Домой Альфа Банк Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку! Элеваторное будущее -агротехника и технологии.

Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку! Элеваторное будущее -агротехника и технологии.

Зернохранилище – оптимальное решение для складирования и сохранения урожая зерновых культур в течение длительного времени. Благодаря продуманной планировке и функционалу таких ангаров после уборки зерно обеззараживается и сушится в сжатые сроки с соблюдением специальных режимов. При этом перед укладкой на длительное хранение влажность зерна не должна превышать 10 — 12%. Вот почему хранилища должны учитывать физические и физиологические особенности зерна:

  • выдерживать нагрузки от давления зерновой массы;
  • обеспечивать герметичную гидроизоляцию;
  • обеспечивать теплоизоляцию наружных конструкций;
  • обеспечить механизацию технологических процессов;
  • необходимо герметизировать хранилища, чтобы не проникали вредители хлебных запасов;
  • необходимо соблюдение влажностного и температурного режима с помощью вентиляции.

Зернохранилища подразделяются на следующие виды:

  • зерносклады с напольным хранением,
  • элеваторы с содержанием зерновой массы в силосных башнях и бункерах,
  • ангары .

Наибольшее распространение получили зерносклады с хранением насыпью. Они бывают механизированными, механизированными частично и без механизации. Такие здания проще строить, можно использовать местные материалы — кирпич или бутовый камень, но сложнее эксплуатировать, так как невозможно полностью отказаться от ручных работ с зерном.

Хранение зерна насыпью

Если же говорить о строительстве крупного комплекса, то при его планировке отдельные корпуса размещаются вдоль продольной оси. Таких осей может быть несколько, тогда хранилище будет организовано по типу «паука». Такой же принцип используется для установки силосных башен элеватора.

Зерновой склад

Используется для продовольственного и фуражного зерна, обладает вместимостью от 20 до 500 т. Большие партии продукции хранят насыпью, для малых делают закрома – выстраивают перегородки не более 3м в высоту, или хранят в мешках. Каркас выполняется из металла или дерева, наружные стены – бетонные блоки, камень или кирпич, утеплитель и облицовка панелями, чаше металлическими. Кровля устраивается по металлическим или деревянным стропилам с утеплением. Материал покрытия — металлический или асбестоцементный лист.

Без утепления строят зернохранилище для кратковременного хранения. Полы склада устраивают с верхним покрытием из асфальта, наклонно или горизонтально. Горизонтальные полы позволяют работать без механизации с применением технологического транспорта. Конструкция зернохранилища с наклонными полами упрощает разгрузку зерна самотеком к транспортерам. Загрузка склада происходит через верхние транспортеры, установленные под крышей, по оси склада.

Зерновой склад в быстровозводимых конструкциях – современный вариант хранения. Он бывает двух видов — с использованием металлического каркаса и арочный бескаркасный. Под здание выполняется фундаментная бетонная плита с армированием толщиной не менее 100 мм или фундамент мелкого заложения по периметру и бетонная плита пола. Быстровозводимые ангары – это зерносклады для хранения в бункерах и насыпью. Конструкция отличается простым монтажом и скоростью строительства.

Металлический бункер

Бункер – это зернохранилище в форме цилиндра или куба, где высота немного больше ширины, в отличие от силосных цилиндров, высота которых значительно больше ширины. Материал стен — сталь, алюминий или сплавы металлов. Зерно можно хранить без доступа кислорода. Днище бывает плоским и конусным.

Такое сооружение имеет меньший удельный расход металла на 1 тонну хранения зерна по сравнению с железобетонным силосом (до 30%). В нем проще обеспечить герметичность, что позволяет использовать технологию газации. Зерно в бункере не только хранят, но и сушат. Площадь, занимаемая бункером в 3 раза меньше площади зерносклада при одинаковом объеме хранения. Простота механизации технологического цикла загрузки, выгрузки и вентиляции, а также невысокая стоимость монтажа (дешевле возведения силосной башни в 2-3 раза) бункера помогают найти своего покупателя.

Металлические емкости для хранения зерна

У металлических емкостей есть недостатки. Температурное расширение металла может привести к разгерметизации, а высокий коэффициент теплопроводности к появлению конденсата внутри зерновой массы. Значительный перепад температур наблюдается в пятисантиметровом слое зерна у наружной стенки бункера, что составляет 1% хранения. Исключить такой эффект можно, если утеплять емкость снаружи, например, пенополиуретаном.

Готовые проекты зернохранилищ

Готовые – это типовые решения для возведения сельскохозяйственных построек. Здания могут иметь как небольшую площадь, так и предназначаться для крупных аграрно-промышленных комплексов. Однако преимуществом и в том, и в другом случае будет полностью продуманная планировка и оптимальный функционал.

Наиболее популярными являются проекты быстровозводимых ангаров. К ним относятся комплексы из ЛСТК объемом 4500 т зерна для хранения навалом, в которых:

  • каркас — оцинкованные холодногнутые профили, стропильная система снизу подшивается влагосостойкой фанерой;
  • кровля и стены выполнены из оцинкованного или окрашенного профилированного листа;
  • крепежные элементы;
  • секционные ворота.

Ниже представлены два варианта зерносклада на основе ЛСТК:

  • С габаритами 21х69х6 м, S = 1450 м2.
  • С габаритами 24х60х6 метров, S = 1440 м2.

Заполнение ангара зерном (см. схемы):

В стоимость поставки зернохранилища включается:

  • проектная документация;
  • монтаж фундаментов мелкого заложения;
  • монтаж бетонного пола с армированием;
  • каркас из оцинкованного профиля и его монтаж;
  • кровля и стены из профилированного листа;
  • секционные ворота (2 шт.);
  • конструкции для организации закромов из фанеры;
  • оборудование для системы вентиляции в конструкции пола;
  • датчики температуры.

Пошаговая схема строительства зернохранилищ своими руками: от фундамента, возведение стен до готового объекта

Как построить зернохранилище своими руками? Лучше всего возводить хранилища для зерновых культур по бескаркасной технологии. Затем утеплить здание пенополиуретаном. Сроки возведения такого объекта составят всего 1 месяц. При этом арочный ангар позволит получить:

  • ширину от 10,0 до 21,0 м,
  • высоту 2,5-11,0 м,
  • неограниченную длину под заказ.

Для небольших фермерских хозяйств иногда важно построить зернохранилище своими руками. Собрать ангар от фундамента до кровли можно за 1 месяц. Длина зерносклада может быть произвольной, но кратной ширине профилированного листа. Этапы строительства такого ангара будут включать такие шаги, как:

  • поиск типового проекта для строительства,
  • закупка и заказ необходимых материалов для будущего здания,
  • подготовка участка – подбор оптимального местоположения и выравнивание площадки,
  • в том случае, если необходим фундамент мелкого заглубления: монтаж арматуры и закладных элементов и последующее изготовление опалубки и заливки бетона,
  • установка металлокаркаса,
  • строительство крыши и укладка кровельного материала,
  • обшивка металлической конструкции профлистом или сендвич-панелями,
  • монтаж окон, дверей или распашных ворот,
  • внутренняя отделка хранилища – гидроизоляция и утепление,
  • ввод и подключение коммуникаций.

Если говорить о самых важных этапах, то когда ангар установлен, выполняется его утепление пенополиуретаном и внутренняя отделка. Утеплитель напыляется слоем до 10 см, толщина устанавливается по климатическому району размещения зернохранилища. Слой пенополиуретана укладывается на металлические арочные конструкции без швов. Мостики холода отсутствуют. Срок службы достигает 35 лет, после чего необходима замена утеплителя.

Утепление стен ангара пенополиуретаном

Паропроницаемость и низкая теплопроводность такой постройки обеспечивает отсутствие конденсата и плесени. Герметичность стыков после утепления позволяет избежать появления грызунов. Утепление с помощью напыления можно произвести за пару дней при площади поверхности 1000 м 2 . Для этого понадобиться бригада из двух человек с оборудованием.

Внутренняя отделка заключается в установке внутренних перегородок из профилированного листа, устройстве финишного покрытия пола и герметизации стыков и швов конструкций.

Последним этапом строительства является монтаж инженерных систем вентиляции, электричества, технологическими системами транспортировки и сортировки зерна. Возможна установка оборудования мобильной вентиляции, затем выполняется автоматизация процессов хранения.

Какое оборудование необходимо для хранения зерна

Комплектация зернохранилищ технологическим и инженерным оборудованием зависит от функционального назначения здания. Механизированные транспортеры устанавливаются в помещениях с наклонными полами.

Перечень оборудования, позволяющего управлять микроклиматом:

  • вентиляторы, обеспечивающие отвод конденсата и приток воздуха,
  • датчики температуры и влажности,
  • напольные вентиляционные каналы для активной вентиляции при хранении зерна,
  • системный блок центра управления,
  • вентиляционные установки приточной и вытяжной вентиляции.

Дальнейшее обслуживание и эксплуатация ангара

Перед очередным сезоном зернохранилище очищается, дезинфицируется и проветривается. Проверяется работа инженерных систем вентиляции, электричества, автоматики. При необходимости устраивают принудительную вентиляцию. Во время хранения требуется вести постоянное наблюдение за качеством зерна. Семена периодически проверяют на всхожесть. На качество хранения зерна влияет влажность, засоренность микроорганизмами и нарушение его механической целостности.

Расчет стоимости

При возведении ангаров для хранения зерна по технологии расчет стоимости проекта включает в себя подготовительные и монтажные работы, цену самого комплекса металлокаркаса или арок, оконные блоки и ворота, материалы для утепления и гидроизоляции. Отдельно при необходимости рассчитывается ввод инженерных коммуникаций и внутренняя отделка помещения, монтаж вентиляции и спец. оборудования.

В комплект поставки арочного ангара входят:

  • арки из оцинкованной стали (изготавливаются на месте);
  • элементы крепления – закладные детали, пластины;;
  • проектная документация,
  • оконные и дверные блоки.

В комплект поставки с металлическим каркасом входят:

  • профили каркаса, покрытые грунтовкой ГФ-021;
  • стены и кровля из панелей типа сэндвич с утеплителем базальтовой ватой;
  • ворота распашные,
  • фасонные элементы.

Доставка и монтаж рассчитываются дополнительно. На стоимость влияют габаритные размеры (ширина и высота), типы ограждающих конструкций, регион установки.

Сохранить фуражное зерно, закупленное для кормления скота в частном или фермерском хозяйстве, поможет зернохранилище, построенное своими руками. Но большие объемы зерновой массы требуют серьезного подхода, специальных зданий и технологий. Быстровозводимые конструкции с вместимостью от 20 м3 до 20000 т могут помочь при хранении продукции в различных климатических условиях и являются эффективными с экономической точки зрения.

Целью разработки является обоснование экономической эффективности инвестиций в строительство и организацию работы современного зернового элеватора мощностью единовременного хранения 35 000 тонн. Рассматриваемое в проекте предприятие планирует приобрести современное, высокотехнологическое элеваторное оборудование, произвести его монтаж и отладку, наладить приемку и отгрузку зерна, а также все необходимые операции по его хранению и доработке.

Реализация проекта проходит в несколько этапов:
1-й этап. Технологическое проектирование нового элеваторного комплекса:
2-й этап. Разработка проектно-сметной документации элеватора:
3-й этап. Поставка оборудования, строительные работы и управление
4-й этап. Обучение персонала.

Планируется инвестировать 240 000 000 рублей.

Зерновой элеватор предусматривает строительство элеватора общей вместимостью 35 000 тонн, предназначенного для хранения различных зерновых культур. Физический вес, качество - элеватор оценивает эти параметры у поступающего сырья. Стоимость элеватора также определяется его оснащением выработкой, занимаемой площадью, количеством принимаемого и подрабатываемого зерна в час.

Для крестьянских хозяйств вырастить урожай - только половина дела. Сегодня не менее важно его сохранить, то есть, выражаясь языком специалистов, сберечь качественные показатели зерна. Ведь теперь пшеница превратилась в товар, который необходимо выгодно продать. Обеспечить сохранность выращенной сельхозпродукции, от которой зависит продовольственная безопасность региона, да и страны в целом, - основная цель элеватора.

В свете высокого урожая зерновых и масличных культур этого года особо остро проявилась проблема доступа к элеваторным мощностям. В настоящий момент бизнес-стратегия многих зерновых компаний предполагает строительство собственного элеватора для накопления, доработки и хранения партий зерна, закупленных у товаропроизводителей в начале сезона, с целью более выгодной реализации зерна в более поздние периоды сезона. С другой стороны, для многих товаропроизводителей появление в регионе нового элеватора, закупающего зерно и оказывающего услуги по его хранению и доработке, также является важным сигналом к началу более тесного сотрудничества с зерновой компаний, владеющей элеватором.

Рассматриваемое в бизнес-плане предприятие будет оказывать следующие услуги:

Помощь в приемке или отгрузке железнодорожным или автомобильным транспортом партий зерна, по которым уже заключен договор покупки или продажи;

Размещение партии зерна на ответственное хранение до того времени, когда владелец найдет покупателя;

Прием зерна на консигнацию, т.е. с поручением найти покупателя и совершить сделку;

Выполнение подработки рядового или семенного зерна до определенных кондиций или других технологических операций;

Осуществление обмена партии зерна на другой вид зерновой культуры, на семена, на готовую продукцию (комбикорм, муку, отруби, кормовые отходы);

Осуществление доставки зерна с территории владельца.

Подработка зерна в полном объеме по условиям договора складского хранения зерна будет включать:

Первичную очистку зерновой культуры;

Сушку зерна;

Вторичную очистку зерна;

Активное вентилирование зерна;

Охлаждение зерна;

Защита зерна от вредителей;

Изъятие механически поврежденного или мелкого зерна;

Разделение культур;

Другие услуги по доводке зерна.

Элеватор рассчитан на хранение следующих видов зерна: кукуруза, пшеница, ячмень, рапс, подсолнечник, соя, зернобобовые.
Инфраструктура элеватора подразумевает наличие железнодорожной ветки на территории предприятия и близкое расположение предприятия к транспортным магистралям и достаточному количеству аграрных производителей. Для реализации проекта необходимо 240 млн.руб.

Срок окупаемости проекта - 5,5 лет. В инвестиционном разделе описана структура инвестиционного проекта, представлены его этапы и основные ресурсы, а также стоимость каждого из этапов проекта, сроки его выполнения и организационный план мероприятий. В маркетинговом разделе бизнес-плана выполнен анализ рынка зерна и ситуации на рынке элеваторных услуг, представлены основные принципы ценообразования на рынке и возможная рыночная позиция нового предприятия, анализ основных конкурентов, описаны тенденции и прогнозы развития зерновой отрасли и элеваторной промышленности.

На рынке возобладал интересный тренд: стационарные элеваторы уступают место небольшим модернизированным хранилищам хозяйств. Агрохолдинги тоже строят или покупают индустриальные мощности для размещения зерна. Они нужны, чтобы сохранить маржу основного бизнеса: обеспечить кормами мясное производство или выгодно продать собранный урожай.

Масштабные инвестиции в АПК и рост сельхозпроизводства обострили инфраструктурные проблемы отрасли: в стране не хватает современных мощностей для хранения. Дефицит одних только линейных элеваторов в сезоне-2008/2009 при рекордном урожае (108 млн т), по данным «Рус-агротранса», составил 28 млн т. В зерновом секторе это приводит к серьезным потерям урожая, высоким ценам за хранение и, соответственно, снижению рентабельности производства и сезонным колебаниям цен на внутреннем рынке. Кроме того, нехватка элеваторов ограничивает экспортный потенциал. В 2010 году Минсельхоз разработал ведомственную целевую программу «Развитие инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка». За два года ее реализации (2011-2012) планировалось увеличить мощности по подработке, хранению и перевалке зерна на 6,1 млн т благодаря субсидированию инвесткредитов на строительство, реконструкцию и модернизацию элеваторов. На эти цели из федерального бюджета планировалось направить около 3,6 млрд руб. на условиях регионального софинансирования. К моменту принятия программы, по данным Росстата , вместимость хранилищ зерна в стране была на уровне 118 млн т — формально больше, чем объемы урожаев, включая рекордный 2008 год. Но 66 млн т общих мощностей приходилось на емкости сельхозпроизводителей, 70% которых, в свою очередь, представляют собой склады и амбары, построенные в 1950-70-х годах. В таких условиях невозможно качественное хранение — в частности, теряется 10-20% помещенного в такие емкости зерна. А индустриальные мощности — собственно, элеваторные — сильно изношены. По данным Минсельхоза, износ основных средств и оборудования составляет 70-80%, а энерго- и капиталоемкость старых предприятий на 30-40% выше современных. Подработка и хранение зерна на таких устаревших площадках, как правило, экономически невыгодны сельхозпроизводителям.

Объемы без качества

Основная проблема хранения в том, что подавляющее большинство элеваторов — наследство советских времен, они не отвечают современным технологическим и логистическим требованиям, уверен директор департамента информационно-аналитического обеспечения Российского зернового союза (РЗС ) Рудольф Булавин. Сказывается и специфика расположения хранилищ с ориентацией на инфраструктуру плановой экономики. «Предполагалось, что профицитные по зерну регионы будут сразу отправлять урожай в места потребления. В дефицитных — таких как Москва, Санкт-Петербург, Челябинская область, Пермь — создали мощности для хранения зерна по полгода или году, — рассказывает эксперт. — Поэтому теперь в некоторых областях с высокой урожайностью то и дело возникает проблема нехватки хранилищ». По данным РЗС , сейчас формально имеющихся в стране элеваторов достаточно: средний валовый сбор в последние годы составляет 85 млн т, а номинальная мощность промышленного хранения превышает 100 млн т (более 75% — элеваторы и хлебоприемные пункты, остальное — хранилища зерноперерабатывающих предприятий). Трудности с размещением зерновых бывают только в очень урожайные годы, подтверждает генеральный директор «Русского зерна» Алексей Верхотуров, ссылаясь на опыт своей компании.

По статистике все хорошо, но нужно смотреть, сколько мощностей у нас реально работают, говорит первый зампред Комитета по аграрным вопросам Госдумы Айрат Хайруллин. По его словам, в России всего 38 млн т действующих элеваторных емкостей плюс склады в хозяйствах где-то на 25 млн т, то есть в общей сложности можно единовременно разместить только 63 млн т. Оценка основана на данных регионов, поясняет Хайруллин. Также необходимо учитывать, что на элеваторы складируют не только зерно, и часть емкостей заполняют другими агрокультурами. «А зимой 2010 года из-за сильных снегопадов по всей стране обрушилось очень много складов хозяйств и ХПП советской постройки — главным образом, зданий, построенных до 1970-х годов», — добавляет он. 63 млн т —это еще оптимистичные цифры, уверен Хайруллин, поскольку выбытие старых мощностей опережает ввод новых. Учитывая, что, кроме урожаев, нужно хранить переходящие запасы и семена, сбор даже 80-82 млн т зерновых может привести к обрушению цен на внутреннем рынке, беспокоится он. «Чтобы этого не произошло, мы должны активнее строить элеваторы, особенно в зерносеющих регионах», — заключает Хайруллин. По данным Минсельхоза, в прошлом году мощности единовременного хранения были увеличены почти на 645 тыс. т. «А в целом за пять последних лет их прирост составил где-то 2,6 млн т, так что ситуация не застойная», — указывает Булавин. С точки зрения объемов, имеющейся инфраструктуры хранения (примерно 100 млн т) достаточно для складирования нынешних урожаев, тем более что в ЮФО зерно оперативно отгружают на экспорт, говорит руководитель отдела анализа рын- ков «Русагротранса » Игорь Павенский. Другое дело, что только около трети мощностей более-менее соответствуют современным требованиям и способны обеспечить качественное хранение, а остальные нуждаются в существенном обновлении, добавляет он. Группа «Агро-Белогорье » — крупный потребитель зерна — постоянно ощущает нехватку качественных емкостей, поддерживает Павенского Андрей Матвейчук, возглавляющий отдел ресурсного обеспечения дирекции по растениеводству и животноводству компании. Холдинг выходит из положения, оптимизируя логистику, объясняет он: «[С момента сбора урожая] до ноября мы пользуемся временными хранилищами без угрозы потери качества зерна». За этот период комбикормовые заводы успевают переработать его и освободить место под новое, которое в течение нескольких месяцев тоже перерабатывается.

Кому что выгодно

Если агрокомпания рассчитывает на устойчивую рентабельность, то ей не обойтись без своих хранилищ, чтобы не продавать весь урожай сразу, говорит Булавин из РЗС . «Конечно, какие-то амбары есть у любого хозяйства, но нужны конструкции, позволяющие сохранить зерно хотя бы в течение года без серьезных потерь качества», — отмечает он. Необязательно инвестировать в классический элеватор с подработкой и перевалкой из силоса в силос — достаточно складов или мини-элеваторов для непродолжительного хранения (до четырех месяцев), уточняет Павенский. Как раз такие объекты в основном и строят аграрии. В большие элеваторы объемом от 200 тыс. т вкладываются крупные производители и агрохолдинги, привлекающие при реализации этих проектов средства федерального и региональных бюджетов. По наблюдениям гендиректора компании «Агроко » Алексея Иванова, сейчас элеваторы строят те, кто хочет купить зерно в сезон по минимальной цене, а потом партиями перерабатывать. Такая стратегия, например, у производителей мяса, имеющих комбикормовые производства. У «Агро-Белогорья» два завода, где вырабатывают корма. Зерновое сырье складируется на собственных элеваторах, напольных складах и в хранилищах агрофирм группы. Все эти мощности вмещают 280 тыс. т, и еще 30 тыс. т можно разместить на временное хранение, перечисляет Матвейчук. «При хорошем урожае мы закрываем собственные потребности на 60-70%», — подытоживает он. За последние три года «Агро-Белогорье » создало мощностей для постоянного хранения зерна более чем на 75 тыс. т. По опыту заместителя президента холдинга АВГ (строительство элеваторов) Сергея Цаллагова, в собственных мощностях прежде всего заинтересованы агрохолдинги и стабильно развивающиеся крупные хозяйства. Верхотуров из «Русского зерна» тоже говорит, что средняя или небольшая компания никогда не окупят элеватор, даже если найдут средства на его постройку. «Средняя стоимость строительства — $200 за тонну хранения, — делится он расчетами. — Зерно хранится по полгода, в среднем по цене $2,5-3/т с НДС в месяц. То есть если хранить на своих мощностях, то с каждой тонны можно заработать $12-15. С учетом ставки дисконтирования, сложно даже предположить, за какое время инвестиции в строительство окупятся». Мелким и средним игрокам выгоднее хранить зерно на условиях аутсорсинга или, собирая, сразу же продавать, поддерживает Верхотурова руководитель направления переработки самарской агрокомпании «Синко» Вячеслав Сурин. Крупные производители и трейдеры диверсифицируют хранение и отгрузку: часть, не складируя, продают, часть — размещают на своих элеваторах. Какие-то объемы, закупив в начале сезона, оставляют на надежных сторонних элеваторах, реализуя в период ценовых максимумов. «Компании с высоким уровнем технологий сельхозпроизводства получают чистое зерно, не требующее подработки, — рассказывает Иванов. — Его можно сразу закладывать в пластиковые рукава, а кукурузу — предварительно высушив». «Агроко » хранит пшеницу и кукурузу таким способом, а подсолнечник — в крытых складах площадью 10 тыс. м².

Дорого и сложно

Чтобы построить элеватор, необходимы не только серьезные финансовые ресурсы, но и готовность владельца к большому числу согласований и других формальностей. «Нужно получить свидетельство о регистрации потенциально опасного производственного объекта, пройти процедуру подтверждения соответствия закону о промбезопасности, требуется лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации взрыво- и пожароопасных производственных объектов, — перечисляет Булавин. — Само собой, придется все застраховать». Все эти расходы составят несколько процентов от стоимости закупленного оборудования, говорит Булавин, затрудняясь конкретизировать издержки. Объем инвестиций индивидуален, замечает Цаллагов из АВГ: все зависит от пожеланий заказчика, географического расположения элеватора, вложений в инженерную инфраструктуру и цен на стройматериалы. В среднем затраты на строительство варьируются от $200 до $250 за тонну хранения. По расчетам Булавина, они несколько больше — $240-300/т.

Строительство с нуля полнофункционального элеватора на 50 тыс. т стоит не менее 200 млн руб., знает Сурин из «Синко». Если средства заемные, то 11% годовых (без учета субсидий) — это еще 22 млн руб. Чтобы элеватор окупился за 20 лет, предприятие должно ежегодно получать не менее 10 млн руб. чистой прибыли. Таким образом, рассуждает топ-менеджер, минимальная чистая прибыль без учета процентов по кредиту должна составлять 32 млн руб./год. «Для этого, — продолжает Сурин, — валовая выручка элеватора емкостью 50 тыс. т должна быть почти 160 млн руб., а рентабельность — 20%, чего почти никогда не бывает. Одним словом, это почти нереальные цифры при нынешнем положении дел на рынке и динамике цен [на агрокультуры]». Даже если выручка элеватора с тонны масличных за сезон будет в среднем 3 тыс. руб. без НДС, а с тонны зерновых — около 1,5 тыс. руб., это означает необходимость принять, разместить, один раз опорожнить и вновь заполнить емкости примерно 20 тысячами тонн подсолнечника (60 млн руб.) и 67 тысячами тонн зерна (около 100 млн руб.). Выполнить такой бизнес-план почти невозможно, подытоживает Сурин. «У нас семь элеваторов общей мощностью 600 тыс. т, за 10 лет окупились еще не все», — делится Верхотуров из «Русского зерна». Компания не строила их, но инвестировала в покупку, реконструкцию и модернизацию.

Инвестиции в мощности все равно рано или поздно вернутся, рассуждает Булавин из РЗС : «С точки зрения здравого смысла у агропредприятия должен быть хотя бы мини-элеватор — с учетом волатильности рынка это надежное и долговременное вложение». Конечно, нужно не только использовать его как хранилище, но и обеспечивать оборачиваемость товарных партий, продавая одни и заполняя элеватор другими, добавляет он. Цаллагов отмечает, что окупаемость во многом зависит от расположения объекта (в регионе, где производится много зерновых, проект окупится намного быстрее), наличия в области / районе конкурирующих элеваторов, развитости и состояния транспортной инфраструктуры. Возможность зарабатывать на размещении зерна интервенционного фонда также может значительно ускорить возврат инвестиций, говорит он. Субсидии тоже снизят срок окупаемости: новая гос-программа предусматривает увеличение мощностей хранения зерна на 17 млн т и льготное кредитование таких проектов. Минсельхоз планирует, что на них ежегодно будет привлекаться примерно 91,8 млрд руб. инвесткредитов. Господдержку на строительство элеватора или зернохранилища получить вполне реально, уверен Булавин — при условии, что банк сочтет проект ликвидным и согласится кредитовать. Верхотуров рекомендует не строить, а покупать мощности для хранения, причем искать варианты, которые из расчета на тонну мощности дешевле возведения нового объекта. Но тогда почти наверняка придется инвестировать в реконструкцию или модернизацию, а новые владельцы, дешево купившие старый актив, не всегда на это готовы, замечает Булавин. По мнению гендиректора компании «Мелас» (входит в ГК «Агрико ») Владимира Погадаева, сейчас на рынке переломный момент: крупные стационарные элеваторы уступают место небольшим модернизированным хранилищам. «Во-первых, аграрии заинтересованы в снижении затрат на хранение зерна, а во-вторых, элеваторы обезличивают зерно и соблюдают достаточно спорную классность», — говорит он.

Элеватором чаще всего называют механизированное зернохранилище силосного типа. Помимо всего прочего, такие комплексы включают в себя пункты приема и погрузки сельскохозяйственной продукции. От обычных складов и амбаров элеваторы отличаются тем, что предназначены для хранения очень больших объемов зерна. Строительство подобных объектов должно вестись, конечно же, с точным соблюдением положенных технологий. То же самое касается и их ремонта и модернизации.

Статистические данные

К настоящему времени мощностей для в России, к сожалению, катастрофически не хватает. Согласно проведенным Росстатом исследованиям, общая вместимость элеваторов, складов и ККЗ, имеющихся у нас в стране, составляет около 118 млн тонн. Формально — это больше чем требуется для хранения всего собранного на полях РФ урожая. Однако из 118 т мощностей около 66 т в России приходится на емкости сельхозпроизводителей, имеющие морально устаревшую конструкцию. В большинстве случаев это склады и амбары, построенные в 50-х годах прошлого века. При использовании их в качестве хранилищ теряется до 20 % собранного зерна.

Собственно сами индустриальные отечественные мощности очень сильно изношены (до 70 %). При России обычно оборудованы силосными и бункерными конструкциями, совершенно не отвечающими современным технологическим и логистическим требованиям.

Все это приводит к значительным потерям собранного урожая и удорожанию хранения зерновых. Решить эту проблему в России может только модернизация элеваторов постройки прошлого века или же возведение новых сооружений этой специализации.

Разновидности индустриальных хранилищ

По назначению все элеваторы могут классифицироваться на:

    хлебоприемные универсальные;

    производственные (обустраиваются обычно возле заводов, выпускающих крупы);

    перевалочные (располагаются возле ж/д узлов или портов);

    государственные, рассчитанные на хранение резерва зерна.

Также существуют специализированные комбикормовые хранилища. Помимо этого, сегодня в России налажено и производство элеваторов небольшой мощности, предназначенных специально для мелких и средних фермерских хозяйств.

Другие виды

Выше были рассмотрены основные типы зернохранилищ. Однако понятие «элеватор» имеет более широкое значение. Использоваться подобные системы могут не только для хранения сельхозпродукции. К примеру, элеваторы буровые представляют собой спускоподъемное оборудование, входящее в комплектацию вышек, предназначенное для удержания обсадных труб. Конструктивно они представляют собой массивный корпус с отверстием в центре. При их отказе на вышке происходят серьезные аварии. А поэтому обслуживание и ремонт такого бурового оборудования следует проводить, конечно же, своевременно.

Другой разновидностью элеваторов являются используемые в системах отопления. Конструкции этого типа предназначены для снижения температуры сетевой воды до нормального уровня. Представляют собой элеваторы отопления простенькие насосы, не требующие подвода энергии извне. Благодаря особой конструкции, внутри них происходит подмешивание холодной воды к горячей.

Недостатком подобного оборудования является в основном невозможность контролировать температуру теплоносителя на выходе. Поэтому сегодня часто производится модернизация системы отопления с элеватором путем включения в конструкцию электропривода. Последний отвечает за передвижение конусовидной иглы, при необходимости перекрывающей сопло устройства. Благодаря ее наличию, появляется возможность регулировки количество проходящей через корпус элеватора воды.

Строительство зернохранилищ: особенности

Буровые и регулируемые элеваторы являются важными элементами конструкции вышек и систем отопления. Однако чаще всего под этим понятием подразумевается все же именно зернохранилище. Поэтому далее рассмотрим во всех подробностях, каким образом производится строительство, ремонт и модернизация таких комплексов.

Любой элеватор для зерна имеет в своем составе силосную рабочую башню. Возводиться такая конструкция может из разных материалов. Однако чаще всего для этой цели используются кирпич или железобетон. Кровлю, окна и двери силосных башен устраивают таким образом, чтобы полностью исключить возможность попадания внутрь хранилища влаги. Пол в обязательном порядке гидроизолируют для защиты зерновых от грунтовых вод.

Строят всегда на плитном фундаменте. При этом пол первого этажа в башнях заглубляют на 80-250 см. Делают так прежде всего из-за необходимости увязки приемных устройств и платформ ж/д и автомобильного транспорта.

Помимо производственных помещений (диспетчерской, пульта управления и т. д.), в рабочих башнях обустраиваются силосы. Предназначены они собственно для хранения самого зерна. Чаще всего предполагает установку 2-3 больших силосов. Изготавливаться эти конструкции могут из металла или железобетона.

Помимо силосов, на элеваторах монтируются бункера, предназначенные для отпуска зерна. От силосов они отличаются тем, что имеют напоминающее опрокинутую пирамиду днище.

Оборудование индустриальных хранилищ

Строительство элеваторов поручают специализирующимся на этом виде деятельности компаниям. Эти же фирмы обычно поставляют и все необходимое для зернохранилища оборудование. Помимо силосов и бункеров, в башне могут монтироваться, к примеру:

    очистительные конструкции (сепараторы, скальператоры);

    (очистка от легких примесей);

    поточные весы.

Перемещение зерновых по отделениям зернохранилища производится с помощью норий (подъемников) и транспортеров разных конструкций.

Принцип работы элеватора

Производственный процесс любого зернохранилища включает в себя следующие основные процедуры:

    приемку зерна;

    его обработку (сушку и очистку);

    хранение;

    отпуск потребителю.

На пункте приема элеватора зерно предварительно сортируется по нескольким признакам (качеству, степени влажности или засоренности и т. д). В рабочей башне его взвешивают, очищают, подсушивают и направляют по транспортеру в хранилища. Отгрузка зерна из бункеров в железнодорожные вагоны обычно производится через опускные трубы или с использованием спецтехники.

Ремонт элеваторов: особенности

Поскольку оборудование в зернохранилищах в большинстве случаев используется старое, к организации его обслуживания и ремонта следует подходить максимально ответственно. Таким образом, можно, пусть и незначительно, но все же повысить качество хранения сельхозпродукции и свести потери к минимуму.

Чаще всего на элеваторах приходится проводить такие виды ремонтных работ, как:

    Сооружений. Под воздействием негативных факторов окружающей среды стыки хранилищ и силосных бункеров постепенно деформируются и разрушаются.

    Очистка силосов и заделка трещин в их стенках. Конструкции этого назначения на элеваторах постоянно подвергаются серьезным горизонтальным и вертикальным нагрузкам, что приводит к появлению разного рода дефектов. Заделывают трещины в стенах силосов обычно с использованием цементно-песчаного раствора. Также может производиться и укрепление силосов методом гильзования.

    Замена технологических окон и устранение межсилосных пересыпаний.

    Восстановление несущей способности железобетонных конструкций.

    Ремонт кровель с использованием мастики.

    Ремонт систем вентиляции.

Покраска сооружений и оборудования

Конечно же, внутри хранилищ элеваторов всегда должно быть сухо. Бетонная поверхность же отличается пористостью и может иметь множество микротрещин. Для того чтобы не допустить повышения влажности воздуха внутри хранилищ, их стенки следует периодически окрашивать. При этом использовать нужно специальные трещиностойкие ЛКМ.

Конечно же, окрашиваться на элеваторах должны не только собственно сами хранилища. Подвергать подобной обработке следует и установленное в помещениях оборудование: сушилки, транспортеры, нории и т. д. Для обработки таких конструкций чаще всего используется серебрянка.

Преимущества модернизации

Ремонт, таким образом, позволяет несколько сократить потери зерна на элеваторе постройки прошлого века. Однако сделать производственный процесс максимально эффективным можно, конечно же, только путем выполнения такой операции, как модернизация элеваторов и их реконструкция. Как уже упоминалось, в большинстве случаев комплектация и оборудование, имеющихся в РФ, зернохранилищ являются морально устаревшими. Преимуществами модернизации построенных в прошлом столетии элеваторов можно, таким образом, считать:


Элеваторный рынок в этом сезоне оживился. Аграрии активно начали строить и расширять свои зернохранилища. сайт поинтересовался, какие факторы влияют на стоимость строительства элеватора в пересчете на одну тонну хранения зерна? Возможно ли удешевить строительство? И в какие суммы удается уложиться?

Расходы закладываются в проекте

Контролировать будущие расходы нужно начинать на стадии проекта. Такой совет дает технический директор ООО .

По его мнению, оптимальный результат на выходе можно получить, когда проектант работает вместе с технологами и строителями. Такая связка теоретиков с практиками помогает сократить время строительства, а значит, и стоимость.

«Проектант может создать проект, требующий больших затрат и трудоресурсов. Очень часто они перестраховываются по запасам прочности, как металлоконструкций, так и фундаментов. В этом случае строители могут подсказать, где «перебор», который выльется в дополнительные неоправданные затраты»,- говорит Александр Попов.

Он подчеркивает, кроме проекта удешевить строительство элеватора позволяет хорошая организация всех работ и надежные поставщики оборудования.

Сколько возьмет площадка?

Помните эпизод из сказки о Буратино, в котором лиса Алиса и кот Базилио сажали денежки на Поле чудес? Примерно так происходит и с площадкой для строительства элеватора. Вердикт о том, сколько в нее придется «закопать» выносят геологи.

Если вам не повезло с грунтом и необходимо забивать сваи, то это автоматически потянет удорожание проекта. «Строительство на бессвайном основании будет как минимум на 10% дешевле, чем со сваями»,- подчеркивает эксперт .

Раньше надумаешь, дешевле построишь

Чем раньше вы начнете продумывать детали строительства, тем больше шансов сделать его дешевле, считают эксперты.

«Важно, чтобы от принятия решения о строительстве элеватора до активной фазы работ, прошло минимум 4-5 месяцев. За это время есть возможность хорошо поработать с технологией - оптимизировать количество оборудования. Вместо 50 единиц установить 40-45. К примеру, при стоимости одной нории $100 тыс. - это будет заметная экономия»,- считает Сергей Щербань.

Если же решение о строительстве принять в мае, придется очень спешить к сезону. При этом не исключено, что по окончанию работ вы будете кусать локти, глядя на результаты спешки: «И количество металла можно было уменьшить на металлоконструкциях, и транспортные маршруты оптимизировать…».

Сергей Щербань отмечает, выгоднее планировать строительства элеватора зимой. Это дает возможность поторговаться с поставщиками оборудования. Чтобы в зимние месяцы загрузить свое производство хотя бы на 70%, они готовы делать скидки.

А вот в горячий сезон действует обратная схема, и есть риск переплатить. У предприятий переизбыток заказов. Отказывать клиентам «в лоб» они не хотят. Поэтому опоздавшим могут выставить завышенные расценки. Философия у производственников проста - уйдет заказчик - не страшно, согласится - за такую цену ему выполнят заказ в порядке очереди.

Зимой или ранней весной лучше также закупать часть металлопроката и арматуру. Металлопрокат есть на складах, и металлобазы готовы уступать в цене.

«Отчасти это замораживание капитала, потому что до работ с металлопрокатом еще нужно дойти. Но такой шаг оправдан. Он позволяет существенно экономить. В сезон цена тонны металла возрастает на 3-4 тысячи, а бывает и больше»,- говорит Сергей Щербань.

Делать предварительный заказ и вносить предоплату до начала сезона он предлагает также по бетону и сваям. Таким образом, можно зафиксировать их стоимость. Оплата за каждую партию отдельно по мере подвоза - не лучший вариант. Цена стройматериалов постоянно растет.

«В прошлом месяце цена за бетон поднялась на 170 грн за куб. И это не предел. Когда на стройку нужно около 5 тыс. кубов бетона, не трудно посчитать, насколько увеличится расход средств по сравнению со стартовой цифрой. За цементом потянется арматура. Единственное, что можно зафиксировать - расценки на выполнение работ. Все остальное - если не закупить заранее и не внести предоплату - будет расти в цене в течение всей стройки», - рассказывает Сергей Щербань.

Он также подчеркнул, что не сделав предварительный заказ, можно остаться без некоторых стройматериалов. К примеру, в Харьковской области существует ограничение по производству свай свыше 300 мм. Если не законтрактоваться заранее, сваи придется возить из других областей, а это дополнительные расходы на логистику, что тоже необходимо учитывать в стоимости.

Заранее нужно заказать и строительный кран.

«Чтобы поставить норийную вышку - нужны спецкраны. Это очень востребованная техника, ее надо заказывать за месяц. Соответственно к этому времени нужно успеть выполнить все подготовительные работы. Иначе кран на площадке будет простаивать»,- говорит Александр Попов.

Если резюмировать мнения экспертов, то получится вывод: качественное планирование позволяет существенно экономить.

«Когда у тебя все заранее заготовлено, ты понимаешь, что у тебя в мае придет то-то, в июле то-то, можно планировать работы и рассчитывать бюджет. Бывает, гонят фундамент, перешли к металлу - остановились. Нет технических решений или еще чего-то. Ты перерасходовал деньги на то, чтобы тебе гнали фундамент, а следующий месяц «куришь бамбук», потому что нечего делать - нет силосов или еще чего либо. Непродуманность на старте удорожает проект максиму на 20-25%»,- считает Сергей Щербань.

По его мнению, в таких условиях очень дорого обходится спешка. Чтобы быстрее строиться, на площадке необходимо задействовать много людей. А это выше затраты. К тому же при спешке никто не думает, как построить дешевле. Заказчика в такие моменты интересует только наличие оборудования, металла или свай. Торговаться уже нет возможности.

Исполнители строительных и монтажных работ

Расходы на строителей и монтажников - один из пунктов, где можно варьировать в бюджете. К примеру, «Волынь-зерно-продукт» при строительстве своих элеваторов задействует собственные бригады. В компании посчитали, что это вдвое дешевле, нежели работать с подрядчиками.

«Своим работникам мы платим достойные зарплаты, но эти расходы значительно меньшие, нежели оплата генподряда. Подрядчики в свои договора закладывают, помимо зарплат непосредственных исполнителей, еще и прибыль, налоги, зарплаты руководства. Так что разница получается очень весомая»,- аргументирует технический директор «Волынь-зерно-продукт» Александр Попов.

Для того чтобы ускорить выполнение строительных работ, он рекомендует вводить на площадке как минимум двухсменный режим работы.

Руководитель подчеркивает, удешевить строительство элеватора позволяют также надежные поставщики оборудования.

«Мы работаем с проверенными поставщиками, которые укладываются в оговоренные сроки и не задерживают строительство. За счет этого удается вкладываться в намеченные графики»,- говорит руководитель.

Кроме «железных» сроков поставок у компании есть еще одно требование к поставщикам оборудования - те должны предоставить монтажную бригаду. Либо собственную, либо проверенную, с которой работают уже много лет.
«Монтажники и поставщик оборудования должно быть одно лицо. Либо должны много лет работать в паре. На этом тоже можно удешевить строительство. В таких случаях не будет проблем - не то привезли, не так смонтировали», - говорит Александр Попов.

Отечественное или зарубежное?

Если говорить о зарубежном оборудовании, сегодня из-за отмены ввозной пошлины, по словам экспертов, в выигрыше европейцы. У них появилась возможность достаточно серьезно сбрасывать цены и потому они могут конкурировать с отечественными производителями.

«Если покупаешь оборудование на элеватор свыше 60 тыс. т хранения у одного европейского поставщика, есть полная надежда сторговаться на стоимость, приближенную к цене украинского оборудования. К тому же украинские представители европейского поставщика дают приемлемые цены на доставку и монтаж этого же оборудования. В пересчете, европейское выходит дороже на 7-10%, а бывает и одинаково с украинским производителем. Поэтому нередко собственники отдают предпочтение европейцам»,- объясняет Сергей Щербань.

А вот американское и турецкое оборудование сегодня дороже для украинских аграриев, нежели европейское, примерно на 20%. Правда, турецкие производители пытаются удерживаться на рынке и сбрасывать цены, как, говорят элеваторщики, за счет «умолчания некоторых технических характеристик своего оборудования».

По мнению экспертов, при миксе украинского и импортного оборудования и использовании металлических силосов, можно говорить о вилке $150-180 на тонну хранения.

Мощности хранения

Мощности единовременного хранения также влияют на стоимость строительства элеватора. При этом разные очереди одного элеватора могут иметь разную стоимость.

«Одно дело, когда у тебя есть существующий элеватор, и ты туда доставляешь силосы. Ты фактически платишь только за силосы, фундамент и за часть инженерных сетей. А другое, когда ты строишь в поле, с нуля, и у тебя в бюджете не просто силосы, а вся инфраструктура и перефирийные сооружения: весы, завальные ямы, административные строения. Получаются разные суммы», - акцентирует руководитель департамента Управление проектами» .

Сергей Щербань считает, чем меньше элеватор по мощностям, тем выше его стоимость в пересчете на тонну хранения.

«Строительство элеватора на 50-60 тыс. т сложно уместить в $100 за тонну хранения. Бывает, что с отечественным оборудованием вмещаются в $95 за тонну хранения, но это очень сложно. Стоимость строительства элеватора мощностью 100-150 тыс. т на сегодняшний день выходит $85-90 за тонну хранения. Это минимум. $120 - это уже достаточно серьезная стоимость, с зарубежным оборудованием, с дорогостоящим свайным полем»,- подсчитывает эксперт.

Стоимость с инфраструктурой

Очень затратной составляющей в строительстве элеватора является инфраструктура.

«Если нужно построить не только элеватор, но и подвести внешние сети - к примеру, 10 км железной дороги или газовый трубопровод, это сильно повлияет на общую стоимость строительства в пересчете на тонну хранения. Могу привести пример одного из элеваторов на Востоке Украины. За счет инфраструктуры первая очередь строительства элеватора на 18 тыс. т хранения обошлась до $220. Вторая очередь строительства - с добавлением нескольких емкостей - может стоить уже гораздо меньше - $140-150 на тонну хранения»,- рассказывает Богдан Голубояр.

Некоторые эксперты признаются, что только на инфраструктуру при строительстве элеватора они закладывают в бюджет $400-500 тыс. В эту стоимость может входить строительство двух ж-д веток с отстойником, а также подведение газа на расстояние до 2 км.

Есть также риски, которые могут быть навязаны при выдаче технических условий. Среди них те же отчисления на развитие социальной инфраструктуры близлежащего сельского совета.

Логистика и «географические особенности»

Нередко стоимость одинаковых типовых элеваторов, построенных в разных местах, может отличаться в разы. На это влияют несколько моментов, в первую очередь «плечо» подвоза строительных материалов. Поэтому, прежде чем строить элеватор, убедитесь, что бетон, щебень, песок придется возить не за тысячу километров.

Учтите расстояние (а значит и стоимость транспортных услуг) при подвозе свай и металлоконструкций. Если эти расходы не посчитать и не оптимизировать, стоимость строительства может сильно возрасти.

Итого: минимум и максимум

Все относительно, к такому мнению сходятся все участники рынка. Нельзя назвать цифру, которая была бы эталоном, при расчете стоимости строительства элеватора на тонну хранения.

«Обычно на рынке ходит какая-то цифра, дескать, $150 - это хорошо, а $160 - это уже много. Кто-то когда-то такое сказал, и все стремятся к этому идеалу. На практике же все очень индивидуально»,- убеждает Богдан Голубояр.

«Стоимость строительства элеватора «под ключ» на тонну хранения зерна варьируется от $98 до $120 за тонну хранения. Нижний и верхний предел опять таки зависит от набора оборудования и вместимости», - говорит представитель компании UGT Татьяна Григоренко.

«Минимум - это $85-90. Но можно дотянуть и до $120 - это уже достаточно серьезная стоимость», - высказывает свое мнение Сергей Щербань.

Стоимость не ниже $200 за тонну хранения с инфраструктурой - такую цифру озвучил Кирилл Винокуров, руководитель отдела по работе с клиентами компании .

А вот при строительстве зернового терминала идет совсем другой порядок цифр. Озвучивалась цифра $350-400 на тонну хранения, в которую входит дорогие инфраструктурные составляющие: укрепление береговой линии, погрузочный кран, и так далее.

Новое на сайте

>

Самое популярное