Домой Хоум Кредит Банк Оценки международной конкурентоспособности стран и компаний: сравнительная характеристика. Рейтинг "Глобальная конкурентоспособность"

Оценки международной конкурентоспособности стран и компаний: сравнительная характеристика. Рейтинг "Глобальная конкурентоспособность"

Введение

В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения.

Целью работы является определение понятия национальной конкурентоспособности в мировом сообществе.

Для достижения поставленной цели в работе следует выполнить следующие задачи:

    на основе теоретического положения определить сущность национальной конкурентоспособности;

    предложить пути повышения конкурентоспособности РФ в мире.

    Понятие национальной конкурентоспособности

До настоящего времени нет внятной теории, объясняющей суть национальной конкурентоспособности. Более того, не существует даже общепринятого определения термина конкурентоспособности применительно к стране. Если понятие конкурентоспособной компании достаточно ясное, этого не скажешь о понятии конкурентоспособной страны, так как ни одна страна в мире не в состоянии быть конкурентоспособной во всех или хотя бы в большинстве отраслей.

Рассмотрев множество концепций международной конкуренции, следует выделить одну единственную и разумную концепцию на национальном уровне - это производительность. Основная цель любого государства состоит в достижении высокого и постоянно растущего уровня жизни своих граждан. Способность реализовать эту цель зависит от производительности, которую, в свою очередь, обеспечивают задействованные трудовые ресурсы и капитал страны.

Производительность - это объем продукции, производимый единицей затраченного труда или капитала. Она зависит от качества и свойств продукции (определяющих цену, которую можно на нее установить), а также от эффективности производства. Производительность является главным показателем, определяющим долгосрочный уровень жизни в стране, от которого зависит доход на душу населения. Уровень жизни в конкретной стране зависит от способности национальных компаний достичь высокого уровня производительности и продолжать это повышение. Неуклонный рост производительности требует постоянного развития экономики.

То, как условия в стране указывают фирмам путь или вынуждают их распознавать изменения структуры и реагировать на них, крайне важно для понимания "моделей успеха" в международной конкуренции.

Наличие в стране базы для компании мирового уровня оказывает сильное положительное воздействие на смежные отрасли, тем самым, давая дополнительные преимущества национальной экономике. Для приобретения и поддержания конкурентоспособности на мировом уровне национальные компании должны постоянно совершенствовать производство в уже существующих отраслях посредством повышения качества продукции, придания ей желательных потребительских свойств, совершенствования технологии изготовления продукции и повышения эффективности производства. Они должны развивать необходимые качества для конкуренции во все более усложняющихся промышленных сегментов, производительность в которых, бывает обычно высокой. И, наконец, они должны развить способность к конкуренции в принципиально новых сложных отраслях.

По данным агентства экономической информации «ПРАЙМ-ТАСС» на 30 сентября 2010года, о рейтинге конкурентоспособности: «Профиль России экстремально стабилен».

Швейцария сохранила первое место в рейтинге глобальной конкурентоспособности стран Всемирного экономического Форума на 2010-2011 гг. США упали на две позиции, заняв четвертую позицию рейтинга, и уступают место Швеции и Сингапуру. Германия поднялась на две строчки до пятого места и лидирует в Еврозоне.

Китай добрался до 27 места - Поднебесная продолжает лидировать среди стран с развивающимися экономиками, набрав "два очка" в этом году.

В первой десятке - Япония, Финляндия, Нидерланды, Дания и Канада. Россия продемонстрировала завидное постоянство, заняв 63-место в рейтинге из 139 стран. Та же позиция была у России и в прошлом году. Хорошо это или плохо?

Как отмечают эксперты, конкурентоспособность российской экономики в последние годы в абсолютном смысле изменилась мало, а в относительном - несколько снизилась.

Из членов СНГ единственной страной, оказавшейся выше России в рейтинге, стал Азербайджан. Он находится на 57-й строчке, что означает потерю 6 позиций по сравнению с прошлым рейтингом. Казахстан занял 72-е место, Украина - 89-е, Молдавия - 94-е, Армения - 98-е, Таджикистан - 116-е, Киргизия - 121-е. Среди стран бывшего Советского Союза, не входящих в СНГ, Эстония расположилась на 33-й строчке, Литва - на 47-й, Латвия - на 70-й, Грузия - на 90-й.

Стоит отметить, что в основу масштабного исследования, ежегодно проводимого аналитиками ВЭФ совместно с ведущими исследовательскими институтами, легла обработка общедоступных данных и опроса 13,5 тыс. руководителей компаний в 139 странах. Анкета разработана таким образом, чтобы учесть широкий круг факторов - в общей сложности 110 индикаторов, влияющих на бизнес-климат.

Позиция в рейтинге конкурентоспособности определяется ВЭФ исходя из 12 индексов, и лишь 3 показателя можно назвать конкурентными преимуществами России, по остальным 9 наша страна конкурентно уступает. 12 слагаемых конкурентоспособности играют разную роль на разных стадиях экономического развития, поясняют в Strategy Partners - компании-партнере ВЭФ в рамках программы. Таких стадий три: экономика, движимая факторами, экономика, движимая эффективностью, и экономика, движимая инновациями.

Россия - во второй "лиге", вместе с Аргентиной, Бразилией, Китаем, Малайзией, Мексикой и ЮАР.

Среди преимуществ - инфраструктура, размер рынка, высшее образование и профессиональная подготовка, а среди недостатков- общественные институты, и макроэкономическая среда-здесь, по словам партнера компании Strategy Partners и координатора программы ВЭФ Алексея Праздничных заметно сильное ухудшение, по большей части связанное с кризисом.

Плохи российские дела также в таких областях, как здоровье и начальное образование, что фактически означает, что из базовых условий, обозначенных в качестве оснований для функционирования "экономики факторов" в России работает лишь инфраструктура.

Среди факторов формирующих эффективную экономику - экономику второй "лиги" - эффективность рынка труда и услуг, развитость финансового рынка, высшее образование и профессиональная подготовка, технологический уровень и размер рынка. Здесь, как уже было отмечено, у России отмечается положительная динамика в двух областях.

Что касается инновационной экономики, то ее определяют конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал. И по одной, и по другой позиции у России низкие оценки.

Как отмечают эксперты Strategy Partners, в рейтинге ключевых проблем для развития бизнеса в России не произошло никаких изменений: как и в прошлом году, основным барьером бизнес назвал коррупцию, на втором месте - проблема с доступом к финансированию, третьим по величине барьером является налоговое регулирование.

"Профиль России экстремально стабилен", - отметил А.Праздничных в беседе с журналистами.

Тем не менее, "4 И"- Институты, Инфраструктура, Инвестиции и Инновации - выдвинутые нынешним президентом России в 2008г. в качестве приоритетов экономического развития, все еще остаются актуальными, - говорит эксперт. Концентрация усилий на этих направлениях позволит существенно улучшить позиции России в рейтинге и достичь результатов в привлечении иностранных инвестиций".

При этом наша страна остро нуждается в прямых иностранных инвестициях, не столько по причине нехватки собственных средств, сколько для технологической модернизации.

В 2005-2008г.г. Россия привлекала большие объемы ПИИ, однако в 2009г. этот рост приостановился.

При этом инвестиция инвестиции - рознь, и мотивы вложений в экономику России имеют четко выраженную нефтегазовую окраску. Эта тенденция будет продолжаться в обозримом будущем, так как потребности России в инвестициях для освоения новых месторождений исчисляются триллионами рублей, - отмечают Strategy Partners.

В том, что между уровнем конкурентоспособности и привлечением прямых инвестиций существует зависимость, несложно убедиться: на ее наличие указывают результаты статистического анализа.

Анализ, учитывающий степень обеспеченности стран природными ресурсами, показывает, что уровень прямых инвестиций в России очень близко соответствует уровню конкурентоспособности национальной экономики. Таким образом, оценки инвестиционной привлекательности нашей страны стоит признать объективными - страна не является ни недооцененной, ни переоцененной иностранными инвесторами.

Понятно, что наибольшая конкурентная борьба разворачивается за инвестиции типа, условно названного "доступ к компетенции" - это инвестиции в создание платформы для последующего экспорта или интеграции по причине низких издержек или инновационного потенциала. В структуре накопленных российских инвестиций на конец 2009г. этот тип занимает 9%, увеличившись с 1% в 2005г. Неконкурентной средой является область инвестиций в добычу природных ресурсов и инвестиций в "локальные сектора" - торговля и услуги.

В 2005г. 59% накопленных инвестиций приходилось на природные ресурсы, и 39% - на локальный сектор. В 2009г. ситуация изменилась - сектор торговли за 4 года начал серьезно доминировать, заняв 74% всех инвестиций, оставив 17% - сектору природных ресурсов.

В любом случае, привлечение ПИ для российской экономики - это не предмет выбора, а вопрос выживания, отмечают в Strategy Partners. Для этого необходимо предпринять меры по повышению конкурентоспособности национальной экономики.

"В группе БРИК "скачет" Китай, а на втором месте по скорости - Индия", - отмечает А.Праздничных. На третьем месте - Бразилия. В Латинской Америке лидирует Чили. В Европе усиливает свои позиции Франция, стагнирует Италия. Активно улучшают позиции Латвия и Литва. Украина сдает позиции в связи с политическими фактором, рассуждает эксперт. А что касается лидера рейтинга - Швейцарии, то эта маленькая страна за 3-4 года сильно улучшила свои показатели.

Стабильно высокий рейтинг Соединенных Штатов обусловлен целым "бульоном конкурентных преимуществ, который не имеет ни одна страна в мире", - пояснил А.Праздничных. Снижение же рейтинга крупнейшей экономики мира эксперты форума объясняют, прежде всего, снижением оценки качества институтов. К тому же отмечается невысокий уровень доверия населения к политикам, в бизнес-сообществе продолжает сохраняться обеспокоенность способностью правительства пребывать на почтительном расстоянии от бизнеса. Также остается устойчивым мнение, что правительство производит расходование средств довольно бесполезно.

3. Пути повышения конкурентоспособности РФ в мире

В настоящее время, наиболее разумный путь повышению конкурентоспособности на внешнем рынке - это включение принципов устойчивого развития во все сферы предпринимательской деятельности, поэтому, следует выделить ряд основных факторов, по которым предприятия должны строить свою конкурентоспособность.

Структурные факторы:

    специализацию и концентрацию производства необходимо осуществлять на основе анализа рациональности структур и процессов, применяя методы моделирования;

    в учет и регулирование производственных процессов необходимо включить средства автоматизации мониторинга, принципы пропорциональности, непрерывности, точности, параллельности, ритмичности отдельных процессов и др.;

    среди персонала необходимо осуществлять отбор, выбирая более квалифицированных рабочих, чтобы создать условия для продвижения, мотивируя качественный и эффективный труд с целью обеспечения его конкурентоспособности;

    при проектировании и развитии структур в информационные системы следует закладывать качественную информацию и нормативно-методические документы;

Ресурсные факторы:

    постоянно анализировать конкурентную среду, количество поставщиков, силу конкуренции между ними, их конкурентоспособность для выбора наилучших;

    следить за параметрами рынка, чтобы не упустить возможность получить качественное и дешевое сырьё;

    стимулировать проведение подробного анализа, так как в будущем экономия ресурсов у потребителей товаров будет приоритетным направлением деятельности предприятия, т.е. вести учет и анализ использования всех видов ресурсов по всем стадиям жизненного цикла крупных объектов предприятия;

    стимулировать проведение функционально-стоимостного анализа выпускаемой продукции и элементов производства;

    поддерживать работу по оптимизации ресурсов, так как глобальная цель конкуренции - экономия ресурсов и повышение качества жизни.

Технические факторы:

Управленческие факторы:

    повышать статус высококвалифицированных менеджеров;

    по результатам анализа законов предприятия, разрабатывать и реализовать мероприятия по совершенствованию процессов;

    соблюдать высокую дисциплину организации поставок сырья, материалов, комплектующих изделий по принципу («точно в срок»);

    укреплять дисциплину поставок при удорожании производственных площадей (одно из эффективнейших направлений конкурентной борьбы);

    применять научные методы управления;

    проводить внутреннюю и внешнюю сертификацию продукции и систем, т.е. систему управления качеством, которая должна соответствовать международным стандартам (удержание его возможно при достижении высокой конкурентоспособности выпускаемой продукции).

Рыночные факторы:

    необходимо изучать параметры рынков и проводить мониторинг рыночной инфраструктуры;

    обеспечить доступ к рынку новых технологий;

    принимать меры по стабилизации всех конкурентных преимуществ (добиться или продолжать удерживать лидирующее положение на рынке товаров);

    обеспечить высокую патентоспособность товаров, чтобы быть более конкурентоспособным, по сравнению с товарами-заменителями;

    повышать уровень логистики и уровень квалификации маркетологов и работников сбыта;

    выбирать высоко квалифицированных работников рекламы и обладать достаточным количеством средств на неё;

    повышать эффективность системы стимулирования сбыта и послепродажного обслуживания;

    обладать достоверным прогнозированием политики ценообразования и рыночной инфраструктуры.

Подводя итоги можно сказать, если предприятия будут выполнять все требования, из предложенного перечня, или хотя бы большую часть, то их вполне можно будет считать конкурентоспособным. И чем больше они будут иметь конкурентных преимуществ перед конкурентами, тем выше будет конкурентоспособность, живучесть, эффективность, перспективность, что придаст множество плюсов к рейтингу конкурентоспособности РФ в мире.

Заключение

Делая вывод по данной работе, можно констатировать, что национальную конкурентоспособность поддерживает производительность субъектов РФ которую, в свою очередь, обеспечивают задействованные трудовые ресурсы и капитал страны.

Как нам стало понятно, что производительность является главным показателем, определяющим долгосрочный уровень жизни в стране, от которого зависит доход на душу населения. Уровень жизни в конкретной стране зависит от способности национальных компаний достичь высокого уровня производительности и продолжать это повышение. Неуклонный рост производительности требует постоянного развития экономики.

Среди факторов формирующих эффективную экономику, эффективность рынка труда и услуг, развитость финансового рынка, высшее образование и профессиональная подготовка, технологический уровень и размер рынка. Здесь, как уже было отмечено, у России отмечается положительная динамика. Что касается инновационной экономики, то ее определяют конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал. И по одной, и по другой позиции у России низкие оценки.

Также остается устойчивым мнение, что правительство производит расходование средств довольно бесполезно.

В настоящее время, наиболее разумный путь повышению конкурентоспособности на внешнем рынке - это соблюдение принципов описанных в третьем параграфе, устойчивого развития во все сферы предпринимательской деятельности, что придаст множество плюсов к рейтингу конкурентоспособности РФ в мире.

Список использованной литературы

    Адрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике. - МЭ и МО, 2006.

    Скрипнюк Д.Ф. Институциональная экономика: Учебно-методический комплекс - СПб.: СПбГПУ, 2007.

    «Рынок ценных бумаг» №3 (330) 2007.

    Фасхиев Х.А «Маркетинг в России и за рубежом» №4 2007.

    « Вестник СНК» май 2008 №5 (29) стр. 10-12.

    http://teoria-practica.ru/index.php/2010-2/218-ekonomika

    http://www.economyclub.info/forum/index.php

    http://www.prime-tass.ru/news/articles

Индекс глобальной конкурентоспособности стран за 2018 год показал, что экономика США ближе к «идеальному государству», чем любая другая страна. По шкале от 0 до 100 Америка набрала 85,6 баллов, за ней следуют Сингапур (83,5 балла), Германия (82,8 балла), лидер прошлогоднего рейтинга Швейцария (82,6 балла) и Япония (82,5 балла).

Под конкурентоспособностью авторы , представленного на Всемирном экономическом форуме (World Economic Forum, WEF) понимают способность страны поддерживать высокие доходы, сохранять баланс социально-экономических условий и поддерживать удовлетворенность жизнью у граждан.

Вот как выглядит топ-10 самых конкурентоспособных стран 2018 года


Рейтинг конкурентоспособности стран 2018

Почему Америка стала самой конкурентной в глобальном плане страной мира

WEF выделяет три аспекта превосходства США среди 140 экономик мира. Это размер рынка, инновационная экосистема (включая предпринимательскую культуру, ее открытость и гибкость) и стабильность.

Тем не менее, США рано почивать на лаврах. По данным ВЭФ, Америка отстает от других стран с развитой экономикой в ​​отношении общественного здравоохранения. В настоящее время в стране средний возраст дожития составляет 67,7 лет. Наблюдается и ухудшение безопасности, так как количество убийств в пять раз превышает средний показатель по другим странам с развитой экономикой. Более того, США занимают 40-е место по такому показателю как система сдержек и противовесов, 15-е место по уровню независимости судей и 16-е место по уровню коррупции.

Зато если рассматривать инновации, то тут американская экономика очень сильна. «Инновации стали одним из важнейших условий для всех стран с развитой экономикой и является приоритетом для растущего числа развивающихся стран. Уже подавляющее большинство из них изо всех сил пытаются сделать инновации важным двигателем роста» , — пишут авторы доклада. «Результаты показывают, что в мире существует всего несколько инновационных тяжеловесов, включая Германию, Соединенные Штаты и Швейцарию».

Место России в рейтинге глобальной конкурентоспособности стран мира


Место России в рейтинге конкурентоспособности

Российская Федерация находится на 43 месте в списке самых конкурентоспособных стран. Она набрала 65,6 балла из ста, и «прыгнула» сразу на две строчки вверх в сравнении с 2017 годом. Перспективы роста российской экономики составляют в нынешнем году 1,7% и это наивысший показатель за пять лет.

Улучшение показателей России эксперты ВЭФ объясняют стабилизацией условий макроэкономического развития, благоприятными обстоятельствами для инновационного развития и внедрением новых информационных технологий в повседневную жизнь граждан страны.

А слабыми сторонами РФ являются финансовый и потребительский рынки, а также здравоохранение. По уровню развитости они находятся на 86, 83 и 100 местах соответственно. По одной из 12 ключевых «опор» — а именно институтам — Россия набрала всего 52,7 балла, оказавшись на 72-е месте списка.

Самая неконкурентоспособная страна в мире

На региональном уровне страны Африки к югу от Сахары лидируют по концентрации самых неэффективных экономик мира. Восемь из 10 наименее конкурентоспособных стран находятся именно в этом регионе.

А самым неконкурентоспособным государством в 2018 году является Чад (140-е место, 35,5 балла из 100 возможных). На втором месте с конца расположился Йемен (36,4 балла), а замыкает тройку аутсайдеров Гаити (36,5 балла).

Почему глобальная конкурентоспособность имеет значение? Авторы доклада считают, что она способствует повышению уровня жизни и создает ресурсы, необходимые для достижения широкого спектра социальных целей.

Методология создания Индекса глобальной конкурентоспособности

В 2018 году эксперты ВЭФ использовали новую методологию для создания своего ежегодного доклада. Это было необходимо, чтобы отразить сдвиги, произошедшие в мире под влиянием массового внедрения киберфизических систем — так называемой Четвертой промышленной революции.

В Индексе было использовано 98 показателей и 12 «столпов» конкурентоспособности, исходя из которых 140 стран оценивались по:

  1. качеству своих институтов;
  2. инфраструктуре;
  3. внедрению информационных и коммуникационных технологий;
  4. макроэкономической стабильности;
  5. здоровью населения;
  6. высшему образованию и профподготовке;
  7. потребительскому рынку;
  8. рынку труда;
  9. финансовой системе;
  10. размеру внутреннего рынка;
  11. динамике развития бизнеса;
  12. инновационному потенциалу.

Для каждого столпа использовалась шкала от 0 до 100. Чем больше страна набрала баллов, тем ближе ее экономика к идеальному состоянию или «границе» конкурентоспособности.

УДК 338.45

Н.А. АРСЕНТЬЕВА

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАН МИРА: ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентные преимущества, методы оценки.

Рассмотрены подходы к оценке конкурентоспособности стран мира различными международными

институтами.

N.A. ARSENTYEVA COUNTRY"S COMPETITIVENESS: THE APPROACHES TO ESTIMATION

Key words: competitiveness, competitive advantages, methods of estimation.

In clause approaches to estimation of world country’s competitiveness by different international institutes are

observed in the article.

В условиях сложившегося мирового порядка конкурентоспособность страны является результатом многонаправленных усилий, конечным результатом эффективной деятельности всех без исключения субъектов государства.

Конкурентоспособность страны зависит не только от текущих финансовоэкономических, социальных и других показателей, но и от культурно-исторических факторов и перспектив развития государства.

Каждое государство мира из ныне существующих сложилось под влиянием уникальных географических, исторических, социальных, природных, экономических и других условий. Крайне сложно привести к общему знаменателю маленькое островное государство Тихого океана, открытое всего несколько веков назад, и многомиллионную страну Западной Европы с богатейшим историческим и культурным наследием.

Однако в той или иной степени конкурентоспособность стран мира находит отражение в многочисленных, основанных на глубоких исследованиях, рейтингах, регулярно выпускаемых всевозможными исследовательскими институтами и агентствами. Некоторые из этих исследований полностью посвящены проблеме определения конкурентоспособности различных держав, другие ставят перед собой более узкие, смежные цели.

Рассматривая более узконаправленные исследования, направленные только на изучение отдельных показателей, влияющих на конкурентоспособность государства, можно выделить различные кредитные рейтинги, составляемые специализированными агентствами.

Например, кредитный рейтинг каждой отдельной страны соответствует ее способности своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства. Наибольшим доверием в мире пользуются международные агентства «Standard & Poor’s», «Moody"s» и «Fitch».

В настоящее время различные международные агентства трактуют кредитный рейтинг Российской Федерации в целом одинаково. Например, по мнению агентства «Standard & Poor’s», кредитным рейтингом России является Ввв, что может охарактеризовать ее как страну с достаточной способностью своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства, но чувствительную к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях. Агентства «Moody’s» и «Fitch» придерживаются в целом такого же мнения.

Повышение рейтинга страны ведет за собой и повышение конкурентоспособности отдельных ее субъектов. Как отметил министр финансов России Алексей Кудрин, повышение кредитного рейтинга Российской Федерации ведет к тому, что «и частные компании смогут повысить свои рейтинги, и тем са-

мым для них уменьшаются процентные ставки по всем их облигациям и в отношении всех их обязательств» .

Вместе с тем конкурентоспособность страны определяется не только ее платежеспособностью и политическим влиянием. Конкурентоспособная страна -это прежде всего та страна, в которой жизнь резидентов является комфортной и благополучной. Именно люди создают валовой продукт, осуществляют инвестиции и создают сбережения, поэтому от их квалификации, образовательного уровня и условий жизни зависит не только непосредственно эффективность их деятельности, но и эффективность функционирования государства в целом. В этой связи хотелось бы привести данные некоторых специализированных исследований, касающихся частных показателей конкурентоспособности стран мира, основанных на изучении социально-экономических показателей государств и уровне жизни населения:

1. Согласно исследованию Программы развития ООН с целью выявления самых благоприятных для жизни стран на основе индекса человеческого развития (HDI) за 2009 г., Россия занимает 71-е место (позади Белоруссии, Албании и Панамы), однако она относится к группе стран с высоким уровнем человеческого развития. Индекс человеческого развития состоит из трех основных показателей: валового внутреннего продукта, продолжительности жизни и грамотности. Очевидно, какой из них является «слабым звеном» России - по продолжительности жизни страна находится на 119-м месте. Лидируют же в данном рейтинге Норвегия, Австралия, Исландия, Канада и Ирландия.

2. В рейтинге самых коррумпированных стран Российская Федерация заняла 145-е место из 180, получив одинаковый балл по индексу восприятия коррупции, что и Того, Индонезия и Гамбия. При этом в последнее время положение только ухудшилось: еще два года назад страна находилась на 127-м месте. Наименее же коррумпированными странами являются Дания, Финляндия и Новая Зеландия.

3. В рейтинге самых миролюбивых стран мира Россия в 2007 г. находилась на 118-м месте из 121-го возможного, уступая лишь Израилю, Судану и Ираку. Первую тройку составили Норвегия, Новая Зеландия и Дания. Для составления рейтинга сравнение стран проводилось по следующим показателям: военные расходы и численность вооруженных сил, количество сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих на 100 тыс. жителей, численность заключенных в тюрьмах, уровень преступности, сообщения о применении силы при разгоне акций протеста, количество погибших в стране иностранцев, уровень образования граждан, уровень коррупции, приверженность демократическим принципам и другие.

4. В рейтинге самых благоприятных стран для ведения бизнеса журнала Forbes в 2008 г. Россия заняла 86-е место, расположившись между Кенией и Нигерией. Первая пятерка выглядит следующим образом: Дания, Ирландия, Финляндия, США и Великобритания. Оценка проводилась по таким показателям, как уровень роста инфляции и безработицы, степень экономической и личной свободы, темпы роста валового внутреннего продукта, система налогообложения и законодательства страны. Именно неуверенность в эффективности системы налогообложения и законодательства страны, а также низкая степень экономической и личной свободы вынудили организаторов исследования присвоить России столь низкое итоговое место.

Рейтинги, составляемые ведущими агентствами и экспертами, являются весьма полезным инструментом для анализа текущих результатов и прогнозирования возможностей развития страны. Естественно, не следует слепо дове-

рять выводам ученых, сотрудников исследовательских центров и деловых журналов, однако прислушаться к ним имеет смысл.

Конкурентоспособность страны определяется не только благоденствием резидентов, но и привлекательностью государства для иностранных инвесторов. Здесь важны в первую очередь два фактора: окупаемость инвестиций и инвестиционные риски. Согласно исследованию Конференции ООН по торговле и развитию, опросившей руководителей крупнейших транснациональных корпораций со всего мира, Россия занимает четвертое место в списке стран, наиболее привлекательных для инвестиций, обойдя Бразилию и расположившись непосредственно за Китаем, Индией и США. Интересно, что все страны «БРИК» находятся в первой пятерке.

Все перечисленные выше рейтинги крайне интересны при исследовании отдельных факторов, определяющих конкурентоспособность. Однако они не в состоянии дать полную информацию, рассмотреть все факторы, влияющие на конкурентоспособность, в совокупности. Для этого существует рейтинг конкурентоспособности.

В мире существуют две солидные организации, выпускающие ежегодники, содержащие рейтинги конкурентоспособности стран: Международный институт развития менеджмента (Institute for Management Development) со своим ежегодным рейтингом конкурентоспособности (World Competitiveness Yearbook) и Всемирный экономический форум (World Economic Forum) с глобальным отчетом о конкурентоспособности (Global Competitiveness Report) . Причем до 1996 г. обе компании составляли единый рейтинг конкурентоспособности стран. После разделения на две различные организации выпускаемые отчеты по конкурентоспособности стран мира стали различаться в нескольких пунктах.

Например, при составлении рейтингов за 2008 г. Международный институт развития менеджмента охватил лишь 55 стран, в то время как в глобальном отчете о конкурентоспособности Всемирного экономического форума были представлены данные по 134 странам мира. Также существует существенное различие в числе респондентов и партнеров исследования. В ежегодном рейтинге конкурентоспособности приняли участие 52 организации по всему миру, в том числе Московская бизнес школа. В 2008 г. в данном опросе было задействовано 3960 управленцев из 55 стран. В ходе составления глобального отчета о конкурентоспособности за 2008-2009 гг. было опрошено 12 297 лидеров бизнеса из 134 стран. По всему миру партнерами исследования выступили более 150 национальных организаций. В России партнерами исследования стали консалтинговая компания Bauman Innovation, Академия народного хозяйства при правительстве РФ и Стокгольмская школа экономики в России.

В целом же пятерка самых конкурентоспособных стран мира выглядит, по мнению учёных обоих международных институтов, примерно одинаково. Обе организации отдали первое место США, оба исследования отмечают среди лидеров Сингапур и Швейцарию. Международный институт развития менеджмента включил в пятерку самых конкурентоспособных стран мира Гонконг и Люксембург, а Всемирный экономический форум - Данию и Швецию.

Самое же большое различие между двумя вышеперечисленными организациями состоит, безусловно, в методологии измерения конкурентоспособности. Сходства и различия в оценке конкурентоспособности по версиям обеих организаций представлены в табл. 1.

Наибольший интерес для нас представляет оценка конкурентоспособности Российской Федерации. Придавая разную значимость практически одинаковым факторам, Международный институт развития менеджмента и Всемир-

ный экономический форум сформировали отличное друг от друга мнение о конкурентоспособности России (табл. 2).

Таблица 1

Методология измерения конкурентоспособности Международным институтом развития менеджмента и Всемирным экономическим форумом

Каждая страна рассматривается в разрезе четырех основных факторов, каждый из которых, в свою очередь, состоит из пяти подфакторов, и в итоге эти 20 подфакторов объединяют более 300 критериев. Составляющими факторами и подфак-торами конкурентоспособности страны являются: 1. Состояние экономики 1.1. Национальная экономика 1.2. Международная торговля 1.3. Международные инвестиции 1.4. Занятость 1.5. Цены 2. Эффективность правительства 2.1. Финансовое положение населения 2.2. Государственная (фискальная) политика 2.3. Институциональная структура 2.4. Законодательство о бизнесе 2.5. Социальная структура 3. Эффективность бизнеса 3.1. Производительность 3.2. Рынок труда 3.3. Финансовые показатели 3.4. Методы управления 3.5. Ценности 4. Состояние инфраструктуры 4.1. Основная инфраструктура 4.2. Технологическая инфраструктура 4.3. Научная инфраструктура 4.4. Здоровье и окружающая среда 4.5. Образование Общая конкурентоспособность страны определяется исходя из данных 12 слагаемых: 1. Состояние институтов 2. Инфраструктура 3. Макроэкономическая стабильность 4. Здоровье и начальное образование 5. Высшее образование и профессиональная подготовка 6. Эффективность рынка товаров и услуг 7. Эффективность рынка труда 8. Развитость финансового рынка 9. Технологический уровень 10. Размер внутреннего рынка 11. Развитость бизнеса 12. Инновации

Анализируя оба отчета, можно заметить значительную разницу в оценке конкурентоспособности России по итогам исследования обеих организаций. Это видно даже по направлению изменений рейтингового места страны по годам: если, по мнению экспертов Всемирного экономического форума, Россия поднялась в рейтинге на 8 строчек в 2008 г. по сравнению с 2007 г., то исходя из отчета Международного института развития менеджмента государство за тот же период времени опустилось в рейтинге на 4 строчки.

Однако проблемы, не позволяющие Российской Федерации стать более конкурентоспособной, видятся обеими организациями одинаково. Они известны и внутри самой страны. Прежде всего, это такие показатели, как эффективность государственного управления, состояние инфраструктуры и бизнеса. Данные проблемы являются действительно сложными. Даже при огромных усилиях, направляемых всеми субъектами на их решение, нельзя ожидать, что они исчезнут в ближайшее время. Однако бездействие в их отношении ведет к безрезультатности всех усилий, направляемых на развитие экономики России. Важно, что над решением этих проблем реальная работа ведется уже сейчас.

Президентом Российской Федерации 30 июля 2008 г. был подписан план по борьбе с коррупцией. Как отмечалось Д.А. Медведевым, борьба с коррупцией должна идти, как минимум, по трем направлениям:

1) законодательные изменения в области уголовного права;

2) создание антикоррупционных стимулов (когда должностное лицо, которому предлагается взятка, предельно четко осознает, что это ему невыгодно, так как может разрушить не только его карьеру, но и всю жизнь);

3) социально-психологическое неприятие коррупции, что достижимо за счет «изменения сознания, изменения мышления людей».

Таблица 2

Конкурентоспособность Российской Федерации в оценке Международного института развития менеджмента и Всемирного экономического форума

Международный институт развития менеджмента Всемирный экономический форум

Итоговое место Российской Федерации в рейтингах последних пяти лет 2008 г. - 47-е, 2007 г. - 43-е, 2006 г. - 54-е, 2005 г. - 54-е, 2004 г. - 50-е 2008-2009 гг. - 51-е; 20072008 гг. - 58-е; 2006-2007 гг. -59-е; 2005-2006 гг. - 75-е; 2004-2005 гг. - 70-е

Основные конкурентные преимущества России в 2008 г. и место в рейтинге 2008 г. по отдельным факторам 1) по фактору эффективности правительства (30-е место) - уровень налоговых отчислений на социальные нужды; уровень золотовалютных и иных государственных резервов; профицит бюджета; 2) по фактору эффективности бизнеса (49-е место); 3) по состоянию экономики (49-е место) -уровень прямых инвестиций в собственную и иностранную экономику; рост ВВП на душу населения; 4) по состоянию инфраструктуры (45-е место) - количество эксплуатируемых компьютеров, уровень цен на электроэнергию для бизнеса, соотношение учеников и учителей 1) большой размер внутреннего рынка (8-е место); 2) повышающаяся макроэкономическая стабильность (29-е место); 3) высокая эффективность рынка труда (27-е место)

Основные конкурентные недостатки России в 2008 г. 1) по фактору эффективности правительства -состояние пенсионной системы; 2) по фактору эффективности бизнеса - социальная ответственность бизнеса, финансовая прозрачность бизнеса; 3) по состоянию экономики - уровень диверсификации экономики; уровень портфельных инвестиций; 4) по состоянию инфраструктуры - уровень инвестиций в телекоммуникации, стоимость широкополосной связи 1) неразвитость финансового рынка (112-е место); 2) состояние институтов (110-е место); 3) по показателю развитости бизнеса - 91-е место; 4) неэффективность рынка товаров и услуг (99-е место); 5) низкий технологический уровень (67-е место)

Что касается проблемы «вымирания» населения России, первые результаты проводимой работы уже начинают появляться. Например, во многом благодаря экономическим стимулам (так называемому материнскому капиталу) и общему повышению уровня жизни в стране, естественная убыль населения в 2007 г. достигла минимального значения за период с 1995 г. (447,7 тыс. чел.). Кроме забот о низкой рождаемости перед государством стоит проблема высокой смертности, низкой продолжительности жизни населения. По результатам ежегодного доклада о продолжительности жизни в странах мира Фонда народонаселения ООН за 2007 г., средняя продолжительность жизни для мужчин в России составляет 58,7 года, а для женщин - 71,8 года. Эта негативная ситуация возникает в том числе и вследствие другой ключевой проблемы страны - недостаточно развитой инфраструктуры. Например, многие смерти в результате дорожнотранспортных происшествий происходят по причине плохого состояния дорог, из-за недостаточного количества и качества машин «скорой помощи» часто больному не удается получить своевременную помощь, что ведет к летальному исходу. Мы считаем, что пока правительству не удалось выработать комплекс-

ной, действительно эффективной программы по развитию как социальной, так и производственной инфраструктуры страны. Естественно, каждое министерство старается выработать пакет мер, направленных на поддержание и строительство инфраструктуры отрасли, однако по причине огромной значимости данной проблемы необходимо создать специальный орган государственного значения, отслеживающий состояние инфраструктуры во всей стране.

Достижение конкурентоспособности страны возможно только при преодолении насущных, ставших уже привычными, проблем. При этом только работа одновременно во всех направлениях может позволить государству действительно быть влиятельным игроком в современных условиях и преодолеть последствия мирового экономического кризиса.

Литература

4. Porter M.E. The Global Competitiveness / M.E. Porter, K Schwab, X. Sala-I-Martin. Geneva: World Economic Forum, 2008-2009. 608 p.

5. The IMD World Competitiveness Yearbook. 2008. 590 p.

АРСЕНТЬЕВА НАТАЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - аспирантка кафедры экономической теории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

ARSENTyEvA NATALIYA ALEKSANDROVNA - post-graduate student, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Конкуренция как критерий классификации рыночных структур. Перелив капиталов из отрасли в отрасль. Сущность и значение конкурентоспособности услуг. Ориентированность на определенного потребителя. Механизм оценки конкурентоспособности работ и услуг.

    контрольная работа , добавлен 02.11.2016

    Методологические основы изучения конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем рынке. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг. Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг. Методы оценки конкурентоспособности.

    курсовая работа , добавлен 27.12.2006

    Экономическая роль конкуренции. Сущность и факторы конкурентоспособности товаров и предприятий, основные методы ее оценки. Характеристика выпускаемого товара и анализ конкурентной среды. Оценка конкурентоспособности продукции и пути ее повышения.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2012

    Понятие и параметры конкурентоспособности предприятия, классификация факторов ее повышения. Виды конкуренции и характеристика типов структуры рынка. Методы оценки конкурентоспособности, анализ маркетинговой деятельности и конкурентной среды предприятия.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2011

    Понятие конкуренции и конкурентоспособности. Особенности комплекса маркетинга в розничной торговле. Конъюнктурный обзор рынка товаров и услуг. Оценка конкурентоспособности предприятия. Основные направления совершенствования его маркетинговой деятельности.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2015

    Описания услуг по оптово-розничной продаже парфюмерии элитных брендов. Расчет емкости сегмента рынка и конкурентоспособности организации. Обзор каналов сбыта продукции, ассортимента предлагаемого товара, сегментирования рынка по группам потребителей.

    практическая работа , добавлен 10.04.2012

    Сущность и показатели конкурентоспособности товаров, методы ее оценки. Проведение анализа конкурентов. Организационно-экономическая характеристика ООО "Экпресскурьер". Оценка конкурентоспособности услуг фирмы и основные направления ее совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2012

  • Тема 3 Влияние глобализации экономики на международные экономические отношения
  • Глава 4. Транснационализация мировой экономики и интеграция в нее российских тнк.
  • Глава 5. Международная конкурентоспособность государств. Теория м.Портера.
  • 5.1. Понятие международной конкурентоспособности.
  • 5.2. Теория международной конкурентоспособности м. Портера.
  • Стадии развития конкурентного государств.
  • Глава 6. Новые подходы к проблеме мировой конкурентоспособности.
  • 6.1. Необходимость оценки микроконкурентоспособности страны.
  • Российскую экономику, согласно этой методике, относя ко 2ой стадии развития, движимой эффективностью.
  • 6.3.Критика современных методик оценки конкурентоспособности.
  • Раздел 2. Структура современного мирового рынка. Конъюнктура и ценообразование на мировых товарных рынках в условиях глобальной конкуренции.
  • Тема 1. Изменение конъюнктуры и конъюнктуро-образующих факторов мирового рынка
  • 2.1.1 Изменение конъюнктуры и конъюнктурообразующих факторов мировых товарных рынков.
  • Тема 2.2. Особенности ценообразования на мировых товарных рынках.
  • Обратите внимание
  • Раздел 3. Международная торговля товарами
  • Глава 3.1 Изменение в динамике и структуре международной торговли в условиях глобальной конкуренции
  • Глава 3.2. Государственное и международное регулирование внешней торговли. Роль вто. Особенности внешнеторговой политики основных участников мировой торговли.
  • 3.2.1.Государственное регулирование внешней торговли.
  • Глава 3.1.Эволюция внешнеторговой политики России в 1990-2007-е гг.
  • Раздел 4. Новые тенденции в формах торговли услугами.
  • Тема 4.1. Изменения в формах торговли услугами.
  • 4.1.1. Сущность, виды и роль услуг.
  • Раздел 1 - Предпринимательские услуги, разделенные на 46 групп.
  • Раздел 2 – Телекоммуникационные услуги (25 групп).
  • Раздел 1у – Дистрибьюторские услуги (5 групп).
  • Раздел 1х – Туристские услуги (4 группы).
  • 4.1.2. Формы торговли услугами и их эволюция.
  • 4.1.3. Мировая торговля услугами в 1980-2000-е годы.
  • 4.1.4. Регулирование торговли услугами на национальном и международном уровнях
  • Глава 4.2.Международный обмен технологиями и информацией. Трипс.
  • 4.2.1. Понятие и роль технологий и информации в мировой экономике.
  • 4.2.2. Каналы и формы обмена технологиями. Технологический платежный баланс.
  • 4.2.3. Международная торговля продукцией высоких технологий и информационных технологий
  • 4.2.5.Регулирование технологий на национальном и многостороннем уровнях
  • Раздел 5. Изменения в международном движении
  • Глава 5.1. Тенденции и формы движения капитала в условиях глобализации экономики
  • 5.1.1. Сущность и формы международного движения капитала в условиях глобализации экономики.
  • По характеру использования Предпринимательский капитал Ссудный капитал
  • По направлению Финансовые вложения в зарубежные активы
  • Среднесрочный капитал
  • 5.1.2. Влияние глобализации экономики на распределение прямых и портфельных иностранных инвестиций.
  • 5.1.3. Участие России в международном движении капитала
  • Глава 5.2. Международное регулирование движения капитала и
  • 5.2.1. Основные направления регулирования международного движения капитала в условиях глобализации экономики.
  • 2001-2006 Годы.
  • Глава 5.3. Свободные экономические зоны в мировой экономике и особые экономические зоны в России.
  • Глава 5.4. Изменения в офшорном бизнесе и его роль в мировой экономике.
  • 5.5. Внешний долг и формы его урегулирования в глобальной экономике.
  • 5.5.1. Сущность внешнего долга и пути его формирования.
  • 5.6.2. Проблемы управления внешним долгом.
  • 5.6.3. Проблемы урегулирования внешней задолженности.
  • 5.6.4. Россия на рынке внешних заимствований.
  • 01 Января 2008г95.
  • Раздел 6. Валютно-финансовые фактора международных
  • Экономических отношений
  • Тема 6.1. Влияние международных расчетов и валютного курса на
  • Международные экономические отношения.
  • 6.1.2. Валютный курс и мировой валютный рынок.
  • 6.1.3. Валютная политика.
  • 6.1.4 Мировая валютная система в условиях глобализации экономики.
  • Тема 6.2.. «Платежный баланс и его значение для участия страны в
  • 6.2.1.Особенности платежных балансов стран с развитой экономикой и России: методология составления и структура.
  • 6.2.2. Регулирование платежного баланса.
  • Раздел 7. Регионализация и интеграция в международных экономических отношениях
  • Тема 7.1. Условия и предпосылки международной интеграции.
  • 7.1.1. Сущность и предпосылки международной экономической интеграции
  • 7.1.2. Основные формы региональной интеграции.
  • 7.1.3. Показатели и цели региональной экономической интеграции.
  • Тема 7.2. Особенности современного интеграционного процесса в мировом хозяйстве. «Новый регионализм» и глобализация экономики
  • 7.2.1. Соотношение глобализации и «открытого регионализма»
  • 7.2.2. Проявления нового регионализма и мегарегиональная интеграция в глобальной экономике.
  • Раздел 8. Изменение роли международных экономических организаций в регулировании международных экономических отношений
  • Глава 8.1. Основные направления экономической деятельности оон и ее роль в многостороннем экономическом сотрудничестве.
  • Глава 8.2. Место международных валютно-кредитных организаций и банков в системе международных экономических отношений.
  • 8.2.1. Международный валютный фонд.
  • 8.2.2. Экономическая и правовая основа принятия решений.
  • 8.2.3. Использование ресурсов мвф.
  • 8.2.3. Группа Всемирного банка.
  • 21.3. Валютно-кредитные организации ес.
  • Глава 8.3. Роль международного сотрудничества ведущих стран мира. Деятельность «Группы восьми» и участие России в международных экономических организациях.
  • 21 См. Материалы научно-практической конференции "Качество - инструмент повышения конкурентоспособности",06.09.2005,http://www.Invur.Ru/conf_cach4/index.Php?
  • 29Конкурентоспособность России растет // Финам 10.05.07 http://www.Newizv.Ru/print/69050
  • 90 Россия готова досрочно вернуть долг Германии// http://lenta.Ru/news/2006/04/27/paris/
  • 94 Россия даст денег Парижскому клубу//Финанс, 2006. № 16 (153).
  • Глава 5. Международная конкурентоспособность государств. Теория м.Портера.

    В данной главе рассматриваются понятие и роль международной конкурентоспособности государств, пути ее повышения в глобальной экономике. При изложении материала данной темы, основное внимание следует акцентировать на эволюции понятия «конкурентоспособность» в процессе углубления международного разделения труда и интернационализации производства. Раскрывается теория М. Портера, обосновывающая роль производительности для повышения конкурентоспособности государства в зависимости от используемых факторов и стадии развития экономики. Обращается внимание на углубление неоклассической трехфакторной модели Хекшера-Олина в условиях научно-технической революции и перехода экономики на инновационный путь развития.

    5.1. Понятие международной конкурентоспособности.

    В условиях глобализации экономики все более важное значение приобретает международная конкурентоспособность государств, которая тесно связана со способностью товаров, отраслей, корпораций, конкурировать на мировом уровне.

    Понятие конкурентоспособности может быть раскрыто применительно к различным экономическим субъектам:

      конкурентоспособность товара

      конкурентоспособность товаропроизводителя (или фирмы)

      отраслевая конкурентоспособность

      конкурентоспособность стран

    Это важно

    Под конкурентоспособностью товара понимается комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик товара, определяющих его успех, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. 16 В свою очередь при оценке конкурентоспособности стран и отраслей во внимание принимается способность конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар.

    По мере углубления международного разделения труда вопрос о том за счет чего достигается конкурентоспособность государств становится все более важным. Вслед за А.Смитом, который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1768г.) , определил четыре начальных фактора – земля, капитал, природные богатства и труд, обусловливающие абсолютные преимущества государств в международной торговле, важный вклад разработку теории конкурентоспособности внес Д. Рикардо (1772-1823), обосновавший в труде «Начала политической экономии и податного обложения» понятие сравнительных преимуществ государств, ставшее основой международной торговли. Ключевая идея о том, что национальные экономики не только получают прибыль от абсолютных преимуществ с точки зрения создания себестоимости, была дополнена выводом о том, что при обмене товарами и услугами выигрывают обе страны, участвующие в международном обмене. Следствием теории сравнительных преимуществ является вывод, что с точки зрения долгосрочных интересов стран важно учитывать не только текущие выигрыши и убытки, но и перспективы обретения в будущем конкурентоспособности на мировом рынке. Другими словами текущие убытки могут быть не только компенсированы, но и перекрыты будущей выгодой.

    Мировая практика подтвердила гениальные выводы Д.Рикардо, которые в начале ХХ в. получили развитие в работах шведских экономистов Хекшера и Олина, обосновавших возникновение преимуществ у стран в международном разделении труда преобладанием у них того или иного фактора производства – земли, капитала, трудовых ресурсов. Вывод о том, что те факторы, которые избыточны стоят сравнительно дешевле и, следовательно, их выгодно вывозить, обменивая на продукцию, производимую с использованием дефицитных факторов производства долгое время был основой для организации эффективной внешней торговли стран.

    Однако в условиях научно-технического прогресса страны не всегда следовали трех-факторной модели Хекшера-Олина. Так, например США ввозили капиталоемкую продукцию, несмотря на наличие у них избыточных капиталов. Это исключение из общего правила получило название «парадокс Леонтьева» по имени американского экономиста, лауреата Нобелевской премии Василия Леонтьева, описавшего необычную ситуацию с помощью разработанного им межотраслевого баланса США. Однако на основе активного внедрения достижений науки и техники США воспользовались другим фактором – высоко развитым научно-техническим потенциалом и наличием высококвалифицированных работников.

    Таким образом, переход от индустриальной стадии развития мировой экономики к постиндустриальной, углубление международного разделения труда, сопровождающееся ростом интернационализации производства и либерализацией движения капиталов делают проблему достижения международной конкурентоспособность все более важной для каждого государства. Обратите внимание

    В условиях углубления международного разделения труда и определенной специализации на мировом рынке страны стремятся создавать условия для повышения их конкурентоспособности за счет роста рентабельности производства, уровня производительности труда, расширения инновационной деятельности, совершенствования стратегического планирования и управления фирмой, адаптивности (способность быстро реагировать на меняющиеся рыночные условия) к требованиям рынка и др.

    В частности, в США наиболее конкурентоспособными отраслями являются авиационная и аэрокосмическая, точное приборостроение, уникальное машиностроение, автомобилестроение, производство суперкомпьютеров и разработка программного обеспечения. Среди основных отраслей промышленности Японии наиболее конкурентоспособны на мировом рынке - электронная и электротехническая, автомобильная, судостроение, роботостроение и др. Новые индустриальные страны Азии (Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Таиланд) создали конкурентоспособные отрасли по производству товаров массового потребления (одежда, обувь, бытовая электроника и др.), а также наукоемких изделий (электронные компоненты, персональные компьютеры, микроЭВМ, периферийное оборудование и др.) и все успешнее конкурируют с аналогичной продукцией Японии и стран Западной Европы. В свою очередь новым индустриальным странам Азии все большую конкуренцию на мировых рынках оказывает продукция аналогичных отраслей Китая и Индии, которые имеют сильные ценовые конкурентные преимущества.

    Стремление повысить международную конкурентоспособность проявляется при разработке экономической политики различных стран. В самом общем виде международную конкурентоспособность стран определила Комиссия по вопросам конкурентоспособности при президенте США, созданная в 1985г., которая в качестве основной цели обозначила способность страны в условиях свободных и справедливых рыночных условий производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка и реализация которых увеличивает благосостояние страны.

    В условиях все большей либерализации трансграничного перемещения факторов производства уровень международной конкурентоспособности страны во многом зависит от повышения качества жизни. Поэтому в 1992г. Национальный Совет по политике конкурентоспособности США понятие международной конкурентоспособности определил, как способность страны производить товары и услуги, которые отвечают требованиям спроса на мировых рынках, в то же время, обеспечивая гражданам высокий уровень жизни и возможности его сохранения в течение длительного времени.

    Различные стороны конкурентоспособности являются темой обсуждения и научных разработок в различных странах мира. Одной из первых стран, в которых вопросы международной и национальной конкурентоспособности становятся достижением общественности, стала Великобритания, где издана «Белая книга», в которой, как и в докладе для правительства Великобритании в качестве основы конкурентоспособности выделены знания, обеспечивающие новое качество экономики страны.

    Комплексный подход при оценке международной позиции страны использует Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (в 1996г), с позиций поддержки способности компаний, предприятий регионов, стран и наднациональных регионов сохранять, в условиях открытости для международной конкуренции высокий уровень показателей дохода и занятости населения. В официальном определении ОЭСР конкурентоспособность определяется, как «степень, в которой страна может при условии свободных и честных рыночных отношений производить товары и услуги, способные удовлетворять требованиям международных рынков, и одновременно поддерживать и повышать в течение длительного времени реальные доходы своего населения» 17 .

    Значимость проблемы повышения международной конкурентоспособности подчеркивает функционирование трех основных центров по изучению конкурентоспособности стран. Первый из них - Институт стратегии и конкурентоспособности при Гарвардском университете (США). В данном институте, который возглавляет профессор Майкл Портер, изучают преимущественно конкурентоспособность в корпоративной плоскости. Два других центра располагаются в Швейцарии. Один из них - Всемирный экономический форум (ВЭФ) - находится в Давосе и осуществляет «Программу глобальной конкурентоспособности». Другой -в Международном институте развития менеджмента (МИРМ) в Лозанне. Эти институты составляют рейтинги конкурентоспособности стран и регионов. Отчеты, по глобальной конкурентоспособности, продуцируемые ими служат ориентиром для многих крупных предпринимателей и политиков, помогают определить слабые и сильные стороны той или иной национальной экономики с целью повышения международной конкурентоспособности. Данные отчеты так же дают сигналы для инвесторов о вкладах в ту или иную экономику. Это интересно

    Главное же различие в методологических подходах Давосского ВЭФ и Лозаннского МИРМ состоит как в различных определениях понятия конкурентоспособности, так и в показателях при исследовании мировой карты конкурентоспособности.

    Так, на Всемирном экономическом форуме в докладе «Глобальная конкурентоспособность» в 1996г. выделана способность страны добиваться высоких темпов увеличения среднедушевого прироста ВВП. В ежегодных докладах ВЭФ глобальная конкурентоспособность оценивается как «результат взаимодействия комплекса политических и институциональных факторов, определяющих уровень эффективности национальной экономики и перспектив ее процветания» 18 .

    А во Всемирном ежегоднике по вопросам конкурентоспособности (2003г.), который издается МИРМ, выделяется сфера экономических знаний, как национальная основа создавать и поддерживать условия, обеспечивающие предприятиям возможность получать дополнительную стоимость и более высокий уровень благосостояния населения. Такому подходу соответствует стратегия стран-членов Европейского союза, которые в 2001г. приняли Лисабонскую декларацию и определили, что основой экономической политики до 2010 г. должно стать создание экономики, основанной на знаниях, способной к устойчивому экономическому росту и созданию большего количества рабочих мест, с более высоким качеством 19 . Усиление социальной направленности экономического развития, связывание его с уровнем и качеством жизни людей, с оценкой национального «человеческого капитала» становится определяющим при характеристике положения стран в мировой экономике и при определении их международной конкурентоспособности в условиях глобализации экономики.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное