Домой Банки Необходимость, сущность и роль финансов. Необходимость и сущность финансов

Необходимость, сущность и роль финансов. Необходимость и сущность финансов

Финансы возникли тогда, когда начали развиваться товарно-денежные отношения.

Возникновение финансов основывается на 3 основных положениях:

1)На учении о тов-денежн отношениях (ТДО);

2)На учении о нац доходе;

3)На учении о сущности и функциях гос-ва.

Специфика существования финансов: финансы – такая категория, кот существует только в условиях ТДО.

Специфика финансов в том, что они имеют всегда денежную форму. Без денег и денежных отношений финансы не существуют. Составная часть финансов – денежные отношения.

Понятие финансы включает след группы фин. отношений :

Ден отнош-я м/у предприятиями, (возникают в процессе реализации продукции и покупки ТМЦ);

Денежные отношения внутри предприятий или объединений

Денежные отношения предприятий с вышестоящими организациями при перераспределении средств. Например, на кап.вложения, на формирование централизованных фондов

Денежные отношения м/д предприятиями и государственным бюджетом (имеют место при изъятии у предприятий налогов, при перечислении средств из бюджета непосредственно предприятию)

Денежные отношения м/д предприятиями-резидентами и предприятиями-нерезидентами

Ден. отношения м/д государством РБ и международными кредитно-финансовыми организациями (в виде МВФ. Всемирного банка, Банка реконструкции и развития)

Ден. отношения м/д предприятиями и учреждениями банковской системы (банкаси и страховыми организациями).

Не включаются в понятие «финансы» такие отношения, как:

  • Ден. отношения, связанные с денежным оборотом
  • Денежные отношения, связанные с ценообразованием
  • Ден. отношения, связанные с использованием средств в качестве учета и контроля за мерой труда и мерой потребления.

В рыночных отношениях возникают и развиваются новые виды денежных отношений :

1) Отношения, связанные с поступлением средств от приватизации

2) Ден. отношения, связанные с формированием государственных сырьевых внебюджетных фондов.

В понятие «финансы» включаются лишь те денежные отношения, с помощью которых формируются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств.

Финансы нельзя смешивать с понятием денег. Финансы отличаются от денег по функциям и содержанию.

Деньги выполняют 5 функций:

1.мера стоим-ти; 2.средства обращения; 3.средства платежа;

4.накопления и сбережения; 5.мировых денег.

Финансы выполняют только 2 функции:

1.распределительная; 2.контрольная.

Деньги всеобщий эквивалент, с помощью кот-го определяются затраты на производство продукции.

Финансы – эк категория, кот связана с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов ден. средств в целях выполнения функций и задач гос-ва и обеспечения расширенного воспроизводства.

Централизованные фонды : госбюджет; ФСЗН; Республиканский фонд охраны природы; Фонд сбережений; Фонд национального развития.

Децентрализованные фонды : фонд з/п, фонд финансирования капитальных вложений; фонд оборотных средств; фонд экономического стимулирования; амортизационный фонд; резервный фонд.

Финансы тесно связаны с учением о нац. доходе:

Посредством финансов распределяется и перераспределяется НД;

Посредством финансов образуются денежные доходы и фонды.

НД – главн источник формирования фин ресурсов. В последние годы посредством финансов распределяется около 65% нац. дохода.

Существование гос-ва обусловливает необходимость существования финансов. Гос-во выполняет функции:

Хоз-организаторская (создает новые предпр-я, законодат-во и т.д.);

Культ-воспитательная (воспитание народа, создание ССУЗов, ВУЗов, школ, курсов, вопросы развития музейного дела, музыкальное воспитание)

Оборона страны (создание армии, подготовка военных кадров..,)

Защита собственности;

Сотрудничество с различными странами.

А для осущ-я своих функций гос-во нуждается в фин ресурсах, которые мобилизуются с помощью финансов. Государство обуславливает необходимость финансов.

Т.о. ФИНАНСЫ -денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Впервые определение финансов дал в 1958г. Дьяченко.

Финансы явл-ся частью производственных отношений и частью экономического базиса. Фин-сы не участвуют в производственно- технических отношениях, но воздействуют на весь процесс расширенного воспроизводства, на процесс развития социальной сферы. Это воздействие осуществляется путем распределения и перераспределения ВВП и нац. дохода. Когда образуются доходы денежных средств.


2. Распределительная функция финансов, ее содержание.

Распределительная функция реализует главное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов. Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость ВВП (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму).

Субъектами при финансовом методе распределения выступают: государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане, являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения. С помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах общественной жизни - в материальном производстве, в сферах обращения и потребления.

Распределительная функция финансов определяется при распределении ВВП и национального дохода. Это происходит тогда, когда за счет распределения ВВП и нац. дохода создаются первичные или основные доходы. Они формируются у рабочих и служащих, крестьянских фермеров и др. Однако первичных доходов недостаточно для содержания армии, непроизводственной сферы и т.д. Поэтому необходимо перераспределение этих первичных доходов. Оно диктуется следующими обстоятельствами:

1) необходимостью межотраслевого распределения нац. дохода

2) необходимостью межтерриториального распределения

3) наличием непроизводственной сферы

4) необходимостью перераспределения средств м/д слоями населения.

Конечная цель такого распределения обусловлена: необходимостью развития производительных сил; необходимостью создания рыночных структур; необходимостью дальнейшего укрепления государства; необходимостью повышенного уровня количества населения.

Посредством финансов распределяются также амортизационные отчисления, а также часть национального богатства. Это имеет место в тех случаях, когда часть производственного потенциала изымается из резерва и включается в товарооборот страны.


3. Контрольная функция финансов, ее содержание (по книге 2008 года)

Поскольку финансы ”пронизывают” все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением валового внутреннего продукта. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т. д. Распределительная и контрольная функции - это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины. Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.


3. Контрольная функция финансов, ее содержание (по конспекту).

Контрольная функция тесно связана с распределительной функцией и подчинена ей.

Сущность: контроль за распределением ВВП, нац. дохода по соответствующим фондам и расчет их по назначению. Финансовый контроль охватывает как производственную, так и непроизводственную сферы.

Цель контроля: рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природного богатства, сокращение непроизводственных потерь, пресечения расточительства и т.д.

Контрольная функция проявляется на 3-х этапах:

1- До наступления распределительного процесса:

В процессе составления бюджета выясняется степень соответствия размеров денежных доходов государства и намеченных расходов. Если в ходе этой работы доходы не равны расходам, то принимаются соответствующие меры (более высокие темпы производства и реализации продукции, более эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, сокращение з/п).

2- В ходе осуществления распределительного процесса. На этом этапе проявляется контрольная функция:

Осуществляется контроль за своевременным и правильным использованием денежных средств, контроль за сроками поступления средств с соответствующие фонды. Нарушение сроков ведет к негативным последствиям.

3- После завершения распределительного процесса:

Финансовые органы осуществляют проверки через несколько лет (1 раз в 3 года). Особо строгий контроль после завершения строительства.

Контрольная функция объективно не зависит от воли и сознания людей, однако реализуется не сама по себе, а через специальный аппарат. Важную роль играют Минфин и его органы на местах, учреждения банков, органы Министерства по налогам и сборам, специальный орган межотраслевых министерств и ведомств.


4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов.

В экономической литературе нет единого мнения по поводу определения сущности, функций, роли финансов.

1-й дискуссионный вопрос по поводу сущности:

1- 1962г., Д.А. Аллахвердян: «Социалистические финансы – система экономических отношений, посредством которых на основе планового распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода в денежной форме образуются фонды денежных ресурсов, используемые на нужды расширенного воспроизводства и удовлетворение других общегосударственных потребностей».

2- соврем. исследователи: В.М. Родионова, Н.Г. Сычев, Л.А. Дробоздина, Н.В. Гаретовский: в основе понятия «финансы» лежало распределение ВВП и национального дохода.

3- Э.А. Вознесенский: Финансы социализма – система императивных денежных отношений, выражающихся в формах планомерного движения главным образом чистого дохода, образования и использования централизованных и децентрализованных денежных доходов с целью удовлетворения потребностей социалистического государства. Основной сущностный признак – движение чистого дохода. Финансовые отношения обусловлены функционированием государства. Рассматривал только одну сторону – отношения перераспределения и создания централизованного фонда денежных средств государства.

4- Н.В. Гаретовский: Объект – чистый доход. Показал его взаимосвязь с процессами как первичного распределения, так и перераспределения.

Таким образом, до настоящего времени в экономической литературе нет единого устоявшегося определения финансов.

Необходимость, сущность и функции финансов

Финансы - одна из важнейших экон-их категорий, отражаемая экон-ие отношения в процессе создания и использования ден-ых средств.

Необходимость финансов обусловлена наличием гос-ва, тов-денежным характером произв-ва, действием экономических законов. Необходимость выражается: - без финансов не может существовать ни одно гос-во, т к они позволяют концентрировать в руках гос-ва денежные средства и использовать их для выполнения возложенных функций; - Финансы – главный элемент общественного воспроизв-ва, они необходимы всем уровням системы гос управления, подразделениям экономики; - без финансов невозможно обеспечить кругооборот производственных фондов .

Сущность финансов проявляется в их функциях:

Распределительная: связана с распределением ВВП и нац. дохода. Фин отношения возникают на стадиях распределения и перераспределения нац. дохода. Первичное распределение осуществляется по месту создания нац. дохода (в сфере матер-ого произв-ва). В результате распределения не образуются общественные денежные фонды для развития экономики страны, обеспечение обороны…., т е нужно перераспределение, связанное с наличием непроизводственной сферы. Объект распределительной функции – ст-сть ВВП и нац. богатства. Субъект – физ. и юр. лица, являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения. Контрольная: источником ее реализации является финансовая информация (фин. показатели, имеющиеся в БУ, стат. отч-ти) Главная задача - наиболее рациональное использование централизованных и децентрализованных фондов ден. средств для повышения эффективности общественного производства.

Контроль рублем (как функция финансов) – контроль реального денежного оборота.

Финансы имеют свои специфические признаки , которые позволяют отделять их от других экономических отношений.

1-ый обязательный признак финансов состоит в том, что финансы ограниченно связаны с функционированием денег и проявляют свою сущность через стоимостные отношения.

2-ым специфическим признаком финансов является их распределительный характер, т. е. связь со стоимостным распределением и перераспределением валового внутреннего продукта.

3-ий признак . В отличие от других стоимостных распределительных категорий финансы всегда связаны с формированием и использованием конечных результатов, т. е. доходов и накоплений, и созданием на этой основе денежных фондов различного целевого назначения.

2. Финансовая система РФ, её состав и характеристика основных показателей

Фин. система РФ – совокупность фин. инструментов или различных звеньев фин-экон. отношений, каждый из которых характеризуется особенностями формирования, распределения и использования фондов ден. средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Состав финансовой системы:

Финансы организаций

1.1 Финансы организаций материального производства

В финансовой системе любого государства ведущее место принадлежит финансам предприятий и отраслей материального производства. Это определяется тем, что в материальном производстве создаются ресурсов, необходимые для формирования денежных фондов всех других подразделений финансовой системы. От состояния финансов производственной сферы зависит прочность, устойчивость и надежность всей финансовой системы в целом.

1.2. Финансы непроизводственной сферы

Финансы предприятий и отраслей непроизводственной сферы имеют свою специфику. Они связаны:

    ("1") с перераспределением и использованием ВОП;
    с формированием и использованием в преобладающей мере фондов потребления;
    во многих отраслях непроизводственной сферы основным источником формирования денежных фондов являются бюджетные ассигнования .
Общегосударственные финансы (бюджеты всех уровней власти, государственные внебюджетные фонды)

Общегосударственные финансы являются стержнем финансовой системы и занимают в ней центральное место. Через них осуществляется связь между всеми другими подразделениями финансовой системы. У одних подразделений эта связь проявляется по линии получения средств (бюджетных ассигнований), у других - по линии платежей и взносов , у третьих и то и то.

Специфика общегосударственных финансов как подразделения финансовой системы в том, что они не связаны ни с созданием ВВП, ни с его потреблением, а являются чисто распределительным механизмом. С их помощью осуществляется связь между финансами производственной и непроизводственной сфер. Через общегосударственные финансы распределяется не менее 1/3 ВВП.

3.Финансы населения (финансы домашних хозяйств)

Источниками формирования денежных фондов населения являются:

    доходы от предпринимательской деятельности , в том числе от продажи имущества; заработная плата наемных работников; социальные выплат ы (пособия, пенсии и т. д.); средства мобилизуемые на финансовом рынке (% по вкладам, доходы от операций с ценными бумагами и т. д.).
Управление финансами, его задачи, элементы. Финансовый аппарат: структура и функции

Эффективное управление финансами – это деятельность с наилучшим из возможных рез-ов по удовлетворению общественных потребностей и интересов в условиях регламентации фин. рес-ов гос-ом и муниципалитетом.

Цель управления финансами - нахождение и поддержание оптимального финансового состояния народного хозяйства и его подразделений.

Элементы управления:

1) фин. планирование – целью является обеспечение фин. рес-ами воспроизв-ых процессов в соответствии с программой соц-экон. развития на планир-ый период;

2)фин. прогнозирование – целью является оценка предполагаемых объемов фин. рес-ов для определения предпочтительных вар-ов фин. обеспечения деят-ти субъектов хоз-ния, органов гос. власти;

4. Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. Не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную Палату Отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и готовит заключение по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета в течение 4,5 месяца после представления Правительством РФ указанного отчета в Государственную Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок.

Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ, по итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ принимается решение об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

Таким образом, можно видеть, что понятие бюджетный процесс отличается длительным периодом (почти 3 года), в отличие от бюджета, который действует в течение финансового года.

Участники бюджетного процесса?

В Бюджетном Кодексе выделены следующие участники бюджетного процесса:

Президент РФ: полномочия - внесение Бюджетного послания в ГосДуму (основные направления бюджетной и налоговой политики), утверждение (подписание) федерального закона о федеральном бюджете; ("5") Органы законодательной (представительной) власти (Федеральное Собрание РФ, Законодательные собрания субъектов РФ и т. п.): полномочия - рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении, последующий контроль за исполнением бюджета + формирование органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующего бюджета; Органы исполнительной власти, местного самоуправления (Правительство РФ; главы субъектов РФ; главы местного самоуправления; финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов и др.): полномочия – составление проекта бюджета, внесение проекта бюджета + необходимых документов и материалов на рассмотрение, исполнение бюджета, управление государственным и муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представление отчета об исполнении бюджета и др.; Органы денежно-кредитного регулирования (Банк России): полномочия - совместная с Правительством разработка и представление на рассмотрение в Государственную Думу основных направлений денежно-кредитной политики, обслуживание счетов бюджетов , осуществление функций генерального агента по государственным ценным бумагам РФ; Органы государственного и муниципального финансового контроля (Счетная Палата РФ; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, контрольные органы законодательных органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления; контрольные органы исполнительной власти). Государственные внебюджетные фонды (составление проектов бюджетов ГВБФ, внесение проектов бюджетов ГВБФ, исполнение бюджетов, представление отчетов об исполнении бюджетов ГВБФ) Главные распорядители и распорядители бюджетных средств

Главные распорядители – это органы государственной власти РФ, имеющие право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации . Главные распорядители бюджетных средств определяются ведомственной классификацией расходов. Они выполняют следующие функции: определяют задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств; утверждают сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений ; составляют бюджетную роспись ; распределяют лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств; исполняют соответствующую часть бюджета и др.

Распорядитель бюджетных средств – это орган государственной власти или местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств и осуществлять связанные с этим функции.

    бюджетные учреждения и другие получатели бюджетных средств.

Бюджетное учреждение – это организация, созданная органом государственной власти или органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и других функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. В смете доходов и расходов должны быть отражены бюджетные и внебюджетные доходы учреждения.

Получатель бюджетных средств – бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

    кредитные органы, которые осуществляют отдельные операции с бюджетными средствами (уполномоченные банки).
Иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия. Понятие, сущность, цель и значение налогового администрирования

Налоговое администрирование – в широком смысле, это деятельность гос. органов власти, имеющая определяющее воздействие на процессы управления в области налогов, в узком смысле , повседневная деятельность налоговых органов и их должностных лиц, обеспечивающих своевременную и полную уплату н/п - ми в бюджеты и во внебюджетные фонды налогов, сборов и иных обязательных платежей.

Основной целью налогового администрирования является обеспечение оптимального уровня собираемости налогов и сборов в бюджетную систему страны.

Общий предмет налогового администрирования – отношения по взиманию налогов и сборов.

("6") правомочия органов власти разных уровней в регулировании налоговых отношений;

определение основных понятий, используемых в законодательстве о налогах и сборах;

права и обязанности налогоплательщиков и полномочия налоговых органов;

процедуры налогового контроля;

процедуры обжалования решений и действий налоговых органов и др.

Субъектами налогового администрирования выступают специфические участники – н/п - ки и налоговые агенты; объекты налогового администрирования – налоговые органы.

По своему объему и содержанию налоговое администрирование представляет собой систему:

учета налоговых субъектов и объектов (ст. ст.83-86 НК РФ);

процедур по исчислению и уплате налога (гл. гл.7-12 НК РФ);

контрольных процедур (гл. гл.13,14,19,20 НК РФ);

мер ответственности за совершенное налоговое правонарушение (гл. гл.15-18 НК РФ).

Основными методами налогового администрирования являются налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

Принципы, методы и функции налогового администрирования

Принципы налогового администрирования базируются на основных организационных положениях деятельности налоговой системы:

принцип законности. Он связан с необходимостью строгого соблюдения нормативных правовых актов при совершении всех мероприятий налогового органа

принцип осуществления налогового администрирования специально уполномоченными на то субъектами - должностными лицами налоговых органов;

принцип проведения контроля при налоговом администрировании в указанных в НК формах;

принцип непрерывности налогового администрирования;

("7") принцип соблюдения налоговой тайны;

принцип осуществления налогового администрирования под общественным и государственным контролем . Общественный контроль выражается в деятельности специальных общественных правозащитных организаций, государственный – в контроле Федеральной налоговой службой РФ за деятельностью нижестоящих подразделений;

принцип ответственности за совершение правонарушения;

принцип приоритета предупреждения правонарушения над применением карательных санкций.

В качестве методов налогового администрирования выступают:

Налоговое планирование,

Налоговое регулирование и

Налоговый контроль.

Функции нал. администрирования :

Планирование в нал. администрировании находит свое выражение не в определении будущего состояния нал. системы и расчетах нал. поступлений, а в составлении планов проведения всех форм нал. контроля, особенно последующего (метод нал. проверок) в целенаправленной работе по выбору НП-ка для выездных нал. проверок, приоритетных к т. зр. большей вероятности обнаружения серьезных нарушений нал. законодательства.

Организация – обеспечивает эффективность контроля за уплатой Н, повышения уровня их собираемости, предупреждение неплатежей и пресечение ухода от налогов, общее улучшение работы НО. Эта функция находит свое проявление в построении организационной структуры НО, в создании механизма координации работы всех звеньев ФНС России и содействия с правоохранительными и др. контролирующими органами

Контроль - характеризуется уровнем мобилизации в бюджетной системе налогов и др. обязательных платежей, полнотой учета НП-ов и объектов налогообложения , снижением числа суд. разбирательств и жалоб НП на действия субъектов нал. контроля.

8. Теоретические основы обеспечения сбалансированности бюджета .

В зависимости от особенностей экономического развития государства можно выделить три состояния бюджета: дефицит – превышение расходной части бюджета над доходной; баланс – равенство доходной и расходной частей и профицит – доходы бюджета превышают его расходы.

Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над доходами. Выделяют несколько причин этого явления:

Низкая эффективность общественного производства. Резкое снижение налоговых поступлений вследствии экономических кризисов или изменения экономической конъюнктуры (падение мировых цен на нефть в 1998 году привело к значительному снижению налоговых поступлений в бюджет РФ от нефтяных компаний) Нерациональная структура бюджетных расходов, т. е. положение, при котором страна живёт не по средствам. ("8") Резкий, неожиданный рост расходов, связанный со стихийными бедствиями, крупными социально-политическими потрясениями или войнами. Крупные государственные инвестиции, направленные на модернизацию экономики. Государственный бюджет должен быть сбалансирован каждый год. Так как в противном случае для покрытия дефицита Правительство выходит на финансовый рынок и вступает в конкуренцию с частным сектором за кредитные ресурсы. Это приводит к повышению % ставки и уменьшению инвестиций в частном секторе, возросший % по долговым инструментам делает финансовые операции более привлекательными для нерезидентов . Приток иностранных денежных средств ведёт к росту внешнего долга . Для покупки высокодоходных бумаг нерезиденты вынуждены покупать национальную валюту , это ведёт к росту спроса на эту валюту и, как следствие повышению её курса, что препятствует экспорту и способствует импорту.

В итоге снижение инвестиций в частный сектор, рост импорта и сокращение экспорта ведёт к снижению налоговых поступлений и соответственно росту бюджетного дефицита. Подобную ситуацию можно было наблюдать в России в период с 1994 по 1998 годы, когда для покрытия бюджетного дефицита Правительство выпускало ГКО и ОФЗ с огромной доходностью (300%) , в этот период в России имели место все негативные последствия подобной политики (снижение инвестиций, рост импорта, рост внешнего долга, сокращение налоговых поступлений в бюджет).

Государственная регистрация и учет налогоплательщиков и налоговых агентов в налоговых органах

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

Заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

Решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

Выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.

Постановка на учет организации по ее месту нахождения осуществляется на основании сведений внесенных в единый государств. реестр. юр. лиц. (ЕГРЮЛ).

Датой постановки на учет юр. лица является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о государств. регистрации при создании юр. лица или о гос. регистрации при создании юр. лица путем реорганизации.

("10") Постановка на учет физ. лиц, которые не относятся к ИП осуществляется по месту их жительства.

Постановка на учет организаций осуществляется на основе заявления по месту нахождения организации.

НО, осуществляющий постановку на учет обязан выдать свидетельство о постановке на учет вновь созданных организаций или ИП-елей.

Если НП-ик изменил место нахождения или место жительства, то снятие с учета так же осуществляется НО.

Постановка на учет по месту нахождения или месту жительства осуществляется на основе полученных документов от НО по прежнему месту жительства (нахождения)

Каждому НП-ку присваивается индентичный номер НП-ка, а при регистрации присваивается ОГРН-основной государственный регистрац. номер.

Структура ИНН:

Для организаций (это 10-тизначный цифров. код, обозначен NNNNXXXXXC) Для физ. лиц (12-тизначный цифр. код NNNNXXXXXXCC)

ИНН формируется как цифр. код состоящий из последовательности цифр, обозначающих слева направо след.:

Код НО, который присвоил ИНН (NNNN) Порядковый номер записи о лице в территориальном разделе единого гос. реестра НП-ков налогового органа, осуществившего постановку на учет (для организаций 5 Х-ов, для ФЛ 6 Х-ов) Контрольное число рассчитанное по спец. алгоритму, установленному ФНС (С и СС)

Дополнением к ИНН в связи с постановкой на учет в разных НО, по основаниям предусмотренным НК, для организаций применяется код причины постановки на учет (КПП)

КПП представляет собой последовательность цифр NNNNPPxxx, которые слева направо означают:

NNNN - это код НО, который осуществил постановку на учет организации по ее месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и трансп. средств. PP - причина постановки на учет ХХХ - порядковый номер постановки на учет в территориальном НО по соответствующим причинам

НО осуществивший постановку на учет организации выдает ей или направляет по почте свидетельство о постановке на учет или уведомление о постановки на учет.

Вместе с тем организациям предписано вставать на налоговый учет и по месту своего нахождения, и по месту нахождения филиалов. Кроме того, налогоплательщик обязан письменно уведомить налоговый орган по месту учета обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, в течения одного месяца со дня их создания.

1. Необходимость и сущность финансов.

Термин «финансы» (от лат. - доход, платеж) существуют разные точки зрения:

Термин «финансы» возник в 18-19 вв. В Италии и означал любой денежный процесс;

Понятие введено франц. ученым Боденом, который в 1755 г. издал работу «Шесть книг о республике».

Возникновение фин-ов как истор-кой категории обусловлено:

Общест-ым разд-ем труда и делением общества на соц. группы;

Созданием централизованного гос-тва;

Развитием товарно-денежных отношений;

Появлением самостоятельных, независимых хоз-щих субъектов.

Финансы как эк-ая категория связующее звено м/д созданием и использованием ВВП и НД. На стадии производства создаются ВВП и НД и подготавливаются условия для появления «финансов». На второй стадии процесса воспроизводства – распределении – возникают финансовые отношения. Т.о. без участия финансов созданная стоимость не м.б. распределена.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охва­тываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процес­се общественного воспроизводства определяются эконом-им строем общества, природой и функциями гос-ва.

По материальному содержанию финансы - это целе­вые фонды ДС, в совокупности представляю­щие финансовые ресурсыстраны.Главное условие роста фин. ресурсов - увеличение национального дохода. (Финансы и финансовые ресурсы - не тождественные понятия)

Источники формирования финансовых ресурсов:

-на уровне гос-ва: налоговые доходы, гос-ные и муниципальные кредиты, доходы от внешнеэкономической деятельности и др..;

-на уровне хозяйствующего субъекта: прибыль, амортизационный фонд, кредиты, и др.;

-на уровне домохозяйства: з/пл, выплаты соц. характера, кредиты, доходы от предпринимательской деятельности, продажи имущества и др.

Финансы -это эк-кие отношения, связанные с формированием, распределением и использова­нием централизованных и децентрализованных фондов ДС в целях выполнения функций и задач гос-ва и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Под централизованными финансами понимаются эк. отношения, связанные с формированием и использованием фондов ДС гос-ва, аккумулируемых в гос. бюджетной системе и правительственных внебюд­жетных фондах.

Децентрализованные финансы - денеж­. отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий и домохозяйств.

Т.е. можно сказать, что финансы - это отношения по

В состав финансовых отношений включают:

· отношения, возникающие в рамках одного предприятия (распределение выручки, распределение прибыли, образование и использование денежных фондов)

· отношения, возникающие м/д предприятиями (образование УК, предоставление безвозмездных ДС, уплата штрафов, неустоек)

· отношения, возникающие между ЮЛ и гос-вом (уплата налогов в бюджет и ВБФ, добровольные платежи ЮЛ государству)

· отношения, возникающие между ФЛ и гос-ом (уплата налогов, выплата пенсий, пособий, з/пл)

· отношения, возникающие м/ду ФЛ и ЮЛ (по поводу образования и использования фонда оплаты труда, образование уставных капиталов, безвозмездная помощь ЮЛ и ФЛ)

· отношения м/ду гос-ом и местной властью (распределение м/ду органами власти средств бюджета и ВБФ).
2. Гос. кредит, его сущность и роль в финансовой системе.

ГК – совокупность эк-ких отношений м/ду гос-ом в лице его органов власти и управления и ФЛ и ЮЛ, при кот. гос-во выступает в качестве кредитора, заемщика и гаранта.

ГК возникает в связи с заимствованием гос-вом ДС на финансовом рынке. Причиной заимствования является недостаток доходов для покрытия всех расходов . Этот недостаток возникает по причинам:

Общий дефицит бюджета, кот. определяется при составлении бюджета; - временный недостаток средств, который возникает в процессе исполнения бюджета (кассовый разрыв, связанный с особенностями поступления доходов и финансирования расходов).

Классификация гос. займов:

1. По субъектам заемных отношений различают: займы, размещаемые центральными органами управления; займы, размещаемы территориальными органами управления.

2. По месту размещения : внутренние; внешние.

3. По сроку : краткосрочные (до года) (векселя); среднесрочные (от 1 до 5) (облигации); долгосрочные (> 5 лет, но не более 30).

4. По обеспеченности долговых обязательств: закладные, обеспеченные конкретным залогом; беззакладные, когда обеспечением служит все имущество данного органа управления.

5. По способу выплаты дохода различают : выигрышные облигации; процентные; с нулевым купоном (продажа осуществляется со скидкой (дисконтом)).

6. В зависимости от метода определения дохода : долговые обязательства с твердым доходом, с плавающим доходом.

7. В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения различают : обязательства с правом долгосрочного погашения; без права долгосрочного погашения.

8. В зависимости от варианта погашения задолженности различают: погашение единовременным платежом; частями (равными долями; возрастающими; снижающимися долями).

В системы ГК включают понятие "условного ГК " – когда гос. выступает в качестве гаранта по кредитам, предоставленным иностр. заемщикам, местным органам власти, гос. объединениям…

Отличия от банковского кредита: ГК не имеет целевой направленности; обеспечением служит все имущество, находящееся в собственности гос-ва; непроизводительное использование капитала.

Гос-во использует несколько форм ГК : кредиты, полученные правительством; гос.е займы, осуществленные выпуском ценных бумаг от его имени; др. долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Гос. займы – основная форма ГК, когда гос-во выступает в качестве заемщика. Осуществляется выпуском долговых ценных бумаг, кот. размещаются среди ЮЛ и ФЛ как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Гос. ценные бумаги – совокупность долговых обязательств, облигаций и т.д., кот. эмитируются федеральным Правительством, местными органами власти, организациями и учреждениями, находящимися в гос. собственности, и привлекают временно свободные ДС населения и субъектов хозяйствования.

1. Через распределительную осуществляется формирование централизованных денеж. фондов гос-ва или их использование на принципе срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, гос-во обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

Размещение новых гос. займов погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием гос. долга.

2. Регулирующая функция гос. кредита заклю­чается в том, что, вступая в кредитные отношения, гос-во вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и ка­питалов, на производство и занятость.

Гос-во регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физ. лиц, гос-во снижает платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении.

3. Контрольная функция. Ее особенности: 1) тесно связана с деятельностью гос-ва и состоянием централизованного фонда ДС; 2) охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств ; 3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

3. Роль финансов в распределении и перераспределении ВВП.

Распределительная функция осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения.

Субъектами распределения на микроуровне выступают юр. и физ. лица, на макроуровне - гос-во. Объектами распределения служат ВВП и НД в денежной форме. С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости (на микроуровне) и перераспределение этой стоимости (на макроуровне).

Распред-ная функция охватывает три ступени:

1) формирование фондов денеж. средств. На микроуровне создаются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необходимые для кругооборота капитала, и денеж. средства домохозяйств, а на макроуровне - централизованные средства гос-ва;

2) распределение денеж. фондов через финансовые инструменты. На микроуровне образуются обособленные фонды предприятия (уставный, оплаты труда, амортизации) и домашнего хозяйства для конкретного потребления; на макроуровне возникают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;

3) использование денеж. фондов призвано обеспечить на микроуровне расширенное производство и существование отдельных членов общества, на макроуровне - улучшение народнохозяйственных пропорций, общегосу-ных потребностей страны.

При первичном распределении на микроуровне возникают основные , или первичные , доходы. В сфере материального производства к первичным доходам относятся:

1) прибыль предприятий;

2) отчисления в соц., внебюджетные фонды;

3) доходы работающих.

Первичное распределение продолжается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных , или производных, доходов .

Перераспределительный процесс ВВП и НД осуществляется через финансы. При этом используются такие инструменты, как расходы, налоги, кредит, цены. В результате перераспределения формируются общегос-ные фонды - бюджеты всех уровней и внебюджетные соц. фонды. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, д. обеспечить лиц, не занятых в сфере материального производства или вообще не участвующих (не имеющих возможности участвовать) в трудовом процессе.

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создании и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражения финансовых отношений реальным движением денежных средств.

Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса - в распределении и обмене.

На второй стадии движения стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости.

На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит.

Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей - двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая в товарной.

Так как на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Финансы существенно отличаются от других экономических категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы, и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные формы социального целевого назначения, хотя возможно и нефондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.

На основании всего вышесказанного можно дать следующие определения: финансы - это денежные отношения, возникающие в результате распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формирование денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения.

Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.

С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использовании фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределений;

государством и предприятиями при уплате или налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

государством и гражданами при внесении или налогов и добровольных платежей;

предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

отдельными звеньями бюджетной системы;

органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;

денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны - вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей - дохода потребления и фонда накопления - определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода.

Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.Финансы - неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Современная экономика не может существовать без государственных финансов. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, а так же предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и некоторые другие).

Финансы отражают уровень развития производственных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства жизни граждан страны.

Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идёт ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и подобных им финансовых операций происходит движение денежных средств.

Для постижения сущности финансов необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений.

Если отвлечься от многочисленных конкретных форм, в которых протекают финансовые процессы, можно увидеть то общее, что их объединяет - лежащие в основе финансовых операций отношения между различными участниками общественного производства, или общественные отношения. По характеру эти отношения - производственные (экономические), поскольку возникают непосредственно в общественном производстве.

Раздел 1. Понятие финансов и финансовой системы

Тема 1. Необходимость, сущность и функции финансов

2. Общая характеристика денежных отношений, составляющих содержание финансов

3. Взаимодействие финансов с другими экономическими категориями в процессе стоимостного распределения национального дохода

4. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений

5. Характеристика функций финансов

Термин "финансы" происходит от латинского слова "finis" (финиш), означающего конец, окончание, а именно, завершение платежа, оконченный расчет. Позднее от слова "finis" произошло слово"financia" (финансы), обозначающее денежный платеж.

Итак, финансы - исторически сложившаяся экономическая категория. Она возникла с развитием товарно-денежных отношений. Исходным условием возникновения финансов является товарное производство, опосредованное денежными отношениями. Началом финансовых отношений является создание прибавочного продукта в сфере производства и последующее его распределение. Обычный воспроизводственный процесс может обеспечиваться только в результате первичного распределения прибавочного продукта и направления его на восполнение израсходованной части средств производства и стоимости рабочей силы. Такой кругооборот фондов в состоянии обеспечиваться без участия государства, то есть именно прибавочный продукт, а не государство является основой и началом возникновения финансов.

Таким образом, историческими условиями возникновения финансов являются:

Во-первых, товарное производство;

Во-вторых, опосредование товарного производства денежными отношениями;

В-третьих, наличие процесса первичного распределения созданного совокупного общественного продукта и его составной части - прибыли.

Объективный характер финансовых отношений с государством носит уже вторичный перераспределительный характер, связанный с выполнением государством своих функций. Прибавочный продукт как объектом обеспечения воспроизводственного процесса, так и объектом формирования централизованного фонда денежных ресурсов государства.

Необходимость финансов исторически предопределена, во-первых, наличием государства и его фискальной политики, во-вторых, назначением финансов (окончательный платеж, завершение платежа), в-третьих, характером финансов (финансы - объективная экономическая категория).

Исторический характер финансов как объективной экономической категории, прежде всего, подтверждает тот факт, что ее основные сущностные характеристики не могут кардинально меняться со сменой общественно - экономической формации (финансы не могут быть ни социалистическими, ни капиталистическими), кроме того, финансы всегда имеют одну и ту же цель - выработка эффективной системы формирования и использования фондов и доходов, обеспечивающих выполнение государством своих функций.

Для того, чтобы определить место финансов в системе экономических отношений, необходимо отметить, что общественный продукт проходит такие стадии своего движения, как:

производство  распределение  обмен  потребление.

В системе производственных отношений финансы выступают как особая форма этих отношений, отражающая важнейшую их составную часть - распределительные отношения. В системе этих отношений финансы функционируют посредством денег, а это значит, что в процессе взаимоотношений по распределению и перераспределению общественного продукта и национального дохода финансовые отношения выступают как денежные отношения.

Однако, деньги не раскрывают сущности финансов, их функций, так как деньгам, как экономической категории присущи свои специфические функции.

Подводя итоги, можно констатировать, что имеются следующие специфические черты финансов , определяющие их сущность:

1. Финансы - это денежные отношения;

2. Финансы присущи всем формациям;

3. Финансы регулируются государством;

5. Финансы связаны с образованием и использованием денежных доходов и фондов.

Таким образом, можно дать следующее определение:

Финансы - это специфическая форма экономических отношений, возникающих по поводу распределения и перераспределения ВНП и НД и формирования на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, используемых на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.

При этом под централизованными финансами понимаются экономические отношения, связанные с формированием и использованием денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах; а под децентрализованными финансами понимаются денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятия.

К финансовым отношения, определяющим содержание финансов, относятся следующие виды денежных отношений, опосредующих движение чистого дохода:

Денежные отношения предприятий и хозяйствующих организаций с другими хозяйствующими субъектами, возникающие при купле - продаже товаров и услуг (Предприятие, реализуя продукцию, получает соответствующую выручку. В этом случае имеет место не только смена форм стоимости (товар - деньги), но и возникают финансовые отношения, когда предприятие получает определенную сумму чистого дохода - основного источника образования денежных фондов, направляемого на обеспечение процесса расширенного воспроизводства);

Денежные отношения между государством и хозяйствующими субъектами, связанные с платежами в государственный бюджет в различных формах (налоги, взносы, штрафы) и финансированием из государственного бюджета, а также денежные отношения, связанные с формированием и использованием внебюджетных и страховых фондов (при внесении платежей предприятиями и гражданами во внебюджетные фонды и получении ресурсов из них, при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая);

Денежные отношения предприятий со своими работниками по расширенному воспроизводству рабочей силы, связанные с выплатой заработной платы, премий, материальных пособий и помощи, дивидендов;

Денежные отношения между хозяйствующими субъектами и банковской системой при получении и погашении кредитов; при хранении предприятиями части прибыли на счетах банков и получении по ним процентов;

Денежные отношения хозяйствующих субъектов с вышестоящими органами по поводу распределения прибыли и оказанию финансовой помощи, а также по поводу создания совместных денежных фондов;

Отношения между государством и местными бюджетами по поводу субсидирования;

Отношения между государственным бюджетом и внебюджетными фондами по поводу субсидий и налогов;

Отношения между государствами по поводу оказания и получения финансовой помощи;

И многие другие.

Основу финансов составляют финансовые отношения хозяйствующих субъектов.

Распределение ВНП и НД осуществляется при помощи всех распределительных категорий. Использование нескольких экономических категорий в качестве инструментов распределения говорит о сложности данного процесса, в ходе которого должны быть удовлетворены самые разнообразные потребности участников распределения.

3.1. Финансы и цена

Исходным моментом появления финансовых отношений является процесс первичного распределения стоимости на составные ее элементы

(W = V + С + m).

Экономическим инструментом, через который происходит первичное распределение стоимости на ее составные части, является цена.

Цена - это денежное выражение стоимости, основа и начало распределительного процесса.

В самом начале процесса производства известно, что в цене будут заложены и отражены составные элементы стоимости (W): фонд возмещения израсходованных средств производства (С), необходимый продукт (V) и прибавочная стоимость (m). Фактически уже в процессе производства государство или рынок определили цену, с учетом всех элементов затрат, иначе производство товара не имело бы смысла.

В распределительном процессе роль цены двояка: с одной стороны, она создает условия и предопределяет позиции будущего распределения; а с другой стороны, сама является инструментом распределения.

Процесс взаимодействия и взаимосвязи финансов и цены происходит следующим образом:

Во-первых, через цену совершается первичное распределение ВНП и НД с его основными структурными элементами, включая чистый доход, который является исходным элементом, определяющим финансовые отношения, реализующиеся через цену;

Во-вторых, часть чистого дохода, реализуемого в цене, направляется на расширенное воспроизводство израсходованных в процессе производства средств производства (С) и восполнение необходимого продукта (V), то есть воспроизводится цена, обеспечивающая новое качество и новый виток процесса производства;

В-третьих, другая часть чистого дохода, реализуемого в цене, направляется в централизованный фонд финансовых ресурсов в форме налоговых и неналоговых платежей;

В-четвертых, расщепление чистого дохода и направление одной его части на расширенное воспроизводство и другой - в централизованный фонд финансовых ресурсов опосредуют начало процесса перераспределения ВНП и НД.

Перераспределение финансовых ресурсов в народное хозяйство на практике происходит посредством финансового механизма через бюджет по двум основным направлениям: прямое бюджетное финансирование и регулирование цен.

Отсюда, финансовые отношения объективно охватывают совокупность распределительных и перераспределительных отношений, реализуются через цену и ее структурообразующие элементы: налоги и неналоговые платежи, амортизация, начисления на заработную плату, страхование и т.д., находящие свое выражение в себестоимости и чистом доходе в их первичном распределении. Таким образом, механизм ценообразования объективно включается в систему финансовых отношений как форма их проявления.

3.2. Финансы и заработная плата

В распределении ВНП в денежной форме наряду с ценой и финансами участвует и заработная плата. По своему экономическому содержанию она отражает фонд жизненных средств работников наемного труда.

До выплаты заработной платы должен быть сформирован соответствующий целевой фонд (фонд оплаты труда). Обособление части стоимости в виде фонда заработной платы осуществляется с помощью финансов. В материальном производстве ФОТ образуется за счет выручки от реализации, а в непроизводственной сфере - за счет средств бюджета.

Таким образом, финансы и заработная плата органически связаны друг с другом, что приводит к их взаимодействию в процессе распределения стоимости.

С одной стороны, финансы создают условия для действия отношений, составляющих содержание заработной платы (отсутствие достаточных финансовых ресурсов приводит к нарушению сроков выплаты начисленной заработной платы. В таких случаях определенные границы количества и качества труда отдельных работников не могут материализоваться в денежном эквиваленте.).

С другой стороны, заработная плата, начисление которой по времени не совпадает с выплатой, выступает одним из источников формирования финансовых ресурсов предприятия, то есть она постоянно находится в обороте предприятия. В результате, будучи самостоятельной категорией товарного производства, вступает в финансовые отношения на время разрыва между моментом ее начисления и передачей в руки владельцев.

В экономическом содержании финансов и заработной платы есть общие черты : они участвуют в распределении вновь созданной стоимости (V + m); играют важную роль в общественном воспроизводстве, обеспечивая рост эффективности производства.

В то же время между ними есть и определенные различия :

Сфера действия заработной платы уже, чем у финансов. С помощью заработной платы распределяется необходимый продукт и частично прибавочный, а посредством финансов распределяется и перераспределяется весь ВНП;

Заработная плата направляется для индивидуального потребления работников, а финансы используются для удовлетворения разнообразных общественных потребностей (расширение производства, социальное развитие, материальное стимулирование работников, финансирование общегосударственных потребностей и др.);

Таким образом, заработная плата позволяет определять параметры ФОТ и осуществлять его распределение и использование. С помощью же финансов формируются, распределяются и используются различные денежные фонды (в их числе и фонд заработной платы).

Особенности заработной платы и финансов обуславливают необходимость их комплексного использования.

3.3. Финансы и кредит

Финансы тесно связаны с кредитом, имеют родственную с ним экономическую природу. Их объединяют такие общие черты , как:

Основой функционирования и финансов и кредита являются товарно - денежные отношения;

Финансы и кредит выражают движение стоимости в ее денежной форме;

И в финансовых и в кредитных отношениях деньги используются в функциях средства обращения и средства платежа;

Посредством финансов и кредита формируются и используются фонды денежных средств государства и субъектов хозяйствования;

В кругообороте фондов предприятия нет различия между "собственным" и "кредитным" рублем;

Финансовые и кредитные ресурсы, как правило, используются комплексно: при недостатке у предприятия финансовых ресурсов для нормального осуществления производственного процесса они используют банковские кредиты; с другой стороны, временно свободные денежные средства предприятия хранят на банковских счетах, а банки используют их в качестве кредитных ресурсов в работе с другими клиентами;

Взаимосвязь финансов и кредита проявляется в банковском проценте: банк за предоставление ссуды взимает определенную сумму денег в виде процента; с другой стороны предприятия получают дополнительную сумму средств в виде процента при хранении своих денег в учреждении банка.

Наличие общих черт между финансами и кредитом обуславливает органичное сочетание финансового и кредитного методов обеспечения потребностей расширенного воспроизводства.

Финансовые ресурсы формируются в процессе распределения и перераспределения ВНП и НД, а кредитные ресурсы - только на стадии перераспределения за счет временно свободных средств;

Финансовые ресурсы предоставляются бесплатно, а кредитные ресурсы выдаются на условиях срочности, платности и возвратности;

Направления использования у финансовых ресурсов шире, чем у кредитных. Финансовое перераспределение средств осуществляется, как между хозяйствующими субъектами, так и по целевому назначению в соответствии с общественными потребностями. Кредитное же перераспределение связано с перемещением денежных средств между участниками распределительного процесса.

Финансовые ресурсы - это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства хозяйствующих субъектов и населения, образуемые в процессе распределения и перераспределения части стоимости ВНП, главным образом, чистого дохода, в денежной форме и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.

Главное условие роста финансовых ресурсов - увеличение НД.

финансы и финансовые ресурсы не тождественные понятия.

Финансовые ресурсы - это денежные средства, а финансы - это общественные отношения по поводу их образования, распределения и использования.

В зависимости от того, в чьих руках находятся финансовые ресурсы, они делятся на: финансовые ресурсы государства;

финансовые ресурсы предприятий;

финансовые ресурсы специальных фондов;

финансовые ресурсы населения.

Источники формирования финансовых ресурсов могут быть следующие:

1. Государственные финансовые ресурсы формируются за счет:

Налогов и других обязательных платежей юридических и физических лиц;

Неналоговых доходов (внутренние и внешние займы; доходы по государственным ценным бумагам; доходы от государственного имущества; доходы от ВЭД...)

2. Финансовые ресурсы предприятий формируются за счет;

Собственных средств (выручка, прибыль, амортизация, внереализационные доходы...);

Заемных средств (ссуды, займы и кредиты, полученные от кредитных учреждений, государства и других предприятий...);

Привлеченных средств (средства, полученные от выпуска и операций с ценными бумагами, средства, полученные от вышестоящих структур...)

3. Финансовые ресурсы специальных фондов формируются за счет:

Специальных налогов;

Добровольных взносов;

Средств государственного бюджета

4. Финансовые ресурсы населения формируются за счет:

Заработной платы;

Пособий, пенсий, стипендий;

Дотаций;

Сумм страховых возмещений...

Функция - это внешнее проявление внутреннего свойства данного явления, то есть - проявление сущности данной категории.

Сущность финансов проявляется в функциях, которые они выполняют, а именно: распределительная и контрольная.

Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение созданного в обществе продукта и НД и контроль за этим распределением.

Источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях является ВНП. Процесс его распределения осуществляется с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

Распределительная функция финансов отражает экономические отношения, связанные с движением ВНП и его составных частей в денежной форме и, тем самым, создание условий для последующей реализации этого продукта в натурально-вещественной форме через совершение актов купли - продажи с целью удовлетворения интересов участников распределительного процесса.

Субъектами финансового распределения являются: государство, предприятия, учреждения, организации, предпринимательские фирмы, физические лица.

Объекты финансового распределения : ВНП, НД, национальное богатство, выручка, прибыль, заработная плата и другие доходы и поступления.

Следует различать понятия: первичное распределение и перераспределение (то есть вторичное, третичное и т.д.).

При первичном распределении стоимости ВНП происходит ее разложение:

ВНП  С + V + m

C - фонд возмещения;

V - заработная плата;

m - прибавочная стоимость (прибыль, %, рента) + НДС.

При перераспределении часть заработной платы в виде налогов поступает в бюджет государства.

При третичном распределении осуществляется финансирование обороны, образования, здравоохранения и других отраслей народного хозяйства из централизованных фондов (государственный бюджет и внебюджетные фонды).

Приведем пример :

Предприятие реализовало определенный объем продукции. Выручка поступила на расчетный счет, но из этой суммы предприятие должно перечислить в бюджет установленные налоги. Из оставшейся суммы предприятие должно выделить часть, возмещающую потребленные в процессе производства средства производства (С), обеспечивая, тем самым, непрерывность процесса производства. Размер выделяемой части определяется исходя из установленной государством нормы амортизационных отчислений, стоимости основных фондов, норм расхода предметов труда и их стоимости. Далее выделяется часть, связанная с оплатой труда (ФОТ) (V), опять-таки через нормы затраченного труда и систему его оплаты. По нормативам, установленным к ФОТ, выделяется часть стоимости созданного продукта для перечисления в Пенсионный фонд, ФОМС, ФСС и Фонд занятости. И, наконец, остается прибыль (m). Произошло как бы распределение первого порядка.

Но ФОТ и прибыль подлежат дальнейшему распределению, то есть распределению второго порядка. ФОТ делится между трудящимися, бюджетом и Пенсионным Фондом по нормам, установленным государством. Прибыль делится между предприятием, его вышестоящей организацией и бюджетами разных уровней.

Распределительные процессы имеют место и внутри предприятия. Например, прибыль, являясь источником формирования таких децентрализованных фондов, как фонд производственного и социального развития, резервного фонда и др., выступает объектом распределения третьего порядка. На этом уровне можно говорить о некотором снижении государственного регулирования распределительных отношений, но никак не об его полной отмене. Предприятие самостоятельно распределяет прибыль по децентрализованным фондам, однако, формирование резервного фонда регулируется через размер уставного капитала, минимальных и максимальных значений прибыли, перечисляемой в данный фонд.

Следует отметить, что перераспределительные процессы в РФ происходят в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу менее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, перераспределение НД происходит между:

Производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства;

Отраслями материального производства;

Отдельными регионами страны;

Формами собственности;

Социальными группами населения...

Конечная цель распределения и перераспределения ВНП и НД, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении достойного качества жизни широких слоев населения.

При этом роль финансов подчинена основной задаче: достижение наилучших результатов при наименьших затратах.

Как уже было отмечено, контрольная и распределительная функции финансов осуществляются финансами одновременно.

Так как с помощью финансов государство осуществляет распределение созданного в обществе продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости, становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

Контрольная функция финансов это, прежде всего, "контроль рублем" в процессе объективно существующих денежных отношений.

"Контроль рублем" ведется за производственными и непроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

Контрольная функция финансов отображает экономические процессы, связанные с распределением и перераспределением созданного в обществе продукта через движение финансовых ресурсов. Уже отмечалось, что распределение общественного продукта осуществляется в стоимостной (денежной) форме и получает выражение в образовании финансовых ресурсов, формировании и использовании денежных фондов целевого назначения. Вместе с тем, движение финансовых ресурсов в конкретных формах является основой для контроля со стороны государства, так как без него не может быть обеспечено сбалансированное развитие экономики.

Контрольная функция финансов обусловлена нормативным характером денежных отношений. Именно контроль за соблюдением нормативных актов, выражающих суть распределительной функции финансов, отражает, в свою очередь, содержание контрольной функции финансов. В этом состоит диалектическая и неразрывная взаимосвязь двух функций финансов.

При этом первичной в их взаимодействии является распределительная функция и вне ее контрольная не существует, так как нет объекта контроля.

Формой реализации контрольной функции финансов является финансовая информация, которая отражает финансовые показатели.

Реализуется контрольная функция с помощью стоимостных показателей (выручка, прибыль, рентабельность, ликвидность, оборачиваемость, платежеспособность и др.), используемых для измерения и оценки различных экономических процессов.

Важнейшая задача финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами, банковской сферой, а также взаимных обязательств хозяйствующих субъектов по расчетам и платежам.

На практике финансовый контроль осуществляется через деятельность финансовых органов и налоговых служб.

При этом понятие финансовый контроль по своему смыслу отличается от понятия контрольной функции финансов.

Финансовый контроль - это практическое использование контрольной функции финансов как присущего ему внутреннего свойства.

Финансовый контроль необходимо отличать и от понятия "контроль рублем", которое является более широким, так как осуществляется посредством всех распределительных категорий. То есть контроль при помощи финансов, цены, заработной платы и кредита.

Контрольные вопросы

1.Назовите факторы, определяющие экономическое содержание финансов.

2.Дайте определение финансам как экономической категории.

3.Определите границы функционирования финансов, определив состав финансовых отношений.

4.Назовите экономические категории, которые участвуют в процессе первичного распределения стоимости общественного продукта.

5.Опредеите общие черты и отличия таких категорий как финансы, цена, заработная плата и кредит. Как проявляется взаимосвязь данных категорий?

6.Что является материальной основой функционирования финансовых отношений?

7.Есть ли разница между понятиями "денежные средства" и "финансовые ресурсы"?

8.Назовите главное условие роста финансовых ресурсов.

9.Как понимается термин "функция" вообще и применительно к финансам?

10.Какие функции выполняют финансы?

11.Определите объект действия распределительной функции финансов.

12.Назовите субъекты финансового распределения.

13.В чем проявляется сущность и специфика распределительной функции финансов.

14.В чем отличие первичного распределения от перераспределения?

15.В чем заключается сущность и специфика контрольной функции финансов?

16.Что является объектом действия контрольной функции финансов?

17.Назовите субъекты финансового контроля.

18.Какова разница между понятиями "контрольная функция финансов", "контроль рублем" и "финансовый контроль"?

Тема 2. Финансовая система государства

1. Понятие финансовой системы страны, экономические основы ее построения

2. Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика, взаимосвязь и назначение

Как уже отмечалось, финансы выражают денежные отношения. Несмотря на то, что качественно все эти отношения однородны (так как они возникают по поводу формирования и использования фондов денежных средств) они, тем не менее, различаются между собой. В любом государстве имеется несколько сфер финансовых отношений и, каждая их них имеет свои специфические особенности, которые проявляются, прежде всего, в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использования. Например, у предприятий сферы материального производства финансовые ресурсы формируются за счет прибыли, амортизационных отчислений, выручки от операций с ценными бумагами и др.. А государственный бюджет страны образуется в основном за счет налогов с предприятий и населения. Не одинаковы и каналы направления финансовых ресурсов у предприятий и государственного бюджета. С учетом этого, можно утверждать, что каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном финансовой системы. Однако, это отличия внутри единого целого, все звенья тесно взаимосвязаны между собой и составляют единую финансовую систему.

Таким образом, финансовая система - это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и предприятий.

При этом основополагающими элементами финансовой системы являются финансовые отношения и фонды денежных средств.

Финансовая система РФ включает в себя 2 крупные сферы :

    финансы предприятий, учреждений и организаций (децентрализованные финансы);

    общегосударственные финансы (централизованные финансы).

Финансы предприятий - исходное звено финансовой системы, являющееся основой общегосударственных финансов. Это объясняется тем, что именно на предприятиях в процессе материального производства создается решающая доля национального дохода страны - главного источника формирования, как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. Поэтому от состояния данного звена финансовой системы во многом зависит финансовое положение страны в целом.

Финансы предприятий представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между:

Предприятиями (это, главным образом, оплата за продукцию, товары и услуги);

Предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств);

Предприятиями и входящими в них структурными подразделениями;

Предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета);

Предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов) и т.д..

Финансы предприятий состоят из двух подсфер :

    финансы предприятий материального производства и

    финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы.

Решающую роль в национальной экономике играют финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается решающая часть финансовых ресурсов предприятий, значительная доля которых затем посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

В зависимости от ряда объективных факторов, существенно влияющих на организацию финансовых отношений, каждая подсфера финансовой системы может подразделятся на отдельные звенья.

Так, в зависимости от:

1. характера деятельности субъекта хозяйствования сфера финансов предприятий классифицируется на такие звенья , как:

а). финансы предприятий, работающих на коммерческих условиях;

б). финансы предприятий, занимающихся некоммерческой деятельностью;

в). финансы общественных объединений;

2. отраслевой направленности в первой подсфере (финансы предприятий материального производства) можно выделить такие звенья, как:

а). финансы предприятий промышленности;

б). финансы предприятий сельского хозяйства и агропромышленного сектора;

в). финансы предприятий транспорта, связи, торговли, общепита и т.д.;

во второй подсфере (непроизводственной) различают такие звенья, как:

а). финансы образования;

б). финансы культуры и искусства;

в). финансы здравоохранения и физической культуры;

г). финансы науки и научного обслуживания;

д). финансы ЖКХ и бытового обслуживания и т.д.;

3. формы собственности в составе первой и второй подсфер финансовой системы различают следующие звенья:

а). финансы государственных учреждений и организаций;

б). финансы предприятий, учреждений, организаций, основанных на коллективной собственности (акционерные предприятия);

в). финансы предприятий, учреждений, организаций, основанных на совместной собственности;

г). финансы предприятий, учреждений, организаций, основанных на частной собственности;

д). финансы предприятий, учреждений, организаций, основанных на смешанных формах собственности.

Среди перечисленных звеньев ведущее место до настоящего времени занимают финансы предприятий, основанных на коллективной (акционерной, частной) форме собственности - их удельный вес около 85% от общего числа зарегистрированных субъектов хозяйствования.

Следует отметить, что подавляющая часть организаций непроизводственной сферы осуществляет некоммерческую деятельность, которая не преследует цели получения прибыли (учреждения культуры, образования, здравоохранения). Если такие учреждения в ряде случаев и получают доходы (например, государственные вузы за обучение сверхпланового контингента студентов), то они используются на развитие этих учреждений. Все затраты в учреждениях непроизводственной сферы, как правило, покрываются за счет бюджетных средств.

Общегосударственные финансы можно определить как систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и использованию их на удовлетворение общегосударственных потребностей.

Общегосударственные (централизованные) финансы включают в себя такие звенья , как:

    государственный бюджет;

    внебюджетные фонды;

    государственный кредит;

    страхование.

Для государственных финансов критерием структурирования является уровень управления .

1. федеральный уровень (Федеральный бюджет, федеральный Пенсионный фонд);

2. уровень субъектов федерации;

3. уровень местного самоуправления.

Главным звеном общегосударственных финансов является государственный бюджет . Его роль как централизованного фонда денежных средств государства велика, так как через него перераспределяется около 50% НД страны.

Так же велика роль государственного бюджета и в межтерриториальном перераспределении финансовых ресурсов в пользу тех или иных отраслей (в основном ТЭК, сельское хозяйство, промышленность), а также в перераспределении финансовых ресурсов между производственной и непроизводственной сферами. Кроме того, он служит финансовой базой для обеспечения обороноспособности страны. Велика его роль и в финансировании НТП и содержании социальной сферы. В зависимости от состояния бюджета формируется имидж государства на мировом уровне.

Крупным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды . К числу основных внебюджетных фондов России относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Необходимость использования средств внебюджетных фондов наряду с государственным бюджетом вызвана, прежде всего, тем, что бюджетные ресурсы ограничены. А формирование внебюджетных фондов позволят привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые используются на конкретные мероприятия в рамках деятельности фондов.

По своему экономическому содержанию внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов. Порядок их образования и использования регламентируется соответствующим законодательством.

Важным звеном общегосударственных финансов является государственный кредит , посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных денежных средств населения, предприятий, учреждений, организаций и иностранных государств.

Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или займодателем) денежных средств и физическими, юридическими лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общегосударственного фонда денежных средств.

Объективная необходимость государственного кредита заключается в том, что существует постоянная нехватка средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества, в наличии бюджетного дефицита.

Страхование - звено финансовой системы, которое представляет собой один из методов создания резервных фондов для защиты собственности граждан от убытков при стихийных бедствиях и других неблагоприятных событиях, для дополнительного материального обеспечения граждан при наступлении различных событий в их жизни.

Специфические особенности страховых отношений заключаются в том, что:

1. в отличие от финансов, которые охватывают распределение и перераспределение финансовых ресурсов, страховые отношения связаны только со сферой перераспределительных отношений;

2. эти отношения обусловлены наличием вероятности наступления событий (страховых случаев), которые влекут за собой возможность нанесения материального или иного ущерба национальной экономике и населению.

Контрольные вопросы

1.Дайте определение финансовой системы. Назовите составные элементы финансовой системы.

2.По какому принципу выделяют сферы финансовой системы?

3.Почему необходимо выделять отдельные звенья в системе финансов?

3.Охарактеризуйте основные звенья финансовой системы.

4.Что является основой финансовой системы России?

5.В чем заключается специфика финансов предприятий сферы материального производства?

6.Какие звенья включает в себя сфера общегосударственных финансов?

7.Почему бюджет является ведущим звеном общегосударственных финансов?

8.Каково назначение внебюджетных фондов и особенности их функционирования?

9.Дайте определение государственного кредита. В чем выражается его необходимость?

10.В чем заключается специфика страховых отношений и их отличия от финансовых отношений?

Новое на сайте

>

Самое популярное