой суммы, по своей правовой природе будут являться неосновательным обогащением, и лизингополучатель имеет право вернуть себе часть таких сумм.

Таким образом, в случае гибели имущества алгоритм расчета убытков лизингополучателя должен выглядеть как сумма лизинговых платежей, подлежащих уплате в соответствии с условиями договора лизинга, уменьшенная на сумму :

1)уплаченных лизинговых платежей;

2)полученных страховых выплат

Пример 2 Сумма лизинговых платежей по договору120 ООО руб. (без НДС), сумма выплаченных платежей40 ООО руб. (без НДС), страховое возмещение 80 ООО руб. В приведенном примере общая сумма платежей по договору лизинга и суммы, полученные лизингодателем в качестве лизинговых платежей и страхового возмещения, равны. В указанной ситуации обязательства сторон по договору лизинга можно признать исполненными. Если в том же примере сумма страхового возмещения составит 70 ООО руб., то 10 ООО руб. разницы считаются убытками лизингодателя и должны быть компенсированы лизингополучателем в порядке, предусмотренном договором.

Если разница будет отрицательной, ее судьба должна определяться согласно договору лизинга. Как правило, стороны предусматривают, что указанная разница передается лизингополучателю.

При согласовании условий опоследствиях наступления страхового случая сторонам также нужно учитывать следующие факторы.

Во-первых, для расчета сумм убытка следует принимать только те расходы, которые понесены реально. Так, не должна учитываться стоимость услуг, которые предусмотрены договором, но не оказаны лизингодателем. Такими расходами могут быть суммы страховых премий, которые подлежат уплате после утраты имущества, проценты за пользование кредитом, привлеченным в целях приобретения утраченного предмета лизинга, при условии, что кредитный договор не предусматривает запрета на досрочное погашение сумм кредита, и т. д.

Во-вторых, необходимо решить вопрос зачета аванса, уплаченного лизингополучателем на стадии заключения договора. Аванс уплачивается в счет суммы лизинговых платежей определенных периодов, и, как уже отмечалось, после наступления страхового случая обязательства по уплате лизинговых платежей у лизингополучателя отсутствуют. Лизингодатель не вправе обратить взыскание на суммы авансовых платежей, если порядок обращения такого взыскания не предусмотрен договором. С учетом этого стороны могут предусмотреть в договоре условие, согласно которому аванс засчитывается в счет суммы погашения убытков, вызванных гибелью имущества. Сторонами может быть предусмотрен и иной алгоритм зачета аванса, но в любом случае для лизингодателя важно предусмотреть в договоре условия, согласно которым можно будет обратить взыскание на указанные суммы.

Определяя алгоритм погашения убьггков, лизингодатель должен учитывать и возможность непризнания гибели имущества страховым случаем, в силу чего он будет вынужден предпринимать действия, направленные на взыскание соответствующих сумм с лизингополучателя. Поэтому целесообразно прописать алгоритм погашения задолженности и в расчете на подобные случаи.

Как уже отмечалось, требования лизингодателя возместить всю сумму лизинговых платежей, подлежащих уплате в соответствии с условиями договора, основаны на его праве требовать возмещения убытков. Соответствующее право предусмотрено статьей 15 ГК РФ: лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения убытков, если их возмещение не предусмотрено договором в меньшем объеме. Указанная статья, а также то, что для лизингодателя финансовая аренда является предпринимательской деятельностью (т е. деятельностью, осуществляемой на свой страх и риск), дает лизингополучателю возможность добиться уменьшения сумм, выплачиваемых в счет возмещения убытков. Наиболее вероятное основание в данном случае — отсутствие вины лизингополучателя в утрате имущества, но могут быть предусмотрены и иные основания. При этом следует учитывать, что лизингодатель в любом случае потребует от него компенсации всех понесенных расходов, связанных с реализацией лизинговой сделки, однако в части своего вознаграждения лизинговая компания имеет реальную возможность уменьшить сумму, подлежащую уплате. Но, как показывает практика, лизингодатели проявляют готовность вести подобные переговоры только в случае серьезной заинтересованности в лизингополучателе.

Для лизингополучателя еще одним существенным моментом может стать то, что многие страховые компании предлагают два алгоритма действий в случае гибели имущества. В одном варианте выгодоприобретатель получает всю сумму страхового возмещения, но при этом остатки транспортного средства переходят в собственность страховой компании. При втором — автомобиль остается в собственности лизингодателя, но сумма страхового возмещения уменьшается на остаточную стоимость имущества (те же 2025 % от его стоимости). Вряд ли лизингодатель захочет заниматься реализацией автомобиля, но вот для лизингополучателя выкуп этих остатков и их последующая реализация могут существенно сократить издержки, обусловленные обязанностью по возмещению убытков. Конечно, приведенные последствия во многом будут зависеть от характера и степени повреждений.

Повреждение имущества

Несколько проще ситуация, когда страховым случаем является повреждение имущества, так как при этом действие договора не прекращается и после ремонта лизингополучатель продолжает использовать предмет финансовой аренды. Говоря о повреждении имущества, в первую очередь необходимо обратить внимание лизингодателя на необходимость включения в текст договора условия, накладывающего на лизингополучателя обязательство по уплате лизинговых платежей независимо от факта повреждения имущества и наличия его вины в таком повреждении.

Кроме того, в тексте договора, по условиям которого обязанность страховать имущество возложена на лизингодателя (особенно это касается транспортных средств), целесообразно :

1)закрепить обязанность лизингополучателя уведомить страховщика и лизингодателя о наступившем страховом случае;

2)предусмотреть ответственность за не совершение указанных действий;

3)прописать (в договоре или приложениях к нему) алгоритм действий лизингополучателя при наступлении страхового случая.

Указанный алгоритм должен воспроизводить аналогичные требования страховщика, приведенные в договоре (правилах) страхования. Необходимость включения соответствующих пунктов обусловлена тем, что несоблюдение формальностей, связанных с уведомлением страховой компании о произошедшем, может стать основанием для отказа в выплате страхового возмещения. Более того, лизингодатель, не обладая соответствующей информацией, не сможет проконтролировать действия ни лизингополучателя, ни страховщика. Необходимо также иметь в виду, что каждый страховой случай учитывается при определении размера страховой премии на будущие периоды, и отсутствие полной информации не позволит лизингодателю правильно спланировать расходы будущих периодов на страхование имущества.

Что касается выгодоприобретателя, то по рискам, связанным с повреждением имущества, более предпочтительным является указание в качестве такового лизингополучателя, поскольку это исключит из расчетов лизингодателя и ускоряет процесс получения страховой выплаты.

Если говорить о транспортных средствах, то на сегодняшний день существуют два варианта действий страховщика при наступлении страхового случая. При первом — страховое возмещение выплачивается против документов, подтверждающих затраты лизингодателя на ремонт имущества, при втором — страховая компания дает направление на ремонт имущества в сервисную организацию, которая и оплачивает ремонт имущества. И в том, и в другом варианте важно осуществлять ремонт у лиц, уполномоченных на это дилером; в противном случае возможен отказ в гарантийном обслуживании, что, как уже отмечалось, особенно важно для лизингодателя, когда имущество по истечении срока действия договора лизинга остается в его собственности.

Как и при гибели имущества, лизингодателю целесообразно предусмотреть последствия непризнания факта повреждения автомобиля страховым случаем.

В такой ситуации ремонт производит лизингополучатель за свой счет. С одной стороны, можно предположить, что для лизингодателя не имеет значения момент, когда лизингополучатель осуществит ремонтные работы, тем более при условии, что договором предусмотрена обязанность лизингополучателя уплачивать лизинговые платежи независимо от факта использования имущества. С другой стороны, неиспользование поврежденного имущества в течение продолжительного времени может ухудшить его технические характеристики, что негативно отразится на цене последующей реализации в случае досрочного расторжения договора или возврата имущества лизингодателю. Во избежание подобных ситуаций лизингодателю следует предусмотреть в договоре сроки, в пределах которых должны быть завершены ремонтные работы. Кроме того, в подобных ситуациях лизингодателю лучше самому профинансировать ремонтные работы с последующим перенесением издержек на лизингополучателя. Нарушение же последним обязательств по ремонту может явиться основанием для досрочного прекращения договора лизинга, продажи имущества (с ремонтом или без) и взыскания с него убытков, возникших в результате досрочного расторжения договора. Назад | |

Новое на сайте

>

Самое популярное