Домой Хоум Кредит Банк Определение естественного прироста в промилле. Как определить показатель рождаемости населения в промилле

Определение естественного прироста в промилле. Как определить показатель рождаемости населения в промилле

Демографические задачи

С.А. Сухинин
учитель географии гимназии № 2
г. Бендеры г. Тирасполь, Молдавия

Сущность демографических показателей можно доступно объяснить учащимся на примерах из начального курса физической географии (6-й класс), используя понятие солености вод Мирового океана. Школьникам известно, что количество граммов вещества, растворенных в 1 литре морской воды, вес которой, как известно, составляет 1 кг, называют соленостью. При этом соленость выражается в тысячных долях числа, которые называют промилле и обозначают ‰. Аналогичным образом и демографические показатели (рождаемость, смертность, естественный прирост), которые обычно рассчитываются на 1000 человек населения, также выражают в промилле. Коэффициент естественного прироста - это разность коэффициентов рождаемости и смертности. Положительное значение этого коэффициента указывает на прирост, а отрицательное - на убыль населения. Для более четкого восприятия названных показателей можно представить их в виде формул:

где КР, КС, КЕП - общие коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста соответственно;
Р - число родившихся за год;
С - число умерших за год;
ЕП - естественный прирост населения за год;
ЧН - среднегодовая численность населения.

Данные показатели называются общими коэффициентами, поскольку они выражают величину демографических процессов относительно всей (общей) численности населения. Значения этих коэффициентов в странах мира дают возможность определять типы воспроизводства населения. Этот прием использован В.П. Максаковским в учебнике по экономической и социальной географии мира для 10-го класса для характеристики воспроизводства населения различных регионов.

Для закрепления материала учащимся можно предложить решить ряд демографических задач. Такие задачи связаны с расчетами относительных величин процессов, слагающих естественное движение населения, исходя из абсолютных значений, а также с определением изменения численности населения в ходе воспроизводства.

Примеры задач:

1. Рассчитайте величину годового естественного прироста населения в промилле, если в стране за год родилось 18 500 человек, умерло 13 200 человек, а численность населения составляла 1 596 тыс. человек.

Ответ: 3,3‰.

2. Определите коэффициент смертности в стране, если в течение года там родилось 760 человек, естественный прирост составил 4,2‰, а численность населения была 52 730 человек.

Ответ: 10,2‰.

3. Определите численность населения в стране на конец года, если на начало года она составляла 10 480 тыс. человек. За год в стране родилось 112 тыс. человек, а смертность составила 9,1‰.

Ответ: 10 497 тыс.

4. Вычислите, на сколько изменится численность населения в стране за год в результате естественного прироста, если на начало года она составляла 136 млн человек, а естественный прирост населения составил 5,6‰.

Ответ: на 762 тыс.

Численность населения, помимо факторов естественного движения, изменяют и миграции. При изучении миграций, или механического движения населения, в школьном курсе социально-экономической географии также используются количественные показатели. В отличие от показателей естественного движения населения, все они относятся к группе абсолютных и характеризуют размеры миграции. Величину оттока определяют числом выбывших (для перемещений из одной страны в другую - эмигрантов) - Э, притока - числом прибывших (иммигрантов) - И. Разность между количеством прибывших и выбывших за определенный период времени составляет сальдо миграции (СМ): СМ = И – Э. При преобладании иммиграции над эмиграцией сальдо принимает положительные значения, что указывает на миграционный прирост, то есть на увеличение численности населения в ходе миграции. В противоположном случае говорят о миграционной убыли населения.

Введение в курс школьной экономической и социальной географии анализа миграции позволяет усложнить типы демографических задач, включив в них элементы как естественного, так и механического движения населения. Реальное изменение численности населения за определенный период, например за год, в результате воспроизводства и миграции может быть определено как сумма естественного прироста и сальдо миграции:

ЧН2 = ЧН1 + ЕП + СМ,

где ЧН1 - численность населения на начало рассматриваемого периода;

ЧН2 - численность населения на конец рассматриваемого периода.

Важно также объяснить учащимся, что сальдо миграции, как и естественный прирост, может принимать и положительные, и отрицательные значения.

Примерными задачами такого типа являются следующие:

1. Рассчитайте сальдо миграции за год, если в начале года в стране проживали 10 млн человек, в конце года - 11,5 млн человек, а естественный прирост за год составил 250 тыс. человек.
Ответ: +1,25 млн.

2. Определите величину годового естественного прироста населения, если в начале года в стране проживали 6 млн человек, в конце года - 6,2 млн человек, а миграционная убыль составила 40 тыс. человек.
Ответ: 10‰.

3. Рассчитайте, как изменится численность населения в городе, если за год рождаемость составила 600 человек, смертность - 800 человек, количество выбывших - 1 200 человек, количество прибывших - 700 человек.
Ответ: уменьшится на 700 человек.

4. Найдите годовое сальдо миграции, если в начале года в стране проживали 7 млн человек, в конце года - 8,5 млн человек, а естественный прирост населения за год составил 26‰.
Ответ: +1 318 тыс.

5. Определите численность населения города на конец года, если в начале года в нем проживали 50 000 человек, естественный прирост за год составил 20‰, а сальдо миграции +2 800 человек.
Ответ: 53 800 человек.

Применение демографических задач - средство закрепления знаний учащихся по географии населения в 9-10-м классах и навыков расчета и анализа демографических показателей. Наиболее эффективно демографические задачи применять в классах с достаточно высокой математической подготовкой школьников. Более сложные из них могут быть использованы для проведения факультативных занятий или в качестве заданий на школьных географических олимпиадах.

Демографические задачи

С.А. Сухинин
учитель географии гимназии № 2
г. Бендеры г. Тирасполь, Молдавия

Сущность демографических показателей можно доступно объяснить учащимся на примерах из начального курса физической географии (6-й класс), используя понятие солености вод Мирового океана. Школьникам известно, что количество граммов вещества, растворенных в 1 литре морской воды, вес которой, как известно, составляет 1 кг, называют соленостью. При этом соленость выражается в тысячных долях числа, которые называют промилле и обозначают ‰. Аналогичным образом и демографические показатели (рождаемость, смертность, естественный прирост), которые обычно рассчитываются на 1000 человек населения, также выражают в промилле. Коэффициент естественного прироста - это разность коэффициентов рождаемости и смертности. Положительное значение этого коэффициента указывает на прирост, а отрицательное - на убыль населения. Для более четкого восприятия названных показателей можно представить их в виде формул:

где КР, КС, КЕП - общие коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста соответственно;
Р - число родившихся за год;
С - число умерших за год;
ЕП - естественный прирост населения за год;
ЧН - среднегодовая численность населения.

Данные показатели называются общими коэффициентами, поскольку они выражают величину демографических процессов относительно всей (общей) численности населения. Значения этих коэффициентов в странах мира дают возможность определять типы воспроизводства населения. Этот прием использован В.П. Максаковским в учебнике по экономической и социальной географии мира для 10-го класса для характеристики воспроизводства населения различных регионов.

Для закрепления материала учащимся можно предложить решить ряд демографических задач. Такие задачи связаны с расчетами относительных величин процессов, слагающих естественное движение населения, исходя из абсолютных значений, а также с определением изменения численности населения в ходе воспроизводства.

Примеры задач:

1. Рассчитайте величину годового естественного прироста населения в промилле, если в стране за год родилось 18 500 человек, умерло 13 200 человек, а численность населения составляла 1 596 тыс. человек.

Ответ: 3,3‰.

2. Определите коэффициент смертности в стране, если в течение года там родилось 760 человек, естественный прирост составил 4,2‰, а численность населения была 52 730 человек.

Ответ: 10,2‰.

3. Определите численность населения в стране на конец года, если на начало года она составляла 10 480 тыс. человек. За год в стране родилось 112 тыс. человек, а смертность составила 9,1‰.

Ответ: 10 497 тыс.

4. Вычислите, на сколько изменится численность населения в стране за год в результате естественного прироста, если на начало года она составляла 136 млн человек, а естественный прирост населения составил 5,6‰.

Ответ: на 762 тыс.

Численность населения, помимо факторов естественного движения, изменяют и миграции. При изучении миграций, или механического движения населения, в школьном курсе социально-экономической географии также используются количественные показатели. В отличие от показателей естественного движения населения, все они относятся к группе абсолютных и характеризуют размеры миграции. Величину оттока определяют числом выбывших (для перемещений из одной страны в другую - эмигрантов) - Э, притока - числом прибывших (иммигрантов) - И. Разность между количеством прибывших и выбывших за определенный период времени составляет сальдо миграции (СМ): СМ = И – Э. При преобладании иммиграции над эмиграцией сальдо принимает положительные значения, что указывает на миграционный прирост, то есть на увеличение численности населения в ходе миграции. В противоположном случае говорят о миграционной убыли населения.

Введение в курс школьной экономической и социальной географии анализа миграции позволяет усложнить типы демографических задач, включив в них элементы как естественного, так и механического движения населения. Реальное изменение численности населения за определенный период, например за год, в результате воспроизводства и миграции может быть определено как сумма естественного прироста и сальдо миграции:

ЧН2 = ЧН1 + ЕП + СМ,

где ЧН1 - численность населения на начало рассматриваемого периода;

ЧН2 - численность населения на конец рассматриваемого периода.

Важно также объяснить учащимся, что сальдо миграции, как и естественный прирост, может принимать и положительные, и отрицательные значения.

Примерными задачами такого типа являются следующие:

1. Рассчитайте сальдо миграции за год, если в начале года в стране проживали 10 млн человек, в конце года - 11,5 млн человек, а естественный прирост за год составил 250 тыс. человек.
Ответ: +1,25 млн.

2. Определите величину годового естественного прироста населения, если в начале года в стране проживали 6 млн человек, в конце года - 6,2 млн человек, а миграционная убыль составила 40 тыс. человек.
Ответ: 10‰.

3. Рассчитайте, как изменится численность населения в городе, если за год рождаемость составила 600 человек, смертность - 800 человек, количество выбывших - 1 200 человек, количество прибывших - 700 человек.
Ответ: уменьшится на 700 человек.

4. Найдите годовое сальдо миграции, если в начале года в стране проживали 7 млн человек, в конце года - 8,5 млн человек, а естественный прирост населения за год составил 26‰.
Ответ: +1 318 тыс.

5. Определите численность населения города на конец года, если в начале года в нем проживали 50 000 человек, естественный прирост за год составил 20‰, а сальдо миграции +2 800 человек.
Ответ: 53 800 человек.

Применение демографических задач - средство закрепления знаний учащихся по географии населения в 9-10-м классах и навыков расчета и анализа демографических показателей. Наиболее эффективно демографические задачи применять в классах с достаточно высокой математической подготовкой школьников. Более сложные из них могут быть использованы для проведения факультативных занятий или в качестве заданий на школьных географических олимпиадах.

Решение расчетных задач по географии.

к ЕГЭ и географическим олимпиадам.

Выполнила: ,

учитель географии и экологии

Шаранский район РБ»

Шаран – 2009

Расчетные задачи по географии.

Для формирования опыта творческой развивающей деятельности учащихся на моих уроках географии определенную роль играет метод решения расчетных задач. Большая часть предлагаемых мною задач относится к различным разделам школьного курса физической, социальной и экономической географии . При подготовки данного материала была предпринята попытка собрать ряд наиболее типичных задач по географии, составленных группой преподавателей БГУ в помощь для поступающих на географический факультет , авторами школьных учебников и составителями заданий ЕГЭ. Наиболее эффективно их применение в классах с достаточно высокой математической подготовкой школьников. Более сложные из них я ввожу на факультативных занятиях и в качестве подготовки к географическим олимпиадам, а в последние два года – при подготовке учащихся к ЕГЭ для поступления в ВУЗы.

Задачи для учащихся IX XI классов.

Демографические задачи.

Самый первый показатель, с которого начинается анализ численности населения страны или планеты и динамики ее изменения, - абсолютная численность населения.

Абсолютная численность населения – величина непостоянная. Но для того, чтобы представлять картину изменения динамики численности населения, характер процессов воспроизводства населения, иметь возможность сравнивать демографические процессы в различных странах и регионах, определять тип воспроизводства населения, необходимо знать величины, характеризующие естественный процесс воспроизводства населения, пересчитать на 1000 человек населения страны:

Коэффициент рождаемости Кр - число родившихся на 1000 жителей страны,

Коэффициент смертности Кс – число умерших на 1000 жителей страны,

Коэффициент естественного прироста Кеп, Кр - Кс = Кеп ‰

(‰ – знак 1/1000 числа, или промилле)

Необходимо знать и показатели миграционных процессов, т. к. миграция может приводить как к росту численности населения, так и к его убыли в зависимости от того, какой из процессов миграции преобладает – иммиграция или эмиграция. Миграционный прирост населения, или сальдо миграции (СМ) – это баланс между иммиграцией (абсолютным числом въехавших в страну за год – И) и эмиграцией (абсолютным числом выехавших из страны – Э):

СМ = И – Э

Сальдо миграции, как и естественный прирост, может быть положительное (И >Э, преобладает иммиграция) или отрицательное (И<Э, преобладает эмиграция).

Зная все указанные компоненты динамики населения, можно записать уравнение демографического баланса:

АП = ЧН2 – ЧН1 = ЕП + СМ (МП) = (Р – С) + (И – Э)

АП – абсолютный прирост населения

Чтобы выполнить демографические расчеты, надо знать следующие формулы:

Определение демографических коэффициентов: Определение сальдо миграции:

(‰ – знак 1/1000 числа, или промилле)

Кр = Р/ЧН · 1000 (‰) СМ = И – Э

Кс = С/ЧН · 1000 (‰) И – иммиграция

Кеп = ЕП/ЧН · 1000 (‰) Э – эмиграция

ЕП = Р – С

Определение численности населения и абсолютного прироста населения:

ЧН2 = ЧН1 + ЕП + СМ

ЧН2 – ЧН1 = ЕП + СМ

АП = ЕП + СМ – абсолютный прирост населения

Задачи на определение численности населения страны (без учета миграционных процессов), рождаемости, смертности, естественного прироста.

Задача 1. Вычислите, на сколько изменится численность населения в стране за год в результате естественного прироста, если на начало года она составила 136 млн. чел., а естественный прирост населения составил 5,6‰.

Определим величину естественного прироста населения:

ЕП = К ЕП ×ЧН / 1000

ЕП = 5,6 ‰ ×136 млн. чел./1000чел. = 761 600чел.

Ответ: численность населения в стране за год увеличится на

761 600чел.

Задача 2. Как изменится за год численность населения города, если в начале года в нем проживало 500тыс. чел., в течение года умерло 12 тыс. чел, а рождаемость составила 10‰.

Определим число родившихся людей за год, а затем - естественный прирост:

Р = К Р × ЧН / 1000

Р = 10 ‰ ×500 тыс. чел./1 000чел.= 5 000чел.

ЕП = Р – С

ЕП = 5 000чел. – 12 000чел. = - 7 000чел.(естественная убыль)

Ответ: численность населения уменьшится на 7 000 человек.

Задача 3. Как изменится за год численность населения города, если в начале года в нем проживало 3500тыс. чел., рождаемость составила 10‰, а смертность – 8‰ ?

Определим К ЕП , а затем – величину естественного прироста населения:

К ЕП =10‰ – 8‰ = 2‰

ЕП = К ЕП ×ЧН / 1000

ЕП = 2‰×3 500 тыс. чел./1000чел. =7 000 чел.

Ответ: численность населения увеличится на 7 000 человек.

Задача 4. Определите средние абсолютные величины рождаемости и естественного прирост населения Бразилии в 2000г., если коэффициент рождаемости составлял 18,8‰, коэффициент смертности – 9,4‰ (численность населения страны – 172 860 тыс. чел.).

Определим по формулам абсолютные показатели рождаемости и смертности:

Р = 18,8‰ ×172 860 тыс. чел. / 1000 чел. = 3 250тыс. чел.

С = 9,4‰ × 172 860 тыс. чел. / 1000 чел. =1 625тыс. чел.

Ответ: родилось 3,25млн. чеовек, умерло 1,62млн. человек.

Задача 5. Определить средние абсолютные величины рождаемости и естественного прироста населения Австрии в 2000г., если коэффициент рождаемости составлял 9,9‰, коэффициент смертности 9,9‰ (численность населения страны 8 131 тыс. чел.).

Определим число родившихся:

Р = 9,9‰ ×8 131 тыс. чел. / 1000 = 804 969чел.

Определим показатели естественного прироста:

ЕП = Р – С = 9,9‰ - 9,9‰ = 0

Ответ: родилось 804 969чел., естественного прироста нет – он равен

нулю.

Задача 6. Рассчитайте величину годового естественного прироста населения в промилле, если в стране за год родилось 18 500 человек, умерло 13 200, а численность населения составляла 1 596 тыс. человек.

Определим К ЕП :

К ЕП = ЕП / ЧН ×1000

К ЕП = (18 500 – 13 200):1 596 000×1000 = 3,3‰

Ответ: величина годового естественного прироста населения в

промилле составила 3,3‰.

Задача 7. Определите коэффициент смертности в стране, если в течение года там родилось 760 человек, а естественный прирост составил 4,2‰, а численность населения была 52 730 человек.

Определим К Р по формуле К Р =Р / ЧН ×1000

К Р =760: 52 730 ×1000 = 14,4‰

Вычислим К С = К Р - К ЕП

К С = 14,4 – 4,2 = 10,2‰

Ответ: Коэффициент смертности в стране составил 10,2‰.

Задача 8. Определите численность населения в стране на конец года, если на начало года она составила 10 480 тыс. человек. За год в стране родилось 112 тыс. человек, а смертность составила 9,1‰.

Определим величину умерших людей за год, а затем естественный прирост:

С = 9,1 × 10480тыс. чел / 1000чел.= 95368 чел.

ЕП = 112 000чел. – 95 368чел. = 16 632чел.

Вычислим ЧН 2 :

ЧН 2 = 10 480тыс. чел. + 16 632 чел. =10 496 632чел.

Ответ: численность населения в стране на конец года составила

10 496 632 человека.

Задача9. Какой город России обладает наибольшими трудовыми ресурсами?

Решение:

Определим для каждого города общую численность мужчин и женщин трудоспособного возраста, а затем – их долю от общей численности населения страны:

А: 2,1 + 2,0 = 4,1 тыс. чел. 4,1 тыс. : 10,0 тыс.×100% = 41%

Б: 2,3 + 2,4 = 4,7 тыс. чел. 4,7 тыс. : 9,0 тыс.×100% = 52%

В: 2,5 + 1,5 = 4,0 тыс. чел. 4,0 тыс. : 9,5 тыс.×100% = 42%

Г: 3,0 + 3, 0 = 6,0 тыс. чел. 6,0 тыс. : 11,0 тыс.×100% = 55%

Ответ: наибольшими трудовыми ресурсами обладает город Г , т. к.

55% населения города трудоспособного возраста.

Демографические задачи с учетом миграционных процессов.

Задача 1. Рассчитайте сальдо миграции за год, если в начале года в стране проживали 10 млн. человек, в конце года – 11,5 млн. человек, а естественный прирост за год составил 250 тыс. человек.

Определим абсолютный прирост населения:

ЧН 2 – ЧН 1 = 11,5млн. чел. – 10 млн. чел. = 1,5млн. чел.

СМ = 1,5млн. чел. – 0,250млн. чел. = 1,250млн. чел.

Ответ: СМ = 1млн.250тыс. чел.

Задача 2. Определите величину годового естественного прироста населения, если в начале года в стране проживали 6 млн. человек, в конце года – 6,2млн. человек, а миграционная убыль составила 40 тыс. человек.

ЧН 2 – ЧН 1 = 6,2млн. чел. – 6,0млн. чел. = 0,2млн. чел. = 200тыс. чел.

ЕП = 200тыс. чел + 40тыс. чел. = 240тыс. чел.

Ответ: ЕП = 240тыс. чел.

Задача 3. Найдите годовое сальдо миграции, если в начале года в стране проживали 7млн. чел., в конце года – 8,5млн. чел., а естественный прирост населения за год составил 26‰.

Определим величину абсолютного прироста населения:

ЧН 2 – ЧН 1= 8,5млн. чел. – 7,0млн. чел. = 1,5млн. чел.

Выполним обратный перерасчет от К еп к абсолютному показателю естественного прироста:

ЕП = К еп · ЧН / 1000

ЕП = 26‰ · 7млн. чел./ 1000 = 182тыс. чел

СМ = 1,5млн. чел. – 0,182млн. чел. = 1млн.318тыс. чел

Ответ: СМ = 1млн.318тыс. чел.

Задача 4. Рассчитайте, как изменится численность населения в городе, если за год рождаемость составила 600 человек, смертность 800 человек, количество выбывших – 1200 человек, количество прибывших – 700.

Определим ЕП и МП:

ЕП = 600 – 800 = -200 чел. (естественная убыль)

МП = 700 – 1200 = - 500 чел.(миграционная убыль)

Определим величину абсолютной убыли:

(-200) + (-500) = -700 чел.

Ответ: численность населения в городе уменьшится на 700 человек.

Задача 5. Определите численность населения города на конец года, если в начале года в нем проживало 50 000 человек, естественный прирост за год составил 20‰, а сальдо миграции +2 800 человек.

Определим величину абсолютного показателя естественного

прироста:

ЕП = К еп · ЧН / 1000

ЕП = 20‰ ×50 000чел / 1000 = 1000 чел.

ЧН 2 = 50 000 + 1000 + 2 800 = 53 800(чел.)

Ответ: численность населения города на конец года 53 800 человек.

Задача 6. Определить абсолютную величину прироста населения Германии в 2000г.(численность населения – 82797 тыс. чел.), если коэффициент рождаемости был равен 9,3‰, коэффициент смертности 10,5‰, а численность внешних мигрантов в расчете на 1000 человек населения равна 4.

ЕП = (9,3 – 10,5) ×82 797тыс./1000 = - 99 356(чел.)- естественная убыль

Определим величину миграционного прироста

МП = 4 × 82 797тыс./1000 = 33 118 (чел.)- миграционный прирост

Вычислим абсолютный прирост населения Германии:

АП = ЕП + МП

АП = (-99 356)+ (+331 118) = 231 832(чел.)

Ответ: численность населения Германии (несмотря на естественную убыль) возросла на 231 832 человека за счет притока в страну иммигрантов.

Задача 7. Определить абсолютную величину прироста населения Ирана в 2000г. (ЧН = 65620тыс. чел.), если коэффициент рождаемости был равен 18,3‰, коэффициент смертности 5,5, а численность внешних мигрантов в расчете на 1000 чел. населения равна -4,5.

Определим величину естественного прироста:

ЕП = (18,3 – 5,5) × 65 620 тыс./1000 = 839 936 (чел.)

МП = (-4,5) × 65 620 тыс./1000 = - 295 290 (чел.) – миграционная убыль

Определим величину абсолютного прироста населения:

АП = ЕП + МП

АП = 839 936 – 295 290 = 544 646 (чел.)

Ответ: численность в Иране возросла на 544 646 человек (положительный прирост обеспечивает высокий естественный прирост населения, несмотря

на значительную эмиграцию).

Задача 8. Определить величину естественного прироста населения России в 2000г., если за год население страны уменьшилось на 893 тыс. человек, а численность внешних мигрантов в расчете на 1000 чел. населения была равна 1,35 (ЧН на начало года была 145,5 млн. чел.).

Определим величину миграционного прироста:

МП = 1,35 × (145,5 млн./1000) = 196 425 (чел.)

АП = - 893 000 чел. (по условию)

Определим естественный прирост населения:

ЕП = АП – МП

ЕП = (-893 000) – (+196 425) = - 1 089 425 (чел.)

Ответ: ЕП отрицательный. Естественная убыль населения составила

1 089 425 человек.

Задача 9. Численность населения РБ на начало 1998г. составила 4 104 тыс. человек. Коэффициенты естественного и механического прироста за 1997г. составили соответственно -1,3‰ и 11,2 ‰. Определить абсолютный прирост населения РБ за 1997г.

Определим величину абсолютного прироста населения:

АП = ЕП + МП

К АП = (-1,3) + 11,2 = 9,9(‰ )

АП = 9.9 ×4 104тыс./1000 =40 630(чел.)

Ответ: численность населения РБ увеличилась на 40 630 человек за счет притока населения, несмотря на естественную убыль.

Залача 10. Докажите, верно ли утверждение, что в РФ ежедневно рождается до 80 детей по следующим данным: ЧН = 147 млн. чел.

Р = 9‰ С = 15‰

Определим число родившихся людей в стране:

Р = 9 × 147млн./1000 = 1 323 000(человек рождается в год)

Определим, сколько рождается людей в день:

1 323 000 чел. : 365 дней = 3 625чел. в день

Ответ: утверждение, что в РФ ежедневно рождается до 80 детей неверно. Их рождается 3 625 в день.

Расчетные задания с «лишними» данными:

Задача 1. Численность населения Великобритании на 01.01.94 была 58 млн. человек. Площадь – 244тыс. кв. км. За 1994-1997гг. естественная убыль составила 245 тыс. человек, рождаемость в среднем за год 13,2‰ . Внешняя миграция составила 890 тыс. человек, из них эмигрировало 220 тыс. человек. Внутренняя миграция – 73 тыс. человек. Определите численность населения Великобритании в 1997г.

Определим миграционный прирост населения или сальдо миграции за данный период:

890 тыс. – 220тыс. = 670тыс. – иммигрировало

СМ = И – Э

СМ = 670 тыс. – 220 тыс. = 450 тыс. (чел.)

Определим ЧН Великобритании в 1997г.:

ЧН 2 =ЧН 1 +ЕП+СМ
ЧН
2 = 58млн. – 245тыс. + 450тыс. = 58 205тыс.(чел.)

Ответ: ЧН = 58 205тыс. чел. – увеличилась за счет иммигрантов, несмотря на естественную убыль населения («лишние» данные – площадь страны, показатели внутренней миграции).

Задача 2. Численность населения Албании на 01.01.92г. была 3 189 тыс. человек. Площадь – 28,7 тыс. кв. км. За 1992-1997гг. естественный прирост составил 431тыс. человек. Внешняя миграция составила 480 тыс. человек, из них эмигрировало 320 тыс. человек. Внутренняя миграция – 730 тыс. человек. Рассчитать плотность населения Албании за 1997г.

Сначала определим число иммигрировавших:

480 тыс. – 320 тыс. = 160 тыс.(чел. – иммигрировало)

Теперь можем вычислить сальдо миграции:

СМ = И – Э

СМ = 160 тыс. – 320 тыс. = - 160 тыс.(чел.)

Определим ЧН Албании в 1997г.:

ЧН = 3 189 тыс. + 431 тыс. – 160 тыс. = 3 460 тыс.(чел.)

Вычислим плотность населения:

Р = ЧН / S

Р = 3 460 тыс. чел. / 28,7 тыс. кв. км = 120,5 чел/кв. км

Ответ: плотность населения Албании 120,5 чел/кв. км («лишние» данные – показатели внутренней миграции).

Задачи по теме «ТЭК».

1. Металлургический комбинат имеет годовую мощность 200 тыс. т чугуна. Определите, какими должны быть разведанные запасы месторождения железной руды, чтобы обеспечить работу этого комбината в течение ближайших 30 лет при следующих условиях:

А) при добыче и обогащении теряется 25% руды

Решение:

1) определим, сколько тонн руды в год необходимо для работы комбината:

200 тыс. т – 40%

? - 125% (100% + 25%)

х = 200 тыс. т × 125% / 40% = 625тыс. т – руды необходимо комбинату в год, учитывая вышеуказанные условия

2) определим, какими должны быть разведанные запасы руды, чтобы

обеспечить работу комбината в течение 30 лет:

625 тыс. т × 30 = 18 750 тыс. т или около 20,0 млн. т

Ответ: 20, млн. т

2. Оскольский металлургический комбинат имеет мощность 3,5 млн. т стали. Какое количество железной руды (с содержанием железа 40%) приходится завозить на комбинат?

Решение:

3,5 млн. т – 40%

? - 100%

х = 3,5 млн. т ×100% / 40% = 8,75 млн. т – руды приходится завозить на комбинат

Ответ: 8,75 млн. т

3. Определите, какое количество условного топлива позволяет сэкономить за год Ленинградская АЭС мощностью 4 млн. кВт при удельном расходе топлива на 1 кВт۰ч в 320 г у. т. Стоимость топлива 2 руб. за 1 кг у. т. Время работы электростанции за год 6 800 часов.

Решение:

1)определим, сколько электроэнергии станция выработает за 1 год по формуле

А = N × t (где N – мощность станции, t – время работы станции, А – работа

станции за год) :

А = 4 млн. кВт × 6 800 ч = 27 200 млн. кВт ۰ч – электроэнергии

2) вычислим, какое количество у. т. позволит сэкономить АЭС:

27 200 млн. кВт ۰ч -- ? т у. т.

1 кВт ۰ч – 0,000320 т у. т.

х = 27 200 млн. т кВт ۰ч × 0,000320 т у. т./ 1 кВт ۰ч = 8,7млн. т у. т.

Ответ: 8,7 млн. т у. т.

4. Определите, какое количество условного топлива потреблено в районе по следующим данным: использовано 5 млн. т каменного угля с теплотворностью 4 200 ккал/кг, мазута 3 млн. т с теплотворностью 7 700 ккал/кг, бурого угля 2 млн. т с теплотворностью 2 800 ккал/кг.

Решение:

1)определим коэффициенты теплотворности каждого вида топлива (выразив

его через теплотворность каменного угля), учитывая, что 1 кг у. т. = 1 кг

каменного угля, при сжигании которого выделяется 7 000 ккал/кг тепла:

К кам. Угля = 4200: 7 000 = 0,6

К мазута = 7 700: 7 000 = 1,1

К бурого угля = 2 800: 7 000 = 0,4

2)теперь можем определить, какое количество условного топлива потреблено в

районе:

(5 млн. т × 0,6) + (3 млн. т ×1,1) + (2 млн. т × 0,4) = 3 млн. т + 3,3 млн. т +

+0,8 млн. т = 7,1 млн. т (у. т.)

Ответ: 7,1 млн. т у. т.

5. Определите суммарное потребление топливно-энергетических ресурсов

в РФ за 1996г. по следующим данным:

Решение:

1)Различные виды топлива переведем в условное топливо, теплота сгорания 1 кг которого равна 7 000 ккал. При пересчете в условное топливо применим тепловые коэффициенты, на которые умножается количество пересчитываемого вида топлива.

К нефти = 9 800: 7 000 = 1,4 259 млн. т ×1,4 = 363 млн. т у. т.

К природного газа = 8 400: 7 000 = 1,2 443 млн. т ×1,2 = 532 млн. т у. т.

К угля = 5 600: 7 000 = 0,8 166 млн. т ×0,8 = 133 млн. т

2)Электроэнергия, вырабатываемая на электростанциях, пересчитывается в условное топливо так:

на ГЭС на АЭС

1 кВт ۰ч - 0,000 333 т у. т. 1 кВт ۰ч - 0,000 333 т у. т.

155млрд. кВт ۰ч - ? 109 млрд. кВт ۰ч - ?

х= 155 млрд. × 0,000333: 1 = х = 109 млрд. × 0,000333: 1 =

= 52 млн. т у. т. = 36 млн. т у. т.

3)сложим все виды топлива (в пересчете в условное):

363 + 532 + 133 + 52 + 36 = 1 116 (млн. т у. т.)

Ответ : страна за 1996 год потребила 1 116 млн. т у. т.

6. В экономическом районе за год потребляется следующее количество различных видов топлива (см. таблицу). Имеется АЭС мощностью 2,0 млн. кВт. Определите суммарное потребление топливно-энергетических ресурсов в у. т. При расчетах принять расход у. т. при производстве

1 кВт۰ч электроэнергии равным 400г, время работы электростанции 6 300 часов.

Решение:

1)как и в предыдущей задаче вычислим тепловые коэффициенты разных видов топлива и умножим их на количество пересчитываемого топлива:

К мазута = 7 700: 7 000 = 1,1 10,0 млн. т ×1,1 = 11,0 млн. т у. т.

К кам. угля = 6 300: 7 000 = 0,9 15,0 млн. т × 0,9 = 13,5 млн. т у. т.

К бур. угля = 3 500: 7 000 = 0,5 5,0 млн. т × 0,5 = 2,5 млн. т у. т.

2)определим, какое количество электроэнергии вырабатывает за год АЭС по формуле А = N ۰ t :

А = 2,0 млн. кВт× 6 300 ч = 12 600 млн. кВт ۰ч

3)пересчитаем в условное топливо вырабатываемую на АЭС электроэнергию:

1 кВт ۰ч - 0,000 400 т у. т.

12 600 млн. кВт ۰ч - ?

х = 12 600 млн. кВт ۰ч ×0,000 400 т у. т./ кВт ۰ч = 5 млн. т у. т.

4)определим суммарное потребление топливно-энергетических ресурсов в у. т.

11,0 + 13,5 + 2,5 + 5,0 = 32 (млн. т у. т.)

Ответ: 32 млн. т у. т.

7. Какой мощности должна быть ТЭС, заменившая Чернобыльскую АЭС, если ее мощность – 3 млн. кВт, а время работы ее в течение года составила 7 000 ч, а время работы ТЭС – 6 000 ч. Удельный расход топлива на 1 кВт۰ч электроэнергии – 333г.

Решение:

1)вычислим, какое количество электроэнергии вырабатывала Чернобыльская АЭС по формуле А = N × t (где N – мощность станции, t – время работы станции, А – работа станции за год):

А = 3 млн. кВт × 7 000 ч = 21 000 млн. кВт ۰ч – электроэнергии

2)теперь можем определить мощность ТЭС:

N = A : t

N = 21 000 млн. кВт ۰ч: 6 000 ч = 3,5 млн. кВт

Ответ: ТЭС должна быть мощностью 3,5 млн. кВт

Задачи для учащихся VIII класса.

Задачи на определение поясного времени.

Что нужно знать при решении этих задач?

۰ Россия находится в десяти часовых поясах (11-ый и 12- ый часовые пояса

объединены в один).

۰ Россия до сих пор «живет» по декретному времени, которое было введено в

1930 г . Поясное время было переведено на 1 час вперед. Поэтому, при

определении времени зарубежных населенных пунктов относительно

российских, необходимо учитывать этот час.

۰Некоторые территории России принимают время не своего часового пояса.

۰Пересекая условную линию перемены дат – 180 –ый меридиан на восток,

попадаешь как бы во вчерашний день (одни сутки считать два раза), а – на

запад – в завтрашний день (одни сутки пропускаются).

1. В нашей стране раньше всего Новый год наступает на Чукотке. Сколько раз в нашей стране можно встречать Новый год?

Ответ: 10 раз, т. к. Россия находится в 10-ти ч. п. (со 2-го по 11 –ый)

2. Как надо перевести стрелки часов при перелете из Москвы во Владивосток?

Ответ: вперед

3. Города Москва, Хартум (Египет) и Претория (ЮАР) располагаются в одном (втором) часовом поясе. Означает ли это, что их жители живут по одинаковому времени?

Ответ: так утверждать нельзя.

4. Одинаковой ли длительности день (светлое время суток) в Москве и Санкт-Петербурге в одно и то же число – 22 июня .

Ответ: длительность дня зависит от географической широты, поэтому она будет разной в данных городах, а время - одинаковое, т. к.- они во 2-м часовом поясе.

5. Время в каждом часовом поясе отличается от соседнего на 1 час. Какова разница во времени между Москвой и Новосибирском?

Ответ: 3 часа, т. к. Москва – во 2-м час. поясе, а Новосибирск – в 5-м.

6. В каком из морей, омывающих берега нашей страны, и в каком направлении плыл корабль, если капитана два дня подряд поздравляли с днем рождения?

Ответ: плыл на восток по Чукотскому или Беринговому морям и пересекая линию перемены дат - 180-ый меридиан, попал во вчерашний день

7. Теплоход, отплывший из Владивостока в субботу 24 мая, прибыл в Сан-Франциско (США) ровно через 15 суток. Какого числа, в какой месяц и день недели он прибыл в Сан-Франциско?

Ответ: 7 июня в субботу.

8. Который час в Магадане по местному времени, если на линии Гринвичского меридиана 12-00?

Ответ: 23 часа (Магадан в 10-м часовом поясе, поэтому

9. Житель Аляски прилетел на Чукотку. На сколько часов ему надо перевести стрелки?

Ответ: на 1 сутки вперед.

10. На нулевом меридиане полдень, а на корабле 17-00. В каком океане плывет корабль?

Ответ: в Северном Ледовитом океане или Индийском.

11. Определите, сколько времени будет в Якутске, если в Москве 2-00; в Новосибирске, если в Магадане 21-00?

Ответ: в Якутске 8 ч (Москва – во 2 ч. п., Якутск – в 8 ч. п.)

8 – 2 = 6ч – разница во времени

2 + 6 = 8 ч

В Новосибирске 16ч (Новосибирск – в 5ч. п., Магадан – в 10 ч. п.)

10 – 5 = 5ч – разница во времени

21- 5 = 16ч

12. Вы вылетаете из Хабаровска в 7-00. В какое время вы будете в Москве,

если полет продолжится 7 часов?

Ответ: в Москву прилетите в7 ч (Хабаровск – в 9 ч. п., разница во времени с Москвой 7 ч)

7 – 7 + 7 = 7 ч

13. Если в Лондоне 12-00, который час по поясному времени в Москве и

Владивостоке?

Ответ: в Москве 15 ч (Лондон – в 0 ч. п., Москва – во 2 ч. п.,

во Владивостоке 22 ч (Владивосток – в 9 ч. п.)

12 + 9 + 1 = 22 ч

14. В Сиднее (151˚ в. д. и 33˚ ю. ш.) 4 часа дня. Вычислить местное время в г. Чикаго (89˚ з. д. и 42˚ с. ш.).˚ Эту задачу можно решить и без карты часовых поясов.

Решение:

1)вычислим разницу долготы и рассчитаем количество часовых поясов, разделяющих эти города:

151˚ + 89 ˚ = 240˚

240˚ : 15˚ = 16 ч. п. или 16 часов

2)определим время в г. Ч икаго

(в Сиднее 4 часа дня или 16 часов; Чикаго расположен относительно него восточнее)

16 + 16 = 24 + 8 = 8 часов утра

Ответ: в Чикаго 8 ч утра

Задачи для учащихся VI VIII классов.

Задачи на разные темы.

1.Туристы 3 часа шли по азимуту 42˚ и еще 5 часов по азимуту 315˚. По каким азимутам они будут возвращаться?

Ответ: 222˚ и 135˚

2. Определить именованный масштаб, если расстояние на местности 135 км соответствует 9 см на карте.

Решение:

135км: 9см = 15км

Ответ: в 1см - 15 км

3. Замеры атмосферного давления в одно и тоже время показали у здания Башкирского университета 742 мм рт. ст, а у автодорожного моста – 758 мм рт. ст. Определите, на какой высоте от уровня моря расположен БГУ?

Решение:

1)определим разницу в атм. давлении между двумя объектами:

758 – 742 = 16 мм рт. ст

2)вычислим высоту, на которой расположен университет

(надо помнить, что с высотой на каждые 10,5 м атм. давление понижается на

1 ммрт. ст. )

1 мм рт. ст. - 10,5 м

16 мм рт. ст. - ?

х = 10,5 ×16: 1 = 168 м

Ответ: 168 м .

4. Определите годовой сток (водный) р. Енисей по следующим данным: ширина русла – 1000м, расход воды – до 20 000 куб. м/с, твердый сток – 0,5 т/с, скорость воды – 7 м/с, бассейн – до 3 млн. кв. км.

Решение:

Q = V × t (где Q – годовой сток реки, V – расход воды в секунду,

t – время – 1 год,

1 год = 365 суток ×24 ч ×60 мин × 60 с = 31 536 000 с

Q = 20 000 куб. м/с × 31 536 000 с = 630 720 000 000 куб. м/с = 630,7 куб. км

Ответ: 630,7 куб. км

5. Определите годовой сток (твердый) р. Енисей по следующим данным: ширина русла – 1000м, расход воды – до 20 000 куб. м/с, твердый сток – 0,5 т/с, скорость воды – 7 м/с, бассейн – до 3 млн. кв. км.

Решение:

(1 год = 31 536 000 с)

0,5 т /с ×31 536 000 с = 15 768 000 т = 15,8 млн. т

Ответ: 15,8 млн. т

6.Вычислить уклон реки Ангары, вытекающая из озера Байкал, если оно лежит на высоте 456 м над уровнем морем. Длина реки 1 826 км, абсолютная высота устья – 76 м.

Решение:

1)определим падение реки (П)

П = Н истока – Н устья

П = 456м – 76м = 380 м

2) определим уклон реки (У) в см/км

У = П: S (длину реки)

У = 38 000см: 1 826км = 20,8 см/км

Ответ: 20,8 см/км.

Состав населения изучают с помощью группировок. В российской статистике производят группировку населения по полу, по возрасту, национальности, месту жительства, уровню образования, семейному положению и величине среднедушевых денежных доходов. Изменение численности населения в результате рождений и смертей называют естественным движением населения . Естественное движение населения изучают с помощью абсолютных и относительных показателей. К абсолютным показателям относятся :

1) Численность родившихся в данном регионе за определенный период времени (человек). (P ).

2) Численность умерших в данном регионе за определенный период времени (человек).(Y ).

3) Величина естественного прироста (естественной убыли) населения, которое определяется как разность между численностью родившихся и умерших в данном регионе за определенный период времени (человек):

ЕП=P-Y.

К относительным показателям относятся :

1) Общий коэффициент рождаемости , показывающий сколько человек рождается в данном регионе в течение определенного периода времени в среднем на каждую 1000 человек наличного населения. Вычисляется в промилле. (‰), где - средняя численность наличного населения за определенный период времени.

2) Общий коэффициент смертности , показывающий сколько человек умирает в данном регионе в течение определенного периода времени в среднем на каждую 1000 человек наличного населения. Вычисляется в промилле. (‰).

3) Коэффициент естественного прироста населения характеризует величину естественного прироста, приходящуюся в данном регионе за определенный период времени в среднем на каждую 1000 человек наличного населения. Вычисляется в промилле. (‰); (‰). В 2003 году в РФ годовые коэффициенты составили (в ‰): рождаемости – 10,25; смертности – 16,38; естественного прироста – (-6,13).

4) Коэффициент жизненности населения – характеризует воспроизводство населения. Это единственный показатель из относительных показателей в демографической статистике выражающийся в %. ; . Если величина коэффициента жизненности менее 100%, следовательно, население данного региона вымирает. В 2003 году в РФ коэффициент жизненности составил 62,57%.

Кроме перечисленных показателей, в демографической статистике вычисляют следующие специальные показатели :

1) Возрастные коэффициенты рождаемости и смертности , которые рассчитываются отдельно для каждой возрастной группы населения.

2) Коэффициент плодовитости , показывающий, сколько человек рождается в среднем в данном регионе за определенный период времени в расчете на каждую 1000 женщин в возрасте от 15 до 49 лет.

3) Коэффициент младенческой смертности , который определяется как сумма 2-ух составляющих:


1) Отношение числа умерших в возрасте до 1 года из поколения родившихся в данном году к общему числу родившихся в этом же году.

2) Отношение числа умерших в возрасте до 1 года из поколения родившихся в предшествующем году к общему числу родившихся в предыдущем году.

Вычисляется в промилле. В 2003 году в РФ этот коэффициент составлял 18,3 ‰.

4) Ожидаемая продолжительность жизни при рождении показывает число лет, которые, в среднем, предстоит прожить человеку из поколения родившихся в данном году при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения половозрастная смертность останется на уровне того года, для которого вычисляется этот коэффициент. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении определяется при помощи составления и анализа таблиц смертности. За 2003 год в РФ ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляет (лет): для всего населения – 64,9, в том числе для мужчин – 58,6, женщин – 72,0.

5) Коэффициент брачности , показывающий, сколько браков приходится в данном регионе в течение определенного периода времени в среднем на каждую 1000 человек наличного населения.

6) Коэффициент разводимости , показывающий, сколько разводов приходится в данном регионе за определенный период времени в среднем на каждую 1000 человек наличного населения. В 2003 году в РФ коэффициент брачности составил – 7,6 ‰, разводимости – 5,6 ‰.


Варианты заданий части С и способы их решений На численности населения субъектов РФ заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. В таблице приведены данные, взятые с официального сайта Федеральной службы статистики. Численный и естественный прирост населения Владимирской области. Проанализировав данные, определите показатель естественного прироста населения в промилле в 2006 году для Владимирской области и величину миграционного прироста (убыли) населения Владимирской области в 2006 году. Запишите решение задачи.


Варианты заданий части С и способы их решений На численности населения субъектов РФ заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. В таблице приведены данные, взятые с официального сайта Федеральной службы статистики. Численный и естественный прирост населения Владимирской области. Проанализировав данные, определите показатель естественного прироста населения в промилле в 2006 году для Владимирской области и величину миграционного прироста (убыли) населения Владимирской области в 2006 году. Запишите решение задачи. Год Численность постоянного населения на 1 января, чел Среднегодовая численность населения, человек Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год


Алгоритм решения 1. Определить относительный ЕП (в промилле) по формуле: ЕП (в промилле) = 2. Определить изменения в численности населения как разность между заданным годом и последующим за ним. 3. Механический прирост = величина изменения численности населения – величина естественного прироста (убыли) населения Р – С (абсолютный естественный прирост)× 1000 Н (численность постоянного населения)


Решение задачи: × 1000 = - 10 промилле = (-14430)= 1383 (человека) Ответ: механический прирост населения во Владимирской области в 2006 году составил 1383 человека.


Условия задачи Используя данные таблицы, объясните, почему за последние 45 лет доля лиц, старше лет 65 в возрастной структуре населения Мексики значительно увеличилось. Демографические показатели Мексики. Показатели Численность населения, млн. чел.76,5110, 6 Доля лиц старше 65 лет, в %36 Рождаемость, в промилле 3119 Смертность, в промилле 66 Сальдо миграций, в промилле Средняя продолжительность жизни, лет 6976 Доля городского населения, в %7577


Алгоритм решения 1. Для решения данного задания не обязательно анализировать все пункты таблицы. Нужно выбрать необходимые. 2. Необходимо проанализировать вторую (Доля лиц старше 65 лет, в %), третью (Рождаемость, в промилле), четвёртую (Смертность, в промилле) и пятую строки (Средняя продолжительность жизни, лет). Проанализировать тенденции в изменении показателей и сделать вывод.


Решение задачи 1. Сравнивая рождаемость, видим значительное сокращение (31 против 19), значит уменьшилась доля детей. 2. Сравнивая продолжительность жизни, видим существенное увеличение (76 против 69), значит в структуре населения Мексики значительно увеличилась доля лиц старше 65 лет.

Новое на сайте

>

Самое популярное