Домой Проценты по кредитам Во исполнение судебных решений или актов органов, которым. Фссп банк данных исполнительных производств

Во исполнение судебных решений или актов органов, которым. Фссп банк данных исполнительных производств

Соглашение ФССП России N 0001/13, Росимущества N 01-12/65 от 30.04.2015 "О взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество"

Текст документа по состоянию на июль 2016 года

1. Общие положения


1.1. Настоящее Соглашение определяет общие условия взаимодействия Федеральной службы судебных приставов (далее - ФССП России), ее территориальных органов, судебных приставов-исполнителей и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), его территориальных органов по вопросам, связанным с передачей на принудительную реализацию имущества, реализацией имущества, учетом и распределением средств, полученных от реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (далее - арестованное имущество), осуществления контроля за соблюдением порядка реализации арестованного имущества.

Настоящее Соглашение не распространяется на отношения, возникающие при взаимодействии ФССП России и Росимущества по вопросам, связанным с передачей Росимуществу:

на хранение и реализацию предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно;

для осуществления учета, оценки и реализации конфискованного, движимого бесхозяйного и иного имущества, обращенного в собственность государства.

1.2. Реализацию арестованного имущества осуществляет Росимущество (его территориальные органы) и привлекаемые им в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок физические и юридические лица (далее - специализированные организации).

1.3. Руководители территориальных органов Федеральной службы судебных приставов - главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, начальник Управления по исполнению особо важных исполнительных производств - старший судебный пристав, руководители территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом обеспечивают выполнение положений настоящего Соглашения.


2. Порядок взаимодействия Сторон


2.1. До вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию судебный пристав-исполнитель обеспечивает сбор и подготовку необходимого пакета правоустанавливающих документов и подтверждающих право документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации для отдельных видов имущества, в том числе Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3594; 2001, N 11, ст. 997, N 16, ст. 1533; 2002, N 15, ст. 1377; 2003, N 24, ст. 2244; 2004, N 27, ст. 2711, N 30, ст. 3081, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 1 (ч. I), ст. 15, 22, 40, 43, N 50, ст. 5244; 2006, N 1, ст. 17, N 17 (ч. I), ст. 1782, N 23, ст. 2380, N 27, ст. 2881, N 30, ст. 3287, N 50, ст. 5279, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 31, ст. 4011, N 41, ст. 4845, N 43, ст. 5084, N 46, ст. 5553, N 48 (ч. II), ст. 5812; 2008, N 20, ст. 2251, N 27, ст. 3126, N 30 (ч. I), ст. 3597, N 30 (ч. II), 3616, N 52 (ч. I), ст. 6219; 2009, N 1, ст. 14, N 19, ст. 2283, N 29, ст. 3611, N 52 (ч. I), ст. 6410, 6419; 2010, N 15, ст. 1756, N 25, ст. 3070, N 49, ст. 6424; 2011, N 1, ст. 47, N 13, ст. 1688, N 23, ст. 3269, N 27, ст. 3880, N 30 (ч. I), ст. 4562, 4594, N 48, ст. 6730, N 49 (ч. V), ст. 7056, 7061, N 50, ст. 7347, 7359, 7365, N 51, ст. 7448; 2012, N 24, ст. 3078, N 27, ст. 3587, N 29, ст. 3998, N 31, ст. 4322, N 53 (ч. I), ст. 7619, 7643; 2013, N 14, ст. 1651, N 19, ст. 2328, N 30 (ч. I), ст. 4072, 4077, 4083, 4084, N 44, ст. 5633, N 51, ст. 6699; 2014, N 11, ст. 1098, N 26 (ч. I), ст. 3377, N 30 (ч. I), ст. 4218, 4225, N 43, ст. 5799, N 48, ст. 6637, N 52 (ч. I), ст. 7543, ст. 7558; 2015, N 1 (ч. I), ст. 10, ст. 39, N 9, ст. 1195, N 10, ст. 1418), и необходимых для последующей регистрации права собственности.

Территориальный орган ФССП России не позднее следующего рабочего дня после вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о передаче имущества должника на реализацию, в котором в качестве организатора реализации арестованного имущества указывается Росимущество (его территориальный орган), передает в Росимущество (его территориальный орган) уведомление о готовности к реализации арестованного имущества и его местонахождении с приложением копии такого постановления и копий правоустанавливающих и подтверждающих право документов.

Росимущество (его территориальный орган) не позднее семи рабочих дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию принимает решение о самостоятельной реализации арестованного имущества либо о привлечении специализированных организаций, о чем не позднее следующего рабочего дня письменно извещает территориальный орган ФССП России.

2.2. Постановление о передаче арестованного имущества на реализацию является основанием для реализации арестованного имущества.

2.3. Передача Росимуществу (его территориальному органу, специализированной организации) арестованного имущества (в случае невозможности передачи арестованного имущества в натуре, когда такое имущество передано судебным приставом-исполнителем под охрану или на хранение должнику либо иному лицу согласно акту о наложении ареста - правоустанавливающих и подтверждающих право документов) для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи (далее - Акт передачи) с приложением оригиналов (а в случае их отсутствия - дубликатов, заверенных копий) правоустанавливающих и подтверждающих право документов и заверенных копий процессуальных документов.

Судебный пристав-исполнитель обязан передать Росимуществу (его территориальному органу, специализированной организации), а Росимущество (его территориальный орган, специализированная организация) обязано принять от судебного пристава-исполнителя для реализации арестованное имущество (правоустанавливающие и подтверждающие право документы) в течение десяти рабочих дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию.

К Акту передачи в случае передачи на реализацию соответствующего вида имущества прилагаются документы, предусмотренные ч. ч. 8 - 10 ст. 89 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849; 2008, N 20, ст. 2251; 2009, N 1, ст. 14, N 23, ст. 2761, N 29, ст. 3642, N 39, ст. 4539, ст. 4540, N 51, ст. 6162; 2010, N 31, ст. 4182; 2011, N 7, ст. 905, N 17, ст. 2312, N 27, ст. 3873, N 29, ст. 4287, N 30 (ч. I), ст. 4573, ст. 4574, N 48, ст. 6728, N 49 (ч. I), ст. 7014, ст. 7041, N 49 (ч. V), ст. 7061, ст. 7067, N 50, ст. 7343, ст. 7347, ст. 7352, ст. 7357; 2012, N 31, ст. 4322, ст. 4333; 2013, N 14, ст. 1641, ст. 1657, N 30 (ч. I), ст. 4039, N 51, ст. 6678, ст. 6699, N 52 (ч. I), ст. 6948, ст. 7006; 2014, N 11, ст. 1099, N 19, ст. 2331, N 30 (ч. I), ст. 4217, N 42, ст. 5615, N 43, ст. 5799; официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.12.2014 N 001201412230059; 09.03.2015 N 001201503090045), в том числе надлежащим образом оформленные документы, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", необходимые для последующей регистрации права собственности. К Акту передачи могут прилагаться и другие документы, характеризующие соответствующее имущество.

Имущество считается переданным на реализацию со дня подписания Акта передачи.

2.4. По взаимному согласию сторон допускается обмен электронными документами в рамках межведомственного электронного документооборота, а также факсимильной связью либо электронной почтой, адреса которой получены путем официального письменного обмена информацией между территориальным органом ФССП России и Росимуществом (его территориальным органом). Регистрация указанных документов осуществляется в соответствии с инструкциями по делопроизводству сторон. Оригиналы документов должны быть представлены в течение десяти рабочих дней с момента их направления факсимильной связью либо электронной почтой.

2.5. Реализация арестованного имущества осуществляется в срок, установленный законодательством Российской Федерации.

Реализация заложенного имущества осуществляется с соблюдением норм законодательства Российской Федерации.

2.6. Росимущество (его территориальный орган, специализированная организация) в десятидневный срок со дня получения арестованного имущества по Акту передачи размещает информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, также в печатных средствах массовой информации.

При этом извещение о проведении торгов должно быть опубликовано Росимуществом (его территориальным органом, специализированной организацией) в печатных средствах массовой информации, распространяемых, в том числе, по месту нахождения реализуемого имущества, и размещено на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в сети "Интернет" не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов.

При этом в случае реализации заложенного недвижимого имущества Росимущество (его территориальный орган, специализированная организация) публикует извещение о предстоящих публичных торгах не позднее чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества, а также не позднее дня, следующего за днем опубликования данного извещения, размещает соответствующую информацию на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в сети "Интернет".

В течение семи рабочих дней после опубликования извещения Росимущество (его территориальный орган, специализированная организация) письменно представляет территориальному органу ФССП России ссылку (наименование и реквизиты) на соответствующий сайт сетей общего пользования и печатные издания средств массовой информации, в которых опубликовано извещение.

2.7. Если имущество должника не было реализовано Росимуществом (специализированными организациями) в течение одного месяца со дня передачи на реализацию на комиссионных началах или в случае признания первых торгов несостоявшимися, Росимущество (специализированные организации) не позднее одного дня с даты наступления указанного события уведомляет об этом судебного пристава-исполнителя.

2.8. В случаях, предусмотренных законом, судебный пристав-исполнитель в день уведомления выносит постановление о снижении цены на пятнадцать процентов, копию которого незамедлительно передает в Росимущество (специализированные организации).

Постановление о снижении цены на пятнадцать процентов является основанием для дальнейшей реализации арестованного имущества Росимуществом (специализированными организациями).

2.9. Росимущество (специализированные организации) в течение десяти рабочих дней после даты перечисления денежных средств, вырученных от реализации арестованного имущества, на соответствующие счета структурных подразделений (отделов) территориального органа ФССП России направляет территориальному органу ФССП России отчет о результатах реализации арестованного имущества (далее - Отчет).

2.10. Отчет подписывается уполномоченными должностными лицами ФССП России, Росимущества, их территориальных органов.

В Отчет не включаются сведения о расходах, связанных с реализацией арестованного имущества.

2.11. Подписанный Отчет территориальный орган ФССП России в течение двух рабочих дней после даты его подписания направляет в Росимущество.

2.12. Датой окончания реализации арестованного имущества является дата перечисления денежных средств на соответствующий счет структурного подразделения (отдела) территориального органа ФССП России, либо дата акта приема-передачи (возврата) имущества, либо, в случае если имущество отозвано и на реализацию не передавалось, дата постановления об отзыве арестованного имущества с реализации.


3. Перечисление денежных средств, полученных от реализации арестованного имущества


3.1. Денежные средства, полученные от реализации арестованного имущества, перечисляются Росимуществом (специализированными организациями) на соответствующий счет структурного подразделения (отдела) территориального органа ФССП России не позднее пяти рабочих дней с даты их зачисления на счет Росимущества (специализированной организации).


4. Возврат арестованного имущества и порядок приостановления процедуры реализации


4.1. Если арестованное имущество не реализовано в срок, установленный действующим законодательством, Росимущество (специализированные организации) обязано передать, а судебный пристав-исполнитель обязан принять по Акту передачи арестованное имущество (документы на имущество) в течение десяти рабочих дней с даты окончания срока реализации имущества должника (с приложенными оригиналами документов).

4.2. Если исполнительное производство, в рамках которого арестованное имущество передано на реализацию, приостановлено, исполнительные действия или применение мер принудительного исполнения отложены либо предоставлена отсрочка или рассрочка, судебный пристав-исполнитель незамедлительно направляет в территориальный орган ФССП России и в Росимущество (специализированные организации) копию соответствующего постановления или определения.

Росимущество (специализированные организации) немедленно после получения от территориального органа ФССП России или судебного пристава-исполнителя соответствующего постановления или определения приостанавливает процедуру реализации арестованного имущества.

4.3. При возникновении оснований для окончания исполнительного производства, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также если срок приостановления исполнительного производства либо отложения исполнительных действий, либо предоставления отсрочки или рассрочки исполнительных документов превышает срок реализации арестованного имущества, судебный пристав-исполнитель отзывает арестованное имущество с реализации путем вынесения постановления об отзыве арестованного имущества с реализации и незамедлительно направляет его копии в территориальный орган ФССП России и Росимущество (специализированные организации).

4.4. Постановление судебного пристава-исполнителя об отзыве арестованного имущества с реализации является основанием для прекращения действия реализации арестованного имущества. В связи с этим Росимущество (специализированные организации) в течение трех рабочих дней со дня получения копии постановления об отзыве арестованного имущества с реализации обязано передать арестованное имущество (документы на имущество) судебному приставу-исполнителю, а судебный пристав-исполнитель обязан принять арестованное имущество (документы на имущество) по Акту передачи.


5. Порядок и формы контроля за исполнением положений настоящего Соглашения


5.1. ФССП России, ее территориальные органы, судебный пристав-исполнитель обеспечивает:

5.1.1. Контроль за организацией реализации арестованного имущества должников, соблюдения положений настоящего Соглашения.

5.1.2. Принятие мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при выявлении фактов нарушений положений настоящего Соглашения.

5.1.3. Исполнение запросов Росимущества, предусмотренных настоящим Соглашением.

5.1.4. Информирование в течение трех рабочих дней в письменной форме Росимущества об изменении банковских реквизитов территориальных органов ФССП России и их структурных подразделений.

5.2. Территориальный орган ФССП России, судебный пристав-исполнитель вправе:

5.2.1. На любой стадии подготовки и проведения процесса реализации ознакомиться с любыми документами, связанными с проведением торгов.

5.2.2. Письменно запрашивать любые документы или информацию, связанные с реализацией имущества в рамках исполнительного производства.

5.2.3. Обращаться в случае выявления фактов нарушений специализированными организациями условий государственного контракта и норм законодательства Российской Федерации в Росимущество с предложением принять соответствующие меры реагирования. При повторном нарушении инициировать процедуру расторжения договорных отношений с данными организациями путем направления соответствующего обращения в Росимущество.

5.2.4. Судебные приставы-исполнители, осуществляющие действия по соответствующему исполнительному производству, при условии предварительного уведомления территориального органа ФССП России и Росимущества (его территориального органа, специализированной организации), вправе присутствовать при проведении торгов, о чем указывается в протоколе заседания комиссии по проведению торгов.

5.3. Росимущество обеспечивает:

5.3.1. Контроль за реализацией арестованного имущества должников, соблюдения положений настоящего Соглашения.

5.3.2. Уведомление ФССП России о выявлении фактов нарушений законодательства Российской Федерации, положений настоящего Соглашения со стороны территориальных органов ФССП России, судебных приставов-исполнителей.

5.3.3. Сохранность принятого на реализацию арестованного имущества.

5.3.4. Представление в течение десяти календарных дней по запросу ФССП России, ее территориальных органов, судебного пристава-исполнителя информации и справки о ходе реализации арестованного имущества.

5.3.5. Рассмотрение в течение 30 дней с момента поступления обращения ФССП России, ее территориального органа о выявленных фактах нарушений специализированными организациями условий государственного контракта и норм законодательства Российской Федерации. О результатах и принятых мерах сообщает в ФССП России (территориальные органы).

Инициирование расторжения в течение 30 дней с момента поступления повторного обращения ФССП России, ее территориального органа отношений со специализированными организациями либо представление в ФССП России, ее территориальный орган мотивированного заключения об отказе.

5.3.6. Прекращение передачи арестованного имущества на реализацию специализированным организациям при инициировании процедуры расторжения отношений с данными специализированными организациями.

5.3.7. Уведомление ФССП России, ее территориального органа о проведении конкурентных процедур в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652, N 27, ст. 3480, N 52 (ч. I), ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925, N 30 (ч. I), ст. 4225, N 48, ст. 6637, N 49 (ч. VI), ст. 6925; 2015, N 1 (ч. I), ст. 11, ст. 51, ст. 72, N 10, ст. 1418) в целях отбора специализированных организаций.

5.4. Росимущество вправе:

5.4.1. Запрашивать и получать у территориальных органов ФССП России, судебного пристава-исполнителя дополнительные документы, необходимые для реализации арестованного имущества.

5.5. ФССП России и Росимущество:

5.5.1. Осуществляют регулярный обмен информацией и документами по вопросам, входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес.

5.5.2. Проводят аналитические исследования и совместные обобщения по проблемам, затрагивающим их интересы, направленные на успешное решение возложенных на них задач.

5.5.3. Проводят рабочие встречи представителей сторон по конкретным вопросам взаимодействия.

5.5.4. Проводят совместный анализ причин возврата нереализованного арестованного имущества с целью повышения эффективности процесса реализации.

5.5.5. Осуществляют регулярный обмен адресами и контактными телефонами территориальных органов и специализированных организаций.


Директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав Российской Федерации А.О.ПАРФЕНЧИКОВ


Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации - руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом О.К.ДЕРГУНОВА

Приказ ФССП России N 347, Росимущества N 149 от 25.07.2008 (ред. от 15.09.2014) "Об утверждении Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество"

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ И ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДАЖИ

ИМУЩЕСТВА, АРЕСТОВАННОГО ВО ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ

ИЛИ АКТОВ ОРГАНОВ, КОТОРЫМ ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРАВО ПРИНИМАТЬ

РЕШЕНИЯ ОБ ОБРАЩЕНИИ ВЗЫСКАНИЯ НА ИМУЩЕСТВО


Судебная практика и законодательство - Приказ ФССП России N 347, Росимущества N 149 от 25.07.2008 (ред. от 15.09.2014) "Об утверждении Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество"


Кроме того, следует руководствоваться Порядком взаимодействия ФССП России и Росимущества по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (приказ ФССП России и Росимущества от 25.07.2008 N 347/149 (в редакции приказа ФССП России и Росимущества от 17.09.2009 N 396/265).


Федеральная служба судебных приставов России (ФССП) для проверки своей задолженности предлагает официальный портал .

На страницах сайта находится вся информация, в которой отображаются долги гражданина РФ, ИП и юридического лица.

Пользователь сможет узнать о своих задолженностях перед компаниями или частными лицами и погасить их.

Данные сведения особенно важны перед выездом за границу.

Проверку необходимо осуществлять, чтобы не возникла ситуация при регистрации в самолет, когда гражданину сообщат, что он не сможет покинуть пределы России из-за своих долгов.

Это может случиться, когда выявится наличие заведенного на него исполнительного производства.

Следует знать! Все действующие ИП (исполнительные производства) находятся на официальном сайте сервиса службы судебных приставов. В любой момент можно проверить и узнать об отсутствии задолженности или о наличие долгов.

Чтобы получить информацию о долгах, необходимо зайти на сайт ФССП. В главном меню открыть раздел «Сервисы» и кликнуть по вкладке банка данных исполнительных производств.


Система переведет на страницу поиска, где будут предложены варианты поиска по разным категориям:

  • физических лиц по фамилии;
  • поиск по номеру исполнительного производства (ИП);
  • юридических лиц по наименованию предприятия;
  • поиск по номеру исполнительного документа (ИД).

Поиск по фамилии

Узнать данные о своих задолженностях перед кредитными организациями, юридическими и частными лицами на сайте ФССП не составит труда.

Все исполнительные производства, которые заводятся в отношении гражданина РФ, размещены на данном портале судебных приставов. Вы сможете узнать когда началось действие исполнительного производства.

Откройте главную страницу сайта Федеральной службы и заполните необходимые данные в предлагаемом сервисе «Узнайте о своих долгах».


Введите инициалы или номер исполнительного производства, как требует система, выберите регион проживания и нажмите на кнопку «Найти».


После правильно введенной капчи, сервис откроет страницу должников по указанным данным.


На сайте есть возможность сразу оплатить некоторые виды долгов. Нажмите на кнопку оплаты и перейдите на страницу предлагаемых способов оплат.

Помимо штрафов и долгов по алиментам, база содержит данные по просроченным платежам в кредитные учреждения. По введенным инициалам клиент сможет убедиться в отсутствии задолженностей, либо погасить оставшиеся долги.

Способы платежей на сайте

Сервис Федеральной службы предлагает множество способов оплаты задолженностей по исполнительным производствам.

Сюда входят онлайн платежи по банковской карте, оплата через электронные кошельки, через платежные системы быстрых переводов, возможна оплата через мобильный телефон, через салоны связи «Евросеть» и другие.

Можно распечатать квитанцию на сайте и оплатить ее в любом финансовом учреждении. Оплата возможна через портал государственных услуг.

Выберите удобный для себя способ закрытия долга и перейдите на страницу оплаты.

Надо знать! При отсутствии каких-либо задолженностей у гражданина России, система выдаст соответствующее уведомление.

Последствия

При подписании договора на кредит с финансовой компанией, гражданин дает свое согласие не только на обработку персональных данных, но и соглашается с условиями договора. А значит по закону обязан выполнять правила и соблюдать сроки оплаты внесения обязательных платежей.

Важно! За несвоевременную уплату положенных платежей по кредитному договору, гражданину могут быть начислены штрафы и пени. Банк вправе обратиться в суд в случае неуплат и защитить свои интересы в судебном порядке.

Обычно банки пытаются решить все вопросы самостоятельно и прибегают к судебным процессам только тогда, когда наступает приближение срока исковой давности.


Если решается вопрос в суде, то банк получает законные основания для взыскания долга:

  • Начало возмещения долгов по кредиту с помощью судебных приставов.
  • Переход задолженности в работу Федеральной службы.
  • Занесение гражданина-должника в базу сведений ИП.
  • Взыскание долга с заработной платы.
  • Арест недвижимости (если дом или квартира не будут единственным возможным жильем).
  • Запрет на выезд за границу.
  • Ограничения по регистрационным действиям.

Эти же последствия будут применяться при наличии задолженности по юридическим компаниям, ИП и физическим лицам, если суд принял решение о взыскании долга.


Последствия могут быть разными - от имущественного ареста до уголовной ответственности.

В отдельных случаях, когда гражданин злоумышленно не уплачивает долг, либо предоставляет подложные справки и документы, то возможно применение уголовной ответственности и заключение злоумышленника под арест.

Арест имущества и его реализация

Арест принадлежащего гражданину-должнику имущества - это последняя мера взыскания образовавшейся у него задолженности. После проведения ареста на имущество, гражданин не вправе им пользоваться и оно подлежит по закону изъятию и продаже.

Следует знать! Должник получает письменное уведомление о вынесении судом решения имущественного ареста. Ему дается пятидневный срок на погашение долга и устранения нарушений до наложения Федеральной службой ареста.

Если человек не укладывается в предоставленный ему срок, то судебный пристав принимает решение разыскать и арестовать имущество гражданина-должника.

Процесс проводится в присутствии понятых, производится опись имущества и накладывается запрет на его пользование. В некоторых ситуациях проводится изъятие.

Вся информация о проведенных процедурах изъятия и ареста имущества доступна на сайте ФССП.


На сайте публикуется список арестованных вещей, которые в дальнейшем продаются через аукцион.

Участники аукциона должна внести задаток и оформить все документы по всем принятым правилам. Создается специальная экспертная комиссия, которая проводит торги и рассматривает заявки участников аукциона.

Продажа имущества с помощью Росимущества

Помимо аукциона, есть еще один вариант реализации арестованного имущества. Это продажа через структуру Росимущества. Ответственный за исполнение судебный пристав отправляет в организацию письменное сообщение о наличии товара, которое необходимо реализовать.

Росимущество в течение нескольких дней решает вопрос реализации.

Существуют два способа сбыта:

  • непосредственно через Росимущество;
  • через компании, занимающиеся продажей конфиската.

В обязательном порядке в средствах массовой информации должно быть опубликовано сообщении о проведении торгов. Также на сайте ФССП и Росимущества поступает информация о начале проведения аукциона.

В течение 2-х месяцев проводится продажа конфискованного имущества. Процесс считается завершенным, когда денежные средства от реализации товара поступают на счет Федеральной службы.


Реализация конфиската через аукцион немного отличается от торгов Росимущества:

  • на аукционе предусматривается продажа по максимальной цене;
  • на торгах продаются не только материальные ценности, но и услуги;
  • покупателем на аукционе будет тот, кто даст максимальную сумму за товар;
  • на торгах покупателя выбирает продавец;
  • аукцион проводится в короткие сроки;
  • торги могут затянуться по времени реализации товара или услуги.

Вывод

Лучшим способом решения финансовых трудностей, будет обращение гражданина непосредственно к своим кредиторам. Компании всегда идут на встречу и предлагают должнику различные варианты погашения долга, не доводя дело до суда.

Что касается банка, то тут возможны варианты пролонгации срока действия кредитного долга и уменьшения суммы обязательных платежей в месяц. Возможно финансовая организация предоставит должнику временные кредитные каникулы.

Если просроченные платежи уже присутствуют, то проблему будет решить сложнее.

Если долги уже находятся в базе Федеральной службы судебных приставов, то необходимо в короткие сроки закрыть долг.

На сайте есть возможность получить консультацию специалиста службы СП. Откройте раздел контактов и позвоните по телефону. Можно отправить письменное сообщение через интернет-приемную, задав свой вопрос.

Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (приложение к приказу Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25 июля 2008 г. № 347/149)

1. Общие положения

1.1. Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (далее - Порядок), определяет общие условия взаимодействия Федеральной службы судебных приставов, ее территориальных органов, судебных приставов-исполнителей и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, его территориальных органов по вопросам, связанным с передачей на реализацию имущества, реализацией имущества, учетом и распределением средств, полученных от реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (далее - арестованное имущество), осуществления контроля за соблюдением порядка реализации арестованного имущества.

Настоящий Порядок не распространяется на отношения, возникающие при взаимодействии ФССП России и Росимущества по вопросам, связанным с передачей Росимуществу:

на хранение и реализацию предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно;

для осуществления учета, оценки и реализации конфискованного, движимого бесхозяйного и иного имущества, обращенного в собственность государства;

на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота ибо конфискованных в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующих государственным стандартам и техническим условиям.

1.2. Реализацию арестованного имущества осуществляет Росимущество и привлекаемые им физические и юридические лица, отобранные им на конкурсной основе (далее - специализированные организации).

2. Порядок взаимодействия Сторон

2.1. Росимущество в течение пяти рабочих дней после даты получения уведомления о готовности к реализации арестованного имущества и постановления (заверенных копий постановления) о передаче имущества должника на реализацию (в качестве организатора реализации арестованного имущества в постановлении указывается Росимущество) принимает решение о самостоятельной реализации - арестованного имущества либо о реализации арестованного имущества через специализированные организации, о чем письменно извещает территориальный орган ФССП России.

2.2 Постановление о передаче арестованного имущества на реализацию является основанием для реализации арестованного имущества.

2.3. Судебный пристав-исполнитель передает по акту приема-передачи удалее - Акт передачи) арестованное имущество (в случае невозможности передачи имущества в натуре - правоустанавливающие и подтверждающие право документы) для реализации, а Росимущество (специализированные организации) принимает в течение семи рабочих дней после даты принятия решения Росимуществом.

К Акту передачи в случае передачи на реализацию соответствующего вида имущества прилагаются документы, предусмотренные ч.ч. 8-10 ст. 89 Федерального закона «Об исполнительном производстве». К Акту передачи могут прилагаться и другие документы, характеризующие соответствующее имущество.

Имущество считается переданным со дня подписания Акта передачи.

2.4. По взаимному согласию сторон передача документов может осуществляться факсимильной связью либо электронной почтой. Регистрация указанных документов осуществляется в соответствии с инструкцией по делопроизводству. Оригиналы документов должны быть представлены в течение десяти рабочих дней с момента их передачи факсимильной связью либо электронной почтой.

2.5. Реализация арестованного имущества осуществляется в срок, установленный законодательством Российской Федерации.

Реализация заложенного имущества осуществляется с соблюдением норм законодательства Российской Федерации.

2.6. Не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов Росимущество (специализированные организации) должно опубликовать извещение о проведении торгов в печатных средствах массовой информации, распространяемых, в том числе, по месту нахождения реализуемого имущества, а также в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования.

В течение 7 (семи) рабочих дней после опубликования извещения Росимущество (специализированные организации) письменно представляет территориальному органу ФССП России ссылку (наименование и реквизиты) на соответствующий сайт информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования и печатные издания средств массовой информации, в которых опубликовано извещение.

2.7. Если имущество должника не было реализовано Росимуществом (специализированными организациями) в течение одного месяца со дня передачи на реализацию на комиссионных началах или в случае признания первых торгов несостоявшимися, Росимущество (специализированные организации) не позднее одного дня с даты наступления указанного события уведомляет об этом судебного пристава-исполнителя.

2.8. В случаях, предусмотренных законом, судебный пристав-исполнитель в день уведомления выносит постановление о снижении цены на пятнадцать процентов, копию которого незамедлительно передает в Росимущество (специализированные организации).

Постановление о снижении цены на пятнадцать процентов является основанием для дальнейшей реализации арестованного имущества Росимуществом (специализированными организациями).

2.9. Росимущество (специализированные организации) в течение десяти рабочих дней после даты перечисления денежных средств, вырученных от реализации арестованного имущества, на соответствующие счета структурных подразделений (отделов) территориального органа ФССП России, направляет территориальному органу ФССП России отчет о результатах реализации арестованного имущества (далее - Отчет).

2.10. Отчет подписывается уполномоченными должностными лицами ФССП России, Росимущества, их территориальных органов.

В Отчет не включаются сведения о расходах, связанных с реализацией арестованного имущества.

2.11. Подписанный Отчет территориальный орган ФССП России в течение двух рабочих дней после даты его подписания направляет в Росимущество.

2.12. Датой окончания реализации арестованного имущества является дата перечисления денежных средств на соответствующий счет структурного подразделения (отдела) территориального органа ФССП России либо дата акта приема-передачи (возврата) имущества, либо, в случае, если имущество отозвано и на реализацию не передавалось, дата постановления об отзыве арестованного имущества с реализации.

3. Перечисление денежных средств, полученных от реализации арестованного имущества

3.1. Денежные средства, полученные от реализации арестованного имущества, перечисляются Росимуществом (специализированными организациями) на соответствующий счет структурного подразделения (отдела) территориального органа ФССП России не позднее пяти рабочих дней с даты их зачисления на счет Росимущества (специализированной организации).

4. Возврат арестованного имущества и порядок приостановления процедуры реализации

4.1. Если арестованное имущество не реализовано в срок, установленный действующим законодательством, Росимущество (специализированные организации) обязано передать, а судебный пристав-исполнитель обязан принять по Акту передачи арестованное имущество (документы на имущество) в течение десяти рабочих дней с даты окончания срока реализации имущества должника (с приложенными оригиналами документов).

4.2. Если исполнительное производство, в рамках которого арестованное имущество передано на реализацию, приостановлено, исполнительные действия или применение мер принудительного исполнения отложены либо предоставлена отсрочка или рассрочка, судебный пристав-исполнитель незамедлительно направляет в территориальный орган ФССП России и в Росимущество (специализированные организации) копию соответствующего постановления или определения.

Росимущество (специализированные организации) немедленно после получения от территориального органа ФССП России или судебного пристава-исполнителя соответствующего постановления или определения приостанавливает процедуру реализации арестованного имущества.

4.3. При возникновении оснований для окончания исполнительного производства, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также, если срок приостановления исполнительного производства либо отложения исполнительных действий, либо предоставления отсрочки или рассрочки исполнительных документов превышает срок реализации арестованного имущества, судебный пристав-исполнитель отзывает арестованное имущество с реализации путем вынесения постановления об отзыве арестованного имущества с реализации и незамедлительно направляет его копии в территориальный орган ФССП России и Росимущество (специализированные организации).

4.4. Постановление судебного пристава-исполнителя об отзыве арестованного имущества С реализации является основанием для прекращения действия реализации арестованного имущества. В связи с этим Росимущество (специализированные организации) в течение трех рабочих дней со дня получения копии постановления об отзыве арестованного имущества с реализации обязано передать арестованное имущество (документы на имущество) судебному приставу-исполнителю, а судебный пристав-исполнитель обязан принять арестованное имущество (документы на имущество) по Акту передачи.

5. Порядок и формы контроля за исполнением положений настоящего Порядка

5.1. ФССП России, ее территориальные органы, судебный пристав- исполнитель обеспечивает:

5.1.1. Контроль за организацией реализации арестованного имущества должников, соблюдения положений настоящего Порядка.

5.1.2. Принятие мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при выявлении фактов нарушений положений настоящего Порядка.

5.1.3. Исполнение запросов Росимущества, предусмотренных настоящим Порядком.

5.1.4. Информирование в течение трех рабочих дней в письменной форме Росимущества об изменении банковских реквизитов территориальных органов ФССП России и их структурных подразделений.

5.2. Территориальный орган ФССП России, судебный пристав-исполнитель вправе:

5.2.1. На любой стадии подготовки и проведения процесса реализации ознакомиться с любыми документами, связанными с проведением торгов.

5.2.2. Письменно запрашивать любые документы или информацию, связанные с реализацией имущества в рамках исполнительного производства.

5.2.3. Обращаться в случае выявления фактов нарушений специализированными организациями условий государственного контракта и норм законодательства Российской Федерации в Росимущество с предложением принять соответствующие меры реагирования. При повторном нарушении инициировать процедуру расторжения договорных отношений с данными организациями путем направления соответствующего обращения в Росимущество.

5.2.4. Судебные приставы-исполнители, осуществляющие действия по соответствующему исполнительному производству (либо работники аппаратов территориальных органов ФССП России на основании надлежащим образом оформленной доверенности), вправе участвовать в комиссиях по проведению торгов при условии предварительного уведомления Росниущества (не позднее пяти рабочих дней до даты проведения торгов).

5.3. ФССП России, ее территориальный орган вправе принимать участие в комиссиях по отбору на конкурсе соответствующих необходимым требованиям специализированных организаций.

5.4. Росимущество обеспечивает:

5.4.1. Контроль за реализацией арестованного имущества должников, соблюдения положений настоящего порядка.

5.4.2. Уведомление ФССП России о выявлении фактов нарушений законодательства Российской Федерации, положений настоящего Порядка со стороны территориальных органов ФССП России, судебных приставов-исполнителей.

5.4.3. Сохранность принятого на реализацию арестованного имущества.

5.4.4. Представление в течение десяти календарных дней по запросу ФССП России, ее территориальных органов, судебного пристава-исполнителя информации и справки о ходе реализации арестованного имущества.

5.4.5. Рассмотрение в течение 30 дней с момента поступления обращения ФССП России, ее территориального органа о выявленных фактах нарушений специализированными организациями условий государственного контракта и норм законодательства Российской Федерации. О результатах и принятых мерах сообщает в ФССП России (территориальные органы).

Инициирование расторжения в течение 30 дней с момента поступления повторного обращения ФССП России, ее территориального органа отношений со специализированными организациями либо представление в ФССП России, ее территориальный орган мотивированного заключения об отказе.

5.4.6. Прекращение передачи арестованного имущества на реализацию специализированным организациям при инициировании процедуры расторжения отношений с данными специализированными организациями.

5.4.7. Уведомление ФССП России, ее территориального органа о проведение конкурса по отбору специализированных организаций.

5.5. Росимущество вправе:

5.5.1. Запрашивать и получать у территориальных органов ФССП России, судебного пристава-исполнителя дополнительные документы, необходимые для реализации арестованного имущества.

5.6. ФССП России и Росимущество:

5.6.1. Осуществляют регулярный обмен информацией и документами по вопросам, входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес.

5.6.2. Проводят аналитические исследования и совместные обобщения по проблемам, затрагивающим их интересы, направленные на успешное решение возложенных на них задач.

5.6.3. Проводят рабочие встречи представителей сторон по конкретным вопросам взаимодействия.

5.6.4. Проводят совместный анализ причин возврата нереализованного арестованного имущества с целью повышения эффективности процесса реализации.

5.6.5. Осуществляют регулярный обмен адресами и контактными телефонами территориальных органов и специализированных организаций.

Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (приложение к приказу Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25 июля 2008 г. N 347/149)

Текст порядка размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru)

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ФАУГИ) организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его утилизацию (уничтожение). Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (ред. от 29.03.2011) «Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 12.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах" Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Российская газета. 1995. 27 декабря..

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на подготовку заключений по отчетам оценщиков в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №212-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Российская газета. 2002. 28 октября., а также осуществляет полномочия собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в части реализации арестованного и принудительно изъятого имущества:

Организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его утилизацию (уничтожение);

Заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество;

Осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства, его территориальных органов и подведомственных учреждений, и финансовое обеспечение возложенных на Агентство функций;

Осуществляет контроль за деятельностью территориальных органов Агентства и подведомственных организаций;

Привлекает на конкурсной основе юридических лиц для продажи приватизируемого федерального имущества, а также физических и юридических лиц - для реализации в установленном порядке иного имущества (включая арестованное и принудительно изъятое имущество).

ФАУГИ получает и перечисляет в установленном порядке денежные средства, полученные в результате реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также в результате реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обращение взыскания на недвижимое имущество как мера принудительного исполнения, состоит из ареста недвижимости и последующей ее реализации, подчиняется общим правилам исполнительного производства. Вместе с тем здесь имеется ряд особенностей, определяемых правовыми характеристиками недвижимости как объекта гражданского оборота, которые регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Так согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Кроме того, к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (искусственные спутники земли, космические корабли, орбитальные станции и т.п.). Отнесение данных вещей к разряду недвижимого имущества обусловлено высокой стоимостью данных вещей, что обусловливает необходимость повышенной надежности их правового режима. Это выражается в том, что возникновение, переход, ограничение и прекращение права собственности на недвижимое имущество происходит в особом порядке, который обычно требует обязательного соблюдения письменной формы и государственной регистрации. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред.от 27 декабря 2009г.) // Российская газета. 1994. 8 декабря; Российская газета. 2010. 24 января

В той же статье ГК предусмотрено, что законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Например, законодатель в ст. 1 Закона «Об основах федеральной жилищной политики» относит к объектам недвижимого имущества квартиры, элементы инженерной инфраструктуры и т.п.

Существует различие между терминами «реализация» и «продажа», которая не прописана в Гражданском кодексе, в связи с чем возникают проблемы в определении статуса имущества, которое подлежит продаже как принудительно изъятое у его собственника по тем или иным причинам. В соответствии с Гражданским кодексом реализация арестованного имущества включает в себя полностью весь процесс обращения принудительного взыскания на имущество должника: арест (опись), изъятие имущества; оформление и передача имущества на ответственное хранение; оформление и передача на продажу; продвижение арестованного имущества на рынки - реклама и другие действия; организация и проведение торгов недвижимого имущества; продажа арестованного имущества; контроль и утверждение затрат на реализацию; движение денежных средств от продавцов арестованного имущества на депозитные счета, а затем взыскателю; возврат нереализованного имущества. Кроме указанных процедур к реализации арестованного имущества относится комплекс юридических и управленческих функций: организация взаимодействия участников реализации; контроль соблюдения законности; привлечение специалистов; заключение и ведение договоров со специализированными организациями и специалистами; учет и контроль движения арестованного имущества в процессе реализации; фиксация в юридических документах стадий прохождения имущества; статистический учет; бухгалтерский учет; учет и контроль движения финансовых потоков; сбор и обработка информации для работы со сторонами исполнительного производства и заинтересованными лицами; завершение исполнительных производств, если имущество не реализовано; архивирование и хранение документации по реализации Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред.от 27 декабря 2009г.) // Российская газета. 1994. 8 декабря; Российская газета. 2010. 24 января.

Таким образом, реализация арестованного имущества - это комплекс юридических, управленческих, финансовых, учетных и маркетинговых функций, ответственность за исполнение и оформление которых в соответствии с нормами действующего законодательства возложена на судебных приставов-исполнителей и должностных лиц Федеральной службы судебных приставов (территориальных органов).

Поэтому реализация арестованного имущества является составной и неотъемлемой частью (стадией) принудительного исполнения исполнительных документов и находится в компетенции Федеральной службы судебных приставов и соответственно регламентируется федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Продажа арестованного имущества - составная часть реализации, и ей должны заниматься, как это и определено ст. 54 Федерального закона "Об исполнительном производстве", специализированные организации. Продажа имущества - более узкое понятие, чем реализация, по сути - это коммерческий процесс, включает в себя комплекс операций и действий с того момента, когда имущество должника, арестованное, изъятое и оформленное в юрисдикционных документах, передано на продажу в целях исполнения решений судов и иных органов.

В соответствии со ст. 52 УК РФ конфискация имущества - это принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. На каждый судебный акт должен выдаваться исполнительный лист, принудительным исполнением которого обязана заниматься Федеральная служба судебных приставов. Только этот установленный ст. 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве" порядок позволяет соблюсти права и законные интересы сторон исполнительного производства, как должника, так и взыскателя - государства. Учитывая изложенное, а также положения ст. ст. 62, 64 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, после вступления приговора суда в законную силу суд для исполнения направляет исполнительный лист с соответствующими приложениями судебному приставу-исполнителю. Аналогичные правила определены и гражданским процессуальным законодательством (ст. 428 ГПК РФ) Гражданский процессуальный кодекс от 14 ноября 2002 г. // Российская газета. 2002. 16 ноября..

Арест и изъятие имущества должника, его подготовка к продаже и передача на продажу, осуществление расчетов с взыскателями, возврат нереализованного имущества, статистический, бухгалтерский и финансовый учет движения материальных и финансовых потоков в реализации, информационные функции, работа со сторонами исполнительного производства в процессе реализации - функции не возложенные на ФАУГИ. Они выполняются и контролируются Федеральной службой судебных приставов (ФССП) согласно 118-ФЗ «О судебных приставах» Федеральный закон от 21.07.1997г. №118-ФЗ «О судебных приставах» // Российская газета. 1991. 22 июля. и 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Российская газета. 2007. 6 октября..

Федеральная служба судебных приставов - орган исполнительной власти, осуществляющий взыскание задолженностей, в том числе и принудительное; ФАУГИ - государственное специализированное учреждение, которое создает условия для эффективного функционирования системы принудительного обращения взыскания. В соответствии с формулировками действующего законодательства, Федеральная служба судебных приставов выполняет все функции по реализации арестованного имущества, в том числе правоприменительные и правоохранительные: устанавливает и контролирует порядок реализации, соблюдение законности и несет установленную законом ответственность за выполнение вмененных ей функций. ФАУГИ занимается продажей арестованного имущества и организует взаимодействие специализированных организаций на горизонтальном уровне Анохин В.С. Принудительная продажа имущества и дебиторской задолженности как способы исполнения судебных решений // Арбитражная практика. 2008. № 2. С. 12..

Специализированные организации - комиссионеры и агенты являются активными субъектами рынка. Эти коммерческие организации-посредники получают арестованное имущество (движимое и недвижимое, ценные бумаги, дебиторскую задолженность) без передачи прав собственности и продают его конечным потребителям - покупателям.

Конечные результаты работы судебных приставов по принудительному взысканию в обеспечение судебных исков и актов других органов напрямую зависят от реализации имущества, арестованного судебными приставами-исполнителями. Поэтому основные проблемы реализации арестованного и принудительно изъятого имущества связываются с уровнем показателей по приведению в действие исполнительных документов.

По данным центрального аппарата ФССП России в 2010 - 2011 гг. общая стоимость имущества, переданного на реализацию, составила 2,8 - 2,9% от суммы, фактически подлежащей взысканию (в 2009 г. этот показатель составлял 0,32%). В целом по России произведено 218 тыс. арестов, арестовано имущество на общую сумму 30 млрд. руб. В среднем накладывался один арест на 76 исполнительных производств, находящихся на исполнении. www.fssprus.ru

По данным ФАУГИ объем реализованного имущества в 2011 г. составил 6,2 млрд. руб. (44% от переданного на реализацию имущества). Эффективность работы (по определению ФАУГИ: отношение объемов реализованного имущества к разности объемов переданного на реализацию и отозванного имущества) достигла 57%, иначе 57% имущества, реально выставленного на продажу, нашло своего покупателя. Таким образом, не было реализовано в виду отсутствия спроса или завышенной оценки 43% имущества (по итогам 2010 года этот показатель составил 31%). www.ca.rosim.ru

Во многих публикациях отмечаются участившиеся случаи возврата нереализованного имущества. С точки зрения ФССП, территориальные управления Росимущества, заинтересованы, в первую очередь, в получении определенных коммерческих выгод и получении на реализацию высоколиквидного имущества, и поэтому не принимают всех необходимых мер по реализации малоликвидного и неликвидного имущества, в результате значительная часть такого имущества возвращается нереализованной. При этом реализация низколиквидного и неликвидного имущества в обращении взыскания иногда является единственно возможным способом погашения имеющейся у должника задолженности.

Территориальными отделениями ФАУГИ на местах не принимается весь комплекс необходимых мер к реализации таких видов имущества. В регионах имеется наличие большого количества возвращенного имущества, по причине признания торгов несостоявшимися как по вине судебных приставов-исполнителей из-за неправильно произведенной предварительной оценки, так и по причине невостребованности имущества специализированными организациями.

По мнению предпринимателей, причины возврата нереализованного имущества - в асинхронизации действий участников реализации. Все исполнительное производство может длиться не более двух месяцев, если оно не приостанавливалось. У территориального отделения ФАУГИ требование: объявить о конкурсе не позднее чем за месяц до начала этого конкурса. Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Российская газета. 2007. 6 октября. Зачастую складывается ситуация, когда территориальный орган ФССП России не успевает передать материалы территориальному отделению ФАУГИ, поскольку они даже теоретически не пройдут конкурс по срокам. И даже если документы переданы, все равно возникают проблемы. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом имеет большое количество поверенных, и большой период времени проходит при распределении дел по поверенным. И самое неприятное: по истечении исполнительного срока, если ФАУГИ не удается продать имущество (а это происходит в большинстве случаев), по всем кредиторам в Законе об исполнительном производстве действует одна и та же формула, а именно: судебный пристав-исполнитель обязан в этом случае предложить данное имущество кредитору. Но доходы в бюджет принимаются только в денежной форме, и предприниматель, естественно, не может забрать такое имущество. Исполнительное производство прекращается, начинается новый круг. Все это понижает результативность коммерческой деятельности.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом также считает, что объем имущества, снятого с реализации, серьезно влияет на результаты работы. За первое полугодие 2012 года он составил 7 млрд. руб., из которых имущество на 2,5 млрд. руб. было отозвано судебными приставами-исполнителями, а остальная часть снята с реализации по причине неликвидности. В целом это составляет 39% от имущества, переданного на реализацию, по сравнению с прошлым годом динамика положительная, этот показатель снизился с 53%. www.ca.rosim.ru Между тем доля неликвидного имущества по-прежнему остается очень большой. Основная причина, по мнению ФАУГИ, - неправильное определение стоимости арестованного имущества.

Недостатки в вопросах оценки арестованного имущества инициируют много прецедентов в судебной практике. Практика показывает, что судебный пристав-исполнитель может правильно оценить товары народного потребления, имущество физических лиц, имеющее бытовое назначение, несложную оргтехнику. Во всех же остальных случаях для проведения оценки стоимости имущества, имущественных прав (дебиторской задолженности) согласно ст. 41 ФЗ «Об исполнительном производстве» Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Российская газета. 2007. 6 октября. судебный пристав-исполнитель привлекает специалистов-оценщиков, имеющих соответствующую лицензию на осуществление оценочной деятельности. Работа оценочных компаний вызывает много нареканий, как у судебных приставов-исполнителей, так и Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом исключительно наделено функциями по реализации арестованного и конфискованного имущества. Это создало очень существенную проблему в части реализации арестованного имущества. По сути, Правительством Российской Федерации ограничивается конкуренция на рынках реализации арестованного имущества и определен монопольный реализатор - территориальное отделение ФАУГИ. Береснев А. Арест имущества должника в свете нового законодательства // Журнал для акционеров. 2012. № 4. С. 28. В связи с этим Федеральное агентство по управлению государственным имуществом должно обеспечить наличие в местностях, где арестовано имущество, своих поверенных.

Наличие одной специализированной организации в регионе осложняет работу в части отсутствия выбора условий, предлагаемых специализированными организациями в условиях совершенной конкуренции. Территориальные отделения ФАУГИ и специализированные организации, как правило, располагаются в областных центрах и не охватывают в своей деятельности отдаленных районов и областей. Возникают проблемы с передачей специализированным организациям арестованного имущества, ограниченного в обороте (алкогольная и спиртосодержащая продукция и т.п.), реализация которого возможна только при наличии специального разрешения - лицензии. Имеют место случаи отказа специализированной организации принимать арестованное имущество на реализацию по данному основанию, что значительно затрудняет исполнение судебных решений и актов других органов. Затрудняет процесс реализации отсутствие лицензий у специализированных организаций на реализацию драгоценных металлов, оружия, алкоголя.

Большую группу проблем образует организация процесса реализации и коммуникации между участниками реализации, что отмечается и со стороны ФССП России, и со стороны ФАУГИ. Не четко функционирует организация работы судебных приставов-исполнителей с ФАУГИ и со специализированными организациями, обеспечивающая продуманный порядок и четкое взаимодействие участников, прозрачность процесса по оценке, хранению и реализации арестованного имущества.

В деятельности территориальных управлений Росимущества наблюдаются следующие основные проблемы реализации имущества по исполнительному производству:

Правовое регулирование реализации отдельных видов имущества, таких как скоропортящееся имущество, алкогольная продукция и спиртосодержащие жидкости, оружие, древесина и ряд других;

Проведение конкурсного отбора оценочных организаций;

Оценка имущества по балансовой стоимости;

Неурегулированность последующей уценки имущества;

Высокий уровень отзыва имущества с реализации.

В связи с этим ФАУГИ в предлагаются следующие действия:

Создание на основе предметного анализа оптимальной схемы движения заявок (постановлений) на реализацию имущества;

Обеспечение надлежащего совместно с ФССП контроля за процессом реализации имущества;

Усиление мер по сохранности имущества, снижение рисков его утраты или гибели;

Организация совместного с ФССП контроля за соблюдением установленных сроков реализации имущества и перечисления в территориальный орган ФССП вырученных от реализации денежных средств;

Создание единой с ФССП базы данных и формы отчетности.

Новое на сайте

>

Самое популярное