Домой Хоум Кредит Банк Роль налогов в экономике кратко. Сущность налогов и их роль в экономике государства

Роль налогов в экономике кратко. Сущность налогов и их роль в экономике государства

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Налоговая система в Российской Федерации оказывает существенное влияние на нашу экономику, поскольку управляет всеми ее сферами. Именно от развитости налогообложения в первую очередь зависит состояние экономики, дальнейшие перспективы, и, что самое главное, уровень жизни в стране. Наши налоговые системы далеки от совершенства, и, в условиях выхода из «кризиса», все ее недостатки существенно сказываются на обеспеченности граждан и страны в целом. Налоговое законодательство должно регулировать экономику и улучшать ее положение в случае каких либо трудностей: разрабатывать спецпрограммы для малого бизнеса, улучшать условия для промышленного производства, привлекать иностранные активы и многие другие меры повышения экономической активности. Хорошо отрегулированный налог не нанесет вреда обществу и принесет прибыль государству, что в свою очередь развивает бюджетную сферу. Налоги - это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяет социально-политические и экономические ценности в государстве.

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, налоги занимают важное место. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Я напрямую заинтересован в рассмотрении и анализе российского налогообложения поскольку являюсь субъектом Российской Федерации и нуждаюсь в нормативной осведомленности для планирования своего будущего, а также для выбора оптимальных путей заработка в нашей стране. Целью моей работы будет рассмотрение и анализ налогообложения; виды и роль налогов в развитии налогообложения.

Объектом исследования моей курсовой работы является налоговая система и конкретные виды налогов в Российской Федерации. Предметом - экономические процессы в развитии и становлении налогообложения в России.

1. Роль налогов в экономике. Сущность и понятия налогов

1.1 Понятия налога и сбора

Прежде чем рассматривать различные функции, сущность и пользу налогов, анализировать их в масштабах страны и искать оптимальное налогообложение стоит разобрать что такое налог и какие они бывают.

Статья 2. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Статья 8. Понятие налога и сбора

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

4. Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Статья 17. Общие условия установления налогов и сборов

1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Объект налогообложения;

Налоговая база;

Налоговый период;

Налоговая ставка;

Порядок исчисления налога;

Порядок и сроки уплаты налога.

1.2 Роль налогов в экономике страны

Роль налогов в экономике в основном имеет регулирующий, стимулирующий и фискальный характер: они стимулируют приток денег в бюджет, регулируют как международные, так и местные рыночные отношения, привлекают зарубежные инвестиции и увеличивают оборот денег в стране. При правильной налоговой политике страна «расцветает» и увеличивает свой уровень жизни. Для этого государство осуществляет налоговое регулирование.

Налоговое регулирование представляет собой систему особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического развития.

Регулирующая функция налогов осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты различного рода пособий, т.к. налоги являются определяющим источником бюджетно-финансового регулирования национальной экономики. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств (например, сельского хозяйства), способствует решению актуальных для общества проблем.

Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства путем создания необходимых условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

Маневрирyя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя yсловия налогообложения, вводя одни и отменяя дрyгие налоги, госyдарство создает yсловия для yскоренного развития определенных отраслей и производств, способствyет решению актyальных для общества проблем. Так, в настоящее время нет, пожалyй, более важной для нас задачи, чем подъем сельского хозяйства, решение продовольственной проблемы. В связи с этим в Российской Федерации освобождены от налога на прибыль колхозы (включая рыболовецкие), совхозы, дрyгие сельскохозяйственные продyкции. Если доля доходов от несельскохозяйственной деятельности в колхозе или совхозе менее 25%, то и они освобождаются от налогов, если более 25%, то прибыль, полyченная от такой деятельности, облагается налогом в общем порядке. Приведенные положения могyт слyжить примером использования госyдарством возможностей налоговой системы для воздействия на развитие экономики в необходимом обществy направлении.

С помощью налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется доход и прибыль предприятия, осуществляется развитие наукоемких производств и ликвидация убыточных. С помощью налогов можно обеспечить стабилизацию финансовой системы государства и регионов, проводить антимонопольную политику и решать социальные проблемы через налоговые льготы и разумные ставки.

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др.

Налоги - важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Налоги являются наиболее существенным источником доходов бюджета. С их помощью мобилизуются средства предприятий, населения и других налогоплательщиков.

Налоговые доходы бюджета являются основными в их общем объеме и характеризуют объем налоговой нагрузки на субъекты экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.

Системy налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменения могyт вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были yстановлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могyт определить целесообразность снижения на 2-3 пyнкта или необходимость повышения на 2-3 пyнкта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не нарyшают стабильности системы хозяйствования, а вместе с тем не препятствyют эффективной предпринимательской деятельности.

Стабильность налогов означает относительнyю неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с госyдарственным бюджетом. Если иметь в видy сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленнyю стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же дрyгие налоги и сам состав системы налогообложения могyт и должны меняться вместе с изменением экономической ситyации в стране и в общественном производстве.

Налоги - это те же экономические нормативы, но только подлинно единые и стабильные, независящие от воли отдельных лиц. Индивидуализация налоговых ставок, льгот и санкций запрещена, их можно дифференцировать по отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям. Налоги относятся к классy экономических нормативов, они формируются по принципам, присyщим нормативам. Например, ставку налога на прибыль можно рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет, но yстановленный на общегосyдарственном yровне. Замена нормативов отчислений от прибыли в бюджет системой налогообложения прибыли была целесообразна, даже необходима, независимо от перехода к рыночным отношениям в стране, но последний yскорил этy заменy и сделал ее неизбежной, так как предпринимательская деятельность не может развиваться эффективно в yсловиях неопределенности экономических взаимоотношений с госyдарством, с бюджетом. Нормально фyнкционирyющая система налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой: ведь yплата налога с того или иного дохода означает признание его легальности, законности, в то время как наличие дохода, yкрываемого от налогообложения ввидy его незаконности преследyется госyдарством.

Повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в основной способ изъятия части доходов физических и юридических лиц в госyдарственный и местные бюджеты - свидетельство роста финансовой кyльтyры общества. При достижении определенного yровня грамотности населения налоги бyдyт восприниматься им с пониманием, как форма yчастия своими средствами в решении общегосyдарственных задач, прежде всего - социальных. Естественно, если ставки налогов бyдyт отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и госyдарства. Как мировой, так и отечественный опыт свидетельствyют о преимyществах налоговой системы перед любой дрyгой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в госyдарственный бюджет.

1.3 Налоговые концепции и экономический смысл налога

1.3.1 Кривая А. Лаффера

Кривая Лаффера - графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Зависимость выведена американским экономистом Артуром Лаффером, хотя сам он признавал, что его идея присутствует уже у Кейнса и даже у средневекового арабского учёного Ибн Хальдуна.

Сторонниками снижения налогов и стимулирования инвестирования являются представители школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов -- лидеры в обновлении производства), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату и дивиденды. Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую А. Лаффера. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции -- больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.

Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40--50 %) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода от налогообложения и стремящихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики. Однозначного ответа, какое значение эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции Лаффера, изъятие у производителей более 35--40 % добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в порочный круг -- так называемую «налоговую ловушку».

Нелинейная зависимость говорит о том, что после некоторого значения налоговой ставки общие налоговые поступления начинают снижаться. При высоких налоговых ставках будут действовать причины, описанные ранее: экономические агенты либо вообще прекращают свою деятельность, либо уходят в теневой сектор. При ставке налога равной 100% вообще нет смысла прилагать какие-либо усилия, поскольку весь доход будет изъят.

Кривая Лаффера представлена на рисунке 1:

1.3.2 Справедливость налогообложения

Налоги должны не только регулировать экономику и обеспечивать государство, но и быть справедливыми ко всем категориям граждан. Они не должны ущемлять права субъектов страны и носить дискриминационный характер. Размер ставки налога должен учитывать социальное положение гражданина, его объект налогообложения и возможность выплаты налога. Любое налогообложение должно включать в себя льготы и различные налоговые стимуляторы как для бизнеса (например, «налоговые каникулы» для малого бизнеса), так и для физических лиц (например налоговый вычет по НДФЛ), что в свою очередь позволяет развивать социальный сектор включительно.

Существует и такая точка зрения, в соответствии с которой принцип справедливости налогообложения признается главным в ряду налоговых принципов, сформулированных А. Смитом. Справедливая система налогообложения -- идеальная мечта любого государства и общества, которую пока не достигло ни одно государство мира. К этой цели человеческая цивилизация идет уже столетия. Несовершенство системы налогообложения неизменно вызывает и будет вызывать критику любых фискальных институтов общества. Однако независимо от этого поиски путей рационального, эффективного и справедливого налогообложения должны продолжаться. Вполне согласуется с ним и другое суждение, в соответствии с которым Справедливость давно уже признана основным принципом законодательства, но вряд ли сейчас можно найти страну, где могут признать, что у них этот принцип нигде не остается затушеванным. В полной мере это относится и к налоговому праву. Не только в России, но даже в странах благополучной Европы граждане очень редко бывают довольны своей налоговой системой, причем в качестве основного ее недостатка чаще всего указывается именно ее несправедливость. С учетом этого необходимость в уяснении принципа справедливого налогообложения становится очевидной.

Справедливость налогообложения тесно соприкасается с реализацией более частных по отношению к нему принципов экономической обоснованности и соразмерности налогообложения. Это объясняется тем, что налогообложение должно соотноситься не только с необходимостью реализации налогоплательщиками своих основных прав и свобод, но также должно учитывать их экономическое положение. В частности, принцип экономической обоснованности исключает произвольное установление налогов и сборов и требует, чтобы налогообложение тех или иных лиц осуществлялось исключительно с учетом их налоговой способности. Игнорирование этого принципа может привести к тому, что налогообложение станет непосильным бременем для налогоплательщиков, непреодолимым препятствием для нормального существования и развития.

В экономическом плане принцип справедливости означает, что государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов, возлагая бремя на одних людей и предоставляя привилегии другим. В зарубежной экономической науке различают два основных аспекта этого принципа: горизонтальный и вертикальный.

Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что плательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны находиться и в равной налоговой позиции, т. е. каждый должен выплачивать налог одинаковой величины (принцип платежеспособности). В основе этого принципа лежит идея о том, что сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов плательщика. Налоги должны быть распределяемы между всеми гражданами в одинаковой соразмерности; пожертвования каждого на пользу общую должны соответствовать силам его, т. е. его доходу. Однако в данном случае встает этическая проблема определения равенства, поскольку не всегда равенство может достигаться путем сопоставления текущих доходов.

Согласно принципу вертикальной справедливости, лица, которые находятся в неравном положении, должны находиться в неравной налоговой позиции; иными словами, кто получает больше от государства тех или иных благ, тот должен больше платить в виде налогов (принцип выгод). Однако насколько справедлив принцип выгод, зависит от того, на что тратятся государственные средства, полученные через налоги. Так, общеизвестно, что пожилые люди, с одной стороны, имеют более низкие доходы по сравнению с молодыми трудоспособными людьми, но, с другой стороны, они чаще прибегают к услугам государственного здравоохранения. Принцип платежеспособности говорит о том, что пожилые люди должны платить более низкие налоги. В то же время, согласно принципу выгод, пожилые люди должны платить налогов больше, так как они извлекают большую выгоду за счет государственного финансирования больниц и клиник. Очевидно, что в данном случае применение принципа выгод к пенсионерам и лицам пожилого возраста будет несправедливым.

1.3.3 Теория предложения налогов

Экономическая теория предложения - это макроэкономическая теория, согласно которой экономический рост можно эффективно стимулировать за счет снижения барьеров для производства (предложения) товаров и услуг, то есть за счет снижения налогов и снятия запретов, создаваемых государственным регулированием. В таком случае потребитель получает больше товаров и услуг по меньшей цене.

Экономический рост в долгосрочной перспективе должен покрывать кратковременное сокращение сбора налогов вследствие уменьшения налоговой ставки, и в результате общий сбор налогов даже увеличится. Согласно теории предложения повышение налогов подавляет экономические связи на внутреннем рынке и инвестиции в производство. Налоги являются одним из экономических барьеров или тарифов, вынуждающих экономических субъектов переходить к менее эффективной экономической деятельности, в частности, менее специализированной и менее квалифицированной. Понижение налогов на внутреннем рынке производит такой же эффект, что и понижение таможенных тарифов на внешнем, то есть активизирует свободное перемещение товаров и капиталов, что приводит к экономической экспансии.

Максимальный сбор налогов возможен при некотором промежуточном значении уровня налогообложения между 0 и 100 %. Поэтому к повышению налоговых сборов может привести как повышение, так и понижение налоговой ставки, и для предсказания эффекта изменений в налоговой политике надо проводить расчеты.

Чрезмерное увеличение налогов ведет к росту издержек и цен и в конечном итоге перекладывается на потребителей, при этом доходы бюджета не только не растут, но и начинают стремительно снижаться. Высокиеналогисдерживают инвестирование, вложение средств в новую технологию, совершенствование производства. Изменения цены под влиянием предложения налога представлены на рисунке 2

В теории переложения налогов различают два вида переложения: прямое -- от производителя к потребителю (переложение «вперед») и обратное -- от потребителя к производителю (переложение «назад»). Чем более эластичен спрос и менее эластично предложение, тем больше налога ложится на производителей, чем менее эластичен спрос и более эластично предложение, тем больше налог ложится на потребителей.

Переложение налога возможно при условиях, когда налогом облагаются все лица, находящиеся в однородных обстоятельствах, поскольку на открытом рынке индивидуальные затраты при образовании цены играют незначительную роль, и постольку, поскольку ложится одинаковым бременем на каждую единицу объекта обложения, и когда непосредственный плательщик налога (субъект) влияет на предложение и спрос.

Чем больше непосредственный плательщик налога может повлиять на изменения предложения или спроса, и чем сильнее эти изменения могут отразиться на ценах, тем легче перелагается налог, и обратно.

Анализ последствий снижения налогов для государственных финансов осуществляется на основе «кривой Лаффера». Считая, что налоговые поступления являются продуктом налоговой ставки и налоговой базы, Лаффер проследил графическую взаимосвязь между ними. Это позволило ему обосновать вывод о том, что эффект воздействия изменения норм обложения на бюджетные поступления зависит от величины эластичности выпуска продукции по налоговой ставке. Когда ее величина достигает минус единицы, налоговые поступления начинают падать.

По мнению Лаффера, сокращение налогов для экономики может дать тройной эффект: во-первых, способствовать преодолению дефицита государственного бюджета в связи со снижением масштабов уклонения и неплатежа налогов, повышением стимулов к производству и увеличению занятости, уменьшением правительственных трансфертных платежей (например, на пособия по безработице); во-вторых, обеспечивать расширение налоговой базы вследствие увеличения предложения рабочей силы и капитала, т.е. расширения объемов производства; в третьих, обусловливать перевод ранее используемых рынком труда и капитала из низкооплачиваемой в сравнительно высокооблагаемую сферу хозяйственной деятельности в связи с улучшением распределения ресурсов по сферам и повышением эффективности экономики.

2.1 Анализ налоговой системы

2.1.1 Введение в анализ. Функции налогов

Налоговая система Российской Федерации настолько многогранна и разрозненна, что невозможно описать ее полностью за тот период времени пока она не изменится. А изменчива она настолько, что удается уловить только самые важные и нужные аспекты, которые мы рассмотрим в данной главе. Но прежде чем анализировать налогообложение, нужно рассмотреть функции налогов, как основной объект анализа. Выполняет ли наше налогообложение эти функции и в каком объеме, в этом стоит разобраться и наглядно рассмотреть.

Разделяют следующие функции налогов:

Фискальная - самая главная и первообразная функция, которая отвечает за пополнение государственного бюджета. Ф развитых странах она делает упор в основном на физических лиц.

Распределительная - функция, выполняющая социальное предназначение, состоящее в перераспределении общественных благ от высокообеспеченным субъектам к менее состоятельным и более нуждающимся гражданам.

Регулирующая - направлена на достижение определенных целей, заданных государством. Так же, исходя из названия, направленна на регулирование денежных потоков, товаров и даже людей в стране путем проведения налоговой политике касательно какого-либо объекта.

Стимулирующая - направленна на поддержку тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений

Наглядный механизм функционирования представлен на рисунке 3.

налог сбор фискальный льгота

Таким образом, мы установили, что налоги играют главную роль в экономических процессах государства, поскольку имеют возможность влиять на все сферы экономики, путем регулирования налоговой системы.

Следовательно, все, что надо процветающей стране - это грамотно составленную, нормированную и отрегулированную систему налогообложения, и поддержание развития во всех секторах экономики, с расчетом на все слои населения.

2.1.2 Анализ налогообложения в современной экономике Российской Федерации

Налогообложение Российской Федерации преимущественно имеет фискальный характер (как и во многих других странах). Но в последнее время благодаря ужесточению контроля за общественными нуждами, я стал замечать яркое проявление социально-регулирующей функции, в основном за счет резкого повышения акцизов на спирто- и табакосодержащую продукцию. Также проявились изменения отчислений в социальный фонд: сначала завысили, но потом урегулировали и оставили оптимальную ставку; также ввели изменения по льготам по ндфл. И все это является показателем повышения интереса государства к социальной сфере. Так же за последние 2 -3 года рассматривается множество предложений и изменений касательно малого бизнеса например, отмена ЕНВД, обязанность ведения бухучета для ИП, изменения в сфере УСН, и многое другое.

Налоговая система с каждым годом все больше и больше обновляется, корректируется и изменяется, но к сожалению не всегда в лучшую сторону, как например единый социальный налог 26 процентов превратился в социальные отчисления 30 процентов которые готовы выплачивать не все предприниматели, что существенно сказывается на будущем их работников.

Предметами для критики выступают: излишне фискальный характер налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда; низкое налогообложение физических лиц, поскольку в других странах оно выше; введение налога на добавленную стоимость, о котором ранее и не слышали; слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изменения отдельных налогов; низкое налогообложение природных ресурсов. И этот перечень можно продолжать еще долго.

Налоговая система, конечно, нуждается в совершенствовании. Но не на базе случайных идей, порой подхваченных, точнее выхваченных из комплекса, в западных странах, а порой просто дилетантских. России остро не хватает собственной научной школы или нескольких школ в области налогообложения, способных не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий.

Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию налоговой системы РФ был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.

Естественное и вполне объяснимое желание большинства населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспечения обороноспособности государства. С другой стороны, помимо насущных потребностей в расходах величина налогов должна определяться условиями расширения налоговой базы, которая может расти только тогда, когда учитываются интересы товаропроизводителей.

Однако нельзя и снижать налоги сверх меры. Вспомним, что они играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно низкие налоги могут привести к резкому взлету предпринимательской активности, что также может вызвать ряд негативных последствий.

Успешное реформирование налоговой системы Российской Федерации во многом предопределяется эффективным правовым регулированием налоговых отношений. Основным нормативным правовым актом, регулирующим систему налогообложения России, является часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, которая содержит базовые принципы правового регулирования налоговых отношений.

Налоги помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, регулировать количество денег в обращении.

Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции фискальную, стимулирующую и регулирующую.

Функции налога это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов.

Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. За счёт налоговых взносов, сборов, пошлин и др. платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой, по поводу формирования государственных финансов.

2.2 Налоговое стимулирование малого бизнеса

Обратим внимание на один из рычагов контроля и влияния на российскую экономику. Малое предпринимательство (а так же среднее) - один из крупнейших секторов экономики, наиболее приближенно расположенный и касающийся жителей страны, поскольку именно граждане российской федерации в большей массе вовлечены в малое предпринимательство. Следовательно, успех предприятия - это не только выгода учредителя, а также обеспеченность и достаточность всех сотрудников организации, что в свою очередь влечет за собой увеличение поступлений по НДФЛ и соц. отчислениях, а также увеличивает обороты по закупке недвижимости. малое предпринимательство в большей мере обеспечивает социальную сферу, чем налоговые льготы, и отлично облагается множеством налогов, в совокупности составляющих целую массу денег. Следовательно, с помощью налогового стимулирования малого бизнеса можно отлично манипулировать страной, обществом и экономикой в целом.

Для развития и поддержки малого предпринимательства необходимо совершенствовать налоговое законодательство и большое внимание уделять налоговым льготам для малых предприятий. Изменчивость и сложность российских законодательных актов по вопросам налогообложения в сочетании с неопытностью наших бизнесменов, создают, наряду с другими факторами, дополнительные трудности для развития предпринимательства.

2.3 .1 Проблема налогообложения Российской федерации

Любая система, тем более такая широкая и разветвлённая как налогообложение, имеет свои недостатки и недочеты. Но по сравнению с любой из развитых стран, наша имеет самое несбалансированное налогообложение. Это в первую очередь влияет на граждан Российской Федерации, а они, изнутри, влияют на сферы экономики, и таким образом, образуется замкнутый цикл несоответствий, в результате чего страдает вся страна.

Налоги являются основным регулятором всего воспроизводственного процесса, влияя на пропорции, темпы и условия функционирования экономики.

Можно выделить три направления налоговой политики государства:

политика максимизации налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно»;

политика установления разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства путем обеспечения благоприятного налогового климата;

политика, предусматривающая достаточно высокий уровень налогообложения, но при значительной социальной защите населения.

В странах с развитой экономикой преобладают два последних направления. Для России характерен первый, фискальный тип налоговой политики, при котором государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов.

К основным проблемам отечественной налоговой системы можно отнести следующие:

1. Нестабильность налоговой политики.

2. чрезмерное налоговое бремя, возложенное на налогоплательщика.

3. Низкий уровень собираемости налогов и высокая неплатежеспособность предприятий.

4. Чрезмерное распространение налоговых льгот, что приводит к огромным потерям бюджета (правда, в последние годы многие из них были отменены).

5. Отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики.

6. Эффект инфляционного налогообложения. В условиях инфляции капитал с длительным циклом оборота (фермерский, промышленный) несет дополнительную налоговую нагрузку.

7. Чрезмерный объем начислений на заработную плату.

8. Единая ставка налога на доходы физических лиц.

9. Основной причиной перехода на «плоскую» шкалу налога на доходы физических лиц является стремление вывести заработную плату из «тени». Но как показывает практика, данная мера не оправдала возложенные на нее надежды.

10. Перенос основного налогового бремени на производственные отрасли.

11. Тенденция к расширению доли прямых налогов.

12. Теневая экономика.

13. Еще одна проблема заключается в том, что наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения и т.д. Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб. Этого сложно избежать из-за высокого динамизма процессов, которые происходят в хозяйственной жизни страны.

14. Проблемы в налоговом законодательстве.

Главная проблема Налогового кодекса РФ, как представляется, заключается в том, что он не раскрывает комплексный характер налоговых отношений как специальных властных отношений, возникающих в процессе налогообложения.

Есть и другие нерешенные проблемы современного налогового законодательства в России:

1. вводимые налоги не подкрепляются экономико-правовой документацией; нет ссылок на конституционные основы установления того или иного налога; нет связи бюджетных интересов и интересов налогоплательщика;

2. понятие цели налога как инструмента финансового обеспечения деятельности государства официально не прокомментировано, и в практике бюджетного распределения финансирования социальных интересов гражданина осуществляется оп остаточному методу;

3. среди функций налогообложения на первый план выходит фискальная (по ст. 8 НК РФ).

Большой резерв для налогообложения сосредоточен в теневой экономике. Но капиталам, укрытым от налогообложения, и при желании владельцев крайне сложно вернуться в легальную производственную сферу: крупные инвестиции могут привлечь внимание налоговых органов к источнику средств. Поэтому капиталы, единожды попавшие в теневой оборот, так в нем и остаются или вывозятся за границу.

2.3.2 Решение проблемы

Можно выделить следующие основные предложения по совершенствованию налоговой системы РФ:

Снижение общей налоговой нагрузки.

Облегчение налогового бремени для добросовестного налогоплательщика без ущерба для бюджета в целом может быть достигнуто за счет отмены целого ряда льгот (эта тенденция уже прослеживается в Налоговом кодексе РФ). Количество льгот по различным видам налогов в действующем российском законодательстве велико. Часто льготы получаются в результате лоббирования интересов отдельных хозяйственных группировок и нередко отмечается фиктивное применение льгот.

Сокращение налоговой нагрузки на уровне федерального бюджета было компенсировано ростом налоговых поступлений от увеличения налоговой базы. На местном уровне это увеличение было не столь заметно.

Упрощение налоговой системы.

Установления исчерпывающего перечня налогов и сборов при сокращении их общего числа и максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов.

Совершенствование работы налоговых органов.

Необходимо осуществлять постоянный контроль качества работы соответствующих органов, а также осуществлять проверку компетентности их работников.

Введение прогрессивной шкалы подоходного налога.

Например, практически во всех странах, добившихся успехов в экономике, действует прогрессивная шкала подоходного налога: в Китае - до 45%, в Бразилии - до 27,5%, в Индии - до 30% Григорьева К.С. Эффективность налоговой системы РФ на современном этапе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.lib.tsu.ru . Равномерность распределения доходов, обеспечиваемое прогрессивной шкалой, - одно из обязательных условий экономического развития любой страны. Исследования Мирового банка показывают, что высокое неравенство доходов губительно для экономического роста. А долговременное сохранение такого состояния приводит к существенному обнищанию и деградации большинства населения. Российский опыт это подтверждает.

Во всем мире лица с более высокими доходами платят в бюджет более весомые налоги, а малообеспеченные слои населения от них освобождаются. С отменой прогрессивной шкалы подоходного налога оказался нарушен один из важнейших принципов налогообложения - его справедливость.

Например в Индии необлагаемый налогом месячный доход установлен до 8125 руб., в Бразилии - до 24 750 руб., а в России - 400 руб., что примерно в 45 раз ниже среднего по Европе Исаков, В.Б. Современная налоговая система: точку ставить рано / В.Б. Исаков // Налоговая политика и практика. - 2007. - №3. - С.4-7. .

Отменить предельную величину годового дохода (415 тыс. рублей), выше которого социальные взносы не взимаются.

С 2011-го повышены социальные взносы с 26% до 34% от фонда оплаты труда. Велика опасность, что эта мера нанесет удар по планам развития несырьевой экономики и ничего не даст бюджету. Если отменить данную льготу, то только в виде социальных взносов бюджет получит дополнительно более двух миллиардов рублей.

Работа по снижению задолженности по налогам и сборам.

В Российской Федерации серьезной проблемой стало уклонение от уплаты налогов, распространение различных схем обхода налоговых законов. Основной задачей остается эффективный выбор объектов налогового аудита и повышение качества проводимых документальных проверок, просветительская работа по повышению налоговой дисциплины и ответственности налогоплательщиков. Поэтому перед налоговыми органами стоит задача не просто выявлять факты сокрытия доходов и ухода от налогообложения, но и совершенствовать нормативно-правовую базу, оперативное перекрытие возможных каналов возникновения налоговых нарушений.

Повысить налогообложения дивидендов акционеров крупных компаний.

Упростить методику расчета для российских предприятий, не имеющих льгот по НДС.

При расчете НДС за налоговую базу следует принимать не реализацию продукции, как это предписано сегодня Налоговым кодексом, а входящую в нее добавленную стоимость, которая включает в себя фонд оплаты труда, прибыль, амортизацию и налоги и легко может быть определена по данным бухгалтерского учета.

Необходимо снизить или отменить налоги на производителей товаров широкого потребления и на малые обрабатывающие и инновационные предприятия, которые сегодня неконкурентоспособны на рынке труда внутри страны.

Необходимо упростить налоговую отчетность.

Сегодня общий объем деклараций, сдаваемых в налоговую инспекцию, составляет от 50 до 80 страниц. На каждой из этих страниц возможны ошибки с последствиями вплоть до уголовных.

Развитие международного сотрудничества по вопросам налоговой политики.

Можно сделать вывод, что необходимой мерой при совершенствовании налоговой системы Российской Федерации является постоянное изменение и дополнение налогового законодательства.

Налоговая политика государства на данном этапе направлена на расширение стимулирующей роли налоговой системы с учетом необходимости поддержания сбалансированности бюджетной системы. Важнейшей задачей здесь является упрощение административных процедур при расчете и уплате налогов.

Очень важна комплексность проведения реформы налоговой системы: все предусмотренные в ней механизмы должны запускаться одновременно и в полном объеме.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была так же адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах. Принципы построения налоговой системы. Сущность, классификация, внутреннее содержание и функции налогов. Определение суммы акциза к уплате в бюджет. Сроки направления требования об их уплате.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2014

    Природа и сущность налогов, их классификация. Основные подходы к решению проблемы юридической трактовки налогов. Функции налогов и их проявление в экономике. Структура налоговой системы Российской Федерации, ее основные проблемы и пути совершенствования.

    контрольная работа , добавлен 15.07.2011

    Характеристика косвенных налогов как элементов цены. Международный опыт взимания налога на добавленную стоимость и особенности его применения в Российской Федерации. Экономический смысл акциза. Совершенствование законодательства о налогах и сборах.

    дипломная работа , добавлен 01.01.2015

    Сущность налоговой системы, принципы и функции налогов. Виды налогов, взимаемые на территории Российской Федерации, общие положения по их исчислению, уплате и ответственности за уклонение от уплаты. Нормативные правовые акты о местных налогах и сборах.

    реферат , добавлен 21.06.2010

    Механизм взимания налогов как на федеральном, так региональном и местном уровне. Особенности начисления налога на прибыль организаций. Уплата акцизов, земельного и транспортного налогов. Налоговая база по налогу на имущество физических лиц, виды льгот.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2013

    Официальное определение налогов, содержание их функций, основные классификации, порядок и сроки уплаты. Налоговые база, ставки, период. Принципы, положенные в основу законодательства о налогах и сборах РФ. Налогоплательщик и элементы налогообложения.

    презентация , добавлен 22.01.2016

    Сущность, функциональное назначение налогов и принципы налогообложения. Фискальные платежи в налоговых системах некоторых стран. Противоречия действующей налоговой системы. Фискальное значение налога на доходы физических лиц. Роль налога на прибыль.

    дипломная работа , добавлен 28.11.2011

    Экономическая сущность налогов и принципы налогообложения. Классификация налогов, входящих в налоговую систему по различным критериям. Характеристика регулирующих налогов. Совершенствование налоговой системы РФ. Источники налоговых платежей (взносов).

    контрольная работа , добавлен 24.03.2015

    Изучение и анализ налогов как обязательных платежей, взимаемых государством с физических и юридических лиц, их роль современной экономике. Виды налогов по объекту, характеру налогообложения. Структура налоговой системы России. Проблемы налогообложения.

    курсовая работа , добавлен 04.09.2014

    Краткая характеристика налогов РФ федерального и регионального уровней, их отличительные признаки и особенности, определение объектов и налоговой базы. Условия освобождения от налогов и предоставления льгот. Местный уровень структуры налогов РФ.

Глава 1. Теоретические аспекты налогов

1.1 Понятие, сущность, функции и классификация налогов

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общесвенноэкономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налогов изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.

В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

В современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях подчеркивается, что налог – платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров. К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты.

Часто отмечается, что налоги – денежные платежи (взимаются в денежной форме). Разумеется, в современных условиях большинство налоговых выплат осуществляется в денежной форме. Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определенных случаях допускают уплату налогов путем предоставления государству товаров или услуг. Натуральная форма уплаты налогов наиболее характерна для отраслей добывающей промышленности. В России в конце 1990-х годов стали использоваться соглашения о разделе продукции, в соответствии с которыми взимание ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором.

Налоги – один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.

В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости – национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную часть новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей.

Согласно Налоговому кодексу РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Абзац 3 п.5 ст.3 НК РФ устанавливает: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

Поскольку экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Однако, налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей не только финансовой функцией, но и экономической. Реализуя экономическую функцию, государство влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Функции налогов:

Вопрос о функциях налогов всегда был и продолжает оставаться предметов острейшей научной полемики. Выполняют ли налоги исключительно фискальную функцию или налогам присущ многофункциональный характер? Аргументация ответов на этот вопрос и составляет стержень данной полемики.

Итак, функции любой экономической категории должны раскрывать ее сущность и внутреннее содержание, а также выражать общественное назначение данной категории. Функции налогов должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержание налога как экономической категории, а также выражать общественное назначение налогообложения как основы перераспределительных отношений в процессе создания общественного богатства и способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжении государства.

В экономической среде до сих пор нет единого мнения о составе и содержании налоговых функций. Следует отметить, что проблема эта далеко не академическая. Функциональная определенность налогообложения крайне важна в прикладном аспекте. Она предопределяет особенности построения налогов, характер их действия и сферу применения, формируя таким образов направленность налоговой политики. Существующие подходы к проблеме налоговых функций можно условно разделить на три группы.

Некоторые исследователи настаивают исключительно на фискальной функции налогов, в частности И.В. Горский. По его мнению, в ней смысл, внутреннее предназначение, логический и исторический движок налога. Только фискальная функция за всю многовековую эволюцию налогов осталась неизменной. Она самодостаточна, естественным образом находит свое собственное воспроизводство в развитии экономики и не нуждается в «регулирующих» противовесах.

Другие ученые, например Д.Г. Черник , Г.Б. Поляк и А.Н. Романов , ограничиваются рассмотрением двух функций –фискальной и регулирующей, присущих высокоразвитым рыночным отношениям. По их мнению, регулирующая функция неотделима от фискальной, они находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности, представляя собой единство противоположностей. Однако внутреннее единство не исключает наличия противоречий внутри каждой функции и между ними.

Третья группа ученых, в частности А.В. Брызгалин , В.Г. Пансков, придерживаются мнения о многофункциональном проявлении сущности налогов, пологая, что только фискальная и регулирующая функции не охватывают всего спектра налоговых отношений, включая их влияние как на экономику в целом, так и на отдельных хозяйствующих субъектов. Кроме этих дух функций, выделяются по меньшей мере контрольная и распределительная функции.

Итак, налоги выполняют четыре важнейшие функции (рис. 1):

Фискальная функция (от лат. Fiscu s –государственная казна)

является основной функцией налогов, отражая фундаментальное предназначение налогообложения - изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей. Фискальная функция присутствует во всех без исключения налогах в любой налоговой системе. Она была единственной на ранних периодах налогообложения, со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать. Более того, усиление позиций государства в экономике, социальной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному возрастанию государственных расходов, а следовательно, и доли перерапределяемого посредством налогов общественного продукты. справедливости ради следует отметить, что в отдельных исторических промежутках действие фискальной функции ослабевало, но в более значительных временных периодах неизбежно сказывалось ее усиление.

Распеделительная (социальная) функция выражает социально

В условиях перехода к рыночным отношениям в Российской Федерации основным источником доходов бюджетов всех уровней стали налоги. В связи с этим вопросы правового регулирования налогообложения относятся к числу наиболее актуальных в экономической и социальной жизни Российского государства. Поэтому налоговое право как одно из подразделений (подотраслей) финансового права становится его крупнейшей составной частью с перспективой дальнейшего развития.

Налоги - один из древнейших экономических инструментов, применяемых в обществе. Они появились вместе с возникновением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций. При всех изменениях, происходящих в процессе развития человеческого общества и государства, сохранилось главное предназначение налогов как источника средств, обеспечивающих функционирование государства, хотя роль их стала более многозначной.

Налоги в финансово-правовом аспекте - это обязательные и по юридической форме индивидуалъно безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случаях - внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды) с определением их Размеров и сроков уплаты. Зачисление налогов в бюджетную систему предполагает и определяет их публичный характер т е направленность на общезначимые интересы соответствующего территориального уровня.

Правовая наука придает большое значение определению понятия налогов, поскольку в нем отражаются сущность и характерные особенности правоотношений, возникающих при взимании налогов. Современное российское законодательство также уделило ему внимание, что, без сомнения, важно. НК РФ (ст. 8) воспринял положения, разработанные по этому вопросу наукой финансового права. Характерно, что в нем дается понятие относящееся именно к налогу а сбор имеет свое особое определение с указанием признаков отличающих его от налога При этом особо отмечаются заложенные в налоге отношения собственности - сс отчуждения у ншюгоплятслыцикя. Однако понятия иных платежей, упоминаемых Кодексом (государственная пошлина и др.) и включенных в единую систему, не сформулированы.

Согласно НК РФ налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж:, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В отличие от этого в понятии сборов (п. 2 ст. 8) отмечается их индивидуально возмездный характер: под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченным\ и органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий).

Роль налогов в государстве и обществе состоит в следующем. Основная их роль - фискальная (от лат. fiscus - казна), соответственно чему они используются как источник доходов государственной или муниципальной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства.

Вместе с тем в налогах заложены большие возможности и по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства. Так, налоги могут использоваться для регулирования процессов производства и потребления, уровня доходов населения (дифференциация ставок, предоставление льгот и др.). Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические и экологические процессы, молодежную политику, иные социальные явления. Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (освобождение от налогов участников Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза и Российской Федерации и т. д.).

Помимо рассмотренных функций налогам свойственна и функция контроля. В ходе налогообложения со стороны государства проводится контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, за правомерностью получения доходов гражданами, источниками этих доходов, за использованием имущества, в том числе земли.

Только всесторонний учет всех этих функций налогов обеспечит успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны. Переход к рыночной экономике обусловил становление новой системы налогов и регулирующего ее законодательства. Развитие этого процесса продолжается.

Эффективность установленной системы налогообложения, ее возможности стимулирования общественного производства будут проверяться временем. Однако в ней еще заметно преобладание фискальной функции, хотя это и не привело к достаточности средств в бюджетной системе. Основной целью налогового реформирования продолжает оставаться достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов.

НК РФ объединяет в единую систему вместе с налогами сборы и государственную пошлину. Упомянутые платежи отличаются от налогов. В определенной мере часть из них носит возмездный характер: они являются платой или за услуги (например, государственная пошлина), или за разрешение на какую-то деятельность ИТ. д., предоставляемые компетентными государственными органами и органами местного самоуправления. Такие платежи носят обычно разовый характер. Налогам же в отличие от них свойственна оегуляоность уплаты пои наличии v налогоплательщика установленного законодательством объекта обложения (имущества дохода и т.п.) они подлежат систематическому внесению в казну в предусмотренные сроки.

Вместе с тем эти платежи объединяют с налогами такие общие черты, как обязательность уплаты при наличии указанных законодательством фактов; внесение в бюджет или внебюджетный фонд определенного государственного или местного уровня; возложение контроля за их уплатой, как и уплатой налогов, на одну и ту же систему государственных органов - налоговые органы с одинаковыми контрольными полномочиями, мерами принудительного воздействия. При этом законодатель не делает различия в общих правах и обязанностях субъектов, касающихся всех этих платежей, в том числе налогов. В соответствии с Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» они составляют группу налоговых доходов.

Первоначально Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» включил в налоговую систему более 40 платежей, число которых впоследствии дополнялось их новыми видами и составило с учетом изменений и дополнений к моменту введения в действие части первой НК РФ в начале 1999 г. более 50. НК РФ (ст. 13-15) внес изменения в систему налогов и сборов, сократив общее количество их видов до 28. Однако до полного введения в действие части второй НК РФ установлено (помимо уже предусмотренных в ней) применение и платежей, закрепленных указанным Законом (ст. 19-21). В новой редакции ст. 13-15 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2005 г.) общее количество платежей сокращено до 15.

Объединение налоговых платежей в систему предполагает возможность их классификации, позволяющей лучше уяснить сущность этой категории. По субъектам (плательщикам) можно выделить налоги с организаций и налоги с физических лиц. В ту и другую группу входят налоги разного территориального уровня. К первой группе относится, например, налог на прибыль организаций, ко второй - налог на доходы физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения. Однако для настоящего времени характерно, что большая часть налогов является общими для юридических и физических лиц. В зависимости от направления использования налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения а они в основном таковыми и являются зачисляются в бюджет как общий денежный фонд и используются при его исполнении без привязки к конкретным мероприятиям. Целевые налоги зачисляются во внебюджетные или бюджетные целевые фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого использования (например, единый социальный налог, зачисляемый в государственные социальные внебюджетные фонды). В последнее время крут целевых налогов резко сократился.

В зависимости от формы возложения налогового бремени выделяются прямые и косвенные налоги. Прямые налоги, в отличие от косвенных, непосредственно обращены к налогоплательщику - его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения. Юридический и фактический плательщик в этом случае совпадают в одном лице. При косвенном налогообложении налог устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых товаров, и в результате этого не связан непосредственно с доходом или имуществом фактического плательщика. Закон возлагает юридическую обязанность внесения суммы налога в казну на предприятие, производящее или реализующее товары, оказывающее услуги за счет выручки. Фактически же бремя уплаты налога возложено на потребителя, который приобретает эти товары (услуги) по Ценам, повышенным на сумму косвенного налога. Такими Налогами являются акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж (отмененный с 1 января 2004 г.).

Помимо рассмотренной классификации Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а затем и НК РФ (гл. 2) подразделили налоги на три уровня с учетом федеративного государственного устройства и организации в России местного самоуправления: а) федеральные; б) региональные (субъектов Федерации); в) местные.

К федеральным налогам нормами Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (действует до 1 января 2005 г.) и ст. 13 НК РФ отнесены: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц; единый социальный налог и др. Кроме налогов к федеральным платежам отнесены государственная пошлина, некоторые сборы и иные платежи. Федеральные налоги, сборы и иные платежи в разном порядке используются для формирования доходов бюджетов всех уровней. Таким образом, федералъные налоги отличают следующие особенности: они устанавливаются законодательными актами РФ; взимаются на всей ее территории; крут плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд определяются законодательством РФ. Это не исключает зачисления их не только в федеральный бюджет, но и бюджеты другого уровня.

К налогам субъектов Федерации (региональным) отнесены: налог на имущество организаций, транспортный налог и др. (ст. 14 НК РФ). Как и федеральные налоги, они устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. Однако их конкретные ставки, порядок и сроки уплаты определяются органами государственной власти субъектов Федерации в установленных федеральным законодательством пределах. Они зачисляются в соответствующие бюджеты, а также могут быть переданы полностью или частично в местные бюджеты.

В группу местных налогов и сборов входят: налог на имущество физических лиц и земельный налог (ст. 15 НК РФ). Они также устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. При этом их конкретные ставки определяются законодательством субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законами РФ. Местные налоги и сборы относятся к источникам доходов местных бюджетов.

Законодательство РФ закрепляет исчерпывающий перечень системы налогов, сборов и других платежей. Не предусмотренные в нем региональные или местные налоги и сборы не могут устанавливаться на территории России (п. 6 ст. 12 НК РФ). Таким образом, законодательство РФ закрепило порядок установления налогов и сборов, исходящий из принципа единства их системы и прерогативы представительных органов государственной власти и местного самоуправления на установление всех этих платежей независимо от их уровня.

Установление налога (сбора) означает принятие законодательным органом государственной власти и представительными органами местного самоуправления в рамках своей компетенции решения о включении конкретного платежа на соответствующей территории в систему налогов и сборов в качестве источника бюджетных доходов с указанием крута плательщиков и основных элементов налогообложения.

Введение в действие установленных налогов и сборов с указанием его конкретного срока производится правовыми актами федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления соответственно их компетенции, определенной НК РФ (ст. 12).

Эссе

по дисциплине «Налогообложение п/п»

на тему «Функции и роль налогов в экономике современной России.»

Введение

Налоги - один из древнейших финансовых институтов: они возникли вместе с появлением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций". С тех пор в мире многое изменилось, новые черты приобрели задачи и функции государства. Однако главное предназначение налогов как источника средств, обеспечивающих функционирование государства, сохранилось, хотя роль их стала гораздо более многоплановой.

Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех экономической сферы.

Цель данной работы - охарактеризовать функции и роли налогов в экономике Российской Федерации.

Функции и роль налогов в экономике современной России

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги выполняют, как известно, две основные функции: фискальную и регулирующую, которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем вторая из них не может развиваться в ущерб первой. В свою очередь, регулирующая функция делится на распределительную и стимулирующую. Первая функция предполагает перераспределение доходов юридических и физических лиц в соответствии с принятыми в обществе критериями целесообразности и социальной справедливости, вторая функция реализуется посредствам представления льгот и привилегий для развития в нужном правительству направлении. При этом основная функция налогов-фискальная по обеспечению заполняемости государственной казны, (от латинского слова fiscus-государственная казна).

Фискальная функция-основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т. е. материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества. Государство, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач.

В период становления буржуазного общества налоги в основном имели фискальную функцию. Однако ближе к концу 19 века, во времена больших социальных потрясений, формируется новая теория, рассматривающая налоги как социальный регулятор, своего рода орудие социальных реформ, направленных на постепенное выравнивание доходов населения.

Во второй половине 30-х годов 20 века на Западе возникла концепция использования налогов в качестве средства регулирования экономики и обеспечения стабильного экономического роста. С середины 20-го века регулирующая функция налогов получают всеобщее признание и широкое применение.

Мировой опыт свидетельствует о том, что функции налогов меняются по мере развития государства. Если в странах рыночной экономики налоговая система является одним из регуляторов экономики, а налоговые службы осуществляют связь предпринимателя с государством, то в нашей стране законодательные нормы в области налогообложения носят пока ярко выраженный фискальный характер, а налоговые органы выполняют функцию контроля по уплате налогов, тогда как регулирование экономики с помощью налогов развито пока слабо. Положение действующего законодательства не только не способствуют в полной мере активизации и росту эффективности предпринимательской деятельности, но стимулирует затратные, ресурсо- и трудоемкие методы хозяйствования. В нормативных актах закреплен недифференцированный подход к предприятиям разных отраслей, а также не отражены интересы регионов. Кроме того, в общественном сознании граждан не сложилось еще убеждение, что уклонение от налогов - тяжкое зло.

Функции налогов выявляют их социально - экономическую сущность, внутренее содержание. Фискальная функция налогов создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т. е. она обусловливает регулирующую функцию.

Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса воспроизводства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.

Рост производительных сил в условиях НТР вызывает потребности государственного вмешательства в производственный процесс. Это подняло на новую ступень налоговое регулирование. С расширением обложением доходов главными налоговыми объектами становится доходы населения и прибыль предприятий, а главными субъектами - физические и юридические лица.

Стабильность системы налогообложения - не догма и не самоцель. Ради нее нельзя жертвовать ни одной из присущих этой системе и выполняемых ею функций - регулирующей, стимулирующей и др. Опыт развитых стран совершенно однозначно свидетельствует о том, что налоговая система в основном является функцией двух аргументов - экономической политики государства и состояния народного хозяйства в данный период. Если экономическое положение страны и, решаемые в данном периоде задачи, требуют внесения определенных изменений в налоговую систему, то они, естественно, должны быть внесены, но по возможности – с нового хозяйственного года.

Нормально функционирующая система налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой: ведь уплата налога с того или иного дохода означает признание его легальности, законности, в то время как наличие дохода, укрываемого от налогообложения, ввиду его незаконности, преследуется государством.

Повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в основной способ изъятия части доходов физических и юридических лиц, в государственный и местные бюджеты - свидетельство роста финансовой культуры общества. При достижении определенного уровня грамотности населения, налоги будут восприниматься ими с пониманием, как форма участия своими средствами в решении общегосударственных задач, прежде всего - социальных. Естественно, если ставки налогов будут отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и государства.

По своей структуре, принципам построения и наборов налогов действующая в России налоговая система в основном соответствует общераспространенным в рыночной экономике налоговым системам.

Список литературы:

    Налоговый кодекс РФ (Часть первая) 2011г.

    Барулин С. В. Теория и история налогооблажения: учеб. пособие. – М. : Экономистъ, 2006. – 319 с. – (Homo faber).

    Налоги и налогообложение: учебное пособие / О.В. Качур. – М.: КНОРУС, 2007. – 304 с.

    Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 509 с. – (Высшее образование).

    Перов А.В., Толкушкин А.В.Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 720 с.

    Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007

    Коровкин В. В. Основы теории налогооблажения: Учеб. пособие./ – М.: Экономистъ, 2006. – 576 с.

    Введение

    1. Концепция реформирования налоговой системы Украины и конкурентоспособность национальной экономики

    1.1.Связь влияния налогов на экономику с необходимостью реформирования налоговой системы в Украине и повышением конкурентоспособности национальной экономики

    1.2.Рассмотрение отдельных положений Концепции реформирования налоговой системы Украины

    1.3.Обобщение о необходимости и роли реформирования налоговой системы

    2.1. Функции налогов

    2.2. Виды налогов

    2.3. Классификация налогов

    2.4. Развитие концепции налогообложения

    2.5. Принципы налогообложения

    2.6. Система выплаты налогов

    2.7. Тяжесть налогообложения. Кривая Лаффера

    3.Бюджетно-налоговая политика. Налоги и потребительский спрос

    3.1. Понятие бюджетно-налоговой политики

    3.2. Налоги и потребительский спрос

    3.3. Налоговая политика

    Заключение

    Список использованной литературы

    Приложения


    ВВЕДЕНИЕ.

    Государство не может существовать без налогов. Это знали еще в древности. Изобретались самые причудливые формы налогообложения: на окна и дымовые трубы, на соль и,конечно же, на спиртные напитки. Основы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом: налоги должны соответствовать состоянию плательщика; способ и время взимания должны быть заранее и точно известны и удобны для плательщика; сам процесс сбора налогов нужно проводить с минимальными затратами. Современная система налогообложения многоступенчата, национально и регионально специфична.

    Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что

    фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую

    В данной курсовой работе раскрыта роль налогов в экономике и рассмотрены цели и структура, а также налоговая политика. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика и налоговая сфера, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования. В первом разделе курсовой работы рассматривается концепция реформирования налоговой системы Украины и её связь с влиянием налогов на национальную экономику. Второй раздел полностью раскрывает налоговую структуру (функцию, виды и классификацию налогов). Также в ней рассматриваются принципы налогообложения. В третьем разделе данной курсовой работы я рассмотрел структуру бюджетно-налоговой политики и её влияние на экономику.


    1.КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.

    1.1.Связь влияния налогов на экономику с необходимостью реформирования налоговой системы в Украине и повышением конкурентоспособности национальной экономики.

    Обеспечение высокого уровня конкурентоспособности национальной экономики в большей мере определяется эффективностью системы налогообложения. В соответствии с Концепцией реформирования налоговой системы Украины на период до 2015 года, одобренной Кабинетом Министров Украины 19 февраля 2007 года, совершенствование системы налогообложения должно осуществляться исходя из стратегических целей нашего государства – построения конкурентоспособной социально ориентированной рыночной экономики и интеграции в европейское сообщество.

    Вопросам теории и практики влияния бюджетно-налоговых рычагов на экономическое развитие страны посвящены научные труды отечественных и зарубежных ученых В.Андрианова, В.Андрущенко, В.Базилевича, С.Буковинского, А.Гальчинского, В.Гейца, Я.Жалило, М.Крупки, И.Лютого, Р.Нельсона, Ю.Пасечника, М.Портера, А.Соколовской, Р.Фатхутдинова, В.Федосова,И.Чугунова, А.Чухно, С.Юрия и других.

    Отдавая должное наработкам ученых-экономистов, осуществленным в области теории, методики и организации финансового регулирования конкурентоспособности экономики, следует заметить, что многие проблемы до настоящего времени не нашли окончательного решения. Качественно новый этап в реформировании системы общественных отношений,начинающийся в Украине, требует теоретического переосмысления многих аспектов государственного регулирования ее социального развития, в частности – вопросов, связанных с применением налоговых рычагов в формировании конкурентных преимуществ отечественной экономики.

    1.2.Рассмотрение отдельных положений Концепции реформирования

    налоговой системы Украины.

    Целью этого подраздела является анализ отдельных положений Концепции и разработка на этой основе конкретных предложений по усилению регулятивного влияния налоговой политики государства на повышение конкурентоспособности национальной экономики.

    Разработка налоговой политики, направленной на решение задач повышения конкурентоспособности как отечественных субъектов хозяйственной деятельности, так и национальной экономики в целом, должна базироваться на исследованиях, связанных с выяснением вопроса, на какой именно стадии конкурентоспособности находится экономика нашей страны. Как известно из экономической теории, существуют четыре стадии конкурентных преимуществ национальной экономики, соответствующие основным движущим силам, определяющим её развитие в отдельные периоды: факторы производства, инвестиции, нововведения и богатство. Согласно такому подходу осуществляют классификацию стран по уровню конкурентоспособности их экономик в мировом хозяйстве.

    Украина находится на первой из этих стадий, на которой предприятия достигают преимуществ в конкурентной борьбе исключительно благодаря основным факторам производства: природным ресурсам и/или избыточной и дешевой рабочей силе.

    Вторая стадия характеризуется готовностью и способностью субъектов хозяйствования к инвестированию. Украина демонстрирует готовность идти по такому пути, но пока заметных успехов добиться не удалось.

    Особенность третьей стадии заключаются в том, что национальные предприятия не только применяют и совершенствуют существующую технику и технологию, но и создают новые. Украина по некоторым параметрам находится на третьей стадии, в силу чего вероятным и имеющим существенные преимущества является переход отечественной экономики к третьей стадии конкурентоспособности наряду с максимальным использованием конкурентных преимуществ её первой стадии, что и должно обуславливать выбор приоритетных направлений и методов государственного регулирования процесса повышения конкурентоспособности национальной экономики, среди которых одним из наиболее влиятельных является налоговая политика.

    Влияние налогообложения на конкурентоспособность украинской экономики является многоаспектным. Прежде всего, налоги влияют на уровень цен. Это касается как косвенных налогов,так и обязательных платежей. В частности, в соответствии с Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий»,это сумма внесенных (начисленных) налогов и сборов (обязательных платежей), установленных Законом Украины «О системе налогообложения», за исключением налога на прибыль предприятий, налога на недвижимость, стоимости торговых патентов, а также НДС, включенного в цену товаров (работ, услуг), приобретаемых налогоплательщиком для производственного и непроизводственного использования, налогов на доходы физических лиц, отчисляемых за счет сумм их выплат согласно Закону Украины «О налоге с доходов физических лиц».

    В контексте проблем, связанных с формированием конкурентных преимуществ национальной экономики, где важным фактором конкурентоспособности остается ценовой, принципиальное значение приобретает налоговая политика государства в отношении общего уровня налогового давления. В Украине этот показатель в 2005 году повысился до 36,6%,а к концу 2006 года – до 40%.

    Учитывая такую тенденцию, Правительство Украины приняло решение о существенном снижении налоговой нагрузки на отечественную экономику и пересмотре соотношения действующих налоговых регуляторов. Согласно Концепции, реализация этого направления до 2015 года будет связана с поэтапным уменьшением ставок налога на прибыль предприятий (с 25% до 20%), НДС и социальных взносов.

    Не менее важна для обеспечения конкурентоспособности на национальном уровне структура налоговой нагрузки. Система налогообложения, в которой акцент делается на налоги с юридических лиц, сдерживает предпринимательскую активность и ограничивает возможности отечественных товаропроизводителей в части повышения их конкурентоспособности. В силу этого предусмотренное Концепцией перенесение налоговой нагрузки со сферы производства на сферу потребления можно было бы расценивать как положительный фактор национальной конкурентоспособности, но при тех обстоятельствах, которые сложились в Украине в сфере распределительных отношений, успешная реализация этого направления возможна только при условии роста реальных доходов населения и оптимизации структуры совокупного спроса.

    Среди проблем, препятствующих повышению конкурентоспособности национальной экономики, одной из основных является недостаточное использования государством стимулирующей роли налогового регулирования научно-инновационной деятельности.

    Концепцией предусмотрено введение конкретных налоговых механизмов стимулирования научно-технического прогресса, среди которых – применение принципа «ускоренная амортизация» к приоритетным инновационным технологиям; введение с 2007 года инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль предприятий для отечественных субъектов хозяйствования: стимулирования инвестиционной деятельности путем введения инновационно-инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль предприятий для всех субъектов хозяйствования.

    Несомненно, указанные методы налогового стимулирования инновационно-инвестиционной деятельности в Украине являются важным шагом на пути создания условий для повышения конкурентоспособности национальной экономики.

    1.3. Обобщение о необходимости и роли реформирования налоговой системы.

Новое на сайте

>

Самое популярное