Домой Полезные советы Возможно ли вывести российскую экономику из офшоров? Зачем государства открывают оффшорные зоны.

Возможно ли вывести российскую экономику из офшоров? Зачем государства открывают оффшорные зоны.

Цель ситуационного анализа - сформулировать с учетом мирового опыта оптимальные подходы к офшорам в экономической политике России. Разработка сценария ситуационного анализа, экспертное обсуждение и подготовка его обобщенного результата проводились под руководством академика Евгения Примакова.

Предназначение Центра ситуационного анализа (ЦСА) Российской академии наук - экспертная оценка актуальных проблем современного мирового развития и разработка соответствующих рекомендаций для российской политики. ЦСА функционирует в рамках Отделения глобальных проблем и международных отношений РАН (академик-секретарь - Александр Дынкин), опирается в своей деятельности на потенциал академических институтов и других аналитических структур. Научным руководителем ЦСА является академик Евгений Примаков, директором - академик Владимир Барановский.

Офшоры представляют собой широко распространенное явление в современной экономике*. В его основе - с этим согласились практически все эксперты - лежит противоречие между растущей глобализацией и сохраняющимися различиями в условиях хозяйствования, экономическом и политическом статусе различных государств и регионов.

Вместе с тем офшоризация мировой экономики порождает комплекс противоречий, обусловленных существованием юрисдикций с нулевым или номинальным уровнем налогов, низкой информационной прозрачностью, ограничениями в обмене налоговой информацией. Офшорные компании (банки) концентрируют и распределяют между бенефициарами денежные потоки и прибыли, полученные за пределами офшора (трансфертное ценообразование, оплата «консультационных услуг», проценты по займам, выданным из офшора, и т.п.). За бенефициарами закрепляются права на имущество и бизнес, находящиеся в других странах. При этом имена реальных собственников закрываются, крайне низки регулятивные требования, обязательная отчетность может отсутствовать, данные о компании (в т. ч. уставные документы) недоступны в публичных реестрах.

О роли офшоров в мировой экономике можно судить по их удельному весу в глобальном богатстве. В 2010 г. стоимость глобальных активов под управлением финансовых институтов в офшорах составляла 7,8 трлн долл., т. е. 6,4% от общей величины глобального богатства, которая оценивалась в 121,8 трлн долл.

Офшоризация мировой экономики протекала ускоренным темпом в 1990-е годы и вплоть до мирового кризиса. Хотя последний оказал сдерживающее воздействие на развитие данной тенденции, общее количество офшорных компаний не сократилось. А возобновившийся в посткризисный период рост международного движения капиталов и мировых финансовых активов вновь приводит к увеличению масштабов офшоризации.

Вместе с тем сегодня процесс этот несколько замедлился - что объясняется как слабостью посткризисного роста, так и ужесточением законодательства по офшорам на волне повышенного внимания к ним в Европе и Северной Америке. Уход капитала в офшоры обходится бюджетам в 3,1 трлн долл., что составляет примерно полпроцента мирового ВВП. В этих условиях стали громче звучать голоса противников офшоризации. Речь идет об установлении боле строгих правил регулирования в отношении офшоров - путем сокращения налоговых льгот, сужения каналов трансграничной миграции налоговых доходов и утечки капиталов, обязательного раскрытия информации об основных бенефициарах офшорных компаний и т. п.

Однако объективная потребность в офшорах, подчеркивалось на ситанализе, остается. Эксперты прогнозируют, что в условиях большей прозрачности не только сохранятся, но и повысятся такие приоритеты офшорной активности, как:

повышение обеспеченности мировой экономики капиталом;

ускорение оборота финансовых активов в международном масштабе, их более эффективное использование;

снижение рисков путем перемещения капитала в экономически стабильные и безопасные страны.

Сформировавшаяся в конце 2000-х гг. тенденция к усилению регулирования отношений с офшорами, поддержанная на уровне «Группы двадцати», опирается на три ключевых аргумента:

низкие налоги в офшорах подрывают налоговую базу стран, резиденты которых пользуются этим услугами;

возможность совершения анонимных операций создает предпосылки для отмывания в офшорах нелегальных доходов и финансирования терроризма;

слабое регулирование финансовых сделок повышает риск неконтролируемых потоков «горячих денег», дестабилизирующих глобальную финансовую систему.

Однако, по мнению экспертов, несмотря на критическую риторику последних лет, экономически развитые страны продолжают активно использовать услуги как зарубежных, так и «внутренних» офшоров (территорий с особым правовым и налоговым статусом) для расширения рынков и повышения конкурентоспособности. Увеличивает использование офшоров в целях внешнеэкономической экспансии и Китай.

Национальная политика в отношении офшоров во многом зависит от баланса издержек и выгод для каждой конкретной страны, от того как решаются противоречия между интересами государства и бизнеса.

Американские ТНК - наиболее активные (после английских компаний) пользователи услуг офшоров. 83 из 100 крупнейших американских корпораций, акции которых обращаются на бирже, имеют дочерние компании в офшорах.

В настоящее время корпорации обязаны раскрывать только информацию, касающуюся их «значительных», т. е. наиболее крупных филиалов. По имеющимся данным, в 2004 г. средняя эффективная ставка по уплаченным ими налогам на официально показанные доходы составила 2,3%, тогда как номинальная ставка федерального налога на доход корпораций составляет 35%. Казначейство США оценивает размер «налоговой разницы» за счет ухода от налогов в офшоры в диапазоне от 43 млн долл. до 123 млн долл. в год.

Нынешняя администрация США взяла курс на ужесточение офшорного регулирования. Поставлена задача: новациями в налоговом законодательстве закрыть для корпораций и физических лиц возможность не только нелегального, но и легального ухода от налогообложения в офшорах. В мае 2010 г. принят Закон о налоговой дисциплине в отношении зарубежных счетов*. В феврале 2012 г. соглашение по совместному проведению в жизнь его положений заключено с Францией, Германией, Италией, Испанией и Великобританией. Предусматривается взаимное предоставление отчетности и обмен информацией соответствующими национальными службами. Введение этого закона затронет интересы и российских банков.

В целом основные положения принятых и предлагаемых законопроектов сводятся к следующему.

Американским гражданам вменяется в обязанность декларировать инвестиции и доходы независимо от страны их происхождения.

Устанавливается презумпция виновности компаний, в соответствии с которой им придется доказывать, что они не скрывали свои доходы с помощью офшоров от налоговых ведомств (в настоящее время вину корпораций должно доказывать государство).

Использование офшора допускается, если сделка имеет существенную «неналоговую цель», т. е. направлена на развитие бизнеса.

Вводятся санкции против иностранных юрисдикций и финансовых институтов, препятствующих сбору налогов в американскую казну.

В феврале 2012 г. Белым домом опубликован Проект налоговой реформы для коммерческого сектора (The President`s Framework for Business Tax Reform ). В части, относящейся к реформе системы налогообложения иностранных операций, предлагается несколько новаций:

введение обязательного налогообложения прибылей американских корпораций, полученных за рубежом, отмена существующей отсрочки уплаты этого налога до репатриации прибыли;

отмена налоговых вычетов при выводе производства за рубеж и введение новых стимулов для возвращения производства в США;

меры по уменьшению мотивации компаний к перемещению прибылей и активов за рубеж.

После того как на уровне ОЭСР в 2009 г. были сформулированы новые критерии в отношении информационной открытости офшорных территорий, многие из них заключили с США требуемые двусторонние соглашения. Существовавшие ранее соглашения об избежании двойного налогообложения с офшорными юрисдикциями были пересмотрены. По состоянию дел на 30 апреля 2011 г. подписано 143 соглашения с 90 торговыми партнерами, включая 27 соглашений об обмене информацией, 49 соглашений об оказании юридической поддержки*.

Из ста британских компаний с наибольшей капитализацией, включенных в листинг Лондонской фондовой биржи, лишь две не пользуются услугами офшоров. Остальные имеют более 8 тыс. дочерних структур в офшорах по всему миру. Английские территории Джерси, Гернси, остров Мэн имеют статус налоговых гаваней уже несколько веков.

По имеющимся расчетам, ежегодные налоговые убытки страны в результате использования офшоров составляют порядка 18,5 млн ф. ст. Из них 11,5 млн ф. ст. обусловлены легальной оптимизацией налоговых выплат. Остальные 7 млн ф. ст.- это недополученные доходы государства в результате незаконного уклонения от уплаты налогов.

В качестве средства борьбы с финансовыми нарушениями в офшорах используются прежде всего соглашения об обмене налоговыми данными. Одновременно Великобритания, стремясь создать привлекательные альтернативы офшорам, улучшает налоговый режим для бизнеса. С апреля 2011 г. ставка корпоративного налога для крупных компаний понизилась с 28% до 26% и будет снижаться и дальше до 23%. Для малого бизнеса ставка сократилась с 21% до 20%.

Механизм преследования лиц c незадекларированными капиталами и доходами в офшорах позволяет «добровольно» урегулировать налоговые претензии - либо единовременно (путем одноразовой уплаты налога windfall tax), либо постепенно при полном раскрытии банковской информации.

В странах континентальной Европы проблема офшоризации экономики менее остра в сравнении со странами англосаксонской модели капитализма. Большинство европейских компаний имеет дело с так называемыми «мягкими» оффшорами, такими как Кипр или Гибралтар, а то и вообще «белыми» (иначе говоря, респектабельными) офшорами - например, Люксембургом и Мальтой.

Более актуальной для стран континентальной Европы является проблема утечки капиталов частных лиц через офшоры.

Германия, являясь мировым лидером по количеству соглашений об избежании двойного налогообложения (136 по состоянию на май 2011 г.), все больше принуждает офшорные юрисдикции к заключению соглашений об обмене налоговой информацией. Действенной (хотя и подвергаемой критике во внутриполитических дебатах) мерой борьбы с укрывательством капиталов в европейских офшорах стала покупка земельными и федеральным правительствами «пиратских» компакт-дисков с данными о счетах в соответствующих банках.

Во Франции отсутствует специальное законодательство о банковской тайне. Банки ежемесячно сообщают о фактах открытия и закрытия счетов, суммах полученных процентов и доходах от капитала. Любую другую информацию налоговые органы могут получать от банков по запросу. Налоговая служба ведет централизованную базу данных обо всех открытых счетах.

Специфика политики отдельных европейских стран по офшорам во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в экономике. Например, Италия, несмотря на детальное офшорное законодательство, лидирует как по доле теневой экономики в ВВП, так и по масштабам нелегального вывоза капитала. А в странах Северной Европы, несмотря на высокий уровень налогообложения, использование офшорных «серых» и «черных» схем практикуется в гораздо меньшей степени. Так, Норвегия изымает до 80% доходов от добычи нефти и газа (в России данный показатель в 2 раза ниже) - но при этом иностранных нефтяников привлекают в страну четкие, понятные всем и неменяющиеся условия, практическое отсутствие коррупции, эффективная господдержка крупных проектов.

Японское законодательство рассматривает офшоры не как средство оптимизации налогов, а как операционную базу для обслуживания зарубежной сети и иностранных клиентов, выпуска ценных бумаг, покупки активов, слияний и поглощений, организации аутсорсинга, а также для валютных операций за границей. К оттоку капитала через офшоры относятся как к неизбежному и даже необходимому аспекту глобализации японского предпринимательства - поскольку перенос производственных и сбытовых операций за границу стимулирует разработку новых технологий и работу над созданием новых экспортных ресурсов.

Отсюда специфика японского регулирования офшоров: направлять движение капитала за границу, не допуская свободного хода финансовых потоков из офшорных зон в Японию. Для физических лиц - резидентов доступ на офшорный рынок практически закрыт, а для юридических лиц установлены особые процедуры. Со счетов в офшорных банках можно переводить на рынок Японии не больше 5% активов в день. Это прежде всего инструмент контроля за тем, чтобы переводимые суммы не попадали к резидентам. Для перевода на счета нерезидентов в Японии офшорные банки должны предоставлять налоговикам планы использования этих средств.

За тем, чтобы офшоры не использовались для финансовых махинаций, следят не только налоговые власти, но и Агентство финансовых услуг, ведущее мониторинг деятельности всех частных финансовых учреждений Японии. Такие махинации - большая редкость, и каждый случай вызывает шумный публичный скандал.

В политике страны в отношении офшоров в последнее время параллельно развиваются две тенденции. С одной стороны, совершенствуются правовые условия движения капитала между Южной Кореей и офшорами. Власти выдвинули концепцию превращения страны в региональный финансовый хаб; в эту перспективу вписывается идея формирования собственных офшоров. С другой стороны, усиливаются репрессивные меры против лиц и компаний, скрывающих свои доходы от налогообложения.

Предусматривается также расширение сотрудничества с заинтересованными государствами и международными организациями. В августе 2010 г. Южная Корея и США договорились о совместных действиях по предотвращению незаконного уклонения от налогов. Подписан ряд договоров об обмене налоговой информацией (с Панамой, Багамскими, Виргинскими и Каймановыми островами), соответствующих стандартам прозрачности ОЭСР. Достигнуто соглашение о расширении сотрудничества в области финансового мониторинга с Швейцарией и Малайзией.

Китайские компании широко используют офшорные территории как часть стратегии внешнеэкономической экспансии. В 2004–2010 гг. объем прямых иностранных инвестиций в офшоры увеличился почти в 12 раз. Офшорами пользуются большинство крупнейших компаний; в отличие от российской практики, эта деятельность осуществляется в рамках государственных программ зарубежных инвестиций. Валютный контроль за движением капиталов сохраняется, и планов по его либерализации пока нет.

Цель использования офшоров - повышение конкурентоспособности китайского промышленного экспорта и зарубежное инвестирование в инфраструктуру и добычу сырья, а также обретение более широкого доступа к производственным сферам и финансовым ресурсам, являющимся предметом специального регулирования. Так, создание совместного предприятия делает возможным доступ к отраслям китайской промышленности, закрытым для иностранных компаний, а также к финансовым средствам китайских банков. Имеют значение доступ к гонконгским финансовым средствам (прямое кредитование, привлечение финансовых средств, номинированных в юанях, выпуск юаневых бондов на Гонконгской бирже), равно как листинг на зарубежных биржах китайских компаний, работающих в закрытых для иностранцев отраслях китайской экономики.

В то же время фактор налоговой экономии при осуществлении прямых иностранных инвестиций теряет свою актуальность, т. к. в 2010 г. для совместных предприятий были отменены налоговые вычеты.

Широкое распространение получает использование офшоров состоятельными китайцами. Согласно исследованию, которое провел в 2011 г. China Construction Bank, офшоры используют более 22% китайцев, обладающих состоянием свыше 7 млн долл. (для тех, чье состояние превышает 50 млн долл., этот показатель составляет более 70%).

Потери китайского бюджета от использования национальными компаниями офшорных схем не оценивались в т. ч. потому, что на данном этапе движение капитала воспринимается как одно из направлений интеграции Китая в мировую экономику и происходит под контролем государства.

Большое внимание китайские регуляторы уделяют использованию офшорных схем физическими лицами. Потери бюджета в связи с этим достаточно серьезны. По оценкам Центробанка Китая, в 1990–2010 гг. от 16 тыс. до 18 тыс. коррупционеров покинули Китай и вывели из страны более 120 млн долл., в т. ч. с использованием офшорных компаний.

Китай имеет более 120 соглашений об обмене налоговой информацией, в том числе с основными офшорными территориями. Это позволяет достаточно успешно выявлять схемы уклонения от налогов.

Контроль в отношении офшоров сочетается с определенной гибкостью. В 2011 г. китайским компаниям было разрешено оставлять прибыль на офшорных банковских счетах без ограничений по времени и сумме.

Особое место в политике, касающейся офшоров, принадлежит Гонконгу. В 2011 г. объем осуществленных через него торговых сделок превысил 300 млн долл. (что составило пятикратное увеличение по сравнению с предшествовавшим годом). Юань стал третьей по объему использования в регионе валютой после гонконгского и американского долларов.

В ряде случаев Китай активно использует Гонконг для офшорной торговли юанем в качестве политического инструмента. Программу «юаневого квалифицированного иностранного институционального инвестора», действующую в отношении Гонконга, планируется распространить на Тайвань с целью более глубокой интеграции острова в экономику КНР.

Гонконг имеет более 40 соглашений об обмене налоговой информацией и исключении двойного налогообложения, в т. ч. с такими офшорными территориями, как Джерси, Макао, Маврикий, Люксембург.

Среди стран, лидирующих по прямым иностранным инвестициям в Гонконге,- Китай, США, Япония, Великобритания. Китай и Великобритания входят и в число главных реципиентов гонконгских капталов. Таким образом, Гонконг служит как бы «перевалочной базой» по обмену капиталами между Китаем и остальным миром.

После кризиса 2008–2009 гг. международные организации заняли достаточно жесткую позицию, направленную на то, чтобы заставить офшоры выполнять международные стандарты налоговой прозрачности.

Такие стандарты, утвержденные в специальном документе ОЭСР в 2009 г., требуют от национальных правительств проявлять готовность к обмену налоговой информацией по запросу страны-партнера. В информационный пакет включаются бухгалтерская отчетность, банковская информация (независимо от действия банковской тайны), информация о владении собственностью. Одновременно предусматривается защита конфиденциальности полученной информации и ее использование в строго ограниченных целях. По данным ОЭСР, к настоящему времени более 90 стран приняли на себя обязательства соответствовать этим стандартам.

Важным инструментом воздействия на офшоры стала публикация с 2009 г. трех списков: «черного», «серого» и «белого», в которых страны квалифицируются в зависимости от их готовности соответствовать международным стандартам налоговой прозрачности.

На сегодняшний день в «черном списке» ОЭСР нет ни одной юрисдикции. «Серый список» в сентябре 2009 г. включал в себя 40 стран - в основном классические офшоры, но также налоговые преференциальные режимы (такие как Лихтенштейн, Андорра) и финансовые центры (как, например, Сингапур, Швейцария). Сегодня в нем осталось лишь две страны - остальные приняли на себя необходимые обязательства по обеспечению налоговой прозрачности и были исключены из списка. «Белый список» первоначально содержал в основном налоговые юрисдикции, не имеющие льготных налоговых режимов (в т. ч. Россию), но теперь включает и классические офшоры, которые смогли заключить 12 соглашений об обмене информацией, соответствующей стандартам налоговой прозрачности.

Офшорные зоны в своем большинстве идут на принятие требований ОЭСР и берут на себя обязательства в отношении налоговой прозрачности, хотя борются за сохранение своего права на нулевую либо пониженную налоговую ставку. С 2009 г. в мире было заключено более 700 договоров об обмене налоговой информацией. Как показала практика, давление на офшоры со стороны международных организаций может быть достаточно эффективным.

С налоговыми офшорами развитые страны подписывают, как правило, только соглашения об обмене налоговой информацией. Соглашения об избежании двойного налогообложения считаются непродуктивными, т. к. в этом случае легализуется возможность заплатить налог по более низкой ставке, а также использовать «серые» налоговые схемы. Россия, отмечалось на ситуационном анализе, в этом отношении стоит особняком - из имеющихся у нее более 80 международных налоговых соглашений нет ни одного соглашения об обмене налоговой информацией с офшорами.

Об ужесточении позиции международного сообщества в отношении уклонения от уплаты налогов свидетельствует и недавнее решение ФАТФ*. В феврале 2012 г. ФАТФ приняла рекомендации, которые позволяют относить неуплату налогов к отмыванию денег. Поскольку международные стандарты противодействия отмыванию денег обязательны для государств-членов ФАТФ (в том числе для России), данное решение значительно расширяет возможности в области расследования и правоприменения по налоговым преступлениям с использованием офшоров.

В целом позиция международных организаций была оценена экспертами как соответствующая интересам России.

В России, как и в других странах, офшоры создают комплекс противоречий между интересами государства и бизнеса. Государство из-за использования офшоров несет налоговые убытки и риски утраты контроля над стратегическими активами. Экономика теряет значительные финансовые ресурсы, которые уходят в офшорные банки.

В то же время эксперты пришли к выводу, что мотивация и характер использования офшоров российским бизнесом имеют и существенные отличия от мировой практики.

Во-первых, для российских компаний главная мотивация - не только минимизация налоговых платежей (как это имеет место в других странах), но и защита бизнеса и прав собственности от криминального и чиновничьего рейдерства. Особенно остра эта проблема для регионального бизнеса. Именно поэтому наибольшей популярностью у нашего бизнеса пользуются офшорные юрисдикции, функционирующие на основе английского права, позволяющие структурировать сложные сделки и обеспечивать контроль над собственностью, находящейся в России.

Во-вторых, доля офшоров в экспорте и импорте прямых инвестиций в десятки раз выше, чем в других странах. Так, например, в Германии и Франции доля офшоров в накопленных прямых инвестициях за рубежом составляет соответственно 1,9% и 2,3%. У нас доля Кипра в экспорте прямых инвестиций - свыше 40%, других офшоров - 15–20%. Схожая ситуация и по притоку прямых иностранных инвестиций. Т. е. во многом участие России в международном обмене прямыми инвестициями обеспечивается преимущественно деньгами российского происхождения.

В-третьих, настораживает существенная доля экспорта нефти, металлов, леса и удобрений, осуществляемого через офшоры. Конечно, многие экспортеры сырья используют в качестве посредников международных трейдеров. Но у нас здесь явный перебор, заложенный еще в 1990-е годы. Сопоставление данных внешнеторговой статистики России и статистики импортеров показывает не только значительную разницу в географии и объемах торговых потоков, но и в удельной стоимости сырья на границе России и на границах конечных потребителей нашей продукции. Такая разница может, по мнению ряда экспертов, свидетельствовать об использовании через офшоры двойных контрактов по экспорту.

Негативные проявления в связи с российской практикой использования офшоров определяются рядом факторов - характером проведенной в 1990-е годы приватизации, слабостью российской банковской системы, неразвитостью фондового рынка, значительными масштабами теневого сектора и коррупции. Вместе с тем, подчеркивалось на ситанализе, в некоторых отношениях офшоры оказываются важным элементом функционирования экономики.

Они необходимы ориентированному на внешние рынки крупному бизнесу, поскольку позволяют легче решать вопросы привлечения иностранных инвестиций и кредитов, создавать более эффективную юридическую базу разрешения споров и т. п.

В ряде случаев без офшорных компаний вряд ли возможно реализовать крупные международные проекты - такие, например, как экспортные газопроводы «Голубой поток» или «Северный поток».

Использование офшоров в какой-то мере оправдано при проведении сделок слияния/поглощения, проведении IPO на зарубежных финансовых рынках, при размещении заказов на морские суда, при экспорте сложного оборудования, в т. ч. спецтехники, с целью минимизировать правовые риски и риски неплатежа. Это, по мнению экспертов, соответствует имеющейся мировой практике (показательным примером может служить компания «Боинг», имеющая свой экспортный хаб на Каймановых островах).

Создание офшорных расчетных центров как формы финансового аутсорсинга может быть целесообразным при реализации долгосрочных контрактов (например, по поставкам газа в Европу, тем более когда они частично заложены под полученные ранее кредиты от западных банков).

Издержки усиливающейся офшоризации российского бизнеса состоят не только в недополученных налоговых поступлениях и легализации незаконных доходов. Главные угрозы, с которыми сталкивается государство, связаны с риском утраты контроля над стратегическими активами в ТЭКе, металлургии, машиностроении, оборонных производствах и, следовательно, потерей управляемости экономикой, регулирования платежного баланса и инвестиционного процесса.

Ключевую роль в устранении связанного с офшоризацией негатива будет играть кардинальное улучшение условий ведения бизнеса в России. При этом российская офшорная политика, по мнению всех экспертов, не должна быть сфокусирована на введении жестких запретительных мер. Их результатом - при действующем режиме движения капиталов - будет только усиление нелегальной утечки капиталов и возрастание рисков при осуществлении иностранных инвестиций в Россию.

Эксцессы администрирования в связи с офшорами способны подорвать наши конкурентные позиции. Чрезмерные ограничения могут «вывести из игры» российские компании в условиях, когда офшоры будут оставаться объектом и инструментом международной конкуренции. Не запрещение, а повышение прозрачности офшорной деятельности - таким должен быть главный вектор курса на преодоление ее издержек и рисков. Для этого нужна постоянная, кропотливая работа российских регуляторов с офшорными юрисдикциями, как это делается в других странах.

Понятно, что надо активизировать борьбу с криминальными и полукриминальными схемами. Однако законопослушный бизнес не должен становиться жертвой антиофшорной кампании. При этом целесообразность использования офшоров, если оно не носит криминального характера, должна определяться только самой бизнес-структурой, а не каким-то регулирующим органом, не отвечающим за результаты ее деятельности.

На основе такого подхода, полагают эксперты, вывод российской экономики из «офшорной тени» - вполне решаемая задача.

1. Эксперты единодушны в том, что регулирование офшоров в российском законодательстве устарело и должно быть скорректировано с учетом принятых в последние годы в мировой практике мер.

2. Большинство экспертов подчеркивало, что все заключенные Россией соглашения с внешними партнерами в области налогов - исключительно об избежании двойного налогообложения. Нет ни одного соглашения об обмене налоговой информацией с офшорами. А именно такие соглашения в современной мировой практике - основной инструмент вывода деятельности компаний из «офшорной тени».

Следовательно, первым шагом должно стать заключение с офшорами соглашений об обмене информацией. Это позволит получить достоверную картину офшорной деятельности российских компаний. В противном случае разрабатываемые в настоящее время антиофшорные меры не будут эффективными. Следующим шагом могли бы стать рекомендации бизнесу переводить активы в офшорные юрисдикции, с которыми заключены соглашения об обмене налоговой информацией по модели транспарентности, выработанной ОЭСР.

3. Часть экспертов предложила распространить контроль государства на компании российского происхождения, зарегистрированные в офшорах. По сути, это означало бы введение в российское законодательство элемента экстерриториальности. Офшорная компания российского происхождения должна будет выполнять требования российского законодательства по отчетности и предоставлению информации об участниках компании (акционеры, вкладчики, выгодоприобретатели), если эта компания отвечает хотя бы одному из следующих критериев: учреждена по российским законам, имеет местом нахождения Российскую Федерацию, осуществляет основную деятельность на территории Российской Федерации.

Такие шаги были бы аналогичны законам в отношении офшоров, принятым в последнее время рядом развитых стран, в частности США (Закон 2010 г. «О налоговой дисциплине в отношении зарубежных счетов»).

В то же время другие участники ситуационного анализа высказали сомнения в действенности указанной меры. В случае США реализация принципа экстерриториальности, по сути дела, обеспечена их возможностью действовать с позиции силы, что для России пока нереально.

4. Поддержку получило предложение активизировать участие России в международном сотрудничестве по повышению прозрачности офшоров. Такое сотрудничество будет связано и с определенными обязательствами для России по раскрытию информации о крупных российских компаниях.

5. Предложено пойти на формирование «черного списка» зарубежных банков, в частности прибалтийских, участвующих в сомнительных финансовых схемах с российскими компаниями и банками. Эти меры полностью соответствовали бы мировой практике.

6. Не было достигнуто согласия по предложению ввести особый офшорный режим для российских компаний с государственным участием. По мнению большинства экспертов, госкомпании, как это принято во всем мире, должны работать в той же коммерческой среде, что и частные.

7. Некоторые эксперты подняли вопрос о создании собственной международной офшорной зоны в Калининградской области. Но такое предложение не было поддержано большинством участников. Высказывались сомнения насчет конкурентоспособности такой зоны. Вопрос требует дальнейшего изучения.

8. Единодушную поддержку получило предложение о более широком привлечении бизнеса к обсуждению мер по выводу российской экономики из офшорной тени.

Популярность вложения денег в офшоры во всем мире вызвана прежде всего простотой их использования и невысокой ценой обслуживания таких компаний. Как правило, все расходы на содержание офшора можно просчитать заранее: для каждой офшорной территории обычно установлена фиксированная стоимость открытия компаний и существуют определенные правила их администрирования. Кроме того, большинство видов деятельности в офшоре освобождаются от уплаты всех основных налогов при условии, что компания ведет дела за пределами страны регистрации. Обязательной является только ежегодная уплата определенной (и относительно небольшой) фиксированной суммы, без каких-либо дополнительных платежей и поборов.
И здесь возникает правомерный вопрос: а зачем государствам множество иностранных предприятий, приносящих незначительный доход и, возможно, значительные хлопоты? Давайте попробуем разобраться.

  1. Приток валюты. Как правило, классическое офшорное законодательство разрабатывается в небольших государствах, с ограниченными ресурсами и производством. Чаще всего, хотя и не всегда, это – островные государства в южных морях, со слабой экономикой, нуждающейся в постоянном поступлении иностранной валюты. И суть здесь именно в создании условий для привлечения как можно большего числа компаний. Среди наиболее ярких примеров – крошечные , государство площадью в 153 кв. км и с населением численностью примерно 25 000 жителей, где по данным прошлого года было зарегистрировано более 650 000 (!!!) офшорных компаний. Конечно же, даже небольшой ежегодный налог, взимаемый с такого количества компаний, приносит в государственный бюджет БВО значительную прибыль, во много раз превышающую все их доходы от внешней торговли и туризма.
  2. Рабочие места и развитие региона. Еще одно существенное преимущество, которое способны дать государству открытые в нем офшорные компании, – это создание значительного количества рабочих мест. Не зря, по одному из общих правил офшорного законодательства, любая офшорная компания регистрируется только при участии местного агента. Широко востребованы также ряд административных должностей, сфера обслуживания, растет рынок недвижимости. Кроме того, зачастую даже многие развитые государства, не желающие полностью перестраивать свое корпоративное законодательство, открывают у себя офшорные территории: так называемые «свободные экономические зоны», «зоны международной торговли», «международные бизнес-центры». Обычно такие территории имеют определенную специализацию и создаются для развития экономики отсталых регионов внутри страны, для того, чтобы поднять какую-либо отрасль (как, например СЭЗ Шеннон и Международный Центр Финансового Сервиса в Ирландии) или обойти слишком строгое местное законодательство (множество СЭЗ Китая).

Разумеется, такая заинтересованность в офшорах играет на руку и нам, потребителям. Во-первых, офшорное законодательство разрабатывается максимально дружественным для потенциальных клиентов. Во-вторых, в наше время, с широким и быстрым распространением новостей, офшорные территории крайне дорожат своей репутацией и не допускают на своей территории даже мелких нарушений. Корпоративное законодательство для работы с офшорными компаниями разрабатывается максимально прозрачным и не содержит «подводных камней», способных подмочить репутацию государства и отпугнуть возможных инвесторов. Если местные законы гарантируют вам конфиденциальность – значит вы ее получите без оговорок. Если вам начисляется определенный фиксированный налог – с вас ни при каких обстоятельствах не потребуют никаких дополнительных законных (и уж тем более не совсем законных) платежей.
Именно благодаря этому

Развитие рыночной экономики обусловило появление различных направлений расширения ее возможностей. Одним из них становится становление оффшорных зон. Подобные образования важны для мировой бизнес-структуры. Они способствуют привлечению больших инвестиций. Роль оффшорного бизнеса в мировой экономике и системе народного хозяйствования нашей страны значительна. О подобных формах развития рыночной экономики пойдет речь далее.

Общая характеристика

Оффшорный бизнес сегодня процветает и активно развивается. Подобные зоны являются особой территорией со своими законами экономическими процессами. Термин «оффшор» пришел к нам из английского языка. Off-shore дословно переводится как «вне берега». Это отдельный бизнес, который строится по своим законам.

Страны оффшорного бизнеса занимают специальные территории, на которых компании после регистрации получают преимущества при оплате налогов. Такие организации находятся под юрисдикцией государства, к которому они юридически относятся. При этом они обязуются выполнять все требования местных законов.

Регистрация своего бизнеса в оффшорной зоне предоставляет компании массу преимуществ. Она получает налоговые льготы. Это значительно сокращает расходы. При этом вести финансовую отчетность становится проще. Однако эта тенденция характерна далеко не для всех подобных зон. В некоторых из них практически полностью отсутствует валютный контроль.

Компания, которая зарегистрирована в оффшорной зоне, ведет бизнес в любой валюте. Списание затрат проводится внутри страны, в которой зарегистрирована компания. При этом деятельность ее становится полностью анонимной. Финансовые операции становятся секретными, не подлежат оглашению для общественности.

В классическом варианте в оффшорной зоне ведут свой бизнес только нерезиденты. При этом внутренний ссудный капитал изолирован от счетов резидентов. Каждая оффшорная зона отличается условиями и требованиями к ведению отчетности. Поэтому компании выбирают страну самостоятельно. Они соотносят свои требования с условиями, которые предоставляет то или иное государство.

Разновидности зон

Существуют определенные особенности оффшорного бизнеса. Такие безналоговые зоны можно разделить на три группы. К первой категории относятся классические оффшоры. В такой зоне компании освобождены от налогов и отчетности. К таким территориям относятся, например, Доминикана, Сейшельские острова, Панама.

К первой группе оффшоров относятся страны, которые не требуют ведения отчетности. Также здесь полностью отсутствуют налоги. Это небольшие государства третьего мира. Наиболее известными странами этой категории являются Багамские острова, Панама, Каймановы и Виргинские острова. Здесь компаниям гарантируется полная конфиденциальность действий. Контроль их деятельности со стороны властей практически полностью отсутствует.

Оффшорный банковский бизнес в подобных экономических зонах практически не ведется. Также крупные, солидные компании избегают вести свою деятельность в подобных странах. В противном случае они теряют доверие инвесторов и партнеров.

Ко второму типу оффшоров относятся зоны повышенной респектабельности. Здесь от компаний требуют ведения финансовой отчетности. При этом им предоставляют хорошие налоговые льготы. Контроль компаний со стороны государства в этих зонах достаточно жесткий. Здесь ведут реестр директоров, акционеров. Престиж компаний в таких оффшорах выше. Примером подобных экономических зон являются Венгрия, Ирландия.

К третьей категории оффшоров отнесены экономические зоны, которые предоставляют нерезидентам некоторые налоговые льготы. Это, например, Великобритания, Россия. Здесь существуют высокие требования к ведению отчетности, что повышает доверие к компаниям. Наибольшей популярностью среди подобных стран пользуется Кипр. Здесь действуют международные соглашения, которые позволяют избежать двойного налогообложения.

Роль безналоговых зон

Значимость оффшорного бизнеса и его роль в экономике велики. Безналоговые зоны являются частью экономического пространства страны, где применяется особая система льгот. Создают подобные зоны с разными целями. Если оффшоры созданы в экономически развитых странах, они нужны для усовершенствования внешних экономических связей, эффективного ведения среднего, малого бизнеса.

В развивающихся странах подобные пространства создают с целью привлечения иностранного капитала, создания новых рабочих мест. Это способствует развитию экономики страны.

Стоит отметить, что оффшорный банковский бизнес составляет около 1/3 всех депозитов развитых государств мира. Здесь также сконцентрирован страховой бизнес. Через оффшорные зоны осуществляются экспортно-импортные операции, консалтинговую, трастовую деятельность. Также здесь заключают сделки о покупке-продаже недвижимости.

При этом предприятия, которые зарегистрированы в оффшорах, не имеют права осуществлять производственную деятельность. Однако подобные экономические зоны играют важную роль. Они ускоряют экономический рост, мобилизуют инвестиции. Здесь происходит обмен информацией и технологиями. Здесь компании малого и среднего бизнеса получают возможность «встать на ноги», чтобы впоследствии перейти на обычную систему налогообложения своей страны.

Сегодняшнее состояние

Страны оффшорного бизнеса сегодня характеризуются разным положением в мировой экономике. Это могут быть как государства третьего мира, так и самые развитые державы. Поэтому оценка деятельности оффшорных зон сегодня достаточно неоднозначна. Здесь одновременно прослеживаются две тенденции. Первой из них является стремление стран либерализовать свою внешнеэкономическую деятельность. Это положительная сторона работы оффшоров. Однако второй тенденцией является отмывание в таких зонах «грязных» денег. Здесь нередко проводятся банковские аферы.

Тем не менее оффшорный бизнес сегодня развивается гармонично и достаточно быстро. Многие страны ужесточают свои стандарты контроля финансовой отчетности. Это привлекает значительные капиталы инвесторов. Компании, которые работают в таких условиях, занимают высокие позиции в кредитном рейтинге, пользуются доверием своих партнеров.

Специализация

Современные тенденции международного налогового планирования и оффшорный бизнес тесно связаны. Это значительный сектор мировой экономики. Каждое государство (сегодня их насчитывается около 35-40), которое предоставляет «налоговое убежище», имеет четкую специализацию в данной сфере. Так, на Багамах создают наиболее выгодные условия для ведения банковского бизнеса, судов и страхования на льготных условиях. При этом Каймановы острова гарантируют высокую секретность ведения бизнеса для компаний.

Швейцария, например, как и прежде, доказывает безопасность хранения вкладов в своих банках. Даже мировой кризис, который отразился на разных странах, в том числе и оффшорах, их не затронул. В Швейцарии защиту вкладов гарантирует банковская гильдия. По договоренности этих финансовых институтов, они не допустят, чтобы хотя бы один банк страны обанкротился.

Вред или польза?

До сих пор не утихают споры о том, вред или пользу несет оффшорный бизнес мировой экономике. Существуют как противники, так и сторонники функционирования подобных безналоговых зон. Те, кто полагают, что оффшорный бизнес, как правило, не концентрируется в развитых странах, глубоко заблуждаются. В большей или меньшей степени такие возможности для нерезидентов предоставляют многие мировые экономические лидеры. В их число входят и государства Евросоюза, некоторые штаты и США, Канада, Великобритания, Япония. Условия предоставления налоговых льгот у всех разные. Практически в каждой стране имеются положения относительно налогового законодательства, которые применяются в процессах международного налогового планирования.

Конечно, через некоторые оффшоры, которые предоставляют полную анонимность для зарезервированных в них компаний, проводят нелегальные финансовые операции и сделки. Однако крупные мировые компании, которые занимают лидирующие позиции в той или иной отрасли, не позволят себе зарегистрировать предприятие в такой экономической зоне. Они ценят свою репутацию. Поэтому они выбирают страны, которые четко регламентируют ведение бухгалтерской и финансовой отчетности, гарантируя прозрачность всех операций.

В условиях мирового финансового кризиса многие компании построили стратегические программы, которые требуют снижения затрат. Без регистрации организации в оффшорной зоне достигнуть поставленных долгосрочных целей не получится. Многие компании малого, среднего бизнеса смогли удержаться на плаву благодаря льготным условиям налогообложения. Они не смогли бы этого сделать, если бы они были зарегистрированы на территории своей страны.

Сегодня вопросам регулирования оффшорного бизнеса уделяется большое внимание. Это позволяет снизить негативные тенденции, которые наблюдаются в безналоговых зонах.

Потребность в оффшорах для России

Роль оффшорного бизнеса в экономике России значительна. Потребность в нем возникла в силу определенных обстоятельств. Когда был начат процесс реформирования экономики, граждане страны смогли зарабатывать деньги легальным и нелегальным способами. Однако вкладывать средства в бизнес в своей стране было невыгодно и небезопасно.

С распадом СССР многие хозяйственные связи между республиками бывшего государства стали международными. Поэтому через оффшоры начали направляться разные потоки товаров и денег через фирмы-посредники. Это позволило компаниям вывести свою прибыль из-под системы отечественного налогообложения.

В таких условиях развитие оффшоров шло бурно и стремительно. Первыми обратили внимание на новые возможности лидирующие на рынке компании, а также те, кто зарабатывал деньги нелегально (организованная преступность).

Стоит отметить, что многие российские предприятия благодаря продуманным проектам относительно использования оффшоров, в определенный период смогли удержаться на рынке, выжить в сложных экономических обстоятельствах. При этом они стабилизировали свое положение и ныне процветают.

Формы развития в России

Оффшорный бизнес в России начал развиваться с самого своего становления в трех формах. Они сохранились и поныне. К первой форме относится стихийное развитие компаний, работающих через оффшоры. В этом случае организации используют самые примитивные варианты использования условий компаний, которые были зарегистрированы в безналоговых зонах.

Второй формой ведения подобного бизнеса в нашей стране является возникновение и ведение хозяйственной деятельности секретарскими компаниями. Прибыль подобные организации получают от продажи готовой оффшорной компании. Ее владелец будет принимать решения о дальнейшем использовании полученных активов.

Третью форму обусловило появление в нашей стране международных секретарских организаций. Услуги иностранных консультантов позволили разным видам бизнеса стать более спланированными. Такие специалисты позволяют разработать налоговый план. Методика основана на комбинации трех факторов. Она учитывает различия налогообложения в разных странах, организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, а также особенностей извлечения дохода от определенного вида деятельности.

Негативные последствия

Существуют определенные проблемы оффшорного бизнеса в России. Использование подобных сетей (как легальных, так и нелегальных) способствует из страны. Налоговая прибыль, которая поступает в бюджет, сокращается. При этом подобный процесс может быть как легальным, так и нелегальным. Если первый можно контролировать, то второй - это стихийное явление, которое не поддается точной оценке.

Потери страны, по оценкам экспертов, особенно существенны из-за оттоков криминального капитала. Это вызывает значительные потери. Причем эта тенденция характерна как для легального, так и нелегального использования оффшоров.

Негативные последствия сказываются на экономике страны. Перестают финансироваться важные направления государственной сферы. Поэтому возникла необходимость проведения ограничивающей политики. Подобную деятельность в последние десятилетия проводят не только в России, но и практически во всех развитых странах мира. Особое внимание уделяется стабильному развитию мировых финансов, борьбе с отмыванием нелегальных доходов.

Методы улучшения ситуации в стране

Оффшорный бизнес имеет как негативные, так и позитивные последствия для экономики. Он требует тщательного контроля. Однако в этом случае требуется не только правильное ведение антиоффшорной политики, но и принятие ряда внутренних реформ. Требуется создать выгодные условия для ведения бизнеса в России. Пересмотра требует экономическая, социальная стратегия развития страны. Требуется создать выгодные условия для притока международных инвестиций, безопасного ведения бизнеса нерезидентами и резидентами РФ. В этом случае убытки, связанные с оффшорной деятельностью компаний станут минимальными.

Рассмотрев особенности оффшорного бизнеса, можно отметить его положительные и отрицательные стороны. Минимизировав неблагоприятные тенденции ведения бизнеса через безналоговые зоны, государство может повысить свою инвестиционную привлекательность, привлечь международный капитал в страну.

Полезны ли офшоры для экономики?

Дело Бизнес-климат

Заявив о необходимости «деофшоризации экономики», Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию поставил точку в разговорах о том, что должно превалировать в отечественном бизнесе - собственный карман или патриотизм. Спору нет, нехорошо, когда в целях оптимизации налогов огромная часть активов, физически размещенных в России, формально «прописана» на Кипре, Джерси, Гернси и прочих южных и не очень островах. Но все же: раз офшоры открывают, значит, это кому-то нужно… От +5 (да), до –5 (нет))

Если российские компании работают за рубежом, а сейчас это делают многие, практика бизнес-планирования предполагает наличие офшоров. Они создаются для того, чтобы производитель оперировал как на российском, так и на зарубежных рынках. Конечно, плохо, что многими российскими предприятиями владеют офшоры. Плохо, что через них проводятся операции по оптимизации налогообложения. Плюс к этому у офшоров есть, конечно, и свои риски, как и в любом другом виде бизнеса. В случае падения рынка они могут перейти в собственность западным кредиторам..

Сергей Михайловв

пред­се­да­тель со­ве­та ди­рек­то­ров груп­пы «Капи­талЪ Управ­ле­ние ак­ти­ва­ми»»

Экономика России пока не может обходиться совсем без офшоров. Большинство бенефициаров крупнейших предприятий владеют ими через офшорные компании. Причины этого очевидны: оптимизация налогообложения и защита собственности. Однако в этом есть и ряд минусов. Например, не каждый банк будет кредитовать компанию с подобной структурой собственности, поскольку могут возникнуть проблемы с взысканием объекта залога. Кроме того, капитализация компании, которой владеют через офшор, как правило, будет ниже. В целом для дальнейшего активного развития российским компаниям имеет смысл задуматься об упрощении структуры собственности..

Илья Киселевв

ру­ко­во­ди­тель каз­на­чей­ства бан­ка «Строй­кре­дит»»

Сергей Андреевв

ге­не­раль­ный ди­рек­тор ГК ABBYYY

Объемы сделок через офшоры, к которым сегодня прибегают в том числе государственные компании и банки, безусловно, должны сокращаться. При этом крайне важно, чтобы для реализации поручения президента были созданы все необходимые условия, внесены изменения в законы, которые позволят инвесторам чувствовать себя комфортно в России. Сейчас во многих наших законах не хватает целого ряда технических условий, которые есть в иностранном законодательстве..

Кирилл Дмитриевв

ге­не­раль­ный ди­рек­тор Рос­сий­ско­го фон­да пря­мых ин­вес­ти­цийй

Надо учитывать, что российская экономика замедляется. Налоги будут расти, даже несмотря на то что нас заверяют, что это не так. Придется повышать и страховые платежи, и увеличивать налогообложение имущества. Поэтому работа через офшоры может стать последним шансом для предпринимателей просто сохранить свой бизнес и не обанкротиться. Что касается минуса, то он также связан с налогами. Бюджет недополучает деньги, и государству становится сложнее выполнять свои социальные обязательства. Поэтому решать эту проблему надо. Вопрос в том - как. Рыночный способ - это сделать так, чтобы инвестировать деньги в российскую экономику было комфортно. А вот вводить запреты бесполезно. Все равно найдутся способы их обойти..

Игорь Николаевв

ди­рек­тор де­пар­та­мен­та стра­те­ги­чес­ко­го ана­ли­за ФБКК

Вопрос очень широкий. Помимо режима налогообложения это еще и проблема эффективности правовой системы. С одной стороны, деньги идут туда, где существует меньшая опасность, что их экспроприируют. И где чиновники не берут взятки. Если государство попытается, не решив эти проблемы, начать проводить деофшоризацию методами запретов на вывоз капиталов или вводить другие административные меры, то бегство капиталов из России только усилится. С другой стороны, офшоры создают возможность ухода от налогов и как результат искажают конкурентную среду. Делают ее несправедливой..

Макс Гутбродд

пар­тнер ком­па­нии Baker & McKenzie - CISS

Раз офшоры существуют и ими пользуются не только российские компании, значит, в чем-то свою позитивную функцию они выполняют. Но я думаю, что Владимир Путин имеет в виду, что деньги должны приходить в страну, а не бежать из нее в офшоры. Это невозможно сделать декретом. Сказать: «Ребята, все возвращайте». И что, все вернут? Вряд ли. Надо создавать такие условия для бизнеса, чтобы у предпринимателей просто не было необходимости работать через иностранные юрисдикции..

Юрий Кобаладзее

стар­ший со­вет­ник ин­вес­ти­ци­он­но­го бан­ка UBSS

Смотря какие офшоры и с какой целью они создаются. Многие страны, в первую очередь государства Юго-Восточной Азии, развивались как раз на основе офшорных соглашений. Да и многие наши бизнесмены предпочитают заключать сделки и решать конфликтные ситуации в иностранных, в том числе офшорных, юрисдикциях, а не в российском правовом поле. Для нашей страны этот период уже закончился. И я скорее соглашусь с Владимиром Путиным, что пора уже российскому бизнесу работать открыто. Но для этого государству предстоит очень многое сделать. В первую очередь необходимо улучшать инвестиционный климат, совершенствовать корпоративное, гражданское законодательство, наводить порядок в правоприменительной практике. Без этого проблему не решить..

Михаил Эскиндаровв

рек­тор Финан­со­во­го уни­вер­си­те­та при пра­ви­тель­стве РФФ

Ответ двойственный. В принципе офшоры не очень хороши для экономики, поэтому я ставлю минус. Но если люди понимают, что наша правовая система не очень приветлива к бизнесменам, то офшоры как временное решение проблемы являются нормальным явлением. Это, кстати, проблема не только России. Если мы посмотрим, как структурируют свою собственность американские компании, включая такие крупные, как Amazon, Google, Apple, то увидим там довольно большое количество офшоров..

Бурное развитие офшорной «экономики» (особо акцентируем внимание читателя на кавычках в слове «экономика», поскольку создание офшоров не имеет никакого отношения к нормальной экономике, удовлетворяющей естественные потребности человека) оказывает разрушающее воздействие на «материнскую экономику» не только потому, что подрывается её производственный потенциал.

Одновременно происходит снижение эффективности управления «материнской экономикой» со стороны государства. В пределе наступает полная потеря управляемости «материнской экономикой».

В качестве примера можно привести Российскую Федерацию. Процесс создания офшоров российскими компаниями разных секторов, включая банковский, начался сразу же после образования РФ. Цели этого различны: уход от налогов; обход различных запретов и ограничений на вывоз капитала (в 1990-е годы такие запреты и ограничения ещё существовали); выстраивание такой системы управления бизнесом, которая позволяла скрывать истинных хозяев компаний.

В начале 2010 года председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы РФ ЕЛ. Фёдоров обнародовал некоторые цифры и факты, относящиеся к офшорной деятельности российского бизнеса. По его данным, 95% компаний российской экономики (промышленности, банковского сектора, других секторов) находились в собственности офшорных структур. Контролирующие и надзорные органы РФ не имеют чёткого представления, какая часть офшорных структур, контролирующих российские компании и банки, находится в руках иностранцев, а какая - в руках граждан Российской Федерации. Впрочем, до конца эту картину нельзя прояснить хотя бы по той простой причине, что многие граждане Российской Федерации имеют двойное и даже тройное гражданство (т.е. само понятие «резидент» и «нерезидент» сегодня достаточно размыто). Даже если офшорная фирма принадлежит 100-процентному гражданину Российской Федерации, это, по мнению депутата Е.А. Фёдорова, не означает, что российская компания, принадлежащая через офшорную структуру такому гражданину, может управляться государством Российской Федерации8.

Фактически возникает ситуация, когда российская компания оказывается как в российской юрисдикции, так и юрисдикции офшорного государства. Поскольку многие российские олигархи и предприниматели более «мелкого калибра» получали в 1990-е годы активы в результате приватизации с большими нарушениями российского законодательства, то эти олигархи и предприниматели решили «подстраховаться» от рисков возникновения претензий к ним со стороны российского государства.

Для этого они и выстроили офшорную структуру управления бизнесом, уйдя под «флаг» других юрисдикций и рассчитывая в случае возникновения претензий найти защиту в иностранных судах.

Яркий пример того, к чему приводит офшорная структура управления компаниями, - история с российской нефтяной компанией ЮКОС, которой в 2003-2004 гг. были предъявлены серьёзные претензии со стороны государства в связи с неуплатой больших сумм налогов. Расследование государства показало, что компания имела многоуровневую систему управления, которая замыкалась на офшорную структуру, в которой ключевую роль играл Яков Ротшильд, который, естественно, резидентом Российской Федерации не являлся. Как известно, компания ЮКОС была расформирована, а её активы были проданы различным компаниям (прежде всего «Роснефти») для возмещения убытков государства по неуплаченным налогам. Однако на истории с ЮКОСом рано ставить точку. Иностранные инвесторы, которые участвовали в капитале офшорных структур, управлявших активами ЮКОСа в Российской Федерации, стали подавать судебные иски в иностранные суды с требованием возместить ущерб, вызванный продажей активов нефтяной компании. В 2010 году группа таких инвесторов- нерезидентов подала иск в Страсбургский суд на сумму 98 млрд долл.

Очевидно, что пребывание компаний, реально функционирующих на территории Российской Федерации, под двойной юрисдикций (российской и офшорной) резко снижает эффективность управления такими компаниями со стороны российского государства. Уже сегодня видно «невооружённым глазом», что министерства и ведомства Российской Федерации почти не управляют хозяйством страны, а лишь делают вид, что управляют. Одна из главных причин неуправляемости российской «экономики» - её офшорный характер9.

Впрочем, проблема снижения эффективности управления «экономикой» со стороны национального государства в связи с усилением офшорного характера «экономики» - проблема глобальная. Она актуальна и для США. Особенно рельефно эта проблема высветилась в конце текущего десятилетия: начался мировой экономический кризис, возникла необходимость более активного вмешательства государства в разные сферы национальной «экономики», а результаты такого вмешательства оказались более чем скромными. Именно поэтому, например, новый президент США Б. Обама с самого начала своего нахождения на высоком посту озаботился проблемой офшоров и фактически объявил войну офшорам10.

Еще по теме Офшоры - угроза суверенной экономике:

  1. Раздел II. СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

Новое на сайте

>

Самое популярное