Домой Банки Что такое недоимки в истории. Принудительное взыскание недоимки по налогам

Что такое недоимки в истории. Принудительное взыскание недоимки по налогам

В данной статье речь пойдет об ответе на вопрос о том, что такое недоимка. Здесь будет рассмотрено определение термина, некоторые исторические факты, а также в общем виде мы ознакомимся со статьями НК РФ, причинами недоимки, понятием истечения срока и т. д.

Введение

Что такое недоимка? Обычно под данным термином подразумевают налоговую задолженность.

Задолженность является одним из ряда критериев, посредством которых оценивают финансовое состояние хозяйствующего лица. Анализ позволяет определить позицию субъекта в области кредитных взаимоотношений с институтами финансов (банк, страховая компания и др.) или другими такими же субъектами, которые обладают определенным хозяйственным имуществом. Также это касается физических лиц (например, с наемным рабочим).

Кредиторская и дебиторская задолженности оцениваются в денежных ресурсах.

РФ и Российская империя

Отвечая на вопрос о том, что такое недоимка в современности на территории РФ, важно будет упомянуть, что она является вовремя не уплаченной суммой налога или сбора (ст. 11 Налоговый Кодекс РФ).

НК РФ гласит также, что взыскание может быть принудительным. Однако это возможно лишь после истечения срока, который требуется от исполнителя.

Вспоминая историю, одним из событий о неуплате недоимки является связанное с окладным сбором; их накопление на первое января 1896 г. составляло 115 152 476 рублей. Помимо этого было отсроченных платежей на 2 175 437 р. Причина заключалась в инфраструктуре системы. Недоимки накапливались из-за несоответствия оклада крестьянина и доходностью с его дела. Были и другие факторы, влияющие на это, однако указанный — основной.

История и уплата

Чтобы лучше понять, что такое недоимка, желательно ознакомиться с некоторыми историческими данными и проанализировать данное явление со стороны.

До 1889 г. плательщиков обязывали вносить недоимки в ближайший год, идущий следом за недоимочным. Помимо этого необходимо было внести полный оклад. Закон от третьего апреля 1889 г. разрешает давать отсрочки и рассрочки субъекту с недоимкой. Ограничения у суммы, которая набежала за 5 лет, нет, но больше данного срока откладывать нельзя. Раньше эта система была отлажена плохо, а несоответствие оборота какой-то продукции крестьянина с требованиями к выплатам приводило к накоплению большого количества недоимок. С течением времени эта система стала снижать требования, например, посредством введения льгот и т. д.

Манифест, выпущенный 14.05.1896 г., отменил накопившийся объем недоимок и стал своего рода одним из первых случаев списания безнадежной недоимки. Днем, с которого отменились долги, является первое января этого же года. Это касалось гос. поземельного налога, поземельных сборов на работу гминных (польских) органов власти, подымных податей крестьян. Также их отменили в европейской части России по отношению к податям (оброчной и подушной), а также к лесным налогам. Недоимки и пени отменили для каждого переселенца, водворенного на казенной земле.

Суть явления

Суть недоимки заключается в предоставлении возможности для физических, юридических и предпринимательских лиц ежегодно выплачивать суммы налога, которые начисляются налоговой инспекцией.

Все невыплаченные средства растут из года в год. Они представляют собой общую недоимку для всего района, а именно, его бюджета. Также под этим термином подразумевают излишние возмещения гражданину, которые были начислены ему по решению налоговой инспекции.

Когда возникает недоимка?

Любое нарушение законодательства обладает моментом, который определяет наличие и размер недоимки по налоговому сбору. В случае когда неплательщик - это физ. лицо, то сроки уплаты подобной задолженности и образования долга начинают отсчитывать с момента, в котором гражданином был нарушен срок уплаты, который установила налоговая служба. Если неплательщик - это юр. лицо, то:

  • дата образования задолженности - это день, в который было получено извещение предприятием;
  • в случае наличия зафиксированного зачета по налогу, датой станет день, в который было вынесено решение о налоговом зачете.

Любую задолженность, связанную с неуплатой налогов, необходимо погасить в кратчайший срок. Это важно, так как в противном случае человека могут привлечь к одному из двух видов ответственности (административному или уголовному).

Взыскание

Известие о задолженности можно отправить по почте или принести к месту регистрации, на котором расположено предприятие, и передать его управляющему учреждением лицу. Извещение может отсылаться по интернету. 20 трудовых дней - это срок, в течение которого происходит отправка письма.

В случае отсутствия выплат со стороны должника налоговая служба может взыскать средства с кредитного счета, отобрать часть имущества, как движимого, так и недвижимого. Также могут затронуть лицевые счета, арестовать имущество. Последнее возможно лишь в том случае, если это предписала прокуратура.

Налоговая служба может требовать взыскание в течение трех лет с момента обнаружения недоимки. Исключение составляют случаи, связанные с собственностью казначейских учреждений, особо ценным имуществом, которое было приобретено на деньги автономных учреждений или бюджетных организаций.

Современность и обязанность уплаты ст. 23 НК РФ

Чтобы ответить более широко на вопрос о том, что такое - недоимка, нужно знать о статье 23 НК РФ, которая гласит, что священной обязанностью субъекта является «уплата законно установленных налогов». Согласно статьей 11 НК РФ, под недоимкой подразумевают сумму налога или сбора, которая не была уплачена в установленные законодательными органами сроки, отведенный для уплаты.

Задачу налоговых органов статья 32 НК РФ определяет в виде набора средств и методов, посредством которых можно контролировать соблюдение законодательных актов о налоге и сборах.

Анализируя статью 45

Акты недоимки включают в себя множество утверждений и постановлений, а также они прописаны в различных статьях НК РФ. Например, в соответствии с 45 статьей налогоплательщика обязывают самостоятельно выполнять обязанности по выплате налогов, если только нечто, касающееся этого вопроса, не предусматривается законодательными положениями.

Обязанность необходимо выплачивать в четко установленный срок. Также, налогоплательщику предоставляется право досрочного погашения суммы облагаемого налога. В случаи установления факта, о том, что субъект не выполнил свою обязанность в надлежащем виде, может начать применять принудительные меры взыскания.

В соответствии с положениями статьи 45 НК РФ налоговой службой может быть выдвинуто требование к выплате долга в случае невыполнения своих обязанностей. Также она гласит о том, что проводить взыскание с физ. лица будут с применением судебной практики.

«Восстановлению не подлежит»

Срок уплаты недоимки характеризуют как пересекательный, а потому восстановить его нельзя. Это значит, что налоговый орган может предъявить иск только в пределах определенного срока, а далее следует безусловная потеря права в иске. Пленум ВАС РФ от 28 февраля 2001 года № 5 заключил, что срок, отведенный для дачи иска, является пересекательным, то есть не подлежащим восстановлению. В случае если он был пропущен, то судом удовлетворить требование налогового органа невозможно. Порядок взыскания недоимки производится по отношению к юридическим лицам через суд.

В практике часто появляются споры. Они касаются момента начала истечения этого срока. Крайне важно установить - срок вышел или нет?

Вышеупомянутым пленумом также было установлено, что налоговые органы могут обращаться в суд по вопросам, связанным неуплатой задолженности юридическими лицами, в случае, если еще не истекли шестьдесят дней, которые предусматриваются пунктом третьим ст. 46.

Страховые фонды

Недоимка по взносам, предназначенным для удовлетворения страховых потребностей социума, позволяет уполномоченным органам сразу же направлять запрос в банк с требованием о принудительном взыскании. Недоимку по страховым взносам определяют как общую сумму средств, образованную страховыми взносами, и невыплаченную в сроки определенные государственными актами. Однако перед отправлением требования в структуры банка ФСС обязано оповестить субъекта, с которого требуется взыскание. Форму требования утвердил приказ ФСС 11.01.2016 г., № 2 - форма 5 - ФСС. Перед использованием принудительных мер уполномоченные органы дают субъекту возможность выплатить недоимку в течение какого-либо срока.

Исходя из статьи 48 НК РФ

Буквальное толкование положения статьи 48 НК РФ показывает нам, что иск можно предъявлять лишь в том случае, если налог был не уплачен во всем размере.

Под налоговой недоимкой в соответствие с утверждениями НК РФ подразумевают сумму налога. Недоимка может состоять не только из недоплаченной части долга, но и из целой его суммы. Однако вне зависимости от того, сумма налога это или его часть, она все равно будет относиться к налоговой недоимке. Разница в интерпретации понятия не меняется в зависимости от суммы требуемой выплаты, а меняться может только размер этой задолженности.

И помните о том, что несвоевременная выплата налогов, как в частичном, так и полном размере, влечет за собой административную и уголовную ответственность. Необходимо стараться избегать случаев, в которых службы налоговых органов власти станут взывать с вас возврат задолженности в принудительном порядке.

Являются важнейшей обязанностью любого субъекта предпринимательской деятельности. Своевременное исполнение указанной обязанности позволяет организации , избежать дополнительных финансовых потерь в виде штрафных санкций. Однако довольно распространена ситуация, когда у организации в силу объективных причин возникает недоимка по налоговым платежам . При принудительном взыскании налоговыми органами указанной недоимки налогоплательщик может защитить свои интересы . Рассмотрим эти возможности.

Правовое регулирование

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (далее - налоговое законодательство). Указанная обязанность должна быть выполнена в срок, установленный налоговым законодательством.
Статьей 11 НК РФ предусмотрено, что недоимкой является сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный налоговым законодательством срок. Она образуется, если налогоплательщик не произвел перечисление в бюджет причитающихся налогов или произвел их частичное перечисление. Контроль над соблюдением налогоплательщиком налогового законодательства осуществляется налоговым органом путем проведения мероприятий налогового контроля, например камеральных и выездных налоговых проверок (ст. 87 НК РФ).
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, при проведении которой выявлены нарушения налогового законодательства, выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, а также принимаются меры по принудительному исполнению обязанности налогоплательщика по уплате налогов. Необходимо обратить внимание на то, что если налогоплательщик не исполнил свою обязанность по уплате налогов добровольно, то налоговые органы обязаны взыскать недоимку в принудительном порядке (ст. 39 НК РФ).
В налоговом законодательстве закреплены два способа принудительного исполнения обязанности по уплате налогов (сборов), других обязательных платежей и санкций: бесспорный (внесудебный) и судебный порядки . И та, и другая процедуры имеют процессуальные особенности.

Бесспорный порядок взыскания недоимки

Моментом начала указанного процесса следует считать дату направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налогов . Требование представляет собой документ установленной формы, содержащий извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности ее уплатить в указанный срок (ст. 69 НК РФ). В требовании в том числе должна содержаться информация о:
- сумме задолженности по налогу;
- размере пеней, начисленных на момент направления требования;
- сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах (Указанный срок имеет большое процессуальное значение, так как он определяет срок принятия налоговым органом решения о взыскании недоимки, а также срок подачи налоговым органом заявления в суд о взыскании недоимки (ст. 46 НК РФ));
- сроке исполнения требования (Требование должно быть исполнено в течение 8 рабочих дней с момента его получения, если в нем не указан иной срок исполнения);
- мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Требование должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней со дня вступления в силу решения по проверке (если недоимка выявлена в ходе камеральной или выездной налоговой проверки или в течение 3 месяцев со дня ее выявления (если недоимка выявлена не в ходе налоговой проверки). В последнем случае налоговый орган составляет документ о выявлении недоимки у налогоплательщика (форма документа утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@). На дату составления указанного документа, с точки зрения налоговых органов, следует ориентироваться при определении срока выставления требования. Аналогичное мнение выражено, в частности, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20.12.2007 N А26-3314/2007. Заметим, что данный подход к определению даты выявления недоимки является по меньшей мере небесспорным.
Недоимка может быть выявлена только после того, как налогоплательщик представил декларацию с суммой налога к уплате или пропустил срок уплаты налога. О том, что налог не уплачен, налоговому органу становится известно на следующий день после истечения срока уплаты. Следовательно, в этот же срок он узнает о сумме недоимки. Указанная позиция находит отражение и в судебных решениях (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.08.2009 N А82-14902/2008-27).
Логично предполагать, что обнаружение налоговым органом данных в своих внутренних документах не может свидетельствовать ни о фактическом наличии недоимки, ни о наличии переплаты, поскольку такие данные полностью зависят от действий его сотрудников, т.е. носят субъективный характер. В сложившейся ситуации налогоплательщику, допустившему образование недоимки, можно рекомендовать провести сверку расчетов с налоговыми органами. В этом случае дата акта сверки может свидетельствовать о сроке выявления недоимки.
Действующие правовые нормы налогового законодательства не дают ответа на вопрос, является срок направления требования об уплате налога пресекательным, т.е. является ли недействительным соответствующее требование, выставленное с нарушением указанного срока. При решении данного вопроса целесообразно обратить внимание на сложившуюся арбитражную практику. Точка зрения судебных органов содержится, например, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25, а также в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 и заключается в том, что нарушение срока выставления требования не влечет изменения срока на бесспорное взыскание недоимки. Таким образом, срок взыскания недоимки при нарушении срока выставления требования будет исчисляться таким же образом, как если бы требование было выставлено вовремя (Постановление ФАС Московского округа от 19.07.2006 N КА-А40/6689-06-П).
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.
Необходимо обратить внимание на то, что при направлении требования заказным письмом могут возникнуть неприятные для налогоплательщика ситуации. Так, требование может быть направлено по юридическому адресу организации, а не по месту ее фактического нахождения. Кроме того, требование может получить работник организации, находящийся в офисе в момент поступления корреспонденции, и не поставить об этом в известность руководителя. В этих случаях руководство организации может не знать о начале процедуры принудительного взыскания недоимки.
Важно помнить, что срок исполнения требования исчисляется с даты его получения организацией, а не с даты его составления. Правильно определить дату получения требования при его направлении по почте позволит почтовая отметка на конверте или дата, указанная в уведомлении о вручении заказного письма адресату. Если организация не получала требования, направленного по почте, то она при защите своих прав, в том числе и в судебном порядке, вправе потребовать от налоговых органов доказать факт почтового отправления и дату указанного отправления.

Взыскание недоимки за счет денежных средств налогоплательщика

Если налогоплательщик не погасил недоимку в указанный в требовании срок, то налоговые органы в течение двух месяцев после указанного срока вправе принять решение о взыскании суммы задолженности с банковского счета налогоплательщика . Причем взыскание может быть обращено на средства, находящиеся на расчетном счете, даже если указанные средства получены из бюджета на конкретные цели по государственным контрактам (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 8580/09). Судебный орган в обоснование своей позиции отметил, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по общему правилу не производится. Но в рассматриваемом случае взыскание производится не за счет бюджетных средств, а за счет собственных средств налогоплательщика, какими являются средства, поступившие на расчетный счет организации от бюджетополучателя.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение 6 дней после вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма. Необходимо обратить внимание на то, что решение, вынесенное с пропуском указанного срока, является недействительным и, следовательно, исполнению работниками кредитных организаций не подлежит.
Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджет направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. При этом сроки направления в банк указанного поручения в настоящее время не установлены. Применительно к ситуациям, возникшим до 2 сентября 2010 г., действовал срок направления в банк указанного поручения, равный одному месяцу со дня принятия решения о взыскании недоимки.
Нередко решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банках выносится налоговым органом до истечения срока, указанного в требовании об уплате налога. В этом случае нарушаются права организации и с ее счета могут быть списаны денежные средства, которые она планировала использовать для исполнения своих обязательств перед контрагентами. Указанное планирование денежных потоков может учитывать срок уплаты недоимки, указанный в требовании, и не приводить к нарушению закона. В отношении законности подобного решения налогового органа единообразная арбитражная практика не сформирована. С одной стороны, решение является незаконным, так как процедура взыскания недоимки проходит несколько взаимосвязанных этапов. Для каждого этапа, имеющего самостоятельное юридическое значение, налоговое законодательство предусматривает определенный порядок и сроки принудительного взыскания налога (пени), несоблюдение которых влечет наступление правовых последствий в виде признания ненормативного акта налогового органа недействительным (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.04.2010 N А46-21966/2009). С другой стороны, решение является законным, поскольку налоговое законодательство не содержит такого основания для безусловного признания незаконным решения о взыскании задолженности, как несоблюдение срока на добровольное исполнение требования (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.12.2010 N Ф03-9322/2010).
Актуальным является вопрос, связанный с возможностью выставления налоговыми органами повторного инкассового поручения , например, если налогоплательщик закрывает счет в банке, в который отправлено инкассовое поручение, и открывает счет в другом кредитном учреждении. Налоговым законодательством вопрос выставления повторного поручения не урегулирован. Анализ арбитражной практики показал, что в большинстве случаев судебные органы признают право налоговых органов на указанные действия (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 14.01.2009 N Ф04-8140/2008(18774-А81-34), ФАС Поволжского округа от 25.12.2008 N А65-10152/2008). Суд указал, что законодательство не содержит запрета на выставление повторного инкассового поручения.
Противоположная позиция изложена в Постановлении ФАС Центрального округа от 25.10.2010 N А09-3231/2010. Суд установил, что налоговый орган после возврата банком инкассового поручения в связи с закрытием расчетного счета выставил новое поручение на списание денежных средств со счета налогоплательщика в другом банке. Суд указал, что, начав процедуру бесспорного взыскания, налоговый орган обязан довести ее до конца, в том числе вынести решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика. Возврат банком инкассового поручения не является основанием для повторного выставления нового поручения.

Взыскание недоимки за счет иного имущества организации

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика, а также при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика. Указанное взыскание производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю (ст. 47 НК РФ).
Налоговое законодательство не содержит правовых норм, обязывающих налоговый орган уведомлять налогоплательщика о принятии в отношении него решения и постановления о взыскании налога за счет имущества. Налогоплательщик при этом будет поставлен в известность судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Указанная точка зрения находит подтверждение в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25.
Решение о взыскании должно быть принято в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
При этом остается неурегулированным вопрос о том, имеет ли законную силу решение о взыскании налога за счет имущества, если инспекция не направляла налогоплательщику решение о взыскании налога за счет средств на счетах в банке. В случае возникновения подобной ситуации организация имеет право оспорить правомерность действий налогового органа. Сложившаяся арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна. В частности, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 16.03.2009 N Ф04-1029/2009(1032-А45-49) суд установил нарушение закона в действиях налогового органа. Однако в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 31.07.2008 N Ф08-4387/2008 суд определил, что при соблюдении прочих требований налогового законодательства указанное обстоятельство само по себе не может быть основанием для отмены решения о взыскании недоимки за счет иного имущества налогоплательщика.
Необходимо обратить внимание на то, что законность решения о взыскании не ставится судебными органами в зависимость от следующих обстоятельств:
- налоговый орган не отозвал ранее выставленное инкассовое поручение о погашении недоимки за счет денежных средств организации в банке (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.07.2005 N 853/05);
- налогоплательщик не получал высланного ему решения налогового органа о взыскании недоимки за счет денежных средств организации в банке (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.05.2008 N А33-6337/07-03АП-1556/07-Ф02-1863/08).
Исполнительные действия должны быть совершены в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления. Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика и погашения его задолженности перед бюджетом.

Судебный порядок взыскания недоимки

Если налоговым органом не реализовано право на взыскание недоимки за счет денежных средств налогоплательщика во внесудебном порядке, то он имеет право на обращение в суд с иском о взыскании указанной недоимки (ст. 46 НК РФ). При этом налоговым законодательством прямо не урегулирован вопрос, вправе ли налоговый орган обратиться за судебной защитой с заявлением о взыскании сумм налога, если до этого им своевременно было принято решение о взыскании. Официальная позиция по указанному вопросу отсутствует. Анализ арбитражной практики позволяет сделать вывод, что налоговый орган не вправе обращаться в суд, а должен самостоятельно довести процедуру бесспорного взыскания до конца, а именно направить инкассовое поручение в банк, а также при необходимости принять решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2010 N А45-10407/2009, ФАС Северо-Западного округа от 13.01.2009 N А05-6505/2008).
Заявление может быть подано в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Ни НК РФ, ни АПК РФ не содержат перечня уважительных причин. Поэтому в каждом конкретном случае суд, анализируя конкретные обстоятельства дела, определяет, является ли соответствующая причина уважительной.

Пример 1 . Причина пропуска срока - большой объем работы и недостаток специалистов у налогового органа. Суд удовлетворил ходатайство налогового органа (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.02.2009 N А13-3227/2008). Суд отказал в удовлетворении ходатайства налогового органа (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.07.2008 N А19-15231/07-Ф02-3485/08).

Пример 2 . Причина пропуска срока - проведение налоговым органом сверки расчетов с налогоплательщиком. Суд отказал в удовлетворении ходатайства налогового органа (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.03.2009 N Ф03-717/2009).

В отношении просроченной к взысканию недоимки необходимо отметить два обстоятельства.
Во-первых, налоговый орган не вправе начислять пеню . Указанная точка зрения содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2009 N 5838/09. В обоснование своего мнения ВАС РФ отметил, что исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому после истечения срока взыскания задолженности по налогу пеня не может служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не начисляется. Такую же позицию по данному вопросу занимает и Минфин России (Письмо от 29.10.2008 N 03-02-07/2-192).
Во-вторых, налоговый орган не вправе производить зачет излишне уплаченного другого налога . Если налоговым органом пропущен срок для принудительного взыскания недоимки, то он обязан по заявлению организации вернуть ей переплату, образовавшуюся по другому налогу (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 N 6544/09).
Если налоговым органом не реализовано право на взыскание недоимки за счет иного имущества налогоплательщика во внесудебном порядке, то он имеет право на обращение в суд с иском о взыскании указанной недоимки (ст. 47 НК РФ). Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Срок давности исполнения обязанности по уплате налогов

Налоговое законодательство устанавливает срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанный срок составляет 3 года (ст. 113 НК РФ). Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция, которая устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов). Таким образом, указанный срок давности может применяться только для взыскания штрафов, но не применяется к самой сумме задолженности.
Следовательно, НК РФ не устанавливает срок давности для исполнения обязанности по уплате налогов , в том числе и в принудительном порядке (Постановление ФАС Уральского округа от 18.06.2009 N Ф09-3963/09-С3).
По данному вопросу существует и иная точка зрения. Так, исходя из пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик не обязан хранить данные бухгалтерского и налогового учета, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в том числе документы, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов, более четырех лет. Таким образом, можно сделать вывод, что давность взыскания недоимки должна быть ограничена тремя годами, так как за пределами этого срока налоговый орган не сможет подтвердить документами факт возникновения недоимки. Данная позиция подтверждается обширной судебной практикой (Постановления ФАС Московского округа от 23.07.2009 N КА-А40/6541-09, от 29.07.2008 N КА-А40/6762-08; ФАС Поволжского округа от 10.06.2008 N А57-1648/02; ФАС Уральского округа от 26.01.2009 N Ф09-10520/08-С3; Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 N 13084/07).
Распространенной ранее являлась ситуация, при которой налоговыми органами сумма недоимки, нереальной к взысканию, включалась в справки о состоянии расчетов с бюджетом, которые запрашивались организациями. Такие справки, как правило, необходимы для привлечения кредитов или участия в тендерах и конкурсах. В указанном случае организациям приходилось погашать задолженность или же отказываться от получения кредита (участия в конкурсе). Налоговые органы обосновывали свои действия тем, что ст. 59 НК РФ и Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 допускали списание недоимки только в отношении ликвидируемых организаций. Данные выводы подтверждались в Письме Минфина России от 18.12.2009 N 03-02-07/1-545 и Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 N 16507/04. Следует отметить, что некоторым налогоплательщикам удавалось через суд обязать налоговый орган выдать справку без указания в ней задолженности, взыскание которой невозможно (Постановление ФАС Уральского округа от 18.01.2010 N Ф09-10913/09-С3).
После 2 сентября 2010 г. расширен перечень оснований, по которым недоимка по налогам признается безнадежной к взысканию. В настоящее время ст. 59 НК РФ позволяет списывать недоимку после принятия судом решения, согласно которому налоговый орган утратил возможность ее взыскания в связи с пропуском установленных сроков. Решение о признании задолженности безнадежной по данному основанию принимают налоговые органы по месту учета организации. Порядок списания такой недоимки утвержден Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@.

Пример 3 . По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом выявлена недоимка и принято решение о привлечении организации к ответственности. Указанное решение вступило в законную силу 31 января 2011 г. Требование направлено в адрес организации заказным письмом. Определим сроки совершения возможных действий налоговым органом, направленных на принудительное взыскание недоимки с организации (см. таблицу). Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях (ст. 6.1 НК РФ).

Срок, установленный
налоговым
законодательством

Дата
истечения
срока

Выставление требования об уплате
налога

Получение организацией требования
об уплате налога

Срок уплаты недоимки, указанный в
требовании об уплате налога

Взыскание за счет денежных средств

Принятие решения о взыскании
недоимки за счет денежных средств

Доведения решения до сведения
организации


денежных средств в банке

6 месяцев

Взыскание за счет иного имущества

Принятие решения о взыскании
недоимки за счет иного имущества

Направление решения судебному
приставу-исполнителю

Подача в суд заявления о взыскании
с организации недоимки за счет
иного имущества

Недоимка – это термин, который можно обнаружить еще в юридических документах 19 века. Тогда с крестьян взимались налоги, но у большинства не находилось средств для выплат. Образовывались недоимки. Тот, тяжелый для простых людей, период закончился, однако термин используется и сейчас.

Что собой представляет недоимка?

Согласно НК, недоимка — это налоги или обязательные платежи, которые не были выплачены.

Попросту говоря, это задолженность. Недоимку взыскивают как с физических, так и с юридических лиц. Выплаченные средства направляются в бюджет государства.

Недоимки по налогам

Налоговые отчисления предполагают установленную дату их оплаты. Если предприятие не сделает выплаты, то начисляется недоимка. Начисления формируются со следующего дня после просрочки. Неустойка начисляется ежедневно вплоть до даты оплаты задолженности и пени.

Если должник не выплачивает долг в полном объеме, пеня взыскивается в принудительном порядке. То есть, через суд. Сумма долга списывается с банковских счетов. Если средств нет, происходит арест собственности.

Если прошло много времени, никакие меры принуждения на должника не действуют, задолженность признается безнадежной. В этом случае она списывается.

ВАЖНО! К формированию недоимки могут привести возмещения от налогового органа за переплату налогов.

Недоимки по страховым взносам

Существуют следующие виды недоимок по страховым взносам:

  • По ФСС. Возникает при наличии задолженности перед ФСС. Существует определенный порядок расчетов размера недоимки: из общей суммы долга вычитаются уже уплаченные взносы. Из сумм, направленных в Фонд социального страхования, государство формирует бюджет для пособий.
  • В ПФР. Задолженность формируется из обязательных пенсионных выплат.
  • В ФФОМС. Долг формируется из обязательных выплат по медицинскому обслуживанию.

Наличие долга предполагает начисление пени по ставке, соответствующей текущей ставке ЦБ РФ. Предприятие, в котором есть наемные работники, должно уплачивать взносы до 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Как выявляется недоимка?

Недоимка, в большинстве случаев, выявляется следующим образом:

  1. Составляется налоговая декларация.
  2. Рассчитывается налог.
  3. Если налог не уплачен вовремя, образуется недоимка.
  4. Формируется сумма пени.

Недоимка может быть обнаружена в результате налоговой проверки.

Обнаруживается при следующих обязательствах:

  • Неправильное составление платежных документов, по причине чего деньги не поступили кредитору.
  • Ошибки, которые появились при исчислении.

Найти недоимку может сам владелец предприятия в процессе проверки документов. В этом случае он должен незамедлительно провести оплату.

Порядок взыскания

Взыскание в принудительном порядке происходит в том случае, если должник отказывается оплатить их добровольно.

Сам кредитор не имеет права реализовывать принудительные меры в отношении дебитора. Делается это исключительно через суд.

Нельзя сразу отправиться в судебный орган. Нужно сначала попробовать решить проблему в досудебном порядке. Для этого должнику сначала направляется требование о добровольной выплате долга, в состав которого входит начисленная пеня. Требование составляется по установленной форме. Направляется оно в течение 3 месяцев с даты появления задолженности. Требование вручается лично в руки. Также оно может быть направлено заказным письмом. В документе обязательно указываются следующие пункты:

  • Сроки, в которые нужно покрыть недоимку.
  • Причины, на основании которых появилась задолженность.
  • Последствия, которые будут применены к должнику, если он не оплатил долг.
  • Информация из соответствующих законов.

В требовании также может не указываться сроков. В этом случае дебитору нужно погасить долг в течение 10 дней.

Если должник никаких выплат не делает, то кредитор имеет право обращаться в суд. После получения исполнительного документа начинается производственный процесс. В процессе его реализуются меры принуждения:

  • Списание средств с банковских счетов в размере долга.
  • Арест имущества.
  • Запрет на выезд за границу.

Если задолженность не выплачивается в течение длительного времени, она признается безнадежной и аннулируется.

Особенности начисления пени

Пеня начисляется ежедневно. Размер ее определяется в процентном соотношении от задолженности. К примеру, долг человека перед налоговой составляет 1000 рублей. Пеня определена в размере 0,1%. Просрочка составила 10 дней. То есть, и пеня будет равна 10 рублей. Недоимка определяется на основании текущей ставки рефинансирования ЦБ.

Учет пени

Как фиксировать пеню в бухучете? В расходах учитывать неустойку не требуется, так как она является необоснованной. Для отражения пени в документах используются проводки. Для отслеживания неустоек можно создать вспомогательные субсчета «Пени». Сумма неустоек указывается на счете «Убытки».

При выплате пени оформляется два платежных поручения. На документах проставляются разные коды бюджетной классификации. Данные коды включают в себя 12 знаков.

Срок давности взыскания

Срок давности в НК не оговорен. Сроки, указанные в ГК, не применимы к недоимкам. На основании чего определяется время для взыскания? В НК указаны сроки взыскания суммы через суд. Структура должна обратиться в судебное учреждение в течение трех лет. Это срок исковой давности. Взыскание происходит в течение следующего времени:

  • 9 месяцев с даты обращения организации в суд.
  • 2 года, если взыскание происходит за счет изъятия имущества.

ВАЖНО! Нужно сказать, что судебное взыскание – процесс длительный. Кредитору проще получить задолженность в досудебном порядке. Однако это касается долгов ЮЛ или ФЛ. Если долги возникли перед государственными структурами (налоговые органы, ПФР, страховые компании), то обычно взыскание происходит быстро. Если размер долгов не превышает 50 000 рублей, то кредиторы могут обратиться в мировой суд. Дело рассматривается быстро и без присутствия дебитора. Однако должник может оспорить решения. Для этого ему необходимо направить соответствующий документ в мировой суд, который принимал решение.

Резюме

Недоимка представляет собой задолженность, образованную вследствие того, что предприятие не вносит налоговые отчисления, взносы в страховые фонды, ПФР. Обнаруживается недоимка в ходе , выявленных ошибок в платежных документах самим руководителем компании. Подлежит взысканию в судебном порядке. Сначала кредитор направляет дебитору требование об оплате. Если должник никак не реагирует на требования, кредитор вправе обратиться в судебный орган. Взыскание происходит посредством снятия средств с банковских счетов, ареста имущества.

Уплата налогов является одним из основных имущественных обязательств каждого участника экономических отношений. Их должны платить как физические лица (граждане или ИП), так и юридические лица — организации, предприятия и учреждения.

Сфера налогообложения является очень сложной, и в ней часто возникает множество проблем и спорных вопросов. Одной из таких проблем может быть появление налоговой недоимки — просроченного долга налогоплательщика. В некоторых случаях этот долг необходимо гасить — сроки и источники оплаты в таком случае установлены законодательно.

Недоимка по налогам — это задолженность налогоплательщика перед бюджетом. Возникает она в том случае, если он оплачивал величину налогов не в полном объеме или не внес налоговые отчисления в установленный законодательством срок. Помимо недоплаты, задолженностью может считаться и та сумма, которую налоговые органы ранее переплатили при возмещении налогов физическому или юридическому лицу.

Обнаружить недоимку сотрудники налоговых органов могут при осуществлении какого-либо вида контроля. Например, это может быть выездная, повторная или камеральная проверка. Выявляется недоимка при сравнении двух сумм:

  • самостоятельно рассчитанной и указанной налогоплательщиком в декларации (исключение составляют определенные налоги, которые вычисляет сам налоговый орган);
  • фактически перечисленной в бюджет.

Результат проверки указывается в соответствующих решениях — именно дата их принятия и будет датой выявления недоимки. Что касается случаев, когда сумму налога рассчитывают сами сотрудники налоговой, должник имеет право провести сверку документов и определить, действительно ли расчеты были произведены правильно.

При действительном обнаружении у субъекта хозяйственной деятельности задолженности возможны два варианта:

  • недоимка будет подлежать взысканию со стороны налоговых органов, и они обяжут должника погасить ее;
  • задолженность будет признана безнадежной и долг будет списан.

Что касается последней ситуации, для ее осуществления необходимо:

  • чтобы предприятие-должник было ликвидировано или признано банкротом;
  • чтобы наступила смерть физического лица, являющегося должником
  • чтобы был ликвидирован банк, на счетах которого находились суммы налогов, пеней и штрафов по ним;
  • чтобы истекли законодательно установленные сроки взыскания долга.

При наличии одного из этих условий налоговая недоимка будет считаться безнадежной. В иных случаях налоговые органы будут вправе требовать с должника выплаты недостающей суммы. При этом необходимо соблюдать сроки давности — они важны как при выявлении задолженности, так и при ее взыскании.

Срок давности для выявления и взыскания

При определении налоговой недоимки выделяются два вида сроков:

  1. для ее выявления;
  2. для ее взыскания.

В первом случае законодательство не устанавливает четких требований или ограничений по срокам.

Второй вид — срок взыскания недоимки по налогам — может зависеть от разных факторов. Начальным моментом его отсчета считается выявление недоимки. В течение 20 дней после этого должнику должно быть отправлено соответствующее уведомление — с информацией о результатах проверки и требованием оплатить задолженность.

Для оплаты долга налогоплательщику предоставляется минимум 8 дней. Срок может быть увеличен, в законодательстве отсутствует информация относительно его максимального предела.

Для того чтобы осуществить самостоятельное взыскание или обратиться в суд, налоговый орган получает 2 и 6 месяцев соответственно. Точкой отсчета является истечение срока, отведенного на добровольное погашение долга.

Взыскание недоимки за счет денежных средств и имущества организации

При выявлении недоимки в установленный законом срок налоговые органы могут применить к должнику процедуру взыскания:

  • Этап 1. Для начала должник должен быть оповещен о наличии у него задолженности — в этом случае ему выставляется требование об уплате налога. В нем указывается общая сумма задолженности (включая штрафы и пеню), срок ее погашения, а также возможные меры в случае неисполнения требования.
  • Этап 2. Наступает после того, как сроки предыдущего пункта истекли. Налоговый орган может либо взыскать задолженность самостоятельно (применяется так называемый бесспорный порядок взыскания), либо подать на должника иск в суд (это будет судебный порядок).

В первом случае сотрудники налоговой инспекции вправе по своей инициативе принимать решения и предпринимать действия относительно взыскания долга. Во втором это происходит только при наличии соответствующего судебного решения.

Стоит отметить, что для физических лиц возможен только один порядок взыскания — судебный. Налоговые органы не уполномочены по своему желанию совершать действия по принудительному погашению долга таких объектов.

Для взыскания долга используются два источника средств предприятия — денежные ресурсы, которые содержатся на банковских счетах, а также его имущество.

При взыскании денежных средств налоговый орган сначала должен принять такое решение (документально), а затем ознакомить с ним должника (в течение 6 дней). После этого оно отправляется в банк, на счетах которого налогоплательщик держит свои средства, и его сотрудники обязаны исполнить данное решение.

Срок для данного вида составляет два месяца с момента окончания срока добровольного погашения долга.

Второй способ погашения долга за счет имущества предприятия, используется в том случае, если средств на его счетах не хватает для оплаты всей суммы задолженности. С правовой точки зрения правильным будет такой порядок действий:

  1. Сначала налоговая отправляет должнику решение о взыскании недоимки за счет денежных средств.
  2. После выявления их недостаточности для погашения долга в течение трех дней решение о взыскании за счет имущества должно быть направлено судебному приставу-исполнителю.
  3. Пристав исполняет данное решение в размерах, соответствующих имеющейся задолженности.
  4. После того, как все конфискованное имущество было продано, долги налогоплательщика будут считаться погашенными.

Что касается срока, то он дольше, чем в предыдущем случае, и составляет один год.

Что происходит после истечения сроков взыскания недоимки

Если представители налоговых органов пропустили срок взыскания долга и не смогли его продлить, они теряют право применять к налогоплательщику дальнейшие меры. В этом случае долг считается аннулированным и не будет подлежать взысканию.

Однако на деле задолженность перед бюджетом все равно остается — хотя ее и не имеют права взыскать, на лицевом счете и в некоторых документах она будет продолжать отображаться. Единственный нюанс — формулировка в этих документах должна содержать уточнение относительно истечения сроков взыскания недоимки.

Если налогоплательщик сначала оплатил задолженность, а потом уже узнал об истечении сроков, получить обратно эти деньги он уже не сможет.

В качестве итогов можно выделить следующее:

  • Взыскать налоговую недоимку можно только в том случае, если не нарушены сроки или имеется судебное решение об их законном продлении.
  • Чем раньше налогоплательщик внесет сумму своего долга, тем меньше будут понесенные им потери — пеня начисляется за каждый день просрочки, что влияет на итоговую сумму.
  • После истечения сроков недоимка будет считаться безнадежной, и должник перестанет нести обязательства по ее погашению.

), недовнесенная плательщиком в установленный законодательными актами срок в бюджеты всех уровней или во внебюджетные фонды.

Впервые понятие «недоимка» в России возникло при крепостном праве при обложении оброком крепостных крестьян. В бывшем СССР недоимка возникала у государственных, кооперативных, общественных организаций, колхозов по платежам в государственный бюджет, в фонд государственного обязательного и социального страхования, отчислениям в фонд социального обеспечения колхозников и т.д. Но в условиях действовавшего механизма взимания возникновение недоимки было очень редким явлением и объяснялось лишь ошибками начисления платежей.

Недоимки по налогам с населения возникали лишь при взимании платежей непосредственно финансовыми органами с ограниченного круга налогоплательщиков. Подавляющее большинство трудящихся уплачивало налог с доходов (заработной платы) через предприятия и организации, что исключало образование недоимок.

Возникающая недоимка взыскивалась с предприятий и организаций в бесспорном порядке по распоряжению финансовых, страховых, профсоюзных и других органов. С граждан же СССР, лиц без гражданства, иностранных юридических и физических лиц недоимка взыскивалась только по решению суда.

В условиях функционирования нынешней недоимка получила широкое распространение и возникает при исполнении обязательств по уплате налогов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды всеми видами налогоплательщиков. Причины возникновения недоимок – кризис производства, отсутствие средства платежа налога (денег) в условиях широкого распространения бартерных сделок и выплаты доходов физическим лицам в натуральной форме (продукцией, акциями, услугами), внедрения вексельной формы оплаты и пр.

Новое на сайте

>

Самое популярное