Домой Кредитные учереждения Население южной кореи на год составляет. Население северной и южной кореи

Население южной кореи на год составляет. Население северной и южной кореи

1 января 2017 года миллионы жителей Северной Кореи прослушали очередную новогоднюю речь, с которой, как и полагалось, выступал наследственный глава северокорейского государства, или, если пользоваться его официальными титулами, Первый Председатель, Высший Руководитель, Маршал Ким Чен Ын. Надо сказать, что на экранах своих телевизоров они увидели картину, по северокорейским меркам, весьма необычную. Ким Чен Ын вступал не в традиционном полувоенном френче, а в костюме западного образца, и, что самое главное, на лацкане его костюма отсутствовал значок с изображением его деда Генералиссимуса Ким Ир Сена и его отца Генералиссимуса Ким Чен Ира – несмотря на то, что ношение таких значков стало в Корее обязательным для всех граждан с начала 1970-х годов. Правда, в последние годы без значка разрешили ходить беспартийным, но появление самого Высшего Руководителя в таком виде вызвало немалое удивление.

Означает ли это, что в Северной Корее начинается перестройка? Отчасти да, но надо помнить, что северокорейские реформы, которые, вообще-то, идут уже пятый год, во многом отличаются даже от китайских реформ времён Дэн Сяопина, не говоря уж о советской перестройке времен Горбачева. По сути, их можно кратко определить формулой, которую в разговоре с автором этих строк как-то предложила успешная северокорейская предпринимательница: «То, что нашей стране действительно необходимо, – это реформы без открытости». Северокорейская бизнесвумен намекала на хорошо известную всем корейцам официальную китайскую формулировку, которая описывала происходящие после смерти Мао Цзядуна перемены, как «политику реформ и открытости».

Под открытостью она здесь имела в виду, конечно же, не столько открытость внешнему миру, сколько внутриполитическую либерализацию. Кажется, что именно эта политическая формула – проведение экономических реформ при сохранении жёсткости во внутренней политике – и является основой нового курса Ким Чен Ына. Надо сказать, что, если относиться к политике здраво и цинично, то именно эта политическая линия наилучшим образом соответствует интересам северокорейской элиты – как старой, так и новой.

ВРЕМЕНА ИСПЫТАНИЙ

Для Северной Кореи последние 25 лет были очень непростым временем. Ещё в конце правления Ким Ир Сена, деда нынешнего Великого Руководителя, который руководил страной в 1946-1994 гг., Северная Корея столкнулась с резким замедлением темпов экономического роста. Причиной стагнации стали, скорее всего, крайняя милитаризация экономики, а также использование советской модели в её жесткой, порою чуть ли не карикатурной форме (достаточно вспомнить, например, полный переход на карточную систему и запрет на возделывание приусадебных участков с площадью большей, чем одна сотка). На практике, несмотря на постоянные разговоры о «революционном духе опоры на собственные силы» и частые выпады против Советского Союза и Китая, страна крайне зависела от иностранной, в первую очередь советской, экономической помощи, причём зависимость эта с течением времени возрастала.

Объём промышленного производства за 1990-2000 гг. сократился почти в два раза. Значительная часть заводов закрылась – точнее, прекратила производство, так как об их формальном закрытии никто не объявлял, и от рабочих по-прежнему требовалось, чтобы они продолжали ходить на работу. При этом им перестали платить зарплату, и что гораздо хуже, прекратили отоваривать продовольственные карточки. В стране, где ещё с 1960-х годов карточная система стала тотальной и где большинство товаров в принципе не подлежали свободной продаже, паралич карточной системы означал паралич всей системы снабжения населения продовольствием и базовыми потребительскими товарами. В 1996 г. в КНДР начался голод, который продолжался до 1999 г. и унёс более полумиллиона жизней.

Простые северокорейцы стали искать выход из катастрофического положения, вооружившись тем самым «революционным духом опоры на собственные силы». В стране возникло и стало стремительно расти частное мелкотоварное производство, до этого полностью там отсутствовавшее. Крестьяне, спустя рукава отработав несколько часов на полях сельскохозяйственных кооперативов, отправлялись в горы, где они создавали собственные нелегальные или полулегальные поля на крутых горных склонах. Рабочие использовали оборудование остановившихся заводов, чтобы производить ширпотреб для продажи на рынках, а во многих случаях воровали всё, что только можно, дабы сбыть это в качестве металлолома в Китай. Значительная часть населения – в отельные моменты до 200 тысяч человек – находилась в качестве гастарбайтеров в Китае, граница с которым тогда особо не охранялась. Стали стремительно расти рынки, которые вообще-то существовали в Северной Корее и до этого, но играли незначительную роль. К концу 1990-х именно рынки превратились в основные центры экономической жизни.

Поскольку официальные государственные законы и инструкции не предусматривают самой возможности существования частных структур, в большинстве случаев северокорейские предприниматели стали вступать в соглашения с чиновничеством, договариваясь о том, что им разрешат открывать то или иное предприятие, которое будет формально считаться государственным, а фактически будет управляться ими. Подобное соглашение предусматривает, что какая-то фиксированная сумма будет выплачиваться фактическим владельцем такого предприятия в государственный бюджет, а вот остальными доходами он (или зачастую она – значительная часть предпринимателей являются женщинами) сможет распоряжаться по своему усмотрению.

В последние годы стали появляться частные предприятия и в сфере промышленного производства, в основном, но не исключительно, среди предприятий легкой промышленности.

При этом северокорейское руководство в лице Великого Руководителя Полководца Ким Чен Ира (именно так полагается именовать его в печати) было в целом в курсе происходящего. Однако, в отличие от руководства китайского, оно стало признавать происходившие в стране стихийные перемены. Отношение Ким Чен Ира и его окружения к стихийной приватизации и росту рыночной экономики с течением времени менялось, но в большинстве случаев их подход заключался в том, что государство не мешало росту рынков, но и не способствовало ему. Более того, в течение 2005-2009 годов северокорейское руководство пыталось искоренить рынки и по возможности вернуть экономику страны на старые рельсы (эти попытки, впрочем, окончились полной неудачей).

В политической жизни северокорейская идеология по-прежнему ориентировалась на идеи чучхе, которые представляют собой своеобразный сплав трёх элементов: советской идеологии начала пятидесятых, маоизма и корейского национализма.

Явное нежелание Ким Чен Ира признать происходящие перемены и осуществлять реформы многим казалось иррациональным, причём такое мнение часто высказывали не только западные, но и китайские чиновники. Однако при более внимательном взгляде на то, как устроена КНДР, становится ясно, что политика Ким Чен Ира была вполне разумной и соответствовала как интересам самого Ким Чен Ира, так и тогдашней элиты – к тому времени уже давно ставшей наследственной по своему характеру (большинство ключевых постов в правительстве и ЦК уже полвека занимают выходцы из примерно 100-120 семейств, потомки партизан, которые в свое время воевали под командованием Ким Ир Сена в Маньчжурии).

Главная проблема Северной Кореи – это необходимость сохранять политическую стабильность в очень непростых условиях. Северная Корея соседствует с Кореей Южной, которая на протяжении последнего полувека постоянно била мировые рекорды по темпам экономического роста. Возникла ситуация, при которой уровень жизни и доходов в Южной и Северной Корее стал различаться самым радикальным образом. Оценки этого разрыва существуют самые различные, но даже самые закоренелые оптимисты считают, что уровень душевого дохода в Северной Корее примерно в 14 раз ниже, чем в Корее Южной. Это означает, что разрыв по этому показателю между двумя корейскими государствами больше, чем между другой парой государств, имеющей общую сухопутную границу (напоминаю, что речь идёт о самой оптимистической оценке, ибо разрыв, скорее всего, не 14-кратный, а существенно больший).

Существование такого разрыва создает крайне неприятную ситуацию. В том случае, если контроль за населением – как административно-полицейский, так и идеологический – резко снизится, то возникнет большая вероятность того, что северные корейцы поведут себя так же, как повели себя восточные немцы в конце 1980-х годов.

Во многом необходимостью удержать население Северной Кореи в максимальной изоляции от внешнего мира вызваны и те беспрецедентные меры по изоляции страны, которые осуществлялись в КНДР на протяжении десятилетий. С 1960-х годов в КНДР владение радиоприёмником со свободной настройкой является уголовно наказуемым преступлением. Практически вся нетехническая иностранная литература, включая и издания других социалистических стран, с начала 1960-х гг. поступает в спецхран (в 1968-1970 гг. в стране даже проводилась массовая кампания по изъятию и уничтожению «ревизионистских», то есть советских, и «реакционных», то есть западных и японских, изданий из домашних библиотек). Поездки за границу в частном порядке были практически запрещены до начала 2000-х годов, да и сейчас остаются редкостью, а любой продолжительный разговор на улице с иностранцем является поводом для расследования со стороны компетентных органов – хотя, вопреки слухам, такое расследование редко заканчивается арестом.

Постоянная угроза поглощения Севера богатым Югом означает, что для северокорейской элиты невозможной является даже та сделка, на которую пошла советская и восточно-европейская номенклатура в конце 1980-х годов. В СССР и других странах социалистического лагеря (равно как и в Китае – хотя там эта сделка приобрела другие формы) номенклатура фактически отказалась от старой государственно-социалистической системы, сохранив при этом руководящие позиции в новой системе рыночной экономики.

Напротив, представители наследственной северокорейской верхушки полагают, что в случае падения нынешней системы и объединения страны на южнокорейских условиях их ждут репрессии и расправы, а в самом лучшем случае – полное отстранение от рычагов политической и экономической власти, которая при таком раскладе будет целиком принадлежать победителям-южанам. Эти страхи, возможно, несколько преувеличены, но в целом, скорее всего, обоснованы, так что северокорейская элита и при Ким Чен Ире, и при Ким Чен Ыне чувствует себя загнанной в угол и ведёт себя соответствующим образом.

НОВЫЙ ЛИДЕР, СТАРЫЙ ЛИДЕР

С приходом к власти Ким Чен Ына стало ясно, однако, что молодой руководитель собирается отказаться от той линии, которую проводил его отец и что он намерен начать реформы. Это решение представляется весьма логичным – точно так же, как было логичным и решение его отца реформ не проводить. Дело в том, что между Ким Чен Ыном и Ким Чен Иром есть одно существенное различие, и различие это заключается в их возрасте.

Ким Чен Ир в 1990-е годы отлично знал, что система, созданная его отцом Ким Ир Сеном, постепенно распадается, но он также понимал, что при соблюдении определённой политической осторожности, запасов прочности, заложенных ещё во времена Ким Ир Сена, должно хватить на пару десятилетий. Для Ким Чен Ира, которому в начале 2000-х было около шестидесяти, пара десятилетий казались вечностью. Он, вероятно, понимал, что в долгосрочной перспективе радикальные перемены неизбежны, однако он также знал, что перемены могут как спасти систему, так и ускорить её разрушение. Поэтому, будучи человеком пожилым, он предпочел ничего не менять и дожить до своей естественной смерти, которая, как известно, благополучно воспоследовала в декабре 2011 года.

Ким Чен Ир унаследовал власть возрасте 52 лет, а вот его сыну Ким Чен Ыну в тот момент, когда он оказался во главе северокорейского государства, было всего 28 лет – то есть почти в два раза меньше. Одно это обстоятельство заставляет его смотреть на вещи по-иному.

Ким Чен Ын, являющийся выпускником элитарной швейцарской школы, понимает, что рост рыночной экономики и распространение информации о внешнем мире (в первую очередь, благодаря распространению в КНДР компьютеров и видеомагнитофонов) постепенно снижает шансы на сохранение стабильности. Нет у него и идеологической преданности социалистической модели, которая (в сочетании с крайним национализмом) была характерна для его деда Ким Ир Сена, и в остаточной форме существовала и у его отца Ким Чен Ира.

Ким Чен Ыну нужно дожить до глубокой старости и умереть в собственном дворце, окруженным почестями и находясь у власти (или же сдав эту власть в организованном порядке, без неприятных последствий для себя). Это обстоятельство вынуждало Ким Чен Ына всерьёз задумываться о реформах. В то же время было понятно, что проведение реформ по китайскому образцу представляет крайнюю опасность для Северной Кореи. Поэтому нужны были свои варианты, и эти варианты появились.

НОМЕНКЛАТУРА И БУРЖУАЗИЯ: В ОДНОЙ ЛОДКЕ?

Лучше всего, пожалуй, политика Ким Чен Ына может быть описана уже процитированной фразой: «реформы без открытости», и неслучайно, что фразу эту я услышал от северокорейской предпринимательницы. Действительно, новая северокорейская буржуазия парадоксальным образом заинтересована в сохранении существующего строя ничуть не меньше, чем старая номенклатура.

Связано это с тем, что в силу своей политической и экономической слабости, новая буржуазия, сформировавшаяся в последние 20 лет, не имеет шансов на то, чтобы выдержать конкуренцию со своими южнокорейскими братьями по классу в том случае, если дело действительно дойдёт до объединения страны. Понятно, что нынешние северокорейские бизнесмены, в лучшем случае – владельцы десятка старых китайских грузовиков, пары сейнеров или даже нескольких угольных шахт, не имеют никаких шансов выжить и уж тем более преуспеть на едином корейском рынке, в котором будут доминировать гигантские южнокорейские концерны-чэболь. Многие из северокорейских бизнесменов, как мне удалось убедиться в этом при личных контактах с ними в третьих странах, отлично понимают это обстоятельство.

Сохранение не просто жесткого, а исключительно жестокого режима, является необходимым условием сохранения политической стабильности и, если называть вещи своими именами, условием выживания северокорейского государства как такового. Если северокорейское руководство позволит хотя бы такую степень свобод, которые существовали, скажем, в Советском Союзе 1970-х годов, не говоря уж о тех вольностях, которые допускаются в современном Китае, то результатом, скорее всего, в самое ближайшее время станет политический кризис и падение режима, которого, как уже говорилось, и в старой, номенклатурной, и в новой буржуазной элите не хочет никто.

Именно этими обстоятельствами и определена нынешняя политика Ким Чен Ына – политики «реформ без открытости».

РЕФОРМЫ КИМ ЧЕН ЫНА: ЗЕМЛЯ – КРЕСТЬЯНАМ, ФАБРИКИ – ДИРЕКТОРАМ!

Сельское хозяйство

28 июня 2012 года Ким Чен Ын утвердил так называемые «Инструкции от 28 июня», которые предусматривали радикальные перемены в структуре сельского хозяйства КНДР. Инструкции эти не подлежали публикации, но содержание их довели до нескольких миллионов человек, так что секретность в данном случае была чисто символической. Дополнительные изменения в сельскохозяйственную политику были введены в мае 2014 года, когда ЦК ТПК и Кабинет Министров приняли так называемые «Меры от 30 мая».

В соответствии с новой системой, крестьяне работают в составе хозрасчётных звеньев (пунчжо), каждое из которых состоит из 5-7 человек. Подразумевается, что обычно в состав звена входит одно или, реже, два соседних домохозяйства. Каждому звену (то есть фактически крестьянской семье) выделены свои поля, которые, как обещают крестьянам, семейные «звенья» будут обрабатывать на протяжении многих лет – таким образом, создается заинтересованность в надлежащем уходе за почвой.

В соответствии с новой системой, крестьяне больше не получают зерно по фиксированным нормам, которые на протяжении многих десятилетий составляли 650-700 граммов за трудодень. Вместо этого осенью они выплачивают сельхозкооперативу, который сейчас стал, скорее, формальной управленческой единицей, натуральный налог, а остальной урожай оставляют себе. Размер этого налога зависит от качества закрепленного за данным звеном поля и составляет от 35% для самых урожайных полей до 10% для неудобий.

Теоретически предполагается, что кооператив будет бесплатно предоставлять крестьянам удобрения и технику в соответствии с установленными нормами, но на практике эти нормы недостаточны, так что и за удобрения, и за использование тракторов, крестьянским хозяйствам приходится платить в частном порядке, из своего кармана (благо, полулегальный рынок удобрений в Северной Корее существует уже около 20 лет).

Всё это сильно напоминает перемены, начавшиеся в Китае в конце семидесятых, хотя в КНДР стремятся представить переход к семейному мелкотоварному земледелию как некую административную реформу в рамках старой (по сути колхозной) модели. Именно этим, скорее всего, вызвано то обстоятельство, что крестьянские домохозяйства должны зарегистрироваться как хозрасчётные звенья. Тем не менее, новая схема работает и предсказуемо даёт результаты.

Годовой объем производства зерновых, который в 2005-2010 гг. колебался на уровне от 4 до 4,5 миллионов тонн, в годы новой системы приблизился к отметке в 5 миллионов тонн или даже слегка превзошел её. В прошлом, 2016 г., сбор зерновых вырос на 7% по сравнению с 2015 г., а сбор риса – даже на 23%.

Промышленность

Как уже упоминалось, в 2014 году ЦК ТПК и Кабинет Министров приняли закрытое постановление, известное как «Меры по 30 мая». Это постановление, которое стало осуществляться с конца 2015 года, предусматривает резкое расширение прав государственных предприятий и в особенности их директоров. Помимо всего прочего, им разрешено закупать сырьё и комплектующие на рынке и платить за них по рыночным ценам, а также продавать на рынке часть произведённой продукции. Директора также получили право устанавливать размер зарплаты персонала – хотя платить дополнительные зарплаты можно только за счёт заработанных на рынке средств (способ не допустить инфляции). Реформы также предусматривают дальнейшую либерализацию внешней торговли, которой сейчас предприятия могут заниматься напрямую.

В результате существенно выросла заработная плата, и на наиболее успешных частных предприятиях рабочие получают зарплаты, эквивалентные 50-70 долларам США в месяц. Для того, чтобы понять масштаб перемен, следует вспомнить, что до введения новой системы среднемесячная зарплата в Северной Корее составляла примерно один доллар США.

Отношение к рынкам и частному бизнесу

Пожалуй, наименее заметным, но, возможно, наиболее важным аспектом «новой экономической политики» Ким Чен Ына являются радикальные изменения в отношении к рыночной экономике. Как уже говорилось, во времена Ким Чен Ира официальная позиция в отношении рынков была крайне непоследовательной: периоды относительной терпимости и «закрывания глаз» чередовались с антирыночными кампаниями. Ким Чен Ын, напротив, однозначно взял курс на поддержку частного капитала и новой буржуазии, которая сейчас в КНДР известна как «тончжу», то есть «хозяева денег».

Последние статистические данные показывают, что после прихода Ким Чен Ына к власти численность рынков в Северной Корее резко выросла. По данным спутниковой съемки, к концу 2015 года в Северной Корее действовало 406 средних и крупных постоянных рынков, в то время как в 2010 году, незадолго до смерти Ким Чен Ира, их было не более 200.

При Ким Чен Ыне стало поощряться сотрудничество между официальными государственными и рыночными структурами: государственные структуры обеспечивают решение формальных вопросов, а частные предоставляют капитал. Характерно, например, что государственные строительные компании активно привлекают капиталы частных инвесторов, а построенные таким образом дома продаются за наличность (цена хорошей квартиры в Пхеньяне составляет 80-100 тысяч долларов).

ЖИТЬ СТАЛО ЛУЧШЕ?

Хотя о КНДР часто думают как о стране, балансирующей на грани голода, такое представление давно уже устарело. При том, что КНДР относится к числу беднейших стран Восточной Азии, с душевым доходом, который, по разным оценкам, составляет от 1000 до 2000 долларов в год, о голоде речи нет. Улучшение ситуации наметилось ещё в последние годы правления Ким Чен Ына, а с началом сельскохозяйственных реформ это улучшение стало набирать темпы.

Сложнее обстоят дела с такими макроэкономическими показателями, как рост ВВП. Точный темп роста экономики Северной Кореи не может быть измерен из-за почти полного отсутствия статистических данных, так как вся экономическая статистика в КНДР засекречена с начала шестидесятых. По оценкам Банка Кореи, то есть центрального банка Южной Кореи, ВВП Северной Кореи в период с 2012 по 2014 год увеличивался на уровне от 1,1-1,3% в год, однако большинство специалистов – как южнокорейских, так и российских, китайских и западных, считает эти оценки заниженными и полагает, что рост, скорее, составляет 3-4%.

В любом случае, улучшение ситуации заметно даже визуально – по облику корейских городов. Города лучше освещены, на улицах появилось немало машин, а по вечерам непросто заказать место в одном из многочисленных ресторанов и кафе. Косвенным показателем перемен является и бум недвижимости – при том, что формально частная собственность на недвижимость в КНДР не признаётся, на практике это правило, как и многие иные времён Ким Ир Сена, давно уже игнорируется. Северокорейцы активно продают и покупают жильё, хотя с формальной точки зрения речь идёт лишь о передаче ордеров на право проживания, а не несуществующих документов на право собственности.

НИКАКИХ СВОБОД

При этом, однако, экономическая либерализация в КНДР не сопровождается либерализацией политической. Скорее, дело обстоит ровно наоборот: давая послабления в сфере экономики, Высший Руководитель усиливает политический контроль.

В западных СМИ правление Ким Чен Ына часто называют «временем террора». Это, бесспорно, преувеличение – или, скорее, взгляд на ситуацию с определённых классовых позиций. Действительно, после прихода к власти Ким Чен Ына в высшем руководстве КНДР развернулись чистки такого масштаба, которого там не видели со времен ликвидации просоветской и прокитайской фракций в конце 1950-х годов. Фактически за пять лет правления произошла замена большей части высших руководителей в силовых ведомствах (хотя показательно, что репрессии коснулись только силовиков, в то время как руководителей экономики почти не трогали). При этом многие из снятых с постов чиновников исчезли бесследно, а упоминания о них задним число удалили из старой кинохроники и переиздаваемых исторических документов – верный признак того, что исчезнувшие сановники были репрессированы.

Однако надо иметь в виду, что усиление репрессий коснулось лишь верхушки режима. Ким Чен Ын, скорее всего, стремится показать высшему государственному аппарату, что его следует воспринимать всерьёз, несмотря на возраст, и именно поэтому он ликвидировал тех, кого считал потенциальными сторонниками оппозиции. Если же говорить о подавляющем большинстве населения страны, то для них шансы на арест по политическим причинам остались очень высокими, но, в целом, такими же, как и раньше. По сравнению с той ситуацией, что существовала в 2000 или 1990 гг., ни о каком увеличении массовой репрессивности режима речи не идёт – напротив, данные аэрокосмической съемки показывают, что размеры лагерей для политзаключённых сокращаются. Иначе говоря, сейчас в Корее стало много опаснее быть генералом, но не слесарем и, тем более, не владельцем кустарной мастерской или шахты (все предприниматели говорят, что при Ким Чен Ыне гонения на частный бизнес, который формально остаётся незаконным, совершенно прекратились).

В последние 10-15 лет в связи с распространением видеопроигрывателей едва ли не большинство жителей КНДР стало время от времени смотреть южнокорейские фильмы, которые контрабандно ввозят в страну китайские торговцы. Ким Чен Ын, однако, резко ужесточил наказания за просмотр, копирование и распространение иностранной видеопродукции.

Куда строже стали охранять и границы страны. Времена, когда китайская граница была фактически открыта и не охранялась, закончились в 2011-2012 годах, то есть как раз тогда, когда к власти пришёл Высший Руководитель. В последние годы резко усилена пограничная охрана, оборудованы многочисленные посты вдоль пограничных рек, активно идёт работа с населением. Именно при Ким Чен Ыне удалось дипломатическими методами добиться того, что границу оборудовали и с китайской стороны, устроив вдоль китайского берега пограничных рек на всём их протяжении проволочную ограду.

Причины подобных мер понятны – для сохранения стабильности крайне важно не допускать распространения в стране не одобренной официально информации о внешнем мире. Поскольку в Корее главными источниками такой информации являются видеофильмы и рассказы гастрабайтеров-нелегалов, то с этими явлениями в первую очередь и ведётся борьба.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Итак, Ким Чен Ын решился на то, на что так и не решился его престарелый отец – он начал в КНДР рыночные реформы, нацеленные на то, чтобы превратить страну в очередной вариант «диктатуры развития». Иначе говоря, их цель – повторение китайского пути: построение рыночной, но регулируемой государством, экономики в условиях авторитарного политического режима. Понятно, что в условиях КНДР во главе такого режима останутся те же семейства, которые правят страной уже более полувека.

Конечно, перед ним стоят непростые задачи. Страну надо развивать в условиях крайне сложной международной обстановки, сохраняя внутриполитическую стабильность, несмотря на существование по соседству другого, куда более богатого, но говорящего на том же языке государства. Политические сложности означают невозможность резких идеологических поворотов: дабы не вводить народ в смущение, Ким Чен Ын и его окружение, даже осуществляя реформы на практике, пока опасаются говорить о реформах открыто и уж тем более как-то оформлять эту новую экономическую политику на законодательном уровне.

Тем не менее, учитывая единство северокорейского правящего класса (как старого, так и нового), высокую степень административно-полицейского контроля над населением и заинтересованность основных геополитических игроков (в особенности Китая) в сохранении статус-кво, можно считать, что у Ким Чен Ына есть шансы на успех. Остаётся только пожелать ему удачи: старается Высший Руководитель, третий из рода Кимов, конечно, в основном для себя и своих братьев по классу, но в конечном итоге от его усилий выиграет, пусть и в разной степени, и подавляющее большинство населения Северной Кореи.

Андрей Ланьков

На этой странице вы можете найти статистические демографические данные в прошлом, настоящем и будущем (от 1950-2100) для Северная Корея, а также карта населения, демографии, счетчик населения и т.д.. Вопрос: Численность населения в населенном пункте Северная Корея? Ответ: На сегодняшний день население Северная Корея насчитывает: 25 614 399 * , площадь 120540 km², плотность населения 212.5 p/km². Столицей Северная Корея является Pyongyang. Континент: Азия .

Северная Корея · Население 1950-2100

Северная Корея · исторические данные и прогноз численности населения (обоих полов) за период 1950-2100 (миллиона) Фактическая численность населения Северная Корея на 1 июля года, указывается. Источник: ООН департамента народонаселения .

Актуальная счисленность населеня Северная Корея

Cегодня В этом году
Рост населения Cегодня
xx
Изменения каждые 250.952 sec.
Рост населения В этом году
xx
Рождаемость Cегодня
xx
Изменения каждые 86.149 sec.
Рождаемость В этом году
xx
Смертность Cегодня
xx
Изменения каждые 131.183 sec.
Смертность В этом году
xx

Объявления

возраст матери

Колличество детей приходящихся на одну женщину

Ожидаемая продолжительность жизни в год рождения

Население городов и населенных пунктов Северная Корея (27)

Anju South Pyongan
Chongjin Чхонджин North Hamgyong
Chongju North Pyongan
Haeju Хэджу South Hwanghae
Hamhung South Hamgyong
Hoeryong North Hamgyong
Huichon Chagang
Hyesan Ryanggang
Kaechon South Pyongan
Kaesong Кэсон North Hwanghae
Kanggye Канге Chagang
Kimchaek North Hamgyong
Kusong North Pyongan
Manpo Chagang
Munchon Kangwon
Nampo Нампхо South Pyongan
Pyongsong South Pyongan
Pyongyang Пхеньян Pyongyang
Rason North Hamgyong
Sariwon North Hwanghae
Sinpo South Hamgyong
Sinuiju North Pyongan
Songrim North Hwanghae
Sunchon South Pyongan
Tanchon South Hamgyong
Tokchon South Pyongan
Wonsan Вонсан Kangwon

Источники, Примечания

* Значение рассчитывается методом линейной интерполяции с учетом двух наиболее близко стоящими друг к другу значений(Дата-> численность населения) (неофициально).
** Миграционный прирост включен в расчет роста рождаемости: Рождаемость = Население + Смертность.
*** Мы не имеем данных о чиленности населения в период до 1950. Приведенные данные основаны на приблизительном расчете, используя функцию: население в 1900 году= 70% населения в 1950 году.
Организация Объединенных Наций, Департамент по экономическим и социальным вопросам, Отдел народонаселения (2015). Мировые демографические перспективы: к 2015 пересмотра. Данные оценки и прогнозы произведены по варианту среднесрочной рождаемости. Использовано с разрешения Организации Объединенных Наций. Скачано: 2015-11-15 (un.org)
Карта плотности города создана из источника population.city с использованием данных, предоставленных нам сайтом 1km.net. Каждый круг означает город с населением более 5000. Link
Карта плотности населения создана по инструкции daysleeperrr на reddig. Link1 . Источник данных: Gridded Population of the World (GPW), 3-ая онлайн версия в Socioeconomic Data и Applications (SEDAC) в Колумбийском университете. Link2 . Дополнительно использовано: Данные из базы даных (версия 2.0) Globsl Land Cover Char и бинарные данные MOD12Q1 с shadedrelief.com. Link3 (PNG,0.5Mb).

В ближайшие 10 лет 80% стран Большой двадцатки встретятся с беспрецедентным сокращением населения, что коренным образом изменит глобальную экономику. Экономистам и финансовым планировщикам следует учитывать грядущий демографический коллапс в так называемом развитом мире. Успешные экономики в буквальном смысле стоят на пути вымирания, тогда как население стран с ужасными экономическими показателями растет не по дням, а по часам. Прогнозы численности населения ООН слишком оптимистичны и имеют мало общего с действительностью. Крайне низкий коэффициент фертильности в индустриально развитых странах противоречит безоблачным прогнозам ООН.

Прогноз южнокорейского правительства показывает, что в ближайшие семь лет население страны начнет сокращаться, и, если тенденция продолжится, в отдаленном будущем нация вымрет. Южнокорейский демографический коллапс совпадает с китайским; а население Японии уже сокращается невероятными темпами. Трудовые ресурсы и потребительская база второй, третьей и одиннадцатой экономик мира будут становиться все меньше и меньше, но признанные аналитики почему-то не видят здесь проблемы. Характерно, что население трудоспособного возраста, производящее и потребляющее больше всего, начало сокращаться еще десять лет назад.

Население самой однородной по составу страны в мире и 4-й по размеру экономики в Азии скоро начнет сокращаться. В Южной Корее самый низкий коэффициент фертильности (16 лет подряд), вследствие чего общество стареет. В 2016 г. наблюдалось самое низкое число новорожденных за все время и самый низкий коэффициент фертильности (1.17) за 7 лет.

Население Южной Кореи

Население (тыс)

Коэффициент фертильности (число детей на одну женщину)

коэффициент фертильности; население – данные ООН

население – данные Statistics Korea, средний вариант; население – данные Statistics Korea, низший вариант

Источники данных: ООН, Всемирный банк, Statistics Korea

Численность населения после основания республики в 1948 г. быстро росла, но с 1966 г. стала сокращаться из-за программы по контролю рождаемости . На численность населения также начали влиять урбанизация, доступность высшего образования и рост участия женщин в трудовых ресурсах. Как и во многих культурах, в Южной Корее мужское потомство считалось очень важным для продолжения рода, так как мужчины предоставляли финансовую поддержку и заботились о родителях в старости, поэтому все стремились иметь сына. Если первый ребенок был не мужского пола, то детей у пары было столько, сколько требовалось для того, чтобы наконец родился сын. В 1973 г. был принят закон о разрешении аборта в особых случаях, однако им стали злоупотреблять, так как аборту преимущественно подвергались зародыши женского пола . В целом в большинстве провинций численность населения росла (исключение составляют большие города, такие как Сеул, Тэджон, Кванджу). Затем правительство стало призывать супружеские пары заводить как можно меньше детей лозунгом: «роди одного ребенка и воспитай его хорошо » . В 2016 г. общее население Южной Кореи составляло больше 51 млн, включая 1 млн иностранцев. Все демографические прогнозы предсказывают существенное сокращение населения. В 2050 г. корейцев может быть 40-48 млн, а в 2100 г. – лишь около 20 млн.

Население Южной Кореи по провинциям в 2016 г.

Инчхон; Сеул

Седжон

Тэджон

Тэгу

Ульсан

Пусан

Легенда

рост населения

спад населения

*относительно 2015 г.

Население (млн)

Источник данных: https://citypopulation.de/

Все эти социальные явления и правительственные меры внесли свой вклад в сокращение уровня рождаемости в стране и, как следствие, старение населения. Хотя население Кореи еще несколько лет может расти, оно начнет быстро сокращаться, так что к 2150 г. южнокорейцы могут вымереть . Уже в 2045 г. Корея может быть самой старой страной в мире со средним возрастом 50 лет. Пирамида населения начала расширяться вверх, что значит, что число пожилых людей растет, а молодежи и детей – падает. В 2016-17 гг. впервые обнаружился спад трудоспособного населения в возрасте от 15 до 64, что значит, что потребительская база Кореи сокращается. Уже сейчас люди в возрасте от 65 лет составляют 14.12%, а дети до 14 лет – всего 13.21%. Возможно, менее чем через 50 лет пожилые люди будут составлять больше 40% населения Южной Кореи.

Пирамида населения Южной Кореи в 2017 г. в сравнении с 1997 г.

Возраст

Мужчины; Женщины

население в 1997 г.

Источник данных: https://populationpyramid.net/

Причины низкого уровня рождаемости в Корее отчасти те же, что были в Японии в начале 1990-х. Пары не хотят иметь большую семью из-за растущей стоимости жизни, включая стоимость жилья и образования. В Южной Корее самая высокая в мире продолжительность рабочего дня, так что у южнокорейцев нет времени на семью или личную жизнь. В то же время наблюдается высокий уровень безработицы среди молодежи. Женщины не хотят заводить детей слишком рано из-за карьеры, недоступности декретного отпуска и низкого уровня участия мужчин в воспитании детей и работе по дому . В среднем женщины рождают первого ребенка в 31 год. Многие корейцы считают, что брак необязателен. Половине одиноких людей до 40 лет, и они не ощущают потребности заводить семью. Данное явление также можно объяснить большой долей атеистов и тех, кто не придерживается никакой формальной религии.

Религиозная принадлежность в Южной Корее по провинциям в 2005 г.

Инчхон; Сеул

Седжон; нет данных

Тэджон

Тэгу

Ульсан; нет данных

Пусан

Легенда

Буддисты

Протестанты

Католики

Нет или другое

Источник данных: Перепись населения в Южной Корее в 2005 г., данные о религии по провинциям

Низкий уровень рождаемости – не единственная проблема в Южной Корее: другой проблемой является смертность. Южная Корея – одна из стран с наивысшим уровнем самоубийств в мире. Ежедневно 40 корейцев совершают самоубийство , что также является следствием сокращения числа верующих. Данная проблема очень часто касается пожилых людей. Половина людей в возрасте от 65 лет живет в относительной бедности, и ¼ живет в одиночестве. Они не откладывали капитал на пенсию. Они не могут найти работу, и в стареющем обществе возросла изоляция и депрессия. Среди молодежи самой частой причиной самоубийства является усиленный стресс на работе и в системе образования. 40% самоубийств совершаются под воздействием алкоголя, и Южная Корея является крупнейшим в мире потребителем крепких напитков. Средний кореец выпивает 14 стандартных доз алкоголя в неделю (в сравнении с 3 в США). Корейцы испытывают чувство стыда из-за психологических проблем и редко решаются пройти соответствующее лечение. Злоупотребление алкоголем более приемлемо, чем посещение психиатра. Определенно, это вносит свой вклад в большое число самоубийств .

Наивысшие уровни самоубийств в мире в 2015 г.

уровень самоубийств (на 100 тыс населения)

страны

Шри-Ланка; Гайана; Монголия; Казахстан; Суринам; Литва; Ангола; Южная Корея; Сьерра-Леоне; Боливия; ЦАР; Беларусь; Польша; Зимбабве: Российская Федерация; Свазиленд; Камерун; Латвия; Украина; Буркина-Фасо; Бельгия; Индия; Венгрия; Япония; Того; Северная Корея; Уругвай; Нигерия; Бенин; Словения; Эстония; Кирибати; Чад; Финляндия; Лаос; Аргентина; Лесото; Эритрея; Тринидад и Тобаго; Бурунди; Мозамбик; Камбоджа; Эфиопия; Швеция; Таиланд; Ботсвана; Руанда; Уганда; США

Источник данных: Всемирная организация здравоохранения

Причины смерти в Южной Корее в 2016 г.

Уровень смертности (на 100 тыс населения)

Злокачественные опухоли (рак); Сердечно-сосудистые заболевания; Цереброваскулярные болезни; Пневмония; Умышленное причинение себе вреда (самоубийство); Сахарный диабет; Хронические болезни нижних дыхательных путей; Болезни печени; Гипертоническая болезнь; Дорожно-транспортные происшествия

Источник данных: Statistics Korea

Демографическая ситуация отрицательно отразится на экономическом росте Южной Кореи. Сеул, чьи жители составляют 20% от всего населения страны, сильнее всего ощутит изменения в структуре населения: его трудовые ресурсы существенно сократятся. Ожидается, что к 2040 г. население Сеула снизится как минимум на 1 млн. Расходы на здравоохранение в стране уже выросли (от 3.8% до 7.2% от ВВП).

Нью-йоркский финансовый сайт Business Insider писал, что, согласно экономистам, лучшим подходом для Японии и Кореи может быть отказ от гендерных ролей и привлечение большего числа женщин в трудовые ресурсы . Конечно, экономисты с Уолл-стрит знают, что такая политика привела к снижению уровня рождаемости в Европе. И тем не менее нью-йоркские финансовые аналитики отчаянно ищут способы увеличить трудовые ресурсы в самых производительных странах мира.

Корейский президент Мун Чжэ Ин (Moon Jae-In) также акцентирует внимание на пожилых людях, составляющих существенную часть общества, и на необходимости создать надлежащие условия жизни для такой большой группы. Поскольку средняя продолжительность жизни увеличилась, имеет смысл создать рабочие места для данной возрастной категории, особенно учитывая сокращение трудовых ресурсов. План президента заключается в поднятии пенсий, удвоении числа рабочих мест для пожилых работников и повышении месячной зарплаты, финансировании лечения болезни Альцгеймера и деменции и увеличении доступности социального жилья для пожилых людей .

Южнокорейское правительство также стремится привлечь в домохозяйства больше роботов . Хорошим решением южнокорейского демографического кризиса могло бы стать воссоединение с Северной Кореей, где ситуация с населением кажется более стабильной. При этом сохранится расовая однородность, и хотя пока это кажется нереалистичным, это могло бы стать ответом на кризис Севера и Юга.

Ситуация в Южной Корее, 11-й в мире экономике и 5-м экспортере, повлияет на многие страны. Страна является глобальным производителем телефонов, интегральных схем, автомобилей, автозапчастей, кораблей, жидкокристаллических мониторов и нефтепродуктов и специализируется на технологиях и дизайне. В контексте торговли обстановка в Южной Корее больше всего повлияет на Китай, США, Японию, Германию, Австралию и Саудовскую Аравию . Демографический кризис также отразится на безопасности страны. Изменится геополитический баланс, так как Япония и Южная Корея являются военными союзниками США в Восточной Азии.

Будущее Южной Кореи очень неопределенно. Осталось мало времени, чтобы избежать худшего. А некоторые и вовсе предсказывают, что нисходящую тенденцию невозможно изменить.

«Программы планирования семьи и контроля рождаемости в третьем мире » (Family planning programs and birth control in the third world ), Национальная библиотека медицины США, .

«Гендерная дискриминация в абортах по половому признаку и ее преодоление в Южной Корее » (Gender Discrimination in Sex Selective Abortions and its Transition in South Korea ), Womens Studies International Forum , 2009 .

В 1988 г., чтобы остановить аборты по половому признаку, был принят закон, запрещающий врачам раскрывать пол ребенка.

«Демография Южной Кореи » (Demographics of South Korea ), New World Encyclopedia , 13/12/2017 .

«Уровень рождаемости в Южной Корее упал до рекордного минимума » (South Korea birth rate plunges to record low ), BBC News , 13/12/2017 .

«Бич Южной Кореи : стресс и суицид в корейском обществе » (The “Scourge of South Korea”: Stress and Suicide in Korean Society ), Berkeley Political Review , 14/12/2017 .

«Корею от « демографической бомбы замедленного действия » отделяет 20 лет » (Korea is 20 years away from a ‘demographic time bomb’ ), Business Insider , 14/12/2017 .

«Южнокорейский парадокс неравенства : долгая жизнь , хорошее здоровье и бедность » (South Korea’s inequality paradox: long life, good health and poverty ), The Guardian , 18/12/2017 .

«Южнокорейская демографическая дилемма » (South Korea’s demographic dilemma ),

Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР, Северная Корея) расположена в восточной Азии, в северной части Корейского полуострова. Имеет сухопутную границу с тремя государствами: Китаем по реке Ялуцзян, Россией по реке Туманган и Южной Кореей. На западе омывается Жёлтым морем и Корейским заливом, а на востоке - Японским морем.

Площадь всего: 120 540 км2, суша: 120 410 км2, вода: 130 км2. Сухопутная граница: всего 1 673 км. Длина границы с: Китаем - 1 416 км, Южной Кореей 238 км, Россией 19 км. Длина береговой линии: 2 495 км.

Правительством КНДР территориальными водами страны объявлена акватория, прилегающая к берегу в пределах 12-мильной зоны (22,224 км). Кроме того, в зону, лежащую от берега на расстоянии до 92,6 км в Японском море и 370,4 км в Жёлтом море, не могут заходить без разрешения иностранные суда и залетать летательные аппараты.

Воды в Жёлтом море между КНДР и Южной Кореей разделяет являющаяся предметом споров Северная пограничная линия, в одностороннем порядке созданная американским военным командованием в начале 50-х годов XX века и не признаваемая официально правительством КНДР.

Топография и водная система Северной Кореи

Территория КНДР преимущественно горная, изрезана множеством долин и оврагов. Прибрежные равнинные участки относительно велики только в западной части страны. Высшая и низшая точки: Низшая точка: Японское море 0 м, Высшая точка: Пэктусан 2 744 м. Ранние европейские исследователи Кореи отмечали, что она похожа на море в сильный шторм из-за того, что 80 % её территории покрыто горами. Горные районы, однако, малозаселены в сравнении с равнинными.

Район горы Пэктусан возле границы с Китаем имеет вулканическое происхождение и включает в себя базальтовое плато высотой 1 400-2 000 метров над уровнем моря. В КНДР расположены живописные коры Кымгансан («Алмазные горы»), высотой до 1 638 метров, куда разрешён въезд туристов даже из Южной Кореи.

Горные массивы в северной и восточной частях государства являются источниками многих рек, текущих в западном направлении и впадающих в Жёлтое море и Корейский залив. Самая длинная - река Ялуцзян длиной 790 километров. Река Туманган, впадающая в Японское море имеет длину 521 километр. Другая крупная река - Тэдонган - течёт через Пхеньян и имеет длину 397 километров.

Климат Северной Кореи

Северная Корея имеет муссонный климат с четырьмя отдельными временами года. Зима относительно сухая и холодная (средняя январская температура в Пхеньяне -3 °C днём и -13 °C ночью), а лето жаркое и влажное (средняя августовская температура в Пхеньяне 29 °C днём и 20 °C ночью). Около 60% годового количества осадков выпадает в период между июнем и сентябрём. Весна и осень мягкие, относительно сухие.

Статистические показатели КНДР
(по состоянию на 2012 год)

Климат Северной Кореи умеренный, муссонный. Зимой погода холодная и сухая, летом – жаркая и дождливая. Наблюдаются существенные межрайонные различия, определяемые широтой местности, абсолютной высотой и удаленностью от моря. Для внутренних северных районов характерны сильные морозы (средние температуры января до –25° C, а минимальные – до –41° C) и отрицательные средние месячные температуры в течение пяти месяцев в году. На равнинах и в низких горах на северо-западе лето знойное (средние температуры августа выше 23° С), зимы суровые (средние температуры января до –17,5° С). На северо-восточном побережье климат умеренный, лето теплое (средние температуры августа ок. 20° C), а зимы мягкие (средние температуры января –5° C). Крайний юг страны, включая о.Чеджудо, характеризуется положительными январскими температурами и обильными летними осадками, часто ливневыми, с грозами. Осенью нередко проходят тайфуны с сильными дождями и шквальным ветром.

На юге страны средние температуры самого теплого месяца несколько выше 25° С, нередко воздух прогревается до 27–32° С. Годовое количество осадков от 600 до 1700 мм, причем бoльшая их часть выпадает на восточном побережье и на юге. На период летних муссонных дождей приходится до 500–700 мм осадков (с максимумом в июне). В целом агроклиматические условия благоприятствуют выращиванию риса и интенсивному земледелию. Весенние осадки способствуют успешному проведению посадок рассады, а сухая осенняя погода – сбору урожая риса. Зимы мягкие, несмотря на отрицательные температуры. Снежный покров надежно защищает от заморозков посевы озимого ячменя, который выращивают на суходольных землях.

Природные ресурсы Северной Кореи

Северная Корея богата полезными ископаемыми. Разведанные запасы угля в Северной Корее оцениваются в 6,6 млрд. т. т. Запасы представлены антрацитом (Пхеньянский бассейн, среднее течение р.Тэдонган, Восточно-Корейские горы) и бурым углем (бассейны Туманганский и Анджу). Крупные месторождения железной руды Мусан и Ыллюль находятся на северо-востоке и западе КНДР. Железорудные месторождения залегают обычно неглубоко и разрабатываются открытым способом. Содержание железа в руде оценивается в 40–65%. Из рудных месторождений выделяются полиметаллические с высоким содержанием свинца и цинка (Комдок, Кандон), меднорудные (Капсан), марганцевых руд (Кимхва), хромовых руд (Пурён), никелевых руд (Наджин – КНДР), кобальтовых руд (Танчхон), вольфрамовых руд (Маннён), молибденовых руд (Косан, Кымган). Из металлических полезных ископаемых разрабатываются также месторождения золота (Унсан, Суан – КНДР). В Северной Корее находится крупнейшее в мире месторождения графита (Обок – КНДР), значительные месторождения магнезита (Танчхон и др.). Разрабатываются месторождения бария. Обнаружены монацит и торий, которые используются в атомной энергетике и военной промышленности.

Растительный и животный мир Северной Кореи

Склоны Северо-Корейских гор покрыты хвойными, смешанными и широколиственными лесами, а склоны отрогов Восточно-Корейских гор - широколиственными лесами. В 20 веке леса начали интенсивно вырубаться, а на их месте на террасах расположились рисовые поля и сельскохозяйственные угодья. На территории страны растёт множество лекарственных растений, самым популярным растением, которое экспортируют в другие государства, является женьшень.

В лесах обитают лисицы, кабаны, горалы, косули, пятнистые олени, изюбри, колонки, выдры, белки, иногда можно встретить тигров, леопардов, рысей и уссурийских и белогрудых медведей. В прибрежных районах отмечается наибольшее разнообразие птиц: воробьиные, цапли, журавли, аисты, гуси, утки, кулики, чайки, бакланы, гагарки, кайры и чистики. Кроме того, на территории Северной Кореи встречаются такие хищные птицы, как камчатский орлан, и крупные птицы отряда куриных - фазаны, тетерева и рябчики. В прибрежных и внутренних водах страны обитает несколько сотен видов рыбы.

Население Северной Кореи Северной Кореи

Корейский полуостров изначально был населён представителями тунгусских народов, которые пришли сюда из северо-западной части Азии. Некоторые из этих племён заселили северный Китай (Маньчжурию). Корейцы - гомогенная нация. Хотя в КНДР нет больших национальных общин, достаточно многочисленно китайское (около 50 000 человек) и японское (около 1800 человек) меньшинство.

Начиная с 60-х годов XX века КНДР прикладывала значительные усилия для привлечения иностранцев в страну, прежде всего технических специалистов из стран социалистического лагеря. Кроме того, с 60-х до конца 80-х годов в северокорейских ВУЗах (в основном в Университете им. Ким Ир Сена) училось много студентов из Восточной Европы, Сомали, Анголы и Вьетнама. Сегодня в КНДР (главным образом в районе Пхеньяна) проживают иностранные граждане в основном из России, Восточной Европы и Вьетнама.

Население: 23,11 млн. человек (2006 год, оценка). Возрастная структура: 0-14 лет: 24 % (мужчины 2 788 944; женщины 2 708 331), 15-64 лет: 68 % (мужчины 7 762 442; женщины 7 955 522), 65 лет и старше: 8 % (мужчины 667 792; женщины 1 229 988) (2006, оценка). Рост населения: 0,84 % (2006, оценка).

Рождаемость: 15,54 новорождённых/1 000 населения (2006, оценка) Смертность: 7,13 смертей/1 000 населения (2006, оценка) Эмиграция: 0 эмигрантов/1 000 населения (2000, оценка). Продолжительность жизни: Всё население: 63 года; мужчины: 61 год; женщины: 66 лет (2009).

В соответствии с системой «сонъбун» все население КНДР поделено на три слоя: «основной», «колеблющийся» и «враждебный». Принадлежность к тому или иному слою определяется по социальному происхождению и роду деятельности в период японского господства и Корейской войны и наследуется по мужской линии. Члены ТПК автоматически относятся к «основному» слою, лица, исключенные из политической партии - к «враждебному». Репатрианты из Китая и Японии относятся к «враждебному» слою.

Лица, отнесённые к «враждебному» слою, в частности, не могут служить в армии, вступить в ТПК и поступить в большинство ВУЗов. В то же время, до 1990-х годов принадлежность к тому или иному слою (за исключением номенклатуры) не влияла на размер продовольственного пайка.

В соответствии с постановлением «О дальнейшем усилении работы с различными слоями и группами населения» принятым восьмым пленумом ЦК ТПК четвёртого созыва в конце февраля 1964 года была проведена существенная детализация категорий населения, в соответствии с которой в каждом слое были выделены отдельные группы (всего 51). Работа эта проводилась в 1964-1969 годах силами так называемых «групп 620», специально сформированных для этой цели. Эта деятельность сопровождалась высылками, арестами и казнями врагов режима (как реальных, так и потенциальных или просто выдуманных). Оценить хотя бы приблизительную численность даже слоёв, не говоря об отдельных группах, практически невозможно.

Официальное название - Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР). Расположена в северной части Корейского полуострова. Площадь 122,8 тыс. км2, численность населения ок. 23 млн чел. (2002). Государственный язык - корейский. Столица - г. Пхеньян (ок. 2 млн чел., 2002). Государственные праздники: 15 апреля - «День солнца», день рождения Ким Ир Сена; 16 февраля - день рождения Ким Чен Ира; 15 августа - День освобождения (1945); 9 сентября - День образования Республики (1948). Денежная единица - вона.

Член более 200 международных организаций, в т.ч. ООН (1991), ЮНЕСКО, ПРООН, ФАО, ВОЗ и др.

Достопримечательности КНДР

Население КНДР

В КНДР не публикуются статистические отчёты. Здесь и далее приводятся расчётные данные.

Прирост населения 1,5% в год. В результате стихийных бедствий и неурожаев в 1995-97 в КНДР умерло от голода 1-2 млн чел. По данным международных организаций, смертность, особенно среди детей, высокая. Средняя продолжительность жизни в последние годы резко снизилась (с 72 до 58-60 лет) из-за поразившего страну голода в сер. 1990-х гг. Средняя продолжительность жизни мужчин 56 лет, женщин 62 года.

Лица в возрасте до 15 лет составляют 30% населения, 15-49 лет - ок. 50%, 50 лет и старше - ок. 20%. Мужчин 49%, женщин 51%.

Городское население 40%, сельское - 60%. Из-за глубокого кризиса в экономике часть городского населения (1 млн чел.) была направлена в сельские районы.

Официально выход на пенсию для женщин с 55 лет, для мужчин - с 60 лет.

Этнический состав - корейцы. В стране проживает также 6 тыс. китайцев. Язык - корейский.

Конституционная норма декларирует свободу совести. Однако государство не разрешает использовать религию в качестве «средства проникновения внешних сил, нарушения государственного и общественного порядка». Формально в стране существуют буддизм, христианство и чондогё - религия «небесного пути». В Пхеньяне и других регионах страны имеются буддийские храмы. Религиозная деятельность строго контролируется властями.

Государственное устройство и политическая система КНДР

По Конституции КНДР - «суверенное социалистическое государство, представляющее интересы всего корейского народа». КНДР является также «революционным государством». Реальная власть в стране находится в руках военных. Высшим органом власти фактически является Государственный комитет обороны во главе с Ким Чен Иром. КНДР - это супертоталитарное государство с присущей ему системой культа личности Ким Чен Ира.

Действует Конституция 1972 с важными изменениями и дополнениями 1992 и 1998. В частности, введена новая глава «Оборона страны», упразднены должность президента, Постоянный совет Верховного народного собрания, Центральный народный комитет и Административный совет, учреждён Государственный комитет обороны, восстановлен президиум Верховного народного собрания и кабинет министров.

В административном отношении КНДР делится на 9 провинций: Рянган, Чаган, Северная Хамгён, Южная Хамгён, Северная Пхенан, Южная Пхенан, Северная Хванхэ, Южная Хванхэ, Канвон. Три города центрального подчинения: Пхеньян, Кэсон, Нампхо.

Наиболее крупные города: Пхеньян (столица), Вонсан, Синыйджу, Хамхын, Хэджу, Чхонджин.

Принципом государственного управления является демократический централизм. Высший орган законодательной власти - Верховное народное собрание (ВНС). Высший орган исполнительной власти - кабинет министров.

Глава государства: по Конституции - председатель президиума ВНС, реально председатель Государственного комитета обороны.

Председатель Государственного комитета обороны - Ким Чен Ир; председатель президиума ВНС - Ким Ен Нам, председатель кабинета министров - Пак Бон Джу.

Конституция декларирует, что выборы в ВНС и местные народные собрания (провинций, городов и уездов) проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В условиях КНДР выборы носят формальный характер.

Ким Ир Сен (1912-94) - основатель и бессменный руководитель КНДР в течение почти 50 лет. В Конституции КНДР Ким Ир Сен охарактеризован «гением идей, теории и практики руководства, всепобеждающим, стальным полководцем, великим революционером» и объявлен «вечным президентом» Северной Кореи.

Ким Чен Ир (род. 1942) - сын Ким Ир Сена. Получил высшую власть в стране от отца. В северокорейской пропаганде называется «великим полководцем», «любимым руководителем корейского народа».

Ким Чен Ир выдвинул курс на строительство «могущественной державы», проводит политику «приоритета армии» в целях мобилизации общества на сохранение существующего режима.

По Конституции народные собрания провинций, городов и уездов (законодательные органы) и соответствующие народные комитеты (исполнительные органы) выполняют хозяйственные функции. Реально же руководство хозяйственной деятельностью осуществляют органы Комитета обороны на местах.

Трудовая партия Кореи (ТПК) почти 60 лет является монопольно правящей партией в КНДР. Численность 2,5 млн членов. Всего состоялось 6 съездов партии (последний в 1980). Главная функция ТПК - претворение в жизнь идеологии чучхе («человек - хозяин всему»).

Кроме ТПК, в стране действуют Социал-демократическая партия и религиозная партия Чондогё-Чхонудан («партия молодых друзей»). Эти партии полностью поддерживают политику ТПК и не играют существенной роли в политической системе КНДР.

Основные общественные организации: Объединённые профсоюзы Кореи (ОПК), Союз трудящихся сельского хозяйства (СТСХ), Кимирсеновский социалистический союз молодёжи (КССМ), Союз демократических женщин (СДЖ). Главная задача общественных организаций - выполнение функции «приводных ремней», т.е. обеспечение связи ТПК с населением, проведение идейно-воспитательной работы на основе идеологии чучхе.

Все партии и общественные организации (всего более 70) входят в Единый демократический отечественный фронт (ЕДОФ). В центре деятельности ЕДОФ - борьба за мирное объединение Кореи на основе северокорейской политической платформы - образования конфедерации Корё.

Внутренняя политика правящего режима направлена на укрепление «социализма корейского образца», строительство «могущественной державы», превращение страны в «крепость». Осуществляется линия на милитаризацию общества, усиление индоктринации населения в духе идей чучхе («чучхеизация»).

Основные принципы внешней политики - «самостоятельность, мир и дружба». КНДР поддерживает дружественные отношения с КНР, имеет с ней союзный договор. Развивает добрососедские связи с РФ. В 2000 между КНДР и РФ подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Президент РФ В.В.Путин в 2000 нанёс визит в Пхеньян. Руководитель КНДР Ким Чен Ир посетил РФ в 2001 и 2002.

КНДР стремится к нормализации отношений с США, выступает за двусторонний диалог с Вашингтоном в целях разрешения северокорейской ядерной проблемы. В 2003 КНДР объявила о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия и возобновлении военной ядерной программы.

Пхеньян настаивает на получении со стороны Вашингтона твёрдых гарантий собственной безопасности в обмен на прекращение военной ядерной деятельности.

В последние годы КНДР заметно расширила внешнеполитические связи, установив дипломатические отношения практически со всеми западноевропейскими государствами и в целом с ЕС. КНДР поддерживает дипломатические отношения более чем со 150 государствами мира.

Вооружённые силы КНДР насчитывают 1,2 млн чел. На вооружении находится ок. 4 тыс. танков, более 600 самолётов, 11 тыс. орудий, 800 ракет типа СКАД и 200 баллистических ракет класса «Нодон» (дальность полёта св. 1000 км). Ежегодные расходы на содержание огромной армии составляют более 50% государственного бюджета.

В связи с разразившимся в 2003 ядерным кризисом КНДР официально объявила о том, что намерена «укреплять самостоятельные силы ядерного сдерживания как меру самозащиты».

Межкорейские отношения

Почти 60 лет Корейский полуостров расчленён на два государства - КНДР и РК, создавшие противоположные общественно-политические и экономические системы. Весь период существования двух корейских государств отмечен острым военно-политическим и идеологическим противоборством, трёхлетней кровопролитной войной 1950-53.

В нач. 1970-х гг. Север и Юг приступили к диалогу, завершившемуся принятием Совместного заявления (4 июля 1972), определившего основополагающие подходы Пхеньяна и Сеула к объединению Кореи, которое должно быть достигнуто, во-первых, самостоятельно, без вмешательства внешних сил, во-вторых, мирным путём и, в-третьих, на основе национальной консолидации.

В нач. 1990-х гг. КНДР и РК подписали два важных межгосударственных документа - Соглашение о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах (13 декабря 1991) и Декларацию о безъядерном статусе Корейского полуострова (31 декабря 1991). Эти документы де-юре зафиксировали наличие двух государств на Корейском полуострове и принципы их взаимоотношений как самостоятельных государств.

Историческими событиями в межкорейских отношениях стали встреча руководителей КНДР и РК Ким Чен Ира и Ким Дэ Чжуна в июне 2000 в Пхеньяне и подписанная ими Совместная декларация (15 июня 2000), в которой нашли отражение общие подходы к объединению страны, развитию политических, экономических и культурных связей между Севером и Югом. На высшем уровне было подтверждено, что объединение Кореи. будет осуществлено самими корейцами, мирным путём и на основе сближения северокорейской идеи конфедерации и южнокорейской концепции сообщества.

Важное значение для межкорейского сближения имела политика «солнечного тепла», проводившаяся президентом Ким Дэ Чжуном в отношении КНДР (вовлечение Северной Кореи в широкое международное сотрудничество, развитие многосторонних связей с ней).

В 1998-2002 между Севером и Югом установились политические контакты, расширились экономическое сотрудничество, торговля, гуманитарные связи. КНДР и РК осуществляют взаимовыгодные проекты: соединение железных дорог Севера и Юга с выходом на Транссиб, создание технопарка в районе Кэсона, туристический проект «Кымгансан» и др. Тем не менее межкорейский диалог нельзя назвать стабильным. Периодически между сторонами возникают серьёзные конфликты (боевые столкновения военных судов в Жёлтом море в 1999 и 2002). Негативно влияет на диалог и ядерная проблема КНДР. Правительство президента Но Му Хена выступает за продолжение политики диалога с КНДР, за мирное политическое урегулирование северокорейской ядерной проблемы.

Экономика КНДР

КНДР на протяжении последних 10 лет переживает острый экономический кризис. ВВП составляет 8-9 млрд долл. США (в кон. 1980_х гг. - 22 млрд долл.); ВВП на душу населения - менее 400 долл. В стране ощущается острая нехватка электроэнергии, сырья, различных материалов и оборудования. Производство электроэнергии, согласно экспертным оценкам за 2002, составляет 12-13 млрд кВт/ч (в 1990-35), угля - 15 млн т (50), стали - 1,5 млн т (4,2), цемента - 4,0 млн т (7,6). Практически 80% промышленных предприятий простаивает.

В 2002 в КНДР предпринята попытка внести коррективы в экономическую политику, внедрить товарно-денежные отношения, сократить сферу действия распределительной системы. В 15-20 раз была повышена заработная плата рабочих и служащих, в 30-50 раз возросли цены на промышленные товары и услуги. Руководителям предприятий предоставлено право варьировать заработную плату работников. Введена ограниченная конвертируемость национальной валюты, курс к доллару США приблизился к рыночному. Эти изменения названы в КНДР не реформами, а «государственными мероприятиями», направленными на «укрепление и совершенствование корейского социализма».

Нововведения, однако, не привели к позитивным изменениям ни на макроуровне, ни на микроуровне. Заметно выросла инфляция (официальный курс доллара к воне составляет 1:150, на чёрном рынке - 1:2000), увеличилась безработица (более 1 млн чел.).

Экономическая политика руководства КНДР всегда основывалась на приоритетном развитии тяжёлой индустрии в ущерб лёгкой промышленности. На сессии ВНС в марте 2003 приоритетом названы «национальная оборона и военно-промышленный комплекс», а также сельское хозяйство и лёгкая промышленность.

В последние годы КНДР испытывает острую нехватку продовольствия. Производство сельскохозяйственной продукции не превышает 4 млн т в год, включая 1,8 млн т риса. Международные гуманитарные организации ежегодно поставляют до 1 млн т продовольствия, чтобы спасти население КНДР от голода. В нач. 2003 Северная Корея обратилась к РК с просьбой срочно поставить 400 тыс. т зерна, с тем чтобы «протянуть» до сбора нового урожая.

Основная сельскохозяйственная культура - рис, производство которого год от года снижается. Животноводство развито слабо. Расширяются посевы картофеля («картофельная революция»). Принимаются меры по развитию овцеводства, кролиководства и прудового хозяйства.

В условиях жёсткого кризиса транспортная система работает с большими перебоями. В прежние годы до 90% грузоперевозок осуществлялось железнодорожным транспортом (в нач. 1990-х гг. протяжённость железных дорог составляла 8 тыс. км). В настоящее время железнодорожный транспорт находится в плачевном состоянии. Устарело рельсовое хозяйство, требуются срочная модернизация электровозного и тепловозного хозяйства, ремонт железнодорожных мостов и т.д. Острая нехватка электроэнергии нарушает ритмичность работы железнодорожного транспорта.

В июне 2003 Север и Юг осуществили стыковку железных дорог в районе демилитаризованной зоны. Намечено начать движение по транскорейской дороге с выходом на Транссиб (восточный маршрут) и через Пхеньян - Синыйджу в Китай (западный маршрут).

Автомобильные дороги также требуют обновления. В 2000 построена шоссейная дорога Пхеньян Нампхо (57 км). Северная и Южная К. достигли договоренности соединить обе части полуострова шоссейной дорогой.

КНДР располагает удобными морскими портами на западном и восточном побережье - Нампхо, Сонним, Хэджу, Хамхын, Вонсон, Чхонджин, Раджин. Портовое хозяйство устарело. Разгрузо-погрузочные работы осуществляются в основном вручную. Порт Раджин (объём переработки грузов 2 млн т в год) используется на 50-60% мощностей.

Воздушный транспорт развит слабо. Внутренние воздушные линии действуют нерегулярно. Международные воздушные линии: Пхеньян - Пекин, Пхеньян - Владивосток, Пхеньян - Хабаровск.

Связь находится на низком техническом уровне. Осуществляется процесс компьютеризации Северной Кореи. Действует компьютерная связь внутри страны, однако выход в Интернет блокирован.

Внутренняя торговля (оптовая и розничная) развита слабо. До 2002 существовал строго разрешительный порядок на рыночную торговлю. В настоящее время в стране открыто большое количество рынков, налаживается рыночная торговля продуктами питания и товарами повседневного спроса. Товары в основном импортные (из Китая). Разрешено открывать частные кафе и рестораны.

В КНДР организуются туристические маршруты по местам «революционной славы». Эти места в основном связаны с деятельностью северокорейских вождей Ким Ир Сена и Ким Чен Ира. По случаю дня рождения «великого вождя» (15 апреля) и «великого полководца» (16 февраля) устраиваются «походы верности» на гору Пэктусан (на границе с Китаем), где начал партизанскую борьбу Ким Ир Сен, и к домику в партизанском лагере, расположенном на той же горе, где якобы родился Ким Чен Ир.

Иностранным туризмом занимается специализированная государственная организация. Туристические группы посещают КНДР главным образом из Китая, РФ, Японии, Тайваня, Таиланда. В Пхеньяне есть сеть гостиниц для иностранных туристов. Организуются специальные тургруппы для корейцев, проживающих за рубежом.

КНДР и РК реализуют совместный туристический проект «Кымгансан». Более полумиллиона южнокорейцев побывали в Алмазных горах.

Ведущее место в финансовой системе КНДР принадлежит государственному бюджету, который включает центральный бюджет и местные бюджеты. Главное место в доходах бюджета занимают поступления от госпредприятий, налог с оборота, подоходный и другие налоги, таможенные пошлины, помощь со стороны международных организаций. Значительные средства госбюджета (до 50%) направляются на оборону, развитие военно-промышленного комплекса.

После либерализации цен и повышения заработной платы в 2002 уровень жизни населения не улучшился. Средняя заработная плата в стране - 1500 вон (10 долл.). Население испытывает нехватку продовольствия, товаров широкого потребления. Ежедневная норма выдачи риса (или кукурузы для взрослых) - 400 г, для детей ещё меньше.

КНДР поддерживает торговые связи более чем со 100 странами. Объём товарооборота в 2002 составил 2,4 млрд долл. Основные внешнеторговые партнёры КНДР - Южная К. (642 млрд долл.), Китай (550 млн долл.), Япония (500 млн долл.), страны ЕС (250 млн долл.), РФ (130 млн долл.). В экспорте КНДР преобладают чёрные и цветные металлы, антрацит, морепродукты; в импорте - нефть и нефтепродукты, коксующийся уголь, химические удобрения, продовольствие.

Внешний долг КНДР, по оценкам экспертов, составляет 25 млрд долл. США (2000), в т.ч. РФ - 8 млрд долл., Китаю - 4,5 млрд долл.

Наука и культура КНДР

В КНДР создана «подлинно народная и революционная культура». Правящая партия ведёт бескомпромиссную борьбу «против культурной экспансии империализма», за утверждение во всех сферах «нового, социалистического образа жизни».

Вся система образования направлена на воспитание преданности «великому полководцу», его политическому курсу и готовности «грудью защитить полководца».

С 1975 в КНДР действует всеобщее обязательное 11-летнее обучение (включая одногодичное дошкольное). В стране насчитывается 10 тыс. общеобразовательных школ, 450 технических училищ, более 200 высших учебных заведений. В последние годы из-за острого экономического кризиса государственные расходы на образование сократились. Наиболее престижными вузами являются Государственный университет им. Ким Ир Сена и Политехнический университет им. Ким Чака.

В стране создана Академия наук (1952), имеются академии сельскохозяйственных, медицинских, педагогических наук, целая сеть научных учреждений. Недалеко от Пхеньяна в г. Пхенсоне находится академический городок, где сосредоточены научно-исследовательские институты различных профилей. Действуют атомный научно-исследовательский центр в Нёнбёне, институты ядерной энергетики и радиологии и др.

Литературная, театральная, музыкальная деятельность в стране осуществляется под руководством правящей партии через Ассоциацию деятелей литературы и искусства и входящие в неё творческие союзы.

Творческая интеллигенция КНДР (писатели, поэты, музыканты) прошла через различные политические кампании, «закалилась в борьбе против формализма и идеологической нечёткости». Крупнейшей идеологической кампанией в литературе и искусстве стало «движение за установление единой идеологии партии», т.е. идей чучхе.

Большое внимание идейному руководству развитием литературы и искусства уделяет Ким Чен Ир. В его выступлениях содержатся партийные установки на утверждение «классовости и народности» в художественном творчестве.

В КНДР широко используется метод «коллективного творчества», когда группа авторов пишет романы, поэмы, посвящённые Ким Ир Сену и Ким Чен Иру. Культовая тематика превалирует во всём литературном творчестве (роман «Бессмертная история» и др.).

В музыкальном творчестве предпочтение отдаётся «образцовым революционным операм» - «Море крови», «Цветочница», «Расскажи, тайга», «Песня о Кымгансане», «Верная дочь партии».

В кинематографе также преобладает культовая, революционная тематика («Звезда Кореи», «Нация и судьба» и др.). В стране за год выпускается более 100 кинофильмов, в т.ч. 50 художественных лент.

Изобразительное искусство посвящено главным образом деятельности северокорейских вождей. Ежегодно устраиваемые по случаю дней их рождения выставки призваны отражать «величие» идей и характеров лидеров КНДР, их «заслуги» перед народом.

В Пхеньяне ежегодно проводятся международный фестиваль искусств «Апрельская весна» и кинофестиваль неприсоединившихся государств.

Новое на сайте

>

Самое популярное