Домой Проценты по кредитам Страховка осаго в росгосстрах. Что ждёт сегмент осаго в «ргс»? Образец заявления и договора

Страховка осаго в росгосстрах. Что ждёт сегмент осаго в «ргс»? Образец заявления и договора

Решение Центробанка о запрете крупнейшему страховщику страны «Росгосстраху» заключать новые договоры ОСАГО и вносить изменения в действующие договоры, влекущие увеличение обязательств, стало шоком для рынка.

В понимании масштаба ситуации очень помогают статистические данные Банка России, согласно которым страховые премии по ОСАГО, собранные ООО «Росгосстрах» в 2014 году, составляют 52,6 млрд рублей, или 34,8% от премии ОСАГО, полученной всеми страховщиками. По количеству договоров доля еще больше и составляет 38,9% (16,6 млн полисов). В I квартале 2015 года доля еще увеличилась и составила 37,7% рынка в денежном выражении (13,8 млрд рублей) или 40,8% рынка по количеству заключенных договоров (3,4 млн полисов). Статистически четыре автовладельца из десяти заключили договоры ОСАГО именно с «Росгосстрахом».

Как известно, ЦБ объяснил свое решение неисполнением страховщиком в установленный срок предписаний в части нарушения порядка заключения договоров ОСАГО, а именно применения коэффициента наличия или отсутствия выплат (КБМ) при расчете страховой премии по ОСАГО. Также регулятор отметил, что «Росгосстрах» не предоставлял автовладельцам законной скидки за безубыточность, необоснованно отказывал в заключении договора ОСАГО, навязывал дополнительные услуги.

Крайне трудно спрогнозировать дальнейшее развитие событий и период, в течение которого лицензия «Росгосстраха» будет ограничена, так как не до конца понятны мотивы Банка России, принявшего такое серьезное решение. Является ли это последним предупреждением всему рынку о необходимости соблюдать правила заключения публичных договоров, или за этим стоит что-то большее? Аналогичные нарушения фиксировались за «Росгосстрахом» уже длительное время. Подобные претензии неоднократно предъявлялись и иным участникам рынка. Наличие финансовых трудностей из последней отчетности «Росгосстраха» не следует и как минимум внешне не проявляется. Почему решение принято именно сейчас и именно в отношении «Росгосстраха»? Первый напрашивающийся вывод – решение напрямую связано с повышением тарифов ОСАГО, после которого манипуляции при заключении договоров, по мнению Банка России, неприемлемы. «Росгосстрах» же наиболее часто фигурировал в различных новостях, связанных с подобными нарушениями, а специализированные порталы заполнены негативными отзывами, суть которых в большинстве сводится к аналогичным с выявленными ЦБ РФ нарушениями.

Пример «Росгосстраха» должен дать понять другим участникам рынка, что неприкосновенных нет и правила, устанавливаемые ЦБ РФ, необходимо соблюдать. Об этом свидетельствуют , проведенные Банком России незадолго до и сразу после введения ограничений, и комментарии руководителей ЦБ. Пока неясно, что будет для ЦБ РФ подтверждением факта устранения нарушений, так как все вменяемые «Росгосстраху» нарушения связаны с процессом заключения договоров, которые страховщик после ограничения лицензии заключать не может – соответственно, не сможет и повторить нарушение. Довольствуется ли ЦБ РФ предоставлением от ООО «Росгосстрах» формальных приказов по компании о недопустимости нарушений и устранением замечаний по выявленным ситуациям, будет ли осуществлять проверку почти 17 млн договоров ОСАГО (пусть и выборочную) на предмет несоответствия КБМ в АИС ОСАГО* с требованиями устранения нарушений и возврата части премий или предпримет какие-то иные действия? По словам директора департамента страхового рынка Банка России Игоря Жука, это вопрос переговоров с руководителями «Росгосстраха». Срок действия ограничения лицензии полностью зависит от этих действий, но поверить в то, что лицензия будет ограничена в течение длительного периода, очень сложно.

Какими могут быть последствия ограничения?

Начнем с клиентов «Росгосстраха», действующих и потенциальных. Вследствие ограничения лицензии «Росгосстрах» точно не сможет заключать новые договоры. Учитывая, что в ряде регионов «Росгосстрах» фактически единственный представитель, а в ряде других хоть и не единственный, но, судя по растущим в последнее время показателям, один из немногих, кто активно заключал договоры ОСАГО, - это серьезная проблема для многих тысяч автолюбителей.

С внесением изменений в текущие договоры все сложнее, так как формулировка «влекущие увеличение обязательств» применительно к ОСАГО оставляет простор для юридических толкований. Главное обязательство по договору ОСАГО – возместить ущерб, нанесенный третьим лицам, в пределах страховых сумм, которые не зависят от изменений в договоре. Наиболее вероятными изменениями, которых коснулся запрет, считаются любые изменения, влекущие доплату страховой премии (увеличение периода использования, включение водителей с меньшим возрастом и стажем и КБМ, изменение территории преимущественного использования). Включение дополнительных водителей, не влекущее увеличение премии, вероятно, также окажется под запретом. А вот замена одного водителя на другого, не влекущая доплаты, должна быть возможна. Предположив, что изменения, оказавшиеся под запретом, необходимы хотя бы 1% из 17 млн действующих страхователей «Росгосстраха», получаем огромное количество автолюбителей, которые не могут в полной мере воспользоваться услугой, которую они приобрели.

Потери «Росгосстраха» зависят от сроков действия ограничения лицензии. Контроль ЦБ РФ за выплатами в этот период, очевидно, будет усилен, что не может не отразиться на размере средней выплаты, претензии по которой также звучали от представителей ЦБ РФ. Помимо непоступления денежных средств от новых договоров ОСАГО, можно ожидать снижения продаж по каско, а также страхования от несчастных случаев и имущества физических лиц, которые если и не навязывались при покупке ОСАГО, что вменяет «Росгосстраху» Банк России, то активно предлагались.

Сборы «Росгосстраха» в 2014 году по этим видам страхования составили: каско – 28,1 млрд рублей, страхование от несчастных случаев – 12 млрд рублей, страхование имущества физлиц – 16,1 млрд рублей. Начиная с 2013 года сборы по страхованию от несчастных случаев демонстрировали существенные темпы прироста: на 165% (2013-й к 2012-му) и на 83% (2014-й к 2013-му), что существенно превышает среднерыночные значения. Если действие ограничения лицензии продлится шесть месяцев, «Росгосстрах» при оптимистичном сценарии недополучит 35–40 млрд премии, что при объективном росте выплат по ОСАГО может привести к серьезным проблемам с ликвидностью.

Дополнительной проблемой может стать ситуация с невыполнением договоров или госконтрактов по ОСАГО, заключенных по результатам закупок в рамках законов 223-ФЗ и 44-ФЗ. Невыполнение условий договоров и госконтрактов потенциально может повлечь включение в реестр недобросовестных поставщиков. Это закроет доступ к заключению договоров с организациями, у которых доля участия государства в уставном капитале составляет более 50%. Кардинально исправить ситуацию с ОСАГО с помощью других организаций группы – ОАО «Росгосстрах» и ОАО «Капитал Страхование» – группе «Росгосстрах» не удастся, прежде всего ввиду наличия ограничений РСА по выдаче бланков ОСАГО в зависимости от количества заключенных договоров в прошлом периоде. Получение бланков сверх лимита под банковскую гарантию не выглядит реалистичным в связи с потенциальным объемом такой гарантии.

Варианты с санацией или отзывом лицензии на сегодняшний день не хочется рассматривать, поскольку, даже не касаясь финансовой стороны вопроса, организовать качественную работу для миллионов страхователей «Росгосстраха» архисложно.

Репутационный вопрос для страхового рынка в целом и ООО «Росгосстрах» в частности, на мой взгляд, стоит не слишком остро: в глазах большей части россиян этой репутации опускаться уже некуда.

Хочется надеяться, что перед принятием такого решения Банк России детально просчитал все возможные последствия и свои действия при разных вариантах развития ситуации, а «Росгосстрах» и страховой рынок в целом адекватно воспримут урок и ситуация с ОСАГО начнет кардинально улучшаться.

* АИС ОСАГО - информационная система Российского союза страховщиков, в которой можно получить данные о КБМ.

В конце 2016 года стало известно о приобретении крупнейшей страховой компании «Росгосстрах» финансовой корпорацией «Открытие».

К тому моменту слухи о предполагаемой продаже уже активно муссировались. Прежний владелец страховщика Д. Э. Хачатуров оставляет за собой «РГС-Жизнь» (хотя на сегодняшний день уже появилась информация о возможной продаже и этой организации) и «РГС-Медицина», а сам «Росгосстрах», одноименные НПФ и банк переходят ФК «Открытие». При этом Хачатуров получает миноритарную (не дающую право участвовать в управлении) долю акций данной корпорации.

В чём выгода

Как было заявлено, целью объединения «РГС» и «Открытия» является создание крупнейшей в России частной финансовой группы, общая база клиентов которой по предварительным данным составит 50-55 млн человек. Но некоторые эксперты склонны считать продажу «Росгосстраха» вынужденной мерой, направленной на улучшение финансового состояния страховщика.

Выгода сделки для «Открытия» в том, что корпорация может сразу выйти на топовые позиции в страховом бизнесе.

Кроме того, компания получит от «Росгосстраха» дополнительные офисы продаж банковских продуктов во всех регионах России, а также обширную клиентскую базу. Однако аналитики очень осторожны в прогнозах относительно будущего такого слияния и отмечают, что ранее при аналогичных сделках значительного положительного эффекта достичь не удавалось.

Грядут перемены…

Процесс объединения начался в конце января 2017-го и, по оценкам экспертов, будет проходить до конца года. Однако уже заметны некоторые изменения. Хотя первоначально объявлялось, что страховой бизнес останется под управлением топ-менеджеров «РГС», в настоящее время проходит замена сотрудников в головном офисе страховщика. Уже оставили свои должности руководители розничного бизнеса, офисного канала, управления ИТ. По имеющейся информации, с сотрудниками московского офиса проводятся собеседования в ФК «Открытие».

Вполне вероятно, что в ближайшее время в топ-менеджменте «РГС» появится много новых лиц.

Генеральный директор Д. Маркаров остается на своём посту, но в компанию в апреле 2017 года приглашён Н. Фрай, прежний глава группы Allianz в России. В мае официально объявлено о назначении Николауса Фрая на должность главного исполнительного директора, в обязанности которого будет входить разработка и проведение антикризисного плана мероприятий для страховщика. Перед Н. Фраем стоит задача вывести страховую организацию в 2018 году на прибыль.

Опробованный сценарий

Если вспомнить тот же Allianz в 2015-м или «ГУТА-страхование» в 2014-м году, принцип выхода из убытков во многом сводился к сокращению розничного бизнеса и закрытию нерентабельных подразделений, свёртыванию продаж убыточных видов. Однако «РГС» отличается от вышеупомянутых компаний наличием значительно более масштабной розничной сети.

По неофициальным сведениям, менеджеры «Росгосстраха» надеются сохранить сеть. Но последняя долгое время была сильно завязана на ОСАГО . Такая ситуация не будет способствовать текущим целям руководства. Вместе с тем, сокращение страховщиком сегмента «автогражданки» снизит доступность услуги для потребителя по многим территориям.

Что ждёт сегмент ОСАГО в «РГС»?

На текущий момент основной источник убытков для страховой организации – это ОСАГО. В последние два года одной из основных задач страховщика было снижение доли «автогражданки». Так, с 2015 года доля страховщика на рынке упала в полтора-два раза (доля «РГС» достигала 41%, а в конце 2016 года снизилась до 24%).

Не исключено, что в ближайшем будущем компания будет держать долю порядка 20% по стране в целом, существенно варьируя её в зависимости от региона.

С одной стороны, это позволит стабилизировать уровень выплат. А с другой – сохранить присутствие в сегменте на случай положительных результатов работы с натуральным возмещением . В то же время, закономерно ожидать ужесточения сегментации портфеля. Традиционный интерес скорее всего продолжат вызывать безубыточные водители легковых авто и парки юридических лиц, тогда как грузовикам частников, мотолюбителям и убыточным клиентам в компании уже давно не рады.

Вариант со сдачей лицензии на ОСАГО возможен, хотя вряд ли осуществим: этот «страховой монстр» – практически единственный игрок рынка, имеющий представителей даже в самых отдаленных сельских районах страны. А значит, позволить ему уйти с рынка совсем не в интересах Центробанка, активно стремящегося повышать доступность «автогражданки».

Сегодня, как и обещали, мы расскажем о том, как "Росгосстрах" наладил свою работу после лишения и возврата лицензии в 2015 году по ОСАГО. Напомним, летом компанию лишили лицензии на 2 недели, за навязывание доп. услуг и нарушения при расчете размеров страховых премий. Итак, почему сегодня "Росгосстрах" не навязывает Вам доп. услуги, но Вы все равно их купите, если придете в их офис...

Недавно нам пришлось обратиться в офис компании "Росгосстрах" в Набережных Челнах, чтобы оформить полис ОСАГО. Выяснилось, что компания сделал очень интересную схему работы.

Попав в офис, на первом этаже Вы увидите вот эту дверь с огромной вывеской "ОСАГО". Естественно, большинство клиентов зайдут туда.


На самом деле за этой дверью сидит не сотрудник "Росгосстраха", а их агент. Он оформляет полисы ОСАГО с печатями компании, но при этом сам является отдельным индивидуальным предпринимателем.

Именно поэтому, этот человек не застрахует Вас без доп. услуг. Вам предложат застраховать Вашу жизнь, жилье, перевести Вашу пенсию в негосударственный пенсионный фонд "Росгосстраха" и др. услуги. Также всем клиентам делают "осмотр АКБ" за 300 рублей. Разумеется, никто даже не выйдет к Вашему автомобилю, но оплатить эту услугу Вы будете обязаны, чтобы получить полис ОСАГО.

Не хотите покупать доп. услуги - пожалуйста. Тогда Вас отправят на второй этаж, кабинет номер 3, где сидят уже непосредственно сотрудники "Росгосстраха".

Но у них Вы всего лишь сможете...записаться в очередь на оформление полиса ОСАГО. То есть, Вам назначат определенную дату и время, в которую Вы должны прийти и оформить ОСАГО. Причем, в этот кабинет с 7 утра начинает собираться очередь (работает он с 8.00). На двери висит объявление, тонко намекающее на то, что попадете Вы туда не скоро.

Не хотите ждать, а хотите получить заветный полис ОСАГО в день обращения? Пожалуйста. Возвращаемся к тому, с чего начали: идем на первый этаж, оформляем страхование жизни...

Получается замкнутый круг. При этом, предъявить претензии "Росгосстраху" Вы не сможете - доп. услуги Вам навязывают не они, а их агент, про которого они открыто говорят, что не несут никакой ответственности.

Идеальная схема, не правда ли?

  • Центробанк лишил "РОСГОССТРАХ" лицензии на оформление ОСАГО
  • "Росгосстрах" начал оформление электронных полисов ОСАГО
  • Как вернуть деньги за страхование жизни в "Росгосстрах" (+образец заявления)
  • "Росгосстрах" и "ВТБ Страхование" могут покинуть рынок ОСАГО
  • "Росгосстрах" в Набережных Челнах оштрафовали на 20 тысяч рублей
  • "Росгосстрах" подписал соглашение о едином агенте ОСАГО
  • "Росгосстрах" начал навязывать страхование квартир к полису ОСАГО

Ответственные за ведение блога компании «Росгосстрах» любезно согласились подробно рассказать мне о том, как работает электронное ОСАГО. В этом небольшом интервью я постарался узнать «из первых рук» ответы на вопросы, которые больше всего интересуют меня и, я уверен, большинство читателей сайта ОСАГОонлайн.инфо.

Конечно, у каждого страховщика своя система покупки и продления онлайн-полисов ОСАГО, но у всех есть общие черты, ведь законы и методики РСА диктуют единые требования, которые каждая компания должны соблюдать в процессе онлайн-продаж полисов ОСАГО. В частности, электронное ОСАГО должно быть оформлено с использованием личного кабинета на сайте страховщика, где проводится идентификация клиента. Кроме того, в настоящее время, на первые три месяца «тестового периода» сервис запущен в режиме «жесткой пролонгации». То есть, клиент может оформить полис через интернет, только если:

  1. Полис сейчас действует и заканчивается не позднее, чем через 60 дней – этот срок установлен нормативными актами. Иными словами, если полис закончился вчера, то сегодня продлить его через сервис электронного ОСАГО уже не получится.
  2. Страхователь ничего не меняет в данных. Важно! Не должна меняться даже дата начала действия нового полиса. (но в ближайшие 2-3 недели )
  3. Есть действующий техосмотр, или машина моложе 3-х лет.

У самого Росгосстраха, процесс оформления (до 1 октября - только продления) полиса в электронном виде выглядит следующим образом:

  1. Клиент заходит на сайт, на страницу калькулятора ОСАГО .
  2. Далее ему предлагается выбор – «подтянуть» данные из учётных систем или заполнить самостоятельно.
  3. Если каких-то данных в системах не хватает, клиент заполняет их самостоятельно.
  4. На 4-м этапе Росгосстрах предлагает выбор из нескольких вариантов оформления договора – для жителей Москвы и Санкт-Петербурга это обращение в офис, оформление с курьером или электронное ОСАГО. В других регионах курьерской доставки нет, поэтому жители регионов увидят только два варианта выбора – купить классический бумажный полис в офисе или оформить электронное ОСАГО.

Кстати, именно с этим явлением связан “перекос” в статистике продаж еОСАГО в сторону регионов. Вот как объясняет это представитель Росгосстраха: “Хочу обратить Ваше внимание на один факт, который нам кажется очень существенным и кардинальным образом влияющим на региональную статистику по ОСАГО. Как мы знаем, «Росгосстрах» имеет около 60% доли рынка по электронному ОСАГО. При этом все наблюдатели отметили низкую активность жителей столиц в электронном ОСАГО. Дело в том, что в нашем калькуляторе, как я уже упоминала выше, для жителей столиц предлагается возможность оформить ОСАГО на сайте, оплатить картой, а потом получить полис в офисе или с курьером.

“Это традиционный бумажный полис на бланке БСО, – продолжает ответ представитель Росгосстраха, – число клиентов, предпочитающих такой способ получения полиса, значительно. Если бы такой возможности в Росгосстрахе не было (а мы по сути формируем рынок электронного ОСАГО сейчас) все эти клиенты оформляли бы е-ОСАГО и число электронных полисов увеличилось бы в разы, с абсолютным лидером – Московским регионом”

Для понимания, порядок цифр такой: на 10 полисов электронного ОСАГО в Москве приходится около 500 полисов с доставкой курьером.

Но вернемся к процессу оформления электронного полиса. На пятом, последнем шаге если клиент выбирает оформление полиса в виде электронного документа, то он с сайта автоматически переводится в раздел «Личный кабинет». Здесь происходит заполнение необходимых данных для идентификации клиента. Если идентификация прошла успешно, клиент перенаправляется обратно на сайт для заполнения оставшихся данных заявления, и оно отправляется на проверку в РСА. Сайты страховых компаний работают напрямую с РСА, третьей стороны-интегратора между страховой и РСА нет.

Вот на этом этапе как раз и появляются многочисленные проблемы с «неполучением подтверждения от РСА.

– Планируется ли детализация ошибок?

Да, у нас в ближайших планах доработка интерфейса, которая позволит показывать клиенту, что именно в его данных не совпадает с информацией, которая есть в РСА

– Как вы оцениваете, через какой срок все технические проблемы будут устранены и работа е-ОСАГО нормализуется?

РСА, совместно со своим подрядчиком, регулярно исправляют технические проблемы. Предсказать срок, когда все стабилизируется, тяжело. Мы очень надеемся, что это произойдет в самое ближайшее время.

– Каким образом можно проверить, что полученный по электронной почте полис е-ОСАГО действителен?

Во-первых, полис подписан усиленной цифровой подписью, подделать которую невозможно. Проверить валидность подписи можно на общедоступных ресурсах, например на сайте госуслуг . Кроме того, проверять статус е-полиса можно через сервис: http://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/policy.htm . Нужно будет указать период времени, на который по договору действует электронный полис.

– Вам уже известны успешные или неуспешные случаи проверки инспекторами ДПС электронных полисов ОСАГО на дороге среди ваших клиентов?

Да, такие случаи уже есть. К сожалению, ГИБДД пока не очень лояльно относится к электронным полисам, но по нашим данным ни одного штрафа не выписано.

Банк России совместно с ГИБДД планирует провести в ближайшие недели совещание для обсуждения различных аспектов порядка проверок на дорогах у водителей электронных полисов ОСАГО.

– Как вносить изменения в электронный полис ОСАГО? Например, вписать новых водителей, изменить номер водительского и т. п.

Сегодня нужно обращаться в любой из наших офисов продаж. Со временем возможность вносить изменения появится в личном кабинете.

– И можно ли досрочно разорвать электронный договор ОСАГО (как в случае с бумажным полисом) и получить часть денег обратно за неиспользованный срок (бывает необходимо при продаже машины)

Да. Всё аналогично бумажному полису.

– И последний вопрос по поводу ОСАГО онлайн для юрлиц – когда для них появится? Я находил разные даты в разных источниках.

– Куда ваши клиенты могут обращаться, если есть какие-то вопросы по еОСАГО?

Все самое новое интересное про е-ОСАГО, а также отзывы клиентов, мы публикуем в нашем блоге rgsblog .ru . Заходите! На все вопросы оперативно отвечаем на [email protected]

P. S. Кроме того, я выяснил у представителей Росгосстраха ответы на частые вопросы, которые касаются правил работы ОСАГО в целом. Ответы на эти вопросы можно найти в разделе “Вопросы и ответы”. В частности, стало понятнее, в каких случаях может и действительно ли “открытая” страховка (мультидрайв) опасна тем, что она ведет к уменьшению класса.

Уважаемые читатели сайта, если у вас остались вопросы по принципам работы электронного ОСАГО, то задавайте их в комментариях ниже ↓ на этой странице. Я постараюсь получить на них ответы или попрошу представителей Росгосстраха ответить вам прямо в комментариях.

Новое на сайте

>

Самое популярное