Домой Кредитные учереждения Как менялся ндс в россии.

Как менялся ндс в россии.

06.DOC

^

10. Налог на добавленную стоимость в Российской Федерации


Ниже для разработки стратегии реформирования системы НДС в России и формулировки предложений по изменению законодательства, регламентирующего взимание данного налога, приведен обзор исторических аспектов введение налога на добавленную стоимость в России, а также основных изменений в порядке его взимания, начиная с 1992 года.
^

10.1. Переход к налогу на добавленную
стоимость в 1991 году


Как известно одним из основных налогов в советской налоговой системе являлся налог с оборота. В число плательщиков этого налога входили все предприятия, производящие и реализующие товары, облагаемые налогом с оборота. Однако налог с оборота в СССР в дореформенный период не был налогом в строгом смысле этого слова. Он являлся составной частью общего механизма перераспределения финансов в экономике и взимался на стадии розничных продаж с тех видов товаров, розничные цены на которые превышали оптовые. В обратной ситуации, когда оптовые цены были выше розничных, возникал отрицательный налог (субсидия). Ставки налога с оборота могли устанавливаться в процентах к облагаемому обороту или в твердых суммах с единицы товара.

Налог с оборота взимался преимущественно с товаров народного потребления длительного пользования, люксовых продуктов питания, алкогольных и табачных изделий. На широкий круг продуктов питания предоставлялись субсидии. Вследствие большей доли расходов на питание у менее обеспеченных слоев из-за такой структуры налога с оборота повышалась прогрессивность налоговой системы, что интерпретировалось как ее направленность на достижение социальных целей. Однако ценовые субсидии, с точки зрения их социальной эффективности, являются менее предпочтительными, чем прямые адресные дотации.

Значительные расхождения в уровнях рентабельности в различных отраслях и на отдельных предприятиях приводили к невозможности применения налога с оборота по единым ставкам. Стремление учесть и свести к минимуму подобные расхождения порождало сотни различных ставок налога. Однако на практике это не способствовало обеспечению справедливости и нейтральности налогообложения.

В 1990-1991 годах более 90% поступлений налога с оборота определялось разницей (в абсолютном выражении) между централизованно устанавливаемыми оптовыми и розничными ценами для определенных товаров и производителей. С ростом розничных цен и сохранением фиксированного номинального налога с оборота его доля в цене товара падала и, следовательно, падали доходы бюджета от налога с оборота. В результате этих процессов доходы от этого налога росли медленнее, чем оборот (хотя на некоторые товары, например алкоголь, доля налога в розничной цене возрастала). Так, реформа розничных цен в 1991 году привела к увеличению номинального оборота на 70% и лишь к 15-процентному возрастанию доходов от налога с оборота 143 .

Налог с оборота, наряду с платежами из прибыли предприятий, был важнейшим источником доходов бюджета СССР. В 1980 году его поступления составляли 15,2% ВВП, в 1985 - 12,6% ВВП. К 1991 году объем налога с оборота, поступивший в консолидированный бюджет бывшего СССР, сократился до 6,3% ВВП или 21% доходов бюджета.

Деградация системы ценового контроля в последние годы существования социализма привела к падению доходов от налога с оборота при одновременном росте ценовых субсидий. Такое положение в 1991 году вызвало неотложную необходимость замены налога с оборота более эффективным фискальным инструментом.

Осенью 1991 года в качестве замены налога с оборота и альтернативы использованию НДС предлагалось введение акцизов, увеличение ставок подоходного налога, введение адвалорного налога с продаж (каскадного или с розничных продаж), повышение ставок налога на прибыль.

Очевидно, что в условиях, когда в результате либерализации цен население болезненно восприняло падение доходов и обесценение сбережений, повышение ставок подоходного налога было совершенно неприемлемым решением, т.к. с психологической точки зрения рост прямых налогов всегда менее предпочтителен, чем повышение косвенных налогов. Поскольку следует различать объективное (потеря ресурсов для налогоплательщика) и субъективное налоговое бремя 144 , исходя из субъективной оценки тяжести налога плательщики и политики могут предпочитать “невидимые” косвенные налоги прямым. В пользу усиления роли косвенного налогообложения говорит и то, что оно в отличие от подоходного налога оказывает при определенных условиях меньшее отрицательное влияние на сбережения 145 (подробнее об этом см. раздел о влиянии НДС на сбережения данной главы).

Повышение ставок налога на прибыль также было нежелательным, вследствие уже существовавшего достаточно высокого уровня эффективной ставки налогообложения (с учетом обложения части затрат предприятий на рабочую силу и капитал). В то же время использование косвенных налогов обеспечивало необходимую диверсифицированность налоговой системы, при которой замена налога с оборота на адвалорный налог позволяла избежать неблагоприятных психологических эффектов. Так как налог с продаж по многим показателям уступает налогу на добавленную стоимость (см. раздел 1 настоящей главы), при рассмотрении вариантов косвенных налогов выбор был сделан в пользу последнего.

Таким образом, введение НДС с высокой ставкой (28%) в 1992 году было, как представляется, наилучшим решением по сравнению с возможными тогда альтернативами. Оно позволило увеличить общий уровень налоговых изъятий. При этом широкая база налога создала предпосылки стабильности поступлений во времени. За счет преемственности НДС по отношению к налогу с оборота (по функциям) и по отношению к использовавшемуся в 1991 году налогу с продаж (по технике взимания) введение налога внесло не слишком значительные изменения в налоговую систему, вызвав минимально возможный скачок общего уровня цен, и было психологически относительно безболезненным. Пониженная ставка на продукты питания позволила обеспечить прогрессивность налоговой системы, отвечающую требованиям социальной справедливости в условиях невозможности за короткий срок обеспечить создание действенной системы адресной поддержки низкодоходных слоев населения. Использование небольшого количества ставок (основная, пониженная и нулевая) позволило внести минимальные искажения в относительные цены. Техника взимания НДС предоставляла малые возможности уклонения от налога и тем самым обеспечила необходимую бюджетную отдачу и уровень справедливости налоговой системы.
^

10.2. Взимание налога на добавленную стоимость в Российской Федерации в 1992-1999 гг.


Ниже мы рассмотрим историю и основные этапы реформирования налога на добавленную стоимость в Российской Федерации в 1992-1999 годах. Основное внимание будет уделено принимавшимся изменениям в порядке взимания налога в течение восьми лет, прошедших с его введения, а также некоторым количественным показателям, характеризующим значение НДС для доходов бюджетной системы России.

1992 год. Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" был принят 6 декабря 1991 года 146 . Согласно указанному закону, плательщиками налога в России являются все юридические лица, предприятия без образования юридического лица, международные объединения, иностранные юридические лица и их филиалы, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, годовая выручка от реализации товаров и услуг у которых превышала 100 тыс. руб.

База налога определялась объемом реализации товаров, работ и услуг, в том числе реализованных внутри предприятий, но не относимых на себестоимость продукции. В промышленности отчислению в бюджет подлежит разница между суммой налога, полученной от покупателей, и суммой налога, уплаченной поставщикам материальных ресурсов, топлива, работ и услуг, стоимость которых подлежит отнесению на себестоимость продукции, причем согласно первоначального варианта закона, не разрешалось вычитать из обязательств перед бюджетом налог, уплаченный поставщикам основных средств и нематериальных активов.

Предприятия розничной торговли уплачивали налог с разницы между ценами их реализации и ценами, по которым они приобрели товары у поставщиков, включая НДС. Иными словами, НДС платился с величины торговой наценки, равной разнице между продажной и покупной ценой. Аналогично, предприятия-посредники платили налог с дохода, представляющего собой надбавки и комиссионные вознаграждения. Строительные организации – со стоимости работ, принятых заказчиками. Такой порядок серьезно усложнял взимание налога на добавленную стоимость, поскольку ставил расчет налога в зависимость от процедуры расчетов определения валового дохода и прибыли предприятий.

Впоследствии Законом от 16.07.1992 года 147 было разрешено принимать к зачету сумму НДС, уплаченную при приобретении основных средств и нематериальных активов, равными долями в течение двух лет, начиная с момента ввода в эксплуатацию, суммы налога, уплаченные при приобретении основных средств.

Необходимо отметить, что в 1992 году товары и услуги, импортируемые в Российскую Федерацию, не подлежали обложению налогом на добавленную стоимость.

Стандартная ставка НДС первоначально устанавливалась в размере 28% для всех товаров и услуг, реализуемых на территории РФ. 3 февраля 1992 года было принято постановление Президиума ВС РФ и Министерства экономики и финансов РФ 148 , которым устанавливалась пониженная ставка НДС в размере 15% для некоторые продовольственные товары. В разъяснение этого постановления 11 февраля было разослано письмо Министерства экономики и финансов 149 , разъясняющее указанное постановление. Вместе с тем, ни в Закон "О налоге на добавленную стоимость", ни в соответствующую инструкцию Госналогслужбы указанные изменения внесены не были.

16 июля 1992 года был принят закон РФ "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему РФ" 150 , который устанавливал с 1 января 1993 года стандартную ставку НДС 20% и пониженную ставку в размере 10% по продовольственным товарам и товарам для детей. В законе и разъясняющей его инструкции ГНС 151 было указано, что до вступления в силу данного положения закона вводилась дополнительная пониженная ставка НДС на отдельные виды продовольственных товаров на уровне 15%, причем данная ставка вводилась задним числом с 1 января 1992 года 152 .

Как и в большинстве стран, применяющих НДС, в России было установлено, что финансовые услуги, услуги в области образования и культуры не облагаются налогом. Кроме того, от налога на добавленную стоимость были освобождены:

Товары и услуги, экспортируемые за пределы стран СНГ (при этом экспорт облагался по нулевой ставке, в то время как остальные товары и услуги были освобождены от уплаты НДС);

Услуги городского пассажирского транспорта;

Квартирная плата;

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджета.

Законом от 22.05.1992 153 в список товаров и услуг, освобождаемых от уплаты НДС были добавлены услуги в области здравоохранения, а законом от 16.07.1992 - работы по строительству жилых домов, продукция предприятий, численность работающих инвалидов в которых составляет не менее 50% от общего числа работников, сельскохозяйственная продукция колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, реализуемая в счет оплаты труда и прочие льготы.

Первоначальной редакцией закона было установлено, что НДС уплачивается ежемесячно предприятиями со среднемесячными платежами налога, превышающими 100 тыс. руб. и ежеквартально - плательщиками, чьи среднемесячные платежи составляли менее 100 тыс. руб. При этом налогоплательщики со среднемесячными платежами выше 300 тыс. руб. были обязаны осуществлять ежедекадные авансовые платежи в размере одной трети от суммы обязательства по НДС по последнему месячному расчету.

В июле 1992 года было установлено 154 , что учитывая высокие темпы роста цен, начиная со второй декады третьего квартала, ежедекадные авансовые платежи НДС осуществляются исходя из фактической суммы налога, начисленной в прошлом месяце, с коэффициентом 2,5.

Кроме того, в конце мая 155 предприятиям было запрещено вычитать из своих обязательств по НДС суммы налога по приобретенным материальным ценностям (кредит по НДС) в случае неоплаты соответствующих счетов.

В течение всего 1992 года наблюдался быстрый рост поступлений налога на добавленную стоимость в бюджетную систему России (см. рис. 1): если в январе доходы от НДС составляли всего 3,3% ВВП, то уже в декабре они увеличились до 15,4% ВВП, а по итогам года поступления НДС составили 11,1% ВВП. Возросла и доля НДС в общем объеме налоговых доходов консолидированного бюджета: с 25,4% в январе до 43% в декабре и 40% в целом за год.

За первую половину 1992 года поступления НДС составили 6,5% ВВП или 30,5% налоговых поступлений. Начиная с июля месяца поступления НДС увеличились (если в марте-июне они составляли в среднем 7% ВВП, то во второй половине года происходил постоянный рост с 8% до 15% ВВП), что, по-видимому, объясняется установлением более частых сроков уплаты НДС для крупных плательщиков, а также определением объема авансового платежа с учетом коэффициента 2,5. За три квартала 1992 года поступления НДС достигли 7,9% ВВП, что составило 34,4% налоговых поступлений. Резкий рост поступлений НДС в октябре вызван рядом факторов, среди которых можно отметить следующие. В октябре поступили средства доначисления по НДС в связи с разрешением включать в кредит по НДС налог не по всем приобретенным материальным ресурсам, а лишь по списанным на издержки производства, а также в связи с учетом в налогооблагаемом обороте всех средств, полученных от поставщиков (прежде распространенным методом уклонения от налога было занижение цен и перечисление поставщику средств в целевые фонды). По оценке Государственной налоговой службы РФ, это составило около 100 млрд. руб. (23,5% поступлений НДС в октябре). Учет в налогооблагаемой базе средств, полученных от поставщиков формально в виде финансовой помощи, а не как оплата продукции, увеличил поступления налога на прибыль на 40-50 млрд.руб. Важным фактором роста поступлений налога было проведение Центральным банком России осенью 1992 года зачета взаимных долгов предприятий, резко увеличившего объемы реализованной продукции у предприятий-кредиторов.

Необходимо учитывать, что в январе поступали платежи только от крупных предприятий (суммы налога свыше 100 тыс. руб.), средние предприятия платили один раз в месяц, а мелкие налогоплательщики (суммы налога менее 50 тыс. руб.) платили налог раз в квартал, т.е. первые поступления от этой категории пришли только в апреле 1992 года. Во втором квартале резкое снижение темпов роста поступлений акцизов и НДС было вызвано кризисом платежеспособности предприятий и, до некоторой степени, накоплением запасов готовой продукции.

1993 год. В соответствии с нормативными актами, принятыми летом и в декабре 1992 года, существенно изменился порядок исчисления и взимания налога на добавленную стоимость, однако в инструкцию ГНС, которой руководствуются предприятия при исчислении и уплате налога, подобные изменения были внесены только в марте 1994 года.

Помимо этого, была значительно расширена и уточнена нормативная база, регламентирующая порядок исчисления и уплаты НДС: были приняты подробные списки товарных групп, подлежащих обложению по сниженной ставке, уточнены обороты и виды деятельности, не подлежащих обложению налогом, опубликованы разъяснения по отдельным вопросам уплаты НДС.

Как уже было отмечено выше, с 1 января 1993 года были снижены ставки налога на добавленную стоимость: до 10% по продовольственным товарам (кроме подакцизных) и товарам для детей и до 20% – по остальным товарам, включая подакцизные продовольственные товары.

Кроме непосредственного ухудшения бюджетной ситуации в 1993 году из-за снижения ставки НДС, предварительное обнародование готовящегося понижения привело к некоторому снижению объемов реализации в IV квартале 1992 года. Желаемого депутатами, принимавшими это решение, антиинфляционного эффекта от снижения ставок НДС, как и в феврале 1992 года (когда были снижены ставки НДС на молочные продукты, растительное масло, муку и ряд других продуктов), не наблюдалось. По-видимому, что это объясняется неодинаковой эластичностью цен по ставке налога при увеличении и снижении ставки. С другой стороны, увеличение уровня цен при снижении налоговых ставок может быть вызвано другими причинами: в частности, инфляционными ожиданиями, которые могут быть связаны с ожиданиями денежной эмиссии для покрытия выпадающих бюджетных доходов. а также другими причинами.

В 1993 году значительно расширилась база НДС. С 1 января, в соответствии с законом от 22.12.1992, налогом облагаются обороты по реализации предметов залога, а также суммы денежных средств, получаемые предприятиями от своих покупателей за реализуемые им товары в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения или направляемых в счет увеличения прибыли 156 .

Также законом от 22.12.1992 года в число объектов обложения НДС с 1.02.1993 были включены товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, причем в налогооблагаемую базу включаются таможенная стоимость, таможенная пошлина, а по подакцизным - и сумма акциза. Освобождались от НДС лишь импортные продовольственные товары, сырье для их производства, оборудование для научной деятельности, изделия медицинского назначения и сырье для их производства.

Налог на добавленную стоимость с 1 января 1993 года перестал быть НДС, взимаемым с дохода (product type VAT , см. выше), порядок применения которого не позволяет вычитать из налоговых обязательств налог на приобретаемые капитальные ресурсы. С учетом принятых в 1993 году изменений российский налог на добавленную стоимость можно определить как НДС, взимаемый с дохода (income type VAT ), а для предприятий сельского хозяйства был принят вариант налога с учетом основных фондов (capital goods VAT ), т.к. для указанной категории плательщиков вычет мог осуществляться единовременно с момента принятия активов на учет.

Другой мерой, также весьма усложняющей ведение учета на предприятии и контроль за уплатой налога, является порядок предоставления кредита по НДС на приобретенные товарно-материальныеценности (кроме капитальных) лишь в том случае, если их стоимость фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения.

В 1993 году были сокращены льготы по НДС. Фактически список товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога на добавленную стоимость, с этого времени не менялся вплоть до начала 1995 года.

С 1 января изменился порядок исчисления налога для предприятий, осуществляющих сезонную закупку сырья для отдельных отраслей, а также предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера. Сумма налога, полученная при реализации товаров стала уменьшаться на суммы налога, уплаченные поставщикам за приобретаемые товарно-материальные ресурсы.

С января 1993 года Госналогслужбой 157 были установлены новые сроки уплаты НДС - с этого момента налог подлежал уплате, как и ранее, в зависимости от объема среднемесячных налоговых обязательств плательщика, ежедекадно, ежемесячно или ежеквартально. Вместе с тем, были изменены даты уплаты налога, а авансовые платежи для предприятий со среднемесячными платежами НДС выше 300 тыс. руб. были заменены ежедекадными платежами исходя из фактических оборотов. Впоследствии порог налоговых обязательств для перехода на ежедекадные платежи был увеличен до 500 тыс. руб. 158 .

При ана-ли-зе ди-на-ми-ки по-ступ-ле-ний НДС в бюд-жет в 1993 году не-об-хо-ди-мо учи-ты-вать, что вы-со-кий уро-вень изъ-я-тий в на-ча-ле го-да объ-яс-ня-ет-ся тем, что в этот период продолжал поступать налог на добавленную стоимость по ставке 28%, при установленной с 1 января 1993 года ставке 20%, а также из-за введения порядка включения в налогооблагаемый оборот импортных товаров (кроме продуктов питания, оборудования для научных работ и медикаментов).

Произошедшие изменения в ставках и порядке обложении налогом на добавленную стоимость привели к резкому падению поступлений этого налога до 6,9% ВВП по сравнению с 11,1% ВВП в 1992 году. Тенденция к снижению поступлений НДС наблюдалась на протяжении всего 1993 года и была монотонной. В январе налог на добавленную стоимость составил 11,4% ВВП, в декабре - 5,8% ВВП, за первый квартал – 9,5% ВВП, за первое полугодие – 7,9% ВВП, за двенадцать месяцев – 6,9% ВВП. Доля НДС в налоговых поступлениях по итогам года также уменьшилась до 28,2% против 41,3% – в 1992 году.

1994 год. Порядок обложения и уплаты налога на добавленную стоимость в 1994 году претерпел дальнейшие изменения. Так, в частности, письмом ГНС в феврале из числа плательщиков НДС были полностью исключены физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ранее подобные субъекты являлись плательщиками налога в случае, если их годовая выручка превышала 500 тыс. руб.) 159 . Также этим документом с 24 до 6 месяцев был сокращен срок зачета сумм налога, уплаченных при приобретении основных средств и нематериальных активов.

В числе крупных изменений можно отметить расширение базы налога из-за включения в оборот, облагаемый НДС, всех средств, полученных от других предприятий (кроме вкладов в уставные фонды и средств, направляемых на осуществление совместной деятельности).

С 1 января был введен специальный налог для финансирования отдельных отраслей народного хозяйства, аналогичный НДС, по ставке 3%. Конкретные направления его расходования определяло Правительство. Упоминание о нем в связи с анализом НДС вызвано тем, что для многих целей специальный налог можно рассматривать просто как увеличение ставки НДС.

В феврале 1994 года были увеличены суммы среднемесячных налоговых обязательств по НДС, начиная с которых производятся ежемесячные и ежедекадные платежи, до 1 млн. руб. и до 3 млн. руб. соответственно 160 .

Указ “О фор-ми-ро-ва-нии ре-спуб-ли-кан-ско-го бюд-же-та Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции и вза-и-мо-от-но-ше-ни-ях с бюд-же-та-ми субъ-ек-тов Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции в 1994 го-ду” 161 установил со вто-ро-го квар-та-ла 1994 года ряд но-во-вве-де-ний. Были определены еди-ные нор-ма-ти-вы от-чис-ле-ний в бюд-же-ты субъ-ек-тов фе-де-ра-ции от на-ло-га на до-бав-лен-ную сто-имость на уров-не 25%. В со-ста-ве фе-де-раль-но-го бюд-же-та был организован фон-д фи-нан-со-вой под-дер-ж-ки ре-ги-о-нов в раз-ме-ре 22% от НДС, по-сту-па-ю-ще-го в ре-спуб-ли-кан-ский бюд-жет, и предусмотрены еди-ные пра-ви-ла оп-ре-де-ле-ния раз-ме-ров фи-нан-со-вой по-мо-щи ре-ги-о-нам.

Указом Президента РФ в августе 1994 года был определен механизм реализации продукции по ценам ниже себестоимости и порядок расчета НДС и налога на прибыль в случае обмена продукцией и безвозмездной передачи, а также установлены дополнительные штрафы за нарушение этого порядка 162 . В декабре правила определения цен для целей налогообложения в случае такой реализации были уточнены и формализованы 163 . В частности, было установлено, что отрицательная разница между НДС, уплаченным при приобретении сырья и материалов, и НДС, полученным при продаже продукции по цене ниже ее фактической себестоимости, возмещению из бюджета не подлежит.

Поступления налога на добавленную стоимость, включая спецналог, в 1994 году составили 6,8% ВВП (28,2% налоговых поступлений), тогда как за 1993 год – 6,9% ВВП. После снижения доходов от НДС в марте до 5,4% ВВП наблюдался постепенный рост до 7,8% ВВП в декабре. Доля НДС в общем объеме налоговых поступлений в течение года снизилась с 35% в январе до 27% в декабре.

1995 год. В марте 1995 года было принято совместное заявление Правительства и Центрального Банка РФ об экономической политике на 1995 год 164 . Среди прочих заявленных мер в области налогово-бюджетной политики было установлено, что Госналогслужба в 1995 предпримет меры по введению обязательного использования счетов-фактур в целях взимания НДС и переходу к определению налоговых обязательств по отгрузке. Несмотря на это, указанные меры в 1995 году в полном объеме реализованы не были, а обязательное введение уплаты НДС по счетам-фактурам осуществлено не было.

В начале 1995 года федеральным законом было предусмотрено снижение ставки специального налога, введенного Указом Президента РФ в конце 1993 года, с 3% до 1,5%, и отмена этого налога с 1 января 1996 года 165 .

Принятые Государственной Думой в январе 1994 года изменения в закон об НДС были отклонены впоследствии Советом Федерации. Совет Федерации возражал, во-первых, против отмены льготы по НДС на строительство жилья в независимости от источника финансирования и, во-вторых, против ограничения списка продовольственных товаров, на которые распространяется льгота по НДС, только основными продуктами питания.

После работы Согласительной комиссии Закон, в котором была отменена льгота на строительство жилья и дано право Правительству утвердить список продовольственных товаров, облагаемых по пониженной ставке 10%, был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом 166 . Действие налога начиналось с 1 апреля 1995 года. Теперь работы по строительству жилых домов, выполненные после 28 апреля 1995 года, облагались НДС в общеустановленном порядке, независимо от источника финансирования. С авансов, полученных по указанным работам до 28 апреля 1995 года, НДС не взимался.

Другая льгота по обложению продовольствия по пониженной ставке – была сильно сокращена. Отечественное продовольствие начало облагаться по стандартной ставке 20%, за исключением ограниченного набора продуктов. Список товаров, облагаемых по пониженной ставке, был утвержден только в июле,идо этого момента налог взимался по стандартной ставке. Импортное продовольствие стало облагаться наравне с отечественным.

Как уже упоминалось выше, начиная с 1995 года, был уточнен порядок определения цен реализации продукции в случае реализации по ценам не выше фактической себестоимости.

В январе 1995 года был отмечен рост поступлений НДС - до 9% ВВП. По нашему мнению, это не было связано с отмеченной выше отменой льгот по НДС. По-видимому, здесь сказалось взыскание недоимок по налогу, осуществленное в декабре месяце 1994 года, и другие переходящие с прошлого года поступления. Далее наблюдался значительный спал доходов от налога на добавленную стоимость и спецналога от 7,5% ВВП в феврале до 6,5% ВВП в июне. Несмотря на снижение объема поступлений НДС в период с февраля по июнь по сравнению с январем, поступления налога в первом полугодии выше (7,1% ВВП), чем в 1994 году (5,9% ВВП).

Во втором полугодии (за исключением июля и сентября) наблюдался дальнейший спад поступлений НДС. В итоге доходы от НДС и спецналога в 1995 году составили 6,7% ВВП, что на 0,1 п.п. ниже, чем в предыдущем периоде. Доля доходов от НДС в общем объеме налоговых доходов консолидированного бюджета составила 29,5%.

1996 год. Начиная с 1 января 1996 года, в соответствии с принятыми ранее нормативными актами, был отменен специальный налог для финансирования отдельных отраслей народного хозяйства.

Для получения кредита МВФ Российская Федерация в 1996 году взяла на себя обязательства, закрепленные в совместном заявлении Правительства и Центрального банка 167 . Как и в предыдущем году, указанный документ предполагал обязательный переход на метод счетов-фактур и расширение сферы применения этого метода во всех отраслях промышленности и сферы услуг.

Весной 1996 года были приняты поправки к закону об НДС 168 , среди положений которого содержалось подробное определение места реализации работ (услуг), чего не было в предыдущем варианте закона. Также среди существенных нововведений в порядке исчисления НДС следует отметить разрешение к вычету из суммы обязательств по налогу суммы налога, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов независимо от вида предприятия.

В конце 1995 года был принят федеральный закон, устанавливающий упрощенный порядок налогообложения для малых предприятий 169 . Указанный закон предусматривал для индивидуальных предпринимателей и организаций с предельной численностью работающих (включая филиалы и представительства) не более 15 человек право замены уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. В качестве базы для указанного налога предлагалось использовать валовой доход или выручку предприятия за отчетный период.

Также в 1996 году были приняты изменения в определении плательщиков, осуществляющих ежеквартальные платежи НДС в бюджет: согласно этим изменениям, отменялся верхний потолок среднемесячных налоговых обязательств для ежеквартальных платежей. Вместо этого вводилось понятие малого предприятия, на которое распространяется подобный порядок внесения НДС в бюджет, и даны критерии для определения статуса малого предприятия 170 .

Поступления налога на добавленную стоимость в течение первых десяти месяцев были ниже поступлений 1995 года и колебались на уровне 5-6% ВВП, однако в ноябре-декабре произошел резкий рост доходов от НДС до 7,4% ВВП и 13,1% ВВП, соответственно. В итоге общий объем доходов от НДС в 1996 году остался на уровне 1995 года и составил 6,8% ВВП (доля в налоговых доходах – 31,4%).

1997 год. В мае 1996 года был подписан президентский указ, устанавливающий с 1 января 1997 года обязательное составление плательщиками НДС счетов-фактур в двух экземплярах 171 . Во исполнение этого документа было принято постановление правительства 172 , утверждающие правила составления и учета счетов-фактур при расчетах налога на добавленную стоимость. Таким образом, основным изменением порядка исчисления и уплаты НДС в 1997 году стало введение механизма расчетов по налогу с использованием счетов-фактур. Министерством юстиции Российской Федерации не было зарегистрировано совместное письмо Минфина России и Госналогслужбы России от 25.12.96 №ВЗ-6-03/890; 109 "О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость с 1 января 1997 года", которым предусматривался упрощенный, по сравнению с установленным ранее постановлением правительства, порядок оформления этих документов. Поэтому Минфином РФ и Госналогслужбой РФ установлены некоторые правила оформления счетов-фактур, учитывающие отраслевые особенности. В частности, особые правила оформления установлены для реализации электро- и теплоэнергии, транспортировки нефти (учитывающие непрерывность этих процессов), услуг предприятий связи (учитывающие применение типовых тарифов), услуг ЖКХ, банковских услуг, носящих долговременный договорный характер и др.

В соответствии с Федеральным законом от 28.04.97 N 73-ФЗ "О внесении изменений в Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость" начиная с 30.04.97 (дата вступления в силу указанного федерального закона) не взимается НДС в отношении ввозимых на территорию РФ закупленных за счет средств бюджетов всех уровней специально оборудованных транспортных средств для нужд медицинской скорой помощи, пожарной охраны, органов внутренних дел, а также специальных приборов и оборудования для оснащения этих специальных транспортных средств при их производстве.

В конце 1997 года были приняты изменения в инструкцию ГНС о налоге на добавленную стоимость 173 , в соответствии с которыми был ужесточен порядок возмещения сумм налога, уплаченных при производстве экспортной продукции или услуг. В частности, было установлено, что возврат указанных сумм, кроме случаев 100% предоплаты экспортируемых товаров, производится только после документального подтверждения реального экспорта товаров (приказом утверждается список необходимых документов). Также приказ ГНС предусматривает, что если по истечении 180 дней после даты выпуска региональными таможенными органами товаров в режиме экспорта реальный экспорт товаров или услуг документально не подтвержден, реализованные товары или оказанные услуги не должны рассматриваться в льготном режиме и подлежат обложению НДС.

Для 1997 года характерны существенные колебания поступлений НДС в государственный бюджет: от 3,1% ВВП в июне до 13,4 - в декабре, но в целом за год доходы от НДС оставались на уровне предыдущих лет (6,7% ВВП). Доля НДС в налоговых доходах консолидированного бюджета составила 30%.

1998 год. В начале 1998 года было принято правительственное решение 174 об изменении порядка выпуска и учета счетов-фактур. В целях борьбы с выпуском ложных счетов-фактур, было запрещено размножение и передача пронумерованных незаполненных бланков счетов-фактур другим организациям, а также филиалам, отделениям и другим обособленным подразделениям организаций, самостоятельно реализующим товары (работы, услуги), или физическим лицам. Необходимо отметить, что ранее такого положения порядок ведения журналов счетов-фактур не содержал.

В июле 1998 года в рамках кампании по мобилизации дополнительных государственных доходов было принято правительственное постановление 175 , фактически вводящее уплату НДС по методу начислений, а также был значительно сокращен список товаров, к которым применяется 10% ставка НДС 176 . Позднее, в октябре того же года, Верховный Суд РФ в решении по искам Администрации Самарской области и АОЗТ "Компания "Профиль"" 177 установил, что указанное постановление "изменяет одно из существенных налоговых обязательств, которое допустимо лишь федеральным законом", и признал постановление правительства незаконным и не подлежащим применению. В итоге, документ, вводящий метод начислений для уплаты НДС, был отменен правительственным постановлением от 9 декабря 1998 года 178 . Также был расширен и список продовольственных товаров, подлежащих обложению НДС по ставке 10% 179 .

В августе 1998 года Госналогслужбой РФ было утверждено положение, регламентирующее порядок уплаты налога на добавленную стоимость предприятиями алюминиевой промышленности при использовании схем внешнего толлинга 180 . Указанное положение устанавливало применение льготного режима налогообложения экспортируемого алюминия только после документального подтверждения реального экспорта согласно инструкции о порядке уплаты НДС.

Поступления налога на добавленную стоимость в 1998 году были ниже обычного уровня: кроме апреля и июля доля доходов от НДС в ВВП не превысила 6%. Особенно резкий спад был отмечен в августе-сентябре, когда доходы от НДС составили 3,8% ВВП. Однако к концу года наметился рост поступлений НДС как в абсолютном, так и в относительном выражении: в декабре поступления НДС в консолидированный бюджет составили 9% ВВП, а доля доходов от НДС в общем объеме налоговых доходов увеличилась до 31%. В итоге доходы консолидированного бюджета РФ от налога на добавленную стоимость по итогам 1998 года составили 5,7% ВВП, что на 1% ВВП ниже, чем за предыдущие годы.

1999 год. Одним из важнейших приоритетов деятельности правительства Е.М.Примакова являлось проведение налоговой реформы. Пакет мер в области налоговой политики, подготовленный специалистами Государственной налоговой службы, был одобрен Правительством и представлен на утверждение в парламент страны. Предлагаемые меры в области налога на добавленную стоимость касались прежде всего снижения его ставки до 15% (а в перспективе – до 10%), полного зачисления доходов от налога в федеральный бюджет, отмены некоторых льгот (по строительству жилых домов и договорным НИОКР), а также введения положения о возмещении уплаченных сумм НДС только в пределах фактически отнесенных на издержки производства товаров (работ, услуг).

Однако в процессе обсуждения законопроекта в Федеральном Собрании большинство из предлагаемых изменений не нашло поддержки, и в итоге было одобрено лишь изменение пропорций распределения поступлений налога между федеральным и региональными бюджетами (начиная с апреля 1999 года, в федеральный бюджет зачисляется 85% поступлений налога на территории региона), а также некоторые изменения, связанные с налогообложением иностранных экономических субъектов. Позже, в мае 1999 года, в законодательство России о налоге на добавленную стоимость были внесены изменения, связанные с принятием закона "О соглашениях о разделе продукции".

Второй этап реформирования налога на добавленную стоимость в 1999 году пришелся на конец года, когда в составе бюджетного пакета на 2000 год Правительство представило в Государственную Думу законопроект о внесении изменений и дополнений в закон РФ о налоге на добавленную стоимость, который был одобрен с некоторыми изменениями в декабре и вступил в силу с 1 января 2000 года 181 .

Среди наиболее важных изменений порядка исчисления и уплаты НДС, введенных этим законом, следует отметить следующие:

Сумма налога, уплаченная при осуществлении капитального строительства, подлежит возмещению в момент ввода объектов в эксплуатацию;

Из облагаемого оборота по налогу на добавленную стоимость были исключены авансовые платежи, полученные экспортерами в счет поставки товаров (услуг), освобожденных от уплаты налога, длительность производственного цикла по которым превышает 6 месяцев;

Облагаемый оборот предприятий розничной торговли и общественного питания стал определяться как стоимость реализуемого товара без учета налога на добавленную стоимость;

Начиная с 2000 года, при оплате приобретаемых товаров (работ, услуг) с использованием векселей налогоплательщик имеет право за кредит по уплаченному налогу только после оплаты векселя денежными средствами;

В законодательном порядке определены обязанности налогоплательщиков по оформлению счетов-фактур, ведению книг продаж, покупок и учета счетов-фактур;

В законодательном порядке утверждены перечни продовольственных товаров и товаров для детей, которые облагаются по ставке 10%.

Следует также отметить, что сумма доходов консолидированного бюджета от налога на добавленную стоимость по итогам 1999 года возросла до 6,4% ВВП, что находится на уровне среднегодовых показателей поступлений указанного налога в 1994-1997 гг.

Определение

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это на прибавочную (добавленную) стоимость, возникающую в процессе создания товаров, работ, услуг. Налог уплачивается по мере реализации произведенной продукции (выполнения работ, оказания услуг) или получения предварительной оплаты от покупателя. Исчисление и уплата налога регламентированы главой 21 Налогового кодекса РФ.

Плательщики НДС, ставка налога

Плательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

В настоящее время основная ставка НДС в Российской Федерации составляет 18%. Однако для некоторых продовольственных товаров, товаров для детей действует пониженная ставка 10%, а для экспортируемых товаров фактически отсутствует - ставка 0% (при этом не следует смешивать понятия "освобождение от налога" и "обложение по ставке 0% - это разные случаи).

Расчет налога

Особенности исчисления НДС

Налог на добавленную стоимость – один из самых трудных для расчета и сложных для государственного администрирования налогов. Связано это с тем, что НДС – косвенный налог. Это значит, что его уплачивает организация за счет средств, которые получает от покупателя (НДС включается в цену товара). Более того, чтобы исключить двойное обложение добавленной стоимости, покупатели сырья, материалов, услуг, предъявляет уплаченный в составе покупной цены налог к вычету. А уже после создания и реализации своего продукта вновь исчисляют НДС и удерживают его с покупателя. В итоге, конечным плательщиком всей суммы НДС становится конечный покупатель – обычно это граждане РФ. А в случае с экспортом товаров за пределы России (Таможенного союза), НДС не платит никто, уже уплаченный налог возвращается организациям-продавцам после специальной процедуры документального подтверждения факта экспорта.

Процесс исчисления налога усложняется льготами и различными ставками. Несмотря огромную экономическую важность налога, сложность его исчисления и уплаты/возмещения делает НДС одним из самых "криминальных" и проблемных для бухгалтера налогов – его незаконно возмещают из бюджета фирмы-однодневки, а бухгалтерам добропорядочных предприятий приходится доказывать право на получение вычета.

НДС не является изобретением российской налоговой системы. Налог на добавленную стоимость существует в большинстве развитых стран мира, различаются только ставки налога (в РФ – одна из самых низких).

Подробней о налоге на добавленную стоимость, правилах его расчета, составления декларации читайте статьи в рубрике " ".


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Налог на добавленную стоимость (НДС): подробности для бухгалтера

  • Налог на добавленную стоимость: раздельный учет

    Вопрос – в статье. Главой 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ установлен порядок исчисления...

  • НДС в 2018 году: разъяснения Минфина России

    Товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость. Поэтому суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные по указанным товарам... осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при его приобретении... вышеуказанных операциях, облагаемых налогом на добавленную стоимость. Поэтому принимать к вычету налог на добавленную стоимость, предъявленный продавцом таких...

  • Обзор писем Министерства финансов РФ за декабрь 2018 года

    ... (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость. Поэтому суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные по указанным товарам... реализации алюминия вторичного подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость, суммы этого налога, предъявленные... не являющимся индивидуальными предпринимателями, налог на добавленную стоимость уплачивается в бюджет в общеустановленном... металлов. Учитывая изложенное, налогообложение налогом на добавленную стоимость операций по реализации указанных...

  • Обзор писем Министерства финансов РФ за сентябрь 2018 года

    Упрощенную систему налогообложения, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. Письмо от 7 сентября 2018 ... многоквартирного дома, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость только в случае, если такие... органе, облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. При этом суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные указанным... , то обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в отношении оказываемых иностранной организацией...

  • Обзор писем Министерства финансов РФ за октябрь 2018 года

    Уполномоченными осуществлять такую реализацию, налог на добавленную стоимость подлежит уплате в общеустановленном порядке... организации обязанности налогового агента по налогу на добавленную стоимость у этой российской организации... Федерации, данной российской организации уплачивать налог на добавленную стоимость не требуется. Письмо от... операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при его приобретении...

  • Обзор писем Министерства финансов РФ за январь 2019 года

    Организациями, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость. Письмо от 17 января... привлечением третьих лиц, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговым ставкам... такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации. Письмо... покупателю налоговая база по налогу на добавленную стоимость повторно продавцом не определяется. ... 3788 Принятие к вычету налога на добавленную стоимость, предъявленного арендодателю в...

  • Обзор писем Министерства финансов РФ за ноябрь 2018 года

    Правомерность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость и освобождение от уплаты акциза... данной российской организации уплачивать налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента не... юридическими лицами, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость. Письмо от 23 ноября... участок налоговую базу по налогу на добавленную стоимость следует определять как стоимость... -07/86263 Освобождение от налога на добавленную стоимость при реализации принадлежностей к...

  • НДС в 2017 году. Разъяснения Минфина России

    Налоговую базу по налогу на добавленную стоимость при исчислении и уплате налога на добавленную стоимость в качестве налогового... качестве подарков, являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные организацией при приобретении... уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость. При этом указанная сумма налога на добавленную стоимость подлежит уплате в...

  • ТОП-10 разъяснений Минфина России по НДС в 2018

    Товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость. Поэтому суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные по указанным товарам... учредителям дивидендов является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Письма от 30 марта... в Фонд социального страхования, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами этих товаров, вычету... имущества возникает обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. Одновременно сообщаем...

  • Что будет, если "упрощенец" выставит счет-фактуру?

    Налога на добавленную стоимость и не должны выставлять счета-фактуры с выделением сумм налога на добавленную стоимость... применением упрощенной системы налогообложения, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиками - покупателями товаров, ... - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налоговыми агентами при приобретении... осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом в соответствии...

  • Обзор писем Министерства финансов РФ за август 2018

    Агентом, исчисляющим и уплачивающим налог на добавленную стоимость, признается субагент, осуществляющий расчеты... налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации и облагаются налогом на добавленную стоимость в... налогу на добавленную стоимость у такой российской организации не возникает. При этом налогообложение налогом на добавленную стоимость... обоснованность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость комитентом подтверждена, иностранная валюта...

  • Обзор писем Министерства Финансов РФ за март 2018 года

    Налогом на добавленную стоимость. В связи с этим данные операции подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость... маршрутного), освобождаемых от обложения налогом на добавленную стоимость, плата концедента по концессионному... по налогу на добавленную стоимость у концессионера не включается. При этом суммы налога на добавленную стоимость по... операциях, облагаемых налогом на добавленную стоимость. Поэтому принимать к вычету налог на добавленную стоимость, предъявленный продавцом...

  • Обзор писем Министерства Финансов РФ за февраль 2018 года

    Являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации... налога на добавленную стоимость, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг) лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость... налога на добавленную стоимость. В случае непредставления указанных документов в установленный 180-дневный срок налог на добавленную стоимость... освобождение от обязанности уплаты налога на добавленную стоимость, положения Конвенции между...

  • Обзор писем Министерства финансов РФ за июль 2018

    Налога на добавленную стоимость при возврате товаров физическими лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, ... суммы налога на добавленную стоимость, выставленных (оформленных) продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, ... предусматривается освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации слитков... возникает обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. Одновременно...

  • Обзор писем Министерства Финансов РФ за май 2018 года

    Выставляет покупатель, являющийся налогоплательщиком налога на добавленную стоимость. В случае если при реализации... , освобождаемой от налогообложения налогом на добавленную стоимость, то данные услуги налогом на добавленную стоимость не облагаются. В... режим налогообложения, признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость начиная с того отчетного (... подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в порядке, установленном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" НК...

Доходы бюджета. Оживление производства, улучшение финансового положения предприятий, сокращение налоговых неплатежей вызвали рост налоговых поступлений, перевыполнение показателей Закона о бюджете 1999 года по доходам и обеспечение его выполнения практически полностью в денежной форме (по данным МНС менее 5% поступлений в федеральный бюджет обеспечено в 1999 году за счет целевого финансирования).

Благополучная ситуация с исполнением федерального бюджета в значительной степени объясняется перераспределением налоговых доходов от региональных бюджетов в пользу федерального. С 1 апреля 1999 года в бюджеты субъектов Российской Федерации вместо 25% зачисляется 15% доходов от налога на добавленную стоимость, поступающего с территории региона . Начиная с той же даты, поступления подоходного налога в части, взимаемой по ставке 3%, зачисляются в федеральный бюджет, а федеральная и региональная ставки налога на прибыль были снижены с 13% до 11% и с 22% до 19%, соответственно . Таким образом, изменение баланса распределения доходов основных федеральных налогов сложилось не в пользу региональных бюджетов – доли отчисления поступлений НДС и подоходного налога в бюджеты регионов снизились, а пропорция распределения налога на прибыль при условии установления максимальной региональной ставки сохранилась на прежнем уровне.

Налоговые доходы консолидированного бюджета за 1999 год составили 22,2% ВВП, что на 1,9% ВВП превышает значение 1998 года и соответствует уровню 1997 года. Общие доходы федерального и региональных бюджетов составили за 1999 год 26,6% ВВП, что на 2,1% ВВП больше, чем в 1998 году и равно уровню 1997 года. В то же время доходы федерального бюджета увеличились за 1999 год по сравнению с 1998 годом на 2,3 ВВП, а по сравнению с 1997 годом – на 1,1% ВВП. В результате, если доля федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета в 1997 году составляла 47,0%, в 1998 году - 46,1%, то в 1999 году эта доля увеличилась до 51,2%.

Серьезное положительное воздействие на исполнение текущих налоговых обязательств перед бюджетом сыграло практически полное прекращение практики зачетов на федеральном уровне, обусловленное вступлением в силу Общей части Налогового Кодекса, согласно положениям которого установлено, что налоги являются исключительно денежными платежами, а также некоторое уменьшение масштабов зачетов на региональном и местном уровне.

Помесячная динамика налоговых поступлений, динамика недоимки и оценка обязательств по уплате налогов (сумма налоговых поступлений и прироста недоимки за месяц) в федеральный и консолидированный бюджет представлены на рис. 22. Здесь видно, что месячные объемы налоговых сборов и обязательств по уплате налогов как в федеральный, так и в консолидированный бюджет на протяжении всего 1999 года, несмотря на сезонные колебания (снижение в начале года, рост в апреле, когда происходят расчеты по итогам прошлого года), имели тенденцию к росту (снижение налоговых поступлений в сентябре в значительной степени определяется уменьшением поступлений налогов на внешнюю торговлю, см. рис. 21).

Рис. 21. Зависимость снижения налоговых поступлений от внешней торговли (увеличить изображение)

В результате изменения динамики макроэкономических параметров произошло достаточно серьезное изменение структуры налоговых поступлений в консолидированный бюджет (см. табл. 7). Несмотря на снижение ставки налога на прибыль с 35% до 30% доля этого налога существенно увеличилась: с 14,7% доходов бюджета в 1998 году до 22% в 1999 году. На один процентный пункт уменьшилась доля подоходного налога, на 2,7 п.п. снизилась доля акцизов. Одновременно на 0,5 п.п. увеличилась доля поступлений НДС и на 1,8 пункта увеличились поступления налогов на внешнюю торговлю.

Таблица 7. Структура налоговых доходов консолидированного бюджета в 1998 - 1999 годах, в %

1998

VIII

Налог на прибыль

17,7

12,1

12,3

15,3

17,3

19,3

20,2

19,9

20,9

21,2

20,8

21,7

22,0

13,1

12,2

13,1

13,0

12,5

12,1

12,0

12,1

11,9

11,9

11,8

11,6

11,7

28,8

36,1

33,8

31,1

29,8

28,4

28,0

28,7

28,1

28,4

29,0

28,5

28,6

Акцизы по товарам и отдельным видам минерального сырья

12,5

19,6

17,6

16,5

14,9

13,7

12,7

11,8

11,4

11,2

11,1

10,6

10,8

Налог с продаж

Налоги на имущество

Налоги на внешнеэкономическую деятельность

ИТОГО НАЛОГОВ И ПЛАТЕЖЕЙ

Таблица 8. Налоговые поступления в консолидированный бюджет в 1998 и 1999 годах (в % ВВП)

1998

1999

VIII

VIII

ВСЕГО

15,1

15,5

16,4

19,9

19,6

19,0

18,9

18,4

17,7

17,4

17,5

19,3

16,0

17,1

18,7

20,0

20,2

18,8

18,9

19,0

18,8

18,6

19,1

19,7

в том числе:

Промышленность, в т. ч.:

Электроэнергетика

Топливная промышленность

черная и цветная металлургия

легкая промышленность

пищевая промышленность

Сельское хозяйство

Транспорт

Связь

Строительство

Финансы, кредит

Таблица 9. Отраслевая структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет в 1998 и 1999 годах, в %

1998

1999

VIII

VIII

ВСЕГО

в том числе:

Промышленность, в т.ч.:

34,5

39,1

39,6

40,5

40,9

40,5

39,6

40,3

40,8

41,3

41,5

41,0

33,0

37,9

39,0

39,6

41,3

42,4

42,5

43,1

43,9

44,2

45,2

45,2

Электроэнергетика

Топливная промышленность

12,1

11,7

12,1

12,2

11,1

10,6

12,3

11,5

11,9

12,0

11,7

10,3

11,0

11,0

11,4

12,2

12,8

14,0

14,4

Черная и цветная металлургия

Легкая промышленность

Пищевая промышленность

Сельское хозяйство

Транспорт

16,0

16,2

16,1

15,9

16,2

15,9

15,8

15,5

15,4

15,0

15,1

14,6

21,3

20,0

18,5

17,6

17,1

17,0

16,5

16,0

16,0

15,5

15,0

15,2

Связь

Строительство

Финансы, кредит

В 1999 году по сравнению с 1998 произошел некоторый рост (примерно на 1 п.п. ВВП) налогов, взимаемых с отраслей промышленности. Среди промышленных отраслей наибольший рост отмечается в топливной промышленности (на 0,6 п.п. ВВП по сравнению с 1998 годом). В цветной металлургии и пищевой промышленности рост поступлений налогов составил в 1999 году 0,4 п.п. ВВП и 0,2 п.п. ВВП, соответственно. В то же время налоговые поступления от предприятий электроэнергетики несколько сократились (на 0,3 п.п. ВВП). Среди прочих отраслей экономики: в связи, строительстве и финансах – наблюдалось сокращение налоговых доходов, в совокупности приведшее к падению равному порядка 2 п.п. ВВП. В 1999 году удалось несколько затормозить рост недоимки по налогам (см. рис. 22).

Рис.22. Снижение темпов роста недоимки по налогам в 1999 г. (увеличить изображение)

Рис.23. Рост реальных налоговых доходов консолидированного бюджета к ноябрю 1999 г. (увеличить изображение)

В феврале, марте и октябре 1999 года происходило абсолютное снижение накопленного объема недоимки. В реальном исчислении за прошедший год недоимка в федеральный бюджет уменьшилась на 9,2%, в консолидированный – на 18,1% .

1996

1997

1998

1999

Реальная задолженность в федеральный бюджет в % от предыдущего года

193%

132%

Реальная задолженность в консолидированный бюджет в % от предыдущего года

182%

136%

Прирост недоимки в федеральный бюджет в 1999 году в процентах ВВП соответствующего периода в 2,3 раза ниже, чем в 1998 году, прирост недоимки в консолидированный бюджет – в 4,1 раза ниже, аналогичную динамику имеет показатель приростов недоимки в реальном исчислении.

1996

1997

1998

1999

Прирост задолженности в федеральный бюджет в % ВВП

1,1%

1,3%

2,1%

0,9%

Прирост задолженности в консолидированный бюджет в % ВВП

3,0%

2,4%

2,9%

0,7%

Повышение уровня собираемости налогов отчасти связано с улучшением финансового положения предприятий и увеличением доли денежных расчетов. Следует отметить, что отсутствие четкого понижающегося тренда реальных приростов объема недоимки, который мог бы свидетельствовать о последовательном ужесточении позиции государства по отношению к недоимщикам, а также определенная независимость динамики недоимки от макроэкономических параметров может быть объяснена использованием налоговыми органами дискреционной политики, в частности, такого инструмента, как индивидуальные налоговые соглашения, применявшиеся в отношении крупных налогоплательщиков

Налоговые поступления на 28,2% превысили показатели плана на 1999 год. При этом поступления от налога на прибыль были перевыполнены на 126,6%, НДС – на 54,6%, платежи за использование природных ресурсов – на 10,6%. Недовыполнение по сравнению с Законом о бюджете на 1999 год было зафиксировано по подоходному налогу (на 20,6%), по акцизам (на 6,8%), налогам на внешнеэкономическую деятельность (на 5%) (см. табл. 10).

Таблица 10. Исполнение федерального бюджета

Исполнение бюджета в 1999 году в % ВВП

Исполнение бюджета в 1998 году в % ВВП

Закон о бюджете на 1999 год

Исполнение бюджета 1999 года в % от закона

В % от запланированного ВВП

В % от фактического ВВП

ДОХОДЫ

Налог на прибыль

1,8%

1,3%

0,9%

0,8%

226,6%

Подоходный налог с физических лиц

0,4%

0,0%

0,6%

0,6%

79,4%

Налог на добавленную стоимость

4,9%

3,9%

3,6%

3,2%

154,6%

Акцизы по подакцизным товарам и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории РФ

1,8%

2,0%

2,2%

1,9%

93,2%

Платежи за использование природных ресурсов

0,2%

0,1%

0,2%

0,2%

110,6%

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

1,9%

1,4%

2,3%

2,0%

95,0%

Прочие налоги, сборы и пошлины

0,2%

0,2%

0,2%

0,1%

150,1%

ИТОГО НАЛОГОВ И ПЛАТЕЖЕЙ

11,4%

8,8%

10,0%

8,9%

128,2%

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

Доходы от государственной собственности или от деятельности

0,2%

0,2%

0,2%

0,2%

85,6%

Доходы от внешнеэкономической деятельности

0,8%

0,6%

0,6%

0,5%

149,0%

Доходы целевых бюджетных фондов

1,1%

0,9%

1,0%

0,9%

123,9%

ИТОГО НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ

2,3%

2,5%

0,8%

0,7%

309,6%

ВСЕГО ДОХОДОВ

13,7%

11,3%

11,8%

10,5%

129,1%

РАСХОДЫ

1.Государственное управление

0,3%

0,4%

0,3%

0,3%

107,9%

2.Национальная оборона

2,6%

2,1%

2,3%

2,1%

123,9%

3.Международная деятельность

1,3%

0,3%

0,9%

0,8%

158,7%

4.Правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности и судебная власть

1,3%

1,3%

1,4%

1,2%

107,6%

5.Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу

0,2%

0,2%

0,3%

0,3%

96,2%

6. Государственные услуги народному хозяйству, в т.ч.:

0,8%

0,9%

0,9%

0,8%

106,2%

6.1.Промышленность, энергетика и строительство

0,4%

0,4%

0,4%

0,3%

116,0%

6.2.Сельское хозяйство и рыболовство

0,2%

0,1%

0,2%

0,2%

97,7%

6.3.Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия

0,1%

0,1%

0,1%

0,1%

99,7%

6.4.Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

104,4%

6.5.Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий

0,2%

0,2%

0,2%

0,2%

100,4%

7. Социальные услуги

1,9%

2,1%

2,0%

1,7%

108,9%

7.1.Образование

0,5%

0,5%

0,5%

0,5%

100,4%

7.2.Культура и искусство

0,1%

0,0%

0,1%

0,1%

93,9%

7.3.Средства массовой информации

0,0%

0,0%

0,1%

0,0%

95,9%

7.4.Здравоохранение и физическая культура

0,2%

0,2%

0,3%

0,2%

99,0%

7.5.Социальная политика

1,1%

1,4%

1,0%

0,9%

117,3%

8. Расходы целевых бюджетных фондов

1,3%

0,9%

1,1%

1,0%

136,9%

9.Обслуживание государственного долга

3,6%

4,0%

4,2%

3,7%

97,4%

Внутренний долг

1,7%

1,5%

Внешний долг

2,5%

2,2%

10.Финансовая помощь другим уровням власти

1,3%

1,6%

1,1%

1,0%

131,5%

ИТОГО РАСХОДОВ

15,0%

14,5%

14,4%

12,8%

117,8%

ПРЕВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ НАД РАСХОДАМИ И ССУДАМИ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЙ

1,2%

3,2%

2,5%

2,3%

52,2%

Доходы федерального бюджета составили 611,7 млрд. рублей или 13,7% ВВП, что на 2,3 п.п. больше, нежели в 1998 году. При этом превышение прошлогоднего уровня по налоговым доходам было еще более значительным – на 2,6 п.п. Основной прирост был отмечен по НДС (на 1 п.п.). По налогу на прибыль и налогам на внешнюю торговлю прирост был менее значительным (по 0,5 п.п.) Установление отчислений в федеральный бюджет по подоходному налогу способствовало пополнению доходной части федерального бюджета на 0,4 % ВВП. Лишь уровень поступления акцизов снизился на 0,2 п.п.

Расходы бюджета. Номинальные расходы федерального бюджета превысили утвержденные законом цифры на 17,8% и составили 664,7 млрд. рублей (14,8% ВВП). Дефицит бюджета сократился до 52,9 млрд. рублей (1,2% ВВП против 2,5% ВВП согласно закону о бюджете). Непроцентные расходы бюджета достигли 514,6 млрд. рублей 11,4% ВВП. По сравнению с 1997 годом расходы федерального бюджета сократились на 1 п.п., а по сравнению с 1998 годом – увеличились на 0,3 п.п. Непроцентные расходы по сравнению с 1997 годом уменьшились на 2,9 п.п., по сравнению с 1998 годом – увеличились на 0,8 п.п. При этом увеличились расходы на оборону – на 0,5п.п., а социальные расходы сократились на 0,2 п.п.

По сравнению с показателем, зафиксированным в Законе о бюджете на 1999 год, расходная часть была перевыполнена на 17,8%. Основными статьями расходов, по которым было отмечено превышение запланированных показателей являются расходы на международную деятельность (58,7%), на финансовая помощь нижестоящим уровням власти (31,5%) и расходы на оборону (23,9%). По группе социальных расходов исполнение превысило показатели Закона о бюджете на 8,9%, причем наибольшее превышение отмечается по статье "Социальная политика" (17,7%), государственные услуги народному хозяйству перевыполнены на 6,2%, в том числе расходы на промышленность на 16,0%. В то же время расходы на обслуживание государственного долга были профинансированы в объеме меньшем запланированного на 2,5%.

Таким образом, можно отметить существенную десоциализацию российского бюджета вследствие отсутствия систематической индексации в период резкого ускорения инфляционных процессов после августовского кризиса 1998 года.

Исполнение консолидированного бюджета России демонстрирует несколько другие тенденции. Произошло достаточно серьезное сокращение расходов за счет региональных бюджетов. Расходы консолидированного бюджета составили 27,8% ВВП, что на 0,4 п.п. ВВП меньше, чем в 1998 году и на 2,7 п.п. ВВП меньше, чем в 1997 году. Непроцентные расходы незначительно увеличились по сравнению с 1998 годом (на 0,1 п.п. ВВП) и сократились по сравнению с 1997 годом (на 4,4 п.п. ВВП), социальные расходы сократились на 0,8 п.п. ВВП по сравнению с 1998 годом и на 1,7 п.п. ВВП по сравнению с 1997 годом.

При рассмотрении данных в неизменных ценах ситуация представляется аналогичной. Доходы консолидированного бюджета в сопоставимых ценах увеличились на 17% по сравнению с 1998 годом (в том числе налоговые на 21%) и сократились на 34% по сравнению с 1997 (в том числе налоговые - на 25%). Реальные расходы консолидированного бюджета сократились по сравнению с 1997 годом на 31% (в том числе непроцентные – на 37%), по сравнению с 1998 годом – увеличились на 13% (в том числе непроцентные - на 13%).

Проблема кредиторской задолженности бюджетов разного уровня в прошедшем году несколько потеряла свою остроту в связи с общим перевыполнением запланированных показателей. В то же время, учитывая тот факт, что за предыдущие годы накопленная кредиторская задолженность представляет собой довольно существенную сумму (на 1 января 1999 года, по данным Минфина , полученным в результате инвентаризации кредиторской задолженности федерального бюджета, ее объем составлял 92,6 млрд. рублей, а задолженность бюджетов субъектов Федерации только за 1998 год составила 85,7 млрд. рублей) говорить о полном ее погашении не приходится.

См. п.2. ст.1. Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"" №62-ФЗ от 31 марта 1999 года

Обязательства по уплате налогов в текущем периоде равны сумме налоговых поступлений в текущем периоде по обязательствам текущего периода, то есть налогов, уплаченных в срок, и прироста недоимки по обязательствам текущего периода: (верхний индекс у переменных – период возникновения обязательств, нижний – период уплаты налогов или изменений недоимки по этим обязательствам). Налоговые поступления в текущем месяце по обязательствам текущего месяца равны разности суммарных поступлений текущего месяца и налоговых поступлений, соответствующих оплате обязательств за предыдущие месяцы: . Погашение налогов, уплаченных не в срок, в текущем периоде есть сокращение недоимки: Фактически статистика поступлений включает в себя помимо погашения обязательств по налогам еще и уплаченные штрафы и пени, которые здесь не учитывается. С учетом того, что полный прирост недоимки в текущем месяце равен сумме прироста недоимки по обязательствам текущего месяца и изменения (сокращения) недоимки за счет уплаты по обязательствам предыдущих месяцев, получаем:

Как и в случае неплатежей, данный показатель отражает реальную величину отягощенности предприятий долгами перед государством.

Впервые о потенциальной возможности взимания косвенного налога заговорили в Германии, а непосредственным инициатором подобных изменений стал Вильгельм фон Сименс. В 1919 году его компания понесла колоссальные убытки, поэтому фон Сименс хотел реформировать налоговую систему с целью перекладывания бремени выплат на потребителей. Но вскоре владелец крупной транснациональной корпорации умер, а идея внедрения системы НДС на время была забыта.

Мысль о введении косвенного налога возродилась во Франции в 1954 году, когда финансист Морис Лоре предложил правительству страны схему налогообложения, в которой она функционирует ныне. После недолгого обсуждения было принято решение "обкатки" схемы взимания налога на французской колонии, а именно, в Кот-д’Ивуаре. Финансовый эксперимент имел значительный успех, поэтому Директивой Совета ЕЭС в 1967 году НДС был признан главным косвенным налогом Европы.

Сегодня НДС взимается в 137 странах, причем ставки в государствах существенно различаются. К примеру, наиболее высокая ставка в Норвегии, Дании, Швеции, поскольку она составляет 25%. В Великобритании, Австрии, Болгарии, на Украине стандартная ставка равняется 20%, в Германии, на Кипре - 19%, во Вьетнаме, в Ливане - 10%. В Соединенных Штатах Америки НДС отсутствует, а вместо него функционирует налог с продаж. Он взимается магазином с покупателя в пользу штата, в котором был приобретен товар. В каждом конкретном штате процентная ставка разная: она варьируется в диапазоне 3-15%. Также НДС не взимается в Макао, в Гонконге.

НДС в России

В СССР в 1930-1932 гг. начал функционировать налог, взимаемый с оборота. Он вводился на некоторые виды продукции (табачные изделия, товары длительного пользования) и обеспечивал весомую долю доходов бюджета Советского Союза. Конечно, данный налог мог существовать в условиях жесткого регулирования цен государством, поэтому в 80-х годах по причине прогрессирования рыночных отношений его ограниченность стала очевидной.

В 1990 г. система налогообложения претерпела изменения, потому что был введен налог с продаж. Но хоть он и в большей степени соответствовал условиям хозяйствования, однако весь спектр не охватывал. А это значит, что налог, взимаемый в момент приобретения товара либо услуги, также имел ограниченную сферу действия.

В 1992 году вышеперечисленные налоги были заменены на НДС. Порядок его исчисления и уплаты изначально определялся законом "О налоге на добавленную стоимость", а с 2001 года он регулируется главой 21 Налогового кодекса. Наибольшая ставка НДС в России с даты его введения составляла 28%, но потом она была снижена до 20%. Сегодня размер НДС составляет 18%. Кроме того, действуют пониженные 10-процентные ставки: речь идет о продаже медицинских и детских товаров, печатных изданий, книжной продукции, носящей образовательный характер. Кстати, для экспортируемых товаров ставка НДС составляет 0%.

В России налоговый учет ведется с использованием счета-фактуры. Формат данного бланка имеет установленную форму, а порядок его заполнения строго регламентирован. На основании счетов-фактур формируется Книга покупок, а базисом для Книги продаж считаются выданные счета-фактуры. Важным изменением, коснувшимся отчетности, является сдача декларации по НДС в электронном виде. Такое новшество разработано с целью масштабной борьбы с фирмами-однодневками.

А все ли платят косвенный налог? Плательщиками НДС признаются различные организации и частные предприниматели, работающие по обычной системе налогообложения. Плюс ко всему, существует особый вид режима, основной ориентацией которого является снижение налоговой нагрузки на владельцев среднего и малого бизнеса. Получается, что, субъекты, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от уплаты ставки.

Уплата НДС

НДС уплачивается поквартально, а его расчет является крайне важным аспектом ведения бухгалтерии. Для начинающих предпринимателей выделение НДС может показаться сложной процедурой, но если разобраться в нюансах, расчеты можно вести самостоятельно. Итак, как же начисляется и выделяется НДС?

Методика расчета НДС

Если нужно выделить НДС, следует цену с НДС умножить на 18 и разделить на 118.
Например, если сумма составляет 2000 рублей, 2000 умножить на 18 (36 000) и разделить на 118. Получается 305,08 рублей.

Если необходимо начислить НДС на сумму, следует цену без НДС умножить на 0.18 (получаем сумму НДС) и к получившемуся результату прибавить сумму без НДС.
Например, если сумма без НДС составляет 2000 рублей, 2000 умножаем на 0.18, НДС равен 360.00 рублей. К сумме НДС прибавляем сумму без НДС, 360 + 2000.00 получаем 2360.00 рублей.

Калькулятор НДС

Если же рассчитывать НДС вручную неудобно, можно воспользоваться нашим специальным онлайн-сервисом "Калькулятор НДС". Все очень просто: вводится сумма, выбирается операция, ставка, нажимается кнопка расчета. Основным достоинством калькулятора является экономия времени и исключение вероятности ошибки.

НДС в настоящее время является основным и наиболее стабильным источником налоговых поступлений федерального бюджета. Любые резкие изменения в НДС вряд ли оправданны, поэтому из серьезных нововведений (решение о зачете НДС при капитальном строительстве уже принято и не должно подвергаться ревизии) можно ограничиться только включением в число налогоплательщиков индивидуальных предпринимателей при условии, что объем полученной ими выручки не опускается ниже определенного уровня.

В целях повышения нейтральности налоговой системы, следует значительно расширить базу обложения налогом на добавленную стоимость. На первом этапе следует резко сократить перечень услуг, освобождаемых от уплаты НДС. На втором этапе необходимо установить единую ставку налога на добавленную стоимость и зафиксировать ее на уровне около 20%. Нулевая ставка НДС должна применяться только для экспорта. Расширение базы НДС на втором этапе реформы за счет отмены пониженной ставки и ряда льгот позволит перейти в дальнейшем к одноставочному налогу при соответствующем снижении ставки до 16% – 18%.

Для избежания возможного каскадного эффекта предоставлять освобождения от уплаты НДС имеет смысл только тем предприятиям и видам деятельности, продукция которых ближе всего находится к стадии конечного потребления. В действующем российском законодательстве этому критерию удовлетворяют такие льготы, как освобождение от уплаты НДС квартирной платы, мероприятий в области культуры и искусства, и некоторых других. Прочие льготы по уплате НДС должны быть уже на первом этапе реформы либо отменены, либо, если они носят социальный характер, заменены дотациями из бюджета.

Важным вопросом являются правила территориальности при уплате НДС, в т.ч. при экспорте и импорте в страны СНГ. Необходимо предусмотреть переход от взимания налога по принципу страны происхождения к принципу страны назначения. Этот вопрос обсуждается уже не один год. Другие государства СНГ (прежде всего Украина и Белоруссия) оказывают постоянное давление с целью вынудить Российскую Федерацию к переходу на этот порядок. Поскольку такой переход приведет к очевидным потерям для российского бюджета из-за положительного сальдо торговли с этими государствами, а также из-за отсутствия обустроенной таможенной границы России (что открывает широкие возможности для злоупотреблений с использованием ложного экспорта), Минфин, МНС и ГТК затягивали такой переход. Однако очевидно, переходить на этот порядок все же целесообразно для унификации налогового режима, тем более что при существующем режиме не менее актуальна проблема ложного импорта. Важнейшим условием при этом должно стать предварительное укрепление фискальных границ внутри СНГ.


В сложившихся обстоятельствах оптимальным, видимо, было бы предусмотреть в Кодексе осуществление такого перехода на основе двухсторонних соглашений, заключаемых Правительством РФ с каждым из государств-участников СНГ. При этом, в соответствии с международной практикой, вместо освобождения от налогообложения целесообразно ввести нулевую ставку налога при экспорте. На первом этапе возможен переход к взиманию налога по принципу страны назначения во взаимоотношениях с теми странами, таможенные границы с которыми укреплены в наибольшей степени.

Одним из важнейших вопросов, касающихся налога на добавленную стоимость в России, является распределение его поступлений между бюджетами различных уровней. На первом этапе реформы НДС должен полностью стать источником доходов федерального бюджета.

Исходя из фактического соотношения в 1999 году баз налога на добавленную стоимость, взимаемого по ставкам 10% и 20%, отмена льготной ставки НДС позволит увеличить поступления по данному налогу на 0,22% ВВП.

Расчет последствий перехода на метод начислений для поступлений по НДС произведен по методике, аналогичной расчету для налога на прибыль. Увеличение базы налога в первый год после перехода оценено на основе данных о суммарной дебиторской задолженности по экономике, однако, прирост налоговых поступлений будет происходить только от прибыльных предприятий. Таким образом, в результате данной меры доходы бюджета от НДС в первый год увеличатся на 0,28% ВВП.

Для оценки последствий перехода на взимание НДС у экспортеров по принципу страны назначения принята величина фактического сальдо торгового баланса России со странами СНГ (1,79 млрд. долларов США), и при введении данной меры уменьшение базы налога в условиях 1999 года составило бы 0,83% ВВП. Принимая во внимание двухэтапный переход на взимание НДС у экспортеров по принципу страны назначения в торговле со странами СНГ потери бюджета на первом этапе оценены в 0,09% ВВП, а на втором – еще в 0,06% ВВП.

Согласно оценкам, снижение ставки НДС на втором этапе налоговой реформы с 20% до 18% приводит к снижению суммарных поступлений по данному налогу на 1% (0,07% ВВП, с учетом роста собираемости налога на 10%).

Итоговые результаты расчета доходов бюджета от НДС приведены в таблице 5.

Новое на сайте

>

Самое популярное