Домой Альфа Банк Либерализация цен определение. Либерализация цен в россии

Либерализация цен определение. Либерализация цен в россии

Либерализация цен - установление властями свободных от ограничений цен на рынке при поощрении частного предпринимательства.

Либерализация цен - одно из условий формирования рыночной экономики при условии разумного государственного регулирования. Она позволяет сбалансировать рынок на основе спроса и предложения. Если производство отстает от спроса, то в условиях дефицита рынок реагирует повышением цен. И наоборот, если предложение опережает спрос, рыночные цены снижаются.

3 ДК 1991 была начата свободная продажа валюты частным лицам. Свободные цены были введены правительством Гайдара Е.Т. 2 ЯН 1992. 10 ЯН 1992 отменены фиксированные цены на хлеб и молоко. В основу либерализации цен были положены рекомендации монетаристов. Освобождение с ЯН 1992 цен от государственного регулирования при сохранившейся монополизации производства и рынка привело к резкому взлёту цен к к. 1992 примерно в 150 раз. 10-11 ОК 1994 случилось падение курса до 3081 рублей за доллар. доллар. Рост зарплаты катастрофически отставал от роста цен. Оказались фактически конфискованными денежные сбережения населения, резко снизился его жизненный уровень, возросла социальная незащищенность людей. Главной ошибкой такой политики было необдуманное использование теоретических рекомендаций монетаристов без учёта специфики российской экономики. Дальнейшие авантюристические шаги правительства только усугубляли сложившуюся ситуацию. 26 ИЛ 1993 было прекращено хождение денежных знаков 1961-1992 выпуска. С 6 ИЛ по 1 ОК 1995 вводился "плавающий" курс доллара ("валютный коридор") от 4300 до 4900 руб. за один доллар США.

К сожалению, при проведении реформ не был тщательно разработан конкретный механизм трансформации плановой экономики в рыночную. Попытка повышения эффективности работы аграрно-промышленного комплекса в производстве овощей и фруктов и улучшения снабжения ими промышленных центров путем введения в 1985 г. договорных цен на закупаемые овощи и фрукты не оправдала себя. Более того - возросли закупочные и розничные цены на овощи и фрукты. После принятия Закона о предприятии договорные цены стали применяться более широко и в отраслях промышленности. Однако это также вызывало рост цен, и прежде всего на продукцию машиностроения. В сырьевых отраслях промышленности, в которых действовали фиксированные цены, пришлось устанавливать к ним специальные доплаты, чтобы не допустить убыточности производства продукции.

Поскольку основные направления перехода к рыночной экономике, которые были приняты в 1991 г., не содержали в себе механизма трансформации плановой экономики в рыночную, позволяющего реально и эффективно произвести эти преобразования, опасность полной единовременной либерализации цен и ее неприемлемость в сложившихся в то время условиях представлялись достаточно ясными. Они не замедлили проявиться: сформировался механизм монопольного ценообразования, рост цен стал oпережaть увеличение доходов населения, что привело к сокращению платежеспособного спроса, а за ним и производства. Этот процесс в российской

экономике продолжается. В рыночной экономике такое явление определяется как недопустимое, а цены, при которых начинается сокращение платежеспособного спроса и объемов производства, рассматриваются как запретительные.

Уже в феврале 1992 г. по сравнению с соответствующим периодом 1991 г. цены выросли в 11 раз, розничный товарооборот сократился на 46 пунктов, производство продукции промышленности упало на 12 пунктов. В первом квартале 1992 г. по сравнению с тем же периодом 1991 г. оптовые цены выросли в 13 раз, товарооборот сократился на 51 пункт, объем производства снизился на 13 пунктов.

Равновесие сформировалось на самом начальном этапе либерализации цен, когда уровень цен 1991 г. был превышен примерно в 2 раза. Однако рыночный механизм не включился. Рост цен не стимулировал увеличение объемов производства, как это происходит в нормальной рыночной экономике.

В то же время повышение цен обусловило резкое падение объемов платежеспособного спроса. Иначе говоря, сложился механизм подавления платежеспособного спроса и следующего за ним снижения объемов производства. Поскольку существует определенное запаздывание в реакции производителя на снижение спроса, то возникли неплатежи между предприятиями, так как произведенный товар не всегда может быть реализован на конечной стадии процесса воспроизводства.

В либерализацию цен (с 1 января 1992 г.) была заложена идея достижения сбалансированности спроса и предложения и последующего включения рыночного механизма. Предполагалось, что в результате отпуска цен должен произойти одномоментный их рост, а затем наступит период стабилизации, но этого не произошло и не могло произойти, так как не были учтены и выполнены условия, необходимые для перевода плановой экономики в рыночную через одномоментную либерализацию цен, которая, прежде всего, предполагает насыщение товарного рынка и недопущение роста цен.

В условиях, когда после либерализации цен предложение превысило спрос и предприятия не смогли реализовать произведенную продукцию, возникли два возможных пути поведения производителей: предприятия снижают издержки и цены и тем самым увеличивают спрос на свою продукцию или сокращают объем производства. Движение по первому пути предполагало разработку и внедрение достижении научно-технического прогресса, однако предприятия не имели такой возможности, поэтому события стали развиваться по второму пути.

В силу законов экономики, когда спрос на конечную продукцию упал, отрасли, выпускающие промежуточную продукцию, еще не чувствовали давления снижающегося спроса и продолжали повышать цены. Этому способствовало также то обстоятельство, что продукция этих отраслей поставлялась на экспорт. Резкий рост потребительских цен обусловил необходимость повышения заработной платы. Вследствие этого сформировалась спираль повышения цен на продукцию производителей и их влияния на рост издержек производства.

Основную причину инфляции следует искать в монопольном характере ценообразования, поскольку именно этот фактор обусловливает рост цен, а количество денежной массы в обращении ускоряет или замедляет этот процесс, но в последнем случае усиливаются темпы снижения объемов производства. В рыночной экономике монополист стремится максимизировать свою прибыль, компенсировать возросшие издержки производства повышением цен. В условиях, сложившихся в российской экономике, предприятия вынуждены повышать цены в связи с постепенным ростом издержек из-за роста цен на потребляемые ресурсы.

Без введения ценового регулирования они не приведут к положительным результатам. Это обстоятельство для многих не кажется столь очевидным, как последствия жесткой кредитно-денежной политики. Увеличение денежной массы сильно подталкивает инфляцию, но вопреки ожиданиям не приводит к стабилизации производства, сдерживает столь необходимые процессы его структурной перестройки. В то же время снижение темпов роста денежной массы, существенно не влияя на динамику цен, вызывает резкий спад производства, усиливает напряженность финансового состояния предприятий.

В коллапсирующей экономике, где не действуют законы стоимости, спроса и предложения, а ценообразование имеет монопольный характер, соотношение цен носит искаженный характер и не отражает реальных затрат общественного труда на производство продукции. Рост же цен, сокращая объем платежеспособного спроса, не стимулирует увеличение объема.

Цены регулируются Указом Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов). От 28.02.95 № 221.

7.2. Этапы либерализации цен

Одним из необходимых условий формирования рыночной экономики является переход от государственных фиксированных цен к свободному ценообразованию, т. е. либерализация цен. Сущность либерализации состоит в том, что уровень цен устанавливается свободно, без прямого влияния государственных органов на основе конъюнктуры рынка и долговременности партнеров.

Либерализация цен не ослабляет, а повышает роль государства в политике ценообразования, которая должна заключаться не в установлении конкретного уровня цены, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказании им методологической и методической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию, активном влиянии на общую ценовую конъюнктуру рынка. Кроме того, регулируя общее состояние денежной и кредитной системы, уровень заработной платы в государственном секторе, выплаты населению из бюджета, государство влияет на спросовые ограничения, инфляцию и тем самым на динамику общих уровней цен. Государство должно создавать общие рамочные условия для ценовой политики предприятий. Но для того чтобы создать эти условия, необходимо учитывать положение в экономике на момент либерализации цен (см. подробнее: Шевчук Д. А., Шевчук В. А. Деньги. Кредит. Банки. Курс лекций в конспективном изложении: Учеб. – метод. пособ. – М.: Финансы и статистика, 2006).

Экономическая ситуация в России на момент либерализации цен с точки зрения ее управления подобна той, в которой находились страны Западной Европы после Второй мировой войны, когда состояние экономики характеризовалось дефицитом товаров и услуг, излишком денег в обращении, ростом цен, большим разрывом между официальными и ценами теневой экономики, а также наличием государственного администрирования по типу «командной» экономики. Практика этих стран свидетельствует о том, что нельзя внезапно перейти от административной, регламентированной экономики к рыночной системе. Необходим длительный переходный период и определенная последовательность в либерализации цен. При этом ценовой механизм должен способствовать развитию рынка, а роль цены – посредничество между экономикой и населением с тем, чтобы смягчить трудности, переживаемые экономикой. Характер переходного периода к рынку должен быть постепенным, а не «шоковым». Западноевропейские страны начали такой переход в 1945 году. Цены и производство контролировались государством. В Великобритании в 1946 году контролируемые цены составляли 60 % цен потребительских товаров. Переход к свободным ценам происходил поэтапно в соответствии с установленным государством порядком в течение 40 лет. Во Франции, например, считается, что полная свобода цен была достигнута к 1986 году (кроме квартплаты и сельскохозяйственных продуктов, имеющих общеевропейскую регламентацию). Основной упор был сделан на «классические» средства – восстановление реального роста экономики путем развития производства, роста производительности, а такие показатели, как заработная плата, затраты, постоянно контролировались экономическими службами государства. При этом освобождение цен от администрирования происходило в виде циклического процесса, при котором фазы усиления контроля чередовались с фазами его ослабления в зависимости от состояния экономики и решаемых задач.

Рассмотрим с этой точки зрения процесс либерализации цен, произошедший в России. Причем надо отметить, что, помимо тех проблем, которые существовали в европейских странах, ситуация с ценами на момент отпуска у нас характеризовалась еще и оторванностью уровня цен от мировых, а также большим разрывом между ценами на продукцию, товары, услуги и их стоимостью.

Основой свободного ценообразования стали Указ Президента РФ «О мерах по либерализации цен» от 3 декабря 1991 г. № 297 и аналогичное Постановление Правительства РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 55, введение в действие которых совпало с началом построения рыночной экономики.

Либерализация цен упразднила действующие на территории России многочисленные виды цен в зависимости от формы собственности и территории действия. На смену им пришли цены свободные и регулируемые – оптовые, опускные или розничные в зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения и характера реализуемой продукции, при этом оговаривалось, что цены на все товары, продукцию, услуги, которые не вошли в перечень регулируемых, устанавливаются свободно под влиянием конъюнктуры рынка. Первоначально регулируемые цены формировались на основе государственных фиксированных и регулируемых цен, действовавших в 1991 году, с применением различных методов прямого административного ограничения. Большинство оптовых цен на продукцию производственно-технического назначения и услуги регулировались с помощью установления предельного коэффициента повышения к действующей оптовой цене или тарифу в 1991 году (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Предельные коэффициенты повышения цен были установлены и для некоторых видов потребительских товаров и услуг (табл. 7.2).

Таблица 7.2

На электроэнергию для сельскохозяйственных предприятий и потребителей, услуги водопровода и канализацию установлены фиксированные цены, а на драгоценные металлы, камни – предельные цены. Предписывалось также на I квартал 1992 года сохранить действующие размеры торговых скидок на потребительские товары. Вспомним, что до 1992 года размер торговых скидок дифференцировался по группам товаров и был одинаков на территории всей России.

Эта система регулирования цен сохранялась недолго, практически в том же 1992 году был принят целый ряд нормативных документов, упорядочивающих и изменяющих процесс ценообразования. Уже в январе 1992 года местным органам власти было дано разрешение при необходимости изменять регулируемые розничные цены на сахар и молочные продукты. В марте Постановлением Правительства Российской Федерации № 141 «Об изменении порядка формирования цен на отдельные виды потребительских товаров» местным органам власти было разрешено отменять установленные ранее предельные коэффициенты повышения цен, кроме продуктов детского питания, спирта, водки, изделий медицинского назначения и лекарств.

В мае 1992 года были отпущены цены на спирт и водку и снижены размеры предельных коэффициентов повышения цен. В сентябре 1992 года принято Постановление Правительства РФ «Об упорядочении практики установления торговых надбавок» № 712, в соответствии с которым местным органам исполнительной власти разрешено регулировать размеры торговых и оптовых надбавок на некоторые виды продовольственных товаров (масло животное и растительное, молочные продукты, мясо, колбасные изделия, сыры, яйца, крупы, сахар, хлеб, продукты детского питания и др.) Это постановление было отменено 1 января 1994 года.

В декабре 1992 года были отпущены цены на лекарства и изделия медицинского назначения при установлении предельного уровня рентабельности в размере 30 % к себестоимости, в середине октября 1993 года – на продукты детского питания при установлении предельного уровня рентабельности в размере 20 % к себестоимости.

С целью социальной защиты населения от инфляции в феврале 1993 года Постановлением Совета Министров и Правительства РФ от 3 февраля 1993 г. № 94 «О государственном регулировании цен на хлеб и хлебобулочные изделия» введено регулирование розничных цен на этот товар, уточненное Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1993 г. «О ценах на хлеб».

Так, регулируемые розничные цены на хлеб с 1 января 1994 года формировались путем установления:

свободной закупочной цены для производителей зерна;

предельного уровня рентабельности для элеваторов;

предельного уровня рентабельности для мукомольных предприятий;

предельного уровня рентабельности для предприятий хлебопекарной промышленности;

предельного уровня торговой надбавки для розничных предприятий.

Регулирование цен на хлеб осуществлялось в течение 1,5 лет и было отменено в июле 1995 года (Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 600).

Параллельно государство принимало ряд мер по контролю за деятельностью предприятий-монополистов. В соответствии с Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948-1 были определены организационные и правовые основы предупреждения, ограничения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а именно:

предусмотрено создание Антимонопольного комитета РСФСР и определены его задачи, функции, полномочия и ответственность;

определены действия, которые классифицируются как монополистические;

определен перечень действий со стороны предприятий-монополистов, которые запрещены законодательно;

разработаны мероприятия по устранению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарных рынках;

определен порядок контроля за деятельностью предприятий-монополистов и ответственность за нарушение Закона.

Решением Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 29 декабря 1991 года в России утвержден Государственные реестр (Реестр) РФ объединений и предприятий-монополистов. Целью формирования Реестра являлось определение объекта постоянного государственного контроля и регулирования производственной, сбытовой, посреднической, торговой и других видов деятельности предприятий-монополистов, по сути, данный Реестр стал одним из элементов реализации механизма Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В соответствии с Реестром и Законом монополистом признавался хозяйствующий субъект, если доля его продукции на соответствующем товарном рынке превышала 35 % или величину, ежегодно устанавливаемую ГКАП России. Для предприятий-монополистов основным методом регулирования стало декларирование повышения свободных цен, порядок которого утвержден январским постановлением Комитета цен при Министерстве экономики РФ.

Предприятия-монополисты сообщали потребителям продукции о намечаемом повышении цен не позднее чем за месяц до их введения, само повышение должно было быть согласовано с основным потребителем или не менее чем с тремя потребителями, занимающими наибольший удельный вес в объеме реализации данной продукции. В государственные органы ценообразования предоставлялась декларация, а новые повышенные цены регистрировались, при этом для обоснования изменения цен и тарифов прилагались:

копии протоколов согласования цен;

сопроводительные письма с указанием и обоснованием причин повышения цен и тарифов;

данные об основных экономических показателях (калькуляция себестоимости, объемы производства за два года, фактическая рентабельность предприятия, достигнутый уровень рентабельности продукции и ее планируемые размеры).

Орган ценообразования анализировал представленные материалы и в течение месяца обязан был принять решение: согласиться с указанной ценой, изменить ее, отказать в повышении цены. Зарегистрированная в органах ценообразования цена являлась предельной, если предприятия продавали продукцию по более высоким ценам, то разница между ценами перечислялась в бюджет. Одновременно действовали предельные уровни рентабельности продукции предприятий-монополистов, дифференцированные по отраслям и группам товаров, отмененные в 1994 году.

Таким образом, за 1992–1995 годы Россия прошла путь сокращения сферы государственного регулирования цен, который в других странах длился десятилетиями. В результате такой государственной политики, которую можно оценить как «шоковую», ценообразование в России оказалась слишком «либерализованным» без учета состояния национального производства, платежеспособности предприятий, уровня жизни населения.

Естественным следствием либерализации цен стала инфляция. Обуздать инфляцию удалось лишь к 1996 году, когда среднегодовые темпы инфляции постепенно стали снижаться (до 1998 года). Ограничение инфляции было осуществлено путем проведения жесткой ограничительной финансовой политики, и в результате увеличились массовые неплатежи между предприятиями, сократились налоговые поступления в бюджет, произошел рост задолженности по заработной плате, резкое ухудшение жизненного уровня населения.

К 1995 году в основном сложилась система регулирования цен, действующая в настоящее время.

Из книги О проценте ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия современных проблем «денежной цивилизации». автора Катасонов Валентин Юрьевич

Из книги Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

87. Этапы инвентаризации В соответствии с действующими нормативными документами приказом руководителя организации для проведения инвентаризации назначается инвентаризационная комиссия (включая главного бухгалтера). Перед инвентаризацией проводится определенная

Из книги Как пустить в свою жизнь большие деньги автора Трутнева Дарья

Этапы трансформации Так как эта книга про деньги, я вам опишу, как трансформировать установки на денежном примере. Хочу привести собственный опыт.Я уже Вам рассказывала про образы пчел и змей. Яркий и интересный пример, и конкретно про деньги.Вот как я прорабатывала образ

Из книги Торговля на победу. Психология успеха на финансовых рынках автора Киев Ари

Этапы восстановления Протекающий в промежутке между сделками процесс восстановления можно разбить на отдельные этапы. На первом этапе – после того, как одна серия сделок закончена, а вторая еще не началась, происходит релаксация, которая длится 1-20 секунд. Вы очищаете

Из книги Ценообразование автора Якорева А С

18. Этапы ценообразования Процесс ценообразования включает в себя следующие этапы:1) постановка целей ценовой политики.Выделяют три главные цели ценовой политики:а) обеспечение выживаемости фирмы;б) максимизация прибыли;в) удержание рынка;2) определение спроса. Это

Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

16. Современные особенности процесса либерализации мировой торговли В современной практике регулирования международного обмена проявляется объективная потребность в повышении степени интернационализации производства и капитала. Эта тенденция в области

Из книги Ценообразование автора Шевчук Денис Александрович

5.1. Этапы ценообразования Для предприятий, работающих на рынке (производителей, продавцов), одним из самых важных является вопрос об уровне цены на производимый или реализуемый товар. Цена является тем элементом, который в конечном итоге определяет рентабельность

автора Катасонов Валентин Юрьевич

Из книги Мировая кабала. Ограбление по… автора Катасонов Валентин Юрьевич

Из книги Стратегическое управление автора Ансофф Игорь

2.6.4. Этапы интернационализации В левой графе табл. 2.6.2 приведены типичные этапы интернационализации от экспорта к международной и транснациональной фирме. Колонка 2 показывает виды деятельности в зарубежных странах, которые возникают по мере перехода фирмы от экспорта к

Из книги Теория организации: Шпаргалка автора Автор неизвестен

36. ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Разработка организационного проекта состоит из трех крупных этапов: предварительная подготовка, собственно проектирование и внедрение проекта. Каждый из этих этапов включает соответствующие части, отражающие основное

Из книги Кредитная политика банков: цели, элементы и особенности формирования (на примере коммерческого банка) автора Шевчук Денис Александрович

1.3. Этапы кредитования Этапы кредитования являются одним из наиболее важных вопросов в управлении кредитными операциями банка, так как здесь и находят свое применение все наработки банка по снижению риска, поддержанию ликвидности и получению максимальной

Из книги Все о приобретении и продаже жилой недвижимости. Советы специалиста автора Зубова Елена Евгеньевна

Этапы сделки Этап подготовительныйАгентство недвижимости не просто сопровождает сделку, но организует ее. После проверки квартиры необходимо собрать довольно значительное количество справок. Часть этих справок клиент может получить самостоятельно. Однако агент готов

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ Вот какие шаги необходимо сделать для разработки стратегии обучения и развития (Harrison, 2005):1. Согласовать состав команды, принимающей стратегию.2. Прояснить миссию организации.3. Исследовать базовые ценности.4. Идентифицировать стратегические проблемы, с

Из книги Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию автора Детмер Уильям

11. Повторите этапы 7–10 Повторяйте этапы 7–10 снова и снова, пока не достигнете главной цели построения. Если по ходу строительства ветви диаграммы расходились, будьте внимательны, чтобы не пропустить момента, когда их можно свести вместе. Иногда ветви сходятся

Из книги Гарвардская школа переговоров. Как говорить НЕТ и добиваться результатов автора Юри Уилльям

Этапы согласия Вы должны осознать различные этапы согласия. Для начала признайте, что другому человеку может потребоваться время на то, чтобы осознать ваше НЕТ. Говоря НЕТ, вы заставляете собеседника сталкиваться с новой и неприятной реальностью. Вы сообщаете человеку

В постперестроечный переходный период (1992-1993) вслед за политическим оформлением новой власти в 1991 году происходило утверждение экономических и конституционных основ нового государственного устройства России. При этом главную задачу новое руководство страны видело в закреплении политических изменений в российском обществе. Экономика России, ее конституционное устройство должны были прийти в соответствие с новым политическим строем страны, что подразумевало переход к рыночной экономике , ее демонополизацию и приватизацию, создание класса частных предпринимателей и собственников, укрепление власти президента.

В стране сложилось тяжелое экономическое положение. По данным, которые приводит известный экономист Евгений Ясин в своей книге "Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ", в стране наблюдалось сокращение потребления населением продуктов питания практически по всем основным их видам. Продажа колбасы, которая была своего рода символом благополучия в советском "развитом социализме", снизилась за 1991 год на 24% (с 1835 до 1393 тысяч тонн). Тот же показатель по молокопродуктам вообще составил 41% (с 21,5 до 12,7 миллиона тонн). Консервы, которые годами лежали на прилавках продуктовых магазинов, стали раскупаться со стремительной быстротой: продажа мясных консервов возросла почти в 2 раза (с 806 до 1595 миллиона условных банок). Если товарные запасы в розничной торговле (на конец года) в днях товарооборота в 1985 году составляли 93 дня, то в 1990 году этот показатель снизился до 44, а в 1991-м году - до 39 дней.

По оценкам Всемирного банка, дефицит реконструированной бюджетной системы в 1991 году составил 31% ВВП. Денежная масса выросла в 4,4 раза, еще подконтрольные цены - в 2 раза (на 101,2%). Дефицит валюты для оплаты централизованного импорта за 10 месяцев 1991 года составил 10,6 миллиарда долларов.

Надвигалась угроза голода. Нормы отпуска продуктов по карточкам в большинстве регионов к концу 1991 года составляли: сахар - 1 кг на человека в месяц, мясопродукты - 0,5 кг (с костями), масло животное - 0,2 кг. При потребности в продовольственном зерне 5 миллионов тонн в месяц в январе 1992 года ресурсов в наличии было 3 миллиона тонн. По расчетам Росхлебопродукта, дефицит зерна по импорту составлял 17,35 миллиона тонн. Чтобы закупить такое количество, требовалось около 3 миллиардов долларов. В кредит уже никто не поставлял. В этих условиях у правительства не оставалось никакого другого пути, кроме как пойти на быструю и масштабную либерализацию цен .

28 октября 1991 года на V съезде народных депутатов президент России Борис Ельцин выступил с программой радикальных экономических реформ, предусматривающей либерализацию цен и зарплаты, свободу торговли и приватизацию. 6-8 ноября 1991 года было сформировано правительство во главе с Борисом Ельциным и двумя вице-премьерами - Геннадием Бурбулисом (отвечавшим за политические вопросы) и Егором Гайдаром (министром экономики и финансов, курировавшим экономическую реформу).
3 декабря Борис Ельцин подписан указ "О мерах по либерализации цен" .

2 января 1992 года произошел единовременный отпуск цен. После этого дня свободными стали 80% оптовых и 90% розничных цен. Еще сохранился контроль за ценами на ряд потребительских товаров: хлеб, молоко, кефир, творог, детское питание, соль, сахар, растительное масло, водка, спички, лекарства (цены повышены в 3 раза), а также на электроэнергию, городской транспорт, квартплату и плату за коммунальные услуги. С марта по май контроль за ценами на эти товары был снят или передан на уровень регионов.

В административном порядке с сохранением государственного контроля были повышены цены на нефть - в 5 раз, на газ и электроэнергию для производственного потребления - в 4,7; на уголь - в 5,5 раза.

Цены на нефть либерализовали в мае 1992 года. В 1993 году осуществился переход к свободным ценам на уголь. После этого под контролем федерального правительства остались только цены и тарифы на продукцию естественных монополий - газ, электроэнергия, железнодорожные перевозки, транспортировка нефти и т.п.

Кроме либерализации цен были временно отменены ограничения на импорт, установлен нулевой импортный тариф. Именно свободный импорт в начале 1992 года сыграл роль катализатора в развитии частной рыночной торговли.

29 января 1992 года президент РФ Борис Ельцин подписал Указ "О свободе торговли" . В соответствии с этим указом предприятиям независимо от форм собственности и гражданам было предоставлено право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений. Все это привело к постепенному насыщению потребительского рынка и росту товарных запасов в розничной торговле.

Вместе с тем в экономике страны проявились такие негативные явления, как кризис взаимных неплатежей предприятий, дефицит наличных денег, вызвавший острое социальное напряжение, снижение налоговых поступлений в бюджет, инфляция.

В своих выступлениях накануне либерализации Егор Гайдар говорил о предстоящем первоначальном повышении цен на 200-300%. В действительности же в январе 1992 года их рост по сравнению с предыдущим месяцем составил 352%. По итогам 1992 года - 2508%.

В апреле 1992 года на VI Съезде народных депутатов России экономическая политика правительства подверглась резкой критике. 11 апреля Съезд принял постановление "О ходе экономической реформы в Российской Федерации ", в котором отметил целый ряд проблем в экономике: спад производства, разрушение хозяйственных связей, снижение жизненного уровня населения, рост социальной напряженности, нехватка денежной наличности. Съезд признал деятельность правительства Российской Федерации по реализации экономической реформы неудовлетворительной и предложил президенту и правительству России внести существенные коррективы в тактику и методы осуществления экономической реформы с учетом замечаний и предложений.

После VI Съезда начала разрабатываться "Среднесрочная экономическая концепция правительства", которая предусматривала снижение доли регулируемых цен и объемов государственных закупок, развертывание массовой приватизации, доведение цен на энергоносители до общемирового уровня лишь в течение 2 лет. Фактически, под давлением депутатов и директоров государственных предприятий, финансовая политика стала менее жесткой.

Осенью правительство вновь подвергалось критике с требованиями восстановить регулирование цен и увеличить прямое вмешательство государства в происходящие в народном хозяйстве процессы.

В декабре 1992 года VII Съездом народных депутатов Егор Гайдар не был утвержден на пост председателя Совета министров. Главой правительства был утвержден Виктор Черномырдин.

Либерализация цен стала одним из важнейших звеньев на пути перехода России от плановой экономики к рыночной. Однако она не была согласована с монетарной политикой, в результате большинство предприятий осталось без оборотных средств.

Центробанк вынужден был включить печатный станок, что — несколько тысяч процентов в год. Это привело к обесцениванию заработной платы и доходов населения, нерегулярным выплатам зарплаты, стремительному обнищанию граждан. Как следствие, гиперинфляция вызвала падение спроса, что усугубило экономический спад, а также реальное сжатие денежной массы, на которую легла дополнительная нагрузка по обслуживанию появившихся в результате первой волны приватизации акций и облигаций. Кроме того, обесценились советские сбережения, которые не были индексированы.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Применялись регулируемые государственные цены на абсолютное большинство производимых товаров (работ, услуг). В 1991 г. кризис привёл к утрате контроля за ростом денежной массы в экономике, а продолжающийся производственный спад - к сокращению объёма товарного предложения. Попытки постепенного перехода от фиксированных цен к договорным проблему не решили. К концу 1991 г. отношение денежной массы к товарному предложению достигло трёхкратного уровня, что свидетельствовало об угрожающем экономическом неравновесии. Это проявлялось в нарастающем товарном дефиците, в особенности продовольствия в крупных городах. Для большинства специалистов стало очевидным, что необходим переход экономики страны на рыночные рельсы, который потребует отказа от государственного регулирования в области ценообразования . Предполагалось передать функции ценообразования непосредственно субъектам предпринимательской деятельности, устанавливающим цену под влиянием конкуренции, исходя из существующего спроса и предложения.

Радикальная либерализация потребительских цен была осуществлена 2 января г. в соответствии с Указом Президента РСФСР от 03.12.1991 N 297 «О мерах по либерализации цен», в результате чего 90 % розничных цен и 80 % оптовых цен были освобождены от государственного регулирования. При этом контроль за уровнем цен на ряд социально значимых потребительских товаров и услуг (хлеб, молоко, общественный транспорт) был оставлен за государством (и на некоторые из них сохраняется до сих пор). Поначалу наценки на такие товары были лимитированы, однако в марте 1992 г. стало возможно отменять эти ограничения, чем воспользовалось большинство регионов. Помимо либерализации цен, начиная с января 1992 г. был осуществлён ряд других важных экономических реформ, в частности, либерализация зарплат, введена свобода розничной торговли и др.

Изначально перспективы либерализации цен вызывали серьёзные сомнения, поскольку способность рыночных сил определять цены на товары была ограничена целым рядом факторов. Прежде всего, либерализация цен началась до приватизации, так что экономика преимущественно находилась в собственности государства . Во-вторых, реформы были инициированы на федеральном уровне, в то время как контроль за ценами традиционно осуществлялся на местном уровне, и в ряде случаев местные власти предпочли сохранить этот контроль напрямую, несмотря на отказ со стороны правительства предоставлять субсидии таким регионам. В январе 1995 г. цены на около 30 % товаров продолжали так или иначе регулироваться. Например, власти оказывали давление на приватизированные магазины, используя тот факт, что земля, недвижимость и коммунальные услуги по-прежнему оставались в руках у государства. Местные власти также создавали препятствия для торговли, например, запрещая экспорт продовольствия в другие области. В-третьих, возникли могущественные преступные группировки, которые блокировали доступ на существующие рынки и собирали дань путём рэкета , тем самым искажая рыночные механизмы ценообразования. В-четвёртых, плохое состояние средств коммуникаций и высокие транспортные расходы осложняли способность компаний и отдельных граждан эффективно реагировать на рыночные сигналы. Несмотря на эти трудности, на практике рыночные силы стали играть значительную роль в ценообразовании, и дисбаланс в экономике начал сокращаться .

Либерализация цен стала одним из важнейших шагов на пути перехода экономики страны на рыночные принципы. По утверждению самих авторов реформ, в частности, Гайдара , благодаря либерализации магазины страны в достаточно короткое время наполнились товарами, увеличились их ассортимент и качество, были созданы главные предпосылки для формирования в обществе рыночных механизмов хозяйствования . Как писал сотрудник института Гайдара Владимир Мау , «главное, чего удалось добиться в результате первых шагов экономических реформ - преодолеть товарный дефицит и отвести от страны угрозу надвигающегося голода зимой 1991-1992 года, а также обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля» .

Критика

До начала реформ представителями Правительства России утверждалось, что либерализация цен приведёт к их умеренному росту - корректировке между спросом и предложением. Согласно общепринятой точке зрения, фиксированные цены на потребительские товары были в СССР занижены, что вызывало повышенный спрос, а это, в свою очередь, - нехватку товаров. Предполагалось, что в результате коррекции товарное предложение, выраженное в новых рыночных ценах, будет выше старого примерно в три раза, что обеспечит экономическое равновесие.

В СССР до конца 80-х годов XX века в обороте использовались только монеты номиналом в 1 руб., а благодаря гиперинфляции в обращении появились монеты в 100 руб.

Однако либерализация цен не была согласована с монетарной политикой. Начиная с апреля, Центробанк начал осуществлять масштабную выдачу кредитов сельскому хозяйству, промышленности, бывшим советским республикам и эмиссию для покрытия дефицита бюджета. Это привело к взлёту инфляции осенью, которая по итогам 1992 г. составила 2600 % и тем самым ликвидировала все сбережения советского периода . Несмотря на принятые Верховным Советом РСФСР (а впоследствии и Госдумой) законы, согласно которым вклады в Сбербанке должны быть индексированы в соответствии с покупательной способностью рубля , Правительство неоднократно отказывалось признать за собой этот внутренний долг, ссылаясь на вероятные пагубные последствия для финансовой стабильности в стране . Критики экономической политики правительства Гайдара, в том числе среди сторонников либеральных реформ, сравнивают этот процесс с конфискацией . Кроме того, гиперинфляция привела к слишком резкому падению покупательского спроса, что поначалу только усугубило экономический спад. В 1998 г. ВВП на душу населения составлял 61 % от уровня 1991 г. - эффект, который стал неожиданностью для самих реформаторов, ожидавших от либерализации цен противоположного результата, однако который в меньшей степени наблюдался и в других странах, где была проведена «шоковая терапия ».

Объясняя причины высокой инфляции, реформаторы указывали, что они не связаны с собственно либерализацией цен. В качестве таких причин приводились политическое давление, прежде всего со стороны Верховного Совета, которе вынуждало проводить эмиссию денег, а также приток рублей, напечатанных в соседних республиках.

Сочетание потерь сбережений, экономического спада, задержек с выплатой зарплат в условиях гиперинфляции, резко выросших неравенства в доходах и неравномерного распределения заработков между регионами привело к стремительному падению реальных заработков для значительной части населения и её обнищанию. Доля бедных и очень бедных домашних хозяйств между 1992 и 1995 гг. увеличилась с 33,6 % до 45,9 % .

Предметом острой критики является то, что реформы были проведены без широкой общественной дискуссии, в которой бы участвовали сторонники альтернативных подходов. Еще до либерализации цен выдвигались аргументы, что ей должна была предшествовать приватизация , которой, в свою очередь, должны были предшествовать институциональные реформы: прежде всего, обеспечение господства права и законодательной защиты частной собственности. Утверждается, что наличие жизнеспособного частного сектора (хотя бы малого бизнеса) привело бы к его росту после либерализации цен, что смягчило бы эффект падения производства («вьетнамский опыт»). Кроме того, денежная приватизация сама по себе способна изъять значительные средства у населения в обмен на акции крупных предприятий и тем самым восстановить баланс. Вторым, схожим по сути, предложением для решения проблемы экономического равновесия была продажа других форм госимущества: средств производства, земли, жилищного фонда и т. д. Третьей альтернативой была плавная либерализация, с частичным сохранением плановой экономики («китайский путь»), чтобы не допустить чрезмерного падения покупательского спроса. Сторонники этой точки зрения полагают, что ценообразование на важнейшие группы товаров должно было освобождаться от государственного контроля постепенно, в течение длительного промежутка времени .

На эту критику реформаторы отвечали, что они исходили из конкретных условий России конца 1991 г. Несмотря на то, что формально государство сохраняло значительный контроль над экономикой и обществом, фактически государственные органы не обладали реальной властью, а политический курс исполнительной власти вызывал сопротивление со стороны представительной власти - Верховного Совета. В таких условиях, с точки зрения реформаторов, ни проведение глубокой законодательной реформы, ни «китайский путь» были невозможны.

Другим предметом критики либерализации цен является лежащая в её основе концепция неолиберализма и неоклассической модели экономики, в особенности, роль цен в передаче информации на рынке

Сноски

Литература

  • Мау В. Анти-Стиглиц (Российские экономические реформы в представлении их западных критиков) // Вопросы экономики. - 1999. № 11, 12.
  • Стиглиц Дж. Куда ведут реформы? // Вопросы экономики. - 1999. - № 7.
  • Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России (1991-1997) / Под ред. Е. Гайдара. - М., 1998. - Гл. 4.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Либерализация цен" в других словарях:

    Либерализация цен - (price liberalization) – полное или частичное освобождение централизованно планируемых (регулируемых) цен и переход к рыночному ценообразованию на основе спроса и предложения. Либерализация цен, проведенная 2 января 1992 года правительством… … Экономико-математический словарь

    либерализация цен - Полное или частичное освобождение централизованно планируемых (регулируемых) цен и переход к рыночному ценообразованию на основе спроса и предложения. Либерализация цен, проведенная 2 января 1992 года правительством Ельцина Гайдара, явилась… … Справочник технического переводчика

    Переход от назначаемых государственных цен (государственного ценообразования) к системе свободных рыночных цен (рыночному ценообразованию). Экономический словарь. 2010 … Экономический словарь

    Частичная или полная отмена государственного регулирования цен; переход к формированию цен на свободном рынке. По английски: Price liberalisation См. также: Государственная экономическая политика Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Освобождение цен от административного контроля, формирование цен по законам рыночной экономики, под влиянием конкуренции товаропроизводителей, а также спроса и предложения товаров. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН - освобождение цен от административного контроля; свободное формирование цен по законам рыночной экономики, под влиянием конкуренции товаропроизводителей, а также спроса и предложения товаров … Большой экономический словарь

Либерализация цен - процесс перехода от ценовой политики, определяемой государством к системе свободных рыночных цен. То есть пропадают административные рамки, становится саморегулируемым, в нем остаются только наиболее успешные организации, а спрос и предложение выравниваются.

Разновидности либерализации цен:

  • Общая (для цен во всех сферах)
  • Частичная (либерализация проводится только в отношении монополистов, они несут функцию регуляторов рынка).

В любом случае процесс либерализации означает движение к рыночной экономике. Таким образом, цены зависят не столько от стоимости производственного процесса, сколько от покупательной способности потребителей. Стоит отметить, что либерализация цен возможна исключительно на рынках с высоким уровнем конкуренции. Если это требование не будет выполнено, то либерализация приведет к прямо противоположному результату и будет продолжаться администрирование цен.

В настоящее время либерализация цен – это общемировая тенденция, возникшая в ходе либерализации экономики в целом. С каждым годом число стран, задействованных в этом процессе, возрастает. На международном рынке цены определяются без вмешательства контролирующих органов. Почти изжил себя институт прямого государственного регулирования, а частичное вмешательство постепенно сводится к минимуму.

Однако, государство не теряет своих экономических функций, вместо администрирования, финансовые органы занимаются созданием благоприятной среды для развития бизнеса. Для этого принимается ряд мер, способствующих закреплению возможностей малого и среднего бизнеса на законодательном уровне.

Преимущества либерализации цен

  • Быстрый рост производства, возможность перехода на в результате саморегуляции рынков.
  • Либерализация невозможна в низкоконкурентной среде, а высокая приводит к улучшению качества товаров и услуг.
  • Упрощается процедура движения капитала.
  • Эффективное средство борьбы с бюрократией в экономической сфере.
  • Упрощается выход на , который функционирует на тех же условиях либеральных цен.

Ситуация в России

На данный момент более 70% организаций, занимающихся выпуском продукции промышленного применения, приватизированы. Либерализация проходит как уменьшение доли участия государства в функционировании акционерных обществ. Ранее же большая часть контрольных пакетов крупных предприятий принадлежала государству. Стоит отдельно отметить, что Россия находится на стадии переходной экономики и процесс либерализации цен и снижения административного контроля все еще продолжается.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Новое на сайте

>

Самое популярное