Домой Полезные советы Юридическая ответственность в экономической сфере.

Юридическая ответственность в экономической сфере.

Нанесение экономического ущерба юридическим и физическим лицам путем преступной деятельности называется экономическим преступлением. Противоправные действия могут происходить в различных отраслях народного хозяйства, задевать хозяйственную или экономическую деятельность предприятий или граждан.

Сфера экономики затрагивает государственные интересы, предпринимательские взаимоотношения, налоговые и личностные взаимоотношения. Знание основ законодательства и соблюдение правовых установок поможет заинтересованным лицам соблюсти интересы, не преступая закон.

Классификация экономических преступлений

Наглядными примерами подобных противоправных действий являются уклонение от налоговых выплат, сокрытие доходов, валютные махинации, хищение государственной или коллективной собственности. Важнейшей и определяющей составной частью преступления в экономической сфере является вред, наносимый хозяйственной деятельности предприятия или организации, индивидуальному предпринимателю.

Противоправные деяния в экономической сфере подразделяются на несколько основных видов:

  • преступления в бюджетной сфере, связанные с формированием таможенных, страховых, налоговых сборов;
  • махинации с ценными бумагами, платежными поручениями и наличными отчислениями;
  • кредитные и финансовые невыплаты путем присвоения и подделки документов;
  • незаконное вмешательство и обман в сфере предпринимательства;
  • нарушения в области распределения материальных и социальных субсидий и государственных дотаций;
  • экономические преступления в области внешнеэкономической деятельности.

Нарушение закона может быть произведено на любом этапе хозяйственной деятельности, чаще всего причастными являются руководители и материально ответственные лица.

Согласно главе 22 УК РФ, посвященной экономическим преступлениям, уголовное наказание, порой связанное с лишением свободы, сопряжено с материальным взысканием. Производится арест имущества преступника, конфискация в пользу государства является обязательной согласно определенному судом размеру ущерба.

Например, ст.177 «Злостное уклонение от уплаты кредиторской задолженности» относится к юридическим лицам и гражданам. Минимальным взысканием является 200 тыс. рублей, максимально данная статья предусматривает лишение свободы до двух лет. Решение суда по данному экономическому преступлению выносится при рассмотрении всех сопутствующих факторов и исковом заявлении кредитора.


Все преступления, классифицированные как экономические, являются умышленными. В настоящее время гл.22, посвященная преступлениям в сфере экономики, расширена до 35 статей и квалифицирует различные виды противоправных деяний, определяя наказание в зависимости от тяжести содеянного. Согласно закону, экономические статьи УК подразделяются на особо тяжкие, тяжкие, средние и наименее значительные. По особо тяжким, нанесшим значительный ущерб интересам государства, рассматривается три статьи, 24 состава относятся к легким нарушениям.

При рассмотрении и расследовании применяются юридические нормы иных кодексов, которые были нарушены преступниками. Это может быть налоговое, валютное, гражданское законодательства, позволяющие произвести определение по рассматриваемому вопросу. Сфера экономических отношений регулируется большим количеством подзаконных актов и динамично развивается, что создает дополнительные сложности при квалификации преступного деяния и определении наказания.

Ответственность за экономические преступления

По статистике в РФ ежегодно возбуждается более 3 млн подобных дел, до суда доходит менее половины. Такая разница связана со сложностью сбора и формирования доказательной базы. При этом большое количество статей гл.22 УК предусматривают арест и содержание обвиняемого в следственном изоляторе до окончания следствия. Введенные изменения в закон позволили значительно снизить процент задержания подозреваемых, в настоящее время под стражу заключают только по статье за особо крупный и крупный ущерб.


Незначительные проступки, например, работа без регистрации или лицензии, не являются уголовным, но административным нарушением. Вместе с тем, ужесточены наказания за валютные нарушения. Если раньше рассматриваемая сумма в 30 млн рублей позволяла квалифицировать дело как особо крупное, то теперь планка снижена до 6 млн рублей.

Ответственность за данные преступления начинается с 16 лет. При этом виновный может являться индивидуальным предпринимателем, официально оформленным руководящим работником, а также осуществляющим предпринимательскую деятельность без регистрации в налоговых органах. Законом предусмотрены сроки давности от двух лет за незначительные нарушения до 15 лет при тяжких экономических статьях.

Одно из главных условий развития страны - устойчивое развитие экономики, которое можно достичь целенаправленным и последовательным осуществлением бюджетной, налоговой, денежной, кредитной, ценовой и таможенной политики, совокупность которых составляет экономическую политику государства. Наиболее опасным заблуждением является неверная трактовка целеполагания, государственного интереса при применении мер ответственности в экономике и финансовых правоотношениях.

Отсутствие разработанного механизма исполнения законов, неадекватность законов реальным экономическим отношениям вызвало к жизни большое количество криминальных явлений: деятельность финансовых пирамид, безответственность должностных лиц всех уровней за принимаемые ими решения в области экономики, сокрытие доходов, неуплата налогов и многое другое, что ведет к социальной нестабильности в обществе, увеличением разницы между богатыми и бедными слоями населения, усиления классовой вражды, а также к иным тяжким последствиям.

Юридическая ответственность является одним из главных признаков и составляющей частью любой правовой системы, необходимым элементом действия механизма права. В связи с этим юридическая ответственность вызывает большой интерес как объект изучения не только теории государства и права, но и отраслевых юридических наук, в том числе конституционного и административного права.

С. С. Алексеев рассматривает юридическую ответственность как реакцию государства на правонарушение, выражающаяся в обязанности лица претерпевать меры государственно-принудительного воздействия за совершенное деяние в форме лишения личного, организационного или имущественного порядка 58 .

Современная доктрина, учитывая многочисленные учения о юридической ответственности, предлагает следующие признаки, характеризующие правовую ответственность:

1) юридическая ответственность заключается в применении мер государственного принуждения.

2) юридическая ответственность следует за правонарушением и направлена на правонарушителя.

3) юридическая ответственность влечет негативные последствия (лишения) для правонарушителя в виде ограничения его прав или возложения дополнительных обязанностей, изложенных в санкции правовой нормы.

4) юридическая ответственность реализуется в строго определенном законодательством порядке и форме.

Вышеизложенное позволяет отграничить юридическую ответственность от иных видов ответственности (моральной, политической).

Следует также сказать, что в случаях, когда спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, следует учитывать, что гражданское законодательство может быть применено к указанным правоотношениям только при условии, что это предусмотрено законодательством 59 .

Становление рыночного механизма обуславливает необходимость использовать юридическую ответственность, в случаях, когда имеет место совершение правонарушения в сере экономики. Административная ответственность является разновидностью юридической ответственности, возникающей в результате административного правонарушения. Статья 2.1 КоАП РФ дает определение понятия административного правонарушения как противоправного, виновного действия или бездействия физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Данная ответственность применяется в случае невыполнения законных обязанностей, а также, если соответствующие нарушения не влекут за собой уголовную ответственность. Субъектами административной ответственности, в соответствии с КоАП РФ могут быть как физические, так и юридические лица.

В КоАП РФ присутствует довольно большой объем статей и отдельных глав, посвященных правонарушениям в экономической, финансовой, налоговой, предпринимательской сферах деятельности 60 . Административные правонарушения имеют конкретно сформулированные составы, зафиксированные в КоАП РФ или законах субъектов РФ. Так, исходя из того, что экономическая деятельность носит многоплановый характер, в Особенной части КоАП РФ перечислены составы административных правонарушений в экономике в следующих главах:

Глава 7 «Административные правонарушения в области охраны собственности» (ст. 7.28, 7.29, 7.30, 7.31, 7.32);

Глава 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» (ст. 8.1 – 8.7, 8.10, 8.15, 8.17, 8.20 и др.);

Глава 9 «Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике» (ст. 9.1–9.7, 9.10, 9.15,9.18);

Глава 10 «Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель» (ст. 10.1– 10.4, 10.7, 10.10 и др.)

Глава 13 «Административные правонарушения в области связи и информации» (ст. 13.2–13.10, 13.12, 13.13, 13.17, 13.24);

Глава 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» 61 . В качестве примера рассмотрим некоторые из этих статей.

Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии). Основная цель этой статьи - создание нормальных условий, способствующих развитию предпринимательской деятельности, функционированию товарных рынков и защите прав, с одной стороны, субъектов предпринимательской деятельности, а с другой - потребителей товаров, работ и услуг. Предпринимательской деятельностью вправе заниматься как юридические лица, так и граждане – индивидуальные предприниматели. Тем не менее, подобное право наступает только после их государственной регистрации в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности, которое выдается лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Выдача производится федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. За нарушения положений данной статьи предусматривается административная ответственность в виде штрафа с конфискацией произведенной продукции.

Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования. Государственное регулирование в области ценообразования направлено на защиту прав граждан, соблюдение экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечение нормального функционирования экономики в целом и ее отдельных отраслей.

Статья 14.12. Фиктивное или преднамеренное банкротство. Положения данной статьи направлены на охрану экономических интересов государства, прав и интересов собственников – коммерческих организаций и кредиторов, обеспечение стабильности и добропорядочности предпринимательских отношений, а также на защиту работников от незаконного лишения рабочих мест.

Экономические отношения основываются, прежде всего, на товарообменных отношениях. Отношения, возникающие между продавцом и потребителем, являются главным звеном экономических отношений, поскольку именно благодаря таким отношениям удовлетворяются потребности их участников.

В настоящее время в юридической науке не сформировалось единого определения понятия «экономическая деятельность». В связи с этим в науке уголовного права сложилось несколько позиций отнесения видового объекта к группе преступлений в сфере экономической деятельности.

Существуют также разногласия по поводу специфики общественных отношений в сфере экономики (экономической деятельности). Г. А. Русанов выделяет следующие основные признаки, характеризующие специфику рассматриваемых отношений, с которым на наш взгляд следует согласиться:

Во-первых, сущность отношений в сфере экономики (экономической деятельности) заключается в деятельности в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ;

Во-вторых, предметом регулирования экономических отношений выступают материальные блага и услуги;

В-третьих, общественные отношения в сфере экономической деятельности являются наиболее динамичными 62 . Косвенно это подтверждается тем, что в главу 22 УК РФ – преступления в сфере экономической деятельности вносится наибольшее количество изменений законодателем. И. В. Шишко по этому поводу пишет следующее: «Экономические отношения чрезвычайно подвижны: они развиваются, подчиняясь не только экономическим законам. На них оказывают влияние природные катаклизмы и политические события (засуха, война, длительное отсутствие избранного в надлежащем порядке президента, губернатора, популистские меры в предвыборный период)» 63 . Своевременное реагирование законодателя на постоянно изменяющиеся экономические отношения является важнейшим условием экономического развития государства.

Составы преступлений в сфере экономической деятельности закреплены в главе 22 УК РФ. Всего кодексом предусмотрено 44 состава преступлений, и все они являются умышленными. В соответствии с российским законодательством преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания 64 (ч. 1 ст. 14 УК РФ). Для признания преступного деяния в качестве такового необходимо наличие и таких элементов состава преступления, как: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объект преступления - общественные отношения в сфере различных видов экономической деятельности.

Объективная сторона преступления выражается в активных действиях. Однако в определенных случаях преступным является также бездействие.

Субъект данного вида преступлений является специальным, т.е. помимо общих признаков субъекта, присущих всем преступлениям (физическое лицо, возраст уголовной ответственности, вменяемость) должен быть какой-либо факультативный признак, обязательный для соответствующего состава преступления. Как правило, эти признаки связаны либо с выполнением определенных функций и наличием полномочий в организации, либо с наличием специального статуса индивидуального предпринимателя.

С субъективной стороны преступления в сфере экономики могут быть совершены только умышленно, причем в большинстве случаев характеризуются лишь прямым умыслом, но иногда может иметь место и косвенный умысел 65 .

Таким образом, ответственность за правонарушения в сфере экономики имеет своей целью поддержание законности и правопорядка в соответствующей области, борьбу и пресечение правонарушений, а также защиту прав и законных интересов участников хозяйственной деятельности.

Палкина Юлия Александровна , студентка, Дальневосточный Федеральный университет, Россия

Кривец Тамара Павловна , кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, Дальневосточный Федеральный университет, Россия

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Источники:

1. Голова И.Игра с цифрами // Российская бизнес газета. -2013. -No908 (30).
2. Камалова Е.За что могут наказать главного бухгалтера?// Московский бухгалтер. -2007. -No 2.
3. Карамазова Т. Неналоговые преступления бухгалтеров// Экономические преступления.-2009. -No1.
4. Преступления бухгалтеров// Сайт «dbanking».
5. Рамазанов И. В чем помимо неуплаты налогов могут обвинить бухгалтера?// Экономические преступления». -2009. -No11.
6. Савин Д. Мошенничество бухгалтеров: как выявить и предотвратить// Сайт «Бухгалтерия.ru».
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 No197-ФЗ8. Федеральный закон от 06.12.2011 No402-ФЗ«О бухгалтерском учете»(ред. от 04.11.2014).

- 143.00 Кб

НОУ ВПО РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА

ПСКОВСКИЙ ФИЛИАЛ

Факультет менеджмента

Специальность: менеджмент организации

Специализация: менеджмент гостеприимства

Курсовая работа

по дисциплине

Хозяйственное право

Тема: «Юридическая ответственность в сфере экономики»

ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ 5 КУРСА Гимадеева Евгения Андреевна

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Егоров В.Е.

ПСКОВ 2012

Введение………………………………………………………… ……………….3

I. Понятие и признаки предпринимательской деятельности………………….4

II Виды предпринимательства……..………………… …………………………8

2.1. Производственное предпринимательство…………………………… …….8

2.2 Коммерческое (торговое) предпринимательство……………………….. ...10

2.3 Финансово-кредитное предпринимательство…………………………. ..…11

2.4 Посредническое предпринимательство…………………………… ……….13

2.5 Страховое предпринимательство…………………………… …………...…14

III. Применение мер правового принуждения…………………………….…...14

3.1 Виды юридической ответственности……………………………………… .17

IV Наиболее распространенные правонарушения……………….………….... 22

4.1 Выводы……………………………………………………………… ………..26

Заключение…………………………………………………… ………………….28

Список используемой литературы……………………………………………... .30

Введение

В настоящее время все большую актуальность в РФ приобретает предпринимательская деятельность, как граждан-предпринимателей, так и организаций. Чем больше лиц, занятых предпринимательской деятельностью (во всех ее проявлениях - торговля, производство товаров народного потребления, сфера обслуживания), тем больше налогов поступает в бюджет государства, тем сильнее государство и государственная власть, тем проще финансировать социальную сферу.

Соблюдение законности и правопорядка в экономике служит одним из важных условий, определяющих развитие страны. Современная ситуация в области обеспечения законности и правопорядка в экономике остается весьма сложной. Совершаемые правонарушения отличаются особой спецификой. В значительной мере они продиктованы корыстными мотивами.

Появились новые, ранее нехарактерные для нашей страны правонарушения: фиктивное банкротство, уклонение от погашения кредиторской задолженности, незаконная банковская деятельность, уклонение от уплаты налогов и др. Новые правонарушения - закономерное следствие кардинальных экономических, политических и правовых изменений, происшедших за последние годы в России. Как правило, данные правонарушения происходят в деятельности юридических лиц и, менее всего, граждан. Соответственно возникает проблема административной ответственности юридических лиц.

Для комфортного ведения бизнеса в России уже созданы многие институциональные условия, однако говорить о полном устранении препятствий, сдерживающих предпринимательскую активность, пока еще нельзя. Так, по-прежнему остаются довольно широкими полномочия государственных органов в перераспределении экономических ресурсов, отмечается недостаточная эффективность судебной и правоохранительной системы, лишь незначительно снижаются административные барьеры и неоправданно высокая налоговая нагрузка на предпринимательскую деятельность. Не подлежит сомнению, что все это способно оказать и зачастую оказывает отрицательное влияние на легальное ведение бизнеса, делает его малопривлекательным и неконкурентоспособным.

Определенное несовершенство правовой базы в сфере предпринимательства заключается и в том, что действующее регулирование гражданско-правовой ответственности в предпринимательских отношениях представляет собой на первый взгляд очевидное отступление от принципа юридического равенства, а именно - ответственность субъекта при осуществлении предпринимательской деятельности несоизмеримо выше, чем у всех других участников гражданского оборота. Такое положение, если и могло быть как-то оправдано с точки зрения еще не устоявшихся рыночных отношений, неприемлемо в развитой экономической системе, ибо создает возможность легализации произвола, различных злоупотреблений правом. Все это подрывает гарантии стабильности, предсказуемости и надежности гражданского оборота. Между тем российский бизнес должен стать современным - предприимчивым, гибким, мобильным, достойным продолжателем великих традиций российского предпринимательства. Для постановки и реализации подобных задач в России уже есть многие условия. Необходима и благоприятная правовая среда, надежная правовая защита рыночной экономики, что позволит дисциплинировать договорные отношения, пресекать экономический произвол чиновников, цивилизованно осуществлять контроль в сфере регулирования предпринимательских отношений.

Логика развития рыночной экономики требует также акцентировать внимание не только на внешних принудительных характеристиках юридической ответственности в предпринимательских отношениях, но и на внутренней, моральной их регуляции. Ведь без развитого, обостренного чувства справедливости, без осознания собственной ответственности экономическая свобода из средства созидания нередко становится инструментом разрушения и деградации. Именно поэтому деловая этика, порядочность предпринимателя, его репутация являются обязательными составляющими цивилизованного бизнеса, непременными условиями долгосрочного успеха на рынке.

I. Понятие и признаки предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность - по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).

При анализе данного понятия можно выделить следующие его признаки :

    • Первым из них является осуществление деятельности с целью получения прибыли. Каждый собственник имущества вправе свободно им распоряжаться по своему усмотрению себе во благо, что выражается, как правило, в плодах и доходах от имущества.
    • Вторым признаком предпринимательской деятельности является систематичность её осуществления. Основным препятствием выступает отсутствие легального определения или устоявшегося обычая в понимании систематичности. Одновременно существуют два крайних подхода к этому понятию. Лингвисты утверждают, что «систематический - постоянно повторяющийся, непрекращающийся», а законодатель применительно, например, к трудовому праву полагает систематическими нарушениями трудовой дисциплины, если за них ранее хотя бы один раз применялись взыскания (то есть в соответствии с п. 3 ст. 33 КзоТ РФ в понятие «систематичности» укладывается событие, произошедшее хотя бы два раза).
    • Третий признак самостоятельной деятельности можно расценивать по-разному, в том числе и так, что гражданин самостоятельно приобретает ценные бумаги и извлекает прибыль, "пользуясь" ими.
    • Четвёртый бесспорный признак предпринимательской деятельности - ее осуществление на свой риск, то есть под собственную имущественную ответственность. Такой риск включает принятие на себя предпринимателем как собственником имущества не только могущих произойти неблагоприятных последствий, но и дополнительного (специфического предпринимательского) риска в обязательственных отношениях. Ответственность предпринимателя является повышенной, на него возлагаются неблагоприятные последствия, возникшие не только по его вине, но и в иных случаях, кроме непреодолимой силы.

Однако всё-таки законодатель никак не разъясняет: что такое есть риск, равно как и то, зачем понадобилось представление о предпринимательстве непременно связывать с риском.

Риск - понятие неоднозначное, отражаемые им общественные отношения внутренне противоречивы. Иногда в научной литературе риск интерпретируется слишком односторонне, только как "возможный отрицательный результат деятельности". Конечно, как усилия в расчете на будущий спрос, который не всегда может быть гарантирован в условиях рынка, предпринимательство объективно сопряжено с некоторой неопределенностью и неустойчивостью, возможностью невостребования результатов своей деятельности, что означает неизбежность риска, в частности угрозу потерь времени, ресурсов, прибыли, вплоть до вероятности банкротства. Но это лишь одна, причем не главная, грань предпринимательства. Рискуют как раз по другому поводу, в надежде на удачный исход затеянной неординарной операции, на получение более высокой прибыли по сравнению с другими предпринимателями, занимающимися сходной деятельностью.

II Виды предпринимательства

Предпринимательство в разных экономических областях различается по форме и особенно по содержанию операций и способам их осуществления. Но характеры бизнеса накладывает значительный отпечаток на вид товаров и услуг, которые предприниматель производит или оказывает. 1. Предприниматель может сам производить товары и услуги, приобретая только факторы производства.

2. Он также может приобретать готовые товары и перепродавать его потребителю.

3. Наконец, предприниматель может только соединять производителей и потребителей, продавцов и покупателей.

Отдельные виды бизнеса различаются также формами собственности на используемые факторы предпринимательства. В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды предпринимательства:

Производственное,

Коммерческо-торговое,

Финансово-кредитное,

Посредническое,

Страховое.

2.1 Производственное предпринимательство

Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям.

Производственное предпринимательство включает выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно- технического назначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет. В широком смысле слова производственное предпринимательство есть создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары.

В России производственное предпринимательство является наиболее рисковым занятием, так как структурная перестройка экономики не обеспечила необходимых условий для развития производственного предпринимательства. Существующий риск не реализации произведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлины являются тормозом в развитии производственного предпринимательства. Также развитие производственного бизнеса в России сдерживается труднодоступностью некоторых ресурсов, отсутствием внутренних побудителей и слабым уровнем квалификации начинающих бизнесменов, боязнью сложностей, наличием более доступных и легких источников дохода.

Между тем, именно производственное предпринимательство необходимо всем нам: в конечном счете, оно сможет обеспечить стабильный успех начинающему бизнесмену. Так что тяготеющий к перспективному, устойчивому делу должен обратить свой взор на производственное предпринимательство.

2.2 Коммерческое (торговое) предпринимательство

Производственный бизнес тесно связан с бизнесом в сфере обращения. Ведь произведённые товары надо продавать или обменивать на другие товары. Высокими темпами развивается коммерческо- торговое предпринимательство, как основной второй вид российского предпринимательства.

Принцип организации торгового предпринимательства несколько отличается от производственного, так как предприниматель выступает непосредственно в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю (покупателю). Особенностью торгового предпринимательства является непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг.

Описание работы

В настоящее время все большую актуальность в РФ приобретает предпринимательская деятельность, как граждан-предпринимателей, так и организаций. Чем больше лиц, занятых предпринимательской деятельностью (во всех ее проявлениях - торговля, производство товаров народного потребления, сфера обслуживания), тем больше налогов поступает в бюджет государства, тем сильнее государство и государственная власть, тем проще финансировать социальную сферу.
Соблюдение законности и правопорядка в экономике служит одним из важных условий, определяющих развитие страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
I. Понятие и признаки предпринимательской деятельности………………….4
II Виды предпринимательства……..……………………………………………8
2.1. Производственное предпринимательство………………………………….8
2.2 Коммерческое (торговое) предпринимательство……………………….....10
2.3 Финансово-кредитное предпринимательство…………………………...…11
2.4 Посредническое предпринимательство…………………………………….13
2.5 Страховое предпринимательство………………………………………...…14
III. Применение мер правового принуждения…………………………….…...14
3.1 Виды юридической ответственности……………………………………….17
IV Наиболее распространенные правонарушения……………….…………....22
4.1 Выводы………………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы…………………………

1.1. Понятие административного правонарушения и административной ответственности. Виды административного наказания

Административное право является одной из отраслей права России. Предмет данной отрасли права – общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти, которые согласно ст. 10 Конституции РФ составляют одну из ветвей государственной власти России.

Органы исполнительной власти осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность государства, выполняют функции управления во всех сферах жизни общества.

Система органов исполнительной власти и их компетенция закреплены в Конституции РФ, федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации (см. Раздел I настоящей работы).

Органы исполнительной власти подразделяются на:

Федеральные органы (органы РФ) и органы исполнительной власти субъектов РФ;

Органы исполнительной власти общей компетенции, которые осуществляют исполнительно-распорядительные функции по всем вопросам, входящим в компетенцию органов исполнительной власти;

Органы исполнительной власти отраслевой компетенции, осуществляющие руководство и управление определенной отраслью;

Органы исполнительной власти функциональной компетенции, которые осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность по определенному, четко очерченному кругу полномочий.

Административное право регулирует отношения между различными звеньями органов исполнительной власти; между органами исполнительной власти и юридическими лицами; между органами исполнительной власти и гражданами.

Административно-правовые отношения характеризуются методом власти и подчинения, методом властных предписаний.

Помимо отношений, складывающихся с участием органов исполнительной власти, административное право регулирует учебные отношения (между школьником и школой, студентом и вузом и т. д.). Хотя в этих отношениях не участвуют органы исполнительной власти, по методу регулирования они близки к административно-правовым, строятся также на методе власти и подчинения, поэтому и входят в предмет административного права.

Нормами административного права регламентируется административная ответственность за правонарушения.

Административная ответственность является разновидностью юридической ответственности, которая во всех случаях является результатом неправомерного поведения лица и выражается в применении к нему полномочными органами и их должностными лицами в установленном законом порядке соответствующих юридических санкций.

Основным законодательным актом, регулирующим административную ответственность, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. От 02.07.2005 г.).

Задачами законодательства об административных правонарушениях является защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений (ст. 1.2 КоАП).

Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП). Таким образом, вопрос об административной ответственности может встать только если совершено деяние, предусмотренное Кодексом, т. е. подпадающее под действие соответствующей статьи раздела II (Особенная часть), в котором предусмотрены деяния, признаваемые административными правонарушениями, либо соответствующими законами субъектов РФ.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решать дело об административном правонарушении, могут освободить совершившего его от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

Субъектами административной ответственности являются: граждане (физические лица); организации (юридические лица); должностные лица; некоторые другие, указанные в Кодексе лица (военнослужащие, иностранцы, лица без гражданства и др.).

Административная ответственность граждан наступает по достижении 16-летнего возраста (ст. 2.3 КоАП).

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административного правонарушения в случаях, когда их ответственность предусмотрена статьями раздела II Кодекса или законами субъектов РФ.

Административную ответственность несут также должностные лица в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом ответственность должностных лиц наступает, когда в статьях кодекса они названы в качестве субъектов ответственности.

Понятие должностных лиц как субъектов административной ответственности дано в Примечании к ст. 2.4. КоАП. Под должностными лицами понимаются: лица, осуществляющие функции представителя власти, т. е. наделенные распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них; лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, в Вооруженных силах РФ. Административную ответственность как должностные лица несут (если иное не установлено законом) руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица за совершение административных правонарушений в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Административная ответственность наступает только при наличии вины в совершении правонарушения (ст. 1.5 КоАП). При этом, как и в уголовном праве, действует презумпция невиновности совершившего правонарушение. Это значит, что лицо считается невиновным пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Привлечение к административной ответственности юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновных в нем физических лиц.

Санкцией за совершение административного правонарушения является административное наказание.

Административным наказанием является установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП).

Видами административного наказания являются следующие:

Предупреждение;

Административный штраф;

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

Административный арест;

Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства;

Дисквалификация;

Административное приостановление деятельности.

В отношении юридического лица могут применяться следующие меры наказания: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие, а также конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Предупреждение выносится в письменной форме и выражает официальное порицание физического или юридического лица.

Административный штраф – денежное взыскание, которое выражается в величине, кратной:

Минимальному размеру оплаты труда (МРОТ);

Стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

Сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа не может быть менее 0,1 МРОТ. Предельные размеры штрафов установлены ст. 3.5 КоАП и составляют:

При исчислении штрафов: для граждан – 25 МРОТ, для должностных лиц – 50 МРОТ, для юридических лиц – 1000 МРОТ. За отдельные правонарушения могут устанавливаться повышенные размеры штрафов, налагаемых на должностных лиц и на юридических лиц, но не выше: для должностных лиц – 200 МРОТ, для юридических лиц – 5000 МРОТ;

При исчислении штрафов, исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, размер штрафа не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета или суммы неуплаченных налогов, сборов.

Такие меры административного наказания, как возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, назначаются только судьей.

Лишение специальных прав применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных Кодексом, и назначается судьей на срок от одного месяца до 2 лет.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за отдельные правонарушения – до 30 суток. Данная мера наказания назначается судьей только в исключительных случаях за отдельные виды правонарушений. Эта мера не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до 14 лет, несовершеннолетним, инвалидам I и II групп.

Дисквалификация устанавливается сроком от шести месяцев до 3 лет, назначается судьей. Эта мера может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе и к арбитражным управляющим.

Административное приостановление деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств и других объектов, назначается судьей в случаях, предусмотренных Кодексом, на срок до 90 дней.

В разделе III Кодекса определены органы, правомочные рассматривать административные правонарушения и применять к нарушителям меры административного наказания. Четко проведено разграничение компетенции этих органов.

Дела об административных правонарушениях рассматривают:

Судьи (мировые судьи);

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

Федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные уполномоченные органы (ст. 22.1 КоАП).

Административные правонарушения рассматриваются налоговыми органами; органами, ответственными за исполнение федерального бюджета; Федеральной инспекцией труда и подведомственными ей государственными инспекциями труда; органами государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и т. д. (см. ст. 23.123.61 КоАП).

В Кодексе дается регламентация порядка ведения производства по делам об административных правонарушениях (гл. 24–30), порядка исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях (гл. 31–32).

1.2. Административная ответственность за отдельные виды правонарушений в сфере предпринимательской деятельности

Правонарушения в сфере предпринимательской деятельности посягают на нормальную организацию этой деятельности гражданами и юридическими лицами. Виды правонарушений и ответственность за них установлена гл. 14 Кодекса об административных правонарушениях. Наиболее характерными составами указанных правонарушений являются следующие.

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1 КоАП).

Административная ответственность наступает за:

Осуществление предпринимательской деятельности гражданином без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или организацией без государственной регистрации в качестве юридического лица и влечет штраф в размере от 5 до 20 МРОТ;

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно, и влечет штраф на граждан от 20 до 25 МРОТ, на должностных лиц – от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ. При этом возможно дополнительное наказание – конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья;

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет штраф на граждан от 15 до 20 МРОТ, на должностных лиц – от 30 до 40 МРОТ, на юридических лиц – от 300 до 400 МРОТ. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет штраф на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 40 до 50 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, на должностных лиц – от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст. 14.2 КоАП), влечет штраф на граждан от 15 до 20 МРОТ, на должностных лиц – от 30 до 40 МРОТ, на юридических лиц – от 300 до 400 МРОТ. Во всех указанных случаях возможна конфискация предметов правонарушений.

Продажа товаров, выполнение работ или оказание населению услугненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил (ст. 14.4 КоАП). Ответственность наступает:

За продажу товаров, выполнение работ или оказание населению услуг ненадлежащего качества, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, и влечет штраф: на граждан от 10 до 15 МРОТ, на должностных лиц – от 20 до 30 МРОТ, на юридических лиц – от 200 до 300 МРОТ;

За продажу товаров, выполнение работ или оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющих безопасность товаров, работ или услуг для жизни и здоровья людей, и влечет штраф: на граждан от 20 до 25 МРОТ, на должностных лиц – от 40 до 50 МРОТ, на индивидуальных предпринимателей – от 40 до 50 МРОТ либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Во всех указанных случаях дополнительной мерой наказания может быть конфискация товаров.

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин (ст. 14.5 КоАП). Ответственность несут юридические лица, реализующие товары, выполняющие работы либо оказывающие услуги, а также граждане-предприниматели при отсутствии установленной информации об изготовителе или продавце либо без применения в установленных случаях контрольно-кассовых машин. Ответственность в виде штрафа на граждан – от 15 до 20 МРОТ, на должностных лиц – от 30 до 40 МРОТ, на юридических лиц – от 300 до 400 МРОТ.

Нарушение порядка ценообразования (ст. 14.6 КоАП), т. е. завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов) на продукцию, товары либо услуги; завышение или занижение установленных надбавок к ценам, а также иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет штраф на граждан от 20 до 25 МРОТ, на должностных лиц – от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ.

Обман потребителей (ст. 14.7 КоАП), т. е. обвешивание, обмеривание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы или оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), влечет штраф на граждан от 10 до 20 МРОТ, на должностных лиц – от 10 до 20 МРОТ, на юридических лиц – от 100 до 200 МРОТ.

Нарушение иных прав потребителей (ст. 14.8 КоАП). Ответственность наступает за следующие нарушения:

Нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет штраф на должностных лиц от 5 до 10 МРОТ, на юридических лиц – от 50 до 100 МРОТ;

Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, влечет штраф на должностных лиц от 10 до 20 МРОТ, на юридических лиц – от 100 до 200 МРОТ;

Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, влечет штраф на должностных лиц от 5 до 10 МРОТ, на юридических лиц – от 50 до 100 МРОТ.

Ограничение свободы торговли должностными лицами органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления, т. е. недопущение на местные рынки товаров из других регионов РФ либо запрещение вывоза местных товаров в другие регионы РФ (ст. 14.9 КоАП) влечет штраф от 40 до 50 МРОТ.

Незаконное получение кредита либо льготных условий кредитования путем предоставления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о своем хозяйственном положении или финансовом состоянии влечет штраф на граждан от 10 до 20 МРОТ, на должностных лиц – от 20 до 30 МРОТ, на юридических лиц – от 200 до 300 МРОТ (ст. 14.11 КоАП).

Фиктивное или преднамеренное банкротство, т. е. заведомо ложное объявление руководителем юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, в том числе обращение этих лиц в арбитражный суд с заявление о признании должника банкротом при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, влечет штраф от 40 до 50 МРОТ или дисквалификацию на срок до 3 лет.

Преднамеренное банкротство, т. е. умышленное создание или увеличение неплатежеспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя, влечет штраф от 40 до 50 МРОТ или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет (ст. 14.12 КоАП).

Нарушение правил продажи отдельных видов товаров влечет штраф на граждан от 3 до 15 МРОТ, на должностных лиц – от 10 до 30 МРОТ, на юридических лиц – от 100 до 300 МРОТ (ст. 14.15 КоАП).

Ненадлежащее управление юридическим лицом, т. е. использование полномочий по управлению организацией вопреки ее законным интересам или интересам ее кредитора, повлекшее уменьшение собственного капитала организации или возникновение убытков, влечет штраф до 10 МРОТ или дисквалификацию на срок до трех лет (ст. 14.21 КоАП).

Совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (ст. 14.22 КоАП). Ответственность наступает за заключение лицом, выполняющим управленческие функции, сделок или совершение им действий, выходящих за пределы его полномочий, в виде штрафа до 10 МРОТ или дисквалификации на срок до трех лет.

Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 14.25 КоАП). Ответственность наступает за следующие нарушения:

Несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц влечет штраф на должностных лиц, осуществляющих регистрацию юридических лиц, от 10 до 20 МРОТ;

Незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, лицам, заинтересованным в получении такой информации, влечет штраф на должностных лиц, осуществляющих регистрацию юридических лиц, от 10 до 20 МРОТ;

Непредоставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, в случае, если такое предоставление предусмотрено законом, влечет предупреждение или штраф на должностных лиц в размере 50 МРОТ;

Предоставление в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно-наказуемого деяния, влечет штраф в размере 50 МРОТ или дисквалификацию на срок до трех лет.

1.3. Административная ответственность в области финансов, налогов, рынка ценных бумах

Правонарушения в указанной области достаточно многочисленны, они рассматриваются в гл. 15 КоАП. Наиболее характерными составами указанных правонарушений являются следующие.

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ (ст. 15.1 КоАП). А в соответствии со ст. 15.2 невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями правил ведения кассовых операций наказывается штрафом в размере от 20 до 30 МРОТ.

Кодексом РФ об административных правонарушениях установлены различные основания для применения ответственности в налоговой сфере. В частности, перечень налоговых правонарушений, за которые руководитель или главный бухгалтер организации привлекаются к административной ответственности, насчитывает шесть позиций.

1. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда (при этом деятельность организация не вела) – штраф от 5 до 10 МРОТ (п. 1 ст. 15.3 КоАП).

2. Те же действия, сопряженные с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, – штраф от 20 до 30 МРОТ (п. 2 ст. 15.3 КоАП).

3. Нарушение срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в кредитной организации – штраф от 10 до 20 МРОТ (ст. 15.4 КоАП).

4. Нарушение сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета – штраф от 3 до 5 МРОТ (ст. 15.5 КоАП).

5. Непредставление в установленный срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда документов и других сведений, необходимых для налогового контроля, – штраф от 3 до 5 МРОТ (п. 1 ст. 15.6 КоАП).

6. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (данные искажены не менее чем на 10 %), а также порядка и сроков хранения учетных документов – штраф от 20 до 30 МРОТ (ст. 15.11 КоАП).

Административные штрафы в различных размерах налагаются и на граждан, виновных в нарушении законодательства. Так, в случае непредставления в установленный срок либо отказа от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда документов и иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, предусмотрено взыскание штрафа с физических лиц – от 1 до 3 МРОТ.

Субъектами административной ответственности являются банки или иные кредитные организации (ст. 15.7-15.10). Ответственность должностных лиц указанных организаций наступает за следующие нарушения:

Открытие счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Это влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ;

Открытие счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица влечет наложение штрафа в размере от 20 до 30 МРОТ;

Нарушение установленного срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора), пеней и штрафов в бюджет приводит к наложению штрафных санкций в размере от 40 до 50 МРОТ;

Неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента влечет штраф в размере от 20 до 30 МРОТ.

Неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда приводит к наложению штрафных санкций в размере от 40 до 50 МРОТ.

В бюджетной сфере в соответствии со ст. 15.14–15.16 КоАП административная ответственность наступает за:

Нецелевое использование бюджетных средств и влечет штраф на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ;

Нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, и влечет штраф на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц – от 400 до 1000 МРОТ;

Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами и влечет штраф на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ.

Административная ответственность на рынке ценных бумаг определяется ст. 15.17–15.24 и охватывает вопросы эмиссии ценных бумаг и сделок с ними, информационного обеспечения рынка, ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Например, в соответствии со ст. 15.21 использование служебной информации для заключения сделок на рынке ценных бумаг лицами, располагающими такой информацией в силу служебного положения или договора, заключенного с эмитентом, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ. А нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг наказывается штрафом на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц – от 100 до 200 МРОТ (ст. 15.22).

Наконец, административная ответственность наступает за нарушения:

Валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования (ст. 15.25). Это касается осуществления незаконных валютных операций, нарушения правил по обязательной продаже части валютной выручки и т. д. Например, нарушение порядка открытия счетов (вкладов) в банках за пределами РФ влечет наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 15 МРОТ; на должностных лиц – от 50 до 100 МРОТ; на юридических лиц – от 500 до 1000 МРОТ;

Законодательства о банках и банковской деятельности (ст. 15.26), а именно за осуществление кредитной организацией производственной, торговой или страховой деятельности, а также за нарушение установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований. Размер штрафов достигает 500 МРОТ;

Законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ст. 15.27). В этом случае административный штраф на юридических лиц достигает максимального размера – до 5000 МРОТ.

Глава 2. Уголовная ответственность

2.1. Понятие преступления и наказания по уголовному праву

Уголовное право – одна из отраслей права России. Оно устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений (ст. 2 УК РФ).

Основополагающие принципы уголовно-правовой политики Российского государства закреплены в Конституции РФ и Уголовном кодексе Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 28.12.2004 г.) (с изм. и доп., вступившими в силу с 30.01.2005 г.).

Прежде всего это равенство всех граждан перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств (ст. 19 Конституции, ст. 4 УК).

Важнейшим принципом уголовно-правовой политики России является презумпция невиновности лица, обвиняемого в совершении преступления (ст. 49 Конституции, ст. 5 УК). Оно признается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а любые неустранимые сомнения толкуются в его пользу. Глубокий моральный смысл заложен в ст. 51 Конституции, в которой говорится, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законодательством.

Конституция закрепляет право на квалифицированную юридическую помощь. Задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления гражданин вправе воспользоваться помощью адвоката с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48).

Защищая право граждан на свободу и личную неприкосновенность, Конституция допускает арест, заключение под стражу и содержание под стражей только на основании судебного решения. До судебного решения гражданин может быть задержан на срок не более 48 часов (ст. 22).

Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного (ст. 6. УК).

Исключается применение наказаний, сопряженных с насилием, жестокостью или унижением человеческого достоинства (ст. 21 Конституции, ст. 7 УК). Закрепляя право каждого на жизнь, Конституция ограничивает применение исключительной меры наказания – смертной казни. Впредь до ее полной отмены она допускается в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни. Не допускается придание обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность (ст. 54 Конституции). Осужденным предоставлено право на пересмотр приговора вышестоящими судебными инстанциями, на прошение о помиловании или смягчении наказания (ст. 50 Конституции).

Основанием уголовной ответственности является совершение гражданином преступления. Преступление – это вид правонарушения, имеющий свою специфику, свои характерные черты. Уголовный кодекс определяет преступление как виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания(ст. 14).

Основным признаком преступления, отличающим его от иных правонарушений, является общественная опасность. Государство признает преступлением такое деяние (действие или бездействие), которое представляет опасность для личности, общества, государства, т. е. причиняет или содержит реальную возможность причинить существенный вред обществу, государству, гражданину, его жизни, здоровью, имуществу, правам, свободам и т. п. Поэтому в соответствии с п. 2 ст. 14 УК не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Преступление характеризуется противоправностью. Это означает, что преступлением признается только такое деяние, которое предусмотрено в Уголовном кодексе и за которое установлено уголовное наказание. Деяние, прямо не запрещенное Уголовным кодексом, преступлением не признается. Противоправность может выражаться и в невыполнении лицом возложенных на него обязанностей (например, уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей).

Признаком преступления является виновность, т. е. преступлением признается только виновно совершенное деяние. УК предусматривает две формы вины: умышленную и неосторожную (ст. 24). Умысел предполагает, что лицо сознавало общественную опасность своих действий, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления либо сознательно допускало эти последствия, относясь к ним безразлично.

Преступления, совершенные по неосторожности, – это деяния, совершенные по легкомыслию или небрежности. Легкомыслие предполагает, что лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение. Небрежность предполагает, что лицо не предвидело возможности наступления последствий своего деяния, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Поскольку в России действует презумпция невиновности лица, подозреваемого в совершении преступления, его вина должна быть доказана следственными и судебными органами.

Преступление всегда аморально, это деяние, противоречащее принципам морали и нравственности.

Субъектом преступления может быть только вменяемое физическое лицо, достигшее определенного возраста (ст. 19 УК). По общему правилу уголовной ответственности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. Однако за многие наиболее опасные преступления ответственность наступает с 14 лет (за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, хищение, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм и др.) (ст. 20 УК).

Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. К таким лицам судом могут быть применены принудительные меры медицинского характера (ст. 21 УК). Лицо, совершившее преступление в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, подлежит уголовной ответственности (ст. 23 УК).

Уголовное наказание – это вид юридической ответственности, также имеющий свою специфику. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных Уголовным кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица (ст. 43 УК).

Наказание носит публичный характер. Оно применяется только судом и выражает отрицательную оценку преступника и его деяний со стороны государства, поэтому приговор выносится судом от имени государства. Наказание преследует цели восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Специфика уголовного наказания заключается и в установлении государством мер наказания (ст. 44 УК), некоторые из которых по своей тяжести несопоставимы с иными мерами юридической ответственности. В уголовном праве есть такие меры наказания, как арест, заключающийся в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливаемый на срок от 1 до 6 месяцев; лишение свободы на срок от 6 месяцев до 20 лет, а в отдельных случаях до 25 и даже 30 лет; пожизненное лишение свободы, которое применяется только как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь; смертная казнь. Есть в уголовном праве и более мягкие меры наказания, некоторые из которых применяются и как меры административного взыскания за административные правонарушения (например штраф).

2.2. Уголовная ответственность за отдельные виды преступлений в сфере экономики

Преступления в сфере экономики предусмотрены разделом VIII УК РФ. Разновидностями этих преступлений являются: преступления против собственности; преступления в сфере экономической деятельности; преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

1. Преступления против собственности (гл. 21, ст. 158–168 УК) посягают на собственность – частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.

Наиболее характерным преступлением против собственности является хищение, т. е. совершенное с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества (ст. 158) УК. Опасность хищения в том, что это всегда умышленное преступление, совершенное с целью наживы, влекущее неосновательное обогащение преступника за счет потерпевшего.

Способы хищения различны: кража, мошенничество, присвоение или растрата, грабеж, разбой, вымогательство. Меры наказания зависят от способа совершения хищения. Наиболее опасны хищения, совершаемые открыто (грабеж) либо с применением или угрозой применения насилия (разбой, вымогательство). Ответственность зависит от стоимости похищенного, личности виновного и многих других обстоятельств. Отягчающими обстоятельствами являются: совершение хищения группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой; совершение хищения неоднократно; совершение хищения лицами, ранее судимыми за хищение. Отягчающим обстоятельством является совершение хищения в крупном размере, когда стоимость похищенного имущества превышает 250 тыс. руб., и в особо крупном – 1 млн руб.

Максимальное наказание за хищение, совершенное путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты, – 10 лет лишения свободы; путем грабежа – 12 лет лишения свободы; за хищение, совершенное особо опасными способами (разбой, вымогательство), – 15 лет лишения свободы. Во всех случаях хищения дополнительным наказанием может быть штраф в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет.

2. Преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22, ст. 169200 УК) имеют объектом посягательства нормальную экономическую деятельность государства, юридических и физических лиц.

Исходя из целей настоящей работы, особого внимания заслуживают следующие составы преступлений.

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК). Субъектами ответственности являются должностные лица, которые с использованием своего служебного положения допускают неправомерный отказ в государственной регистрации либо уклонение от регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц; незаконный отказ в выдаче лицензий на осуществление определенной деятельности либо уклонение от ее выдачи; ограничение прав и законных интересов предпринимателя или юридического лица; ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуальных предпринимателей или юридических лиц. Минимальное наказание за данное преступление – штраф до 200 тыс. руб., максимальное – лишение свободы на срок до 2 лет.

Незаконное предпринимательство (ст. 171 УК) и незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК). Уголовная ответственность установлена за осуществление предпринимательской или банковской деятельности без регистрации, без специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечениями дохода в крупном размере (свыше 250 тыс. руб.) или в особо крупном размере (свыше 1 млн руб.).

Минимальное наказание – штраф в размере до 300 тыс. руб. (за незаконное предпринимательство); от 100 до 300 тыс. руб. (за незаконную банковскую деятельность). Максимальное наказание соответственно: лишение свободы на срок до 5 лет, лишение свободы на срок до 7 лет.

Дополнительным наказанием может быть штраф: за незаконное предпринимательство – до 80 тыс. руб. или в размере дохода осужденного за период до 6 месяцев; за незаконную банковскую деятельность – до 1 млн руб. или в размере дохода осужденного за период до 5 лет.

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174 УК).

Ответственность наступает за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию или распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом. При этом совершенными в крупном размере признаются финансовые операции и сделки на сумму свыше 1 млн руб.

Минимальное наказание за данное преступление – штраф до 120 тыс. руб., максимальное – лишение свободы от 7 до 10 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового.

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 1741 УК).

Ответственность наступает за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, либо использование указанных средств или иного имущества в целях осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. Крупный размер предполагает финансовые операции и сделки на сумму свыше 1 млн руб.

Минимальное наказание за данное преступление – штраф до 120 тыс. руб., максимальное – лишение свободы на срок от 10 до 15 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Фиктивное банкротство (ст. 197 УК), т. е. заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем, о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб (свыше 250 тыс. руб.).

Минимальное наказание за данное преступление – штраф от 100 до 300 тыс. руб., максимальное – лишение свободы сроком до 6 лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового.

Преступления в налоговой сфере имеют объектом посягательства формирование доходов государственного бюджета за счет законно установленных налогов и сборов. Заслуживают внимания четыре вида преступлений.

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК). Уголовная ответственность наступает за указанное деяние, совершенное путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах обязательно, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, если оно совершено в крупном размере. В этом случае лицо наказываются штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до двух лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 1 года.

То же деяние, совершенное в особо крупном размере, – наказывается штрафом в размере от 200 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет либо лишением свободы на срок до 3 лет.

2. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК). Уголовная ответственность наступает за уклонение от внесения этих платежей путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений. Указанное деяние должно быть совершено в крупном размере.

Данное преступление предполагает вину в форме умысла. Субъектами преступления являются руководители (собственники) предприятий и организаций, а также работники, составляющие и подписывающие соответствующие документы. Наказание за данное преступление – штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо арестом на срок от4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору, б) в особо крупном размере, – наказывается штрафом в размере от 200 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199 УК). Уголовная ответственность наступает за указанное деяние, совершенное в личных интересах при исчислении, удержании или перечислении налоговых платежей в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, если оно совершено в крупном размере. Данное преступление наказывается штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 лет либо лишением свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

4. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 1992 УК). Уголовная ответственность наступает за это деяние, совершенные собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем, если оно совершено в крупном размере (на сумму свыше 250 тыс. руб.).

Данное преступление наказывается штрафом в размере от 200 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3) В преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23, ст. 201–204 УК) объектом посягательства является нормальная деятельность или функционирование, а также авторитет и престиж этих организаций. При этом имеются в виду все коммерческие организации независимо от формы собственности, а также некоммерческие организации, не являющиеся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

Злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК) – это использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам. Уголовная ответственность наступает, если эти действия повлекли причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Субъектами данного преступления являются лица, постоянно, временно либо по специальным полномочиям выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в указанных выше организациях. Преступление это умышленное, совершенное с корыстной целью с использованием служебного положения. Минимальное наказание за данное преступление – штраф до 200 тыс. руб., максимальное – до 5 лет лишения свободы.

Коммерческий подкуп (ст. 204 УК) – это незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действия (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Круг субъектов этого преступления практически не ограничен. Это преступление умышленное, совершаемое с корыстной целью. Минимальное наказание за данное преступление – штраф до 200 тыс. руб., максимальное – до 5 лет лишения свободы.

Лицо, совершившее указанное деяние, освобождается от ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если оно добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Е. В. Магницкая, Е. Н. Евстигнеев

Новое на сайте

>

Самое популярное