Домой Хоум Кредит Банк Рынок государственных ценных бумаг.

Рынок государственных ценных бумаг.

Рынок государственных ценных бумаг - особая форма торговли финансовыми ресурсами, которая опосредствуется выпуском и обращение государственных ценных бумаг. Это важнейший элемент фондового рынка любой страны. В странах с развитой рыночной экономикой рынок государственных ценных бумаг выполняет следующие функции :

  • · во-первых, с его помощью осуществляется централизованное заимствование государством временно свободных денежных средств у коммерческих банков, инвестиционных и финансовых компаний, различных предприятий и населения. Полученные таким образом денежные ресурсы традиционно используются для не инфляционного финансирования дефицита государственного бюджета. То есть, средства, полученные от реализации государственных ценных бумаг, позволяют без инфляционно покрыть дефицит государственного бюджета;
  • · во-вторых, различные государственные ценные бумаги активно используются при проведении центральными банками денежно-кредитной политики. На практике это означает регулирование с помощью государственных обязательств размеров денежной массы, находящейся в обращении;
  • · в-третьих, государственные ценные бумаги, будучи надежными и ликвидными активами, применяются для поддержания ликвидности балансов финансово-кредитных учреждений.

Таким образом именно государственные ценные бумаги могут стать основой для формирования развитого отечественного фондового рынка в случае их размещения на условиях, что определяются рыночной конъюнктурой.

Общая хозяйственная и политическая нестабильность обязательно будет причиной значительного колебания курса государственных ценных бумаг. Это сделает их одним из наиболее востребованных товаров на фондовой биржи.

Рынки ценных бумаг подразделяются на первичный и вторичный , биржевой и внебиржевой.

Первичный рынок ценных бумаг - это рынок, который обслуживает выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг. Вторичный рынок является рынком, где производится купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг, характеризуется операциями перепродажи ценных бумаг.

По организационным формам различают биржевой рынок (фондовая или валютная биржа) и внебиржевой рынок .

Внебиржевой рынок - сфера обращения ценных бумаг, не допущенных к котировке на фондовых биржах. На внебиржевом рынке размещаются также новые выпуски ценных бумаг. Внебиржевой рынок организуется дилерами, которые могут быть или не быть членами фондовой биржи. Внебиржевой рынок ценных бумаг проводится по телефону, телефаксу, компьютерным сетям. Он занимается главным образом ценными бумагами тех акционерных обществ, которые не имеют достаточного количества акций или доходов для того, чтобы зарегистрировать (пройти листинг) свои акции на какой-либо бирже. Внебиржевой рынок ценных бумаг проводится по телефону, телефаксу, компьютерным сетям. Он занимается главным образом ценными бумагами тех акционерных обществ, которые не имеют достаточного количества акций или доходов для того, чтобы зарегистрировать (пройти листинг) свои акции на какой-либо бирже.

Операции с ценными бумагами проводят фондовые биржи (для бумаг в валюте - валютные биржи) и инвестиционные институты.

Фондовая биржа представляет собой организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже ценных бумаг. Организационно-фондовая биржа представлена в форме хозяйствующего субъекта, работающего по лицензии и занимающегося обращением ценных бумаг. Под обращением ценных бумаг понимаются их купля, продажа, а также другие действия, предусмотренные законодательством, приводящие к смене владельца ценных бумаг. Биржа не является коммерческим предприятием. Как хозяйствующий субъект биржа предоставляет помещение для сделок с ценными бумагами, оказывает расчетные и информационные услуги, дает определенные гарантии, накладывает ограничения на торговлю ценными бумагами и получает комиссионные от сделок. Функции фондовых бирж заключаются в мобилизации временно свободных денежных средств через продажу ценных бумаги в установлении рыночной стоимости ценных бумаг и в установлении рыночной стоимости ценных бумаг.

Государство как правило, выпускает ценные бумаги с целью привлечения средств для :

поддержки социально значимых учреждений и организаций.

Как уже раньше было сказано одним из направлений покрытия бюджетного дефицита является привлечение частных средств путем продажи государственных ценных бумаг. Однако следует заметить что выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в центральном банке и привлечением доходов от эмиссии денег. Действительно, использование кредитных ресурсов центрального банка сужает его возможности регулирования ссудного рынка и поэтому практически во всех странах с рыночной экономикой установлены ограничения на доступ правительства к этим ресурсам. Покрытие дефицита бюджета через эмиссию денег приводит к поступлению в оборот необеспеченных реальными активами платежных средств и связано с инфляцией, расстройством денежного обращения.

Правительство Украины, например, в 1996 году за счет выпуска внутренних государственных займов планировало профинансировать дефицит госбюджета в размере 150 трлн. крб, то есть на 32,5 %. Конечно же, масштабы привлечения государством средств путем эмиссии ценных бумаг в разных государствах далеко не одинаковы. Так, например, в 1989 году в Италии соотношение общего объема выпущенных ценных бумаг и валовым внутренним продуктом составляет 50,6 %, в Японии - 40,4 %, в то время как в Франции - 17,7 %, а в ФРГ - 16,6 %.

Следует отметить, что необходимость выпуска долговых инструментов может появиться в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов даже без дефицитности бюджета текущего года. Кроме того, независимо от наличия указанных причин, в рамках одного бюджетного года нередко возникают относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Они обычно связаны с тем, что пик поступлений платежей в бюджет приходится на определенные даты, установленные для их уплаты и подачи налоговых деклараций, в то время как бюджетные расходы имеют более равномерное распределение по времени.

Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Например, Казначейство (министерство финансов) Великобритании выпускает именные налогово-депозитные сертификаты, которые могут по желанию их держателей либо в любое время быть возвращены обратно, либо использованы при уплате налогов. В последнем случае по сертификатам выплачиваются повышенные проценты, благодаря чему стимулируется интерес плательщиков к заблаговременному внесению сумм налоговых платежей и снижается вероятность кассовых разрывов между доходами и расходами бюджета.

Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования программ, осуществляемых органами власти на местах, а также для привлечения средств во внебюджетные фонды. Государство вправе выпускать не только свои собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долевым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые по его мнению заслуживают правительственной поддержки. Такие долевые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.

Финансирование государственного долга посредством выпуска государственных ценных бумаг сопряжено с меньшими издержками, чем привлечение средств с помощью банковских кредитов. Это связано с тем, что правительственные долевые обязательства отличают высокой ликвидностью и инвесторы испытывают гораздо меньше затруднений при их реализации на вторичном рынке, чем при перепродаже ссуд, предоставленных взаймы государству. Поэтому государственные ценные бумаги в странах с рыночной экономикой, как правило, являются одним из основных источников финансирования внутреннего долга.

Кузьмин Р.И.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ

Тамбов – 2013

Введение...................................................................................................................

1. Общее понятие и механизм функционирования рынка государственных

ценных бумаг...........................................................................................................

Понятие и сущность рынка государственных ценных бумаг.......................

Нормативно-правовая база рынка государственных ценных бумаг..........

Рынок государственных ценных бумаг РФ в переходный период............

Современное состояние рынка государственных ценных бумаг...............

Механизм функционирования рынка государственных ценных бумаг....

Международный опыт организации и функционирования рынка

государственных ценных бумаг...........................................................................

2. Классификация и виды государственных ценных бумаг..............................

Сущность государственных ценных бумаг..................................................

Виды государственных ценных бумаг..........................................................

Облигации федерального займа (ОФЗ).........................................................

Эмиссия государственных ценных бумаг.....................................................

Вопросы и задания..........................................................................................

3. Муниципальные ценные бумаги и муниципальные заимствования...........

Понятие муниципальной ценной бумаги......................................................

История становления рынка муниципальных ценных бумаг в России.....

Порядок действий администрации муниципального образования по

организации выпуска облигационного займа....................................................

Индекс муниципальных облигаций ммвб....................................................

Вопросы и задания..........................................................................................

4. Оценка доходности государственных ценных бумаг....................................

Понятие стоимости ценной бумаги...............................................................

Методологические основы оценки ценных бумаг.......................................

Основные инвестиционные качества облигации.........................................

Определение доходности государственных ценных бумаг......................

Оценка кредитоспособности органа власти...............................................

Вопросы и задания........................................................................................

Библиографический список...............................................................................

Приложения.........................................................................................................

Введение

Учебная дисциплина «Государственный и муниципальный долг» является специальной дисциплиной, которую необходимо изучать студентам в рамках подготовки к управлению государственными и муниципальными финансами. Цель изучения дисциплины – формирование комплекса необходимых в практической деятельности знаний, умений и навыков оценки состояния и управления государственным и муниципальным долгом исходя из требований современной государственной политики.

После изучения данной дисциплины студенты должны иметь представление о понятии, структуре, функциях, основных способах управления государственным и муниципальным долгом его нормативном регулировании, о влиянии государственного долга на экономику России; знать основные понятия, категории и методы управления государственным внутренним и внешним долгом, современное состояние рынка государственных ценных бумаг, основные схемы погашения государственного долга, предлагаемые Минфином РФ; уметь анализировать современное состояние государственного долга страны, рассчитывать доходность операций с государственными ценными бумагами, прогнозировать изменение величины государственного долга страны.

Во второй части учебного пособия рассмотрены вопросы, связанные со структурой и функционирование рынка государственных (муниципальных) ценных бумаг и заимствований.

Данное учебное пособие структурно разбито на отдельные главы, которые в свою очередь поделены на логически законченные параграфы. В конце каждой главы приводятся вопросы и задания для самостоятельного выполнения.

Пособие может быть полезно преподавателям и студентам, обучающимся по специальности «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление», а также бакалаврам по соответствующим направлениям подготовки.

1. Общее понятие и механизм функционирования рынка государственных ценных бумаг

1.1 Понятие и сущность рынка государственных ценных бумаг

В развитых странах практически вся задолженность государства воплощена в ценных бумагах, выпускаемых для внутреннего и внешнего рынка. Рынок государственных ценных бумаг (ГЦБ) является частью финансового рынка, который представляет собой особую форму движения денежных средств от их владельцев к пользователям на основе покупки ценных бумаг или предоставления кредитов.

С общеэкономической, точки зрения финансовый рынок составляют рынок ценных бумаг и рынок банковских кредитов (ссудных капиталов).

Основными сегментами рынка ценных бумаг являются рынки государственных, муниципальных и корпоративных ценных бумаг.

Рынок ГЦБ существует почти два столетия. В современной России рынок государственных ценных бумаг начал функционировать весной 1993 г.

До 1998 г. на рынке государственных ценных бумаг преобладали государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО), а также ОФЗ, ОВВЗ, ОГСЗ. Рынок государственных ценных бумаг был привязан к бюджету, его дефициту.

В 1999 г. состояние доходной части бюджета стало улучшаться, увеличились налоговые поступления, уменьшился дефицит. В этой ситуации появились новые возможности для эмиссии государственных ценных бумаг.

В настоящее время рынок государственных ценных бумаг является одним из наиболее значительных сегментов финансового рынка России, выполняя следующие функции:

позволяет правительству эффективно управлять государственными финансами;

предоставляет Банку России инструментарий для осуществления эффективной денежно-кредитной политики, регулирования уровня ликвидности и поддержания стабильности процентных ставок;

дает ориентир уровней безрисковых процентных ставок в стране;

предоставляет всем заинтересованным экономическим субъектам высоконадежные финансовые инструменты.

Рынок ГЦБ является одним из наиболее передовых сегментов российского финансового рынка, базирующимся на уникальной всероссийской межрегиональной инфраструктуре. К его основным характеристикам относятся:

высокая надежность функционирования;

всероссийский охват;

комплексные услуги на базе передовых информационных технологий;

соответствие используемых технологий современным международным стандартам.

С точки зрения территориального перераспределения финансовых ресурсов развитие рынка государственных ценных бумаг способствовало усилению процессов концентрации финансовых ресурсов в г. Москве и нескольких других крупных финансовых центрах.

К началу 1996 г. значительных масштабов достигла практика использования государством финансовых инструментов рынка ценных бумаг по следующим направлениям:

1) выпуск государственных ценных бумаг в целях финансирования дефицита государственного бюджета государственных краткосрочных обязательств (ГКО), облигаций федерального займа (ОФЗ), облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ);

2) реструктуризация внутреннего валютного долга – выпуск облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ)7;

3) связывание части свободных денежных средств на основе денежной приватизации (инвестиционные торги и конкурсы, залоговая приватизация).

В 1993 –1996 гг. происходило быстрое развитие рынка государственных долговых обязательств. Помимо позитивного влияния на бюджетный процесс развитие этого рынки также частично способствовало отвлечению средств вкладчиков, ранее направлявшихся на вложения в ценные бумаги и суррогаты ценных бумаг, выпускавшиеся новыми коммерческими структурами.

К началу XXI в. ввиду высокой надежности ГКО – ОФЗ и их доходности, не сопоставимой с доходностью других финансовых инструментов, этот сегмент рынка ценных бумаг оказывает доминирующее влияние на ценовую динамику. Острейшей проблемой, без решения которой крайне трудно привлечь средства на развитие организаций, является снижение доходности по государственным долговым инструментам.

В законодательстве Российской Федерации не содержится единого перечня видов государственных ценных бумаг. Вместе с тем на территории Российской Федерации государственные ценные бумаги могут выпускаться в виде облигаций, векселей, акций, а также иных документов, которые в соответствии с законами о ценных бумагах или в установленном в них порядке относятся к ценным бумагам (ст. 143 ГК РФ).

Рынок государственных ценных бумаг – особая форма торговли финансовыми ресурсами, которая опосредствуется выпуском и обращение государственных ценных бумаг. Это важнейший элемент фондового рынка любой страны. В странах с развитой рыночной экономикой рынок государственных ценных бумаг выполняет следующие функции:

во-первых, с его помощью осуществляется централизованное заимствование государством временно свободных денежных средств у коммерческих банков, инвестиционных и финансовых компаний, различных предприятий и населения. Полученные таким образом денежные ресурсы традиционно используются для не инфляционного финансирования дефицита государственного бюджета. То есть, средства, полученные от реализации

государственных ценных бумаг, позволяют без инфляционно покрыть дефицит государственного бюджета;

во-вторых, различные государственные ценные бумаги активно используются при проведении центральными банками денежно-кредитной политики. На практике это означает регулирование с помощью государственных обязательств размеров денежной массы, находящейся в обращении;

в-третьих, государственные ценные бумаги, будучи надежными и ликвидными активами, применяются для поддержания ликвидности балансов финансово-кредитных учреждений.

Таким образом именно государственные ценные бумаги стали основой для формирования развитого отечественного фондового рынка в условиях их размещения, определяемых рыночной конъюнктурой.

Рынки ценных бумаг подразделяются на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой.

Первичный рынок ценных бумаг – это рынок, который обслуживает выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг.

Вторичный рынок является рынком, где производится купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг, характеризуется операциями перепродажи ценных бумаг.

По организационным формам различают биржевой рынок (фондовая или валютная биржа) и внебиржевой рынок.

Внебиржевой рынок – сфера обращения ценных бумаг, не допущенных

к котировке на фондовых биржах. На внебиржевом рынке размещаются также новые выпуски ценных бумаг. Внебиржевой рынок организуется дилерами, которые могут быть или не быть членами фондовой биржи. Внебиржевой рынок ценных бумаг проводится по телефону, телефаксу, компьютерным сетям. Он занимается главным образом ценными бумагами тех акционерных обществ, которые не имеют достаточного количества акций или доходов для того, чтобы зарегистрировать (пройти листинг) свои акции на какой-либо бирже.

Операции с ценными бумагами проводят фондовые биржи (для бумаг в валюте – валютные биржи) и инвестиционные институты.

Фондовая биржа представляет собой организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже ценных бумаг. Организационнофондовая биржа представлена в форме хозяйствующего субъекта, работающего по лицензии и занимающегося обращением ценных бумаг.

Под обращением ценных бумаг понимаются их купля, продажа, а также другие действия, предусмотренные законодательством, приводящие к смене владельца ценных бумаг. Биржа не является коммерческим предприятием. Как хозяйствующий субъект биржа предоставляет помещение для сделок с ценными бумагами, оказывает расчетные и информационные услуги, дает определенные гарантии, накладывает ограничения на торговлю ценными бумагами и получает комиссионные от сделок. Функции фондовых бирж заключаются в мобилизации временно свободных денежных средств через

продажу ценных бумаги в установлении рыночной стоимости ценных бумаг и в установлении рыночной стоимости ценных бумаг.

Государство как правило, выпускает ценные бумаги с целью привлечения средств для:

финансирования текущего бюджетного дефицита;

погашения ранее размещенных займов;

обеспечения кассового исполнения государственного бюджета;

сглаживания неравномерности поступления налоговых платежей;

обеспечения коммерческих банков ликвидными резервными активами;

финансирования целевых программ, осуществляемых местными органами власти;

поддержки социально значимых учреждений и организаций.

Как уже отмечалось (см. Пособие – часть 1) одним из направлений покрытия бюджетного дефицита является привлечение частных средств путем продажи государственных ценных бумаг. Однако следует заметить, что выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в центральном банке и привлечением доходов от эмиссии денег. Действительно, использование кредитных ресурсов центрального банка сужает его возможности регулирования ссудного рынка и поэтому практически во всех странах с рыночной экономикой установлены ограничения на доступ правительства к этим ресурсам. Покрытие дефицита бюджета через эмиссию денег приводит к поступлению в оборот необеспеченных реальными активами платежных средств и связано с инфляцией, расстройством денежного обращения.

Следует отметить, что необходимость выпуска долговых инструментов может появиться в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов даже без дефицитности бюджета текущего года. Кроме того, независимо от наличия указанных причин, в рамках одного бюджетного года нередко возникают относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Они обычно связаны с тем, что пик поступлений платежей в бюджет приходится на определенные даты, установленные для их уплаты и подачи налоговых деклараций, в то время как бюджетные расходы имеют более равномерное распределение по времени.

Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Например, Казначейство (министерство финансов) Великобритании выпускает именные налогово-депозитные сертификаты, которые могут по желанию их держателей либо в любое время быть возвращены обратно, либо использованы при уплате налогов. В последнем случае по сертификатам выплачиваются повышенные проценты, благодаря чему стимулируется интерес плательщиков к заблаговременному внесению сумм налоговых

платежей и снижается вероятность кассовых разрывов между доходами и расходами бюджета.

Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования программ, осуществляемых органами власти на местах, а также для привлечения средств во внебюджетные фонды. Государство вправе выпускать не только свои собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долевым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые по его мнению заслуживают правительственной поддержки. Такие долевые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.

Финансирование государственного долга посредством выпуска государственных ценных бумаг сопряжено с меньшими издержками, чем привлечение средств с помощью банковских кредитов. Это связано с тем, что правительственные долевые обязательства отличают высокой ликвидностью и инвесторы испытывают гораздо меньше затруднений при их реализации на вторичном рынке, чем при перепродаже ссуд, предоставленных взаймы государству. Поэтому государственные ценные бумаги в странах с рыночной экономикой, как правило, являются одним из основных источников финансирования внутреннего долга.

Государственные ценные бумаги – это бумаги, которые выпускаются и обеспечиваются государством и используются для пополнения государственного бюджета. Различают следующие виды государственных ценных бумаг:

Наличные и безналичные;

Документарные и бездокументарные;

Гарантированные и доходные;

Рыночные и нерыночные;

Именные и на предъявителя.

Государственные ценные бумаги могут выполнять такие функции как: налоговое освобождение, обслуживание государственного займа, финансирование государственных выгод. Ценные бумаги, выпуск которых был предусмотрен актами Президента и Правительства Российской Федерации, подлежат обращению на территории России наравне со всеми остальными ценными бумагами, так как изданные до введения в действие ТК РФ акты органов государственной власти подлежат применению впредь до введения соответствующих законов. Основные виды государственных ценных бумаг, которые участвуют в обращении на официальном рынке:

1. Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ).

2. Государственные краткосрочные облигации (ГКО).

3. Облигации федеральных займов (ОФЗ).

4. Облигации государственного сберегательного займа(ОГСЗ).

5. Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ).

6. Казначейские обязательства (КО).

Помимо, перечисленных в России имелись и другие государственные ценные бумаги.

Государственные ценные бумаги - это бумаги, которые выпускаются и обеспечиваются государством и используются для пополнения государственного бюджета. Различают следующие виды государственных ценных бумаг:

· наличные и безналичные;

· документарные и бездокументарные;

· гарантированные и доходные;

· рыночные и нерыночные;

· именные и на предъявителя.

Государственные ценные бумаги могут выполнять такие функции как налоговое освобождение, обслуживание государственного долга, финансирование государственных доходов. Они бывают:

· государственные долгосрочные обязательства;

· государственные краткосрочные бескупонные обязательства;

· облигации государственного сберегательного займа;

· государственные казначейские векселя;

· облигации внутреннего валютного займа и т.д.

Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) обращаются с 1992 года. Они весьма доходны - в отдельные периоды их доходность достигала 500% годовых. ГКО приобретают в основном банки и финансовые компании.

Краткосрочные обязательства (КО) в основном использовались для зачёта налогов предприятиям. Их выпуск составлял в среднем 30% эмиссии ГКО. С помощью КО были решены многие проблемы финансирования государственного бюджета. Но так как они бесконтрольно перепродавались, государство не могло контролировать их рынок. Наблюдалась высокая доходность спекулятивных операций. Денег на нём было гораздо больше чем обязательств. Это было связано с тем, что, купив КО, можно было получить налоговое освобождение, а также с тем, что номинал КО был в пять раз ниже их рыночной цены.

Облигации Банка России - инструменты кредитно-денежной политики, выпускаемые Центробанком. Покупать их могут лишь коммерческие банки для поддержания ликвидности.

Рынки ценных бумаг подразделяются на первичный и вторичный.

Первичный рынок ценных бумаг - это рынок, который обслуживает выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг.

Вторичный рынок является рынком, где производится купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг, характеризуется операциями перепродажи ценных бумаг.

По организационным формам различают биржевой рынок (фондовая или валютная биржа) и внебиржевой рынок.

Внебиржевой рынок - сфера обращения ценных бумаг, не допущенных к котировке на фондовых биржах. На внебиржевом рынке размещаются также новые выпуски ценных бумаг. Внебиржевой рынок организуется дилерами, которые могут быть или не быть членами фондовой биржи. Внебиржевой рынок ценных бумаг проводится по телефону, телефаксу, компьютерным сетям. Он занимается ценными бумагами тех акционерных обществ, которые не имеют достаточного количества акций или доходов для того, чтобы зарегистрировать (пройти листинг) свои акции на какой-либо бирже.

Операции с ценными бумагами проводят фондовые биржи (для бумаг в валюте - валютные биржи) и инвестиционные институты.

Фондовая биржа представляет собой организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже ценных бумаг. Организационно-фондовая биржа представлена в форме хозяйствующего субъекта, работающего по лицензии и занимающегося обращением ценных бумаг. Под обращением ценных бумаг понимаются их купля, продажа, а также другие действия, предусмотренные законодательством, приводящие к смене владельца ценных бумаг. Биржа не является коммерческим предприятием. Как хозяйствующий субъект биржа предоставляет помещение для сделок с ценными бумагами, оказывает расчётные и информационные услуги, даёт определенные гарантии, накладывает ограничения на торговлю ценными бумагами и получает комиссионные от сделок.

Государство, как правило, выпускает ценные бумаги с целью привлечения средств для:

· финансирования текущего бюджетного дефицита;

· погашения ранее размещённых займов;

· обеспечения кассового исполнения государственного бюджета;

· сглаживания неравномерности поступления налоговых платежей;

· обеспечения коммерческих банков ликвидными резервными активами;

· финансирования целевых программ, осуществляемых местными органами власти;

· поддержки социально значимых учреждений и организаций.

Одним из направлений покрытия бюджетного дефицита является привлечение частных средств путём продажи государственных ценных бумаг. Выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в центральном банке и привлечением доходов от эмиссии денег.

Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета.

Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования программ, осуществляемых органами власти на местах, а также для привлечения средств во внебюджетные фонды. Государство вправе выпускать не только свои собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долевым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые, по его мнению, заслуживают правительственной поддержки. Такие долевые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.

Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).

Государственные ценные бумаги - это долговые обязательства эмитента (юридическое лицо, осуществляющее выпуск ценных бумаг - государства, чаще всего в лице казначейства) перед приобретателем данных обязательств (держателем государственных ценных бумаг) в том, что эмитент обязуется в срок и в полной мере погасить ценные бумаги, выплачивать причитающиеся проценты, если таковые следуют из договора о покупке ценных бумаг, а также выполнять прочие обязательства, которые оговорены в договоре. Это источник финансирования расходов государства, территориально-административных органов управления, муниципалитетов; форма вложений денежных средств физическими и юридическими лицами и способ получения ими доходов от этих вложений.

Государственные ценные бумаги могут выпускаться центральными органами, органами власти на местах, отделённых, относительно независимыми, государственными учреждениями, а так же организациями, которые пользуются государственной поддержкой. Поэтому отдельные ценные бумаги, выпущенные частными юридическими лицами, могут иметь, в определенной мере, характер государственных бумаг, если государство гарантирует доходность по ним.

К ценным бумагам, в целом, и к государственным ценным бумагам, в частности, относятся денежные документы:

· удостоверяющие право владения или отношения займа;

· определяющие взаимоотношения между лицом, выпустившим эти документы, и их владельцем;

· предусматривающие, как правило, выплату дохода в виде дивидендов или процентов, а также возможность передачи денежных и иных прав, вытекающих из этих отношений, другим лицам.

Назначение государственных ценных бумаг:

1. мобилизация денежных сбережений граждан, временно свободных финансовых ресурсов институциональных инвесторов (страховые компании, пенсионные фонды и др.) для финансирования расходов бюджета, превышающих его доходы;

2. регулирование денежного обращения.

К числу государственных ценных бумаг, принятых в мировой практике, относятся следующие ценные бумаги: государственные облигации, казначейские векселя, сберегательные сертификаты.

Облигация - это долговое денежное обязательство, по которому кредитор предоставляет эмитенту заём. Эмитент, выпустивший ценную бумагу, обязуется уплатить владельцу облигации в оговоренный срок номинальную стоимость бумаги и ежегодно (до погашения) фиксированный или плавающий процент.

Облигацией признается ценная бумага, закрепляющая право держателя на получение от эмитента в предусмотренный ею срок её номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от стоимости облигации или иного имущественного эквивалента.

Таким образом, облигация является ценной бумагой, удостоверяющей отношение займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим её (эмитентом, должником) и удостоверяют:

· факт предоставления владельцем бумаги денежных средств эмитенту;

· обязательство эмитента вернуть долг через определенное время; право инвестора получать в виде вознаграждения за предоставленные денежные средства определённый процент от номинальной стоимости облигации.

· процент по облигациям остаётся постоянным или изменяется незначительно.

Поэтому облигации - ценные бумаги с фиксированным доходом или твёрдо доходные бумаги.

Облигации выпускаются с целью привлечения денежных средства для покрытия государственного бюджета и реализации государственных проектов и служат источником финансирования расходов бюджета, превышающих доходы; формой сбережений средств граждан и организаций и получения ими дохода.

Существуют разные виды облигаций в зависимости от эмитента, способа выплаты дохода, сроков действия, на которые они выпускаются, условий обращения и их надёжности.

Государственные облигации выпускают центральные органы управления. Как правило, эмитентом является Министерство финансов. Полученные средства направлены на покрытие бюджетного дефицита или финансирования определённых инвестиционных проектов. Облигации местных займов выпускают местные органы управления.

В зависимости от способа выплаты дохода различают процентные, дисконтные и конвертируемые облигации.

Процентные облигации предусматривают выплату дохода в виде годового процента, что устанавливается до номинальной стоимости. По дисконтным доход формируется в виде разницы между номинальной стоимостью и ценами покупки. Конвертируемые облигации предусматривают не выплату дохода, а обмен их на новые. При этом номинальная стоимость приобретенных облигаций увеличивается, то есть доход образуется за счёт разницы между номинальной стоимостью новых и предыдущих облигаций.

На облигации указана номинальная стоимость. Она может быть продана за сумму меньшую, чем номинальная стоимость (со скидкой).

По срокам различают срочные, бессрочные и облигации с правом досрочного погашения.

Срочные выпускаются на определённые периоды, которые не могут изменяться. В зависимости от продолжительности периода они делятся на краткосрочные (до 1 - 2 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (более 5 - 10 лет). Следует заметить что, в каждой стране существует свой подход к определению терминов разделения облигаций на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Бессрочные облигации не предусматривают определения терминов их выпуска.

В зависимости от условий обращения облигации делят на две группы: со свободным и ограниченным обращением в зависимости от прав на их переход от одного к другому владельцу.

По надёжности облигации делятся на обеспеченные и не обеспеченные.

Обеспеченные облигации предусматривают гарантии их погашения и выплаты дохода в соответствии с установленными сроками. Обеспечением таких облигаций может быть недвижимое имущество, земля и т.д. Государственные облигации всегда считаются обеспеченными, поскольку государство не может обанкротиться и всегда имеет достаточные ресурсы и поэтому его облигации выступают эталоном надёжности.

Казначейские обязательства - вид ценных бумаг на предъявителя, что размещаются среди населения, и свидетельствуют о внесении их владельцами средств в бюджет и дают право на получение финансового дохода. Выпускают такие виды казначейских обязательств: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (от 1 до 5 лет); долгосрочные (от 5 до 10 лет).

Краткосрочные казначейские векселя являются формой долгового обязательства государства, выпускаются на срок до одного года под покрытие бюджетного дефицита с выплатой дохода в виде дисконта.

Таким образом, краткосрочные казначейские векселя - государственные обязательства, погашаемые обычно в пределах одного года со времени их выпуска и реализуемые с дисконтом, т.е. по цене ниже номинала, по которому они погашаются (либо продаваемые по номиналу, а выпускаемые по цене выше номинала).

Среднесрочные казначейские векселя, казначейские боны, казначейские обязательства, имеющие сроки погашения от одного до пяти лет, выпускаемые обычно с условием выплаты фиксированного процента.

Долгосрочные казначейские обязательства со сроком погашения до десяти лет и более; по ним оплачиваются купонные проценты. По истечении срока обладатели таких государственных ценных бумаг имеют право получить их стоимость наличными или рефинансировать в другие ценные бумаги. В некоторых случаях долгосрочные обязательства могут быть погашены при наступлении предварительной даты, т. е. за несколько лет до официального срока погашения.

Сберегательный сертификат - письменное свидетельство банка о депонировании денежных средств, которое удостоверяет право вкладчика на получение после истечения установленного срока депозита и процентов по нему.

Сертификаты дают возможность привлечь вкладчиков свободных денежных средств.

Владелец сертификата получает доход либо в виде процента, либо в виде разницы между суммой, подлежащей выплате, и покупной ценой сертификата.

Сберегательные сертификаты выдаются срочные (под определённый договорной процент на определённый срок) или до востребования.

Именные сертификаты обращению не подлежат, а их продажа (отчуждение) другими лицами является не действительным. Сберегательные сертификаты на предъявителя могут обращаться на вторичном рынке. В продажную цену включается и начисленный на момент продажи процент.

Депозитные сертификаты до востребования дают владельцу право на изъятие определенных сумм по предъявлении сертификата. На срочных депозитных сертификатах указаны срок отплаты и размер причитающегося процента.

Таким образом, государственная ценная бумага - это форма существования государственного долга, это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство.

Государственные ценные бумаги имеют два преимущества перед другими ценными бумагами:

1. самый высокий уровень надёжности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему;

2. льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложения капитала. Часто на государственные ценные бумаги отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы.

Правительство выпускает долговые обязательства широкого спектра сроков от казначейских векселей сроком в 3 месяца до облигаций сроком 30 лет.

С помощью выпуска в обращение государственных ценных бумаг решаются следующие основные задачи: финансирование государственного бюджета на не инфляционной основе, т.е. без дополнительного выпуска денег в обращение; финансирование целевых государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения и т.д.

Государственные ценные бумаги возникли с развитием экономических функций государства, для реализации которых была создана система государственных финансов, в которую включена бюджетная подсистема. Бюджет современного государства, как правило, характеризуется превышением расходов над доходами, т.е. он дефицитен. Дефицит государственного бюджета не следует рассматривать как всецело негативное явление, а в связи с особенностями развития страны на конкретном историческом этапе. Дефицит негативен, если он - следствие войн, милитаризации экономики, снижения уровня производства. Если же дефицит отражает активное участие государства в экономическом росте страны, и его преодоление встречает меньше трудностей.

Дефицит государственного бюджета может быть покрыт за счет кредитов Центрального банка РФ. Если получение кредита невозможно или он недостаточен, прибегают к эмиссии денежных знаков или к выпуску долговых обязательств. В последнее десятилетие их выпуск имеет тенденцию к возрастанию и образованию государственного долга во всех странах. В 2002 году впервые в истории рынка государственных ценных бумаг России были размещены бумаги со сроком обращения 6 лет, причем их доходность снизилась по среднесрочным финансовым инструментам до 13-13.5%, а по долгосрочным - примерно до 14%. Увеличение длины и снижение доходности ценных бумаг позволило достичь экономии процентных расходов в сумме 18.4 млрд. руб. и направить сэкономленные средства на финансирование неотложных расходов бюджета.

Государственная ценная бумага - ценная бумага, эмитированная с целью покрытия бюджетного дефицита от имени правительства или местных органов власти, но обязательно гарантированная правительством. Различают: - рыночные государственные бумаги: ноты, боны, казначейские векселя и др.; и - нерыночные ценные бумаги: сберегательные боны, сертификаты.

Выпуску государственных ценных бумаг в России предшествовало создание нормативной базы, состоящей из постановлений правительства, указов президента, приказами Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ. Особое место среди нормативных документов занимает Федеральный закон “О рынке ценных бумаг”, принятый в 1996 году.

Среди государственных ценных бумаг РФ следует выделить следующие:

  • · государственные краткосрочные облигации (ГКО)
  • · казначейские обязательства (КО)
  • · облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ)
  • · облигации федерального займа (ОФЗ)
  • · государственный сберегательный займ (ГЗС)
  • · облигация федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД)
  • · муниципальные ценные бумаги.

По таким характеристикам, как объем в обращении, емкость рынка, ликвидность и динамичность развития, а также доля в финансировании дефицита федерального бюджета ведущее место среди государственных ценных бумаг занимают ГКО и ОФЗ.

Государственная краткосрочная облигация (ГКО) в РФ - именная ценная бумага, периодически эмитируемая Министерством финансов РФ с гарантией погашения в срок Центральным банком. Погашение ГКО производится перечислением номинальной стоимости ГКО на расчетный счет владельца, а доход образуется как разница между ценой погашения (номиналом) и ценой покупки.

Главная задача ГКО - финансирование дефицита государственного бюджета по минимально возможной цене. Эмитент - Минфин РФ. Банк России ответственен за размещение, обслуживание и погашение облигаций.

Облигации федерального займа (ОФЗ). Многие свойства, общие для ГКО и ОФЗ, несмотря на некоторые различия в эмиссионных характеристиках, позволяют говорить о существовании единого рынка ГКО-ОФЗ. Среди таких общих свойств можно отметить следующие:

  • · технология размещения,
  • · вторичного обращения и погашения через систему организованного рынка ценных бумаг (ОРЦБ);
  • · круг участников рынка, в первую очередь - общий институт дилеров,
  • · схожие инвестиционные качества.

Эмитентом ГКО и ОФЗ выступает Министерство финансов России, которое принимает решение об осуществлении отдельных выпусков ГКО и ОФЗ и определяет их параметры.

  • · номинальная стоимость облигации - 1000000 рублей;
  • · срок обращения 3 месяца, 6 месяцев и 1 год (в настоящее время годовые облигации не эмитируются);
  • · облигации бескупонные, т.е. доходом по ним является разница между ценой покупки и погашения;
  • · эмиссия облигаций осуществляется в форме отдельных выпусков (траншей);
  • · владельцами облигаций могут быть как юридические, так и физические лица, в том числе и нерезиденты;
  • · облигации именные: форма выпуска - безбумажная.

Генеральный агент эмитента - Центральный банк России - выполняет функции платежного агента Минфина, проводит размещение, обслуживание и гарантирует своевременное погашение облигаций, Облигации выпускаются с обязательным централизованным хранением, выпуски этих ценных бумаг оформляются глобальными сертификатами, которые хранятся в Минфине и Банке России. Вследствие того, что ключевые характеристики для этих рынков общие, на протяжении 1996 года происходило параллельное развитие нормативной базы и инфраструктуры рынков ОФЗ и ГКО. Первичное размещение ведется по принципу американского аукциона. Претенденты подают два типа заявок: конкурентные и неконкурентные. Стоимость бумаг, приобретаемых по неконкурентным заявкам, равна средневзвешенной цене удовлетворенных конкурентных заявок. Конкурентные заявки подаются участниками торгов с указанием цены, по которой они готовы приобрести облигации. После регистрации по уровню предложения цены, начиная с максимальной, заявки участвуют в безличном конкурсе, где определяется цена отсечения (если объем облигаций меньше спроса). Заявки, преодолевшие линию отсечения, удовлетворяются по цене, указанной в заявке. Расчеты производятся в день аукциона. Ликвидность ГКО обеспечивается наличием постоянно функционирующей торговой системы в рамках Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) и технологичным регламентом.

В сентябре 1995г. на российском финансовом рынке появились облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), выпуск которых был осуществлен в соответствии с указом Президента РФ. Принципиальных отличий ОГСЗ от ценных бумаг типа ГКО-ОФЗ было три:

  • · документарный (бумажный) выпуск;
  • · относительно низкий номинал (100 тыс. и 500 тыс. рублей);
  • · предъявительский характер этих ценных бумаг.

В соответствии с условиями выпусков отдельных серий ОГСЗ процентный доход по купону приравнивается к последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) за аналогичный по продолжительности купонный период. Колебательное состояние рынка и повышенный спрос на облигации со стороны населения потребовали от операторов, особенно в первое время, дополнительных усилий по работе с частными лицами, что увеличило расходы на обслуживание. В результате со временем проявилась структура рынка, произошло его деление на крупных операторов и на финансовые учреждения, для которых ОГСЗ являются частью инвестиционного портфеля.

Важным событием на рынке ГКО-ОФЗ стало начало продажи с 24 февраля 1997 года на вторичном рынке облигаций федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД). Параметры выпуска и обращения (утверждены письмом Министерства финансов от 28.06.96 года #60):

  • · эмитент - Министерство финансов;
  • · облигации именные, купонные, среднесрочные;
  • · номинал 1000000 руб.;
  • · эмиссия осуществляется в форме отдельных выпусков в сроки, устанавливаемые эмитентом;
  • · для каждого выпуска устанавливается свой размер купонного дохода, дата погашения, дата выплаты купонного дохода для нерезидентов;
  • · указанные условия фиксируются в Глобальном сертификате;
  • · величина купонного дохода постоянная.

Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ).

Облигации внутреннего валютного займа появились в результате банкротства Внешэкономбанка СССР. Задолженность ВЭБ покрывается облигациями со сроком погашения от 1 до 15 лет. Эмитент облигаций - Министерство финансов РФ.

ОФЗ выпускаются в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными постановлением Правительства РФ №458. ОФЗ являются именными ценными бумагами и предоставляют владельцу право на получение номинальной стоимости облигации и купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости. ОФЗ тесно привязаны к ГКО: купонный доход по ОФЗ определяется на основе доходности ГКО.

Казначейское обязательство (КО) - государственная ценная бумага, удостоверяющая внесение ее держателем денежных средств в бюджет и дающая право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения казначейским обязательством. Обращение казначейских обязательств осуществляется в соответствии с глобальным сертификатом, в котором фиксируется определенное количество передаточных надписей, после осуществления которых возможна купля-продажа казначейских обязательств. В глобальном сертификате указано, за какие виды платежей может быть принято казначейское обязательство.

Возникновение КО связано с ростом задолженности государства предприятиям различных отраслей хозяйства и форм собственности. Правительство РФ поставило целью переоформить 10% таких долгов в особые долговые бумаги, которыми и стали КО, выпуск которых начался в сентябре 1994 года.

Муниципальные ценные бумаги - способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг. Форма их выпуска:

  • · в виде выпуска муниципальных ценных бумаг в виде облигаций или реже в виде векселей
  • · в виде ссуды по бюджетной линии (бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов или коммерческих банков)

Представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).

Государственные ценные бумаги это долговые обязательства эмитента перед приобретателем данных обязательств в том, что он обязуется в срок и в полной мере погасить ценные бумаги, выплачивать причитающиеся проценты, если таковые следуют из договора о покупке ценных бумаг, а также выполнять прочие обязательства, которые оговорены в договоре.

Государственные ценные бумаги - это форма существования государственного внутреннего и внешнего долга. Эмитентами выступают федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ и исполнительный орган местного самоуправления, инвесторами - юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты.

Под контролем государства осуществляется привлечение свободных денежных средств от населения и частных компаний в бюджет государства или местного органа власти, в качестве долговременного займа. Выпуск государственных ценных бумаг осуществляется, согласно Конституции РФ, только по правилам и статьям Федерального закона или органами самоуправления на местах по правовым нормативным актам.

Государственные ценные бумаги могут выпускаться центральными органами, органами власти на местах, отдельными, относительно независимыми государственными учреждениями, а так же организациями, которые пользуются государственной поддержкой. Поэтому отдельные ценные бумаги, выпущенные частными юридическими лицами, могут иметь, в определенной мере, характер государственных бумаг, если государство гарантирует доходность по ним.

Эмиссия (выпуск) государственных ценных бумаг направлена на решение следующих задач:
- покрытие дефицита государственного бюджета;
- покрытие кассовых разрывов в бюджете;
- обеспечение коммерческих банков ликвидными резервными активами;
- воздействие на денежное обращение и управление объемом денежной массы;
- привлечение денежных ресурсов для осуществления крупных проектов;
- привлечение средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам;
- финансирование целевых программ, осуществляемых местными органами власти;
- поддержка социально значимых учреждений и организаций;
- инвестиции в государственные ценные бумаги являются формой сбережений средств граждан и организаций, а также получения ими дохода.

Правительство выпускает долговые обязательства широкого спектра сроков от казначейских векселей сроком в 3 месяца до облигаций сроком 30 лет.

Долговые ценные бумаги, предназначенные для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год.

Кассовый разрыв (временный дефицит бюджета) возникает в связи с тем, что, с одной стороны, расходы государства постоянны, а с другой стороны, налоги поступают неравномерно. Вследствие этого время от времени (обычно в конце-начале квартала) возникает временный дефицит бюджета, для ликвидации которого и выпускаются краткосрочные ценные бумаги.

Государственные ценные бумаги активно используются при проведении центральными банками денежно-кредитной политики. На практике это означает регулирование с помощью государственных обязательств размеров денежной массы, находящейся в обращении.

Государственные ценные бумаги, будучи надежными и ликвидными активами, применяются для поддержания ликвидности балансов финансово-кредитных учреждений.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

Государственные ценные бумаги классифицируют по следующим признакам:
- по характеру обращения;
- по срокам обращения;
- по видам эмитентов;
- по видам доходов;
- по формам существования;
- по видам инвесторов.

По характеру обращения различают: рыночные облигации, нерыночные облигации и облигации целевого размещения.
Рыночные облигации обращаются на рыночных условиях. Они могут свободно перепродаваться после их первичного размещения без какого-либо ограничения по кругу допустимых владельцев.
Нерыночные облигации не могут перепродаваться другим лицам их покупателями по первичному размещению.
Облигации целевого размещения размещаются только среди определенного круга лиц. Такие облигации могут обращаться после их первичного размещения, но их владельцами могут быть только лица, отнесенные к определенному кругу.

По срокам обращения принято выделять:
- краткосрочные, выпускаемые на срок обычно до 1 года;
- среднесрочные, срок обращения которых растягивается на период обычно от 1 года до 5 лет;
- долгосрочные, имеющие срок жизни обычно свыше 5 лет.

По виду эмитента различают: федеральные государственные ценные бумаги, бумаги субъектов РФ и муниципальные.

Федеральные государственные ценные бумаги выпускаются от имени Российской Федерации. Эмитентом выступает федеральный орган исполнительной власти, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета. В настоящее время эмитентом ценных бумаг РФ является Минфин России.

Государственные ценные бумаги субъектов РФ выпускаются от имени субъекта РФ. Эмитентом ценных бумаг субъекта РФ выступает орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством субъекта РФ.

Муниципальные ценные бумаги выпускаются от имени муниципального образования. Эмитентом ценных бумаг муниципального образования выступает исполнительный орган местного самоуправления, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и уставом муниципального образования.

В некоторых странах к государственным относят также облигации государственных учреждений и иных организаций, которым (облигациям) придан статус государственных.

По видам доходов различают:
- процентные ценные бумаги (процентная ставка может быть фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации, плавающей, ступенчатой);
- индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;
- дисконтные ценные бумаги, которые размещаются по цене ниже номинальной, и эта разница (дисконт) образует доход по облигации;
- выигрышные, доход по которым выплачивается в форме выигрышей;
- комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.

По формам существования различают: бумажные и безбумажные.

По видам инвесторов различают: государственные ценные бумаги для российских инвесторов, еврооблигации.

ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

К числу государственных ценных бумаг, принятых в мировой практике, относятся: государственные облигации, казначейские векселя, сберегательные сертификаты.

Облигация - это долговое денежное обязательство, по которому кредитор предоставляет эмитенту заем. Эмитент, выпустивший ценную бумагу, обязуется уплатить владельцу облигации в оговоренный срок номинальную стоимость бумаги и ежегодно (до погашения) фиксированный или плавающий процент. Таким образам облигация является ценной бумагой, удостоверяющей отношение займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим ее (эмитентом, должником).

Облигации выпускаются с целью привлечения денежных средства для покрытия госбюджета и реализации государственных проектов и служат источником финансирования расходов бюджета, превышающих доходы. Существуют разные виды облигаций зависимо от эмитента, способа выплаты дохода, сроков действия, на которые они выпускаются, условий обращения и их надежности.

Государственные облигации выпускают центральные органы управления. Как правило, эмитентом является Министерство финансов. Полученные средства направлены на покрытие бюджетного дефицита или финансирования определенных инвестиционных проектов. Облигации местных займов выпускают местные органы управления.

Казначейские обязательства (КО) – вид ценных бумаг на предъявителя, что размещаются среди населения, и свидетельствуют об внесении их владельцами средств в бюджет и дают право на получение финансового дохода.

Номинальная стоимость, срок погашения, а также процентная ставка определялись Минфином РФ при выпуске каждой серии КО. При этом они выпускались в бездокументарной форме, обращение производилось по счетам "Депо" в уполномоченных депозитариях путем перевода соответствующих сумм на счет "Депо" их владельцев.

Казначейские обязательства выпускались Минфином РФ в соответствии с Основными условиями выпуска казначейских обязательств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.08.94 N 906. На сегодняшний день выпуск КО приостановлен.

Сберегательный сертификат – письменное свидетельство банка о депонировании денежных средств, которое удостоверяет право вкладчика на получение после истечения установленного срока депозита и процентов по нему.

Термин сберегательные сертификаты как ценная бумага имеет два значения:
- свидетельство кредитного учреждения о депонировании денежных средств, удостоверяющее право вкладчика на получение депозита (депозитные сертификаты), или свидетельство банка о получении денег от граждан для долгосрочного их сбережения (сберегательные сертификаты);
- вид облигаций государственных займов.

Владелец сертификата получает доход либо в виде процента, либо в виде разницы между суммой, подлежащей выплате, и покупной ценой сертификата.

На различных этапах развития рынка в Российской Федерации выпускались следующие виды государственных ценных бумаг:
- облигации Российского внутреннего выигрышного займа;
- приватизационные чеки (ваучеры);
- государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);
- облигации федерального займа;
- облигации сберегательного займа;
- казначейские обязательства;
- облигации внутреннего валютного займа:
- государственные долгосрочные облигации;
- золотые сертификаты.

РЫНОК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

Рынок государственных ценных бумаг – это особая форма торговли финансовыми ресурсами, которая опосредствуется выпуском и обращением государственных ценных бумаг, которые считаются наиболее ликвидным и наиболее надежным видом капиталовложений.

Рынок государственных ценных бумаг – это совокупность отношений между государством, как эмитентом и гарантом, и отечественными заемщиками, внутренними и внешними инвесторами, по поводу эмиссии и обращения государственных ценных бумаг.

Рынки государственных ценных бумаг подразделяются на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой.

На первичном рынке обеспечивается размещение облигаций и акций различных компаний и предприятий, облигаций валютного государственного займа, ценных бумаг краткосрочного действия, а также выпускаемых банками всевозможных сертификатов и векселей.

Вторичный рынок является внебиржевым, образуется за счет торговли ценными бумагами посредством личных контактов, а также телефонов или компьютерных коммуникаций (интернета). В настоящее время практически все финансовые организации работают через посредников или напрямую на вторичном рынке ценных государственных бумаг.

Российский рынок государственных ценных бумаг характеризуется следующими особенностями, которые препятствуют его развитию:
1. Низкая доля частных инвесторов.
2. Падение доверия населения к государству и к частным финансовым институтам как результат кризиса, шоковой терапии и дефолта.
3. Краткосрочный характер государственных ценных бумаг, срок погашения которых из-за высокой инфляции обычно составляет не более года. Растет количество спекулятивных операций и снижается финансовая поддержка реальных секторов экономики.
4. Низкая доходность ГЦБ. Более привлекательными для мелких инвесторов остаются ценные бумаги паевых инвестиционных фондов и преуспевающих акционерных обществ, годовая доходность по которым превышает 20%;
5. Недостаточность на фондовом рынке специальных финансовых инструментов, ориентированных на частных инвесторов.
6. Отсутствием единой технологии первичного размещения ГЦБ и их вторичных торгов на базе государственного (или полугосударственного) депозитарного обслуживания.
7. Отсутствие структуры региональных рынков ГЦБ, что препятствует использованию свободных финансовых ресурсов территорий.
8. Дифференциация налогообложения ГЦБ в зависимости от вида, что приводит к необходимости его унификации.
Эти факторы свидетельствуют о стагнации рынка государственных ценных бумаг в России и отставании в развитии по сравнению с экономически развитыми странами.

В качестве важнейших перспектив рынка государственных ценных бумаг следует рассматривать следующие направления:
- улучшение законодательства в сфере ГЦБ и контроль за его выполнением;
- внедрение мировых стандартов в организацию рынка;
- повышение требований к информационной обеспеченности инвесторов;
- создание инфраструктурных систем, ориентированных на население;
- повышение роли государства на фондовом рынке;
- активизация использования первичных дилеров.

Объем рынка государственных облигаций в течение первых двух кварталов 2015 года вырос на 29,8% к аналогичному периоду прошлого года и достиг 4798 млрд рублей по номиналу. На организованном рынке в настоящее время представлено 39 выпусков государственных облигаций. Объем сделок с ними на фондовом рынке группы «Московская биржа» по-прежнему падает.

За первое полугодие 2015 года объем вторичных торгов (без учета сделок РЕПО) снизился до 1419 млрд рублей (на 30,0% меньше, чем годом ранее). Как следствие, уменьшается и коэффициент оборачиваемости: если во втором квартале 2014 года он составлял 23,3%, то по итогам второго квартала 2015 года опустился до 17,5%. Тем не менее сектор государственных облигаций на внутреннем долговом рынке по коэффициенту оборачиваемости остается наиболее ликвидным.

Рынок субфедеральных и муниципальных облигаций пребывает в стагнации. Объем выпусков этих облигаций составляет 531 млрд рублей при объеме биржевых торгов (без размещений новых выпусков и сделок РЕПО) 141 млрд руб. Это самый неликвидный сектор внутреннего долгового рынка, коэффициент оборачиваемости которого во втором квартале 2015 года составил 14,2%, что соответствует данным годом ранее.

Государственные ценные бумаги имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми другими ценными бумагами и активами:
- самый высокий уровень надёжности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему;
- льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложения капитала. Часто на государственные ценные бумаги отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы.

Контроль над деятельностью всех участников рынка государственных ценных бумаг осуществляется специально созданной Федеральной комиссией (ФКЦБ). В свою очередь регламентирует деятельность данной комиссии Федеральный закон РФ. ФКЦБ - орган коллегиальный, в состав которого обязательно входит Экспертный совет.

Новое на сайте

>

Самое популярное