Домой Проценты по кредитам Ликвидируем ненужную недвижимость. Как списать с баланса основные средства? Инструкция, проводки

Ликвидируем ненужную недвижимость. Как списать с баланса основные средства? Инструкция, проводки

ПЕРВОМАЙСКИЙ СЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
21-я внеочередная сессия I созыва
РЕШЕНИЕ

О списании с баланса
жилых домов

Руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Республики Крым от 21 августа 2014 года №54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», статьями 36, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. №491, письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.12.2006г. №14316-РМ/07 «О передаче многоквартирных домов при выборе способа управления», с целью приведения учета помещений в соответствии с требованиями законодательства, Уставом муниципального образования Первомайское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым, Первомайский сельский совет

1. Снять жилые дома, права государственной или муниципальной собственности на которые прекращены в результате приватизации и иных гражданско-правовых сделок, с баланса администрации Первомайского сельского поселения, приложение.

2. Ведущему специалисту-бухгалтеру Назаровой С.В..
2.1. Списать со счетов бухгалтерского учета жилые дома, указанные в приложении.

3. Исключить жилые дома, указанные в приложении, из реестра учета муниципального имущества Первомайского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым.

4. Обнародовать настоящее решение путем размещения его на информационном стенде администрации Первомайского сельского поселения (второй этаж административного здания Первомайского сельского поселения, расположенного по адресу: Симферопольский район, с. Первомайское, ул. Ленина, д. 58) и на официальном сайте муниципального образования Первомайское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым (сайт).

5. Контроль за исполнением данного решения возложить на Начальника отдела-главного бухгалтера Домнич В.Н.

6. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

Председатель Первомайского сельского совета -
глава администрации Первомайского сельского поселения Н.Н.Юрченко

Приложение
к решению 21-й внеочередной сессии 1 созыва
Первомайского сельского совета
от 18 ноября 2015 г. №-111/15

Перечень жилых домов (50 % приватизировано), подлежащих списанию с баланса администрации Первомайского сельского поселения.

В настоящее время на балансе крупных градообразующих предприятий и предприятий естественных монополий (таких как ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Ростелеком") находятся тысячи жилых домов. Правовой статус домов бывшего ведомственного жилого фонда, не перешедшего в собственность приватизированных предприятий или муниципальных образований, зачастую не определен. Существует несколько вариантов решений данной проблемы.

Передача жилых домов в муниципальную собственность

Раньше при приватизации госпредприятий объекты жилого фонда не подлежали включению в состав приватизируемого имущества (п. 1 Указа Президента РФ от 10.01.93 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий") и подлежали передаче в собственность муниципальных образований, на территории которых они находятся (п. 2 Постановления ВС РФ от 27.12.91 N 3020-1, п. 11 ст. 154 Закона от 22.08.04 N 122-ФЗ).

Органы местного самоуправления должны были утвердить перечень объектов имущества, составляющих муниципальную собственность (в том числе жилые дома), в соответствии с Постановлением ВС РФ от 27.12.91 N 3020-1 (п. 1 Указа Президента РФ от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в РФ", п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.98 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"). Из-за ветхости домов и затруднительности их коммерческого использования муниципальные образования уклоняются от принятия их в собственность. Такие дома с неопределенным правовым статусом находятся на балансе юрлиц и, как правило, не ремонтируются, становятся объектами проверок различных контролирующих органов.

Бесхозяйные жилые дома должны приниматься на учет органом, осуществляющим госрегистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки этих домов на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности. Однако в большинстве случаев передача жилых домов в муниципальную собственность возможна только в судебном порядке.

Большинство судебных актов требования юрлиц о принудительной передаче жилых домов в муниципальную собственность удовлетворяются (Постановления ФАС СЗО от 16.02.2007 N А66-1110/2006, ФАС ВВО от 03.05.2007 N А29-5754/2006-2Э, ФАС ЗСО от 22.01.2007 N Ф04-8892/2006(30043-А27-38) и другие). Однако по вопросу о необходимости капитального ремонта до передачи жилых домов в муниципальную собственность единообразная судебная практика отсутствует. Существуют три правовые позиции по данной проблеме:

Обязанность по передаче и принятию объектов определена императивно и не обусловлена возложением на передающую сторону дополнительных обязанностей в виде производства ремонта жилого фонда (Постановление ФАС ВВО от 29.05.2006 N А39-7680/2005-275/8);

Наличие недостатков передаваемого имущества, которые требуют устранения, связанных с неисполнением предыдущим собственником обязанностей по содержанию имущества, либо неисполнение предыдущим собственником квартир обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт квартиры управляющей организации являются основанием для взыскания с предыдущего собственника убытков, связанных с неисполнением им обязанностей по содержанию имущества, возложенных на него ст. 210 ГК РФ, но не прекращают обязанности по принятию имущества в муниципальную собственность (Постановление ФАС ПО от 20.03.2007 N А12-6319/06-С16);

Из норм закона не следует, что на принимающую сторону в лице муниципального образования возлагаются расходы по восстановлению имущества, приведению его в состояние, пригодное для использования по назначению, притом что ухудшение состояния имущества произошло до принятия объектов в муниципальную собственность и в период, когда они не находились во владении и пользовании муниципального образования; в понуждении к принятию ветхих жилых домов до ремонта отказано (Постановление ФАС СЗО от 22.02.2007 N А13-2006/2006-09).

Порядок и основания выселения проживающих

В некоторых субъектах РФ жилые дома в нарушение законодательства включались в планы приватизации и переходили в собственность юрлиц. Срок оспаривания сделок приватизации в большинстве случаев истек, правовые основания для обязания муниципальных образований принять жилые дома из частной собственности в муниципальную отсутствуют, поэтому юрлица - собственники жилых домов вынуждены оптимизировать управление ими. Зачастую многие жильцы в таких домах зарегистрированы и/или проживают без правовых оснований. Снятие гражданина с регистрационного учета производится в 3-дневный срок:

В добровольном порядке;

В принудительном порядке - на основании вступившего в законную силу судебного акта (п. п. 31, 33 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.95 N 713)).

Основанием для принятия судебного акта о выселении может являться ст. 301 ГК РФ, согласно которой собственник вправе истребовать из чужого незаконного владения свое имущество. В соответствии со ст. 13 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", ст. 108 ЖК РСФСР, если в период действия ЖК РСФСР жилые помещения предприятий включались в число служебных решением исполнительного комитета районного Совета народных депутатов (ст. 101 ЖК РСФСР) и работники заселялись в них с согласия предприятия, то без предоставления другого жилого помещения запрещено выселять:

Лиц, проработавших на предприятии не менее десяти лет;

Лиц, уволенных в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников;

Пенсионеров;

Членов семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение;

Инвалидов труда I и II группы, инвалидов I и II группы из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц;

Одиноких лиц с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми;

Инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;

Участников Великой Отечественной войны, пребывавших в составе действующей армии;

Семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР и РФ или при исполнении иных обязанностей военной службы;

Инвалидов из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей.

На необходимость соблюдения данных гарантий указывает и ВС РФ (ответ на вопрос N 14 в Обзоре судебной практики ВС РФ за II квартал 2005 года (утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 10.08.2005)). Суды нередко применяют "гарантии невыселения" для подобных категорий жильцов независимо от отнесения жилья ранее к служебному, поскольку подобные архивные документы зачастую утрачены. Если иск о выселении и снятии с регистрационного учета судом удовлетворен, а судебный акт о выселении вступил в законную силу, судом выдается исполнительный лист (п. 1 ст. 428 ГПК РФ).

Пристав обязан принять к исполнению исполнительный документ от суда или взыскателя. В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать 5 дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока. В случае неисполнения в установленный срок исполнительного документа выселение осуществляется принудительно. Выселение состоит из освобождения помещения, указанного в исполнительном документе, от выселяемого, его имущества и запрещения выселяемому пользоваться освобожденным помещением (п. 3 ст. 75 Закона об исполнительном производстве).

Раздел жилых домов, находящихся в долевой собственности

Во многих 1- и 3-этажных домах 50-х гг. с общими входом и/или помещениями, которые было сложно выделить в отдельные квартиры, избежав конфликта интересов проживающих, оборот прав ранее производился путем отчуждения долей в праве на жилой дом (на основании актов органов местного самоуправления о приватизации или договоров с организациями - собственниками жилых домов). К примеру, подобная практика распространена в жилых домах поселков, которые создавались для обслуживания отдельных подразделений организаций железных дорог.

Большинство таких сделок производилось с нарушениями законодательства, однако срок по их оспариванию истек. Для более четкого разграничения прав и обязанностей бывает целесообразно поделить данные доли на конкретные квартиры, принадлежащие жильцам и юрлицу. Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности и может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность) (ст. 244 ГК РФ). Долевая собственность может быть установлена по соглашению сособственников или на основании решения суда (п. 5 ст. 244 ГК РФ). При наличии зарегистрированной долевой собственности участник долевой собственности вправе требовать выдела доли из общего имущества (ст. 252 ГК РФ).

Раздел дома может быть произведен судом, если выделяемая доля составляет изолированную часть дома с отдельным входом (квартиру) либо имеется возможность превратить эту часть дома в изолированную посредством переоборудования (п. 11 Постановления Пленума ВС СССР от 31.07.81 N 4 "О судебной практике по разрешению споров, связанных с правом собственности на жилой дом"). При этом выдел, связанный с возведением жилых пристроек к дому либо переоборудованием нежилых помещений в жилые, возможен лишь при наличии разрешения на строительство, выданного уполномоченным органом местного самоуправления (п. 10 Постановления ВС РФ от 10.06.80 N 4 "О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей собственности на жилой дом" (ред. от 06.02.2007 N 6)).

Порядок и основание списания жилых домов с баланса организации

Нередко жилые дома уже прекратили существование как объекты недвижимости, права на них не были оформлены, а существуют они только в данных бухгалтерского учета. Жилой дом является объектом основных средств, стоимость которого погашается посредством начисления амортизации (п. 1 ст. 257 НК РФ). Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.02 N 1), жилые здания отнесены к десятой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 30 лет (код 13 0000000).

Стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды, подлежит списанию с бухгалтерского учета (п. 29 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 30.03.01 N 26н)). Основания для списания - прекращение использования вследствие износа или отчуждение объекта основных средств.

Для определения целесообразности дальнейшего использования имущества (при износе) приказом руководителя организации создается комиссия, в состав которой входят главный бухгалтер и лица, на которые возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Комиссия проводит осмотр объекта и составляет акт списания основных средств (форма ОС-4), утверждаемый руководителем организации (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфином России от 13.10.2003 N 91н)). Кроме того, после прекращения существования жилой дом снимается и с технического учета (п. 15 Правил ведения Единого госреестра объектов градостроительной деятельности, утв. Приказом Госстроя России от 31.05.2001 N 120)).

Статья 25 . Порядок списания жилых помещений муниципального жилищного фонда

1. Жилые помещения, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию Сургутский район, находящиеся в муниципальной казне Сургутского района (далее - жилые помещения), могут быть списаны с баланса по следующим основаниям:

Признание жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу;

Признание жилого помещения аварийным и подлежащим сносу;

Фактического сноса жилых домов, осуществленного до 01 января 2014 года, признанных в установленном порядке непригодными для проживания в рамках реализации программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, связанных с переселением граждан из непригодного жилья;

Уничтожение жилого помещения в результате фактического разрушения жилого дома;

Уничтожение жилого помещения в результате техногенной чрезвычайной ситуации (пожар, взрыв, внезапное обрушение и прочее).

2. При списании жилых помещений создаётся комиссия по списанию (далее - комиссия), которая ежегодно назначается приказом директора Департамента.

3. В состав комиссии включаются: руководитель Департамента либо его заместитель (председатель комиссии), специалисты управления муниципальным имуществом Департамента, специалисты управления жилищно-правовой политики Департамента, специалисты управления по финансам и бухучёту Департамента.

4. В компетенцию комиссии входит:

а) осмотр места нахождения жилого дома, в котором находятся жилые помещения, подлежащие списанию;

б) установление причин списания жилых помещений;

в) составление акта на списание жилых помещений после проведения всех необходимых процедур по списанию, предусмотренных настоящим порядком.

5. В течение 60 дней после поступления жилого помещения в муниципальную казну Сургутского района Департамент обеспечивает сбор документов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, проверяет их и обеспечивает подготовку проекта постановления администрации района о списании жилых помещений (далее - постановление администрации), обеспечивает согласование постановления администрации с отраслевыми (функциональными) органами администрации района в соответствии с Инструкцией по делопроизводству.

6. К проекту постановления администрации Департамент прикладывает следующие документы:

а) заверенная копия приказа об образовании комиссии;

б) перечень жилых помещений, подлежащих списанию, подписанный членами комиссии;

в) правоустанавливающие документы на жилые помещения;

г) инвентарная карточка объекта основных средств;

д) акт осмотра комиссией места нахождения жилого дома, в котором находятся жилые помещения, подлежащие списанию;

е) копия правового акта администрации района о включении жилого дома в перечень жилых домов, подлежащих сносу и утилизации на территории Сургутского района;

ж) документы, подтверждающие фактическое и юридическое отсутствие прав граждан на жилое помещение, подлежащее списанию;

и) документы, подтверждающие факт техногенной чрезвычайной ситуации (пожар, взрыв, внезапное обрушение и прочее).

7. В течение 30 дней после издания постановления администрации Департамент списывает с баланса и исключает из реестра муниципального имущества жилые помещения.

8. Департамент в течение 30 дней после исключения из реестра муниципального имущества направляет информацию в орган, осуществляющий государственный учёт объектов недвижимого имущества.

Мы казённое учреждение. Вся недвижимость принадлежит нам на праве оперативного управления и бессрочного пользования. У нас на балансе числится здание в аварийном состоянии, находящееся у нас на праве оперативного управления и располагающееся на землях отнесённых к охраняемым территориям (рядом расположен памятник культуры и архитектуры регионального значения). Мы хотим это здание списать с баланса, но не изымать из оперативного управления. Какие действия мы должны совершить? Куда обратиться? Как доказать, что здание аварийное и не может дальше использоваться?

Ответ

Для подтверждения целесообразности списания основного средства в учреждение может провести техническую экспертизу.

Со временем основные средства физически изнашиваются и морально устаревают. Если восстановить объект нельзя или дальнейшее его использование экономически нецелесообразно, то его ликвидируют и списывают с учета( Инструкции к Единому плату счетов ).

Прежде чем ликвидировать имущество, которое невозможно или невыгодно использовать, придется соблюсти ряд процедур и заполнить необходимые документы. Обычно списание основного средства оформляют в следующей последовательности:

материально ответственное лицо доводит до сведения руководства информацию о необходимости списания основного средства(например, служебной запиской);

создают ликвидационную комиссию для определения целесообразности использования объекта;

при необходимости проводят техническую экспертизу;

комиссия составляет акт о списании основного средства(либо дает заключение о нецелесообразности списания объекта);

при необходимости согласовывают списание с вышестоящими органами;

делают необходимые записи в учетных документах о списании объекта.

Для подтверждения целесообразности списания основного средства в некоторых случаях учреждение должно провести техническую экспертизу. Ее результаты оформляются актом. Данное требование, как правило, устанавливают вышестоящие ведомства(см., например, приказ Росводресурсов от ).

В отношении имущества субъектов РФ(муниципального имущества) такое требование может быть закреплено в нормативно-правовых актах органов исполнительной власти субъектов РФ или местного самоуправления. Например, в Смоленской области требование о проведении технической экспертизы установлено в отношении списания объекта незавершенного строительства(реконструкции, расширения, технического перевооружения) постановлением администрации Смоленской области от .

Расходы на проведение технической экспертизы относите на подстатью КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества»(раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от ).

Акты технической экспертизы должны быть составлены на каждое основное средство, запланированное к ликвидации. В них указывается:

наименование объекта;

инвентарный и серийный номера;

год выпуска;

балансовая и остаточная стоимость;

процент износа, причины и характер неисправности, обоснование невозможности(нецелесообразности) ремонта;

заключение о целесообразности дальнейшего использования при наличии согласования решения о списании объекта основного средства.

Обосновать списание изношенного основного средства можно, указав в документах на списание, что дальнейшее использование имущества или его ремонт невозможны или нецелесообразны.

Обоснование причины морального или физического износа основного средства может быть приведено в акте технической экспертизы. Если в технической экспертизе необходимости нет, объект списывают на основании решения ликвидационной комиссии, которое указывают в акте на списание. Акты составляют по формам, установленным приложением 1 к приказу Минфина России от .

Следует отметить, что все имущество закреплено за государственными(муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления. Исключение установлено для объектов культурного наследия(культурных ценностей). Такие объекты используются учреждением в особом порядке, как правило, на основе охранно-арендных договоров или на праве безвозмездного пользования.

Перечень имущества, выбытие которого необходимо согласовывать с собственником, и порядок получения согласия на списание имущества зависят от типа учреждения.

Казенное учреждение не вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, без согласия собственника( ГК РФ). Это значит, что при выбытии любого имущества казенное учреждение должно получить согласие собственника на списание.

Порядок согласования выбытия имущества зависит от того, на базе какого имущества создано казенное учреждение:

имущества субъекта РФ(муниципального образования);

федерального имущества.

Для казенных учреждений субъекта РФ(муниципалитета) порядок согласования устанавливается нормативно-правовыми актами, принятыми на региональном(местном) уровне. Например, для муниципальных казенных учреждений города Челябинска решением Челябинской городской Думы от утверждено Положение о порядке списания имущества. В частности, для получения согласия на списание имущества учреждению нужно представить:

заявление о согласовании списания имущества казенного учреждения;

экспертное заключение о техническом состоянии имущества казенного учреждения;

акты о выявленных дефектах оборудования по утвержденной унифицированной форме.

Для федеральных казенных учреждений порядок согласования выбытия имущества устанавливают федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых они находятся(подп. «д», «е» п. 4, п. 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства Р Ф от ). Например, порядок согласования решения о списании федерального имущества учреждений(в т. ч. казенных), подведомственных Минобрнауки России, определен регламентом, утвержденным приказом от .

Кроме того, совместным приказом от 10 марта 2011 г. Минэкономразвития России и Минфина России утвержден общий Порядок представления федеральными государственными(в т. ч. казенными) учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах« Системы Юрист»

ПРИКАЗ МИНФИНА РОССИИ ОТ 01.12.2010 № 157Н Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти(государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных(муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению

« 51. Отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств осуществляется в случаях:

принятия решения о списании объекта основных средств по основанию их выбытия помимо воли учреждения — хищения, недостачи, порчи, выявленных при инвентаризации активов; частичной ликвидации(в том числе при выполнении работ по реконструкции, модернизации, дооборудованию); ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

по завершению мероприятий(разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т. п.), предусмотренных при принятии решения о списании объекта основных средств по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в том числе по основанию морального и физического износа объекта основных средств, нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств, его непригодности, невозможности или неэффективности его восстановления;*

передачи в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, объекта имущества другому государственному(муниципальному) учреждению, органу государственной власти(государственному органу), органу местного самоуправления(муниципальному органу), государственному(муниципальному) предприятию;

в иных случаях прекращения права оперативного управления, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

возврата объекта, являющегося предметом лизинга(сублизинга), лизингодателю;

включения объекта имущества в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации или национального библиотечного фонда.

Одновременно со списанием с балансового учета стоимости объектов основных средств вследствие их выбытия подлежит списанию с балансового учета сумма накопленных амортизационных отчислений по этим объектам.

Выбытие инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3000 рублей включительно, учитываемых на забалансовом учете, отражается на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом(Актом)".

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Подскажите пожалуйста процедуру списания (снятия с баланса) нежилого здания находящиеся на балансе администрации сельского поселения. Здание в полуразрушенном состоянии. опишите, пожалуйста, порядок с самого начала. с чего начинать, какие документы будут нужны?

Ответ

Необходимость списания нежилого здания устанавливает ликвидационная комиссия учреждения, она должна подготовить акт о списании основного средства (ф. 0504104), утверждаемый руководителем учреждения, а также документы для согласования с вышестоящей организацией. В заключении комиссии акта ф. 0504104 должны быть указана дальнейшая судьба нежилого здания. До момента демонтажа или утилизации, либо до принятия решения о реализации или безвозмездной передаче нежилое здание, учитывается на забалансовом счете 02. На основании акта о списании в инвентарной карточке учёта основных средств (ф. 0504031) делается отметка о выбытии здания. Когда основное средство ликвидируют, демонтируют или разбирают, остаются отдельные материалы, которые можно использовать. Такое имущество надо оприходовать. Стоимость полученных материалов определяйте по справедливой стоимости на дату принятия к бухучету. Чтобы подтвердить необходимость ликвидации нежилого здания необходимо провести техническую экспертизу. Такую экспертизу может провести комиссия учреждения, если в ее составе находятся квалифицированные специалисты. В отношении муниципального имущества может быть требование о проведении независимой технической экспертизы, которое закреплено в нормативно-правовых актах органов исполнительной власти субъектов РФ или местного самоуправления. Результаты экспертизы оформляют актом или заключением. И этот документ, как правило, нужно подавать в вышестоящие ведомства, чтобы получить разрешение списать объект. Поэтому Вашему учреждению необходимо обратиться в вышестоящую организацию за разъяснением необходимости проведения независимой технической экспертизы.

Списанное здание нужно снять с регистрационного учета.

Обоснование

Как оформить и учесть списание основных средств

С 1 января 2018 года ввели критерии, по которым списывают имущество. Чтобы ликвидировать объект, получите решение от комиссии по активам. При необходимости согласуйте ликвидацию с вышестоящим собственником имущества. Далее оформите акты на списание и проведите операции в учете: спишите основное средство и его амортизацию. Годные материалы и запчасти, которые остались от объекта, примите к учету. В рекомендации читайте о новых критериях выбытия основных средств, этапах ликвидации и как отразить списание в учете.

Когда ОС списывают

Когда основное средство можно списать

Основные средства ликвидируют и списывают с учета, если:

 имущество морально устарело или физически износилось;

 случилась авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, и имущество нельзя восстановить;

 обнаружили хищение или недостачу узлов и агрегатов, без которых имущество невозможно использовать, а менять их нецелесообразно;

 выявили порчу имущества;

 объект реконструируют или модернизируют, в результате чего часть имущества становится непригодной;

 приняли решение, что объект не соответствует критериям актива;

 передали в аренду или безвозмездное пользование, принимающая сторона учла его в составе основных средств;

 передали учреждению госсектора, продали или подарили.

Обнаружить это комиссия может при очередной или внеплановой инвентаризации.

Когда принимаете решение списать основное средство, учитывайте критерии, по которым объект перестает быть активом:

 учреждение не контролирует актив, не несет расходы на него и не получает доходы или полезный потенциал;

 учреждение не распоряжается имуществом;

 величину дохода или расхода от выбытия можно оценить;

 прогнозируемые к получению доходы или полезный потенциал, а также прогнозируемые затраты или убытки от выбытия имеют оценку.

Это следует из пунктов 45, 46 Федерального стандарта «Основные средства», утвержденного приказом Минфина от 31.12.2016 № 257н, пункта 81 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности», утвержденного приказом Минфина от 31.12.2016. № 256н, пунктов 20, 51 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Если основное средство состоит из нескольких конструктивно сочлененных предметов, ликвидировать его можно частично. Демонтируйте ту часть объекта, которую нельзя восстановить. Например, чтобы не сносить здание, можно разобрать его отдельный аварийный корпус. Как оформить частичную ликвидацию, читайте в рекомендации.

Нужно ли списать и ликвидировать полностью самортизированное основное средство

Списывайте и ликвидируйте только непригодное имущество, которое нельзя восстановить или дальше использовать экономически невыгодно. Объекты, которые используете, списывать не нужно. 100-процентная амортизация не является самостоятельным основанием, чтобы списать имущество с учета (п. 45, 46 Стандарта «Основные средства», п. 51 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Поэтому продолжайте учитывать такое имущество по нулевой остаточной стоимости.

Аналогичные разъяснения приведены в письме ФНС от 08.02.2010 № 3-3-05/128.

Что делать при ликвидации основного средства

Основные средства списывайте в таком порядке:

1. материально ответственное лицо сообщает руководству, что имущество нужно списать, например, служебной запиской;

2. руководитель создает ликвидационную комиссию, чтобы определить целесообразность использования объекта;

3. сторонняя организация проводит независимую техническую экспертизу;

4. комиссия составляет акт о списании основного средства или дает заключение, что списывать его нецелесообразно;

5. руководитель согласовывает списание с вышестоящими органами;

6. бухгалтер делает записи в учетных документах, что объект списали.

По региональному или муниципальному имуществу

На региональном и местном уровнях порядок, чтобы списать имущество, устанавливают органы исполнительной власти. Например, в Челябинской области такой порядок установлен распоряжением Минпрома Челябинской области от 02.12.2010 № 1439-р. В пункте 9 распоряжения есть условие, что решение о ликвидации принимают с представителем исполнительного органа по управлению имуществом, который состоит в комиссии.

Когда согласовывать списание

В некоторых случаях списание основных средств нужно согласовать с органом по управлению имуществом или учредителем. По федеральному имуществу порядок согласования установлен постановлением Правительства от 14.10.2010 № 834. По региональному и муниципальному имуществу такой порядок устанавливают органы субъектов РФ и местного самоуправления.

Как проходит техэкспертиза ОС

Нужно ли проводить техническую экспертизу при ликвидации основных средств

Чтобы подтвердить ликвидацию основного средства, может понадобиться независимая техэкспертиза или оценка. Например, если этого требует законодательство или члены комиссии не могут определить, что объект восстановить невозможно.

Результаты экспертизы оценщики оформят актом или заключением. Этот документ нужно подавать в вышестоящие ведомства, чтобы получить разрешение списать объект. Например, такое требование по объектам незавершенного строительства есть в приказе Росводресурсов от 23.11.2011 № 294.

По региональному и местному имуществу техэкспертиза может быть закреплена в нормативно-правовых актах субъектов РФ или местного самоуправления. Например, в Смоленской области ее также нужно проводить, если списывают объект незавершенного строительства, реконструкции, расширения или технического перевооружения. Об этом сказано в постановлении администрации Смоленской области от 25.10.2011 № 673.

Акт техэкспертизы составляют на каждое основное средство, которое будут ликвидировать. В нем указывают:

 наименование объекта;

 инвентарный и серийный номера;

 год выпуска;

 балансовую и остаточную стоимость;

 процент износа, причины и характер неисправности, обоснование нецелесообразности ремонта;

 заключение о целесообразности дальнейшего использования.

Какими документами оформить

Как оформить акт о списании при ликвидации объекта основных средств

Если комиссия решила ликвидировать основное средство, она составляет акт о списании имущества на типовом бланке:

 для транспортных средств (ф. 0504105);

 мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143);

 литературы, которую исключили из библиотеки (ф. 0504144);

 других основных средств, кроме транспортных (ф. 0504104).

В формах есть реквизит «заключение комиссии», в котором указывают причину, по которой списывают объект. То есть итог результатов осмотра.

Акт, который оформила комиссия, утверждает руководитель учреждения. По федеральному недвижимому или особо ценному движимому имуществу акт сначала согласовывают с учредителем, а потом подписывает руководитель. После этого можно проводить разукомплектование, демонтаж, разбор или утилизацию объекта. Делать это до того, как руководитель утвердит акт, нельзя.

Такой порядок предусмотрен Методическими указаниями по заполнению форм № 0504105, № 0504143, № 0504144, № 0504104, утвержденными приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н, пунктами 34, 52 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктами 9, 10, 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства от 14.10.2010 № 834, и разъяснен в письме Минфина от 19.12.2013 № 02-06-010/56211.

Ситуация: как обосновать списание основных средств при их моральном или физическом износе

В акте укажите, что ремонтировать и использовать имущество в дальнейшем невозможно или нецелесообразно.

Подтвердить моральный или физический износ можно актом технической экспертизы. Если экспертиза не нужна, объект спишите по решению ликвидационной комиссии, которое указывают в акте на списание. Акты комиссия составляет по унифицированным формам.

Запись, почему объект списывают, может выглядеть так: «Сервер не выдерживает возросшей нагрузки вследствие морального износа. Модернизации не подлежит ». Или: «Автомобиль дальнейшей эксплуатации не подлежит вследствие своего физического износа. Капитальный ремонт нецелесообразен ». Это позволит избежать лишних вопросов при проверке. Если спор возникнет, грамотная причина списания будет весомым аргументом для судей (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 15.04.2008 № А57-13824/06-17, Северо-Западного округа от 02.11. 2004 № А05-3112/04-12).

В каких документах необходимо проставить отметки о выбытии основных средств

По акту о списании сделайте отметки в инвентарных карточках основных средств (ф. 0504031, 0504032), что их списали с учета (Методические указания, утвержденные приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н).

Что остается после ликвидации

Когда основное средство ликвидируют, демонтируют или разбирают, остаются отдельные материалы, узлы и агрегаты, которые можно использовать. Такое имущество надо оприходовать (п. 23 Инструкции № 162н, п. 34 Инструкции № 174н, п. 34 Инструкции № 183н).

Бухучет

Как отразить в бухучете списание основных средств

Имущество, которое списали с учета и будете демонтировать или утилизировать, учтите на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». Подробнее об этом.

Учет основных средств, которые списываете, зависит от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

Операции по основным средствам, которые выбывают, отразите проводками:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
Списание основного средства
1. Списана сумма амортизации за период эксплуатации основного средства КРБ.1.104.XX.410 КРБ.1.101.XX.410
2. Списана остаточная стоимость основного средства (по решению комиссии) КДБ.1.401.10.172 КРБ.1.101.XX.410
3. Принято имущество к забалансовому учету в условной оценке 1 руб. (по решению комиссии) Увеличение забалансового счета 02
4. Списано имущество после утилизации (по акту о списании) Уменьшение забалансового счета 02
ХХ - аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

Такой порядок установлен пунктами 10, 121 Инструкции № 162н, пункт 46 Стандарта «Основные средства».

Из ситуации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как учесть материальные запасы, полученные от ликвидации основных средств

Материальные запасы, которые получены при ликвидации основных средств, учтите на основании приходного ордера (ф. 0504207) и требования-накладной (ф. 0504204). Документы составьте на основании акта о списании объектов нефинансовых активов (ф. 0504104) - в нем должна быть отметка о получении материалов в реквизите акта «Результаты выбытия». Это следует из бланка акта, Методических указаний к формам 0504204, 0504207, 0504104, утвержденных приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н, пункта 34 Инструкции № 183н, пункта 34 Инструкции № 174н, пункта 24 Инструкции № 162н и пункта 20 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности».

Стоимость полученных материалов определяйте по справедливой стоимости на дату принятия к бухучету. Подтвердить размер цен можно заключением независимого оценщика или подготовив собственные материалы и расчеты. Об этом - пункты 52, 59 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности».

Учет поступивших материальных запасов при ликвидации (разборке, утилизации) основных средств зависит от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

Поступление материальных запасов от ликвидации (разборки, утилизации) основных средств отразите проводкой:

Такой порядок установлен пунктом 23 Инструкции № 162н.

До госрегистрации права оперативного управления на полученную недвижимость (по договору дарения, от собственника и т. д.) фактически получается, что имущество поступило в пользование или на содержание учреждения. Такое имущество учитывать на балансе в составе основных средств нельзя. Поэтому учитывайте его на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Как только право оперативного управления будет зарегистрировано и комиссия признает объект активом, учтите его на счете 101.00 «Основные средства». Если это произойдет после 1 января, но до сдачи отчетности - это событие после отчетной даты. В этом случае недвижимость поставьте на баланс датой 31 декабря прошлого года и учтите в годовой отчетности.

Такой вывод следует из пункта 8 Стандарта «Основные средства», пункта 3 Методических рекомендаций по применению Стандарта «Основные средства», доведенных письмом Минфина от 15.12.2017 № 02-07-07/84237, пункта 1.1.4 письма от 02.02.2017 Минфина № 02-07-07/5669, Казначейства России № 07-04-05/02-120.

Новое на сайте

>

Самое популярное