Домой Кредит на бизнес Бухгалтерского учета в бюджетных организациях.

Бухгалтерского учета в бюджетных организациях.

Проводки по бюджетному учету отличаются от тех, что применяются в коммерческом, частном секторе экономики. В связи с этим для освоения проводок по бюджетному учету необходимо обязательно руководствоваться инструкцией, прилагаемой к соответствующему плану счетов.

Источники права для организации учета в бюджетной сфере

В качестве основополагающих документов, регулирующих хозяйственный учет в бюджетном секторе, выступают единый план счетов и инструкция к нему, утвержденные приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Они предполагают существование специализированных планов счетов, утверждаемых для отдельных госструктур.

Законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ предусмотрена классификация существующих компаний бюджетной сферы на 3 категории. Для каждой из них существует свой план счетов.

ВАЖНО! Термин «бюджетный учет» допустимо применять не ко всем учреждениям, а только к тем, которые подпадают по классификации под действие приказа № 162н: например, органы госуправления, страховые фонды, казенные организации. Все прочие субъекты госсектора используют в своей работе правила обычного бухгалтерского учета.

Структура счетов бюджетного учета

Обычный счет бюджетного учета содержит в своем составе 26 символов. Расшифровка их назначения приведена в таблице ниже.

Знаки с 1 по 17 идентифицируют направления расходования и источники поступления средств, их содержание тесно связано с шифрами КБК. Руководство по использованию счетов является приложением к приказу № 162 н и поясняет порядок применения кодов для доходов, расходов бюджета, а также источников покрытия дефицита. При этом для данных целей в финансовых структурах применяются позиции с 1 по 17, а для прочих учреждений - с 4 по 20.

18-й знак применяется для обозначения категории финобеспечения. В качестве такового могут выступать бюджетные ресурсы с кодом 1 или временно полученные в распоряжение ресурсы - код 3.

Оставшиеся символы окончательно характеризуют предмет операции и содержатся непосредственно в плане счетов.

Проводки в бюджетном учете в 2017 году

В инструкции к приказу № 162н приведено множество типовых хозяйственных ситуаций в увязке с проводками, которые необходимо сделать в учете. Также в инструкции есть отдельная таблица с базовыми проводками. При отсутствии подходящей бухгалтерской записи в данной таблице необходимо самостоятельно составить проводку согласно общим требованиям инструкции.

В 2016 году произошел ряд изменений в бюджетном плане счетов, имеющих существенное значение для соответствующих учреждений:

  • были включены дополнительные корреспонденции счетов;
  • удалены отдельные счета в связи с появлением отдельного плана счетов для казначейства;
  • поменялась концепция учета готовых изделий (их стали учитывать по плановой себестоимости);
  • скорректированы коды счетов раздела «Санкционирование расходов», из них исключены КОСГУ,которые перестали применяться при бюджетировании расходов;
  • в КБК также произошли изменения, в частности из них были изъяты шифры для отражения классификации операций госуправления (КОСГУ).

Описанные корректировки необходимо обязательно применять при ведении бухгалтерского учета. В то же время нельзя сказать, что они коренным образом поменяли его методику, поскольку в целом большинство корреспонденций счетов остались прежними.

Пример

Государственное казенное учреждение образования «Лицей № 7» осуществило следующие хозяйственные операции в марте 2017 года:

***

На текущий момент счета бюджетного учета имеют довольно ограниченную сферу применения, связанную с учреждениями государственного сектора. В качестве основного документа, регламентирующего порядок ведения бухгалтерского учета в таких учреждениях, выступает приказ Минфина № 152 н. Опираясь на разъяснения, приведенные в инструкции к нему, специалист государственной компании сможет корректно составить проводки, используя соответствующие счета учета.

Бухгалтеры бюджетных учреждений должны руководствоваться Планом счетов и Инструкцией по его применению , которые утверждены Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015).

В составе бюджетного плана счетов примерно 2000 счетов. Но, в сущности, большая их часть - это субсчета. Конечно же, бухгалтеры не пользуются всеми счетами, а, равно как и в коммерческих структурах, разрабатывают рабочий план счетов.

Собственно, те счета, которые наиболее активно используются в деятельности бюджетников, входят в следующие разделы, их всего пять:


1. Нефинансовые активы.

Сюда включаются основные средства и нематериальные активы, а также все связанные с ними операции, например амортизация. Также в этот раздел входят материальные запасы, готовая продукция и капвложения.

2. Финансовые активы.

Название говорит само за себя и охватывает денежные средства и финансовые вложения учреждения, такие как ценные бумаги, депозиты, акции. Помимо этого к финансовым активам относят также все виды дебиторской задолженности, включая расчеты с дебиторами по доходам, расчеты с подотчетными лицами и т.п.

3. Обязательства.

Раздел схож с понятием обязательств в коммерческой сфере и подразумевает любые формы кредиторской задолженности, такие как расчеты с поставщиками и подрядчиками, расчеты по налогам и сборам, расчеты по долговым обязательствам…

4. Финансовый результат.

В разделе помещается информация о финансовых итогах не только за текущий год, но и за предшествующие годы деятельности учреждений. Также в нем указываются сведения о кассовом исполнении бюджета и о доходах будущих периодов.

5. Санкционирование расходов бюджетов.

Пожалуй, самый кардинально отличающийся от коммерции раздел. На входящих в него счетах идет учет бюджетных ассигнований и лимитов по бюджетным обязательствам.

Аналогично общему плану счетов, бюджетный содержит забалансовые счета, отражающие ценности, временно находящихся в учреждении и не принадлежащие ему.

С х ема работы бюджетных счетов

Не могу ни обратить внимание на один нюанс, касающийся изменений активов и обязательств учреждений бюджетной сферы. Дело в том, что при движении одного и того же вида активов или обязательств в бухгалтерском учете бюджетников используются разные счета, т.е. при увеличении субъекта бухучета запись делается по Де бету одного счета, а при его уменьшении, соответственно, по Кредиту другого .

Например, если увеличивается стоимость материалов, то бухгалтер формирует проводку:

Если стоимость материалов уменьшается , проводка будет иной:


Структура номера счета

Структура счета складывается из 26 разрядов, каждый из которых несет информацию об организации. Для простоты запоминания оформим структуру счета в таблицу.


А теперь на примере попробуем расшифровать кодировку бюджетного счета.


Очевидно, бухгалтерский учет в бюджете только с первого взгляда кажется особенно трудным. Достаточно небольшой теории и практики, чтобы самостоятельно вести бюджетный учет. А для этого нужно записаться на уникальный курс , который построен на одновременном изучении теории и углубленной практики с использованием документов реальной организации. По окончании курса Вы сможете смело работать бухгалтером в государственных и муниципальных учреждениях.

Приказ Минфина РФ от 16 ноября 2016 № 209н внес изменения в 6 инструкций по учету и отчетности для бюджетных учреждений. Изменены правила, по которым формируют план ФХД, исчисляют и уплачивают налоги и страховые взносы. Обо всех изменениях для бюджетных учреждений читайте в статье.

Изменения в инструкцию № 157н

События, наступившие после отчетной даты

Теперь, для соблюдения сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов, информация о событии после отчетной даты не используется при формировании отчетности. Информация об указанном событии и его оценке в денежном выражении раскрывается при представлении отчетности в пояснительной записке.

На сайте Минфина размещен проект Приказа «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты», из текста которого следует, что данный стандарт будет применяться государственными (муниципальными) учреждениями с 1 января 2018 года. Применение стандарта раньше этого срока допускается по согласованию с Минфином.

Организация документооборота при ведении бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией

Лицо, которое ведет бухгалтерский учет, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни (п. 9 Инструкции № 157н).

Этот пункт дополнен абзацем, устанавливающим, что правила ведения документооборота, в том числе порядок и сроки передачи «первички», должны соответствовать утвержденному графику ведения документооборота для отражения в бухгалтерском учете.

Учреждение, заключая договор на ведение бухучета со сторонней организацией, централизованной бухгалтерией, должно установить в нем:

  • правила документооборота (порядок и сроки передачи документов между сторонами договора);
  • порядок обмена учетной информацией между сторонами договора.

Исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета

По решению органа, осуществляющего в отношении госучреждения функции и полномочия учредителя, ошибка, обнаруженная до утверждения представленной этому органу отчетности и требующая внесения изменений в регистры бухгалтерского учета (журналы операций), в зависимости от ее характера отражается субъектом учета последним днем отчетного периода:

  • дополнительной бухгалтерской записью;
  • бухгалтерской записью, оформленной по способу «красное сторно», и (или) дополнительной бухгалтерской записью.

Информация об указанных бухгалтерских записях и об изменении показателей отчетности должна быть раскрыта в пояснительной записке (ф. 0503760), представляемой в составе уточненной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Учетная политика

Минфин России разработал проект приказа «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Он будет применяться при составлении отчетности с 1 января 2018 г. Какие важные изменения в формирование учетной политики он вносит:

  1. Основные положения к учетной политике нужно будет размещать в сети интернет.
  2. Размещать учетную политику можно только после утверждения в течение установленного срока. Следовательно, доработать её позже возможности нет.
  3. Любое изменение в учетной политике будет вноситься только по согласованию с учредителем ГРБС.

В преддверии этих изменений у нас есть возможность проработать учетную политику в 2017 году.

Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств

Приказом Минфина РФ № 209н п. 20 дополнен случаями, когда проведение инвентаризации обязательно. Из пункта 2.7 Инструкции № 157н следует, что проведение инвентаризации обязательно:

В данном пункте теперь указано, когда в учете и отчетности отражаются результаты инвентаризации. Установлено, что результаты инвентаризации отражаются в учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация. Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в годовой отчетности.

Результаты инвентаризации реорганизуемого (ликвидируемого) субъекта учета отражаются в отчетности, представляемой на дату его реорганизации, ликвидации учреждения, упразднения государственного органа (органа местного самоуправления).

Санкционирование расходов

Единый план счетов бухгалтерского учета дополнен новыми счетами:

  • 0 502 03 000 «Принятые авансовые денежные обязательства»;
  • 0 502 04 000 «Авансовые денежные обязательства к исполнению»;
  • 0 502 05 000 «Исполненные денежные обязательства».

Они применяются с 1 января 2017 года. Несмотря на то, что Приказом Минфина РФ № 209н эти счета не внесены в План счетов бухгалтерского учета автономного учреждения, они применяются автономными учреждениями при отражении операций по санкционированию расходов. Инструкции № 157н и 183н не содержат бухгалтерских записей для отражения операций по этим счетам. Мы предполагаем, что они должны быть такими:

Содержание операции Дебет Кредит
В единой информационной системе размещено извещение о проведении закупки оборудования 0 506 10 ххх 0 502 17 ххх
Приняты расходные обязательства при заключении контракта 0 502 17 310 0 502 11 ххх
Уточнены суммы расходных обязательств при заключении контракта по результатам конкурсных процедур 0 502 17 ххх 0 506 10 ххх
Приняты к учету авансовые денежные обязательства 0 502 11 ххх 0 502 13 ххх
Приняты к исполнению авансовые денежные обязательства 0 502 13 ххх 0 502 12 ххх
Исполнены денежные обязательства 0 502 12 ххх 0 502 15 ххх
Приняты денежные обязательства в сумме окончательной оплаты по контракту 0 502 11 ххх 0 502 12 ххх
Исполнены денежные обязательства по контракту 0 502 12 ххх 0 502 15 ххх

Кроме новых счетов, в Инструкцию № 157н добавлены и новые понятия (п. 308 Инструкции № 157н):

  • авансовые денежные обязательства — обязанность учреждения уплатить в порядке предварительной оплаты (аванса) юридическому или физическому лицу определенные денежные средства в соответствии с условиями гражданско-правовой сделки до осуществления поставки необходимых товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • отложенные обязательства — обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов.

Учет отложенных обязательств ведется на счете 0 502 09 000, а отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода) учитываются на счете 0 502 99 000. Кредитовый показатель по счету 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» отражает сумму отложенных обязательств автономных учреждений, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете автономных учреждений по данным обязательствам резерва предстоящих расходов (отложенных обязательств) (норма введена в п. 195 Инструкции № 183н).

Изменения в Инструкции № 183н

Структура номера счета

Структура счета осталась прежняя, но в 2017 году первые 4 знака в номере счета — раздел расходов. Не важно какой счет у бюджетных и автономный организаций: расходный или доходный, или денежный, первые 4 знака всегда раздел или подраздел расходов.

У бюджетных и автономных учреждений существует только 3 счета, у которых впереди будут нули — это счет 304.01, счет 401.30 и счет 210.06. Для всех остальных счетов обязателен раздел и подраздел.

Не важно какой источник, раздел, подраздел должен быть на всех счетах. Нет исключений для собственных средств, нет исключений для целевых средств и других источников. Исключения составляют только 3 вышеуказанные счета.

в 1-17‑м разрядах номера счета, в котором Инструкцией № 183н предусмотрены нули, отражает в порядке, установленном его учетной политикой, соответствующие аналитические коды поступления (выбытия).

Номер счета Разряд номера счета Информация, отражаемая в разрядах счета
Счет 0 100 00 000 «Нефинансовые активы» (за исключением счетов аналитического учета счетов 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», 0 107 00 000 «Нефинансовые активы в пути», 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»), а также счет 0 201 35 000 «Денежные документы» и корреспондирующие с ними счета 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (0 401 20 241, 0 401 20 242, 0 401 20 270) 5 — 17 Отражаются нули (если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества)
Счет 4 210 06 000 «Расчеты с учредителем» и корреспондирующий с ним счет 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» 1 — 17 Отражаются нули
Счет 0 207 00 000 «Расчеты по кредитам, зай-мам (ссудам)», отражающий сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам) 15 — 17 Отражаются нули
Счет 0 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам», отражающий сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам) 15 — 17 Отражается аналитический код выбытия
Счет 0 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение» 1 — 17 Отражаются нули

Изменение кадастровой стоимости земельного участка

Изменение кадастровой стоимости имущества земельного участка, ранее принятого к бухгалтерскому учету, отражается по дебету счета 0 103 11 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 180 (в случае увеличения кадастровой стоимости земельного участка) (п. 20 Инструкции № 183н). Если кадастровая стоимость земельного участка уменьшена, то корректировка стоимости производится той же бухгалтерской записью, только по методу «красное сторно» (записью со знаком «минус»).

Списание себестоимости услуги, работы, готовой продукции

Пункт 67 Инструкции № 183н дополнен бухгалтерской записью, устанавливающей отнесение фактической себестоимости выполненных работ, оказанных услуг на уменьшение финансового результата текущего финансового года (дебет счета 0 401 10 130 в корреспонденции с кредитом счета 0 109 60 000). Эта бухгалтерская запись применяется при формировании себестоимости услуги в рамках иной приносящей доход деятельности, в том числе медицинских услуг, предоставляемых застрахованным лицам в рамках базовой программы ОМС, медицинских услуг, предоставляемых женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период. В прежней редакции Инструкции № 183н п. 181 предусматривал отнесение себестоимости работ, услуг на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (0 401 20 211 — 0 401 20 213, 0 401 20 221 - 0 401 20 226, 0 401 20 271, 0 401 20 272, 0 401 20 290). Приказом Минфина РФ № 209н в п. 181 Инструкции № 183н счет 0 401 20 200 заменен на счет 0 401 10 130.

Доходы в форме субсидий

Пункты 96, 97, 178, 180 Инструкции № 183н дополнены следующими корреспонденциями счетов:

Содержание операции Дебет Кредит
Начисление доходов в сумме субсидий, предоставляемых в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, заключенными в текущем финансовом году между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и автономными учреждениями 4 205 30 000 4 401 10 130
Начисление доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, предоставляемых в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным), в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, заключенными в текущем финансовом году между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и автономными учреждениями, в том числе в рамках отражения событий после отчетной даты 4 205 30 000 4 401 40 130
Признание доходами текущего (отчетного) периода ранее начисленных доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания 4 401 40 130 4 401 10 130
Отражение задолженности автономного учреждения по возврату в доход бюджета неиспользованных остатков целевых субсидий прошлых лет в части остатков, потребность в которых подтверждена учредителем 0 205 81 000
(5 205 81 000,
6 205 81 000)
0 303 05 000
(5 303 05 000,
6 303 05 000)
Возврат неиспользованного остатка субсидии на иные цели (бюджетных инвестиций) прошлых лет 0 303 05 830 0 201 11 610
Начисление задолженности автономного учреждения по возврату в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ остатков субсидий, предоставленных на выполнение государственного (муниципального) задания, образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ) 4 401 10 130 4 303 05 000
Начисление задолженности автономного учреждения по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных субсидий на иные цели, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, в случае выявления по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля нарушений порядка использования указанных субсидий 0 401 10 130
(5 401 10 180,
6 401 10 180)
0 303 05 000
(5 303 05 000,
6 303 05 000)
Уменьшение суммы начисленных доходов, в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек), при принятии решения в соответствии с законодательством РФ об их уменьшении (списании, предоставлении скидок, льгот) 0 401 10 174 0 205 00 000,
0 209 00 000

Расчеты по ущербу и иным доходам

Абзац 12 п. 112 Инструкции № 183н дополнен основаниями, когда учреждения применяют корреспонденцию счетов: дебет счета 0 209 30 000 и кредит счетов 0 206 00 000, 0 208 00 000. Теперь данный пункт следует применять при начислении задолженности по требованиям компенсации расходов учреждения получателями авансовых платежей (подотчетных сумм) в отношении произведенных предварительных оплат в рамках договоров (соглашений), а также по иным основаниям согласно законодательству РФ, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договора (соглашения), в том числе по результатам претензионной работы (решению суда).

Кроме того, данный пункт дополнен абзацем, устанавливающим, что суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных автономным учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ, отражаются по дебету счета 0 209 30 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 130.

Расчеты по НДС по уплаченным авансам

Пункт 115 Инструкции № 183н дополнен бухгалтерской записью, отражающей зачет суммы НДС, принятой к вычету по авансам (предварительным оплатам), перечисленным в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Такая операция отражается по дебету счета 0 210 13 000 (счет введен в план счетов Приказом Минфина РФ № 209н и называется «Расчеты по НДС по авансам уплаченным») в корреспонденции с кредитом счета 0 210 12 000. Соответственно, уменьшение суммы НДС, подлежащей оплате в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ, на сумму налога по перечисленным предварительным оплатам в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предъявленную продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, отражается по дебету счета 0 303 04 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 210 13 000.

Изменения в Инструкции № 33н

Приказом Минфина РФ № 209н внесены изменения в порядок заполнения справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, отчеты (ф. 0503737, ф. 0503721, ф. 0503723) и сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769). Положения Инструкции № 33н дополнены п. 8.1, которым установлен порядок исправления ошибок, обнаруженных учреждением, сообщения учредителем об ошибках, обнаруженных в ходе проведения камеральной проверки отчетности.

В справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах внесены изменения в части порядка заполнения строк 170 — 173 и 180 — 183 (п. 21 Инструкции № 33н). В этих строках отражаются показатели по забалансовым счетам 17 и 18. Изменения, внесенные в п. 21 Инструкции № 33н, соответствуют поправкам, внесенным Приказом Минфина РФ № 209н в п. 365 и 367 Инструкции № 157н. Они касаются отражения по забалансовым счетам 17 и 18 сумм возвратов расходов текущего года и прошлых отчетных периодов. Так, забалансовый счет 17 предназначен:

  • для аналитического учета поступлений денежных средств (за исключением поступлений от возврата расходов текущего финансового года) (отражаются по строке 170 справки);
  • для учета возврата излишне полученных доходов (доходов от авансов) (за исключением возврата субъектом учета остатков не использованных им субсидий (грантов) прошлых лет) (отражаются по строкам 172 и 173 справки). В случае превышения возвратов доходов прошлых лет над суммой поступлений доходов отчетного финансового года (с учетом их возвратов), отраженных по этому забалансовому счету, показатели отражаются по строке 171 со знаком «минус».

Забалансовый счет 18 предназначен:

  • для аналитического учета выбытий денежных средств (за исключением выбытий, которые отражаются по забалансовому счету 17) (указываются в строке 180, при этом выбытия по возврату остатков субсидий (грантов) прошлых лет отражаются по строке 181 справки);
  • для учета возврата расходов (излишне произведенных перечислений) текущего года с банковских счетов субъекта учета, с лицевого счета, открытого ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), со счета операций с наличными денежными средствами, а также из кассы субъекта учета (отражаются по строкам 182 и 183 справки).

Операции по возврату расходов (выплат источников финансирования дефицита бюджета, за исключением денежных средств) текущего года, учтенных на соответствующих счетах аналитического учета счета 18 «Выбытия денежных средств», отражаются со знаком «минус».

В отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) Приказом Минфина РФ № 209н п. 42, 43, 44 Инструкции № 33н дополнены информацией об отражении в разделах формы сумм возвратов, в том числе возврата остатков сумм субсидий (грантов). Данные по кассовым поступлениям доходов отражаются по графе 5 («Исполнено плановых назначений через лицевые счета учреждения») разд. 1 «Доходы учреждения». Возврат остатков субсидий (грантов) прошлых лет отражается в разд. 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» по строке 592 и в разд. 4 «Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет» по строке 910.

Порядок заполнения графы 6 «Исполнено плановых назначений через банковские счета» разд. «Источники финансирования дефицита средств учреждения» дополнен информацией о том, что по этой графе приводятся данные по счету 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам».

В отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503721) внесены изменения, касающиеся формирования показателя по строке 090 «Доходы от операций с активами». По ней отражается сумма данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 401 10 170 «Доходы по операциям с активами» (0 401 10 171 — 0 401 10 174) (новые положения п. 53 Инструкции № 33н). В действующей редакции Инструкции № 33н эта строка определяется как сумма строк 091, 092 и 099.

Приказом Минфина РФ № 209н скорректированы сроки составления отчета о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723). Начиная со следующего года отчет будет формироваться по состоянию на 1 июля и 1 января года, следующего за отчетным (то есть будет включаться в состав годовой и полугодовой отчетности). Кроме того, порядок заполнения данной формы дополнен следующей информацией:

  • по строке 122 отражаются доходы в виде грантов, при этом возврат остатков грантов прошлых лет при формировании показателя строки не учитывается;
  • по строкам 501 и 502 не учитываются обороты по счету 0 201 22 000 «Денежные средства учреждения, размещенные на депозиты в кредитной организации».

Изменения, внесенные Приказом Минфина РФ № 209н в Инструкцию № 33н, в основном касаются порядка заполнения разд. 1 таблицы пояснительной записки (ф. 0503760) «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769)» (далее — сведения (ф. 0503760)). При этом разд. 3 «Аналитическая информация о движении просроченной дебиторской, кредиторской задолженности» исключен из формы. В разделе 1 сведений (ф. 0503760) изменены наименования граф 5 — 8 формы, уточнено понятие «неденежные расчеты», применяемое для заполнения этой таблицы, а также внесена дополнительная информация в порядок заполнения граф разд. 1.

Обновленная классификация основных средств с 2017 года

Внесение изменений в Классификацию основных средств не является основанием для изменения налогоплательщиком срока полезного использования введенных в эксплуатацию объектов основных средств. Таким образом, в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию до 1 января 2017 года, применяется срок полезного использования, определенный на дату принятия к налоговому учету амортизируемого имущества.

Коды по новому ОКВЭД2 в 2017 году

7 правил ведения операций с учетом приказа № 209н

Для операций по дебету и кредиту сотых счетов, для всех типов учреждений, приказ № 209н ввел следующие правила:

1 правило . В сотых счетах достаточно поставить раздел, подраздел и 13 нулей. В корреспондирующем счете нужно отразить всю классификацию. Классификация для казенных учреждений полная. А для бюджетных автономных своя: раздел, подраздел КВР. Таким образом, мы видим, что из оборотов в 2017 году могут уйти КВР, если иное не предусмотрено вашей учетной политикой. Далее сюда же идет счет 201.35. Данное правило касается всех сотых счетов за исключением 106 и 107 счета.

2 правило . Проводки списания с сотых счетов на счета 401 20 200, и по дебету и по кредиту, отображаем только раздел и подраздел. Остальные — 13 нулей. Когда сотые счета корреспондируются со счетом 401 20 200, когда идет безвозмездная передача, списание, начисление амортизации. По новому правилу по счету 401 20 200 указывается классификация если она ведется на сотых счетах.

3 правило Затратные счета: 109 счет и счет 401 20 200, для всех остальных проводок где 401 20 200 задействован классификация ведётся обязательно, кроме сотых счетов. По 109 счету классификация ведется обязательно.

4 правило . 106 счет ведется с классификациями. Это правило для всех типов учреждений.

5 правило . Проводки, где ставим дебет 401 10 172, а по кредиту 210 06660, нужно поставить 17 нулей. Это правило и по кредиту и по дебету. Для всех учреждений. Имейте ввиду, что счет 401 10 172 будет иметь 17 нулей только если он корреспондирует со счетом 210.06.

6 правило - резервы. Счет 401.60 ведётся с классификацией и по дебету и по кредиту, правило для бюджетных и автономных учреждений. Классификация будет состоять из раздела, подраздела, и КВР. Далее правило по счету 401.60 для казенных учреждений, у казенных учреждений по счету 401.60 допускается показывать только раздел подраздел. Таким образом, если вы приняли решение и у вас на счете 401.60 будет только раздел подраздел и остальные нули, значит на счете 401.20 будет точно такая же классификация.

7 правило. Для всех типов учреждений для счета 201 показываются 3 нуля перед источником средств. Что касается централизованного снабжения у казенных учреждений по счету 304.04 — используется полная классификация.

Новое в отражении в учете расходов на профилактику травматизма за счет ФСС

Новое письмо Минфина России от 16.02.2017 № 02-07-07/8786 установило совершенно иной порядок отображения по профилактики травматизма за счет ФСС. Оно носит обязательный характер.

В прошлом году мы проводили профилактику за счет ФСС либо передвижкой кассовых расходов, либо исправительными проводками, когда ФСС эти расходы засчитывал. В соответствии с этим письмом и внесенными изменениями в бюджетную классификацию принцип будет другой. Начисляем взносы ФСС, отражаем расходы, производим расходы на охрану труда, например, приобретем спецодежду. Затем предъявим требования к фонду ФСС по зачету этих средств на охрану труда. Таким образом будем начислять доход. Т.е. мы предъявляем требования. Затем отражаем эти начисления, как начисленные доходы, и делаем зачет в ФСС. В результате произведенных действий появляется внекассовая операция.

В письме указаны проводки и весь механизм. Изучив письмо, мы видим совершенно иной подход: во всех проводках присутствует КВР119, даже для приобретения услуг. Это означает что в плане должны быть отображены расходы и доходы. Обратите внимание, что начисление рекомендуется проводить через счет 209.30.

25 363 просмотра

В 2019 году Инструкции 157н и 162н применяются в новых редакциях. Мы рассказываем, какие поправки внесены в соответствующие приказы Минфина, изменилась ли структура плана счетов и где можно посмотреть корректные бухгалтерские проводки.

Скачайте образец рабочего плана счетов в нашей статье, составленного с учетом последних изменений в законодательстве.

Последние изменения в Плане счетов бюджетного учета в 2019 году

Внесли изменения в Инструкцию 157н с Единым планом счетов, смотрите Далее Минфин приказом от 28.12.2018 года 297н внес поправки в Инструкцию 162н для казенных учреждений.

В плане счетов бюджетного учета для казенных учреждений добавлены новые счета по расчетам:

  • 205 12 – с плательщиками государственных пошлин, сборов;
  • 205 13 – с плательщиками таможенных платежей;
  • 205 14 – с плательщиками по обязательным страховым взносам;
  • 205 2к – по доходам от концессионной платы;
  • 206 80 – по безвозмездным авансовым перечислениям организациям капитального характера;
  • 208 33 – с подотчетными лицами по приобретению непроизведенных активов.

Введен счет расчета по доходам бюджета от возврата выделенных на выполнение госзаданий субсидий: 205 36. Увеличение и уменьшение дебиторской задолженности по этому счету отражается по КОСГУ 562 и 662, потому что возврат возможен только от бюджетных и автономных учреждений.

В связи с детализацией КОСГУ изменены все счета расчетов с подотчетными лицами. Увеличение задолженности отражается по статье 567, уменьшение – по статье 667, потому что расчеты производятся с физлицами.

В новой редакции 162н добавлены три счета для учета прочих несоциальных выплат персоналу в натуральной форме:

  • 206 14 – расчеты по авансам;
  • 208 14 – расчеты с подотчетными лицами;
  • 302 14 – расчеты по выплатам.

Аналогично в план включены счета для учета социальных компенсаций в натуральном виде:

  • 206 67;
  • 302 67.

В названиях счетов 206 12, 208 12, 302 12 и 206 66, 302 66 в обновленной Инструкции указано, что они применяются только для расчетов в денежной форме. В названиях счетов 206 24 и 302 24 отмечено, что они не используются при расчетах за аренду земельных участков и других природных объектов. Это связано с тем, что для указанных расчетов ранее введены счета 206 29 и 302 29.

В новой редакции указаны счета:

  • 401 10 100 – доходы экономического субъекта;
  • 401 20 200 – расходы экономического субъекта.

Исключены ранее действующие 401 10 120, 401 10 130 и так далее, а также 401 20 211, 401 20 212, 401 20 213 и прочие. В рабочих планах детализацию учреждениям следует выполнить самостоятельно в соответствии с 209н . В 162н счета, являющиеся групповыми, для которых возможно добавление статьи и подстатьи КОСГУ, помечены сноской <1>.

Скачайте шпаргалку с последними изменениями в КОСГУ:

Обратите внимание! Важно использовать правильные коды КОСГУ во избежание ошибок в учете и отчетности.

Образец плана счетов бюджетного учета казенного учреждения 2019

Рабочий план счетов бюджетного учета обязательно включают в состав учетной политики учреждения. В нем указывают счета, которые применяет в учете учреждения, в том числе которые ввели самостоятельно.

Рабочий план счетов составляйте на основе Плана счетов и Инструкции по его применению, утвержденных Минфином России для конкретного типа учреждения. Одновременно рабочий план должен учитывать специфику деятельности учреждения.

Структура Плана счетов бюджетного учета

План счетов бюджетного учета на 2019 год с пояснениями состоит из шести разделов. Первые пять содержат счета учета:

  1. Нефинансовых активов – ОС, МЗ, НМА, НПА, вложений в НФА, амортизации, затрат на изготовление, обесценения и прав пользования.
  2. Финансовых активов – денежных средств в кассе и в банках, финансовых вложений, всех видов ценных бумаг, доходов от различных источников, авансов выданных, расчетов с подотчетными лицами, по ущербу и недостачам, с прочими дебиторами.
  3. Обязательств – расчетов по выплатам персоналу, начислениям на оплату труда, пособиям ФСС, налогам, взносам, долгам, кредитам, с контрагентами за товары, работы и услуги, внутриведомственным передачам, по выплатам из бюджета.
  4. Финансового результата – доходов и расходов текущего, прошлых и будущих периодов.
  5. Санкционирования расходов – сметных назначений, принятых бюджетных обязательств и денежных обязательств, полученных ЛБО и бюджетных ассигнований.

Шестой раздел посвящен порядку учета операций по централизованному снабжению.

Проводки бюджетного учета

До мая 2018 года план счетов бюджетного учета публиковался с пояснениями и проводками. В Инструкцию 162н было включено приложение «Корреспонденция счетов бюджетного учета», содержащее корректные бухгалтерские записи по операциям с бюджетными средствами. В редакции от 08.05.2018 года приложение было упразднено.

В настоящее время для формирования и проверки проводок следует руководствоваться инструкцией по применению плана счетов. В ней указано, какие счета используются в дебете и в кредите при отражении в учете фактов хозяйственной жизни.

Также вы можете использовать примеры проводок в Системе Госфинансы. Они актуализируются под изменения в законах и инструкциях по учету.

Перечень счетов, используемый для хозяйственного чета организации, называется Планом счетов. План счетов бюджетных организаций обособлен от плана счетов, используемого в коммерческих организациях. В бюджетных организациях учет ведется по бюджетным и внебюджетным источникам финансирования.

Увидеть типовые проводки с пояснениями для бюджетного учета на 2019 год можно в .

К бюджетным организациям относятся:

  • внебюджетные фонды;
  • государственные учреждения;
  • муниципальные учреждения, и т. д.

Все эти организации входят в систему так называемой государственной учетной политики, которая представляет собой строго определенный порядок бюджетного учета в органах государственной, территориальной, муниципальной власти, внебюджетных фондов и др.

Эта политика регламентируется Инструкцией по бюджетному учету, которая служит основой для разрабатываемой каждым органом собственной политики бюджетного учета. Эта инструкция ограничивает проявления «самодеятельности» бюджетных организаций при самостоятельной разработке собственных правил учета, и одновременно является основой этих правил и принципов.

Структура плана счетов бюджетного учета

План счетов бюджетного учета разработан для сопоставления данных бюджетов различных организаций, входящих в бюджетную сферу.

Образец плана счетов бюджетного учета государственного учреждения можно скачать по . В нем перечислены все используемые счета, в том числе и . В таблице представлена информация о том, в каком виде учреждения используются разные счета — в казенном, бюджетном или автономном:

Новый бюджетный план счетов содержит около двух тысяч синтетических счетов учета. Для потребностей собственного учета государственное (муниципальное) предприятие разрабатывает на основе утвержденного собственный ПС, в который входят только счета, необходимые данной организации.

Номер счета бюджетного ПС состоит из разрядов, структура счета описана в таблице:

Таким образом, в код плана счетов интегрирован код бюджетной классификации. Это позволяет вести учет по определенным видам активов и создавать информационную базу для формирования необходимой отчетности в соответствии с действующим законодательством и требованиями МСФО.

Состав бюджетного ПС

  1. Нефинансовые активы;
  2. Финансовые активы;
  3. Обязательства;
  4. Финансовый результат;
  5. Санкционирование расходов.

К нефинансовым активам относятся основные средства, нематериальные и непроизводственные активы, материалы, расходы, амортизация и т.д. Отличием бюджетного ПС от коммерческого можно назвать присутствие специального счета для вложений в материальные запасы.

В состав финансовых активов входят ДС (на счетах, в кассе и пр.), ценные бумаги, дебиторская задолженность других контрагентов, вложения в фин. активы и др.

3-й раздел, обязательства , включает в себя и все платежи, включая расчеты между контрагентами.

В 4-м разделе скомпонованы счета учета доходов-расходов и фин. результатов .

Можно сказать, что по своему составу бюджетные обязательства и активы аналогичны этим понятиям в коммерческом учете. Отличается состав счетов и методы учета.

5-й раздел представляет собой список счетов, на которых отражаются движения по:

  • ассигнованиям из бюджета;
  • лимитам бюджетных обязательств;
  • запланированных доходов(расходов).

Большинство счетов нового бюджетного ПС представляют из себя субсчета первого, второго и третьего порядка к ранее существовавшим аналитическим счетам.

Каждый отдельный счет бюджетного ПС может быть активным или пассивным, третьего варианта не существует.

Кредитовое сальдо по активному счету отражается по Дт счета суммой со знаком «минус». Аналогично, дебетовое сальдо на пассивном счете — отрицательной суммой по кредиту.

При отсутствии в утвержденной Инструкции типовой корреспонденции счетов, организация вправе сформировать свою собственную, при условии ненарушения законодательства.

Забалансовые счета

Кроме балансовых, ПС содержит и забалансовые счета. Они кодируются двумя цифрами. На счетах забаланса отражается движение в стоимостной оценке активов, не принадлежащих организации, например, ОС в аренде или ТМЦ на ответственном хранении.

Как и в , счета этой группы могут не иметь корреспондирующего счета. И, разумеется, данные, отраженные на этих счетах, не участвуют в формировании баланса.

Новое на сайте

>

Самое популярное